Естественный отбор и его результаты. Экскурсия на тему: «естественный отбор и его результаты

Задачи экскурсии. Образовательные: обратить внимание на различные примеры наследственной и ненаследственной изменчивости; на ряде примеров изменчивости растений и животных, приспособленности их к условиям внешней среды закрепить понимание сущности и значения естественного отбора и познакомиться с различными формами борьбы за существование в природе; убедиться в многообразии приспособлений живых организмов к условиям внешней среды; познакомиться с путями возникновения покровительственных окрасок и форм у растений и животных; убедиться в наличии дивергенции у растений и животных. Воспитательные: на основе материала экскурсии развивать у учащихся диалектико-материалистическое понимание учения об естественном отборе и его результатах.

Подготовка учителя. Лучшее время проведения экскурсии - май, июнь, после изучения курса общей биологии в IX классе.

Если маршрут экскурсии пройдет через такие биотопы, как смешанный или сосновый лес, пойменный луг с озерами и болотами, - учитель имеет полную возможность "раскрыть" эту тему на конкретных примерах. Изучение специальной литературы позволит учителю выделить из всего многообразия приспособлений живых организмов наиболее интересные объекты, разработать задания для самостоятельной работы учащихся на экскурсии, продумать формы использования материала экскурсии для атеистического и природоохранного воспитания. Экскурсию лучше проводить с группой 12-15 человек; большее число участников резко сократит ее учебные возможности.

Подготовка учащихся к экскурсии. Посоветуйте учащимся повторить материал о естественном отборе по учебнику и научно-популярной литературе и иметь на экскурсии удобную обувь, одежду, бинокль, фотоаппарат, блокнот и карандаш.

Проведение экскурсии. В начале экскурсии напомните учащимся определение изменчивости (возникновение различий между особями одного вида) и тот факт, что изменчивость есть общее свойство каждого живого организма, а также в беседе выясните знания учащихся о ненаследственной и наследственной (модификациях и мутациях) формах изменчивости.

Еще в городе или в селе вы непременно увидите полудомашних сизых голубей (один вид). Сравнение особей этого вида между собой даже без бинокля убедит вас в факте неопределенной изменчивости: вам никогда не придется увидеть двух птиц, полностью тождественных. Все особи по тем или иным признакам отличаются друг от друга. Беспорядочное скрещивание сизых голубей с домашними породами этого вида резко усиливает проявление мутационной изменчивости.

Из города или села ваш маршрут идет в смешанный лес (во втором ярусе растут береза, дуб, липа, клен) или в дубраву. Соберите 40-50 листьев дуба, попробуйте среди них найти два листа, полностью тождественных. Сделайте то же самое с листьями березы, липы, клена. В серии одного вида вы не найдете двух листьев, размеры и строение которых были бы совершенно одинаковы.

Это примеры неопределенной изменчивости. А теперь обратите внимание на ландыши, обильно цветущие в это время года под пологом смешанного леса. Каждая пара листьев, охватывающая цветоносные стебли ландышей, имеет различные размеры листовых пластинок и черешков. Несмотря на то что многие из растений развиваются на одних и тех же корневищах, на побегах вы обнаружите различное количество цветов (или бутонов): от 3 до 8. Таким образом, у ландыша внутривидовая изменчивость проявляется в величине и форме листовых пластинок, длине черешка, в особенностях цветоносного стебля (высота, количество цветков, их величина). Подобные явления можно наблюдать у майника двулистного, грушанки круглолистной, земляники лесной, любки двулистной.

Во время сбора листьев ученикам полезно дать индивидуальные или групповые домашние задания. Каждая группа получает примерно такие задания: собрать 40-50 листьев какого-либо одного вида деревьев; измерить их длину и ширину; составить вариационный ряд по длине листьев; подсчитать среднюю арифметическую длину листа; составить графический рисунок вариационного ряда листьев.

Если на пути окажется участок одновозрастного соснового леса (например, посадки одного года), воспользуйтесь этим и продемонстрируйте учащимся пример внутривидовой борьбы. Напомните вначале сущность борьбы за существование и формы ее проявления в природе (три формы борьбы). В сосновом лесу легко наблюдать деревья различной высоты и мощности, разной степени развития, от самых маленьких, тонких, полузасохших до крупных и высоких. Хорошо развитая корневая система последних обеспечивает доставку из почвы к кронам воды с растворенными минеральными веществами. Развитая крона высоких деревьев поглощает основную массу солнечных лучей; другие деревья с небольшими кронами получают меньшее количество солнечных лучей. Более высокие мощные деревья, находясь в лучших микроусловиях, подавляют рост и развитие соседних особей до полного их истощения и гибели.

Еще раньше, не выходя из смешанного леса, на месте старой вырубки, занятой молодым лиственным лесом (в основном береза и осина), вы можете показать пример межвидовой борьбы. Участок сплошной вырубки обычно зарастает светолюбивыми, быстро растущими видами деревьев: осиной, березой, ольхой. Смешанный лес на этом участке уступает место вторичным насаждениям - лиственным. Лишь через 10-15 лет под пологом лиственного леса появляется пороет ели. Деревца, вначале маленькие и разобщенные, с каждым годом набирают силу и через некоторое время ели опередят в росте и развитии лиственные породы и выйдут в 1-й ярус. Березы и осины под кронами хвойных не находят оптимальных условий жизни и постепенно, одна за другой, погибают. В итоге на этом участке восстанавливается смешанный лес, в котором лиственные виды составляют лишь примесь, сохранившуюся в большей или меньшей степени (обычно во 2-м ярусе и в подлеске). Так, на примере смешанного леса можно продемонстрировать факт межвидовой борьбы за существование и восстановительную силу природных комплексов. Человек всегда может сохранить или создать благоприятные условия для восстановления любого естественного (живого) комплекса - такова диалектика природы.

В смешанном лесу удобно продемонстрировать примеры межвидовой взаимопомощи. Смешанный лес, как природный комплекс, исторически сформировался очень давно. Все элементы этого комплекса (деревья разных видов, кустарники, мхи, травянистые растения, почва и др.) хорошо приспособлены к определенной совокупности внешних условий, связаны друг с другом и взаимообусловлены. Их совместное существование оказывается взаимно полезным. В смешанном лесу в отличие от открытых биотопов создается особый температурный, водный и воздушный режим, что определяет общий характер и особенности комплекса. Как правило, доминируют ель, ель и сосна, ель и береза; сопутствуют им сосна, береза, осина, липа; в подлеске характерны группы молодых елей, берез и осин. Липы и клены, рябины и орешник всегда располагаются во 2-м и 3-м ярусе под кронами спелых елей и сосен, иногда дубов, формирующих 1-й ярус смешанного леса. Для такого леса характерен определенный набор кустарников и травянистых растений: под пологом деревьев вы непременно найдете теневыносливые "пирамидальные" кусты можжевельника, малину, ежевику, чернику, а также мхи, папоротники.

