Практические работы по географии фгос (7 класс). Практические работы по географии фгос (7 класс) Страхование имущества жителей города Урюпинска

Практическая работа № 1.

Обозначение на контурной карте материков и океанов.

Ход работы:

Используя текст учебника и карты атласа, на контурной карте чёрным цветом подпишите названия материков, укажите их площадь и подпишите имена их первооткрывателей, а синим цветом - названия океанов.

Практическая работа № 2.

Решение задач по географической карте.

Ход работы:

Используя физическую карту мира (стр. 2 - 3) или глобус, заполните таблицу:

Вариант 1.

Географический объект

Географические координаты

Направление от Москвы

Расстояние от Москвы

Абсолютная высота

Лондон

влк. Килиманджаро

мыс Челюскин

Южный Полюс

Вариант 2.

Географический объект

Географические координаты

Направление от Москвы

Расстояние от Москвы

Абсолютная высота

Новый Орлеан

Северный Полюс

г. Аконкагуа

мыс Байрон

Практическая работа № 3.

Определение по карте направления передвижения литосферных плит и прогнозирование их положения в далёком будущем.

Ход работы:

Работа выполняется по следующему плану:

Используя карту атласа "Строение земной коры", определите,

1. в каком направлении и с какой скоростью движется каждая литосферная плита.

2. Назовите регионы Земли, где происходит расхождение, а где столкновение (сжатие) литосферных плит.

3. Какие формы рельефа образуются в местах расхождения и столкновения литосферных плит?

4. Предположите, как будут размещаться материки и океаны через много миллионов лет.

5. Сделайте схематически рисунок расположения материков и океанов в далёком будущем.

Практическая работа № 4.

Выделение на карте побережий и шельфа как особых территориально-аквальных природных комплексов.

Ход работы:

Используя физическую карту мира (атлас, стр. 2 - 3) и список географической номенклатуры (см. ниже), на контурной карте мира синим цветом заштрихуйте шельфовую зону Мирового океана (шельф - материковая отмель до глубины 200 м), синим цветом подпишите названия океанов, крупнейших морей, заливов и проливов, а чёрным цветом - названия материков, крупнейших островов и полуостровов Земли.

Список географической номенклатуры:

Океаны:

Атлантический;

Индийский;

Северный Ледовитый;

Моря:

Балтийское;

Берингово;

Восточно-Сибирское;

Средиземное;

Тасманово;

Филиппинское;

Южно-Китайское;

Заливы:

Бенгальский;

Большой Австралийский;

Гвинейский;

Гудзонов;

Мексиканский;

Проливы:

Берингов;

Гибралтарский;

Магелланов;

Мозамбикский;

Острова:

Великобритания;

Гренландия;

Исландия;

Калимантан;

Мадагаскар;

Новая Гвинея;

Новая Зеландия;

Японские;

Полуострова:

Аравийский;

Индостан;

Камчатка

Практическая работа № 5.

Обозначение на контурной карте ареалов высокой плотности населения, направлений миграций в прошлом и современные перемещения населения.

Ход работы:

Используя политическую карту мира, на контурной карте обозначьте границы 10 крупнейших стран мира по численности населения и подпишите их названия;

Используя карту ”Народы и плотность населения мира” на стр. 12-13 атласа, заштрихуйте основные ареалы размещения населения:

1. Восточную, Юго-Восточную и Южную Азию, Среднюю и Южную Европу и восток США;

2. Стрелками синего цвета обозначьте основные пути миграций населения в XVI - начале ХХ веков: из Европы в Северную и Южную Америку, Австралию и Южную Африку, из Африки - в Северную и Южную Америку;

3. Стрелками красного цвета обозначьте пути современных миграций населения: из стран СНГ в Россию, из России и стран Восточной Европы - в страны Западной Европы, из Восточной Азии и Мексики - в США, из Северной Африки и Юго-Западной Азии (Ближний Восток) - в страны Западной Европы;

4. Сделайте вывод о размещении населения мира и изменении направлений миграций.

Практическая работа № 6.

Обозначение на контурной карте названий изучаемых объектов и определение географических координат крайних точек.

Ход работы:

При изучении темы ”Географические положение Африки”, используя физическую карту Африки (атлас, стр. 14), на контурной карте Африки:

    Красным цветом обозначьте экватор, синим цветом - нулевой (Гринвичский) меридиан, жёлтым - Северный и Южный тропики;

    Определите протяжённость Африки с севера на юг по 20о в.д. и с запада на восток по экватору и по 20о с.ш.;

    Подпишите названия следующих географических объектов:

океаны: Атлантический и Индийский;

моря: Средиземное и Красное;

заливы: Гвинейский и Аденский;

проливы: Гибралтарский, Баб-эль-Мандебский, и Мозамбикский;

острова: Канарские, Коморские, Мадагаскар и Занзибар;

полуостров: Сомали;

крайние точки: мыс Бен-Секка (Рас-Энгела, Эль-Абъяд), мыс Игольный, мыс Альмади, мыс Рас-Хафун;

канал: Суэцкий.

    Определите координаты крайних точек Африки.

Практическая работа № 7.

Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

Ход работы.

Обозначьте на контурной карте:

Равнины, Восточно-Африканское плоскогорье;

горы: Атлас, Драконовы, Эфиопское нагорье;

высшую точку материка: вулкан Килиманджаро (5895 м);

низшую точку материка: уровень озера Ассаль (-157 м).

Практическая работа № 8.

Определение типов климатов Африки по климатограммам.

Ход работы:

По приведённым в атласе климатограммам (стр. 15) определите тип климата городов Аддис -Абеба, Алжир, Валлен и Дебунджа, обосновав свой ответ по годовому ходу температуры воздуха и выпадения осадков.

Практическая работа № 9.

Составить характеристику влажных экваториальных лесов Африки.

Ход работы:

Используя атласы, учебник, составьте рассказ о влажных экваториальных лесах.

План:

    Географическое положение зоны.

    Климатические условия.

    Почвы.

    Растительность.

    Животный мир.

Описывая природную зону, раскройте взаимосвязи между компонентами природы.

Практическая работа № 10.

Составление по картам и другим источникам знаний описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран Африки.

Ход работы:

Работа проводится в виде доклада, реферата, сочинения по типовому плану:

План физико-географической характеристики страны:

    Название страны и её столица;

    Физико-географическое положение страны:

а) положение страны на материке;

б) площадь территории;

в) с какими странами и где граничит;

г) положение страны относительно омывающих её морей и океанов;

г) природные зоны;

д) преобладающие почвы;

4. Население и его хозяйственная деятельность:

б) преобладающие народы;

в) крупнейшие города;

Практическая работа № 11.

Сравнение географического положения Австралии и Африки.

Ход работы:

План

Черты сходства

Черты различия

Австралия

Африка

1. Размеры материков

5. Характер береговой линии

7. Вывод

Практическая работа № 12.

Обоснование причин современного распределения коренного населения Австралии.

Ход работы:

Работа проводится в виде сочинения по типовому плану:

    Природные особенности страны:

а) особенности строения земной коры, главные формы рельефа и полезные ископаемые;

б) характерные черты климата (климатические пояса, средние температуры января и июля, годовое количество осадков и их сезонность);

в) внутренние воды (крупнейшие реки и озёра, их характерные черты);

г) природные зоны;

д) преобладающие почвы;

е) типичные представители растительного и животного мира;

2. Население и его хозяйственная деятельность:

а) численность и размещение населения;

б) преобладающие народы;

в) крупнейшие города;

г) какие полезные ископаемые добываются;

д) ведущие отрасли промышленности;

е) главные сельскохозяйственные культуры и отрасли животноводства;

ж) влияние хозяйственной деятельности человека на природную среду.

