Агрессия как инстинктивное поведение — психоаналитический подход. Агрессия как инстинктивное поведение Агрессия как инстинктивное поведение

За почти 80 лет социально-психологического изучения агрессии были выдвинуты различные теории , объясняющие причины ее появления . Можно выделит три основные влиятельные точки зрения :

    согласно одной из них - агрессия это форма поведения, определяемая врожденными инстинктами и побуждениями;

    согласно другой – агрессия, как и другие формы поведения, приобретается в результате индивидуального опыта;

    третья, промежуточная точка зрения, соединяет побуждение и приобретение, гипотеза о фрустрации - агрессии.

Все они отражают воз­зрения и эмпирический опыт конкретных исследователей и психологических школ разного времени .

*Рассмотрим следующий эпизод, происходящий в баре обычного города, и, к сожалению, в последнее время часто встречающийся. Молодые люди толпятся у стойки бара и среди них группа выходцев из Кавказа (Китая, Африки), живущих и работающих в этом же городе. Двое молодых людей (русских) начали спорить, все более распаляясь. Неожиданно один из них вскакивает, кричит на азербайджанца и бьет его в подбородок.

Попробуем проанализировать данный эпизод, исходя из различных теоретических построений.

    1. Агрессия как инстинкт

рассматривается двумя влиятельными теоретическими подходами – психоаналитическим и этологическим.

      1. Психоаналитический подход

Одним из осно­воположников этой теории, без сомнения, является 3. Фрейд . Он считал, что в человеке существуют два наиболее мощных врожденных инстинкта: инстинкт жизни , Эрос , и инстинкт смерти –Танатос. Первый рассматривался как стремления, связанные с созида­тель­ными тенденциями в поведении человека: любовью, заботой, бли­зостью . Второй несет в себе энергию разрушения, его задачей явля­ется «приводить все органически живущее к состоянию безжизнен­ности » - это злоба, ненависть, деструктивность .

Когда инстинкт смерти обращен вовнутрь , то выражает себя в самонаказании , крайней формой которого становится самоубийство, когда он обращен вовне , то выражает себя во враждебности, стремлении к разрушению, убийству.

Фрейд был убежден, что подобно тому, как снижается сексуальное напряжение вследствие сексуальной активности, агрессивная энергия также должна каким-то образом выйти наружу . Если людям не давать излить свою агрессию , ее энергия будет расти, а вместе с ней расти и напряжение; энергия будет искать выход, либо взрываясь актами предельного насилия, либо выражая себя в симптомах психического заболевания . Это привело к идее «катарсиса ».

Катарсис (в буквальном смысле "очищение эмоций") - это процесс освобождения возбуждения или накопившейся энергии, приводящий к снижению уровня напряжения .

Враждебные и агрессивные тенденции могут выражаться и не деструктивным способом , например, через сарказм или фантазию , их можно сублимировать, т.е. направить разрушительную энергию в русло какого-либо приемлемого или общественно полезного поведения .

1.1.2 Этологический подход.

Новое звучание тема обусловленности человеческой агрессии, главным обра­зом, биологическими факторами получила в совре­менное время благодаря ра­ботам одного из основоположников этологии - К. Лоренца . Он утверждал, что агрессивный инстинкт много значил в процессе эволюции, выживания и адап­тации чело­века . Стремительное же развитие научно-технической мысли и про­гресс обогнали естественно текущее биологическое и психоло­гическое созре­вание человека и привели к замедлению развития тормозных механизмов аг­рессии , что неизбежно влечет периоди­ческое внешнее выражение агрессии . Иначе внутреннее напряже­ние будет накапливаться и создавать "давление" внутри организма, пока не приведет к вспышке неконтролируемого поведения (при­нцип выпускания пара из паровозного котла).

Впрочем, следует отметить, что "психогидравлическая модель" К. Лоренца в основном базировалась на часто неоправданном пере­носе результатов исследований, полученных на животных, на че­ловеческое поведение. Другим слабым местом теории инстинктов являлась предопределенность способов управления агрессией . Считалось, что человек никогда не сможет справиться со своей аг­рессивностью . И поскольку накапливающаяся агрессия непремен­но должна быть отреагирована, то единственной надеждой остается направить ее по нужному руслу . Сторонники теории инстинктов считают, что наиболее цивилизованной формой разрядки агрессии для человека являются конкуренция, различного рода состязания, занятия физическими упражнениями и участие в спортивных со­ревнованиях .

Агрессия - сложное явление, обусловленное множеством причин, с трудом прогнозируется и часто не поддается контролю.

Агрессия - любое действие или ряд действий. непосрсдственной целью которых является причинение физического вреда или иного ущерба. Агрессия почти всегда классифицируется как антиобщественное поведение и рассматривается как проблема, вызванная биологической неполноценностью, неудачными поисками своего места в обществе или фрустрацией из-за неблагоприятных окружающих условий. В некоторых случаях агрессия приводит к позитивным последствиям - например, когда она используется для благотворных перемен в обществе или противостоит силам угнетения. Ниже перечислены главные объяснения причин агрессивного поведсния.

Биологическое объяснение. К примеру. агрессия может быть следствием перенаселенности и потребности отстоять свою территорию (последнее не подтверждено убедительными доказательствами). В то время как животные способны ограничивать свою агрессию ритуальными представлениями , у людей эта способность развита в гораздо меньшей степени. Современные исследования указывают на возможную роль нейротрансмиттера серотонина в агрессивном поведении шимпанзе предполагается. что это справедливо и по отношению к людям.

Психологические теории, например теория подавленной агрессии, рассматривают агрессию как неизбежное следствие блокировки на пути к поставленной цели. Типичным примером служит водитель, попавший в транспортную пробку и вымещающий свою злость на других водителях или пешеходах.

Социальные (или социопсихологические) теории, такие как теория социального обучения, признают важность имитации в развитии агрессивного поведения. Дети учатся агрессивному поведению, наблюдая за агрессией взрослых людей, чье поведение вознаграждается тсм или иным образом (т. е. они получают то, что хотят).

Все эти теории используют разные подходы для ослабления или устранения причин агрессивного поведения. Биологические и психологические теории, с их акцентом на биологическую неизбежность или психологическую анормальность, маргинализируют агрессивное поведение и отвлекают внимание от других факторов повседневной жизни, которые могут вносить существенный вклад в его уменьшение и ограничение. С другой стороны, социопсихологические теории гораздо более оптимистичны во взглядах на контроль над агрессивным поведением. В конце концов, то, что поддается изучению, всегда можно изменить.

Агрессия как инстинкт

Убеждение в инстинктивном происхождении А. получило широкое распространение у рядовых американцев. В 1960-х гг. в США были опубликованы три основополагающих труда, в к-рых проводилась эта идея: «Об агрессии» (On ) Лоренца, «Территориальный императив» (The territorial imperative ) Ардри и «Голая обезьяна» (The naked ape ) Морриса. Каждый автор пытался обосновать взгляд на А. как порождение врожденного инстинкта борьбы. Агрессивная энергия, в соответствии с этим взглядом в силу инстинкта вырабатывается у индивида непрерывно и с постоянной скоростью. Со временем энергия накапливается. Чем ее больше, тем слабее раздражитель, необходимый для ее высвобождения в форме агрессивного поведения. Если с момента последнего открытого проявления А. прошло много времени, раздражителя вообще не требуется, взрыв А. происходит спонтанно. Согласно этой т. зр., агрессивная энергия неизбежно накапливается и столь же неизбежно ищет выхода.

