Социальные потребности человека - определение, особенности и виды. Социальные потребности человека Что такое социальные потребности

Здравствуйте, уважаемые читатели и посетители!
Мы рады приветствовать Вас на образовательном сервисе и надеемся, что сможем ответить на все волнующие Вас вопросы. Вы заглянули на наш сайт с целью выяснить, какие существуют виды социальной потребности? Что принято понимать под термином «потребность»? Жду вашего экспертного мнения.

В начале хочется отметить, что предмет психология очень сложный и для наиболее глубокого понимания его необходимо, в первую очередь, определиться с тем, что лежит в фундаменте. ПСИХОЛОГИЯ – это наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека, а также группы людей. После того, как мы выяснили основные положения, что изучает психология, можем переходить к рассмотрению следующих терминов: ЛИЧНОСТЬ, ИССЛЕДОВАНИЕ, ПОТРЕБНОСТЬ.

ЛИЧНОСТЬ – это относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. ИССЛЕДОВАНИЕ – это поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование - научный метод (процесс) изучения чего-либо. ПОТРЕБНОСТЬ (нужда) – это внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов.

Какая же существует виды социальных потребностей. Кратко охарактеризуйте их. Что же такое «СОЦИАЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ»? Социальные потребности - это особый вид потребностей человека - нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Различают только два вида потребностей - естественные и созданные обществом. Естественные потребности - это повседневные нужды человека в еде, одежде, жилье и так далее.

Стоит отметить, что социальные потребности - это потребности человека в трудовой деятельности, социально-экономической активности, духов ной культуре, т. е. во всем, что является продуктом общественной жизни. Так, естественные потребности являются основой, на которой возникают, развиваются и получают удовлетворение социальные потребности. Потребности выступают в качестве основного мотива, побуждающего субъект деятельности к реальным действиям.

Стоит дополнить, что потребности существуют как объективные и субъективные связи, как тяготения к предмету потребности. Я рассчитываю, что Вы усвоили, какие способы общения существуют в психологии. Если же что-то осталось непонятным из этой темы, Вы всегда можете задать интересующий Вас вопрос.
Желаем удачи и успехов в работе, учебе!

Люди постоянно испытывают нужду в определенных условиях жизни, материальных благах, обществе. Все это им необходимо для комфортного существования. Но из нашей статьи вы узнаете, что относится к социальным потребностям человека.

Коротко о том, какие бывают нужды

Вообще, существует множество классификаций потребностей. Рассмотрим одну из них:

  1. Материальные. Связаны с получением определенных средств (товаров, денег или услуг), которые необходимы для нормальной жизнедеятельности человека.
  2. Духовные потребности. Помогают в познании себя и окружающего мира, бытия. Это стремление к самосовершенствованию, самореализации и развитию.
  3. Социальные. Все что связано с общением. Сюда относится потребность в дружбе, любви и так далее.

Потребности - это двигатель, благодаря которому происходит развитие человечества и прогресс общества.

Пирамида Маслоу

Американский психолог Абрахам Маслоу создал собственную теорию иерархии потребностей, на примере которой мы коротко сможем пробежаться по семи ступеням, ознакомиться с нуждами личности и их значением в жизни.

Итак, начнем с основания:

  • первично важными являются физиологические нужды: еда, питье, жилье и так далее;
  • необходимость чувствовать себя в безопасности;
  • потребность любить и быть любимым, значимым для определенных людей;
  • нужда в успехе, признании, одобрении;
  • потребность в получении специальных навыков и умений, в самосовершенствовании, познании мира и самого себя;
  • нужда в прекрасном, а именно: уюте, чистоте, порядке, красоте и так далее;
  • пик в самопознании, эволюции способностей и талантов, самореализации, поиск своего пути, претворение в жизнь поставленных целей и задач.

Теперь у нас есть понимание о потребностях людей. Они заставляют двигаться вперед, развиваться каждого индивида в отдельности и социум в целом. Далее узнаем более подробно, что относится к социальным потребностям.

В чем их важность?

Маслоу отмечал, что индивид, не удовлетворивший биологические потребности, попросту не сможет жить и функционировать как здоровая личность. Такая же картина и с социальными нуждами. Без их удовлетворения человек начинает сомневаться в собственной значимости. Становится слабым, беспомощным, уязвимым и даже униженным.

Это состояние заставляет человека совершать аморальные поступки, выплескивать агрессию. Поэтому социальные потребности, а именно нужда в самоуважении, признании себя личностью с чувством собственного достоинства, подкрепленные межличностными отношениями, ведут к успешной самореализации и приобретению уверенности. Разберемся, какие потребности относятся к социальным.

Классификация по признакам

Среди социальных потребностей выделяют три категории:

  1. Для себя. Это потребность в самореализации, нахождении своего места в социуме, а также нужда обладать властью.
  2. Для других. Потребность в общении, защите слабых, альтруизме. Реализация ее происходит за счет преодоления эгоистичной категории «для себя».
  3. Вместе с другими. Эта группа потребностей характеризуется объединением людей в общности для совместного решения проблем. Это потребность в безопасности, свободе, усмирении бунтаря, смене действующего режима, в мирной обстановке.

Развитие индивида без удовлетворения нужд невозможно. Поговорим о них подробнее. Итак, что же относится к социальным потребностям личности?