Практическая работа № 13.

Сравнение географического положения Южной Америки и Африки.

Ход работы:

Используя карты атласа, заполните таблицу ”Сравнение географического положения Австралии и Африки”:

План

Черты сходства

Черты различия

Южная Америка

Африка

1. Размеры материков

2. Положение материков относительно экватора и начального меридиана

3. В каких полушариях находятся

4. Океаны, омывающие берега материков

5. Характер береговой линии

6. Положение относительно других материков

7. Вывод

Практическая работа № 14.

Сравнение крупных речных систем Африки и Южной Америки.

Ход работы :

Используя карты атласа, тест учебника и другую литературу, заполните таблицу (работа выполняется по вариантам):

План

Черты сходства

Черты различия

Река Африки

Река Южной Америки

Положение на материке

К бассейну какого океана относится

Площадь бассейна

Местонахождение истока и его координаты

Вид устья и его координаты

Длина главной реки

Направление течения

Характер течения

Питание реки

Режим реки

Крупнейшие левые притоки

Крупнейшие правые притоки

Страны, расположенные в бассейне реки

Крупнейшие города

Использование реки человеком

Вариант 1. Сравнение Конго и Параны.

Вариант 2. Сравнение Нила и Амазонки.

Практическая работа № 15.

Обозначение на контурной карте стран Южной Америки и их столиц.

Ход работы:

Используя атлас (стр. 10 - 11), на контурной карте Южной Америки обозначьте: Аргентину, Боливию, Бразилию, Венесуэлу, Гайану, Гвиану (фр.), Колумбию, Панаму, Парагвай, Перу, Суринам, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Фолклендские острова (брит.), Чили, Эквадор и подпишите названия их столиц (административных центров).

Чёрным цветом закрасьте колониальные владения Франции и Великобритании.

Зелёным цветом закрасьте страны, не имеющие выхода к морю.

Красным цветом закрасьте страну, расположенную на двух материках.

Практическая работа № 16.

Изображение на контурной карте шельфовых зон океанов.

Ход работы:

    Отметить океаны, подписать их название.

    Обозначить синим цветом шельфы.

    Красным цветом отметить маршруты научных, производственных, рекреационных экспедиций одного из (выбранных) океанов.

    Условными знаками показать виды хозяйственной деятельности населения в океане.

Практическая работа № 17.

Сравнение природы Арктики и Антарктики

Ход урока:

Заполните таблицу:

План

Черты сходства

Черты различия

Арктика

Антарктика

1. Особенности географического положения

2. Характер подстилающей поверхности

3. Характерные черты климата

4. Особенности животного и растительного мира

5. Вывод

Защита проектов практического использования Антарктиды или Северного ледовитого океана в различных областях человеческой деятельности.

Практическая работа № 18.

Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе.

Ход работы:

Используя карты атласа, заполните таблицу и сделайте вывод о различиях климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе:

Вариант 1. Сравнение климата полуострова Флорида и полуострова Калифорния .

Территория

Географическое положение

Климатический пояс

Тип климата

Средняя температура ( о С)

Годовое количество осадков

Режим осадков

января

июля

Флорида

Калифорния

Вариант 2 .Сравнение климата полуострова Аляска и полуострова Лабрадор .

Территория

Географическое положение

Климатический пояс

Тип климата

Средняя температура ( о С)

Годовое количество осадков

Режим осадков

января

июля

П-ов Аляска

П-ов Лабрадор

Практическая работа № 19.

Составление проекта возможного путешествия по странам Северной Америки.

Работа творческая, представляется в виде:(что-то одно)

    Компьютерной презентации

    Буклета

    Сочинения.

Обязательно описание современных ландшафтов и различий в характере освоения территории по линии следования.

Практическая работа № 20.

Сравнение природных зон по 40-параллели в Евразии и Северной Америке, выявление причин сходства и различий в чередовании природных зон.

Ход работы:

Вариант 1.

Используя карты атласа:

3)Результаты работы занесите в таблицу:

Природные зоны

Черты сходства

Черты различия

в Евразии

в Северной Америке

Вариант 2.

Практическая работа № 21.

Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление причин сходства и различий в чередовании природных зон.

Ход работы:

Вариант 1.

Используя карты атласа:

1) выпишите все природные зоны Евразии и Северной Америке с запада на восток по 40° с.ш.;

2) Определите черты сходства и различия в природных компонентах природных зон (средняя температура января и июля, годовое количество осадков и их сезонность, внутренние воды, почвы, растительность и животный мир) и их расположении по территории материков;

3) Результаты работы занесите в таблицу:

Природные зоны

Черты сходства

Черты различия

в Евразии

в Северной Америке

4) Сделайте вывод о причинах разнообразия природных зон и характере их расположения на материках.

Вариант 2.

Используя карты атласа, на контурной карте Евразии различными цветами обозначьте и подпишите названия всех природных зон, расположенных на 40° с.ш. и ответьте на следующие вопросы:

1) Какие природные зоны Евразии на 40-ой параллели отсутствуют на этой же широте в Северной Америке?

2) Какие природные зоны Северной Америки на 40° с.ш. отсутствуют на этой же параллели в Евразии?

3) Как различается расположение природных зон в Евразии и Северной Америке? Назовите главные причины этих различий

Практическая работа № 22.

Нанесение на контурную карту крупнейших стран Евразии и их столиц.

Ход работы:

Используя политическую карту мира (атлас, стр. 10 - 11):

1) обозначьте границы и подпишите названия Бангладеш, Великобритании, Вьетнама, Германии, Индии, Индонезии, Ирана, Италии, Казахстана, Китая, Монголии, Пакистана, России, Саудовской Аравии, Турции, Украины, Филиппин, Франции, Японии;

2) подпишите названия столиц этих стран;

3) красным цветом закрасьте территорию самой большой страны по площади территории, а жёлтым – самой большой по численности населения.

Практическая работа № 23.

Составление ”каталога” стран Европы и Азии.

Ход урока:

Используя различные источники информации, составьте ”каталог” стран Евразии, отметив важнейшие статистические данные перечисленных стран:

· название страны;

· государственный флаг;

· государственное устройство;

· площадь территории;

· численность населения;

· столица.

Данные о странах занести в таблицу:

Страна

Государственный флаг

Государственное устройство

Площадь территории

(тыс. км 2 )

Численность населения

(млн. чел.)

Столица

Вариант 1. Страны Азии.

Вариант 2. Страны Европы.

Практическая работа № 24.

Составление простейших картосхем размещения культурно-исторических центров Европы и Азии.

Ход работы:

Используя карты атласа и дополнительную литературу, на контурной карте Европы или Азии (в зависимости от варианта) условными знаками нанесите не менее 10 важнейших историко-культурные центров разных стран этих континентов и подпишите названия стран и отмеченных центров.

Вариант 1. Историко-культурные центры Европы.

Вариант 2. Историко-культурные центры Азии.

Практическая работа № 25.

Работа на местности по выявлению компонентов природных комплексов и составление простейшего плана местности.

Ход работы:

1) Во время экскурсии проведите маршрутную съёмку и составьте план местности.

2) В тетради дайте краткое описание маршрута движения с указанием наблюдаемых изменений в характере рельефа, внутренних вод, почв и растительности.

Оценочные практические работы в 7 классе по ФГОС (всего 15 работ)

Практическая работа №1
Обозначение на контурной карте литосферных плит и сейсмических поясов Земли
А. 1. Пользуясь картой атласа нанести границы литосферных плит Земли и подписать их;
2. Выделить в пределах материковой части плит платформы, пользуясь картой строения земной коры в атласе;
3. Найти на физической карте эти же места и определить формы рельефа. Подписать название на к/к в районе платформ;
4. Нанести штриховкой пояса землетрясений и вулканизма Земли;
5. Нанести без подписи направление горных систем мира на материках.
Б. В океанах - направление подводных хребтов.
Какой вывод можно сделать из наложения карт о -
а) размещении равнин;
б) размещении горных систем
в пределах литосферных плит?

