Чем отличается есхн от усн. Единый сельскохозяйственный налог. Кто может работать на есхн

Упрощенная система налогообложения применяется налогоплательщиками наряду с иными режимами налогообложения. Об этом говорится в п. 1 ст. 346.11 НК РФ.

Однако на практике организация может совмещать УСН только с ЕНВД. А индивидуальные предприниматели могут совмещать "упрощенку" как с ЕНВД, так и с патентной системой налогообложения.

Так, нельзя одновременно работать на УСН и на общей системе налогообложения, поскольку каждый из этих режимов применяется в отношении всех видов деятельности, которые ведет налогоплательщик.

Несовместима "упрощенка" и с ЕСХН в силу прямого указания на это в пп. 13 п. 3 ст. 346.12 НК РФ.

Кроме того, УСН не вправе применять организации, которые занимаются игорным бизнесом и платят налог на игорный бизнес.

Также нельзя совмещать "упрощенку" с системой налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Ведь участники такого соглашения на УСН не переводятся (пп. 11 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Таким образом, одновременно организация может применять только УСН и ЕНВД. "Вмененка" применяется добровольно в отношении видов деятельности, по которым налогоплательщик перешел на уплату ЕНВД и встал на учет в инспекции, при условии, что данный спецрежим введен на соответствующей территории (ст. 346.28 НК РФ). Поэтому если в отношении видов деятельности, перечисленных в п. 2 ст. 346.26 НК РФ, применяется ЕНВД, то по остальным видам деятельности организация вправе применять УСН.

УСН и ЕНВД могут применяться организацией и по одному виду деятельности, указанному в п. 2 ст. 346.26 НК РФ, но при этом обособленные подразделения (объекты), через которые ведется такая деятельность, не должны находиться:

На территории одного муниципального района;
- на территории городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
- на территории нескольких районов одного городского округа.

Таким образом, совмещение ЕНВД и УСН по одному виду деятельности недопустимо по объектам, которые находятся:
- на территории одного муниципального образования;
- на территории одного города федерального значения.

Приведем пример, организация "Х" занимается оптовой торговлей и применяет УСН. Также она продает товары в розницу на территории, где в отношении розничной торговли введен режим налогообложения в виде ЕНВД. В такой ситуации по рознице организация "Х" может применять ЕНВД, а по оптовой торговле - УСН.

Следует заметить, что при совмещении УСН и ЕНВД необходимо вести раздельный учет (п. 7 ст. 346.26 НК РФ).

Индивидуальные предприниматели могут совмещать УСН не только с ЕНВД в описанном выше порядке, но и с патентной системой налогообложения. Патентная система налогообложения применяется в отношении видов деятельности, на осуществление которых индивидуальный предприниматель получил патент. По остальным видам деятельности вы вправе применять УСН.

По общему правилу организации, которые применяют УСН, налог на прибыль не уплачивают (абз. 1 п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Однако по отдельным видам доходов такое освобождение не действует. Поэтому с некоторых из них вы должны уплатить налог самостоятельно и представить в налоговую инспекцию отчетность. По другим облагаемым доходам за вас это сделает налоговый агент - лицо, от которого вы такой доход получили.

Итак, при работе на УСН налог на прибыль уплачивается со следующих доходов (абз. 1 п. 2 ст. 346.11 НК РФ):

1) с дивидендов.
При этом если дивиденды выплатила вам российская организация, то она выступает в качестве налогового агента, т.е. должна удержать с этих доходов налог на прибыль и перечислить его в бюджет (п. 2 ст. 275 НК РФ). Таким образом, в данном случае вам не нужно платить налог самостоятельно.

Если же дивиденды вы получили от иностранной организации, то должны сами рассчитать и уплатить с них налог на прибыль в общем порядке.

2) с процентов по ценным бумагам, указанным в п. 4 ст. 284 НК РФ, а именно:
- по государственным ценным бумагам государств - участников Союзного государства (Российской Федерации, Республики Беларусь);
- государственным ценным бумагам субъектов РФ;
- муниципальным ценным бумагам;
- облигациям с ипотечным покрытием.

3) с доходов учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученных на основании ипотечных сертификатов участия.
Налог вам следует исчислить и уплатить самостоятельно.
Кроме того, при получении доходов, с которых при УСН налог на прибыль вы должны уплатить самостоятельно, нужно подать декларацию по данному налогу в налоговый орган.

Основание и правовые основы

Система налогообложения в виде ЕСХН - единого сельскохозяйственного налога - это один из пяти специальных налоговых режимов. Он предназначен для применения в сельском хозяйстве, как следует и из названия.

Как и все остальные спецрежимы, ЕСНХ заменяет собой уплату налога на прибыль и НДС, а также ЕСХН заменяет и уплату налога на имущество организаций.

Единый сельхозналог введен главой 26.1 Налогового кодекса РФ. Формы отчетности, как обычно, устанавливаются финансовым ведомством. Также в правовую базу по ЕСХН можно включать и разъяснения Минфина и ФНС РФ - эти разъяснения не имеют нормативного характера, но помогают разобраться в разных аспектах применения налога.