В смешанном лесу вы можете наблюдать у птиц более яркую окраску самцов (зяблик, малая мухоловка, мухоловка-пеструшка, иволга и др.). С чем это связано? Почему у птиц поют только самцы? Почему все птицы проявляют заботу о своем потомстве (постройка гнезда, выкармливание, "воспитание" птенцов)? В период гнездования зяблик, например, занимает в лесу определенный участок и активно защищает его от других особей своего вида. На этих и других примерах сложных внутривидовых взаимоотношений можно вспомнить с учащимися явления конкуренции за гнездовую территорию, за пищу и др. Внутривидовые отношения в целом направлены на сохранение потомства, на процветание вида. Так, распределение между парами зябликов гнездовых участков и упорная защита последних обеспечивает выкармливание птенцов и их охрану в каждой семье.

Здесь же, в смешанном лесу, вы столкнетесь и с другими примерами естественного отбора у растений и животных. У многих растений пыльца из пыльников тычинок попадает на рыльце пестика того же цветка. Такой способ оплодотворения называют самоопылением. Самоопыление можно сравнить с близкородственным скрещиванием (инбридингом), снижающим жизнестойкость вида.

В процессе эволюции у растений возникли своеобразные приспособления к перекрестному опылению. Опытным путем доказано, что перекрестное опыление растений обогащает наследственные качества их потомства, обеспечивает развитие жизнеспособных, экологически стойких и более плодовитых организмов.

В мае вы непременно увидите в лесу цветущую медуницу лекарственную, а на опушке или на лесной полянке-первоцвет лекарственный (баранчики). У одних экземпляров этих растений цветки имеют длинный столбик с рыльцем и короткие тычинки (эти цветки крупнее!). У цветков других экземпляров, наоборот, тычинки расположены выше рыльца пестика. Чтобы опыление привело к образованию плода, пыльца с высоко расположенных пыльников должна попасть на высокий пестик, а с коротких тычинок - на короткий пестик. Обычно так и происходит: насекомые, собирающие нектар на цветках с короткими тычинками, уносят пыльцу на голове и оставляют ее на рыльце короткого пестика. И наоборот, пыльца с высоких пыльников прилипает к брюшку насекомого и переносится на цветок с высоким пестиком. Такое приспособление к перекрестному опылению, когда у одного вида растений имеются две формы цветков, называется гетеростилией.

Гетеростилия свойственна насекомоопыляемым растениям (энтомофилия). В весеннем лесу вы встретите много цветущих растений, возле которых летают различные насекомые. В мае всюду видны бело-розовые цветки ветреницы дубравной, желтые - ветреницы лютичной, сине-фиолетовые - хохлатки плотной, медуницы лекарственной и сочевичника весеннего. Несколько позже выбрасывают кисти душистых цветков ландыш майский, майник двулистный, седмичник европейский. Цветки этих растений разнообразны, но все они обладают сходными приспособлениями для привлечения насекомых: яркой окраской венчика, липкой пыльцой, обильным выделением нектара и ароматических веществ.

В лесу встречается много растений, перенос пыльцы у которых осуществляется ветром (анемофилия). Цветки у этих растений обычно невзрачные, мелкие, собраны в соцветия типа сзрежки, сложного колоса, метелки. Рассмотрите соцветия (сережки) березы. Мужские сережки гораздо крупнее женских (однополый цветки!). Они закладываются в конце лета, зимуют, а весной при распускании листьев раскрываются, и многочисленные тычинки выбрасывают огромное количество мелкой сухой пыльцы, которая разносится ветром. Эта пыльца попадает на женские пестичные цветки, собранные в небольшие зеленые сережки. У большинства древесных анемофильных растений улавливание пыльцы рыльцами пестиков облегчается тем, что цветение происходит до распускания листьев (орешник, ольха) или одновременно с ним (береза, дуб, тополь).

Некоторые растения успевают образовать плоды и семена в мае - июне. Все хорошо знают одуванчик лекарственный, у которого плод (семянка), имеет пушинку в виде парашютика; последний позволяет плоду при помощи ветра переноситься на большое расстояние. Семена ивы, осины, тополя окружены тонкими белыми волосками ("пух"), они также легко переносятся ветром.

Естественный отбор и его результаты хорошо иллюстрировать примерами покровительственных окрасок и форм у лесных животных. Криптическая окраска-окраска животного, гармонирующая с фоном. Она очень широко распространена в природе. Примером может служить серая, в мелкую рябь, окраска верхней стороны передних крыльев многих бабочек пядениц и совок; на серой поверхности коры деревьев, где бабочки сидят в дневное время, они мало заметны (рис. 23). Однотонная окраска многих жуков (жуки-усачи, сосновые долгоносики и др.), живущих на стволах деревьев, хорошо гармонирует с цветом коры. Так же незаметны на фоне опавших сухих листьев неподвижно сидящие на "лесном полу" вальдшнеп и козодой. Не всегда криптическая окраска - скромная, невзрачная. Яркое лимонно-желтое оперение иволги превосходно маскирует ее среди листьев древесных крон, освещенных солнцем.

Предостерегающая окраска, яркая, часто пестрая, контрастная, выделяет животное на естественном фоне. Насекомые с такой демонстрационной окраской как бы говорят другим животным": не трогайте меня, а то вам будет плохо". Среди наших насекомых отчетливо предостерегающей окраской обладают божьи коровки, красноклоп, различные жуки-листоеды, из которых особенно демонстративен тополевый листогрыз - черно-синий жук с ярко-оранжевыми элитрами, длиной до 1 см. Контрастная окраска обычно сочетается либо с ядовитостью животного (божьи коровки, жуки-листоеды и др.), либо со специфическим отпугивающим запахом (красноклоп, беленовый клоп и др.)" либо с наличием у животного активных средств защиты или нападения (осы, шмели, пчелы и др.). Насекомые с предостерегающей окраской несъедобны для большинства животных. Следовательно, хорошо заметная окраска полезна этим животным, так как враги лучше запоминают их; быстрее вырабатывается "рефлекс ненападения".

