Реестр приостановленных операций по счетам. Банк приостановил финансовые опреации счета. Несданные налоговые декларации: что делать в случае блокировки счета

Приостановление операций по счетам

Приостановление инспекцией операций по счетам предприятия в банке — явление нередкое. Из нашей статьи вы узнаете о порядке принятия и отмены решения о блокировке счета.

Как это происходит?

Приостановление операций по счетам налогоплательщика регламентируется ст. 76 НК РФ и означает прекращение банком всех расходных операций по счету (счетам) организации, за исключением операций:

  1. по оплате налогов (авансовых платежей по ним), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов, перечисляемых в бюджетную систему РФ, а также платежей, очередность исполнения которых в соответствии со ст. 855 ГК РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов;
  2. в части, превышающей сумму, указанную в решении о приостановлении операций по счетам в банке.

Приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней, штрафа, а также в качестве меры принуждения организации к сдаче налоговой декларации, не представленной в установленный срок.

К сведению: приостановление операций может быть осуществлено в отношении не только банковских счетов налогоплательщика, но и его счетов в кредитных небанковских организациях. В частности, в Постановлениях ФАС СЗО от 17.10.2008 N А42-723/2008 и от 22.05.2008 N А42-6819/2007 арбитры признали правомерным приостановление операций по счету, открытому в некоммерческой кредитной организации "Клиринговая палата".

Приостановление операций по счетам осуществляется путем принятия соответствующего решения руководителем налогового органа или его замом. Следовательно, в случае, когда приостановление используется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога (сбора, пеней, штрафа), оно не может быть применено ранее вынесения такого решения. В свою очередь, решение о взыскании налога (сбора, пеней, штрафа) не может быть вынесено ранее окончания срока исполнения требования об уплате задолженности (абз. 1 и 2 п. 2 ст. 76 НК РФ, Постановление ФАС ВВО от 27.08.2008 N А29-7041/2007).

Внимание! Решение о приостановлении операций по счетам в банке принимает тот налоговый орган, который направил предприятию требование об уплате налога (пеней, штрафа), не исполненное последним. Это следует учитывать тем организациям, которые сменили ИФНС или имеют обособленные подразделения и находятся на учете в нескольких инспекциях.

Если решение о приостановлении применяется в качестве меры принуждения организации к сдаче налоговой декларации, оно может быть принято при нарушении срока представления налоговой декларации на 10 или более дней. Ранее этого срока решение о приостановлении операций по счетам вынесено быть не может. Иных ограничений по вынесению налоговыми органами подобного решения ст. 76 НК РФ не содержит (Письмо УФНС по г. Москве от 24.12.2008 N 09-14/120416).

Вне зависимости от оснований вынесения копия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке передается налогоплательщику под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения, не позднее дня, следующего за днем его принятия. Аналогичный порядок распространяется и на передачу решения об отмене приостановления операций по счетам.

Приостановление операций по валютному счету в банке осуществляется в пределах суммы в иностранной валюте, эквивалентной сумме в рублях, указанной в решении о приостановлении операций по счету. Пересчет валюты в рубли производится по курсу ЦБ РФ, установленному на дату начала действия приостановления операций по валютному счету.

В случае приостановления операций по счетам предприятие лишается права использовать денежные средства счета на текущие расходы в том числе на заработную плату и выплаты социального характера за счет собственных средств и средств ФСС РФ (Определение ВАС РФ от 19.11.2007 N 14680/07, Письма Минфина России от 20.07.2009 N 03-02-07/1-371, от 24.04.2009 N 03-02-07/1-199). Расходы по заработной плате имеют ту же, третью, очередность, что и налоги, поэтому должны оплачиваться последовательно, по мере поступления платежных документов в банк.

Действия банка

Действия банка при получении решения о приостановлении операций по счетам организации регламентированы п. п. 4 — 7, 10, 12 ст. 76 НК РФ. Решение о приостановлении операций (и решение об отмене приостановления) передается налоговым органом в банк на бумажном носителе или в электронном виде не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения <1>. Банк фиксирует дату и время получения такого решения.

<1> Формы обоих решений утверждены Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825@. Порядок направления их в банк налогоплательщика в электронном виде утвержден Положением ЦБ РФ от 09.10.2008 N 322-П, а на бумажном носителе — Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/824@.

Решение инспекции о приостановлении операций подлежит безусловному исполнению банком, то есть банк не вправе проверять его законность (п. 6 ст. 76 НК РФ, Постановления ФАС УО от 17.06.2009 N Ф09-3960/09-С3, ФАС ЗСО от 27.02.2007 N Ф04-905/2007(31849-А81-19) и др.).

Не позднее следующего дня после дня получения решения о приостановлении операций банк обязан сообщить в налоговый орган об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика, операции по которым приостановлены.

Примечание. Если налоговым органом вынесено несколько решений о приостановлении операций по счетам, банк обязан приостановить операции по счетам на общую сумму, указанную в этих решениях (Письмо Минфина России от 24.07.2009 N 03-02-07/1-384).

Приостановление операций действует до получения банком решения налогового органа (того же или вышестоящего) об отмене приостановления операций. Разблокировка счета возможна также и при получении банком соответствующего решения (определения) суда.

К сведению: банк не несет ответственности за убытки, понесенные налогоплательщиком в результате приостановления операций по счетам. При наличии решения о приостановлении операций банк не вправе открывать организации новые счета.

Несданные налоговые декларации: что делать в случае блокировки счета?

Порядок принятия и отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика при нарушении им срока сдачи налоговых деклараций регламентирован п. 3 ст. 76 НК РФ. В этом случае наиболее простым способом исправления ситуации будет представление такой декларации в инспекцию. Причем если имеется возможность, то целесообразно сделать это лично на бумажном носителе. Это позволит сразу после подачи декларации подать заявление об отмене приостановления операций по счетам. К заявлению следует приложить копию второго экземпляра налоговой декларации со штампом налогового органа о ее приеме. Можно зайти к руководителю (заместителю руководителя) налогового органа, поскольку есть шанс, что заявление, поданное через канцелярию (по-другому не примут), быстрее пройдет все стадии визирования и решение об отмене приостановления операций по счетам будет принято раньше.

Внимание! В любом случае приостановление операций по счетам отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем представления налоговой декларации.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика по правилам п. 3 ст. 76 НК РФ может осуществляться в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации в течение 10 дней по истечении установленного срока (ее) представления и не может быть применено в случаях, когда:

  1. налоговая декларация сдана в установленный законом срок (Постановление ФАС МО от 25.08.2008 N КА-А40/7927-08);
  2. налоговая декларация неверно заполнена (Постановление ФАС МО от 09.10.2007 N КА-А40/10347-07);
  3. предприятие не является плательщиком соответствующего налога и не обязано сдавать налоговые декларации по нему, в том числе в случае применения специальных систем налогообложения (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2008 N А42-5660/2007);
  4. нарушен срок сдачи иных форм налоговой отчетности, например: расчетов авансового платежа; расчетов сбора; сведений, представляемых в письменном виде (сведения о среднесписочной численности работников, справки по форме 2-НДФЛ и т.п.), поскольку указанные формы налоговой отчетности в соответствии с положениями ст. 80 НК РФ не являются налоговыми декларациями (Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2009 N 09АП-17909/2008-АК, ФАС МО от 29.01.2009 N КА-А40/13357-08, от 14.02.2008 N КА-А40/235-08).

Приостановление операций в целях исполнения решения о взыскании налогов

Порядок принятия и отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в целях исполнения решения о взыскании налогов регламентирован п. 9 ст. 76 НК РФ. В этом случае приостановление операций сопряжено с определенными сложностями и ограничениями как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков.

