Каково основное назначение пилотажа в исследовании. Пилотажное исследование - это что такое? С какой целью проводится пилотажное исследование? Метод экспертных оценок


После отбора психологических методик для проведения мероприятий ППО должна быть проведена проверка их прогностичности, т. е. осуществлена оценка их возможности решать поставленные перед ними задачи: дифференциация всех обследуемых по степени выраженности ПВК и прогнозирование вероятности успеха в профессиональной деятельности. С этой целью проводится так называемое пилотажное исследование.
Понятие «пилотажное исследование» (иногда его еще называют пилотное исследование) достаточно широко распространено в психологии. Причем под этим понятиям очень часто подразумевают совершенно разные мероприятия, проводимые с разными целями. Однако если обобщить все, что понимается под этим понятием, то его смысл сводится к проведению «пробного», «оценочного» или «ориентировочного» исследования.
Суть пилотажного исследования, проводимого с целью оценки прогностичности психодиагностических методик, заключается в обследовании группы лиц, уже выполняющих профессиональную деятельность, для которой планируется проводить отбор. При этом предполагается, что работающие по данной специальности люди
обладают индивидуально-психологическими и личностными характеристиками, которые или мешают, или, наоборот, способствуют успешному выполнению профессиональных обязанностей. Поэтому если профессионально важные качества были определены верно, если правильно были подобраны методики, то результаты исследования должны иметь тесную связь с показателями успешности деятельности.
При проведении пилотажного исследования всегда возникает необходимость решить две проблемы: как определить критерии успешности деятельности, в отношении которых будет оцениваться прогностичность отобранных методик; как сформировать группу лиц, которые будут обследоваться.
Как правило, при формировании группы обследуемых для проверки прогностичности отобранных методик принимается одно из двух принципиальных решений: обследовать две группы лиц, имеющих полярные показатели успешности выполнения профессиональной деятельности, или провести обследование по принципу случайной выборки, т. е. обследовать всех, кого возможно.
В случае если оценка прогностичности отобранных методик проводится на основе результатов обследования полярных групп, то экспериментальная работа осуществляется в следующем порядке. На основании четко определенных критериев успешности деятельности формируются две группы работников: успешных и неуспешных, причем обследуемые группы должны быть сопоставимы по возрасту и полу. Далее проводится обследование и осуществляется обработка первичных результатов. На завершающем этапе проводится математико-статистический анализ результатов.
Для реализации данного подхода на практике в первую очередь необходимо обеспечить репрезентативность выборки, для чего потребуется достаточно большая группа людей. Говоря о численности групп, следует вспомнить те требования, о которых говорилось выше (см. главу 8). Исходя из этих требований можно утверждать, что для обеспечения статистической достоверности результатов обе сравниваемые между собой группы успешных и неуспешных работников должны быть как минимум по 30 человек. Однако реально обеспечить такой объем выборки удается крайне редко, хотя бы потому, что руководство организации или предприятия вряд ли будет мириться с таким большим количеством неуспешных работников. Поэтому, несмотря на то что обследование полярных групп является идеальным вариантом, чаще всего при проведении пилотажного исследования в ходе разработки системы ППО разработчики обследуют случайную выборку работников предприятия.
При проведении пилотажного исследования по принципу случайной выборки, как правило, обследуются все работники, выполняющие одни и те же профессиональные обязанности, т. е. представители одной и той же профессии. В этом случае порядок работы выглядит следующим образом: проводится обследование работников предприятия, выполняющих профессиональные обязанности по должности, в отношении которой предполагается проводить профессиональный психологический отбор; далее определяются критерии успешности профессиональной деятельности и по возможности разрабатывается интегральный показатель успешности; на завершающем этапе проводится математико-статистический анализ полученных результатов.
Вместе с тем следует отметить, что бывают случаи, когда ни один из двух названных выше способов проведения пилотажного исследования не подходит для их осуществления в конкретных условиях. Например, это происходит тогда, когда разрабатывается система профотбора на вновь создаваемые профессии. Кроме этого, бывают ситуации, когда отобрать необходимое для проведения пилотажного исследования количество людей не представляется возможным. В этом случае психологу приходится моделировать выборку обследуемых; тогда этапность экспериментального исследования будет такой: на первом этапе моделируется экспериментальная выборка обследуемых и проводится психологическое тестирование; на втором этапе проводится математико-статистический анализ полученных результатов.

