Конкурс исследовательских работ мы и биосфера положение. «Мы и биосфера» на Воробьёвых горах

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Воробьевы горы» Дворец пионеров на Воробьевых горах Центр экологического образования Посвящается 80-летию Московского дворца пионеров XL-й Ежегодный конкурс исследовательских работ учащихся города Москвы «МЫ И БИОСФЕРА» (с участием учащихся других регионов России) МОСКВА 5 и 12 марта 2016 года

3 Научные руководители конкурса Дроздов Николай Николаевич, доктор биологических наук, профессор географического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, академик Российской академии естественных наук, академик Академии российского телевидения, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Шашков Андрей Анатольевич, генеральный директор ГБПОУ «Воробьёвы горы», кандидат педагогических наук, заслуженный работник физической культуры и спорта РФ, заслуженный тренер РФ, кавалер медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II-й степени. Состав оргкомитета конкурса Эгнаташвили Тинатин Давидовна, председатель оргкомитета, заведующая отделом экологии ЦЭО ГБПОУ «Воробьёвы горы», Заслуженный работник культуры Российской Федерации, член-корреспондент Российской академии естественных наук, Отличник народного просвещения, руководитель биолого-химического направления профильных лицейских классов ГБПОУ «Воробьевы горы», заведующая Центром экологического образования МГДД(Ю)Т с 1982 по 2011 год. Бобров Алексей Владимирович, руководитель Центра экологического образования ГБПОУ «Воробьевы горы», доктор биологических наук, профессор географического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Почётный работник общего образования, член Московского общества испытателей природы, Русского ботанического общества, National Geographic Society (USA). Абраамян Карине Арутюни, главный специалист ЦЭО ГБПОУ «Воробьевы горы», Почётный работник общего образования РФ. Новикова Анна Александровна, заместитель руководителя ЦЭО ГБПОУ «Воробьевы горы», редактор информационных материалов ежегодного Городского конкурса учебно-исследовательских и проектных работ школьников Москвы с участием гостей из других регионов России «Мы и биосфера». Колосков Александр Викторович, секретарь Конкурса, педагог дополнительного образования ЦЭО ГБПОУ «Воробьевы горы», кандидат педагогических наук, магистр экологии и природопользования, Почётный работник общего образования РФ, победитель конкурса «Педагогвнешкольник Москвы», лауреат Национальной экологической премии им. В.И. Вернадского. Буянов Владимир Элизбарович, педагог дополнительного образования ЦЭО ГБПОУ «Воробьевы горы», Отличник народного просвещения. 3

4 Приветствие оргкомитета участникам конкурса разных лет (гг.) Дорогие друзья! 40 лет назад, в учебном году, педагогический коллектив отдела биологии и натуралистической работы МГДПиШ (сейчас Центр экологического образования МГДД(Ю)Т ГБПОУ «Воробьевы горы») выступил с предложением ежегодно проводить городской конкурс научно-исследовательских, научно-практических и реферативных работ московских школьников по биологической тематике и охране окружающей среды для учащихся четвёртых десятых классов (по-новому: пятых одиннадцатых классов). Было предложено название «За бережное отношение к природе!» Инициатива методистов, педагогов, а также старших воспитанников активистов «Клуба юных друзей природы» была поддержана Главным управлением народного образования (ГУНО) Москвы, администрацией нашего Дворца, ведущими детскими и молодёжными общественными организациями, а также Московским отделением Всероссийского общества охраны природы (ВООП) и Московской городской организацией общества «Знание». В апреле 1976 года прошёл первый конкурс-выставка «За бережное отношение к природе!» Вдохновителем и главным организатором этого городского форума юных друзей природы был Сергей Константинович Клумов, всемирно известный учёный, доктор биологических наук, старший научный сотрудник ИЭМЭЖ (Института эволюционной морфологии и экологии животных) имени А.Н. Северцова, писательнатуралист, автор научно-популярных книг о морских млекопитающих и других животных. С середины 80-х годов и по настоящее время научным руководителем конкурса является Николай Николаевич Дроздов, доктор биологических наук, профессор Московского государственного университета (МГУ) имени М.В. Ломоносова, академик АРТ (Академии российского телевидения), популярный телеведущий научнопопулярных программ о животных, писатель и путешественник, автор познавательных книг о природе разных регионов Земного шара, а также соавтор известных учебников по биогеографии и экологии для студентов высших учебных заведений. Постепенно желающих принять участие в конкурсе становилось всё больше и больше, конкурс стал проводиться по нескольким секциям: «Экология», «Ботаника», «Зоология», «Охрана окружающей среды». Позже, по многочисленным просьбам педагогов и воспитанников были открыты конкурсные секции «Общая биология» (молекулярная и клеточная биология, генетика, эволюционное учение), «Физиология и медицина», которые раньше проводились только на конференциях Юношеского научного общества (ЮНО) Дворца. В году конкурс был переименован. Новое название «Мы и биосфера» более точно отразило многообразие направлений детского и юношеского научнопознавательного творчества. К этому времени добавилась секция «Химия и жизнь», на которую стали принимать доклады не только по общей, неорганической и органической химии, но также по биохимии, молекулярной и клеточной биологии, микробиологии и биотехнологии. С этого года активное участие в конкурсе стали принимать 4

5 учащиеся только что открывшегося биолого-химического направления лицея «Воробьёвы горы». Как тогда, так и сейчас многие из них представляют свои учебноисследовательские и проектные курсовые работы на суд членов жюри конкурса. С 1994 года на наш конкурс стали поступать заявки от ребят, которые учатся в первых четвёртых классах. Была организована отдельная секция «Юные исследователи природы». С 2010 года стал проводиться отдельный «День юных исследователей природы» для школьников 1 5 классов. Всего на конкурсе «Мы и биосфера» работают 6 секций по актуальным направлениям изучения природы и общества. В этом году московский городской конкурс «Мы и биосфера» отмечает своё 40-летие. В настоящее время наш конкурс является одним из самых популярных и массовых интеллектуальных соревнований школьников Москвы по учебноисследовательской и проектной деятельности. Если в самые первые годы проведения конкурса «За бережное отношение к природе!» в конце 70-х годов ежегодно участвовало не более 100 человек, то сейчас каждый год насчитывается порядка 1200 юных претендентов на звания лауреатов конкурса «Мы и биосфера». Как и прежде, по давней традиции, мы всегда с радостью встречаем гостей-участников из других регионов России и из-за рубежа. Среди победителей конкурса «Мы и биосфера» (за несколько десятилетий) много талантливых учёных: докторов и кандидатов биологических, химических, сельскохозяйственных, медицинских и других наук. Многие лауреаты конкурса стали успешными учителями, высококвалифицированными педагогами высшей школы и системы дополнительного образования детей, хорошими врачами, известными общественными деятелями, писателями и журналистами, руководителями подразделений государственных министерств и ведомств, депутатами выборных органов власти: местных, региональных и федерального законодательных собраний. Для большинства этих людей их успехи в детском и юношеском исследовательском и проектном творчестве стали началом последующих профессиональных достижений. Особенно мы гордимся выпускниками нашего Центра экологического образования, участниками прежних лет конкурса, избравшими свой жизненный путь в сфере биологии, экологии, медицины и химии: доктором медицинских наук Затейщиковым Д.А., доктором биологических наук Бобровым А.В.; доктором химических наук Тайдаковым И.В.; кандидатами биологических наук Романовым М.С., Яценко И.О., Синюшиным А.А., Белелюбской К.Ф., Глаголевым М.В., Шестаковым Л.С., Сафоновым М.В. (генеральный директор ЗАО «Полярный круг»), Палько И.В., Филоненко А.В., Рязанским С.Н. (космонавт-исследователь, Герой России), Моруковым Б.В. (врач, космонавт-исследователь); кандидатом медицинских наук Москвичёвой Ю.Б. Приятно вспоминать о ярких звёздочках отечественной науки и образования: о Кострикине Д.С., Куликовой О.В., Шнырёве Н.А., Быстрове В.Ю., Гатилове А.А., Макарове А.В. (сотруднике биостанции МГУ), Толстых М.В., Горевой А.С., Леднёве С.А., Щепиловой О.Г. и многих других. Сегодня в наше противоречивое время исследовательские проекты в области биологии, экологии, медицины и химии способствуют пополнению кадрового потенциала учёных и педагогов, сотрудников особо охраняемых природных территорий нашей необъятной Родины. Они с юных лет сохраняют любовь к природе, Родине, Москве и Дворцу пионеров. Добро пожаловать на XL (сороковой) конкурс «Мы и биосфера»! 5