Насекомые, обладающие такой расцветкой, не нуждаются в большой подвижности. Например, у бабочки- пестрянки передние крылья синие с красными пятнами, а задние - ярко-малиновые. Она не спешит слетать с соцветий при вашем приближении. Летает она плохо. Естественный отбор идет у пестрянок не по линии развития быстрого полета (как у других бабочек), а в направлении образования яркой окраски и ядовитых веществ в крови, что определяет их несъедобность. Скопления бабочек-пестрянок вы можете встретить на лесных опушках и дорогах.

У некоторых насекомых одна часть тела имеет криптическую окраску, другая - предостерегающую; при появлении опасности животное неожиданно открывает ярко окрашенный участок - это усиливает эффект демонстрации. Так окрашены ночные бабочки из группы ленточниц: передние крылья серые, под цвет коры деревьев, на которых часто сидят бабочки, задние - яркие, с алыми или синими широкими извилистыми полосами. У тополевых и глазчатых бражников передние крылья также имеют криптическую окраску, а задние - предостерегающую. В спокойном состоянии бражники сидят на стволах деревьев, сложив крылья, - они незаметны; а при угрозе нападения раздвигают передние крылья и внезапно показывают ярко-рыжие округлые пятна задних крыльев, что отпугивает хищников.

Естественным отбором вы легко объясните и примеры подражательного сходства животных с предметами неживой природы: сучками, побегами, засохшими листьями, камешками и т. п. Зеленовато-серая гусеница бабочки-пяденицы, ползая по древесным веткам (криптическая окраска), при виде опасности откидывает переднюю часть тела в сторону и в таком положении замирает (рис. 24, 2), имитируя сухой сучок. Подражательное сходство с мелкими ветками и сучками особенно ярко выражено у палочников. Внешний вид ночной бабочки - лунки серебристой - при сложенных крыльях очень напоминает сломанный побег: в покое верхняя сторона ее передних крыльев похожа на крышу и окрашена, как кора сухой ветки, а круглое бело-желтое пятно на вершине каждого из них великолепно имитирует поперечный излом побега (рис. 24, У). Эти примеры иллюстрируют более совершенные формы камуфляжа: сочетание криптической окраски и внешнего сходства животного с каким-либо предметом.

У многих животных естественный отбор идет в направлении развития их сходства с другими животными, имеющими активные средства защиты. Это явление получило название мимикрии. Повсюду на лесных полянах и опушках, на соцветиях зонтичных и сложноцветных растений живут мухи-журчалки (величиной, примерно, с комнатную муху). Одни из них имеют яркополосатое брюшко, как у вооруженных жалом ос, другие - окраску и опушение, напоминающее шмелей. Большинство насекомоядных животных (птицы) избегают хватать жалящих насекомых; они не трогают и мух-журчалок, принимая их за ос, пчел и шмелей. Эти мухи так и называются: мухи-осовидки, мухи-пчеловидки, мухи-шмелевидки.

Пестрый муравьежук, размерами и окраской очень напоминает крупного рыжего лесного муравья. Он смело, не таясь, охотится за короедами и их личинками. Этот жук совершенно безобиден, но насекомоядные животные принимают жука за муравья и не "берут" его.

Иногда подражатели в ходе естественного отбора, получая внешнее сходство с ядовитыми или жалящими моделями, теряют свои важнейшие систематические признаки. Так, характерным признаком бабочек служат окрашенные восковые чешуйки на крыльях. У бражников-шмелевидок восковые чешуйки на крыльях практически исчезли, последние стали очень сходны с прозрачными крыльями шмелей. Но на теле окрашенные чешуйки сохранились в изобилии; они имитируют яркий и пестрый рисунок шмеля.

Вы идете по луговой дороге, невольно наступая ногами на различные растения. Особенно часто на дорогах растет подорожник большой - широко распространенное у нас многолетнее растение. Обратите внимание на широкие листья этого растения - они лежат на земле. Попробуйте найти на дороге среди десятков и сотен особей подорожника хотя бы две особи, полностью тождественные. Вам не удастся это сделать, так как все живые организмы обладают неопределенной изменчивостью. Но посмотрите в стороны от дороги, и там, среди множества луговых трав, вы увидите много кустиков подорожника среднего. В отличие от формы, растущей на дорогах, у подорожника, который вы видите в стороне, более крупные листья, направленные вверх. Здесь изменчивость особей одного вида объясняется разными условиями местообитания. Еще одним примером фено-типической изменчивости может служить стрелолист (водное и полуводное растение), образующий несколько форм, морфологически различных, так как они встречаются в разных местообитаниях. У формы стрелолиста, обитающего на глубине 1-2 м, развиваются лишь подводные листья. У формы, растущей на глубине 60-80 см, сохраняются подводные листья и появляются плавающие стреловидные листья. У типичной формы, связанной с глубиной 10-30 см, также сохраняются лентовидные подводные листья, а плавающие пластинки развиваются в характерные надводные листья (рис. 25).

Одна из форм борьбы за существование - "борьба" растений и животных с неблагоприятными условиями существования. Под неблагоприятными условиями подразумеваю не только природные факторы (отрицательное влияние весенних паводков на жизнь многих видов животных речных пойм, летней засухи на развитие растений поля, луга и трофически связанных с ними животных и т. п.). В районах, густо населенных людьми, главным неблагоприятным фактором в жизни растений и животных стал человек с его постоянно активизирующейся хозяйственной деятельностью. Наиболее страдают рыбы, обитающие в реках и озерах. "Издержки" технического прогресса XX в. обусловили превращение многих рек и речек в потоки отходов промышленных и бытовых предприятий, хотя во многих странах, особенно в нашей, проводится значительная работа по сдерживанию процесса загрязнения и очистке вод.

Большинство видов рыб не выдерживает загрязнения внешней среды. Неочищенные сточные воды изменяют газовый режим водоемов, резко нарушают дыхание рыб, и те погибают от удушья или от прямого отравления ядовитыми веществами. Численность рыб быстро сокращается, из водоемов исчезает один вид за другим. Первыми погибают кислородолюбивые виды - стерлядь, голавль, жерех; не выдерживают сильного и длительного загрязнения судак, лещ, карп, ерш, щука. В грязных и отравленных озерах и реках влачат жалкое существование лишь мелкие окуни, плотвички и вьюны. Таковы пока результаты "борьбы" населения рыб с неблагоприятными условиями среды.

