Лечебная гимнастика в детском возрасте. ЛФК для детей: назначения, показания, упражнения. Занятия с младенцами

Одним из условий эффективности назначаемой ребенку лечебной физкультуры является соответствие подобранных средств и методики проведения форм лечебной физкультуры возрастным особенностям.

Лечебная физическая культура (ЛФК) с детьми 1-го года жизни проводится в виде индивидуальных занятий; при необходимости ребенок может получать и дополнительные, выполняемые родителями, допущенными к уходу за больным, назначения по Лечебной физической культуре (ЛФК). Подбор упражнений соответствует возрастным особенностям развития движений.

Как известно, у ребят первых 3 мес жизни при нормальном развитии наблюдается физиологическая гипертония сгибательной мускулатуры, препятствующая назначению и проведению пассивных гимнастических упражнений. Из координированных двигательных реакций обнаруживаются врожденные рефлексы (Бабинского, Россолимо, Талант и др.), использование которых лежит в основе так называемых рефлекторных гимнастических упражнений. Из первых позных реакций на 2-м, реже в конце 1-го месяца жизни возникает умение поднимать и удерживать голову из положения лежа на животе. Анатомо-физиологические особенности кожи и подкожной жировой клетчатки, эластичность, богатое лимфо- и кровоснабжение, развитие рецепторного аппарата позволяют широко использовать в качестве ведущего средства лечебной физкультуры в этом возрасте массаж, преимущественно поглаживание и растирание. Таким образом, у ребят первых 3 мес жизни при отсутствии признаков задержки развития в занятия по Лечебной физической культуре (ЛФК) могут включаться рефлекторные гимнастические упражнения в виде ползания, разгибания спины в положении на боку, рефлекторных упражнений для стоп и т. д., выкладывание ребенка на живот, приемы общего поглаживающего массажа туловища и конечностей. В зависимости от лечебных задач увеличивается количество тех или иных упражнений, кроме общего массажа, избирательно может назначаться массаж тех или иных областей. Так, при воспалении легких -- массаж грудной клетки, при врожденной мышечной кривошее -- специальный массаж области шеи, при косолапости -- массаж стоп и т. д. В этих случаях используются все приемы массажа. При построении занятия для ребят раннего возраста, особенно в первые месяцы жизни, обязательно соблюдается принцип чередования (рассеянной мышечной нагрузки), когда последовательно чередуются упражнения для разных мышечных групп и не повторяются подряд несколько упражнений для одних и тех же мышц. Перед упражнениями для мышц рук, ног, спины или брюшного пресса проводится массаж соответствующей области.

Начиная с конца 3-го месяца жизни у ребят 1-го года может исчезать повышенный тонус сгибателей, движения конечностей становятся свободными, быстро развиваются движения рук, а вслед за ними и локомоторные реакции. У больного ребенка гипертонус сгибателей нередко сохраняется длительно. Наличие гипертонуса является противопоказанием для включения пассивных упражнений. Пассивные гимнастические упражнения проводятся у ребят по мере исчезновения повышенного тонуса сгибателей, при отсутствии сопротивления со стороны ребенка.

Физиологическая и лечебная роль пассивных упражнений преимущественно заключается в возможности воздействия через рецепторный аппарат мышц (проприорецепторы) на формирование рефлекторного кольца двигательного навыка и тем самым в возможности формирования активных движений. Кроме того, пассивные гимнастические упражнения сопровождаются регионарными изменениями биохимических структур, лимфо- и кровоснабжения без увеличения требований к аппарату кровообращения и дыхания, что весьма важно при некоторых патологических состояниях этих систем. Из активных локомоторных реакций ребенка в первом полугодии развиваются умение переворачиваться со спины на живот и с живота на спину, а в конце 5-го -- на 6-м месяце -- ползание на животе.

В занятия лечебной физкультурой у ребят 1-го полугодия жизни после исчезновения повышенного тонуса сгибательной мускулатуры и некоторых врожденных рефлексов могут включаться пассивные гимнастические упражнения для верхних и нижних конечностей, активные или активные с помощью повороты со спины на живот, а в дальнейшем и с живота на спину, после исчезновения рефлекса ползания по Бауэру -- упражнения для стимуляции ползания и ползание, выкладывание на живот на уменьшенной площади опоры, а также приемы поглаживающего массажа, растирание, разминание, вибрация. Конкретное содержание занятия определяется отбором средств, соответствующих лечебным задачам. Для проведения индивидуальных назначений, выполняемых матерью ребенка, рекомендуются выкладывание на живот, стимуляция поворотов туловища и ползания, а также упражнения в них, использование в периоды бодрствования игрушек, способствующих мануальным реакциям и локомоторной активности. Исходные положения для гимнастических упражнений и массажа в 1-м полугодии только горизонтальные -- лежа на спине, животе, боку. Во 2-м полугодии 1-го года жизни психомоторное развитие ребенка характеризуется освоением поз сидения и стояния, на 7-м месяце жизни мальчики и девочки хорошо ползают на четвереньках, в период от 7 до 9 мес самостоятельно садятся из положения лежа и ложатся из положения сидя. В последней четверти года они встают, сохраняют равновесие в положении стоя без поддержки, приседают, начинают переступать в боковом направлении и вперед с поддержкой, а затем сознательно. Наконец, в конце 1-го -- начале 2-го года жизни начинается самостоятельная ходьба. Происшедшие в развитии движений сдвиги находят отражение как в подборе средств лечебной физкультуры, так и в исходных положениях. Ведущее место среди других упражнений занимают активные гимнастические, связанные с естественными движениями ребенка: повороты туловища вправо и влево из исходных положений на животе и на спине, ползание на четвереньках, в конце 1-го года жизни ходьба на четвереньках и при поддержке. Для ребят, овладевших позой сидения и стояния, вводятся исходные положения сидя и стоя, но число их ограничивается индивидуальными возможностями ребенка. Включаются упражнения в переходе из одного положения в другое: из положения лежа на животе в положение стоя на коленях и стоя при поддержке за руки, из положения лежа на спине в положение сидя и т. д. Сравнительно меньшее место отводится массажу, некоторые его приемы осуществляются во вводной и заключительной частях занятия, если нет необходимости его введения по специальным показаниям и в основную часть. Пассивные, а в некоторых случаях и рефлекторные гимнастические упражнения включаются в занятия лечебной физкультурой при задержке в психомоторном развитии либо в связи с его извращением в результате болезни.

Общая длительность занятий на 1-м году жизни колеблется от 8 до 15 мин. Методические особенности проведения лечебной физкультуры с детьми 2-го и 3-го лет жизни. На 2-м году у ребенка происходят значительные сдвиги в развитии речи, он овладевает элементарными навыками основных движений и способами действий с предметами. Между 1 годом и 1 годом 6 мес развивается ходьба; она характеризуется множеством сопутствующих движений рук, раскачиванием туловища, наклоном его вперед, согнутыми в коленях ногами, короткими и неравномерными шагами, быстрой потерей равновесия. Ползание также улучшается, появляются более точная координация движений, умение хорошо проползать под различными препятствиями и подползать под них, при целенаправленных занятиях мальчики и девочки начинают лазать по лесенке. Во 2 половине 2-го года жизни развивается равновесие, ребенок ходит по дорожке определенной ширины, по доске, приподнятой над полом, перешагивает через препятствия.

При проведении занятий лечебной физкультурой с детьми 2-го года жизни чаще всего приходится прибегать к индивидуальному способу, хотя возможны и малогрупповые занятия. В условиях госпитализации, когда ребенок поп дает в новую, непривычную для него обстановку и у него появляются отрицательные эмоции, имеющиеся у него двигательные навыки затормаживаются, что затрудняет их использование в упражнениях. Упражнения выполняются с помощью инструктора (активные упражнения с помощью). Непосредственное мышечное чувство в сочетании с речевыми сигналами при выполнении таких упражнений способствует восстановлению условных двигательных рефлексов. В дальнейшем ребенок может выполнять упражнение самостоятельно, по привычной уже команде: «подними руки высоко», «ножки согни» и т. д. Из активных упражнений с использованием локомоторных реакций важную роль играют конкретные задания, хорошо понимаемые ребенком: «пролезь в обруч», «возьми игрушку». Игрушки, пособия во время занятий лечебной физкультурой с детьми раннего возраста не только способствуют возникновению положительных эмоций, но и обеспечивают определенную точность движений. Так, разложенные в определенном порядке шарики, флажки или иные игрушки позволяют использовать активную ходьбу в требуемом направлении в сочетании с наклонами и выпрямлением туловища при команде «собери шарики, флажки». В связи с развитием речи и расширением представлений ребенка об окружающей среде возможно включение активных имитационных упражнений (прыгать, как зайчики, ходить, как косолапый мишка), в том числе и активных дыхательных упражнений (понюхать цветочек, сдуть пушинку).