Например , решение о приостановлении операций по счетам не может быть вынесено после открытия в отношении налогоплательщика конкурсного производства в соответствии с Законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Статья 76 НК РФ не содержит четкого указания на то, имеет ли право налоговый орган в качестве обеспечительной меры по уплате налогов приостановить операции по счетам налогоплательщика в полном объеме или же в части подлежащей взысканию недоимки. При этом частичное приостановление операций по счетам налогоплательщика не всегда легко осуществить, особенно в случае наличия у того нескольких счетов в разных банках. Однако, по нашему мнению, налоговые органы не вправе приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в полном объеме, а должны указывать в принимаемых решениях сумму недоимки, в пределах которой и должны приостанавливаться операции. Подобный подход подтвержден судебной практикой. В Постановлении от 11.03.2009 N А58-4464/08-Ф02-866/09 ФАС ВСО подтвердил, что инспекция при принятии решений о приостановлении операций по счетам предприятия вышла за пределы недоимки, указанной в требовании, чем воспрепятствовала реализации налогоплательщиком права на распоряжение денежными средствами по счетам. Определением от 29.04.2009 N ВАС-5318/09 ВАС РФ отказал в пересмотре данного дела в порядке надзора, подтвердив его законность и соответствие единообразной судебной практике.

Следует учесть, что в п. 9 ст. 76 НК РФ описана процедура частичной отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в случае, когда общая сумма денежных средств налогоплательщика, находящихся на счетах, операции по которым приостановлены на основании решения налогового органа, превышает указанную в этом решении сумму.

Приостановления по счетам налогоплательщика

В данной ситуации налогоплательщик вправе подать в налоговый орган заявление об отмене приостановления операций по своим счетам в банке с указанием счетов, на которых имеется достаточно денежных средств для исполнения решения о взыскании налога.

Подобное заявление должно быть рассмотрено налоговым органом в двухдневный срок со дня получения, на его основании должно быть принято решение о частичной отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика. В случае если к заявлению организации не приложены документы, подтверждающие наличие денежных средств на счетах, указанных в этом заявлении, налоговый орган вправе до принятия решения об отмене приостановления операций по счетам в течение дня, следующего за днем получения такого заявления, направить в банк налогоплательщика запрос об остатках денежных средств на его счетах. После получения от банка информации о наличии денежных средств на счетах налогоплательщика в размере, достаточном для исполнения решения о взыскании, налоговый орган обязан в течение двух дней принять решение об отмене приостановления операций по счетам в оставшейся части денежных средств налогоплательщика.

Как действовать?

Бывает, что приостановление операций по счетам налогоплательщика осуществляется налоговым органом неправомерно. Если причина состоит в несданной налоговой декларации (порой плательщики ЕНВД и единого налога при УСНО получают требования о представлении налоговых деклараций по НДС, налогу на прибыль), молчать не следует, так как при отсутствии реакции налогоплательщика на подобные требования инспекция вполне может принять решение о приостановлении операций по счетам. Поэтому при получении такого требования предприятию необходимо уведомить ИФНС по месту своего учета об ошибочности выставленного требования. Подобная формальность может уберечь налогоплательщика от больших неприятностей.

Следует оперативно реагировать и на требования ИФНС о представлении пояснений и/или уточненной налоговой декларации. В отношении уточненных налоговых деклараций не установлен срок сдачи (Постановление Президиума ВАС РФ от 12.07.2005 N 2769/05). Это означает, что в отношении таких деклараций не может применяться приостановление операций по счетам как мера принуждения к их сдаче.

В случае если приостановление операций по счетам осуществлено ИФНС в целях взыскания недоимки, действовать надо, что называется, по обстоятельствам. Если сумма недоимки и пеней составляет несколько копеек или рублей (что возможно в результате округлений и мелких ошибок в учете данных лицевого счета налогоплательщика), то эту сумму следует как можно быстрее заплатить и уведомить об этом ИФНС. В случае когда сумма к взысканию достаточно велика, разрешать дилемму "платить — не платить, обжаловать — не обжаловать" нужно самому налогоплательщику исходя из существующих обстоятельств и своих интересов.

Самым распространенным способом отстаивания своих интересов является обжалование решения о приостановлении операций по счетам во внесудебном или судебном порядке. В первом случае подается жалоба в вышестоящий налоговый орган по правилам гл. 19 НК РФ, во втором — заявление в суд о признании недействительным этого решения как ненормативного акта налогового органа по правилам гл. 24 АПК РФ.

Второй возможный вариант — обжаловать в суд действия по приостановлению операций по счетам. При этом способе существует опасность отказа со стороны суда рассмотреть такое дело по существу. Суд может прийти к выводу, что налогоплательщик злоупотребляет правом, подменяя один предмет иска другим, поскольку обжалуемые действия оформлены ненормативным актом налогового органа, который и должен быть обжалован. Тем не менее данный способ не стоит сбрасывать со счетов: его можно использовать в качестве средства воздействия на налоговый орган для разрешения спора во внесудебном порядке. В соответствии с п. 49 Постановления ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 в качестве ответчика по такому процессу можно привлечь должностное лицо, совершившее обжалуемые действия. В данном случае это руководитель налогового органа (его заместитель), подписавший соответствующее решение. На них в случае победы налогоплательщика может быть возложена обязанность по возмещению судебных расходов.

Можно подать смешанный иск, обжалуя одновременно как решение налогового органа, так и действия его должностных лиц (см., например, Постановление ФАС ЗСО от 27.04.2009 N Ф04-2430/2009(5222-А46-14)).

Приостановление и отмена решения о приостановлении операций

Приостановление операций по счетам отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем представления организацией налоговой декларации или днем получения инспекцией документов (их копий), подтверждающих факт уплаты налога, пеней, штрафа. Действие решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика отменяется и в иных случаях, предусмотренных ст. 76 НК РФ и федеральными законами. К таким случаям, в частности, относятся:

  • отмена решения вышестоящим налоговым органом (пп. 2 п. 2 ст. 140 НК РФ);
  • признание судом недействительным подобного решения (п. 2 ст. 201 АПК РФ);
  • проведение налогового зачета в счет уплаты взыскиваемой суммы (пп. 7 п. 1 ст. 32, пп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ).

Следует отметить, что решение арбитражного суда, вынесенное в пользу налогоплательщика по подобной категории споров, подлежит немедленному, до вступления в силу, исполнению (п. 7 ст. 201 АПК РФ, Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 24.07.2003 N 73).

На наш взгляд, при проведении налогового зачета в счет уплаты взыскиваемой суммы решение о приостановлении операций по счетам должно быть отменено не позднее дня, следующего за днем получения ИФНС заявления о зачете. Во-первых, других сроков отмены решения в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, НК РФ не содержит. Во-вторых, налоговый зачет в соответствии с пп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ является одной из форм уплаты (взыскания) налога, участие в котором налогоплательщика заканчивается подачей соответствующего заявления. Продление в подобном случае режима приостановления операций по счетам в качестве обеспечительной меры для взыскания налога теряет всякий смысл.

Действие решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке может быть приостановлено в случаях, предусмотренных федеральными законами. Приостановление подобного решения возможно при его обжаловании в вышестоящий налоговый орган или в суд при условии подачи соответствующего ходатайства вместе с жалобой или иском (п. 3 ст. 138 НК РФ).

О начислении пеней по налогам

В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции по счетам в банке или наложен арест на его имущество. Существует противоречивая судебная практика толкования и применения данной нормы.

Так, в Постановлении от 23.06.2009 N А55-16143/2008 ФАС ПО исходил из того, что само по себе приостановление операций является достаточным основанием для применения положений п. 3 ст. 75 НК РФ и неначисления пеней. Аналогичный вывод сделан в Постановлении ФАС ДВО от 08.05.2009 N Ф03-1999/2009.

В других случаях суды указывают, что налогоплательщик должен доказать причинно-следственную связь между приостановлением операций по счетам и невозможностью уплаты текущих налогов. Подобный подход сформулирован в Постановлении ФАС ПО от 05.02.2008 N А72-3650/07, Определении ВАС РФ от 11.02.2009 N ВАС-1420/09.

