Понятие сотрудничества. Роль педагогического сотрудничества в обучении литературе. Понятие о педагогическом сотрудничестве Возможность в процессе сотрудничества

Введение

Тема реферата «Экономическая сущность понятий «сотрудничество» и «партнерство»» по дисциплине «Основы экономики».

Сотрудничество и партнерство, конечно, не только экономические категории. Никто не запретит человеку употреблять эти слова и в понятных ему внеэкономических значениях. И все же они прежде всего касаются экономических отношений и наиболее активно используются в экономической науке. Более того, многие экономисты-теоретики рассматривают сотрудничество как основное экономическое отношение коммунистической формации; партнерство же в производстве прибавочной стоимости может, на мой взгляд, выступать как основное экономическое отношение капитализма.

Экономическая сущность понятий «сотрудничество» и «партнерство»

В данном вопросе некоторые моменты зависят от языка употребления этих понятий. На Западе партнерство трактуется преимущественно как правовое отношение. В русском языке отсутствует отдельное понятие, отвечающее украинскому "співпраця".

В работе наша точка зрения излагается с позиций украинского языка и политической экономии Украины.

В официальных материалах и документах сложилась достаточно непростая ситуация с употреблением рассматриваемых понятий.

Необходима трактовка этих категорий специалистами, а не журналистами, как это происходит в настоящее время.

Подобные экономические категории перекочевывают из теоретических экономических изданий в журнальные и газетные публикации, и наоборот а в результате -- широко применяются и используются государственными органами власти в их официальных документах.

Следует отметить, что у названных категорий еще нет надлежащего теоретического обоснования, по крайней мере, в современной научной литературе.

Экономическая наука сегодняшнего дня, в отличие от классической, уделяет недостаточно внимания качественным характеристикам категорий.

Рассмотрим подробнее эти понятия.

1. Сотрудничество

Здесь стоит еще раз подчеркнуть: речь идет о явлении, противоположном эксплуатации, об исключительно добровольном сотрудничестве, о сотрудничестве без какого-либо расчета на какую-то экономическую или другую конкретную личную выгоду. Конечно, ни одно новое экономическое явление не может рассматриваться как объективное, неизбежное, необходимое, если оно не несет определенный экономический эффект. При сотрудничестве же обязательно должен быть определенный общий экономический эффект, единый для всех его участников.

2. Партнерство

В реальной жизни партнерство -- полная противоположность сотрудничеству.

Это -- продуманное корыстное взаимодействие партнеров, возникающее как явление лишь тогда, когда есть уверенность в получении определенной экономической выгоды -- сегодняшней или будущей, и выгода должна быть обязательной для каждого из его участников.

Партнерство существует, как правило, до тех пор, пока есть уверенность в такой выгоде. Как только экономическая выгода участников исчезает, партнерство распадается.

Сотрудничество и партнерство -- достаточно распространенные и эффективные общественные процессы. При других равных условиях благодаря концентрации и централизации экономики они способствуют (прежде всего своим содержанием) развитию общественных производительных сил. Крупные предприятия, как известно, имеют бесспорные преимущества над малыми и средними. У них самые низкие, при других равных условиях, удельные затраты на производство продукции, более развитая рыночная инфраструктура, более высокая конкурентоспособность и др.

Когда же речь идет о сотрудничестве и партнерстве, нет оснований отрицать создание при этом оптимальных по размеру форм бизнеса -- бизнеса высокой эффективности. Сотрудничество и партнерство несут большую способность объединений к инновациям, к их внедрению в практику, к НТП.

Сотрудничество предполагает постоянную творческую деятельность всех участников процесса, достижение наивысшего результата каждым работником, при этом все они должны постоянно ориентироваться на предмет производства.

Партнерство, повышая уровень обобществления экономики, не разрешает противоречие между общественным характером производства и частной формой собственности, поэтому развивается циклично. С ним связаны хитрости, конкуренция, которая не всегда конструктивна, а из-за устранения со временем конкурента общество несет прямые потери.

В сотрудничестве -- ведущая роль общества (общественного взаимодействия) в развитии человека. В партнерстве -- наоборот: ведущая роль партнера в развитии общества.

Сотрудничество и партнерство схожи в том, что предполагают взаимодействие определенного количества лиц.

Именно из-за этой похожести происходят необоснованное употребление данных понятий и неверная трактовка соответствующих явлений экономики, особенно когда речь идет об эксплуататорских отношениях.

Между тем эти понятия отражают не просто разные, а противоположные социально-экономические явления.

Сотрудничество нельзя представить иначе, чем сугубо общественный процесс. Сотрудничают непосредственные участники хозяйственных процессов -- исполнители хозяйственных работ.

Партнеры же, как правило, не непосредственные работники, а собственники средств производства. Если сотрудничество представляет собой общественную деятельность, то партнерство обязательно предполагает социально-экономическую обособленность участников. Если сотрудничают только участники единого экономического процесса, объединенного единой общественной формой собственности, то партнерами могут быть субъекты индивидуальной, частной и кооперативной форм собственности.

Чаще всего партнерами являются частные собственники.

При сотрудничестве в хозяйственном процессе непосредственное участие принимают несколько работников, образующих хозяйственный коллектив. Так, и большой коллектив также может создавать сотрудничество трудовых коллективов; трудовые коллективы сотрудничают в пределах отрасли, региона, страны, стран.

Сотрудничество характеризует коллективизм. Это -- добровольное, заинтересованное в наибольшем общем количестве и качестве произведенного результата взаимодействие трудовых коллективов.

При сотрудничестве все его участники работают на общий результат так, как если трудятся непосредственно на себя.

Как наиболее эффективное товарищеское взаимодействие экономических субъектов сотрудничество всегда предполагает взаимопомощь. Проявляется она (при необходимости) и как взаимовыручка (например, при выполнении женщиной "мужской" работы, когда она способна выполнить простую работу даже качественнее).

