Фактор определяющий хорошую сплоченность группы. Характеристики группы с высокой сплочённостью. Влияние уровня сплочённости группы на её эффективность. Проницаемость групповых границ. Формирование и сплоченность группы

  • I. Общее понятие о юридическом лице и виды юридического лица
  • I. Понятие об обязательстве как обязательственном отношении
  • Групповая сплоченность - характеристика прочности, единства и устойчивости межличностных отношений и взаимодействий в группе, что обеспечивает стабильность и преемственность деятельности группы (7). Принадлежность человека к сплоченной группе, как правило, доставляет ему положительные переживания. В сплоченной группе люди ощущают поддержку от других, их заинтересованность. Поведение людей в таких группах отличает большей искренностью, желанием общаться и сотрудничать.

    Исследования сплоченности первоначально проводились в школе групповой динами К.Левина, где данный феномен рассматривался как характеристика группы как общности, основу которой составляют межличностные эмоциональные связи (Л.Фестингер). Сплоченность интерпретировалась как привлекательность и полезность группы для индивида. Сплоченной считалась группа, члены которой сильно притягиваются ее участники.

    Кроме того, сплоченной группа считалась и в том случае. если ее члены рассматривали членство в ней как привлекательность и полезность для себя.

    В социометрии был предложен индекс сплоченности, который рассчитывался как частное отделения количества взаимных выборов, сделанных членами группы в процессе ее исследования при помощи социометрической методики, на их максимально возможное число.

    В концепции А.В.Петровского сплоченность группы понималась как ценностно-оринтационного и предметно-ценностного единства.

    Экспериментальные исследования неоднократно показывали, что эффективность групповой деятельности в сплоченных группах значительно выше, чем в группах разобщенных, недружных.

    Предпосылками сплоченности являются срабатываемость (функциональная характеристика группового взаимодействия) и совместимость (эмоциональная характеристика).

    Срабатываемость основана на согласованности действий и процессе совместной трудовой деятельности. Она представляет собой одновременно и процесс и результат совместной деятельности. На основе срабатываемости формируется совместимость, которая возникает как итог достаточного продолжительного взаимодействия людей, характеризующегося удовлетворенностью их друг другом.

    Совместимость формирует на трех уровнях: психофизиологическом, психологическом и социально-психологическом.

    Психофизиологическая совместимость предполагает удовлетворенность людей друг другом на основе схожести таких индивидных характеристик как время реакции, скорость, интенсивность протекания психических процессов и т.д.

    Психологическая совместимость предполагает удовлетворенность людей друг другом на основе подобия или различия характерологических свойств, качества личности, способностей, интеллектуального потенциала (при различных психических свойствах она может сформироваться за счет их взаимодополнения). Такая совместимость важна в семье, группе друзей.

    Социально-психологическая совместимость - предполагает сходство ценностных ориентаций и диспозиций. Идеалов, принципов, уровня профессиональной подготовки и образования. Она важна в деятельности коллективов и служит основой их сплоченности.

    Групповая сплоченность проявляется в создании единой социально-психологической общности людей, входящих в группу, и предполагает возникновение системы свойств группы, препятствующих нарушению ее психологической целостности. К таким свойствам обычно относят:

    А) характер межличностных эмоциональных отношений членов группы (взаимные симпатии, общие интересы. Эмоциональные переживания)

    Б) характер отношений между членами группы в процессе принятия совместной деятельности (взаимопомощь, поддержка, сотрудничество);

    В) характер ценностных ориентаций, установок, целей, стереотипов поведения членов группы.

    На групповую сплоченность влияют такие факторы, как:

    Согласие между членами группы по поводу ее целей;

    Широкое общение и взаимодействие между членами группы;

    Приемлемое для всех равенство социального статуса и происхождения членов группы;

    Демократизм групповых взаимоотношений;

    Положительное мнение членов группы друг о друге;

    Размер группы, достаточный для реализации ее целей и коммуникаций;

    Пространственная близость;

    Преобладание положительного опыта в достижении группой своих целей и защите ценностей;

    Психологическая совместимость членов групп, которая представляет собой совокупность индивидуальных качеств членов группы, обеспечивающих слаженность и эффективность их деятельности.


    1 | | |

    Сплочение группы - это процесс, сопровождающий ее на всех этапах развития. Суть сплочения - в формировании особого типа связей в группе, которые позволяют формальную структуру, задаваемую извне, превратить в психологическую общность. Сплоченность имеет различные проявления. Она выражается и в эмоциональной притягательности и взаимопривязанностей членов группы, и стремлений их к сохранению своего группового членства, и в единстве ценностей и целей участников группового общения.

    Сама по себе сплоченность выступает для членов любой группы как привлекательная цель и ценность, как то групповое состояние, к которому надо стремиться. Особенно ярко это проявляется в подростковых группах, стремящихся достичь высокого уровня внутригрупповой солидарности и сплоченности. Однако, удается это не всегда, так как формирование в группе отношений, постоянных на сплоченности, зависит от множества психологических факторов. Остановимся на перечислении важнейших параметров, влияющих на процесс сплочения малой группы.

    1. Эмоциональная привлекательность членов группы. Отметим, что сам по себе он не обеспечивает ни продуктивной совместной деятельности, ни высокой сплоченности. С другой стороны, и без эмоциональной притягательности людей трудно создать сплоченную группу.

    2. Сходство членов группы между собой. Речь идет о различных аспектах сходства: и возрастное, и социальное, и этническое, однако главное - ценностное сходство, близость взглядов и социальных ориентации членов группы. В данном случае в силу вступает механизм, уже описанный выше, при обсуждении особенностей восприятия людьми друг друга. Действительно, чем ближе чужое мнение к собственному мнению человека, тем симпатичнее ему лицо, высказывающее данную точку зрения. И наоборот: люди склонны не замечать разногласий и противоречий с позицией привлекательного лица. Этот же феномен работает и в группе: человек более тяготеет к группе, взгляды и ценности которые он разделяет и в которой его собственные взгляды находят поддержку.

    3. Предпочитаемый группой способ взаимодействия и ведущий социальный мотив членов группы. Об этом также шла речь выше. Отметим, что более привлекательна для людей и имеет большие шансы стать сплоченной группа, чья деятельность основана не на конкуренции, а на кооперации, и в которой преобладает мотив сотрудничества.

    Кооперация выступает фактором сплочения группы в силу того, что способствует возникновению в группе ряда важных и привлекательных для членов группы феноменов. Во-первых, при кооперации и мотиве сотрудничества уменьшается число внутригрупповых конфликтов и существуют постоянно действующие условия успешного разрешения возникающих объективных противоречий. Во-вторых, кооперация способствует свободному и открытому общению людей, симулирует сближение мнений, расширяет обмен информацией между партнерами (в отличии от конкуренции, которая провоцирует членов группы на утаивание от партнеров важной информации, так как это может помочь в достижении личных целей). Наконец, в-третьих, кооперация обеспечивает взаимную поддержку действий, так как только совместные усилия могут привести каждого члена группы к личному успеху.