6 ПОЛОЖЕНИЕ О ЕЖЕГОДНОМ КОНКУРСЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ ГОРОДА МОСКВЫ «МЫ И БИОСФЕРА» (С УЧАСТИЕМ УЧАЩИХСЯ ДРУГИХ РЕГИОНОВ РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН) 1. Общие положения 1.1. Конкурс «Мы и биосфера» организуется сотрудниками Центра экологического образования ГБПОУ «Воробьёвы горы» под руководством Департамента образования города Москвы, при поддержке и участии других подразделений ГБПОУ «Воробьёвы горы» и других заинтересованных организаций. Данный конкурс проводится с 1976 года Нормативную основу проведения Конкурса составляют ФЗ «Об образовании», Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (гг.) «Столичное образование», Открытая комплексная образовательная программа «Живому жить!», Организационно-методологическая программа «Живая планета» В Конкурсе принимают участие дети и подростки с 6 лет до 18 лет. Дошкольникам разрешается участвовать только с 6 лет (при этом родителям и педагогам необходимо учитывать, что данное мероприятие рассчитано, прежде всего, на школьников, а не на дошкольников) На Конкурс принимаются учебно-исследовательские и проектные работы естественнонаучной направленности Цели и задачи Конкурса: стимулирование и развитие учебно-исследовательской, научнопознавательной, проектной деятельности учащихся школ, образовательных центров, лицеев, гимназий, кадетских школ, учреждений дополнительного образования в форме интеллектуального соревнования; моральная поддержка одарённых детей и подростков, проявляющих интеллектуальную направленность личности, развитый теоретический познавательный интерес к наукам, творческое отношение к учебной и исследовательской деятельности; поощрение социально активных, самостоятельно мыслящих и любознательных подростков, склонных к созиданию, культурному самосовершенствованию; объединение подростков на основе теоретического осмысления проблем глобальной экологии, всеобщей стратегии выживания человечества и идей устойчивого развития; интеграция усилий преподавателей различных наук для формирования у подростков целостной картины мира на основе плюрализма современных философских концепций, разных взглядов на взаимодействие сложных природных систем и человеческого общества биосферы и техносферы; повышение престижа умственного труда и научно-исследовательской профессиональной деятельности в современных социально-экономических условиях; обеспечение разнообразия форм развивающего, интеллектуального общения подростков в системе дополнительного образования детей (ДОД). 6

7 1.6. Конкурс проводится каждый учебный год. Первый (заочный) этап (приём и регистрация заявок на основе их соответствия Положению о Конкурсе) с 1 сентября до 15 января. Приём электронных материалов работ зарегистрированных участников на второй (заочный) проводится до 1 февраля. Экспертизу этих материалов эксперты проводят до 20 февраля. Третий (очный) этап для победителей и призёров второго этапа (финал в форме конференции) организуется во 1-й 3-й декадах марта, в две субботы, отдельно для учащихся 1 5 классов и 6 11 классов Роль сетевого информационно-методического ресурса Конкурса выполняет его официальный сайт ekokonkurs.narod.ru Структура Конкурса может включать в себя учрежденческий, окружной и городской туры, регламент которых определяется дополнительно На Конкурсе работают секции «Зоология», «Ботаника», «Биоэкология», «Экологические проблемы», «Химия» и «Общая биология и медицина». Оргкомитет вправе внести изменения в количество секций, их название или тематику Организаторы Конкурса могут предоставлять консультационные услуги и практическую помощь по вопросам организации и проведения учебноисследовательской и проектной деятельности школьников с использованием биологических коллекций Центра экологического образования ГБПОУ «Воробьёвы горы» Возможность участия в мероприятиях Конкурса всем конкурсантам предоставляется бесплатно. Организационный взнос не взимается Иногородним участникам, прошедшим на третий этап, для участия в нём следует самостоятельно решить вопросы с проживанием, питанием и т.п. По требованию им высылаются приглашения в электронном виде. 2. Первый (заочный) этап 2.1. Приём заявок на участие в Конкурсе проводится до 15 января. Об изменении сроков подачи заявок можно узнать у организаторов Конкурса или посетив его сайт В заявке должны быть указаны: фамилия, имя автора(ов) работы, класс, полное точное название учреждения общего или дополнительного образования, либо общественного объединения, от которого подаётся работа, учебная группа (объединение) дополнительного образования, подростковый клуб (всё, что есть); административный округ Москвы (для москвичей) или населённый пункт, область (для участников не из Москвы), страну (для зарубежных участников); фамилия, имя и отчество руководителя (научного руководителя), учёная степень, место работы, должность, почётное звание; фамилия, имя и отчество консультанта (если есть), место работы, учёная степень, должность, почётное звание; тема представляемой работы (должна ясно отражать суть проведённых изысканий); предполагаемые секции конкурса, на одной из которых будет оцениваться работа; 7

8 2.2.7 краткая аннотация работы (до 5 предложений) Возможные способы подачи заявок: направить через сайт ekokonkurs.narod.ru (заполнить форму в разделе «Подать заявку на участие») выслать по секретарю Конкурса (Колосков Александр Викторович) Зарегистрированные заявки вносятся в регулярно обновляемый список участников Конкурса, размещённый на сайте Конкурса в разделе "Материалы". В случае отклонения заявки из-за несоответствия требованиям настоящего Положения о Конкурсе, отправителю по указанному в заявке электронному адресу направляется письмо с объяснением причины такого решения. В случае отсутствия заявки в списке по истечении 10 дней после её отправки необходимо связаться с секретарём Конкурса по телефонам +7 (499) , Организаторы Конкурса оставляют за собой право перенаправить работу в другую секцию. 3. Второй (заочный) этап 3.1. Для участия во втором этапе Конкурса необходимо с 15 января по 1 февраля прислать по электронной почте цифровые материалы (текст обязательно, презентацию и другие иллюстративные материалы желательно) ранее зарегистрированной работы на указанный в п. 2.3 адрес. Факт приёма материалов и направление их экспертам указывается в списке участников на сайте Конкурса в разделе "Материалы" Допустимые форматы присылаемого текста работы: doc, docx, rtf, pdf. Этот текст должен иметь титульный лист, на котором должны быть указаны все данные, перечисленные в пунктах В конце текста следует привести список использованной литературы и Интернет-источников. Желательно, чтобы текст набран 14 кеглем, гарнитура Times New Roman, через 1,5 интервала, ориентация страниц книжная, поля 2,5 см слева, остальные по 1 см, отступ абзаца 0,5 см задается через отступы (не пробелы) При желании к работе можно приложить отзыв научного руководителя, консультанта или эксперта-профессионала (в произвольной форме), а также направление от руководителя образовательного учреждения (не обязательно) 3.4. До 20 февраля проходит экспертиза представленных по работе цифровых материалов. Члены жюри определяют призёров и победителей второго этапа, которые будут приглашены на финальную конференцию для очной защиты работ В случае обнаружения очевидных признаков плагиата в материалах работа может быть отклонена. 4. Итоговая конференция 4.1. Приглашённые на финальную очную конференцию в марте победители и призёры второго этапа выступают с защитой своей работы на назначенной секции в определённый им день. 8

9 4.2. Продолжительность выступления до 10 минут Докладчикам предоставляется возможность использовать ноутбук и мультимедиа-проектор (возможно подключение ноутбука участника). Презентации желательно представлять в формате pps (при сохранении файла выбирайте тип файла «Демонстрация PowerPoint »), можно в ppt (поддерживающие совместимость с ранними версиями PowerPoint) Для оценки оформления работы участник в день выступления должен предоставить членам жюри секции напечатанный текст работы Представленные тексты работ после конференции возвращаются докладчикам лишь в том случае, если им не будут присуждены призовые места. Тексты работ победителей и призёров остаются в архиве конференции Количество выступающих по одной конкурсной работе не должно превышать 3-х человек (в тексте можно указать остальных) Формат конференции не предусматривает песни, танцы, мини-спектакли в театральных костюмах и другие формы презентаций, не характерные для представления исследований или проектных разработок Защиты конкурсных работ проводятся в две субботы в марте. Точные даты оргкомитет определяет ежегодно Выступления учащихся 1 5 классов и 6 11 классов (и оценка их работ) проходят отдельно в соответствии с определённым организаторами графиком, который доводится до сведения участников через сайт Конкурса Жюри секций оценивает каждую работу и каждое выступление по следующим параметрам: Параметр БАЛЛЫ Регламент выдержан 0 1 Выступление (ораторское мастерство) 0 2 Наглядность, иллюстрирующая доклад 0 2 Использование наглядности докладчиком 0 2 Компетентность (видимая в докладе и в ответах на вопросы) 0 2 Оформление текста работы (наличие всех структурных компонентов) 0 2 Содержание текста работы 0 2 Объём выполненной лично работы (теоретической и/или практической) 0 2 МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ Подведение итогов конкурса 5.1. По окончании работы секций жюри устанавливает конкурсные места в зависимости от суммы баллов по вышеназванным показателям Количество победителей и призёров ежегодно варьируется в зависимости от количества поданных заявок. Обычно около 30 работ объявляются работами победителей и около 50 работами призёров Победители и призёры Конкурса награждаются дипломами и книжными наградными комплектами. Другим успешно выступившим участникам финала вручаются свидетельства (дипломы) «За активное участие в Конкурсе» и памятные призы. Денежные премии за победу в Конкурсе не предусмотрены. 9

