Традиции и обычаи в школе. «Наши семейные традиции». Творческая работа в начальной школе. Аллея уходящего детства

Школьные традиции и их роль

В формировании творческой личности.

Жильцова И.В.

Учитель английского языка

МБОУ СОШ № 4

Одна из важнейших сторон сегодняшнего воспитательного процесса развитие индивидуальных способностей каждого ребенка, формирование личности школьника независимо от его умственного развития.

Личность каждого человека всегда индивидуально окрашена, интересна своей непохожестью. Смотреть на школьника следует через призму его своеобразия, учитывать и уважать непохожесть, ни в коем случае не гасить особенностей.

С этой стороны интересен каждый школьник, вне зависимости от его отметок, поведения на уроке и отношения к учителю. Усредненный подход, таким образом, устраняется провозглашением личностного.

Тема эксперимента нашей группы" Личностно-ориентированный подход при осуществлении целостного процесс а обучения и воспитания школьников на положительных традициях."

Мы считаем, что воспитать личность можно и нужно на традициях нашего народа, на лучших традициях семьи и школы. Тогда маленький человек будет гордиться, что он живет в России, будет гордиться своими родителями и своей школой.

Русские народные традиции обладают большой воспитывающей силой, и во все времена с их помощью решалась задача формирования подрастающего поколения высоких нравственных качеств.

Белгородской средней школе N4 в сентябре 2001 года исполняется 30 лет, ее традиции устанавливались с первых лет ее существования.

Наши школьные традиции несут в себе определенный заряд нравственности, что позволяет использовать их возможности для развития личности школьника.

Мы убедились, что школьные традиции необходимы, как необходимы традиции в жизни семьи, определенных организаций, наконец, в жизни общества.

Наш край -- край богатых художественных традиций. Здесь издавна ткали, вышивали, пряли, славились изделиями гончары.

Уже в 1-3-м классах учащиеся знакомятся с пословицами, поговорками, потешками, предметами быта, старинной одеждой. Учитель Голдахе Оксана Анатольевна 4-ый год ведет факультативный курс Н.Ю. Новицкой "Введение в народоведенье." Цель которого - приобщение детей младшего школьного возраста к традициям русского народа. Дети изучают фольклор, обрядовые праздники, изготавливают атрибуты обрядовых действий. Силами родителей и детей были проведены массовые обрядовые праздники "Прощай, масленица" (I кл,1998 год)," Встреча весны"(П кл,1999г.), "Кузминки"(Зимние посиделки)(l999), "Рождество"(Зимние святки) (2000,3кл.). В качестве зрителей были учащиеся 3-х- 5-х классов. Эти зрелищные яркие

мероприятия способствуют развитию национального самосознания, исторической памяти, развитию творческих способностей, воспитывают патриотическую личность.

Работы мальчиков учащихся 9-х классов (учителя обслуж. труда В.Н.

Копунов и д.п. Попов)- дощечки разделочные; шкатулки с искусной резьбой по дереву не раз выставлялись в школе и во дворце творчества. Традиционными стали поездки учащихся по· родному краю. Поощрение отличников и хорошистов такими поездками, бесплатные концерты для них артистов филармонии.

В этом учебном году наш совет школьников посетил село Купино Шебекинского р-на. Там ребята побывали в уникальном краеведческом музее, где JIюбовно собрана история села, начиная с 7 века и до наших дней. Наши учащиеся познакомились с удивительным человеком, директором центра народного творчества Николаем Николаевичем Кузюлевым, это бывший учитель, автор тысячи статей по краеведенью, хранитель музея, увлеченный человек.

Ребята не только увидели изделия ткачества, но и сами работали на ткацком станке. На их глазах кусок глины в течение 1 О минут превратился в изящную вазу для цветов под руками умелого гончара Виталия Никитовича Калашникова, а некоторые тоже попробовали себя в роли мастеров гончарного дела.

Наши учащиеся - частые гости в Борисовке, где ребята также знакомятся с народными промыслами, побывали в Хогковских пещерах, в домемузее м.с. Щепкина, в селе Красном, доме В.Ф. Раевского.

Все это воспитывает учащихся в духе патриотизма - гордости за свою Белгородчину и ее замечательных земляков.

Школьные традиции выполняют по крайней мере 2 функции в жизни школы. Во-первых, они придают ей определенную надежность, прочность. Традиции вводят стабильность в жизнь школы. Они формируют общие интересы, придают школьной жизни размеренность, постоянство. И к этому надежному и постоянному можно приобщиться, принять его и сделать достоянием своей личности. И, конечно же, традиции придают свое особое, неповторимое лицо школы.

у нас есть немало старшеклассников, которые едут на занятия в школу издалека: из пас. Разумного, из Таврово, из Дубового, из пос. Майский, со Старого города. На вопрос, что побуждает их тратить столько времени на дорогу, обычно следуют ответы: " В школе интересно. Здесь дают прочные знания."

