Идеальные потребности примеры. Потребности человека. Виды потребностей: биологические, социальные, идеальные. Методы психофизиологических исследований

Прочитаем информацию .
Потребность - переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития его личности.
Существуют различные классификации потребностей человека. На самом деле их можно объединить в три группы:

  • биологические (естественные, врожденные, физиологические, органические, природные)- потребности, которые связаны с биологической (физиологической) природой человека, т.е. со всем, что необходимо для существования, развития и воспроизводства.
  • социальные - потребности, которые связаны с общественной (социальной) природой человека, т.е. определяются принадлежностью человека к обществу.
  • духовные (идеальные, познавательные, культурные) - потребности, которые связаны с познанием окружающего мира, самого себя и смысла своего существования, т.е. во всем том, что необходимо для духовного развития.
Особенности человеческих потребностей:
1. все потребности человека взаимосвязаны. Например, утоляя голод, человек заботится об эстетике стола, разнообразии блюд, чистоте и красоте посуды, приятном обществе и т.д. Удовлетворение биологических нужд приобретает в человеке множество социальных граней: имеют значение и кулинарные тонкости, и обстановка, и сервировка стола, и качество посуды, и оформление блюда, и приятное общество, разделяющее его трапезу.
2. не все потребности человека могут быть удовлетворены.
3. потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.
Подлинные (разумные) потребности - потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.
Мнимые (неразумные, ложные) потребности - потребности, удовлетворение которых ведет к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу.
4. неиссякаемость, нескончаемость, бесконечное множество потребностей.
  • описывая человеческие потребности, американский психолог А. охарактеризовал человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения.
  • российский психолог и философ С.Л. говорил о «ненасыщаемости» потребностей человека.
Рассмотрим примеры .

Группа потребностей

Биологические

Утоление голода, жажды, стремление защититься от холода, дышать свежим воздухом, жилище, одежда, пища, сон, отдых и др.

Социальные

Социальные связи, общение, привязанность, забота о другом человеке, внимание к себе, участие в совместной деятельности, принадлежность к социальной группе, общественное признание, трудовая деятельность, созидание, творчество, социальная активность, дружба, любовь и др.

Духовные

Самовыражение, самоутверждение, познание окружающего мира и своего места в нем, смысла своего существования и мн. др.


Дополнительно рассмотрим сведения о том, что лежит в основе классификации потребностей с точки зрения известных психологов.

Используемая литература:
3.ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник / О.В.Кишенкова. - М. : Эксмо, 2008. 4.Обществознание: ЕГЭ-2008: реальные задания / авт.-сост. О.А.Котова, Т.Е.Лискова. - М. : АСТ: Астрель, 2008. 8.Обществознание: полный справочник / П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко; под ред. П.А.Баранова. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010. 9.Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Н.М.Смирнова и др. под ред. Л.Н.Боголюбова и др. - М.: Просвещение, 2007. 12.Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И.Городецкая и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». 6-е изд. - М.: Просвещение, 2010. 13. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». 6-е изд. - М.: Просвещение, 2010.
Используемые Интернет-ресурсы:
Википедия - свободная энциклопедия

Все мы знаем о том, что каждый день человек должен есть, пить и спать. Но этим все не ограничивается. Есть также идеальные потребности, подразумевающие нечто куда большее, чем банальное поддержание функционирования организма.

Важность нематериальных аспектов жизни

Показателем может послужить культура Востока, в которой духовные потребности ставят ничуть не ниже, чем физические. Неправильно говорить: «У человека есть душа». На самом деле это у духа есть тело, которое он обретает на очередном этапе своего пути.

Самосознание формируется еще в детстве. Многих детей учат умываться, убирать свою комнату, хорошо учиться в школе, но упускают один немаловажный нюанс. не наделяют способностью разбираться в собственных эмоциях. Порой бывает даже такое, что подростки теряются в чувствах, не знают, как воспринимать себя или мир в той или иной ситуации. О них говорят: «тихие дети».

Но, как правило, такие индивиды переживают свой инфантильный период намного позже, когда от них уже ожидают взрослого осмысленного поведения. А все потому, что им не объяснили, как осознать свои идеальные потребности.

Пути совершенствования

Покуда человек чувствует, что в его душе - куча шкафов со скелетами, он не сможет получить удовольствие даже от самой роскошной в материальном плане жизни. Потребность в самопознании - идеальная потребность, удовлетворение которой обеспечивает покой и положительное состояние духа.