10 5.4. Оценочные таблицы жюри являются служебной информацией и оглашению не подлежат Сведения о выступавших и о представленных на конкурс работах размещаются на сайте конкурса, а также хранятся у руководителей секций для формирования пакета заявок и предложений к предстоящему в следующем году Конкурсу «Мы и биосфера» Цифровые версии работ призёров и победителей могут использоваться организаторами для издания итоговых сборников работ участников Конкурса В случае несогласия участника с оценкой его работы и выступления он вправе обратиться старшему судье, который своим решением может сформировать апелляционную комиссию. В процессе её работы конкурсная работа рассматривается и оценивается повторно. Мы приглашаем всех вас принять участие в Конкурсе в следующем году. Приём заявок до 15 января 2017 года. Чтобы быть в курсе новостей Конкурса рекомендуем подписаться на рассылку «Мы и биосфера» через краткую форму на главной странице сайта Конкурса: Свои впечатления, отзывы и пожелания участники Конкурса, их педагоги и родители могут оставить в гостевой книге сайта. Все сообщения доводятся до сведения организаторов конкурса. Приглашаем Вас присылать сделанные Вами качественные фотографии и видеозаписи о Конкурсе после одобрения оргкомитетом они могут быть размещены на его сайте. 10

11 Жюри конкурса «Мы и биосфера» Старший судья Эгнаташвили Тинатин Давидовна, заведующая отделом экологии ЦЭО ГБПОУ «Воробьевы горы», Заслуженный работник культуры Российской Федерации, член-корреспондент Российской академии естественных наук, Отличник народного просвещения, руководитель биологохимического направления профильных лицейских классов ГБПОУ «Воробьевы горы», заведующая Центром экологического образования МГДД(Ю)Т с 1982 по 2011 год. Секция 1: «Зоология» (в Малом зале и в голубом зале 7-го корпуса) Горева Александра Сергеевна, председатель секции, зав. сектором зоологии ЦЭО ГБПОУ «Воробьевы горы». Пугачёв Игорь Владимирович, педагог дополнительного образования ЦЭО ГБПОУ «Воробьевы горы», Отличник народного просвещения. Романова Екатерина Сергеевна, кандидат биологических наук, педагог дополнительного образования ЦЭО ГБПОУ «Воробьевы горы». Секретарь секции Свирина Мария Ильинична, педагог-организатор ЦЭО ГБПОУ «Воробьевы горы». Секция 2: «Ботаника» (в 3-09 и в 5-25) Бобров Алексей Владимирович, председатель секции, доктор биологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, руководитель ЦЭО ГБПОУ «Воробьевы горы», Почётный работник общего образования, член Московского общества испытателей природы (МОИП), Русского ботанического общества (РБО), National Geographic Society (USA). Лодыгин Пётр Владимирович, зав. сектором ботаники ЦЭО ГБПОУ «Воробьевы горы». Романов Михаил Сергеевич, кандидат биологических наук, зав. кабинетом ЦЭО ГБПОУ «Воробьевы горы». Секретарь секции Ракитченкова Ольга Николаевна, лаборант ЦЭО ГБПОУ «Воробьевы горы». Секция 3: «Биоэкология» (в 5-32а) Шевяхова Людмила Васильевна, председатель секции, педагог дополнительного образования ЦЭО ГБПОУ «Воробьевы горы», отличник народного просвещения. Леднёв Сергей Анатольевич, аспирант биологического факультета МГУ, педагог дополнительного образования ЦЭО ГБПОУ «Воробьевы горы». Пивоварова Ирина Алексеевна, кандидат биологических наук, педагог дополнительного образования ЦЭО ГБПОУ «Воробьевы горы». Секретарь секции Щепилова Оксана Геннадьевна, педагог дополнительного образования ЦЭО ГБПОУ «Воробьевы горы». 11

12 Секция 4: «Экологические проблемы» (в фойе Малого зала и в 3-09) Колосков Александр Викторович, председатель секции, кандидат педагогических наук, магистр экологии и природопользования, педагог дополнительного образования ЦЭО ГБПОУ «Воробьевы горы», Почётный работник общего образования, победитель конкурса «Педагог-внешкольник Москвы», лауреат Национальной экологической премии им. В.И. Вернадского. Федий Владимир Святославович, аспирант биологического факультета МГУ, педагог дополнительного образования ЦЭО ГБПОУ «Воробьевы горы». Шимкович Ольга Станиславовна, педагог дополнительного образования ЦЭО ГБПОУ «Воробьевы горы». Секретарь секции Авдошина Мария Владимировна, педагог дополнительного образования ЦЭО ГБПОУ «Воробьевы горы». Секция 5: «Химия» (в 3-03) Бреев Андрей Валерьевич, председатель секции, зав. сектором химии ЦЭО ГБПОУ «Воробьевы горы», член-корреспондент РАЕН, Почётный работник общего образования, педагог дополнительного образования. Шуватова Елена Геннадьевна, педагог дополнительного образования ЦЭО ГБПОУ «Воробьевы горы». Михальцова Ирина Сергеевна, учитель химии лицейских профильных классов ГБПОУ «Воробьевы горы», председатель методического объединения учителей химии лицея, педагог дополнительного образования ЦЭО ГБПОУ «Воробьевы горы». Секретарь секции Кузнецова Екатерина Юрьевна, аспирант МГУ, педагог дополнительного образования ЦЭО ГБПОУ «Воробьевы горы». Секция 6 «Общая биология и медицина» (в 3-07) Буянов Владимир Элизбарович, председатель секции, педагог дополнительного образования ЦЭО ГБПОУ «Воробьевы горы», отличник народного просвещения. Пшеничнер Александр Борисович, аспирант МПГУ, педагог-психолог ЦЭО ГБПОУ «Воробьевы горы». Хорев Роман Геннадьевич, педагог дополнительного образования ЦЭО ГБПОУ «Воробьевы горы». Секретарь секции Куликова Ольга Витальевна, педагог дополнительного образования ЦЭО ГБПОУ «Воробьевы горы», отличник народного просвещения. 12

13 Участники XL-го Ежегодного конкурса исследовательских работ учащихся города Москвы «Мы и биосфера» (с участием учащихся из других регионов России) Секция 1: «ЗООЛОГИЯ», младшая группа (1-5 класс), в Малом зале 1) Артемов Егор (5 класс ГБОУ Лицей 1571 (599), СЗАО г. Москвы), тема: «Мои любимые моллюски». Руководитель Сердюк Валентина Александровна, учитель биологии. В работе рассказывается о многообразии наземных моллюсков. О разведении, выращивании нового здорового поколения гигантских африканских улиток Ахатина в домашних условиях. Изучение их поведения на личном опыте. Причина их популярности и применение их человеком. 2) Арчая Дарий (6 лет), Чурилов Алексей (1 класс, ГБОУДО ДТДМ, студия «Интеллект» СЗАО г. Москвы), тема: «Как защитить скворцов от кота?» Руководитель Анашина Нина Юрьевна, педагог ДО. Скворечник установлен на шесте в центре двора, чтобы удобнее вести наблюдение за жизнью птиц. Авторы методом брэйнсторминга генерировали около 30 способов защиты скворечника. Затем проанализировали каждое предложение, выявляя положительные и отрицательные стороны. На основании анализа выбрали наиболее простое и эффективное решение. Дети создали макет ситуации, превратив его в интерактивную игру. 3) Асонова Екатерина, Максимова Софья (1 класс ГБОУ Школа 1273, ЮЗАО г. Москвы), тема: «Хранители человечества». Руководитель Бондаренко Светлана Александровна, учитель начальных классов. Об удивительном разнообразии жизни пчел. Об уникальности этого насекомого. Причины исчезновения пчел. 4) Баранов Матвей (2 класс ГБОУ Лицей 1561, ЮЗАО г. Москвы), тема: «Скворечник от старины до новизны». Руководитель Дюньдяева Лариса Николаевна, учитель младших классов. История возникновения домиков для птиц. Первые упоминания о скворечниках. История появления скворечников на Руси. Выяснение особенностей домиков для птиц. Создание собственного скворечника. 5) Буланкина Екатерина (2 класс МАОУ СОШ 7, г. Альметьевск, Республика Татарстан), тема: «Можно ли подружиться с лошадью?» Руководитель Хабибуллина Резеда Рафаэлевна, учитель начальных классов. Общение человека с лошадью имеет большое значение в формировании таких качеств как самосознание и самообладание. Начинающие наездники учатся брать на себя ответственность за доверенное им живое существо и уважать естественное поведение животного. В человеке воспитываются такие качества как благородство и честь. Общение с лошадью дает массу положительных эмоций, влияет на здоровье человека и окружающую среду. 6) Вепренцева Ксения (4 класс ГБОУ Гимназия 1583, кружок "Основы проектной деятельности", САО г. Москвы), тема: «Школа каюра». Руководитель Колодкина Вера Борисовна, учитель младших классов. Обзор проблемы исчезновения и попытки возрождения национальных пород собак народов севера. Изучение правил деятельности каюра (управляющего повозкой собак). Наблюдение "Определение породы у конкретной собаки". Опыт "Управление упряжкой собак". Видео-урок. 7) Гаургашвили Марьяна (1 класс, ГБОУДО ДТДМ, студия «Интеллект» СЗАО г. Москвы), тема: «Покажи мне свои ноги и я скажу, где ты живёшь». Руководитель Анашина Нина Юрьевна, педагог дополнительного образования. 13

