Методики определения воспитанности учащихся. Тест «уровень воспитанности» (рекомендации ниро). Отношение к общественному труду

Управление процессом воспитания невозможно без обратной связи, которая несет характеристику его результативности. Выполнить эту функцию помогают методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Для того чтобы оценивать эффективность воспитательного процесса, необходимо изучать деятельность и поведение воспитуемых. Под эффективностью воспитания понимают степень соответствия достигаемых результатов поставленным целям воспитания.

О показателях воспитанности школьников можно судить по степени их участия во всех основных видах деятельности, соответствующей их возрасту: игровой, учебной, трудовой, общественной и др., - и результативности этого участия.

Важными показателями воспитанности школьников являются их общение и отношения в коллективе, со сверстниками, старшими и др. Характер общения и поведения школьников во многом определяет результативность воспитательных влияний на личность.

К показателям воспитанности личности необходимо отнести также и ее информированность прежде всего в нравственной, культурной, эстетической и других областях.

Ни один из этих показателей не может рассматриваться сам по себе, так как нельзя разделить сознание, действия, поведение и общение личности. Всякое их подразделение носит условный характер и применяется лишь в целях более детального и поэлементного изучения общего уровня воспитанности учеников. То же самое надо сказать и об условности выделения соответствующих методов воспитания и оценки его эффективности.

Общий анализ процесса воспитания складывается из оценки его результативного и процессуального компонентов. Необходимо оценивать действия самих воспитателей, правильность их подхода к ученикам, характер утверждаемого ими стиля общения, взаимодействия, их влияние на развитие инициативы и самодеятельности учащихся. Рассмотрение в единстве результативных и процессуальных показателей делает изучение воспитания объективным.

К основным методам контроля относятся: педагогическое наблюдение за учениками; беседы, направленные на выявление воспитанности; опросы (анкетные, устные и пр.); анализ результатов общественно полезной деятельности, деятельности органов ученического самоуправления; создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых.

Педагогическое наблюдение характеризуется непосредственным восприятием деятельности, общения, поведения личности в целостности и динамике их изменения. Различают разнообразные виды наблюдения - непосредственное и опосредованное, открытое и скрытое, непрерывное и дискретное, монографическое и узкое, и пр.

Для того чтобы успешно использовать наблюдение как способ изучения воспитанности личности, надо вести его с конкретной целью, владеть программой изучения личности, критериями оценки ее воспитанности.

Наблюдения должны носить систематический характер. Важно хорошо продумать систему фиксации наблюдаемых фактов (записи в дневник наблюдений, в карту наблюдений и др.).

Беседы с воспитанниками помогают педагогам выяснить степень информированности учащихся в области нравственных проблем, норм и правил поведения, выявить причины отклонений от выполнения этих норм, когда они наблюдаются. Одновременно учителя фиксируют мнения, высказывания учеников, чтобы оценить и качество своих воспитательных влияний, отношение детей друг к другу, их симпатии, антипатии и т.п.

Все чаще в классных коллективах применяются психологические опросники, которые проясняют характер отношений между членами коллектива, товарищеские привязанности или, наоборот, негативные отношения к тем или иным членам его. Такие опросники позволяют своевременно выявлять возникающие противоречия и принимать меры к их быстрому и умелому разрешению. При составлении опросников следует соблюдать определенные правила, например: не следует ставить вопросы в прямолинейной форме, содержание ответов должно давать взаимо-проверяемые сведения и т.п. Требования к опросникам содержатся в пособиях по педагогической психологии или в рекомендациях по изучению школьников, которые даются студентам при подготовке к педагогической практике.

Опытные воспитатели для контроля за ходом воспитания школьников применяют и такой более сложный метод, как сознательное включение учеников в такие виды деятельности и общения, в которых они могут наиболее полно проявить те или иные стороны своей воспитанности. Этот метод требует большого мастерства, педагогической коллегиальности.

Завершается контроль за ходом воспитательной работы оцениванием не только результатов воспитанности школьников, но и уровня воспитательной деятельности учителя и школы в целом.

При оценке воспитательной работы учителя необходимо учитывать его умения использовать современные методы, формы и средства воспитания, выбирать их оптимальные сочетания в конкретных ситуациях, дифференцированно подходить к ученикам, обоснованно характеризуя их поведение и прилежание, а также учитывать участие учителя в трудовом воспитании и профессиональной ориентации школьников, характер взаимодействия учителя и учащихся.

О результативности воспитания свидетельствуют следующие показатели: сформированность у учащихся основ мировоззрения, умение оценивать события, происходящие в нашей стране и за рубежом; усвоение ими норм морали, знание и соблюдение законов, в том числе Правил для учащихся; общественная активность, коллективизм, участие в ученическом самоуправлении; инициатива и самодеятельность воспитанников; эстетическое и физическое развитие.

Исходя из целей, задач и содержания воспитательной работы учителя - классного руководителя, можно выделить две группы обобщенных критериев эффективности воспитания.

Первая группа - процессуальные критерии, позволяющие оценить управленческие функции воспитателя: как осуществляются педагогическая деятельность и общение педагога, как реализуется в процессе труда его личность, каковы его работоспособность и здоровье, какие процессы деятельности и общения он организует.

Вторая группа - результативные критерии, показывающие, насколько эффективно реализуются целевые и социально- психологические функции. Результативные критерии отражают тот уровень, которого достигают воспитанники в своем социальном развитии.

Процессуальные критерии и показатели отражают характер взаимодействия и той атмосферы, которые способствовали достижению тех или иных результатов. К сожалению, в школьной практике продолжает оставаться доминирующей оценка работы классного руководителя по внешним и формальным признакам - успеваемость, документация, оформление кабинета и т.д. По-прежнему недооцениваются педагогическая культура, авторитет учителя у детей, родителей, коллег.

От стиля руководства классом, от стиля общения классного руководителя с детьми во многом зависит то, какие взаимоотношения складываются у ребят с учителем и между собой. Демократический стиль, при котором ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, учитывается его мнение в принятии решений, поощряется самостоятельность суждений, способствует созданию в классе непринужденной, дружелюбной, творческой атмосферы сотрудничества и взаимопомощи.

Приоритетом в оценке работы классного руководителя, безусловно, являются результативные, позитивные изменения в уровне воспитанности учащихся и в их взаимоотношениях. Поэтому особое внимание в деятельности классного руководителя уделяется его диагностической функции, направленной на систематическое, объективное изучение изменений, происходящих в уровне воспитанности школьников.

Педагогическая диагностика не самоцель. Данные диагностики, которые получены с помощью различных методов, позволяют организовать воспитательный процесс, исходя из реального состояния воспитанности классного коллектива и отдельных учащихся.

Эффективность воспитательной работы классного руководителя понимается как соответствие полученных результатов поставленным целям в сравнении с прошлыми достижениями. Однако оценка результатов уровня воспитанности школьников осложняется рядом обстоятельств. Во-первых, отсутствием надежных, устойчивых критериев и показателей измерения уровня воспитанности; во-вторых, отсроченностью результатов воспитания во времени; в-третьих, влиянием большого числа объективных и субъективных факторов: общества, природного и социального окружения, школы, семьи, средств массовой информации, детских общественных организаций и т.д.

Диагностическая (оценочная) деятельность классного руководителя складывается из определенной последовательности практических действий, обеспечивающих целостность, системность, динамичность воспитательного процесса. Эта последовательность предполагает: постановку конкретных задач изучения воспитанности; подбор критериев и показателей для определения эффективности процесса воспитания учащихся: выбор методик и процедур изучения; проведение обследования; обработку, анализ и интерпретацию полученных результатов.

