Политическая стабильность. Сущность и показатели политической стабильности. Реферат: Политическая стабильность Факторы влияющие на стабилизацию политической системы

Проблема политической стабильности режима - несомненно, одна из основополагающих в политической науке. С. Хантингтон, внесший весомый вклад в разработку этой проблемы, писал в одной из первых и наиболее известных из своих книг: "Наиболее существенная политическая характеристика различных обществ связана не с формой их правления, но со степенью управляемости". Более, чем через двадцать лет он почти дословно повторил эту мысль на страницах другой работы: "Различие между порядком и анархией носит более фундаментальный характер, чем различие между демократией и диктатурой".

Один из самых важных (хотя и не единственный) факторов, на который принято обращать внимание - социально-экономическое развитие. Императив развития выступает на одном из этапов общественной эволюции условием самосохранения власти. Если власть, режим по каким-то причинам не отдают себе в этом отчета и становятся тормозом для проведения назревших социально-экономических преобразований, то исходом подобного "упрямства" чаще всего становится их устранение с политической арены. Устранение, добавим, сопряженное с очень болезненными для общества последствиями. Императив развития поэтому абсолютен и неустраним. Перспективной может считаться лишь власть, всемерно учитывающая этот императив в своей деятельности. Исходя из такого понимания, стабильным может считаться режим, способный обеспечить интеграцию общества на путях эффективного социально-экономического развития.

Модернизация почти никогда не сопровождается стабилизацией имеющихся политических структур. Ослабление легитимности, лихорадочные поиски властью дополнительной социальной и международной поддержки -- вот явления, которые хорошо знакомы наблюдателям современной Российской ситуации и которые гораздо более типичны для любого переходного периода, "Современность, -- писал Хантингтон, -- нуждается в стабильности, но осовременивание (модернизация) порождает нестабильность" . В книге "Политический порядок в меняющихся обществах" Хантингтон резюмировал свои наблюдения о политической стабильности и нестабильности в трех формулах. По его мнению, в условиях модернизирующегося авторитаризма обеспечение стабильности должно быть связано с ограничением роли политического участия масс, которое подорвет надежность институтов.

Однако стабильность вовсе не обязательно означает отсутствие изменений и даже реформ. Более того, относительный, пусть минимальный уровень стабильности совершенно необходим реформаторам для успеха. Уровень стабильности может существенно различаться и варьироваться -- от балансирования на грани широкомасштабной гражданской войны до тотальной неподвижности и неизменности политических форм. Поэтому правомерным представляется выделять не только уровни или степень стабильности-нестабильности, но и различные типы политической стабильности. Исследователи выделяют в этой связи, во-первых, динамическую стабильность, адаптивную и открытую переменам и воздействию среды, и во-вторых, мобилизационную, или статическую стабильность, функционирующую на основании принципиально иных механизмов взаимодействия со средой.


Легитимность власти

Проблема легитимности политической власти, поставленная отнюдь не в двадцатом веке, но особенно акцентированная работами М. Вебера, продолжает вызывать немало споров среди социологов, философов и политологов. Нас в этих спорах будет интересовать лишь один аспект: является ли легитимность необходимым и достаточным условием поддержания политической стабильности. В основном исследователи сходятся во мнении, что легитимность, если она существует, несомненно, способствует стабилизации.

М. Вебер исходил из того (хотя и такая интерпретация Вебера продолжает оспариваться), что легитимность является фактором, позволяющим стабилизировать отношения политического господства в обществе. Под системой господства Вебер подразумевал такой общественный порядок, где приказывают и выполняют приказы. По убеждению Вебера, выполнения приказов добиваются не только и даже не столько применением силы.

Более существенно то, что любая власть действует в рамках определенных социально выработанных норм и правил общежития и опирается на эти нормы в своей деятельности. Если такие нормы признаются общественным большинством и воспринимаются как ценности, можно быть уверенным, что государственная власть имеет под собой достаточно прочные основания. Или, иначе говоря, обладает легитимностью.

Легитимность, следовательно, означает совпадение общественных норм и ценностей, признанность или законность (в неправовом смысле) власти. Для Вебера легитимность выступает в качестве гаранта стабильности имеющихся в обществе структур, процедур, решений должностных лиц, "независимо от конкретного содержания их действий". Согласно Веберу, легитимность может быть трех основополагающих типов - рациональная, традиционная и харизматическая. Соответственно, власть обретает свои полномочия на основе трех различающихся способов - рационально разработанных правил человеческого общежития, сложившихся в обществе традиций и харизмы лидера. Поскольку легитимность выступает для Вебера в качестве внутреннего основания и смысла политического господства, то на ее основе, считал немецкий ученый, могут быть выделены также три главных типа политического господства.

Легитимная власть, таким образом, содержит противоречие в себе самой и потенциально нестабильна. Наличие этого, подмеченного политическим анализом противоречия способствовало возникновению и разработке в политологии понятия "эффективность" власти, а также вновь привлекло внимание исследователей к проблеме стабилизации режима, не имеющего политической и идеологической легитимности.

Согласно другой позиции, выдвинутой исследователями конкретных политических систем и процессов, легитимность существенна, но не обязательна для стабилизации режима. В практике режимов могут быть найдены периоды, и иногда достаточно длительные, до двух десятков лет, когда режим существует бессменно, хотя законность, справедливость его власти не признается большинством населения. Об этом, в частности, писал известный исследователь Южной Африки С. Гринберг, показавший, что режим апартеида за счет использования военно-экономических ресурсов оказался значительно стабильнее, чем ожидалось, несмотря на то, что в количественном отношении его поддерживало не более одной пятой населения.

Таким образом, проблема легитимности, при всей ее важности, отнюдь не исчерпывает содержания стабильности режима. Обратимся поэтому к следующему важнейшему компоненту политической стабильности.

Эффективность власти

Эффективность власти - параметр, который нередко рассматривается политологами как дополняющий или взаимозаменяющий легитимность и способный стабилизировать систему даже в условиях ее недостаточной легитимности.

Понятие эффективности как таковое было введено в оборот С. Липсетом в вышедшей в 1960 г. работе "Политический человек. Социальные основания политики". Согласно Липсету, стабильность власти определяется не одним (легитимность), а двумя параметрами -- легитимностью и экономической эффективностью власти. Он полагал, что сама легитимность системы власти может достигаться двумя путями: либо за счет преемственности, восприятия ею прежних, однажды установленных норм; либо за счет эффективности, т.е. обретения самой системой способности, даже отказавшись от традиционных норм, решить назревшие, прежде всего социально-экономические проблемы общественного развития. В первом случае Липсет, несомненно, имел ввиду выявленный Вебером традиционный тип легитимности, опирающийся на патриархальную или сословную систему социальных связей. Это историческая ситуация, в которой императив экономического развития еще не проявил себя в качестве первоочередного и неотложного. Власть поэтому может быть озабочена и иными, "своими собственными" проблемами (интриги, устранение непокорных, объективно ненужные внешние войны).

Иное дело - харизматическая легитимность, призванная продемонстрировать пророческие свойства лидера и его способность возглавить процесс кардинальной трансформации экономических и ценностных оснований общества, опираясь в этом на аффективную веру масс в его экстраординарные качества. Этот вид легитимности тесно связан с экономической эффективностью. Во-первых, он не сможет существовать достаточно длительное время без существенных экономических сдвигов, а во-вторых, сам характер и глубина этих сдвигов подчинены влиянию харизматика. Возьмем сталинские преобразования. Авторитет "вождя" в большевистских и народных массах возник и укрепился в силу существовавшего вакуума власти и способности Сталина, воспользовавшись этим вакуумом, постепенно подчинить себе органы государственного принуждения и машину партийной власти. Однако позднее одним из факторов этого авторитета стал экономический скачок, совершенный страной от доиндустриальной к индустриальной экономике. Этот скачок, тиражировавшиеся цифры достижений, непрекращавшаяся пропагандистская кампания в обществе с традиционной политической культурой служили одновременно и источником массового энтузиазма и трудового героизма, и укрепления авторитета "вождя всех времен и народов". Экономическая эффективность режима таким образом служила одним из несомненных источников его легитимности. В определенной степени эта динамика характерна для любой политической системы. Липсет писал, например, что "успех американской республики в установлении постреволюционной демократической легитимности мог быть связан с мощью существовавших в обществе достижительных ценностей". Эффективность, как становится ясно, есть источник легитимности и, одновременно, мост, способствующий смене одного типа легитимной власти другим.

Таким образом, можно заключить, что политическая стабильность власти складывается из двух основных компонентов -легитимности, или признание ее авторитета широкими общественными слоями и эффективности, означающей способность власти использовать имеющиеся в ее распоряжении ресурсы (материальные и духовно-психологические) в целях решения назревших и неотложных задач. Эффективность власти не ограничивается ее способностью контролировать ситуацию в обществе, но и способствует наряду с этим решению социально-экономических проблем. Социальный конфликт оказывается таким образом под контролем власти потому, что ей удастся вовлечь основные слои общества в процесс реформ и развития. Адекватное политическое лидерство, умелое использование и преобразование имеющихся политических институтов расширяют значение эффективной власти, способствуя снижению потенциала общественного насилия (проявления этого насилия могут варьироваться от несанкционированных забастовок и демонстраций до вооруженных действий повстанцев и террористов) и обеспечению интеграции общества.

Социально - политическая стабильность является одним из необходимых условий успешного развития любого общества, в условиях переходного общества значение стабильности возрастает многократно.