Порядок перехода на ЕСХН

Переход на единый сельхозналог - добровольное дело. Определиться с желанием применять ЕСХН нужно до 31 декабря года, предшествующего тому году, с которого будет применяться ЕСХН. Именно в этот срок - до 31 декабря - нужно подать в налоговый орган по своему местонахождению (месту жительства) соответствующее уведомление. В нем указываются данные о доле дохода от реализации произведенной налогоплательщиком сельскохозяйственной продукции.

Вновь созданная организация или вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на уплату ЕСХН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в его свидетельстве.

Обращаем внимание!

Особые условия уведомления о переходе на ЕСХН установлены статьей 346.3 НК РФ для организаций, которые внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ.

Организации и предприниматели, не представившие уведомление о переходе на уплату ЕСХН в установленные сроки, не признаются плательщиками ЕСХН и, соответственно, не смогут применять этот режим налогообложения в новом году.

Налогоплательщики, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, не вправе до окончания налогового периода перейти на иные режимы налогообложения.

Если по итогам налогового периода налогоплательщик перестаёт соответствовать указанным выше обязательным условиям, то он считается утратившим право на применение единого сельскохозяйственного налога с начала года, в котором допущено или выявлено данное нарушение.

Если налогоплательщик утратил право на применение ЕСХН, он обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода.

Налогоплательщики вправе перейти с ЕСХН на другой режим налогообложения с начала нового календарного года. Для этого нужно вновь уведомить об этом налоговый орган по местонахождению организации (или месту жительства индивидуального предпринимателя) не позднее 15 января.

Налогоплательщики, перешедшие на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на уплату ЕСХН не ранее чем через год после утраты права на его применение.

Налогоплательщики

Налогоплательщики ЕСХН - это организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого с/х налога в порядке, установленном НК РФ.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями могут быть:

  1. Организации и индивидуальные предприниматели:
    • производящие сельскохозяйственную продукцию;
    • осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах);
    • реализующие эту продукцию.

    Все перечисленные выше условия должны быть соблюдены одновременно. Если компания не производит сельхозпродукцию, а только закупает ее, перерабатывает и продает, то они плательщиком ЕСХН стать не сможет.

    Обязательное условие для перехода на ЕСХН - по итогам работы за календарный год, предшествующий году, в котором подается заявление о переходе на уплату ЕСХН, доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции должно составлять не менее 70% от общего дохода налогоплательщика.

  2. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы - если по итогам их работы за предыдущий календарный год доля их доходов от реализации сельхозпродукции собственного производства членов данных кооперативов, а также от работ (услуг) для членов этих кооперативов составляет в общем объеме доходов не менее 70%.
  3. Градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта. Для них обязательным (для перехода на ЕСХН) являются следующие условия:
    • в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) за предыдущий год доля их дохода от реализации их уловов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции составляет не менее 70%;
    • они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера).
  4. Рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели.

Обязательные условия для перехода на ЕСХН:

  • средняя численность работников, за каждый из двух календарных лет, предшествующих подаче уведомления, не превышает 300 человек;
  • в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов за предшествующий год составляет не менее 70%.

Полный перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые вправе перейти на уплату ЕСХН, указан в статье 346.2 НК РФ.

Не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога:

  • организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;
  • организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр;
  • казенные, бюджетные и автономные учреждения.

К сельхозпродукции в целях налогообложения ЕСХН относятся:

  • продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства;
  • продукция животноводства в т.ч. полученная в результате выращивания и доращивания рыб, а также других водных биологических ресурсов.

Закрытый перечень сельскохозяйственной продукции утвержден Постановлением Правительства РФ от 25 июля 2006 года N 458.

Освобождение от налогов

Организации, перешедшие на уплату ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате:

  • налога на прибыль организаций;
  • налога на имущество организаций;

Индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате:

  • налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности);
  • налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности);
  • налога на добавленную стоимость (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией).

Иные налоги и сборы уплачиваются в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

Обращаем внимание!

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов.

Объект налогообложения и налоговая база

Объект налогообложения при ЕСХН - это доходы, уменьшенные на расходы. Порядок определения доходов и расходов установлен статьей 346.5 Налогового кодекса РФ.

Налоговая база - это денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (кассу), получения иного имущества (работ, услуг), имущественных прав, а также погашения задолженности иным способом (кассовый метод).

Расходами признаются затраты после их фактической оплаты.

Доходы и расходы в валюте пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ, установленному соответственно на дату получения доходов (дату осуществления расходов). Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются исходя из цены договора с учетом рыночных цен, определяемых правилами ст. 105.3 НК.

Налоговую базу можно уменьшить за налоговый период на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов. Налогоплательщики вправе осуществлять перенос убытка на будущие налоговые периоды в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.

Организации обязаны вести учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы ЕСХН, на основании данных бухгалтерского учета.

Индивидуальные предприниматели бухгалтерский учет могут не вести, но обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по ЕСХН в книге учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН. Форма и Порядок заполнения этой книги утверждены Приказом Минфина России от 11 декабря 2006 года N 169н.

Обращаем внимание !

Налоговый период

Налоговый период - календарный год.