Общеизвестный в психологии факт: моральное состояние человека тесно связано с его самооценкой. Каждой личности хочется чувствовать себя особенной, уникальной, способной делать то, что не могут другие. Это не нарциссизм и не бахвальство, а нормальная необходимость, когда она не выходит за адекватные пределы.

В каждом из нас есть что-то особенное

Потребность в самореализации относится идеальным потребностям. Люди, не имеющие возможности достигнуть чего-то, утверждают, что если бы получили желаемое, оказались бы на пике блаженства. Когда определенная вещь находится в зоне нашего воображения, всё действительно так. Но, став обыденностью, приобретение утратит новизну.

Когда шаг за шагом достигаешь своих целей, понимаешь, что, в сущности, не пункты переправы важны, а сам маршрут. Большинство людей идут на работу с более-менее хорошей заработной платой. Ну и что, если работенка не из приятных? Можно ведь некоторое время пережить. Только рано или поздно терпению приходит конец.

Всё куда интереснее

Идеальные потребности - это нечто большее, чем существование с целью прокормить себя и обеспечить кровом. Человек научился выгодно использовать ресурсы земли. И, в сущности, не так уж много нужно для обеспечения своего организма энергией и нормальными условиями.

Когда в материальном плане все налажено, возникают духовные потребности. Одни люди обращаются к богам, а для других святыня - весь мир вокруг. Посвятить себя любви к этому чуду - куда возвышеннее и интереснее, чем просто курсировать по замкнутому кругу потребительства и истощения жизненных сил ради обманчивых, навязанных целей.

Культурные потребности - это тяга к прекрасному и желание расширять собственную эрудицию. Ведь богатства человека находятся не только на счетах в банках, но еще и в его собственной голове. Самое лучшее вложение - вклад в себя.

У каждого человека от природы есть определенные таланты. Их развитие также подразумевают идеальные потребности. Примеры: запись в творческие кружки, изучение языков. Такие занятия могут проводиться с определенной целью. Но, в конце концов, получение удовольствия - это тоже довольно весомый повод. Время, потраченное с радостью, израсходовано не зря. Самое главное - во всем стремиться находить баланс. В том числе между духовностью и материальным миром.

Жизнь в социуме

Крайне важно общение с другими людьми. Замыкаясь в себе, индивид может задавать такой вопрос: «В чем смысл разговоров на все эти бессмысленные темы? Ведь реальной пользы в этом нет». Тем не менее человек может все равно иметь жажду контакта с окружающими, но ощущать себя неловко из-за невозможности объяснить ее причину.

Идеальные потребности подразумевают признание со стороны окружающих. Когда мы попадаем в круг людей, которые нас понимают, имеют сходные интересы, готовы выслушать или рассказать собственные секреты, мы чувствуем себя хорошо, радостно, получаем удовольствие от контакта с миром. Человек создан для жизни в социуме, поэтому необходимость общаться с себе подобными, так или иначе, возникает периодически.

Излишние крайности

Печальная картина наблюдается у индивидов, которые отрицают свои идеальные потребности. Например, человек в детском возрасте был обижен, не понят, отвергнут. Такое встречается довольно часто. Потом юношеские страхи и комплексы мешают личности развиваться нормально. И вот человек уверил себя в том, что никому нельзя доверять, и жить нужно только для себя.

Замечательно, что ресурсов вокруг хватает, способов себя занять, даже в одиночестве, предостаточно. Ничего сложного, но и нет полезного. От такой жизни крайне тяжело получить удовольствие. Как говорится, А такая социальная диета похожа на рацион, состоящий из соли и хлеба. Да, конечно, не нужно вычитывать рецепты общения с людьми, придумывать, как красиво оформить свою деятельность и чем-то отличиться, но ведь и вкус от жизни теряется, и она в конце концов превращается в банальное существование.

Откройте душу

Большинство людей находится в своем вакууме недолго. После того как раны после прошлого падения подлечены, возникает естественное желание снова пуститься в полет. Для того чтобы уберечь себя от моральных ранений, нужно научиться органично сочетать мир эмоций и чистый разум.

В школе нас этому не учат. На данные темы есть книги, но открывает их только тот, кто сам осознал в этом потребность, ощутил, что полная жизнь подразумевает удовлетворение идеальных потребностей. Удовольствие нужно учиться получать как от вкусной пищи, так и от душевной беседы, как от удобного дивана, так и от интересной книги. Банальное потребительство в конце концов надоедает, появляется желание прикоснуться к чему-то божественному.

Кроме того, сам человек может стать ближе к Всевышнему в процессе творения. Создавая интересные проекты, произведения искусства, организовывая мероприятия, делая мир вокруг себя лучше, мы сами расцветаем на глазах, пожиная благодатные плоды собственной деятельности. Нужно лишь открыть свое сердце и душу, ступая навстречу всему новому.