Наиболее сложным этапом в этом варианте проведения пилотажного исследования является этап моделирования экспериментальной выборки, поскольку от него зависит точность оценки соответствия отобранных методик условиям выполнения задач ППО. При моделировании экспериментальной выборки следует учитывать предполагаемый возраст людей, которым предстоит выполнять соответствующие профессиональные обязанности, а также их пол и образование. При этом желательно, чтобы профессиональная деятельность, которую они реально выполняют, предъявляла очень близкие по содержанию требования к наличию у работников соответствующих профессионально важных качеств, необходимых для успешной работы на новой должности. Также желательно учесть, что объем моделируемой выборки должен быть не менее 55-60 человек, а в идеальном случае - не менее 100.
Следует отметить, что все варианты проведения пилотажного исследования по оценке прогностичности методик, которые предполагается использовать в мероприятиях ППО, имеют весьма схожий этап - математикостатистический анализ полученных результатов. Однако содержание и порядок осуществления данного этапа могут быть различными. Рассмотрим этот этап более подробно.

Еще по теме Основные принципы и способы проведения пилотажного исследования:

  1. 3. Основные понятия и опыт проведения маркетинговых исследований 3.1. Содержание и направления маркетинговых исследований

Пилотажным исследование - предварительное, пробное (чаще всего методической направленности) социологическое исследование с целью отработки инструментария сбора первичной социологической информации, методов организации и процедур проведения массового полевого исследования. Пилотажное исследование предназначено для отработки технических процедур и приемов, чаще всего - для апробации вопросника

. Цель - получить примерные данные о том или ином явлении либо апробировать применение методики к более широкомасштабным исследованиям.

. Объект - для проведения того и другого исследования нужна незначительная совокупность объектов, поэтому они проводятся в ограниченные сроки.

При проведении пилотажного исследования необходимо учитывать правила:

Объем выборки в пилотажном исследовании не имеет четкого методического обоснования. Важно только, чтобы они представляли все существенные категории планируемого объекта исследования.

· Малая выборка в пилотаже вовсе не обязательно должна быть репрезентативной по отношению к генеральной совокупности. Куда важнее другое ее качество - разнообразие: она должна включать те группы респондентов, которые способны реагировать на инструментарий по-разному.

· В пилотажную выборку включают тех респондентов, которые представляют наиболее важные для темы опроса социально-демографичекие признаки (пол, возраст, образование, стаж работы, содержание труда и т.п.).

В социологии пилотаж проводится до основного исследования и выступает способом проверки обоснованности гипотез и задач, а также профессионального уровня и методической отработанности инструментария. Пилотаж помогает оценить правильность модели выборки и внести в нее в случае необходимости соответствующие исправления; угочнить некоторые характеристики объекта и предмета исследования, обосновать финансовые расходы и сроки проведения главного исследования. Пилотаж полезен также для тренировки группы интервьюеров (анкетеров).

Итак, пилотаж полезен для: а) тестирования инструментария, в котором исследователь вполне уверен, б) усовершенствования инструментария в ситуации, когда предмет исследования хуже известен исследователю.

Метод экспертных оценок

Метод экспертных оценок, называемый также экспертным опросом, в общем виде представляет собой опрос специалистов, компетентных в какой-либо, нужной исследователю области. Опрос таких лиц называется экспертным, а установленные в его ходе суждения респондентов о свойствах изучаемого явления - экспертными оценками.
Экспертная оценка - компетентное мнение, мнение эксперта по какой-либо из проблем, находящихся в сфере его компетенции.
Основные отличия экспертного опроса от массового состоят в следующем:
- количество респондентов в массовом опросе значительно больше, чем в экспертном;
- экспертный опрос не является анонимным;
- экспертный опрос отличается более сложным инструментарием;
- труд экспертов, в отличие от труда респондентов всегда оплачивается.

При определении конкретного состава экспертов надлежит руководствоваться не только и не столько компетентностью экспертов, сколько валидностью их заключений.