    Таким образом, кооперация между членами группы способствует сплочению всей группы. Что касается характера связей группы с другими социальными общностями, то здесь свою позитивную роль может сыграть и конкуренция. Известно, что соревнование между группами в определенных видах деятельности, способствует внутреннему сплочению групп-участников. К такому приему часто прибегают, например, в школьной практике, организуя соревнования классов в различных видах учебной и внеучебной деятельности. При этом важно помнить об одной опасности: межгрупповая конкуренция может привести к возникновению межгрупповой агрессии и неприятия детьми друг друга, чего ни в коем случае нельзя допускать.

    4. Особенности групповых целей. Речь идет о том, что цели, которые ставятся группой или перед группой ее руководителем, помогают коллективу оплачиваться в том случае, если они отвечают потребностям членом группы, могут быть приняты ими в качестве своих личных целей (то есть каждый участник видит личный смысл в том, что делает вся группа), а также если группа может рассчитывать на успех в достижении цели. Другой очень важной характеристикой групповой цели должна быть четкость и однозначность ее постановки. К сожалению, этому условию групповые цели отвечают далеко не всегда. Например, в учебном процессе целеполагание часто осуществляется не корректно, и перед школьниками -ставятся либо абстрактные глобальные цели, не конкретизируемые в частные задачи (стать гармонически развитыми людьми, стать дружными и сплоченным и т. д.), либо цель подменяется средством, и тогда смыслом учебы становится достижение конкретного оценочного результата, а смыслом внеучебной деятельности - участие в каком либо мероприятии.

    Цель деятельности, в том случае когда она действительно может служить источником активности школьников и фактором сплочения классного коллектива, должна отвечать следующим требованиям: во-первых, она должна быть конечна, то есть иметь четкий результат, достижение которого не очень оттянуто во временя от момента принятия цели. Причем, чем младше дети, тем меньше должен быть этот разрыв. Во-вторых, цель должна быть ясной, определенной и понятной каждому участнику. Обязательно нужно проверить, действительно ли все учащиеся одинаково понимают смысл и цель происходящего. В-третьих, цель должна быть технологична, то есть содержать в себе доступные детям средства ее достижения. Хорошо, если эти средства были выработаны детьми на предыдущих этапах совместных действий. Например, дети научились шить простые изделия, а затем принимают участие в карнавальном конкурсе и др. Наконец, цель должна быть личностно привлекательной для каждого школьника, а для этого содержать в себе какие-либо частные цели и средства, интересные или доступные школьнику. Деятельность организуемая в классе, должна требовать от каждого тех умений, которые у него особенно развиты или которые он хотел бы в себе развить.

    5. Удовлетворенность группы и каждого ее члена групповой деятельностью и своим положением в группе. Чем выше удовлетворенность участников деятельностью группы и самими собой, тем в большей степени будет сплачиваться такая группа. В свою очередь удовлетворенность возникает при соблюдении ряда условий.

    Зададимся вопросом, какие деятельности привлекают школьников?

    Прежде всего, учащихся привлекает такая групповая деятельность, которая действительно может быть названа совместной, то есть она с одной стороны, объективно требует разделения труда, отношений взаимозависимости от своих участников, а с другой стороны, воспринимается, осознается школьниками как единая, требующая общих усилий. Кроме того, совместная деятельность доступна их частичному или полному контролю, они не чувствуют себя просто исполнителями воли и желаний взрослых.

    Далее, деятельность, предлагаемая учащимся должна иметь ощутимое значение, то есть быть «взрослой» по своему назначению и своим результатам. Это придает ощущение значимости как всей работе класса, так и личному вкладу каждого. При этом важно помнить, что за последние годы у детей и подростков достаточно резко изменились представления об общественной пользе. Скажем, их уже не уговоришь собирать металлолом на паровоз.

    Помимо общественной значимости и совместности любая деятельность, предлагаемая школьникам, должна характеризоваться эмоционально-привлекательной формой, то есть носить творческий, а не репродуктивный характер, дети и подростки любят «изобретать велосипед», но предпочитают не заниматься тем, что хорошо известно им по личному опыту и рассказам сверстников, должна ставить подростка в ситуацию личного преодоления (своих слабостей, объективных препятствий и так далее), должна быть направлена не только на достижение внешнего результата, но и включать яркий момент самопознания или познания окружающего мира. Наконец, эмоциональная привлекательность связана и с включением в любую деятельность моментов игры, азарта, импровизации и даже умеренного риска.

    В целом, можно такой формулой отобразить привлекательную для школьника групповую деятельность: интерес + активность + общение со сверстниками + личность педагога +

    Общественная ценность и актуальность + проблемность ситуации + волевое напряжение + успех + торжество и ощущение личной значимости.

    6. Сплоченность группы зависит также от характера руководства и стиля принятия решений, характерного для группы. Известно, что коллегиальный, кооперативный стиль руководства и возможность для каждого члена группы принимать участие в выработке общего решения, способствуют сплочению группы. Ниже мы подробно остановимся на формах и средствах организации группой процесса выработки совместного решения.

    Отметим, что сплоченность-это важная характеристика состояния группы, так как сплоченная группа не только представляет собой более эффективно работающий единый организм, но и обладает большой привлекательностью для каждого члена группы. Сплоченная группа характеризуется усилением взаимоудовлетворяющего общения между участниками, близостью мнений и ценностных ориентации, что позволяет человеку чувствовать себя комфортно. В группе высокого уровня сплочения растет самооценка человека, снижается уровень его тревожности, и кроме того повышается эффективность любых форм активности такой группы.

    

    Объединение людей в группы. Классификация групп

    Эффективность деятельности организации определяется не только усилиями отдельных людей, а в большей степени результативностью их совместной деятельности. Человек выполняет свои трудовые обязанности во взаимодействии с другими, являясь членом группы, в рамках которой он работает. Решение проблем, стоящих перед группой, требует совместных усилий людей, обладающих различными знаниями, квалификацией, опытом, профессиональной подготовкой.

    Однако для достижения эффективных результатов совместной деятельности необходимо правильно сформировать группу и научить всех ее членов навыкам совместной работы, а также умению объединять и концентрировать усилия на решении общих задач.

    Участвуя в работе группы, человек может существенно изменить свое личностное поведение. Это обусловливает важность изучения проблем формирования и функционирования групп.

    Группа - относительно обособленное объединение определенного количества людей (двое и более), взаимодействующих, взаимозависимых и взаимовлияющих друг на друга для достижения конкретных целей, выполняющих разные обязанности, координирующих совместную деятельность и рассматривающих себя как часть единого целого (табл. 4.1).

    Таблица 4.1

    Классификация групп

    Каждая группа в своем развитии проходит ряд стадий.

    Формирование - стадия, на которой происходит отбор членов группы в соответствии с их функциональным или техническим опытом для выполнения целей, стоящих перед группой. Члены группы знакомятся, обмениваются официальной информацией друг о друге, вносят предложения о работе группы (например, как будут распределены функциональные обязанности, роли).