Причины взаимопомощи могут быть разными. Она нужна, если необходимо приложить больше усилий (проще и быстрее сделать работу вдвоем, чем одному) или в случае неравномерного распределения работ в коллективе при неравных физических данных, умениях и навыках работников. Взаимопомощь -- одна из самых существенных характеристик сотрудничества.

Сотрудничество обязательно включает состязательность.

Состязательность - естественная характеристика способности человека к труду. Она отражает естественное желание выполнять работу быстрее и качественнее. Пока труд не стал первой потребностью здорового организма, до тех пор он может быть для человека тяжелым, монотонным, осуществляемым силой воли.

При современном уровне развития производительных сил и способностей человека труд становится физически все легче, интереснее, чаще увлекает своим содержанием, приносит определенное удовольствие.

Состязательность -- социально-экономическая и естественная характеристика целесообразных действий живых организмов. Ее можно заметить и в природе при параллельных хозяйственных процессах. Например, на ипподроме кони бегут не только благодаря действиям наездников, но и из-за инстинктивного поведения животных. Преимущественное количество людей также хотят быть первыми.

Партнерство порождает как суррогат коллективности, под которым понимают не настоящую коллективность, а вынужденную, так и суррогат взаимопомощи, которая реализуется до того момента, пока существует прямая выгода от партнерских взаимоотношений.

При отсутствии выгоды разрушаются сформированные партнерством коллективность, взаимопомощь и планомерность, из-за чего они объективно не присущи партнерству.

Стоит также упомянуть о естественном свойстве коллективного труда -- желании каждого быть впереди. Речь идет о разном желании -- о большем при работе на себя и на общество и заметно меньшем при работе на частного собственника, на эксплуататора.

Сотрудничество основывается на общей неделимой собственности участников экономического процесса на средства производства и обмена, обеспечивающей их планомерную организацию. Это могут быть общенародная и коллективная формы в зависимости от уровня развития коллективности. Речь идет лишь о неделимых формах общественной собственности. Традиционно считалось, что сотрудничество может базироваться и на кооперативной форме собственности.

Более глубокий и принципиальный анализ показывает, что кооперативная форма собственности, которая не может не предполагать деление собственности участников кооператива, не способна быть экономической основой сотрудничества.

Формируя экономическую обособленность субъектов экономики, она выступает в качестве экономической основы партнерства.

Сотрудничество может быть только согласованным. Согласование может достигаться только в результате планирования сотрудничества.

Процессу сотрудничества свойственен закон планомерного развития. Обмен между субъектами сотрудничества также носит планомерный характер (и не только в основе, но и в поверхностных формах). Бесспорное доказательство высшей целесообразности планомерной организации обменов между коллективами при сотрудничестве предоставляют их четкая организация в СССР, которая обеспечила 11 - процентный прирост чистого общественного продукта страны в 1922-1987 гг., с одной стороны, и кризисный характер развития реформированных партнерских экономик (спад ВВП Украины в 2009 г. составлял 15,1%, его послекризисный рост в 2010 г. -- только 4,2 %) -- с другой.

Сотрудничество как явление преодолевает отчуждение членов общества от собственности, труда, общества. Оно предполагает непосредственное участие членов экономического процесса в организации и управлении процессом, поэтому оно всегда самоуправляющееся явление.

Последнее не изолирует общество и государство от участия в обеспечении сотрудничества в обществе. Отрицая командование общественным процессом, сотрудничество в обществе, регионе, отрасли, на предприятии должно организовываться управленческим органом. Принципиальное значение имеет полное согласие участников процесса с решениями управленческого органа.

Партнерство, основанное на частной собственности, сопровождает отчуждение членов общества от собственности, труда, государства, общества, даже если оно социально ориентировано (поскольку и социально ориентированное общество при партнерстве предполагает эксплуатацию производителей жизненных благ и торговых служащих).

Партнеры, не культивирующие эксплуатацию, преодолевают на предприятиях отчуждение работников от собственности, труда и общества. Они могут развивать внутри предприятий элементы сотрудничества.

Как уже отмечалось, партнерство основано на социальной и экономически обособленной собственности его участников. Поскольку оно предполагает исключительно эквивалентный обмен трудом и его продуктами и труд остается неоднородным в социально-экономическом отношении, партнерству свойственна эквивалентная товарно-денежная форма связей.

Партнерство не исключает конкуренцию его участников.

Различают внутри- и межотраслевую конкуренцию.

Под первой понимают конкуренцию между предприятиями отрасли. Партнеры конкурируют между собой с целью поддержания конкурентного тонуса, получения нового опыта, чтобы противостоять конкуренции извне. Эта конкуренция, как известно, ведет к формированию рыночной (общественной) стоимости и рыночной цены товара. Конкуренция между партнерами из разных отраслей экономики предполагает получение самой высокой прибыли. Поскольку к этому стремятся все партнеры, нормы прибыли выравниваются, создаются средняя прибыль и цена производства, что исследовано и доказано К. Марксом и никем не опровергнуто.

Сотрудничество и партнерство -- взаимодействия субъектов экономики. Они взаимодействуют на разных уровнях -- отдельных субъектов, групп субъектов (предприятий, отраслей, регионов), народов внутри страны, народов разных стран и континентов. Количество участников определяется объемом необходимых совместных работ.

Сотрудничество - форма общественной деятельности, которая выше партнерства. Его характеризует общая цель, цель определенной совокупности участников хозяйственного процесса, ее социальный характер; это не обычная экономическая выгода, не цель отдельного человека.

И то, и другое предполагают выполнение разных работ и разных форм деятельности.

Например, для ремонта квартиры нужно осуществить определенные подготовительные, штукатурные, шпаклевочные, покрасочные и другие работы. При этом задействованы разнорабочие, штукатуры, шпаклевщики, плиточники, маляры или одни и те же работники, готовые к выполнению названных и других ремонтных работ. Это происходит также в сферах предоставления услуг и обмена. На этом сходство и различия сотрудничества и партнерства как социально-экономических процессов заканчиваются.