Все нужды делятся на два вида

Рассмотрим их:

  1. Естественные нужды: еда, питье, жилье и так далее.
  2. Созданные социумом: потребность в трудовой деятельности, общественной активности, духовном становлении и развитии, то есть во всем, что будет являться продуктом социальной жизни.

Именно благодаря первым формируются и реализовываются социальные потребности, которые выступают мотивом к побудительному действию. Как только удовлетворены физические нужды, по теории Маслоу, на первый план выходит потребность в безопасности.

В чем ее суть?

Итак, к социальным потребностям относится и нужда в безопасности. Ведь практически каждый человек думает о будущем, анализирует настоящее и прогнозирует события наперед, чтобы оставаться спокойным и уверенным в завтрашнем дне. Именно из-за этой потребности человек тянется к стабильности и постоянству. Каждодневную рутину и быт он принимает лучше, нежели спонтанные перемены и сюрпризы, потому что нарушается его спокойствие и чувство безопасности. Таким образом, к социальным потребностям человека относится потребность в безопасности.

Для большинства людей она имеет огромное значение в жизни. Потому что оказывает сильное влияние на поведение, нрав, ощущение и самочувствие. Под ней подразумевается:

  1. Главное - физическая безопасность (обстановка в социуме, несовершенство правовой сферы, неподготовленность к природным катаклизмам, плохая экология).
  2. Второстепенное - социальная незащищенность в области здравоохранения и образования.

Эта потребность не всегда выступает в роли активной силы. Она преобладает только в ситуациях с критическим уровнем опасности, когда требуется мобилизация всех сил на борьбу со злом. Например, во время военных действий, стихийных бедствий, серьезной болезни, экономических кризисов, то есть во время любых обстоятельств, которые угрожают неблагоприятными условиями. Идем дальше. К социальным потребностям человека относится и потребность в общении.

Почему оно необходимо?

Благодаря общению происходит становление личности. Человек познает мир, учится давать оценку поступкам, анализировать ситуации, осваивать моральные нормы, правила поведения, которые потом будет использовать. Получает неоспоримый жизненный опыт в обществе. И таким образом создает собственные установки и моральные принципы, социализируется, формирует правовую и политическую направленность. Поэтому потребность в безопасности и общении - это важнейшие условия для нормального развития человека.

Чем оно еще ценно?

Мы уже знаем, что к социальным потребностям человека относится общение. Именно благодаря ему, индивид реализует и другие нужды, главная из которых - получение поддержки. Ведь, ощутив принадлежность к значимым людям в социуме, человек обретает уверенность, что он признан. В этом случае личность полностью удовлетворена общением и оказанной социальной поддержкой. Особенно если они включают следующие аспекты:

  • положительное эмоциональное содействие, которое дает уверенность в том, что человека любят и уважают, относятся к нему искренне;
  • информационную помощь, когда есть доступ ко всем необходимым данным об окружающем мире;
  • оценочную поддержку, позволяющую производить анализ происходящего, узнавать мнение других, делать выводы о собственных суждениях;
  • физическую и материальную поддержку;
  • обмен эмоциями, ведь если человека лишить общения, он не сможет делиться своим проблемами, не получит поддержки, вследствие чего может наступить глубокая депрессия.

Именно через общение у личности формируются такие качества, как надежность, чувство долга, твердость характера. А также человечность, отзывчивость, тактичность, честность, доброта. Не менее важной функцией общения является формирование новых интересов у личности. Это толчок к самосовершенствованию и развитию.

Чем страшен дефицит общения?

У человека возникает ощущение ненужности. Личность страдает, чувствует себя непривлекательной, испытывает чувство страха, тревоги, которые часто не имеют под собой основания. Некоторым некомфортно находиться в обществе из-за плохих отношений с окружающими, когда они обособлены от неких социальных групп и контактов.

Но это не означает, что для удовлетворения этой потребности человеку необходимо общаться постоянно. Зрелая личность, которая обладает прочными дружескими связями, не лишенная чувства эмоциональной поддержки, имеющая весомый социальный статус, может несколько часов находиться в состоянии покоя. Поэтому важно учиться грамотному общению, реализовывать через него свои желания и становиться целостной состоявшейся личностью. Теперь мы знаем, что и необходимость в общении относится к социальным потребностям, при этом она не менее важна, чем остальные.

Самовыражение

Эта группа включает потребности, которые проявляются в желании человека самореализоваться, применить на практике свои умения и навыки, найти достойное воплощение талантам. Они носят в большей степени индивидуальный характер.

Итак, к социальным относится и потребность в самовыражении. Важно при ее удовлетворении проявлять индивидуальные черты характера, раскрывать заложенный потенциал. Эта потребность рационализирует и остальные нужды личности, наполняя их новым смыслом. В данном случае индивид получает социальную значимость.

Чем ценна эта потребность?

Свободное самовыражение дает путевку в надежное будущее, в котором не будет места сомнениям и проблемам. Итак, зачем раскрывать заложенные природой таланты:

  • потребность самовыражения приносит моральное удовлетворение, радость, позитивные эмоции и положительный заряд энергии;
  • это прекрасная возможность для избавления от хронической усталости и негатива;
  • она расширяет границы самопознания, благодаря чему развиваются положительные черты характера;
  • поднимает самооценку, придает уверенности и сил для очередных начинаний и покорения новых вершин;
  • помогает найти единомышленников с общими интересами, что облегчает и делает взаимоотношение с другими людьми полноценными.