Политическая система, будучи открытой, испытывает не только внутренние, но и внешние воздействия, способные вызвать в определенных условиях ее дестабилизацию. Важнейшим показателем стабильности политической системы служит ее способность нейтрализовать негативные воздействия извне.

Основными формами осуществления последней являются подрывная деятельность, осуществляемая специальными службами и организациями, экономическая блокада, политическое давление, шантаж, угроза силой и т. п. Адекватное и своевременное реагирование на такие воздействия извне позволяет защитить собственные национальные интересы государства, добиться благоприятных условий для их реализации. Негативное воздействие извне на политическую систему может и не носить целенаправленного характера, а быть следствием общих планетарных трудностей и нерешенных проблем.

Вместе с тем воздействия извне могут иметь и позитивный для политической системы характер, если проводимая государством внешняя политика не противоречит интересам мирового сообщества. Народы заинтересованы в последовательном осуществлении демократизации, гуманизации и демилитаризации мировой политики, в разработке мер, обеспечивающих выживание человечества в условиях кризиса современного общества и резкого ухудшения качества природных факторов. Учет этих глобальных потребностей в политической практике вызывает одобрение и поддержку других стран мирового сообщества, что укрепляет позиции и авторитет государства, его лидеров в общественном мнении, как за рубежом, так и внутри страны.

Функционирование политической системы, обращенное вовне, адекватное актуальным потребностям развития мирового сообщества, делает ее более эффективной и придает ей дополнительный импульс стабильности, а значит, и безопасность стране, с которой последняя связана теснейшим образом.

Таким образом, политическая стабильность обеспечивается при условии единства Конституции и законов Российской Федерации, Основ законодательства субъектов РФ и одновременно – при четком разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ. Это ключевая проблема современной многонациональной России.

Список использованной литературы и источников

1. Л.Н. Алисова, З.Т. Голенкова. Политическая социология. Политическая поддержка как условие стабильности. М., 2006.

2. Аверьянов, Ю.И. Политология: энциклопедический словарь. М., 1993.

3. См.: Краснов Б. И. Политическая система // Социально-политический журнал. М., 1995.

4. Тишков В. А. Постсоветская Россия как национальное государство: проблемы и перспективы // На рубеже веков. СПб, 1996.

5. Цыганков А. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. М., 1995.

6. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Cigank/11.php

Сложность и полицентризм политической жизни, возможность анализа ее институциональной и функциональной структур с позиций самых разных критериев являются основой классификации политических систем. Практическое значение типологий политических систем состоит в определении достаточности условий, которые позволяют им эффективно функционировать и выполнять свои политические задачи, функции и роли. В современной политической науке существуют различные классификации политических систем, которые зависят от критериев дифференциации и различных исследовательских задач.

Еще древнегреческие мыслители Платов и Аристотель предложили свою классификацию политической системы, в основе которой были существующие формы правления.

В частности, Аристотель в своей "Политике" предложил три критерия дифференциации политических систем: число граждан, участвующих в принятии решений; наличие или отсутствие правовых ограничений; преобладающая черта правящего класса. На этой основе он выделил "правильные" и "неправильные" системы: в первом случае – политик), монархию и аристократию, в другом – демократию, тиранию, олигархию. Крупнейшие мыслители Античности видели опасные тенденции усиления власти стихийной – охлократии (власть толпы). Они считали разумным наличие правящей элиты и предоставление гражданских прав различным группам полиса в соответствии с их имущественным положением и профессиональными интересами.

Важным при решении вопросов типологии политических систем является учет уровня экономического развития общества, объем, способы и возможности реализации прав и свобод граждан, плюрализм и наличие (или отсутствие) гражданского общества, уровень политической культуры и ряд других факторов. Все же основным в типологии политических систем выступает сущность осуществляемой в обществе политической власти и предопределяемые ею характер и направленность социального, экономического и культурного развития.

В начале XX в. в типологизации политических систем проявилось противопоставление марксистской и веберовской традиций анализа общественных структур. Суть марксистского подхода к анализу политической системы заключалась в абсолютизации классового фактора в функционировании и развитии политической системы. Системы классифицировались прежде всего в зависимости от того, политические интересы какого класса они выражали, а также от характера социально-экономической структуры и типа формации. В соответствии с этим политические системы подразделялись на рабовладельческие, феодальные, буржуазные и социалистические.

В отечественной философской и политической литературе длительное время считалось, что критерием, в соответствии с которым следует классифицировать типы политических систем, является общественно-экономическая формация, экономический базис общества. В соответствии с этим критерием выделялись: рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая политические системы.

Основанием типологизации могут явиться формы и способы функционирования политических систем. Основа такого анализа была заложена М. Вебером. Он отрицал экономическую детерминированность типов политических систем. Жесткая привязанность к экономической структуре общества не всегда, но его мнению, может объяснить, почему на однотипном базисе возникают разные виды политических систем. Ключевым, с его точки зрения, является детерминирующий способ властвования, определяемый социальным характером эпохи, уровнем развития гражданского общества, ожиданиями и требованиями масс, способами обоснования власти, способностями элиты.

В зависимости от ориентации на типы господства и легитимности политические системы подразделяются на традиционные, харизматические, рациональные. Процесс политического развития представляется М. Веберу как переход от традиционных, харизматических систем к политическим системам: либеральным, рациональным, плюралистическим.

Веберовский подход оказал большое влияние на современное развитие типологизации политических систем. Широкой популярностью пользуется классификация французского социолога Ж. Блонделя. Он разделил политические системы по содержанию и формам правления на следующие типы: либеральные; радикально-авторитарные или коммунистические (характеризуются равенством социальных благ и пренебрежением к либеральным средствам его достижения); традиционные (поддерживается неравномерное распределение материальных и социальных благ, управляется олигархией, управлению присущ метод консерватизма); популистские (стремление к равенству авторитарными методами и средствами управления); авторитарно-консервативные (сохраняют сложившееся неравенство "жесткими" средствами).

Объемную типологизации) политических систем можно представить на основе анализа работ немецких политологов Д. Берг-Шлоссера, X. Майера, Т. Штаменна. В основу их классификации положен принцип вождизма (личного или группового). В силу этого встречаются такие разновидности политических систем, как традиционная (на основе религиозного культа), статическая и модернизированная олигархии, система фашистского толка, преторианская (низкий уровень институализации, личный или групповой интерес возведен в принцип "общего блага"), коммунистическая, "воспитательная" демократия (цель – воспитание масс в политической жизни; легитимность базируется на переплетении рациональных и харизматических элементов; этатизм). С точки зрения авторов, наиболее жизнеспособной является парламентарно-демократическая политическая система, которая базируется на многопартийности, высоком уровне политической культуры и политической активности, развитой системы контроля за деятельностью государственной власти.

Системный подход позволяет классифицировать политические системы по разным основаниям в зависимости от направленности исследования.

Так, Г. Алмонд акцентирует внимание на социокультурной среде. В основу своей типологии он положил различные политические культуры. Главное – это выявление ценностей, лежащих в основе функционирования и формирования политических систем. Г. Алмонд выделяет четыре типа политических систем: англо-американская, континентально-европейская, доиндустриальная и частично-индустриальная, тоталитарная.

Англо-американская система (США, Великобритания, Канада, Австралия и др.) характеризуется гомогенной и плюралистической политической культурой. Она гомогенна в том смысле, что подавляющее большинство субъектов политического процесса разделяют основополагающие принципы устройства политической системы, общепринятые нормы и ценности. Политическая культура основана на идее свободы человека, признании законности всех интересов и позиций, между ними преобладает толерантность, что создает условия для прочного союза общества и элиты и выработки реалистического политического курса. Политические партии, заинтересованные группы, общественные движения и объединения, средства массовой информации – как ролевые структуры – пользуются значительной долей свободы.

Каждый отдельный индивид может принадлежать одновременно к множеству взаимно пересекающихся групп интересов. Данному типу политической системы свойственны четкая организованность, высокая стабильность, рациональность, развитость функций и распределения власти между различными ее элементами. Англо-американская политическая культура основана также на антиэтатизме, эгалитаризме, секуляризованности и индивидуализме.

Континентально-европейская система (Франция, Германия, Италия и др.) отличается фрагментарностью политической культуры, имеющей в целом общую базу. Для нее характерно сосуществование старых и новых культур, общество разделено на множество субкультур со своими ценностями, поведенческими нормами, стереотипами, иногда несовместимыми друг с другом. Возможности групп интересов, партий и общественных движений переводить потребности и требования народа в политическую альтернативу ограничены, но усилия и возможности других социальных организаций (религиозных, национальных и т.п.) стимулируют противоречия между различными субкультурами. В результате под угрозой политический порядок и политическая стабильность и устойчивость. В целом в этих системах сильно влияние этатизма, элементов авторитарности (например, политические системы стран Центральной Европы).

Доиндустриальные и частично-индустриальные политические системы (многие страны Азии, Африки и Латинской Америки) имеют смешанную политическую культуру: сосуществуют традиционные институты ценностей, норм, ориентации и атрибуты западной политической системы (парламент, бюрократия и др.). Причем сами условия формирования такой политической культуры сопровождаются нарушением считавшихся священными обычаев, традиций, связей, ростом ощущения неустойчивости. В поисках порядка и защиты люди обращаются к харизматическому лидеру. Эти процессы с точки зрения коммуникации и координации усложняют отношения в обществе. Для политической системы данного типа характерно неотчетливое разделение властей, ограничение свободы, применение насилия.