Слабое партнерство в Украине -- дань нашему менталитету, точнее, нашей тенденции к самостоятельности. К тому же, украинской нации присуща тенденция к натурализации экономических связей. Но развитие производительных сил неумолимо. Оно ведет к повышению уровня обобществления экономики, к общественной коллективной и общенародной формам собственности, к сотрудничеству, которое объективно приходит на место партнерства.

Промежуточным процессом на этом пути выступает экономическая, а в дальнейшем -- и другая (политическая, духовная) интеграция стран. Таков объективный ход исторического процесса, и его не сдержать, не остановить.

Общество сотрудничества -- общество наивысших условий функционирования и развития общественного строя. Это общество научной организации производства материальных благ и предоставления услуг, оптимизированного обмена трудом и его продуктами, оптимизированных распределения жизненных благ и их личного потребления, оптимизированных микро- и макроэкономических процессов.

Выше речь шла о сотрудничестве и партнерстве в развитых формах. Общество, выходящее из капитализма, не способно сразу ввести такую форму сотрудничества.

Как пишет К. Маркс, здесь мы имеем дело не с обществом, которое развилось на своей собственной основе, а с обществом, которое только что вышло из капитализма и сохраняет во всех отношениях родимые пятна последнего. Самое существенное из них, конечно, предприимчивость, которую СССР не культивировал, но которая принесла успех Китаю. Таким образом, вероятно, социализму на начальной стадии свойственно сочетание сотрудничества и партнерства. Это же подсказывает присущее ему разделение труда.

Очевидно, прав был К. Маркс, который трактовал социализм как общество со специфическими товарными отношениями, когда оно будет обеспечивать эквивалентный обмен трудом и его продуктами, но не в среднем, что дает капиталистический рынок, а "в каждом отдельном случае". Именно такую форму обмена развивал, в основном, СССР, обходя, правда, предпринимательство (оно не культивировалось, но и не запрещалось).

Начальной стадии социализма свойственны только две формы собственности -- общегосударственная и кооперативная, а далее кооперативная отомрет, как и партнерство. Поэтому коммунистическое общество стоит трактовать как общество сотрудничества людей труда.

Партнерство -- важное экономическое отношение капитализма, поэтому, бесспорно, что в производстве прибавочной стоимости оно достойно играть роль основного экономического отношения капитализма.

Выводы

В работе рассмотрено понятие "сотрудничество" и "партнерство " с точки зрения их содержания (как экономических категорий) и влияния на структуру экономических отношений соответствующего им общественного строя.

Источники

1. Демьяненко С. К вопросу современной экономической терминологии. "Экономика Украины" № 8, 2011, с. 93.

3. Распоряжение Кабинета Министров Украины от 22 июня 2011 г. "О назначении... Правительственным уполномоченным по вопросам сотрудничества с международными финансовыми организациями"

4. Макконнелл К. Р., Брю С.Р. Экономикс: принципы, проблемы, политика. 11-е изд. К., Хагар-Демос, 1993, с. 777, 782

7. Маркс К., Енгельс Ф. Соч., т. 19, с. 18.

Лейтмотивом принятого в 1986 г. Единого европейского акта была введенная им новая для того времени законодательная про­цедура,- процедура сотрудничества. Данная процедура более слож­ная, чем процедура консультаций, и роль Европейского парламента

" В рамках третьей опоры, при использовании процедуры «Комиссия - Со­вет», законодательная инициатива принадлежит не только Комиссии, но и любо­му государству-члену.


при принятии решений в процедуре сотрудничества рчачительно выше. Определенное сходство процедура сотрудничества имеет с процедурой совместного принятия решений, однако процедура со­трудничества значительно проще нее. Справедливо будет отметить, что «процедура совместного принятия решений является логическим продолжением процедуры сотрудничества». Так же как и процедура совместного принятия решений, процедура сотрудничества описы­вается в специальной статье - ст. 252 Договора о ЕС.

Процедура сотрудничества начинается, что совершенно естест­венно, с правотворческой инициативы Комиссии. Проект решения направляется в Европейский парламент и в Совет. Далее Европей­ский парламент дает заключение по проекту решения (так называе­мое первое чтение) и направляет его Совету. В случае получения по­ложительного заключения парламента Совет утверждает решение. При негативном заключении Европейского Парламента Совет на ос­нове изложенных в заключении замечаний вырабатывает общую по­зицию (одобряя ее квалифицированным большинством) по проекту решения и направляет ее Европейскому парламенту.

Европейский парламент рассматривает общую позицию (так на­зываемое второе чтение), и по результатам рассмотрения далее про­цедура может развиваться следующим образом.

Если Европейский парламент дает положительное заключение по общей позиции или не рассматривает ее в течение трех месяцев, то Совет безусловно утверждает решение квалифицированным боль­шинством голосов.

Если Европейский парламент дает отрицательное заключение по общей позиции, на основе абсолютного большинства голосов откло­няет ее (отлагательное вето), то Совет единогласно может утвердить решение, игнорируя отрицательное заключение Европейского пар­ламента по общей позиции.

Если Европейский парламент абсолютным большинством голо­сов вносит поправки к общей позиции, то данные поправки направ­ляются Комиссии. Комиссия в течение месяца рассматривает дан­ные поправки и направляет предложения по ним в Совет. Совет либо квалифицированным большинством утверждает решение с поправ­ками Европейского парламента и с учетом предложения Комиссии, либо единогласно, отклоняя поправки с предложениями, утверждает решение в редакции общей позиции. На каждую стадию процедуры дается не более трех месяцев (за исключением специального срока для рассмотрения Комиссией поправок Европейского парламента по общей позиции - один месяц). По общему согласию Совета и Евро­пейского парламента имеется возможность продления срока макси­мально еще на один месяц.

9. 11097. Кашкич 129


Некогда процедура сотрудничества была одой из наиболее рас­пространенных при принятии решений. Маастрихтский, а затем Ам­стердамский договоры свели применение данной процедуры к мини­муму. Сегодня она используется только при принятии некоторых ре­шений по экономическому и валютному союзу (ст. 99, 102, 103, 106 Договора о ЕС). Снижение значимости процедуры сотрудничества не позволяет включить ее в число основных законодательных про­цедур Европейского Союза. Нельзя исключить также того, что в бли­жайшем будущем процедура сотрудничества вообще будет вытеснена из Договора о ЕС, хотя Ниццкий договор 2001 г. ее сохранил.

