К линней построил свою классификацию по принципу. Система классификации природы линнеевская иерархя. Почему система Карла Линнея была искусственной

Вопрос 1. Что такое систематика?

Систематика (от греч. - упорядоченный, относящийся к системе) - приведение в систему, а также системная классификация кого или чего-либо.

Биологическая систематика - раздел общей биологии, призванный создать единую стройную систему животного мира на основе выделения системы биологических таксонов и соответствующих названий, выстроенных по определенным правилам (номенклатура) . Термины «систематика» и «таксономия» часто используют как синонимы.

Вопрос 2. По какому принципу построена классификация организмов К. Линнея?

В основу своей классификации К. Линней положил принцип иерархичности (т. е. соподчинённости) таксонов (от греч. таксис – расположение в порядке) – систематических единиц того или иного ранга. В системе Линнея самым крупным таксоном был класс, самым мелким – вид (разновидность).

Вопрос 3. Что такое естественная система природы?

Естественной системой природы является сама природа, то есть живые организмы. Они, в свою очередь, будучи составляющими природы, подданы классификации на основе определенных принципов, что закладывают фундамент системы. То есть естественная система природы есть попытка любопытного человека разложить мир, в котором мы живем, «по полочкам» и отнести каждое его проявление к последовательно подчиненным друг другу составляющим. Теоретически предполагается, что система с одной стороны лежит в основе природных явлений, с другой стороны является лишь этапом на пути научного исследования.

Вопрос 4. Какие царства, типы, классы, семейства, роды и виды живых организмов вы знаете?

Существует огромное количество таксонов живых организмов. Например, систематическое положение домашней собаки можно описать следующим образом. Собака домашняя входит в род Волк семейства Волчьи отряда Хищные класса Млекопитающие подтипа Позвоночные типа Хордовые. Наряду с домашней собакой род Волк включает волков, шакалов, койотов, динго.

Вопрос 5. В каких иных областях знаний или социальных структурах можно встретить принцип иерархичности? Приведите пример.

Иерархия является распространенным типом структуры системных объектов. Особенно характерна она для систем управления в мире биологических и социально-экономических явлений. Примером могут служить звания военнослужащих.

Вопрос 6. Почему с развитием науки в систематике были введены новые дополнительные таксоны? Приведите примеры таких таксонов и входящих в них организмов.

Домены - относительно новый способ классификации. Трёхдоменная система изобретена в 1990 году, однако до сих пор не принята окончательно. Большинство биологов принимает эту систему доменов, однако значительная часть продолжает использовать пятицарственное деление. Одной из главных особенностей трёхдоменного метода является разделение археев (Archaea) и бактерий (Bacteria), которые ранее были объединены в царство бактерий. Существует также малая часть учёных, добавляющих археев в виде шестого царства, но не признающих домены.

Вопрос 7. Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение или презентацию о жизни и творчестве Карла Линнея.

Родился Карл Линней 23 мая 1707 года в деревне Росхульт в Швеции в семье священника. Через два года вместе с семьей переехал в Стенброхульт. Интерес к растениям в биографии Карла Линнея проявился уже в детском возрасте. Начальное образование получал в школе города Векшё, а после окончания школы поступил в гимназию. Родители Линнея хотели, чтобы мальчик продолжил семейное дело и стал пастором. Но богословие Карла мало интересовало. Он посвящал много времени изучению растений.

Благодаря настоятельности школьного преподавателя Юхана Ротмана родители отпустили Карла учиться медицинским наукам. Затем начался университетский этап. Карл стал учиться в университете города Лунд. А чтобы более подробно ознакомиться с медициной, через год перешел в Уппсальдский университет. К тому же продолжал заниматься самообразованием. Вместе со студентом того же университета Петером Артеди Линней занялся пересмотром и критикой принципов естествознания.