Практическая работа №2
Обозначение на к/к климатических поясов Земли и описание климата места по климатической карте

    Найти на карте "Климатические пояса Земли" примерные средние параллели для каждого климатического пояса:

а) эк 0?; б) суб 10?; в) троп. 20?; г) субтр. 40?; д) умер. 50?; е) 60?

    провести примерные границы поясов Земли на к/к и подписать их сокращенно;

    показать направления постоянных ветров в тропическом, умеренном и полярных поясах стрелками;

    нанести на карту город с карточки. Описать климат в этом городе (6 вариантов):

а) - ср. t? января;
б) - ср. t? июля;
в) - амплитуда;
г) - мин t?;
д) - макс. t?;
е) - годовое кол-во осадков;
ж) - направление ветров летом;
з) - направление ветров зимой;
и) климатический пояс города.

Практическая работа №3

См. учебник стр.70

Практическая работа №4
Описание географического положения материка
Пользуясь физической картой полушарий и материка, описать его положение:

Крайние точки:

Какие океаны омывают? С какой стороны.

Какие моря и заливы омывают?

Как лежит относительно других материков?

В каких климатических поясах расположен?

Одна колонка таблицы у каждого варианта остается пустой .

Практическая работа №5
Характеристика ПК Африки по картам.

Пользуясь картами строения земной коры мира, физической картой Африки, климатической природных зон и комплексной, дать описание ПК:
а) - северо-западной части; б) - юго-западной части.
По плану:

    Географическое положение ПК;

    Рельеф территории в зависимости от строения земной коры;

    Полезные ископаемые в ПК;

    Климатический пояс и его черты;

    Водные объекты и их характерные черты;

    Типичные растения и животные в ПК;

    Возможности хозяйственной деятельности людей.

Практическая работа №6 « Описание страны по плану»
Характеристика страны

Хозяйственная деятельность человека
а) виды занятий,
б) крупные города

Экологические проблемы

Практическая работа №7

Сравнение географического положения Африки и Австралии Основой для выполнения работы служит практическая работа №5.

    Заполнить пустующую колонку в ПР. №5;

    Определить географические координаты крайних точек;

    Назвать черты сходства в положении Африки и Австралии (написать в тетради как вывод);

    В чем главное отличие положения материков?

Практическая работа №8

Сравнение ГП материков Южная Америка и Африка, черты сходства и различия.

Практическая работа №9
Описание реки Южной Америки (Ориноко, Парана)
Описать реку Ориноко, Парана, пользуясь картами атласа, таблицами атласа и планом.
Описание можно оформить в таблицу или в повествовательный текст, а можно сделать в к/к, применив условные обозначения.
План:

    Географическое положение:

а) в какой части материка;
б) исток, направление течения, устье;
в) бассейн какого океана;
г) длина реки.

    Каков рельеф местности, по которому течет река. Как это влияет на ее характер течения? Характер течения реки.

    Питание и режим реки. В каких климатических поясах течет река, как это влияет на ее питание и режим?

    Хозяйственное использование реки человеком.

    Как может измениться природа реки в будущем?

Практическая работа №10
Характеристика природы страны и населения одной из стран Ю.Америки
Дать описание страны: Чили, Венесуэла. План:

    Географическое положение (часть материка, соседи, выход в океан, море, столица).

    Особенности рельефа (основные формы, высоты). Полезные ископаемые, влияние на хозяйственную деятельность.

    Климатические условия (пояс, t? января, t? июля, годовые осадки), наличие сезонов. Влияние на хозяйственную деятельность.

    Реки и озера. Использование в хозяйстве.

    Природные зоны (растительность, почвы, животные).

    Народы страны, их основные занятия. Орудия труда, жилища, одежда, традиции.

    Крупные города.

    Какие культуры выращивают, каких животных разводят.

Практическая работа №11

Обозначение на к/к маршрутов научных экспедиций в 4-х океанах мира. Обозначение на карте 1-2 объектов путешествий, чьими именами названы объекты.
А. 1. На карте мира нанести по 2-3 маршрута любых путешествий в пределах океана стрелками, на стрелке указать годы и руководителя путешествия;
Воспользуйтесь перечнем "Важнейшие географические открытия и путешествия"
2. Найти в океане 1-2 объекта, которые носят названия, связанные с людьми, участвовавшими в обозначенных экспедициях.
Можно, наоборот, нанести 1-2 объекта, а потом экспедиции этих ученых.
Б. Смоделируйте свою собственную экспедицию в один из океанов, на стрелке напишите цель вашего путешествия.

Практическая работа №12
Характеристика особенностей климата Северной Америки. Заполнить таблицу с помощью карты:

0 -8?

16?

10?

16?

2000 м

500 м

Весь год много
Больше летом

Умеренный
умеренный

Умеренно континент

П-ов Калифорния
30? с.ш.
П-ов Флорида

16?

16?+24?

24?+30?

250-500

1000-2000

Зимой больше

Весь год, больше летом

Субтр.

Субтр.

Средизем.

муссон

Черты сходства

Практическая работа №13

Характеристика одной из стран Северной Америки (по контурной карте)
Пользуясь разными картами атласа, дайте характеристику страны:
Мексика - Канада картографическим способом. На к/к нанести особенности стран в соответствии с планом описания страны.

    Географическое положение (границы, соседи, моря, океаны);

    Рельеф и полезные ископаемые;

    Реки и озера;

    Границы климатических поясов;

    Штриховкой природные зоны;

    Крупные города;

    Условно, что выращивают, кого разводят;

    Выделить территории, наиболее освоенные человеком.

Практическая работа №14
Особенности географического положения Евразии
и его влияние на природу материка
Взаимосвязь географического положения и особенностей природы

Практическая работа № 15
Характеристика климата места по климатограмме
А. Пользуясь карточкой диаграммы определить:

    Среднюю температуру января -

    Среднюю температуру июля -

    Амплитуду -

    Годовое количество осадков -

    Их режим в течение года -

    Самый влажный месяц -

    Самый сухой месяц -

    Выражены ли времена года. Какие?

    Сделать вывод: какой это климатический пояс и тип климата.

Б . Получают две диаграммы Евразии и Северной Америки. Делают вывод о сходстве и различии

«Простая» таблица.

В данной работе учащиеся отрабатывают методы создания и использования простых таблиц, а также выравнивание текста

Учащимся показывается использование таблицы в качестве рамки вокруг одного или нескольких абзацев. Для смещения текста в ячейке таблицы используется клавиши CTL + Tab . Обратите внимание на выравнивание абзаца по центру относительно границ

Страхование имущества жителей города Урюпинска

п/п

Код клиента

Фамилия, имя, отчество клиента

Наименование имущества

Дата начала страховки

Дата окончания страховки (руб.)

Страховая сумма

Сумма месячного взноса в (руб.)

Домовладения

Петров В.Г.

Домовладение

Романова К.О.

Волкова Е.И.

Загородные дачи

Горин В.В.

Загородная дача

Котиков Н.Н.

Петрова Е.Н.

Яшкина С.С.

Автомобили

Сергеева М.А.

а/м Жигули

Попов Г.Н.

Иванова С.П.

а/м Москвич

Уваров С.А.

а/м Волга

Практическая работа №7

«Усложненная таблица»

В данной работе учащиеся отрабатывают методы создания и использования простых таблиц, а также выравнивание текста, использование списков, объединение и заливку ячеек.