На этапе определения задач изучения воспитанности важно понять, что мы хотим изучать: проявление каких-либо личностных характеристик; отношение ребенка к учебе, к одноклассникам, к самому себе; межличностные отношения в классе; степень удовлетворенности ребенка своим пребыванием в классе и т.д.

Подбор критериев и показателей - наиболее сложный этап в диагностической процедуре. В зависимости от намеченных задач изучения определяются своеобразные индикаторы - критерии и показатели, позволяющие делать обоснованные выводы о результатах процесса воспитания. В качестве обобщенных критериев и показателей могут выступать интеллектуальная, нравственная, эстетическая и другая воспитанность или сформированность интеллектуального, нравственного, эстетического, коммуникативного и другого потенциала личности. Каждый отдельный критерий раскрывается в ряде своих показателей. Большое число показателей может затруднить процесс обработки и анализа данных, поэтому чаще используются три показателя. Это объясняется тем, что можно будет судить о высоком, среднем или низком уровнях воспитанности по числу зафиксированных показателей.

Выбор методик изучения возможен после определения задач, критериев и показателей. В настоящее время накоплен достаточный банк диагностических методик, которыми могут пользоваться практические работники. Выбор методик требует и соответствующего диагностического инструментария - протоколы наблюдений, бланки для испытуемых, бланки для экспертов и т.п. В качестве экспертов могут выступать директор и завучи школы, школьный психолог, социальный педагог, учителя, классные руководители, родители, старшеклассники.

На этапе проведения исследования создаются необходимые условия, обеспечивающие чистоту, достоверность и объективность результатов. Использование нескольких методик, сравнительный анализ данных, полученных с их помощью, повышает достоверность результатов, их взаимопроверяемость.

Обработка, анализ и педагогическая интерпретация предполагают обобщение данных, подготовку таблиц, схем, графиков, показываюших динамику роста или снижение изучаемых характеристик. Анализ и интерпретация результатов исследования позволяют выявить наиболее характерные тенденции, зависимости, наблюдаемые в течение нескольких лет. Информация, полученная об отдельных учащихся, классных коллективах или в целом о состоянии воспитательной системы школы, позволяет намечать новые цели и способы их достижения.

Поскольку сегодня наибольшую трудность вызывает определение совокупности критериев и показателей, выбор методик, рассмотрим несколько возможных и уже апробированных в воспитательной практике вариантов их комплексного использования.

В разных концепциях воспитания разные авторы разрабатывают свои критерии и показатели, отражающие их целевые установки. Так, В.А. Караковский, JI.И. Новикова, Н.Л. Селиванова в качестве основных критериев эффективности воспитательной системы предлагают две группы критериев: критерии факта и критерии качества. Такой критерий, как уровень воспитанности школьника, признается важным критерием оценки эффективности воспитательной системы в целом. Для определения уровня воспитанности школьника, его личностного развития рассматриваются ориентации личности на общечеловеческие ценности - человек, семья, труд, знания, культура, отечество, земля, мир, а также такие качества, как интеллигентность, креативность, адаптивность, чувство собственного достоинства, независимость в суждениях и ответственность в поступках.

В работах О.С. Газмана и его концепции к основным критериям результативности воспитательного процесса относятся: готовность ребенка к самоопределению, самореализация, самоорганизация и самореабилитация; развитость индивидуальных способностей ребенка; нравственная направленность личности; физическое и психическое здоровье ученика; сформированность базовой культуры учащегося; защищенность ребенка в социальном окружении.

По мнению Н.Е. Щурковой, критериями воспитанности личности являются истина, добро, красота, которые могут быть дополнены более конкретными показателями, такими как внешний облик ребенка, физическое и психическое развитие школьника, поведение ребенка в школе и вне школы, участие детей в разнообразных видах деятельности и качество мероприятий; способности и самочувствие детей, отношение ребенка к своему "Я".

В концепции Е.В. Бондаревской не отрицается подход, при котором результаты воспитания оцениваются по показателям уровня воспитанности, выявленным на основе личностных характеристик. Вместе с тем автор концепции считает, что такой подход не отражает направленности личности на саморазвитие природных задатков, личностного потенциала. Поэтому предлагаются следующие критерии воспитанности учащегося: уровень ценностно-смыслового развития и самоорганизации личности; способность к нравственной саморегуляции поведения; мера педагогической помощи, необходимая ребенку в его саморазвитии.

Обращаясь к проблеме оценки воспитанности учащихся, М.И. Рожков и Л.В. Байбородова полагают, что не обязательно иметь единые для всех образовательных учреждений критерии и показатели. Они определяются педагогами и воспитанниками, исходя из состояния воспитательной системы, ее целей и задач. В качестве основного критерия воспитанности школьников предлагается изучать направленность личности, проявляющуюся в ее взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях.

На основе потребностной концепции воспитания, разработанной В.П. Созоновым в качестве своеобразных критериев и показателей, рассматриваются свойства (качества), характеризующие внутренний мир человека, его отношения, установки. К ним относятся: самоприятие и убежденность перед собой в законности и ответственности собственного бытия; способность к рефлексии, владение своими чувствами, своим поведением; знание себя, своих особенностей; признание других; способность к пониманию, сочувствию, эмпатии; чувство собственного достоинства; готовность к преодолению жизненных проблем; эмоциональная и интеллектуальная независимость; способность получать удовлетворение от жизни, быть счастливым.

Представленные подходы к определению критериев и показателей свидетельствуют о том, что их систематическое использование на протяжении длительного времени позволяет отслеживать динамику происходящих изменений в контексте целостной авторской концепции воспитания. В основу разработки рекомендаций по совершенствованию воспитательной работы должны быть положены результаты сравнительного анализа по разным направлениям воспитания, проведенного с помощью единого исследовательского инструментария.

В процессе изучения уровня воспитанности школьников учителя и классные руководители используют разнообразные и доступные им методы. При выборе методов не следует увлекаться сложными психологическими тестами, методиками, которые требуют специальной психологической подготовки для проведения квалифицированной психолого-педагогической интерпретации и консультации со школьным психологом. К сожалению, в школьной практике часто недооценивается возможность методов наблюдения, беседы, консультации, хотя именно они позволяют собрать важный эмпирический материал, требующий внимательного, вдумчивого осмысления. Наблюдение за школьниками в естественных или в специально создаваемых воспитательных ситуациях позволяет в течение продолжительного времени фиксировать особенности поведения, отношения детей в различных условиях. Включение детей в различенные виды деятельности, выполнение индивидуальных и коллективных поручений в пределах класса или школы, анализ качества их выполнения предоставляют ценные сведения о личностных особенностях детей.

Использование методов опроса, рейтинга, обобщения независимых характеристик и др. предполагает привлечение учителей и классных руководителей к непосредственному участию в оценке уровня воспитанности школьников или классных коллективов. Полученные данные обогащают знания педагогов о детях, помогают понять причины негативного или позитивного поведения.

В оценке уровня воспитанности школьников важно знать мнение учащихся о самих себе, предоставлять им возможность оценить себя, свое отношение и поведение в рамках рассматриваемой проблемы. Это может быть осуществимо с помощью метода самооценки. По мнению ученых, оценка человеком собственных качеств выступает мощным стимулом к самовоспитанию, саморазвитию личности. В педагогической литературе (Н.Е. Щуркова, М.И. Шилова и др.) представлены разнообразные методы, позволяющие получить достаточно полную информацию об уровне воспитанности школьников.

Знание критериев, показателей, использование адекватных им методов составляют основу диагностики уровня воспитанности школьников.

В таблице 3 вариант сочетания указанных параметров при изучении воспитанности учащихся. Содержание воспитанности школьников в данном варианте составляет сформированность потенциалов личности (познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического, физического).