На 3-м году жизни возрастает общая двигательная активность (и потребность в движениях), происходит дальнейшее развитие навыков основных движений ходьбы, лазания, бросания и метания, возникают бег, новые элементы прыжка: мальчики и девочки спрыгивают с небольшой высоты, при подпрыгиваний вверх слегка отрывают ноги от опоры. Основными формами лечебной физкультуры с детьми на 3-м году жизни уже становятся специальное занятие и утренняя гимнастика, сочетающиеся с элементами лечебной физкультуры в режиме дня, обеспечивающими достаточную для решения лечебно-воспитательных задач двигательную активность. Занятие лечебной физкультурой целесообразно проводить малогрупповым способом с детьми, близкими по уровню психомоторного развития, со сходными заболеваниями, стараясь сохранить данный состав группы на весь период пребывания в стационаре или санатории. Специальное занятие проводится в кабинете лечебной физкультуры, имеющем необходимые пособия и оборудование для упражнений с детьми раннего возраста. Очень хорошим воспитательным приемом, значительно повышающим эмоциональный уровень занятий, является переодевание ребят в специальные физкультурные костюмы и тапочки. Во вводной части занятия, в зависимости от уровня развития навыка ходьбы, вводятся либо ходьба «стайкой», либо построения простейшего типа: мальчики и девочки ходят по кругу, взявшись за руки, парами, в колонну. В основную часть, помимо активных упражнений, соответствующих лечебным задачам, вводятся общеразвивающие, в сочетании с упражнениями по тренировке и развитию основных движений: бросания, прыжков, лазания, бега.

Включение этих упражнений проводится последовательно, в течение нескольких занятий -- так, чтобы в каждом из них происходило закрепление и тренировка 1 -- 2 двигательных навыков. При восстановлении движений, обучении ребят общеразвивающим гимнастическим упражнениям применяется метод показа движений инструктором с одновременной командой, затем совместного выполнения упражнения инструктором и детьми. По-прежнему важную роль в проведении занятий играют пособия и яркие игрушки. Основным методическим приемом проведения занятия в целом является имитационный.

Для подражаемого образа выбирается наиболее понятный ребенку. При объяснении упражнения инструктор обращает внимание на главную деталь движения, важную для решения лечебной или воспитательной задачи: «прыгать легко, как зайчики», «ручки, ножки сделались мягкими, как тряпочки». Прекрасно оправдал себя метод построения занятий в виде сюжетного, игрового рассказа. Например, инструктор ведет рассказ и одновременный показ по сюжету «прогулка». Мальчики и девочки собрались, пошли друг за другом, вышли в поле. На полянке растут цветочки, которые мальчики и девочки собирают и нюхают. Вот прилетели жучки. Они легли на травку, барахтаются, греются на солнышке, повернулись, встали на все свои лапки и поползли… По мере продолжения рассказа мальчики и девочки выполняют упоминающиеся в нем движения. У ребят 2-го и 3-го года жизни в занятия включаются подвижные игры, понятные по своему содержанию и двигательным действиям всем участвующим в игре. Правила игры выражаются в краткой форме, сигналы к действию -- короткие и понятные, поддерживающие интерес к игре. Такова игра «кто быстрей в свой домик?». Раскладываются обручи на полу кабинета лечебной физкультуры, каждый ребенок становится в свой «домик». Затем все выходят на прогулку и ходят по кабинету. По команде инструктора «беги!» мальчики и девочки стараются найти и занять свой «домик».

Длительность занятий на 2-м и 3-м годах может быть удлинена до 15 -- 20 мин.

Методические особенности лечебной физкультуры в дошкольном возрасте. Период от 3 до 7 лет представляет собою дошкольный возраст, отличающийся от старших периодов детства более быстрым темпом развития. Для психики ребенка, развития его речи и моторики этот период особенно продуктивен. К 3 годам нормально развивающийся ребенок владеет почти всеми основными `движениями и начинает их реализовать в свободной двигательной деятельности. В течение всего дошкольного возраста двигательные навыки совершенствуются, развиваются и двигательные качества ребенка. На 4-м году жизни ходьба сохраняет неравномерность длины шага, разброс ног и параллельную постановку стоп. Ребенок совершает много дополнительных движений в виде боковых раскачиваний, шаркания и шлепания стоп, легко теряется прямое направление. В динамике бега отмечаются значительные сдвиги, появление скрестной координации ног и рук, фаза полета к концу 4-го года жизни встречается более чем у половины всех ребят, возрастает скорость бега. На 4-м году жизни совершенствуются прыжки в высоту, хотя одновременный отрыв обеих ног от опоры наблюдается лишь у 85 % ребят. Бросание и метание совершенствуются без координированных движений туловища. Равновесие достигается с трудом и легко утрачивается. При выполнении общеразвивающих упражнений ребенок так же легко теряет координацию.

На 5-м году увеличивается длина шага и замедляется темп ходьбы. Бег приобретает более координированный характер, общая длина шага в беге также удваивается, у всех ребят наблюдается фаза полета. Прыжки с места ребятам 5-го года жизни удаются с отрывом обеих ног, развивается прыжок в длину, но приземление еще некоординированно. Бросание развивается за счет дальности, в то время как точность попадания еще недостаточна. На 6--7-м годах жизни все двигательные навыки характеризуются большей точностью. Ходьба становится координированной, исчезают лишние движения, длина шага еще более возрастает, шаги равномерны, постановка стоп, перекат с пятки на носок, движения рук приближаются к физиологической норме. Дефекты ходьбы у больных ребят либо при задержке физического развития у ребят старшего дошкольного возраста особенно заметны, так как у них движения неавтоматизированны. Могут наблюдаться неестественные, напряженные движения ног и рук, вялая, тяжелая походка, неправильная постановка стоп. Во время занятий лечебной физкультурой мальчики и девочки дошкольного возраста постепенно совершенствуют навык ходьбы. Чем старше мальчики и девочки, тем большее внимание следует Обращать на сохранение при ходьбе правильной осанки, добиваться легкой, непринужденной ходьбы. Бег у ребят старшего дошкольного возраста становится энергичным, шаг ритмичным, движения ног и рук координированными, возрастают длина шага и скорость бега.

Благодаря хорошей координации движений во время бега можно давать различные задания на изменение направления движения, на временные и пространственные ориентировки. Хорошо развито у ребят 6--7 лет лазание как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях, движения ног и рук при этом согласованны, развивается их перекрестная координация, хотя легче удается ребятам лазание одноименным способом (поочередные движения левой рукой и ногой, правой рукой и ногой). К 6 годам появляется навык пружинистого приземления при прыжке с перекатом с носка на пятку или с пятки на носок, но он наблюдается не у всех ребят, мягкость приземления вырабатывается медленно, координация движений при толчке, полете и приземлении зависит от длительности и характера применяемых упражнений. Из возрастных физиологических особенностей ребенка дошкольного возраста, безусловно, учитываемых в методике занятий лечебной физкультурой, помимо закономерностей становления основных двигательных навыков, следует иметь в виду особенности координации движений. Сама по себе координированная работа скелетных мышц является обязательным физиологическим условием произвольных движений. Такая координация обеспечивается сложным взаимодействием центральных нервных механизмов и вырабатывается медленно. В раннем возрасте многие двигательные акты нечетки, имеют как бы диффузный характер, в то время как в дошкольном возрасте они приобретают уже определенную четкость.

Смена диффузных двигательных реакций целенаправленными, с участием лишь необходимых мышц, происходит в результате систематических упражнений и зависит от физического воспитания. В дошкольном возрасте у ребят наблюдаются сопутствующие основным различные ориентировочные движения, которые, наряду с механизмом двигательно-осязательных тренировок, способствуют совершенствованию координации двигательных актов. Практический вывод из этих физиологических данных заключается в необходимости создания условий для осязательных, проприоцептивных ощущений, сопровождающих мышечную работу во время упражнений. Точность выполнения упражнений, обеспечиваемая пособиями, исходными положениями, помощью инструктора лечебной физкультуры, обусловливает необходимую импульсацию с мышц и развитие координационных взаимоотношений. Меньшее значение в дошкольном возрасте (как и в раннем) имеет зрительный контроль, не обеспечивающий выполнение движения с достаточной точностью, хотя в дальнейшем значение его возрастает, а с закреплением стереотипа двигательных реакций возникает возможность и таких высших форм регуляции, как коррекция движения по речевой инструкции. У 5 -- 6-летних ребят точность пространственных ориентировок увеличивается, в 7-летнем возрасте выполнение заданных движений становится еще более точным [Волохов А. А., 1975]. Зрительный контроль способствует улучшению ориентировки.

С большим трудом мальчики и девочки-дошкольники дифференцируют темп движения, поэтому сохранение ритма упражнений и их темпа лучше удается при сопутствующих дополнительных сигналах: ритмическое музыкальное сопровождение, четкая команда, метроном и т. п. У ребят 5 -- 7-летнего возраста все большее значение приобретает вторая сигнальная система (действия по речевой команде, словесный инструктаж), в связи с чем объяснение предстоящих действий уже занимает соответствующее место в методике занятий. Усложнение высшей нервной деятельности ребенка, имеющее значение для освоения определенных двигательных навыков, заключается и в том, что в старшем дошкольном возрасте появляется способность удерживать в памяти программу из нескольких упражнений [Парамонова И. П., 1956].