14 Автор рассматривает ноги животных (многоножек, членистоногих, насекомых и т.д. вплоть до млекопитающих) в зависимости от условий их жизни, анализирует их строение, классифицирует их по основным признакам. Делает вывод, что строение ног животного связано с условиями и образом жизни животного. Сделала фотоподборку различных ног, ножек, лап т.д. А также модели загадки: скрутила из проволоки модели ног различных птиц, глядя на которые следует рассказать об образе жизни этих птиц. 8) Гордеева Мария (5 класс НОУ Школа «Ника», ЮЗАО г. Москвы), тема: «Язык запахов у муравьев». Руководитель Абрамова Елена Геннадьевна, учитель биологии. Важность языка запахов для общественных насекомых, таких как муравьи. Способы передачи запаха от одного муравья к другому. Феромоны. Изучение на личном опыте роли запаха в передаче информации у муравьев: в распознавании «свой-чужой», поиске пищи, определении размера добычи. Роль запаха в защите от врагов. 9) Грешнова Варвара (4 класс ГБОУ СОШ 1018,ЗАО г. Москвы), тема: «Изучение и разработка способа разведения работоспособной семьи шмелей на садово-дачном участке для опыления овощных и плодово-ягодных культур». Руководитель Мечёва Марина Владимировна, учитель младших классов. В работе приведены преимущества использования шмелей, в качестве насекомых-опылителей на садовом участке, изучены особенности их жизненного цикла и среды обитания, описана видовая принадлежность шмелей Раменского района Московской области, изучены и описаны результаты различных способов заселения шмелей на садовый участок в искусственные домикиульи. Основываясь на собственном наблюдении и литературных источниках, разработана собственная конструкция домика-улья, способствующая росту и развитию одомашненных шмелей. 10) Григорович-Устинова Лидия (4 класс ГБОУ Школа 1430, СВАО г. Москвы), тема: «Эублефары удивительные существа». Руководитель Горбачева Ольга Викторовна, учитель начальных классов. Если вы ищите что-то новое, необычное, открыты для познания природы и готовы выйти за обычные рамки осознания того, что домашнее животное - это только кошка, собака, хомячок, рыбка в аквариуме или птичка в клетке, то эублефары для вас. Это удивительные существа! Создать в домашних условиях все необходимое для содержания этих чудесных животных достаточно легко, если знать их особенности. Многие говорят, что эублефары совершенно неприхотливые питомцы, но это не совсем верно, чтобы они выглядели хорошо и были здоровыми, за ними необходимо тщательно ухаживать. Но познакомившись с ними, вы обязательно их полюбите. 11) Дороднов Николай (2 класс ГБОУ Гимназия 1519, СЗАО г. Москвы), тема: «Живородящая ящерица: от носа до хвоста». Руководитель Шкотова Татьяна Юрьевна, учитель начальных классов. Консультант Сурилова Людмила Агаруновна, учитель биологии и экологии. В работе описаны наблюдения за Живородящей ящерицей Ленинградской области. Автор экспериментально опроверг свою гипотезу о том, что ящерицы не замечают неподвижные объекты, а также исследовал пищевые приоритеты сеголеток живородящей ящерицы. Теоретическая часть работы посвящена теме отбрасывания ящерицей хвоста. 12) Дучевич Ирина (4 класс ГБОУ гимназия 1565 "Свиблово", СВАО г. Москвы), тема: «Внимание: догхантеры! Как защитить свою собаку от отравления изониазидом?» Руководитель Татарникова Елена Александровна, учитель млад- 14

15 ших классов. Научный консультант Алексеева Галина Владимировна, зоозащитник. Выявление масштабов и реальности опасности. Знают ли о ней окружающие? Рекомендациями по предотвращению отравления и оказанию первой помощи при отравлении. Изучение мирового опыта. Буклет с советами владельцам собак. 13) Жабин Кирилл (4 класс ГБОУ Гимназия 1562 имени Артема Боровика, ЮВАО г. Москвы), тема «Зоопарки мира». Руководитель Мошняга Галина Михайловна, учитель младших классов. История возникновения зоопарков. Изучение лучших зоопарков мира. Исследование необходимости зоопарков для укрепления связи человека с живой природой и сохранения редких и исчезающих видов животных. 14) Жулин Глеб, Даурова Амина (3 класс МБОУ СОШ 98, творческое объединение «Юный натуралист» МБУ ДО ДЭБЦ г. Ростов-на-Дону), тема: «Влияние подкормки на видовой и количественный состав зимующих птиц микрорайона МБОУ СОШ 98 Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону» Руководители: Петелина Татьяна Ивановна педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории; Ильченко Екатерина Алексеевна учитель начальных классов. Выявили зимующих птиц нашего микрорайона. Изготовили и развесили кормушки. Составили графики кормления, рациона питания, диаграмму видов птиц наших кормушек, схему распределения кормушек, таблицу зависимости посещения птиц от температурных условий. Наблюдали за птицами, прилетающими к кормушкам (повадки, внешний вид, кто и где любит находиться, зависит ли поведение птиц от состояния погоды, влияют ли погодные условия на частоту посещений кормушек). Сравнили видовой и количественный состав в начале исследования и в конце. 15) Иванов Владислав (1 класс ГБОУ Гимназия 1529 имени А.С. Грибоедова, ЦАО г. Москвы), тема: «Зачем бабочке окраска?» Руководитель Тихомирова Анастасия Вадимовна, учитель начальных классов. Отряд Чешуекрылые. Удивительное разнообразие бабочек в природе. Почему бабочки имеют такую разную окраску? Необычные факты о бабочках. Личная коллекция бабочек. 16) Иванова Ольга (2 класс ГБОУ Лицей 1561, ЮЗАО г. Москвы), тема: «Мы победили вместе». Руководитель Дюньдяева Лариса Николаевна, учитель младших классов. Роль животных в победе в Великой Отечественной Войне. Выяснение: только ли собаки помогали солдатам. Какую службу несли животные на войне. Поиск информации (необычных историй) о животных, приблизивших победу в ВОВ. Создание книги памяти "Мы победили вместе". 17) Исакова Ольга (3 класс ГБОУ лицей 1158, ЮАО г. Москвы), тема: «Лошади в городе!» Руководитель Носкова Ирина Васильевна, учитель начальных классов. Мы довольно часто видим лошадей в городе. Где же они живут и что они здесь делают? На примере КСК "Битца" и личном опыте исследуется жизнь лошади в городе. История происхождения, их сильные и слабые стороны, профессии лошадей, интересные факты из их жизни. И наконец, что такое иппотерапия? 18) Истомин Никита (3 класс ГБОУ СОШ 69 имени Б.Ш. Окуджавы, СЗАО г. Москвы), тема: «Рожденный ползать». Руководитель Федонина Ольга Александровна, учитель начальных классов высшей категории, Почетный работник общего образования Российской Федерации. 15

16 Познакомить с семейством муравьиных. Провести опыты над муравьями. Изучить строение муравья и стадий развития под микроскопом. Выяснить может ли рожденный ползать летать. Создать формикарий с нуля (сделать памятку). 19) Калян Михаил, Колчин Алексей (1 класс, ГБОУДО ДТДМ, студия «Интеллект», СЗАО г. Москвы), тема: «Почему пятиногие животные встречаются только в воде?». Руководитель Анашина Нина Юрьевна, педагог ДО. Авторы заинтересовались вопросом: почему животные, живущие на суше, имеют двухстороннюю симметрию билатеральны, а в воде часто встречаются животные с пятилучевой симметрией. Билатеральность наземных животных они объяснили влиянием гравитации на животных, которым надо двигаться. А пятилучевую симметрию офиур, звезд, голотурий объяснили давлением воды и даже сделали моделирующий опыт с пластилиновыми шариками. 20) Кирьян Софья (3 класс ГБОУ Гимназия "Марьино" 491, ЮВАО г. Москвы), тема: «Удивительный мир насекомых. Богомол». Руководитель Жукова Елена Михайловна, учитель младших классов. Изучение особенностей содержания богомола в домашних условиях. Сравнение жизни богомолов в природе и дома. Факты о богомолах, особенности богомолов. Создание методических рекомендаций по содержанию богомола дома. 21) Колесник Дарья (1 класс ГБОУ СОШ 556, ЮАО г. Москвы), тема: «Собаки на службе у человека». Руководитель Орлова Людмила Александровна, учитель младших классов. В работе рассмотрена история приручения собак человеком, выявлены потребности людей в помощи собак, изучены и проанализированы способности собак выполнять обязанности в различных сферах жизнедеятельности человека, рассмотрены наиболее популярные "собачьи профессии". 22) Комаров Владислав (2 класс ГБОУ Лицей 1158, ЮАО г. Москвы), тема: «Медленный как черепаха! Так ли это на самом деле?» Руководитель Викулова Татьяна Алексеевна, учитель младших классов. Интересное о черепахах: мифы и научные факты. Экспериментнаблюдение по скорости передвижения домашней черепахи. Результаты эксперимента, выводы. 23) Крылов Максим (4 класс ГБОУ Гимназия 1583, кружок "Основы проектной деятельности", САО г. Москвы), тема: «Почему у кошки глаза светятся». Руководитель Колодкина Вера Борисовна, учитель младших классов. Исследование вопроса "Почему у кошки глаза светятся?". Строение глаза кошки. Эксперимент с различным освещением. Видео-урок в юмористической форме. 24) Куприянова Анжелика (2 класс ГБОУ "Гимназия 1583 им.к.а. Керимова", САО г. Москвы), тема: «Мини-лошади кто они такие?» Руководитель Маслова Светлана Ивановна, учитель начальных классов. Лошадь умное, выносливое, доброе животное. Происхождение породы мини-лошадей, их особенности. Различия между мини-лошадями и пони. Содержание и кормление мини-лошадей. Разведение мини-лошадей. Характер мини-лошадей. Предназначение и использование мини-лошадей. 25) Левченко Диана (4 класс, ГБОУ ДО МДЮЦ ЭКТ, отделение "Станция юных натуралистов", кружок "Общая зоология", САО г. Москвы), тема: «Поведение монгольских песчанок в лабиринте». Руководитель Фомин Алексей Викторович, педагог дополнительного образования, магистр биологии. Поведение монгольских песчанок в лабиринте. Типы поведения монгольской песчанки в лабиринте. Бессознательное и сознательное поведение. 16