По нашему мнению, подход, поддержанный ВАС РФ, является верным. Налогоплательщик обязан доказать связь между приостановлением операций по счетам и невозможностью исполнять текущую обязанность по уплате налогов, ведь в силу требований п. 1 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам не распространяется на платежи по уплате налогов (см. также Письмо Минфина России от 20.07.2009 N 03-02-07/1-374). Следовательно, начисление пеней за период приостановления операций по счетам является правомерным.

В.А.Шеменев

Эксперт журнала

"Строительство:

бухгалтерский учет

Рассмотрим особенности процедуры приостановления операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств, учитывая сложившуюся правоприменительную практику.

Приостановление операций по счету в банке в установленном законом порядке является допустимой формой ограничения прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете (ст. 858 ГК РФ). Цели и последствия такого ограничения разъясняет статья 76 Налогового кодекса. Однако, пользуясь исключительно текстом указанной статьи, весьма сложно дать ответ на целый ряд вопросов, связанных с процедурой «блокировки счета» и ее отменой. Поэтому многие из них уже стали причиной судебных разбирательств. Мы обратим внимание на некоторые из принятых в результате таких разбирательств решений.

Основания для приостановления операций по счетам

Перечень оснований для принятия налоговой инспекцией решения о приостановлении операций по счетам в банке, а также переводов электронных денежных средств налогоплательщика является исчерпывающим, и на сегодняшний день он состоит из следующих пунктов:
  • не исполнено требование об уплате налога, пеней или штрафа (п. 2 ст. 76 НК РФ);
  • налоговая декларация не представлена в течение 10 рабочих дней после наступления срока, установленного для ее подачи (п. 3 ст. 76 НК РФ);
  • обеспечение исполнения решения налогового органа по результатам проверки об уплате налогов, пеней, штрафов (подп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ).
Использование вышеназванного ограничения прав организации на распоряжение денежными средствами в каждой из перечисленных здесь ситуаций рассматривается в качестве обеспечительной меры.

Таким образом, в настоящее время приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств является одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (сборов, пеней, штрафов), а также по предоставлению налоговой декларации (п. 1 ст. 72, пп. 1—3 ст. 76 НК РФ; пост. Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1836/11).

Решение о приостановлении операций в связи с неисполнением требования об уплате налога, пеней или штрафа является дополнительным к решению о взыскании налога (сбора) и принимается именно для целей обеспечения его исполнения. Оно может быть принято не ранее истечения срока добровольного исполнения требования об уплате налога и вынесения решения о взыскании налога. Если такое решение вынесено без направления в адрес организации требований об уплате налога и решения о его взыскании, то это расценивается как нарушение действующего налогового законодательства. Незаконность вынесенного решения о взыскании влечет незаконность обеспечительных мер в виде приостановления операций и соответствующих решений налогового органа.

В том случае, когда налоговая инспекция принимает решение о приостановлении операций по счетам организации в банке для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, приостановление операций производится в пределах суммы, прямо указанной в решении (определение ВАС РФ от 20.01.2011 № ВАС-18343/10). Если сумма на счете превышает сумму задолженности, этот «остаток» организация может использовать по своему усмотрению.

Допускается возможность приостановить операции по счетам организации в сумме, составляющей разницу между суммой, отраженной в решении о привлечении к налоговой ответственности, и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению (передаче в залог). Здесь имеется в виду стоимость имущества, определенная решением о принятии обеспечительных мер в соответствии с подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 Налогового кодекса (т. е. до истечения срока на добровольную уплату налога). При этом в случае приостановления операций на основании указанной нормы необходимо соблюдать общие требования, предусмотренные пунктом 2 статьи 76 Кодекса.

Однако в случае непредставления налоговой декларации в течение десяти дней по истечении установленного срока ее подачи руководитель налогового органа (его заместитель) принимает решение о приостановлении операций по счетам плательщика налога на всю сумму денежных средств, находящихся на его счетах.

Приостановление операций может применяться в том числе в случаях, когда:

  • по правилам действующего законодательства, налогоплательщик не исполнил в срок обязанность по сдаче «нулевой» декларации;
  • в текущем налоговом периоде выявлен факт непредставления налоговых деклараций по тем налогам, которые организация была обязана уплачивать в предыдущих налоговых периодах.
Отметим, что с 1 января 2015 года возможность вынесения решения о приостановлении по данной причине будет ограничена трехлетним сроком, который исчисляется со дня истечения 10 рабочих дней, следующих за датой окончания установленного для представления декларации срока (подп. «а» п. 5 ст. 10 Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ (далее — Закон № 134-ФЗ)). В настоящее время каких-либо ограничений срока, в течение которого представители налоговых органов вправе принять соответствующее решение, Налоговым кодексом не предусмотрено.

В то же время приостановление недопустимо в связи с выявлением факта:

  • заполнения представленной декларации с нарушением требований законодательства;
  • неполноты сведений, отраженных в представленных декларациях;
  • непредставления иных сведений, налоговой отчетности (например, сведений о среднесписочной численности работников за предыдущий календарный год, налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу, представляемых в налоговую инспекцию по итогам отчетных периодов).
Приостановление не может применяться и к счетам налогового агента в случае нарушения им сроков представления расчетов, предусмотренных частью второй Налогового кодекса (пост. Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Приостановление операций и переводов в связи с неподачей налоговой декларации лицом, не являющимся плательщиком налога, в настоящее время также признается неправомерным. Однако с 1 января 2015 года приостановление операций по этой причине будет применимо в том числе и в отношении организаций (ИП), которые обязаны представлять декларации по соответствующему налогу, но не являются его плательщиками или налоговыми агентами (подп. 3 п. 11 ст. 76 в ред. Закона № 134-ФЗ). Например, это могут быть организации, применяющие УСН, которые выставили счета-фактуры с выделенной суммой НДС. Отметим, что начиная с января 2014 года такие организации, наряду с плательщиками НДС (в т. ч. являющимися налоговыми агентами), должны будут представлять в инспекцию декларации по НДС в электронном виде (п. 5 ст. 173 НК РФ, п. 5 ст. 174 НК РФ в ред. Закона № 134-ФЗ).

Новое основание для приостановления операций по счетам

Для организаций и ИП, которые должны представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, с 1 января 2015 года вводится новая обязанность. Они должны обеспечить получение по телекоммуникационным каналам связи документов от налоговиков (речь идет, в частности, о требовании об уплате налога и (или) уведомлении о вызове в налоговые органы), а также сообщить в инспекцию о приеме этих документов опять же через оператора электронного документооборота (п. 5.1 ст. 23 НК РФ в ред. Закона № 134-ФЗ). По новым правилам налогоплательщики будут обязаны отправить в инспекцию квитанцию (в электронном виде) о приеме указанных документов в течение шести рабочих дней со дня их отправки инспекцией.

В качестве обеспечительной меры этой новой обязанности предусмотрено приостановление операций по счетам организации в банке. Таким образом, с 1 января 2015 года налоговики получат еще одно основание для «блокировки» счета в тех случаях, когда не будет исполнена обязанность по передаче в инспекцию квитанции о приеме:

  • требования о представлении документов (п. 1 ст. 93, пп. 2, 4 ст. 93.1 НК РФ);
  • требования о представлении пояснений (п. 3 ст. 88 НК РФ);
  • уведомления о вызове в налоговый орган (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).
Решение о приостановлении операций будет принимать руководитель налоговой инспекции или его заместитель в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока для передачи таких квитанций в электронной форме.

Отмена решения о приостановлении должна быть произведена не позднее одного дня после передачи квитанции или истребованных документов или явки вызванного в инспекцию представителя организации.

Еще раз обратим внимание на то, что обязанность по обеспечению получения документов, направленных налоговой инспекцией, распространяется и на лиц, которые, не являясь плательщиками налога, должны подавать налоговые декларации. Следовательно, порядок приостановления операций по счетам в банках распространяется и на них.

Особенности осуществления платежей в период ограничения пользования счетом

Для приостановления операций по счетам организации налоговый орган выносит соответствующее решение и направляет его в банк, где у нее открыт счет. Организации вручаются только копии, но не подлинники решений о приостановлении и об отмене приостановления указанных операций. Мотивированного обоснования необходимости «блокировки счета», а также обязательного предварительного наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика не требуется.