Лечебная физическая культура (ЛФК) с детьми дошкольного возраста проводится в форме групповых и малогрупповых занятий, утренней гимнастики и элементов лечебной физкультуры в режиме дня. Ведущей формой, как и в другие периоды детства, является занятие. Оно строится по тем же принципам, но в организации и методике его проведения учитываются особенности дошкольного возраста. Так, при занятиях с детьми 4 -- 5 лет в связи с имеющейся и усугубляющейся при заболеваниях неравномерностью в развитии движений у разных ребят применяется индивидуальный способ организации их на занятиях, а при хорошо усвоенных всеми больными навыках -- фронтальный способ, т. е. одновременное выполнение упражнений всеми детьми. У ребят старшего дошкольного возраста длительность занятий увеличивается до 25 мин, чему способствует продолжительность периода активного внимания, достигающего 15 -- 20 мин и более. При выполнении упражнений инструктор контролирует точность всего движения в целом и его деталей, у выздоравливающих добивается правильного, красивого выполнения упражнений. Для развития пространственных ориентировок используются задания с переменой направления движений, с одновременным выполнением разных двигательных действий. Помимо лечебных задач, во время специальных занятий по Лечебной физической культуре (ЛФК) должны решаться лечебно-воспитательные, обеспечивающие восстановление и высокое качество двигательных навыков и умений, соответствующих возрастным, физиологическим, характеристикам. Для этого инструктору по Лечебной физической культуре (ЛФК) следует заимствовать некоторые приемы обучения движениям из соответствующих программ физического воспитания дошкольников, а также постоянно анализировать состояние двигательной сферы больного и приводить в соответствие применяемые средства и методы лечебной физкультуры с индивидуальными особенностями ребенка.

Отличительный особенности ЛФК для детей Формы лечебной физкультуры для детей сходны со взрослыми, но отличаются выраженной игровой составляющей и использованием имитационных движений. Программа занятий подбирается инструктором по лечебной физкультуре исходя из возраста ребенка, уровня его развития, специфики психики и моторики.


Методы воздействия ЛФК для детей Особенностью ЛФК для детей является соединение лечебного и обще оздоровительного влияния на организм ребенка. Лечебная физкультура включает в себя такие методы, как лечебный массаж, подвижные игры, физические упражнения, лечебные положения тела, занятия на тренажерах, трудотерапия, также существенное значение имеют природные факторы внешней среды (вода, солнце, воздух).


Действие ЛФК для детей. Одной из целей ЛФК является укрепление мышц, связок и суставов, что приводит к коррекции и профилактике нарушения осанки, плоскостопия, искривления позвоночника и других дефектов опорно-двигательного аппарата. Регулярные занятия лечебной физкультурой укрепляют иммунитет, что снижает риск возникновения многих заболеваний, делают ребенка более уверенным в себе, менее подверженным стрессу, развивают интеллект, предотвращают возможное появление травм.


Ежедневные занятия ЛФК воспитают в ребенке: ощущение собственной мышечной силы; являются профилактикой возможных травм; способствуют развитию интеллекта; помогают преодолевать стрессовые ситуации; укрепляют иммунитет, препятствуют развитию болезни; приучают к регулярной физической нагрузке.




Показания ЛФК для детей Лечебная физкультура при большинстве детских заболеваний, как эффективное и доступное безмедикаментозное средство лечения. ЛФК практикуется при лечении гипотрофии, рахита, ревматизма и множества других заболеваний. При ревматизме лечебная физкультура проводится в несколько этапов, начиная с периода строгого постельного режима. В зависимости от состояния больного, проводятся строго дозированные упражнения для мышечных групп и мелких суставов, дыхательные и общеукрепляющие; физические упражнения укрепляют сердечную мышцу, предупреждая осложнения со стороны суставов, нервной системы и укрепляют общее состояние организма ребенка.


Показания ЛФК для детей ЛФК показана детям, страдающим бронхиальной астмой, с нарушенным механизмом нервной регуляции внешнего дыхания. С этой целью целесообразно использовать так называемую звуковую гимнастику. При пневмониях ЛФК используют для борьбы с кислородной недостаточностью и восстановления нарушенной функции системы дыхания. Лечебная гимнастика с успехом применяется для рассасывания воспалительных процессов в том или ином органе или ткани. Лечебная гимнастика предотвращает возникновение заболеваний, лечит их быстро, эффективно, не допуская развития хронических форм патологических состояний.




Лечебная физкультура для детей 1,5-3 месяцев Главное – побудить малыша как можно больше двигаться, дать ему почувствовать радость движения, что, в общем-то, сделать нетрудно, так как это вполне соответствует природным склонностям любого живого существа. 1. Поглаживание рук. Положив ребенка на спину, встать напротив него. Рука ребенка полусогнута. Вложить большой палец в ладонь ребенка (он обхватит палец), остальными пальцами захватить его лучезапястный сустав, а другой рукой поглаживать тыльную поверхность кисти и далее по направлению к плечу, обхватывающими движениями.


Лечебная физкультура для детей 1,5-3 месяцев 2. Поглаживание ног. Положив ребенка на спину, придерживать левой рукой его ножку, а правой выполнять поглаживание от стопы к паховому сгибу по наружной и задней поверхности голени и бедра, обходя коленную чашечку. Нога слегка согнута. 3. Выкладывание ребенка на живот. В этом положении ребенок пытается приподнять головку (или уже держит ее). В этом же положении выполняется еще одно упражнение – рефлекторное ползание. Нужно приложить руки к ступням ребенка, почувствовав упор, он попытается ползти.


Лечебная физкультура для детей 1,5-3 месяцев 4. Массаж спины. Положив ребенка на животе, гладить его спину тыльной поверхностью согнутых кистей в направлении снизу (от ягодиц) вверх. 5. Рефлекторные повороты. Положив ребенка на спину, одной рукой обхватить нижнюю часть его голеней и слегка перекрестить их, другой рукой обязательно придерживать голову малыша. 6. Массаж живота. У грудных детей очень часто бывает метеоризм (задержка газов в кишечнике). Вздутие живота сопровождается коликообразными болями, отчего ребенок становится беспокойным, плачет. В этой ситуации помогает массаж – легкие круговые движения вокруг пупка по ходу часовой стрелки. Массаж делают правой рукой, начинают с поглаживания и, постепенно увеличивая давление, легко разминают мышцы живота. Заканчивают массаж живота опять же круговыми движениями. Длительность всей процедуры не более 1 – 2 минут.


Лечебная физкультура для детей месяцев ЛФК для ребенка к возрасту 3–4 месяца: когда уменьшается физиологическое напряжение мышц-сгибателей, постепенно вводят пассивные движения. Между мышцами-сгибателями и мышцами-разгибателями устанавливается равновесие. 1. Массаж рук – кроме поглаживания, применяются растирание, а иногда и легкое разминание (пощипывание); 2. Пассивные упражнения для рук: разведение их в стороны и скрещивание на груди (не зажимая). Другое упражнение: двигать ручками ребенка вверх и вниз, сначала поочередно каждой рукой, затем двумя руками одновременно.


Лечебная физкультура для детей месяцев 4. Пассивные упражнения для ног. Сгибание и разгибание ног в коленных суставах – вместе и попеременно; 5. Повороты со спины на живот при поддержке за руку, вправо и влево; 6. Массаж спины – поглаживание и разминание; 7. Разгибание позвоночника; 8. Массаж живота; 9. «Парение» на животе на ладони мамы: одной рукой держите ребенка за ноги, другой поддерживайте туловище; стараясь удержать голову, малыш напрягает мышцы шеи и туловища и при этом прогибает спину;


Лечебная физкультура для детей месяцев В этом возрасте вводятся активные движения, направленные в основном на развитие ручной умелости и на то, чтобы побудить ребенка к ползанию. «Ползающий» ребенок имеет гораздо больше возможностей познать окружающий мир, поэтому помочь ребенку научиться ползать – очень важно. Дня этого можно выполнять следующие упражнения: Массаж рук и упражнения для рук – разведение в стороны и скрещивание на груди; Массаж стоп и упражнения для стоп; Сгибание и разгибание ног в коленных и тазобедренных суставах, вместе и попеременно;


Лечебная физкультура для детей месяцев «Парение» на спине. Массаж грудной клетки: поглаживание и растирание; поглаживание и растирание по межреберьям; разминание большой грудной мышцы; легкое потряхивание, иногда – поколачивание. Массаж живота; Неполные пересаживания при поддержке за руки; «Скользящие шаги»; Поворот со спины на живот при поддерживании за ноги; Массаж спины: поглаживание, разминание, похлопывание;


Лечебная физкультура для детей месяцев Массаж рук и упражнения для рук. Выполняются «обхватывающие движения» руками, а также скрещивание рук на груди с использованием колец, за которые ребенок держится. Массаж ног и упражнения: пассивное поднимание выпрямленных ног. «Скользящие шаги». Массаж живота. Поворот со спины на живот вправо при поддержке за ноги. Круговые движения руками. Присаживание при поддержке за обе руки, отведенные в стороны. Массаж спины.