Потребность - это переживание необходимости в чем-либо; устойчивое стремление, желание человека, побуждающее его к жизненной активности.

Виды потребностей - обычно выделяют природные (естественные), материальные, социальные и духовные потребности.

Удовлетворение потребностей - это процесс, замкнутый психологический цикл, в котором вычленяются такие этапы: актуализация конкретной потребности или желания, поиск средств и способов удовлетворения, обладание предметом потребности, его освоение, использование и угасание активности.

У думающего работника сферы торговли рано или поздно возникает ряд вопросов:
♦ Что побуждает личность к активной жизнедеятельности?
♦ Почему человек стремится заработать больше денег?
♦ Почему он проявляет покупательскую активность, ходит по магазинам, настойчиво ищет определенный товар?

В первую очередь человек стремится к достижению поставленных целей, к реализации намеченных жизненных планов. При этом активность человека постоянно поддерживается изнутри. Если бы этого не было, то любое небольшое внешнее препятствие полностью блокировало бы его жизнедеятельность.

Мощным внутренним источником активности личности являются ее потребности. Потребность - это переживание необходимости в чем-либо, устойчивое сильное желание, постоянное стремление.

Именно ради удовлетворения своих потребностей, желаний, стремлений человек напрягает силы, преодолевает трудности, противостоит отрицательным воздействиям. Что бы человек ни делал, он это делает с учетом сложившихся обстоятельств, и с учетом своих потребностей.

Когда на пороге магазина появляется посетитель, вы должны отчетливо понимать, что сюда его привели определенные проблемы и потребности.
Например, покупательница отбирает для приобретения несколько пачек стирального порошка. Что побуждает ее к покупке?

С одной стороны, простая необходимость: хозяйка обнаружила, что в семье заканчивается чистое белье. С другой - внутренняя потребность: стремление к порядку в доме, чистоте, соблюдению личной гигиены, желание проявить заботу о близких людях.
Все поведение личности разворачивается на стыке внешней необходимости и внутренней потребности.

Надо различать следующие виды потребностей:
♦ природные (естественные) потребности - ПП (в самосохраннии, питании, отдыхе, сексуальном удовлетворении и т. д.);
♦ материальные потребности - МП (в жилище, одежде, предметах быта);
♦ социальные потребности - СП (в общении, самореализации, в труде);
♦ духовные потребности - ДП (в смысле жизни и счастье, в красоте, добре, справедливости).
Потребности укореняются в человеческой личности по ходу жизнедеятельности, в процессе ее формирования. С развитием личности развиваются и ее потребности.
У каждого человека складывается в итоге своя индивидуальная структура потребностей.

Изменить сформировавшуюся у зрелой личности потребность, как правило, чрезвычайно трудно. Потребность прочно «сидит» в структуре личности, регулируя ее жизненное поведение. Некоторые потребности наносят вред человеку: его здоровью, психике, нравственности. Это потребности в алкоголе, наркотиках, азартных играх и т. д. Под их воздействием развитие личности деформируется, приобретает регрессивный характер.
Потребности взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга.

Например, на базе естественной потребности в полноценном питании у человека развивается устойчивое желание иметь оборудованную кухню, холодильник, удобную и разнообразную посуду, то есть материальные потребности получают импульс для своего расширения.

Для правильного понимания психологии покупателя, построения эффективного общения с ним предлагаем ознакомиться с некоторыми особенностями человеческих потребностей.

Природные потребности

Природные потребности возникают у человека естественным путем, в ходе его взросления и развития. Главная из них - потребность в питании - и формирует спрос на рынке продовольственных товаров. Человек современной культуры весьма требовательно относится к потреблению продуктов. Ему важно все: вкусовые качества, питатель-
ность, свежесть, калорийность, полезность продукта для здоровья, упаковка и внешнее оформление товара, разнообразие рациона.

Природой определена некоторая норма питания: ежедневное потребление должно обеспечивать получение человеком примерно 3000 калорий (около 1 млн калорий в год).
Разумеется, количество калорий, необходимое конкретному человеку для нормальной жизнедеятельности, зависит от многих факторов: от пола, возраста, веса, роста человека, характера его трудовой деятельности, климатических условий проживания.

Однако дело не только в калорийности. По данным ученых в суточном рационе человека должно быть более 600 веществ, в том числе 17 витаминов, 20 аминокислот и другие соединения. Следовательно, ежедневное меню должно быть по возможности разнообразным.