Приостановление операций по счетам в банках означает прекращение только расходных операций, за исключением категорий платежей, прямо предусмотренных Налоговым кодексом (пост. Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1836/11). Действие режима приостановления операций распространяется и на денежные средства, внесенные на счет после введения процедуры приостановления.

Статьей 76 Налогового кодекса не предусмотрено правомочие банка по собственному усмотрению приостанавливать расходные операции по счетам организации (решение ВАС РФ от 15.06.2011 № ВАС-3674/11). Банк вправе производить списание денежных средств со счета организации по поручениям налогового органа в очередности, установленной гражданским законодательством.

Так, списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты, а также перечисление или выдача денежных средств по оплате труда лицам, работающим по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии со статьей 855 Гражданского кодекса в первую и во вторую очередь.

Налоговый кодекс не содержит ограничений для направления инкассовых поручений на взыскание задолженности по налогам, сборам, пени, штрафам на счет, по которому приостановлены операции. Приостановление операций по счетам не препятствует и исполнению обязанностей по уплате налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, в том числе по оплате и перечислению:

  • государственной пошлины;
  • налогов, удержанных организацией в качестве налогового агента с ее работников;
  • налогов в бюджетную систему РФ по исполнительным документам судебных приставов-исполнителей;
  • страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию;
  • страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Осуществление расходных операций по платежам, не предшествующим налоговым, в период исполнения банком решения о приостановлении всех расходных операций по счетам организации до полного погашения суммы задолженности по налогам является основанием для привлечения к ответственности (ст. 134 НК РФ). Форма осуществления расчетов (на основании платежного поручения или платежного требования) не влияет на принятие решения о допустимости исполнения платежей в условиях действия данной обеспечительной меры (пост. Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1836/11).

Важно отметить, что на сумму налоговой задолженности в период действия приостановления операций и переводов налогоплательщика продолжают начисляться пени.

Приостановление распространяется, в частности, на операции по списанию банком денежных средств со счета клиента банка:

  • для оплаты банковской комиссии;
  • по платежам, совершенным с использованием платежных карт до момента приостановления операций по счету;
  • по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение денежных требований другой организации;
  • по оплате таможенных пошлин и сборов, исполнительского сбора, штрафов, налагаемых судебными приставами.
Допускается приостановление операций и переводов:
  • по счетам ликвидируемой организации;
  • по счетам, открытым банком в нарушение установленного запрета на открытие новых счетов налогоплательщику;
  • по банковским счетам, открытым в небанковской кредитной организации, по которым расчеты осуществляются в безналичном порядке.
При этом в случае ликвидации организации приостановление операций по ее счетам в банках не распространяется на расчеты по оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору.

Также следует учесть, что при приостановлении операций по счетам в банке в связи с деятельностью управляющей компании возможно применение данного ограничения и к счетам, на которых учитываются денежные средства, принадлежащие управляющей компании, но приостановление не распространяется на счета доверительного управления, на которых учитываются и хранятся денежные средства третьих лиц.

Действующее законодательство вводит ряд ограничений на возможности приостановления операций и переводов организаций, имеющих признаки финансовой несостоятельности и рискующих стать банкротами.

Так, налоговая инспекция не вправе принимать решение:

  • ограничивающее право должника с даты введения конкурсного производства (признания должника банкротом) распоряжаться принадлежащими ему денежными средствами при наличии текущей задолженности, подлежащей взысканию вне рамок дела о банкротстве;
  • ограничивающее право должника с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения распоряжаться принадлежащими ему денежными средствами;
  • о приостановлении в отношении любых средств (включая текущие платежи) на этапе введения в организации внешнего управления.
В случае приостановления расходных операций по счетам в банке допускается производить с этого счета платежи в целях погашения текущих требований (решение ВАС РФ от 15.06.2011 № ВАС-3674/11), относящихся к первой — третьей очередям и поименованных в абзацах втором — четвертом пункта 2 статьи 134 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» (Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ).

Налоговая инспекция вправе приостановить операции по всем известным ей расчетным счетам организации в различных банках. Согласно Налоговому кодексу приостановление осуществляется не для обеспечения исполнения направленного в банк инкассового поручения. Поэтому допускается принимать решения о приостановлении операций по тем счетам в банках, на которые не выставлялись (и не планируются к выставлению) инкассовые поручения. Допустимо и выставление инкассовых поручений к одному счету в одном банке и принятие решения о приостановлении операций по другим счетам организации.

Закрытие банком счетов, в отношении которых принято решение налоговой инспекции о приостановлении операций, не является основанием для признания этого решения утратившим силу или прекратившим действие, а также не отменяет запрет на открытие организации новых счетов в этом банке. Этот запрет действует до момента отмены решения о приостановлении операций организации по счетам в банке.

С 1 января 2014 года запрет на открытие новых счетов организации, в отношении которой действует решение о приостановлении операций, распространяется не только на тот банк, где уже имеется открытый счет данного клиента, но и на все остальные банки. Порядок информирования банков о приостановлении операций и об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика и переводов его электронных денежных средств в банке к этому моменту должен быть разработан ФНС России по согласованию с Банком России (п. 12 ст. 76 НК РФ в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).

Возобновление операций по счету

Действие решения о приостановлении операций по счетам организации в банке и переводов ее электронных денежных средств может быть прекращено только самим налоговым органом путем его отмены. Положения Налогового кодекса предусматривают возможность отмены указанного решения лишь в прямо предусмотренных случаях (п. 8 ст. 76 НК РФ). Отмена решения по иным основаниям не допускается. Выявленный факт нарушений при применении норм материального права не является достаточным основанием для отмены такого решения. Отзыв налоговой инспекцией принятого решения о приостановлении операций по счету налогоплательщика также не допускается.

В случае реорганизации или ликвидации инспекции, вынесшей решение о приостановлении, решение об его отмене вправе принять ее правопреемник, а также вышестоящий налоговый орган.

В случае исключения из ЕГРЮЛ организации, прекратившей деятельность, автоматическая (без решения инспекции) отмена приостановления операций по счетам в банке не допускается.

Следует учесть, что получение кредитными организациями определения суда о введении наблюдения также влечет прекращение действия имеющихся в данном банке решений о приостановлении операций и переводов в отношении данного налогоплательщика. Достаточным основанием для отмены решения о приостановлении операций по расчетному счету является и решение суда о признании должника банкротом и об открытии в его отношении конкурсного производства. В этих случаях для снятия приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке не требуется дожидаться дополнительного вынесения налоговой инспекцией решения об отмене приостановления.

Обязанность инспекции вручить решение об отмене приостановления операций по счету в банк считается исполненной только с момента, когда решение получено банком. Если налоговым органом нарушен установленный срок направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам организации в банке, проценты начисляются на сумму непосредственно заблокированных денежных средств за каждый календарный день нарушения срока (п. 9.2 ст. 76 НК РФ). Стоит отметить, что данные проценты подлежат обложению налогом на прибыль (письмо Минфина России от 14.02.2011 № 03-03-06/1/101).

    Александр Зрелов , член экспертного совета при Торгово-промышленной палате РФ по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики, к. ю. н.

Модуль 3 из книги "Как спасти свой бизнес? Руководство к действию для мелких и средних предпринимателей" * .

Итак, давайте сначала разберемся в сути проблемы. Операции по расчетному счету организации или индивидуального предпринимателя могут быть приостановлены, в случае если, например вы на десять дней задержали сдачу налоговой декларации или не заплатили своевременно какой-либо налог, сбор, штраф или пени. Это право дает налоговой инспекции ст. 76 «Приостановление операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей» Налогового Кодекса РФ.

Однако операции по счету блокируются не полностью денежные средства на него можно зачислять, но расходовать их организация или индивидуальны предприниматель уже не может. Исключение, согласно статьи 855 «Очередность списания денежных средств со счета» Гражданского Кодекса РФ, составляют лишь те случаи, когда организация перечисляет денежные средства:

На возмещение вреда жизни и здоровья;

На алименты;

На выплату заработной платы сотрудникам, работающим по трудовому договору;

На отчисления во внебюджетные фонды и др.