Лечебная физкультура для детей месяцев Упражнение «крылышки». Положив ребенка на живот, сгибать его руки, приводя лучезапястные суставы к плечевым, и одновременно обеими руками делать движения, подобные взмахам птичьих крыльев. Взять ребенка за «крылышки» и приподнять его в положение стоя на коленях, а затем и в положение стоя. В этом упражнении должны участвовать двое взрослых – для подстраховки. Разгибание позвоночника: положив малыша на живот, приподнимать его туловище, поддерживая его за руки.


Лечебная физкультура для детей месяцев Массаж рук и упражнения: сгибание и разгибание рук. «Скользящие шаги». Повороты со спины на живот в одну и другую стороны. Массаж спины. Переход в вертикальное положение из положения на животе (ребенок держится за кольца или палку). Наклоны за игрушкой. Массаж живота.


Лечебная физкультура для детей месяцев Поднимание выпрямленных ног до палочки (по команде). Присаживание самостоятельное (или держась за палку) с фиксацией ног. Напряженное выгибание из положения сидя на коленях у взрослого. Приседания: ребенка поддерживают за руки. «Ходьба по папе».


ЛФК упражнения для детей дошкольного возраста (3-6 лет) В качестве примерного комплекса ЛФК можно использовать предложенные ниже упражнения для детей среднего дошкольного возраста (3-6 лет) и направлены на коррекцию осанки. Упражнение 1. Ребенок ложится на спину, держа в вытянутых руках на уровне груди гимнастическую палку. Необходимо поднять обе ноги и перебросить их через палку, после чего таким же способом принять исходное положение. Упражнение необходимо повторить не менее пятнадцати раз. Упражнение 2. Попросите ребенка принять исходное положение – лежа на спине, сомкнутые ноги подняты вверх. После этого предложите ногами нарисовать в воздухе то, что несет муравей, при этом он должен указывать, что именно несет муравей, куда он направляется, быстро ли он ползет и т.д. Это упражнение можно выполнить один раз.


ЛФК упражнения для детей дошкольного возраста (3-6 лет) Упражнение 3. Для выполнения этого упражнения ребенку необходимо лечь на живот. Не касаясь руками пола, он должен совершать плавательные движения. Вы можете предложить ему изобразить различные ситуации, к примеру: «Собачке необходимо переплыть речку, чтобы попасть в гости к другу, живущему на противоположном берегу. К вечеру собачка решила вернуться обратно домой». Это упражнение необходимо выполнять максимально долго, пока ребенок не устанет. Упражнение 4. Это упражнение начинается с ходьбы ребенка по кругу вначале на пяточках («Зайчик идет через лужу»), после этого – на носочках («Зайчик тихо-тихо крадется, стараясь не разбудить лису»). В каждом положении необходимо пройти по одному кругу.


Залог хорошего занятия: 1. Делайте упражнения вместе с ребенком. 2. Прием пищи должен быть не менее, чем за 1,5 часа до занятия. 3. Ребенок должен быть здоров и в хорошем настроении. 4. Включите веселую музыку. 5. Проветрите комнату и оденьте ребенка в легкую удобную одежду. 6. Заниматься лучше на коврике для фитнесса или ковролине. 7. Время занятия увеличивайте постепенно, начиная с 5 минут, до 30 минут. 8. Нагрузку также увеличивайте постепенно, вначале каждое упражнение делать по 4 раза. 9. Чтобы ребенок (особенно дошкольник) охотно делал лечебную физкультуру, – добавьте «сюжет» каждому упражнению.


Лечебная физкультура для детей дома, комплекс упражнений для профилактики сколиоза Основные упражнения: 1. «Шлагбаум». Лежа на спине, ноги соединить вместе. Попеременно поднимать правую и левую ногу до прямого угла относительно пола. 2. «Шлагбаум». Лежа на спине, одновременно поднимать две прямые ноги до прямого угла по отношению к полу. 3. «Велосипед». Лежа на спине, делать ногами движение, имитирующее езду на велосипеде вперед и назад. 4. «Мост». Лежа на спине, ступни поставить на пол и ноги подтянуть к туловищу так, чтобы коленки «смотрели» в потолок. Таз приподнимать над землей как можно выше, прогибая спину. 5. «Колобок». Сидя на полу, обхватить коленки руками и качаться, из положения сидя в положение лежа и так далее.


Лечебная физкультура для детей дома, комплекс упражнений для профилактики сколиоза 6. «Ножницы». Лежа на спине, руки параллельно туловища. Прямые ноги поднять от пола под углом сорок пять градусов, и делать махи, при которых ноги, скрещиваясь, заходят одна за другую. 7. «Пловец». Лежа на спине, прямыми ногами «плыть», не касаясь пола. Высота поднятия ног - сорок пять градусов. 8. «Художник». Лежа на спине, соединить прямые ноги, приподнять их от пола и имитировать рисование ногами разных фигур, букв или любых рисунков. 9. «Диагональ». Лежа на животе, одновременно отрывать от земли правую ногу и левую руку. И наоборот, – левую ногу, и правую руку. 10. «Пружинка». Лежа на животе, отрывать от пола одновременно, соединенные вместе и вытянутые вперед руки и прямые ноги.


Лечебная физкультура для детей дома, комплекс упражнений для профилактики сколиоза 11. «Ласточка». Лежа на животе, руки вытянуты вперед. Поднять от пола прямые руки и ноги и оставаться в этом положении как можно дольше. С каждым днем немного увеличивать время этого очень эффективного упражнения. В пять лет моя дочь могла держать такую «ласточку» в течение пяти минут. 12. «Складочка наоборот». Лежа на спине, стараться достать прямыми ногами за головой. К данным упражнениям можно добавить небольшую растяжку в положении сидя с наклонами к разведенным или соединенным вместе ногам.


Список литературы Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие /Под ред. Л. В. Шапковой. – М.: Советский спорт, – 464 с, ил. ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ: Под общей ред. проф. С. Н. Попова. Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, Год выхода: 2006 – 608 с. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина: Учебник. – М.: Медицина, – 304 с: ил. Панаев М. С. Основы массажа и реабилитации в детской педиатрии/ Серия «Медицина для вас». – Ростов н/Д: «Феникс», – 320 с. Руководство по реабилитации больных с двигательными нарушениями. Том. II /Под ред. А.Н. Беловой, О.Н. Щепетовой. – М.: Антидор, – 648 с. Красикова И.С. Детский массаж и гимнастика для профилактики и лечения нарушений осанки, сколиозов и плоскостопия. – СПб.: КОРОНА-Век, – 320 с: ил.



Методическое обеспечение образовательной программы

Целью программы является : укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию, формирование правильной осанки и исправление дефектов осанки, если они уже есть. Она содержит в себе не только комплекс мероприятий и упражнений, направленных на устранение и профилактику данных нарушений в общем развитии дошкольников, но и на укрепление опорно-двигательного аппарата в целом. В процессе обучения рекомендуется использовать такие методы обучения как: словесный, практический метод и метод наглядного восприятия. В практической части занятий целесообразным является использование различных способов выполнения упражнений (поточный, поочередный и одновременный).

Основными формами организации занятий в целом являются : групповая, индивидуальная и фронтальная. Упражнения лечебной физической культуры дают результаты только тогда, когда они проводятся систематически, длительно и беспрерывно. Выполнять их необходимо в соответствии с методическими указаниями. Неправильное положение тела или неверное выполнение движений часто переносит нагрузку с мышц, которые необходимо тренировать, на другие мышечные группы. Общеразвивающие упражнения и упражнения дыхательной гимнастики, упражнения на координацию движений, на выработку навыка правильной осанки применяют независимо от индивидуальных особенностей развития ребенка. Но при проведении занятий необходимо учитывать функциональные возможности организма дошкольников, потому что в группе могут быть дошкольники различной физической подготовленности и физического развития. Поэтому с целью правильного дозирования нагрузки следует применять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении. Перед тем как приступать к самостоятельным занятиям дети должны уметь правильно выполнять упражнения. Это также является одной из главных задач лечебной физической культуры в детском саду. Для наилучшего усвоения содержания программы и получения положительного эффекта от физических упражнений важными элементами обучения являются: постоянная посещаемость, дисциплина, соблюдение техники безопасности и требование от дошкольников качественного выполнения упражнений.

Комплекс упражнений для профилактики и лечения начальных форм плоскостопия

1. Исходное положение- стоя, руки на пояс. 1-правая на носок, 2-на пятку,3-на носок, 4-и.п. 5-6-то же с другой ноги.

2. Исходное положение - стоя, руки на пояс. 1-подняться на носки перекатом, 2-перекатом на пятки.