В 1729 году состоялось знакомство с У. Цельсием, сыгравшее важную роль в становлении Линнея как ботаника. Затем Карл переехал в дом к профессору Цельсию, стал знакомиться с громадной его библиотекой. Базовые идеи Линнея по классификации растений были изложены в первой же его работе «Введение в половую жизнь растений». Через год Линней уже начал преподавать, читать лекции в ботаническом саду Уппсальдского университета.

Период с мая по октябрь 1732 года он провел в Лапландии. После плодотворной работы во время путешествия вышла его книга «Краткая флора Лапландии». Именно в этой работе подробно было рассказано о половой системе в растительном мире. В следующем году Линней увлекся минералогией, даже опубликовал учебник. Затем в 1734 году в целях изучения растений отправился в провинцию Даларна.

Степень доктора медицинских наук он получил в июне 1735 года в Хардервейкском университете. Следующая работа Линнея «Система природы» ознаменовала собой новый этап в карьере и в целом в жизни Линнея. Благодаря новым связям и друзьям, он получил должность смотрителя одного из крупнейших ботанических садов в Голландии, в котором были собраны растения со всего мира. Так что Карл продолжил классификацию растений. А после смерти своего друга Петера Артеди опубликовал его работу, позже использовал его идеи классификации рыб. Во время проживания в Голландии были опубликованы работы Линнея: «Fundamenta Botanica», «Musa Cliffortiana», «Hortus Cliffortianus», «Critica botanica», «Genera plantarum» и другие.

На родину ученый вернулся в 1773 году. Там в Стокгольме он занялся врачебной практикой, применяя свои знания о растениях для лечения людей. Также он занимался преподаванием, был председателем Королевской академии наук, профессором в Уппсальском университете (должность сохранил до самой смерти).

Затем Карли Линней в биографии отправился в экспедицию на острова Балтийского моря, побывал в западной и южной Швеции. А в 1750 году стал ректором университета, в котором преподавал ранее. В 1761 году получил статус дворянина. А 10 января 1778 года Линней скончался.

Все живые существа можно классифицировать с помощью иерархической системы, в основе которой лежат категории рода и вида.

Карл Линней, шведский физиолог, был профессором медицины в университете города Упсала. Он заведовал большим ботаническим садом, который был нужен университету для проведения научных исследований. Люди присылали ему растения и семена со всего света для выращивания в ботаническом саду. Именно благодаря интенсивному изучению этой огромной коллекции растений Карл Линней сумел решить задачу систематизации всех живых существ — сегодня ее назвали бы задачей таксономии (систематики). Можно сказать, что он придумал категории для популярной в Америке викторины «Двадцать вопросов», в которой первым делом спрашивают, относится ли предмет к животным, растениям или минералам. В системе Линнея действительно все относится либо к животным, либо к растениям, либо к неживой природе (минералам).

Чтобы легче понять принцип систематизации, представьте, что вы хотите классифицировать все дома в мире. Можно начать с того, что дома в Европе, например, больше похожи друг на друга, чем на дома в Северной Америке, поэтому на первом, самом грубом уровне классификации необходимо указать континент, где расположено здание. На уровне каждого континента можно пойти дальше, отметив, что дома в одной стране (например, во Франции) больше похожи друг на друга, чем на дома в другой стране (например, в Норвегии). Таким образом, вторым уровнем классификации будет страна. Можно продолжать в том же роде, рассматривая последовательно уровень страны, уровень города и уровень улицы. Номер дома на конкретной улице будет той конечной ячейкой, куда можно поместить искомый объект. Значит, каждый дом будет полностью классифицирован, если для него будут указаны континент, страна, город, улица и номер дома.

Линней заметил, что подобным образом можно классифицировать живые существа в соответствии с их характеристиками. Человек, например, больше похож на белку, чем на гремучую змею, и больше похож на гремучую змею, чем на сосну. Проделав те же рассуждения, что и в случае домов, можно построить систему классификации, в которой каждое живое существо получит свое уникальное место.