Отчетный период - полугодие.

Налоговые ставки

Налоговая ставка по ЕСХН установлена Налоговым кодексом в размере 6% и неизменна в общем случае.

Однако с 2015 года для Крыма и Севастополя введена возможность понижения ставки ЕСХН. На период 2015-2016 гг. этих власти регионов могли уменьшить ставку до 0%. На период 2017-2021 гг. уменьшение возможно лишь до 4%.

В 2016 году и в Севастополе, и в республике Крым была установлена ставка налога при ЕСХН в размере 0,5%.

В 2017 году Законами республики Крым и г. Севастополя ставка ЕСХН повышена до минимальных 4%.

Обращаем внимание!

По п. 2 ст. 346.8 НК РФ ставка по ЕСХН, установленная законами Крыма и Севастополя на 2017 г., не будет повышаться до 2021 г., то есть в течение всего этого периода она будет равна 4%.

Порядок исчисления и уплаты ЕСХН. Отчетность

При применении ЕСХН налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налогоплательщик должен сам рассчитать налог по правилам, установленным НК РФ.

По итогам отчетного периода необходимо рассчитать сумму авансового платежа, исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия. Аванс должен быть уплачен не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода.

По истечении налогового периода налогоплательщики представляют налоговые декларации и уплачивают ЕСХН в налоговые органы:

  • организации - по месту своего нахождения;
  • индивидуальные предприниматели - по месту своего жительства.

Сдать налоговую декларацию и уплатить налог за предыдущий год нужно не позднее 31 марта года.

Форма налоговой декларации утверждена приказом ФНС России от 28.07.2014 N ММВ-7-3/384@. Может подаваться как в бумажном, так и в электронном виде.

При прекращении деятельности в качестве сельхозтоваропроизводителя, организация или индивидуальный предприниматель должны уплатить налог и подать декларацию по ЕСХН не позднее 25-го числа месяца, следующего за тем, в котором согласно уведомлению прекращена деятельность.

Обращаем внимание!

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации и расчеты только в электронной форме. Это же правило распространяется и на крупнейших налогоплательщиков.

Подробнее о сдаче электронной отчетности можно посмотреть .

С полным списком федеральных операторов электронного документооборота , действующих на территории определенного региона, можно ознакомиться на официальном сайте Управления ФНС России по субъекту РФ.

ЕСХН: что нового в 2017 году?

С 1 января 2017 года налогоплательщики, применяющие ЕСХН, могут учитывать в расходах затраты на проведение независимой оценки квалификации работников. Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 03.07.2016 N 251-ФЗ в пп. 26 п. 2 ст. 346.5 НК РФ.

В 2017 году Законами республики Крым и г. Севастополя ставка ЕСХН повышена до минимально возможных 4% и согласно п. 2 ст. 346.8 НК РФ ставка по ЕСХН, больше не будет повышаться до 2021 г., то есть в течение всего этого периода она будет равна 4%.

Обращаем внимание !

При уплате недоимок по всем налогам с 1 октября 2017 года изменяются правила начисления пеней. При длительной просрочке предстоит уплачивать большие суммы пеней - это касается недоимок, возникших после 1 октября 2017 года. Изменения внесены в правила расчета пеней, которые установлены для организаций п. 4 ст. 75 НК РФ.

Если, начиная с указанной даты, просрочить платеж более чем на 30 дней, пени предстоит рассчитывать так:

  • исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
  • исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период начиная с 31-го календарного дня просрочки.

При просрочке в 30 календарных дней и меньше юрлицо заплатит пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Изменения предусмотрены Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ.

При уплате недоимок до 1 октября 2017 года количество дней просрочки не имеет значения, ставка в любом случае составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Напомним, что с 2016 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке.

Индивидуальные предприниматели (ИП) (в том числе Доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, не облагаются налогом в течение 5 лет, считая с года регистрации хозяйства, если ранее такая норма не применялась.

">крестьянские (фермерские) хозяйства )*, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, могут использовать единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) - налоговый режим, который был разработан и введен специально для сельхозпроизводителей.

2. Кто может перейти на ЕСХН?

Применять ЕСХН могут:

  • ИП, которые производят, перерабатывают и реализуют сельхозпродукцию;
  • ИП, оказывающие услуги в области Подготовка полей, посев, возделывание и выращивание сельскохозяйственных культур, подготовка семян, обрезка фруктовых деревьев и виноградной лозы, уборка урожая и тому подобное.">растениеводства и Содержание животных, уход за ними, перегон и выпас скота, обследование состояния стада, выбраковка птицы и тому подобное.">животноводства *;
  • ИП, занимающиеся выловом водных биологических ресурсов.

Не менее 70% всех доходов ИП должны приходиться на доходы от реализации выращенной сельхозпродукции или оказанных услуг. Для рыбохозяйственных ИП, занимающихся выловом водных биологических ресурсов, есть дополнительные условия .

Не вправе применять ЕСХН:

  • ИП, занимающиеся производством подакцизных товаров.

Речь идет об услугах, которые относятся в соответствии с ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности) к вспомогательной деятельности в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельскохозяйственной продукции (посев сельхозкультур, обрезка фруктовых деревьев, уборка урожая, выпас скота и прочее).