Вопрос 56 (метод анализа документов)

Анализ документов – это совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из докумен­тальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений в целях решения определенных исследовательских задач.

Использование документальных источников информации в научном исследовании позволяет: быстро и при минимальных затратах получить сведения об объективных фактах, явлениях, событиях, связанных с темой исследования; узнать о субъективных взглядах, точке зрения, позиции авторов документов.

В социологии применяют следующие методы изучения доку­ментов:

  • неформализованный (традиционный);
  • формализованный.
  • В свою очередь формализованный вид анализа документов может быть представлен тремя разновидностями:
  • контент-анализом или анализом содержания (от англ. – content – содержание);
  • анализом статистической информации ;
  • информационно-целевым анализом текстовой информации.

Каждый из этих методов имеет свои достоинства и недостатки. Традиционный метод анализа документов основывается на «понимающем» восприятии текста. Достоинством этого метода является его относительная простота. Недостатки связаны с субъективным характером оценок содержания документов, труд­ностями использования технических средств. Эти недостатки пре­одолеваются с помощью количественных приемов исследования, характерных для контент-анализа.

Контент-анализ – метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах.. Процедура контент-анализа позволяет воссоздать социальную реальность по индикаторам, содержащимся в различных источниках информации. Как правило, такими источниками являются периодическая печать, радио- и телепередачи, информация сети интернет, одним словом, информация, имеющая значительный объем и тенденцию к постоянному обновлению.

Метод контент-анализа широко применяется в политологических исследованиях. Объектом их исследования выступают такие документальные источники, как: протоколы заседаний органов власти и др.

1. Выявление смысловых единиц контент-анализа, которыми могут быть:
а) понятия, выраженные в отдельных терминах;
б) темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях и т.п.;
в) имена, фамилии людей;
г) события, факты и т. п.;
д) смысл апелляций к потенциальному адресату.

2. Единицы счета, которыми могут быть:
а) физическая протяженность текстов;
б) площадь текста, заполненная смысловыми единицами;
в) число строк (абзацев, знаков, колонок текста);
и др.

Исследования в социальной работе, как было отмечено ранее, в основном имеют прикладной (эмпирический) характер. Они связаны с практикой социальной работы, намечают решения тех проблем, которые она ставит. Становление исследовательской базы социальной работы показывает, что она имеет общие корни с социологическими эмпирическими исследованиями, их методами и методикой. И эго не случайно, поскольку уже первые эмпирические социологические исследования были тесно связаны с политикой социальной защиты бедных слоев населения, а также с социальной работой.

Дискуссии о специфике методов, которые использует социальный работник, продолжаются и сегодня. Это связано с тем, что методы социальной работы еще недостаточно однозначны в содержательном плане. Однако большинство авторов сходятся во мнении, что все существующие подходы к классификации методов можно использовать в социальной работе, поскольку можно будет выявить специфику их использования в общенаучном плане в качестве методологических оснований социальной работы, а также ее собственные методы.

Исходя из существующих стратегий исследования в социальных науках, можно выделить следующие особенности эмпирических исследований в социальной работе:

  • понимание того, что реальная действительность социально обусловлена;
  • использование «понимающего подхода» к социальной действительности;
  • фокусировка на исследовании отдельных ситуаций, случаев с последующей их типизацией;
  • исследование обязательно должно базироваться на практике.

Выше мы рассмотрели описание и объяснение как функции научного знания. Но описание и объяснение можно рассматривать не только на уровне общей методологии научного познания, но и на уровне конкретных исследовательских приемов. В рамках развернутой программы исследований они могут выступать как последовательные стадии: от общей ориентировки в проблеме переходят к изучению отдельных ее аспектов, постепенно конкретизируя вопросы. Соответственно меняются и приемы исследования: от экстенсивных и неструктурированных методов получения информации (наблюдение, беседа, изучение документов) переходят к использованию более узко фокусированных и более четко структурированных методов (анкетирование, тестирование, экспериментирование).

Внутри фазы описания часто выделяют и предварительную стадию - пилотажное исследование. Термином «пилотаж» обычно обозначают искусство управления летательными аппаратами. Но он имеет и другое значение - безупречное выполнение любых сложных операций, требующее виртуозного мастерства. В этом более широком смысле оно используется, когда говорят о пилотажном этапе социологических исследований.