73. Как осуществляется процедура совместного принятия реше­ний?

В отличие от процедуры консультации, процедура совместного принятия решений относительно новая и наиболее сложная из всех процедур Союза. Она была введена Маастрихтским договором 1992 г. Специально описанию процедуры совместного принятия решений посвящена ст. 251 Договора о ЕС. Отличительной чертой процедуры также является влиятельная роль в ней Европейского парламента, выступающего вместе с Советом в качестве «созаконодателя» в про­цессе принятия решений. Данная процедура сегодня наиболее широ­ко распространена (например, применение ее предусматривают ст. 47, 95, 141, 156 Договора о ЕС). Она применяется при принятии многих решений Сообщества и является одной из основных законо­дательных процедур.

Процедура инициируется Комиссией, которая вносит проект ре­шения в Совет и Европейский парламент. Европейский парламент рассматривает проект (так называемое первое чтение), и в зависимо­сти от результатов рассмотрения процедура развивается следующим образом. Если Европейский парламент одобряет проект решения или вовсе не рассматривает его, то решение квалифицированным большинством утверждается Советом. Если Европейский парламент вносит поправки в проект решения (либо другим образом выражает свое несогласие с проектом решения), то Совет может согласиться с поправками Европейского парламента и утвердить квалифицирован­ным большинством решение или, действуя также на основе квали­фицированного большинства, выработать общую позицию по проек­ту решения. Данная общая позиция по проекту решения направляет­ся Европейскому парламенту на рассмотрение (так называемое второе чтение).

Рассмотрев общую позицию. Европейский парламент может, во-первых, одобрить общую позицию (или не рассматривать ее) и ут­вердить решение, во-вторых, абсолютным большинством голосов от­клонить общую позицию и проект решения в целом (абсолютное вето). Наконец, в-третьих. Европейский парламент абсолютным 130


большинством голосов может внести поправки к общей позиции по проекту и направить их на рассмотрение в Совет и Комиссию. По получении всех материалов из Комиссии Совет либо квалифициро­ванным большинством одобряет поправки Европейского парламента к общей позиции с учетом мнения Комиссии (а если мнение Комис­сии было отрицательным, то Совет действует единогласно) и утвер­ждает решение, либо не одобряет поправки к общей позиции, и тогда Председатель Совета и Председатель Европейского парламента со­зывают Согласительный комитет.

Согласительный комитет создается из числа членов Совета (или их представителей) и такого же числа представителей Европейского парламента при участии в заседаниях комитета представителей Ко­миссии. Целью Согласительного комитета является доработка про­екта решения, приведение его текста в такое состояние, которое мог­ло бы удовлетворять интересы каждой из сторон. Если в течение ус­тановленного срока Согласительный комитет не одобрит доработанный проект решения (или даже не сможет доработать текст), то проект решения считается отклоненным. Если Согласи­тельный комитет квалифицированным большинством представите­лей Совета и простым большинством представителей Европейского парламента одобряет доработанный проект, то он направляется на одновременное голосование в Совет и Европейский парламент (так называемое третье чтение). Для утверждения решения необходимо абсолютное большинство голосов депутатов Европейского парла­мента и квалифицированное большинство членов Совета. Если дора­ботанный проект решения не набирает необходимого числа голосов хотя бы в одном из институтов, проект считается отклоненным.

Для прохождения каждой стадии процедуры Договором о ЕС предоставляется три месяца, за исключением созыва Согласительно­го комитета и периода его работы (на эти действия дается по шесть недель).

Процедура совместного принятия решения является результатом компромисса между демократизацией законодательного процесса в Европейском Союзе путем усиления позиций Европейского парла­мента и сохранением традиционной роли Совета как основного за­конодательного органа. Чрезвычайная запутанность данной про­цедуры - результат такого компромисса.

74. В каком порядке осуществляется процедура санкционирова­ния?

Процедура санкционирования распространена незначительно (ст. 105, 161, 190 Договора о ЕС), ее характерной чертой является ключевая роль Европейского парламента в процессе принятия реше­ний.


Процедура санкционирования протекает аналогично процедуре консультаций, но, в отличие от последней, Совет запрашивает не мнение Европейского парламента по проекту решения, а согласие, санкцию на утверждение решения. В случае отрицательного ответа Европейского парламента решение отклоняется.

Описанный выше порядок олицетворяет так называемую пози­тивную процедуру санкционирования. Договору о ЕС известна также негативная процедура санкционирования (ст. 195), в которой Совет и Европейский парламент как бы меняются местами - Европейский парламент запрашивает одобрение и полномочен утверждать реше­ние, а Совет дает санкцию на утверждение решения.

Вместе с процедурой совместного принятия решений, процедура санкционирования является процедурой, в которой роль Европей­ского парламента наиболее высока.

Во все времена люди трудились над созданием механизмов сотрудничества и развязывания конфликтов. Эти методы используются во многих сферах жизни человека и общества для достижения целей определенного лица или группы людей. Зачастую именно совместная деятельность организаций, государств, предприятий приносит эффективный результат в той или иной сфере.

Что такое сотрудничество?

Сотрудничество - это деятельность нескольких сторон, благодаря которой все участники получают определенную выгоду. Сегодня известны различные формы экономического, политического, военного, экологического взаимодействия. В наше время особо актуальны вопросы сотрудничества, связанные с финансовой поддержкой, использованием природных ресурсов, военно-политическими объединениями, охраной окружающей среды, освоения космоса, развития бизнеса, коммуникационных сетей.

О сути сотрудничества

На самом деле сотрудничество — это процесс, в котором взаимодействующие стороны без применения насилия ищут способы удовлетворения общих интересов. Обстоятельства, в которых одна из сторон может достичь своих целей только в том случае, если того же может добиться и другой участник соглашения, можно назвать взаимовыгодным сотрудничеством. Другими словами, цели партнеров должны быть связаны между собой.