Теория инстинкта все же весьма притягательна, хотя и представляет собой смесь аналогий и неопределенных понятий, опирающихся на отрывочные описания и несистематические наблюдения из жизни животных и людей. Она оправдывает безответственность: сам чел. якобы не может повлиять на свое агрессивное поведение, коль скоро энергия накапливается и неизбежно должна найти выход. Теория претендует на универсальность, т. е. с ее помощью пытаются объяснять различные формы и проявления А., не имеющей очевидных причин. Большинство совр. американских ученых сходятся в том, что генетико-физиолог. потенциал А. все же существует, но это не единственный фактор, ответственный за агрессивное поведение.

Агрессия как драйв

Когда научный интерес к поиску предполагаемой инстинктивной основы агрессивного поведения угас, понятие инстинкта было заменено понятием драйва (внутреннего побуждения или влечения). Более двух десятилетий усилия американских ученых концентрировались на попытках объяснить А. на основе той или иной теории драйва.

Большинство исслед., посвященных проверке гипотезы «фрустрация - агрессия» и выведенных из нее утверждений, проходили не слишком гладко. Хотя удалось многое узнать о фрустрации и А., оставались проблемы с точным определением понятий, и потому связь между этими двумя неременными явно носила характер порочного круга. Как отмечает Р. Н. Джонсон, «наличие фрустрации априори предполагало, что следующее за этим поведение, вероятно, должно быть агрессивным, а проявление А. считалось доказательством предшествующей фрустрации». Л. Берковиц и С. Фишбах сконцентрировали внимание на теории драйва, приложив значительные усилия для пересмотра и расширения гипотезы «фрустрация-агрессия». Берковиц высказал предположение, что стимулы, регулярно связываемые с проявлениями Агрессии, постепенно приобретают способность вызывать агрессивные действия у спровоцированных индивидуумов. Фрустрация, по его мнению, вызывает гнев, к-рый сам по себе не ведет к открытой Агрессии, но создает готовность или установку реагировать агрессивно. Берковиц предположил, что актуальная открытая Агрессия не возникает, если индивидуум не обнаруживает сигналов (или признаков), разрешающих Агрессию. Этими сигналами обычно бывают стимулы (люди, места, предметы и т. д.), связанные с текущими или предыдущими источниками гнева.

Агрессия как социальное научение

Американская психология после 1950-х гг. большей частью переключила внимание с недоступных наблюдению, предполагаемых внутренних детерминант поведения на внешние факторы, влияющие на наблюдаемые поведенческие реакции. Поведение людей подверглось широкому изучению с т. зр. вызывающих его стимулов и подкрепляющих последствий.

Теория соц. научения - это смесь когнитивных и стимульно-реактивных концепций в отношении широкого множества разнообразных форм и видов поведения, включая Агрессию. Согласно этой теории, процессы, на к-рые возлагается ответственность за Агрессию, по существу идентичны процессам, имеющим отношение к освоению, реализации и поддержанию большинства видов открытого поведения. В табл. 1 дан обобщающий перечень этих процессов, к-рые, согласно теории соц. научения, ответственны за первоначальное приобретение индивидуумом форм агрессивного поведения, побуждение к открытым актам Агрессии в данный момент времени и поддержание такого поведения.

Таблица 1. Теория социального научения агрессии

Приобретение

Побуждение

Поддержание

1. Нейрофизиологические предпосылки

Генетические

Гормональные

Ц.н.с. (например, гипоталамус, лимбическая система)

Физические характеристики

1. Аверсивные события

Фрустрация

Ослабление подкрепления:

Относительная депривация;

Несправедливые тяготы жизни

Словесные угрозы и оскорбления

Физическое насилие

1. Прямое внешнее подкрепление

Осязаемое (материальное)

Социальное (статус, одобрение)

Облегчение аверсивности

Выражение обиды

II . Обсервационное научение

Влияние семьи (напр., жестокое обращение)

Субкультурное влияние (напр., делинквентность)

Символическое моделирование (напр., телевидение)

II . Влияние моделирования

Растормаживание/снятие запретов

Фасилитация

Эмоциональное возбуждение

Сильные раздражители (привлечение внимания)

II . Викарное подкрепление

Наблюдаемое вознаграждение (эффект получения - фасилитации)

Наблюдаемое наказание (эффект избегания - растормаживания)

III . Непосредственный опыт

Военные действия

Подкрепляемые действия

III . Поощряющие стимулы

Инструментальная агрессия

Предвосхищаемые последствия

III . Нейтрализация самообвинений

Моральное оправдание

Успокаивающее сравнение

Эвфемистическое обозначение

Перекладывание ответственности

Распыление ответственности

Дегуманизация жертвы

Обвинение жертвы

Искажение последствий

Прогрессивная десенсибилизация

IV . Следование предписаниям

V . Влияние бредовых идей

VI . Влияние факторов окружающей среды:

Теснота;

Температура окружающей среды;

Шум;

Физическая обстановка

Теория соц. научения признает, что потенциальная способность конкретного чел. вести себя агрессивно, возможно, возникает из нейрофизиолог. особенностей. Считается, что генетические, гормональные, неврологические и результирующие физ. характеристики индивидуума влияют в совокупности на функциональные или потенциальные возможности выражения Агрессии, равно как и на вероятность научения тем или иным специфическим формам Агрессии.

Учитывая наличие у чел. нейрофизиолог. функциональных возможностей приобретать и сохранять агрессивные реакции в своем поведенческом репертуаре, Бандура предполагает, что такое приобретение происходит на основе непосредственного или викарного опыта. Открыто агрессивные действия, совершаемые индивидуумом в контексте проб и ошибок или под руководством и с поощрения окружающих, в случае их подкрепления увеличивают вероятность того, что произойдет научение или приобретение Агрессии данным индивидуумом. Бандура рассматривает подкрепляемые действия как особенно значимое событие в научении Агрессии через непосредственный опыт, будь то детская возня, подростковые стычки или военные действия взрослых.

Однако наиболее важную роль в приобретении Агрессии играют викарные процессы. Считается, что такое обсервационное научение происходит в рез-те моделирующих влияний трех типов: семейного, субкультурного и символического. Ребенок - жертва жестокого обращения родителей - агрессивно ведет себя с ровесниками, а став взрослым, избивает собственных детей. Такое поведение м. б. усвоено им от собственных родителей. Субкультурное моделирование можно пояснить на следующем примере: глядя на агрессивное поведение сверстников, подросток начинает вести себя точно так же. Викарное символическое моделирование в процессе просмотра телевизионных передач, чтения газет и комиксов тж служит важным источником выученной Агрессии. Важнейшим является тот факт, что такая Агрессия. обычно «работает», т. е. позволяет герою добиться своей цели. Поведение агрессивной модели (будь то родитель, сверстник или телегерой) часто подкрепляется. Люди склонны перенимать такое поведение, за к-рое др. получают вознаграждение. Вероятность научения возрастает с обнаружением определенных характеристик модели (напр., воспринимаемой компетентности, высокого статуса, а тж одного с наблюдателем возраста, пола и расы), демонстрируемого моделью поведения (напр., ясности, повторяемости, трудности, детальности, принятию и воспроизведению др. моделями) и наблюдателя (напр., сходства с моделью, дружеского расположения к модели, указаний воспроизвести поведение модели и, что самое важное, вознаграждения за подражание).