Человеку мало быть просто сытым. Он хочет получать удовольствие от самого процесса потребления продуктов питания. Для него важно, как приготовлена пища. Многие люди серьезно увлечены кулинарным искусством.

Гурман - человек, разбирающийся во всех тонкостях кухни, крайне взыскательный к продуктам и своему питанию. Это тяжелый покупатель и достойный партнер для продавца, желающего подтвердить свою профессиональную компетентность.

Материальные потребности

Материальные потребности возникают рано, буквально с малых лет (желание иметь игрушки, красивую одежду, спортивный инвентарь). У подрастающей личности диапазон материальных потребностей быстро расширяется.
Конкретные материальные потребности не появляются сами по себе. Они вырастают на почве определенных жизненных противоречий и проблем. Например, наступившие необычно сильные холода заставляют членов семьи задуматься о скорейшем приобретении теплой одежды.

Родившийся ребенок побуждает молодых супругов к покупке множества новых вещей.
Участившиеся случаи квартирных краж подталкивают домочадцев к приобретению системы сигнализации для наружных дверей.

Однажды возникнув, материальные потребности имеют тенденцию к сохранению и дальнейшему саморазвитию и самоусилению: приобретенные вещи, предметы, услуги активизируют другие желания и стремления личности, последующее потребление. Ранее мы уже отмечали, что человек подбирает себе целую «команду» из нужных вещей, адекватных его потребностям.

Опытные продавцы умело пользуются этим. Учитывая особенности купленного товара, они тут же советуют покупателю обратить внимание на те или иные вещи, связанные по жизненной логике с проданной продукцией.

Современное индустриально-информационное общество стимулирует дальнейшее умножение материальных потребностей, предлагая человеку все новые товары и услуги, подогревая потребительский спрос. Материальные потребности практически ненасыщаемы!

Нередко материальные потребности конкретного человека превышают его возможности, уровень дохода. Возникает конфликтная жизненная ситуация. Важнейшей чертой зрелой воспитанной личности является ее готовность к самоограничению своих материальных потребностей.

Социальные потребности

Социальные потребности формируются постепенно в результате расширения диапазона деятельности личности от простых, «очевидных» (потребности в общении, игре) до более сложных и глубоких (потребности в труде, причастности).

Складывающиеся у данной личности социальные потребности во многом зависят от ее статуса в обществе, полученного воспитания и образования, круга общения, профессиональной принадлежности. Конкретные социальные потребности, как правило, многозначны, размыты, подвижны. В зону своего притяжения они могут втягивать самые различные предметы и вещи.

Человек, стремящийся к признанию, славе, власти, приобретает престижные вещи, заказывает дорогие костюмы, посещает элитарные мероприятия, завязывает нужные знакомства.

Тот, кто чувствует себя вполне счастливым в общении с близкими и детьми, покупает вещи, которые помогают обустроить домохозяйство, создать семейный уют, интересно проводить совместный досуг.

«Трудоголик» приобретает, прежде всего то, что позволяет меньше отвлекаться от работы, экономит время на домашние дела, способствует более успешному выполнению профессиональной деятельности.

Духовные потребности

Духовные потребности выполняют функцию стратегических регуляторов жизненного поведения. Их влияние заключается в том, что человек расширяет сферу своих желаний и стремлений за счет духовных ориентиров. Высшие духовные потребности видоизменяют характер потребления личности, накладывают определенный отпечаток на отношение к вещам-товарам.

Человек, ценящий красоту, свободу, творчество, будет больше средств затрачивать на образовательные, информационные, культурно-просветительные услуги, даже если ради этого придется покупать меньше товаров утилитарно-бытового назначения. Духовно богатая личность способна к более глубокому и содержательному общению с вещами. Ей удается получить от них гораздо больше

Развитые духовные потребности позволяют человеку точнее оценить скрытые достоинства вещи, придать ей более сложный жизненный смысл. Духовно богатая личность предъявляет и более высокие требования к стилю обслуживания, чувствительна ко многим нюансам общения с торговым персоналом.

Между различными потребностями, желаниями, стремлениями человека могут возникнуть противоречия. Тогда внутри личности разгорается борьба разных побудительных сил. Именно в сфере потребления человек часто испытывает конфликт желаний. Возникшие потребности требуют удовлетворения.