    Бурление - для этой стадии характерно возникновение конфликтов и появление конфронтации между членами группы.

    Двигаясь к поставленной перед группой цели, ее члены выражают различные интересы, порой не соответствующие этой цели. Возникают различные мнения, складываются определенные взаимодействия между членами группы, проявляется их отношение к групповой работе, распределению ролей и обязанностей, тактике группы. Если различия слишком велики, то некоторые члены могут покинуть группу. Если же различия незначительны, то члены группы либо приспосабливаются, либо открыто обсуждают противоречия.



    Важная роль на этой стадии принадлежит формальному лидеру, который должен решать внутригрупповые конфликты, устанавливать исходные условия взаимодействия.

    Становление норм поведения (нормирование) в группе. Члены группы начинают конструктивно приспосабливаться к различиям во взглядах и сотрудничать друг с другом. Они разрабатывают групповые нормы поведения. Окончательно завершается и всеми признается распределение ролей в группе. Возникает чувство товарищества, групповая сплоченность. Сотрудники идентифицируют себя с группой.

    Выполнение работы. Члены группы эффективно работают в соответствии с поставленной целью и распределением задач, согласованным на предыдущей стадии. Для разрешения возможных конфликтов используются групповые дискуссии.

    Расформирование. Группа выполняет свою задачу и расформировывается. Эта стадия характерна для временных групп, созданных для выполнения конкретных проектов или заданий. Постоянные группы достигают этой стадии после реализации всех целей группы.

    Проходя все стадии становления и развития, группа приобретает ряд существенных черт, характеристик, которые в конечном итоге влияют на эффективность ее деятельности.

    Общие характеристики группы

    Структура группы - это схема взаимоотношений в группе между ее членами в зависимости от занимаемой должности. Члены группы определяют престиж каждой должности, ее статус и значение в группе.

    Структура группы может основываться не только на статусно-ролевых отношениях. В этом случае говорят о профессионально-квалификационных характеристиках и половозрастном составе.

    Статус - положение работника в группе в соответствии с занимаемой должностью (формальный, официальный статус), а также положение в группе, которое отводят работнику другие ее члены (неформальный, неофициальный статус).

    Роли. Каждый член группы выполняет в ней различные роли. Роли - определенный набор действий, поведение индивида, определяющиеся работой. Роли могут быть:

    Все эти роли можно назвать функциональными, так как они связаны с выполнением обязанностей в соответствии с занимаемой должностью и формально закреплены. Однако наряду с этим в группе складывается неформальное распределение ролей, признаваемое, как правило, всеми ее членами.

    Человек, таким образом, играет в группе как функциональную, так и неформальную роль, причем один и тот же член группы может выполнять в ней несколько неформальных ролей.

    Люди исполняют неформальные роли группового поведения в соответствии со своими личностными способностями и внутренним призванием.

    Эффективность работы группы зависит от ее состава и от баланса ролей.

    Исследования показали, что особенно высоких показателей добились группы, в которых были:

    • способный руководитель;
    • сильный генератор идей;
    • интеллектуал, стимулирующий генератора идей;
    • «математик, способный вовремя «просчитать» недостатки обсуждаемых предложений.

    Анализ подходов к пониманию ролевых функций в группе позволяет сделать ряд выводов.

    • Для эффективной групповой деятельности нужны не только идеи, инициатива, конкретные предложения, обоснованные решения и четкое исполнение принятых решений, но и эмоциональная поддержка, добрые отношения, юмор и хорошая морально-психологическая атмосфера в коллективе.
    • Чем более полная и разнообразная ролевая структура группы, тем динамичнее процесс формирования и эффективнее деятельность этой группы.
    • Состав группы должен отражать специфику задания. Полный набор ролей особенно важен в условиях быстрого изменения содержания работы.

    Нормы - общепринятые стандарты, правила индивидуального или группового поведения, сложившиеся в результате взаимодействия членов группы, принятые и выполняемые ими.

    Групповые нормы выполняют функцию регулирования совместной деятельности членов группы. Они могут быть формализованы в определенных документах, положениях, процедурах и т.п. Вместе с тем большинство групповых норм носит неформальный характер.

    Групповые нормы оказывают сильное влияние на поведение ее членов. Это обусловлено тем, что соблюдая нормы человек может рассчитывать на принадлежность к группе, ее признание и поддержку. Они также помогают членам группы определить, какое поведение и какие результаты от них ожидаются.

    Нормы оказывают влияние и на результаты деятельности организации. Они могут быть положительными и поощрять поведение людей в направлении достижения целей организации. Отрицательные нормы, наоборот, поощряют поведение, не способствующее достижению целей организации.

    Группы могут иметь разнообразные нормы.

    • Нормы деятельности:
      • отношение к работе в позднее время, к сверхурочной работе, заменам;
      • интенсивность работы;
      • отношение к браку, ошибкам в работе, нарушению исполнительской дисциплины и т.п.
    • Нормы, регламентирующие форму одежды.
    • Нормы, регламентирующие распределение ресурсов внутри группы.

    Лидерство - способность оказывать влияние на других людей, направляя их усилия на достижение целей организации.

    В формальной группе формальным лидером выступает руководитель. Успех работы группы во многом зависит от него, поскольку лидер формирует основные принципы взаимодействия, задает вектор развития, влияет на социально-психологический климат, взаимоотношения в коллективе, он имеет право и власть поощрять или наказывать членов группы по результатам работы.

    В неформальной группе лидер тоже играет важную роль. Он вносит вклад в выполнение задач группы, позволяет ее членам удовлетворять свои потребности, воплощает в себе основные ценности группы, представляет точку зрения группы при взаимодействии с лидерами других групп, сглаживает противоречия в группе.

    Лидер всегда должен быть открытым, побуждая членов группы к участию в ее целях, и авторитарным, вмешиваясь, когда это необходимо, в работу для достижения поставленных целей группы.

    Групповые процессы - процессы, организующие деятельность группы. К ним, например, относят взаимодействие членов группы при выполнении определенной задачи, процедуры принятия решений в группе, обмен информацией, социальную поддержку.

    Конфликтность - различия во мнениях членов группы, которые могут привести к внутригрупповым спорам и даже к конфликту.

    Высшее образование в МИЭМП по специальности «Связи с общественностью» дистанционно: 10900 руб. в семестр

    Ситуационные характеристики группы

    Размер группы. Исследования показывают, что наиболее эффективны группы, состоящие из 5-7 человек. С увеличением размера группы усложняется общение между ее членами, труднее достигается согласие в деятельности при выполнении задач, отдельным членам групп не уделяется достаточно времени, они испытывают затруднения, робость в высказывании собственного мнения перед другими. В группах из 2-3 человек возникает напряженность между ее членами, они обеспокоены слишком очевидной персональной ответственностью за принимаемые решения.