Подводя итог нашему обсуждению, можно сказать, что из трех существующих в США подходов к пониманию истоков и природы агрессивного поведения теория А. как инстинкта всегда оставалась в стороне от эмпирически обоснованного и общественно полезного осмысления А. и способов ее контроля. Теория Агрессии как драйва оказалась неадекватной во мн. частностях, но выполняла и продолжает выполнять важную эвристическую функцию через те эмпирические и теорет. исслед., к-рым она дала начало. На сегодняшний день, по нашему мнению, наиболее обоснованные теоретически и подкрепленные эмпирически, а тж полезные с практ. т. зр. представления об А. дает теория соц. научения. Эта теория, как и подобает хорошим научным теориям, представляет собой проверяемую, логически непротиворечивую систему конструктов, обоснованность к-рых получает все большее эмпирическое подтверждение.

Побуждение

Если чел. уже научился поступать агрессивно - и знает, когда, где, в отношении кого это можно делать, - то чем определяется, будет ли он в действительности совершать агрессивные поступки? Согласно теории соц. научения, действительное агрессивное поведение зависит от множества факторов.

Побудить чел. к Агрессии могут аверсивные события. Одним из таких аверсивных стимулов, как и в теории драйва, считается фрустрация. Но, в отличие от теории драйва, теория соц. научения рассматривает фрустрацию только как один из целого ряда аверсивных стимулов, причем имеющий, помимо Агрессии, несколько равновозможных последствий, таких как регрессия, уход, зависимость, психосоматизация, снятие напряжения с помощью наркотиков и алкоголя и, наконец, конструктивное решение проблем. Вызывающее неприязнь ослабление подкрепления - второй предполагаемый класс аверсивных побудителей к А. Комментаторы случаев коллективной Агрессии указали на этот провоцирующий стимул (особенно когда он проявляется в форме воспринимаемого людьми лишения (депривации) по сравнению с др. или воспринимаемых ими тягот жизни как несправедливых, а вовсе не тягот и лишений в абсолютном смысле) как на главную причину насилия толпы, бунтов и т. п. Словесные угрозы и оскорбления, а тж физ. насилие служат дополнительными, однако чрезвычайно сильными аверсивными побудителями Агрессии. Точ показал, что словесные оскорбления особенно часто вызывают агрессивную реакцию в виде применения физ. силы, если несут угрозу репутации, мужскому достоинству и публичному унижению. Вероятность применения силы в ответ на оскорбление действием особенно велика, когда трудно избежать столкновения и когда провоцирующие действия носят серьезный и частый характер.

Поскольку новые образцы агрессивного поведения приобретаются гл. обр. через подражание моделям, эти же модели могут служить в качестве значимых побудителей к открытой Агрессии. Если мы наблюдаем за др. чел. (моделью), к-рый ведет себя агрессивно и не бывает за это наказан, такое наблюдение может вызвать растормаживающий эффект. За счет процесса, сходного с викарным угашением страха, такое растормаживание может привести к проявлению наблюдателем открытой А. Если же модель вознаграждается за проявление Агрессии, может возникнуть эффект реакции фасилитации. Отныне поведение модели служит побуждающим стимулом к сравнимому поведению. Наблюдение за проявлениями Агрессии часто вызывает у наблюдателя эмоциональное возбуждение. Накоплено достаточно фактов, позволяющих утверждать, что эмоциональное возбуждение облегчает появление агрессивного поведения, особенно у лиц, для к-рых такой способ реагирования стал привычным и не вызывает напряжения.

Поощряющие стимулы. С. Фишбах и др. исследователи различают гневную Агрессию и инструментальную Агрессию. В первом случае ставится задача причинить страдания др. человеку, во втором - получение поощрения. Поощряющие к Агрессии стимулы имеют отношение ко второму виду Агрессии.

Агрессия очень часто приносит дивиденды, а А. с целью получения поощрения позволяет агрессору получить высоко ценимое в об-ве (модное, дорогое и т. д.) вознаграждение. И именно в этом заключено одно из препятствий - возможно, существенное - к успешному, широкому контролю агрессивного поведения.

Следование предписаниям. Один чел. может проявить Агрессию в отношении др., исполняя приказ. Послушание воспитывается и дифференцированно вознаграждается семьей и школой на протяжении детства и отрочества-юности, а затем - мн. общественными ин-тами на протяжении всей взрослой жизни (на работе, на военной службе и т. д.).

Иррациональные убеждения, внутренние голоса, параноидная подозрительность, идеи о божественных посланиях, мания величия - все это может выступать в качестве побудительных стимулов к А. Она может выступать как субъективно воспринимаемое средство самозащиты, воплощения идей мессианства, проявления героизма и т. д. Роль бредовых идей как провоцирующего Агрессию фактора не следует преуменьшать, хотя частота этой формы побуждения обычно сильно завышается.

Влияние факторов окружающей среды. В последнее время психологи стали проявлять все больший интерес к влиянию внешних событий на поведение человека, образовалась даже особая подобласть энвайронментальной психологии, посвященная глубокому изучению средовых событий как побудителей к А. Были исследованы такие факторы, как теснота, температура, шум и др. характеристики окружающей среды. Будет ли агрессивное поведение действительно вызываться стесненными условиями, жаркими днями и ночами, высоким уровнем шума и др. аналогичными факторами, по всей вероятности, каким-то сложным образом зависит от физ. интенсивности этих средовых характеристик, их персонологических атрибутов, уровня вызываемого ими эмоционального возбуждения, а тж взаимодействия этих факторов, внешних ограничений и др. соображений.

Поддержание

На агрессивное поведение влияют внешние вознаграждения, к-рые оно приносит. Такие вознаграждения м. б. материальными или соц., а могут заключаться в ослаблении аверсивного воздействия. Не исключено, что вознаграждением агрессору м. б. видимые проявления страданий жертвы А.

В поддержании Агрессии большое значение имеют викарные процессы. Поддерживающий Агрессию эффект наблюдения за вознаграждением агрессора, по мнению Бандуры, возникает благодаря: а) информ. функции наблюдения; б) его мотивационной функции; в) его растормаживающего действия, когда наблюдатель видит, что др. избегают наказания за свое агрессивное поведение.

Теория соц. научения предполагает, что люди регулируют свое поведение, опираясь тж на собственные выводы, касающиеся его последствий. Так, большинству известно, что агрессивное поведение заслуживает порицания, поэтому они говорят или думают про себя плохо после агрессивных проявлений. Есть и такие, кто полагает, что агрессивные поступки доказывают их мужественность и позволяют гордиться собой. Такие люди обычно настроены воинственно, а агрессивные поступки повышают их самооценку.

Предсказание агрессии

Профилактика агрессивных проявлений была бы более эффективной, если бы мы могли точно знать, кто, когда и при каких обстоятельствах склонен к Агрессии. К сожалению, высокой точности предсказаний достичь весьма трудно. Благодаря широким исследовательским данным удалось установить, что преступное агрессивное поведение устойчиво коррелирует с такими демографическими и родственными переменными, как прошлое криминальное поведение, возраст, пол, (национальное) происхождение, социоэкономический статус, злоупотреблением алкоголем и опиатами. Однако такие актуарные вероятности имеют ограниченную ценность для предсказания открытой Агрессии у конкретного чел. или конкретной группы лиц.

В своей работе «Клинический прогноз насильственного поведения» (The clinical prediction of violent behavior ) Монахан дал критический обзор рез-тов 5 крупных исслед., целью к-рых была оценка полезности психол. тестов и данных интервью для предсказания А. Рез-ты этих попыток прогнозирования сведены в табл. 2.