Удовлетворение потребностей представляет собой психологический процесс, в котором можно условно выделить четыре этапа

На 1-м этапе осознается возникшее жизненное противоречие и актуализируется соответствующая потребность, пробуждается конкретное желание.
Следует отметить, что сложившаяся у личности потребность может быть пассивной и активной. До какого-то момента времени потребность «дремлет», погрузившись в глубины бессознательного, человек как бы забывает о ней, сосредоточившись на текущей деятельности. Только в определенных обстоятельствах эта потребность «просыпается».
Задача рекламного воздействия, в частности, - пробудить дремлющую потребность, напомнить человеку о ее существовании.

На 2-м этапе происходит поиск средств и способов, позволяющих удовлетворить возникшую (или «проснувшуюся») потребность. Сила желаний, как правило, возрастает (но при некоторых обстоятельствах может ослабнуть). Поиск приводит чаще всего к тому, что человек осознает необходимость использовать для удовлетворения потребности определенные предметы и вещи.

При этом выясняется, что одни вещи из необходимого набора имеются в наличии, другие - отсутствуют. Отсутствие того, что нужно, остро необходимо в сложившейся ситуации - сердцевина покупательской мотивации! Именно в этот момент возникает идея покупки, появляется покупательский замысел. Следовательно, сам акт покупки - только отдельное звено процесса потребления.
На 3-м (основном) этапе осуществляется реальное удовлетворение потребности, что сопровождается активным обладанием, использованием желаемого предмета, усвоением присущих этому предмету ценных потребительских свойств. На данном этапе происходит интенсивное взаимодействие человека с приобретенной (купленной) вещью, она раскрывает свой потенциал как орудие жизнедеятельности.

Очень важный и тонкий момент, который должны учитывать работники торговли: процесс удовлетворения определяется не только качеством вещи-товара. Большое значение (может быть, решающее) имеют:
♦ ожидания и настрой потребителя, его самочувствие, психическое состояние;
♦ подготовленность потребителя (наличие у него необходимых жизненных навыков, практических умений);
♦ социально-психологические условия, в которых реализуются человеческие желания.

Следовательно, процесс использования купленного предмета зависит не только от качества вещи-товара, но и от индивидуальности потребителя.

Мы полагаем, что многие сложные товары нуждаются в лучшем информационном сопровождении (простые, наглядные и подробные инструкции, специальные видеоматериалы, буклеты). Большую помощь пользователю может оказать послепродажный сервис. Процесс удовлетворения потребности сопровождается эмоциональной разрядкой.

На 4-м (заключительном) этапе происходит завершение цикла: потребность угасает, а психологическое напряжение спадает.
Постпереживание включает три компонента:
♦ удовлетворенность результатами решения жизненной проблемы;
♦ удовлетворенность вещью, которая использовалась и применялась;
♦ удовлетворенность собой (своими действиями, умениями).

Психологический цикл удовлетворения потребности носит замкнутый характер. Как правило, он с некоторой периодичностью повторяется (исключение - случай уникального потребления).

Например, заядлый курильщик может в течение часа неоднократно удовлетворять свою потребность в поглощении никотина. Голод и жажду человеку приходится удовлетворять несколько раз в сутки. Потребность в развлечениях может актуализироваться с периодичностью раз в неделю или в месяц (все зависит от индивидуальности личности).

Необходимость и желание обновить марку своего автомобиля возникает (у рядового потребителя) всего несколько раз в жизни Соответственно и покупательская активность носит циклический характер.

Повторяющийся цикл удовлетворения данной потребности может закрепить или даже усилить ее, но возможно и ослабление этой потребности, даже ее полное исчезновение. Одна из психологических причин такого исхода - неудовлетворенность попытками потребления, результатами преодоления жизненного противоречия выбранным способом.

Другая причина - привыкание. Оно возникает в результате неоднократного удовлетворения знакомой потребности с использованием одних и тех же средств, получение каждый раз одинаковых результатов и впечатлений. Привыкание может притупить интерес к данному товару.

Каждая серьезная торговая фирма должна постоянно изучать потребности своих клиентов. С этой целью необходим анализ покупательских предпочтений, их динамики за определенный период времени.

В частности, компьютерная система анализа продаж, разработанная Академией, позволяет директору магазина получать в любой момент данные о том, сколько было продано товара данного наименования (вида, марки), каков удельный вес этого товара в общем объеме продаж. Можно получить динамику этих показателей по дням недели, за определенный месяц, на протяжении года.

В результате такого анализа понятнее становятся и сами потребности покупателей, и характер изменений этих потребностей. Можно точнее прогнозировать спрос на тот или иной вид продукции.

Механизм возикновения потребности рефлекторный, основывается на работах Симонова. »Если возникает потребность должен быть врожденными(безусловные рефлексы)

Есть 3 группы:

1)биологические(механизмы удовлетворения БУР- гомеостат потребности, пищевые,питьевые, потребность в безопасности, экономии сил)

2)Зоосоциальные(половые потребности, родительские, детские потребности, потребность в территории, стайные потребности)

3)идеальные потребности(саморазвитие)-потребность мозга в новой информации, сопротивлении, принуждении, во владении ситуацией.

Идеальные потребности есть только у человека. Они возникли сравнительно недавно. Например, к идеальным потребностям, которые отличают человека от животного, Аристотель отнес "стремление к познанию". Надо отличать его от потребности в информации, которая проявляется у животных в исследовательском поведении. Даже лабораторная крыса, живущая в одной и той же клетке несколько месяцев, периодически обходит все стенки, интенсивно шевеля вибриссами. Человеку же свойственно пытаться постичь причину вещей, а не только закономерности окружающего мира. Например, домашняя кошка старается получить еду. Эмпирическим путем она быстро устанавливает, что для удовлетворения пищевой потребности надо ткнуться лбом в ногу живущего с ней человека. Но откуда берется рыба, а тем более вареная рыба - такими вопросами кошка не озабочена. Поскольку потребность в познании обнаруживается далеко не у всех людей, то иногда к отличающим человека от животного потребностям относят потребность не в познании, а в самопознании: как сказал Хилон Лаконский, "познай самого себя". В остальных потребностях, которые принято относить к идеальным, как правило, можно выделить компоненты, являющиеся другими потребностями. Например, потребность в религии определяется, в частности, потребностью в социальной самоидентификации, т. е. в принадлежности к определенному ограниченному сообществу людей, которое отличается от других человеческих сообществ рядом внешних признаков. Кроме того, в религиозных чувствах присутствует и реализация потребности подчинения лидеру, на котором лежит ответственность за все происходящее: Атеисты же вынуждены признать, что все неприятности, которые с ними случаются, происходят по их собственной вине. По крайней мере, человек является соучастником подавляющего числа происшествий, приносящих ему огорчения. Не злые люди, не роковое стечение обстоятельств и, конечно же, не божий промысел повинны в бедах и несчастьях человека, а только он сам. Такой вывод принять непросто. Поэтому постоянно возникают и будут возникать самые разные системы мироощущений, выполняющие главную функцию религии - перенос ответственности человека за свою жизнь на внешние обстоятельства. К идеальным иногда также относят потребности, не увеличивающие жизнеспособность самой особи или сообщества, к которому она принадлежит. В частности, идеальными считаются информационная и социальные потребности, если они доминируют над потребностями самосохранения.

У каждого человека формируется свой индивидуальный профиль потребностей. Со временем он может меняться.

ПЕРВИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными. Примерами могут служить потребности в пище, воде, Потребности дышать, спать и сексуальные потребности.

Вторичные потребности (гибридные высшие) – идеальные и социальные. Идеальные потребности создают основу для саморазвития индивида. К ним относят потребность в новизне, получение новой информации, которая реализуется в ориентировочно- исследовательском поведение. Социальные потребности человека включают стремление человека принадлежать к определенной социальной группе и занимать в ней определенное место в соответствии с субъективным представлением субъекта об иерархии данной группы. к идеальным потребностям человека относится его потребность познания окружающего мира и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования. Ее основу составляет потребностей в новой информации которая уже у животных обнаруживает себе в ориентировочно- исследовательском поведении. по природе своей психологические. Например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти и потребность в принадлежности кому или чему-либо. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом. Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, вторичные потребности людей различаются в большей степени, чем первичные.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

К данному материалу относятся разделы:

Рефлекторная теория – этапы формирования

Базовые принципы современной физиологии ВНД: принцип отражения, принцип рефлекса, принцип доминанты, принцип системной деятельности мозга.

Определение, биологическое значение и принципы классификации безусловных и условных рефлексов.

Классификация безусловных рефлексов П.В.Симонова. Безусловные рефлексы саморазвития.

Определение и виды биологической памяти: генетическая, иммунологическая и нейрологическая память. Структурно-функциональные основы памяти и обучения. Понятие энграммы. Сенсорная, кратковременная и долговременная память. Классификация форм обучения: неассо

Облигатный характер неассоциативного обучения. Суммация, ее механизмы и биологическое значение. Привыкание как один из вариантов стимул-зависимого обучения.

Неассоциативное обучение. Долговременная потенциация как один из физиологических механизмов памяти.

Неассоциативное обучение. Импринтинг (запечатление), его особенности и биологическое значение. Виды импринтинга. Приуроченность импринтинга к определенному периоду онтогенеза

Неассоциативное обучение. Подражание (имитация) как основа видовых стереотипов.

Условия и механизмы образования временных связей. Условный рефлекс как пример эффект-зависимого обучения. Схема замыкания дуги условного рефлекса (УР). Закономерности формирования временной связи. Принцип «общего конечного пути» как отражение механизма ко

Принципы классификации УР: по афферентному звену рефлекторной дуги, по эфферентному звену, в зависимости от вида безусловного рефлекса, в зависимости от эффекторных органов (инструментальные и классические УР), по характеру безусловного подкрепления

Условные рефлексы высшего порядка, динамический стереотип. Использование поведенческих методов в медико-биологических исследованиях.

Потребности и мотивации. Безусловные рефлексы как механизмы удовлетворения базовых потребностей. Классификация потребностей животных и человека(Симонов).

Биологические потребности, их иерархия и индивидуальный профиль организации.

Зоосоциальные потребности животных. Феномен эмоционального резонанса, эволюционное значение альтруизма. Иерархия и особенности социальных потребностей человека.

Идеальные потребности. Наука, религия и искусство в системе идеальных потребностей человека. Вторичные (высшие, гибридные) потребности человека.

Роль гипоталамуса и миндалины в формировании потребностей и мотивационного состояния. Роль мотивации в формировании целенаправленного поведения. Принцип доминанты и признаки мотивационного состояния. Общие свойства мотивации.

Эмоции: их анатомический субстрат и физиологическое выражение. Информационная и биологическая теория эмоций. Функции эмоций.

Доминанта. Ее свойства и функциональное значение. Автор учения о доминанте.

Теория функциональной системы П.К.Анохина. Два типа функциональных систем.

Typology of THF. Morphological systems of english and ukrainian points for discussion

Typological features of the verb. Category of tense in English and Ukrainian. Category of aspect, of person. Number, Category of voice. Category of mood in English and Ukrainian. Syntactic functions. Modal verbs. Verbals in English and Ukrainian.

Охотничьи качества собак

Испытания по вольному зверю или птице. Импринтинг, или запечатление. Дрессировка собак возбудимого (холерического) типа. Ротвейлер: Темперамент и поведение

Тесты по психологии медицины

Патерналистская модель взаимоотношений между медицинскими работниками и пациентами. Третичная психопрофилактика. Развития творческого мышления.

Антропогенно-техногенное загрязнение окружающей среды

Экологическое действие загрязняющих агентов может затрагивать либо отдельные организмы (проявляться на организменном уровне), либо популяции, биоценозы, экосистемы и даже биосферу в целом.

Отчет по учебной практике. Кафедра «Учет и аудит»

Кафедра «Учет и аудит» Бухгалтерский учет сегодня занимает одно из главных мест в системе управления.

В широком смысле потребности определяются как источник активности и форма связи живого организма с окружающим миром.

Социальные потребности человека – желания и стремления, присущие как представителю человеческого рода.

Человечество – общественная система, вне которой невозможно развитие личности. Человек всегда часть общности людей. Осуществляя социальные стремления и желания, он развивается и проявляется как .

Принадлежность к обществу людей обуславливает возникновение социальных потребностей человека. Они переживаются как желания, влечения, стремления, яркоокрашенные эмоционально. Они формируют мотивы деятельности и определяют направленность поведения, сменяют друг друга по мере реализации одних и актуализации других желаний.

Биологические желания и природа людей выражаются в необходимости поддерживать жизнедеятельность и оптимальный уровень функционирования организма. Достигается это путем удовлетворения нужды в чем-либо. У людей, как у животного, есть особая форма удовлетворения всех видов биологической нужды – бессознательные инстинкты.

Вопрос о природе потребностей остается дискуссионным в научной среде. Одни ученые отвергают социальную природу желаний и влечений, другие – игнорируют биологическую основу.

Виды социальных потребностей

Социальные устремления, желания, влечения обусловлены принадлежностью людей к обществу и удовлетворяются только в нем.

  1. «Для себя»: самоидентификация, самоутверждение, власть, признание.
  2. «Для других»: альтруизм, безвозмездная помощь, защита, дружба, любовь.
  3. «Вместе с другими»: мир на Земле, справедливость, права и свободы, независимость.
  • Самоидентификация заключается в желании быть подобным, похожим на конкретного человека, образ или идеал. Ребенок идентифицирует себя с родителем своего пола и осознает себя мальчиком/девочкой. Потребность в самоидентификации периодически актуализируется в процессе жизнедеятельности, когда человек становится школьником, студентом, специалистом, родителем и так далее.
  • Самоутверждение необходимо, и оно выражается в реализации потенциала, заслуженном уважении среди людей и утверждении человеком себя как профессионала в любимом деле. Также многие люди стремятся к власти и призванию среди людей в своих личных целях, для себя.
  • Альтруизм – безвозмездная помощь, даже в ущерб собственным интересам, просоциальное поведение. Человек заботится о другом индивиде как о самом себе.
  • К сожалению, бескорыстная дружба – редкость в наше время. Настоящий друг – ценность. Дружба должна быть бескорыстной, не ради выгоды, а из-за взаимного расположения друг к другу.
  • Любовь – самое сильное желание каждого из нас. Как особое чувство и вид межличностных отношений, она отождествляется со и счастьем. Ее трудно переоценить. Это причина создания семей и появления новых людей на Земле. Подавляющее количество психологических и физических проблем от неудовлетворенной, безответной, несчастливой любви. Каждый из нас хочет любить и быть любимым, а также иметь семью. Любовь – это самый мощный стимул, для роста личности, она вдохновляет и воодушевляет. Любовь детей к родителям и родителей к детям, любовь между мужчиной и женщиной, к своему делу, работе, городу, стране, ко всем людям и всему миру, к жизни, к себе – фундамент для развития гармоничной, целостной личности. Когда человек любит и любим, он становится творцом свой жизни. Любовь наполняет ее смыслом.

Общечеловеческие социальные желания есть у каждого из нас на Земле. Все люди, вне зависимости от национальности и вероисповедания, хотят мира, а не войны; уважения своих прав и свобод, а не порабощения.

Справедливость, нравственность, независимость, гуманность – общечеловеческие ценности. Их желает каждый для себя, своих близких, человечества в целом.

Осуществляя свои личные устремления и желания, необходимо помнить и об окружающих людях. Нанося вред природе и обществу, люди вредят самим себе.

Классификация социальных потребностей

В психологии разработано несколько десятков разнообразных классификаций потребностей. Наиболее общая классификация определяет два вида желаний:

1. Первичные или врожденные:

  • биологические или материальные потребности (еда, вода, сон и другие);
  • экзистенциальные (безопасность и уверенность в будущем).

2. Вторичные или приобретенные:

  • социальные потребности (в принадлежности, общении, взаимодействии, любви и другие);
  • престижные (уважение, самоуважение);
  • духовные (самореализация, самовыражение, созидательная деятельность).

Наиболее известная классификация социальных потребностей была разработана А. Маслоу и известна как «Пирамида потребностей».

Это иерархия человеческих стремлений от низших к высшим:

  1. физиологические (еда, сон, плотские и другие);
  2. потребность в безопасности (жилье, собственность, стабильность);
  3. социальные (любовь, дружба, семья, принадлежность);
  4. уважение и признание личности (как другими людьми, так и самим собой);
  5. самоактуализация (самореализация, гармония, счастье).

Как видно, эти две классификации одинаково определяют социальные потребности как стремления к любви и принадлежности.

Значимость социальных потребностей


Естественные физиологические и материальные желания всегда первостепенны, так как от них зависит возможность выживания.

Социальным потребностям человека отведена второстепенная роль, они идут следом за физиологическими, но являются более значимыми для человеческой личности.

Примеры такой значимости можно наблюдать, когда человек терпит нужду, отдавая предпочтение удовлетворению вторичной потребности: студент вместо сна занимается подготовкой к экзамену; мать забывает поесть, ухаживая за младенцем; мужчина терпит физическую боль, желая произвести впечатление на женщину.

Личность стремится к активности в социуме, общественно полезному труду, установлению положительных межличностных отношений, желает быть признанной и успешной в социальной среде. Нужно удовлетворять эти желания для успешного сосуществования с другими людьми в социуме.

Безусловную значимость имеют такие социальные потребности, как дружба, любовь, семья.

На примере взаимосвязи социальной потребности людей в любви с физиологической необходимостью плотских отношений и с инстинктом продолжения рода можно понять, насколько взаимообусловлены и связаны эти влечения.

Инстинкт продолжения рода во дополняется заботой, нежностью, уважением, взаимопониманием, общими интересами, возникает любовь.

Личность не формируется вне общества, без общения и взаимодействия с людьми, без удовлетворения социальных потребностей.

Примеры детей, воспитанных животными (таких инцидентов было несколько в истории человечества) яркое подтверждение значимости любви, общения, общества. Такие дети, попав в человеческое сообщество, так и не смогли стать его полноценными членами. Когда человек испытывает только первичные влечения, он уподобляется животному и фактически становится им.