Возможно, в районе вашей школы обитают птицы, гнездящиеся колониями: озерные чайки, крачки, золотистые щурки, береговые ласточки. Чайки и крачки гнездятся на старых зарастающих озерах и болотах, на озерных островках и "плавнях" из водных и болотных растений. Гнездовые колонии запрещено посещать в период выведения птенцов. Посмотрите издали, как яростно десятки и сотни птиц колонии атакуют коршуна или болотного луня, оказавшегося возле колонии, и как поспешно улетает хищник от наседающих на него чаек. Коллективная защита своего потомства - одно из важнейших приспособлений животных. Оно появилось и закрепилось в ходе естественного отбора у чайковых и других колониально гнездящихся птиц. Это приспособление иногда не спасает от гибели отдельных чаек; ведь коршун, спасаясь от неистово орущих вокруг него птиц, обороняется, и его тяжелая лапа, вооруженная острыми когтями, наносит смертельные удары. Биологическое значение этого приспособления в том, что оно полезно для потомства, для вида в целом. Естественный отбор закрепил в ходе эволюции колониальную форму гнездования чаек и их коллективный способ защиты потомства от многочисленных врагов.

Итоги экскурсии. На экскурсии мы познакомились с примерами как наследственной (цветки растений одного вида, листья березы или клена, сизые голуби и др.), так и ненаследственной изменчивости (подорожник большой, стрелолист), обе формы которой свойственны всем растениям и животным. Конечно, для эволюции видов имеют значение лишь наследственные изменения.

В любом природном ландшафте в ходе размножения живых организмов появляется во много раз больше, чем их может прожить. Возникает несоответствие между числом живых особей и наличием условий, обеспечивающих выживаемость (пища, убежища, свет, влажность и т. п.). По причине этого несоответствия возникает борьба за существование; в результате ежегодно погибает огромное количество растений и животных, особенно молодых. На экскурсии мы убедились в наличии трех форм борьбы за существование: внутривидовой, межвидовой и "борьбы" растений и животных с неблагоприятными условиями среды.

В ходе естественного отбора - главной и направляющей силы эволюции - у растений и животных возникают различные приспособительные особенности, которые способствуют их выживанию и размножению. Следовательно, под естественным отбором нужно понимать сохранение в природе организмов с полезными для их жизни признаками и исчезновение (гибель) организмов с признаками бесполезными или вредными. На экскурсии мы наблюдали многообразие приспособлений растений и животных к конкретным условиям среды: приспособления растений к перекрестному опылению, к распространению семян и плодов; пути возникновения покровительственных окрасок и форм у животных.

Естественный отбор обусловливает дивергентный характер процесса эволюции. Дивергенция (расхождение признаков) происходит в природе постоянно; одна исходная форма дает множество различных форм.

В природе все взаимосвязано и взаимообусловлено. Любой биогеоценоз (смешанный лес, сосновый лес, лесостепная дубрава, заливной луг и др.) представляет собою относительно устойчивую экологическую систему, сложившуюся в течение миллионов лет. К изменению таких экологических систем нужно подходить разумно и осторожно, с учетом диалектики развития биогеоценоза. Необходимо помнить, что изменение одного элемента экосистемы влечет изменение других элементов. Воздействие человека на биогеоценоз в процессе хозяйственной деятельности приводит к сложным, часто отрицательным последствиям.

Выезд из Витебска рано утром. Приезд в Минск .

Обзорная автобусно-пешеходная экскурсия по Минску - столице Республики Беларусь. Троицкое предместье - исторический центр старого города со старинными, будто игрушечными домиками XVIII-XIX веков, Верхний город с Ратушей и кафедральным собором Святого Духа. Живописные изогнутые улочки, уютные кафе, дома ремесленников, галереи художников. Костел Св.Девы Марии, торговые ряды, древняя Немига. Остров скорби и слез в излучине реки Свислочь и мемориальный комплекс «Сынам Отечества». Динамичный современный облик Минска. Уникальная знаковая архитектура главной улицы - памятника градостроительного искусства XX века - проспекта Победителей.Площадь Победы и Национальная библиотека, включенные в список наиболее выдающихся архитектурных строений современности.

Обзорная экскурсия по библиотеке. Во время экскурсии можно посетить музей книги (по желанию за доплату), познакомиться с историей, информационными ресурсами, техническим оснащением, технологией обслуживания, архитектурными особенностями и художественным оформлением Национальной библиотеки, ее функциями как информационного центра. Подъем на обзорную площадку, где посетители получают возможность полюбоваться видом г. Минска с высоты более 73 м.

Посещение Ботанического сада в Минске. Сегодня это один из крупнейших ботанических садов Европы, как по составу коллекций, так и по площади. Кроме этого, минский ботанический сад по составу коллекции является одним из лучших на всем постсоветском пространстве.

В Ботаническом саду в Минске насчитывается порядка 10 000 растений со всех уголков планеты, в том числе около 2 000 видов и сортов тропических и субтропических растений. Среди них - кактусы, агава, эвкалипт, бамбук, бутылочное дерево с острова Мадагаскар, пальмы, кипарисы, магнолия, кофейное дерево, апельсины, вечнозелёные жасмины и многие другие.
Ботанический сад в Минске является музеем живых растений под открытым небом. Дендрарий Ботанического сада в Минске славится коллекцией хвойных деревьев. Деревья и кустарники в нём размещены по географическим секторам: Северная Америка, Европа, Средняя Азия, Кавказ и Крым, Дальний Восток и Сибирь. Отдельно выделяются уникальные коллекции многолетних растений из Южной Америки, Кавказа, Австралии, Памира и Южной Европы.

По желанию можно посетить:
- Экологические экскурсии-уроки в Ботаническом саду , с учетом школьной программы «Биология» по следующим темам:
6 класс - «Живая и неживая природа; наблюдение за живыми объектами»; «Живые организмы зимой»; «Живые организмы весной в различных экосистемах».
7 класс - «Многообразие растений. Осенние явления в жизни растений», «Разнообразие цветковых растений, их мест обитания. Весенние явления в жизни растений».
8 класс - «Видовое разнообразие живых организмов Ботанического сада»
10 класс - «Многообразие сортов растений Ботанического сада».
11 класс - «Результаты естественного отбора».