Можно с уверенностью сказать, что во многом любовь к школе определяют традиции, которые делают школу чуть непохожей на другие, она становится особенной, которой можно гордиться.

Собственный гимн школы, который исполняют первоклассник и выпускник, учитель и директор, вечера встречи с выпускниками, праздники Знаний и Последнего Звонка, прощание выпускников со школой, конкурс У ченик года, спортивные праздники - все это создает общность переживаний, определенное единство, укрепляет контакты, обогащает эмоциональную жизнь школы, растит творческую личность.

Мы провели анкетный опрос в 1 l-x классах, учащиеся отвечали на 2 вопроса: " Какие традиционные мероприятия школы вам по душе? Почему? 85% опрошенных ответили, что это праздники улицы Победы, встречи с ветеранами, участие вместе с товарищами - юнармейцами в параде 9 Мая на площади Революции, День памяти афганцев, а также традиционные спортивные праздники, конкурс" Ученик года".

Что же привлекает ребят и педагогов в той или иной традиции? Почему одни из них живут долго, при обретают новые краски, другие незаметно "вянут", не успев раскрыть свои потенциальные возможности.

Изложим наше понимание этого вопроса, как оно складывалось в ходе практической жизни школы. " Традиция,- читаем мы в словаре русского языка С.И.Ожегова,- то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколениЙ... "

Вырастить традиции, сохранить их чрезвычайно важная задача воспитательной работы... Ведь традиции украшают жизнь ребят, учащиеся чувствуют себя в обстановке своего особого коллективного закона, гордятся им и стараются его улучшить. Без таких традиций становится невозможным правильное воспитание.

Создание, накопление и приумножение школьных традиций побуждает каждого педагога и школьника определенным образом вести себя, мыслить, тру диться И переживать, служить благодатной почвой для образования нравственно ценных привычек. Не только обязывает к чему-то коллектив и его членов, но и связывает их крепкими узами сотрудничества и творческой деятельности, воплощая в себе известным образом самоуправление.

В воспитательной работе особенно хорошо школьные традиции прослеживаются в патриотической, эстетической, спортивно-оздоровительной и методической работе.

Традиционно учителя школы изучают новые методики в педагогике.

Несколько лет изучали и опробовали у себя методику Иванова, проводили КТД (коллективные творческие дела) - Например, "Мир твоих увлечений", где ребята ярко раскрыли свои увлечения живописью, мы увидели различ-

ные коллекции, которые собирают наши учащиеся, услышали их игруна различных музыкальных инструментах, увидели их питомцев: собак, кошек, попугаев, рыбок, черепах и узнали об этих домашних животных и их хозяевах много нового.

4 года изучали методику Н.Е. Щурковой " Групповая деятельность учащихся во внеурочное время. Эта методика помогает ребятам общаться непринужденно, прививает навыки культурного общения со старшими и сверстниками. Только в этом учебном году я провела уроки общения в б-б, б-г, 8-в и 8-а классах. Хотелось бы, чтобы такие уроки по методике Щурковой Н.Е. были у нас в расписании. Ребята любят эти уроки, которые позволяют им чувствовать себя личностью. Ежегодно обобщаем опыт лучших классных руководителей. Уже обобщен опыт Москаленко Н.Д., Божковой Н.К., Андреевой Л.В., Светлицкой В.С.

Более всего в нашей школе прослеживаются военно-патриотические традиции.

В течение 15 лет 30 сентября мы отмечаем День памяти воинов, бывших учеников нашей школы, В. Малакеева, Р.Мельтешинова, погибших в Афганистане и Чечне. Сложилась добрая традиция утром 30 сентября идти в школу с цветами. В вестибюле стоит стенд, где расположены фотографии наших воинов - интернационалистов. У стенда застыли в почетном карауле лучшие учащиеся. Сюда идут малыши- первоклассники и старшеклассникиэкскурсоводы рассказывают им о том, как славно воевали и геройски погибли наши выпускники, честно выполнив свой интернациональный долг. А после уроков едем на кладбище и возлагаем цветы на могилы, встречаемся с их родителями. Светлана Тихоновна Малакеева - почетная гостья школы и друг наших ребят. Она была приглашена на семинар директоров школ Белгорода, в "Визитке школы" ее сыну была отведена страница, она бывает на наших праздниках и концертах, на классных часах, она посещает Зал Боевой Славы, где висит стенд, посвященный ее сыну.

Благодаря мужественным и решительным действиям Владимира IМалакеева экипаж его танка сумел своевременно занять выгодную позицию и успешно выполнить поставленную задачу по прикрытию мотострелковых подразделений. За этот подвиг Владимир Малакеев, как и Валерий Акименко, был посмертно награжден орденом Красной Звезды. Наши учащиеся знают многое о погибших героях и гордятся ими. В этом учебном году совет школьников пригласил С.Т.Малакееву и вручил ей 500 рублей, собранных после благотворительной ярмарки, для оказания семье материальной помо щи.