В политических системах тоталитарного типа (примерами являются фашистская Италия, нацистская Германия, бывшие социалистические страны), по мнению Г. Алмонда, существует принудительный тип политической активности, власть сконцентрирована в руках бюрократического аппарата и контролируется, как правило, одной монолитной партией, отсутствует возможность реализации частного интереса и создания добровольных общественных объединений.

Одной из наиболее известных разработок типологии политических систем является классификация Г. Алмонда и Д. Пауэлла. В своей работе "Сравнительная политика: динамический подход" (1966) в качестве критериев типологизации рассматриваются "дифференциация ролей" и "секуляризованность культуры". Если первый критерий связан со степенью специализации ролей, усилением автономности институтов, то второй базируется на соотношении эмоциональных и рациональных компонентов политической культуры. На основе этих параметров ими предпринята попытка создать общеисторическую классификацию политических систем, в которой выделяются три класса: примитивные – с минимальной дифференциацией органов и патриархальной культурой, ориентированной на примитивные структуры: клан, род, племя; традиционные – с невысокой правительственной дифференциацией и подданнической культурой типа Египта фараонов, феодальной Франции XII в. и др.; современные – с дифференцированной инфраструктурой государственных и негосударственных институтов и культурой участия в политике.

Последняя версия типологии политических систем Г. Алмонда и Д. Пауэлла, опубликованная в работе "Сравнительная политика сегодня", предполагает выделение одного комплексного критерия – "стратегия управления", показывающего определенные результаты функционирования той или иной политической системы . В итоге авторами выделяются два крупных класса стран: доиндустриальные и индустриальные. В свою очередь, первые подразделяются на нетрадиционные (зона Тропической Африки), популистские (некоторые страны Азии и Латинской Америки) и авторитарные (например, режимы с технократической стратегией мобилизаций населения типа Тайвань, Южная Корея, Бразилия и др.). Индустриальные страны делятся на демократические (консервативные и социал-либеральные) и авторитарные (радикальные и консервативные) системы, различающиеся своей институциональной структурой и способами мобилизации граждан.

Далее, если в основу типологии положить характер взаимодействия со средой, то политические системы можно подразделить на открытые и закрытые (полностью закрытых систем нс бывает). В принципе закрытые системы недолговечны в силу свойственных им энтропийных процессов, имеют слабые связи с внешней средой, не восприимчивы к ценностям других систем и самодостаточны. Открытые политические системы активно подвергаются влиянию внешних условий и факторов и, в свою очередь, оказывают на них обратное воздействие. Они динамичны и подвижны, активно обмениваются ресурсами с внешним миром, усваивают ценности передовых систем.

Если в основу классификации положить ориентацию на стабильность или перемены, то политические системы условно можно подразделить на консервативные и трансформирующиеся. Главной целью консервативной политической системы является поддержание традиционных структур, сложившихся в политической, экономической и культурной сферах, и особенно формы и способы реализации политической власти. Трансформирующиеся политические системы ориентированы на проведение реформ, постоянную модернизацию, они динамичны. В свою очередь, трансформирующиеся политические системы подразделяются на реакционные и прогрессивные в зависимости от целей и ориентиров общественного развития.

Особой популярностью в политологии пользуется классификация политических систем на основе анализа методов, способов и средств реализации политической власти, степени политической свободы в обществе, правового положения личности, форм сочетания принципов авторитаризма и демократии. Различают авторитарные и демократические политические системы.

Авторитарная политическая система отличается отказом от принципа разделения властей, усилением исполнительной власти, ограничением выборности органов государства, существенным ограничением или ликвидацией основных демократических прав и свобод человека, запрещением оппозиционных партий и организаций и др. Порою авторитарные системы характеризуются милитаризацией государственного аппарата, применением политических репрессий, широким использованием принципа авторитаризма в управлении. Это может быть связано с периодами обострения социальных противоречий в обществе или внутри правящей партии, с кризисом самой политической системы и, прежде всего, государственной власти.

Авторитарные структуры власти в разных странах далеко нс одинаковы и можно говорить о некоторых разновидностях авторитарных политических систем: олигархической, монократической, военно-диктаторской, тоталитарной и др.

Демократической политической системе свойственно: наличие представительных органов власти, формируемых на основе всеобщих выборов; признание политических прав и свобод граждан в таком объеме, который позволяет легально действовать не только партиям и организациям, поддерживающим политику правительства, но и партиям и организациям оппозиционным; допущение фракционности внутри правящей партии; построение и функционирование государственного аппарата по принципу жесткого "разделения властей", причем единственным законодательным органом считается парламент; признание и осуществление на практике принципов конституционности и законности и др.

Необходимо учитывать, что демократические системы не представляют собой некоего стереотипа, признаки которого автоматически повторяются в различных странах. Более того, при характеристике демократических систем необходимо учитывать уровень экономического и социального развития, политический курс, формы правления, наличие гражданского общества и правового государства и т.д.

Таким образом, в рамках каждого типа политических систем существует множество модификаций, которые объясняются своеобразием взаимоотношений государства и общества, политических сил, ветвей власти, стиля политического руководства, формы правления и другими факторами. Причем сходные социально-экономические отношения могут обслуживаться различными по структуре и содержанию политическими системами, но и схожие политические системы могут приходить к различным результатам.

Весьма распространена классификация политических систем на традиционные и модернизированные с точки зрения процесса политического развития. В основе традиционных систем лежит неразвитое гражданское общество, достаточно низкая дифференцированность политических ролей и функций, харизматический способ обоснования власти. В модернизированных системах, напротив, существует развитое гражданское общество, высокий статус общественного мнения, диверсификация политических ролей, рациональный способ обоснования власти.

Существуют и другие варианты классификации политических систем. Многообразие существующих в современном мире политических систем указывает на то, что на процесс их формирования и функционирования оказывает влияние множество факторов: исторические и культурные традиции, экономическое и социальное развитие, зрелость гражданского общества, плюрализм, уровень идеологической свободы, геополитические факторы и т.д. Преобладание тех или иных факторов обусловливает их особенности и неповторимость.

Политическая система, функционирующая в условиях постоянного изменения, баланса сил и интересов, решает проблему обеспечения общественной динамики в рамках устойчивого и стабильного развития. Постоянный поиск динамической устойчивости и стабильности является важным и обязательным в функционировании политической системы.

Термин "политическая стабильность" появился в английской и американской политологии, где он использовался для анализа изменений политической системы, поисков оптимальных механизмов ее функционирования. Несмотря на довольно частое использование понятия "стабильность", в научных работах однозначного толкования пока не сложилось. Тем не менее понятие "стабильность" правомерно применять для характеристики достаточно сложных систем, которые сохраняют свою идентификацию и функционируют в условиях относительной нестабильности.

В общетеоретическом плане близкими к понятию "стабильность" выступают такая категория, как "устойчивость". Устойчивость определяет процессы с точки зрения их способности удерживать изменения в заданных параметрах, а также свидетельствует о способности системы восстанавливать нарушенное равновесие. Под устойчивым развитием понимается такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу возможности будущих поколений. Устойчивость не означает обязательно неизменность, хотя и может включать ее как частный случай. Чаще устойчивость означает постоянство и предсказуемость изменений. И это сближает данную категорию с понятием "стабильность".

Политическая стабильность – устойчивое состояние общества, позволяющее эффективно функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних воздействий, сохраняя при этом свою структуру и способность контролировать процесс общественных перемен.

Состояние политической стабильности нельзя понимать как нечто застывшее, неизменное, раз и навсегда данное. Стабильность рассматривается как результат постоянного процесса обновления, которое покоится на совокупности неустойчивых равновесий между системообразующими и системоизменяющими процессами внутри самой системы. В условиях интенсивно протекающих общественных реформ и модернизации от стабильности политической системы зависит эффективность намеченных изменений во всех других сферах общественной жизни. Обладающая значительными возможностями, такая система может не только сохранить стабильность, но и стимулировать необходимые перемены. Стабильность той или иной политической системы на протяжении какого-либо временно́го периода говорит не об отсутствии изменений, а о наличии системной способности к изменениям в целях, руководстве и тактике.

Важными компонентами политической стабильности выступают легитимность и эффективность власти. Главное в политической стабильности – это обеспечение порядка, проявляющегося в легитимности, определенности, эффективности деятельности властных структур, в постоянстве норм и ценностей политической культуры, привычности типов поведения устойчивости политических отношений. Известно, что наибольших успехов достигли тс общества, которые традиционно ориентировались на ценности порядка. И напротив, абсолютизация в обществе ценности изменений приводила к тому, что разрешение проблем и конфликтов достигалось высокой ценой. Для того чтобы развитие и упорядоченность сосуществовали, необходимы согласованность, последовательность, поэтапность изменений и одновременно реалистическая программа, способная соединить цели со средствами – ресурсами и условиями.

Проблема легитимности политической власти достаточно объемно рассмотрена в работах М. Вебера, который исходил из того, что легитимность является фактором, позволяющим стабилизировать отношения политического господства в обществе. Для М. Вебера, Т. Парсонса и др. легитимность выступает в качестве важнейшего ресурса, гаранта и необходимого условия стабильности имеющихся в обществе структур и процедур государственной власти тем более, если власть осуществляет социально-экономическое развитие в интересах общества в целом.