Знаете ли вы, что...

В социальной психологии пилотажные исследования имеют рабочее название «зондаж» и применяются для установления необходимого объема выборки, уточнения содержания и числа вопросов анкеты, времени опроса и др. В тестологии пилотажные исследования обозначаются через термин «протест» и служат средством выявления некоторых стандартов основного теста.

Пилотажное исследование является важнейшей частью в планировании любого экспериментально-психологического исследования. Оно обеспечивает определение главного направления, принципов организации и методов основного исследования, уточняет наиболее важные гипотезы. В отечественной психологии более употребительным является термин «поисковый эксперимент».

Пилотажное исследование предстает как пробно-поисковый тип исследования, которое проводится до основного и является его упрощенной формой. Дело в том, что невозможно сразу предусмотреть все организационные проблемы, которые, как правило, могут включать в себя следующие моменты:

  • особенности поведения изучаемых людей;
  • уровень понимания адресованных вопросов;
  • наличие побочных факторов, которые могут оказать влияние на результаты, и способы их нейтрализации;
  • достаточно точное определение сил, средств и времени, необходимых для изучения;
  • выявление возможных трудностей в обработке данных и другие проблемы.

Все они всплывают только в ходе самого изучения. Вот почему необходимо пилотажное исследование. Оно позволяет заранее выявить наиболее сложные места, чтобы устранить их. Предварительное изучение дает возможность повысить достоверность полученной информации, уточнить и даже выдвинуть новые гипотезы, проверить организационную процедуру анализа, дать предварительную оценку эффективности приемов качественного и количественного анализа полученной информации. Отсюда цель пилотажного исследования - предварительная ориентировка, выявление основных свойств и выдвижение самых общих предположений о связях между ними. Представьте, что перед социальными работниками стоит задача составления комплексного плана мероприятий по работе с молодежью микрорайона. Первым шагом, естественно, будет пилотажное исследование: посещение мест скопления молодежи, наблюдение за тем, как молодые люди проводят свой досуг, беседы с подростками и юношами, с их родителями и учителями. Это даст общую картину, которую затем можно будет уточнять, привлекая, например, статистические данные. Только после того, как произведена оценка потребностей и существующих форм их удовлетворения, можно приступать к обоснованию необходимости каких-либо нововведений.

Данный пример показывает, что в прикладных исследованиях обращение к новым проблемам или даже просто к новому контингенту потенциальных клиентов предполагает этап общей ориентировки. Что же касается фундаментальных (чисто научных исследований), то здесь, как правило, сильна преемственность: новые проблемы вытекают из уже достигнутого объема знаний. Поэтому главным способом ориентировки здесь будет изучение литературы по проблеме. Фаза эмпирического исследования может тогда опираться на более или менее четкие исходные представления и гипотезы.

Пилотажное исследование - важный и ответственный этап. Если оно проведено недостаточно качественно, то неизбежно снижение валидности (обоснованности и достоверности) выводов. Например, если в анкете сохранится хотя бы один вопрос, который может по-разному пониматься людьми с неодинаковым уровнем образования, то создастся ситуация несопоставимости ответов на него лиц с высшим, средним и иным образованием. В такой ситуации исследователь потеряет право на то, чтобы делать выводы, основанные на сравнении мнений опрашиваемых людей. Если же такие выводы будут сделаны, то возникнет сомнение в их истинности.

Несмотря на важность пилотажного исследования, оно не может быть слишком длительным. В противном случае сократится время на последующие этапы исследования, которые более трудоемки и не менее ответственны. Длительность и эффективность пилотажа определяется, прежде всего, квалификацией исследователя.

Сбор эмпирических данных может происходить как в естественной обстановке, так и в специально оборудованной лаборатории. В каждом из этих случаев процесс исследования будет иметь свои особенности. Исследования первого типа обозначают как полевые исследования - тип исследования социальных явлений или поведения сообществ посредством изучения их в нормальных, естественных условиях (например, коллектив людей в его социальном контексте). По своей направленности они являются прикладными, поскольку проводятся для ответа на вопросы, которые поднимает практика. Именно с этим типом исследований чаще всего имеют дело социальные работники.