Именно так и сделали последователи Карла Линнея. На начальном уровне все живые существа делятся на пять царств — растения, животные, грибы и два царства одноклеточных организмов (безъядерных и содержащих в ядре ДНК). Далее каждое царство делится на типы . Например, в нервную систему человека входит длинный спиной мозг, образующийся из хорды. Это относит нас к типу хордовых. У большинства животных, обладающих спинным мозгом, он расположен внутри позвоночника. Эта большая группа хордовых называется подтипом позвоночных. Человек относится к этому подтипу. Наличие позвоночника — критерий, по которому позвоночные животные отличаются от беспозвоночных, то есть не имеющих позвоночного хребта (к ним относятся, например, крабы).

Следующая категория классификации — класс . Человек является представителем класса млекопитающих — теплокровных животных с шерстью, живородящих и выкармливающих своих детенышей молоком. Этот уровень различает человека и таких животных, как пресмыкающиеся и птицы. Следующая категория — отряд. Мы относимся к отряду приматов — животных с бинокулярным зрением и руками и ногами, приспособленными для хватания. Классификация человека как относящегося к приматам отличает нас от других млекопитающих — таких, например, как собаки и жирафы.

Следующие две категории классификации — семейство и род . Мы относимся к семейству гоминид и роду Homo. Впрочем, это разграничение мало что значит для нас, поскольку других представителей нашего семейства и нашего рода больше нет (хотя в прошлом они существовали). У большинства животных каждый род содержит несколько представителей. Например, белый медведь — это Ursus maritimis , а медведь гризли — Ursus horibilis . Оба эти медведя относятся к одному роду (Ursus ), но к разным видам — они не скрещиваются.

При описании животных принято указывать род и вид. Поэтому человек классифицируется как Homo sapiens («Человек разумный»). Это не означает, что другие категории классификации не важны — они просто подразумеваются, когда говорят о роде и виде. Главный вклад Линнея в науку состоит в том, что он применил и ввел в употребление так называемую бинарную номенклатуру , согласно которой каждый объект классификации обозначается двумя латинскими названиями — родовым и видовым.

Классифицируя таким способом живую природу, система Линнея определяет каждому организму свое собственное уникальное место в мире живых существ. Но успех зависит в первую очередь от того, насколько правильно систематик выделит важные физические характеристики, и здесь возможны неверные суждения и даже ошибки — Линней, к примеру, отнес бегемота к отряду грызунов! В настоящее время при систематизации все больше учитывается генетический код отдельных организмов или история их эволюции — генеалогическое древо (этот подход называется кладистикой) .

Биология. Общая биология. 11 класс. Базовый уровень Сивоглазов Владислав Иванович

1. Развитие биологии в додарвиновский период. Работа К. Линнея

Вспомните!

Какие взгляды на происхождение жизни существовали в античный и средневековый периоды?

Мир живых организмов обладает рядом общих черт, которые всегда вызывали у человека чувство удивления и порождали много вопросов. Первая из таких общих черт – необыкновенная сложность строения организмов. Вторая – явная целесообразность строения, каждый вид в природе приспособлен к условиям своего существования. И наконец, третья ярко выраженная черта – огромное разнообразие существующих видов.

Каким образом возникли сложные организмы? Под влиянием каких сил сформировались особенности их строения? Каково происхождение разнообразия органического мира и как оно поддерживается? Какое место в этом мире занимает человек и кто его предки? На эти и многие другие вопросы отвечает эволюционное учение, которое является теоретической основой биологии.

Термин «эволюция» (от лат. evolutio – развёртывание) был введён в науку в XVIII в. швейцарским зоологом Шарлем Бонне. Под эволюцией в биологии понимают необратимый процесс исторического изменения живых существ и их сообществ. Эволюционное учение – это наука о причинах, движущих силах, механизмах и общих закономерностях преобразования живых существ во времени. Теория эволюции занимает особое место в изучении жизни. Ей принадлежит роль объединяющей теории, которая образует фундамент для всей биологической науки.

Античные и средневековые представления о сущности и развитии жизни. Объяснить происхождение жизни и человека люди пытались с глубокой древности. Многие религии и философские теории возникли как попытки решения этих глобальных вопросов.