Таблица 2. Исследования валидности клинического прогноза насильственного поведения

Исследования

Правильные положительные прогнозы, %

Ошибки типа «ложная тревога», %

Правильные отрицательные прогнозы, %

Ошибки типа «пропуск цели», %

Число предсказанных случаев совершения насилия

Число предсказанных случаев несовершения насилия

Продолжительность последующего наблюдения, годы

Kozol et al., (1972)

34,7

65,3

92,0

Steadman & Cocozza (1974)

20,0

80,0

Cocozza & Steadman (1976)

14,0

86,0

84,0

16,0

Steadman (1977)

41,3

58,7

68,8

31,2

Thornberry & Jacoby (1979)

14,0

86,0

Из табл. 2 видно, что клинический прогноз А. у взрослых приводит к обескураживающему количеству ошибок. Во всех 5 исслед. особенно много ошибок типа «ложная тревога», т. е. когда мн. люди, к-рые, по прогнозам, должны были совершить агрессивные действия, за период последующего наблюдения этого не сделали. Монахан заключает: «"Лучшее" из имеющихся на настоящий момент клинических исслед. показывает, что точность психиатров и психологов не превышает одного из трех предсказаний насильственного поведения за период в несколько лет».

Контроль агрессии

Обучение релаксации, имеющее ист. корни в методиках прежних лет, предложенных еще Джекобсоном, чрезвычайно популярно в совр. терапевтической практике, особенно в качестве компонента процедур систематической десенсибилизации. Его эффективность получила эмпирическое подтверждение в широкой серии исслед. Это действенное средство ослабления состояний напряжения и возбуждения, к-рые обычно считаются предвестниками открытой Агрессии.

Обучение самоконтролю как подход к контролю гнева и А. имеет неск. форм, главная из к-рых заключается в том, чтобы приучить клиента заниматься процедурой, наз. разными специалистами по-разному: рациональным реструктурированием, когнитивным самоинструктированием или прививкой от стресса. Основная идея тренинга - обучить чел. давать себе вербальные инструкции, помогающие реагировать на чувство гнева и возбуждения более обдуманно (рефлексивно) и менее агрессивно. Эффективность такого вмешательства, контролирующего Агрессию, убедительно доказана, и оно становится все более популярным.

Тренинг коммуникативных умений использует техники работы в диадах, чтобы обучать конкретным образцам конструктивного коммуникативного поведения. Особое внимание уделяется подходам к разрешению конфликтов путем переговоров. Обучение ведению переговоров проводится после освоения клиентами общих навыков коммуникации. Наконец, чтобы максимизировать вероятность того, что достигнутые в ходе переговоров и направленные на разрешение конфликта соглашения будут соблюдаться конфликтующими сторонами в реальной жизни, участников конфликта учат составлять и выполнять письменные соглашения, наз. поведенческими контрактами. По всей видимости, эта обычно сочетаемая триада вмешательств является особенно перспективным подходом к контролю А. и обусловленному им ослаблению межличностного конфликта.

Ситуационное управление, или использование вознаграждений и нефиз. наказаний, имеет самую долгую исследовательскую историю обсуждаемых здесь вмешательств. Ситуационное управление - это крайне действенное вмешательство, обеспечивающее контроль А., особенно в тех приложениях, к-рые сочетают вознаграждения для усиления конструктивного или просоциального поведения.

Психотер. оказалась не слишком эффективной в плане контроля А. Психотерапевтические приложения, чувствительные к специфическим особенностям пациента, таким как подверженность агрессивных подростков влиянию группы сверстников, оказались более эффективными в снижении А. Инструктивные терапии, обычно заимствующие специфические процедуры из теории соц. научения, довольно устойчиво демонстрируют свою эффективность в отношении изменения поведения.

Вмешательства на уровне малых групп. Тренинг психол. навыков использует ряд психопедагогических процедур с целью обучения навыкам совладания с А. Обучающие процедуры обычно включают моделирование, отработку поведения и обратную связь о практ. применении полученных навыков. Эффективность улучшения навыков с помощью этого вида вмешательства получила широкое и надежное подтверждение.

Воспитание характера - в его совр. варианте, представленном Программой воспитания характера (Character Education Curriculum ) , - реализуется в виде полного цикла занятий, посвященных чертам просоциального характера. Программа рассчитана преимущественно на учащихся начальных классов.

Прояснение ценностей нацелено на повышение привлекательности просоциальных ценностей без излишнего догматизма и опирается на довольно разнородные допущения и методики. Цель - помочь учащимся сформировать, прояснить и применить в жизни свои ценности путем свободного и вдумчивого выбора среди различных альтернатив. Получены предварительные эмпирические данные, частично подтверждающие эффективность прояснения ценностей для ослабления деструктивных аттитюдов и поведения и усиления констр уктивных альтернатив.

Моральное просвещение, подробно описанное в работах Колберга, - это, пожалуй, особенно действенный вид вмешательства на уровне малых групп с целью обучения просоциальным альтернативам А.

Различные формы отклоняющегося поведения имеют общие свойства, которые являются критерием принадлежности к группе девиаций. Одним из таких существенных признаков является де­структивность - разрушительность. Деструктивность тесно свя­зана с такой базовой человеческой характеристикой, как агрессия.

Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на ос­корбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения .

Ха­рактеристики агрессии :

1. направленность

На внешние объекты (людей или предметы)

Или на себя (тело или личность);

2. формы проявления :

Явные- конфликтность, злословие, дав­ление, принуждение

Латентные - уход от контактов, бездействие с целью навредить кому-либо);

3. интенсивность .

Проявления агрессии у людей бесконечны и многообразны, Басс описал агрессивные действия.

По мнению Басса, агрессивные действия можно опи­сать на основании трех шкал :

1. физическая - вербальная;

2. активная - пассивная;

3. прямая - непрямая.

Их комбинация дает восемь возможных категорий , под кото­рые попадает большинство агрессивных действий.

№ п/п Тип агрессии Примеры
1. Физическая - активная - прямая Нанесение другому человеку ударов хо­лодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия
2. Физическая - активная - непрямая Закладка мин-ловушек, сговор с наем­ным убийцей
3. Физическая - пассивная - прямая Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятель­ностью (например, сидячая демонс­трация)
4. Физическая - пассивная - непря­мая Отказ от выполнения необходимых задач (например, отказ освободить территорию во время сидячей демонс­трации)
5. Вербальная - активная - прямая Словесное оскорбление или унижение другого человека
6. Распространение злостной клеветы или сплетни о другом человеке
7. Вербальная - пассивная - прямая Отказ разговаривать с другим челове­ком, отвечать на его вопросы и т. д.
8. Вербальная - активная - непрямая Отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения (например, высказаться в защиту человека, которо­го незаслуженно критикуют)

Основные теории агрессии

То, что люди часто совершают опасные агрессивные действия, сомнения не вызывает. Тем не менее вопрос о том, почему они это делают, долго был предметом серьезной дискуссии. Существует множество теоретических направлений по-своему рассматриваемых сущность и причины агрессии.

Большинство из них подпадает под одну из четырех категорий :

I. агрессия как инстинктивное поведение (врожденные побуждения или задатки);

II. агрессия как проявление побуждения (потребность, активируемая внешними сти­мулами);

III. агрессия как результат когнитивной и эмоциональной деятельности (относится к познавательным и эмоциональным процессам);

IV. агрессия как приобретённое социальное поведение (связана с актуальными социальными условиями в сочетании с предшествующим научением).

I. Агрессия как инстинктивное поведение (эволюционный подход)

Психоаналитический подход .

В своих ранних работах З. Фрейд утверждал, что все человеческое поведениепроистекает, прямо или косвенно, из эроса (либидо),инстинкта жизни . Энергия эроса направлена на упрочение, сохранение и воспроизведение жизни . В этом контексте агрессия рассматривалась как ре­акция на блокирование или разрушение либидозных импульсов .