    Пространственное расположение. Характеризует размещение людей во время работы по отношению друг к другу: сидят лицом или спиной друг к другу. Важны три характеристики пространственного расположения человека в процессе работы, влияющие на взаимоотношения между человеком и группой:

    1) наличие постоянного места или территории;

    2) личное пространство, в котором находится только данный человек;

    3) взаимное расположение рабочих мест.

    Задачи, решаемые группой. Их содержание определяет специфику работы группы и организацию группового процесса. Особенно важно определить частоту и качество взаимодействий членов группы в процессе решения задачи в зависимости от ее сложности.

    Система вознаграждений должна иметь ценность для членов группы, вознаграждение должно восприниматься как заслуженное и побуждать к выполнению общих задач.

    Групповая сплоченность

    Групповая сплоченность - одна из важнейших характеристик группы. Под сплоченностью понимается сила стремлений членов группы оставаться в ней и выполнять свои обязательства перед группой.

    Как правило, чем более сплоченной является группа, тем выше результаты ее работы. Групповая сплоченность оказывает влияние на результаты деятельности не только группы, но и всей организации в целом. Если групповые цели согласуются с целями организации, а нормы поведения, принятые в группе, нацелены на достижение высоких результатов работы, то эффективная деятельность группы обеспечивает и эффективность деятельности организации.

    На групповую сплоченность оказывают влияние различные факторы, которые могут как повышать ее, так и существенно ее снизить (табл. 4.2).

    Таблица 4.2

    Фактор Направленность фактора
    Повышающий групповую сплоченность Понижающий групповую сплоченность
    Время существования группы Длительный период совместной работы Короткий период существования группы
    Престижность группы Высокая Недостаточно высокая; группа вновь создается; отсутствует достоверная информация о группе
    Насколько трудно вступить в группу Трудно Легко
    Размер группы и возможность взаимодействия членов группы друг с другом Небольшое количество членов группы (5-7 человек) Большая численность группы. Возможности для взаимодействия каждого члена группы друг с другом уменьшаются
    Согласие относительно целей Присутствует Отсутствует
    Общность установок и ценностных ориентаций Высокая (большая) Низкая
    Взаимосвязь задач, стоящих перед группой Присутствует Отсутствует
    Сложность задач, стоящих перед группой Высокая Низкая
    Состав группы по возрасту Небольшая разница в возрасте Большая разница в возрасте
    Внешняя угроза Высокая Низкая
    Конкуренция Межгрупповая Внутригрупповая
    Опыт групповой работы Положительный опыт взаимодействия между членами группы, личная привлекательность членов группы Негативный опыт взаимодействия между членами группы, личная неприязнь
    Предшествующий успех групповой работы Гордость за совместные достижения Отcутствие ощутимого увеличения результатов труда, совместная деятельность ранее не приносила удовлетворения или присутствовали явные неудачи
    Отношение руководства к групповым формам работы Поддерживающее: проведение собраний, упор на глобальные цели группы, организация групповых обсуждений возникающих проблем, новых процессов и приоритетов, привлечение членов группы к принятию решений Индифферентное
    Мотивация и вознаграждение Групповая мотивация и групповое вознаграждение Индивидуальная мотивация и вознаграждение по индивидуальным трудовым результатам
    Распределение ресурсов По групповому принципу По индивидуальному принципу

    Высшее образование в МИЭМП по специальности «Менеджмент организации» дистанционно: 10900 руб. в семестр

    Сплочение группы – это процесс, сопровождающий группу на всех этапах ее развития. Он заключается в формировании неповторимого типа связей в группе, которые дают возможность формальную структуру, задаваемую извне, превратить в психологическое сообщество. Сплоченность проявляется по-разному. Это может быть и эмоциональная притягательность, и взаимопривязанность членов группы, и стремление их к сохранению своего группового членства, и единство ценностей и целей участников группы. Отметим, что сплоченность – это важная характеристика состояния группы, так как сплоченная группа не только представляет собой более эффективно работающий единый организм, но и обладает большей привлекательностью для каждого ее члена. Сплоченная группа характеризуется усилением взаимоудовлетворяющего общения между участниками, близостью мнений и ценностных ориентаций, что позволяет человеку чувствовать себя комфортно. В группе высокого уровня сплочения растет самооценка человека, снижается уровень его тревожности, а кроме того, повышается эффективность любых форм активности такой группы.

    Сама по себе сплоченность выступает для членов любой группы как привлекательная цель и ценность, как групповое состояние, к которому надо стремиться. Примером этому могут служить подростковые группы, стремящиеся достичь высокого уровня внутригрупповой солидарности и сплоченности. Однако удается это не всегда, так как формирование в группе отношений, построенных на сплоченности, зависит от множества психологических факторов.

    Эмоциональная привлекательность членов группы – важный фактор человеческих взаимоотношений, который во многом определяет характер общения и успешность совместной деятельности. Так, чем выше взаимопривлекательность партнеров, тем больше они удовлетворены внутригрупповыми межличностными отношениями. Однако было бы неправильно думать, что вне взаимного притяжения невозможны пи нормальное общение, пи успешная деятельность людей. Связано это с тем, что удовлетворенность внутригрупповыми отношениями может быть высокой и при успешной совместной деятельности, даже если при этом не формируются близкие эмоциональные отношения. Отметим все же, что создать сплоченную группу без учета рассматриваемого фактора трудно.

    Сходство членов группы между собой также играет важную роль. Это могут быть различные аспекты сходства: возрастное, социальное, этническое и др. Но самое главное – это ценностное сходство, близость взглядов и социальных ориентаций членов группы, поскольку в этом случае в силу вступает психологический механизм, заключающийся в том, что чем ближе чужое мнение к его собственному, тем симпатичнее лицо, высказывающее данную точку зрения. И наоборот: люди склонны не замечать разногласий и противоречий с позицией привлекательного лица. Этот же феномен работает и в группе: человек больше тяготеет к группе, взгляды и ценности которой он разделяет и в которой его собственные взгляды находят поддержку.

    Более привлекательна для людей и имеет бо́льшие шансы стать сплоченной группа, чья деятельность основана не на конкуренции, а на групповой кооперации, в которой преобладает мотив сотрудничества.

    Как показали исследования, удовлетворенность межличностными отношениями членов группы может регулироваться совместимостью партнеров, которая вызывает межличностную привлекательность, и срабатываемостью, которая рождает удовлетворенность результатами совместной деятельности.

    Межличностная совместимость – сложный психологический эффект сочетания, взаимодействия общающихся людей. Различают структурную и функционально-ролевую совместимость.

    Структурная совместимость – это совместимость темперамента, характера и других личностных качеств партнеров. Причем если в отношении двух первых подтверждается гипотеза о комплементарности, взаимодополняемости качеств партнеров, то в отношении личностных свойств нашла экспериментальное подтверждение противоположная идея – сходства и близости (совместимость партнеров высока при обладании ими взаимодополняемыми свойствами темперамента и характера (сангвиник – меланхолик, холерик – флегматик) и сходными личностными ориентациями и особенностями (общительность, тревожность, мечтательность и др.)).