Учащимся показывается использование таблицы в качестве рамки вокруг одного или нескольких абзацев (Код формы по …). Для смещения текста в ячейке таблицы используется клавиши CTL + Tab . Обратите внимание на выравнивание абзаца (Медицинская документация…) по центру относительно границ. Особое внимание уделяется использование нерастяжимого пробела при выравнивании абзаца по ширине, но без растягивания промежутков между словами. В качестве примера можно рассмотреть любой документ с надписью внизу: должность и фамилия лица, когда должность должна быть прижата к левому краю, а фамилия к правому. В качестве альтернативы можно использовать и таблицу с одной строчкой и двумя столбиками и прозрачными границами.

Каждому учащемуся предлагается отпечатанный вариант задания. Ему необходимо набрать его в точном соответствии с образцом.

Обратите внимание на размер верхней таблицы, использование списков в нижней таблице по горизонтали и вертикали, выравнивание в ячейках, одинаковый размер столбцов, выравнивание всей таблицы по центру, более жирную границу вокруг таблицы, а также не забывайте про уже сказанные требования к работе. Для качественной проверки работы обязательно включите непечатные символы. В противном случае Вы при кажущемся визуальном соответствии работы ученика с образцом она может быть не правильно выполнена.

Все отступы, выступы и границы кратны 0,5 см для простоты измерения и выполнения.

Код формы по ОДУК ٱٱٱٱٱٱ

Код учреждения ٱٱٱٱٱ

__________________________

наименование учреждения

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

7 КЛАСС

Практическая работа 1.

Тема: Описание одного из видов особо охраняемых территорий.

Цель работа: Сформировать знания об особо охраняемых территориях.

Ход работы:

Описание одного из видов особо охраняемых территорий (по выбору учителя) по плану:

а)Название;

б)Географическое положение;

в)Год создания;

г)Объект охраны (кто и что находится под охранной);

д)Уникальность объектов или вида;

е)Меры, принимаемые заповедником (заказником)для сохранения объектов или вида.

Предварительно раздать учащимся объекты для анализа: Йеллоустонский национальный парк,

Беловежская пуща,

Национальный парк Килиманджаро (Танзания) и т.д.

Практическая работа 2.

Тема: Чтение и анализ карт атласа.

Цель работы: Сформировать знания о картах, о видах карт

Ход работы.

Описание карт по атласу:

Название

Охват территории изображения

О чем можно узнать из карты (не менее 5 объектов)

Практическая работа 3.

Тема: Обозначение на контурной карте ареалов высокой плотности населения, направление миграции людей в прошлом и современные перемещения.

Цель работы:1. Выделение ареалов высокой плотности населения, направлений миграции людей в прошлом и современные перемещения.

2. Учимся отражать результаты работы картографическими средствами.

Ход работы:

Задание 1. Пользуясь текстом учебника, картой атласа «народы и плотность населения», обозначьте на контурной карте ареалы высокой плотности населения.

Задание 2. Установить причины большой плотности населения в разных частях земного шара. Сделайте вывод. От каких причин зависит размещение населения по территории Земли. Краткий вывод запишите в тетрадь.

Задание 3 .Пользуясь текстом учебника, обозначьте на контурной карте направление миграций людей в прошлом.

Задание 4. Обозначьте на контурной карте современные перемещения людей. Знаки легенды карты придумать самостоятельно.

Практическая работа 4.

Тема: крупные города мира.

Цель работы: Познакомиться с крупными городами мира.

Ход работы.

Задание 1. Анализируя карту «плотности населения», диаграмму «крупнейшие города мира по численности населения», запишите их в тетрадь.

Задание 2. Отметьте красными кружками на контурной карте крупнейшие города мира и их численность.

Практическая работа 5.

Тема: Самые многочисленные страны мира.

Цель работы: Познакомиться с многочисленными странами мира.

Ход работы:

Задание 1. Учеников делят на группы. Каждой группе дается название материка. Ученики анализируют карту «плотности населения». Выписывают самые многочисленные страны на данном материке, численность населения страны. Далее к доске вызывается по одному ученику из группы, который отчитывается по работе. В процессе ответов учеников, заполняется таблица.

Таблица: «Самые многочисленные страны мира»

Материки

Страна

Численность

Евразия

Северная Америка

Южная Америка

Африка

Австралия

Задание 2. На контурной карте обозначьте крупнейшие страны мира и подпишите их названия, численность.

Практическая работа 6.

Тема: Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение размещения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории литосферных плит)

Цель работы:1. Закрепить знания основных положений теории литосферных плит;

Ход работы:

Задание 1. Найдите на карте «строение земной кары» в атласе крупнейшие литосферные плиты.

Задание 2. Обозначьте на контурной карте крупнейшие литосферные плиты, укажите направление и скорость их движения. Обозначьте древние платформы и области современного горообразования.

Задание 3. Учение о литосферных плитах дает возможность заглянуть в будущее Земли. На основе теории литосферных плит представьте модель поверхности Земли в будущем: предположите, как будут размещаться материки и океаны через миллионы лет.

Задание 4. Краткий ответ по третьему вопросу запишите в тетрадь, можно составить рисунок.

Задание 5. Определите какие формы рельефа соответствуют зонам платформ, щитов, складчатым областей, разломов, заполните таблицу:

Практическая работа 7

Тема: Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождения полезных ископаемых.

Цель работы:1. Закрепить знания о современном рельефе, размещении полезных ископаемых по миру;

2. Учимся правильно работать с контурной картой.

Ход работы.

Задание 1 .Обозначьте на контурной карте крупные формы рельефа.

Горы: атлас, капские, Альпы, Карпаты, Кавказ, Тибет, Кордильеры, Анды, Аппалачи, большой водораздельный хребет.

Нагорья: эфиопское.

Плоскогорье: восточно-африканское, бразильское, гвианское, среднесибирское.

Вулканы: Килиманджаро, Джомолунгма, Эльбрус, орисаба, шасто.

Цветовой фон контурной карты должен соответствовать цветовому фону карты атласа.

Задание 2. Обозначьте на контурной карте месторождения полезных ископаемых. Условные знаки на контурной карте должны соответствовать условным знакам карты атласа.

Приемы обозначения на контурной карте объектов литосферы (гор, равнин, вулканов, отдельных вершин).

1.Определив географическое положение объектов на физической карте, найдите это место на контурной карте, ориентируясь по линиям градусной сетке, береговой линии, речной сети.

2.Обозначить объекты на контурной карте такими же условными знаками, как это сделано на карте физической, обратив внимание на точность нанесения объектов относительно основных ориентиров.

3.Надписать названия объектов так, как это сделано на карте физической.

4. В условных знаках к карте пояснить, как обозначен объект.

Практическая работа 8.

Тема: Распределение осадков по земному шару.

Цель работы: Научится определять количество осадков по климатической карте.

Ход работы.

Задание 1. Проанализировать климатическую карту мира.

Задание 2. Отметьте на контурной карте самые увлажненные области мира – синим цветом, области со средним увлажнением – зеленым цветом и самые засушливые области мира – оранжевым.

Задание 3. Подпишите количество осадков в каждой области.

Практическая работа 9.

Тема: климатические пояса и области Земли.

Цель работы: Сформировать представление о климатическом поясе.

Ход работы.

Задание 1. Ученики делятся на группы. Каждой группе дается название климатического пояса. Ученики, используя карты, учебник, справочники и т.д., заносят данные в общую таблицу, которая зарисовывается в тетрадь.