Позже Фрейд предложил наличие второго основного инстинкта, танатоса – влечения к смерти . Энергия танатоса направлена на разрушение и прекращение жизни .

Он утверждал, что все челове­ческое поведение является результатом сложного взаимодействия этих двух инстинктов и между ними существует постоянное на­пряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между со­хранением жизни (эросом) и ее разрушением (танатосом), другие механизмы (например, смещение) служат для направления энер­гии танатоса вовне, в направлении от «Я».

Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрес­сия выводится наружу и направляется на других .

В психоаналитической теории Фрейда агрессия , направленная на других, объясняется как результат постоянного конфликта между само­разрушением и самосохранением .

Этологический подход

Имеет сходство с теорией З. Фрейда. По мнению автора данного подхода – Лоренца, агрессия берет начало прежде всего из врожденного инстинкта борьбы за вы­живание, который присутствует и у людей. Агрессивная энергия (имеющая своим источником инстинкт борьбы), по Лоренцу, гене­рируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном тем­пе, накапливается с течением времени . Чем большее количество агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньшей силы стимул нужен для того, чтобы агрессия «выплеснулась» вовне.

Социобиологический подход

Основной аргумент социобиологов заключается в следующем: влияние генов столь длительно, потому что они обеспечивают адаптивное поведение. Гены «приспособле­ны» до такой степени, что вносят свой вклад в успешную репро­дукцию, благодаря чему гарантируется их сохранность в будущих поколениях.

Согласно социобиологам, индивидуумы будут, скорее всего, содействовать тем, у кого имеются схожие гены, проявляя альтруизм и самопожертвование и будут проявлять агрессивность по отношению к тем, кто от них отличается или не состоит в родс­тве, т. е. к тем, у кого наименее вероятно наличие схожих генов.

Социобиологи убеждают нас в том, что агрессия это сред­ство, с помощью которого индивидуумы пытаются получить свою долю ресурсов, что, в свою очередь, обеспечивает успех (преиму­щественно на генетическом уровне) в естественном отборе.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Российский Государственный Социальный Университет

"Агрессия и агрессивность как инстинкт"

Выполнил: студентка 2 курса факультета

«Экономика» Улитина А.А.

Проверил: кандидат биологических наук доцент

Антонова С.И.

Введение

1. Агрессивность

1.1 Агрессивное поведение

1.2 Криминальная агрессия

2. Наследственность

Заключение

Библиография

Введение

Агрессия -- это однобокое, подпитываемое отрицательными эмоциями отражение реальности, приводящее к искаженному, необъективному, неверному пониманию действительности, к неадекватному поведению.

С точки зрения психологии принято считать, что отсутствие уверенности в своих силах агрессивные люди обычно компенсируют своим поведением. Как правило - грубым. Однако, всегда были известны такие факты, которые не вписываются в эту схему. Так, согласно статистике, свыше 96 % преступлений с применением силы совершают мужчины, хотя они едва ли менее самоуверенны, чем женщины.

Ученые считают, что взаимосвязь между сознательной самоуверенностью и агрессивностью коренится в эволюции наследственности. Например, в животном мире более высокий статус завоевывают те представители фауны, которые вынуждают своих собратьев подчиниться.

В истории зарубежной психологии имеются различные подходы к пониманию и объяснению сущности и причин агрессивного поведения человека. Несмотря на различия, отмечается стремление выработать единую теоретико-методологическую основу для изучения человеческой агрессии, интегрировать различные концепции для разработки новых, перспективных технологий исследования этого явления.

Начало изучения психологических механизмов агрессивности связано с именем Зигмунда Фрейда, выделившего два фундаментальных инстинкта -- жизни (созидательное начало в человеке, проявляющееся в сексуальном влечении, Эрос) и смерти (разрушительное начало, с которым и связывается агрессивность, Танатос). Эти инстинкты врожденные, вечные и неизменные. Потому и агрессивность -- неотъемлемое свойство человеческой природы.

1. Агрессивность

агрессия эмоция неадекватный

1.1 Агрессивное поведение

Агрессивное поведение является одной из форм человеческой активности. Под агрессией обычно понимают деструктивное межличностное взаимодействие

В своих трудах К. Лоренц писал, что "для обывателя понятие агрессии связано с самыми разнообразными явлениями обыденной жизни, начиная от драки петухов и собак, мальчишеских потасовок и т.п. и заканчивая в конце концов войной и атомной бомбой". В теории К. Лоренца агрессия человека уподобляется агрессии животных и объясняется это чисто биологически - как средство выжить в борьбе с другими существами, как средство защиты и утверждения себя, своей жизни через уничтожение или победу над соперником.

1) нападение и захват, сопровождающиеся актами насилия;

2) незаконное с точки зрения права, морали и этики применение силы.

Однако существует еще одна сущность агрессивности - диалектическая и фундаментальная. Следует отметить, что это не отрицает негативности в содержании первых двух смысловых толкований агрессивности. Просто эти разные сущности агрессивности должны трактоваться на разных системных уровнях, и поэтому будут иметь различный смысл.

Категорию “агрессивность” в ее диалектическом содержании следует рассматривать в ее связях с процессами исторической эволюции человека и с концепциями социальной антропологии. Зигмунд Фрейд в свое время выделил два основных инстинкта человека - танатос и эрос. Первый является инстинктом смерти, второй - инстинктом жизни. Первый инстинкт - танатос, связан с самосохранением жизни. В нем диалектически рассматривается смерть как вечная угроза жизни. Второй инстинкт - эрос, связывается с жизненной активностью.

Проявление агрессии часто отождествляется с проявлением “инстинкта смерти”. Конрад Лоренц считает, что это такой же инстинкт, как и все остальные инстинкты, и в естественных условиях так же, как и они, служит сохранению жизни и вида.

Однако, у человека, который собственным трудом слишком быстро изменил условия своей жизни, агрессивный инстинкт часто приводит к губительным последствиям. Аналогично, хотя и не столь драматично - обстоит дело с другими инстинктами.

Равномерное распределение в пространстве животных одного и того же вида является важнейшей функцией внутривидовой агрессии. Для человека этот инстинкт воплотился в стремление к равномерному распределению ресурсов, однако, на практике мы не видим никакой равномерности ни на уровне стран (глобализм), ни на уровне личных капиталов (богатые и бедные). Это первая причина выхода инстинкта агрессии за рамки равновесного состояния.

Социальная дивергенция (внутривидовая) может привести к появлению этнических и поведенческих стереотипов не только совершенно бесполезных в смысле приспособления к окружающей действительности, но и прямо вредных для сохранения самого человечества. В результате развитие может зайти в социальный тупик. Такое всегда происходит, когда отбор направляется всего лишь одной конкуренцией сородичей, без связи с вневидовым окружением. Едва лишь люди продвинулись настолько, что, будучи вооружены, одеты и социально организованы, смогли в какой-то степени ограничить внешние опасности - голод, холод, диких зверей, так что эти опасности утратили роль существенных селекционных признаков, - как тотчас же в игру должен был вступить внутривидовой отбор. Отныне движущим фактором отбора стала война, которую вели друг с другом враждующие соседние племена. А война должна была до крайности развить все так называемые “воинские доблести”.

Еще одна роль агрессии - возникновение иерархии отношений начиная от сообщества социальных животных до современного человеческого общества для упорядочения совместной жизни. Состоит она попросту в том, что каждый знает, кто сильнее его самого, а кто слабее. Широкое распространение иерархии убедительно свидетельствует о ее важной видосохраняющей функции - избежание борьбы между членами сообщества.