17 Поиск еды. Выбор мест остановок. Особенности поведения песчанок по сравнению с иглистыми мышами. Роль мотивации в поведении грызунов. 26) Пеньков Кирилл (5 класс ГБОУ "Школа 1862", ЮАО г. Москвы, ЦЭО ГБПОУ "Воробьевы горы", ГДО "Микроскоп в зоологии" (рук. к.п.н. Колосков А.В.)), тема: «Короеды стволовые вредители хвойных деревьев. Определение вида короедов по их ходам». Руководитель Манаенкова Ирина Геннадьевна, учитель информатики. Исследование разных участков леса на наличие поврежденных вредителем деревьев и на условия их произрастания. Определение вида короедов хвойных деревьев (ели) по их ходам, обитающих в лесу Солнечногорского района Московской области с помощью специальной литературы. 27) Пенькова Светлана (3 класс ГБОУ "Школа 1862", ЮАО г. Москвы), тема: «Заболонники в природе. Определение вида заболонников по их ходам на стволах лиственных деревьев». Руководитель Манаенкова Ирина Геннадьевна, учитель информатики. Обнаружение поврежденных вредителем стволов лиственных деревьев леса и города. Определение вида заболонников по их ходам с помощью специальной литературы. Изучение истории массовых повреждений заболонниками лиственных деревьев. 28) Плотникова Елизавета (3 класс, ОШО 1507 ГБОУ г. Москвы 1507, кружок "Наглядная биология: Все живое от А до Я" ЦЭО ГБПОУ г. Москвы «Воробьевы горы», ЮЗАО г. Москвы), тема: «Поведение самца зебровой амадины в домашних условиях без ограничений». Руководители: Пшеничнер Александр Борисович, педагог-психолог ЦЭО МГДД(Ю)Т, руководитель профильных программ, педагог дополнительного образования; Камышникова Наталья Владимировна, учитель начальных классов, классный руководитель. Зебровые амадины научный объект для нейробиологов и этологов. Жизнь самца зебровой амадины окраса мармазет в домашних экспериментальных условиях: плюсы и минусы. Может ли на когнитивные способности влиять недостаток звуковой и тактильной коммуникаций и отсутствие навыков аллопрининга? Тестирование всей семьи амадин на способности «решения проблем». 29) Подкопаева Аделаида (4 класс ГБОУ лицей 1158, ЮАО г. Москвы), тема: «Всех ли животных можно одомашнить?». Руководитель: Федосова Татьяна Александровна, учитель начальных классов. Сведения из истории одомашнивания животных. Наблюдение за различными видами животных. Приручить - не значит одомашнить. Всех ли животных можно одомашнить? О чём должен задуматься человек при выборе животного для домашнего содержания. Пока красота и свобода находятся в клетках, всё больше красивого и свободного в человеческой душе будет умирать. 30) Пуляев Иван (4 класс ГБОУ Гимназия 1596, ЗАО г. Москвы), тема: «Метаморфоз водных жуков. Сравнение семейств водолюбов и плавунцов на примере водолюба малого и поводня серого». Руководитель Клюева Галина Степановна, учитель младших классов. Наблюдения за водными жуками в домашних условиях. Изучение различных стадий метаморфоза у водолюба малого и поводня серого наблюдение и фотофиксация. Выявление сходств и различий. На примере этих двух видов сравнение семейств водолюбов и плавунцов. 31) Скворцова Алена, Скворцова Полина (4 класс ГБОУ Школа 1430, СВАО г. Москвы), тема: «В гостях у декоративного кролика». Руководитель Горбачева Ольга Викторовна, учитель начальных классов. 17

18 В последнее время стало модным и даже престижным завести декоративного кролика. Решение взять крольчонка должно быть взвешенным и продуманным. Что такое декоративные кролики: уход и содержание животного в домашних условиях вопросы, требующие от владельца немалых знаний, ответственности, серьезного подхода к решению данной задачи. Эти симпатичные домашние питомцы, не доставляющие больших хлопот по уходу за ними, помогут научить людей проявлять чуткость, понимание, заботу о слабом, беззащитном существе. Ответом на внимание и любовь будет служить огромная привязанность и преданность маленького питомца. 32) Скунцев Роман (4 класс ГБОУ ВЛГ 1389, ВАО г. Москвы), тема: «Охрана редких и исчезающих животных». Руководитель Фандеева Наталья Евгеньевна, учитель младших классов. Удивительное разнообразие животных в природе. Некоторые из них уже очень редкие и исчезающие. Выявим причины исчезновения животных и меры по охране исчезающих видов. 33) Смирнов Дмитрий (2 класс ГБОУ СОШ 1005 "Алые паруса", СЗАО г. Москвы), тема: «Зоопарки мира». Руководитель Соловьева Светлана Егоровна, учитель младших классов. Зоопарк прошел долгий и непростой путь, прежде чем стал тем, чем он является сегодня. Цель моей работы изучить историю возникновения зоопарков, их роль и значение в жизни людей. Сегодня зоопарк место истинной встречи с природой. Это не просто парки, где содержатся животные, это «островки спасения» тех видов, которые человек поставил на грань исчезновения. Некоторых редких животных удалось спасти и вернуть в природу только благодаря зоопаркам. 34) Соколова Анастасия (1 класс ГБОУ Школа 2114 СП 1825, кружок "Развитие познавательных способностей", ЮЗАО г. Москвы), тема: «Метро путешествие в прошлое Земли». Руководитель Кадырова Елена Петровна, учитель начальных классов. Наше метро это настоящий музей доисторических находок. На станциях, стены и колонны которых облицованы известняком или мрамором, можно увидеть окаменевших обитателей древних морей: аммониты, наутилусы, белемниты, морские лилии, морские ежи, кораллы все они жили в морях много миллионов лет назад. Необычные факты процесса образования окаменелостей. Использование окаменелостей при оформлении станций. Систематизация информации об окаменелостях по станциям метро с использованием материалов Палеонтологического музея, создание и проведение видеоэкскурсии. 35) Степанов Семен (5 класс, ГБОУ Школа 2065, ТиНАО г. Москвы), тема: «Исследование выживания потомства Labidochromis caeruleus yellow при разведении в домашних условиях». Руководитель Душенко Марина Михайловна, учитель биологии. В работе изучается выживаемость потомства цихлид (Labidochromis caeruleus yellow) при разведении в домашних условиях. В процессе работы выявлены индивидуальные и видовые особенности поведения Labidochromis caeruleus yellow во время размножения, описаны стадии и сроки созревания потомства. Из-за неразумного вмешательства человека в экосистему озера Виктория сегодня многие рыбы-эндемики находятся на грани вымирания. Работа по разведению этих рыб в искусственных условиях является особенно актуальной в наши дни. 18