3. От каких налогов освобождаются ИП после перехода на ЕСХН?

Индивидуальные предприниматели, применяющие единый сельскохозяйственный налог, Освобождение возможно при условии, что сумма дохода от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога по ЕСХН в одном и том же календарном году либо за предшествующий налоговый период не превысила в совокупности:

  • за 2018 год - 100 млн рублей;
  • за 2019 год - 90 млн рублей;
  • за 2020 год - 80 млн рублей;
  • за 2021 год - 70 млн рублей;
  • за 2022 год и последующие годы - 60 млн рублей.
">освобождаются от уплаты налогов:
  • на доходы физических лиц в отношении доходов от предпринимательской деятельности (при этом применение ЕСХН не освобождает индивидуального предпринимателя от исполнения функций по исчислению, удержанию и перечислению НДФЛ с заработной платы сотрудников);
  • на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности);
  • на добавленную стоимость (за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможне, а также при выполнении договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом)*.

Если у ИП есть наемные работники, использование УСН не освобождает его от уплаты страховых взносов на их обязательное пенсионное и медицинское страхование.

С 1 января 2019 года плательщики ЕСХН будут обязаны уплачивать и налог на добавленную стоимость.

4. Как рассчитывается единый сельскохозяйственный налог?

Объектом налогообложения (налоговой базой) по ЕСХН является денежное выражение доходов ИП, уменьшенное на величину произведенных расходов. Налоговую базу также можно уменьшить на сумму убытка, полученного в предыдущие годы.

Налоговая ставка по этому налогу - 6%*. Сумма уплачиваемого налога вычисляется путем умножения налоговой базы на 0,06.

В Московской области ставка единого сельхозналога с 1 января 2019 года установлена в размере 0%.

5. Как перейти на ЕСХН?

Применять ЕСХН или уплачивать налоги по какой-то другой системе налогообложения - добровольный выбор индивидуального предпринимателя.

Перейти на ЕСХН можно одновременно с . Уведомление о переходе в этом случае надо подать в инспекцию ФНС по месту жительства вместе с пакетом документов на регистрацию либо в течение последующих 30 календарных дней.

Если индивидуальный предприниматель уже применяет какую-то другую систему налогообложения, то перейти на ЕСХН он может только с начала следующего календарного года. Уведомление о переходе необходимо подать в инспекцию ФНС не позднее 31 декабря.

И наоборот: налогоплательщики, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения.

6. Как и когда уплачивать налог?

Индивидуальные предприниматели, перешедшие на ЕСХН, уплачивают налог и авансовые платежи. Суммы платежей по итогам отчетных (полугодие) и налогового (календарный год) периодов определяются налогоплательщиком самостоятельно. Документы, подтверждающие правильность авансовых расчетов, в инспекцию ФНС не подаются.

Авансовые платежи уплачиваются не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода (полугодия). Уплаченные авансовые платежи засчитываются в счет налога по итогам налогового периода.

ЕСХН по итогам налогового периода индивидуальные предприниматели должны уплатить не позднее 31 марта следующего за истекшим налоговым периодом года.

Коды бюджетной классификации, которые указывают в квитанциях или банковских документах для оплаты авансовых платежей и налога, размещены на сайте ФНС .

Если последний день срока уплаты налога (авансового платежа) выпадает на выходной или нерабочий праздничный день, перечислить налог плательщик обязан в ближайший следующий за ним рабочий день.

Поскольку в последнее время государство уделяет повышенное внимание деятельности сельскохозяйственных предприятий, мы сочли целесообразным проанализировать те проблемы, с которыми приходится сталкиваться налогоплательщикам, применяющим специальный налоговый режим для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с главой 26.1 НК РФ, вправе добровольно перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) в порядке, предусмотренном данной главой НК РФ (п. 2 ст. 346.1 НК РФ).

Вычет НДС при переходе на ЕСХН

На практике нередко встречаются ситуации, когда товар приобретается и используется налогоплательщиком до перехода на режим ЕСХН, а оплачивается после него. Соответственно встает вопрос о возможности применения вычета по НДС.

Статьей 346.1 НК РФ предусмотрено, что система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей применяется наряду с общим режимом налогообложения. Переход на уплату ЕСХН или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно.

Статьей 346.2 НК РФ установлено, что плательщиками ЕСХН признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату ЕСХН в порядке, установленном главой 26.1 НК РФ. Исходя из смысла ст. 346.2 и 346.3 НК РФ на режим ЕСХН могут перейти сельскохозяйственные товаропроизводители.

Пунктом 6 ст. 346.2 НК РФ определено, что не вправе перейти на уплату ЕСХН:

  • организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;
  • организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
  • казенные, бюджетные и автономные учреждения (в связи с вступлением в силу Федерального закона от 8.05.10 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»).
Согласно пп. 1 и 2 ст. 171 НК РФ при расчете суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории РФ.

Таким образом, правом на налоговые вычеты и на возмещение из бюджета НДС могут пользоваться только плательщики этого налога.