Потребность самовыражения играет важную роль в жизни индивида. Ведь если человеку не удается самореализоваться, он становится зажатым, закомплексованным, с низкой самооценкой.

Важно самовыражение и в профессии. Особенно если работа совпадает с хобби и приносит достойный доход. Это просто мечта любого человека.

Самовыражение в творчестве дает колоссальную зарядку позитивом. Занимайтесь любимым делом в свободное время, реализуйте свои таланты, получайте признание. Это могут быть танцы, написание песен, стихов, лепка, рисование, фотография, что угодно. Если вы обнаружили в себе талант художника, экспериментируйте, пробуйте свое мастерство в разных направлениях.

Самовыражаться можно также в эмоциях, внешности. Эта потребность позволяет найти свое место в жизни, свое предназначение, раскрыть и реализовать потаенные таланты и заложенный природой потенциал.

Итак, из нашей статьи вы узнали, что относится к социальным потребностям, и разобрались в их значимости в период становления, развития и формирования личности.

Человек, как и любое живое существо, запрограммирован природой на выживание, а для этого ему необходимо наличие определенных условий и средств. Если в какой-то момент своего эти условия и средства отсутствуют, то возникает состояние нужды, которое обуславливает появление избирательности реагирования человеческого организма. Эта избирательность обеспечивает возникновение ответной реакции на раздражители (или факторы), которые на данный момент являются наиболее важными для нормальной жизнедеятельности, сохранения жизни и дальнейшего развития. Переживание субъектом подобного состояния нужды в психологии именуют потребностью.

Итак, проявление активности человека, а соответственно его жизнедеятельность и целенаправленная деятельность, напрямую зависит от наличия определенной потребности (или нужды), которая требует удовлетворения . Но только определенная система потребностей человека будет обуславливать целенаправленность его деятельности, а также способствовать развитию его личности. Сами потребности человека являются основой формирования мотива, который в психологии рассматривают в качестве своеобразного «двигателя» личности. Мотивация поведения и деятельности человека напрямую зависит от органических и культурных потребностей, а они в свою очередь, порождают интерес , который направляет внимание личности и ее активность на различные объект и предметы окружающего мира с целью их познания и последующего овладения.

Потребности человека: определение и особенности

Под потребностями, которые являются главным источником активности личности, понимают особое внутреннее (субъективное) ощущение нужды человека, определяющее его зависимость от определенных условий и средств существования. Сама же активность, направленная на удовлетворение потребностей человека и регулируемая осознанной целью, называется деятельностью. Источниками активности личности как внутренней побуждающей силы направленной на удовлетворение различных потребностей являются:

  • органические и материальные потребности (еда, одежда, защита и т.д.);
  • духовные и культурные (познавательные, эстетические, социальные).

Потребности человека находят отражение в наиболее стойких и жизненно важных зависимостях организма и среды, а система потребностей человека формируется под воздействием следующих факторов: социальных условий жизни людей, уровня развития производства и научно-технического прогресса. В психологии потребности изучаются в трех аспектах: как объект, как состояние и как свойство (более подробно описание этих значений представлено в таблице).

Значение потребностей в психологии

В психологии проблема потребностей рассматривалась многими учеными, поэтому на сегодняшний день существует достаточно много различных теорий, которые под потребностями понимали и нужду, и состояние, и процесс удовлетворения. Так, например, К. К. Платонов видел в потребностях в первую очередь нужду (точнее психическое явление отражения нужд организма или личности), а Д. А. Леонтьев рассматривал потребности через призму деятельности, в которой она находит свою реализацию (удовлетворение). Известный психолог прошлого столетия Курт Левин понимал под потребностями в первую очередь динамическое состояние, которое возникает у человека в момент осуществления ним какого-то действия или намерения.

Анализ различных подходов и теорий в изучении данной проблемы позволяет говорить о том, что в психологии потребность рассматривалась в следующих аспектах:

  • как нужда (Л.И. Божович, В.И. Ковалев, С.Л. Рубинштейн);
  • как предмет удовлетворения нужды (А.Н. Леонтьев);
  • как необходимость (Б.И. Додонов, В.А. Василенко);
  • как отсутствие блага (В.С. Магун);
  • как отношение (Д.А. Леонтьев, М.С. Каган);
  • как нарушение стабильности (Д.А. Мак-Клелланд, В.Л. Оссовский);
  • как состояние (К. Левин);
  • как системная реакция личности (Е.П. Ильин).

Потребности человека в психологии понимаются как динамически-активные состояния личности, которые составляют основу ее мотивационной сферы. А так как в процессе деятельности человека происходит не только развитие личности, но и изменения окружающей среды, потребности играют роль двигательной силы ее развития и здесь особое значение имеет их предметное содержание, а именно тот объем материальной и духовной культуры человечества, который влияет на формирование потребностей человека и их удовлетворение.