Понятие "эффективность" было введено в оборот С. Липсетом в его работе "Политический человек. Социальное основание политики" (1960). С. Линсет полагал, что стабильность власти определяется двумя параметрами – легитимностью и экономической эффективностью власти. Причем сама легитимность властных структур может достигаться либо за счет преемственности установленных норм, либо за счет обретения самой системой способности, даже отказавшись от традиционных норм, решить неотложные задачи развития общества (это и есть эффективность власти). Адекватное политическое лидерство, умелое использование и преобразование имеющихся политических институтов расширяют значение эффективной власти, способствуя снижению потенциала общественного насилия (несанкционированные забастовки, митинги, демонстрации, терроризм и др.) и обеспечению интеграции общества.

Равновесие между стабильностью и переменами (реформами, модернизацией) является одним из важнейших показателей эффективности политической системы. Политическая стабильность включает три уровня: стабильность политического руководства, стабильность политического режима, политическая стабильность общества в целом.

Политическая стабильность представляется как качественное состояние общественного развития, как определенный общественный порядок, в котором господствует система связей и отношений, отражающих общность и преемственность целей, ценностей и средств их реализации. Одновременно стабильность – это способность субъектов социально-экономической и политической жизни противостоять как внутренним, так и внешним дезорганизующим систему воздействиям и нейтрализовать их. В таком понимании стабильность воспринимается как важнейший механизм жизнеобеспечения и развития общественной системы.

Параметрами оценки стабильности функционирования политической системы являются:

  • устойчивость основных политических институтов и эффективность принципа разделения властей и наличие весов и противовесов;
  • соответствие политической культуры общества его политическому устройству;
  • решение властвующей элиты основных задач общественного развития;
  • признание власти, ее поддержка и доверие к ней со стороны народа и ряд других факторов.

Именно выбором целей политических изменений, соответствующих средствам, возможностям, представлениям людей, определяется упорядоченность (норма) развития. Преобразования, оторванные от своих реальных экономических, социальных, культурно-психологических предпосылок, какими бы желательными они ни казались их инициаторам (элите, правящей партии, оппозиции и др.), не могут восприниматься как "норма", "порядок" большинством граждан общества. Реакция на неподготовленные изменения, на неупорядоченное развитие оказывается в подавляющем большинстве разрушительной.

На степень политического порядка также влияет динамика социальных интересов разных уровней общности и способы обеспечения их взаимодействия. Важным здесь является не только учет специфики, автономности интересов, множественности ориентации деятельности, но и понимание их совместимости. В обществе должны существовать зоны согласования интересов и позиций, единые правила поведения, которые принимались бы всеми участниками политического процесса как порядок. Формирование политического порядка происходит на основе наличия у разных политических сил общих коренных интересов и необходимости сотрудничества в целях их защиты.

Что касается способов регуляции динамики социальных интересов общества, то они могут быть конфронтационными (конфликтными) и консенсусными.

Первый тип исходит из возможности преодоления или даже иногда ликвидации определенной группы интересов. В этом случае единственной силой политической интеграции, достижения порядка считается насилие. Оно рассматривается как эффективный метод решения возникающих проблем. Консенсусный тип регуляции социальных отношений исходит из признания наличия разных социальных интересов и необходимости их согласования по принципиальным проблемам развития. Основанием для этого консенсуса выступают общие принципы, ценности, разделяемые всеми участниками политического действия. Самым опасным для политического порядка служит утрата доверия к политическим и нравственным ценностям и идеалам со стороны народа.

Политическая стабильность, политический порядок достигаются, как правило, двумя способами: либо диктатурой, либо широким развитием демократии. Стабильность, достигаемая путем насилия, подавления, репрессий, исторически недолговечна, имеет иллюзорный характер, поскольку достигается "сверху" без участия народных масс и оппозиции. Иное дело – стабильность на основе демократии, широкой социальной базы, развитого гражданского общества. Политическая система, способная сочетать разные интересы, прививать навыки к сотрудничеству и согласию, координировать групповую и корпоративную деятельность, может быть отнесена к классу стабильных и эффективных систем.

Классификация политической стабильности может быть проведена по различным основаниям. По территориальному охвату политическая стабильность подразделяется на локальную, региональную, общефедеральную и глобальную. Локальная политическая стабильность свойственна минимальному числу взаимодействующих национально-территориальных или административно-территориальных единиц, имеющих общие административные границы. При ней отсутствуют конфликты или противоречия в отношении между субъектам и. При региональной политической стабильности увеличивается число взаимодействующих территориальных образований. Общефедеральная политическая стабильность распространяется на все территориальное пространство страны и свидетельствует об устойчивом развитии политической ситуации во всех ее регионах. Особенностью глобальной политической стабильности является отсутствие мировой войны и любых угроз реальной политики выживания человечества.

По степени надежности политическая стабильность может характеризоваться тремя уровнями: высоким, средним, низким. Высокий уровень характеризуется устойчивым экономическим развитием общества, эффективной

системой социальных гарантий, соблюдением нрав личности, успешным разрешением правительством возникающих противоречий и др. Средний уровень политической стабильности предполагает преобладание демократических процессов в обществе; защищенность в основном прав и свобод личности; соответствие выбранного и поддержанного народом стратегического курса развития страны и др. Низкому уровню политической стабильности соответствует период резкого обострения социальных противоречий, поляризация жизненного уровня народа, активность политической оппозиции и др.

Стабильность складывается из отношения населения к существующей политической власти; возможностей политического режима учитывать интересы различных групп и согласовывать их; положения и состояния самой элиты; характера отношений внутри самого общества.

По сферам воздействия политическая стабильность разделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя сфера является условием успешного осуществления реформ, проведения политики в целях достижения гражданского мира и согласия, установления социального порядка. Внешняя сфера политической стабильности реализуется по мере развития сотрудничества между различными государствами в отстаивании мира и предотвращении вооруженных конфликтов и включает две стороны: политическую и военно-политическую. Ведущую роль играет политическая сторона.

Политическая стабильность по способам достижения может быть демократической и авторитарной. Демократическая политическая стабильность характеризуется отсутствием социальных потрясений в обществе; благоприятными условиями для развития свободы и равноправия граждан; уважением прав и свобод человека; отказом от применения военной силы в разрешении конфликтов; выполнением норм международного права и др. Авторитарная политическая стабильность достигается в основном благодаря установлению политического режима диктаторского толка и господству в обществе военно-политических сил. Для такого типа стабильности свойственны ограничение прав и свобод человека, жесткая цензура СМИ, ограничение деятельности оппозиции и др.

Главными субъектами внутриполитической стабильности выступают государство и политические институты общества. Причем в зависимости от проявляемой ими активности они могут выступать в роли нс только субъектов, но и объектов политического процесса. Различают два типа внутриполитической стабильности: мобилизационную и автономную.

Мобилизационная стабильность возникает в общественных структурах, где развитие инициируется "сверху", само же общество как бы мобилизуется для реализации цели на определенный срок. Мобилизационная стабильность может формироваться и функционировать как следствие кризисов, конфликтов, всеобщего гражданского подъема или путем открытого насилия, принуждения. В системах такого типа главенствующим фактором может выступать интерес государства, правящей партии, авторитарного харизматического лидера, берущих на себя ответственность выражать интересы общества и способных в этот отрезок времени обеспечить прорыв общества. Основными ресурсами жизнеспособности мобилизационной политической стабильности могут служить физический и духовный потенциал лидера; военное состояние и боеспособность режима; положение дел в экономике; уровень социальной напряженности в обществе, способный отделить носителя власти от народа; наличие политической коалиции на антиправительственной основе; настроения в армии и другие социальные факторы, способствующие нарастанию кризисных явлений в политической системе. Правящая элита мобилизационных систем не ощущает потребности в изменении до тех пор, пока статус-кво позволяет ей сохранять социальные позиции. Система мобилизационной стабильности обладает легитимностью всеобщего порыва либо открытого принуждения. Исторически данный тип политической стабильности недолговечен.

Автономный тип стабильности, т.е. не зависимый от желания и воли каких-либо конкретных социальных и политических субъектов, возникает в обществе, когда развитие начинается "снизу" всеми структурами гражданского общества. Это развитие никто не стимулирует специально, оно существует в каждой подсистеме общества. Возникает единство власти и общества, необходимое для проведения глубоких социально-экономических и политических преобразований и обеспечивающее стабилизацию правящего режима. Автономная или открытая система выполняет возложенные на нее функции главным образом за счет легитимации власти, т.е. добровольной передачи ряда управленческих функций высшим эшелонам власти. А это масштабно возможно только в условиях постепенного укрепления позиций демократического режима. При данном типе стабильности социальные контрасты и противоречия (религиозные, территориальные, этнические и др.) сведены до минимума, социальные конфликты здесь легализованы и разрешаются цивилизованными способами в рамках существующей системы, культивируется убеждение в благополучности страны по сравнению с другими, поддерживается динамика роста благосостояния.

Важным фактором автономной стабильности является гетерогенность населения по статусу, занятости, доходам. Политическая система открыта, существует возможность балансирования между ростом экстракционной, регулирующей функцией и реагированием на отношения общества к государственной политике. Политическая система, не претендуя на роль главного субъекта общественных изменений, призвана поддерживать существующие экономические и социальные отношения. Демократия в автономных системах становится устойчивой традицией и общецивилизационной ценностью.

Различают абсолютную, статическую и динамическую политическую стабильность.

Абсолютная (полная ) стабильность политических систем представляет собой абстракцию, не имеющую реальности. По всей вероятности, такой стабильности не может быть даже у "мертвых" систем, лишенных внутренней динамики, поскольку она предполагает не только полную неподвижность самой политической системы и се элементов, но и изоляцию от любых воздействий извне. Если абсолютная стабильность и возможна при высоком уровне благосостояния, огромной силе традиций, нивелировке неравенства, жесткой системе власти, то ее дестабилизация, развивающаяся под влиянием как внешних факторов, так и нарастания внутренних кризисных явлений, будет лишь делом времени.