В силу п.п. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися плательщиками НДС в соответствии с главой 21 НК РФ либо освобожденными от исполнения обязанности по его исчислению и уплате, относятся на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг).

Согласно официальной позиции Минфина России, в случае если лица, перешедшие на УСН либо систему налогообложения в виде ЕНВД, исчисляют к уплате в бюджет суммы НДС по товарам (работам, услугам), отгруженным (выполненным, оказанным) до перехода на такие специальные налоговые режимы, то данные лица вправе принимать к вычету суммы налога по товарам (работам, услугам), использованным при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг), которые подлежат обложению НДС, но оплаченным после перехода на специальные налоговые режимы (письмо от 19.12.05 г. № 03-04-15/116). Несмотря на то что в данном письме говорится о ЕНВД и УСН, представляется возможным распространить данную точку зрения и на уплату ЕСХН, также являющегося специальным налоговым режимом.

Есть отдельные судебные решения, подтверждающие изложенную официальную позицию (постановления ФАС Поволжского округа от 17.07.08 г. № А12-10958/07, ФАС Уральского округа от 24.12.07 г. № Ф09-10650/07-С2).

Однако большинство арбитражных судов занимает противоположную позицию. Суды указывают на то, что если уплата НДС произведена налогоплательщиком после перехода на специальный налоговый режим, то он не имеет права на вычет суммы этого налога (постановления ФАС Уральского округа от 18.08.09 г. № Ф09-5876/09-С2, 1.02.06 г. № Ф09-34/06-С2, ФАС Северо-Кавказского округа от 28.08.08 г. № Ф08-5017/2008, ФАС Северо-Западного округа от 30.06.06 г. № А66-911/2005).

Кроме того, указанную позицию подтвердил Президиум ВАС РФ в постановлении от 13.09.05 г. № 4287/05.

Следует отметить, что рассмотренная проблема актуальна в отношении операций, совершенных до 1.01.06 г., а также после указанной даты, относительно которых сохранено условие о фактической уплате сумм налога, поскольку на тот момент применялось правило о вычете сумм НДС, предъявленных налогоплательщику и уплаченных им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ, в то время как п. 20 ст. 1 Федерального закона от 22.07.05 г. № 119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» в абзаце первом п. 2 ст. 171 НК РФ слова «и уплаченные им» были исключены.

Если плательщик ЕСХН выставил счет-фактуру

В судебной практике возникают спорные ситуации, когда плательщики ЕСХН указывают в счетах-фактурах суммы НДС. В таких случаях налоговые органы считают, что обязанность по уплате НДС возникает, однако налогоплательщики утверждают, что подобные ошибки не могут являться основанием для уплаты НДС.

Согласно п. 3 ст. 346.1 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.11.10 г. № 306-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации») организации, являющиеся плательщиками ЕСХН, не признаются плательщиками НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ).

В силу п. 3 ст. 169 НК РФ составлять счета-фактуры обязаны только плательщики НДС. Поэтому организация, перешедшая на уплату ЕСХН, при осуществлении операций, облагаемых этим единым налогом, счета-фактуры оформлять не должна.

На основании п. 5 ст. 173 НК РФ в случае выставления организацией, перешедшей на уплату ЕСХН, покупателю товара (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы НДС вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, подлежит уплате в бюджет.

Правомерность данной нормы подтверждена Конституционным судом РФ в Определении от 7.11.08 г. № 1049-О-О. При этом Минфин России отмечает, что согласно п.п. 8 п. 2 ст. 346.5 НК РФ суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг), использованных при осуществлении операций, облагаемых ЕСХН, учитываются в составе расходов при определении объекта обложения единым налогом (письма от 12.07.05 г. № 03-04-11/152 и 31.03.04 г. № 04-03-11/51).

По вопросу о применении НДС организацией, являющейся плательщиком ЕСХН, при выставлении покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС Минфин России в письме от 15.04.10 г. № 03-07-11/118 отмечает, что после перехода на уплату ЕСХН организация не должна реализовывать товары с учетом НДС. При этом НДС, исчисленный и уплаченный в бюджет с оплаты (частичной оплаты), полученной в счет поставок указанных товаров, к вычету не принимается.

Аналогичные разъяснения финансовый орган дает в отношении выставления счета-фактуры лицом, применяющим другой специальный налоговый режим (письма Минфина России от 16.05.11 г. № 03-07-11/126, 29.04.10 г. № 03-07-14/30, 17.03.10 г. № 03-07-11/66). Судебная практика поддерживает данную позицию.

Как отмечает суд вышестоящей инстанции в постановлении ФАС Центрального округа от 28.03.11 г. № А14-5181-2010135/33, нижестоящими судебными инстанциями обоснованно принято во внимание, что налогоплательщик применял в спорном налоговом периоде систему налогообложения в виде ЕСХН и не являлся плательщиком НДС, вследствие чего у него возникает обязанность по уплате налога в бюджет в случае выставления покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС на основании п.п. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ.

Применение ЕСХН при отсутствии доходов

В правоприменительной практике встречаются споры по вопросу о возможности применения ЕСХН налогоплательщиком, у которого в налоговом периоде вообще отсутствовал доход от реализации сельскохозяйственной продукции.