Одна из самых ярких традиций военно-патриотического воспитания праздник улицы Победы, который проходит накануне Дня Победы на площадке возле крыльца школы.

Впервые такой праздник был проведен в мае 1979 года. К нему коллектив школы готовится в течение года, все лучшие рисунки, поделки, номера художественной самодеятельности - на праздник. Дети украшают окна школы разноцветными шарами и плакатами. Готовят ветеранам сладкий стол.

На первых пяти праздниках мы встречали ветеранов 185 стрелковой Панкратово-Пражской дивизии (их было более 200, съезжающихся к нам со всех концов страны).

Гремит духовой оркестр. Дети, нарядные и взволнованные, образуют живой коридор, у них яркие цветы. Они берут за руки ветеранов и ведут к школе. Начинается линейка-митинг. Затем дети читают стихи, поют песни о войне, танцуют, старшеклассницы в гимнастерках приглашают на вальс ветеранов. А для гостей готово угощение, начинается сладкая ярмарка.

Сейчас, когда ветераны 185 стрелковой дивизии приехать не могут изза болезни и старости, мы приглашаем на праздник ветеранов нашего микрорайона, а ветеранам 185-0Й шлем свои поздравления.

За каждым классом нашей школы закреплены ветераны, дети заботятся о них, приглашают на Уроки мужества, поздравляют с праздниками. В подарок Залу Боевой Славы оформлен рукописный журнал " Не стареют душой ветераны", где рассказывается о встречах со своими старшими друзьями.

Герой Советского Союза, бывший военный летчик Левин Григорий Тимофеевич - наш друг - приходит к нам на концерты, на конкурс чтецов, его можно видеть с ребятами 8"В" класса (кл. руководитель Божкова Н.К.) - отрядом юных патриотов России.

7 лет дружили с ветераном 185 с. дивизии Александром Степановичем Шевченко, который помогал нам в создании Зала Боевой Славы, учащиеся 1] "В" класса (кл. рук. Абросимова Н.Д.). Они проводили в квартире Александра Степановича на улице Воровского уроки Мужества, пили чай, слушали удивительные истории из военной жизни ветеранов 185 с. дивизии. 15 апреля 2000 года поздравили своего родного человека с 90-летием. Об этой дружбе рассказало Белгородское телевидение. Ребята сердечно читали стихи ветерану, которые сочинила Гаврилова Екатерина, пели песни, дарили подарки. Выпускники записали 2 кассеты с рассказами Шевченко А.С. и подарили их Залу Боевой Славы. JTOT материал используется в военнопатриотической работе школы. С этого года шефство над ветераном взял 6Б класс (кл.рук. Уварова Т.А.) Хочется думать, что не прервется связь вре-

мен. Так же, как и выпускники будут рады этим встречам, ведь, несмотря на свой солидный возраст, ветеран сохранил крепкую память, эмоциональную взволнованность речи и последовательность в изложении. Вот что писал А.С.Шевченко Сергей Шопин, ныне студент юридического института МВД: " Дорогой Александр Степанович, мы никогда не забудем Ваши Уроки - Уроки Жизни. Рядом с вами хочется быть Личностью. Живите долго, мы придем к Вам на Ваш столетний юбилей. Вы так нужны молодым."

Традиционны в школе конкурсы на лучшее исполнение военно - патриотической песни. Приглашаем на них ветеранов, солдат местного гарнизона. Когда учащиеся поют эти песни, проникаются патриотическим духом песен, приобщаются к ратной истории нашей России.

Таким образом, не бывает на наших военно-патриотических праздниках все дети принимают участие: одни рисуют, другие поют, третьи танцуют, четвертые украшают школу, пятые готовят угощение. Эти праздники потребность в положительных эмоциях, потребность быть вместе.

Наша будничная жизнь, как оптимистично мы к ней не относились, все-таки однообразна, перегружена непростыми заботами. И хорошо, когда есть праздник, когда можно выйти на яркий свет из обыденности.

Мы стараемся сделать такие праздники запоминающимися надолго, яркими, разноцветными, объединяющими родных людей, друзей в их радости. Они способствуют развитию у детей чувства прекрасного, осознанию себя личностью. В ткань праздника вплетаем поисковый материал, когда дети применяют накопленный материал для выступлений, а также музыкальный опыт в танцевальных, игровых импровизациях.

Можно считать уже традиционным конкурс "Ученик года". Нелегкой была борьба претендентов за этот титул: хорошая учеба, уважение товарищей, эрудиция, мир увлечений. И вот, наконец, чествование победителей от каждой параллели. Это настоящие творческие личности. Взгляните на лица этих ребят: у всех умные, пытливые глаза, добрая улыбка, яркий талант. Этот конкурс - признание личности развивающегося человека, уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка, признание его прав и свобод.

А как любят и ждут наши ребята традиционные спортивные конкурсы "Олимпийская регата", "Праздник Защитников Отечества", праздник "Спорт. Грация. Здоровье", конкурс спортивных танцев, Веселые старты. Проводят их учителя физкультуры. А С.И.Дремов каждый год думает, как сделать эти праздники яркими и незабываемыми, для чего включает в них показательные выступления гимнастов, тхэквондистов, акробатов, демонстрацию моделей художественно-эстетического центра "Шарм".

традиционные мероприятия воспитывают в детях уважение и любовь к спорту и спортсменам, желание быть сильными и выносливыми, красивыми и здоровыми.

Традиционно проходят в школе благотворительные акции, т.к. они находят путь к сердцам детей, воспитывают в учащихся отзывчивость к чужому горю, к чужой беде, понимание своего, пусть небольшого вклада в общее доброе деJЮ. Это такие акции, как сбор книг для госпиталя ветеранов в 1999 -м году, сбор средств для родителей погибших воинов - интернационалистов в 2000 году, акция милосердия по сбору вещей семьям беженцев и малоимущим, это акция "Посылка в Чечню", помощь детям -сиротам, брошенным на произвол инвалидам-ветеранам.

Есть еще одна трогательная традиция: провожать выпускников всей школой. Директор школы обращается к ним со взволнованным словом, чтобы помнили своих учителей, чтобы гордились родной 4 школой, были достойными гражданами России. Идут взволнованные выпускники по коридорам школы, с ними прощаются все учащиеся, дарят сувениры, пироги и торты, яркие воздушные шарики с пожеланиями, поют песни, говорят задушевные слова, и ощущает себя выпускник личностью, которая воспитала школа, так как в школе преобладают уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к мнению учащихся, доброта, внимание, создание психологически комфортной атмосферы.

И вот выпускной вечер. В десяти минутной традиционной Визитке перед нами проходит не только жизнь класса, но и предстает личность каждого выпускника. Этот- поэт, этот- спортсмен, ЭТО- модельеры, это - труженикимедалисты, это - артисты, а это - танцоры и музыканты. А помогла им раскрыться школа.

Таким образом, роль традиций в формировании личности велика. Сохраним и при умножим положительные традиции нашей школы.


Наши школьные традиции

ШКОЛА - это государство, это мир, в котором наши ученики проживают целых одиннадцать лет. Школьные традиции являются тем звеном, которое объединяет учителей, учеников, выпускников и родителей. Наличие сложившихся традиций - это признак зрелого коллектива.
Влияние традиций мы чувствуем и в праздники и в повседневной школьной жизни. Сложившиеся традиции придают школе то особое, неповторимое, что отличает нашу школу от других, и тем самым сплачивает школьный коллектив, обогащая его жизнь.
Внеурочная деятельность нашей школы очень многогранна, за 15 лет ее существования сложились свои ежегодные неотъемлемые мероприятия: праздничные концерты, новогодние ёлки для малышей, тематические дискотеки для старшеклассников, социальные акции.

День знаний - это первые звонки и волнения, море цветов и белых бантов. Каждый год первого сентября на школьном дворе проводится торжественная линейка, посвященная началу учебного года. Приветствие директора, лучшие вокальные и танцевальные номера, торжественное выступление первоклассников, теплые слова ребятам от гостей и выпускников. И, по традиции, праздник заканчивается первым в этом учебном году школьным звонком. На лицах первоклассников сияет улыбка, и они с нетерпением идут в классы. Стоит отметить, что традиционно линейка отражает основную тематику главных событий года (юбилей войны 1812 года, Зимняя Олимпиада и т.д.)

Юбилей школы

Жизнь в школе вмещает в себя целых одиннадцать лет, торжественно начинающихся с первого звонка и завершающихся ностальгическим последним звонком и выпускным балом. За это время школа для каждого ученика становится вторым домом, второй семьей. Как и у любой семьи, у нашей школы есть свои памятные даты. Каждые пять лет, мы отмечаем ЮБИЛЕЙ ШКОЛЫ. На школьном дворе проводится торжественная линейка с яркой концертной программой и праздничным салютом. На юбилей приглашаются ветераны педагогического труда, выпускники прошлых лет, представители МО. Традиционной стала праздничная радиолинейка, юмористическая фотовыставка «ШКОЛЬНЫЙ ФОТО МИГ -20..», вкусные угощения для всех жителей школьной страны (пироги, мороженое и т.п.) Следующий юбилей у нашей школы состоится в 2017 году.

Учитель, перед именем твоим...

День учителя - всенародный праздник. Он касается каждого человека это общий праздник учителей детей и родителей, праздник всех поколений. Воспоминания о школе, об образе уважаемого учителя сопровождают каждого из нас на протяжении всей жизни. Все мы - сегодняшние или бывшие - чьи-то ученики. Порой, только став взрослым, мы осознаем, каких усилий требовало от наших наставников ответственное и трудное ремесло педагога. В этот день проходит День Самоуправления, организованный Президентским Советом школы. С утра в школьных коридорах звучит музыка, проходит торжественная радиолинейка,
На праздничный концерт ребята готовят номера и приглашают учителей, затем в школьном кафе все учителя пьют чай с пирогами.

Волонтерские акции

"Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь”

В.А.Сухомлинский.

Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся.

Ежегодно проводятся следующие мероприятия:
. «Лапа помощи»- сбор кормов для бездомных животных
. «Бумажный бум» - общешкольный сбор макулатуры, средства от которого идут на нужды школы.
. «Доброе сердце» - сбор вещей, книг, игрушек, которые направляются в качестве подарков в фонд «Защита детей».
. «Вахта памяти» - блок мероприятий, посвященных Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, Дню Победы.
. «Подарок ветерану» - изготовление сувениров и подарков ветеранам, организация волонтерами праздничных мероприятий.
. «Акция милосердие» - сбор одежды, обуви, игрушек, канцтоваров для беспризорных детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Волонтерские акции, проходящие в течение года, каждому дают право на хороший поступок! Много добрых дел ждёт впереди, но прежде надо вырасти настоящими людьми, добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми.

Поздравляем наших мам!

Из всех государственных праздников мы с особой теплотой всегда отмечаем международный женский день, который, по сути своей в каждой семье празднуется как Мамин день. Но в праздничном календаре страны появилась новая дата - День матери. И с этого дня у нас появилась новая традиция - отмечать, поздравлять наших мам, бабушек с этим днём. Традиционно в школе проходит праздничный концерт, старшеклассники пишут философские сочинения на тему «Легко ли быть матерью», проходят классные часы с участием многодетных мам, в начальной школе выполняются творческие задания и проходят утренники с приглашением мам. В этот день мы говорим слова благодарности всем Матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку.

Новогодние праздники

Последняя неделя уходящего года насыщена веселыми и интересными мероприятиями. В преддверии праздника в нашей школе проводятся «Мастерские Деда Мороза» по изготовлению новогодних подарков и украшений. Новогодние интерактивные спектакли для младших школьников организовывают и поводят старшеклассники. Для учеников среднего и старшего звена силами Президентского совета организуются тематически творческие дискотечные программы.
По школьной традиции Президентский совет организует новогоднее шествие Деда Мороза и Снегурочки по школе, работает Почта Деда Мороза.

Предметные недели

Предметные недели проходят в течение учебного года по всем дисциплинам, а вместе сними и школа педагогического мастерства учителей, где каждая кафедра делится своим опытом.

День Влюбленных - день любви, день поисков своей судьбы. В школе проводятся вечера-конкурсы, развлекательные игры, пишем поздравления одноклассникам, учителям, работает школьная почта валентинок, проходит конкурс на самую лучшую и трогательную валентинку.

Прощание с букварем

В первую неделю марта наступает очень важный день в жизни наших малышей «Прощание с букварем». Ведущими и главными артистами этого интерактивного праздника по сложившейся традиции являются ученики средней школы. Сказочные приключения, веселые конкурсы, загадки, головоломки, напутственные слова и наказы звучат от родителей, классных руководителей и библиотекаря. Первоклассникам вручаются памятные книги. Праздник, особенно дорог родителям и ученикам 1-х классов.

"Для настоящих мужчин!"

«А, ну-ка, парни!» - ученики 8-11 классов соревнуются в беге, в перетягивании каната, сборке-разборке автомата, надевании противогаза, подтягиваются и отжимаются, принимают участие в командной эстафете.
У младших школьников в спортивном зале проходят «А, ну-ка, мальчики»! с участием пап. Для 5-6-классов проходит смотр строя и песни. Проведение таких мероприятий целенаправленно формирует патриотизм, верность своему Отечеству, готовность к защите своей Родины, мотивацию здорового образа жизни. Это способствует возрождению традиций проведения военно-спортивных игр; воспитывает дисциплинированность, организованность, взаимоуважение и взаимопомощь.

Уроки мужества

Наша школа всегда помнит и чтит Защитников Родины. Вспомнить прошлое, отдать дань почести защитникам Родины может каждый, кому не безразлична судьба нашей Отчизны. Во всех классах проходят уроки, классные часы посвященные Дню Снятия блокады, Дню Победы. Дню начала блокады Ленинграда.
В начальной школе такие уроки готовят и проводят ученики 10-11 класса. В День победы на школьном стадионе проводится районный праздник с участием наших самых талантливых ребят.
Ко Дню снятия Блокады в школе готовится концерт и проходит акция «Подарок ветерану». К участию в мероприятии приглашаются классные коллективы, которые представляют вниманию жюри и гостям смотра исполнение песен и стихов на военно-патриотическую тематику.

"А ну-ка, девочки!"

По всей России 23 февраля отмечают День защитника отечества, а через две недели - 8 марта - Международный женский день. Неудивительно, что и наша школа не остаётся в стороне от этих радостных событий. Девочки поздравляют мальчиков, а мальчики поздравляют девочек - ну и, конечно, любимых учителей. При этом везде существуют свои традиции. Девочки принимают участие в конкурсе "А ну-ка, девочки", «Я-самая».
Традиционным стал концерт, посвящённый празднику 8 марта. У каждого класса свое творческое задание: кто-то поет песни и танцует, кто-то учит стихи-поздравления. Ведущие, конечно, старшеклассники.

НПК "Научно-практическая конференция"

В целях развития исследовательской и интеллектуальной деятельности школьников, выявления и поддержки одарённых детей ежегодно проводится школьная научно - практическая конференция. Проведение конференции даёт возможность каждому школьнику проявить себя в исследовательской деятельности и способствует развитию такого важного качества, как стремление к успеху. Участники представляют свои работы, которые посвящены исследованиям в самых разнообразных областях знаний. Традиционной становится научно-практическая конференция по защите проектных работ учащихся начальной школы.

Фестиваль детского творчества "Синяя птица"

Традиционный ежегодный общешкольный фестиваль творчества Синяя птица» - главное событие школьной жизни. Его ждут, к нему готовятся все в школе. Конкурс является открытым и доступным для каждого ребенка. Основные задачи конкурса: предоставление возможностей для реализации и совершенствования творческих способностей, проведение содержательного досуга, подъем нравственного и духовного уровня развития юного поколения, пропаганда здорового образа жизни. Традиционно конкурс посвящен тематике текущего Года (Год Культуры, Год Космонавтики и т.п.)

Вахта памяти

Каждый год ученики и учителя принимают активное участие в праздновании Великого Праздника Победы. Проходят встречи с ветеранами. Участники Великой Отечественной войны делятся своими воспоминаниями на Уроках мужества. Ученики готовят концерт и посвящают его всем ветеранам МО КОЛОМЯГИ. 9 Мая ребята и педагоги участвуют в торжественном шествии, посещают музеи и принимают участие в возложении цветов к мемориалам.

Военно-спортивная игра "Мобилизация"

Формирование положительного отношения к лучшим традициям предшествующих поколений, патриотическое воспитание достойных граждан России - вот главная цель спартакиад по военно-прикладным видам спорта. Это своего рода экзамен на физическую и психологическую готовность к выживанию в экстремальных условиях и армейской дисциплине. Программа мобилизация проводится ежегодно для старшеклассников.

Последний звонок

Это особый день для школы. 25 мая ученический коллектив прощается с выпускниками этого года. Создать атмосферу прощания с детством, школьной жизнью помогают школьные газеты разных лет, оформление школы и праздник «Последний звонок», на который приглашаются все учителя, учащиеся 11-го класса, родители выпускников. Под общие аплодисменты торжественно входят выпускники. Их приветствуют директор школы, родители, классные руководители. Удивительно трогательным моментом является выступление первоклассников и, наконец, предоставляется слово выпускникам.

Выпускной бал

Торжественная церемония вручения аттестатов об окончании школы начинается с приветствия директора школы. Затем наступает время вручения аттестатов. Прежде чем выпускница или выпускник получит аттестат, о нем обязательно будет сказано несколько добрых слов об их школьных достижениях. Традиционно слово предоставляется учителям, классным руководителям и родителям.

В школе сложилась традиционная система коллективно-творческих дел:

“День знаний”

“День учителя”

“День матери”

Новогодние праздники

Выставки прикладного и художественного творчества

День Победы

“Последний звонок”

Выпускной вечер

Традиции, традиционный… Как часто мы произносим эти слова, не очень-то вдумываясь в их значение и смысл. В самом деле, что же такое «традиция»?

Словарь В.Даля говорит: « Укоренившийся порядок в чем-либо… элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению…». Испокон веков общество, в котором сохранялись традиции, было более сильным и стабильным.

Школа-это часть общества. Школа без традиций - это мертвое здание, в котором дети, подростки отбывают томительные часы обучения. Школа с традициями - это и клуб, и семья, это место, где дети получают не просто научные знания, но и знания о себе, о мире, об обществе, о возможностях самореализации. Традиции позволяют наладить эмоциональный контакт между учениками, учениками и педагогами, педагогами и родителями и даже педагогов с педагогами. Школьные традиции следует рассматривать как обычаи, порядки, правила, прочно установившиеся в школе, оберегаемые коллективом, передаваемые от одного поколения учеников и педагогов к другим поколениям. Традицией становится то, что получило поддержку коллектива, что принято не по приказу сверху, а по желанию; то, чем гордятся, что носит не разовый характер.

Существуют различные типы традиций, в каждом из которых заложен свой воспитательный потенциал. Главные из них – это общешкольные традиции и традиции первичного коллектива. Они способствуют сплочению воедино всех классных коллективов, а также воспитывают чувство гордости за свой коллектив, за свою школу.

Жизнь школы насыщена интересными праздниками и мероприятиями, большинство из которых стали традиционными. Это линейки « День знаний», « День защитника Отечества», «Последний звонок». Праздники: День учителя, Выпускной вечер, Новогодний праздник, Этот День Победы. Месячники «Внимание, дети!», « Мы за здоровый образ жизни!». А также тематические дни. Традиционно к памятным датам или по итогам различных акций выпускаются стенгазеты.

Следует отметить, что в школьных праздниках и делах присутствуют устойчивые традиционные элементы. Наличие таких блоков способствует их эффективности и усиливает эмоциональное восприятие. Чтобы школьные традиции не потеряли своей привлекательности, в них необходимо вносить что-то новое, оригинальное, современное. Для этого мы стали использовать компьютерные презентации, видеосюжеты, сопровождающие праздники. Они очень оживили их, позволяют сделать праздник более эмоциональным.

Праздники в начальной школе отличаются тщательной подготовкой, с привлечением родителей, всегда интересны и познавательны. Участвуя в празднике, ребенок имеет возможность проявить свой талант, способности, получить положительные эмоции, найти друзей. Наши традиционные праздники и мероприятия способствуют формированию ответственности, организованности, самостоятельности, дисциплинированности, сближению. Традиция поздравления с Днем матери, Здравствуй, школа, Международный женский день, День защитника Отечества, День Победы, поездки по городу и краю - эти классные традиции влияют не только на внешние поступки, но и затрагивают внутренние струнки детской души.

Подводя итог всему сказанному: традиции - это показатель прочности и стабильности бытия, устойчивости окружающего мира. Конечно, необходимо учитывать современные изменения в образе жизни и мировоззрении учеников и их родителей. Одни школьные традиции будут уходить, другие приходить, но неизменным останется соответствие их духу школы и помощь в воспитании подрастающего поколения. Школьные традиции несут в себе огромный воспитательный потенциал, и как сказал К.Д.Ушинский: «Воспитание, не проникнутое традицией, не может воспитать сильных характеров».

>Сочинения по темам

Школьные традиции

В каждой школе существуют свои традиции. Они касаются организации процесса обучения, проведения внеклассных мероприятий и формы одежды учеников.

Так, в нашей гимназии учебный год принято начинать с «Первого звонка». Это торжественное мероприятие, во время которого ученики сначала собираются перед входом в здание. Там директор приветствует всех короткой речью, после кто-либо из старшеклассников проносит на своих плечах маленькую девочку с большим колокольчиком в руках. Звон этого колокольчика приглашает детей пройти в классы и начать свои первые после лета занятия.

На уроки у нас в школе принято ходить в форме. Для девочек это клетчатая юбка и синий жилет с эмблемой учебного заведения. Для мальчиков - костюм-тройка синего цвета.

Впрочем, на праздники, которых в нашей школе всегда бывает очень много, а также в День самоуправления можно одевать любую одежду. День самоуправления ежегодно проходит в первую субботу октября. Это время, когда учителя отдыхают, а уроки ведут старшеклассники. Конечно же, тогда в гимназии творится что-то невообразимое, но невероятно веселое.

Весело бывает нам и на внеклассных мероприятиях, которые также являются неотъемлемой частью нашей школьной жизни. Это могут быть не только концерты и дискотеки, но и всевозможные творческие встречи, литературные вечера и благотворительные ярмарки.

Раз в четверти в нашей школе традиционно организуются родительские собрания. Во время таких встреч учителя рассказывают родителям об успеваемости их детей и о своих дальнейших учебных планах.

Мамы и папы также обязательно приглашаются на новогодние концерты, которые мы готовим для них своими силами. Они принимают участие в творческих вечерах и организуют чаепития во время дискотек.

В конце учебного года для старшеклассников традиционно звенит «Последний звонок». Тем, кто окончил школу, вручаются дипломы, а затем выпускники идут отмечать свой праздник в ресторан, где для них уже организован банкет.

Школьные годы особенны практически для любого человека. По всему земному шару существуют своеобразные и интересные традиции, связанные с поступлением в первый класс, с учебными буднями, с выпускными экзаменами. Узнать о некоторых из них — значит познакомиться поближе со странами и менталитетом жителей.

Первый день в школе

1 Немецкие школьники чтут традицию далеких предков и готовят так называемый школьный кулек. Из яркой плотной бумаги ребята делают оболочку, а за «нутро» ответственны родители.

Если много лет назад кулек служил «резервуаром» для сладостей, то в наши дни он заполняется школьными принадлежностями, игрушками и книгами. Чтобы подчеркнуть торжественность момента, первоклассников фотографируют с этим кульком, после чего ребята разворачивают его. До последнего момента они не знают, что внутри!