Основная цель полевых исследований - описание той или иной предметной области, открытие еще неизвестных процессов и определяющих их факторов. По своему характеру они более приближены к идиографическому, чем к номотетическому типу, хотя конкретные социологические исследования часто ведутся в номотетическом ключе, т.е. с использованием стандартизированных инструментов сбора информации, больших выборок респондентов и статистических процедур обработки данных.

Знаете ли вы, что...

В социологию понятие «полевое исследование» пришло из этнологии - науки, изучающей состав, происхождение, расселение и культурно-исторические взаимоотношения народов мира, их материальную и духовную культуру, особенности быта. Первые полевые исследования были связаны с работами этнологов, описывавших совокупность явлений, которые трудно было предвидеть и систематизировать заранее.

Следует учитывать, что полевые исследования дают лишь первичную информацию, которая на последующих этапах исследования может существенно трансформироваться. В этой связи исследователю нельзя выдавать свои предварительные впечатления за итоги работы. В зависимости от задач и используемых средств выделяют три типа полевых исследований (рис. 3.1).

Рис. 3.1.

Поисковый тип полевого исследования имеет описательный характер; диагностическим - направлен на решение практических задач; экспергшентальнный тип связан с проверкой гипотез. Важнейшим условием полевого исследования является обеспечение такого присутствия наблюдателя, которое не искажает естественный ход наблюдаемого процесса.

Полевое исследование осуществляется в соответствии с организационно-методическим планом исследования, оно дает богатый и разнообразный материал, по на стадии его обработки нередко возникают определенные сложности. Используемые качественные методы анализа довольно трудоемки, а сравнение отдельных случаев между собой не всегда легко осуществить в силу внутренней неоднородности материала. По сравнению с лабораторным экспериментом, полевое исследование обычно сопряжено с более значительными организационными трудностями. И это понятно, если учесть, что приходится входить в контакт с самыми разными людьми, объяснять им цели исследования и добиваться их содействия.

Антонимом понятия «полевые исследования» выступает понятие «лабораторные исследования» - исследования, которые проводятся в специально оборудованных лабораториях. Аппаратура служит здесь для поддержания заданного режима опыта, а также для точной и полной регистрации исследуемых параметров. Она обеспечивает полноту и надежность получаемой информации.

В обыденном сознании лабораторная обстановка обязательно связывается с экспериментом, а естественная - с наблюдением. В действительности связь здесь не такая жесткая. Эксперимент на самом деле легче проводить в лаборатории, в то время как разнообразные жизненные ситуации дают богатый материал для наблюдения. Однако в конечном счете не внешняя обстановка, а цели, которые ставит исследователь, и конкретные приемы, которые он использует, определяют тип исследования.

Для пояснения сказанного воспользуемся примером, который приводят в своем учебнике С. С. Новикова и А. В. Соловьев . Предположим, что нам необходимо изучить поведение детей. Как известно, его можно изучать и в естественной обстановке, и в специально оборудованной лаборатории. Допустим, нас интересует характер игры детей младшего возраста, особенно то, как дети играют, когда они предоставлены сами себе. Мы хотим, чтобы присутствие наблюдателя не сказывалось на характере изучаемых процессов. В этом случае наблюдение удобно проводить в лабораторной обстановке, которая внешне может мало отличаться от естественной. Это даже хорошо в том смысле, что ребенок скорее в ней освоится и не будет бояться. Комната может выглядеть как обычная игровая. Только наличие специальных приспособлений превращает ее в лабораторию. Обычно достаточно установить скрытую камеру или зеркало одностороннего вида, с помощью которого находящийся в соседней комнате человек сможет наблюдать за происходящим, оставаясь незамеченным.

Данный пример показывает, что не всякое лабораторное исследование представляет собой эксперимент в строгом смысле этого слова. Настоящий эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в течение изучаемых процессов. При отсутствии такового имеет место наблюдение, которое поддерживается специальной регистрирующей аппаратурой и проводится в лаборатории.