Таблица 3

Диагностика уровня воспитанности школьников

Критерии воспитанности школьника

Показатели

Методики изучения

I. Сформированность познавательного потенциала личности обучающегося

1. Освоение обучающимися образовательной программы.

2. Развитость мышления.

3. Познавательная активность обучающихся.

4. Сформированность учебной деятельности

1. Школьный тест умственного развития (ШТУР).

2. Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости.

3. Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка.

4. Метод экспертной оценки педагогов.

5. Метод самооценки обучающимися.

6. Педагогическое наблюдение.

II. Сформированность нравственного потенциала личности обучающегося

1. Нравственная направленность личности.

2. Сформированность отношения ребенка к Родине, обществу, семье, школе, классному коллективу, себе, природе, труду.

3. Проявление самостоятельности

1. Тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте" (может быть использован адаптированный вариант для младших школьников).

2. Методика С.М. Петровой "Русские пословицы".

3. Методики "Акт добровольцев", "Ситуация свободного выбора" (Л.В. Бай- бородова), методика изучения социализированности личности (М.И. Рожков), методика определения общественной активности учащихся (Е.Н.Степанов).

4. Метод ранжирования.

Сформированность коммуникативного потенциала личности учащегося

1. Коммуникабельность.

2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся.

3. Знание этикета поведения

1. Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся (Р.В. Овчарова).

4. Педагогическое наблюдение.

Методика определения уровня развития культуры общения и саморегуляции (В.П. Сергеева)

IV. Сформированность эстетического потенциала личности учащегося

1. Развитость чувства прекрасного.

2. Сформированность других эстетических чувств.

3. Участие в художественно-эстетической деятельности

1. Методика Торренса.

2. Метод экспертной оценки педагогов.

3. Метод самооценки учащимися.

4. Педагогическое наблюдение

V. Сформиро- ванность физического потенциала личности учащегося

1. Состояние здоровья выпускника школы.

2. Развитость физических качеств личности.

3. Участие в спортивной жизни класса, школы

1. Статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика.

2. Выполнение контрольных нормативов по проверке развития физических качеств.

Педагогическое наблюдение

VI. Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе

1. Комфортность ребенка в школе.

2. Эмоционально-психологическое положение ученика в школе (классе).

Особенности межличностных отношений

1. Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью".

2. Методики "Наши отношения" (Л.М. Фридман), "Психологическая атмосфера в коллективе" (Л.Г. Жедунова).

3. Методика определения привлекательности для школьника группы одноклассников (В.П. Сергеева).

4. Анкета "Ты и твоя школа".

Приложение 1

(методика Н.П. Капустиной) 1 – 2-е классы

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:

Мне интересно учиться

Я люблю мечтать

Мне нравится выполнять домашние задания

2. ТРУДОЛЮБИЕ:

Я старателен в учебе

Я внимателен

Мне нравится помогать родителям, выполнять домашнюю работу

Мне нравится дежурство в школе

3.БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:

К растениям

К животным

К природе

4. МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ:

5. КРАСИВОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:

Я аккуратен в делах

Я опрятен в одежде

Мне нравится красивое вокруг меня

Я вежлив в отношениях с людьми

6. КАК Я ОТНОШУСЬ К СЕБЕ:

Я управляю собой

Я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой

У меня нет вредных привычек

Оценка результатов: 5 – всегда, 4 – часто, 3 – редко, 2 – никогда, 1 – у меня другая позиция

По каждому качеству выводится среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок. Они складываются и делятся на 6. Средний балл – уровень воспитанности.

5 – 4,5 – высокий уровень 3,9 – 2,9 - средний уровень

4,4 – 4 – хороший уровень 2,8 – 2 – низкий уровень

Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов

(методика Н.П. Капустиной) 3 – 4-е классы

Я оцениваю себя вместе с родителями

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:

Мне интересно учиться

Я всегда выполняю домашние задания

Мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

Я стремлюсь получать хорошие отметки

2. ПРИЛЕЖАНИЕ:

Я старателен в учебе

Я внимателен

Я старателен

Я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

Мне нравится самообслуживание в школе и дома

3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:

Я берегу землю

Я берегу растения

Я берегу животных

Я берегу природу

4. Я И ШКОЛА:

Я выполняю правила для учащихся

Я выполняю правила внутришкольной жизни

Я участвую в делах класса и школы

Я добр в отношениях с людьми

Я справедлив в отношениях с людьми

5. ПРЕКРАСНОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:

Я аккуратен и опрятен

Я соблюдаю культуру поведения

Я забочусь о здоровье

Я умею правильно распределять время учебы и отдыха

У меня нет вредных привычек

Оценка результатов: 5 – всегда, 4 – часто, 3 – редко, 2 – никогда, 1- у меня другая позиция

По каждому качеству выводится среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок. Они складываются и делятся на 5. Средний балл – уровень воспитанности.

5 – 4,5 – высокий уровень

3,9 – 2,9 - средний уровень

4,4 – 4 – хороший уровень

2,8 – 2 – низкий уровень

Анкета-опросник «Настоящий друг» (Прутченков А.С. )

1. Делится новостями о своих успехах.

2. Оказывает эмоциональную поддержку.

3. Добровольно помогает в случае нужды.

4. Стремиться, чтобы другу было приятно в его обществе.

5. Не завидует другу.

6. Защищает друга в его отсутствие.

7. Терпим к остальным друзьям своего друга.

8. Хранит доверенные ему тайны.

9. Не критикует друга публично.

10. Не ревнует друга к остальным людям.

11. Стремится не быть назойливым.

12. Не поучает, как нужно жить.

13. Уважает внутренний мир друга.

14. Не использует доверенную тайну в своих целях.

15. Не стремиться переделать друга по своему образцу.

16. Не предает в трудную минуту.

17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.

18. Понимает состояние и настроение друга.

19. Уверен в своем друге.

20. Искренен в общении.

21. Первым прощает ошибки друга.

22. Радуется успехам и достижениям друга.

23. Не забывает поздравить друга.

24. Помнит о друге, когда того нет рядом.

25. Может сказать другу то, что думает.

Обработка результатов:

За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» – по 1 баллу, а за ответ «нет» – 0 баллов. Сложите полученные очки.

От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств дружбы. Скорее всего, вы не доверяете людям, поэтому с вами трудно дружить.

От 15 до 35 баллов. У вас есть опыт дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что вы верите в настоящую дружбу и готовы дружить.

От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, верный и преданный. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.

Тест Уровень сотрудничества в детском коллективе

Инструкция классу . Представьте, что в каждом прочитанном далее утверждении речь идет о вашем классе. В случае согласия с утверждением ставьте рядом с его номером плюс (+), в случае несогласия – минус(–). Можно два-три раза поставить вопросительный знак, если отвечаете «не знаю». Помните, что здесь нет «правильных» и «неправильных» ответов. Важно ваше личное мнение. Указывать свою фамилию на листке не нужно.

Список утверждений

    Ребята стараются хорошо выполнять дела, полезные всей школе.

    Когда мы собираемся вместе, мы обязательно говорим об общих делах класса.

    Для нас важно, чтобы каждый в классе мог высказывать свое мнение.

    У нас получается лучше, если мы что-то делаем все вместе, а не каждый по отдельности.

    После уроков мы не спешим расходиться и продолжаем общаться друг с другом.

    Мы участвуем в чем-то, если рассчитываем на награду или успех.

    Классному руководителю с нами интересно.

    Если классный руководитель предлагает нам, что делать, он учитывает наши мнения.

    Классный руководитель стремится, чтобы каждый в классе понимал, зачем мы делаем то или иное дело.

    Ребята нашего класса всегда хорошо себя ведут.

    Мы согласны на трудную работу, если она нужна школе.

    Мы заботимся о том, чтобы наш класс был самым дружным в школе.

    Лидером класса может быть тот, кто выражает мнение других ребят.

    Если дело интересное, то весь класс в нем активно участвует.

    В общих делах класса нам больше всего нравится помогать друг другу.

    Нас легче вовлечь в дело, если доказать его пользу для каждого.

    Дело идет намного лучше, когда с нами классный руководитель.

    При затруднениях мы свободно обращаемся к классному руководителю.

    Если дело не удается, классный руководитель делит ответственность с нами.

    В нашем классе ребята всегда и во всем правы.

Ключ, обработка и интерпретация результатов

Все 20 утверждений представляют собой 10 шкал, хотя при обработке результатов возможно рассматривать ответы школьников по каждому из 20 утверждений отдельно. В соответствии с порядковым номером утверждений от №1 до №10 (и аналогично от №11 до №20) это следующие шкалы:

- (1) – ценность школы. При высоких значениях: ориентация на школу, активность в общешкольных делах, включенность в ритм жизни параллели, широкий круг общения в школьном коллективе.

- (2) – ценность класса. При высоких значениях: ориентация на класс как на центр школьной жизни, включенность в дела класса, акцентирование групповых (внутриклассных) интересов.

- (3) – ценность личности. При высоких значениях: ориентация на личность, индивидуальность, приоритет самостоятельности, свободного самовыражения, личной позиции.

- (4) – ценность творчества. При высоких значениях: ориентация на творческое участие, интересное дело, совместную продуктивную деятельность.

- (5) – ценность диалога. При высоких значениях: ориентация на общение, дружеские отношения, эмпатия, забота об интересах окружающих.

- (6) – ценность рефлексии. При высоких значениях: ориентация на самоанализ, оценивание и рефлексивное понимание собственных интересов и потребностей.

- (7) – оценка креативности классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как творческого лидера, выдумщика и деятельного участника общих дел.

- (8) – оценка диалогичности классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как эмоционального лидера, авторитетного взрослого, способного понять и помочь.

- (9) – оценка рефлексивности классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как интеллектуального лидера, аналитика ситуации в классе, принимающего ответственные решения.

- (10) – откровенность. Оценка достоверности результатов, так как измеряет установку школьников на критичность к социально одобряемым ответам. Низкая откровенность ответов (низкая самокритичность) может свидетельствовать, несмотря на высокие оценки по другим шкалам, о неблагополучии во взаимоотношениях и выраженной социальной тревожности.

Для обработки результатов необходимо определить количественные значения по каждой шкале. За каждый ответ засчитывается 1 балл (кроме утверждений №10 и №20, где 1 балл засчитывается за каждый (–) ответ. За каждый (?) ответ засчитывается 0,5 балла. Баллы по каждой шкале суммируются и переводятся в проценты от 0 до 100%. Кроме того, вычисляется средний балл как среднее арифметическое всех десяти шкал. Полученные результаты изображаются графически.

Важно : подсчитываются и анализируются только групповые результаты, все ответы школьников анонимны.

Для простоты анализа считают результаты:

Низкий – ниже 60%,

Нормальный – в интервале 60-80%,

Высокий – в интервале 80-100%.

Особо интерпретируются результаты шкалы №10: при значениях ниже 50% результаты теста перепроверяются как недостоверные, при значениях в области 50-60% речь идет о пониженной самокритичности, выраженной социальной тревожности, стремлении выглядеть лучше в глазах окружающих взрослых.

Методика «Закончи предложение» (методика Н.Е. Богуславской)

Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения несколькими словами.

1. Если я знаю, что поступил неправильно, то …

2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то …

3. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно …

4. Когда в моем присутствии обижают человека, я …

5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я …

6. Если бы я был на месте учителя, я …

Незаконченные предложения, или моё отношение к людям.

Отношение к друзьям

Думаю, что настоящий друг …

Не люблю людей, которые …

Больше всего люблю тех людей, которые …

Когда меня нет, мои друзья …

Я хотел бы, чтобы мои друзья …

Отношение к семье

Моя семья обращается со мной как …

когда я был маленьким, моя семья …

Чувство вины

Сделал бы все, чтобы забыть …

Моей самой большой ошибкой было …

Если ты совершаешь дурной поступок, то …

Отношение к себе

Если все против меня …

Думаю, что я достаточно способен …

Я хотел бы быть похожим на тех, кто …

Наибольших успехов я достигаю, когда …

Больше всего я ценю …

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.

Обработка результатов.

Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:

1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;

2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;

3 балла – если сформировано полное и четкое представление.

Диагностика эмоционального компонента нравственного развития

Методика «Сюжетные картинки» (предназначена для детей 1-2 классов) (по Р.Р.Калининой)

Шкалы: эмоциональное отношение к нравственным нормам

Назначение теста

Методика предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам.

Описание теста

Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников.

Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный.

Инструкция к тесту

Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.

Тест

Обработка и интерпретация результатов теста

Обработка предложена Р.Р.Калининой.

0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т. д.

Методика «Закончи историю»

Методика предназначена для изучения осознания детьми нравственных норм. Исследование проводятся индивидуально.

Инструкция к тесту : «Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи».

Тестовый материал

История 1 . Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила...

Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?

История 2 . Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила...

Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

История 3 . Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, – сказала Люба, – можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил...

Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?

История 4 . Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил... Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему? Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.

Обработка результатов теста

0 баллов – ребенок не может оценить поступки детей.

1 балл – ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

2 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

3 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку

Методика «Что мы ценим в людях» (предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).

Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок.

Обработка результатов.

0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

Методика «Как поступать» (предназначена для выявления отношения к нравственным нормам).

Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней. Например, первая ситуация : во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему? Втораяситуация : одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?

Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

Диагностика осознанности гражданской позиции учащихся

Тест для учащихся 3-4 классов (Кузьмина Е.С., Пырова Л.Н.)

1. В какой последовательности располагаются полосы на Государственном флаге Российской Федерации?

а) белая, синяя, красная;

б) красная, белая, синяя;

в) синяя, белая, красная.

2. Гимн – это…

а) торжественная мелодия для исполнения симфонического оркестра;

б) торжественная песня для коллективного прослушивания;

в) торжественная песня или мелодия, исполняемая в особых, торжественных случаях, подчеркивающая любовь к Родине, гордость за нее.

3. На Государственном Гербе Российской Федерации изображен …

а) золотой двуглавый орел;

б) Святой Георгий Победоносец;

в) Святой Георгий Победоносец с копьем, победивший черного змея.

4. Родина – это…

а) место, где человек живет сейчас;

б) место, где человек родился и провел свое детство;

в) Отечество, родная сторона.

5. Конституция – это основной закон государства, определяющий …

а) общественное и государственное устройство;

б) основные права и обязанности граждан;

в) права граждан.

Уровень воспитанности обучающихся по методике Н.П.Капустиной и М.И.Шиловой

Диагностика и мониторинг уровня воспитанности школьников

Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях.

К. Д. Ушинский

Мониторинг в образовании чаще всего определяют как постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Мониторинг в воспитании - это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о воспитании в образовательном учреждении, обеспечивающая непрерывное слежение за его состоянием и прогнозирование его развития.

МОНИТОРИНГ = наблюдение + оценка + прогноз

НАБЛЮДЕНИЕ ОЦЕНКА ПРОГНОЗ

содержание

содержание

Подготовительный

Практический

Аналитический

Постановка цели

Определение объекта

Изучение опыта и литературы

Разработка инструментария

Наблюдение

Анкетирование

Собеседование

Тестирование

Систематизация полученных данных

Предложения

Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса - один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена прежде всего тем, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияют не только условия самой школы, но и внешняя по отношению к нему среда. В качестве предмета изучения качества воспитания может выступать уровень воспитанности учащихся.

Воспитанность - это свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных, социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека (к обществу, к себе, к труду, к людям). Изучение и анализ воспитанности школьников позволяет:

· конкретизировать цели воспитательной работы;

· дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности;

· обеспечить индивидуальный подход к личности каждого школьника;

· обосновать выбор содержания и методов воспитания;

· соотнести промежуточный с первоначально зафиксированным результатом;

· видеть близкие и более отдаленные результаты воспитательной системы.

Анкета ученика(цы)________ класса

Долг и ответственность

Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше.

Вношу предложения по совершенствованию работы класса.

Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.

Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.

Бережливость

Дисциплинированность

Ответственное отношение к учебе

Отношение к общественному труду

Коллективизм, чувство товарищества

Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам.

Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях.

Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых.

Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.

Доброта и отзывчивость

Честность и справедливость

Простота и скромность

Культурный уровень

Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц.

Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы (из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино…) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую.

Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно.

Соблюдаю правила поведения в общественных местах (в том числе транспорте)

Детям сказать : “Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале. (расшифровка дана на доске)”

“0” - всегда нет или никогда.

“1” - очень редко, чаще случайно.

“2”- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.

“3”- чаще да, чем нет, иногда забываю.

“4”- всегда да, постоянно .

Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 (максимальное кол-во баллов) (3+4+3+4)/16

Результат №1 Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 10. (1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2)/10

До 0,5 - низкий уровень воспитанности

0,6- уровень воспитанности ниже среднего

0,7 -0,8 средний уровень воспитанности

До 0,9 уровень воспитанности выше среднего

1- высокий уровень воспитанности

Результат №2 Затем складываются показатели каждого ученика и делятся на количество учащихся, получаем уровень воспитанности класса . (от учеников).

Учителя предметники оценивают учеников класса без вспомогательных вопросов по 9 пунктам по 5-балльной шкале.

Так же оценивают родители.

Затем показатели сравниваются и делаются выводы.

Низкий уровень : слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, механизмы самоорганизации и саморегуляции ситуативны.

Средний уровень : свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.

Хороший уровень : положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна.

Высокий уровень : устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.

Образец бланка ученика

(обводит нужную цифру, в правом поле записывается результат с округлением до сотых)

Так выглядит итоговая таблица по классу

(Я проводила в 10-м классе, получила интересные результаты - низкий уровень ответственности и культуры; коррекцию плана воспитательной работы осуществила по нужным позициям. И с целями мероприятий стало легче. Уровень самооценки то же виден.)

Итоги уровня воспитанности в классе

Классный руководитель.

Дата проведения анкетирования

Ответственное отношение к учению

Отношение к общественно полезному труду, трудолюбие

Долг и ответственность

Дисциплинированность

Коллективизм и товарищество

Доброта и отзывчивость

Уровень культуры

Честность и правдивость

Бережливость

Простота и скромность

Средний балл

Результат №2

«Анализ методик изучения уровня воспитанности учащихся»

руководитель ШМО: Меньшикова М.В.

МБОУ «Гимназия №12» г. Белгорода

Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса - один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена прежде всего тем, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияют не только условия самой школы, но и внешняя по отношению к нему среда. В «чистом виде» определить результат влияния воспитательной работы на достижение поставленных педагогических задач невозможно. Однако, отказавшись от изучения эффективности воспитательного процесса, дети будут обречены на стихийное существование и развитие.

Изучение и анализ воспитанности школьников позволяет:

  1. конкретизировать цели воспитательной работы;
  2. дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности;
  3. обеспечить индивидуальный подход к личности каждого школьника;
  4. обосновать выбор содержания и методов воспитания;
  5. соотнести промежуточный с первоначально зафиксированным результатом;
  6. видеть близкие и более отдаленные результаты воспитательной системы.

Чтобы правильно определить уровень воспитанности учащихся

важно правильно подобрать методику для оценки его воспитанности.

Подбор критериев и показателей является важным этапом, так как на нем определяются конкретные характеристики и индикаторы, позволяющие в дальнейшем делать обоснованные суждения о результативности процесса воспитания обучающихся.

Выделяется при диагностических процедурах четыре уровня воспитанности:

  1. Высокий уровень: личность способна к саморазвитию, отличается самостоятельностью в общении и деятельности.
  2. Достаточный уровень: у ребенка, в основном, сформированы внутренние регуляторы поведения, но ему нужна помощь в критических ситуациях.
  3. Низкий уровень: личность остановилась в своем развитии, без педагогической поддержки не способна к самосовершенствованию.
  4. Неудовлетворительный уровень: саморазрушающаяся личность, склонная к асоциальному поведению.

Примерные методики изучения уровня воспитанности классного коллектива

Диагностические методики исследования воспитанности учащихся 5-11 классов (М.Н. Нечаев)

Цель: изучение широты сфер интересов учащихся, выраженности интересов к активным видам деятельности, общению, развлечению, творчеству.

Инструкция.

Учащимся предлагается по пятибалльной системе оценить сферы их интересов.

1 б. - сфера не значима для учащегося

2 б. - сфера малозначима

3 б. - сфера средней значимости

4 б. - сфера значима

5 б. - сфера очень значима

Напротив номера называемой сферы ставится ответ цифрой, соответствующей выбору ученика.

Текст методики

  1. Телевидение, радио 13. Самовоспитание личности
  2. Общение в семье 14. Общение с друзьями
  3. Учеба 15. Живопись, рисование, лепка, макраме и т.д.
  4. Спорт, занятия физической культурой 16. Походы
  5. Общение с противоположным полом 17. Экскурсии, краеведение
  6. Домашний труд 18. Техническое творчество
  7. Общение с педагогом, с руководителем 19. Общение с природой
  8. Музыка любая 20. Чтение художественной литературы (вне программы)
  9. Бизнес 21. Изготовление своими руками каких-либо изделий, предметов
  10. Кино 22. Другие виды творческой деятельности (поэзия, проза, моделирование, биологические опыты и т.д.)
  11. Коллектив класса, крупы 23. Занятие без особой цели - ничегонеделание
  12. Одежда

Обработка результатов по методике «Сфера интересов»

Данные по классу представляются в виде таблице, где плюсами отмечаются те интересы, где ребенок поставил 5 или 4 балла. В конце каждой колонки подсчитывают проценты, например: общение с друзьями: все ученики поставили по 5 или 4 балла, у каждого мы проставляем плюс, а затем обозначаем это за 100%, а если 2 человека поставили по 3 балла, значит: 2 делим на количество отвечавших и умножаем на 100% - получаем процент. Так по каждой колонке. В конце подсчитываем результат по классу: складываем все проценты и делим на количество колонок (т.е. 23).

Ф.И. ученика

общение с друзьями

общение в семье

общение с учителями

общение с противопол. полом

общение с природой

учеба

спорт

домашний труд

бизнес

живопись, лепка, макраме

техническое творчество

изготовление своими руками

др. виды творческой деят.

походы

экскурсии, краеведение

самовоспитание личности

коллектив класса

телевидение, радио

музыка

кино

одежда

чтение худ. лтератур.

ничегонеделание

ОБЩЕНИЕ

ТРУДОЕМКИЕ, АКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАЗВЛЕЧЕНИЯ

1. Желтобрюхов Коля

90-100% - очень высокий интерес

75-90% - высокий

50-75% - средний; 50% - низкий

Цель: методика позволяет оценивать уровень проявления социально ценных качеств личности

Инструкция.

Учащимся предлагается по пятибалльной шкале оценить вопрос, что больше всего подходит к нему..

1 - неверно

2 - скорее верно

3 - когда как

4 - в целом верно

5 - верно

Текст методики

  1. Уважительно отношусь к большинству людей, к членам группы. 13. Мне совестно, если я поленился помочь родителям или товарищу.
  2. Развиваю в себе способность видеть трудности других людей, активно помогаю им. 14. Недовольство собой заставляет меня бороться со своими недостатками.
  3. Готов (а) поступиться своими интересами ради интересов коллектива. 15. Ответственно отношусь к делам группы, класса, переживаю за общий успех.
  4. Помогаю сверстникам, не ожидая взамен похвалы и наград. 16. Проявляю сочувствие ребятам, у которых что-то не получается.
  5. Хочу, чтобы мой труд приносил пользу обществу. 17. Выполняю любую, даже неприятную работу, если она приносит пользу людям.
  6. Всегда бережно отношусь к предметам, сделанным руками человека. 18. Бережно отношусь к окружающей природе, животным, растениям, водоемам и т.д.
  7. В любом деле стремлюсь к достижению наилучших результатов. 19. Мне присуща тщательность, добросовестность в любом деле.
  8. Стремлюсь самостоятельно справляться с трудностями в работе. 20. Люблю самостоятельную, трудную работу.
  9. Часто изобретаю свой подход к делу. 21. Любую работу стремлюсь сделать интересной и полезной для себя и для других.
  10. Люблю предлагать и осуществлять новые дела. 22. Нравится осваивать новые виды деятельности, новые умения, навыки.
  11. Я - целеустремленный человек. 23. Я привык выделять в делах главное и не отвлекаться на постороннее.
  12. Умею длительно работать с полной отдачей сил. 24. Умею сохранять выдержку и терпение в конфликтах с людьми.

Обработка результатов по методике «Самоанализ личности»

Ф.И. ученика

активность нравственной позиции

коллективизм

гражданственность в труде

трудолюбие

творческая активность

волевые качества

итоговый

уважение к людям

средний балл

ответственность перед коллективом

чуткость и взаимопомощь

средний балл

осознание значимости своего труда для общества

бережное отношение к результатам труда, к природе

средний балл

добросовестность

самостоятельность в преодолении трудностей

средний балл

стремление к улучшению процесса работы

стремление к новому, инициатива

средний балл

целеустремленность

настойчивость и самообладание

средний балл

1. Желтобрюхов Коля

2,61 (н)

Ключ к методике

Уважение к труду - складываются ответы на вопросы 1 и 13 - записываются в первую колонку; стремление к нравственному самовоспитанию - складываются ответы на вопросы 2 и 14, высчитывается средний балл: складываются числа первой и второй колонки и делятся на четыре. И так по каждому фактору.

Ответственность перед коллективом - 3 и 15; чуткость и взаимопомощь - 4 и 16.

Осознание значимости своего труда для общества - 5 и 17; бережное отношение к результатам труда, к природе - 6 и 18.

Добросовестность - 7 и 19; самостоятельность в преодолении трудностей - 8 и 20.

Стремление к улучшению процесса работы - 9 и 21; стремление к новому, инициатива - 10 и 22.

Целеустремленность - 11 и 23; настойчивость и самообладание - 12 и 24.

Затем подсчитывается итоговый уровень по каждому ребенку: складывается средний балл по каждому параметру и делится на 6.

В конце подсчитывается итоговый уровень по классу: складывается итоговый уровень по каждому ребенку и делится на количество отвечавших. Методика № 3 «Я - лидер»

Цель: изучение операционных коммуникативных умений учащихся.

Инструкция.

Учащимся предлагается оценить вопрос, что больше всего подходит к нему.

4 - полностью согласен 3 скорее согласен, чем не согласен 2 - трудно сказать 1- скорее не согласен, чем согласен 0 - полностью не согласен

Напротив номера называемого вопроса ставится ответ цифрой, соответствующей выбору ученика.

Текст методики

  1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях. 25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.
  2. Мои действия направлены на достижение понятной мне цели. 26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.
  3. Я знаю, как преодолевать трудности. 27. Не существует проблем, которые я не могу решить.
  4. Люблю искать и пробовать новое. 28. Принимая решения, перебираю различные варианты.
  5. Я легко могу убедить в чем-то моих товарищей. 29. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.
  6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело. 30. Я умею правильно подобрать людей.
  7. Мне трудно добиться того, чтобы все хорошо работали. 31. В отношениях с людьми я достигаю взаимопонимания.
  8. Все знакомые относятся ко мне хорошо. 32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.
  9. Я умею распределять свои силы в учебе и труде. 33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.
  10. Я могу четко ответить на вопрос, чего хочу в жизни. 34. Я никогда не поступлю так, как другие.
  11. Я хорошо планирую свое время и работу. 35. Я стремлюсь решить все проблемы поэтапно, не сразу.
  12. Я легко увлекаюсь новым делом. 36. Я никогда не поступал так, как другие.
  13. Мне легко установить нормальные отношения с товарищем. 37. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.
  14. Организую товарищей, стараюсь заинтересовать их. 38. При организации дел я учитываю мнение товарищей.
  15. Ни один человек не является для меня загадкой. 39. Я нахожу выход в сложных ситуациях.
  16. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными. 40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.
  17. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим. 41. Никто и никогда не испортит мне настроение.
  18. Для меня важно достижение цели. 42. Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.
  19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи. 43. Решая проблемы, использую опыт других.
  20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое. 44. Мне интересно заниматься однообразным делом.
  21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее. 45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.
  22. У меня всегда все получается. 46. Я умею контролировать работу моих товарищей.
  23. Хорошо чувствую настроение своих товарищей. 47. Умею находить общий язык с людьми.
  24. Я умею поднимать настроение в группе моих товарищей. 48. Мне легко удается сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.

Обработка результатов по методике «Я- лидер»

Данные по классу представляются в виде таблице

Ф. И. ученика

искренность в самооценке

(7-10 б)

умение управлять собой

осознание цели

умение решать проблемы

наличие творческого подхода

влияние на окружающих

знание правил организаторской работы

организаторские способности

умение работать с группой

итоговый уровень

1. Желтобрюхов Коля

15,5 (с)

Подсчитывается сумма очков по следующим качествам: искренность в самооценке - ответы на вопросы 8, 15, 22, 29, 34, 36, 41; умение управлять собой - 1, 9, 17, 25, 33, 41; осознание цели - 2, 10, 18, 26, 34, 42; умение решать проблемы - 3, 11, 19, 27, 35, 43; наличие творческого подхода - 4, 12, 20, 28, 36, 44; влияние на окружающих - 5, 13, 21, 29. 37, 45; знание правил организаторской работы - 6, 14, 22, 30, 38, 46; организаторские способности - 7, 15, 23, 31, 39, 47; умение работать с группой - 8, 16, 24, 32, 40, 48.

Выводится итоговый уровень по каждому ребенку: складываются все баллы и делятся на 9.

Выводится итоговый уровень по классу : складывается итоговый уровень по каждому ребенку и делится на количество отвечавших.

Если сумма по качеству меньше 10, то оно развито слабо.

Цель: определение личностной направленности учащихся.

Инструкция.

На каждый пункт опросника возможны три ответа, обозначаемых буквами А, Б, В. Вам нужно выбрать тот ответ, который более всего выражает ваше мнение.

Текс методики

  1. Больше всего удовлетворения в жизни дает:

А - оценка работы;

Б - сознание, что находишься среди друзей;

В - сознание того, что работа выполнена хорошо.

2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть:

А - известным игроком;

Б - выбранным капитаном команды;

В - тренером, который разрабатывает тактику игры.

3. Лучшими преподавателями являются те, которые:

А - имеют индивидуальный подход;

Б - создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказывать свою точку зрения;

В - увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему.

4. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые:

А - не скрывают, что некоторые люди им несимпатичны;

Б - вызывают у всех дух соперничества;

В - производят впечатление, что предмет, который они преподают, их не интересует.

5. Я рад, что мои друзья:

А - всегда верны и надежны;

Б - помогают другим, когда для этого представляется случай;

В - интеллигентны и у них широкие интересы.

6. Лучшими друзьями считаю тех:

А - на которых можно надеяться;

Б - с которыми хорошо складываются взаимные отношения;

В - которые могут больше, чем я.

7. Я хотел бы стать известным, как те, кто:

А - может сильно любить;

Б - отличается дружелюбием и доброжелательностью;

В - добился жизненного успеха.

8. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть:

А - опытным летчиком;

Б - начальником отдела;

В - научным работником.

9. Когда я был ребенком, я любил:

А - когда меня хвалили;

Б - игры с друзьями;

В - успехи в делах.

10. Больше всего мне не нравится, когда:

А - меня критикуют;

Б - в коллективе ухудшаются товарищеские отношения;

В - встречаю препятствия при выполнении возложенной на меня задачи.

11. Основная роль гимназии должна заключаться в:

А - развитии индивидуальных способностей и самостоятельности;

Б - воспитании в учениках качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми;

В - подготовке учеников к работе по специальности.

12. Мне не нравятся коллективы, в которых:

А - человек теряет индивидуальность в общей массе;

Б - недемократическая система;

В - невозможно проявлять собственной инициативы.

13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его:

А - для обеспечения отдыха;

Б - для общения с друзьями;

В - для любимых дел и самообразования.

14. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:

А - мои усилия достаточно вознаграждены;

Б - работаю с симпатичными людьми;

В - у меня работа, которая меня удовлетворяет.

15. Я люблю, когда:

А - другие меня ценят;

Б - приятно провожу время с друзьями;

В - чувствую удовлетворение от выполненной работы.

16. Если бы обо мне писали в газетах, мне бы хотелось, чтобы:

А - похвалили меня за мою работу;

Б - сообщили о том, что меня выбрали в Совет гимназистов;

В - отметили дело, которое я выполнил.

17. Лучше всего я учился бы, когда преподаватель:

А - имел ко мне индивидуальный подход;

Б - вызвал дискуссию по разбираемым вопросам;

В - стимулировал меня на более интенсивный труд.

Обработка результатов по методике «Направленность личности»

Данные по классу представляются в виде таблице

Подсчитывается количество ответов с одинаковыми буквенными обозначениями по всем вопросам и определяется преобладающая направленность.

Например:

С ответами А - 10

С ответами Б - 4

С ответами В - 7

С ответами АБ - 14

С ответами АВ - 17

С ответами БВ - 11

Отмечаем в таблице: направленность личности на себя, т.к. с ответами А больше всего (10) и направленность личности на себя и дело, т.к. с ответами АВ - 17.

Затем подсчитывается процент: сколько % направленность на себя, на общение, на дело, на себя и общение, на себя и дело, на общение и дело. Количество ответов делится на количество отвечавших и умножается на 100%.

Методика № 5 «Уровень самоуправления в ученическом коллективе»

Цель: определение уровня развития ученического самоуправления

Инструкция.

Учащимся предлагается оценить вопрос, что больше всего подходит к нему..

4 - да

3 скорее да, чем нет

2 - трудно сказать

1 - скорее нет, чем да

0 - нет

Напротив номера называемого вопроса ставится ответ цифрой, соответствующей выбору ученика.

Текс методики

  1. Считаю для себя важным, чтобы коллектив моего класса работал лучше.
  2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса.
  3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.
  4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.
  5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям.
  6. У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между учащимися.
  7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди учащихся класса.
  8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.
  9. Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей.
  10. своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса.
  11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены.
  12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.

Обработка результатов по методике «Уровень самоуправления в ученическом коллективе»

Результаты заносятся в таблицу

Ф.И. ученика

включенность учащихся в самоуправленческую деятельность

организованность классного коллектива

ответственность членов коллектива за его дела

итоговый

итого

итого

итого

1. Желтобрюхов Коля

Баллы по каждому ответу заносятся в данную таблицу, затем складываются первых четыре ответа и выводится итог, потом вторые четыре ответа - итог и последние четыре ответа - итог.

Затем все ответы складываются, и получается итог по каждому ребенку, следующий шаг - подсчет уровня по классу в целом: складываются все итоговые ответы учеников, делятся на количество опрашиваемых детей и делятся на 16.

Уровни:

0,1-0,4 - низкий

0,5-0,8 - средний

0,9 - высокий

Бланки ответов

Фамилия, имя ученика __________________________________________

Методика № 1 «Сфера интересов»

1 б. - сфера не значима для учащегося

2 б. - сфера малозначима

3 б. - сфера средней значимости

4 б. - сфера значима

5 б. - сфера очень значима

Номера вопросов

Методика № 2 «Самоанализ личности»

1 - неверно

2 - скорее верно

3 - когда как

4 - в целом верно

5 - верно

Номера вопросов

Методика № 3 «Я - лидер»

4 - полностью согласен

Уровень воспитанности школьников.

Самооценки обучающихся;

Оценки родителя.

1. Поведение в семье:

2. Поведение в школе:

Внимательность на уроках;

3. Отношение к старшим:

4. Отношение к сверстникам:

-

2. Воспитание чувства ответственности и гражданственности, нравственности и гуманизма у учащихся.

3. Осознание школьниками своих учебных, общественных и трудовых обязанностей как долга перед обществом и коллективом.

Микроисследование №1.

Анкета для учащихся 1-4 классов.

Качества личности

Оценка родителей

Оценка кл. руководителя

Самооценка

Общий балл

1. Поведение в семье:

Проявление интереса к делам, проблемам семьи;

Вежливое обращение в общении со всеми членами семьи;

Положительная реакция на замечания в семье;

Забота о младших членах семьи;

Выполнение поручений, обязанностей в семье.

2. Поведение в школе:

Внимательность на уроках;

Старательность в выполнении домашних заданий;

Трудолюбие и аккуратность в учебе;

Проявление чувства ответственности при выполнении общественных поручений;

Бережное отношение к школьному имуществу;

Разумное отношение к успехам и неудачам в учении;

Дисциплинированное поведение на переменах.

3. Отношение к старшим:

Вежливое общение со старшими;

Выполнение поручений, просьб старших;

Оказание помощи нуждающимся в ней;

Уважение по отношению к старшим.

4.Отношение к сверстникам:

- активное участие в совместной деятельности;

6. Отношение к самому себе:

Воспитанность – это свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных, социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека к миру, к людям, к самому себе.

Уровень воспитанности школьника определяет степень сформированности личностных качеств у детей в соответствии с возрастными особенностями:

Самооценки обучающихся;

Оценки родителя.

Общая оценка воспитанности ученика определяется на основе оценочных показателей.

Высокий уровень

Выше среднего уровня

Средний уровень

Низкий уровень – 2 балла (слабо проявляется).

Высокий уровень.

Выше среднего.

Средний уровень.

Низкий уровень.

Микроисследование №2.

Анкета для учащихся 5-9 классов.

Качества личности

Оценка родителей

Оценка кл. руководителя

Самооценка

Общий балл

1. Поведение в семье:

Проявление интереса к делам, проблемам семьи;

Вежливое обращение в общении со всеми членами семьи;

Положительная реакция на замечания в семье;

Проявление уважения к старшим;

Забота о младших членах семьи;

Выполнение поручений, обязанностей в семье.

2. Поведение в школе:

Внимательность на уроках;

Старательность в выполнении домашних заданий;

Трудолюбие и аккуратность в учебе;

Проявление чувства ответственности при выполнении общественных поручений;

Бережное отношение к школьному имуществу;

Разумное отношение к успехам и неудачам в учении;

Дисциплинированное поведение на переменах.

3. Отношение к старшим:

Вежливое общение со старшими;

Выполнение поручений, просьб старших;

Оказание помощи нуждающимся в ней;

Уважение по отношению к старшим.

4.Отношение к сверстникам:

- активное участие в совместной деятельности;

Готовность бескорыстно помогать другу;

Стремление не подвести своих одноклассников и друзей;

5. Поведение на улице и в общественных местах:

Соблюдение порядка и чистоты в общественных местах, в транспорте, на улице;

Бережное отношение к экологии.

6. Отношение к самому себе:

Соблюдение правил личной гигиены;

Аккуратность и бережливость в одежде;

Самокритичность в оценке своего поведения и поступков;

Выполнение режима дня и утренней зарядки;

Правдивость, честность, принципиальность в действиях и поступках.

Воспитанность – это свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных, социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека к миру, к людям, к самому себе.

Уровень воспитанности школьника определяет степень сформированности личностных качеств у детей в соответствии с возрастными особенностями:

Самооценки обучающихся;

Оценки классного руководителя;

Оценки родителя.

Общая оценка воспитанности ученика определяется на основе оценочных показателей.

Оценивание общего уровня воспитанности школьника

Оценивается по 5-балльной системе.

Высокий уровень - 5 баллов (яркое проявление воспитанности).

Выше среднего уровня – 4 балла (в целом проявляется).

Средний уровень – 3 балла (проявляется время от времени, недостаточно).

Низкий уровень – 2 балла (слабо проявляется).

Характеристика каждого уровня воспитанности

Высокий уровень. Школьник активно поддерживает учителя, сотрудничает с ним во всех сферах школьной жизни, положительно реагирует на требования старших, проявляет волевое стремление к учению, общественной и другим видам деятельности, самовоспитанию, потребность в трудовом образе жизни, положительных привычках. Самостоятелен, умело ведет патриотическую, экологическую, культурно-образовательную и другую работу.

Выше среднего. Нравственные установки соответствуют требованиям и морали общества. Школьник выборочно реагирует на педагогические требования и воздействия, сотрудничает с педагогом в той области, где совпадают общие и личные интересы, болезненно воспринимает замечания. В ситуациях, требующих напряжение воли, часто не доводит дело до конца. Самовоспитанием занимается не систематически, хотя и считают его необходимым.

Средний уровень. Учащийся положительно реагирует лишь на единые и устойчивые педагогические требования, стремится уйти из – под педагогического контроля, не помогает учителю. Школьник еще не понимает ценности получения образования для развития своих способностей. Такая позиция порождает узкий круг интересов детей. Нередко проявляет отрицательное отношение к труду при общем стремлении к учению. Личные интересы ставит выше общественных, а иногда и вовсе не считаются с последними. Самовоспитание направлено на развитие престижных качеств. Знания учащегося часто поверхностны.

Низкий уровень. Школьник равнодушно относится к жизни школы, семьи, страны, не испытывает сопричастности к делам коллектива, общества, не видит социального смысла в учении, трудовой и другой деятельности. Наблюдается неподчинение положительным воздействиям и требованиям, не считается с мнением учителей. Не осознает необходимости в среднем образовании, что порождает отрицательное отношение к труду, к учению, стремление к развлечениям, праздному образу жизни. Учебные, трудовые и жизненные навыки и умения не сформированы, носят поверхностный характер.

Микроисследование №3.

Анкета для учащихся 10-11 классов.

Качества личности

Оценка родителей

Оценка кл. руководителя

Самооценка

Общий балл

1. Поведение в семье:

Проявление интереса к делам, проблемам семьи;

Вежливое обращение в общении со всеми членами семьи;

Положительная реакция на замечания в семье;

Проявление уважения к старшим;

Забота о младших членах семьи;

Выполнение поручений, обязанностей в семье.

2. Поведение в школе:

Внимательность на уроках;

Старательность в выполнении домашних заданий;

Трудолюбие и аккуратность в учебе;

Проявление чувства ответственности при выполнении общественных поручений;

Бережное отношение к школьному имуществу;

Разумное отношение к успехам и неудачам в учении;

Дисциплинированное поведение на переменах.

3. Отношение к старшим:

Вежливое общение со старшими;

Выполнение поручений, просьб старших;

Оказание помощи нуждающимся в ней;

Уважение по отношению к старшим.

4.Отношение к сверстникам:

- активное участие в совместной деятельности;

Готовность бескорыстно помогать другу;

Стремление не подвести своих одноклассников и друзей;

5. Поведение на улице и в общественных местах:

Соблюдение порядка и чистоты в общественных местах, в транспорте, на улице;

Бережное отношение к экологии.

6. Отношение к самому себе:

Соблюдение правил личной гигиены;

Аккуратность и бережливость в одежде;

Самокритичность в оценке своего поведения и поступков;

Выполнение режима дня и утренней зарядки;

Правдивость, честность, принципиальность в действиях и поступках.

Воспитанность – это свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных, социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека к миру, к людям, к самому себе.

Уровень воспитанности школьника определяет степень сформированности личностных качеств у детей в соответствии с возрастными особенностями:

Самооценки обучающихся;

Оценки классного руководителя;

Оценки родителя.

Общая оценка воспитанности ученика определяется на основе оценочных показателей.

Оценивание общего уровня воспитанности школьника

Оценивается по 5-балльной системе.

Высокий уровень - 5 баллов (яркое проявление воспитанности).

Выше среднего уровня – 4 балла (в целом проявляется).

Средний уровень – 3 балла (проявляется время от времени, недостаточно).

Низкий уровень – 2 балла (слабо проявляется).

Характеристика каждого уровня воспитанности

Высокий уровень. Школьник активно поддерживает учителя, сотрудничает с ним во всех сферах школьной жизни, положительно реагирует на требования старших, проявляет волевое стремление к учению, общественной и другим видам деятельности, самовоспитанию, потребность в трудовом образе жизни, положительных привычках. Самостоятелен, умело ведет патриотическую, экологическую, культурно-образовательную и другую работу.

Выше среднего. Нравственные установки соответствуют требованиям и морали общества. Школьник выборочно реагирует на педагогические требования и воздействия, сотрудничает с педагогом в той области, где совпадают общие и личные интересы, болезненно воспринимает замечания. В ситуациях, требующих напряжение воли, часто не доводит дело до конца. Самовоспитанием занимается не систематически, хотя и считают его необходимым.

Средний уровень. Учащийся положительно реагирует лишь на единые и устойчивые педагогические требования, стремится уйти из – под педагогического контроля, не помогает учителю. Школьник еще не понимает ценности получения образования для развития своих способностей. Такая позиция порождает узкий круг интересов детей. Нередко проявляет отрицательное отношение к труду при общем стремлении к учению. Личные интересы ставит выше общественных, а иногда и вовсе не считаются с последними. Самовоспитание направлено на развитие престижных качеств. Знания учащегося часто поверхностны.

Низкий уровень. Школьник равнодушно относится к жизни школы, семьи, страны, не испытывает сопричастности к делам коллектива, общества, не видит социального смысла в учении, трудовой и другой деятельности. Наблюдается неподчинение положительным воздействиям и требованиям, не считается с мнением учителей. Не осознает необходимости в среднем образовании, что порождает отрицательное отношение к труду, к учению, стремление к развлечениям, праздному образу жизни. Учебные, трудовые и жизненные навыки и умения не сформированы, носят поверхностный характер.