    Функционально-ролевая совместимость – это соответствие представлений партнеров о тех межличностных ролях, которые они будут реализовывать сами и ожидать от другого в процессе общения и взаимодействия. Если ролевые представления и ожидания участников совпадают, у них много шансов достичь гармоничных отношений, построенных на межличностной привлекательности.

    Срабатываемость – еще один эффект сочетания и взаимодействия людей, который позволяет добиваться высокой успешности совместной работы и удовлетворенности своим трудом и друг другом. Срабатываемость, как правило, не приводит к возникновению таких феноменов межличностного общения, как эмоциональная близость, идентификация, ориентация на интимно-личностное общение партнеров. Это, скорее, результат успешной реализации группой ее инструментальных функций, позволяющий достигать высокой продуктивности деятельности, высокой удовлетворенности членов группы своим трудом и групповым членством, а также порождающий хороший уровень взаимопонимания, адекватного отражения участниками общения всего, что происходит в группе.

    В условиях, когда члены группы не смогли достигнуть хорошего уровня срабатываемости или оказались малосовместимыми по своим характерологическим, личностным свойствам или ролевым представлениям, развиваются различные межличностные внутригрупповые конфликты.

    Причиной сплочения группы выступает кооперация, способствующая возникновению в группе ряда важных и привлекательных для членов группы феноменов:

    • при кооперации и мотиве сотрудничества уменьшается число внутригрупповых конфликтов, а также есть все условия для успешного разрешения возникающих объективных противоречий;
    • кооперация способствует свободному и открытому общению людей, стимулирует сближение мнений, расширяет обмен информацией между партнерами;
    • кооперация обеспечивает взаимную поддержку действий, поскольку только совместные усилия могут привести каждого члена группы к личному успеху;
    • кооперация между членами группы способствует сплочению всей группы.

    Вместе с тем соревнование между группами в определенных видах деятельности способствует внутреннему сплочению групп-участников. Однако важно помнить об одной опасности: межгрупповая конкуренция может привести к возникновению межгрупповой агрессии и неприятию членами групп друг друга, чего ни в коем случае нельзя допускать.

    Особенности групповых целей. Цели, которые ставятся группой или перед группой ее руководителем, помогают коллективу сплачиваться в том случае, если они отвечают потребностям членов группы, могут быть приняты ими в качестве своих личных целей (каждый участник видит личный смысл в том, что делает вся группа), а также если группа может рассчитывать на успех в достижении цели.

    Важной характеристикой групповой цели должна быть четкость и однозначность ее постановки. Абстрактные глобальные цели, не конкретизируемые в частные задачи (стать гармонически развитыми людьми, дружными, сплоченными и т.д.), подмена цели средством (достижение конкретного оценочного результата) не приносят желаемого эффекта.

    Цель деятельности в том случае, когда она действительно может служить источником активности индивида и фактором сплочения группы, должна отвечать следующим требованиям:

    • быть конечной (иметь четкий результат, достижение которого не очень оттянуто во времени от момента принятия цели);
    • быть ясной, определенной и понятной каждому участнику группы. Обязательно нужно проверить, действительно ли все члены группы одинаково понимают смысл и цель происходящего;
    • быть технологичной (содержать в себе доступные членам группы средства ее достижения);
    • быть личностно привлекательной для каждого члена группы (содержать в себе какие-либо частные цели и средства, интересные или доступные для него). Деятельность, организуемая в процессе деятельности, должна требовать от каждого тех умений, которые у него особенно развиты или которые он хотел бы в себе развить.

    Чем выше удовлетворенность участников деятельностью группы и самими собой, тем в большей степени будет сплачиваться группа. В свою очередь, удовлетворенность возникает при соблюдении ряда условий.

    Известно, что коллегиальный, кооперативный стиль руководства и возможность для каждого члена группы принимать участие в выработке общего решения способствуют сплочению группы.

    Коммуникация в малой группе – это способ деятельности, который облегчает взаимное приспособление поведения людей. Следовательно, суть коммуникативной деятельности состоит в установлении такой кооперации, когда поведение каждого изменяется и в известной степени регулируется фактом сотрудничества с другими индивидами. Коммуникация в малой группе – это обмен, который обеспечивает кооперативную взаимопомощь. "Интегральной характеристикой системы внутригрупповых связей является степень сплоченности, индексом которой может служить частота или степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций членов группы по отношению к объектам, наиболее значимым для группы в целом" .

    Сплоченность выступает ключевым понятием разработанной Куртом Левиным теории групповой динамики . Сплоченность определяется им как "тотальное поле сил", заставляющее членов группы оставаться в ней. Группа тем сплоченнее, чем больше она отвечает потребностям людей в эмоционально насыщенных межличностных связях. В сплоченных группах создается атмосфера внимательного отношения и взаимной поддержки, у ее членов формируется чувство групповой идентичности. Сплоченность порождает также эмоциональную привязанность, принятие общих задач, обеспечивает группе стабильность даже в самых сложных обстоятельствах, способствует выработке общих стандартов, делающих группу устойчивой, несмотря на разнонаправленность индивидуальных устремлений.

    Особое значение в механизме формирования групповой сплоченности принадлежит групповому давлению. В результате его действия происходит подчинение индивида группе в ситуации наличия конфликта между мнением индивида и мнением группы. Такая степень подчинения индивида групповому давлению получила название конформизма, или конформного поведения. Впервые модель конформного поведения изучал в экспериментах Соломон Аш в 1951 г.

    Специфическим случаем конформизма, своеобразной конформностью "наизнанку", выступает негативизм – поведение индивида, который противостоит мнению группы даже при оказываемом на него давлении. Однако в этом случае зависимость от группы продолжает сохраняться и проявляется в виде активного продуцирования антигруппового поведения, антигрупповой позиции. Иначе говоря, индивид продолжает сохранять привязку к групповому мнению, хотя и со знаком минус.

    В исследованиях конформности, проводившихся Мортоном Дойчем и Гарольдом Джерардом, были выделены два вида группового влияния:

    • нормативное, когда давление оказывает большинство и его мнение воспринимается членом группы как норма;
    • информационное, когда давление может оказываться меньшинством и члены группы рассматривают это мнение как информацию, на основе которой они сами должны сделать выбор .

    Нормативный конформизм подразумевает необходимость подчиниться группе, чтобы не быть отвергнутым, сохранить с членами группы хорошие отношения или заслужить их одобрение.

    Информационное влияние имеет место, когда ситуация носит двусмысленный характер и мнение окружающих может оказаться ценным источником информации. Интересно отметить, что, после того как человек согласился с той или иной группой, у него возникает довольно сильная потребность оправдывать выбранное решение.

    Как мы видим, конформизм проявляется не только в ситуациях сильного влияния группы, по и тогда, когда человек чувствует себя некомпетентным; когда задача, которую ему надо решить, кажется ему слишком трудной и он стремится избежать возможных ошибок.