- Музей природы и экологии Республики Беларусь. Постоянно действующая экспозиция состоит из шести залов, посвященных природе и биоразнообразию Беларуси, а также охране окружающей среды. В Музее природы и экологии вы наглядно проследите эволюцию животного и растительного мира страны и познакомитесь с ее природными богатствами (здесь демонстрируются образцы всех полезных ископаемых, обнаруженных в Беларуси). Однако наибольшее внимание, конечно, тут уделяется белорусской фауне. Рядом с царем местных зверей - зубром - чучела его «подданных»: волков, медведей, диких кабанов, лосей, рысей... вплоть до летучих мышей. Посетители музея познакомятся с обитателями белорусских болот и подводным миром озера Мядель, коллекцией птичьих гнезд и самими птицами - от самой маленькой, королька желтоголового (масса 5,5–6,5 г), до журавлей и «крылатых символов» Беларуси - аистов. Тут же узнают, что крупнейшим европейским местообитанием вертлявой камышевки - глобально угрожаемого вида птиц (т.е. такого, спасти который без специальных мер охраны уже невозможно) являются полесские болота, в которых гнездится более половины мировой популяции этого вида.
Среди других заслуживающих внимания экспонатов музея (а всего их в фондах свыше 40 тысяч) - ребро и лопатка мамонтов, вымерших около 12 000 лет назад, фрагмент черепа шерстистого носорога, уничтоженного человеком еще в Х веке, рог тура, а также уникальная для сухопутной Беларуси коллекция акульих зубов.
- Минский зоопарк – уникальный музей живой природы. Коллекция Минского зоопарка в настоящее время составляет более 450 видов животных, около 2,5 тысяч экземпляров. Это экзотические животные и редкие представители фауны Беларуси, около половины из которых, занесены в Международную Красную книгу. В летних и зимних вольерах можно увидеть 10 видов обезьян (есть человекообразные – шимпанзе), полюбоваться на крупных и мелких кошачьих – львов, тигров, ягуаров, леопардов, рысей, пум. Здесь обитают зубры, благородные олени, лоси, яки, верблюды и ламы, муфлоны и винторогие козлы. На естественных заводях, образованных Свислочью, круглый год обитают водоплавающие птицы. Неизменный интерес у посетителей вызывает коллекция хищных птиц, среди которых орланы-белохвосты, белоплечие орланы, степные орлы, канюки, пустельги, а также совы - филины, неясыти, сипухи, полярные и ушастые совы. В павильоне экзотариум можно увидеть более 80 видов фауны Южной Америки: пресноводных и морских рыб, ящериц и лягушек, крокодиловых кайманов, крупных черепах, попугаев ара, капибар, летучих мышей-листоносов, мелких обезьян – тамаринов и капуцинов, ягуаров, пум и многих других.
- Дино Парк - мостик между настоящим временем и доисторической эпохой. Вы сможете перенестись из реальности в мир, который существовал миллионы лет назад и познакомиться с огромными динозаврами. вниманию представлены фигуры динозавров в реальную величину. Реалистичные экспонаты двигаются, издают звуки, моргают и даже дышат. Парк динозавров рассчитан на широкую публику: от самых маленьких до самых старших членов Вашей семьи.
- Дельфинарий «Немо» . На представлениях вам расскажут о физиологии и характерах дельфинов, особенностях их поведения. Еще здесь можно многое узнать о морском льве, тихоокеанских дельфинах и северных морских котиках. Минский дельфинарий «Немо» - один из самых современных круглогодичных культурно-оздоровительных центров Европы, который объединил в себе дельфинарий и центр дельфинотерапии. В нем обитают северные морские котики Елочка и Алекс, очаровательные дельфины Геркулес, Вита, Мика и Хьюго, и морской львенок Николас.
Выезд домой. Приезд в Витебск поздно вечером.

Биология 11 класс экскурсия результаты естественного отбора

Автоматическая выдача свидетельства о публикации в официальном СМИ сразу после добавления материала на сайт - Бесплатно. Лабораторные, практические работы, экскурсии. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы изучения наследственной изменчивости человека. Центры происхождения культурных растений. Селекция животных и микроорганизмов. Урок обобщения и систематизации знаний. Урок контроля и проверки знаний. Закономерности микро- и макроэволюции 11 часов. Историия развития эволюционной теории. Популяция как эволюционная структура. Факторы- поставщики материала для эволюции. Естественный отбор и его результаты. Основные направления и пути эволюционного процесса. Направленность и предсказуемость эволюции. Урок приобретений новых знаний. Происхождение и историческое развитие жизни на Земле. Место человека в биосфере. Урок приобретения новых знаний. Живое только от живого- теория биогенеза. Виртуальная экскурсия в краеведческий музей. Развитие жизни на Земле Криптозой. Развитие жизни в позднем палеозое. Развитие жизни в мезозое и кайнозое. Взаимодействие общества и природы. Деятельность современного человека как экологический фактор. Коэволюция природы и общества. Урок применения полученных знаний. Выберите специальность, которую Вы хотите получить: Учитель английского языка Учитель биологии Учитель географии Учитель информатики Учитель испанского языка Учитель истории Учитель китайского языка Учитель математики Учитель мировой художественной культуры Учитель начальных классов Учитель немецкого языка Учитель обществознания Учитель основ безопасности жизнедеятельности Учитель основ религиозных культур и светской этики Учитель русского языка и литературы Учитель физики Учитель физической культуры Учитель французского языка Учитель химии Воспитатель детей дошкольного возраста Главный бухгалтер образовательного учреждения Менеджер образования Методист образовательной организации Педагог дополнительного образования детей и взрослых Педагог по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья Педагог среднего профессионального образования Педагог-библиотекарь Педагог-воспитатель группы продлённого дня Педагог-организатор Педагого-психолог Преподаватель бухгалтерского учета Преподаватель высшей школы Преподаватель маркетинга Преподаватель права Преподаватель экологии Преподаватель экономики Социальный педагог Специалист в области воспитания Специалист в области охраны труда Специалист в сфере закупок Специалист по безопасности и антитеррористической защищенности объектов территорий образовательной организации Специалист по организации и предоставлению туристских услуг Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией Специалист по управлению персоналом и оформлению трудовых отношений. Обучение проходит дистанционно на сайте проекта "Инфоурок". По итогам обучения слушателям выдаются печатные дипломы установленного образца. ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ КУРСОВ. Профессиональной переподготовки 30 курсов от руб. Курсы для всех от руб. Повышение квалификации 36 курсов от руб. Лицензия на осуществление образовательной деятельности: Адрес редакции и издательства: Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации в СМИ Эл. Астрономия Биология Воспитательная работа География Директору, завучу Доп. Классному руководителю Логопедия Математика Музыка Начальные классы ОБЖ Обществознание Русский язык и литература Социальному педагогу Технология Украинский язык Физика Физкультура Химия Школьному психологу Языки народов РФ. Дистанционный курс "Оказание первой помощи детям и взрослым" от проекта "Инфоурок" даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца часов. Начало обучения новой группы: Подать заявку на курс. Программа по биологии 11 класс. Просмотр материала разбит на страницы. Урок обобщения и систематизации знаний конспект Урок приобретения новых знаний 53 стр. Учитель английского языка Учитель биологии Учитель географии Учитель информатики Учитель испанского языка Учитель истории Учитель китайского языка Учитель математики Учитель мировой художественной культуры Учитель начальных классов Учитель немецкого языка Учитель обществознания Учитель основ безопасности жизнедеятельности Учитель основ религиозных культур и светской этики Учитель русского языка и литературы Учитель физики Учитель физической культуры Учитель французского языка Учитель химии Воспитатель детей дошкольного возраста Главный бухгалтер образовательного учреждения Менеджер образования Методист образовательной организации Педагог дополнительного образования детей и взрослых Педагог по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья Педагог среднего профессионального образования Педагог-библиотекарь Педагог-воспитатель группы продлённого дня Педагог-организатор Педагого-психолог Преподаватель бухгалтерского учета Преподаватель высшей школы Преподаватель маркетинга Преподаватель права Преподаватель экологии Преподаватель экономики Социальный педагог Специалист в области воспитания Специалист в области охраны труда Специалист в сфере закупок Специалист по безопасности и антитеррористической защищенности объектов территорий образовательной организации Специалист по организации и предоставлению туристских услуг Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией Специалист по управлению персоналом и оформлению трудовых отношений Обучение проходит дистанционно на сайте проекта "Инфоурок". Чтобы добавить отзыв, войдите в Ваш кабинет или зарегистрируйтесь. Вы первый можете оставить свой комментарий. Программа по биологии 10 класс Программа по биологии 9 класс Программа по биологии 8 класс Рабочая программа по биологии 7 класс Рабочая программа по биологии 6 класс Экзаменационные билеты для студентов медицинского колледжа. Рабочая программа по биологии 5 класс В. Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