19 36) Стовбун Таисия (4 класс МБОУ СОШ 1, г. Муром, Владимирская область), тема: «Пчела-труженица. Изучение активности пчел в дневное время суток». Руководитель Храмова Вера Алексеевна, учитель начальных классов. Не зря пчел называют труженицами. В какие часы в течение дня пчелы ведут себя наиболее активно, что влияет на их активность? 37) Толоконникова Анна (2 класс ГБОУ СОШ 1561, ЮЗАО г. Москвы), тема: «Загадки моря». Руководитель Дюньдяева Лариса Николаевна, учитель младших классов. Удивительная красота моря. Раскрытие его секретов. Выяснение, кому принадлежат найденные объекты моря. Как они применяются в нашей жизни и в чём их ценность. Поделки из разных материалов и в различных техниках чтобы лучше понять нрав и повадки морских животных. 38) Учёнова Eкатерина (2 класс ГБОУ Гимназия 1272, ЮАО г. Москвы), тема: «Приручение ящериц». Руководитель Евдокимова Галина Юрьевна, учитель начальных классов. Возможность приручения ящериц, обитающих в Подмосковье (Наро- Фоминский район) и Таиланде (провинция Прачуап Крихи Кхан). Определение вида и пола ящериц, создание условий для комфортного существования животного в доме человека. Эксперимент - сделать ящерицу домашним питомцем. 39) Чермошенцева Татьяна (2 класс ГБОУ Школа 1981, ЮЗАО г. Москвы), Куприянова Полина (3 класс ГБОУ Школа 1981, ЮЗАО г. Москвы), тема: «Конкуренция в животном мире». Руководители: Позднякова Надежда Васильевна, учитель начальных классов; Сашонкова Ольга Николаевна, учитель начальных классов. Удивительное разнообразие животных в природе. Конкуренция между организмами, которые имеют близкие или одинаковые потребности и используют одни и те же ресурсы. Два типа конкуренции. Необычные факты об истории появления видов животных, не характерных для города Москвы, но поселившихся на ее территории и ставших конкурентами истинным обитателям этих земель. Примеры взаимодействия человека с растениями, насекомыми и другими представителями животного мира на основе сотрудничества, а не на основе конкуренции, неприязни и войны. 40) Чистякова Анастасия (3 класс ГБОУ "Измайловская гимназия 1508", ВАО г. Москвы), тема: «Домашние грызуны. Плюсы и минусы в содержании». Руководитель Чистякова Алла Константиновна, учитель младших классов, консультант Михайлова Ольга Яковлевна. Знакомство с отрядом грызунов и их одомашниванием. Изучение и сравнение образа жизни хомяков и морских свинок. Особенности ухода за грызунами. Анализ этапов размножения и выращивания потомства в домашних условиях. На основании наблюдений составление памятки для покупателей по уходу и содержанию. Проведение соц. опроса в классе и составление диаграммы. 41) Шуваева Полина (5 класс МБОУ «Гимназия 1», МБУДО «ДЮЦ «Турист», г. Мытищи Московской области), тема: «Проблемы орнитологии в Мытищинском районе». Руководители: Писак Оксана Владимировна, методист, учитель начальных классов; Ротко Мария Сергеевна педагог дополнительного образования МБУДО «ДЮЦ «ТУРИСТ»; Ротко Ирина Германовна. Шуваева Полина в своем исследовании, опираясь на широкую источниковедческую базу: статистические данные по изучаемой проблеме, материалы Мытищинского экологического музея, энциклопедии, словари и справочники, современную литературу, наблюдения природы показывает измене- 19

20 ние экосистем под влиянием хозяйственной деятельности человека, анализирует причины разрушения природных местообитаний и сокращение разнообразия птиц в Подмосковье. Одна из частей работы посвящена изучение динамики видового состава птиц. В ходе поиска автору работы удалось рассмотреть направленности изменений экологии и поведения видов птиц в связи со сменой кормовой базы в Подмосковье, провести анализ многолетних изменений и современного состояния населения птиц, а также сезонной динамики. Также часть исследования посвящена изучению изменений в структуре населения птиц при изменении форм хозяйственной деятельности и путей адаптации птиц к обитанию. Эта работа направлена на информирование, просвещение и объединение широких кругов населения с целью сохранения видового разнообразия и численности птиц на территории Мытищинского района, привлечение внимания общества к проблемам орнитологии. Секция 1: «ЗООЛОГИЯ», старшая группа (6-11 класс), в голубом зале 7-го корпуса 1) Азарова Дарья (7 класс НОУ Школа «Ника», ЮЗАО г. Москвы), тема: «Давай дружить, красноухая черепаха». Руководитель Абрамова Елена Геннадьевна, учитель биологии. Удивительный мир красноухих черепах. Красноухая черепаха необычное животное для домашнего содержания. Красноухие черепахи в домашних условиях. Изучение жизни красноухих черепах в естественной среде обитания. Особенности содержания и ухода за красноухими черепахами. 2) Аксёнов Кирилл, Коробков Николай, Бардышев Алексей (9 класс ГБПОУ «Воробьёвы горы», лицей биолого-химического и технического направлений, ЮЗАО г. Москвы), тема: «Некоторые аспекты эволюции представителей подотряда змеи». Руководитель Блохина Таисия Михайловна, учитель биологии. 3) Алыбаев Самат (7 класс, ГБОУ "Школа с углубленным изучением экологии 446", учебное объединение "Исследователь" ГБОУДО МДЮЦ ЭКТ, ВАО г. Москвы), тема: «Изучение ихтиофауны Измайловского лесопарка». Руководитель Тимофеева Оксана Юрьевна, учитель экологии и географии, педагог дополнительного образования, кандидат педагогических наук. Ихтиофауна. Разнообразие ихтиофауны Москвы и Измайлова. Составление электронной карты. Экологические проблемы ихтиофауны Москвы. Рекомендации по сохранению ихтиофауны Измайлова. 4) Антошина Анастасия (8 класс ГБОУ СОШ 1206 СП1, клуб "Гармония", ЮЗАО г. Москвы), тема: «Амурские тигры». Руководитель Экелекян Элеонора Жораевна, учитель биологии; научный консультант Ковтунова Лидия Александровна, учитель МХК. Амурский тигр самый большой и красивый в мире из шести существующих подвидов тигров. Биологи и экологи начали бить тревогу о возможном исчезновении значимых и эффектных представителей фауны. В 80-х годах были приняты меры по охране тигров. По переписи тигров, проводившейся в 2005 году, их насчитали около 450, а по переписи 2015 года около 540 особей и их число растет. Мы должны сделать все, чтобы сохранить это чудо природы. 5) Бабак Маргарита (8 класс, ГБПОУ "Воробьевы горы", ЮЗАО г. Москвы), Бумбуль Мария (9 класс, ГБПОУ "Воробьевы горы"), Каплан Владимир (9 класс, ГБПОУ "Воробьевы горы"); Трушков Виктор (8 класс, ГБПОУ "Воробьевы горы"), тема: «Фауна мелких млекопитающих бассейна р. Щучьей (Южный Ямал)». Руководители: Комарова Екатерина Викторовна, педагог дополни- 20


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИКАЗ 2015 О проведении городской конференции юных экологов и биологов «Первые шаги в экологии» Во исполнение плана управления

Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Москвы «МОСКОВСКИЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР ЭКОЛОГИИ, КРАЕВЕДЕНИЯ И ТУРИЗМА»

УТВЕРЖДЕНО Директор Красноярского краевого Дворца пионеров Р.А. Мандрик (приказ от 26.02.2018г. 37) Положение о дистанционном конкурсе творческих и исследовательских работ учащихся «Страна чудес страна

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ ГОРОД УСТЬ-ИЛИМСК УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УСТЬ-ИЛИМСКА от 01.02.2016г. 54 Об утверждении Положения о муниципальном фестивале юных модельеров и

«Утверждаю» Директор АШ «Вега» Татарников М.П. «Утверждаю» И.о. председателя комитета по образованию Администрации г/о Железнодорожный Рогачёва-Маслова О.Ю. «Утверждаю» ПОЛОЖЕНИЕ Открытая юношеская реферативно-практическая

ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе научно-исследовательских работ обучающихся общеобразовательных организаций Курской области «Леонардо» (на 2017/2018 учебный год) 1. Общие положения 1.1. Конкурс проектно-исследовательских

Приложение 1 К приказу начальника департамента образования 2019 года ПОЛОЖЕНИЕ Об открытой городской научно-практической конференции по математическим дисциплинам для обучающихся 3-4 классов 1. Общие положения

Правительство Санкт-Петербурга Комитет по образованию Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

Паспорт методических и дидактических материалов, представляемых выставку-конкурс от Центра экологического МГДД(Ю)Т М методические материалы (адресованы педагогам): пособие (руководство, учебя книга, сборник

Департамент образования города Москвы Южное окружное управление образования ГБОУ г. Москвы центр педагогического мастерства Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь» ГБОУ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина Институт социальных технологий приглашает принять участие в II Всероссийской молодежной научно-практической конференции

20-25 ноября 2015 г. Всероссийская заочная научно-практическая конференция «Естественно-научное и математическое образование: современные методики и инновации, опыт практического применения» Целью конференции

Руководство и педагогический состав школьного подразделения 2 Административный аппарат школьного подразделения Фамилия, имя, отчество: Ермолаева Валентина Яковлевна Занимаемая должность: руководитель школьного

2 Бородин Михаил Вячеславович Зинин Андрей Сергеевич Козарь Марина Валерьевна Краснюк Иван Иванович Лебедева Марианна Владимировна заместитель директора Государственного бюджетного образовательного учреждения

15. Кадровый потенциал муниципальной системы образования: качественный и количественный состав, динамика уровня квалификации, достижения педагогов Важнейшим ресурсом, обеспечивающим эффективное функционирование

Повышение проектной грамотности обучающихся; поддержка талантливых студентов; совершенствование взаимодействия медицинских и фармацевтических образовательных организаций среднего профессионального образования.