Представления об изменяемости окружающего мира появились многие тысячи лет назад. В Древнем Китае философ Конфуций считал, что жизнь возникла из одного источника путём расхождения и ветвления. В эпоху Античности древнегреческие философы искали то материальное начало, которое было источником и первоосновой жизни. Диоген считал, что все существа подобны одному исходному существу и произошли от него в результате дифференциации. Фалес предполагал, что все живые организмы произошли из воды, Анаксагор утверждал, что из воздуха, а Демокрит объяснял происхождение жизни процессом самозарождения её из ила.

Рис. 1. Система животного мира по Аристотелю. В скобках приведены соответствующие современные систематические названия

Большое влияние на развитие и формирование представлений о живой природе оказали исследования и философские теории таких выдающихся учёных Античности, как Пифагор, Анаксимандр, Гиппократ.

Величайший из древнегреческих учёных Аристотель, обладая энциклопедическими знаниями, заложил основы развития биологии и сформулировал теорию непрерывного и постепенного развития живого из неживой материи. В своей работе «История животных» Аристотель впервые разработал систематику животных (рис. 1). Всех животных он разделил на две большие группы: животные с кровью и бескровные. Животных с кровью он, в свою очередь, разделил на яйцекладущих (яйцеродных) и живородящих. В другой своей работе Аристотель впервые высказал мысль о том, что природа – это непрерывный ряд усложняющихся форм: от неживых тел к растениям, от растений к животным и далее до человека (рис. 2).

В работе «Возникновение животных» Аристотель описал развитие куриного эмбриона и высказал предположение, что зародыши живородящих животных тоже происходят из яйца, но только лишённого твёрдой оболочки. Таким образом, Аристотеля в какой-то степени можно считать основателем эмбриологии, науки о зародышевом развитии.

Рис. 2. «Лестница существ» Аристотеля

С наступлением Средневековья в Европе распространяется идеалистическое мировоззрение, основанное на церковных догматах. Творцом всего живого провозглашается Высший разум, или Бог. Рассматривая природу с таких позиций, учёные считали, что все живые существа являются материальным воплощением идей Творца, они совершенны, отвечают цели своего существования и неизменны во времени. Такое метафизическое направление в развитии биологии называют креационизмом (от лат. creatio – создание, творение).

В этот период было создано множество классификаций растений и животных, но в основном они имели формальный характер и не отражали степень родства между организмами.

Интерес к биологии возрос в эпоху Великих географических открытий. В 1492 г. была открыта Америка. Интенсивная торговля и путешествия расширяли сведения о растениях и животных. В Европу завозили новые растения – картофель, томаты, подсолнечник, кукурузу, корицу, табак и многие другие. Учёные описывали множество невиданных ранее животных и растений. Возникла насущная необходимость создать единую научную классификацию живых организмов.

Система органической природы К. Линнея. Большой вклад в создание системы природы внёс выдающийся шведский естествоиспытатель Карл Линней. Учёный считал вид реальной и элементарной единицей живой природы, имеющей не только морфологические, но и физиологические критерии (например, нескрещиваемость разных видов). В начале своей научной деятельности К. Линней придерживался метафизических взглядов, поэтому он считал, что виды и их количество неизменны. Разработав короткие и чёткие определения признаков, учёный описал около 10 тыс. видов растений и более 4 тыс. видов животных. В возрасте 28 лет К. Линней опубликовал свою самую известную работу «Система природы», в которой описал основные принципы систематики – науки о классификации живых организмов. В основу своей классификации он положил принцип иерархичности (соподчинённости) таксонов (от греч. taxis – расположение в порядке), когда несколько мелких таксонов (видов) объединяются в более крупный род, роды объединяются в отряды и т. д. Самой крупной единицей в системе Линнея был класс. С развитием биологии в систему таксонов были добавлены дополнительные категории (семейство, подкласс и др.), но принципы систематики, заложенные Линнеем, остались неизменными до нашего времени. Для обозначения видов учёный ввёл бинарную (двойную) номенклатуру, первое слово названия обозначало род, второе – вид. В XVIII в. международным научным языком была латынь, поэтому Линней давал видам названия на латинском языке, что делало его систему универсальной и понятной во всем мире.