Таблица: «Климатические пояса северного полушария»

Название пояса

Расположение пояса

Количество осадков

температуры

Арктический

Субарктический

Умеренный (северный)

Субтропический(северный)

Тропический (северный)

Субэкваториальный(северный)

экваториальный

Задание 2. Составить самостоятельно таблицу «климатические пояса южного полушария»

Задание 3. На контурной карте нарисуйте климатические пояса (цветовую гамму брать из атласа).

Практическая работа 10.

Тема: Описание одного из климатических поясов.

Цель работы: Сформировать представления об одном из климатических поясов.

Ход работы.

Задание 1. Ученикам раздаются карточки. На каждой из них написан свой климатический пояс. Ученики характеризуют климатический пояс по плану.

План характеристика климатического пояса.

1.название;

2.положение относительно экватора и полюса;

3.господствующие воздушные массы;

4.средняя температура января и июля;

5.годовое количество осадков;

6.климитические различия и их причины;

7.приспособленность населения к климатическим условиям данного пояса.

Задание 2. Заполните таблицу.

Название

Между какими параллелями расположен пояс.

Воздушные массы

температура

Количество осадков

Таблица перерисовывается в тетрадь.

Практическая работа 11.

Цель работы: Сформировать у учащихся преставления о климатической диаграмме.

Ход работы.

Задание 1. Учащимся раздаются карточки с климатической диаграммой какого-либо пояса. Ученики анализируют диаграмму и делают вывод, какому же климатическому поясу она принадлежит.

Задание 2. Ученикам дается какой-либо климатический пояс. Учащиеся должны составить климатическую диаграмму. Для создания диаграммы учащиеся могут использовать учебник, карту, справочники и т.д.

Практическая работа 12.

Тема: Анализ погоды в различных частях земного шара.

Цель работы: Познакомить с особенностями погоды в различных частях земного шара.

Ход работы.

Задание 1. Предварительно ученикам раздаются по вариантам областиклиматическогопояса. Ученик находит данные по погоде в данном регионе за последние 3 дня.

Задание 2. ученики заполняют таблицу и анализируют ее.

Название

облачность

облачность

облачность

Задание 3. Ученики делают вывод о климате в различных частях земного шара.

Практическая работа 13.

Тема: характеристика течений мирового океана.

Цель работы: Сформировать знания о течениях мирового океана.

Ход работы.

Задание 1. Ученики выбирают течение. Пользуясь учебником, картами, и другой литературой, характеризуют его по плану.

План описания течения мирового океана.

1.географическое положение;

2.вид течения по физическим свойствам воды (холодное, теплое);

3.вид течения по происхождению;

4.вид течения по устойчивости (постоянное, сезонное);

5.вид течения по расположению в толще воды (поверхностных, глубинных, придонных).

Задание 2. Характеристику течения записать в тетрадь.

Задание 3. Основные течения отметить на контурной карте.

Практическая работа 14.

Тема: Обозначение на контурной карте крупнейших рек и озер мира.

Цель работы : Научится обозначать на контурной карте объекты гидросферы.

Ход работы:

Задание 1 .Найти в атласе и подписать на контурной карте полушарий следующие объекты.

    Реки: Амазонка, Волга, Ганг, Ефрат, Инд, Конго, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхе, Янцзы.

    Озера: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Тангоньика, Чад,Эйр.

Задание 2. Найти и подписать на контурной карте России следующие объекты.

1.Реки: Амур, Ангара, Волга, Днепр, Дон, Енисей, Иртыш, Кама, Колыма, Лена, Ока, северная Двина.

2.Озера: Байкал, Каспийское море, Ладожское, Онежское, Чудское, Ханка.

Практическая работа 15.

Тема: Закономерности размещения природных зон Земли.

Цель работы: Познакомить с понятием природная зона и их размещение по земному шару.

Ход работы.

Задание 1.

Задание 2. Ученикам раздаются карточки с названиями природной зоны. Ученики, используя учебник, карту, справочники и т.д., дают характеристику природной зоны. Заполняют таблицу.

Название природной зоны

Растительность

Животный мир

Задание 3. На контурной карте отметить природные зоны. Цвета брать из атласа.

Практическая работа 16.

Тема: Описание природной зоны.

Цель работы: Сформировать знания о природной зоне.

Ход работы.

Задание 1. Ученики рассматривают карту «природные зоны».

Задание 2. Ученикам раздаются карточки с названиями природной зоны. Ученики пользуясь различную литературу, дают характеристику природной зоны. Заполняют таблицу.

Название

Климатический пояс

Растительность

Животный мир

Хозяйственная деятельность населения

Практическая работа 17.

Тема: Определение по картам географического положения одного из океанов, его относительных размеров, преобладающих и максимальных глубин, основных видов хозяйственной деятельности.

Цель работы: 1. Научиться определять по картам географического положение океана, его относительных размеров, преобладающих и максимальных глубин, основных видов хозяйственной деятельности.

2. Результаты работы уметь показывать на контурной карте.

Ход работы:

Задание 1. Пользуясь картой океанов в атласе, составьте описание океана, указанным учителем, по предложенному плану.

План характеристики океана.

1.Название океана.

2.Его относительные размеры.

3.В каких полушариях находится.

4.Какие материки омывается.

5.Береговая линия: указать моря, заливы, проливы, полуострова.

6.Самые большие острова в его границах.

7.Рельеф дна: средняя и максимальная глубина, хребты, котловины, есть ли шельф – широкий или узкий.

8.Течения (указать холодные и теплые течения).

9.Виды хозяйственной деятельности человека.

Задание 2. На контурной карте подпишите название океана, материки, омываемые им, элементы береговой линии (моря, заливы, проливы, полуострова), самые большие острова в его границах, укажите максимальную глубину, подпишите названия крупных хребтов и котловин. Стрелками покажите течения и подпишите их названия.

Задание 3. Условными знаками (знаками легенды карты придумать самостоятельно) покажите виды хозяйственности деятельности в океане.

Задание 4. В условных обозначениях не забудьте объяснить значение условных знаков.

Практическая работа 18.

Тема: Сравнение двух океанов.

Цель работы: Сформировать знания об объектах гидросферы.

Ход работы.

Задание 1. Ученикам даются по два океана для сравнения. Ученики используют различную литературу для данной работы. Данные заносятся в таблицу.

Название океана.

Атлантический океан

Индийский океан

1.Его относительные размеры.

2.В каких полушариях находится.

3.Какие материки омывается.

4.Береговая линия: указать моря, заливы, проливы, полуострова.

5.Самые большие острова в его границах.

6.Рельеф дна: средняя и максимальная глубина, хребты, котловины, есть ли шельф – широкий или узкий.

7.течения (указать холодные и теплые течения).

8.Виды хозяйственной деятельности человека

Задание 2. Сделать мини вывод по таблице.

Практическая работа 19.

Тема: Описание сходства и различия положения материков.

Цель работы: Сформировать знания о различиях положения материков.

Ход работы:

Пользуясь физической картой полушарий и материка, описать его положение:

Австралия

Крайние точки:

Какие океаны омывают?

Какие моря и заливы омывают?

Практическая работа 20.

Тема: Определение географических координат крайних точек Африки и протяженности материка с севера на юг, запада на восток в градусах и км.

Цель работы: Сформировать знания о положение материка Африка.

Ход работы.

Задание 1. Анализируя карту «Африки», заполните таблицу.

Название точек

Задание 2. Анализируя карту «Африка», определите ее протяженность по 20 0 в.д. Результаты запишите в тетрадь.

Практическая работа 21.

Тема: Географический минимум Африки.

Цель работы: Познакомить учеников с географическим минимумом по материку Африка.

Ход работы.

Задание 1. Ученики делятся на группы. Группам раздаются карточки с названиями географических объектов. Учащиеся ищут их на карте и показывают объекты около доски.