Статическая стабильность характеризуется созданием и сохранением неподвижности, постоянства социально-экономических и политических структур, связей, отношений. Она покоится на представлениях о незыблемости общественных устоев, замедленном темпе развития, необходимости сохранения консервативных традиций в господствующей идеологии, создания адекватных стереотипов политического сознания и поведения и др. Однако жизнеспособность политической системы подобной степени стабильности крайне ограничена и "рассмотрение стабильности как “механической суммы” отдельных показателей... не дает возможности оценить глубинные тренды развития и скрытые факторы дестабилизации..." .

Данное состояние может быть результатом жесткой сопротивляемости как внешним, так и внутренним изменениям (системы закрытого типа). Иногда политические системы статической стабильности пытаются усовершенствовать свое состояние путем, допустим, проведения "активной" внешней и внутренней политики: милитаризацией, экспансией, агрессией и др. Но, как правило, если эти попытки модернизации не совпадают но времени, не учитывают объективный прогрессивный ход развития, нс опираются на широкую социальную базу интересов, не учитывают геополитические возможности и реакцию мировой общественности, то происходит разрушение политической системы и трансформация "закрытого" общества в более подвижное социальное образование, способное адаптироваться к меняющимся условиям.

Современное состояние общественной среды характеризуется новым динамическим уровнем политической стабильности. Этот уровень выработан "открытыми" обществами, познавшими механизм обновления, рассматривающими социально-экономические и политические изменения в пределах сложившейся общественно-политической среды как стабилизирующий фактор. Они способны воспринимать и ассимилировать внутренние и внешние трансформирующие их импульсы, органично включать в демократический процесс механизмы не только предотвращения, но и использования конфликтов для поддержания устойчивости политической системы. Здесь заложен важный принцип, когда система понимается как совокупность элементов, претерпевающих непрерывные изменения и формирующих единое целое, структура которого управляет поведением данной системы.

Динамические системы имеют необходимую степень устойчивости, стабильности, обеспечивающую их самосохранение и в то же время не являющуюся непреодолимым препятствием для изменений. Они возможны лишь в рамках демократии. В этих условиях состояние стабильности всегда относительно, существует режим постоянной самокорректировки политической системы. Обобщив огромный фактический материал, С. Липсет сделал вывод, что экономическое развитие и конкурентный характер политической системы совместимы.

В обществе с множеством проблем экономического, социального и политического развития демократия осложняет решение проблем политической стабильности. В условиях экономического неравенства, отсутствия гражданского общества, острых конфликтов, многочисленности маргинальных слоев демократия может оказаться весьма рискованной формой развития. Иные возможности имеет демократический тип развития в либеральных, плюралистических системах. "В демократических государствах, где сильна поляризация общества, нередко возникает ситуация, когда малая случайность на парламентских выборах может привести к серьезным изменением в балансе сил в верхних эшелонах власти. Политическая стабильность наступает... после получения одной из партий парламентского большинства" .

Одной из главных предпосылок политической стабильности можно считать экономическую стабильность, рост благосостояния народа. Тесная взаимосвязь между экономической эффективностью и политической стабильностью очевидна: социально-экономический фактор влияет на место и распределение политической власти в обществе и обусловливает политический порядок. Известно, что экономические кризисы, спад производства, ухудшение уровня жизни населения часто приводили политическую систему к разрушению. Опыт изменений в России и странах Восточной Европы показал, что прочность диктаторских политических режимов в конечном счете зависела от успеха и устойчивости их экономической системы. Экономическая слабость, неэффективность неизбежно влечет политический крах. Важны для стабильности также достаточно высокие темпы экономического роста, отсутствие резко выраженных диспропорций в распределении доходов.

Условием стабильности является наличие в обществе баланса (консенсуса) интересов различных групп, что показывает объективность существования сферы потенциального согласия политической нации. Политическая нация – это сообщество, живущее в едином политико-правовом пространстве, законы и нормы которого признаются универсальными, невзирая на классовые, этнические, конфессиональные и др. различия. Политическая нация – продукт политической системы как специфического типа общественного производства.

Баланс интересов обеспечивает легитимность и эффективность политической системы, необходимую степень одобрения и принятия демократических правил и норм политического поведения. Но важна не только готовность граждан отстаивать альтернативные цели и тем самым способствовать процессу адаптации политической системы к новым ситуациям и изменениям, но и наличие социального доверия, толерантности (терпимости), политической сознательности, сотрудничества, уважительного отношения к закону и лояльности к политическим институтам.

В основе политической стабильности лежит жесткое разделение властей, наличие системы сдержек и противовесов в функционировании различных ветвей власти. Большой поток "фильтров" – групп интересов, групп давления, партий, парламентских комиссий и комитетов – может свести количественные и качественные перегрузки политической системы к минимуму. Сокращение социального пространства для прямых, непосредственных форм давления (участия) на деятельность исполнительной власти, многоступенчатость, артикуляция и агрегирование интересов способны поддержать политический порядок, политическую стабильность.

Среди методов, используемых политической элитой для обеспечения политической стабильности, можно назвать следующие: социально-политическое маневрирование; политическое манипулирование; введение оппозиционных сил в политическую систему и постепенная их адаптация и интеграция; информационная открытость и диалог; применение силы и некоторые другие методы.

Недовольство масс политикой правящей элиты порождает системный кризис, дестабилизирует общество в целом и его подсистемы. Именно противоречие между властью и обществом является главной причиной нестабильности общества. В момент выборов, например, сама политическая система теряет устойчивость. Та вертикаль власти, которая сложилась в предыдущий период, подвергается испытаниям. Общественные настроения весьма неустойчивы. Все это может привести к дальнейшей расбалансировке системы .

К факторам нестабильности можно отнести борьбу за власть между конкурирующими группировками правящей элиты, создание угрозы целостности и самому существованию государства, персонификацию власти, преобладание в государственной политике корпоративных интересов господствующих элит, наличие межэтнических и региональных противоречий, сложности обеспечения преемственности политической власти, внешнеполитический авантюризм, доктринерство в политике и др.

Нестабильность может проявляться в таких формах, как изменение политического режима, смена правительства, вооруженная борьба с правящим режимом, активизация оппозиционных сил и др. Смена правительства и мирные формы активизации оппозиции ведут к смене политических лидеров, изменению соотношения сил внутри политической элиты, но в целом политический режим может оставаться стабильным, как и политические идеи, ценности, структуры и способы осуществления политики. Отчетливо выраженная политическая нестабильность связана с возникновением непосредственной угрозы политическому режиму, когда провалы политики сочетаются с дезинтеграцией государственной власти и упадком легитимности режима, а оппозиция получает возможность свергнуть существующее правительство.

Таким образом, проблема стабильности в динамических системах может рассматриваться как проблема оптимального соотношения преемственности и модификации, обусловленной внутренними и внешними стимулами.

Выводы

  • 1. Политическая система – это совокупность государственных, политических и общественных организаций, объединений, политико-правовых норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе. Она включает в себя институциональный, функциональный, регулятивный, коммуникативный и идеологический компоненты, каждый из которых имеет собственную особую структуру, формы организации и способы выражения. Основными институтами политической системы являются государство и политические партии. Жизнедеятельность политической системы проявляется в процессе выполнения ею своих функций. Основными функциями политической системы является управленческая, мобилизационная, интегративная, функции целеполагания, защиты основных политических ценностей, обеспечения преемственности и стабильности.
  • 2. Современное понимание политической системы связано с разработкой вопросов власти на основе структурно-функционального, информационно-коммуникативного и системного подходов. В политологии разработано несколько моделей функционирования политической системы. Классическими являются модели американских ученых Д. Истона, Г. Алмонда, К. Дойча. В настоящее время многие положения данных универсальных теорий политических систем становятся аналитическими инструментами общественной жизни.
  • 3. Многоаспектность политической жизни, возможность ее анализа с позиций самых разных критериев явились основой классификации политических систем. Основным критерием типологии выступает политическая власть и предопределяемые ею характер и направленность социально-экономического и культурного развития. Не менее важными показателями являются объем, способы и возможности реализации прав и свобод граждан, плюрализм, уровень политической культуры и другие факторы.
  • 4. Политическая стабильность – устойчивое состояние общества, позволяющее эффективно функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних воздействий, сохраняя при этом свою структуру и способность контролировать процесс общественных перемен. Важными компонентами политической стабильности выступают легитимность и эффективность власти. Политическая стабильность основывается на балансе интересов различных социальных субъектов власти, на оптимальном соотношении преемственности и модификации.
  • См.: Российское общество и власть накануне выборов. Круглый стол // Полис. 2012. № 1. С. 152-153.
1

В статье анализируются понятие и сущность устойчивости политической системы в рамках современных политологических концепций исследования политических систем. При раскрытии тенденций и причин устойчивости (неустойчивости) политической системы важное значения приобретают регуляторы, позволяющие привести ее состояние к исходному или более иному положительному качественному состоянию. Сложность и емкость этого феномена предопределяет широкий ряд научных подходов. Акцентируется внимание на различных подходах к решению проблемы устойчивости политической системы. Рассмотрены инструментальные характеристики некоторых регуляторов устойчивости политической системы. Делается вывод, что они потенциально эффективны для равновесия, гомеостазиса и поддержания стационарного режима устойчивого функционирования политической системы. Автор дополняет существующие подходы к исследованию по этой проблеме.