3. Исходное положение - стоя руки на пояс. 1- правое колено вперед, круговые движения стопой вправо и влево, то же с другой ноги.

4. Исходное положение - стоя на краю коврика. Зафиксировав пятки на месте, пальцами ног собирать коврик одновременно или поочередно.

5. Ходьба перекатом с пятки на носок.

6. Ходьба на носках, на пятках.

7. Ходьба на наружных сводах стопы.

8. Подскоки толчком двумя без максимальных усилий.

9. Подскоки поочередно без максимальных усилий.

10. Прыжки приставными шагами правым и левым боком без максимальных усилий.

11. Ходьба по гимнастической палке.

12. Исходное положение - сидя в упоре сзади. 1-согнуть стопу, 2-разогнуть, одновременно.

13. Исходное положение - сидя в упоре сзади. 1- согнуть стопы одновременно, 2- разогнуть одновременно.

14. Исходное положение - сидя в упоре сзади. 1- одновременно развести пальцы ног «веером», 2- сжать в «кулачек».

15. Исходное положение - сидя в упоре сзади. 1- правая нога пальцы «веером», 2- левая в «кулачек», 3-4- наоборот.

16. Исходное положение - сидя (стоя). Поворот стопы внутрь с оттягиванием носка, правая и левая поочередно.

17. Исходное положение - стоя на наружных сводах стоп. 1- подняться на носки, 2- вернуться в исходное положение. 18. И.П.стоя на наружных сводах стоп. 1- полуприсед, 2- вернуться в исходное положение.

19. Исходное положение - основная стойка, руки на пояс. 1- пальцы ног вверх, 2- вернуться в исходное положение.

20. Исходное положение - стоя носками вовнутрь, пятками наружу. 1- подняться на носки, 2- вернуться в исходное положение.

21. Исходное положение - ноги врозь, руки в стороны. 1- присесть на всей ступне, 2- вернуться в исходное положение.

22. Исходное положение - правая(левая) перед носком другой (след в след). 1- подняться на носки, 2- вернуться в исходное положение.

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики.

1. Исходное положение - основная стойка. 1-руки вверх потянуться, подняться на носки – вдох, 2- вернуться в исходное положение – выдох (вдох через нос, выдох через рот).

2. Исходное положение - ноги врозь, руки в стороны максимально отведены назад, ладони вперед, пальцы разведены. 1- руки резко скрестить на груди, кисти на лопатки, выдох (резкий); 2- медленно вернуться в исходное положение, вдох.

3. Исходное положение - стоя на носках прогнувшись, ноги на ширине плеч, руки в стороны-вверх. 1-опуститься на стопы, наклон вперед, округлить спину, руки махом через стороны скрестить перед грудью, больно хлестнуть кистями по лопаткам (громкий выдох). 2-3- плавно руки развести в сторны и снова скрестить перед грудью, 2-3 раза хлестнуть кистями по лопаткам, продолжать выдох. 4- вернуться в исходное положение, диафрагмальным выдохом выпячивая круглый живот.

4. Исходное положение - стоя на носках прогнувшись, ноги на ширине плеч, руки вверх-назад, пальцы в замок (держа топор). 1- опуститься на стопы, быстрый наклон вперед, округлив спину, хлыст руками вперед-вниз-назад (выдох); 2- плавно вернуться, диафрагмальным вдохом выпячивая живот.

5. Исходное положение - стоя на носках, наклонившись вперед, руки вперед-вверх, кисти в кулак. На каждый счет гребок баттерфляем, опускаясь на стопы, руки вниз-назад к бедрам, увеличить наклон (выдох); руки вперед через стороны вверх-вперед в исходное положение (диафрагмальный вдох).

6. Исходное положение - упор лежа. 1- упор присев, выдох; 2- вернуться в исходное положение, диафрагмальный вдох (все сделать за 1 сек.).

7. Ходьба на руках (в парах) с диафрагмальным дыханием.

Комплекс упражнений в положении сидя.

1. сидя в упоре сзади. 1-нога вверх, тянуть носок, 2- вернуться в исходное положение, 3-4- то же с другой ноги (ноги не сгибать, можно регулировать высоту положения ноги вверх).

2. сидя в упоре сзади. 1- прямые ноги вверх, 2- вернуться в исходное положение.

3. сидя в упоре сзади. 1- согнуть ноги, 2- выпрямить вперед-вверх, 3- согнуть ноги, 4- вернуться в исходное положение.

4. сидя в упоре сзади. 1-3- наклоны туловища максимально вперед, 4- вернуться в исходное положение

5. сидя в упоре сзади. 1- ноги вверх, 2- ноги в стороны, 3- ноги соединить, 4- вернуться в исходное положение.

6. сесть согнув ноги, упором в стопы, колени максимально в стороны. Руки на пояс. 1-2- наклоны туловища вправо, 3-4- влево.

7. сесть согнув ноги, упором в стопы, колени максимально в стороны. Руки на пояс. 1-2- повороты туловища вправо, 3-4- влево.

8. сесть согнув ноги, упором в стопы, колени максимально в стороны. Руки на пояс. 1-3- пружинящие наклоны туловища вперед, руки вперед, 4- исходное положение.

9. сесть согнув ноги, упором в стопы, колени максимально в стороны. Руки за голову.1- локти вперед, округлить спину, выдох; 2- вернуться в исходное положение (локти максимально в стороны, прогнуться), вдох.

Комплекс упражнений в положении стоя.

1. стойка ноги врозь, руки вверх в замок, ладонями наружу. Рывки руками над головой.

2. стойка ноги врозь, руки за голову. 1-округлить спину, локти максимально вперед, 2- вернуть в исходное положение, локти максимально в стороны, прогнуться.

3. стойка ноги врозь, руки к плечам. 1-4- круговые движения руками вперед, 5-8- назад.

4. основная стойка. 1- правая рука вверх назад, левая вниз назад, захват кистями рук за спиной, прогнуться, зафиксировать положение, 2- исходное положение, 3-4- поменять положение рук.

5. стойка ноги врозь, руки на пояс. 1- локти вперед, округлить спину, голова вперед-вниз, выдох; 2- локти назад, прогнуться, голова вверх, вдох.

6. стойка ноги врозь, руки за голову. Наклоны и повороты туловища вправо и влево, сохраняя правильную осанку.

7. стойка ноги врозь, руки на пояс. Наклонить туловище вперед, прогибая спину - выдох, и.п. - вдох. При наклоне голову поднимать, локти отводить назад ноги прямые, темп медленный. 3-8 раз.

8. стойка ноги врозь, руки за головой. Наклонить туловище влево - выдох, и.п. - вдох. То же в другую сторону.

9. широкая стойка ноги врозь, ступни параллельно. Повернуть туловище влево с наклоном к левой ноге, отводя руки в стороны. То же в другую сторону. Ноги прямые, темп медленный, повторить 2-5 раз.

10. широкая стойка ноги врозь, руки вверх «в замок». Круговые движения туловищем в одну и в другую сторону, темп медленный, повторить 2-3 раза в каждую сторону.

Комплекс упражнений в положении лежа.

Упражнения для укрепления мышц спины:

1..лежа на животе, подбородок на кистях рук. Поднять голову и плечи, руки на пояс (живот от пола не отрывать, Лопатки соединить), держать 3-4 секунды.

2. То же, но руки к плечам, за голову.

3. То же, но руки назад, в стороны.

4. То же, но руки вверх.

5. Поднять голову и плечи. Движение руками к плечам, в стороны, к плечам.

6. Поднять голову и плечи. Руки в стороны - сжимание и разжимание пальцев.

7. Поднять плечи и голову. Руки вверх - два хлопка, и.п.

8. То же, но руки в стороны - небольшие круговые движения в плечевых суставах.

9. Движения руками как при плавании способом брасс на гpуди.

10. Движение руками в стороны, к плечам, вверх. и.п.

11. Движения руками, имитация «бокса».

12. И.П. – то же. Движение руками вверх, за голову, вверх, и.п. Держать 4 счета в каждом положении.

13. И.П. - лежа на животе, руки вверх. Передача теннисного мяча, эстафетной палочки из рук в руки до конца шеренги. Все занимающиеся держат руки вверху до окончания передачи.

14. То же, но передача предмета слева направо.

15. И.П. - лежа на животе, руки под подбородком. Поочередное поднимание ноги вверх.

16. То же, но движения ногами как при плавании кролем на груди.

17. И.П. - то же. Поднимание обеих ног вверх.

18. И.П. - тоже. Поднять правую, присоединить левую, опустить правую, затем левую.

19. Поднять ноги, развести в стороны, соединить и опустить.

20. На гимнастической скамейке, лежа продольно на животе, движения ногами, как при плавании способом брасс на груди.

21. И.П. - то же, но движения руками и ногами.

22. И.п. - лежа на животе, руки согнуты, кисти под подбородком. Поднять левую руку вперед, а правую назад вдоль туловища, опустить голову и потянуться, проделать то же, меняя положение рук. Темп медленный.