  • См.: Новикова С. С., Соловьев Л. В. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: учеб, пособие для высшейшколы. М. : Академический проект; Гаудеамус, 2005. С. 79.

Пилотажное исследование можно проводить с различными целями: проверка основных гипотез программы, выявление отдельных характеристик объекта с целью определения наиболее устойчивых для их дальнейшей углубленной разработки, выяснение действенности методики в целом или ее отдельных частей, предварительная проверка достоверности результатов опроса и т.д.

Существуют различные формы проведения пилотажного исследования. Оно может проводиться на небольших и на больших выборках. Если этого требует программа исследования, то пилотаж анкеты может проходить с большой представительной выборкой. По существу такой пилотаж иногда выступает как самостоятельное эмпирическое исследование, на которое затрачивается не меньше сил и времени, чем на основное исследование.

Однако обычно пилотажное исследование проводится на небольшом массиве. Точная численность обследуемых в этом случае не устанавливается, поскольку в каждом конкретном случае она может быть различной. Практика показывает, что численность опрашиваемых чаще всего не превышает 50-100 человек. Этого количества респондентов бывает достаточно, чтобы решить задачи, стоящие перед пилотажным исследованием. Необходимое условие заключается в том, что объектом исследования должны быть те люди, которые по своим основным характеристикам соответствуют основному объекту исследования. При этом пилотажный опрос проводится не на основном объекте, а на другом "поле", близком по своим характеристикам к основному. Это делается для того, чтобы не испортить основное "поле" исследования, поскольку любое, даже самое маленькое исследование получает резонанс, и тем или иным способом может оказать воздействие на основное исследование. Так, если в качестве основного объекта исследования выступают рабочие промышленного предприятия, то в пилотажном опросе объектом должны стать рабочие тоже промышленного, но другого предприятия.

Очень важен порядок проведения пилотажного опроса. Несмотря на то, что анкета готовится для заочного опроса, в пилотажном исследовании ее лучше представить в виде формализованного интервью. Преимущество формализованного интервью заключается в том, что, кроме того, что результаты пилотажного опроса будут анализироваться в совокупности ответов, оно дает и непосредственные наблюдения интервьюеров за реакцией респондентов на тот или иной вопрос и на всю анкету в целом. В качестве интервьюеров чаще всего выступают члены исследовательской группы или специально подготовленные для этого люди. По окончании опроса интервьюеры пишут небольшие отчеты по результатам каждого интервью. Такие письменные отчеты, хотя и отнимают много времени и сил и приятны далеко не каждому интервьюеру, но играют значительную роль в пилотажном исследовании. Они представляют большой интерес как документ непосредственного наблюдения, и их анализ чрезвычайно важен для доработки анкеты. Вот как описывает свое впечатление от опроса в пилотажном исследовании один из интервьюеров.

Фрагмент:

"Первые вопросы не затронули внимание респондента, он остался безразличным к их содержанию. По всей видимости, он еще не успел перестроиться и было видно, что мыслями он еще остался на своей работе, и оторвали мы его, по всей видимости, не в самый удачный момент. Но как человек добросовестный, он старался понять задаваемые ему вопросы, не проявлял видимого нетерпения и недовольства и старался делать предлагаемую ему работу добросовестно. К пятому вопросу его внимание несколько обострилось, он уже начал перестраиваться на наше интервью и сделал первое замечание по ходу (вопрос №______). Через пять-семь минут он уже полностью включился в работу и даже стал проявлять интерес. Первую остановку мы сделали на вопросе №______ и довольно долго обсуждали его, поскольку он ему был непонятен. Я тщательно записывал его предложения, и ему это явно понравилось (почувствовал свою роль, значимость и занял активную позицию). После этого он стал еще внимательнее прислушиваться к задаваемым вопросам и в вопросе №______ сделал, на мой взгляд, существенное замечание о специфике работы, которая фактически не была отражена в вопросе. Анкета, по его выражению и, надо сказать, справедливому, как мне кажется, является безликой в том смысле, что ее с успехом можно было бы использовать и на других предприятиях совершенно противоположного характера работы.