политическая система

политическая наука

государство

устойчивость системы

гражданское общество

регулятор

1. Анохин М.Г. Политическая система: переходные процессы. – М.: РИЦ ИСПИ РАН, 1996. – 270 с.

2. Батанина И.А., Лаврикова А.А. Параметры политической системы как фактор развития политического участия в регионах ЦФО // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2013. – № 1. – С. 124-134.

3. Бойко С.И. Стабильность vs амбивалентность: варианты политических алгоритмов // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2013. – № 1(102). – C.108-118.

4. Дискин И.Е., Федоров В.В. Респонсивность современной российской политической системы // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. –2010. – № 6 (100). – С. 004-011.

5. Ковальски Е. Становление и развитие конституционной государственности в Польше (историко-правовое исследование). – СПб.: Юридический институт, 2010. – 328 с.

6. Коробов А.А., Овчинников С.А. Информационно-политические риски и устойчивость политической системы в условиях демократического транзита // Информационная безопасность регионов. – 2012. – № 1(10). – С. 110-115.

7. Котляров И.В. Политическая система Беларуси: теоретическое регулирование и социологическое осмысление // Социологический альманах. – 2011. – № 2. – С. 41-54.

8. Нажмудинов Г.М., ПалатниковД.Е. Синергетический подход к анализу социально-политической среды общества // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. – 2009. – № 1. – С.82-85.

9. Никоненко С.А. Политические партии как институт политической организации гражданского общества // Вестник ТГУ. Гуманитарные науки. История и политология. –2011. – № 10 (102). – С.278-282.

10. Шевченко А.В. Устойчивость политической системы: «человек коммуникативный» против «человека политического» // Полис (Политические исследования). – 2009. – № 5. – С. 68-83.

Политическая система является одной из основных категорий политической науки. Она определяет важнейшие границы, в которых реализуется политическая жизнь. Политическая система, как и в научной терминологии, так и в обыденном языке стало распространенным общим понятием. В политической науке существует консенсус, что политическая система является ядром политики и основополагающим термином для политического анализа и развития политических теорий. Понятие политической системы в последние годы у всех, кто занимается исследованием политической теории, стало основополагающим. В настоящее время концепции политических систем являются наиболее мощными, по крайней мере, в области сравнительной политологии.

Наличествует много понятий политической системы. Американские политологи и социологи определяют политическую систему через призму общественных структур, процедур и институтов, которые совместно взаимодействуют, для того чтобы найти решения политических проблем. Французская политическая школа акцентирует внимание на широких взаимных политических отношениях, существующих в мировой системе, адаптированных обществом. Польский ученый Е. Ковальски считает, что политическая система состоит из государственного аппарата, политических партий, организаций и социальных групп, как формальных, так и неформальных, которые участвуют в политической деятельности, а также включает в себя общие принципы и нормы права, регулирующие их отношения . Отечественный политолог М.Г. Анохин утверждает, что понятие политической системы базируется на двух ключевых моментах: с одной стороны, она является определенным теоретическим построением, инструментом, позволяющим раскрывать и описывать системные качества разнообразных политических явлений. В таком случае эта категория выступает средством системного анализа политики... С другой, конкретное значение политической системы обуславливает подлинный сложный механизм формирования и функционирования власти в обществе, реализуемой различными политическими акторами .

В настоящее время понятие политической системы направлено не только на то, чтобы провести сравнение с устройством и функционированием ранее существовавших обществ, но и проанализировать политические реалии «постэтатистской эпохи», в которых государство представлено уже не только как стабильно организованная политическая структура общества. Эта дефиниция показывает возможность соединения традиционной государственно-политической и вновь сформировавшейся политико-общественной сфер.

Политическая система постоянно подвергается воздействию разнообразных факторов, которые прямо или косвенно отражаются на ее устойчивости, причем данное воздействие имеет асимметричный, неравномерный и разнонаправленный характер. Политическая система, как и всякая иная сложная система, пытается сохранить свою устойчивость за счет имеющегося у нее потенциала. Он, так или иначе, определяется характером ее взаимодействия с гражданским обществом, наличием каналов прямой и обратной связи. Один из подходов гласит, что «устойчивость политической системы - это способность сохранять свое развитие в заданном направлении (движении по намеченной траектории) и поддерживать намеченный режим функционирования, несмотря на воздействующие на систему возмущения» . Одна из задач исследования устойчивости современной политической системы обусловлена неспособностью сохранения некоторых заданных (существующих) параметров ее поступательного развития, эффективного функционирования, равновесия политических сил при воздействии внешних и внутренних факторов. При диагностике политической системы, при раскрытии сущности тенденций и причин ее неустойчивости важное значение приобретают инструменты, позволяющие привести ее состояние к исходному или более иному положительному качественному состоянию. Среди таких инструментов можно назвать наиболее целесообразные способы, методы и процедуры, направленные на восстановление функций политической системы и достижения желаемых результатов в сфере политики.

Устойчивость политической системы - это одно из ее свойств, характеризующееся потенциальной способностью оставаться в рамках существующих параметров и критериев, а также возвращаться в исходное положение при воздействии внешних и внутренних факторов, при этом сохраняя поступательное движение в заданной совокупности политических координат. Каждая конкретная политическая система описывается определенным количеством параметров .

И.Е. Дискин и В.В. Федоров полагают, что «устойчивость политической системы означает ее равновесие, баланс на «входе» и на «выходе», т.е. соответствие политических решений и действий требованиям общества. Нарушение данного баланса в виде «недогрузки», т.е. недостаточного реагирования на требования, или «перегрузки» - чрезмерного, избыточного реагирования на запросы общества - порождает нестабильность политической системы, которая может привести к кризису в других сферах. Тем большее значение способность политической системы в целом и всех ее элементов адекватным образом реагировать на общественные ожидания и опасения приобретает в ситуации мирового экономического кризиса» .

Политические системы обладают свойствами структурной, функциональной и динамической устойчивости. Именно нарушение ее устойчивости означает появление в ней дестабилизирующих процессов, которые не поддаются управлению и приводят к дезинтеграции взаимодействия ее элементов. Возможные случайные трансформации могут приводить к частичной утрате устойчивости системы, а также могут быть предпосылкой для целенаправленного развития самоорганизующихся систем, к классу которых относят и политические системы.

Асимметричность влияния факторов на устойчивость политической системы выражается в том, что интенсивность их воздействия на нее будет существенно отличаться как степенью зависимости от действующих факторов, так уровнем рассматриваемой политической системы. Например, в современных условиях в большинстве случаев влияние экономических факторов будет более существенным по сравнению с влиянием социальных аспектов, а для развитых стран, отличающихся устоявшейся законодательной базой и правоприменительной практикой, влияние правовых факторов будет менее существенным, чем для развивающихся стран.

Разные авторы предлагают различные подходы к решению проблемы устойчивости политической системы. Так, например, Г.М. Нажмудинов и Д.Е. Палатников полагают, что регуляторами поддержания устойчивости политической системы являются механизмы социализации и легитимации . С.А. Никоненко отмечает, что политическая партия как базовый институт политической системы общества есть связующее звено между гражданами и государством, обеспечивающее целостность и устойчивость политической системы . Оригинальный подход предлагает И.В. Котляров, по его мнению, необходимо использование политической подсистемы для обеспечения стабильного и устойчивого развития общественной системы без распада ее на отдельные элементы. Для этого и требуется формирование особой подсистемы, регулирующей властные отношения в обществе в целом и в разных его сегментах . С.И. Бойко рассматривает зависимость устойчивости политической системы от политической амбивалентности. Она отчетливо проявляется в оценке гражданами избирательных кампаний, в их отношении к политическим партиям в контексте традиционной персонификации государственной власти . А.В. Шевченко связывает проблему устойчивости политической системы с информационными свойствами ее структуры . Имеются и другие подходы...

Рассмотрим некоторые потенциально эффективные, на наш взгляд, регуляторы устойчивости политической системы, отчасти апробированные в некоторых странах:

  • частичная или полная смена правительственной команды используется как нормальная практика в ряде демократических стран (например, Италия). Такого рода преобразование предполагает полное изменение в структуре государства, создание основы для новой политической системы. Иногда такая реорганизация происходит внезапно, часто без подготовки. Но в этой связи стоит отметить, что бывают насильственные события и прорывы (например, Украина). В таком случае новая элита не только не имеет видение новой организации государства, но часто и вовсе не готова взять на себя всю полноту власти;
  • трансформация законодательства (например, Уголовного Кодекса, избирательных установлений и т.п.). Изменения направлены на смягчение положений, относящихся к недемократическим системам (определенные гарантии гражданских свобод, возможность выражать свои взгляды, разрешение собраний и т.д.). Также важным является возникновение объединений граждан в структуры, независимо от центрального правительства (ассоциации, политические партии);
  • появление и развитие оппозиции. Переход на многопартийность в ряде стран был связан с устранением регулирования, надзора и контроля во всех областях жизни бывшей правящей партии, как правило, коммунистической. Этот временной период характеризуется поиском новых ориентиров политического развития, отсутствием координации и наличием элементов анархии;
  • формирование новых элит. В процессе создания новых элит необходимо включать механизм рекрутирования и для тех, кто не принимал непосредственного участия в первоначальном прорыве. В дальнейшем происходит дифференциация и диверсификация новой элиты. На смену демократам-реформаторам приходят консерваторы, либералы или левые (например, Польша). На этапе консолидации малых групп общества происходит равновесие демократических систем;
  • демократизация центрального правительства. Существуют критерии (например, индекс демократии), с помощью которых оцениваются: характер управления, стабильность, эффективность, независимость, ответственность правительств, а также законодательный и гражданский (общественный) контроль;
  • развитие участия общества в избирательном процессе. Введение прозрачных и справедливых выборов, развитие парламентаризма и многопартийной системы;
  • создание неправительственных организаций, эффективность и стабильность их деятельности, правовые аспекты, развитие свободных и независимых профсоюзов и ассоциации. Другими словами, развитие реального гражданского общества;
  • суверенизация средств массовой информации. Создание среды для свободы выражения мнений, независимой журналистики, свободы от давления на журналистов, со стороны государства... Свободный доступ в Интернет для всех категорий граждан;
  • самоуправление. Этот регулятор подразумевает децентрализацию, избирательный процесс, степень компетенции местных властей, прозрачность и качество региональных сообществ;
  • реальное правосудие. Осуществление конституционных реформ, соблюдение прав человека и национальных меньшинств, полное следование нормам законодательства, гуманное обращение с заключенными и подозреваемыми, реализация равенства (без дискриминации) и т.п. - это неполный перечень возможных характеристик данного регулятора устойчивости политической системы.