23. «Лягушонок». И.П. - то же. Поднять голову вверх, руки к плечам ладонями вперед, сводя лопатки, прогнуться спину с небольшим подниманием груди от пола. Прогибая спину, отводить голову назад, избегать сильного прогиба в пояснице, темп медленный.

24. И.п. - лежа на животе, упор ладонями у плеч, голова опущена. Попеременное поднимание ног назад-вверх с прогибом спины и отклонением головы назад. Прогибаясь, не отрывать грудь от пола, темп средний

Упражнения для укрепления мышц живота :

1.И.П. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Поочередное поднимание ног на 45º.

2.Согнуть обе ноги в коленях, разогнуть под углом 90º и опустить.

3.«Велосипед».

4.Движение ногами, как при плавании кроль на спине.

5.Одновременное поднимание и опускание прямых ног

6. Согнуть обе ноги в коленях, выпрямить их под углом 45º, развести их в стороны и, опуская, соединить.

7.Движения ногами, как при плавании способом брасс на спине.

8.Поднимание и опускание прямых ног с разной скоростью.

9. Круговые движения ногами.

10. Поднимание и опускание ног в коленях с зажатым между коленями волейбольным или набивным мячом.

11.Руки вперед, ноги согнуть в коленях, головой коснуться колен.

12. И.П. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Попеременное сгибание ног в коленных суставах. Спина прямая, прижата к полу, темп медленный.

13. И.П. - лежа на спине, руки за головой. Делать попеременные движения прямыми ногами вверх-вниз - «ножницы». Затылок и плечи плотно прижаты к полу, темп средний, 4-10 раз каждой ногой

14. И.П. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднимание прямых ног вверх. Носки вытянуты, темп медленный.

15,. И.П. - лежа на спине, руки согнуты, ладони над головой. Поднимание прямых ног вверх, разведение их в стороны и опускание вниз в И.п. Локти плотно прижаты к полу, а ноги прямые, темп медленный, повторить

16. И.П. - лежа на спине, руки вдоль туловища, ладони повернуты к полу.

17. Сесть, опираясь руками в пол, выпрямить спину, отвести прямые руки назад и вернуться в И.П. Ноги в се время прямые, сидя, отводить голову назад, темп средний.

Упражнения для формирования и закрепления правильной осанки .

1.Стоя, принять правильную осанку, касаясь стены (без плинтуса) или гимнастической стенки. При этом затылок, лопатки, ягодичная область, икры ног и пятки должны касаться стены.

2.Принять правильную осанку (1упр.). Отойти от стены на один шаг, сохраняя правильную осанку. 3.Принять правильную осанку у стены. Сделать 2 шага вперед, присесть, встать, вновь принять правильную осанку.

4.Принять правильную осанку у стены. Сделать один шаг вперед -два шага вперед, расслабить последовательно мышцы шеи, плечевого пояса, рук и туловища. Принять правильную осанку. 5.Стоя у гимнастической стенки, принять правильную осанку, приподняться на носки, удержаться в таком положении 3-4 сек. Вернуться в И.П.

6. То же упражнение, но без гимнастической стенки.

7. Принять правильную осанку, присесть, разводя колени в стороны и сохраняя прямое положение головы и позвоночника. Медленно встать и принять И.П.

8. Сидя на гимнастической скамейке у стены, принять правильную осанку (затылок, лопатки и ягодицы прижать к стене)

9.И.П.- как упр.8.расслабить мышцы шеи, наклонить голову, расслабить плечи, мышцы спины, вернуться в и.п.

10.И.П. – лежа на спине. Голова, туловище и ноги должны составлять прямую линию, руки прижаты к полу. Встать, принять правильную осанку, придавая поясничной области тоже положение, которое было принято в положение лежа.

11.И.П.- лежа на полу. Прижать поясничную область к полу. Встать, принять правильную осанку. 12. Принять правильную осанку в положение стоя. Ходьба по залу с остановками, с сохранением правильной осанки.

13.Стоя, правильная осанка, мешочек с песком на голове. Присесть, стараясь не уронить мешочек. Встать в И.П.

14.Ходьба с мешочком на голове с сохранением правильной осанки.

15.Ходьба с мешочком на голове с перешагиванием через препятствие(гимнастическую скамейку, скакалка), сохраняя и.п.

16. Ходьба с мешочком на голове с одновременным выполнением различных упражнений (ходьба в полуприсидя, с высоким подниманием колен, и т.д.).

Упражнения с гимнастической палкой.

1. И.П.- основная стойка, палка хватом сверху внизу. 1-палка вверх, подняться на носки, потянуться,

2- И.П. 2. И.П.- стойка ноги врозь, палка хватом сверху внизу. 1- палка верх, 2- на плечи назад, 3- вверх, 4- И.П

3. И.П.- стойка ноги врозь, палка хватом сверху на плечи. 1-2- повороты туловища вправо, 3-4- то же влево.

4. И.П.- то же. 1-2- наклоны туловища вправо, 3-4- влево.

5. И.П.- стойка ноги врозь, палка хватом сверху на лопатки. 1-3- прогнувшись наклоны туловища вперед, 4- И.П

6. И.П.- стойка ноги врозь, палка хватом сверху вперед. Повороты гимнастической палки вправо и влево.

7. И.П.- стойка ноги врозь, палка хватом сверху внизу. 1- палка вперед, 2- палка вверх, 3- палка вперед, 4- И.П.

8. И.П.- стойка ноги врозь, палка хватом руками сзади (локтевыми изгибами). Повороты туловища вправо и влево поочередно.

9. И.П.- стойка ноги врозь, палка сзади-внизу хватом снизу. Рывки руками вверх за спиной, сохраняя правильную осанку, не наклоняясь вперед.

10. И.П.- стойка ноги врозь, палка хватом сверху. 1-3- пружинящие наклоны вперед, палка вперед, 4- И.П.

11. И.П.- стойка ноги врозь, палка вверх, хватом сверху.1-2- наклоны туловища вправо, 3-4- влево. 12. И.П.- то же. Круговые движения туловищем вправо, влево.

13. И.П.- сидя, палка хватом сверху на ногах. 1- мах руками с палкой вверх, 2- И.П.

14. И.П.- сидя с палкой в руках. Пружинящие наклоны туловища вперед, ноги прямые.

15. То же ноги врозь.

16. И.П.- сидя, палка на плечи. Повороты туловища вправо и влево.

17. То же, наклоны туловища вправо и влево, сохраняя правильную осанку.

18. И.П.- сидя согнув ноги, упором в стопы, палка на плечи. Повороты туловища вправо и влево, сохраняя правильную осанку.

19. То же, наклоны туловища вправо и влево, сохраняя правильную осанку.

20. То же, пружинящие наклоны туловища вперед.

22. И. П. - лежа на животе, гимнастическая палка в согнутых руках. Поднять голову и туловище, палку на грудь, вверх, И.П.

23. И.п. - то же. Поднять голову и туловище, палку вверх, за голову, вверх, И.П.

24. То же, палку вверх, на лопатки, вверх, И.П.

25. И.П. - лежа друг против друга палка на груди. Броски и ловля палки хватом рук сверху и снизу. 26. И.П.- лежа на спине, палка хватом сверху вверх. 1- ноги вперед, палка вперед, 2- И.П.

27. И.П.- лежа на спине, палка хватом сверху на бедрах. 1- ноги и палка вперед одновременно, 2- И.П.

28. И.П.- лежа на спине, палка хватом сверху вверх. 1- палка вперед, правая нога вперед, 2- И.П., 3-4- с другой ноги.

29. И.И.- то же. 1- максимально потянуться, вдох, 2- расслабиться, выдох.

30. И.П.- стойка ноги врозь, палка на лопатки, хватом сверху. Приседания на месте, не отрывая пяток от пола и сохраняя правильную осанку.

Упражнения стоя на четвереньках и упражнения в равновесии.

1. И.П.- опора на кисти рук и колени. 1-опустить голову, округлить спину, 2- поднять голову, прогнуться.

2. И.П.- то же. 1- правая рука вперед, левая нога назад, 2- И.П., 3-4- то же другой рукой и ногой.

3. И.П.- сидя на пятках с опорой на кисти рук. 1- касаясь грудью пола выйти в положение «упор лежа прогнувшись», 2- обратно.

4. Перекаты в группировке из упора присев.

5. Перекат в стойку на лопатках из упора присев.

6. Мост из положения лежа на спине (или полумост с опорой на плечи).

7. Передвижение вперед и назад стоя на четвереньках с опорой на стопы и кисти рук.

8.И.п. - о.с., руки в стороны - движение прямой ногой вперед, в сторону, на- зад. То же, но руки за голову, к плечам.

9. И.п. - о.с. Поднять колено вверх, руки в стороны. То же, но руки вперед, вверх. 3.И.п. - о.с., руки на пояс. Поднимание на носки.