Для того, что бы понять суть потребностей как двигательной силы необходимо учитывать ряд важных моментов, выделенных Е.П. Ильиным . Они заключаются в следующем:

  • потребности организма человека нужно отделять от потребностей личности (при этом нужда, то есть потребность организма, может быть неосознаваемой или осознаваемой, а вот потребность личности всегда осознаваемая);
  • потребность всегда связана с нуждой, под которой необходимо понимать не дефицит в чем-то, а желанность или нужность;
  • из личностных потребностей невозможно исключение состояние потребности, которое является сигналом для выбора средства удовлетворения потребностей;
  • появление потребности – механизм, который включает человеческую активность, направленную на поиск цели и ее достижение как необходимость удовлетворения возникшей потребности.

Потребности отличаются пассивно-активным характером, то есть, с одной стороны они обусловлены биологической природой человека и дефицитом определенных условий, а также средств его существования, а с другой – они детерминируют активность субъект на преодоление возникшего дефицита. Существенный аспект человеческих потребностей – это их общественно-личностный характер, который находит свое проявление в мотивах, мотивации и, соответственно, во всей направленности личности. Вне зависимости от вида потребности и ее направленности все они обладают следующими признаками:

  • имеют свой предмет и являются осознанием нужды;
  • содержание потребностей зависит в первую очередь от условий и способов их удовлетворения;
  • они способны воспроизводиться.

В потребностях, формирующих поведение и деятельность человека, а также в производственных от них мотивах, интересах, стремлениях, желаниях, влечениях и ценностных ориентациях заключается основа поведения личности.

Виды потребностей человека

Любая потребность человека изначально представляет собой органичность переплетения биологических, физиологических и психологических процессов, что и обусловливает наличие многих видов потребностей, которые характеризуются силой, периодичностью возникновения и способами их удовлетворения.

Чаще всего в психологии выделяют следующие виды потребностей человека:

  • в зависимости от происхождения выделяют естественные (или органические) и культурные потребности;
  • по направленности различают материальные потребности и духовные;
  • в зависимости от того, к какой сфере они относятся (сферы деятельности), выделяют потребности в общении, в труде, в отдыхе и в познании (или образовательные потребности );
  • по объекту потребности могут быть биологическими, материальными и духовными (также выделяют еще и социальные потребности человека) ;
  • по своему происхождению потребности могут быть эндогенными (возникают вод воздействием внутренних факторов) и экзогенными (вызываемые внешними раздражителями).

В психологической литературе также встречаются базовые, фундаментальные (или первичные) и вторичные потребности.

Наибольшее внимание в психологии уделяется трем основным видам потребностей – материальным, духовным и социальным (или общественные потребности ), которые описаны ниже в таблице.

Основные виды потребностей человека

Материальные потребности человека являются первичными, так как они – основа его жизнедеятельности. Действительно, для того чтобы человек мог жить ему необходимо питание, одежда и жилье и эти потребности были сформированы в процессе филогенеза. Духовные потребности (или идеальные) являются сугубо человеческими, так как отражают в первую очередь уровень развития личности. К ним относят эстетические, этические и потребности в познании.

Следует отметить, что и органические потребности, и духовные характеризуются динамичностью и взаимодействуют между собой, поэтому для формирования и развития духовных потребностей необходимо удовлетворение материальных (например, если человек не удовлетворяет потребность в пище, то он будет испытывать усталость, вялость, апатию и сонливость, что не может содействовать возникновению познавательной потребности).

Отдельно следует рассмотреть общественные потребности (или социальные), которые формируются и развиваются под воздействием социума и являются отражением общественной природы человека. Удовлетворение этой потребности необходимо абсолютно каждому человеку как социальному существу и соответственно как личности.

Классификации потребностей

С того момента, как психология стала отдельной отраслью знаний множеством ученых было предпринято большое количество попыток классифицировать потребности. Все эти классификация очень разнообразны и в основном отражают лишь одну сторону проблемы. Именно поэтому, на сегодняшний день единая система потребностей человека, которая бы отвечала всем требованиям и интересам исследователей различных психологических школ и направлений, до сих пор не представлена научной общественности.

  • естественные желания человека и необходимые (без них невозможно прожить);
  • естественные желание, но не являющиеся необходимыми (если нет возможности их удовлетворения, то это не приведет к неизбежной смерти человека);
  • желания не являющиеся ни необходимыми, ни естественными (например стремление к славе).

Автор информационной теории эмоций П.В. Симонов потребности делил на биологические, социальные и идеальные, которые в свою очередь могут быть потребностями нужды (или сохранения) и роста (или развития). Социальные потребности человека и идеальные по П.Симонову разделяются на потребности «для себя» и «для других».

Довольно интересна классификация потребностей, предложенная Эрихом Фроммом . Известный психоаналитик выделял следующие специфические социальные потребности человека:

  • потребность человека в связях (принадлежность к группе);
  • потребность в самоутверждении (чувство значимости);
  • потребность в привязанности (потребность в теплых и ответных чувствах);
  • потребность в самосознании (собственная индивидуальность);
  • потребность в системе ориентации и объектах поклонения (принадлежность к культуре, нации, классу, религии и т.п).

Но наибольшую популярность среди всех существующих классификаций получила уникальная система потребностей человека американского психолога Абрахама Маслоу (более известная как иерархия потребностей или пирамида потребностей). В основу своей классификации представитель гуманистического направления в психологии положил принцип группировки потребностей по схожести в иерархической последовательности – от низших потребностей к высшим. Иерархия потребностей А. Маслоу для удобства восприятия представлена в виде таблицы.