Экскурсия на тему: «ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ»

Цель: познакомить с множеством различных животных и растений, которые могут служить прекрасными примерами самых разнообразных приспособлений к условиям данного биотопа; развивать внимание и наблюдательность; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Эволюция - это исторический процесс развития живых организмов от простых форм к сложным, от менее организованных к более организованным, в итоге приводящий к максимальной приспособленности организма к условиям окружающей среды. Как впервые показал великий биолог Чарльз Дарвин, эта приспособленность обусловлена естественным отбором - как главной движущей силы эволюционного процесса, обеспечивающей гармонию вида именно к той обстановке, в которой он живет. В природе существует множество защитных приспособлений у организмов, которые объяснимы только с точки зрения теории естественного отбора, и, наоборот, именно эти косвенные приспособления являются весьма убедительными доказательствами существования естественного отбора.

В наших природных условиях, в окружающих нас биоценозах есть множество различных животных, которые могут служить прекрасными примерами самых разнообразных приспособлений к условиям данного биотопа. Надо только внимательно присматриваться к жизни этих животных, уметь отыскивать их и обладать даром показа этих замечательных проявлений естественного отбора учащимся. А сделать это можно только в процессе биологической экскурсии в природу.

Рассмотрим конкретно примеры разнообразных приспособлений организмов, возникших в эволюции под руководящим действием естественного отбора. В современной биологии классифицируют следующие основные приспособления у животных (по акад. И. И. Шмальгаузену, 1969):

    Покровительственные окраски: скрывающая или криптическая; покровительственные рисунок и форма;

расчленяющая окраска, или скрадывающая противотень; предупреждающая окраска, или апосемия;

угрожающая, или устрашающая;

    Мимикрия.

    Средства защиты у растений и животных от хищников и вра гов.

4. Взаимные приспособления у растений и животных к перекрестному опылению.

Примеры пассивной защиты у организмов можно показать практически в любом биотопе, но для того чтобы учащиеся увидели их на разных представителях животного и растительного мира, необходимо в процессе такой экскурсии пройти различные биотопы: лес, луг, поле, огород, водоем.

Скрывающая, или криптическая окраска: сходство по окраске и форме с окружающей средой, благодаря которому, организм становится трудно различимым. Например, яйца многих видов пресноводных моллюсков прозрачны; яйца насекомых, откладываемые на кору деревьев и кустарников,- серовато-бурые, а на стеблях и листьях - зеленые. У птиц, гнездящихся на поверхности почвы (ржанок, чибисов, крачек они: серые и бурые, с пятнышками. Если яйца защищены и недоступны для хищника, то чаще всего они имеют белый цвет (рептилии, зарывающие их в почву, и птицы, имеющие закрытые гнезда).

Обратить внимание учащихся на то, что гусеницы многих видов бабочек зеленые , под цвет листвы; или темные, под цвет коры и почвы. В то же время, куколки чешуекрылых - всегда серые или бурые, под цвет почвы и коры.

Когда идешь полевой или лесной тропинкой и внимательно смотришь под ноги, то изредка замечаешь темного по окраске, раздавленного ногой невнимательного предыдущего прохожего жука. Это случается потому, что трудно заметить жужелицу или песчаного медляка, очень сходных по окраске с поверхностью почвы.

С осени и до весны в наших дубняках трудно обнаружить на деревьях гусениц шелкопряда дуболистного. Их бурое плоское тело имеет на брюшке по два дольчатых боковых выроста. Форма тела и окраска делают гусениц незаметными на фоне зимнего ландшафта. То же самое можно наблюдать летом на огороде. Если листья капусты изрешечены дырочками, затянутыми прозрачной пленкой, то их повредили гусеницы капустной моли. А бабочек не видно, потому что, когда они сидят, то формой и окраской напоминают соринку или кусочек выветрившейся древесины. Таким образом, покровительственные рисунок и форма являются разновидностью все той же криптической окраски.