    Групповая сплоченность с точки зрения процессов коммуникации в малой группе была исследована также Леоном Фестингером. Сплоченность анализировалась им на основе данных о частоте и прочности коммуникативных связей, раскрываемых в группе. Центральным понятием, с помощью которого осуществлялся анализ, стало понятие когнитивного диссонанса, т.е. осознания индивидом противоположности своих убеждений мнению другого человека или группы .

    По мнению Фестингера, процессы социальной коммуникации и социального влияния тесно связаны с процессами возникновения и устранения когнитивного диссонанса. Для индивида социальная группа является одновременно и главным источником когнитивного диссонанса, и основным средством его уменьшения или даже полного устранения. Так, информация, получаемая в процессе коммуникации, может содержать элементы, диссонирующие со взглядом индивида на какую-либо проблему или ситуацию. Наиболее эффективным путем устранения диссонанса между мнениями индивида и группы является принятие набора когнитивных элементов, соответствующих точке зрения группы. Причем диссонанс, вызванный столкновением мнений, зависит от следующих факторов.

    • 1. Количество когнитивных элементов мнения индивида, совпадающих с противоположным мнением. Чем больше консонативных отношений (совпадающих когнитивных элементов двух высказываемых мнений), тем меньше вызванный разногласием диссонанс. Таким образом, в конечном счете количественная характеристика определяет степень несогласия.
    • 2. Важность когнитивных элементов, включаемых в диссонанс. Чем более важным является элемент, тем больше будет диссонанс. Так, чем более значима проблема для отдельного человека или целой группы, тем важнее будут когнитивные элементы, свидетельствующие о существовании иных взглядов на эту проблему, и тем больше будет диссонанс, вызванный выражением несогласия.
    • 3. Авторитет человека или группы, выражающих противоположную точку зрения. Диссонанс становится больше, если противоположное мнение высказывается человеком или группой, признанными авторитетными.

    По мнению Фестингера, если существует диссонанс, одновременно присутствует и стремление к его уменьшению. При этом чем больше диссонанс, тем сильнее стремление его устранить.

    Способы выработки единого мнения в группах:

    • самостоятельное изменение мнения субъекта на более распространенное (именно распространенность мнения является обязательным условием уменьшения диссонанса);
    • изменение мнения субъекта через влияние;
    • утверждение превосходства собственного мнения.

    Одновременно Фестингер обращает внимание на возможность использования индивидом процессов социального влияния и коммуникации для уменьшения диссонанса. Человек будет прилагать усилия, чтобы получить одобрение членов группы. Он попытается найти тех, кто придерживается аналогичной точки зрения, или повлиять на мнение других. Причем попытки влияния будут направлены главным образом в адрес тех членов группы, которые проявляют наибольшую степень несогласия, так как чем острее разногласия, тем сильнее диссонанс в сознании индивида.

    На развитие внутригруппового взаимодействия, в частности его коммуникативной стороны, влияет и пространственное расположение членов группы. Согласно экспериментальным данным Роберта Соммера, существует зависимость между пространственным расположением людей в определенном помещении и их взаимодействием и аттракцией .

    Близость расположения людей в пространстве влияет на усиление коммуникации, роста аттракции и дружеских отношений. Как правило, люди размещаются в пространстве не в случайном порядке. В большинстве ситуаций можно отметить влечение людей к тем, кто вызывает симпатию, и стремление дистанцироваться от тех, кто не вызывает потребности общаться. Однако этого не происходит в группах с сильным директивным руководителем, который жестко контролирует коммуникативные потоки.

    Выбор членами группы того или иного местоположения в групповом пространстве показывает определенную взаимосвязь пространственной позиции со статусом владельца. В частности, позиция на пересечении внутригрупповых коммуникаций дает ее обладателю возможность контролировать групповые процессы и, следовательно, повысить свой статус, стать лидером.

    В любой малой группе существует также преобладающая "эмоциональная атмосфера", от которой часто зависят самочувствие членов группы и их поступки. Соответственно, действия, согласующиеся с доминирующим настроением, в значительной степени облегчаются. Довольно часто сложившаяся и существующая автономно группа негативно воспринимает присоединение к ней новых людей, оценивая это как вторжение в сформировавшуюся в группе коммуникативную сеть.

    Таким образом, средовые факторы оказываются важным элементом анализа, поскольку нельзя дать адекватную интерпретацию коммуникативных процессов в группе, не принимая во внимание конкретных условий их протекания. Например, экспериментально было выявлено: сидя за столом квадратной или прямоугольной формы, члены группы чаще обменивались информацией с партнерами, находящимися напротив них, нежели соседями. На основании этих данных был сделан важный в практическом плане вывод о целесообразности размещения участников групповой дискуссии за небольшим круглым столом с целью обеспечения равномерной коммуникации.

    • Основы теории коммуникации. С. 414.
    • Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000.
    • Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1996. С. 298.
    • Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб., 1999. С. 223– 271.
    • Дубовская Е. М., Кричевский Р. Л. Социальная психология малой группы. М., 2001. С. 165-166.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru

    Введение

    1. Групповая сплоченность

    1.1 Факторы, способствующие развитию и формированию групповой сплоченности

    1.2 Проблемы, из-за которых снижается сплочённость группы

    1.3 Способы улучшения сплочённости группы

    2. Эффективность групповой деятельности

    2.1 Факторы, влияющие на эффективность групповой деятельности

    2.2 Преимущества и недостатки групповой деятельности

    3. Показатели эффективности групповой деятельности

    4. Условия, необходимые для достижения эффективности групповой деятельности

    Заключение

    Список используемой литературы

    Введение

    Эффективность групповой деятельности обеспечивают динамические процессы происходящие в группе. Имеются три основных критерия эффективности деятельности группы: образовательный, профессиональный и воспитательный. Первые два отражают специальные задачи, третий является общесоциальным. Важные показатели эффективности - продуктивность и удовлетворенность членов группы групповой деятельностью.

    И. Штайнер предложил формулу вычисления продуктивности:

    Актуальная продуктивность = потенциальная продуктивность - нереализованная продуктивность

    Существуют различные пути повышения эффективности групповой деятельности. группа сплоченность психологический эффективность

    Величина группы не оказывает однозначного влияния на успешную ее деятельность. Следствия увеличения или уменьшения количества членов группы могут быть как положительными, так и отрицательными.

    Положительные: появляется больше людей с ярко выраженной индивидуальностью; легче распределить обязанности; большая по численности группа за одно и то же время может выполнить больший объем работ, повышается «ресурс талантов», большее число людей может участвовать в выработке решений.

    Отрицательные: может уменьшаться сплоченность, возрастает вероятность распада на группировки; трудная управляемость, увеличение расхождений во мнениях; средний вклад каждого снижается.

    Для успешной работы большое значение имеют сложившиеся межличностные отношения. При сравнительно простых, привычных задачах взаимоотношения существенно не влияют на результаты групповой работы. В противном случае - лучше проявляют себя группы с благоприятными взаимоотношениями.

    Успех деятельности зависит от формы ее организации. Выделяют следующие формы: коллективно-кооперативная (тесное взаимодействие и взаимозависимость), индивидуальная (самостоятельная работа каждого), скоординированная (соотнесение результата с деятельностью других).

