Как объясняет бирюк свое отношение к работе. И.С. Тургенев "Бирюк": описание, герои, анализ рассказа. Герои и проблематика рассказа

Конспект урока литературы в 7 классе

Тема: «Судьба, долг, сострадание… или Почему люди несчастны» (по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»).
Цель: анализ рассказа И. С. Тургенева «Бирюк».
Задачи:
показать мастерство писателя в создании портретной характеристики;
формировать навыки исследовательской работы с текстом;
развивать логическое мышление, наблюдательность,
развивать и обогащать речь обучающихся;
создать условия для воспитания чувства любви к природе, к человеку.

Оборудование : учебник, тетрадь, презентация, иллюстрации к произведению, портреты писателя.
Используемые технологии: личностно-ориентированная; проблемно-поисковая.
Методические приемы: беседа, чтение, работа с учебником, просмотр презентации.
Основные понятия: герой, портрет, интерьер, описание.
Межпредметные связи: история.

Но что может быть интересного
в грубом, необразованном человеке?
Как что? – Его душа, ум, сердце, всё
то же, что и в образованном человеке.
В. Г. Белинский
Структура урока
I. Организационный момент.
Цель этапа: создание эмоционального настроя урока.
- Здравствуйте. Давайте настроимся на работу. Пожмите друг другу руку те, кто к сегодняшнему уроку прочитал вступительную статью в учебнике об И. С. Тургеневе.
- Приложите руку к сердцу те, кто прочитал рассказ И. С. Тургенева.
-Похлопайте те, кто за сегодняшний урок хочет получить отличную отметку.
-Молодцы, спасибо. Слайд № 1
II. Работа по теме урока.
Цель этапа: анализ рассказа И. С. Тургенева «Бирюк»

1. Беседа.
Цель этапа: Подготовка к восприятию.
- Какого писателя и автора какого произведения мы видим на этом слайде? (И. С. Тургенева, автора «Записок охотника»).

Над «Записками охотника» И. С. Тургенев начинает работать в 1847 году, были опубликованы в 1852 . В сборник вошло 25 рассказов.
Во всех произведениях присутствует один и тот же герой - Петр Петрович. Это дворянин из села Спасское. Он рассказывает о случаях, произошедших с ним во время охоты. Поэтому сборник назван «Записки охотника»
Создавая его, Тургенев опирался на собственные впечатления о жизни крестьян в Орловской губернии. Многие герои, упоминаемые в рассказах, были знакомы автору.
Слайд № 2
Слайд № 3
2. Работа с учебником.
Цель этапа: расширение знаний о Тургеневе И. С.
- С творчеством И. С. Тургенева мы знакомились в предыдущих классах. Какие факты вы помните?
- Сейчас я предлагаю вам ещё раз обратиться к биографии писателя и восполнить пробелы. (Стр. 238 - 240)
3. Мотивация
- Почему же Тургенева так интересовали крестьяне? Что именно в крестьянстве видел классик?
4. Создание проблемной ситуации.
- Мы сегодня тоже попробуем пройти охотничьей тропой вместе с Тургеневым и тоже будем... (узнавать чью-то тайну)
-Чью? (тайну Бирюка, героя одноименного рассказа Тургенева).
- На какие вопросы вы хотели бы ответить сегодня на уроке?
5. Целевая установка.
Цель этапа: постановка целей урока.
попробуем разобраться в характере главного героя;
обязательно найдём ответ на вопрос, чем же так заинтересовала Тургенева судьба Бирюка, что он отводит ему центральное место в своём произведении.

6. Беседа.

Цель этапа: подготовка к анализу.
- Вспомните, какие пункты традиционно включаются в характеристику (имя, портрет, семейное положение, отношение к работе, взаимоотношения с другими персонажами, отношение автора к своему герою и проч.)
- Какие детали образа Бирюка мы знаем? Перечислите.
- Имя
- Портрет
- Отношение Бирюка к работе
- Отношение к Бирюку мужиков – крестьян (в том числе и вора)
- Отношение самого Бирюка к мужику-вору
- Быт Бирюка, его семейное положение
- Итак, сейчас нам предстоит серьезная работа.
Слайд № 4
7. Анализ текста. Характеристика персонажа. Реализация воспитательной цели урока.
- Каково настоящее имя Бирюка? Имя – Фома Кузьмич, но все называют его Бирюком.
- Что обозначает прозвище - Бирюк? Бирюк- это прозвище (одинокий и угрюмый человек). Бирюком называют ВОЛКА.
- Кто прозвал лесника Бирюком? Лесника так прозвали мужики.
- Откуда его прозвище известно барину – Тургеневу? (Стр. 242. «от моего Ермолая и от других я часто слышал рассказы о леснике Бирюке…»).
- Какой вывод можно сделать? Ни с кем не общается, угрюм, его не любят, он одинок, его считают волком, зверем, можно пожалеть героя.