10. И.п. – о.с., руки в стороны. Подняться на носки, повернуть голову налево, направо,

11. Из упора присев встать (выпрямиться), согнуть правую ногу, руки в сто- роны. То же левой.

12.И. п. - упор присев. Встать, подняться на носки, руки в стороны.

13. То же, но подняться на носок одной ноги, другую ногу согнуть в колене с различными положениями рук

14. Ходьба с остановками на одной ноге (по сигналу). То же, но с мешочком на голове.

15. И.п. - стойка ноги врозь правой. Подняться на носки с различными движениями рук.

16. Ходьба по начерченной линии.

17. И.п. – о.с., руки в стороны. Стоя на одной ноге, захватить ступню обеими руками.

18. Бег, по сигналу присед.

19. Из о.с. прыжки с поворотом налево (направо) на 90º, 180º, 360º. Удержаться после приземления в и.п.

20. И.п. - о.с., руки в стороны. Равновесие на правой (левой) ноге - («ласточ- ка»).

21. Стоя лицом друг к другу, взявшись за руки - равновесие на правой (левой) ноге.

22.И.п. - то же. Приседания на одной ноге.

23.Равновесие на правой (левой) ноге и повороты на носке.

24.Равновесие на левой ноге, прыжком равновесие на правой ноге.

25. Стоя на одной ноге, наклон в сторону с подниманием свободной ноги в противоположную сторону («горизонтальное равновесие»).

Подвижные игры и игры малой подвижности .

«Веселые ребята». Дошкольники располагаются в одном конце зала, стоя в шеренге (или 2, в зависимости от количества игроков). В центре зала находится водящий. По сигналу педагога дошкольники шеренги перебегают в другую половину зала в обозначенное место (домик). В это время водящий пытается замаять игроков, до кого водящий дотронулся, тот садится на скамейку (выходит из игры). То же самое игроки выполняют в обратную сторону. С одним водящим игра продолжается до 4 перебежек.

«Ловишки» (один из вариантов). В игре участвует не более 15 человек. Считалочкой выбирается водящий. Все участники игры располагаются по залу спонтанно. По сигналу педагога пойманным, выходит из игры и садится на скамейку. Игра заканчивается, когда никого из игроков, кроме водящего, не остается на игровой площадке.

«Ручейки и озера». Группа детей делится на команды (3-4), численностью от 5 человек. Каждая команда строится в колонну по одному и по сигналу педагога начинает двигаться по залу, сохраняя строй («ручейки»). По следующему сигналу педагога команды должны образовать круг, взявшись за руки («озера»). Команда первой выполнившая задание получает призовое очко. Игра продолжает несколько раз. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

«Два Мороза». В игре участвует не более 20 человек. Выбираются двое (или один) водящих, один - Мороз Красный нос, второй-Мороз Синий нос. Игроки спонтанно располагаются по залу. По сигналу педагога водящие ловят игроков, пойманные дошкольники замирают на месте, показывая ледяную фигуру. Игра заканчивается, когда все игроки будут пойманы

«Хвостики». В игре участвует не более 15 человек. Выбирается водящий. Педагог раздает каждому участнику «хвостики» (ленточки длиной примерно 50 см.). Игроки закрепляют ленточки за пояс сзади так, чтоб оставался конец около 30 см. По сигналу педагог игроки перемещаются по залу, а водящий пытается собрать все «хвостики». Игрок, у которого водящий забрал ленточку, выходит из игры и садится на скамейку. Игра заканчивается, когда на игровой площадке не останется игроков или по команде педагога (если водящий устал).

«Найди предмет». Игра проводится в заключительной части занятия. Все участники стоят спиной к педагогу, закрыв глаза. В это время руководитель бросает на пол несколько скрепок (3-4 шт.). По сигналу педагога дошкольники пытаются найти предметы на полу и передать их руководителю. Игра заканчивается, когда все предметы будут найдены.

«Совушка». Выбирается водящий. Под веселую мелодию дошкольники танцуют на месте в течение 10-15 секунд. По сигналу педагога участники игры замирают на месте, а водящий внимательно за ними наблюдает и выводит из игры тех, кто пошевелился. Игра продолжается 2-5 минут в заключительной части занятия.

«Будь внимательней!». Дошкольники стоят в шеренге и выполняют простейшие упражнения для рук по команде педагога. Движения можно выполнять только в том случае, если руководитель проговаривает слово «руки». Если участник выполнил движение без слова «руки», то он зарабатывает штрафное очко и делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся и выполнил правильно все команды. Игра проводится в течение 2-3 минут в заключительной части занятия

ЛИТЕРАТУРА:

1.Л.Д. Глазырина Физическая культура – младший возраст.

2. Л.И. Пензулаева Физическая культура для детей от 3-4 лет.

3. Г.П.Лескова Общеразвивающие упражнения в детском саду.

4.В.Г Фролова. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста.

5.Л.И. Пензулаева. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3 – 5 лет.

6. Т.Ф. Бабынина Игровые пальчики

Часто в дополнение к лекарственным препаратам детям назначается проведение лечебно-профилактической физкультуры, чтобы дополнить назначенный курс лечения и помочь ребенку укрепить свое здоровье, адаптироваться к тем или иным жизненным обстоятельствам.

Что такое ЛФК

ЛФК или лечебная физическая культура – это комплекс физической деятельности, направленный на устранение последствий после перенесенных физических и психологических травм. В основе данного комплекса лежит естественная потребность человека в движении. Стоит отметить, что последние десятилетия двигательная активность населения всего мира значительно снизилась, именно поэтому включение в общую терапию данного направления не менее важно, чем подбор правильных лекарств.

В случае с детьми ЛФК играет особенную роль. Для них это постепенное снятие эмоционального стресса, обучение самоконтролю, ощущение себя самого, умение расслабляться, возможность развиваться при любых физических возможностях.

ЛФК для детей содержит много игровых форм упражнений, что делает занятия легче и веселее, как для ребенка, так и для его родителей.

Методы воздействия лечебной физкультуры, и как они подбираются

ЛФК оказывает свое воздействие на организм ребенка посредством нескольких основных форм.

  1. Лечебная гимнастика. Сюда входят различные физические упражнения, которые могут быть сконцентрированы на общем развитии, либо оказывать действие в определенной зоне – поясничный отдел, голеностопный сустав, плечевой пояс и т.д. Гимнастика или зарядка могут быть длительными, либо непродолжительными, в зависимости от назначений врача, возможностей родителей и пациента непосредственно. Упражнения адаптируются в зависимости от места проведения – пятиминутка в подготовительной группе, полчаса дома или час в специальном зале.
  2. Дополнительная физическая активность. Очень часто в дополнение к основному комплексу упражнений, врачи советуют активную ходьбу, восхождения (если это возможно), легкий бег, походы.
  3. Упражнения на тренажерах. Специальные залы для ЛФК оборудованы тренажерами, созданными специально для развития опорно-двигательного аппарата, снижения тонуса мышц, лечения и профилактики многих заболеваний, связанными с задержками роста ребенка, а также его способности адаптироваться в обществе и пространстве.
  4. Плавание. Благодаря высокой плотности, вода поддерживает тело ребенка, снижая нагрузку на его позвоночник и позволяя справляться с более сложными задачами, чем вне бассейна. Плавание помогает развить мускулатуру, является профилактикой смешения внутренних органов, действует умиротворяюще на нервную систему, помогая бороться со стрессами и усталостью.

Подбор того или иного вида лечебной физкультуры происходит в зависимости от поставленного врачом диагноза, а также от особенностей ребенка, которого записывают на ЛФК. Конечно, посещать тренировки полезно и здоровым детям, но можно выделить ряд отклонений и заболеваний, при которых лечебная физкультура просто необходима:

  • нарушения опорно-двигательного аппарата;
  • сердечно-сосудистые отклонения;
  • заболевания дыхательной системы;
  • заболевания ЖКТ;
  • реабилитация после травм;
  • нарушения осанки;
  • в некоторых случаях после перенесенных операций;
  • при необходимости обучить ребенка ходить со специальной поддержкой;
  • психоэмоциональные расстройства.

В ряде случаев для проведения лечебно-профилактической физкультуры есть противопоказания, например, для детей, которые недавно перенесли операцию на подошвах стоп или имеют серьезные патологии опорно-двигательного аппарата.

Эффективность лечебной физкультуры для детей, ее положительные стороны

Главной задачей и итоговым действием ЛФК является укрепление способности ребенка к адаптации в обществе. Каким бы ни было первоначальное состояние маленького пациента, задачей специалистов и родителей является облегчение его деятельности, соответствующей его нуждам. В то же время организм ребенка необходимо закалить и подготовить к возможным трудностям, к борьбе с инфекциями в периоды обострения.

Эффективность лечебной физкультуры для детей доказана многолетней практикой. Сегодня подобная терапия практически во всех случаях назначается как дополнительное средство излечения и поддержания организма детей с установленной инвалидностью.