Согласно п. 5 ст. 346.2 НК РФ на уплату ЕСХН вправе перейти сельскохозяйственные товаропроизводители (за исключением тех, которые указаны в п.п. 2-4 настоящего пункта), если по итогам работы за календарный год, предшествующий календарному году, в котором организация или индивидуальный предприниматель подает заявление о переходе на уплату ЕСХН, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70%.

ФНС России в письме от 24.11.10 г. № ШС-37-3/16198@ разъясняет вопрос об утрате статуса сельскохозяйственных товаропроизводителей при отсутствии у налогоплательщиков доходов от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции. В соответствии с п. 2 ст. 346.3 НК РФ вновь созданная организация или вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на уплату ЕСХН в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с п. 2 ст. 84 НК РФ. В этом случае налогоплательщик считается перешедшим на уплату ЕСХН в текущем налоговом периоде. При этом налоговым периодом согласно ст. 346.7 НК РФ признается календарный год.

Пунктом 4 ст. 346.3 и п. 2 ст. 346.2 НК РФ, в частности, установлено, что если по итогам налогового периода доля дохода плательщика ЕСХН от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную им из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составила менее 70%, то налогоплательщик не является сельскохозяйственным товаропроизводителем и считается утратившим право на применение ЕСХН с начала налогового периода, в котором допущено нарушение указанного ограничения.

Таким образом, основным условием, позволяющим применять систему налогообложения в виде ЕСХН, является осуществление налогоплательщиком процесса производства, а также получение доходов от ее реализации.

Если налогоплательщиком, перешедшим на уплату ЕСХН, по итогам налогового периода нарушено упомянутое ограничение, в том числе в связи с отсутствием у налогоплательщика доходов от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, то согласно п. 4 ст. 346.3 НК РФ он утрачивают право на применение ЕСХН с момента постановки на учет в налоговом органе.

Налогоплательщик, утративший право на применение ЕСХН, в течение одного месяца после истечения налогового периода, в котором им допущено нарушение, должен произвести перерасчет налоговых обязательств по НДС, налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество организаций, налогу на имущество физических лиц за весь налоговый период в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Кроме того, такой налогоплательщик уплачивает пени за несвоевременную уплату указанных налогов и авансовых платежей по ним.

Однако в судебной практике по данному вопросу имеется противоположная позиция. Так, ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 21.04.10 г. № Ф03-2288/2010 пришел к выводу, что факт отсутствия дохода от реализации сельскохозяйственной продукции не свидетельствует об утрате налогоплательщиком статуса сельскохозяйственного производителя, в связи с чем у налогового органа не было основания для признания его утратившим права на ЕСХН.

Вычеты по НДС при переходе с ЕСХН на общую систему налогообложения

На практике спорным является вопрос о правомерности применения налоговых вычетов по НДС в случае перехода с уплаты ЕСХН на общий режим налогообложения при пересчете налоговых обязательств.

Арбитражные суды в данном случае приходят к единому мнению, что поскольку налогоплательщик не исчислял и не уплачивал ЕСХН, т.е. не применял специальный режим налогообложения с самого начала календарного года, а все правоотношения регулируются по правилам общего режима налогообложения, то применение вычета по НДС правомерно (например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 28.11.06 г. № Ф08-6071/2006-2511А и ФАС Западно-Сибирского округа от 11.06.08 г. № Ф04-2600/2008(6445-А03-41).

Применение ЕСХН в порядке правопреемства

Нередко возникают споры по вопросу о возможности применения ЕСХН налогоплательщиками, являющимися правопреемниками реорганизованных юридических лиц без подачи соответствующего заявления в налоговый орган, если до реорганизации юридическое лицо уже применяло данный специальный режим.

Исходя из смысла ст. 50 НК РФ обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица, а также причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации, исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном данной статьей НК РФ. При этом для разрешения рассматриваемого вопроса следует исходить из того, что в силу п. 1 ст. 57 ГК РФ преобразование является одной из форм реорганизации юридического лица, а согласно п. 5 ст. 58 ГК РФ преобразование юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида представляет собой по сути изменение организационно-правовой формы юридического лица.

Кроме того, на основании п. 4 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.04 г. № 506 (далее - Положение), ФНС России ведет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Согласно п. 5.3.1 Положения ФНС России осуществляет государственную регистрацию юридических и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Следует обратить внимание на то, что ранее у арбитражных судов отсутствовала единая позиция по данному вопросу.

Как указано в постановлении ФАС Уральского округа от 21.09.09 г. № Ф09-7009/09-С2, организация-налогоплательщик является полным правопреемником организации, которая применяла налоговый режим в виде уплаты ЕСХН. Поскольку в данном случае имеет место универсальное правопреемство, то к вновь возникшему юридическому лицу наряду с другими правами переходит и право реорганизованного юридического лица на применение режима налогообложения в виде уплаты ЕСХН.

Налогоплательщик исчислял и уплачивал единый налог, представлял налоговую отчетность по нему, т.е. своими действиями подтвердил волеизъявление на переход к указанному налоговому режиму. При этом обязанность реорганизованного лица подать заявление о переходе на специальный налоговый режим в случае, если организация до реорганизации уплачивала ЕСХН, действующим законодательством не предусмотрена.