Портрет
Молодец, высокого роста, плечист, сложен на славу, могучие мышцы, черная борода, суровое и мужественное лицо, смелые глаза Суровый, мужественный, красивый
- Что во внешности Бирюка нравится Тургеневу? Молодец «высокого роста, плечист и сложен на славу», «могучие мышцы», «суровое и мужественное лицо», «смело глядели глаза», «силён и ловок, как бес», богатырь. Не боится грозы, он сам «гроза» для воров.

В. Г. Белинский в своей критической статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года» задает вопрос: «… что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» На этот вопрос мы попробуем ответить в конце урока. Слайд № 5

Отношение Бирюка к работе
Мастер своего дела, вязанки хвороста не даст утащить, никому спуску не дает, господский хлеб даром не ест Очень строгий, жестокий,
добросовестный работник
Как объясняет Бирюк Тургеневу свое отношение к работе? Очень добросовестный, неподкупный.

Почему мужикам-крестьянам приходится воровать в лесу? Он пытался объяснить Бирюку причину того, почему он пришел в лес воровать: «с голодухи, разорены, с голодухи, детки пищат, нужда».

Отношение к Бирюку мужиков – крестьян (в том числе и вора)
Сжить хотят со свету, да не дается. Его мужик-вор называет кровопийцей, душегубцем, зверем (3 раза) Его ненавидят, хотят убить, сочувствуем ему
Почему мужики ненавидят Бирюка? Именно потому, что он ответственно и честно выполняет свою работу, не позволяет воровать, с ним крестьяне и не общаются. За строгость, честность и даже жёсткость его не любят, считают волком, зверем. «Уж не раз добрые люди его сжить со свету собирались».
- Как называет Бирюка пойманный им мужик-вор? Его мужик-вор называет кровопийцей, душегубцем, зверем (3 раза).

Отношение самого Бирюка к мужику-вору Поймал его во время преступления, связал кушаком и хочет наказать, но все же отпускает, выталкивает из избы Жестокий, но жалеет,
понимает беду мужика и отпускает, берет вину на себя
- Понимает ли Бирюк, почему мужик пришел воровать лес? Несмотря на то, что Фома и сам находится в таком же положении, он отвечает мужику, что все равно нельзя воровать.

Жалеет ли вора Бирюк или нет? Жестокий, но жалеет,
- Кого накажут за срубленное дерево? Бирюк говорит в разговоре с мужиком: «Я тоже человек подневольный, с меня взыщут».

Почему Бирюк отпускает вора? Легко ли ему принять такое решение? Легко ли беречь барский лес? Фома и сам так же бедно живет, как мужик, он понимает крестьянина, сочувствует ему, Фома умеет сострадать, сопереживать, он добрый. Прощает мужику жестокие оскорбления: «кровопийца, душегубец, зверь». Нет, Бирюк не кровопийца, он не злой Понимает беду мужика и отпускает, берет вину на себя.

Быт Бирюка, его семейное положение . Жена сбежала, живет с двумя детьми: девочка 12-ти лет, грудной ребенок. Изба низкая, пустая, бедность, нет хлеба и чая жена не выдержала характера Бирюка. ответственен за своих детей
очень беден, несчастен, автор его жалеет
- Какие чувства испытывает Тургенев, видя, как живет Бирюк? «Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой». «Изодранный тулуп». Кушать нечего. Двое детей. «Я посмотрел кругом,- сердце во мне заныло».
-Счастлив ли Бирюк?
- Почему от него сбежала жена?