Операции могут быть приостановлены по текущим рублевым и валютным счетам. Ссудные и депозитные счета не могут быть арестованы налоговой инспекцией.

Кроме налоговой инспекции операции по счету могут приостановить согласно статьи 46 «Взыскание налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика – организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента организации, индивидуального предпринимателя в банках» Налогового Кодекса РФ таможенные инспекторы. Однако они могут это сделать лишь, если у организации есть недоимка по уплате таможенной пошлины.

Сама процедура приостановки операции по расчетному счету отличается в зависимости от того, на каком основании она проводится. Как уже говорилось тут возможно два варианта:

1. У организации или индивидуального предпринимателя есть недоимка по налогам. В этом случае сотрудники налоговой инспекции сначала должны направить организации (индивидуальному предпринимателю) требование об уплате налога и пеней. В данном требовании дожжен быть указан срок в течении которого необходимо погасить задолженность.

В случае если организация (индивидуальный предприниматель) этого не сделает, сможет принудительно взыскать деньги с расчетного счета. Для этого налоговая инспекция в течение не более 60 дней с момента истечения срока, указанного в требовании об уплате налога вынесет решение о взыскании недоимки. Одновременно с этим решением выносится и решение о приостановлении операций по расчетному счету. Это делается, для того чтобы вы не успели перевести деньги со своего счета, до того как банк спишет с него причитающуюся бюджет сумму.

В этом случае налоговая инспекция отменит свое решение только после того как вы полностью погасите задолженность и предоставите подтверждающий документ: инкассовое или с отметкой банка об исполнении.

2. Организация или индивидуальный предприниматель более чем на 10 дней опоздал со сдачей налоговой декларации. В этом случае никаких требований организации (индивидуальному предпринимателю) налоговая инспекция не направляет. Инспекция выносит решение о приостановлении операции по вашему расчетному счету, направляет его в банк и одновременно передает вам под расписку или по почте с уведомлением.

Если вы столкнулись со второй ситуацией, то ее исправить не сложно. Достаточно лишь предоставить в налоговый орган декларацию и на следующий день операции по вашему счету будут разблокированы. При этом также будет необходимо заплатить штраф за просрочку предусмотренный ст. 119 «Непредставление налоговой декларации» Налогового Кодекса РФ.

После того как вы получили решение о приостановление операций по расчетному счету необходимо обратить внимание на два исключительно важных момента:

Решение должно быть подписано руководителем или его заместителем той налоговой инспекции, которая направляла требование об уплате налога;

Решение должно быть вынесено одновременно с инкассовым поручением банку перечислить в бюджет налог из средств находящихся на расчетном счете организации (индивидуального предпринимателя).

В случае если одно из этих правил не соблюдено, то операции по счету приостановлены незаконно, однако доказывать это придется в суде.

В числе наиболее распространенных оснований для обжалования решения налоговой инспекции о приостановлении операций по расчетному счету следует выделить:

Организация (индивидуальный предприниматель) не получила требования об уплате налога;

Решение о приостановлении операции по расчетному счету вынесено позже решения о взыскании налога;

Решение о приостановлении операций по расчетному счету вынес сотрудник налоговой инспекции, который не обладает правами на это;

Организации (индивидуальному предпринимателю) заблокировали счет до истечения срока погашения недоимки, указанного в требовании;

У организации (индивидуального предпринимателя) нет задолженности по налогам;

Решение о взыскании недоимки вынесено позже 60 дней с момента истечения срока, указанного в требовании об уплате налога;

Отсутствие важных реквизитов в частности суммы недоимки и пеней, название налога, по которому есть задолженность, период за который необходимо сдать налоговую декларацию в решении о взыскании налога и о приостановлении операций по расчетному счету.

В этих случаях вы вправе обратиться в арбитражный суд и, как правило, решение налоговой инспекции признается недействительным.

Также бывают случаи, когда организация (индивидуальный предприниматель) имеет лишь незначительную задолженность по налогам и при этом налоговая инспекция уже уведомляет о приостановке операций по расчетному счету. В таком случае арбитражный суд также может поддержать организацию и вынести решение в ее пользу с формулировкой «вина организации несоразмерна мере ответственности».

Поэтому не бойтесь обращаться в судебные инстанции, особенно тогда когда уверены в своей правоте. Проблема заключается лишь в том, что судебные разбирательства, как правило, длятся не один месяц и организация не может остаться без расчетного счета на столь длительное время.

Если вы попали в такую непростую ситуацию, то можно рекомендовать предпринять следующие действия:

1. Открыть новый счет в новом банке. Это не запрещено законодательством, и банк не потребует от организации каких-либо справок из налоговой инспекции. Дальнейшие действия будут следующими банк в течение 5 дней уведомит налоговую инспекцию, в которой организация (индивидуальный предприниматель) состоит на учете, а та в свою очередь вынесет решение о приостановлении операций уже по новому расчетному счету. Однако у вас будет достаточно времени для проведения всех нужных операций. Правда стоит отметить и существеннейший недостаток такой схемы: дело в том, что такие действия налоговая инспекция, как правило, расценивает как уклонения от уплаты налогов, что в свою очередь грозит возбуждением уголовного дела по статье 199 Уголовного кодекса РФ. Этого не произойдет в случае если вы сможете доказать, что погашение задолженности перед бюджетом приведет к банкротству организации.

И еще если вы не уведомите налоговый орган об открытии нового расчетного счета в течение 7 дней, то вас ожидает штраф в размере 5 тысяч рублей, согласно 118 НК РФ.

2. В продолжение первого пункта отметим, что в нашем налоговом законодательстве есть так называемые «пробелы». Так банку в случае приостановления операций по расчетному счету запрещается перечислять средства со счета налогоплательщика на счет другого налогоплательщика. При этом нет запрета на перечисление средств на другой счет того же налогоплательщика. Следовательно, если организация, предприниматель откроет другой , то сможет на него перевести денежные средства с арестованного счета. А дальше пока новый счет не заблокирован осуществить, необходимы операции. О дальнейших вплоть до уголовных последствиях мы уже говорили.

3. Есть еще один способ вывода средств с заблокированного расчетного счета – это выдача денежных средств клиенту по чеку. Эта операция признается исполнением банком иного платежного поручения, которое имеет в соответствии с законодательством преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет.

3. Производить расчеты наличными средствами. Налоговое законодательство это не запрещает, однако указание Центрального банка от 14 ноября 2001 года №1050-У ограничивает сумму расчетов наличными средства по одной сделке в 60000 руб. Если ваши расходы не превышают этого предела, то это, пожалуй, оптимальный выход из ситуации. Также это ограничение можно обойти, разбив сделку на несколько договоров, использовать в расчетах векселя, бартер.

4. Получить отсрочку или рассрочку уплаты налогов. Они могут быть предоставлены на срок от одного до двенадцати месяцев. Отсрочка подразумевает полное погашение суммы в конце периода, рассрочка поэтапное погашение в течение этого периода.

Однако налоговая инспекция очень неохотно предоставляет такие разрешения и лишь в строго определенных законодательством случаях (ст. 64 Налогового Кодекса РФ):

Угроза банкротства;

Ущерб, причиненный организации (индивидуальному предпринимателю) стихийным бедствием;

Сезонный характер производства и реализации товаров (работ, услуг);

Прекращение и задержка финансирования из бюджета или оплаты госзаказа и другие случаи.

Практика показывает, что перенести срок уплаты налогов, как правило, получается в основном крупным предприятиям и то по местным налогам.

Вот пожалуй и все, что тут можно Вам посоветовать!

* Мансуров Р.Е. «Как спасти свой бизнес? Руководство к действию для мелких и средних предпринимателей » / Изд-во Салон-Пресс, М., 2012 г. –

Налоговики могут заблокировать расчетный счет организации, парализовав ее деятельность. Казалось бы, законопослушной компании нечего опасаться. Однако, как показывает практика, «денежный кислород» могут перекрыть в любую минуту и оснований для этого предостаточно. А в последние годы их стало еще больше. Подробности в статье.