Такое доверие вызвано массой положительных эффектов:

  • общее укрепление здоровья и иммунитета;
  • улучшение психоэмоционального состояния;
  • развитие мелкой и крупной моторики ребенка;
  • укрепление, развитие мышечного каркаса;
  • снижение тонуса мышц, предупреждение судорожных проявлений и спазмов;
  • формирование правильной осанки, предупреждение сколиоза (если не поставлен ранее);
  • укрепление опорно-двигательного аппарата, в целом;
  • развитие суставов, улучшение двигательных функций;
  • предупреждение остеопороза и остеохондроза;
  • ускорение метаболизма и регенерации;
  • улучшение обмена веществ, в целом;
  • развитие силы и выносливости;
  • снижение негативных последствий в реабилитационный период после операций, как под местным, так и под общим наркозом;
  • восстановление адаптивных способностей;
  • укрепление связи ребенка с родителем и окружающим его обществом, улучшение коммуникативных способностей.

Несколько полезных упражнений для каждого ребенка

  1. Попросите ребенка лечь на пол и представить, что он плывет в озере или по широкой реке. При этом брюшные мышцы должны быть напряжены, а ноги слегка оторваны от пола. Данное упражнение укрепляет мышцы тела и помогает выработать правильную осанку.
  2. Смена пяточка-носочек. Малыш ходит по комнате, сначала на пяточках, а потом на носочках, стараясь как можно лучше держать равновесие. В качестве дополнения можно попросить ребенка вытянуть руки в стороны или вперед, меняя, таким образом, центр тяжести и усложняя тренировку.
  3. Для укрепления живота можно научить ребенка выполнять упражнение «велосипед», а также поднятие и круговые вращения прямых ног. При этом малыш должен лежать на спине, а под шею лучше расположить небольшой валик.
  4. Поочередные наклоны вперед и потягивания вверх. Для выполнения упражнения ребенка просим встать ровно, ноги слегка расставить. На вдохе он должен потянуть руки вверх и встать на носочки, на выдохе – опуститься на всю стопу и наклониться вперед, продолжая тянуть руки над головой. Таким образом, помогаем ребенку развивать гибкость позвоночника.

В дополнение к этому отметим, что, имея возможность, обязательно стоит каждый день совершать с ребенком прогулки в парке, давая ему возможность самостоятельно перемещаться. Для активного развития мышц и скелета, следует приобщить своего маленького спортсмена к лыжам, бегу, плаванию и др. видам спорта, в зависимости от его личных возможностей.

В последнее время вследствие увеличения числа детей с нарушением осанки возникает необходимость в создании дошкольных учреждений с ортопедической направленностью.

Почему у современных детей часто наблюдается нарушение осанки? Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, сокращение двигательной активности из-за приоритета "интеллектуальных" занятий и, как следствие, снижение мышечного тонуса, а также общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении. Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки и коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли повышенная утомляемость, головные боли и боли в мышцах туловища.

Игры на укрепление осанки, мышц спины и брюшного пресса

Цели: совершенствовать навыки правильной осанки в различных исходных положениях, с различными движениями рук; укреплять мышцы спины и брюшного пресса; совершенствовать координацию движений.

"Рыбки и акулы"

Выбирают водящего — "акулу", остальные дети — "рыбки". По сигналу "Раз, два, три — лови!" они разбегаются по залу, а водящий их "салит" — дотрагивается рукой. Чтобы спастись от погони "акулы", игрок останавливается в любом месте зала и принимает положение строевой стойки.

  1. разбегаться можно только после команды "Лови!";
  2. если, остановившись, игрок не успел или не сумел принять положение правильной осанки, водящий "салит" его;
  3. пойманные "рыбки" отходят к стене и принимают положение правильной осанки, стоя спиной к стене (пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, затылок касаются стены, живот подтянут, руки внизу ладонями вперед).

"Морская фигура"

Дети, взявшись за руки, образуют круг, стоя лицом к центру. Размахивая руками вперед-назад, они произносят слова: "Волны качаются -раз, волны качаются — два, волны качаются — три, на месте, фигура, замри!" После слова "замри" дети принимают положение правильной осанки, стоя, сидя, опустившись на колени. Педагог выбирает лучшую "фигуру" — ребенка, который сумел принять и сохранить положение правильной осанки.

  1. принятую после слова "замри!" позу нельзя менять;
  2. при повторении игры необходимо найти новую позу;
  3. ребенок, не сумевший сохранить положение правильной осанки, отходит в сторону и выполняет корригирующее упражнение по указанию педагога.

"Футбол"

Дети лежат на животе по кругу, лицом в центр круга, руки под подбородком, ноги вместе. Водящий бросает мяч любому игроку, тот отбивает его двумя руками, при этом, прогибаясь, поднимает голову и грудь. Ноги остаются прижатыми к полу.

"Кораблики"

Дети лежат на ковриках на животе. Руки под подбородком, ноги вместе. Перед лицом чашка с водой и лодочкой с парусом. Нужно прогнуться, поднимая голову и грудь, выдыхая спокойно воздух на лодочку. Дуть следует спокойно, чтобы лодочка поплыла, но не опрокинулась.

Игры и упражнения для профилактики плоскостопия

Цель: формировать навыки прав ильной осанки, укреплять мышечную систему; упражнять в правильной постановке стоп при ходьбе; укреплять мышцы и связки стоп с целью предупреждения плоскостопия; воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

Эстафета "Загрузи машину"

Оборудование: машины, палочки, карандаши, фломастеры.

Дети стоят босиком, руки на поясе, спина прямая, пальцами ног поочередно берут палочки и передают их друг другу по цепочке, последний складывает в машину.

Эстафета с палочкой

Оборудование: палочки длиной 20 см.

Дети стоят в одну линию, плечо к плечу. Первый ребенок берет пальцами ноги палочку и передает ее следующему участнику, не опуская на пол.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Эстафета "Построим лесенку"

Оборудование: то же.

Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка лежит 12-18 палочек. Дети передают по одной палочке друг другу, а последний выстраивает лесенку.

Эстафета с машиной

Оборудование: машина с веревочкой.

Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка стоит машина с веревочкой. Он пальцами ноги берет веревочку и подтягивает машину до второго ребенка, передает ее следующему, не опуская на пол.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.


Игра-имитация "Перейди вброд"

Оборудование: ящик, наполненный камешками (галька, косточки отсчет).

Дети имитируют движение мышат. Приставным шагом идут по камешкам друг за другом.

"Нарисуй картину"

Оборудование: палочки (фломастеры, карандаши различной длины и цвета).

Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют разнообразные сюжеты, используя палочки различного цвета и длины.

"Сложи узор"

Оборудование: то же и образец — схема-рисунок.

Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют узор по образцу и схеме.

"Рисуем кистью"

Оборудование: бумага, гуашь, кисти.

Дети берут пальцами ноги кисть, набирают гуашь и рисуют солнышко (ягодку, дерево, заборчик, дом, машину и т.п.).

"Поймай рыбку" ("Достань жемчужину")

Оборудование: таз с водой, плавающие предметы (пробки), камешки.

Методика проведения: в таз с водой опускаются камешки и пробки, дети пальцами ног "ловят рыб" (пробки) и достают со дна "жемчужины" (камешки).

"Найди клад"

Оборудование: таз с водой, мелкие камешки и любой предмет, отличающийся от камней формой и величиной. Ребенок становится в таз с водой и, перебирая камушки, ищет спрятанный предмет.

"Стирка"

Оборудование: платочки (салфетки).

На полу перед детьми платочки. Пальцами ноги дети собирают платочек в гармошку и отпускают 2 раза (стирают). Затем берут платочек за край, поднимают и опускают его (полощут) и снова собирают в гармошку (отжимают) и вешают платочек сушиться.

В результате проведения ортопедических игр и коррекционной работы с детьми, на основании диагностических карт ЛФК и осмотра врача-ортопеда, выявлена положительная динамика в укреплении мышечного корсета и формировании правильной осанки. Но мы убеждены, что проблема оздоровления детей — не кампания, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива ДОУ и родителей на длительный период. Именно такая форма совместной деятельности позволяет установить единство требований к физическому воспитанию детей в ДОУ и семье.

Мы рады, что по результатам обследования Городской медико-педагогической комиссией отмечено, что наши дети не имеют ухудшений в состоянии здоровья, а наоборот, налицо улучшение и стабилизация.

07.12.2009 13:13:44, ..Лукьяна

Странная статья.
На фоне дефицита дет садов, и безобразного и непрофессионального отношения к детям в оставшихся... Говорить о профилактики опорн-двиг аппарата в садах, по меньшей мере странно, если не сказать смешно.
Построим Потемкинский дет сад?

P.S. Недавно один папа забрал своего сына из сада. Приходит, у ребенка обувь на разных ногах. Говорит воспитателю: "Вы же видите, скажите ребенку, чтобы переобулся. Сын сам может переобуться." На следующий день та же картина... Скалиоз, говорите надо лечить... А что с ногами тогда будем делать? Воспитателям нет дела до детей. В основном там работают мамы детей, которые ходят в тот же дет сад.