    На эффективность групповой деятельности влияет ее композиция. Высокоразвитые группы с неоднородной композицией лучше, чем однородные, справляются со сложными проблемами. В слаборазвитых группах взаимопонимание затрудняется. В трудных ситуациях, в условиях дефицита времени при сравнительно простых заданиях лучшие результаты обычно показывают однородные группы.

    Успех деятельности зависит от стиля лидерства. Для группы, приближающейся к уровню коллектива, предпочтителен демократический, а иногда и либеральный стиль. Для групп со средним уровнем развития лучшие результаты дает гибкий стиль, сочетающий элементы директивности, демократичности, либеральности. В слаборазвитых группах предпочтительнее директивный стиль с элементами демократичности.

    Вопросом эффективности занимались многие психологи, такие как: американский психолог Р. Лайкерт, предложивший определенные характеристики эффективной команды, К. Аджирис, М. Белбин, Дж. Хэкман, Р. Шварц и другие.

    1. Г рупповая сплочённость

    Групповая сплоченность - это показатель прочности, устойчивости и слаженности работы коллектива. Она основывается на межличностных взаимоотношениях между людьми, которые характеризуются взаимной всесторонней симпатией членов группы и удовлетворенностью членством в ней. Развитие и формирование групповой сплоченности любого коллектива характеризуется сходством представления его членов об действующих нормах, правилах, требованиях и ожидаемого от группы результата работы.

    Определение групповой сплоченности говорит о том, что чем выше групповая сплоченность, тем выше эффективность работы. Но такая закономерность не всегда верна. Она зависит от определенных факторов.

    Факторы, способствующие развитию и формированию групповой сплоченности:

    1) совпадение целей, интересов, взглядов, ценностей и ориентаций участников группы;

    2) общение и взаимодействие между членами группы;

    3) приемлемое для всех равенство социального статуса и происхождения членов группы;

    4) демократизм групповых взаимоотношений, атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;

    5) активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников;

    6) положительное мнение членов группы друг о друге;

    7) выраженная потребность каждого в членстве в группе;

    8) оптимальный размер группы (5-9 человек);

    9) оптимальный размер рабочего пространства - рабочие места расположены близко, но люди не мешают друг другу;

    10) наличие положительного опыта в совместном решении задач;

    11) психологическая совместимость и взаимная симпатия членов группы.

    13) наличие эффекта соревнования (неофициального) с другой группой

    В группе с высокой групповой сплоченностью также могут возникнуть некоторые проблемы , из-за которых сплоченность, а в последствии и эффективность групповой работы и результат в целом начнет снижаться. Поэтому следует обратить внимание на возможные причины снижения уровня сплоченности коллектива:

    * распад группы на мелкие подгруппы, часто с эффектом негласного соревнования между собой;

    * близкие отношения между членами группы (дружба, любовь) или наоборот внезапно возникшая неприязнь между отдельными членами;

    * ошибки в неправильном стиле управления руководителя группы

    * отсутствие единой цели, объединяющей всех сотрудников, слабая динамика развития совместной деятельности.

    Существуют некоторые способы для улучшения сплоченности группы :

    1) Испытание общего успеха

    2) Доверие членов группы друг другу и прежде всего - к лидеру группы

    3) Развитое чувство принадлежности к группе, ощущение некой особенности, избранности. Это чувство можно укреплять, проводя совместные групповые мероприятия, демонстрируя больший потенциал, новые возможности в решении проблем, открывающиеся в совместной работе.

    4) Следует позаботиться о том, чтобы принадлежность к группе доставляла радость, реализовала стремление к уважению, самоуважению, к престижу.

    5) Вера группы в реальность решения поставленных перед нею задач.

    6) Внешнее стимулирование включает особое поощрение развития групповой сплоченности и оказания взаимной поддержки. Внешнее стимулирование (поощрение или наказание) обладает особой ценностью для членов группы.

    2. Э ффективность групповой деятельности

    Эффективность групповой деятельности - производительность труда в группе и удовлетворенность её членов совместной деятельностью.

    На эффективность групповой деятельности оказывают влияние как содержательные (межличностные отношения, нормы, роли, статусы, внутренние установки, лидерство), так и формальные характеристики группы (число членов в группе, особенности групповой задачи, связанные с распределением обязанностей между членами группы). Первые описывают психологические состояния людей и непосредственно влияют на работу группы, однако они плохо поддаются изменению и зависят от формальных характеристик группы, например от ее состава. Формальные характеристики групповой работы оказывают лишь косвенное влияние на групповую деятельность - через психологию составляющих ее людей, однако управлять ими легче.

    Факторы, влияющие на эффективность групповой деятельности:

    1. Величина группы. Оказывает как положительное влияние (увеличивается количество людей, имеющих знания в разных областях, облегчается распределение обязанностей, увеличивается объем обработки информации за единицу времени), так и отрицательное (возможно уменьшение сплоченности, увеличение дистанции и расхождение во мнениях между членами группы, что ведет к обострению взаимоотношений в группе, осложняет управление и снижает результат, вклад каждого участника группы значительно снижается).

    2. Характер и сложность задачи, стоящей перед группой.

    3. Индивидуальный состав группы. Неоднородные группы лучше справляются со сложными проблемами и задачами, чем однородные.

    4. Развитие группы. Слаборазвитые группы способны решать только легкие задачи, тогда как высокоразвитая группа может справиться с решением наиболее сложных задач и проблем.

    5. Стиль лидерства.

    6. Микроклимат в группе, совместимость её членов и их работоспособность.

    7. Форма организации деятельности.

    Групповая деятельность имеет как преимущества, так и недостатки .

    Плюсы работы в группе:

    1. Групповые формы работы позволяют объединить членов группы, обладающих знаниями в различных областях науки, техники, что положительно сказывается на результате.

    2. Каждый человек может высказать свое мнение о проблеме и предложить свое решение, в соответствии со своим видением этой проблемы. Это позволяет учесть разные аспекты решаемой проблемы.

    3. В процессе группового обсуждения возникают новые предложения, идеи (метод мозгового штурма).

    4. Работа в группе стимулирует взаимное доверие и уверенность в коллегах, особенно если при совместном решении проблемы приходилось преодолевать определенные трудности.

    5. Групповые формы работы способствуют индивидуальному развитию членов группы (посредством обучения в процессе совместного решения проблем, анализа, конструктивного обсуждения).

    Минусы работы в группе:

    1. Потери времени. Работа в группе предполагает обсуждение проблем всеми членами группы, рассмотрение различных точек зрения, поэтому на принятие решения в группе тратится больше времени.

    2. Доминирование одного из членов в группе. Речь идет не о лидерстве, а об усилении влияния некоторых членов группы на других, что не способствует эффективности работы, а лишь заставляет людей принять навязанную точку зрения и в дальнейшем может возникнуть боязнь высказать собственное мнение.

    3. Упорное отстаивание определенного предложения, что может привести к принятию его всей группой, а также потребовать определенного вложения ресурсов, хотя предложенное решение может оказаться неверным.