Суть сотрудничества состоит в достижении общих целей партнеров, ожидании конкретной выгоды от исполнения договоренностей, обоюдном получении пользы. Эти три момента являются фундаментальными для любого договора о совместной деятельности.

О международном сотрудничестве

Существует неточное понимание выражения «международное сотрудничество». Иногда под этим термином подразумевается отсутствие конфликта или же избавление от его крайних форм.

Сотрудничество ― это показатель взаимозависимости государств и организаций. Развитие международных отношений соорудило политические, экономические, природоохранные, культурные и религиозные системы взаимодействия. Например, в последнее время обостряются нерешенные вопросы, связанные с глобальными проблемами человечества. В этой сфере крайне объективно расширение международной деятельности, способствующей решению мировых проблем.

К элементам развития деловых отношений относят дипломатические средства, координацию усилий по обеспечению безопасности, планы по урегулированию военных конфликтов.

Почему международные связи интенсивно развиваются?

Существует целый ряд причин, заставляющих усовершенствовать формирование взаимовыгодных отношений. Вот некоторые из них:

  • Неравномерное развитие экономики в некоторых странах. Каждое государство формирует свою структуру сельского хозяйства, развитие определенных видов промышленности, инфраструктуры, образования. Если определенное государство известно тем, что качественно производит какую-то конкретную продукцию, то эта специализация будет стимулировать развитие внешней торговли.
  • Неравенство в финансовых, сырьевых и людских ресурсах. Около 25 миллионов человек каждый год мигрируют в другую страну с целью найти работу. Некоторые страны Азии и Африки обладают огромными трудовыми ресурсами, тогда как в Америке и Европе не хватает рабочих рук. Добыча полезных ископаемых и наличие других видов сырьевых ресурсов способствуют развитию взаимовыгодных связей между странами, которые заключают соглашение о сотрудничестве. К примеру, некоторые государства кредитуют и инвестируют в различные организации других стран.
  • Неравенство в сфере научно-технического прогресса. Если страны обмениваются научными сотрудниками, проводят совместные исследования, разрабатывают новые технологии и заключают контракты в этой области, это тоже послужит на пользу обеим сторонам.
  • Специфика политических отношений. Этот фактор сильно влияет на объемы торговых оборотов. Дружественная внешняя политика увеличивает внешнеторговые обороты, а воинственная способствует разрыву экономических связей.

Соглашение о сотрудничестве подразумевает активные действия государств-партнеров для взаимной координации в сфере экономики и политики, не приносящие вреда или отрицательных последствий тому или иному участнику соглашения.

Выводы

Поиск и развитие международных связей способствуют открытию доступа тому или иному государству-партнеру к мировому хозяйству, увеличивают экономический потенциал, обеспечивают ресурсные потребности нации. Итак, что же сегодня подразумевается под сотрудничеством?

Сотрудничество ― это комплекс отношений, развивающихся на основе взаимообмена. В условиях современной реальности международные отношения выглядят как процесс установления диалога, сопоставления интересов, достижения консенсуса, механизмов приспособления в случаях несовпадения ценностей и в конфликтных ситуациях между регионами, странами и организациями.

СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ОСНОВНОЙ СПОСОБ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ

На современном этапе развития педагогической науки происходит пересмотр понятия «педагогическое взаимодействие». Изучение этого понятия актуально, так как во взаимодействии происходит развитие личности ребенка, он учится ориентироваться в системе ценностей, от способа взаимодействия зависит результат воспитательного процесса. Воспитатель взаимодействует с ребенком в различных социальных и педагогических ситуациях.

Чтобы разобраться в этом, обратимся к сущности понятия «взаимодействие». Под взаимодействием понимается совокупность процессов воздействия различных объектов друг на друга, их взаимообусловленность и изменение состояния.

Существуют различные виды взаимодействия: - социальное, межличностное, педагогическое, конфликтное и др. Сегодня нами будет рассмотрено понятие педагогического взаимодействия. В педагогическом энциклопедическом словаре «педагогическое взаимодействие» определяется как процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка.

Педагогическое взаимодействие - это сложнейший процесс, состоящий из множества компонентов - дидактического, воспитательного и социально-педагогического взаимодействия. Под содержанием взаимодействия понимается обмен между субъектами информацией, ценностными установками, типами и способами общения, познания, деятельности, игры, поведения, отбор и усвоение которых имеет избирательный характер.

Взаимодействие - это диалог воспитателей и воспитуемых, и воспитуемых между собой. Содержание, характер и воспитательная эффективность которого определяются тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они сами ощущают себя личностями и видят личность в каждом, с кем взаимодействуют. В процессе взаимодействия каждый из участников занимает определенную позицию. Существует три позиции во взаимодействии.

  1. Взаимодействие на равных - оптимальный вариант, когда воля одного человека сопрягается с волей другого. Признание человека, как во взрослом, так и в ребенке, взаимное уважение личности субъектных сторон.
  2. Взаимодействие с позиции «сверху» - когда один подавляет волю другого, это административное давление на ребенка, как на маленького и неопытного человека.
  3. Взаимодействие с позиции «снизу» - человек подчиняется воле другого, это преклонение перед природой детства и боязнь вмешаться в процесс развития ребенка.

Любое взаимодействие людей между собой подразумевает общение и совместную деятельность. Процесс педагогического взаимодействия также состоит из двух частей: педагогического общения и совместной деятельности педагогического содержания.

В педагогической деятельности выделяют два основных способа взаимодействия: воздействие и сотрудничество.

Педагогическое воздействие предполагает активные действия взрослого и готовность ребенка их принимать, т.е. быть воспитуемым. Такие отношения ставят воспитанника в пассивную позицию, он лишь исполнитель того, что задано воспитателем. Педагогическое

воздействие предполагает подчинение интересам одной стороны без учета интересов другой. Следовательно, воздействие не позволяет достаточно эффективно достигать поставленных целей.