Иерархия потребностей по А. Маслоу

Основные группы Потребности Описание
Дополнительные психологические потребности в самоактуализации (самореализации) максимальная реализация всех потенций человека, его способностей и развитие личности
эстетические потребность в гармонии и красоте
познавательные стремление узнавать и познавать окружающую действительность
Основные психологические потребности в уважении, самоуважении и оценке потребность в успехе, одобрении, признания авторитета, компетентность и т.п.
в любви и принадлежности необходимость быть в общности, социуме, быть принятыми и признанными
в безопасности необходимость в защите, стабильности и безопасности
Физиологические потребности физиологические или органические потребности в пище, кислороде, питье, сне, половое влечении и т.п.

Предложив свою классификацию потребностей, А. Маслоу уточнил, что у человека не могут возникать высшие потребности (познавательные, эстетические и потребность в саморазвитие), если он не удовлетворил базовые (органические) потребности.

Формирование потребностей человека

Развитие потребностей человека можно анализировать в контексте общественно-исторического развития человечества и с позиции онтогенеза. Но следует отметить, что и в первом, и во втором случае исходными будут выступать материальные потребности. Это обусловлено тем, что именно они являются главным источником активности любого индивида, толкая его на максимальное взаимодействие с окружающей средой (и природной, и социальной)

На базе материальных потребностей развивались и трансформировались духовные потребности человека, например потребность в познании базировалась на удовлетворении потребностей в пище, одежде и жилье. Что касается эстетических потребностей, то они также формировались благодаря развитию и усовершенствованию процесса производства и различных средств жизни, которые были необходимы для обеспечения более комфортных условий для жизнедеятельности человека. Таким образом, формирование потребностей человека обусловливалось общественно-историческим развитием, в ходе которого все человеческие потребности развивались и дифференцировались.

Что же касается развития потребностей в течение жизненного пути человека (то есть в онтогенезе), то здесь также все начинается с удовлетворения естественных (органических) потребностей, которые обеспечивают установлению взаимоотношений между ребенком и взрослыми. В процессе удовлетворения базовых потребностей у детей формируются потребности в общении и познании, на основе которых появляются и другие социальные потребности. Важное влияние на развитие и формирование потребностей в детстве оказывает процесс воспитания, благодаря которому осуществляется коррекция и замещение деструктивных потребностей.

Развитие и формирование потребностей человека согласно мнению А.Г. Ковалева должно подчиняться следующим правилам:

  • потребности возникают и укрепляются благодаря практике и систематичности потребления (то есть формирование по типу привычки);
  • развитие потребностей возможно в условиях расширенного воспроизводства при наличии разнообразных средств и способов ее удовлетворения (возникновение потребностей в процессе деятельности);
  • формирование потребностей происходит более комфортно, если необходимая для этого деятельность не будет изнурять ребенка (легкость, простота и положительный эмоциональный настрой);
  • на развитие потребностей существенное влияние оказывает переход от репродуктивной деятельности к творческой;
  • потребность будет укрепляться в том случае, если ребенок будет видеть ее значимость, как в личностном плане, так и в общественном (оценка и поощрение).

В решении вопроса о формировании потребностей человека необходимо вернуться к иерархии потребностей А. Маслоу, который утверждал, что все потребности человека заданы ему в иерархической организации по определенным уровням. Таким образом, у каждого человека с момента его рождения в процессе его взросления и развития личности будут последовательно проявляться семь классов (конечно же, это в идеале) потребностей, начиная от наиболее примитивных (физиологических) потребностей и заканчивая потребностью в самоактуализации (стремлении к максимальной реализации личностью всех своих потенций, наиболее полной жизни), причем некоторые аспекты этой потребности начинают проявляться не раньше подросткового периода.

По мнению А. Маслоу, жизнь человека на более высоком уровне потребностей обеспечивает ему наибольшую биологическую эффективность и соответственно более продолжительную жизнь, крепче здоровье, лучше сон и аппетит. Таким образом, цель удовлетворения потребностей базовых – стремление к возникновению у человека высших потребностей (в познании, в саморазвитии и самоактуализации).

Основные способы и средства удовлетворения потребностей

Удовлетворение потребностей человека является важным условием не только для комфортного его существования, но и для его выживания, ведь если не удовлетворять органические потребности человек погибнет в биологическом смысле, а если не удовлетворять духовные потребности – то умирает личность как социальное образование. Люди, удовлетворяя разные потребности, обучаются различным способам и усваивают разнообразные средства для достижения этой цели. Поэтому в зависимости от окружающей среды, условий и самой личности цель удовлетворения потребностей и способы для ее достижения будут различаться.

В психологии наиболее популярные способы и средства удовлетворения потребностей заключаются:

  • в механизме формирования индивидуальных для человека способов удовлетворения своих потребностей (в процессе научения, формирования различных связей между раздражителями и последующей аналогии);
  • в процессе индивидуализации способов и средств удовлетворения базовых потребностей , которые выступают в качестве механизмов развития и формирования новых потребностей (сами способы удовлетворения потребностей могут превратиться в них самих, то есть появляются новые потребности);
  • в конкретизации способов и средств удовлетворения потребностей (происходит закрепление одного способа или же нескольких, с помощью которых происходит удовлетворение потребностей человека);
  • в процессе ментализации потребностей (осознание содержания или некоторых аспектов потребности);
  • в социализации способов и средств удовлетворения потребностей (происходит их подчинение ценностям культуры и нормам общества).