    4. Разделение ответственности. С одной стороны, осознание общей ответственности за выполнение какого-либо задание - положительный момент. Но в то же время это может способствовать уходу от индивидуальной ответственности. Тогда у некоторых членов группы может появиться соблазн переложить ответственность на других членов группы, тем самым выполнять свою работу менее эффективно. Тогда общая ответственность переходит в безответственность.

    5. Одним из важнейших недостатков является «групповое единомыслие» - шаблонное мышление.

    3. Показатели эффек

    1. Достижение целей, стоящих перед группой.

    2. Удовлетворенность членов группы своим трудом, работники чувствуют себя комфортно на работе.

    3. Индивидуальное развитие членов группы. Работая в группе, в коллективе, сотрудники удовлетворяют свои потребности, повышают свой творческий потенциал, приобретают опыт, повышают свою активность, развивают свои способности и т. д. А это в свою очередь ведет к повышению производительности их труда, а следовательно, к повышению эффективности работы и группы в целом.

    4. Члены группы уверены в её успехе.

    5. Все ее члены осознают свою ответственность за соблюдение качества и сроков выполнения заданий или решения задач.

    6. Оптимально выстроено взаимодействие между лидером и членами команды.

    4. Условия, необходимые для достижения эффек тивности групповой деятельности

    1. Как у формальной, так и у неформальной группы должен быть сильный лидер, заинтересованный в ее успехах.

    2. Нормальный психологический климат в коллективе. Взаимная поддержка членов группы, доверие.

    3. Неоднородность группы. Обеспечивает большую эффективность в решении более сложных задач и проблем.

    4. Сплоченность коллектива и его работоспособность.

    5. Оптимальные размеры группы.

    6. Четкость целей и разделение их всеми членами группы.

    7. Постоянное пребывание в поиске новых идей, знаний, перспективных методов работы.

    8. Мотивация членов группы.

    Заключение

    Эффективность групповой деятельности зависит от множества факторов. На нее влияют: величина группы и ее индивидуальный состав, характер поставленной задачи или проблемы, развитость группы, климат внутри группы и взаимоотношения между ее членами, сплоченность коллектива.

    Сплоченность группы играет немаловажную роль в эффективности групповой деятельности. В сплоченном коллективе царит атмосфера доброжелательности, доверия.

    Групповая деятельность несомненно приносит определенные плюсы. Такие как: индивидуальное развитие членов группы, возникновение доверия между сотрудниками, уверенность в коллегах, что способствует сплочению коллектива. Также, по моему мнению, один из самых важных плюсов групповой деятельности - возможность высказывания своего мнения для каждого члена группы. Как известно, в мире все достаточно субъективно, и каждый человек имеет свои взгляды, мысли. Каждый член группы может видеть проблему по-своему, со своей точки зрения (неоднородность группы здесь является большим плюсом), отсюда видение решения у каждого сотрудника может быть своим. Появляется множество вариантов решений проблемы или задачи, стоящих перед группой. А это возможность выбрать наиболее верное и подходящее решение этой группе.

    Конечно, есть и обратная сторона медали.

    Работа в группе зачастую предполагает обсуждение проблем или задач всеми членами группы, как правило это занимает гораздо больше времени, нежели решение принималось бы индивидуально. Также, на мой взгляд, у работы в группе есть значительный недостаток - общая ответственность. Чем больше в группе человек, тем больше опасность возникновения безответственности и конфликтов. Некоторые члены группы могут выполнить свои задания недобросовестно, надеясь, что это исправят другие члены группы. А кто должен отвечать за некачественно выполненное задание? Все и никто одновременно. Индивидуальная ответственность отходит в сторону, и в какой-то степени стимул качественно выполнять свою работу пропадает (при отсутствии харизматичного лидера), просто потому что конкретно он за это ответственность не понесет. Но это конечно грозит снижением уровня сплоченности коллектива (т.к. доверие ослабляется), снижением продуктивности и качественности результата.

    Добиться эффективности групповой деятельности не так просто, но следуя определенным методам (в зависимости от конкретной ситуации), конечно, этого можно добиться.

    Список используемой литературы

    1. И.А. Скопылатов, О.Ю. Ефремов«УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ»

    2. Агеев В. С. Психология межгрупповых отношений. - М., 1983

    3. Клаус Фопель Групповая сплоченность

    4. http://userdocs.ru/psihologiya/7917/index.html?page=6

    5. http://www.psiola-center.ru/company8.htm

    6. Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г.

    7. http://website-seo.ru/067803021133.html

    8. http://vocabulary.ru/dictionary/894/word/yefektivnost-grupovoi-dejatelnosti

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Понятие сплоченности групп. Факторы сплоченности группы. Сила сплоченности и последствия сплоченности. Методы изучения и техника измерения групповой сплоченности. Определение взаимосвязи сплоченности группы с таким понятием, как эффективность работы.

      реферат , добавлен 17.10.2010

      Понятие групповой сплоченности как показателя прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий. Модель групповой сплоченности по Картрайту. Подходы и факторы к рассмотрению понятия групповой сплоченности. Теория групповой динамики Левина.

      реферат , добавлен 07.03.2012

      Понятие групповой сплоченности коллектива организации. Особенности межличностных отношений в коллективе организации. Роль психолога в формировании сплоченности сотрудников организации. Определение уровня психологической комфортности в коллективе.

      курсовая работа , добавлен 28.07.2015

      Проблема групповой сплоченности в трудах исследователей. Студенческая группа как социальная общность. Основные методы, способы определения влияние характера деятельности и межличностные отношения на групповую сплоченность студентов. Тренинговая программа.

      курсовая работа , добавлен 12.07.2015

      Социально-психологические феномены в малых группах и коллективах различных уровней. Групповая сплоченность как процесс групповой динамики. Основные свойства сплоченной группы, психологические и практические основы обеспечения групповой сплоченности.

      реферат , добавлен 29.09.2008

      Направления исследования групповой эффективности. Параметры и способы оценки групповой эффективности, направления ее исследования. Влияние разных видов сплоченности на отдельные параметры эффективности группы. Понятие доверия в психологии и его виды.

      курсовая работа , добавлен 02.04.2016

      Групповая сплоченность как один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. Знакомство с психолого-педагогической основой становления групповой сплочённости в коллективе учащихся младшего школьного возраста.

      курсовая работа , добавлен 13.03.2014

      Групповая динамика и межгрупповое взаимодействие. Позитивные и негативные аспекты проявления групповой сплоченности учебного коллектива. Сущность влияния педагога на динамические процессы в группе: сплоченность, поляризацию, конформность, лидерство.

      контрольная работа , добавлен 01.06.2014

      Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте. Факторы, влияющие на социально-психологический климат класса учащихся. Изучение социометрических статусов учеников седьмого класса, коэффициента взаимности, уровней групповой сплоченности.

      курсовая работа , добавлен 26.03.2015

      Групповая сплоченность - это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью ею. Копмлекс упражнений.