Большие трудности вызвали шкалы. Респондент не прочел их с первого чтения, и ему пришлось объяснять, как с ними надо работать. Поняв, он уже спокойно отвечал на все остальные шкалы, правда, при этом нередко испытывал затруднения при оценках по предлагаемым градациям (в основном по десятибалльной шкале). По всей видимости, необходимо более подробно объяснять правила работы со шкалами, а, может быть, и пересмотреть сами шкалы.

В целом анкета, судя по реакции респондента и по его высказываниям, оставляет хорошее впечатление, большинство вопросов было понятно, времени на заполнение анкеты было затрачено немного, в пределах нормированного".

После сдачи письменных отчетов, можно провести устный обмен мнениями, который имеет свои особенности. Не все возможно описать, что можно высказать в устной беседе. Коллективный обмен мнениями позволяет уточнить некоторые специфические представления и оценки анкеты и выработать определенное коллективное мнение по каждому вопросу и по анкете в целом. Руководитель исследования, за которым остается последнее слово, синтезирует как письменные, так и устные отчеты и принимает окончательное решение: оставить тот или иной вопрос в прежнем виде или переформулировать его, ввести новые вопросы, перестроить анкету и т.д.

Пилотажное исследование

Пробно-поисковый тип исследования, которое проводится до основного и является его упрощенной формой. В социальной психологии П. и. (рабочий термин «зондаж») применяется для установления необходимого объема выборки, уточнения содержания и числа вопросов анкеты , времени опроса и др.; в тестологии П. и. (рабочий термин - «претест») служит средством выявления некоторых стандартов основного теста. П. и. - важнейшая часть в планировании любого экспериментально-психологического исследования: оно обеспечивает определение главного направления, принципов организации и методов основного исследования, уточняет наиболее важные гипотезы. В отечественной психологии более употребительным является термин «поисковый ».


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Смотреть что такое "пилотажное исследование" в других словарях:

    ПИЛОТАЖНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ - см. ИССЛЕДОВАНИЕ ПИЛОТАЖНОЕ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    Пилотажное исследование - пробно поисковое исследование проводится до основного и является его упрощенной формой; применяется для установления необходимого объема выборки, уточнения содержания анкет, тестов. Пилотажное исследование важнейшая часть в планировании любого… … Исследовательская деятельность. Словарь

    ПИЛОТАЖНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ - пробно поисковое исследование, которое проводится до основного и является его упрощенной формой; применяется для установления необходимого объема выборки, уточнения содержания анкет, тестов. Пилотажное исследование важнейшая часть в планировании… … Профессиональное образование. Словарь

    ПИЛОТАЖНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ - (pilot study) мини версия запланированного эксперимента или наблюдения, используемая для проверки материально технического обеспечения и проекта. Так, опросный список может охватывать малую часть предложенной выборки населения, чтобы посмотреть,… … Большой толковый социологический словарь

    Пилотажное исследование - (фр. piloter – вести самолёт) – предварительное исследование, нередко предшествующее основному и позволяющее более успешно планировать последнее …

    ПИЛОТАЖНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ - (PILOT STUDY) Перед основной исследовательской стадией стадией сбора данных рекомендуется проверить программу исследования, прежде всего техники сбора данных, в небольшом пилотажном исследовании. Последнее позволяет в случае необходимости… … Социологический словарь

    Пилотажное исследование - мелкомасштабная проверка мер и процедур исследования, преследующая цель заблаговременно выявить все слабые места в его плане или инструментарии … Социологический словарь Socium

    пилотажное исследование (зондаж, поисковый эксперимент, претест) - пробно поисковое исследование, проводящееся до начала активного применения разработанного методического аппарата с целью его доработки, уточнения. В процессе п.и. устанавливается необходимый обьем выборки, уточняются детали анкет, тестов,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Пробное (пилотажное) исследование - предназначается для проверки надежности методик и процедур основного исследования, схемы организации и проведения самого обследования и предшествует ему. В процессе П. и. вырабатывается наиболее оптимальный вариант (проект) методики организации и … Социологический справочник

    Пробно поисковый тип исследования, кое проводится перед основным и является его упрощенной формой. В психологии социальной исследование пилотажное (рабочий термин зондаж) применяется для установления требуемого объема выборки, уточнения… … Большая психологическая энциклопедия