Карл Линней построил первую научную систему живой природы, которая включала всех известных в то время животных и все растения и была самой совершенной для своего времени. Впервые человек был помещён в один отряд с обезьянами. Однако, распределяя организмы по таксономическим группам, Линней учитывал ограниченное число признаков. Например, все животные были разделены на 6 классов по строению дыхательной и кровеносной систем: черви, насекомые, рыбы, гады, птицы и звери. Внутри классов Линней основывался на более мелких признаках, например птиц он объединял по клюву, а зверей – по строению зубов.

Рис. 3. Система цветковых растений К. Линнея

Основным признаком у цветковых растений Линней выбрал количество тычинок. Это привело к тому, что в одну группу попадали организмы, далеко отстоящие друг от друга по степени родства (рис. 3). Например, в один из 24 классов растений попали вместе сирень и ива, в другой – барбарис и тюльпан. Все растения, не имеющие цветков, Линней определил в отдельный класс – тайнобрачные. Однако, наряду с водорослями, споровыми и голосеменными растениями, он отнёс туда также грибы и лишайники. Осознавая искусственность своей системы природы, Линней писал: «Искусственная система служит только до тех пор, пока не создана естественная».

Линней так выразил своё кредо учёного: «Когда я впервые стал изучать природу, я увидел её противоречие с тем, что можно было бы считать замыслом Творца. Я отбросил прочь предубеждения, стал во всём сомневаться, и тогда мои глаза впервые открылись, и я увидел истину».

Наряду с этим в XVII–XIX вв. в Европе существовала и иная система взглядов на изменяемость организмов, которая сложилась ещё на основе мировоззрений античных философов. Многие выдающиеся учёные того времени считали, что организмы способны изменяться под воздействием среды. Однако при этом учёные не стремились, да и не имели возможности доказывать эволюционные преобразования организмов. Такое направление в развитии биологии называют трансформизмом (от лат. transformo – превращаю). Среди представителей этого направления были Эразм Дарвин (дед Чарлза Дарвина), Роберт Гук, Иоганн Вольфганг Гёте, Дени Дидро, в России – Афанасий Каверзнев и Карл Рулье.

Вопросы для повторения и задания

1. Что было известно о живой природе в Древнем мире?

2. Чем можно объяснить господство представлений о неизменности видов в XVIII в.?

3. Что такое систематика?

4. По какому принципу построена классификация организмов К. Линнея?

5. Поясните мысль, высказанную К. Линнеем: «Система – это ариаднина нить ботаники, без неё гербарное дело превращается в хаос». Согласны ли вы с этим утверждением?

Подумайте! Выполните!

1. Охарактеризуйте и сравните трансформизм и креационизм.

3. Рассмотрите систему животного мира по Аристотелю (см. рис. 1). Каким группам (типам) организмов не нашлось в ней места?

Работа с компьютером

Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал и выполните задания.

Повторите и вспомните!

Растения

Принципы ботанической классификации. Богатство растительного мира требует строгой классификации, которая должна помочь разобраться в существующем многообразии растений. Система соподчинённых таксонов отражает эволюционные взаимоотношения между организмами. Основная систематическая категория, используемая в биологической систематике, – вид. Объединение близких видов составляет род, близких родов – семейство, семейства составляют порядок, порядки – класс, классы – отдел, которые объединяются в царство. В соответствии с бинарной номенклатурой, предложенной К. Линнеем, название растения состоит из двух латинских слов, первое из которых является названием рода, а второе – видовым эпитетом, например: одуванчик лекарственный (Taraxacum officinale). Определим положение одуванчика в системе растительного мира:

Царство Растения (Plantae)

Отдел Цветковые, или Покрытосеменные (Magnoliophyta, или Angiospermae)

Класс Двудольные (Dicotyledones)

Порядок Астроцветные (Asterales)

Семейство Сложноцветные, или Астровые (Compositae, или Asteraceae)

Род Одуванчик (Taraxacum)

Вид Одуванчик лекарственный (Taraxacum officinale)

Современные учёные среди растений выделяют группу высших растений. Это растения, тело которых расчленено на отдельные органы, они имеют специализированные многоклеточные органы размножения, в их жизненном цикле происходит чередование полового и бесполого поколений. К высшим растениям относят отделы Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные, Голосеменные и Покрытосеменные (Цветковые).