Карточка 1. Проливы: Гибралтарский, Баб-эль-Мандебский, Мазамбикский.

Заливы: Гвинейский, Аденский.

Карточка 2. Острова: Мадагаскар, Канарские, Командорские.

Полуострова: Сомали.

Карточка 3. Плоскогорье: Восточно – Африканское.

Нагорье: Эфиопское, Гвинейское, Ахаггар.

Карточка 4. Пустыни: Сахара, Калахари, Намиб.

Горы: Атлас, Капские, Драконовые.

Вулкан: Камерун, Килиманджаро.

Практическая работа 22.

Тема: Описание по климатической карте климата отдельных пунктов Африки.

Цель работы: Сформировать знания о климате Африки.

Ход работы.

Задание 1. Прежде чем приступить к работе, учащиеся должны хорошо ориентироваться в климатической карте. По этому классу предлагаются вопросы по ее чтению:

1.Как показана средняя температура января и июля?

2.Как определить температуру пункта, если через него на карте изотерма не проходит?

3.Как показана минимальная и максимальная температура?

4.Как изображается на картах среднегодовое количество осадков?

5.Как обозначаются господствующие ветры?

Задание 2. Анализируя климатическую карту, заполните таблицу.

Пример заполнения таблицы.

Название пунктов

Воздушные массы

Температура,в 0 С

Амплитуда, в 0 С

Годовое количество осадков, в мм

Режим осадков

экваториальные

Экваториальные

Круглый год

Тропические континентальные

Тропические континентальные

Очень редкие, в течение года

Умеренные

тропические

Ученикам, как пример, диктуются данные по Либерии. Остальные страны ученики заполняют сами. Таблица перерисовывается в тетрадь.

Практическая работа 23.

Тема: Характеристика страны.

Цель работы: Сформировать знания о стране.

Ход работы.

Задание 1.

Географическое положение «ГП»

(часть материка, соседи, столица);

Особенности природы:

а) рельеф;

б) полезные ископаемые;

в) климат;

г) реки, озера;

д) природные комплексы

а) виды занятий;

б) крупные города

Экологические проблемы

Задание 2. Таблицу занести в тетрадь.

Практическая работа 24.

Тема: Работа с картами путешествий.

Цель работы: Сформировать знание о путешествиях по материку.

Ход работы.

Задание 1. Учеников делят на несколько групп. Каждой группе дается один из маршрутов путешествия по материку Африка. Ученики должны используя карты, учебники рассмотреть маршрут путешествия. Отметить его на карте. Задание 2.Правила путешествия по материку.

1.Внимательно изучите маршрут: где он начинается, в каком направлении продолжается, где и как направление меняется, каков конечный пункт.

2.Изучить легенду карты.

3.Определить природные зоны и выясним, через какие страныпроходят наш маршрут.

4.Вспомним, что мы можем сказать о природе и людях материка на основе уже имеющихся знаний.

5.Читая текст, не забываем следить за маршрутом по карте. Пытаемся мысленно представить те территории, о которых идет речь.

Задание 3. Заполнить таблицу.

Начало маршрута

Конец маршрута

От Касабланки до Триполи

От Томбуки до Лагоса

От Лагоса до озера Виктория

От озера Виктория до Индийского океана

Из Танзании к мысу Доброй Надежды

По окончанию занятия выставляются оценки: 1- за оформление карты;

2- за оформление таблицы.

Практическая работа 25.

Тема: Географическое положение Австралии.

Цель работы: Сформировать знания о положение материка Австралия.

Ход работы:

Пользуясь физической картой полушарий и материка, опишите его положение. Данные занесите в таблицу.

Австралия

Как расположен относительно экватора, тропиков?

Как расположен относительно 0?мередиана?

Крайние точки:

Какие океаны омывают?

Какие моря и заливы омывают?

Как лежит относительно других материков?

В каких климатических поясах расположен?

Практическая работа 26.

Тема: Обозначение на карте географических объектов маршрута путешествия.

Цель работы: Сформировать знание о путешествиях по Австралии.

Ход работы.

Задание 1. Ученики должны вспомнить каких путешественников они помнят из ранее изученных. Какие из них исследовали Австралию.

Задание 2. Ученикам предлагается маршрут путешествия по Австралии

одного из исследователей. Ученики делятся на группы. Каждая группа исследует свой собственный маршрут, который они показывают на карте. В течение ответов других групп, оформляется контурная карта.

Начало маршрута

Конец маршрута

Какие объекты находились на пути исследователя.

От Петр до озера Эйр- норт

От озера Эйр-норт до Сиднея

От Сиднея вдоль Большого водораздельного хребта

За данное задание выставляются 2 оценки: первая за оформление карты, вторая за оформление таблицы

Практическая работа 27.

Тема: Описание реки Южной Америки.

Цель работы: Сформировать знания об объектах гидросферы Южной Америки.

Ход работы.

Описание можно оформить в таблицу или в повествовательный текст, а можно сделать в контурной карте, применив условные обозначения.

1.географическое положение:

а) часть материка;

б) исток, направление течения, устье;

в) бассейн какого океана;

г) длина реки.

2.Какой рельеф местности, в котором течет река? Как это влияет на характер течения? Характер течения реки.

3.Питание и режим реки. В каких климатических поясах течет река? Как это влияет на ее питание и режим?

4.Хозяйственное использование реки человеком.

5.Как можно изменить природу реки в будущем?

Практическая работа 28.

Тема: Характеристика страны.

Цель работы: Сформировать знания о положение страны.

Ход работы.

Анализируя карты атласа, производится заполнение таблицы. Страна для анализа выбирается учителем.

Народы страны (раса, языки, размещение по стране);

Особенности природы:

а)рельеф;

б)полезные ископаемые;

в)климат;

г)реки, озера;

д)природные комплексы

Хозяйственная деятельность человека:

а) виды занятий;

б)крупные города

Экологические проблемы

Практическая работа 29.

Тема: Природные богатства Северной Америки.

Цель работы: Определение природных богатств горного пояса и равнин Северной Америки.

Ход работы.

Задача, которую ученики должны выполнить в ходе практической работы, такова: выписать природные богатства горного пояса и равнинного района Северной Америки и указать их использование в хозяйственной деятельности человека. Следует разрешить учащимся пользоваться учебниками, атласами и другими источниками информации. Работу можно разделить на 2 варианта (1-горный пояс и равнины Канады; 2-горный пояс и равнины США).

Ответы запишите в таблицу:

Сделайте вывод по таблицы. Краткий вывод запишите в тетрадь.

Практическая работа 30.

Тема: описание по картам и другим источникам сравнения одной из стран зарубежной Европы и одной из стран Азии.

Цель работы: 1. Составить описание одной из стран зарубежной Европы и одной из стран зарубежной Азии;

2. Проверить и оценить умение использовать карты атласа и другие источники географической информации для решения поставленных задач.

Ход работы.

Анализируя карты атласа, производится заполнение таблицы. Страна для анализа выбирается учителем.

Географическое положение (часть материка, соседи, столица);

Народы страны (раса, языки, размещение по стране);

Особенности природы:

а)рельеф;

б)полезные ископаемые;

в)климат;

г)реки, озера;

д)природные комплексы

Хозяйственная деятельность человека:

а) виды занятий;

б)крупные города

Экологические проблемы

Практическая работа 31.

Тема: Знакомство с туристической схемой столицы одного из государств Евразии.

Цель работы : Сформировать знания о достопримечательностях других стран.

Ход работы.

Ученикам предварительно раздаются карточки с названием столицы той или иной страны. Они должны сделать «визитную карточку данного города». Пример: страна-Германия, столица-Берлин.

Берлин

Берлинский собор

Берлинский зоопарк

Еврейский музей.