Большинство специалистов настаивают на том, что в качестве агрессии может рассматриваться только поведение, включающее в себя намеренное причинение вреда живым существам.

Главная опасность инстинкта агрессии состоит в его спонтанности. Это не просто реакция на определенные внешние условия, которые можно изучать и исключать, это внутренняя сущность живой целеустремленной личности.

Деструктивностью может характеризоваться как внешняя, предметная сторона активности, так и внутренние, интрапсихические её компоненты. При этом возможны различные сочетания и комбинации, определяющие своеобразие конкретных агрессивных актов.

В изучении агрессии существуют разные теоретические направления, представители которых по-своему интерпретируют её сущность и истоки. Так, последователи теории инстинкта рассматривают агрессивное поведение как врождённое. Фрейд, самый знаменитый из приверженцев этой довольно распространённой теории, полагал, что агрессия берёт своё начало во врождённом инстинкте смерти, направленном на собственного носителя, т.е. считал, что по своей сущности агрессия - это тот же инстинкт, только спроецированный вовне и направленный на внешние объекты. По мысли теоретиков-эволюционистов, источником агрессивного поведения является другой врождённый инстинкт - инстинкт борьбы, присущий всем животным, включая человека.

Приверженцы теории побуждения считают источником агрессии вызываемое внешними причинами побуждение причинить вред другим. Среди теорий этого направления наиболее авторитетна теория фрустрации-агрессии, предложенная несколько десятилетий назад Доллардом и его коллегами. Согласно данной теории, у индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. Агрессивный позыв может встретить какие-либо внешние препятствия или подавляться страхом наказания. Однако и в этих случаях побуждение остаётся и может вести к агрессивным действиям, хотя тогда они будут направлены не на того, кто вызвал фрустрацию, а на другие объекты, по отношению к которым агрессивные действия могут совершаться беспрепятственно и безнаказанно. Это общее положение о смещённой агрессии было расширено и пересмотрено Миллером, который предложил систематизированную модель, объясняющую появление этого феномена. В основе когнитивных моделей агрессии лежат эмоциональные и поведенческие процессы. В соответствии с теориями данного направления, определяющее влияние на чувства и поведение индивида оказывает характер осмысления или интерпретации им чьих-то действий как угрожающих или провокационных. При этом степень эмоционального возбуждения или негативной аффектации, переживаемой индивидом, в свою очередь оказывает влияние на когнитивные процессы, принимающие участие в определении степени угрожающей ему опасности.

Согласно теориям социального научения, для того, чтобы понять источники и сущность агрессии, необходимо знать, во-первых, тот путь, которым была усвоена агрессивная модель поведения; во-вторых, факторы, провоцирующие её проявление; в-третьих - условия, способствующие закреплению данной модели поведения. Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путём непосредственного участия в ситуациях проявления агрессии и в результате пассивного наблюдения этих проявлений.

1.2 Криминальная агрессия

Особый аспект агрессивного поведения представляет криминальная агрессия, лежащая в основе насильственного преступного посягательства на личность. Её анализу посвящён ряд исследований в области юридической психологии. Методологические основы криминальной агрессии разработаны А.Р. Ратиновым, который считает агрессивность свойством личности, человека как члена социума, и делает различие между агрессивностью и агрессией. Агрессивность, по его мнению, связана со структурой мотивационной сферы и спецификой системы ценностей личности. Это личностная позиция, заключающаяся в наличии деструктивных тенденций в области межличностных отношений, в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей. Агрессия же понимается как проявление агрессивности в деструктивных действиях, цель которых - нанесение вреда тому или иному лицу.

Сама по себе агрессивность как личностная особенность, по мнению А.Р. Ратинова, ещё не является показателем социальной опасности субъекта. Это объясняется тем, что связь между агрессивностью и агрессией не является фатальной, жёстко детерминированной. Немаловажным является и то обстоятельство, что агрессия может принимать не только противоправные, но и социально приемлемые и одобряемые формы. Её направленность определяется лишь социальным контекстом, мотивационной сферой личности, теми ценностями, ради достижения которых осуществляется её деятельность. При этом действия могут выполнять различную роль: они могут служить средством достижения определённой цели, способом психологической разрядки, замещения блокированной потребности, наконец, самоцелью, удовлетворяющей потребность в самореализации и самоутверждении. В последнем случае агрессия является самостоятельной ценностью и агрессивность входит в мировоззренческое ядро личности, в её Я-концепцию.

Внимание исследователей привлекало изучение раннего генеза агрессивности, факторов, способствующих её формированию в детском и подростковом возрасте. Так, был проведён анализ жизненного пути, биографических данных лиц, совершивших особо жестокие преступления.

Результаты исследования характера и условий семейного воспитания, в которых ими был приобретён первичный опыт агрессивного взаимодействия, факторов семейного неблагополучия, способствовавших формированию жестокости и агрессивности, нравственной и эмоциональной обстановки в семьях свидетельствуют о том, что подростки, наблюдая насилие, испытывая его на себе, усваивают эти образцы поведения, приобретают убеждённость в их эффективности, вначале на чисто вербальном уровне. Личностное же, практическое освоение моделей агрессивного поведения, закрепление его в привычках, навыках и стереотипах происходят, главным образом, в неформальном общении. Навыки агрессивного реагирования осваиваются и закрепляются в личном опыте ответного насилия, так же отрабатываются и технические приёмы агрессивного взаимодействия. При этом наиболее распространёнными мотивами агрессии являются самоутверждение, тревога за собственное будущее, групповая солидарность.

В то же время высказывается мнение, что одних только фактов наблюдения за насильственными формами поведения и испытания насилия на себе недостаточно для раннего формирования агрессивности, необходимым условием для этого является неустойчивость мотивационно-ценностной структуры личности.

На основании изучения соотношения и роли личностных и ситуационных факторов в детерминации агрессивно-насильственных преступлений, проведённого с учётом структурного и процессуального строения деятельности, её мотивов и целей, Л.П. Конышева выделила разные виды агрессии - экспрессивный, псевдоморальный, "инфантильно обусловленный", и показала, что они различаются по структуре, динамике, смысловому наполнению в зависимости от побуждающих мотивов.

Экспрессивный тип агрессии провоцируется поведением жертвы. Он характерен для лиц с неустойчивостью мотивационно-ценностной структуры. Криминальные действия при этом виде агрессии осуществлялись без учёта требований ситуации и носили импульсивный характер. Псевдоморальным автор называет тип агрессии, который носит планомерный, опосредованный характер. Он характерен для лиц, отличающихся суженностью смысловой сферы, ригидностью, тугоподвижностью системы мотивов, стремлением к доминированию. Их конфликт с жертвой, как правило, носил затяжной характер и был обусловлен противоречием ценностей.

Инфантильно обусловленный тип агрессии характеризуется активной ролью, инициативой преступника в конфликте. Действия его носили ситуативный характер, не были заранее спланированными. Такого рода криминальные деяния совершались либо субъектами с недостаточной зрелостью личности, слабо иерархизированной мотивационной сферой, либо людьми, склонными к антисоциальным способам самоутверждения, в ситуациях, угрожающих их статусу, таких случаях можно говорить о "демонстративной агрессии".

Агрессию, совершаемую по собственной инициативе, без провокации со стороны жертвы, продуманную, заранее спланированную, по наблюдениям Л.П. Конышевой, совершали три различные категории лиц. Первые действовали из жестоких побуждений (по обозначению автора - "садистический вид агрессии"); вторые совершали акты агрессии по мотивам "социопатической молодёжной самоактуализации", а третьи - по мотивам "группового самоутверждения". У всех этих лиц имела место деформация системы ценностных ориентаций.