Животные

Принципы зоологической классификации. Животные – самая многообразная группа организмов на Земле. В настоящее время их известно около 2 млн видов.

Современная система животных построена на основе выявления родства и общности происхождения отдельных форм. В зависимости от степени сходства и различия животных распределяют по группам. Самая высокая систематическая единица – царство, царство животных делят на типы (царство растений – на отделы). В современной систематике животных выделяют более 20 типов. Типы делят на классы, классы – на отряды (в ботанике – порядки), отряды – на семейства. Семейства состоят из родов, роды – из отдельных видов. Критериями видов являются не только особенности внешнего и внутреннего строения взрослых особей, но и характеристики эмбрионального развития, физиологии, распространения и многие другие признаки. В соответствии с бинарной номенклатурой, предложенной К. Линнеем, название животного, как и название растения, состоит из двух латинских слов, первое из которых является названием рода, а второе – видовым эпитетом, например: лисица обыкновенная (Vulpes vulgaris). Иногда требуется более дробное деление, в этих случаях к названиям таксономических категорий добавляют приставки над-, под-, инфра-. Определим положение лисицы в системе животного мира:

Царство Животные (Animalia)

Тип Хордовые (Chordata)

Подтип Позвоночные (Vertebrata), или Черепные (Craniata)

Класс Млекопитающие (Mammalia)

Подкласс Настоящие звери (Theria)

Инфрокласс Высшие звери, или Плацентарные (Eutheria, sem. Placentalia)

Отряд Хищные (Carnivora)

Семейство Псовые (Canidae)

Род Лисицы (Vulpes)

Вид Лисица обыкновенная (Vulpes vulgaris)

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Общая экология автора Чернова Нина Михайловна

10.2. Геохимическая работа живого вещества Более 99 % энергии, поступающей на поверхность Земли, составляет излучение Солнца. Эта энергия растрачивается в громадном большинстве физических и химических процессов в гидросфере, атмосфере и литосфере: перемешивании воздушных

Из книги Племенное разведение собак автора Сотская Мария Николаевна

Неонатальный период или период новорожденности В первые минуты после рождения включается дыхательный центр, который уже до конца жизни регулирует снабжение организма кислородом и удаление углекислого газа и с первым вдохом расправляются легкие. Частота дыхательных

Из книги Служебная собака [Руководство по подготовке специалистов служебного собаководства] автора Крушинский Леонид Викторович

2. Племенная работа Каждая порода собак требует, чтобы с ней работали, иначе она может утратить присущие ей ценные качества. Только постоянной работой с породой можно добиться, чтобы она не только не теряла своих ценных свойств, но и постоянно совершенствовала их.

Из книги До и после динозавров автора Журавлёв Андрей Юрьевич

Глава XIII Планета обезьян (конец неогенового и четвертичный период: 5 млн лет назад - современный период) Никогда в своей истории человечество так не застревало на распутье. Один путь - безысходен и совершенно безнадежен. Другой ведет к полному вымиранию. Дай нам Бог

Из книги Гомеопатическое лечение кошек и собак автора Гамильтон Дон

Совместная работа с ветеринаром-гомеопатом Во многих случаях при заболевании ваших домашних животных вам просто необходим совет опытного гомеопата, причем совершенно не обязательно гомеопата со специальным ветеринарным образованием. Если вы решите обратиться к