8. Сопоставление деталей. Прием «недописанный тезис».
- Попробуйте теперь всё, нами сказанное, сопоставить в одном предложении, С одной стороны, Бирюк_________________________________________________________,
но с другой стороны,
__________________________________________________________________, ПОТОМУ ЧТО________________
С одной стороны, Бирюк одинокий, бедный, несчастный, брошенный, понимающий, мужественный, добросовестный работник, его можно пожалеть, но с другой стороны, жестокий, строгий, его хотят сжить со свету.
- Итак, мы уже частично узнали Бирюка. Каким человеком он предстает перед нами? (хорошим, умным, добросовестным).
- Но только одно слово у нас осталось непонятным – ПРИЧИНА, которая не дает ему раскрыться перед мужиками, чтобы они поняли, каков он на самом деле.
Слайд № 6
Слайд № 7
9. Поиск причины явления
- Бирюк делает что-то против своей воли? (да, он задерживает вора – несчастного мужика – и собирается его наказать)
- А кто же и почему заставляет этого сильного, мужественного человека поступать против своей воли, заставляет выполнять свои приказы? (барин, помещик, потому что Бирюк - КРЕПОСТНОЙ)
- Вот мы и нашли причину, по которой Бирюк жесток, угрюм, излишне суров. Подберите ключевые к слову КРЕПОСТНОЙ (какой? Несвободный, должен выполнять приказы барина) Слайд № 7
10. Раскрытие тайны. Прием «недописанный тезис».
- Можем ли мы теперь раскрыть тайну Бирюка? (да)
- Попробуйте теперь письменно ее изложить и закончить предложение, используя ключевые слова.
Тайна Бирюка в том, что он хороший и добрый человек, но, так как он крепостной, он должен подчиняться барину и быть жестоким с крестьянами, поэтому они его ненавидят
Слайд № 8 - 13
11. Авторская позиция
- Как вы думаете, а Тургенев смог раскрыть тайну Бирюка?
- Как оценивает поступок Бирюка по отношению к вору Тургенев? (он называет Бирюка «славный малый», то есть понимает, каков Бирюк на самом деле).
- Попробуем теперь ответить на вопрос, заданный Белинским. Попробуйте закончить предложение.
…что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?
Как что? – Его душа, ум, сердце, всё то же, что и в образованном человеке.
Слайд № 14
12. Тайна Тургенева. Прием «недописанный тезис».
- Да, действительно, Тургенев был одним из первых русских писателей, которые поняли душевную силу и красоту крепостных крестьян и рассказали об этом миру.
-И теперь я вам приоткрою завесу тайны самого Тургенева. Он желал, чтобы на его памятнике были высечены слова о том, что его _________________послужила делу освобождения крестьян от крепостного права. Вставьте пропущенное слово (книга «Записки охотника»)
Известно, что в решении царя Александра II (воспитанника В.А.Жуковского) освободить крестьян в 1861 году, "Записки охотника" сыграли большую роль. Вот как литература влияет на историю.
Слайд № 15
Слайд № 16
III. Итог урока. Реализация воспитательной цели урока.
Цель этапа: подведение итога урока.
1. Беседа
- Один из бывших крепостных Тургенева вспоминал спустя время: «Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упоминаемые в «Записках охотника», не выдуманные, а списанные с живых людей, даже имена их настоящие: был Ермолай…, был Бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне…»
Все – таки добрый, мужественный, честный Бирюк погиб от рук своих же крестьян. И возникает вопрос: почему такой славный человек, одаренный от природы многими положительными качествами, жил в нищете, в условиях, вызывающих жалость? Бирюка ценил барин, доверял ему свой лес. Почему же Бирюк живет ничуть не лучше, чем остальные крестьяне? Почему погиб из-за того, что честно выполнял свою работу? Кто в этом виноват (или что)?

(ответ: Бирюк говорит: «Я человек подневольный». Насколько подневольный? Такой же подневольный, как и другие крестьяне – он крепостной. А барин, видимо, очень жадный, потому что обдирает своих крестьян до нитки, и они вынуждены воровать, чтобы прокормиться. И даже о Бирюке, которого барин ценит как работника, которому доверяет, он не заботится. И даже взыскивает с него недоимки. Виновато в ужасной жизни людей и в смерти Бирюка крепостное право. Из-за него крестьяне голодали и воровали. Из-за него Бирюк тщательно охранял лес, не позволял воровать крестьянам. Но крепостным очень тяжело жилось, у них не было другого выхода, кроме как воровать, а Бирюк был помехой, поэтому его и убили).

Крепостное право. В произведении нет прямого протеста против него. И все же рассказ – обвинительный акт крепостному праву (идея произведения). И не только крепостному праву, но и вообще насилию над личностью человека. Когда мы чувствуем, что Тургенев нам об этом говорит?

(ответ: мы чувствуем это в словах крестьянина – вора, когда он в отчаянии выкрикивает обвинения Бирюку, да и образ Бирюка – это протест против крепостного права и насилия над человеком).

Попробуйте ответить на вопрос, сформулированный в теме урока? Почему несчастен Бирюк и другие крестьяне – герои рассказа?

2. Рефлексия.
- Какие знания вы сегодня получили на уроке?
- Чем на уроке вы порадовали учителя, одноклассников?
- Какое у вас настроение от урока?

Ребята, я благодарю вас за урок и желаю каждому из вас иметь большое и доброе сердце и всегда сохранять человеческое достоинство.
IV. Домашнее задание.
Цель этапа: сообщение и разъяснение содержания домашнего задания.
Прочитать стр. 250 – 253.
По желанию: нарисовать иллюстрацию к произведению.
Литература.
1. Диденко Инна Валерьевна, ГБОУ СОШ № 451 Колпинский район. Конспект урока по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»
2. Зайцева Л. А. Конспект урока литературы по рассказу И. С. Тургенева "Бирюк" 7 класс.
3. Покровкова Наталья Николаевна, заместитель директора по УВР Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 им. Е. В. Камышева».
4. Литература. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе/В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – М.: Просвещение, 2014.

Дата публикации: 15.11.2014

Краткое описание: Урок по произведению И.С. Тургенева «Бирюк» ЦЕЛИ УРОКА: Ι. Предметные1)формировать навыки составления характеристики литерату

предварительный просмотр материала

Урок по произведению И.С. Тургенева «Бирюк»

«…что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?»

ЦЕЛИ УРОКА: Ι. Предметные

Раскрыть гл идею произведения через анализ характеристику главного героя

ΙI. метапредметные

Развивать творческое мышления

ΙII. Личностные

    Слово учителя.

Над «Записками охотника» И. С. Тургенев начинает работать в 1847 году, были опубликованы в 1852 . В сборник вошло 25 рассказов.
Во всех произведениях присутствует один и тот же герой - Петр Петрович. Это дворянин из села Спасское. Он рассказывает о случаях, произошедших с ним во время охоты. Поэтому сборник назван «Записки охотника»
Создавая его, Тургенев опирался на собственные впечатления о жизни крестьян в Орловской губернии. Многие герои, упоминаемые в рассказах, были знакомы автору.

Рассказ "Бирюк" был написан в 1847 году. Создавая это произведение, как и весь цикл "Записки охотника", Тургенев опирался на собственные впечатления о жизни крестьян в Орловской губернии. Многие герои, упоминаемые в рассказах, были знакомы автору. В имении матери Тургенева был лесник Бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне.

Эпиграф к уроку

«… что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?»

В.Г. Белинский

Работа с эпиграфом. Ответьте на этот вопрос.

Какова цель нашего урока? (узнать гл. идею произведения)

Как называется произведение

Через кого мы увидим эту идею, если произведение названо именем прозвищем гл героя?

Нам нужно дать характеристику героя

А когда мы характеризуем человека на что мы смотрим?(портрет, семейный быт, отношение к работе)

2 . Этап предпонимания. Заполнить таблицу. Вопросы, впечатления, отношение к главному герою. (приложение)

Озвучивание своих вопросов.

В чем противоречивость особенность таинственность героя, почему автор рассказывает именно об этом герое, а например не о мужике, срубившем дерево.(проблемный вопрос)

Вопрос возникший у учителя

Почему в начале произведения уделяется такое большое внимание описанию грозы?(проблемный вопрос.)

    Работа в группах.

Можете для анализа деталей и их оценивания воспользоваться вопросами - подсказками.

Анализ детали

Имя - Фома Кузьмич, но все называют его Бирюком. Бирюк- это прозвище (одинокий и угрюмый человек). Лесника так прозвали мужики. Бирюком называют ВОЛКА

ни с кем не общается, угрюм, его не любят

одинок, его считают волком, зверем, можно пожалеть героя

Вопросы - подсказки:

    Каково настоящее имя Бирюка?

    Что обозначает прозвище - Бирюк?

    Откуда его прозвище известно барину - Тургеневу?

Молодец, высокого роста, плечист, сложен на славу, могучие мышцы, черная борода, суровое и мужественное лицо, смелые глаза

Суровый, мужественный, красивый

Вопросы - подсказки:

    Что во внешности Бирюка нравится Тургеневу?Как появляется перед расск, найдите портрет

В.Г.Белинский в своей критической статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года» задает вопрос: «… что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» На этот вопрос мы попробуем ответить в конце урока.

Отношение Бирюка к работе

Мастер своего дела, вязанки хвороста не даст утащить, никому спуску не дает, господский хлеб даром не ест

Очень строгий, жестокий,

добросовестный работник

Вопросы - подсказки:

    Как объясняет Бирюк Тургеневу свое отношение к работе?

Сжить хотят со свету, да не дается. Его мужик-вор называет кровопийцей, душегубцем, зверем (3 раза)

Его ненавидят, хотят убить, сочувствуем ему

Вопросы - подсказки:

Почему мужики ненавидят Бирюка? Чем вызвана озлобленность мужика, его угрозы, ненависть к Бирюку?(отчаяние).

Поймал его во время преступления, связал кушаком и хочет наказать, но все же отпускает, выталкивает из избы

Жестокий, но жалеет,

понимает беду мужика и отпускает, берет вину на себя

Вопросы - подсказки:

    Жалеет ли вора Бирюк или нет?

    Почему Бирюк отпускает вора? Легко ли ему принять такое решение? Легко ли беречь барский лес?

Жена сбежала, живет с двумя детьми: девочка 12-ти лет, грудной ребенок. Изба низкая, пустая, бедность, нет хлеба и чая

жена не выдержала характера Бирюка. ответственен за своих детей

Вопросы - подсказки:

    Какие чувства испытывает Тургенев, видя, как живет Бирюк?

    Счастлив ли Бирюк?

    Почему от него сбежала жена?

Давайте обратимся к пейзажу. Мы сказали, что автор уделяет вниманию грозе. Прочитайте это описание. Сначала описание природы, когда надвигается гроза, затем описание самой грозы.

Как ведет себя рассказчик во время грозы? Как вы ведете себя,

когда надвигается гроза?

А как ведет себя Бирюк?

(он не боится, это его стихия ему не страшно и даже комфортно, он с легкостью ходит под молнией, успокаивает лошадь.)

Как вы думаете почему?(Он человек природы, ему легче в лесу с природой чем с людьми).

А почему именно гроза, она как -ниб. связана с его внутренним состоянием.

Бирюк - гроза воров. Гроза разрозится в его доме. Гроза - психологическое состояние мужика, его страх, отчаяние, гнев.)

11. Сопоставление деталей. Прием «недописанный тезис».

Попробуйте теперь всё, нами сказанное, сопоставить в одном предложении, используя данные 3-ей колонки:

С одной стороны, Бирюк_________________________________________________________,

но с другой стороны,

ПОТОМУ ЧТО_______________________________________________________________

С одной стороны, Бирюк одинокий, бедный, несчастный, брошенный, понимающий, мужественный, добросовестный работник, его можно пожалеть, но с другой стороны, жестокий, строгий, его хотят сжить со свету.

Итак, мы уже частично узнали Бирюка. Каким человеком он предстает перед нами? (хорошим, умным, добросовестным).

Но только одно слово у нас осталось непонятным - ПРИЧИНА, которая не дает ему раскрыться перед мужиками, чтобы они поняли, каков он на самом деле.

12. Поиск причины явления

Бирюк делает что-то против своей воли? (да, он задерживает вора - несчастного мужика - и собирается его наказать)

А кто же и почему заставляет этого сильного, мужественного человека поступать против своей воли, заставляет выполнять свои приказы? (барин, помещик, потому что Бирюк - КРЕПОСТНОЙ)

Вот мы и нашли причину, по которой Бирюк жесток, угрюм, излишне суров. Подберите ключевые к слову КРЕПОСТНОЙ (какой? Несвободный, должен выполнять приказы барина)

С одной стороны, Бирюк одинокий, бедный, несчастный, брошенный, понимающий, мужественный, добросовестный работник.

Но с другой стороны, жестокий, строгий, его хотят сжить со свету.

Чтобы понять причину того, почему мужики не понимают, каков Бирюк на самом деле, я предлагаю вам вспомнить героя ранее прочитанного рассказа «Муму» (Герасима).

В чём сходство Герасима и Бирюка? Правильно. Они крепостные.

Итак, Бирюк - крепостной, он должен подчиняться барину и быть жестоким с крестьянами, поэтому они его ненавидят.

13. Раскрытие тайны. Прием «недописанный тезис».

Можем ли мы теперь раскрыть загадочность, особенность образа Бирюка Бирюка? (да)

Попробуйте теперь письменно ее изложить и закончить предложение, используя ключевые слова.

Тайна Бирюка в том, что он хороший и добрый человек, но, так как он крепостной, он должен подчиняться барину и быть жестоким с крестьянами, поэтому они его ненавидят

(Конфликт внешний - это столкновение мужика вора и Бирюка. Конфликт внутренний - внутри самого главного героя - его чувство долга вступает в противоречие с чувством сострадания к положению вора. Побеждает чувство жалости и сострадания. Без конфликта не было бы развития сюжета).

По желанию: поразмышлять над вопросом: Как вы считаете, изменится ли жизнь Бирюка после этого поступка?

Герой рассказа действительно нелюдимый и замкнутый. Его сделала таким жизнь: положение лесника, ненависть мужиков, одиночество. Тургенев считает, что человек, близкий к природе, любящий и понимающий ее не может озлобиться. Именно близость к природе, слитность с ней, природную красоту героя и подчеркивает автор.

Человек, близкий к природе, любящий и понимающий ее, не может озлобиться, он способен сострадать, быть милосердным. Человек - единое целое с природой).

Попробуем теперь ответить на вопрос, заданный Белинским. Попробуйте закончить предложение.

…что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?

Как что? - Его душа, ум, сердце, всё то же, что и в образованном человеке.

Сравните характеристику в начале урока. Поменялось ли у Вас о нем мнение.

По другому ли вы взглянули на этого человека.

Скажите, а если сейчас составить характеристику Бирюка, она будет отличаться от характеристики, которую мы ему дали в начале урока?

Подведение итогов.

Какова же основная идея этого произведения?

«Мужик должен быть освобождён от крепостного права» - таков лейтмотив рассказа. Тургенев восхищается красотой души русских крестьян .

А как вы думаете, Тургенев понял своего героя? ……Ведь неслучайно он отводит ему центральное место в своём произведении Тургенев был одним из первых русских писателей, который почувствовал душевную силу и красоту крепостных крестьян и рассказал об этом всему миру в своих рассказах.

Он желал, чтобы на его памятнике были высечены слова о том, что его книга «Записки охотника» послужила делу освобождения крестьян от крепостного права.

Домашнее задание:

С.М. Петров

В.А. Чалмаев

Приложения. Работа над характеристикой в группах.

Анализ детали

Оценивание деталей - черты характера Бирюка, ваше отношение к герою

Вопросы - подсказки:

    Каково настоящее имя Бирюка?

    Что обозначает прозвище Бирюк? (смотри словарь выпиши из словаря)

    Почему лесника предпочитают звать не по имени, а по прозвищу?

    Откуда его прозвище известно барину - охотнику?

Анализ детали

Оценивание деталей - черты характера Бирюка, ваше отношение к герою

Внешность

Вопросы - подсказки:

Выпишите из текста все элементы портрета.

    Как и где появляется лесник перед рассказчиком. Найдите в тексте

Анализ детали

Оценивание деталей - черты характера Бирюка, ваше отношение к герою

Отношение Бирюка к работе

Вопросы - подсказки:

    Почему мужикам-крестьянам приходится воровать в лесу?

Анализ детали

Оценивание деталей - черты характера Бирюка, ваше отношение к герою

Отношение к Бирюку мужиков - крестьян (в том числе и вора)

Вопросы - подсказки:

    Почему мужики ненавидят Бирюка?

    Как называет Бирюка пойманный им мужик-вор?

Чем вызвана озлобленность мужика, его угрозы, ненависть к Бирюку?

Анализ детали

Оценивание деталей - черты характера Бирюка, ваше отношение к герою

Отношение самого Бирюка к мужику-вору

Вопросы - подсказки:

    Понимает ли Бирюк, почему мужик пришел воровать лес?

    Жалеет ли вора Бирюк или нет?

    Кого накажут за срубленное дерево?

    Почему Бирюк отпускает вора?

Анализ детали

Оценивание деталей - черты характера Бирюка, ваше отношение к герою

Быт Бирюка, его семейное положение

Вопросы - подсказки:

    Почему от него сбежала жена?

    Счастлив ли Бирюк?

Запишите вопросы, которые возникли у Вас при прочтении произведения

Запишите первое впечатление о Бирюке, ваше к нему отношение после прочтения произведения

В чем таинственность, загадочность образа Бирюка?В чем заключается противоречие этого героя? В чем его особенность?

Работа на этапе предпонимания.

Домашнее задание: письменная работа (рассуждение).

Сравните оценку героя рассказа И.С.Тургенева «Бирюк» исследователями С.М. Петровым и В.А.Чалмаевым. Подумайте, к какой точке зрения присоединились бы вы? Почему? Обоснуйте свой выбор.

Материал для домашнего задания.

С.М. Петров

«…Суровый, непреклонный, загадочный Бирюк появляется в рассказе в блеске молнии, в шуме грозы, на фоне мрачного леса. В округе говорят о леснике как о грозе мужиков. Он действительно не дает спуску порубщикам, но не потому, что холопски предан барским интересам и чужд своему брату мужику. Бирюк просто человек долга и считает себя обязанным беречь доверенное ему добро…

В настроениях Бирюка много мрачного, невысказанного, затаенного. Ныне он грозный лесник. А завтра по своему характеру он может стать бунтарем и мужики так же, как теперь - барин, смогут положиться на него…»

В.А. Чалмаев

«…Лесник Бирюк живет среди мужицкого мира, знает все его беды и нужды, видит вынужденное зачастую «баловство», т.е. кражи в лесу. Он строг, неподкупен. Это фанатик долга. «И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами, ни на какую приманку не идет», - говорят о нем мужики из окрестных деревень. …Старый мир держится на страхе, трепете, боязни греха, рушится, и Бирюк, как титан, хочет поддержать рушившийся небосвод предельной строгостью, беспощадностью к «баловству».

В герое сложилась отчасти досадная, но и сладкая привычка к небольшой власти…привычка и вкус к власти могут иметь и продолжение, безрадостное для народной среды. Они могут выродиться в изуверство, беспощадность. А, может быть, патриархальная душа бирюка не выдержит роли «одного в поле война» и он сорвется с места, пополнит Русь бродячую, Русь монастырскую?..»

Домашнее задание: письменная работа (рассуждение).

Сравните оценку героя рассказа И.С.Тургенева «Бирюк» исследователями С.М. Петровым и В.А.Чалмаевым. Подумайте, к какой точке зрения присоединились бы вы? Почему? Обоснуйте свой выбор.

Материал для домашнего задания.

С.М. Петров

«…Суровый, непреклонный, загадочный Бирюк появляется в рассказе в блеске молнии, в шуме грозы, на фоне мрачного леса. В округе говорят о леснике как о грозе мужиков. Он действительно не дает спуску порубщикам, но не потому, что холопски предан барским интересам и чужд своему брату мужику. Бирюк просто человек долга и считает себя обязанным беречь доверенное ему добро…

В настроениях Бирюка много мрачного, невысказанного, затаенного. Ныне он грозный лесник. А завтра по своему характеру он может стать бунтарем и мужики так же, как теперь - барин, смогут положиться на него…»

В.А. Чалмаев

«…Лесник Бирюк живет среди мужицкого мира, знает все его беды и нужды, видит вынужденное зачастую «баловство», т.е. кражи в лесу. Он строг, неподкупен. Это фанатик долга. «И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами, ни на какую приманку не идет», - говорят о нем мужики из окрестных деревень. …Старый мир держится на страхе, трепете, боязни греха, рушится, и Бирюк, как титан, хочет поддержать рушившийся небосвод предельной строгостью, беспощадностью к «баловству».

В герое сложилась отчасти досадная, но и сладкая привычка к небольшой власти…привычка и вкус к власти могут иметь и продолжение, безрадостное для народной среды. Они могут выродиться в изуверство, беспощадность. А, может быть, патриархальная душа бирюка не выдержит роли «одного в поле война» и он сорвется с места, пополнит Русь бродячую, Русь монастырскую?..»

Самоанализ урока

Урок построен на основе коммуникативно-деятельностного подхода в технологии литер образования С.П. Давлинского

«…что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?»

ЦЕЛИ УРОКА: Ι. Предметные

Раскрыть гл идею произведения через анализ характеристику главного героя

1)формировать навыки составления характеристики литературного героя; анализа текста;

2)формировать навыки исследовательской работы с текстом;

3)повторить и закрепить умения работать с текстом художественного произведения;

ΙI. метапредметные

1)развивать и обогащать устную речь учащихся;

23) развивать умения обобщать изученное;

Развивать творческое мышления

ΙII. Личностные

1)воспитывать чуткое отношение к художественному слову;

2)воспитывать гуманное отношение к человеку;

3)воспитывать восхищение перед красотой природы

Учитель помощник не навязывающий трактовок

Технология предполагает свои этапы и методы.

1 этап предпонимания вопросы, впечатления()

2 анализа от части к целому, проблемный анализ образ характеристика каждой детела вывела на идею

3 интерпритации озвучивание идеи пр-я, сопоставление со своей первоночальной рефлексия

МЕТОДЫ: творческого чтения, метод выделения точек предпонимания, аналитический метод, беседа-диалог, метод интерпритации

Фгос групповая, хоровая работа, д.з. творческого характера, целеполагание и выбор пути анализа самост работа, дифференциация, рефлексия

Используемые технологии:

Икт, проблемного обучения, т литер образования СП Лавлинского

Все учебно универсальные действия затронуты это и личностные и регулятивные и коммуникативные и регулятивные

Еаенжолова Э.С. МОАУ «СОШ №54»

Если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском

Рассказ И.С. Тургенева «Бирюк» входит в сборник рассказов «Записки охотника». Принято считать, что время его создания приблизительное - 1848-50-е годы, так как работу над рассказами писатель начал в 1840-х, а издал полный сборник в 1852 году.

Сборник объединен присутствием одного «закадрового» главного героя-рассказчика. Это некто Петр Петрович, дворянин, который в одних рассказах является немым свидетелем событий, в других - полноценным участником. «Бирюк» относится к числу тех рассказов, где события происходят вокруг Петра Петровича и с его участием.

Анализ рассказа

Сюжет, композиция

В отличие от большинства писателей того времени, изображающих крестьян безликой серой массой, автор в каждом очерке отмечает какую-либо особенную черту крестьянской жизни, поэтому все произведения, объединенные в сборник, и дали яркую и многогранную картину крестьянского мира.

Жанрово произведение стоит на границе рассказа и очерка (название «записки» подчеркивает очерковость произведения). Сюжет - очередной эпизод из жизни Петра Петровича. События, описанные в «Бирюке», изложены Петром Петровичем в форме монолога. Заядлый охотник, он однажды заблудился в лесу, в вечерних сумерках попал в ливень. Встретившийся ему лесник, фигура, известная в деревне своей угрюмостью и нелюдимостью, приглашает Петра Петровича домой, переждать непогоду. Дождь утих, и лесник услышал в тишине стук топора - кто-то воровал охраняемый им лес. Петр Петрович захотел сходить с лесником «на задержание», посмотреть, как он работает. Вдвоем они поймали «вора», оказавшегося нищим мужичонкой, растрепанным, в лохмотьях. Видно было, что мужик стал воровать лес не от хорошей жизни, и рассказчик стал просить Бирюка отпустить вора. Долго Петру Петровичу пришлось уговаривать принципиального лесника, встревая в потасовку между Бирюком и задержанным. Неожиданно лесник отпустил пойманного, сжалившись над ним.

Герои и проблематика рассказа

Главный герой произведения - Бирюк, крепостной лесник, рьяно и принципиально охраняющий барский лес. Его зовут Фома Кузьмич, но люди в селе относятся к нему враждебно, за суровый нелюдимый характер наделяют прозвищем.

Характер лесника неслучайно рисуется со слов свидетеля-дворянина - Петр Петрович все-таки лучше понимает Бирюка, чем жители деревни, для него его характер вполне объясним и понятен. Понятно и то, почему деревенские неприязненно относятся к Бирюку, и то, почему в этой вражде никто не виноват. Лесник безжалостно отлавливает «воров», утверждая, что в деревне «вор на воре», а они всё лезут в лес от безысходности, от невероятной бедности. Жители деревни всё приписывают Бирюку какую-то мнимую «власть» и грозят её отнять, совершенно забывая, что он всего лишь честный исполнитель работы, и «даром не ест барский хлеб».

Сам Бирюк так же нищ, как отлавливаемые им крестьяне - жилище его убого и уныло, наполнено запустением и беспорядком. Вместо постели - куча тряпок, тусклый свет лучины, отсутствие еды, кроме хлеба. Хозяйки нет - она убежала с заезжим мещанином, бросив мужа и двоих детей (один из них совсем малыш и, по-видимому, болен - он дышит в своей люльке «шумно и скоро», ухаживает за грудным ребенком девочка лет 12).

Сам Бирюк - настоящий русский богатырь, с могучей мускулатурой и шапкой темных кудрей. Человек он правильный, принципиальный, честный и одинокий - это многократно подчеркивается его прозвищем. Одинокость по жизни, одинокость в своих убеждениях, одинокость по долгу службы и вынужденность жить в лесу, одинокость среди людей - Бирюк вызывает сочувствие и уважение.

Пойманный вор мужик вызывает исключительно жалость, ведь в противовес Бирюку он - мелкий, жалкий, оправдывающий своё воровство голодом, потребностью кормить большую семью. В своей бедности мужи готов обвинить любого - от барина до того же Бирюка. Лесника в порыве злой искренности называет душегубом, кровопийцей и зверем, бросается на него.

Казалось бы, два социально равных человека - оба бедны, оба крепостные, оба с обязанностями семьянина - кормить детей, но мужик идет на воровство, а лесник - нет, а потому в характеристику, данную односельчанами леснику, можно не верить. «Зверем», «душегубом», «кровопийцей» его может назвать только тот, кому он не дал украсть.

В заглавии рассказа стоит прозвище главного героя, которое указывает вовсе не на характер лесника, а на те обстоятельства, в которых он живет беспросветно; на его место, которое ему определили люди. Крепостные не живут богато, а честные крепостные в услужении у барина еще и вынужденно одиноки, так как не поняты своими же собратьями.

Бирюк отпускает мужика из сострадания - чувство взяло верх над разумом и принципами. Петр Петрович предлагает возместить стоимость поваленного мужиком дерева, так как лесники, не уследившие за воровством, должны были из своего кармана оплачивать урон. Несмотря на грозящий ему штраф, Бирюк совершает человеческий поступок и видно, что чувствует облегчение.

«Бирюк», как и остальные рассказы в «Записках охотника» - это собрание образов крестьян, каждый из которых славен какой-либо стороной своего характера, своими поступками или талантами. Ужасающее бедственное положение этих талантливых и сильных людей, не дающее им раскрыться, заботиться хотя бы о чем-нибудь, кроме поиска пропитания и толкающее на преступления - это главная проблематика рассказа, озвученная автором.