Анализ показал, что существуют и другие регуляторы устойчивости политической системы. Среди них можно назвать механизмы борьбы с коррупцией, способы и методы оптимизации законодательного процесса, технологии политического управления и т.п.

Для того чтобы постичь суть политической системы конкретной страны, необходимо рассмотреть ее социальную структуру, аспекты политической жизни, главные экономические проблемы и т.п. Так, например, для системного анализа можно использовать группу социально-политических факторов (например, традицию, информирование общественности, качество функционирования политических институтов и т.п.); исследовать политические элиты и их влияние на подсистемы политической системы, и особенно на функционирование партийной системы; рассмотреть проблемы взаимодействия элементов как внутри самой системы, так и с внешним окружением и т.д. В этой связи весьма важным является анализ внутренней сферы экономических, социальных и культурных проявлений функционирования общества и внешней среды. Экономическая система определяется как тип основного производства и характера управления. Социальная система детерминирована полом, образованием, профессиональной иерархией общества. Особенности культурного контекста связаны с доминирующими идеями в обществе и системой социально-политических взглядов. Политическая система испытывает влияние также и других политических систем, находящихся во внешнем окружении. Политическая система, как правило, должна интегрироваться с окружающей ее средой через механизмы преобразования (например, правовые, социальные, идеологические, политико-технологические).

Таким образом, с точки зрения системного анализа политическая система - это одна из множества систем. При анализе политической системы, при раскрытии сущности тенденций и причин ее устойчивости (неустойчивости), функций (дисфункций) важное значение приобретают инструменты (регуляторы), позволяющие привести ее состояние к исходному или более иному положительному качественному состоянию. Среди таковых можно назвать наиболее целесообразные способы, методы и процедуры, направленные на восстановление и укрепление функций политической системы и достижения желаемых результатов в сфере политики.

Рецензенты:

Авцинова Г.И., д.филос.н., профессор кафедры политологии и социальной политики ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», г. Москва;

Тарасов Е.Н., д.и.н., профессор кафедры политологии и социальной политики ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», г. Москва.

Библиографическая ссылка

Гришин О.Е. УСТОЙЧИВОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ: ПОНЯТИЕ, ПОДХОДЫ, РЕГУЛЯТОРЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18121 (дата обращения: 17.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

СТАБИЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ – состояние политической системы, характеризующееся наличием необходимых условий и факторов, обеспечивающих сохранение обществом своей идентичности, гражданского мира и согласия на основе достижения баланса интересов различных социальных субъектов и политических сил, своевременного легитимного разрешения возникающих проблем и противоречий в сфере политики с помощью предусмотренных законом механизмов и средств.

В истории политического дискурса существовали различные модели политической стабильности. В античности согласие (homonoia) мыслилось как гармоническое соотношение, имеющее числовой характер. Так, реформы Солона исходили из гармонии, установленной посредством точных пропорций и обеспечивающей согласование между различными группами полиса (2/1, 3/2, 4/3).

В Средние века политическая стабильность достигалась благодаря силе традиций и авторитета христианской церкви.

В Новое время в связи с разделением властей решающей моделью стала модель равновесия между ними, достижения баланса между различными политическими силами. Дифференциация политической системы современного общества, плюралистичность его политических сил существенно усложняют достижение социальной интеграции. В наши дни все больше и больше осознается относительный характер политической стабильности, подверженной флуктуациям и строящейся на основе идей системного подхода и самоорганизации.

Политическая стабильность, как и стабильность общества, обусловлена законами функционирования и развития общества, характером и способами взаимодействия его подсистем, изменения и эволюция которых не влекут за собой разрушения функционального единства структуры и их равновесия.

Политическая стабильность обеспечивается политической системой общества (ее главный элемент – государство) и эффективностью осуществления ее функций, что в свою очередь зависит от массовой поддержки граждан: 1) от так называемой «ситуативной поддержки», выражающей оценку общественным мнением конкретных решений, принимаемых государственными органами, публичных заявлений политических лидеров, наделенных властью, действенности политических акций, и 2) от «системной поддержки», т.е. от устойчивости положительных оценок и мнений, свидетельствующих об одобрении обществом деятельности властных структур в целом, проводимой государством внутренней и внешней политики. Важным фактором «системной» поддержки выступает доверие к политическим лидерам и политическому режиму, готовность разных социальных групп отстаивать свои интересы на основе и в соответствии с законом, правовыми и нравственными нормами.

Массовая поддержка политического режима выражается также в принятии большинством населения всей совокупности основных политических ценностей (принцип разделения властей, гласность, многопартийность, плюрализм мнений, свобода слова, независимость средств массовой информации и т.д.), определяющих характер и способы функционирования данной политической системы.

К основным условиям, влияющим на уровень массовой поддержки существующего политического режима, относятся также: уровень материальной обеспеченности и социальной защищенности граждан; наличие демократических институтов и механизмов, обеспечивающих участие населения в политическом процессе; безопасность и правовые гарантии личности.

Особое значение приобретает массовая политическая поддержка в условиях реформ, когда общество в целом и его политическая система, в частности, переживают период перехода от одного состояния к другому, становясь на какое-то время разбалансированными, а значит, и менее стабильными. В этих условиях возникает противоречие и даже разрыв между социальными нормами и ценностями, утверждаемыми (насаждаемыми) властными структурами, и социальными нормами и ценностями, доминирующими в массовом сознании. В массовом сознании в силу ряда причин – инерционности, более стойкой приверженности к фундаментальным ценностям, – может возникнуть неприятие норм и ценностей властвующих групп, напряженность и даже конфликт между массами и властями. Важно учитывать, что в обществе всегда существует конкуренция групп за лидерство, смена групп, претендующих на более заметную политическую роль и на более весомый политический статус. Эти группы, организованные в политические движения и партии, могут возглавить оппозиционные выступления в разных формах. Они будут тем успешнее, чем в большей мере отразят общенациональные интересы и цели, ценности культуры и менталитет. Оппозиционные группы способны придти к власти при условии, если им удастся мобилизовать и повести за собой массы, объединив их идеологическими лозунгами и программами. Многое здесь зависит от политически авторитетного лидера, популярного в народных массах. В поддержании политической стабильности особое значение имеют утвердившиеся в обществе, кодифицированные в правовых законах и ставшие легитимными способы борьбы за власть. Исторический опыт нелегитимной политической борьбы – от политических заговоров до политических революций показывает, что она разрушительна для политической стабильности и чревата распадом общества. Нелегитимная борьба за власть может иметь явный и латентный характер. Скрытые формы нелегитимной борьбы за власть, не выходя на поверхность общественной жизни, способны серьезно ослабить устойчивость правящего режима, разрушить его внутреннюю консолидацию и привести в конечном счете к серьезным политическим потрясениям.

Обеспечение политической стабильности общества достигается благодаря правовым гарантиям безопасности участия граждан и политических организаций в политической деятельности и особенно в оппозиционных (протестных) движениях, отстаивающих свои политические интересы и претендующих на политическое участие во власти. Во многих демократических странах мира накоплен значительный опыт политической борьбы (и в первую очередь борьбы за власть), не приводящей к катаклизмам и национальным потрясениям. Реформируемой России такой опыт еще только предстоит обрести. В разных странах выдвинуты и осуществляются специальные программы стабилизации, их опыт выхода из экономического и политического кризиса, восстановления политической стабильности без смены общественно-политической системы, модернизации экономики при государственном контроле и регулировании, учитывающий различие социально-политических систем и исторических условий, национальные и государственные особенности при его адаптации столь же важен для России.

Политическая стабильность зависит от уровня и характера политической активности, от позиций политических лидеров, от их умения выражать общенациональные интересы и консолидировать политическую волю граждан, от способности к критическому анализу своей деятельности, от соблюдения ими нравственных и правовых норм.

Важным условием политической стабильности общества в период реформ является их правовая обеспеченность, достигаемая на основе единства конституции (основного закона), федерального и местного законодательства. Система существующих в обществе законов должна изменяться в соответствии с новыми условиями и новыми вызовами времени. Несвоевременное изменение, отставание или затягивание совершенствования конституционных норм и действующего законодательства оказывает дестабилизирующее воздействие на политический процесс, на взаимодействие политических субъектов и ветвей власти.