Бранденбургские ворота.

Красная ратуша

Оформление может быть любым (схема на ватмане, на альбомном листе, в виде презентации, в виде коллажа и т.д). Информацию ученики могут брать из книг, учебников, Интернета, справочников.

За урок выставляется 2 оценки: первая — за ответ, защиту своей работы; вторая- за оформление.

Практическая работа 32.

Тема: Различие населения и его плотности регионов Азии.

Цель работы: Сформировать знание о регионах Азии.

Ход работы.

Задание 1. Ученикам даются карточки с названиями регионов Азии. Ученики используя различную литературу, описывают его. Результаты записываются в таблицу. Переписать ее в тетрадь.

Название региона

Название стран

Численность региона

Регион наибольшей плотности населения

Крупные города

Народы региона

Задание 2. Сделать краткий вывод по таблице. Записать его в тетрадь.

Темы практических работ:

  • Практическая работа №1. Ввод данных в ячейки, редактирование данных, изменение ширины столбца, вставка строки (столбца)
  • Практическая работа №3. Форматирование таблицы
  • Практическая работа №4. Абсолютная и относительная адресация ячеек
  • Практическая работа №5. Встроенные функции
  • Практическая работа №6. Логические функции
  • Практическая работа №7. Связывание рабочих листов
  • Практическая работа №8. Обработка данных с помощью ЭТ
  • Практическая работа №9. Решение задач с помощью ЭТ
  • Практическая работа №10. Формализация и компьютерное моделирование

Практическая работа №1. Ввод данных в ячейки, редактирование данных, изменение ширины столбца, вставка строки (столбца)

Редактирование данных:

1) выбрать нужную ячейку;
2) щелкнуть мышью в строке формул или дважды щелкнуть левой кнопкой мыши внутри ячейки;
3) отредактировать содержимое ячейки;
4) нажать Enter или щелкнуть мышью в другой ячейке.

Изменение ширины столбца (высоты строки):

1) подвести курсор мыши к границе столбца (строки), курсор примет вид двойной стрелки;
2) передвигать границу до нужного размера, не отпуская левой кнопки мыши;
3) отпустить левую кнопку мыши.

Вставка строки (столбца)

1) выделить строку (столбец), перед (слева) которой нужно вставить новую строку (столбец);
2) выбрать Вставка, Строки (Столбцы)

Задание.

1) Введите данные следующей таблицы:

Подберите ширину столбцов так, чтобы были видны все записи.

2) Вставьте новый столбец перед столбцом А. В ячейку А1 введите № п/п , пронумеруйте ячейки А2:А7 , используя автозаполнение, для этого в ячейку А2 введите 1, в ячейку А3 введите 2, выделите эти ячейки, потяните за маркер Автозаполнения вниз до строки 7.

3) Вставьте строку для названия таблицы. В ячейку А1 введите название таблицы Индивидуальные вклады коммерческого банка.

4) Сохраните таблицу в своей папке под именем банк.xls

Практическая работа №2. Ввод формул

Запись формулы начинается со знака «=». Формулы содержат числа, имена ячеек, знаки операций, круглые скобки, имена функций. Вся формула пишется в строку, символы выстраиваются последовательно друг за другом.

Задание.

1) Откройте файл банк.xls «Лист 2» таблицу с «Лист 1».

2) В ячейку С9 введите формулу для нахождения общей суммы =С3+С4+С5+С6+С7+С8, затем нажмите Enter .

3) В ячейку D3 введите формулу для нахождения доли от общего вклада, =С3/C9*100 , затем нажмите Enter .

4) Аналогично находим долю от общего вклада для ячеек D4, D5, D6, D7, D8

5) Для группы ячеек С3:С9 установите Разделитель тысяч и разрядность Две цифры после запятой , используя следующие кнопки , , .
6) Для группы ячеек D3:D8 установите разрядность Целое число , используя кнопку
7) Добавьте две строки после названия таблицы. Введите в ячейку А2 текст Дата, в ячейку В2 – сегодняшнюю дату (например, 10.09.2008), в ячейку А3 текст Время, в ячейку В3 – текущее время (например, 10:08). Выберите формат даты и времени в соответствующих ячейках по своему желанию.
8) В результате выполнения задания получим таблицу

Практическая работа №3. Форматирование таблицы

1) Для изменения формата ячеек необходимо:

  • выделить ячейку (группу ячеек);
  • выбрать Формат, Ячейки ;
  • в появившемся диалоговом окне выбрать нужную вкладку (Число, Выравнивание, Шрифт, Граница );
  • выбрать нужную категорию;
  • нажать ОК.

2) Для объединения ячеек можно воспользоваться кнопкой Объединить и поместить в центре на панели инструментов

Задание . 1) Откройте файл банк.xls , созданный на прошлом уроке.

2) Объедините ячейки A1:D1 .

3) Для ячеек В5:Е5 установите Формат, Ячейки, Выравнивание, Переносить по словам , предварительно уменьшив размеры полей, для ячейки В4 установите Формат, Ячейки, Выравнивание, Ориентация - 450 , для ячейки С4 установите Формат, Ячейки, Выравнивание, по горизонтали и по вертикали – по центру

4) С помощью команды Формат, Ячейки, Граница установить необходимые границы
5) Выполните форматирование таблицы по образцу в конце задания.

9) Сохраните документ под тем же именем.

Практическая работа №4. Абсолютная и относительная адресация ячеек

1) Формула должна начинаться со знака «=».
2) Каждая ячейка имеет свой адрес, состоящий из имени столбца и номера строки, например: В3, $A$10, F$7.
3) Адреса бывают относительные (А3, Н7, В9), абсолютные ($A$8, $F$12 – фиксируются и столбец и строка) и смешанные ($A7 – фиксируется только столбец, С$12 – фиксируется только строка). F4 – клавиша для установки в строке формул абсолютного или смешанного адреса.
4) Относительный адрес ячейки изменяется при копировании формулы, абсолютный адрес не изменяется при копировании формулы
5) Для нахождения суммы можно воспользоваться кнопкой Автосуммирование , которая находится на панели инструментов

Задание.

1) Откройте файл банк.xls , созданный на прошлом уроке. Скопируйте на «Лист 3» таблицу с «Лист 1».
2) В ячейку С9 введите формулу для нахождения общей суммы, для этого выделите ячейку С9 , нажмите кнопку Автосуммирование , выделите группу ячеек С3:С8 , затем нажмите Enter .

3) В ячейку D3 введите формулу для нахождения доли от общего вклада, используя абсолютную ссылку на ячейку С9: =С3/$C$9*100 .

4) Скопируйте данную формулу для группы ячеек D4:D8 любым способом.
5) Добавьте две строки после названия таблицы. Введите в ячейку А2 текст Дата, в ячейку В2 – сегодняшнюю дату (например, 10.09.2008), в ячейку А3 текст Время, в ячейку В3 – текущее время (например, 10:08). Выберите формат даты и времени в соответствующих ячейках по своему желанию.
6) Сравните полученную таблицу с таблицей, созданной на прошлом уроке.
7) Добавьте строку после третьей строки. Введите в ячейку В4 текст Курс доллара , в ячейку С4 – число 23,20 , в ячейку Е5 введите текст Сумма вклада, руб.
8) Используя абсолютную ссылку, в ячейках Е6:Е11 найдите значения суммы вклада в рублях.

9) Сохраните документ под тем же именем.