Вместе с тем ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 22.10.09 г. № А79-6037/2009 (далее - Постановление № А79-6037/2009) при рассмотрении ситуации, связанной с вопросом о правомерности применения ЕСХН организацией, являющейся правопреемником государственного унитарного предприятия посредством преобразования предприятия путем приватизации и сельскохозяйственным производителем, продолжавшей применять названный налоговый режим, но не представившей заявление о переходе на уплату ЕСХН, отмечает, что организация не выполнила одно из условий для возможности применения специального налогового режима в виде уплаты ЕСХН, в связи с чем неправомерно использовала данный режим налогообложения, а ссылка организации на факт представления в налоговый орган налоговых деклараций по ЕСХН в проверяемый период, а также отсутствие со стороны налогового органа каких-либо замечаний по результатам камеральных проверок указанных деклараций не свидетельствует о правомерности применения организацией указанного специального режима налогообложения.

Однако постановлением Президиума ВАС РФ от 15.06.10 г. № 563/10 (далее - Постановление № 563/10) Постановление № А79-6037/2009 отменено.

По мнению Президиума ВАС РФ, организация сохранила профиль деятельности, осуществлявшийся предприятием до его приватизации, оставаясь сельскохозяйственным товаропроизводителем. Зарегистрировав соответствующее преобразование юридического лица, организация около двух лет применяла ЕСХН при отсутствии со стороны налогового органа каких-либо замечаний по результатам камеральных проверок налоговых деклараций, представлявшихся в указанный период.

С учетом изложенного Президиум ВАС РФ сделал вывод о том, что если организация после регистрации не подала письменного заявления о намерении уплачивать ЕСХН, то в данном случае это не могло служить основанием для привлечения ее к налоговой ответственности и перерасчета ее налоговых обязательств по общей системе налогообложения.

До принятия постановления № 563/10 официальные органы настаивали на обязательности представления заявления о переходе на систему ЕСХН в налоговый орган при преобразовании юридического лица (письмо Минфина России от 4.07.08 г. № 03-11-04/1/11). После появления Постановления № 563/10 налоговые органы согласились с позицией Президиума ВАС РФ (п. 39 Обзора постановлений Президиума ВАС РФ по налоговым спорам, изложенного в письме ФНС России от 12.08.11 г. № СА-4-7/13193@).

Доход, полученный организацией-участником договора простого товарищества

До недавнего времени не было единого мнения по вопросу о том, учитывается ли доход, в соответствии с которым осуществляется исключительно производство и реализация сельскохозяйственной продукции силами нескольких сельскохозяйственных товаропроизводителей, при определении доли дохода, дающего такой организации право на применение системы налогообложения в виде уплаты ЕСХН.

В соответствии с п. 9 ст. 250 НК РФ внереализационными признаются доходы в виде дохода, распределяемого в пользу налогоплательщика при его участии в простом товариществе и учитываемого в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 278 НК РФ.

По мнению Минфина России, высказанного в письме от 5.07.11 г. № 03-11-09/39, ст. 346.2 НК РФ не предусматривает права организаций и индивидуальных предпринимателей при участии в простом товариществе учитывать в целях получения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя при определении в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доли дохода от реализации произведенной этими организациями и индивидуальными предпринимателями сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, доходы, полученные от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной в рамках договора простого товарищества и распределенной между участниками. Минфином России в этом письме также отмечено, что ранее финансовым органом давались разъяснения, согласно которым в целях получения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя при определении в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доли дохода от реализации произведенной этими организациями и индивидуальными предпринимателями сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, доходы от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной в рамках простого товарищества и распределенной между участниками, не учитывались (письмо от 14.07.09 г. № 03-11-06/1/31).

В судебной практике существуют различные точки зрения по рассматриваемому вопросу.

В Определении ВАС РФ от 8.10.10 г. № ВАС-9534/10 указано, что из п. 2 ст. 346.2 НК РФ, определяющего, что плательщиками ЕСХН являются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, следует, что право на применение данного специального налогового режима связывается прежде всего с видом осуществляемой налогоплательщиком деятельности, а не с тем, к какой категории относятся доходы, полученные от этой деятельности, для целей налогового учета.

Ни норма п. 2 ст. 346.2 НК РФ, ни иные положения главы 26.1 НК РФ не исключают возможности применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в случае, если выполнение работ на отдельных этапах производства сельскохозяйственной продукции осуществляется налогоплательщиком с привлечением иных организаций путем заключения с ними договоров подряда, возмездного оказания услуг либо договоров о совместной деятельности. Глава 26.1 НК РФ не содержит запрета, аналогичного тому, который предусмотрен п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ (в соответствии с данной нормой исключается применение специального режима налогообложения в виде ЕНВД при осуществлении подпадающего под этот режим вида деятельности в рамках договора простого товарищества).

Кроме того, ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 31.05.10 г. № А32-25409/2008-3/418 посчитал правильным вывод нижестоящей судебной инстанции о том, что законодательством не введены ограничения на отнесение участников договора о совместной деятельности к сельскохозяйственным товаропроизводителям в порядке, предусмотренном главой 26.1 НК РФ.

В то же время в постановлении ФАС Поволжского округа от 13.05.10 г. № А57-24991/2009 (далее - Постановление № А57-24991/2009) отмечается, что из требования п. 2 ст. 346.2 НК РФ не следует, что при определении статуса отдельного налогоплательщика в качестве сельскохозяйственного производителя для целей исчисления ЕСХН в составе доходов от реализации сельскохозяйственной продукции данного налогоплательщика учитываются доходы от реализации продукции, отдельные этапы производства которой осуществлялись сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями.

Однако в постановлении от 28.12.10 г. № 9534/10 (далее - Постановление № 9534/10) Президиум ВАС РФ отменил Постановление № А57-24991/2009, приведя изложенное обоснование, и сделал вывод о том, что доход, полученный организацией от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной в рамках совместной деятельности, правомерно учтен ею при разрешении вопроса о праве на применение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В письме № 03-11-09/39 Минфин России скорректировал свою позицию по рассматриваемому вопросу и обратил внимание на необходимость использования выводов Постановления № 9534/10 в работе с учетом фактических обстоятельств рассматриваемого дела, не придавая им универсального характера.

Так, если организация является участником договора простого товарищества, в соответствии с которым осуществляется исключительно производство и реализация сельскохозяйственной продукции силами нескольких сельскохозяйственных товаропроизводителей, то при определении доли дохода от реализации произведенной организацией сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) в целях применения главы 26.1 НК РФ возможно учитывать доходы от реализации сельскохозяйственной продукции, полученной в рамках договора о совместной деятельности, как это предусмотрено в Постановлении № 9534/10.

Однако в случае, если договор простого товарищества не связан с производством и реализацией сельскохозяйственной продукции либо если такие производство и реализация не являются основными или преобладающими видами деятельностью в рамках договора о простом товариществе, то при определении доли дохода, предоставляющего организации право на применение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, Постановление № 9534/10 не учитывается.

Фирмы и компании, являющиеся производителями продукции сельскохозяйственного спектра, вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога . В этом случае они теряют обязанность уплачивать обычные налоги - налог на прибыль (для ИП – НДФЛ), НДС и налог на имущество , которые заменяет у них один общий бюджетный платеж. Соответственно для таких налогоплательщиков и налоговый, и отчетный период по ЕСХН законодательством предусмотрен отдельно.

Отчетный период по единому сельхозналогу

Согласно статье 346.7 Налогового кодекса отчетным периодом по единому сельскохозяйственному налогу признается полугодие. Налоговым периодом на основании той же статьи является год.

Уплата сельскохозяйственного налога происходит авансовым методом. Это означает, что по итогам отчетного периода, то есть полугодия, плательщик обязан самостоятельно рассчитать налоговый платеж и перечислить его в ИФНС. Фирмы рассчитываются с налоговой инспекцией по своему юридическому адресу, ИП – по адресу своей прописки. Срок, в течение которого необходимо перечислить сумму, – 25 календарных дней со дня окончания полугодия. Таким образом перечислить аванс по ЕСХН необходимо до 25 июля. Декларация в этот период не подается. Так что отчетный период по сельскохозяйственному налогу является актуальным только в контексте расчетов с бюджетом.

По итогам года как фирмы, так и ИП рассчитывают окончательный платеж в рамках применения сельскохозяйственного спецрежима. Он определяется исходя из годовой налоговой базы , то есть доходов за минусом расходов и ставки налога – 6%. Итоговая сумма единого сельскохозяйственного налога перечисляется в ИФНС за минусом ранее перечисленного авансового платежа. Срок перечисления годового платежа по ЕХСН – 31 марта. Он един для организаций и индивидуальных предпринимателей. До той же даты необходимо подать и налоговую декларацию по сельхозналогу.

Пример

ООО «Ромашка» является плательщиком ЕСХН. По итогам первого полугодия налоговая база в рамках применения спецрежима составила 450 000 рублей. Сумма годового дохода за минусом расходов составила 670 000 рублей.

Отчетным периодом по ЕСХН признается полугодие. По его итогам в срок до 25 июля в ИФНС ООО «Ромашка» перечислит:

450 000 х 6% = 27 000 рублей.

Сумма годового налога составит:

670 000 х 6% = 40 200 рублей.

Таким образом в срок до 31 марта следующего за налоговым периодом года компании обязана доплатить в ИФНС:

40 200 – 27 000 = 13 200 рублей.

Стоит особо отметить, что, несмотря на отсутствие обязанности подавать полугодовую декларацию, и само название полугодового платежа – «авансовый», не перечислять его у плательщиков ЕСХН права нет. Хотя штрафов за просрочку аванса законодательством не предусмотрено, пени за несвоевременное перечисление такой суммы будут со стопроцентной вероятностью. Рассчитываются они традиционно, по формуле 1/300 от ключевой ставки от суммы задолженности за каждый день просрочки платежа. Начисление пеней в подобных ситуациях происходит по окончании налогового года после подачи декларации. Именно из нее контролеры узнают о тех суммах, которые налогоплательщики обязаны были перечислить по итогам полугодия и года в целом.