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОБЛАСТНОМ ЗАОЧНОМ КОНКУРСЕ «СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ПО ПРЕДМЕТАМ ЕСТЕСТВЕННО- МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА И ГЕОГРАФИИ» 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение определяет порядок организации и проведения

Министерство сельского хозяйства РФ ФГБОУ ВО Ульяновский ГАУ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО Уважаемые коллеги! Приглашаем Вас принять участие в Школе юных исследователей «Навстречу науке», которая будет проходить

УТВЕРЖДАЮ Директор КГБУ ДО «Алтайский краевой детский экологический центр» И.Н. Марискин 2017г. СОГЛАСОВАНО Заместитель министра образования и науки Алтайского края М.В. Дюбенкова 2017г. ПОЛОЖЕНИЕ о краевом

«Утверждаю» директор МБОУ «Торбеевская средняя общеобразовательная школа 3» /О.А.Ветвинская/ Государственное бюджетное образовательное учреждение (повышения квалификации) специалистов «Мордовский республиканский

Приложение 1 к приказу 879 от17.09.2015 г. ПОЛОЖЕНИЕ о VII городской конкурсе исследовательских работ младших школьников «Совёнок-2016» Киселёвск, 2015 1. Общие положения Конкурс исследовательских работ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ администрации Старооскольского городского округа Белгородской области ПРИКАЗ «24» октября 2016г. 1208 О проведении VII муниципального конкурса методических материалов по работе с

ПОЛОЖЕНИЕ о муниципальной научно-практической конференции учащихся «Путь в науку» 1. Общие положения 1.1. Настоящим Положением определяется порядок организации и проведения муниципальной научно-практической

ЗДОРОВЬЕ ГЛАВНАЯ ЦЕННОСТЬ II научно-практическая конференция проектных и исследовательских работ учащихся Приглашаем учащихся образовательных организаций, участвующих в проекте «МЕДИЦИНСКИЙ КЛАСС В МОСКОВСКОЙ

СОГЛАСОВАНО Директор ГБУ ДППО ЦПКС ИМЦ Московского района Санкт-Петербурга /Лужецкая И.Г./ " " 2018 г. УТВЕРЖДАЮ Начальник отдела образования администрации Московского района Санкт-Петербурга " " 2018

ПОЛОЖЕНИЕ о подготовке и проведении межрайонного этапа VIII МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО КОНКУРСА СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ ШКОЛЬНИКОВ среди обучающихся образовательных организаций межрайонного

ЕНТ ОБРА: / 3. г» Орёл О проведении регионального этапа Всероссийского конкурса В целях воспитания экологической культуры у подрастающего поколения, дальнейшего развития экологического образования в дошкольных

Утверждаю Заместитель Руководителя Исполнительного комитета города Набережные Челны Р.М.Халимов Утверждаю Начальник Управления Образования и по делам молодѐжи В.Х.Харисов Утверждаю Утверждаю Ректор ФГБОУ

Список победителей Акции «пакетов услуг Сбербанк Премьер» 0:00:00:00-:00 * Порядковый номер победителя - - - - - 0 Время заполнения Первая буква фамилии Имя Отчество 0:00:0 М Валерий Валерьевич 0 0:00:0

ПОЛОЖЕНИЕ о городской выставке «Зеркало природы» 2017 1. Общие положения. 1.1. Городская выставка «Зеркало природы» (далее Выставка) проводится под девизом «За сохранность природы отвечаешь и Ты!» в целях

Результаты теоретического тура LXIX Московской олимпиады школьников по химии 9 класс 17.02.2013 первая буква фамилии Имя Отчество Название школы ВУЗ 1 2 3 4 5 6 А Даниил Патрикович ГБОУ ЛИЦЕЙ 1303 РХТУ

Комитет по образованию администрации Волховского муниципального района РАСПОРЯЖЕНИЕ от 26 декабря 2016 г. 396 О проведении муниципального конкурса исследовательских работ и творческих проектов школьников

Положение о проведении I городского конкурса проектных работ по здоровьесбережению «Здоровье в школе наша забота» I. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет статус, цели и задачи, порядок организации

«УТВЕРЖДАЮ» «СОГЛАСОВАНО» о школьной конференции в рамках XVI межрегионального научного форума 1. Общие положения 1.1 Настоящее Положение определяет статус, цели и задачи школьной конференции в рамках

Департамент образования и науки Костромской области П Р И К А З 23 января 2018 г. г. Кострома 103 О проведении регионального этапа XVI Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета 2018»

Министерство образования Рязанской области Министерство природопользования Рязанской области Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина Рязанское областное отделение Всероссийской общественной

6 Богомолова Екатерина Валерьевна Громова Наталья Васильевна Дмитриева Татьяна Андреевна Ефимова Татьяна Михайловна Жук Александр Валентинович Калмыкова Татьяна Степановна Касаткин Михаил Васильевич Колотилова

ПОЛОЖЕНИЕ Республиканской природоохранной акции «КОРМУШКА 2016» 1. Общие положения 1.1. Республиканская природоохранная акции «Кормушка» (далее Акция) проводится среди учащихся и педагогических работников

Приложение 1 к приказу Управления по образованию г/о Балашиха от ПОЛОЖЕНИЕ Открытая юношеская реферативно-практическая астрономическая конференция Московского региона «Веговские чтения 25» конференция

В конкурсе принимают участие все желающие учащиеся в возрасте до 18 лет включительно. Дошкольникам младше 6 лет участвовать бывает трудно, но это не запрещается.

Цели и задачи конкурса:

  • стимулирование учебно-исследовательской, научно-познавательной деятельности учащихся школ, лицеев, гимназий, групп дополнительного образования в форме интеллектуального соревнования;
  • моральная поддержка одарённых детей и подростков, проявляющих интеллектуальную направленность личности, развитый теоретический познавательный интерес к наукам, творческое отношение к учебной и исследовательской деятельности;
  • поощрение социально-активных, самостоятельно мыслящих подростков, склонных к созиданию, культурному самосовершенствованию;
  • объединение подростков на основе идей глобальной экологии, всеобщей стратегии выживания человечества и идей устойчивого развития;
  • интеграция усилий преподавателей различных наук для формирования у подростков целостной картины мира на основе плюрализма современных философских концепций, разных взглядов на взаимодействие сложных природных систем и человеческого общества;
  • подъём престижа умственного труда и научно-исследовательской профессиональной деятельности в новых социально-экономических условиях;
  • обеспечение разнообразия форм развивающего интеллектуального общения подростков в системе дополнительного образования.

Оргвзнос за участие в конференции не взимается.

Для школьников из регионов предусмотрена заочная форма участия. Иногородним участникам, решившим приехать на конкурс лично, следует самостоятельно решить вопросы с проживанием, питанием и т. п. Заочная форма участия не предусматривает получение дипломов (с указанием занятых мест) и ценных призов. Заочным участникам по решению оргкомитета может быть выслано «Памятное свидетельство за активное участие в конкурсе». Приглашения на конкурс не высылаются!

Ближайший конкурс «Мы и биосфера» запланирован на 18 апреля 2009 года (с 10:00 регистрация участников, в 11:00 начнут работать секции).

Заявки принимаются до 1 апреля (с занесением в сборник) или до 16 апреля (без занесения сборник).

СЕКЦИИ:

  • «Ботаника»
  • «Зоология»
  • «Экологические проблемы и устойчивое развитие городов»
  • «Химия и жизнь»
  • «Фундаментальная и прикладная биология, медицина и жизнеобеспечение человека»
  • «Юные исследователи природы»
  • «Эколого-гуманитарная секция»
  • «Социальная экология».

В заявке должно быть указано следующее:

  • фамилия, имя докладчика, класс, школа (лицей, гимназия, колледж или др.), группа дополнительного образования, клуб и т. п.;
  • фамилия и инициалы научного руководителя, его учёная степень, место работы, должность, почётные звания;
  • фамилии и инициалы научных консультантов (если есть, ими могут быть учёные, руководители групп дополнительного образования, школьные учителя), их место работы, учёная степень, должность;
  • тема представляемой работы (просьба формулировать как можно конкретнее, отражая в названии суть проведенных изысканий);
  • краткое изложение (тезисы в произвольной форме);
  • жанр конкурсной работы (исследовательская, реферативная, реферативно-исследовательская, проектная, научно-фантастическая, публицистическая, журнальная статья, иллюстративная, для учебных целей или др.);
  • предполагаемая секция, на которой планируется защита;
  • наличие у докладчика демонстрационных материалов (стендовые доклады, таблицы, слайды, компьютерные программы, презентации, видеофильмы, живые объекты, образцы, коллекционные материалы, препараты, макеты статические и динамические и т. п.);
  • конкретные пожелания к наличию на секции необходимого для выступления технического оборудования: видеодвойка, диапроектор, кодоскоп, компьютер, мультимедийный проектор, экран, DVD-плейер (укажите минимальные технические характеристики и программное обеспечение);
  • желательное время выступления (не более 10 минут: 7 минут сообщение + 3 минуты ответы на вопросы жюри и из зала).

Более подробная информация доступна на сайте конкурса.