Итак, в основе любой деятельности и активности человека всегда лежит какая-нибудь потребность, которая находит свое проявление в мотивах и именно потребности являются побуждающей силой, которая толкает человека к движению и развитию.

Идеи о потребностях человека подробно изложил в своей книге «Мотивация и Личность» Абрахам Харольд Маслоу, американский психолог русского происхождения. Маслоу выдвинул теорию множественности различных потребностей личности, утверждая при этом, что их можно отнести к пяти основным категориям:

Духовные потребности - это познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

Потребности в уважении со стороны других, в самоуважении. В общественном признании и высокой оценке достижений человека.

Социальные потребности - необходимость общения, наличие социальных связей, привязанность, забота о других и внимание к себе, совместная деятельность.

Экзистенциальные - обеспечение безопасности и комфорта существования человека, постоянство условий и качества жизни.

Физиологические (они же биологические и органические), удовлетворение потребности в пище, одежде, сне, голод, жажда, половое влечение и т. д.

Согласно этой классификации социальные потребности в иерархии потребностей человека занимают ключевое место. По мере удовлетворения первичных потребностей, важным становится удовлетворение потребностей высокого уровня.

Существует множество форм социальных потребностей человека. На примерах рассмотрим их в трёх основных признаках:

1. Потребность«ДЛЯ ДРУГИХ». Наиболее ярко потребность «ДЛЯ ДРУГИХ» выражены в альтруизме, в готовности беззаветно служить другим людям, жертвовать собой во имя другого. Чаще всего эта потребность защиты слабого, потребность бескорыстного общения.

«Я не знаю, какой будет ваша судьба, но одно я знаю наверняка: лишь те из вас будут поистине счастливы, кто искал и нашёл способ служить людям » - Альберт Швейцер, лауреат Нобелевской премии мира, гуманист, теолог, философ, музыкант и врач. Сын пастора из небольшого городка Кайзерберга в Верхнем Эльзасе он создал картину собственного мира. Такого, в каком он мог бы жить в соответствии с собственными представлениями. Призывая других пользоваться любой возможностью делать добро, сам являлся ярким примером реализации потребности «ДЛЯ ДРУГИХ». Проводя анализ состояния современной культуры Европы, философ задался вопросом, почему мировоззрение, основывающееся на жизнеутверждающем начале, из первоначально нравственного превратилось в безнравственное.

Концепция «благоговения перед жизнью» стала идеей Швейцера, объемлющей и жизнеутверждение и этику. Её воплощением – больница, выстроенная собственными руками философа.

«Нет человека, которому бы не представился случай отдать себя людям и проявить тем самым свою человеческую сущность. Спасти свою жизнь может всякий, кто использует любую возможность быть человеком, делая что-нибудь для тех, кто нуждается в помощи - какой бы скромной ни была его деятельность ». Швейцер искренне жалел людей, которые не могут посвятить свою жизнь другим.

2. Потребность «ДЛЯ СЕБЯ». Потребность, направленная на самоутверждение в обществе, на самореализацию личности. Это потребность самоидентификации человека. Потребность занять своё достойное место в обществе, в коллективе. Не в последнюю очередь такая потребность направлена на желание обладать определённой властью. «ДЛЯ СЕБЯ» является социальной потребностью человека потому, что реализована она может быть только через потребность «ДЛЯ ДРУГИХ».

Бенвенуто Челлини. Талантливый итальянский скульптор родился во Флоренции. За свою по тем временам достаточно длинную жизнь, 1500 – 1571 гг., Челлини прославился как ювелир, писатель, медальер и не только. Желание удовлетворения «ПОТРЕБНОСТИ ДЛЯ СЕБЯ» побуждало его не только к творчеству, но и к авантюрам. Челлини участвовал в войне с Испанией, а позже из-за вздорного характера Бенвенуто часто бывал зачинщиком ссор, оканчивавшихся смертельным исходом для его противников. Несмотря на покровительство Папы Римского, дерзкий молодой человек не раз оказывался под арестом, а позже, скрываясь, покидал Рим.

Последние годы Челлини провёл на родине, во Флоренции. Написанную им автобиография переведена на почти все европейские языки. В которой автор, желая ещё большей славы, приписывал себе поступки, которых на самом деле не совершал.

3. Потребность «ВМЕСТЕ С ДРУГИМИ». Это целая группа потребностей, определяющая причины объединённых действий многих людей, общества в целом. А именно: потребность безопасности, свободы, мира, потребность обуздания агрессора, потребность смены политического режима. Особенность потребности "ВМЕСТЕ С ДРУГИМИ" состоит в том, что люди объединяются для решения назревших задач общественного характера.

Пример: вторжение фашистских войск на территорию СССР стало определяющим стимулом реализации потребности «ВМЕСТЕ С ДРУГИМИ». Общая цель – отпор захватчикам, стала причиной объединения народов, проживающих на территории союзных республик.

Требуют ли удовлетворения потребности социальной сущности человека? Что если не обращать на это внимания?

Не удовлетворяя собственных биологических потребностей, человек не сможет жить, как здоровая особь. Наглядные примеры иллюстрируют это как нельзя лучше: неимение достаточного количества денег, чтобы полноценно питаться, покупать соответствующую одежду, требуемые медикаменты, содержать в должном порядке собственное жилище, приводит к заболеваниям или гибели человека.