Сотрудничество - это такое взаимодействие, при котором воспитатель и воспитанник содействуют удовлетворению интересов друг друга. Сотрудничество предполагает оказание участникам деятельности взаимного содействия в ходе решения ими какой-то задачи, движение к определенной цели.

Принципиальными характеристиками сотрудничества является равенство в общении и партнерство в совместной деятельности. Равенство в общении обеспечивается,

во-первых, взаимным уважением личности участников общения, а во-вторых диалектическим принципом самого процесса общения обучая и развивая воспитанников, сам воспитатель обучается и развивается с помощью своих воспитанников.

Партнерство в совместной деятельности подразумевает наличие неких субъективных интересов у каждой из участвующих сторон, и в совместной деятельности учитываются интересы всех участников.

Мы рассматриваем взаимодействие как сотрудничество, выделяя при этом следующие признаки такого взаимодействия:

и равноправное, субъект-субъектное взаимодействие взрослого и ребенка, то есть равенство в общении и партнерство в совместной деятельности; 7 взаимное уважение к личности участников взаимодействия; . обмен определенными ценностями в процессе совместной деятельности; исобственная активность ребенка в достижении целей, самостоятельность его выбора;

Возникновение оптимальных межличностных отношений, определяющих положительный характер совместной деятельности. Позиция взрослого будет оптимальна, если он является соучастником, а не занимает позиции руководителя.

Наиболее распространённой и эффективной формой сотрудничества и совместной деятельности воспитателя с детьми являются коллективные творческие дела (КТД).

Коллективно - творческие дела можно классифицировать по их содержанию:

  • Общественно-политические - способствуют обогащению общественно- политического опыта, развивают гражданское отношение ко всем политическим событиям в стране и за рубежом, к прошлому и настоящему, учат ребят высказывать свои мнения и суждения,

Трудовые - способствуют проявлению у ребенка хозяйственных способностей, предприимчивости, умения преодолевать трудности, содействуют процессу профессиональной ориентации детей.

  • Познавательные - способствуют формированию у детей мировоззрения, обогащают мир знаний, расширяют кругозор, приобщают к тайнам мира.
  • Экологические - способствуют приобщению к миру природы, осознанию ее значимости, учат чувствовать красоту родного края.
  • Спортивные - способствуют актуализации у ребят ценности здорового образа жизни, реализуют двигательную активность.

Досуговые - особые игры, детские забавы, затеи -действенная сфера самовоспитания, способствуют формированию навыков самоорганизации. -Художественные - способствуют воспитанию эстетического отношения к жизни, обществу, культуре своего и других народов, развитию творческих способностей ребенка.

  • Нравственные - просвещенческие, тренинговые формы, способствуют формированию жизненных ценностей ребенка.
  • Работа с активом - способствует освоению сферы организаторской работы, развивает лидерские качества.

Коллективное творческое дело - это уникальное и в то же время очень естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива. Организация КТД предусматривает шесть стадий (И.П. Иванов). Первая стадия - предварительная работа. Педагоги, воспитатели устанавливают место предстоящего КТД в воспитательной работе, планируемой на новый период с данным коллективом, определяют конкретные воспитательные задачи, выясняют различные варианты, которые могут быть предложены детям, продумывают способы реализации своих замыслов, намечают действия, которые могут настроить воспитанников на работу, увлечь перспективой, определяют возможности активизации деятельности каждого участника.

Вторая стадия - коллективное планирование. Теперь действуют сами дети. Они ищут ответы на поставленные вопросы в микрогруппах: что лучше сделать? с кем вместе? для кого? когда? Воспитатели - равноправные участники диалога с детьми.

Этот разговор условно называют сбором-стартом. Успех его во многом обеспечивает воспитатель. Он обобщает предложенные варианты, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи, ставит дополнительные задачи «на размышление». Завершается поиск выбором совета дела.

Третья стадия - коллективная подготовка дела. Руководящий орган, совет дела, уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения КТД, затем организует его выполнение, побуждая и поощряя инициативу каждого участника. Подготовка может идти по группам. Возможна ситуация, когда дети слабо включаются, а то и вовсе не включаются в практическую работу. Бывает так, когда в самом начале некоторые воспитанники увлекаются, а потом быстро охладевают, поскольку у них нет еще умения преодолевать трудности. Здесь велика роль воспитателя, характер его воздействия на детей, взаимодействия с ними. Не допуская открытого давления, воспитатель по-товарищески побуждает детей к целенаправленному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла. Как? Может увлечь добрым сюрпризом или заинтересовать «трудного» секретным договором с ним, оказать особое доверие ответственным поручением: «Только ты можешь это сделать». В некоторых случаях воспитатель подсказывает варианты выполнения работы, дает совет по использованию источников для поиска.

Четвертая стадия - проведение КТД, подведение итогов подготовки. На этой стадии осуществляется конкретный план, составленный советом дела, с учетом того, что наработано микорогруппами. Воспитанники в разных формах демонстрируют опыт, накопленный в ходе планирования и подготовки дела. Не нужно бояться отклонений от замыслов, возникающих во время проведения КТД из-за разных непредвиденных обстоятельств. Не следует также бояться и ошибок, допущенных участниками. Все это тоже школа жизни. Воспитатель по возможности незаметно для всех участников дела, направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудачу.

Пятая стадия - коллективное подведение итогов КТД. Это может быть общий сбор коллектива. На кругу или по группам каждый высказывает свое мнение, обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения КТД.

Кроме общего сбора, участие каждого в оценке проведенного КТД можег осуществляться и с помощью других средств, опроса, заполнения анкеты через стенгазету, творческих отчетов. Главное, чтобы каждый поразмышлял об опыте (своем собственном и своих товарищей), приобретенном в КТД, научился анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее, выдвигать более сложные, чем прежде, задачи-вопросы. Воспитанники приобщаются к выработке общественного мнения, созданию добрых традиций. Шестая стадия - ближайшее последействие КТД. На общем сборе в анкете дети и взрослые высказывают предложения, делятся своими впечатлениями, переживаниями, говорят о том, чему научились.