Выделяют и разные мотивы криминального агрессивного поведения. Импульсивные мотивы, как следует из их названия, возникают ситуативно в сложной для субъекта обстановке под влиянием сильных эмоциональных переживаний. При этом нарушается опосредованность поведения, оно определяется преимущественно внешними обстоятельствами без предварительного планирования, осознания, выбора целей и способов действий, без учёта существующих норм и возможных последствий содеянного. При инструментальных мотивах агрессия выступает как средство достижения значимых целей, способ подавления сопротивления жертвы, принуждения её к определённым действиям. Враждебные мотивы реализуют агрессию как самоценность, и агрессивное поведение при этом часто сопровождается издевательством, унижением жертвы без каких-либо утилитарных целей. Это самопобуждающаяся агрессия, которая не зависит от ситуации и не требует внешнего повода для своего развёртывания. Последним из названных агрессивных мотивов является мотив групповой солидарности. Побуждаемый им вид агрессии направлен на получение одобрения со стороны референтной группы для завоевания в ней желаемого статуса, иногда он реализуется также под влиянием фактора группового давления.

Конфликтные ситуации при криминальной агрессии могут быть объектными, обусловленными обоюдными претензиями на обладание какими-либо благами материального характера, и безобъектными, вызванными несовместимостью осуществляемой деятельности. Одной из разновидностей безобъектных конфликтов являются провокационные конфликты. Их специфика заключается в том, что субъект, исходно стремящийся к реализации агрессии, создаёт ситуацию, провоцирующую у потенциальной жертвы негативные реакции на себя для того, чтобы морально оправдать собственные, якобы ответные, насильственные действия.

На основании изучения различных модальностей агрессивности были описаны четыре её подтипа:

1) недифференцированная агрессивность;

2) локальная агрессивность;

3) враждебная агрессивность;

4) жестокая агрессивность

В целом среди причин агрессии можно выделить три основные группы: биологические, психологические и социальные. Но существуют и теории многофакторной обусловленности агрессии. В соответствии с одной из них, агрессивное поведение человека связано с темпераментом и научением агрессии. При этом постоянство агрессивного поведения зависит от восприятия ситуации: если субъект получает сигналы, «запороговые» по отношению к типичной ситуации, и специфически их интерпретирует, то при слабых механизмах контроля за поведением и закреплённых навыках реагирования агрессией на стресс новая ситуация вызывает агрессивное поведение. У таких лиц имеют место слабая антистрессовая защита, импульсивность, низкий самоконтроль, повышенная готовность к страху, мышечный тип развития.

2. Наследственность

Этологический подход исходит из биологизаторской трактовки агрессии как особого врожденного инстинкта и, по сути, представляет собой модернизированную форму социального дарвинизма. Именно поэтому его и следует рассматривать как исторически первую в идейном плане попытку объяснения природы агрессии - через прямую аппеляцию к биологической природе человека. В основе этого подхода лежит известный постулат учения Ч. Дарвина, гласящий: изменить человека относительно его биологической наследственности и врожденных наклонностей можно лишь в той мере, насколько это реально в результате естественного отбора и специальных упражнений.

Основными представителями этологического подхода явились К. Лоренц, Т. Томпсон, Р. Ардри, Дж.П. Скотт. Они развивали идею присущей человеку врожденной инстинктивной агрессивности и доказывали, что эволюция так и не выработала в людях способности и потребности в обуздании своих инстинктов. Р. Ардри прямо писал, что человек "генетически запрограммирован на совершение насильственных действий", и что он "бессилен против инстинктов собственной природы", которые "неотвратимо ведут его к социальным конфликтам".

Следуя сформулированному Торпом ошибочному положению о том, что " вряд ли в поведении животных можно найти хотя бы один аспект, который не имел бы отношения к проблеме поведения людей", этологи рассматривают агрессивное поведение людей как спонтанную врожденную реакцию. Эта точка зрения нашла отражение в трудах К. Лоренца.

К. Лоренц писал, что внутривидовая агрессия у людей представляет собой совершенно такое же самопроизвольное инстинктивное стремление, как и у других высших позвоночных животных. По его мнению, в организме человека, как и животного, накапливается своего рода энергия агрессивного влечения, причем накопление происходит до тех пор, пока в результате соответствующего пускового раздражителя она не разрядится. В качестве примера К. Лоренц указывает на подростка, который при первом знакомстве со сверстником сейчас же начинает с ним драться, поступая так же, как в аналогичном случае поступают обезьяны, крысы и ящерицы. К. Лоренц пишет, что агрессия является "подлинным инстинктом - первичным, направленным на сохранение вида".

В рамках этологического подхода агрессия рассматривается как целесообразный инстинкт, выработанный и закрепленный в процессе эволюции. К. Лоренц утверждал, что существует связь между "естественной историей агрессии", описывающей влечение к борьбе у животного, влечение, направленное против своих сородичей, и "агрессиями в истории человечества. Агрессия, по К. Лоренцу, является инстинктом не смерти (как, например, у З. Фрейда), а сохранения жизни и вида, и поэтому, таким же инстинктом, как и все остальные.

В этологии выделяется несколько функций внутривидовой агрессии. К ним относятся: функция территориальности, функция полового отбора, родительская функция, функция иерархии, функция партнерства и др.

Человек унаследовал от "братьев своих меньших" инстинктивные механизмы включения, реализации и завершения агрессивного поведения (обеспечивающееся определенными мозговыми структурами), а также субъективно положительный эмоциональный компонент его (воодушевление, подобное инстинктивному триумфальному крику седых гусей), способный стать автономным мотивом агрессии.

Инстинктивная природа человеческой агрессии отстаивалась также в психоаналитической модели З. Фрейда. Фрейд выделил два фундаментальных инстинкта - инстинкт жизни (созидательное начало в человеке, Эрос) и инстинкт смерти (Танатос - начало разрушительное, с которым и связывается агрессивность). Влечение к смерти, по Фрейду, побуждает к саморазрушению, и агрессия является механизмом, благодаря которому это влечение переключается: разрушение направляется на другие объекты, в первую очередь, на других людей. Мак Даугол в качестве причин агрессии признавал "инстинкт драчливости", заложенный в человеке от природы. Мюррей в число первичных потребностей человека ввел и потребность в агрессии, побуждающую искать случаи атаковать с целью принести вред. А. Маслоу в своей монографии "Мотивация и личность" провел анализ проблемы, является ли деструктивность инстинктоидной. Под инстинктоидными Маслоу понимает свойства личности, несводимые к инстинктам, но имеющие некоторую природную основу. Маслоу сделал заключение, что агрессивность - не инстинкт, но инстинктоидна, т.е. подобна инстинкту.

Заключение

Исследования природы инстинктов достаточно ясно показали, что агрессия, направленная против собратьев по виду, вообще говоря, никоим образом не вредна для этого вида, а наоборот - необходима для его сохранения. Однако это не должно обольщать оптимизмом по поводу современного состояния человечества, совсем наоборот.

В процессе эволюции человечества как вида, в особенности в социальном плане, происходили радикальные изменения коммуникационного плана, которые напрямую влияли на проявление механизма агрессии. Когда исчезли внешние и реальные конкуренты человека, возникли механизмы смещения вектора агрессии. Сущность нарушения балансового гомеостатического равновесия агрессивности - в разрушении традиционного (ритуального) обустройства общества. Вершина этого этнического фундамента, обуславливающего социальную устойчивость, имеет все основания пошатнуться и упасть из-за нарушения фундамента - традиционной коммуникационной инфраструктуры общества.