ПОЛОЖЕНИЕ О ЕЖЕГОДНОМ КОНКУРСЕ

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ПРОЕКТНЫХ РАБОТ ШКОЛЬНИКОВ МОСКВЫ

С УЧАСТИЕМ ГОСТЕЙ ИЗ ДРУГИХ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

«Мы и биосфера» на Воробьёвых горах

  1. Общие положения

1.1 Конкурс «Мы и биосфера» организуется сотрудниками Центра экологического образования ГБПОУ "Воробьевы горы" под руководством Департамента образования города Москвы, при поддержке и участии других подразделений образовательного учреждения и других заинтересованных организаций. Данный конкурс проводится с 1976 года.

1.2 Для организации конкурса создаётся оргкомитет, в состав которого входит председатель, секретарь, научный руководитель, старший судья и другие члены жюри. Оргкомитет назначает председателей, экспертов, секретарей и членов жюри секций.

1.3 Нормативную основу проведения Конкурса составляют Федеральный закон РФ «Об образовании» , «Экологическая доктрина РФ», Открытая комплексная образовательная программа «Живому - жить!», Организационно-методологическая программа развития естественнонаучной направленности в дополнительном образовании детей «Живая планета».

1.4 В Конкурсе принимают участие дети и подростки с 6 лет до 18 лет. Дошкольникам разрешается участвовать только с 6 лет (при этом родителям и педагогам необходимо учитывать, что данное мероприятие рассчитано, прежде всего, на школьников, а не на дошкольников).

1.5 На Конкурс принимаются учебно-исследовательские и проектные работы естественнонаучной направленности.

1.6 Цели и задачи Конкурса:

1.6.1 стимулирование и развитие учебно-исследовательской, научно-познавательной, проектной деятельности учащихся школ, образовательных центров, лицеев, гимназий, кадетских школ, учреждений дополнительного образования в форме интеллектуального соревнования;

1.6.2 моральная поддержка одарённых детей и подростков, проявляющих интеллектуальную направленность личности, развитый теоретический познавательный интерес к наукам, творческое отношение к учебной и исследовательской деятельности;

1.6.3 поощрение социально активных, самостоятельно мыслящих и любознательных подростков, склонных к созиданию, культурному самосовершенствованию;

1.6.4 объединение подростков на основе теоретического осмысления проблем глобальной экологии, всеобщей стратегии выживания человечества и идей устойчивого развития;

1.6.5 интеграция усилий преподавателей различных наук для формирования у подростков целостной картины мира на основе плюрализма современных философских концепций, разных взглядов на взаимодействие сложных природных систем и человеческого общества - биосферы и техносферы;

1.6.6 повышение престижа умственного труда и научно-исследовательской профессиональной деятельности в современных социально-экономических условиях;

1.6.7 обеспечение разнообразия форм развивающего, интеллектуального общения подростков в системе дополнительного образования детей (ДОД).

1.7 Конкурс проводится каждый учебный год. Первый (заочный) этап (приём и регистрация заявок на основе их соответствия Положению о Конкурсе) - с 1 сентября до 15 января . Приём электронных материалов работ зарегистрированных участников на второй (заочный) проводится с 20 января до 1 февраля. Затем эксперты проводят экспертизу этих материалов. Третий (очный) этап для победителей и призёров второго этапа (финал в форме конференции) - организуется в апреле, в две субботы, отдельно для учащихся 1 - 5 классов и 6 - 11 классов.

1.8 Роль сетевого информационно-методического ресурса Конкурса выполняет его официальный сайт .

1.9 Структура Конкурса может включать в себя учрежденческий, окружной и городской туры, регламент которых определяется дополнительно.

2.2 В заявке должны быть указаны:

2.2.1 фамилия, имя автора(ов) работы, класс, полное точное название учреждения общего или дополнительного образования, либо общественного объединения, от которого подаётся работа, учебная группа (объединение) дополнительного образования, подростковый клуб (всё, что есть);

2.2.2 административный округ Москвы (для москвичей) или населённый пункт, область (для участников не из Москвы), страну (для зарубежных участников);

2.2.3 фамилия, имя и отчество руководителя (научного руководителя), учёная степень, место работы, должность, почётное звание;

2.2.4 фамилия, имя и отчество консультанта (если есть), место работы, учёная степень, должность, почётное звание;

2.2.5 тема представляемой работы (должна ясно отражать суть проведённых изысканий);

2.2.6 предполагаемые секции конкурса, на одной из которых будет оцениваться работа;

2.2.7 краткая аннотация работы (до 3 предложений).

2.3 Возможные способы подачи заявок:

  1. Второй (заочный) этап

3.1 Для участия во втором этапе Конкурса необходимо с 20 января по 1 февраля прислать по электронной почте цифровые материалы (текст - обязательно, презентацию и другие иллюстративные материалы - желательно) ранее зарегистрированной работы на указанный в п. 2.3.2 адрес. Факт приёма материалов и направление их экспертам указывается в списке участников на сайте Конкурса в разделе " ".

3.2 Допустимые форматы присылаемого текста работы: doc, docx, rtf, pdf. Этот текст должен иметь титульный лист, на котором должны быть указаны все данные, перечисленные в пунктах 2.2.1-2.2.5. В конце текста следует привести список использованной литературы и Интернет-источников. Желательно, чтобы текст был набран 14 кеглем, гарнитура Times New Roman, через 1,5 интервала, ориентация страниц книжная, поля 2,5 см слева, остальные по 1 см, отступ абзаца 0,5 см задается через отступы (не пробелы).

3.3 При желании к работе можно приложить отзыв научного руководителя, консультанта или эксперта-профессионала (в произвольной форме), а также направление от руководителя образовательного учреждения (не обязательно).

3.4 До 15 марта проходит экспертиза представленных по работе цифровых материалов. Члены жюри определяют лауреатов (победителей и призёров) второго этапа, которые будут приглашены на итоговую конференцию для выступления с докладом по работе. Победители и призёры II-го тура награждаются на ней соответствующими дипломами.

3.5 В случае обнаружения очевидных признаков плагиата в материалах работа может быть отклонена.

  1. Третий (очный) этап

4.1 В апреле приглашённые на итоговую конференцию победители и призёры II-го этапа выступают с докладом по своей работе на назначенной секции в определённый им день.

4.2 На выступление отводится 10 минут, после чего присутствующие могут задать докладчику вопросы по работе.

4.3 Докладчикам предоставляется возможность использовать ноутбук и мультимедиа-проектор (возможно подключение ноутбука участника). Презентации желательно представлять в формате pps (при сохранении файла выбирайте тип файла «Демонстрация PowerPoint 97-2003»), можно в ppt (поддерживающие совместимость с ранними версиями PowerPoint).

4.4 Для оценки оформления работы участник в день выступления должен предоставить членам жюри секции напечатанный текст работы.

4.5 Представленные тексты работ после конференции возвращаются докладчикам лишь в том случае, если им не будут присуждены призовые места. Тексты работ победителей и призёров остаются в архиве конференции.

4.6 Количество выступающих по одной конкурсной работе не должно превышать 3-х человек (в тексте можно указать остальных).

4.7 Формат конференции не предусматривает песни, танцы, мини-спектакли в театральных костюмах и другие формы презентаций, не характерные для представления исследований или проектных разработок.

4.8 Защиты конкурсных работ проводятся в две субботы в апреле. Точные даты оргкомитет определяет ежегодно.

4.9 Выступления учащихся 1 - 5 классов и 6 - 11 классов (и оценка их работ) проходят отдельно в соответствии с определённым организаторами графиком, который доводится до сведения участников через .

4.10 Жюри секций оценивает каждую работу и каждое выступление по следующим параметрам:

Параметр

Регламент выдержан

Выступление (ораторское мастерство)

Наглядность, иллюстрирующая доклад

Использование наглядности докладчиком

Компетентность (видимая в докладе и в ответах на вопросы)

Оформление текста работы (наличие всех структурных компонентов)

Объём выполненной лично работы (теоретической и/или практической)

МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ

5. Подведение итогов Конкурса

5.1 После окончания работы секций жюри устанавливает конкурсные призовые места (I, II и III) в зависимости от суммы баллов по вышеназванным показателям.

5.2 Победители Конкурса, занявшие I, II и III места в каждой секции каждой из двух возрастных групп (1-5 и 6-11 классы), награждаются дипломами I, II и III степени и книжными наградными комплектами. Другим успешно выступившим участникам итоговой конференции вручаются дипломы лауреатов II тура (п. 3.4.) и памятные призы. Все остальные участники конкурса награждаются дипломами «За активное участие в Конкурсе». Денежные премии за победу в Конкурсе не предусмотрены.

5.3 Оценочные таблицы жюри являются служебной информацией и оглашению не подлежат.

5.4 Сведения о выступавших и о представленных на конкурс работах размещаются на сайте конкурса, а также хранятся у руководителей секций для формирования пакета заявок и предложений к предстоящему в следующем году Конкурсу «Мы и биосфера».

5.5 Цифровые версии работ призёров и победителей могут использоваться организаторами для издания итоговых сборников работ участников Конкурса и других материалов.

5.7 В случае несогласия участника с оценкой его работы и выступления он вправе обратиться к старшему судье, который своим решением может сформировать апелляционную комиссию. В процессе её работы конкурсная работа рассматривается и оценивается повторно.