Отсутствие возможностей для удовлетворения социальных потребностей, заставляет человека усомниться в собственной полноценности. Без удовлетворения такого рода потребностей личность чувствует себя слабой, беспомощной, униженной. Что часто толкает человека к проявлению агрессии, антисоциальным поступкам. Каждый в нашем обществе нуждается в стабильной, постоянной, как правило, высокой самооценке. К социальным потребностям человека также относятся самоуважение, наличие чувства собственного достоинства, подкрепляющееся отношением со стороны других людей. Удовлетворение потребности в самоуважении ведёт к появлению чувства уверенности в себе. Ощущение собственного достоинства, силы личности, дееспособности, полезности и необходимости в этом мире приводит личность к одним результатам. Невозможность удовлетворения таких потребностей ведёт человека к результатам абсолютно другим.

Какие путь выбираете вы?

Основные понятия : индивид, потребности, культурные потребности, духовные потребности, социальные потребности, свойства социальных потребностей, формы социальных потребностей, субъекты социальных потребностей, факторы, влияющие на развитие социальных потребностей.

Традиционно потребность понимается как форма нужды человека, которая побуждает его к определенным внутренним или внешним действиям, стимулирует его жизненную активность.

Различают по своему происхождению два вида потребностей: естественные и культурные. Естественные потребности – это повседневные нужды человека, необходимые для сохранения и поддержания его жизни и жизни его потомства. Это нужда в пище, питье, в существе противоположного пола, во сне, в защите от холода и чрезмерной жары, в одежде, жилье и т.д. На их основе возникают, развиваются и получают удовлетворение потребности социальные. Культурные потребности рождаются в процессе деятельности человека как общественного субъекта. В них выражается зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры; их корни целиком лежат в границах человеческой истории. К объектам культурных потребностей относятся как предметы, которые служат средством удовлетворения какой-либо естественной потребности в условиях той или иной культуры (вилка и ложка, тарелки и молотки), так и предметы, необходимые для трудового и культурного общения с другими людьми, для сложной и многообразной общественной жизни человека. По характеру предмета потребности могут быть материальными и духовными. В материальных потребностях выявляется зависимость человека от предметов материальной культуры (потребность в пище, одежде, жилище, предметах быта и т.д.); в духовных – зависимость от продуктов общественного сознания.

В качестве носителей социальных потребностей выступают человеческие индивиды, социальный слой или социальная группа в рамках конкретного общества (класс, сословие, нация, профессиональная группа, поколение), общество как определенная социальная система, социальный институт, функционирующий в рамках общества (система образования, государство и его органы), человечество в целом.

Социальные потребности обусловливают поведение человека и социальных групп. По мнению А. Г. Здравомыслова, удовлетворение потребностей зависит от общения и совместных действий людей. Они включают в себя необходимость принадлежать к социальной группе, занимать в ней определенное положение, пользоваться уважением и любовью окружающих.

Социальные потребности – это составная часть человеческих потребностей, их удовлетворение выявляет сущность человека как общественного существа, подчеркивает его социальную детерминацию и обусловливает социальное развитие. К ним относится потребность в общественной деятельности, самовыражении, обеспечении социальных прав, общении с другими людьми и т.д. Социальные потребности определяют интересы и желания человека, среди которых можно выделить следующие, определяющие его интересы, мотивы и поведение: потребность в повиновении, потребность игры, доминантность, потребность оценивать, потребность суждения, потребность в уважении и поддержке, потребность оказания помощи другим людям.

Социальные потребности пронизывают буквально все стороны и сферы жизнедеятельности человека, его отношения с миром. Они являются связующим звеном между обществом и личностью, жизнью и ее внутренним миром. Их необходимость для индивида обусловлена организацией своей жизнедеятельности в макро- и микросистеме "человек – общество".

Социальные потребности – это особый вид потребностей человека. Это составная часть духовных потребностей человека. Они выражают потребности человека в социальной среде, в социальной трудовой деятельности, в социально-экономической активности, в духовной культуре, т.е. во всем, что является продуктом общественной жизни. К социальным потребностям относят потребности, связанные с включением индивида в семью, в многочисленные социальные группы и коллективы, в различные сферы деятельности, в жизнедеятельность общества в целом, а в общем – во взаимодействие с социумом во всех его проявлениях.

Социальной называется потребность, в основе которой лежит общественная необходимость, реализующаяся через особую жизненную ситуацию субъекта. Удовлетворяется она по меркам и нормам общества и выражает общественную сущность человека.

Социальные потребности имеют два взаимосвязанных аспекта. С одной стороны, они связаны с общественной необходимостью (социальная деятельность, общение, контакты, интересы), а с другой – материально-техническими и финансово-экономическими условиями жизнедеятельности человека в конкретном социуме.

Интеграция индивида в сложную систему социума и возникающая при этом необходимость действий, подчиненных социальным потребностям, обусловливают сознательную целенаправленность его активности. Отсюда вытекает необходимость осознания индивидами своих социальных потребностей, так как по своей природе и сущности все потребности, функционирующие в обществе, объективны.