Это хорошо проследить на примере ярко окрашенных в красные тона бабочек-нимфалид. Самая ранне-весенняя бабочка наших мест - крапивница. Ее отлично знают многие школьники, обычно пытаются поймать, но сделать это крайне сложно. В момент опасности бабочка камнем падает вниз, складывает крылышки и становится почти незаметной. Дело в том, что испод крыльев у нее окрашен под цвет травы.

Расчленяющая окраска: оптический обман зрения, когда полосы на теле создают ложный эффект, и на определенном удалении даже крупное животное невозможно обнаружить. Так тигра или зебру очень трудно увидеть издали даже на открытой местности. Но у нас тигры и зебры не водятся, поэтому оптический обман показать на примерах крупных животных невозможно. На помощь приходят насекомые: в мае на цветущих зонтичных с расстояния 1 м мы легко различаем красного с темными продольными полосками клопа - щитника итальянского. Но стоит нам удалпться на 3 м, и оптический эффект обмана тут же срабатывает.

Апосемия: предостерегающая окраска выделяет, казалось бы, совершенно беззащитных животных из окружающей среды и делает их особо заметными. Таковы жалящие пчелы, осы и шмели, выделяющие ядовитые секреты гусеницы, божьи коровки, ядовитые змеи. В этом случае яркая окраска помогает хищникам распознать несъедобное или даже опасное животное и спасает их от бесполезного нападения и даже гибели.

Угрожающая окраска: в этом случае животное окрашено ярко и очевидно заметно для хищника. Но сам рисунок отпугивает его. У гусеницы винного бражника имеются глазоподобные пятна. При опасности она раздувается, принимает угрожающую позу, и птицы принимают ее за мелкую змею. другой бражник глазчатый, а также хорошо известная всем дневная бабочка - павлиний глаз имеют на красных задних крыльях ярко синие пятна. Опытами установлено, что куры и воробьи пугаются, принимая бабочку за голову крупного животного.

Мимикрия: в этом случае наблюдается и ложнопредостерегающая окраска, и рисунок, и форма. Но главное - мимикрия - это имитирующее сходство незащищенного организма с защищенным. Как пример в литературе часто приводится мимикрия Г. Бэтса известный английский зоолог-путешественник, который впервые заметил, что среди ядовитых бабочек-геликонид; летающих в долине Амазонки, встречаются сходные с ними по окраске и повадкам представители другого семейства - белянок. В нашей местности можно показать учащимся не менее яркие примеры: известны жуки, мухи, и бабочки, копирующие ос, пчел и шмелей. В частности, широко распространена муха ильница-пчеловидка, подражающая медоносной пчеле и посещающая вместе с ней цветы; шмелевидка мохнатая подражает шмелю, бабочка-стеклянница напоминает шершня, а пчеложук пчелиный - осу.

Средства защиты у растений и животных от хищников и врагов.

В лесу вы обязательно встретите ежа. Помимо того, что это замечательное животное в изобилии уничтожает грызунов, о чем хорошо знают учащиеся, еж имеет свое средство пассивной защиты многочисленные колючки. Такое же значение играют иглы и колючки у розы, шиповника, акации и многих др. растений. У крапивы, мяты, герани и многих др. травянистых неплохим средством защиты против травоядных животных являются обжигающие волоски, содержащие органические кислоты пли эфирные масла.

В разных группах животного мира имеются сходные защитные образования в виде различного рода панцирей: речной рак, различ ные жесткокрылые , губки, раковины наших пресноводных и наземных моллюсков, панцирь черепахи. Даже под микроскопом у простейших можно показать учащимся раковинных амеб - арцеллу и диффлюгию.

Все перечисленные и ряд др. образований могли развиться только в результате естественного отбора, за счет выживания обладавших более твердыми покровами особей или лучше защищенных форм. Этот вывод все учащиеся должны твердо усвоить.

Взаимные приспособления у растений и животных к перекрестному опылению. Факты взаимного приспособления у растений и животных к перекрестному опылению могут рассматриваться только как доказательства существования естественного отбора. Сегодня очевидно, что возникновение ярких цветковых растений, обладающих сильным и приторным запахом, связано с появлением первых насекомых, начинающих питаться нектаром. Впервые показал разнообразие и глубину взаимных приспособлений цветковых растений и представителей энтомофауны великий Ч. Дарвин: для растений- это обеспечение опыления и, следовательно, размножения; для насекомых - высокое качество пищи, связанное с этим значительное развитие нервной системы и органов чувств. Эволюция опыления цветковых насекомыми шла по пути специализации. Например, цветок шалфея эволюционировал в строении таким образом, чтобы его могли опылять только пчелы и шмели. Такое растение как синяк в нашей местности опыляется исключительно шмелями. У орхидей цветок устроен таким образом, что его способны опылять многи e насекомые. В то же время, у ряда ночных цветковых нектар находится так глубоко, что их могут опылять только ночные бабочки-бражники, имеющие очень длинную сосательную трубочку в ротовом аппарате.

По окончании экскурсии в школьном кабинете биологии состоится содержательная беседа по закреплению материала, собранного во время экскурсии и наблюдаемого в природе учащимися. Кроме того, необходимо создание из полученных в природе объектов соответствующих коллекций, показывающих косвенные результаты естественного отбора в эволюционном процессе.

Сосна - одно из самых распространенных деревьев в нашей стране. Это дерево очень неприхотливо к почве. Сосну можно увидеть на сухих песках и на моховых болотах, на голых меловых склонах и на гранитных скалах. Но зато в отношении света она очень требовательна и совершенно не выносит затенения. Это одна из наших самых светолюбивых древесных пород. Как и другие светолюбивые деревья (береза, лиственница), сосна имеет рыхлую, ажурную крону, которая пропускает много света.

Работа содержит 1 файл

ГУО «Гимназия №14 г. Гомеля»

Экскурсия №2

Результаты действия естественного отбора

Выполнил

Ермаков Владислав

11 «А» класс

Гомель 2013

Ход работы

А) Сосна - одно из самых распространенных деревьев в нашей стране. Это дерево очень неприхотливо к почве. Сосну можно увидеть на сухих песках и на моховых болотах, на голых меловых склонах и на гранитных скалах. Но зато в отношении света она очень требовательна и совершенно не выносит затенения. Это одна из наших самых светолюбивых древесных пород. Как и другие светолюбивые деревья (береза, лиственница), сосна имеет рыхлую, ажурную крону, которая пропускает много света.