Из книги Спутник следопыта автора Формозов Александр Николаевич

СТРОИТЕЛЬНАЯ "РАБОТА" БОБРА В ряде районов СССР сохранился, успешно расселяется и размножается замечательный зверь - речной бобр. Бобры живут иногда скрытно, подобно выдре, в береговых норах. Но местами встречаются и шалашеобразные, искусно сделанные жилища бобров -

Из книги Возрастная анатомия и физиология автора Антонова Ольга Александровна

3.3. Рост и работа мышц

Из книги Следы в пыли [Развитие судебной химии и биологии] автора Торвальд Юрген

4.9. Развитие половых органов ребенка. Период полового созревания Биологической зрелости организм человека достигает в течение периода полового созревания. В это время происходит пробуждение полового инстинкта, поскольку дети не рождаются с развитым половым рефлексом.

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

Из книги Жизнь насекомых [Рассказы энтомолога] автора Фабр Жан-Анри

Из книги Тайны биологии автора Фреск Клас

Из книги Генетическая одиссея человека автора Уэллс Спенсер

ИСКУСНАЯ РАБОТА ПЧЕЛЫ-ЛИСТОРЕЗА На листьях сирени, роз и других кустов нередко видишь вырезы, словно сделанные ножницами. Одни из них круглые, другие овальные. Местами от листа остались почти одни жилки, столько кружочков из него вырезано. Пчела-листорез (x 2,5).Виновница

Из книги Мозг, разум и поведение автора Блум Флойд Э

Очистительная работа Тебе понадобятся: пустая картонная коробка из-под молока или кефира, гвоздь, кастрюля, очищенный песок, земля для комнатных растений, вода, лейка, ведро.Длительность опыта: 0-15 минут.Время проведения: круглый год. Твои действия: Прополоскай

Из книги Разведение рыбы, раков и домашней водоплавающей птицы автора Задорожная Людмила Александровна

Итальянская работа Луиджи Лука Кавалли-Сфорца начал свою карьеру в Павии, будучи студентом медицинского факультета. Вскоре он оставил медицину, чтобы посвятить себя генетическим исследованиям сначала бактерий, позднее человека. В университете он учился под

Из книги автора

9. Неисправная работа мозга Доктор: Как вы поживаете? Джерри: Да так, не особенно. Я думаю и чувствую себя так, как будто люди привезли меня сюда, чтобы посадить на электрический стул, осудить, сгноить в тюрьме... или убить меня, изжарить на электрическом стуле - и все из-за

Имела для биологии такое же значение, как чуть позже для химии таблица Менделеева. Уже в 19-м веке биология стала полноценной наукой с многообещающими горизонтами и с широчайшей областью применения. К тому же в широком этом поле заблудиться было невозможно. Любой вновь найденный живой организм находил свою «полочку».

«Полочками» в системе Линнея оказались классификационные группы, называемые таксонами . Слово «таксон» происходит от древнегреческого слова «таксис» («устройство, организация»), и через это слово «таксон» связан с термином «тактика» (первоначально означавшем способы построения войск). А через посредство латинского языка из «таксиса» образовалось слово «такса» («платеж»). Так что с точки зрения этимологии «таксон» - дальний родственник такси, автомобиля, который перевозит людей и грузы за плату.

В классификации Линнея таксоны выстроены по иерархическому принципу, то есть образуют уровни. Все таксоны одного уровня не пересекаются. Это значит, что они построены таким образом, чтобы любой живой организм можно было отнести к одному, и только к одному, таксону. Хищники - это отдельный таксон, а грызуны - отдельный.

При этом не должно быть ни одного живого организма, который бы одновременно входил в два таксона. Например, был бы одновременно и хищником, и грызуном. И, кроме того, нет ни одного живого организма, который не входил бы в какой-либо таксон самого нижнего уровня.

С другой стороны, таксоны более высокого уровня полностью включают в себя один или несколько таксонов нижнего уровня. Таксон более высокого уровня «млекопитающие» полностью включает в себя и таксон «грызуны», и таксон «хищники», и еще десяток других таксонов. Все грызуны - млекопитающие и все хищники - млекопитающие. Без исключения.