Правила, установленные ст. 76 НК РФ, касаются не только налогоплательщиков-организаций, а распространяются еще и на:

  • налогового агента — организации и плательщика сбора — организации;
  • индивидуальных предпринимателей — налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов;
  • организаций и индивидуальных предпринимателей, не являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами), которые при этом обязаны представлять налоговые декларации в соответствии с частью второй НК РФ;
  • нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, — налогоплательщиков, налоговых агентов.

Обратите внимание, когда компания, чьи банковские счета заблокировали налоговики, прекратила свое существование в связи с реорганизацией, блокировочное решение переходит на счета ее правопреемника (Письмо ФНС от 02.09.2016 № ЕД-4-8/16327) .

Какие операции компания вправе проводить по заблокированному счету?

Приостановление операций по счету вовсе не означает, что компания не сможет использовать средства на нем. Ограничение не распространяется на платежи, очередность которых предшествует исполнению обязательств по уплате налогов (п. 1 ст. 76 НК РФ).

Очередность исполнения обязательств следующая (п. 2 ст. 855 ГК РФ, Письмо Минфина РФ от 01.08.2014 № 03-02-07/1/38070):

  1. Исполнительные документы о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и о взыскании алиментов.
  2. Исполнительные документы о выплате выходных пособий, зарплаты по трудовым договорам, вознаграждений авторам за результаты интеллектуальной деятельности
  3. Перечисление зарплаты работникам по трудовым договорам, налогов и взносов в бюджет по поручениям налоговых органов, ПФР или ФСС.
  4. Исполнительные документы на удовлетворение других денежных требований.
  5. Перечисления по иным платежным документам в порядке календарной очередности.

Выплата зарплаты с заблокированного счета

Так как выплата зарплаты и уплата налогов и взносов относятся к третьей очереди, банк выполнит то поручение, которое поступит к нему раньше (Письма Минфина России от 15.12.2014 № 03-02-08/64580 , от 01.08.2014 № 03-02-07/1/38070). Правда, некоторые суды считают, что очередность списания денег со счета не учитывается при наличии решения инспекторов о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке (например, Постановление ФАС Центрального округа от 21.09.2009 № Ф10-3848/09). Ранее Минфин был против выплаты зарплаты с заблокированного счета (Письмо Минфина России от 07.07.2011 № 03-02-07/1-229).

В ряде случаев проблем с перечислением заработной платы с заблокированного счета не возникнет вовсе. Перечислим их:

  • зарплата выплачивается из незаблокированного остатка на счете;
  • операция совершается по исполнительному документу (долги по зарплате взысканы по суду);
  • расчеты с работниками при ликвидации организации (Письмо Минфина России от 08.04.2011 № 03-02-07/1-112).

Еще одна категория платежей, которые в сознании неразрывно связаны с заработной платой — суммы социальных пособий (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и по уходу за ребенком). Несмотря на то, что социальные пособия выплачивают из средств ФСС РФ, эти суммы никаким приоритетом в случае приостановления операций не пользуются. Таким образом, выплата пособий при блокировке также может быть приостановлена до ее отмены (Письмо Минфина России от 11.09.2012 № 03-02-07/1-221).

Другие платежи

Обратите внимание, что приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке, не распространяется на ряд платежей. Проще говоря, даже если счет заблокирован с него можно списать:

  • денежные средства в счет уплаты страховых взносов. Это прямо предусмотрено нормой п. 1 ст. 76 НК РФ и подтверждено позицией Минфина России, выраженной в Письме от 20.02.2012 03-02-07/1-41 .
  • налоги по исполнительным документам судебных приставов-исполнителей (письмо Минфина РФ от 01.08.2011 № 03-02-07/1-270);
  • платежи по текущим требованиям кредиторов, имеющим приоритет в очередности удовлетворения по отношению к требованиям об уплате налогов.

В последнем случае речь идет в частности о платежах первой, второй и третьей очереди, указанных в абз. 2 — 4 п. 2 ст. 134 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности банкротстве». К ним относятся:

  • требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, с взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по коммунальным и эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника и др.

Можно ли открыть новый счет

Другой счет в банке, куда поступило решение о приостановлении, налогоплательщику не откроют. Кредитная организация просто не имеет на это право. Более того, за такие действия компания может быть оштрафована (п. 1 ст. 132 НК РФ, п. 2 ст. 15.7 КоАП РФ).

Открыть же счет в другом банке без ведома налогового органа также нельзя. Банкам под угрозой штрафа запрещено открытие новых счетов тем лицам, в отношении которых принято решение о приостановлении операций (пункт 12 статьи 76, пункт 1 статьи 132 НК РФ). Напрмиер, за открытие счета при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам с банка взыскивается штраф в размере 20 тыс. руб. (пункт 1 статьи 132 НК РФ).

Сейчас, чтобы проверить не числятся ли за клиентом замороженные счета, сотрудники банка должны вручную отправить соответствующий запрос через специальный сервис . С июля 2017 года банки будут получать эту информацию автоматически из электронного досье клиента.

Приостановление операций по счетам. Ситуации из практики

Налоговая заблокировала счет ошибочно, ошибку подтвердили, но в течение 4-х дней счет оставался заблокированным. Как можно наказать ИФНС за такие действия?

При незаконной приостановке операций по счету налоговая инспекция обязана выплачивать проценты налогоплательщику за каждый календарный день ареста счета со дня получения банком решения о блокировке до дня поступления в банк решения о ее отмене (п. 9.2 ст. 76 НК РФ). Для того, чтобы их взыскать, необходимо направить в ИФНС соответствующее заявление, к которому рекомендуется приложить расчет процентов.

Имеет ли право налоговая инспекция блокировать транзитный счет?

Транзитный валютный счет не является счетом в понимании ст. 11 НК РФ. Данный счет имеет целевое назначение, так как открывается для ведения операций с иностранной валютой одновременно с текущим валютным счетом (п. 2.1 Инструкции Банка России от 30.03.2004 N 111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации», Постановление Президиума ВАС РФ от 04.07.2002 № 10335/01).
Таким образом, НК РФ не предусмотрено приостановление операций по счетам налогоплательщиков в банках, которые не определены п. 2 ст. 11 НК РФ, в том числе по транзитным валютным счетам (Письмо Минфина России от 16.04.2013 № 03-02-07/1/12722).

Что предпринять, чтобы «освободить» счета

Порядок действий организации для разблокировки счета зависит от того, по какой причине проверяющие решили заморозить операции компании.

Компания не представила декларацию

В этом случае компании нужно:

  • - если декларация не была представлена — представить ее в ИФНС;
  • - если декларация была представлена — представить в ИФНС документы, подтверждающие ее представление (например, опись вложения в ценное письмо, если декларация отправлена по почте).

Решение об отмене приостановления операций по счетам ИФНС должна принять не позднее, чем на следующий день после того, как вы это сделаете (пп. 1 п. 3.1 ст. 76 НК РФ).

Компания не исполнила требование об уплате налогов, пеней, штрафов

Нужно внести оплату и представить в инспекцию исполненное поручение на оплату (выписку банка) (п. 2 ст. 76 НК РФ). Счет разблокируют не позднее чем на следующий рабочий день после получения выписки (п. 8 ст. 76 НК РФ).

Если заблокировано несколько счетов и общий остаток на них больше суммы, указанной в решении о блокировке, тогда можно разблокировать некоторые из этих счетов, представив в ИФНС:

  1. заявление об отмене приостановления операций по счетам в банке. В нем надо указать счета, которые вы просите разблокировать, и счета, на которых достаточно денег для исполнения требования;
  2. выписки банков, подтверждающие остаток на счетах.

Решение об отмене блокировки примут не позднее чем на второй рабочий день со дня получения этих документов (п. 9 ст. 76 НК РФ).

Компания не отправила квитанцию о получении документов от налоговиков в установленный срок

Чтобы счет разблокировали, необходимо отправить в налоговую инспекцию указанную квитанцию. Тогда не позднее, чем на следующий рабочий день после того, как вы это сделаете, ИФНС должна принять решение об отмене приостановления операций по счетам (пп. 2 п. 3.1 ст. 76 НК РФ). Либо исполнить требование, которое поступило от инспекции, — представить документы, пояснения, явиться в налоговый орган (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ, Письмо Минфина от 21.04.2015 N 03-02-08/22548). На следующий рабочий день после осуществления этих действий контролеры примут решение об отмене приостановления операций по счетам (пп. 2 п. 3.1 ст. 76 НК РФ).

Операции по счетам приостановлены в рамках обеспечения исполнения решения по итогам проверки

В этом случае нужно оплатить недоимку (пп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ). Счет разблокируют не позднее чем на следующий рабочий день после получения выписки (п. 8 ст. 76 НК РФ). Либо нужно представить заявление в инспекцию с просьбой заменить эту меру обеспечения на банковскую гарантию или поручительство (п. 11 ст. 101 НК РФ).

Тогда счет разблокируют одновременно с принятием решения о замене обеспечительных мер (п. 9.1 ст. 76 НК РФ). Если заморожены несколько счетов компании, то она может поступить так, как было описано выше в подобной ситуации. Другим способом прекращения действия блокировки счета является отмена в установленном порядке собственно решения по проверке.

Незаконная блокировка счета

Если же счет заблокирован без вины организации (а такое тоже бывает), нужно представить доказательства ее отсутствия. В таком качестве могут выступить, в частности:

  • платежные поручения, выписки со счета, подтверждающие факт уплаты налога;
  • декларации с отметкой о принятии налоговым органом либо квитанции и описи вложения с указанием даты отправки и штампом почтового отделения или с приложением квитанции, подтверждающей сдачу декларации по электронным каналам связи;
  • акт сверки с налоговым органом, подтверждающий факт отсутствия у налогоплательщика задолженности перед бюджетом.

Не более чем через день после того, как налогоплательщик представит все необходимые документы, инспекция обязана принять решение об отмене блокировки его счетов (п. 8 ст. 76 НК РФ).

По просьбе налогоплательщика обеспечительные меры исполнения решения в виде блокировки счета могут быть заменены на:

  • банковскую гарантию (подп. 1 п. 11 ст. 101 НК РФ);
  • залог ценных бумаг (подп. 2 п. 11 ст. 101 НК РФ);
  • поручительство третьего лица (подп. 3 п. 11 ст. 101 НК РФ).

В случаях, когда разногласия с проверяющими не удается урегулировать полюбовно, налогоплательщик вправе обратиться в вышестоящий налоговый орган (в течение трех месяцев со дня получения решения инспекции) или в суд. При благополучном для компании исходе дела решение арбитров исполняется немедленно (п. 7 ст. 201 АПК РФ). При обращении в суд можно подать одновременно с заявлением о признании решения недействительным ходатайство о приостановлении действия такого решения.

В ч. 1 ст. 90 АПК РФ указано, что по заявлению лица, участвующего в деле, суд может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). Согласно ч. 3 ст. 199 АПК РФ по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

Определение арбитражного суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно в порядке, установленном для исполнения судебных актов арбитражного суда. На основании определения об обеспечении иска арбитражным судом, который вынес указанное определение, выдается исполнительный лист (ч. 1 ст. 96 АПК РФ). Этот исполнительный лист налогоплательщик передает в банк, который обязан возобновить расходные операции по счету. Действие обеспечительной меры длится обычно до принятия решения по делу.

Это позволит компании распоряжаться счетом в обычном порядке, с тем, чтобы не допустить приостановление предпринимательской деятельности организации, убытков либо штрафных санкций за неисполнение своих обязательств перед контрагентами.

Процедура отмены приостановления

Решение об отмене приостановления направляется в банк в электронной форме не позднее дня, следующего за днем его принятия. Копия такого решения направляют налогоплательщику в порядке аналогичном порядку направления решения о блокировке (то есть под роспись или иным способом, свидетельствующим о дате получения).

"Налоговая проверка", 2008, N 3

Одним из способов обеспечения исполнения обязанности организации по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, а также своевременному представлению налоговой декларации является блокирование налоговыми органами ее банковских счетов.

В статье рассмотрен порядок блокирования счетов: какие именно счета могут быть заблокированы, какие расходные операции организация вправе осуществлять по заблокированным счетам, способы отмены решения о приостановлении операций по счетам, а также каким образом в случае отмены налоговыми органами такого решения организация может довести его до банка.

Блокирование счетов организации

Когда организация не исполняет обязанности, возложенные на нее Налоговым кодексом, налоговый орган может приостановить ее операции по счетам в банке. Статья 76 НК РФ предусматривает два случая, в которых возможно блокирование счетов:

  • взыскание налога, сбора, пеней, штрафа во внесудебном порядке, если налогоплательщик не исполнил требование налогового органа об их уплате (п. 1);
  • непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении срока ее представления (п. 3).

Решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке <1> принимает руководитель (заместитель руководителя) налогового органа и направляет в банк на бумажном носителе или в электронной форме. Дата и время получения банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам организации в банке указываются в уведомлении о вручении или в расписке о получении решения.

<1> Форма утверждена Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825@.

Решение о приостановлении операций организации по счетам в банке подлежит безусловному исполнению банком. То есть последний должен блокировать счета организации независимо от того, что, по мнению организации, это решение было вынесено на основании ошибочных выводов. Также налогоплательщику нужно учесть, что согласно п. 10 ст. 76 НК РФ банк не несет ответственности за убытки, которые понес налогоплательщик вследствие приостановления операций по решению налогового органа.

Приостановление операций по счетам в банке означает прекращение банком всех расходных операций по счетам организации с учетом некоторых ограничений, при этом банк осуществляет доходные операции в полном объеме (поступление денежных средств на счета организации).

Если приостановление операций связано с взысканием платежей в бюджет, то прекращение расходных операций по счетам действует в пределах суммы, указанной в решении. В Письме Минфина России от 21.06.2007 N 03-02-07/1-304 уточнено, что организация вправе использовать денежные средства, находящиеся на ее счетах в банке, в части превышения суммы, указанной в решении налогового органа о приостановлении операций по ее счетам, по своему усмотрению. На практике налоговые органы обычно приостанавливают операции по всем счетам налогоплательщика, не учитывая это ограничение.

Непредставление налоговой декларации. Так как в ст. 76 НК РФ говорится о блокировании счетов в случае непредставления только налоговой декларации, финансисты в Письме от 12.07.2007 N 03-02-07/1-324 разъяснили, что эта мера не применяется в случае непредставления организацией расчетов по авансовым платежам, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов. ФАС МО в Постановлении от 12.03.2008 N КА-А40/1246-08 указал: из положений ст. 76 НК РФ не следует, что налоговый орган вправе приостановить операции по счетам в банках у организации - налогового агента в случае непредставления сведений о доходах иностранных физических лиц по форме 2-НДФЛ.

Для налогоплательщика очень важно определиться, в каких случаях можно сказать, что им не была своевременно исполнена обязанность по представлению налоговой декларации. Рассмотрим некоторые ситуации.

В п. 1 ст. 80 НК РФ сказано, что налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Соответственно, налогоплательщик не обязан подавать налоговые декларации по тем налогам, плательщиком которых он не является. В соответствии с этим Письмом УФНС по г. Москве от 09.06.2007 N 16-10/054964@ разъяснено, что за непредставление налоговых деклараций налоговые органы вправе вынести решение о приостановлении операций по счетам организации, только если она обязана их подавать.