Воспитателю все это надо взять на заметку, чтобы использовать в дальнейшей работе. Известно, что далеко не все воспитанники готовы осуществлять свои собственные решения, закреплять приобретенный опыт. Поэтому сразу же после подведения итогов КТД необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы коллективно приняться за осуществление тех предложений, которые были высказаны на итоговом сборе. Намечается программа последовательных действий, определяются новые коллективные творческие дела.

Коллективные творческие дела могут быть самые различные, они постоянно рождаются в работе воспитателей, использующих эту методику. Каждое КТД неповторимо, но можно назвать некоторые приемы, использующиеся почти на всех стадиях КТД. Прежде всего, невозможно начать поиск, побудить к творчеству без четко поставленной проблемы или задачи. Важно, чтобы она была определена самими детьми. Если задача поставлена воспитателем, необходимо убедиться, что она привлекательна и понятна воспитанникам. В зависимости от того, сколько проблем и какие из них выбраны для решения, определяется методика организации коллективной работы. Один из эффективных приемов, применяемых почти на всех стадиях проведения коллективных творческих дел, - это создание микрогрупп для решения конкретной задачи или выполнения творческого задания. В зависимости от содержания, вида КТД формирование групп может идти с учетом желания, интересов, способностей детей или по случайному принципу (с помощью считалки, жребия).

Другим необходимым приемом этой методики является «мозговая атака», когда воспитанники в группах путем обмена индивидуальными мнениями ищут наилучшие варианты решения проблемы, задачи. В ходе «мозговой атаки» может создаваться «банк идей», то есть набор возможных предложений по решению какой-либо проблемы или задачи. Часто используется еще один прием - отбор идей, когда нужно из множества возможных решений, вариантов выбрать один или два-три. Выбор этих идей может осуществляться с помощью голосования или естественным путем, то есть участники поиска определяют характер, форму своего участия реальным добровольным действием.

Когда выбор осуществить сложно, используется еще один прием - защита идей. Каждый член коллектива или микрогруппа аргументируют свой вариант, подводится итог этого поиска, и в результате рождается окончательное решение.

Коллективно - творческое дело получается по-настоящему, когда:

  • дело имеет сюжет, вариативность, сюрпризы, новинки;
  • дело учит ребят работать вместе, уважая мнение каждого участника, считаясь с его интересами и желаниями;

Дает возможность каждому участнику раскрыться, приблизиться к высокому уровню самоуважения;

  • воспитатель активно участвует в придумывании, разработке дела, но как подсказчик, советник, помощник;
  • форма и содержание дела, способы его подготовки соответствуют возрасту детей в группе, детском доме;

Хорошо продуманный, интересный сценарий дела имеет красивое воплощение на практике: используется визуальное, музыкальное оформление, специально готовится помещение и т.п.;

  • каждый ребенок при подготовке дела и во время его проведения находит для себя роли, поручения и задания;

Но не всегда воспитатель может уделить достаточно времени и внимания одновременно каждому воспитаннику, предоставить возможность для реализации его индивидуального интереса и потребностей. Поэтому возникает необходимость организации других форм педагогического взаимодействия и сотрудничества. Такими формами, организуемыми воспитателями, стали клубы.

Существует много определений понятия «клуб», но самое емкое, на мой взгляд, дано в Энциклопедическом словаре, где клуб трактуется как «общественная организация добровольно объединяющая группы людей в целях общения, связанного с различными интересами, а также для развлечений и отдыха».

Клубы в детском доме - это особая форма дополнительного образования и организации досуга детей. Клубы помогают использовать весь творческий потенциал взрослых и детей. Клуб - явление многофункциональное, его особенность во взаимосвязи всех функций:

  • реализация потребности ребенка в общении;
  • осуществление обмена формами организации свободного времени ребенка;
  • творческая, интеллектуальная, организационная и другая самореализация ребенка;
  • совершенствование знаний и умений ребенка в выбранном виде деятельности;

Рассмотрим наиболее часто используемые в детских домах варианты организации клубного пространства:

  1. Клуб представляет собой цикл занятий, объединенных одной темой. Выбирая один клуб, воспитанник занимается в нем постоянно в течение всего времени работы.
  2. Занятия в клубе объединены общей тематикой, но каждая встреча представляв собой самостоятельное занятие. Воспитанник каждый раз выбирает клуб.
  3. Клуб - одно занятие, на котором воспитанник получает необходимую информацию, знания и т.д.

В зависимости от тематики занятий клубы могут называться мастер-классом, мастерской, студией и т.д. Занятия клубов могут разрабатывать и проводить не только воспитатели, но и воспитанники.

Как педагогическая технология сотрудничество воспитателей и детей может быть использована также при подготовке и проведении различных форм работы.


В психологии принято выделять два основных вида человеческого взаимодействия в обществе: сотрудничество и соперничество.

Не стоит недооценивать сотрудничество людей в наши дни. На протяжении многих веков такой метод, как сотрудничество, помогал людям в достижении общих целей. Во все времена человечество стремилось наладить взаимовыгодную связь, которая является крепким фундаментом для быстрого и успешного развития общества.

Обыденное понимание термина «сотрудничество» включает в себя следующие характеристики:

  • Участие в каком-либо общем деле.
  • Взаимодействие с кем-либо.
  • Работа в организации/компании.
  • Участие в работе печатного органа в качестве автора.
  • Включенность в группу учёных и т.д.

Иными словами, сотрудничество является совместной деятельностью, в ходе которой все её участники получают пользу и выгоду.

С точки зрения психологии, понятию «сотрудничество» можно дать следующее определение: это способность нескольких людей работать вместе, чтобы достичь общих целей. Как писал один из ведущих психологов, Косолапов, плодотворное сотрудничество — это некий процесс позитивного и созидательного взаимодействия людей, в котором стремления и интересы участников частично или полностью совпадают, а осуществление поставленных целей одних участников возможно лишь благодаря удовлетворению интересов и устремлений других участников этого же процесса.

Истинная совместная деятельность – это искренняя радость за успехи других. Это мысль о том, что только работая вместе, можно достичь самых высоких результатов.

Это большой шаг прямиком от наших каждодневных эго-устремлений по направлению к взаимоуважению и взаимопомощи. Именно такой вид коммуникации способен вывести нас на дорогу, ведущую к великим свершениям.

Психологические исследования подтверждают, что при активном взаимодействии индивидуальные качества каждого члена команды усиливаются. То есть бывает так, что отдельная личность в составе группы выполняет намного больший объём работы, нежели человек трудился бы в одиночку.

Поэтому люди начинают общаться, вступают в союзы, создают организации. Иногда без соперничества не обойтись, но мудрый человек прекрасно знает, где провести грань между соперничеством и сотрудничеством.

Основные типы совместной деятельности

Каждый день мы взаимодействуем с огромным числом людей: дома с семьёй, на работе с коллегами, в транспорте с пассажирами, на улице с незнакомцами, в кафе с персоналом и так далее, поэтому формы сотрудничества между людьми многообразны.

Основные виды сотрудничества на сегодняшний день:

  • Дружба.
  • Любовь.
  • Семья.
  • Деловое партнёрство.
  • Организационно-правовое сотрудничество.
  • Солидарность.
  • Союз между партиями и государствами.
  • Сотрудничество между фирмами.

Список можно ещё долго продолжать, но пока мы остановимся на этом.

Настоящая взаимовыручка — это единство формы (объекта сотрудничества) и содержания (средств для обмена).

Любовь или дружба - это формы взаимодействия, в основе которых абсолютно отсутствуют такие проявления, как корысть, расчёт, эгоизм, в то время как экономическая сделка или деловое партнёрство строятся лишь на расчете и выгоде.

Международное сотрудничество демонстрирует нам взаимозависимость государств и организаций друг от друга. Развитие международных отношений способствовало созданию политических, экономических, природоохранных, культурных и религиозных механизмов взаимодействия.

Отличительной чертой положительного содействия является общая заинтересованность её участников, выгодное взаимодействие для всех членов. Никто не должен быть ущемлён, т.е. каждая сторона получает то, что признает для себя подходящим, достойным и обоснованным.

Следует отметить, что сотрудничество любого характера соответствует четырём характеристикам:

  • Всегда обусловлено общей целью и причинами, которые предстают в качестве внешних по отношению к взаимодействующим командам или людям.
  • Ярко выражено, т.е. за ним можно наблюдать; сотрудничество в основном предполагает обмен вербальными символами и знаками, которые воспринимаются обратной стороной.
  • Оно чаще всего привязано к какой-то определённой ситуации или к неким временным условиям, таким как встреча деловых партнёров, празднование дня рождения матери и т.п.
  • Оно имеет субъективную направленность, выраженную благодаря участникам группы.

Хотелось бы отметить, что по-настоящему взаимовыгодное сотрудничество - это всегда . Но это не обыденное общение, а создание по крупицам огромного пазла, в формировании которого участвует несколько лиц. В итоге получается прекрасная общая картина, плод этой деятельности.

Построение правильных взаимоотношений

Каким бы стрессоустойчивым и эмоционально стабильным ни был человек, когда он находится в конфликте с кем-либо, это вряд ли добавит ему энергии для выполнения поставленных целей. Постоянное напряжение в коллективе отражается на всех участниках, независимо от того, кто является зачинщиком ссоры. Конфликты при тесном сотрудничестве как минимум являются причиной плохого настроения людей, а в худшем случае ведут к прекращению взаимоотношений и сотрудничества вообще.

Существуют методы, чтобы избежать конфликтных ситуаций и выстроить долговременное сотрудничество между людьми.

Очень важно наличие общей цели. Именно общей, которая желанна и для вас, и для ваших партнёров. На фоне грядущих достижений ссоры будут казаться пустяком, на который просто не стоит обращать внимания и который лишь мешает двигаться вместе дальше. Важно, чтобы каждый член группы чётко понимал свою роль и алгоритм действий по направлению к цели.

В цивилизованном мире все проблемы можно решить простым разговором. Например, собрать «круглый стол», сесть всем вместе и дать возможность каждому высказаться. Так можно избежать многих недомолвок в будущем и общими усилиями развеять сомнения товарищей.

Так как вы сотрудничаете с другими людьми, каждый из которых является личностью с особыми интересами и своей внутренней жизнью, необходимо быть толерантным по отношению к другим, следить за своим поведением, быть сдержанным, не высказывать жёсткой критики в адрес другого. Порой один недобрый взгляд может причинить оппоненту боль.

Если сотрудничество строится на взаимоподдержке, помощи, намерении считаться с интересами партнера, на желании укрепить, стабилизировать отношения, то подобная связь принесёт много плодов, и наверняка для ссор даже повода не возникнет.

Иногда очень важно идти на уступки во благо достижения совместной цели. Все люди не идеальны, каждый имеет свой взгляд на мир. Но порой стоит прислушаться к своим союзникам, а свою идею придержать на некоторое время. Это поможет избежать столкновения интересов при сотрудничестве. Очень важно подкреплять длительное взаимовыгодное сотрудничество такими методами взаимообмена, как верность, благодарность, уважение и поддержка.

Общие выводы

Сотрудничество является неотъемлемой частью нашей жизни. Чтобы сделать его успешным, приложить усилия необходимо всем участникам данного процесса. Если при взаимодействии участники демонстрируют свои чувства, благодарность, потребность во взаимодействии, желание уступить, внимательность по отношению к коллегам и целеустремлённость, то такое сотрудничество обязательно приведёт к осуществлению любых целей!

Плодотворное сотрудничество государств, компаний, организаций сделает наше общество более благополучным и развитым, а отношения, основанные на взаимообмене, лишь обогатят каждую из сторон. Благодаря сотрудничеству человек сможет взрастить в себе самые лучшие качества и использовать их на благо других. Автор: Дарья Сергеева