Развитие социальных потребностей связано прежде всего с изменением содержания деятельности индивида: чем сложнее и многообразнее социальная деятельность, тем богаче, совершеннее система его потребностей. Обновление форм взаимодействия индивида с социальной средой и сопряженное с ним изменение характера его деятельности приводят к возникновению новых социальных потребностей.

Основным источником удовлетворения социальных потребностей индивида является деятельность. Только в ней и благодаря ей индивид самореализуется и находит способы удовлетворения своих потребностей. Лишь в обществе и при непосредственном участии общества возможно удовлетворение потребностей индивида, так как многие потребности своим возникновением обязаны именно обществу на конкретно-историческом этапе развития. Социальные потребности удовлетворяются организационными усилиями членов общества посредством социальных институтов. Неудовлетворенность социальных потребностей проявляется в двух формах – агрессии и апатии.

Существуют различия в таких понятиях, как "социальные потребности" и "потребности социума". Если "социальные потребности" – это потребности одного индивида на его социальном уровне, которыми каждый индивид представлен в социуме, выражающие тенденцию его развития относительно социума, общества по важнейшим на данный период времени направлениям, то "потребности социума" отражают потребности не одного, а совокупности индивидов, означают наличие в социуме определенных запросов, требований к обществу, определенной нужды в развитии социума и их осознание членами социума (индивидами).

Какая из потребностей станет для индивида ведущей, зависит от его индивидуальных психологических особенностей, педагогического потенциала окружающей среды, силы его влияния на человека, воспитания, состояния здоровья и других факторов.

На формирование социальных потребностей индивида оказывают влияние различные факторы, как объективные, так и субъективные. К объективным относят те, которые действуют независимо от его воли и сознания и являются внешними по отношению к самому носителю или субъекту социальных потребностей: социально-экономические и культурно-бытовые условия жизни населения в стране, от которых зависит степень развитости социальной потребности и возможности их удовлетворения; уровень общественного производства и научно-технического прогресса; половозрастной состав населения; уровень социально-педагогической образованности детей и взрослых.

Субъективные факторы зависят от самого индивида: это мнения, предпочтения, его наклонности и привычки. Все они формируются в определенной социальной и культурной среде, которая на них существенно влияет.

Социальные потребности существуют в бесконечном многообразии форм. Одна из классификаций основана на следующих признаках-критериях:

  • 1) социальная потребность для других;
  • 2) социальная потребность для себя от взаимодействия с другими;
  • 3) социальная потребность вместе с другими.

Социальная потребность "для других" – это потребность, выражающая родовую сущность человека: это потребность общения, потребность защиты слабого, потребность в понимании другого и оказания помощи ему, потребность в оказании заботы и внимания другому. Наиболее концентрированно потребность "для других" выражается в альтруизме – в потребности жертвовать собой во имя другого. Она предполагает видение в другом человеке друга, соратника, помощника, сотрудника, партнера. Общественно-историческая норма удовлетворения социальной потребности "для других" усваивается индивидом в процессе воспитания и воспринимается им как совесть.

Социальная потребность "для себя" – это потребность самоутверждения в обществе, потребность в самореализации, потребность в самоидентификации, потребность иметь свое место в обществе, в коллективе, потребность принимать и получать помощь от других и т.д. Она обусловлена представлением индивида о своих правах и под их влиянием он стремится улучшить свое общественное положение, свой статус, свое влияние на других.

Потребность "для себя" и называется социальной, так как она неразрывно связана с потребностью "для других".

Социальные потребности "вместе с другими" выражают побудительные силы многих людей или общества в целом: потребность в совместной деятельности, потребность в стремлении к единой цели, к совместным усилиям, потребность безопасности, потребность свободы, потребность мира, потребность в социально значимом результате деятельности (см. Приложение 2).

В научной литературе выделяют также два вида социальных потребностей личности – абсолютных (личных) и относительных (совместных), различающихся также направленностью и неодинаковой степенью совпадения с общественной необходимостью. Совместные потребности выражают ее зависимость от других в условиях общей с ними жизнедеятельности и одинаково необходимы как для личности, так и для общества в целом.

Субъектом этих потребностей выступает личность с другими людьми, коллективом, обществом. Таким образом, совместные потребности личности непосредственно вытекают из общественной необходимости и совпадают с ней. Напротив, личностные социальные потребности непосредственно связаны с необходимостью самосохранения, самоутверждения личности в социальной среде и могут не совпадать с общественной необходимостью. Они выражают индивидуальность, потребительские и созидательные способности своего носителя и воспроизводят только его жизнедеятельность в конкретном социуме. Удовлетворение последних не несет каких-либо социальных последствий для общества.

Существуют определенные приоритеты социальных потребностей в зависимости от той или иной возрастной группы.

Так, для ребенка младшего и среднего школьного возраста типичны следующие из них: потребность в повиновении – это принятие обстоятельств и людей, признание собственной неполноценности; потребность в игре – желание новых ощущений; потребность в удовлетворении эгоизма. Для подросткового возраста характерны следующие потребности: быть как все; освободиться от ограничений, родительской опеки; искать ответы на вечные вопросы бытия; склонность к размышлениям и обобщениям. Для юношеского возраста присущи такие социальные потребности, как желание выражать собственные взгляды; быть услышанным и влиять на ход социальных событий, ситуаций; стремление к самореализации в социальной среде и деятельности.