2 Израильские ребята в свой первый школьный день сначала знакомятся друг с другом, а потом идут на линейку. В конце торжественного мероприятия новоиспеченным школьникам раздают воздушные шарики, на которых они «фиксируют» свои мечты и желания и дружно отправляют их в долгий полет.

3 А в соседней Палестине первоклассниц ведут в школу мамы, а первоклассников — отцы. Дело в том, что в этой стране девочки и мальчики обучаются отдельно. Первого сентября — тоже по традиции — уроков в школах нет, а грызть палестинский гранит науки ребята начинают на следующий день.

4 И стар и млад в России знают, что первое сентября мы называем Днем знаний. Однако этот праздник достаточно молод: официальное наименование он получил в 1984 году. Пожалуй, этот факт — один из самых примечательных, касающихся недолгого пребывания Константина Черненко на посту генсека ЦК компартии СССР.

5 А вот в Индии, напротив, традицией стало… отсутствие традиций! В первый школьный день (который, кстати, приходится на первое июня) нет ни торжественных построений, ни обязательного требования надеть парадную форму. Также учителям не принято дарить цветы.

6 На острове Бали День знаний всегда приходится на субботу, проходит он весело и торжественно. Местными жителями в этот день чествуется богиня знаний и мудрости, а школьники танцуют и поют песни.

Жизнь школьная и околошкольная

1 Если школьная форма обязательна во многих странах, то головной убор для учеников — это редкость. Именно этим и примечательны австралийские школьники, получающие новые знания, сидя в шляпах!

2 В британской Вестминстерской школе приняты совместные ужины учеников с педагогами. Традиции предписывают быть одной семьей тем, кто учит, и тем, кого учат. Такие неформальные встречи позволяют наладить взаимодействие друг с другом. Как правило, во время ужинов проводятся веселые игры.

3 В Италии самые важные и непростые уроки ставят на утро — например, итальянский язык или математику. А на обед ребят могут запросто отпустить домой — правда, с обязательным условиям, что юные синьоры и синьорины вернутся в альма-матер!

4 Японские дети имеют право на сон… прямо во время урока! Правда, он длится десять минут — нужно за это время еще успеть уснуть, но хотя бы небольшой отдых позволяет ребятам со свежими силами окунаться в пучину знаний. Кстати, и взрослые жители Страны восходящего солнца также имеют право зайти в гости к Морфею во время рабочего дня. Поспят — и вновь эффективно и усердно трудятся.

5 Каждый учитель, наверное, был бы рад, если бы его работу оценили по достоинству и ребята, и их родители. Например, в США доброй традицией стали письма педагогам от мам и пап, в которых они благодарят наставника и подчеркивают, чем именно он помог мальчику или девочке. Такие послания очень ценны и важны для портфолио и статуса учителя.

Экзамены

1 Германия славится тем, что многие жители в качестве средства передвижения выбирают экологически безопасный велосипед. Крутить педали, держать равновесие и, что самое главное, соблюдать все правила езды ребят учат в школе. А после курса их ждет ставший уже традиционным экзамен — юные немцы сдают его полицейским, которые вручают успешным ученикам самые настоящие права на вождение велосипеда!

2 Когда школьные экзамены проходят в Южной Корее, вся жизнь небольшого государства подчинена тому, чтобы ребята достойно прошли эти испытания. Дабы они не опоздали, внимательные взрослые перекрывают дороги и даже запрещают полеты самолетов! Церкви же накануне экзаменов переполнены родителями учеников, которые молятся, чтобы их чада сумели подтвердить свои знания.

3 В Китае же экзамены — традиционно жесткое и суровое испытание. Об использовании шпаргалок лучше забыть сразу, иначе можно получить своеобразный «волчий билет»: если школьника поймают за списыванием, то, с большой долей вероятности, пожизненно запретят сдавать государственные экзамены, которые называются гаокао.

Традиционно гаокао сдается всеми школьниками в один день и в один час во всех школах. Взять с собой можно только некоторые письменные принадлежности, ластик, циркуль и линейку. Даже бутылка с водой попадает в разряд запретных вещей! Мало того, бдительные педагоги и их руководство «на всякий случай» устанавливают детекторные рамки, включают «глушилки» мобильной связи, подключают камеры наблюдения…

4 Гуманные швейцарцы, напротив, чересчур лояльны к тем, кто провалил письменные испытания: школьник имеет право «дожать» упорный предмет, воспользовавшись правом устного ответа. Вдруг ему так легче? Вот и идут навстречу.

Конечно, помимо так называемых общенациональных, особые традиции есть у отдельных школ, гимназий или лицеев — и им поистине нет числа! Хотелось бы, чтобы повзрослевшие ученики с приятной грустью вспоминали все разумное, доброе и вечное, что сопутствовало их детским и юношеским годам.

Фото: pixabay.com/ru/users/akshayapatra-195187/