Из-за того, что еще отдаленные времена человек потерял основной фактор гармонизации инстинкта агрессивности - исчезли внешние враги и другие принципиальные угрозы виду - человек в “награду” приобрел войны, оружие массового уничтожения и много других “болячек”, которыми по сей день остаются реальными проблемами.

Агрессия не является симптомом современного упадка культуры, патологическим по своей природе. Знание того, что агрессия является подлинным инстинктом - первичным, направленным на сохранение и развитие вида, - позволяет понять, насколько она опасна. Главная опасность инстинкта агрессии состоит в его спонтанности. Если бы он был лишь реакцией на определенные социологи и психологи, то положение человечества было бы не столь опасным, как в действительности. Тогда можно было бы основательно изучить и исключить факторы, порождающие эту реакцию.

И, наконец, понимание структуры межличностных коммуникаций определенно показывает роль и огромное значение качества средств (модальностей коммуникации), посредством которых происходят сами коммуникации (речь и интонации, мимика и жесты, визуальный ряд, тактильные ощущения и запахи). Мы видим, как легко разрушить коммуникацию, и как велика роль ритуалов и традиционных коммуникаций.

Библиография

1. Кудрявцев И.А., Ратинова Н.А. Криминальная агрессия (экспертная типология и судебно-психологическая оценка). М.: Московский Университет, 2000.

2. Ратинов А.Р. К ядру личности преступника // Актуальные проблемы уголовного права и криминологии. М., 1981. С.67-86.

3. Волошина Л.А. Генезис агрессивно-насильственных преступлений // Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование. М., 1990. С.15-40.

4. Устинова В.В. Особенности формирования личности несовершеннолетних насильственных преступников // Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование. М., 1990. С.40-56.

5. Конышева Л.П. Личность и ситуация как детерминанты агрессивно-насильственных преступлений // Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование.М., 1990. С.112-141.

6. Ситковская О.Д. Мотивация агрессивного поведения несовершеннолетних преступников // Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование. М., 1990. С.88-98.

7. Барановский Н.А. Социальные потребности личности и преступное поведение. - Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1978.

8. Котова Э.П. Индивидуально-психологические особенности лиц, совершивших агрессивно-насильственные преступления // Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование. М., 1990. С.57-75.

9. Курбатова Т.Н. Структурный анализ агрессии // Б.Г. Ананьев и ленинградская школа в развитии современной психологии. СПб, 1995.

10. Чуприков А.П., Цупрык Б.М. Сексуальные преступления. Киев: КМАПО, 2000.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Агрессия как причинение ущерба, нанесение оскорбления; противоположные теоретические направления в ее описании: инстинкт, побуждение, научение. Агрессия как инстинктивное поведение (психоаналитический подход). Когнитивные модели агрессивного поведения.

    реферат , добавлен 19.09.2009

    Различные точки зрения психоаналитиков на проявление агрессии. Психологические детерминанты агрессивного поведения. Рассмотрение становления и реализации агрессивного поведения у человека и животного. Мужская агрессия, самоутверждение (движение к цели).

    курсовая работа , добавлен 14.02.2011

    Определение термина "мотивация" в психологии. Эмоциональная и инструментальная (операциональная) агрессия. Личностная агрессивность и конфликтность. Научные подходы к изучению мотивации достижения успеха субъектом и проявлением им агрессивного поведения.

    курсовая работа , добавлен 14.03.2015

    Подходы к пониманию сущности и причин агрессивного поведения человека. Объяснение природы человеческой агрессии в зарубежной психологической науке. Агрессивное поведение как одна из форм человеческой активности. Особенности криминальной агрессии.

    реферат , добавлен 04.12.2010

    Обобщение основных подходов к изучению агрессивного поведения в психологической науке. Сущность и составляющие понятия "агрессивность" и "агрессия". Развитие агрессивного поведения в детском возрасте. Рекомендации по профилактике детской агрессивности.

    дипломная работа , добавлен 22.12.2010

    Агрессия как форма деструктивного поведения. Факторы, влияющие на возникновение агрессивного поведения в младшем школьном возрасте. Педагогические условия коррекции агрессии у младших школьников. Рекомендации по взаимодействию с агрессивным ребенком.

    курсовая работа , добавлен 29.04.2016

    Психологические особенности проявления агрессивного поведения людей. Агрессивное побуждение: фрустрация и агрессия. Причины, влияющие на возникновение агрессии. Методы, используемые для изучения агрессивного поведения. Тест на проявление агрессии.

    контрольная работа , добавлен 29.11.2010

    Понятие и причины агрессии. Теоретические подходы к пониманию агрессивного поведения человека. Методы изучения: опросники, архивные исследования, анкеты, лабораторные наблюдения. Изучение уровня агрессии в группе методом Л. Почебут. Обработка результатов.

    контрольная работа , добавлен 22.04.2013

    Основные характеристики агрессивного поведения, его особенности. Эмпирическое исследование взаимосвязи агрессивного поведения и социометрического статуса в группе с помщью методик диагностики межличностных и межгрупповых отношений и склонности к агрессии.

    дипломная работа , добавлен 13.08.2011

    Сущность агрессивного поведения среди молодежи. Причины возникновения и механизм действия агрессии. Атмосфера в семье и среди сверстников. Характерные черты агрессивности у мальчиков и девочек. Профилактика и коррекция агрессивного поведения у подростков.

В своих ранних работах Фрейд утверждал, что все человеческое поведение проистекает, прямо или косвенно, из эроса, инстинкта жизни, чья энергия (известная как либидо) направлена на упрочение, сохранение и воспроизведение жизни. В этом общем контексте агрессия рассматривалась просто как реакция на блокирование или разрушение либидозных импульсов. Агрессия как таковая не трактовалась ни как неотъемлемая, ни как постоянная и неизбежная часть жизни.

Пережив опыт насилия первой мировой войны, Фрейд постепенно пришел к более мрачному убеждению в отношении сущности и источника агрессии. Он предположил существование второго основного инстинкта, танатоса - влечения к смерти, чья энергия направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этого инстинкта с эросом и что между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни (эросом) и ее разрушением (танатосом), другие механизмы (например, смещение) служат цели направлять энергию танатоса вовне, в направлении от «Я».

Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других.

Положение об инстинкте стремления к смерти является одним из наиболее спорных в теории психоанализа. Оно было фактически отвергнуто многими учениками Фрейда, разделявшими его взгляды по другим вопросам

Тем не менее, утверждение о том, что агрессия берет начало из врожденных, инстинктивных сил, в целом находило поддержку даже у этих критиков.

Взгляды Фрейда на истоки и природу агрессии крайне пессимистичны. Это поведение не только врожденное, берущее начало из «встроенного» в человеке инстинкта смерти, но также и неизбежное, поскольку, если энергия танатоса не будет обращена вовне, это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума. Единственный проблеск надежды связан с тем, что внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может вызывать разрядку разрушительной энергии и, таким образом, уменьшать вероятность появления более опасных действий. Этот аспект теории Фрейда (положение о катарсисе) часто интерпретировался следующим образом: совершение экспрессивных действий, не сопровождающихся разрушением, может быть эффективным средством предотвращения более опасных поступков. Однако при лучшем знакомстве с произведениями Фрейда обнаруживаются доводы против подобных утверждений. Хотя у Фрейда не было четкой позиции по отношению к силе и продолжительности действия катарсиса, он все же склонялся к тому, что это действие является минимальным и кр

атковременным по своей природе. Таким образом, Фрейд проявлял на этот счет меньший оптимизм, чем полагали теоретики более позднего периода.