Хвоинки ее длинные и узкие, они всегда собраны в пары. Попарное расположение хвои - характерная особенность этой древесной породы. После отмирания обе хвоинки остаются соединенными и опадают вместе.

Зимой хвоинки сосны надежно защищены от высыхания. Каждая хвоинка покрыта снаружи тонкой, но непроницаемой для воды пленкой-кутикулой. Микроскопические клапаны-устьица, во множестве разбросанные по поверхности хвоинки, плотно закрыты. Через них вода также не может испариться. Для надежности каждое устьице «запечатано» воском.

У основания молодых побегов кое-где виднеются плотные светло-желтые грозди так называемых мужских шишечек. Пройдет немного времени, и из них обильно посыплется желтая пыльца. Сосна производит огромное количество пыльцы. Она разносится ветром в сосновом бору, когда деревья «пылят». Необыкновенная расточительность сосны в отношении пыльцы понятна: лишь ничтожный ее процент попадает на так называемые женские шишечки и производит опыление, вся остальная масса погибает. Пыльца сосны разносится ветром и имеет особые приспособления, улучшающие ее «воздухоплавательные» свойства. По бокам каждой пылинки имеется два объемистых мешочка, заполненных воздухом. Они уменьшают удельный вес пыльцы и тем увеличивают дальность полета.

Б) Цвет - маскируется под окружающий ландшафт: зимой - белый (как снег), летом - серый (лес, поле).

Длинные уши - тонкий слух помогает вовремя определить приближение хищника.

Длинные задние лапы - дают возможность спутать след посредством прыжков на большие расстояния.

Строение челюсти (зубы) - позволяют употреблять в пищу кору деревьев и твердые побеги.

А) Видовое разнообразие хищных птиц

Большая белая цапля

Крупная цапля с очень длинной, тонкой и круто изогнутой шеей, длинными ногами и относительно коротким телом (средняя длина тела 85-102 см, масса 1,1-1,5 кг). Размах крыльев 140-170 см. Оперение снежно-белое. В гнездовой период на спине имеются удлиненные рассученные перья (эгретки), несколько заходящие за хвост. Крупнее малой белой цапли в полтора-два раза, в отличие от нее имеет черные пальцы и, в негнездовое время, желтый клюв.

Болотная сова

Сова средних размеров (чуть крупнее вороны). Длина тела 34-43 см, размах крыльев 84-110 см. Масса самца 218-450 г, самки 237-430 г. Общий тон окраски серовато-охристый, с многочисленными темно-бурыми пестринами. Оперение брюха, ног и нижней стороны крыльев более светлое, охристо-белое. От внешне похожей на нее ушастой совы отличается очень короткими перьевыми «ушками», черными перьями вокруг глаз и менее испещренными с нижней стороны крыльями. Радужина глаза желтая, клюв и когти черные.

Мелкий соколок с длиной тела 25-34 см и размахом крыльев 50-69 см, массой 160-200 г. У самца верх тела сизый, низ беловато-рыжеватый с продольными пестринами. Самка сверху буроватая, снизу охристая, хвост полосатый. Молодые птицы окраской похожи на самку.

Домовой сыч

Размерами с галку сова плотного телосложения. Длина тела 21-27 см, размах крыльев 54-65 см. Масса самца 160-240 г, самки 155-250 г. Окраска оперения серовато-бурая со светлыми серыми и охристо-бурыми пятнами на верхней и нижней стороне тела. Перьевых «ушек» нет, ноги до когтей оперены короткими светло-серыми перышками. От похожего на него вида - мохноногого сыча отличается более длинными ногами и меньшей головой, которая из-за формы лицевого диска выглядит как бы приплюснутой. Радужина глаза и клюв желтые, когти черные.

Крупный пернатый хищник, с длиной тела 62-67 см, около 180-190 см в размахе крыльев, массой около 2 кг. Самки немного крупнее самцов. Обликом немного напоминает очень крупного луня. От более мелких канюков и осоедов отличается более крупной головой. Верх тела серовато-бурый, низ белый с редкими темными пестринами, горло и зоб темные, крылья и хвост полосатые. Молодые особи более темные.

Канюк обыкновенный (молодая особь, светлая морфа). Средних размеров птица, длина тела 51-57 см, размах крыльев 110-130 см. Самки, как правило, крупнее самцов. Окраска сильно варьирует, от палевой до тёмно-бурой; птицу легко спутать с близким ей мохноногим канюком (Buteo lagopus) или гораздо более дальним родственником обыкновенным осоедом (Pernis apivorus), который копирует окраску канюка для защиты от ястреба-тетеревятника (Accipiter gentilis). Как правило, молодые особи окрашены более пёстро. Голос у канюков обыкновенных гнусавый, напоминает мяуканье кошки.

Орел-карлик

Самый мелкий орел Западной Палеарктики, не крупнее обыкновенного канюка (длина тела 50-57 см, размах крыльев 115-135 см, масса около 900 г). Существует две четко разделяемые морфы окраски - светлая и темная, отличающиеся окраской низа тела. У светлой морфы грудь, брюхо и нижние кроющие крыла кремово-белые, контрастирующие с черными маховыми перьями. Хвост светло-серый, постепенно темнеющий к концу. У темной морфы низ тела однотонно темно-коричневый. Верх тела у обеих морф коричневый с просветлением на кроющих крыла. Надхвостье и небольшие пятна у основания шеи возле крыльев белые. При парении крылья держит плоско или слегка аркообразно изгибает книзу. Темную морфу на расстоянии легко спутать с черным коршуном, болотным лунем или осоедом; светлую - со светлыми вариациями канюка и осоеда.

Красный коршун

Немного крупнее черного коршуна (длина тела 60-66 см, размах крыльев 155-180 см, масса 1,0-1,2 кг). Оперение менее однотонное, чем у черного коршуна, в целом немного светлее и с преобладанием рыже-коричневых тонов, хвост ярко-рыжий сверху, что заметно издалека. У основания первостепенных маховых снизу большая белая область. Основной отличительный признак красного коршуна - глубокая вырезка на конце хвоста. В полете выглядит более элегантным и менее массивным, чем черный коршун, из-за более длинных крыльев и хвоста.

Б) Разнообразие видов обусловлено положением страны, рельефом, климатом, наличием пищи и в последнее время деятельностью человека.

Вывод: Результаты естественного отбора таковы, что на территории Беларуси огромное разнообразие видов животных и растений.
Каждый организм имеет свой набор индивидуальных адаптаций к условиям окружающей среды и различный уровень организации.