Показатель политической стабильности общества – его способность нейтрализовать негативные воздействия извне (подрывную деятельность, международный терроризм, экономическую блокаду, политическое давление, шантаж, дезинформацию, угрозу применения силы и др.). Подобные негативные воздействия могут привести политическую систему в состояние крайней нестабильности и даже разрушить ее. В этом отношении особенно опасно развязывание гражданской войны или масштабных политических насильственных актов со стороны как сторонников, так и противников существующего строя. Поэтому столь важна адекватная реакция государства на угрозу своему суверенитету, своим социальным интересам и безопасности своих граждан.

Литература:

1. Политическая теория и политическая практика. М., 1994;

2. Семигин Г.Ю. Политическая стабильность российского общества в условиях реформ. М., 1996;

3. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1998;

4. Иванов В.Н. Россия: обретение будущего. М., 1998;

5. Россия: преодоление национальной катастрофы. М., 1999.

СТАБИЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ

СТАБИЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ

СТАБИЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ - политической системы, характеризующееся наличием необходимых условий и факторов, Обеспечивающих сохранение обществом своей идентичности, гражданского мира и согласия на основе достижения баланса интересов различных социальных субъектов и политических сил, своевременного легитимного разрешения возникающих проблем и противоречий в сфере политики с помощью предусмотренных законом механизмов и средств.

В истории политического дискурса существовали различные модели политической стабильности. В античности (homonoia) мыслилось как гармоническое соотношение, имеющее числовой . Так, реформы Солона исходили из гармонии, установленной посредством точных пропорций и обеспечивающей согласование между различными группами полиса (2/1, 3/2,4/3).

В Средние века политическая стабильность достигалась благодаря силе традиций и авторитета христианской церкви.

В Новое в связи с разделением властей решающей моделью стала равновесия между ними, достижения баланса между различными политическими силами. Дифференциация политической системы современного общества, плюралистичность его политических сил существенно усложняют достижение социальной интеграции. В наши дни все больше и больше осознается относительный характер политической стабильности, подверженной флукгуациям и строящейся на основе идей системного подхода и самоорганизации.

Политическая стабильность, как и стабильность общества; обусловлена законами функционирования и развития общества, характером и способами взаимодействия его подсистем, изменения и которых не влекут за собой разрушения функционального единства структуры и их равновесия. Политическая стабильность обеспечивается политической системой общества (ее главный элемент - ) и эффективностью осуществления ее функций, что в свою очередь зависит от массовой поддержки граждан: 1) от так называемой “ситуативной поддержки”, выражающей оценку общественным мнением конкретных решений, принимаемых государственными органами, публичных заявлений политических лидеров, наделенных властью, действенности политических акций, и 2) от “системной поддержки”, т. е. от устойчивости положительных оценок и мнений, свидетельствующих об одобрении обществом деятельности властных структур в целом, проводимой государством внутренней и внешней политики. Важным фактором “системной” поддержки выступает доверие к политическим лидерам и политическому режиму, готовность разных социальных групп отстаивать свои интересы на основе и в соответствии с законом, правовыми и нравственными нормами.

Массовая поддержка политического режима выражается также в принятии большинством населения всей совокупности основных политических ценностей ( разделения властей, гласность, многопартийность, мнений, свобода слова, средств массовой информации и т. д.), определяющих характер и способы функционирования данной политической системы.

К основным условиям, влияющим на уровень массовой поддержки существующего политического режима, относятся также: уровень материальной обеспеченности и социальной защищенности граждан; наличие демократических институтов и механизмов, обеспечивающих участие населения вполитическом процессе; безопасность и правовые гарантии личности.

Особое приобретает массовая политическая поддержка в условиях реформ, когда в целом и его политическая система, в частности, переживают период перехода от одного состояния к другому, становясь на какое-то время разбалансированными, а значит, и менее стабильными. В этих условиях возникает и даже разрыв между социальными нормами и ценностями, утверждаемыми (насаждаемыми) властными структурами, и социальными нормами и ценностями, доминирующими в массовом сознании. В массовом сознании в силу ряда причин - инерционности, более стойкой приверженности к фундаментальным ценностям, - может возникнуть неприятие норм и ценностей властвующих групп, напряженность и даже между массами и властями. Важно учитывать, что в обществе всегда существует конкуренция групп за , смена групп, претендующих на более заметную политическую роль и на более весомый политический . Эти группы, организованные в политические движения и партии, могут возглавить оппозиционные выступления в разных формах. Они будут тем успешнее, чем в большей мере отразят общенациональные интересы и цели, ценности культуры и менталитет. Оппозиционные группы способны придти к власти при условии, если им удастся мобилизовать и повести за собой массы, объединив их идеологическими лозунгами и программами. Многое здесь зависит от политически авторитетного лидера, популярного в народных массах. В поддержании политической стабильности особое значение имеют утвердившиеся в обществе, кодифицированные в правовых законах и ставшие легитимными способы борьбы за . Исторический нелегитимной политической борьбы - от политических заговоров до политических революций показывает, что она разрушительна для политической стабильности и чревата распадом общества. Нелегитимная за власть может иметь явный и характер. Скрытые формы нелегитимной борьбы за власть, не выходя на Поверхность общественной жизни, способны серьезно ослабить правящего режима, разрушить его внутреннюю консолидацию и привести в конечном счете к серьезным политическим потрясениям.

Обеспечение политической стабильности общества достигается благодаря правовым гарантиям безопасности участия граждан и политических организаций в политической деятельности и особенно в оппозиционных (протестных) движениях, отстаивающих свои политические интересы и претендующих на политическое участие во власти. Во многих демократических странах мира накоплен значительный опыт политической борьбы (и в первую очередь борьбы за власть), не приводящей к катаклизмам и национальным потрясениям. Реформируемой России такой опыт еще только предстоит обрести. В разных странах выдвинуты и осуществляются специальные программы стабилизации, их опыт выхода из экономического и политического кризиса, восстановления политической стабильности без смены общественно-политической системы, модернизации экономики при государственном контроле и регулировании, учитывающий социально-политических систем и исторических условий, национальные и государственные особенности при его адаптации столь же важен для России.

Политическая стабильность зависит от уровня и характера политической активности, от позиций политических лидеров, от ихумения выражать общенациональные интересы и консолидировать политическую волю граждан, от к критическому анализу своей деятельности, от соблюдения ими нравственных и правовых норм.

Важным условием политической стабильности общества в период реформ является их правовая обеспеченность, достигаемая на основе единства конституции (основного закона), федерального и местного законодательства. Система существующих в обществе законов должна изменяться в соответствии с новыми условиями и новыми вызовами времени. Несвоевременное , отставание или затягивание совершенствования конституционных норм и действующего законодательства оказывает дестабилизирующее воздействие на политический , на взаимодействие политических субъектов и ветвей власти.

Показатель политической стабильности общества - его нейтрализовать негативные воздействия извне (подрывную , международный терроризм, экономическую блокаду, политическое давление, шантаж, дезинформацию, угрозу применения силы и др.). Подобные негативные воздействия могут привести политическую систему в состояние крайней нестабильности и даже разрушить ее. В этом отношении особенно опасно развязывание гражданской войны или масштабных политических насильственных актов со стороны как сторонников, так и противников существующего строя. Поэтому столь важна адекватная государства на угрозу своему суверенитету, своим социальным интересам и безопасности своих граждан.

Лит.: Политическая теорм и политическая . М., 1994; Семигии Г. Ю. Политическая стабильность российского общества в условиях реформ. М., 1996; Пирсоне Т. Система современных обществ. М., 1998; Иванов В. Н. Россия: обретение будущего. М., 1998; Россия: преодоление национальной катастрофы. М., 1999.

Г. Ю. Семигин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "СТАБИЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ" в других словарях:

    Система связей между различными политическими субъектами, для которой характерны определенная целостность и способность эффективно реализовать возложенные на нее функции. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский… … Политология. Словарь.

    Англ. stability, political; нем. Stabilitat, politische. Способность полит, системы функционировать и сохраняться длительное время без резких изменений. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    СТАБИЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ - способность государственной системы длительное время функционировать без значительных изменений, обеспечивая планомерное развитие, преемственность власти, благоприятный инвестиционный климат и экономический рост. Вероятно, первым государством,… … Большая актуальная политическая энциклопедия

    СТАБИЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ - устойчивое состояние политической системы, позволяющее ей эффективно функционировать и развиваться под влиянием внешней и внутренней окружающей среды, сохраняя при этом свою структуру и способность контролировать процессы общественных перемен.… … Политология: словарь-справочник

    СТАБИЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ - англ. stability, political; нем. Stabilitat, politische. Способность полит, системы функционировать и сохраняться длительное время без резких изменений … Толковый словарь по социологии

    СТАБИЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ - (political stability, от лат stabilis устойчивый) черта, характеристика, состояние политической жизни общества, проявляющаяся в устойчивом функционировании всех имеющих в обществе политических институтов, в соблюдении юридических и политических… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

    СТАБИЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ - (лат. stabilis постоянный, устойчивый, греч. роlitike политика) состояние политической системы, характеризующееся устойчивостью ее основных элементов, стабильностью в выполнении своих функций и во взаимоотношениях с другими политическими… … Политологический словарь-справочник

    Сфера культуры, вырабатывающая представления о цивилизационных формах полит, процесса, оценки уровня его развития. Понятие П.к. многозначно, оно включает полит, мысль, связи культуры и полит, философии, оценку полит. структур с т.зр.… … Энциклопедия культурологии

    СТАБИЛЬНОСТЬ ВОЕННО- - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВОЕННО ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ … Юридическая энциклопедия