В своей классификации Линней выделил пять уровней иерархии, которые назвал (если следовать сверху вниз) классами , отрядами , семействами , родами и видами . Позже ученые добавили в классификацию Линнея еще несколько, более высоких уровней иерархии, а также промежуточные уровни, но принцип систематизации биологических объектов не изменился.

На самом нижнем уровне иерархии живых организмов находится вид. Вид - это группа животных, растений или микроорганизмов, объединяющая особей, которые имеют общий внешний вид, строение, физиологию и биохимию, а также поведение. Все живые организмы, составляющие вид, скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство, населяют определенную территорию (ареал) и сходным образом изменяются под влиянием внешней среды. Как видим, для того, чтобы отнести живой организм к тому или иному виду, следует рассмотреть совокупность самых разнообразных признаков. Поэтому описание вида - серьезная и нелегкая задача, которая по плечу не всякому ученому, а лишь эрудированному и педантичному. А открытие нового вида в биологии - большое научное достижение.

Несколько похожих видов объединяют в род. При этом в один род может входить много видов, небольшое число видов или даже один вид. Точно так же несколько видов образуют семейства, несколько семейств - отряды, а несколько отрядов объединяются в класс.

Вот, например, как выглядит место человека в биологической иерархии. Биологический вид Человек разумный (Homo sapiens) относится к роду Люди (Homo) из семейства Гоминид (Hominidae) в отряде Приматов (Primates) класса Млекопитающих (Mammalia) .

Род Homo в настоящее время содержит только один вид, Homo sapiens , но раньше в него входил, по крайней мере, еще один вид человека разумного, Homo neanderthalensis , или неандерталец.

Поднимемся еще на один уровень. В семейство гоминид, кроме рода Homo входят также другие роды, а именно, роды человекообразных обезьян: орангутанов (Pongo), горилл (Gorilla) и шимпанзе (Pan).

Семейство гоминид входит в отряд приматов, который включает также более десятка семейств различных обезьян, например, мартышек (Cercopithecidae) .

А все это многообразие входит в класс млекопитающих, который включает в себя кроме приматов большое количество других отрядов, например, хищников (Carnivora), грызунов (Rodentia), китообразных (Cetacea) и прочих. В общем, понятно, что чем выше уровень иерархии в системе классификации, тем больше животных, растений или микроорганизмов включают в себя таксоны на этом уровне. На самом нижнем уровне таксонов больше, но зато они не такие многочисленные.

Биологическая систематика должна быть универсальной. То есть, все биологи мира должны понимать ее одинаково. Поэтому для наименований в биологии используются не живые языки, а язык искусственный, созданный к тому же на основе мертвого, латинского, языка. Этот искусственный язык называется биологическим латинским языком. Биологический латинский значительно отличается от классической латыни. Он использует латинский алфавит с добавлением тех букв, которых в Древнем Риме не знали, а именно, «j», «k» и «w». Кроме того в биологическом латинском языке используются латинские правила грамматики, например, для образования множественного числа и прилагательных. В качестве корней для названий могут использоваться слова латинского языка, и латинизированные слова других языков, в первую очередь, древнегреческого.

Научное название любого вида всегда двойное (бинарное). Это значит, что оно состоит из двух слов: во-первых, из названия рода, к которому данный вид принадлежит, а во-вторых, из названия вида. Первое слово - существительное, второе - прилагательное. Первое слово пишется с заглавной буквы, а второе - со строчной. Примеры названий видов: Пшеница твёрдая (Triticum durum), Пшеница мягкая (Triticum aestivum), Полба (Triticum dicoccum) - это все различные виды пшеницы. Triticum (Пшеница) - это родовое название. В свою очередь род Triticum входит в семейство Злаков (Poaceae).

Или другой пример: цветок Linnaea borealis, названный в честь самого Карла Линнея - линнея северная.

Благодаря системе Линнея в грандиозной мозаике живого мира каждому виду животных или растений находилось свое место. И .


Полезные ссылки: