Сравнительные данные соц. паспорта школы Содержание уч.год уч.год уч.год Обучается в школе Неполные Малообеспеченные семьи Дети, оставшиеся без попечения родителей Многодетные семьи Дети-инвалиды942 Состоят на ВШУ Состоят в КДН655 Состоят в ИДН435 Неблагополучные181615
Диагностика семейного неблагополучия Мини-консилиумТренинги Анализ документации Изучение протоколов КДН Интервью специалистов Оформление новых паспортов Сбор списков НБС Заполнение учетных карточек семей Наблюдение специалистов Опросы АнкетированиеТестирование
Профилактика семейного неблагополучия Ознакомление с психолого- педагогической литературой Лектории для подростков Публикации в печати Устройство на работу Детское бюро добрых услуг Постановка на учет ВШУ, КДН, к наркологу, к психиатру Дополнительные занятия в помощь ребенку в учебе СКЦ Библиотека семейного чтения Комплексные выезды Программы и проекты дополнительного образования Летний лагерь Родительский всеобуч
Программа «Семейное благополучие» Цель: оказание комплексной социально-педагогической помощи неблагополучным семьям Задачи: 1.Изучение и диагностика семейного неблагополучия 2.Формирование социальных навыков 3.Оказание социальных услуг 4.Активизация эффективности социально-ролевого поведения в процессе построения детско-родительских отношений 5.Формирование установок на ведение здорового образа жизни 6.Обеспечение отдыха, оздоровление и медицинского обслуживания 7.Оказание психолого-педагогической помощи
Социально-правовой блок «Мы и наше общество» Цель: восстановление неблагополучной семьи в ее правах и обязанностях. Действия: -сбор информации и ее анализ, определение социального статуса семьи, диагностика наличия форм девиантного поведения у членов; -работа с почтовым ящиком « Ваши вопросы» -беседа юридического консультанта « Семья и закон» -библиотечная выставка « Негативное влияние неблагополучной семьи на воспитание детей» -консультация специалиста по социальной работе « Социальные гарантии семье» -викторина для подростков « Поступки и проступки»
Социально-медицинский блок «Мы и наше здоровье» Цель: создание благоприятной обстановки в неблагополучной семье через оздоровление каждого ее члена. Действия: -анализ сопровождающих документов, первичный медицинский осмотр; -ежедневная консультация школьного врача; -курс занятий в зале лечебной физкультуры «В здоровом теле»; -медицинский всеобуч для родителей « Здоровье всей семьи»; -сказки для самых маленьких о здоровом образе жизни.
Социально-психологический блок «Семейные отношения» Цель: гармонизация семейных отношений в неблагополучной семье. Действия: -диагностика характера внутрисемейных отношений; -психологическая консультация по проблемам семейных отношений; -курс «тренинг личностного роста» -семейный клуб (помощь в укреплении внутрисемейных отношений); -беседа семейного консультанта « Азбука семейных отношений»; -выступление агитбригады.
Социально-педагогический блок «Мы и наши дети» Цель: восстановление воспитательного потенциала неблагополучной семьи как важного условия гармоничного развития личности ребенка. Действия: -психолого-педагогическая диагностика детско- родительских отношений; -лекции для родителей «Я и мой ребенок-поиск взаимоотношений»; -посиделки для мам; -творческая выставка семейных работ; -конкурсная программа «Дочки-матери».
Социально-трудовой блок «Мы и наша работа» Цель: полноценная профессиональная реализация личности. Действия: -экскурсия по комплексу для детей «В мире профессий». -викторина для школьников «Люди труда»; -библиотечная выставка «Кем быть?»; круглый стол «Как добиться успеха?».
Социально-досуговый блок «Мы и наше свободное время» Цель: организация семейного отдыха. Действия: -работа кружков по интересам; -музыкально-развлекательная программа «Таланты и поклонники»; -конкурсная программа «Семейный праздник»; -музыкальный круглый стол «Застолье»; -беседа «Бытовые обрядовые праздники».
Ожидаемые результаты: -оказать комплексную социально-педагогическую помощь неблагополучным семьям; -повысить уровень социальной защищенности; -снизить численность неблагополучных семей; -актуализировать потребность активного участия в общественной жизни, которая способствовала бы более эффективной взаимосвязи неблагополучной семьи с другими социальными институтами; - присвоить социальный опыт и поведение в процессе решения проблемных ситуаций; - улучшить психологическое здоровье детей и взрослых из неблагополучных семей; - повысить уровень профессиональных знаний и профессиональной культуры; - проверить эффективность используемых методов и форм в социально-педагогической работе с неблагополучными семьями.
Статья социального педагога БПОУ УР «Сарапульский индустриальный техникум» Натальи Николаевны Мерзляковой на тему:
«Опыт работы по профилактике правонарушений в БПОУ УР «Сарапульский индустриальный техникум»
Социальным педагогом в БПОУ УР «Сарапульский индустриальный техникум» я работаю с 2008 года. В нашем техникуме обучаются дети, многие из которых до поступления к нам, находились в трудных жизненных ситуациях: родители этих детей ведут аморальный образ жизни, употребляют алкоголь, не занимаются воспитанием несовершеннолетних. Часть обучающихся являются сиротами и опекаемыми, родители которых лишены родительских прав или умерли. Есть дети из многодетных и малообеспеченных семей, из неполных семей и семей, где родители находятся в состоянии развода либо вступили в повторный брак. Многие из этих обучающихся были лишены внимания и ласки со стороны родственников, а некоторые из них ещё обучаясь в школе, состояли на разных видах профилактического учёта. Данной категории детей требуется квалифицированная социально-педагогическая помощь для профилактики негативных состояний. Поэтому моя задача, как социального педагога - проявлять к этим детям уважение, не унижать их человеческое достоинство, не оскорблять, проявлять внимание, заботу и психолого-педагогическую поддержку, стараться воспитать из них настоящих граждан нашей Родины.
Работа нашего педагогического коллектива с трудными подростками и их семьями изначально направлена на предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних. Изучение проблемных обучающихся проводится во всех возрастных категориях. В начале учебного года я, как социальный педагог, основываясь на изучении социальных паспортов групп, совместно с педагогом-психологом, составляю список детей группы риска и их семей, находящихся в социально опасном положении. Одновременно в группах проводим психолого-педагогическую диагностику (социометрию), классным руководителям предоставляем общую характеристику особенностей личности конкретного трудного подростка. В данном документе каждый обучающийся характеризуется с точки зрения его успеваемости, общественно-трудовой активности, его интересов и склонностей, положения в коллективе. Получив полную информацию о подростке, я составляю индивидуальный план профилактической работы с трудным обучающимся, поставленным на внутренний профилактический учёт техникума. Согласно разработанного плана, совместно с классными руководителями, организую и провожу профилактические индивидуальные беседы и воспитательные мероприятия с детьми, требующих особого внимания и поддержки. Вся проведённая профилактическая работа с проблемным подростком фиксируется в карте индивидуального сопровождения ребёнка: отражается его положительная или отрицательная динамика, успеваемость, посещаемость, занятость во внеурочное время, характеристики, успехи и достижения, участие в мероприятиях различной направленности.
В решении многих проблем по профилактике правонарушений с обучающимися и их семьями, находящихся в социально опасном положении, важное место занимает взаимодействие с органами и службами субъектов профилактики: комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, ОДН МО МВД России «Сарапульский», Управлением по делам семьи, материнства и детства, органами опеки и попечительства, здравоохранения, службой занятости, которые принимают участие в пределах своей компетенции в профилактической работе в соответствии со ст. 12 Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Сотрудничество с органами внутренних дел является эффективным, многие вопросы стало возможным решать оперативно, предупреждая критические ситуации. Инспектор ОДН откликается на возникающие проблемные ситуации, совместно мы проводим индивидуальные профилактические беседы с обучающимися и их родителями и опекунами. Специалисты службы профилактики выступают на классных часах, родительских собраниях, педагогических Советах, участвуют в работе Совета Профилактики. Об улучшении обстановки свидетельствует статистика – количество правонарушений и общественно опасных деяний за три года снизилось на 3% (с 17 обучающихся до 8).
В рамках работы по исполнению законодательства, направленного на борьбу с безнадзорностью и преступностью несовершеннолетних, наш техникум осуществляет системную и комплексную работу. Информация о несовершеннолетних, не посещающих образовательное учреждение без уважительной причины, а также систематически пропускающих учебные занятия и учебную практику, родителях, которые ненадлежащим образом исполняют обязанности по воспитанию и обучению своих детей, своевременно передаётся в ОДН МО МВД России «Сарапульский» и КДН.
В техникуме успешно организована занятость обучающихся во внеурочное время. Особое внимание уделяется организации занятости обучающихся, состоящих на разных видах профилактического учёта. Наибольшую заинтересованность они проявляют к занятиям в спортивных секциях на базе техникума и кружках технического творчества, что является хорошей профилактикой правонарушений, совершаемых несовершеннолетними в свободное время. Целью работы является 100% охват подростков занятиями в секциях и кружках. Главное – научить подростка заниматься полезными делами, которые отвлекали бы его от совершения противоправных действий. Следует отметить, что трудновоспитуемость детей и подростков проявляется не только в низкой успеваемости, плохом поведении, агрессивности, совершении правонарушений, но и в таких социальных пороках, как алкоголизм, наркомания, курение. Поэтому для предупреждения привычки к курению, влечения к алкоголю и наркотическим веществам в техникуме ежегодно проводятся профилактические мероприятия, прописанные в целевых программах: «Социально-психологическая помощь студентам», «Профилактика ПАВ», «Система профилактических действий противоправного поведения студентов», «Комплексное сопровождение детей группы риска». Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в техникуме, разработана программа социальной адаптации «Ты не один». Основными задачами выше перечисленных программ являются: создание в образовательном учреждении оптимальной воспитывающей среды, обеспечивающей гармоничное развитие личности будущего специалиста, создание оптимальных условий для успешной социализации и интеграции в обществе детей, нуждающихся в государственной защите, путём развития различных форм и проведения комплексных мероприятий по профилактике безнадзорности, правонарушений, курения, алкоголизма и ПАВ.
В заключении, хотелось бы отметить, что несмотря на всю выстроенную в техникуме систему работы по профилактике правонарушений с обучающимися, главным в нашей практике остаётся любовь к детям, принятие ребёнка таким, какой он есть. Во время индивидуальных бесед с подростком мы видим, как он раскрывается, чувствует, когда к нему обращаются по-доброму, интересуются его делами и успехами, видят в нём личность.
Нам, педагогам, очень хочется, чтобы наши выпускники после окончания учёбы в техникуме сделали свой правильный выбор в дальнейшем самоопределении, не нарушали Закон и были полезными нашему обществу людьми.
Опыт работы социального педагога
Матовниковой Юлии Александровны
Современное развитие российского общества напрямую связано с обновлением образования. Поиски новых форм в обучении и воспитании обучающихся связаны сегодня с процессом модернизации содержания образования, созданием оптимальных условий для позитивной социализации ребёнка.
В современной педагогике среда рассматривается как условия, в которых протекает жизнь человека, его окружение, совокупность людей, связанных общностью этих условий.
Педагогическая (образовательная) среда понимается как система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.
Субъектом в образовательном пространстве является отдельный обучающийся, коллектив обучающихся (группа, класс, классы, весь контингент обучающихся образовательного учреждения), педагог, педагогический коллектив, родители, образовательное учреждение в целом.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, формирование личности во многом определяются средой, в которой он живет. Школа – это особое воспитательное пространство, это место, где ребенок проводит большую часть своего времени, значит, жизненно важной необходимостью в социально-педагогической деятельности становится создание условий, благоприятного климата для ребенка и его микросреды, обеспечивающих возможность самореализации и самовыражения личности.
В начале каждого учебного года проводится работа по изучению социальной среды, условий жизни обучающихся. Составляется социальный паспорт класса и образовательного учреждения .
Социальный паспорт содержит информацию, дающую основания для анализа и оценки социальной ситуации в школе. П омогает выстроить целенаправленную и эффективную работу с обучающимися и семьей.
Контингент детей в школе неоднороден.
п/п
Критерии
2014-2015
учебный год
2015-2016 учебный год
2016-2017 учебный год
1
Всего детей
1020
1065
1110
2
Многодетные семьи
70
83
100
3
Дети- инвалиды
10
13
16
4
Семьи-беженцы
4
2
0
6
Малообеспеченные семьи
53
98
128
7
Дети, находящиеся под опекой (попечительством)
10
13
9
8
Число обучающихся, воспитывающихся в неполных семьях, из них:
225
235
257
воспитывает детей отец
14
14
воспитывает детей мать
211
261
9
Матери - одиночки
19
30
30
10
Семьи, состоящие на профилактическом учете в КПДН и ЗП
0
2
2
11
Количество детей, состоящих на профилактическом учете:
5
4
5
состоят на учёте в органах внутренних дел
0
3
3
состоят на учёте в школе
2
1
Мониторинг исследования социальной среды школы как усло вия её жизнедеятельности и развития показывает, что у величилось число детей, воспитывающихся в неполных семьях. В основном, связанных с разводами родителей. Наблюдается рост многодетных семей, детей-инвалидов и детей, находящихся под опекой (попечительством). Все эти семьи находятся в «зоне риска» и нуждаются в особом внимании, контроле, социальной поддержке и защите. На стабильном уровне остаются показатели правонарушений среди несовершеннолетних.
Учитывая все эти факты, приоритетным в социально-педагогической работе остается личностно–ориентированный подход по отношению к обучающимся и родителям.
В целях оказания комплексной социально-педагогической поддержки и помощи обучающимся, находящимся в трудной жизненной ситуации, организации свободного времени детей, требующих педагогического внимания, повышения качества и уровня жизни детей и семей с детьми, профилактики социального сиротства и жестокого обращения с детьми, в школе работает «Социальная гостиная для детей группы риска».
В 2016-2017 учебном году начала работу «Социальная гостиная» для детей начальной школы, так как ранее ее посещали обучающиеся среднего звена. Считаем, что целесообразно начинать профилактическую и реабилитационную работу в школе уже в начальных классах, а не ждать, когда накопившиеся проблемы приведут ребёнка к серьёзным правонарушениям или, когда вытесненный из семьи и школы, он окончательно окажется на улице. Однако, подростки с девиантным поведением не остаются без внимания педагогов. Они являются помощниками, организаторами и порой наставниками для детей, посещающих не только социальную гостиную.
Сейчас в «Социальной гостиной» насчитывается 25 обучающихся, 20% – это дети, находящиеся в социально-опасном положении. Такие дети систематически опаздывают в школу или беспричинно пропускают занятия, имеют трудности в обучении, агрессивны, имеют неопрятный внешний вид, плохие взаимоотношения со сверстниками и родителями.
На каждого обучающегося социальной гостиной составлена индивидуальная карта с личными данными, социально-психологической характеристикой и результатами проведенных исследований, разработан индивидуальный план работы с ребенком (Приложение 1).
В социальной гостиной педагогом-психологом проводятся индивидуальные и групповые занятия, направленные на устранение имеющихся трудностей в обучении. На занятиях решаются задачи по развитию познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), развитию психологических предпосылок овладения учебной деятельностью. Опыт педагога-психолога прошлых лет показывает, что работа по формированию коммуникативных навыков способствовала уменьшению конфликтных ситуаций в отношении со сверстниками и улучшению межличностных отношений с родителями и сверстниками. Коррекция нарушений личностной сферы позволила обучающимся стать более уверенными, уравновешенными, самостоятельно справляться с различными трудностями.
Учителя-предметники оказывают помощь в подготовке домашнего задания, ведут работу по преодолению пробелов в знаниях.
Результатом данной работы стало повышение успеваемости обучающихся по учебным предметам.
Особое внимание уделяется организации занятости и досугу детей, вовлечению их в кружки и секции с учетом интересов и способностей.
Педагог дополнительного образования организует досуг детей. Ребята осваивают техники и изучают методики декоративно-прикладного творчества. Регулярно организуются выставки работ обучающихся, где каждый рассказывает о своей работе.
Социальный педагог особое внимание уделяет правовой грамотности детей, формированию здорового образа жизни, используя в работе инновационные технологии:
Информационные технологии - презентации, видеофильмы, видеоролики, готовые или сделанные совместно с детьми.
Технологии исследовательской (проектной) деятельности.
В декабре 2015 года обучающаяся 8 класса Рая К. заняла 3 место в муниципальном конкурсе детских творческих работ «ВИЧ/СПИД. Сохрани себя и свое будущее» в номинации «Простые правила против СПИД».
В пошлом учебном году ребята социальной гостиной посещали занятия школы актива «Академия успеха» по образовательному модулю «Затейник» и сегодня продолжают обучение.
В процессе работы налажена тесная связь с родителями воспитанников социальной гостиной. Родители привлекаются к участию в различных мероприятиях. Традиционно проводится «Семейное чаепитие».
Открытие социальной гостиной позволило организовать в школе особое пространство для детей, где они, во-первых, чувствуют себя в безопасности, а во-вторых, не испытывают давления со стороны взрослых.
Мониторинг качества реабилитационного процесса
в рамках профилактической услуги «Социальная гостиная СЕМЬ-Я»
в 2015-2016 учебном году
п/п
Показатели
реабилитационного процесса
На
начальном
этапе
(кол-во)
На
промежуточном этапе
(кол-во)
На
итоговом
(кол-во)
Динамика реабилитационного процесса
На
начало %
За
полугодие %
За год%
Слабая мотивация к учению
62%
50%
31%
Пропуски учебных занятий
37%
25%
Занятия в кружках
31%
87%
87%
Тревожность
68%
31%
25%
Агрессивность
25%
12%
Проблемы с самооценкой
81%
50%
31%
Проблемы в отношениях с родителями
37%
12%
Проблемы в отношениях с педагогами
12%
Проблемы в отношениях со сверстниками
43%
18%
Вредные привычки
25%
12%
По результатам деятельности социальной гостиной можно сделать вывод, что используемые направления, формы и методы выбраны верно и принесли положительную динамику в решении имеющихся проблем у обучающихся. А именно, уклонения некоторых родителей от общения со специалистами перешло в тесное сотрудничество, выросло количество детей, посещающих объединения дополнительного образования, наблюдается положительная динамика в изменении взаимоотношений со сверстниками, педагогами и родителями, сократились пропуски занятий по неуважительной причине, произошло повышение адаптации к условиям школы, повышение учебной мотивации, наблюдается понижение уровня тревожности, повышение самооценки, развитие навыков общения в коллективе сверстников.
Конечно, в реализации профилактической услуги есть свои трудности. Это отсутствие бесплатного горячего питания для детей, специально оборудованного помещения для игр и релаксации.
Как уже упоминалось, среда оказывает решающее воздействие на формирование личности ребенка. Для взрослого человека семья – это источник удовлетворения жизненно важных социальных потребностей. Для ребенка же семья – это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
Бывают ситуации, когда семья переживает внешний или внутренний кризис – изменение состава семьи, развод, болезнь, смерть какого-либо из членов семьи, утрата работы, жилья и т.д. И конечно в таких случаях снижается уровень и качество жизни, и семья из благополучной и стабильной семьи переходит в статус проблемной, кризисной. Многие семьи адаптируются к трудностям и пытаются найти выход из создавшейся ситуации, другие же не могут справиться с нарастающим потоком проблем, впадают в депрессию, снижается их социальная активность, начинают злоупотреблять алкоголем, как последствие появляется безразличие не только к своей судьбе, но и к судьбе своих детей. И именно в этот момент необходимы профилактические и реабилитационные меры поддержки, когда есть шансы на восстановление и сохранение семьи. Но, как правило, многие семьи считают, что «выносить сор из избы не стоит» и порой сами со своими проблемами справиться не могут.
В рамках программы «Право ребенка на семью» в МБОУ «Цнинская СОШ №1» ведется работа по развитию инновационных услуг, технологий и моделей профилактики социального сиротства. Сформирована нормативно-правовая документация по профилактике раннего выявления семейного неблагополучия. Ежегодно разрабатывается план работы по профилактике семейного неблагополучия. В случае обнаружения признаков пренебрежения нуждами ребенка на семью открывается случай, разрабатывается реабилитационный план с семьей (Приложение 2).
Выявление неблагополучия в семьях связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей школы. Во взаимодействии классного руководителя -социального педагога - педагога-психолога, заполняются социальные карты обучающихся. Изучаются социально-бытовые условия проживания детей, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и занятость. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. В работе с семьей используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия. Основной информацией обладает классный руководитель, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка, и по его поведению выявляет признаки неблагополучия, составляет мониторинг по обнаружению признаков возможного пренебрежения нуждами детей со стороны родителей (Приложение 3).
Алгоритм работы с семьей на ранней стадии.
1 этап: Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью, изучение жалоб жителей (соседей), педагогов и т.д.
2 этап: Первичное обследование жилищно-бытовых условий семьи.
3 этап: Знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с родителями, оценка условий их жизни. Комплексная диагностика семьи.
4 этап: Изучение причин неблагополучия семьи, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентации.
5 этап: Изучение личностных особенностей семьи
6 этап: Составление карты семьи.
7этап: Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями.
8 этап: Составление плана реабилитации семьи.
9 этап: Текущие и контрольные посещения семьи.
10 этап: Выводы о результатах работы с семьей.
Успех социально - педагогической работы в значительной степени определяется тем, насколько эффективно школа взаимодействует со средой, использует потенциал социума, в котором находится, насколько тесны её контакты с другими воспитательными учреждениями. Сегодня развиты партнёрские отношений школы с субъектами системы профилактики (Приложение 4).
В школе реализуется программа «Родительская школа», которая направлена на повышение родительской компетентности. В основу данной программы положен принцип интеграции теоретического обучения и процессов практической, самостоятельной и поисковой деятельности, что делает программу актуальной. Родительскую школу посещают 13 родителей, из которых 30% контингента, родители, находящиеся в социально опасном положении. Занятия проводятся в последнюю субботу месяца.
Вся совместная деятельность педагога и родителей строится с учётом индивидуальных особенностей каждого родителя. Доминирующие формы обучения: индивидуальные и дифференцированные задания, лекции, беседы, ролевые игры, практикумы, дискуссии.
Приложение 1
МБОУ «Цнинская СОШ №1»
РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ПЛАН
ученика 8 класса, ________________, 14 лет
ЗдравоохранениеОписание проблемы
Задачи, действия
Ответственный, срок
Ожидаемый результат
Имеет вредные привычки (курит).
Слабо развиты гигиенические навыки. Ребенок неопрятен, неряшлив.
Задачи
Сформировать гигиенические навыки, положительное отношение к ЗОЖ
Отказ от вредных привычек. Ребенок следит за внешним видом.
Действия
Установить доверительные отношения с ребенком и родителями. Помочь осознать необходимость чистой одежды, обуви, хороших школьных принадлежностей для повышения самооценки и статуса ребенка в классе, в коллективе сверстников.
сентябрь-октябрь 2016г
(тьютор Матовникова Ю. А.,
классный руководитель Попова Т.А.)
Принять участие в Дне здоровья
сентябрь 2016
(тьютор Матовникова Ю. А.)
Провести тренинговые занятия и упражнения на развитие умения сказать «нет»
октябрь 2016г
1 раз в неделю
(педагог-психолог
Сушкова О.А.)
Принять участие в конкурсе видеороликов «В ритме жизни» (профилактика СПИД/ВИЧ)
Апрель 2016
Привлечь к участию в спортивных мероприятиях
сентябрь-февраль 2016г
(классный руководитель Попова Т.А.)
Поощрить обучающегося за хорошую работу грамотой
февраль 2016г
(классный руководитель Попова Т.А.)
Образование и познавательное развитие
Низкая мотивация к учению
Задачи
Повысить мотивацию к учению.
Действия
Организовать дополнительные занятия с учителями-предметниками
по отстающим предметам.
_______________________
Контроль за успеваемостью и посещаемостью ребенка в школе. Контакт с учителями школы.
Повысить самооценку ребенка через индивидуальную работу
_______________________
Вовлечь в систему дополнительного образования, осуществлять контроль за посещаемостью занятий
Провести беседу о нравственности:
«Пойми, как ты взрослеешь»
сентябрь-февраль 2016г
(классный руководитель Попова Т.А.,
учителя-предметники)
________________________
в течение всего периода
(тьютор Матовникова Ю. А.,
классный руководитель
Т.А. Попова)
_________________________
сентябрь 2016
(тьютор Матовникова Ю. А.,
классный руководитель
Т.А. Попова)
ноябрь 2016г
(тьютор Матовникова Ю. А.)
Мотивация к учению повышена. Ребенок учится в меру своих интеллектуальных способностей. Дополнительные индивидуальные занятия пошли ему на пользу. Почувствовав успех, он стал проявлять старание в учебной деятельности.
Занятия в объединении дополнительного образования интересны. Педагог стал для ребенка значимым взрослым. Полученные знания позволили сформировать нормативность поведения.
Эмоциональное и поведенческое развитие
Выявлены гиперактивность, импульсивность. Склонность к риску, выраженной потребности в острых ощущениях.
Низкий уровень социального контроля.
Задачи
Снизить гиперактивность и импульсивность.
Развить саморегуляцию.
Действия
Проводить тренинговые занятия по преодолению эмоциональной расторможенности. Учить управлять эмоциями, гневом.
Подготовить совместно с педагогом-психологом компьютерную презентацию «Я и мои эмоции».
____________________
Регулярно привлекать к ответственным поручениям. Строго требовать выполнения поручений.
октябрь-декабрь 2016г
1 раза в неделю
(педагог-психолог
Сушкова О.А.)
_____________________________________
В течение всего периода
(тьютор Матовникова Ю. А., классный руководитель Попова Т.А.)
Гиперактивность и
импульсивность снижены.
Снижены тревожность и агрессивность.
Навыки самоконтроля сформированы.
Формирование личности
Легкомыслен, повышена самооценка, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Конфликтен.
Задача
Снизить конфликтность, самооценку привести в норму,
Действия
Провести занятия по коррекции социальных отношений (взаимоотношения в семье, школе, с друзьями). Развивать терпимость к правам других и своим обязанностям.
Формировать умение объективно оценивать свои возможности.
Изучать окружение подростка, выявлять лиц, оказывающих положительное о отрицательное влияние, принимать соответствующие меры.
январь - февраль 2016г
Взаимоотношения в семье
Отсутствует эмоциональный контакт с родителями. Не удовлетворены потребности: в принадлежности и любви, понимании и признании. Родители не являются для ребенка авторитетов.
Задача
Содействовать налаживанию внутрисемейных коммуникаций.
Действия
Привлечь родителей к занятиям «Родительская школа»
сентябрь - февраль 2016г
1 раз в месяц
(педагог-психолог Сушкова О.А., тьютор Матовникова Ю. А.)
Эмоциональный контакт с матерью восстанавливается.
Занятия в «Родительской школе», по словам матери,
ей очень помогли в отношениях с сыном. Дали необходимые педагогические и психологические знания.
Практические занятия (игры, упражнения, тренинги) были полезны ей как человеку, женщине, матери.
Классный руководитель (Попова Т.А.)
Тьютор (Матовникова Ю. А.)
Педагог-психолог (Сушкова О.А.)
Приложение 2
УТВЕРЖДЕН
Председатель консилиума специалистов
Т.А. Бурашникова
ПЛАН РЕАБИЛИТАЦИИ РЕБЕНКА И СЕМЬИ
на 6 месяцев в МБОУ «Цнгинская СОШ №1»
Сведения о ребенке (ФИО ребенка, дата рождения): ___________________________, 25.08.2005 г.р.
Сведения о родителях (законных представителей) и иных членах его семьи (ФИО, год рождения, родственная связь, род занятий):
Мать: ______________________________, 1987 г.р., продавец магазина «Конфетный рай, г. Тамбов
Адрес: Тамбовская область, Тамбовский район, п. Строитель, мкр. Центральный,
д. _____, кв. ___
Основания для проведения работы с ребенком и семьей (номер и дата правового акта об открытии «случая») приказ управления образования администрации Тамбовского района от 29.09.2016г. № 320 «Об открытии случая пренебрежения нуждами ребенка в семье _______________________________, проживающей по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, п. Строитель, мкр. Центральный, д. ____, кв._____.
Организация, ответственная за ведение «случая»: МБОУ «Цнинская СОШ №1», Тамбовская область, Тамбовский район, п. Строитель, мкр. Северный, д. 19,
Основная проблема в семье, из-за которой открыт «случай»: пренебрежение нуждами ребенка.
Природа проблемы: (причины, приведшие к возникновению «случая»): неправильно сформирована модель родительского поведения, низкий материальный доход семьи.
Основная цель работы : мать самостоятельно воспитывает сына и способна создать условия для удовлетворения основных потребностей ребенка.
Промежуточные цели работы (в соответствии с причинами)
Повышение родительской компетенции.
Стабильный доход и право на получение льгот.
План совместных действий по достижению цели
п/п
Действия родителей
Действия специалистов
Срок исполнения
Ответственные
Подпись родителей
Подпись специалистов
Промежуточная цель №1: Родительская компетентность
1.1
Посещение консультации социального педагога
Беседа куратора «Административная ответственность родителя за уклонение от воспитания и содержания ребенка»
октябрь
1.2.
Контроль за успеваемостью и посещаемостью ребенка в школе.
Контакт с педагогами школы
еженедельно
1.3.
Посещение консультации школьного педагога –психолога
Проведение педагогом-психологом психологического консультирования и диагностики семьи: Тест «Какой я родитель?»
Беседа «Что нужно знать взрослым об особенностях развития подростка?»
октябрь
1.4.
Посещение занятий «Родительская школа»
Обеспечение явки
ежемесячно
Промежуточная цель №2: В семье стабильный доход и право на получение льгот
2.1.
Трудоустройство
Содействие в трудоустройстве.
Установка контактов с Центром занятости населения по месту жительства матери
октябрь-ноябрь
2.2.
Сбор документы для оформления детского пособия и льгот
Организация помощи в оформлении детского пособия. Установка контактов с соц. защитой по месту жительства матери
февраль
Промежуточная цель №3: Мать ведет здоровый образ жизни.
3.1
Мать избегает шумных компаний с употреблением алкогольных напитков
Профилактическая беседа о вреде алкоголя.
Контроль куратора
октябрь
постоянно
Промежуточная цель №4: Соблюдение санитарно-гигиенических норм в быту, создание благоприятных условий для проживания ребенка
4.1.
Организация места для подготовки уроков и отдельного спального места для ребенка
Контроль куратора
1-2 недели
4.2.
Приобретение бытовой техники (холодильник)
Контроль куратора
до января 2016
Куратор _____________ Матовникова Ю.А.
Приложение 3
Мониторинг по обнаружению признаков возможного пренебрежения нуждами детей со стороны родителей
Признаки возможного пренебрежения нуждами ребенка у родителей1А класс
Носит одежду несоответствующего размера, грязную, порванную;
или одежда не соответствует сезону
Иногда голоден, просит, крадет или запасает еду.
Часто выглядит вялым,
уставшим, не выспавшимся, ослабленным
Часто занят с младшими братьями или сестрами, выполняя родительские функции
Выглядит запущенным, неряшливым, не соблюдающим правила личной гигиены
Не проходил медицинского осмотра, не проводятся профилактические прививки.
Часто говорит о том, что у него нет дома или о нем никто не заботится
Родители или опекуны злоупотребляют алкоголем, наркотиками
С кем постоянно проживает
Классный руководитель _____________________
Приложение 3
Социальные партнеры
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФАКУЛЬТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
КАФЕДРА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕЦИАЛИСТА
Контрольная работа
по социальной педагогике
по теме: «Работа социального педагога в школе, микрорайоне, современный опыт»
Выполнил:
студент 5 курса
ОЗО 51 группы
Клеймёнова Мария Сергеевна
Телефон: 89202437750
Проверил:
к.п.н., доцент Акиньшина О. Н.
Липецк 2011
Введение
1.Система работы социального педагога в школе.
2. Система социально-педагогической деятельности социальных педагогов в школе
3.Социально-педагогическая деятельность с учащимися.
4. Социально-педагогическая деятельность с семьей.
5. Социально-педагогическая деятельность с педагогическим коллективом
6. Права и функции социального педагога.
Заключение.
Литература
Введение
Воспитание и обучение в педагогической деятельности представляют собой разные и в то же самое время тесно связанные процессы. Воспитывая ребёнка, мы всегда его чему-то обучаем, обучая- одновременно воспитываем. Они различаются по своим целям, содержанию, методам, формам активности.
Социальный педагог тесно связан с воспитанием и обучением учащихся.
Воспитание (в широком смысле слова) -это специальный, сознательно организованный процесс активной деятельности личности по овладению знаний, умений и навыков, способами деятельности и отношения.
Воспитание (в узком смысле слова)- это специальная воспитательная работа направленная на решение конкретных воспитательных задач.
Воспитание осуществляется в основном через межличностное общение, преследуют цель развития мировоззрения, морали, мотивации и характера личности, формирование черт личности и человеческих поступков.
Социальный педагог-это педагог, который формирует у детей способности к ответственным решениям, умению общаться и сотрудничать.
Цель социального педагога:
1. Система работы социального педагога в школе
Меняющаяся социальная и политическая среда оказывает влияние на формирование личности ребенка. В условиях современной жизни нашего общества актуальной проблемой становится способность учащихся решать социально-значимые проблемы, формирование активной гражданской позиции, патриотических убеждений, приверженность демократическим ценностям, позитивная социализация. Важным направлением в нашей деятельности является развитие социально активной личности, формирование социально- значимых компетенций.
Социально-педагогическая деятельность в школе направлена на развитие данных качеств, напрямую зависит от наличия действенного механизма педагогического регулирования социального взаимодействия подростка с социальной средой, осуществление которого предполагает следующие направления:
Изучение условий социального развития ребёнка;
Включение подростка в активное взаимодействие с социальной средой;
Подключение родителей к разрешению возникающих проблем у ребенка;
Организация социально-профилактического пространства в образовательном учреждении;
Оказание социально-педагогической помощи детям, имеющим проблемы в процессе социализации;
Подключение специалистов по работе с ребенком и семьей;
Организация взаимодействия всех социальных институтов, функционирующих в социальном окружении подростка.
В настоящее время социально-педагогическая служба школ работает над созданием благоприятных условий для реализации прав ребенка, основанного на оказании помощи учащегося в преодолении трудности социального и образовательного характера, исходя из его реальных и потенциальных возможностей и способностей.
Для реализации данной цели решаются следующие задачи:
1. Оказание социально-педагогической поддержки детям, имеющим проблемы в обучении, трудности в общении, адаптации.
2. Выявление ведущих проблем и ценностных ориентаций детей.
3. Повышение уровня социальной компетентности учащихся в гражданско-правовой и бытовой сферах.
4. Оказание консультативной помощи родителям в решении социально-педагогических проблем ребенка.
5. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания правовой культуры.
В настоящее время многие школы работают в две смены. Демографическая ситуации в микрорайонах такова, что в течение последних лет контингент учащихся снижается.
Примерно, 17% семей учащихся составляют неполные семьи, в которых воспитанием ребенка занимается работающая мать. Около 1,5 % семей - проблемные. По социальному положению 37% родителей - рабочие, имеют общее, начальное профессиональное образование, 63% - служащие, 36% имеют среднее специальное образование и 27% - высшее образование;2% - домохозяйки. 30 % родителей считают семью, способной формировать гуманистические ценности.
В настоящее время в семьях наблюдается тенденция взглядов родителей - от материальных ценностей к общечеловеческим; потребность в разностороннем развитии личности своего ребенка, раскрытии творческих способностей и приобретении им соответствующих знаний; сохранении здоровья.
Новые подходы и приоритетные направления в образовании находят отражение в инновационной социально-педагогической деятельности:
Создание и реализация социального проекта "Свободный гражданин".
Разработка и проведение социальных, деловых игр, акций, круглых столов по решению социально-значимых проблем.
Включение детей в социально-значимую деятельность не только в общешкольные мероприятия, но и в городские
Организация соуправленческой деятельности.
Что мешает?
Эффективное решение поставленной цели возможно только при полном взаимодействии и взаимопонимании семьи и школы, при активном участии всех субъектов образовательного процесса.
Однако, в связи с тем, что семья в настоящее время большую часть времени вынуждена решать социально бытовые проблемы, уделяется недостаточное внимание развитию и воспитанию детей, утрачены семейные традиции, которые позволяли ребенку усваивать с раннего возраста общечеловеческие ценности.
Что необходимо?
Данная концепция может быть реализована при следующих условиях: в заинтересованности всех субъектов образовательного процесса, в прагматическом подходе к решению проблем ребенка, заинтересованности родителей, целенаправленности деятельности коллектива, реализация комплексных общешкольных программ по профилактике правонарушений и вредных привычек, которые предполагают проведение:
1. Проведение мониторинга семейной и социальной ситуации развития ребенка, изучение ценностных ориентаций семьи и ребенка.
2. Оценка социального благополучия детей.
3. Проведение профилактических мероприятий, направленных на включение учащихся в активную социально значимую деятельность
4. Организация поддержки детей, попавших в сложную жизненную ситуацию
5. Проведение социального консультирования по решению проблем ребенка.
6. Педагогическое управление развитием ребенка: создание ситуации успеха, принцип компетентностного подхода к процессу обучения.
7. Необходимость в технической оснащенности рабочего места социального педагога.
2. Система социально-педагогической деятельности социальных педагогов в школе
"Каждый человек - это книга, надо только суметь прочитать её".
У. Ченинг, американский ученый
"Не для школы, а для жизни мы учимся".
Античный афоризм
социальный педагог школа семья
Человек живет и действует в сложных условиях многообразного социума. Развитие человека - результат сложного длительного поступательного процесса, в ходе которого изменяются его биологические, психологические и социальные свойства. Эти изменения происходят в процессе формирования личности, под воздействием её воспитания и образования. Основная задача образования - дать каждому ребенку, с учетом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить, свои потенциальные способности, т.е. на первый план выходит задача развития личности с помощью индивидуализации обучения. Жизнедеятельность человека определяется не адаптацией к изменяющимся условиям, а ориентировкой на будущее и прогнозированием. Деятельность социальных педагогов в нашей школе строится исходя из тенденций развития образования, ориентированной на будущее, опорой на собственные способности учащегося.
Успех ребенка в школе, воспитание социально активной личности, умеющей принимать самостоятельные решения - залог успеха человека в жизни. Каждый ребенок талантлив, каждый ребенок- это целый мир, необходимо только вовремя заметить и помочь ребенку раскрыть свой талант исходя из его индивидуальности и личностных качеств.
Деятельность социального педагога предполагает взаимодействие с детьми, в процессе социализации которых возникают различного рода проблемы. Общение с такими детьми требует особого такта и профессионализма.
Цель социального педагога : создание благоприятных условий для реализации прав ребенка, основанного на оказании помощи учащимся в преодолении трудностей социального и образовательного характера, исходя из его реальных и потенциальных возможностей и способностей; оказание ему комплексной помощи в саморазвитии, самореализации и включение его в социально значимую деятельность, подготовка к самостоятельной жизни.
Для реализации данной цели учитель решает следующие задачи:
1. Оказывать социально-педагогическую поддержку детям, имеющим проблемы в обучении, трудности в общении, адаптации.
2. Выявлять ведущие проблемы и ценностные ориентации детей.
3. Способствовать созданию благоприятного микроклимата в классном коллективе.
4. Способствовать успешной социализации опекаемых детей и детей с ограниченными возможностями.
5. Развивать интерес у ребенка к самообразованию, самовоспитанию, самореализации, развитию личностных и интеллектуальных ресурсов.
6. Повышать правовую грамотность учащихся; учить решать жизненно важные задачи, включать учащихся в социально- значимую деятельность.
7. Способствовать формированию потребности в ведении здорового образа жизни.
8. Оказывать консультативную помощь родителям и повышать их педагогическую компетентность в вопросах воспитания и решении социально - педагогических проблем ребенка.
Социальный педагог в социально-педагогической деятельности руководствуется следующими основными нормативно-правовыми документами:
1. Конвенцией ООН о правах ребенка;
2. Конституцией РФ;
3. Гражданским, Семейным, Уголовным кодексом;
5. Законом РФ "Об образовании";
6. Федеральным законом №120 "Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
7. Федеральным законом № 124 "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ";
8. Распоряжение правительства ХМАО - Югры № 302-рп "Об утверждении плана мероприятий по предупреждению безнадзорности, правонарушений и защите прав несовершеннолетних в ХМАО - Югре на 2006-2008 годы";
9. Распоряжением Мера города Сургута от 22.04.2002 № 1141 "О дополнительных мерах по выявлению, предупреждению безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков"
10. Приказом департамента образования № 474 от 13.10. 2006 года "Об организации учета детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях";
11. Уставом образовательного учреждения;
12. Положением о Совете профилактики;
13. Правилами внутреннего трудового распорядка
В основе нашей социально-педагогической деятельности лежат следующие принципы:
Принцип взаимодействия - сотрудничество со всеми работниками школы, социальными институтами города по решению проблем ребенка;
Принцип индивидуального и личностно-ориентированного подхода, основанного на гуманном отношении к личности, уважении прав учащегося, педагога и родителя, создание условий для саморазвитии и социализации личности;
Принцип позитивного восприятия, толерантности личности, основанного на принятии ребенка и взрослого такими, каковы они есть, и опираясь на положительные качества, формировать другие, более значимые свойства личности;
Принцип конфиденциальности, в основе которого лежит открытость, доверие, сохранение профессиональной тайны.
Основными направлениями социального педагога являются
1. Аналитико-диагностическое.
Социально педагогическая диагностика с целью выявления социальных и личностных проблем ребенка: изучаем личность ребенка, его индивидуальные особенности, школьную документацию, медицинскую карту, жилищно-бытовые условия, особенности развития и воспитания ребенка, семейных отношений, образовательный уровень семьи, воспитательные ресурсы, анализируем, систематизируем полученную информацию для постановки социального диагноза и координации работы по различным направлениям деятельности. Проводим мониторинг социальной ситуации развития ребенка
2. Социально-правовое.
Социально-педагогическая защита прав ребенка - выявляем и поддерживаем учащихся нуждающихся в социально- педагогической поддержке.
3. Консультативное
Социально-педагогическое консультирование учащихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, их профессиональном самоопределении, предпрофильной подготовке, консультирование родителей, педагогов, классных руководителей, по решению социально-педагогических проблем ребенка.
4. Профилактическое.
Социально-педагогическая профилактика и коррекция - способствуем своевременному выявлению и предупреждению фактов отклоняющегося поведения учащихся, формированию потребностей в ведении учащимся здорового образа жизни, проводим профилактическую работу с учащимися, состоящими на учете в школе, отделе по делам несовершеннолетних при городском отделе милиции, повышаем уровень правовой культуры учащихся и родителей.
5. Методическое
Организационно-методическая деятельность - проводим анализ своей социально- педагогической деятельности, с целью повышения педагогического мастерства; участвуем в работе педагогических советов школы, школьном факультете повышения квалификации, методических объединениях классных руководителей, по социально- педагогическим проблемам; участвуем в городских методических объединениях социальных педагогов; изучаем новинки методической литературы по социальной педагогике, достижения науки и практики; проводим социально-педагогические исследования; участвуем в конкурсах педагогического мастерства: городских, региональных, всероссийских. Основными чертами современного человека является готовность и умение непрерывно учиться; способность к логическому, аналитическому, критическому и конструктивному мышлению; способность к ответственным решениям; умение общаться и сотрудничать, точность и продуктивность; толерантность и ответственность, физическая и психическая выдержка - эти качества возможно развивать, реализуя компетентностный подход.
Такой подход помогает учащемуся реализовать интегральное качество личности, характеризующее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. При этом умения носят интегративный характер и формируются в рамках изучения всех школьных курсов и предметов, но образуются в ситуации активного использования их в учебных или жизненных ситуациях. Задача социального педагога состоит во включении ученика в реализацию социально- значимой деятельности, поддержка в ребенке стремления к самостоятельности, самопознанию, самоанализу и самооценке.
Для эффективности решения поставленных задач педагог взаимодействует со всеми участниками образовательного процесса: учащимися, родителями, педагогическим коллективом школы и внешними социальными институтами города. Используются при этом различные методы, способы, приемы и формы работы
3. Социально-педагогическая деятельность с учащимися
Работа с учащимися носит многогранный характер: направлена на решение социально-педагогических проблем, профилактику правонарушений, формирование потребности в ведении здорового образа жизни саморазвитии и самовоспитании, включение ребенка в социально-значимую деятельность. При работе с учащимися используются различные формы, методы, приемы и способы. Социальным педагогом разработаны и реализуются различные программы для учащихся, направленные на решение поставленных социально-педагогических задач.
Применение технологий позволяет поэтапно реализовывать структурные компоненты деятельности. Так, решение любой проблемы ребенка, начинается с диагностирования, который включает в себя обязательный этап сбора, анализа и систематизации информации. Следует учитывать, что ребенок не всегда может сформулировать проблему, которая у него возникает, и объяснить, чем она вызвана. В этом случае задача заключается в том, чтобы педагогу самому выявить все значимые обстоятельства ситуации и поставить социальный диагноз.
Сбор информации происходит через такие методы как:
Наблюдение за ребенком (в учебной и во внеклассной деятельности);
Беседа непосредственно с ребенком, классным руководителем, преподавателем - предметником, родителями;
Методы диагностики личности, семьи, социума.
Для выявления дополнительных сведений о ребенке проводится мониторинг социальной ситуации развития ребенка. Цель мониторинга - отслеживание социальной ситуации развития ребенка.
По завершению данного этапа составляем характеристику ситуации, в которой находится ребенок, а так же характеристику проблемных состояний ребенка. Данная информация фиксируется в документах.
Следующий этап - поиск путей решения этой проблемы. Для этого на основании диагноза ставим цель, в соответствии с которой формулируем конкретные задачи деятельности и определяем выбор путей решения проблемы. Всю свою деятельность на втором этапе педагог определяет как:
Логику построения индивидуального взаимодействия с ребенком, с родителями.
Логику построения ситуации посредничества со специалистами школы, институтов города, занимающихся проблемами детей.
По окончании производится оценка правильности построенной работы, её эффективность.
Опираясь на слова Л.В. Мардахаева о том, что "социально-педагогическая технология рассматривается как наиболее оптимальная последовательность социально-педагогической деятельности, позволяющая получать рациональный результат в конкретной ситуации", считаем, что внедрение технологий индивидуального взаимодействия позволяет научно строить нашу социально-педагогическую деятельность, способствует эффективности в решении задач, стоящих перед социальным педагогом. Индивидуальное взаимодействие с ребенком осуществляется через такие формы:
Консультации
Групповые занятия.
Для оптимизации данного вида деятельности была создана программа "Путь к успеху". Она призвана помочь учащимся в самореализации себя как личности, ориентированной на успех, умеющей ставить цели и достигать их. Ребенку предлагается дневник самооценки, достижений и успехов "Я расту, я развиваюсь" для учащихся 5-7 классов и "Портфолио совершенствования" - для учащихся 8-11 классов. Заполнению дневника и портфолио предшествует тематическая беседа. При проведении индивидуальной работы с учащимися начальной школы, имеющими проблемы социально-педагогического характера используются темы бесед, в зависимости от проблемы, и работа над дневником "Я расту, я развиваюсь". Презентация данной программы была представлена на педагогическом совете школы и городском методическом объединении социальных педагогов.
Дети особой категории (опекаемые дети и дети с ограниченными физическими возможностями) нуждаются в особом профессиональном отношении к ним, такие дети часто испытывают трудности адаптации в окружающем мире.
Основной задачей, при работе с этой категорией детей, является формирование позитивного самоотношения и создание условий для их гармоничного развития. Для работы с этой категорией детей используются различные формы, одна из которых занятия в специально создан клуб.
Многие учащиеся школы испытывают трудности с самоопределением и выбором своей будущей профессии, поэтому важным направлением в деятельности социального педагога является профессиональная ориентация школьника. Задача учителя - познакомить учащихся с образовательными, профессиональными учреждениями города и округа, перечнем предлагаемых профессий; изучить потребности рынка труда по выбранной профессии, помочь учащемуся определить свои индивидуальные склонности, способности, траекторию дальнейшего образовательного пути.
Учащиеся принимают активное участие во всех мероприятиях, организованных социальными педагогами школы, а так же в городских акциях, конкурсах, проектах, имеющих социально-педагогическую направленность.
Детей "группы риска" социальный педагог включает в активную игровую и творческую деятельность, развивая у них навыки самостоятельности, инициативы.
Для детей, которым только предстоит обучение в школе, разработана программа по социально-педагогической адаптации детей к школе. На занятиях у детей формируется осознанное отношение к своему поведению, культура общения между людьми, развивается культура речи и творческие способности. Занятия позволяют детям в игровой форме изучать правила поведения в школе, дома и на улице, усваивать навыки, которые им пригодятся при обучении в школе.
Профилактическая деятельность организуется не только во внеклассной деятельности, а также отражена и в содержании занятий учебного курса 5-9 классов "Граждановедение" (автор В.Я. Соколов).
Подготовка взрослеющего человека к будущей семейной жизни - одно из важнейших слагаемых его развития, личностного становления, социальной зрелости. Социально-педагогическая деятельность в школе направлена не только на родителей, но и на учащихся школы как будущих семьянинов и родителей, на формирование у учащихся компетенций в бытовой и гражданско-общественной сферах, подготовке их к самостоятельной, взрослой жизни, воспитание активной, социально-зрелой личности.
4. Социально-пед агогическая деятельность с семьё й
В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, так как именно в семье рождается чувство преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему. Психологически благоприятная семейная атмосфера и эмоционально насыщенная жизнь в школе играют большую роль в воспитании учащегося. Они создают предпосылки для развития интеллекта ребенка и его духовно-нравственного воспитания. Именно поэтому так важно взаимодействие родителей и педагогов, семьи и школы в вопросах воспитания.
По роду своей деятельности, социальные педагоги, сталкиваемся с ошибками в семейном воспитании, работаем с разными категориями семей и семьями, переживающими разные периоды развития. Это семьи, имеющие младших школьников и детей дошкольников, семьи подростков и имеющие взрослых детей, семьи, требующие повышенного внимания и нуждающиеся в особой помощи: неполные семьи, малоимущие, многодетные, имеющие детей-инвалидов, опекаемых детей, неблагополучные семьи группы риска, в которых традиции семейного воспитания частично утрачены и имеются проблемы духовно-нравственного воспитания детей в семье.
Работая в данном направлении, педагог столкнулся с необходимостью упорядочения направления и форм работы с семьей, результатом данного поиска явилась разработка программы, которая реализуется в школе на протяжении многих лет. Программа направлена на оказание родителям практической помощи в социальном, духовно-нравственном, правовом воспитании детей, повышении социально-психолого-педагогической грамотности родителей. Предусматривает два направления деятельности:
Коррекционно-профилактическое;
Информационно-просветительское.
Коррекционно-профилактическое направление предусматривает индивидуальное взаимодействие с различными категориями семей. Индивидуальная работа с ребенком, родителями занимает ведущее место в деятельности социального педагога. В арсенале специалиста имеются технологии индивидуального взаимодействия со всем окружением ребенка, и в первую очередь с семьей. Социальный педагог выявляет проблемы в развитии ребенка и ищет пути их коррекции. Логика взаимодействия с семьей ребенка включает в себя анализ причин возникшей проблемы и оказание социально-педагогической помощи и поддержки семье. Родители консультируются по вопросам воспитания, правового, духовно-нравственного развития ребенка. Консультации носят не только педагогический, но и социальный характер.
Социальный педагог проводит с родителями различных категорий первичное социальное консультирование на которых, в зависимости от запроса, предоставляет информацию о мерах социальной поддержки, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством автономного округа семьям с детьми, либо возможности оказания материальной поддержки в рамках школы.
Деятельность социального педагога строится на принципах социального партнерства: равноправие сторон, уважение и учет интересов сторон, обязательность и, ответственность сторон. От того, насколько успешно социальный педагог взаимодействует с специалистами различных социальных центров, зависит успешность разрешения проблемной ситуации в семье.
Информационно-просветительское направление предусматривает педагогическое просвещение родителей.
При проведение тематических общешкольных и классных родительских собраниях с родителями рассматриваются вопросы духовно-нравственного, правового, гражданского и патриотического воспитания детей. Родителям предлагаются различные формы работы :
Индивидуальные консультации по различным проблемам, эта форма работы наиболее продуктивна, так как рассматривается конкретная ситуация и предлагаются адресные рекомендации
Социально-психолого-педагогический совет (СППС), в работе которого мы принимаем активное участие. В процессе рассмотрения проблемы учащегося вырабатывается алгоритм оказания социально-психолого-педагогической поддержки ребенку.
Лектории, круглые столы с привлечением специалистов школы и города, деловые игры. Данные виды деятельности позволяют родителям находиться не только в роли слушателя, но и активного участника обсуждения предложенной темы.
Тематические родительские собрания, проходят - 1 раз в четверть, на которых поднимаются вопросы воспитания детей, происходит диалог на уровне классного коллектива;
Два раза в год проходят круглые столы, где рассматриваются наиболее актуальные вопросы воспитания детей, на встречи приглашаются специалисты городских учреждений.
5 . Социально-педагогическая деятельность с педагогическим коллективом
Деятельность социального педагога неразрывно связана с работой педагогов школы и носит системный характер. Взаимодействие с педагогическим коллективом осуществляется в следующих направлениях:
индивидуальная работа по проблеме учащегося строится с классным руководителем, преподавателем-предметником, узкими специалистами школы.
С классными руководителями выстраивается наиболее тесное взаимодействие, так как этот специалист оказывает первичную помощь ребенку в решении его проблем.
Преподаватели-предметники имеют непосредственное общение с ребенком в учебно-воспитательном процессе. Взаимодействие строится на основе решения учебных проблем ребенка, контроля его обучаемости и посещаемости.
Взаимодействие со специалистами школы узкой профессиональной направленности (психологи, педагоги-организаторы, логопеды, фельдшер и другие) осуществляется при необходимости оказания конкретной профессиональной помощи.
Методическое объединение классных руководителей (МО), школьный факультет повышения квалификации (ШФПК) направлен на оказание помощи педагогам-предметникам, классным руководителям в работе с родителями по решению социально-педагогических проблем ребенка.
Заседания носят практическую направленность и проводятся в различных формах: тренинги, дискуссии, деловые игры, педагогические мастерские. Учителям предлагается большой практический материал по повышению педагогической грамотности родителей и активные формы взаимодействия семьи и школы.
Социально-педагогические консультации включают в себя вопросы социального и педагогического характера направленные на решение конкретной проблемы;
Выступление на педагогических советах - рассматриваются актуальные вопросы, касающиеся социализации личности учащегося. социально-психолого-педагогический совет направлен на выработку алгоритма решения проблемы учащегося и роль социального педагога заключается в выработке стратегии решения проблемы в интересах ребенка.
6 . Права и функции социального пед агога
Социальный педагог имеет право:
Требовать от руководителя образовательного учреждения создания условий, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей.
Представлять и защищать интересы обучающих(воспитанников) в органах законодательной исполнительной и судебной власти.
Делать официальные запросы в общественные и государственные учреждения по поводу создания условий и решений личных проблем обучающихся.
Вносить предложения о поощрении за активную работу родителей обучающихся, членов семей обучающихся и своих помощников.
Иметь доступ к документам образовательного учреждения в части дел, касающихся выполнения своих профессиональных обязанностей.
Собирать информацию с изучением интересов детей и подростков.
Проводить социологические опросы, диагностические обследования условий жизни детей.
Отказываться от выполнения распоряжений образовательного учреждения в том случае, если эти распоряжения противоречат профессиональным и этическим принципам деятельности социального педагога.
Повышать свою квалификацию.
Выносить на рассмотрение администрации образовательного учреждения различные предложения по совершенствованию образовательного процесса.
Информировать администрацию образовательного учреждения о фактах нарушений педагогами прав ребёнка.
Социальный педагог обязан:
Совместно с администрацией образовательного учреждения выделять приоритетные направления социально- педагогической работы и формировать конкретные задачи работы с детьми, педагогами и родителями.
Препятствовать принятию решений, ущемляющих права обучающихся.
Знать и использовать в работе законодательные и нормативные акты по защите прав ребёнка.
Своевременно оформлять документацию социального педагога.
Планировать работу и вести учёт своей деятельности.
Постоянно повышать свою квалификацию.
Использовать конфиденциальную информацию только в установленных законодательством случаях.
Функции и роль социального педагога
Социальный педагог, оказывает социально-педагогическую помощь детям, подросткам, взрослому населению, выполняет следующие функции:
Аналитико-диагностическую;
Прогностическую;
Организационно-коммуникативную;
Коррекционную;
Координационно-организаторскую;
Функцию социально-педагогической поддержки и помощи воспитанникам;
Охранно-защитную;
Психотерапевтическую;
Социально-профилактическую;
Реабилитационную.
Реализуя аналитико-диагностическую функцию , социальный педагог:
Изучает и оценивает особенности социальной микросреды образовательного учреждения, прогнозирует возможные влияния среды на школьников;
Выявляет личностные особенности и достоинства обучающего, его «проблемное поле»;
Изучает и оценивает особенности деятельности и обучения школьника;
Устанавливает причины неадекватного поведения детей, подростков, причины социального неблагополучия их семей;
Содействуют выявлению особо одарённых школьников;
Выявляет обучающихся с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии.
Прогностическая функция социальный педагог заключается в том, что он:
На основе анализа социальной и педагогической ситуации прогнозирует процесс воспитания и развития личности школьника, оказывает перспективы развития обучающего в процессе социализации;
Планирует собственную социально-педагогическую деятельность на основе анализа результатов предыдущей работы.
Выполнение социальным педагогом организационно-коммуникативной функции:
Способствуют включению субъектов воспитательной деятельности - общественности, учреждений дополнительного образования и других в процесс социального воспитания подрастающего поколения, в совместный труд и отдых;
Позволяет ему участвовать в формировании гуманистической системы взаимоотношений в детской и подростковой среде, а также оказывать влияние на отношение детей, подростков и взрослых.
Коррекционная функция
Старается ограничить обучающихся от негативных влияний среды;
Осуществляет коррекцию самооценки школьников и помогает им избавиться от вредных привычек.
Реализуя координационно-организаторскую функцию , социальный педагог:
Организует социально значимую деятельность детей и подростков в открытой микросреде;
Включает обучающихся в различные виды продуктивной деятельности с учётом психолого-педагогических требований к ней;
Организует коллективную творческую деятельность детей с участием взрослых;
Координирует деятельность всех субъектов социального воспитания;
Взаимодействует с органами социальной защиты и помощи.
Выполнение функций социально-педагогической поддержки и помощи воспитанниками побуждает социального педагога:
Оказывать квалифицированную психологическую помощь обучающемуся в саморазвитии, самопознании, самоутверждение, самоорганизации и самореализации;
Устанавливать доверительные отношения с клиентом.
Охранно-защитная функция социального педагога заключается в том, что он:
Использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов обучающихся и их объединений;
Содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности лиц, допускающих прямые или опосредованные воздействия на детей;
Взаимодействует с органами социальной защиты.
Реализуя психотерапевтическую функцию , социальный педагог:
Заботиться об обеспечении положительного эмоционального состояния школьников;
Оказывает им помощь в разрешении межличностных конфликтов, снятии депрессивного состояния;
Содействуют в создании ситуаций успеха школьников.
Выполнение социально- профилактической функции предполагает, что социальный педагог:
Организует систему профилактических мер по предупреждению отклоняющегося поведения и преступного поведения детей и подростков;
Влияет на формирование их нравственно-правовой устойчивости;
Организует систему мер социального оздоровления детей из семей группы социального «риска».
Реабилитационная функция социального педагога заключается в том, что он организует систему мер по социально-педагогической реабилитации и поддержке лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, спецучреждений, по разнообразным причинам испытывающих различные затруднения, которые приводят к социальной дезадаптации.
Примерный перечень документации и методической литературы
социального педагога:
Тексты Конвенции о правах ребёнка, законов Российской Федерации
По осуществлению прав ребёнка, а также подзаконные акты по этой проблематике.
Должностная документация социального педагога.
Перспективный план работы социального педагога на год и календарный план работы на месяц.
Циклограмма или график работы, утверждённый учреждения.
Журнал учёта рабочего времени.
Документация по вопросам опеки и попечительства, регистрации по месту жительства, защите прав ребёнка в органах МВД и судебных органов.
Списки учащихся:
*состоящих на учёте в ОППН;
*состоящих на внутришкольном учёте;
*находящиеся под опекой;
*из многодетных и малообеспеченных семей;
*из семей беженцев;
Список неблагополучных семей.
Список детей инвалидов.
Карточки индивидуального социально-педагогического патронажа подопечных.
План совместной работы образовательного учреждения и ОППН.
Справочная информация по городским и районным службы для родителей и детей о возможных путях решения их проблем.
Журналы входящих документации.
Отчёт социального педагога за прошлый год.
Заключение
В настоящее время проблема познания личности учащегося приобрела особую актуальность, ибо она непосредственно связана с гуманистическими тенденциями, составляющими доминанту современного учебно-воспитательного процесса. Представляется бесспорный тот факт, что между продуктивностью педагогической деятельности и эффективностью познания социальным педагогом личности учащихся существует тесная связь.
Социальный педагог выполняет огромную работу с учащимися. Благодаря этому в школах проявляется доверительные отношения между детьми и классными руководителями, учителями, родителями, но главное с социальными педагогами. Следовательно, они раскрывают свои проблемы и вместе с педагогом ищут решение. Учитель с помощью разнообразных кружков, программ, соревнования, викторины и т.д. раскрывает способности школьников. Он увеличивает потенциал ребёнка, помогает сделать правильный выбор в социальной сфере, формирует позитивное самоотношение и создаёт условия для их гармоничного развития.
Вывод: Социальный педагог занимает важную ступень в педагогической деятельности учебного заведения, т.к. имеет тонкую нить между собой и учащимися.
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная педагогика. Пособие для высших учебных заведений. « Аспект Пресс», 2001г;
2. Аронсон Э. Введение в социальную психологию. «Аспект Пресс», 1995г;
3. Василькова Т.А., Василькова Ю.В.Социальная педагогика: учебное пособие. «Академия», 1999г;
4. Григорьева Е. « Остров спасения» журнал « Семья и школа » №1-2, 2001г;
5. Кожухар Г. « Конфликты в семье: диалог против манипуляций », журнал « Семья и школа »№1-2, 2001;
6. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебное пособия, под редакцией Сластенина В.А. «Академия» 2000;
7. Педагогика: педагогические теории, технологии. Учебное пособие Смирнов С. А., Котова И. Б., Шиянов Е. К. «Академия» 1999;
8. Райнпрехт Х. « Воспитание без ограничений», журнал « Семья и школа» №12 1997;
9. Сапогова Е.Е. психология развития человека. Учебное пособие. «Аспект Пресс» 2007г;
10. Сницын Н. П. « Работа классного руководителя с трудными семьями », научно-методический журнал «Классный руководитель » №2, 2000;
11. Филиппова Г. «Ребёнок для родителей и родители для ребёнка», журнал « Семья и школа» №7-8 2001г;
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Опыт работы социального педагога в школе, ее формы и методы. Учреждения социального обслуживания, профилактики и реабилитации семьи и детей. Анализ работы социального педагога МОУ "СОШ № 5" города Лянтор. Адаптация и социализация детей из семей мигрантов.
курсовая работа , добавлен 10.11.2009
Технология работы социального педагога с семьей. Современная помощь семье. Формы и методы работы социального педагога с семьей. Работа социального педагога. Методика работы социального педагога с родителями. Работа социального педагога с детьми.
курсовая работа , добавлен 30.07.2007
реферат , добавлен 21.01.2008
Роль воспитательной работы социального педагога. Социальный педагог во внешкольных учреждениях. Специфика внешкольной социально-педагогической работы по месту жительства. Центры социального обслуживания семьи и детей. Криминальные семьи.
реферат , добавлен 11.12.2006
Отклонения в поведении детей, их причины и пути преодоления. Профилактическая работа как направление социально-педагогического взаимодействия педагога социального в школе. Совместная деятельность педагога с классным руководителем и родителями обучающихся.
курсовая работа , добавлен 28.04.2014
Сущность и социальный портрет социального педагога, его основные задачи и функции. Причины попадания семьи в группу риска и ее характеристика, особенности работы социального педагога с данными семьями в микрорайоне. Разработка подходов в работе с семьями.
курсовая работа , добавлен 14.10.2009
Формы и методы работы социального педагога с родителями, его функциональные обязанности. Система социально-педагогической деятельности социальных педагогов. Взаимодействие социального педагога с классными руководителями. Защита прав ребенка в школе.
дипломная работа , добавлен 09.10.2014
Образование в начальной школе - база, фундамент всего последующего обучения. Особенности коррекционно-развивающей работы социального педагога с педагогически запущенными детьми младшего школьного возраста. Опыт работы социального педагога города Хилок.
дипломная работа , добавлен 22.06.2011
Методы и формы работы социального педагога в общеобразовательном учреждении. Организация социально-педагогической работы в школе. Социально-педагогическая работа в школе. Профессиональный статус социального педагога в школе.Инструментария профессиональной
курсовая работа , добавлен 31.05.2008
Направления работы социального педагога в современных условиях. Общепрофессиональные навыки и личностные качества социального педагога. Возрастные особенности дошкольников (3-7 лет). Категории детей ДОУ нуждающиеся в помощи социального педагога.
ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ШКОЛЕ.
Турсенбаева Р.С., социальный педагог
МОУ СОШ №1 с.Варны Челябинской области
Основные направления
Основные направления
Диагностическая деятельность:
- выявление учащихся «группы риска»;
- выявление семей социального риска;
- привлечение к диагностической работе педагога-психолога;
- организация педагогически направленного наблюдения, анкетирования, консультирования, собеседований;
- анализ работы с целью выявления положительного и отрицательного опыта для последующей коррекции.
Работа в школьном коллективе:
- участие в мероприятиях по воспитанию, образованию;
- установление гуманных, нравственно здоровых взаимоотношений детей и взрослых;
- выявление интересов, потребностей, трудностей, конфликтных ситуаций и помощь в их устранении;
- консультирование педагогов.
Работа с детьми с отклонениями в поведении:
– индивидуальная работа с детьми;
- привлечение учащихся в различные кружки и спортивные секции;
- трудоустройство детей в период каникул;
- День инспектора;
- Совет профилактики правонарушений среди несовершеннолетних;
– привлечение детей в лагеря дневного пребывания в школе в
каникулярное время.
Работа с семьёй:
Работа с семьёй:
- изучение интересов, потребностей, материального положения семей, семейных взаимоотношений через посещение семей по месту жительства;
- помощь в преодолении негативных явлений в семье через консультирование, беседы.
- Предупредительно-профилактическая деятельность:
- организация работы в сотрудничестве с ПДН ОВД, участковым инспектором;
- участие в профилактических мероприятиях и акциях «Подросток», «Дети улиц», «Образование всем детям», «Защита» ;
- классные часы с участием инспектора ПДН ОВД.
- Охранно-защитная деятельность:
- организация правовой информированности детей, родителей, педагогов через оформление стендов с правовой, профилактической информацией в школе, классные часы, родительские собрания;
- изучение нормативно-правовых документов, законов РФ,
- принятие мер ко взрослым, вовлекающим подростков в противоправные дела, жестоко обращающимися с детьми.
- Организационная деятельность:
- помощь в организации каникулярного отдыха детей;
- организация рабочих мест для подростков;
- организация содержательного досуга учащихся с отклонениями в поведении.
- Работа в социуме:
- изучение особенностей микрорайона, его воспитательного потенциала;
- учёт детей и семей микрорайона школы.
Классный руководитель
Классный руководитель
Учитель-предметник
социальный педагог
Учащиеся класса
Родители психолог
Подросток «группы риска»
1. Изучение личности учащегося, составление характеристики: классный руководитель, психолог
Изучение жилищно-бытовых условий: классный руководитель, соц.педагог, ПДН
Посещение на дому: классный руководитель, род.комитет, соц.педагог,ПДН. Участковый инспектор
Вовлечение в систему дополнительного образования: классный руководитель соц.педагог
Контроль за учебой, выполнением домашнего задания: классный руководитель
Ежедневный мониторинг посещаемости занятий: классный руководитель, соц.педагог
Контроль поведения в школе: классный руководитель, соц.педагог, администрация
Посещение уроков с целью выявления трудностей в учебе: классный руководитель, соц.педагог
Включение учащегося в группу для занятий с психологом: классный руководитель психолог
Проведение бесед о правилах поведения: классный руководитель, соц.педагог, администрация
Организация летней занятости в период каникул: классный руководитель
Социально-информационная
Социально-информационная
Социально-правовая
Социально-реабилитационная
Социально-бытовая
Социально-экономическая
Медико-социальная
Социально-психологическая
Социально-педагогическая
Наблюдение и консультации учителей, социального педагога, психолога
Консультации для родителей
Консультирование классных руководителей по запросу
Индивидуальные профилактические беседы с родителями по проблемам обучения и воспитания
Организация дополнительной помощи в выполнении домашних заданий, в учебе
Проведение социально-педагогических обследований с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов
Вовлечение детей в школьные кружки, студии, секции, центры детского творчества
Организация профилактических бесед с родителями по проблемам обучения и воспитания
Оказание материальной помощи детям из малообеспеченных семей (с привлечением отделов соц.помощи)
Не навреди.
Не навреди.
Не оценивай.
Принимай человека таким, каков он есть.
Соблюдай конфиденциальность.
Соблюдай меру взаимного откровения с клиентом, но сохраняй некоторую дистанцию.
Не отнимай у клиента право отвечать за свои поступки, никогда не давай советов.
Минимум специальных терминов.
Соблюдай принцип добровольности.