Практическая работа №5. Встроенные функции

Excel содержит более 400 встроенных функций для выполнения стандартных функций для выполнения стандартных вычислений.
Ввод функции начинается со знака = (равно). После имени функции в круглых скобках указывается список аргументов, разделенных точкой с запятой.
Для вставки функции необходимо выделить ячейку, в которой будет вводиться формула, ввести с клавиатуры знак =, нажать кнопку Мастера функций на строке формул. В появившемся диалоговом окне

выбрать необходимую категорию (математические, статистические, текстовые и т.д.), в этой категории выбрать необходимую функцию. Функции СУММ , СУММЕСЛИ находятся в категории Математические , функции СЧЕТ , СЧЕТЕСЛИ , МАКС , МИН находятся в категории Статистические .
Задание . Дана последовательность чисел: 25, –61, 0, –82, 18, –11, 0, 30, 15, –31, 0, –58, 22. В ячейку А1 введите текущую дату. Числа вводите в ячейки третьей строки. Заполните ячейки К5:К14 соответствующими формулами.

Отформатируйте таблицу по образцу:

Лист 1 переименуйте в Числа , остальные листы удалите. Результат сохраните в своей папке под именем Числа.xls .

Практическая работа №6. Связывание рабочих листов

В формулах можно ссылаться не только на данные в пределах одного листа, но и на данные, расположенные в ячейках других листов данной рабочей книги и даже в другой рабочей книге. Ссылка на ячейку другого листа состоит из имени листа и имени ячейки (между именами ставится восклицательный знак!).
Задание . На первом листе создать таблицу «Заработная плата за январь»

На втором листе создать таблицу «Заработная плата за февраль»

Переименуйте листы рабочей книги: вместо Лист 1 введите Зарплата за январь , вместо Лист 2 введите Зарплата за февраль , вместо Лист 3 введите Всего начислено . Заполните лист Всего начислено исходными данными.

Заполните пустые ячейки, для этого введите в ячейку С9 формулу , в ячейку D9 введите формулу , в остальные ячейки введите соответствующие формулы.

Сохраните документ под именем зарплата .

Практическая работа №7. Логические функции

Логические функции предназначены для проверки выполнения условия или для проверки нескольких условий.
Функция ЕСЛИ позволяет определить, выполняется ли указанное условие. Если условие истинно, то значением ячейки будет выражение 1 , в противном случае – выражение 2.
=ЕСЛИ (условие; выражение 1; выражение 2)
Например, =ЕСЛИ (В2>20; «тепло»; «холодно»)
Если значение в ячейке В2>20, то выводится сообщение тепло , в противном случае – холодно .

Задание 1.

1) Заполните таблицу и отформатируйте ее по образцу:

2) Заполните формулами пустые ячейки. Абитуриент зачислен в институт, если оценка по математике 4 или 5, в противном случае – нет.
3) Сохраните документ под именем студент .
Совместно с функцией ЕСЛИ используются логические функции И, ИЛИ, НЕ .
Например, =ЕСЛИ(И(Е4<3; Н8>=3); «выиграет»; «проиграет»). Если значение в ячейке Е4<3 и Н8>=3, то выводится сообщение выиграет, в противном случае – проиграет.

Задание 2.

1) Откройте файл «Студент».
2) Скопируйте таблицу на Лист 2 .
3) После названия таблицы добавьте пустую строку. Введите в ячейку В2 Проходной балл, в ячейку С2 число 13. Изменим условие зачисления абитуриента: абитуриент зачислен в институт, если сумма баллов больше или равна проходному баллу и оценка по математике 4 или 5, в противном случае – нет.

4) Сохраните полученный документ.

Практическая работа № 8. Обработка данных с помощью ЭТ

1. Заполните таблицы.
2. Заполните формулами пустые ячейки. Засушливым считается месяц, в котором количество выпавших осадков меньше 15 мм (воспользуйтесь формулой СЧЕТЕСЛИ).
3. Заполните столбец Прогноз :

  • засуха, если количество осадков < 15 мм;
  • дождливо, если количество осадков >70 мм;
  • нормально (в остальных случаях).

4. Представьте данные таблицы Количество осадков (мм) графически, расположив диаграмму на Листе 2 . Выберите тип диаграммы и элементы оформления по своему усмотрению.
5. Переименуйте Лист 1 в Метео , Лист 2 в Диаграмма . Удалите лишние листы рабочей книги.

6) Установите ориентацию листа – альбомная, укажите в верхнем колонтитуле (Вид, Колонтитулы ) свою фамилию, а в нижнем – дату выполнения работы.
7) Сохраните таблицу под именем метео .

Практическая работа № 9. Решение задач с помощью ЭТ

Задача 1. Представьте себя одним из членов жюри игры «Формула удачи». Вам поручено отслеживать количество очков, набранных каждым игроком, и вычислять суммарный выигрыш в рублях в соответствии с текущим курсом валюты, а также по результатам игры объявлять победителя. Каждое набранное в игре очко соответствует 1 доллару.
1. Заготовьте таблицу по образцу:

2. В ячейки Е7:Е9 введите формулы для расчета Суммарного выигрыша за игру (руб.) каждого участника,в ячейки В10:D10 введите формулы для подсчета общего количества очков за раунд.
3. В ячейку В12 введите логическую функцию для определения победителя игры (победителем игры считается тот участник игры, у которого суммарный выигрыш за игру наибольший)
4. Проверьте, что при изменении курса валюты и количества очков участников изменяется содержимое ячеек, в которых заданы формулы.
5. Сохраните документ под именем Формула удачи .

Дополнительное задание.

Выполните одну из предлагаемых ниже задач.

1. Для обменного пункта валюты создайте таблицу, в которой оператор, вводя число (количество обмениваемых долларов) немедленно получал бы ответ в виде суммы в рублях.
Текущий курс доллара отразите в отдельной ячейке. Переименуйте Лист 1 в Обменный пункт . Сохраните документ под именем Обменный пункт .

2. В парке высадили молодые деревья: 68 берез, 70 осин и 57 тополей. Подсчитайте общее количество высаженных деревьев, их процентное соотношение. Постройте объемный вариант круговой диаграммы.
Сохраните документ под именем Парк .

Практическая работа №10. Формализация и компьютерное моделирование

При решении конкретной задачи необходимо формализовать изложенную в ней информацию, а затем на основе формализации построить математическую модель задачи, а при решении задачи на компьютере необходимо построить компьютерную модель задачи.

Пример 1. Каждый день по радио передают температуру воздуха, влажность и атмосферное давление. Определите, в какие дни недели атмосферное давление было нормальным, повышенным или пониженным – эта информация очень важна для метеочувствительных людей.

Формализация задачи – атмосферное давление считается:

  • нормальным, если находится в пределах от 755 до 765 мм рт.ст.;
  • пониженным – в пределах 720-754 мм рт.ст.;
  • повышенным – до 780 мм рт.ст.

Для моделирования конкретной ситуации воспользуемся логическими функциями MS Excel.

2. В ячейку С3 введите логическую функцию для определения, каким (нормальное, повышенное или пониженное) было давление в каждый из дней недели.
3. Проверьте, как изменяется значение ячейки, содержащей формулу при изменении числового значения атмосферного давления.
4. Сохраните документ под именем Атмосферное давление .

Дополнительное задание.

В 1228 г. итальянский математик Фибоначчи сформулировал задачу: «Некто поместил пару кроликов в некоем месте, огороженном со всех сторон стеной. Сколько пар кроликов родится при этом в течение года, если природа кроликов такова, что каждый месяц, начиная с третьего месяца после своего рождения, пара кроликов производит на свет другую пару?»

Формализация задачи:

Эта задача сводится к последовательности чисел, в дальнейшем получившей название «Последовательность Фибоначчи»: 1, 1, 2, 3, 5, 8, …,
Где два первых члена последовательности равны 1, а каждый следующий член последовательности равен сумме двух предыдущих.
Выполните компьютерное моделирование задачи Фибоначчи.