Для случая, когда сумма налога по налоговой декларации равна нулю, Налоговый кодекс не предусматривает возможности непредставления "нулевой" декларации. На необходимость представления такой декларации указал Президиум ВАС РФ в п. 7 Информационного письма от 17.03.2003 N 71: в силу ст. 80 НК РФ обязанность налогоплательщика представлять налоговую декларацию по тому или иному виду налога обусловлена не наличием суммы такого налога к уплате, а положениями закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу плательщиков данного налога. Данной позицией руководствовался Минфин в Письме от 16.01.2008 N 03-02-07/1-14.

Нередки случаи, когда налоговый орган отказывает в приеме налоговой декларации, представленной по старой форме. Если организация не успела повторно подать эту декларацию по действующей форме до истечения 10 дней по окончании срока ее представления, налоговики могут заблокировать ее счета.

Налогоплательщик может в суде оспорить действия налоговиков. Например , в Постановлениях ФАС ВВО от 22.02.2007 N А82-4019/2006-99, ФАС СЗО от 26.02.2007 N А56-16164/2006 сказано, что основанием для вынесения решения о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке является непредставление либо несвоевременное представление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган. Кодекс не предусматривает возможности приостановления операций по счетам налогоплательщика за несоблюдение формы налоговой декларации. В то же время во избежание споров с налоговой инспекцией рекомендуем налогоплательщикам перед заполнением налоговой декларации проверять, является ли ее форма действующей.

Организация может передать полномочия по ведению налогового учета и представлению отчетности своему представителю, например специализированной компании. Если уполномоченный представитель несвоевременно подал налоговую декларацию в налоговый орган, то ответственность за это нарушение, в соответствии со ст. 76 НК РФ, будет нести организация-налогоплательщик. Такой вывод следует из п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5, согласно которому субъектом налогового правоотношения является сам налогоплательщик, независимо от того, лично он участвует в этом правоотношении либо через законного или уполномоченного представителя.

Для случая приостановления операций по счетам, связанного с непредставлением налоговой декларации, НК РФ не установил лимита остатка денежных средств на счетах, на который распространяется решение о приостановлении операций. Поэтому налоговые органы блокируют все средства, лежащие на счетах в банке.

Если операции по счетам организации приостановлены и средств на них недостаточно для покрытия задолженности перед бюджетом, то организация для продолжения своей хозяйственной деятельности может открыть счет в другом банке. В этом случае она, уведомив контрагентов об открытии нового счета, на короткий срок сможет воспользоваться денежными средствами по своему усмотрению. При этом ей нужно будет учесть следующее:

  • она обязана сообщить об открытии счета в налоговый орган в течение 7 дней со дня его открытия;
  • банк обязан сообщить в налоговый орган об открытии счета в течение 5 дней со дня его открытия.

Соответственно, налоговый орган, узнав об открытии нового счета, его тоже заблокирует, но до этого момента организация сможет воспользоваться поступившими денежными средствами.

Расходные операции, осуществляемые в период блокирования счетов. Решение о приостановлении операций по счетам в банке не распространяется:

  1. на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов, авансовых платежей, сборов, пеней, штрафов, перечисляемых в бюджетную систему РФ;
  2. на платежи, очередность исполнения которых предшествует исполнению обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов. Так как согласно ст. 855 "Очередность списания денежных средств со счета" ГК РФ расчеты по обязательным платежам в бюджет производятся в порядке четвертой очереди, то в период действия приостановления операций по счету с него могут быть списаны средства:
  • в первую очередь - по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, о взыскании алиментов;
  • во вторую очередь - по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • в третью очередь - по отчислениям в ПФР, ФСС и ФОМС (абз. 4 п. 2 ст. 855 ГК РФ). Также в третьей очереди ГК РФ указаны платежи, которые Постановлением КС РФ от 23.12.1997 N 21-П исключены из этой очереди, - это списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту).

Так как до настоящего времени не принято соответствующих изменений в ГК РФ, данный вопрос ежегодно урегулируется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Согласно ст. 5 Федерального закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" до внесения изменений в п. 2 ст. 855 ГК РФ в соответствии с Постановлением КС РФ N 21-П при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии с указанной статьей Гражданского кодекса Российской Федерации в первую и во вторую очередь. Таким образом, организация не сможет снять денежные средства со счета на оплату труда работников, если он заблокирован.

Согласно п. 2 ст. 855 ГК РФ списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов. На основании этого в Письме Минфина России от 12.04.2007 N 03-02-07/1-172 разъяснено, что банк при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счету налогоплательщика исполняет поручение налогоплательщика по списанию денежных средств по оплате государственной пошлины с его счета и зачислению их в бюджетную систему в порядке календарной очередности поступления документов, относящихся к одной группе. Государственная пошлина, согласно п. 10 ст. 13 и п. 1 ст. 333.16 НК РФ, отнесена к федеральным сборам, поэтому ее уплата и уплата задолженности в бюджет по налогам, сборам, пеням, штрафам по инкассовому поручению осуществляется в порядке четвертой очереди с учетом календарной очередности поступления документов.

Понятие счета. При применении ст. 76 НК РФ важно определиться с тем, что понимается под счетом. Дело в том, что приостановление операций затрагивает только те счета организации, открытые в банке, которые признаются таковыми для целей Налогового кодекса. Также нужно учесть, что при наличии решения о приостановлении операций по счетам в банке он не вправе открывать организации новые счета. Эти ограничения распространяются на все счета организации, открытые в банке. Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ счетами признаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций. Таким образом, к понятию "счет", используемому в НК РФ, предъявляются три требования:

  • наличие договора банковского счета, на основании которого открыт счет в банке;
  • возможность зачисления на счет денежных средств;
  • возможность расходования денежных средств со счета.

Правовому регулированию договора банковского счета посвящена гл. 45 ГК РФ. В ст. 845 ГК РФ сказано, что по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. Налогоплательщики открывают в банках много различных счетов, не обо всех однозначно можно сказать, признаются ли они счетами согласно ст. 11 НК РФ и будут ли затронуты в случае блокирования.

В Письме Минфина России от 21.11.2007 N 03-02-07/1-497 разъяснено, что, например, депозитные и ссудные счета не обладают признаками счетов, не открываются на основании договора банковского счета и имеют специальное целевое назначение, поэтому банк вправе открывать организации данные счета при наличии решения о приостановлении операций по счетам. В Письме Минфина России от 27.04.2007 N 03-02-07/1-208 сказано, что счета со средствами, принадлежащими третьим лицам, например целевое финансирование, не обладают признаками счета, определенными в ст. 11 НК РФ.

Из Письма Минфина России от 11.05.2007 N 03-02-07/1-225 следует, что если по решению налогового органа приостановлены операции по счету налогоплательщика в банке при наличии остатка денежных средств на нем, то банк не вправе закрыть этот счет, поскольку расторжение договора банковского счета при наличии на нем остатка денежных средств сопряжено с проведением расходных операций по этому счету. Аналогичная позиция высказана в Письме УМНС по г. Москве от 11.03.2004 N 11-14/16108, в котором уточнено, что при отсутствии денежных средств на счете клиента банк по заявлению клиента вправе закрыть указанный счет, поскольку расторжение договора банковского счета в данном случае не повлечет проведения расходных операций по счету.

Разблокирование счетов

Приостановление операций по счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа и до момента его отмены. Если приостановление операций по счетам является правом налогового органа, то отмена этого приостановления - его обязанность, которую он должен исполнить в установленные НК РФ сроки при выполнении налогоплательщиком определенных требований. Основаниями для отмены решения о приостановлении операций по счетам могут быть:

  • решение суда;
  • решение налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке. Оно принимается в случаях представления организацией налоговой декларации, взыскания суммы налога, указанной в решении о приостановлении операций по счетам. В этих случаях приостановление операций по счетам отменяется налоговиками не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления организацией налоговой декларации или документов (их копий), подтверждающих уплату налога, сбора, пеней, штрафов (п. 3 ст. 76 НК РФ). На практике в случае, если организация осуществила данные платежи в бюджет, налоговый орган вынесет решение об отмене приостановления операций по счетам только после того, как проверит поступление денежных средств на соответствующий счет УФК.

Порядок отмены решения о приостановлении операций по счетам

Основанием для отмены решения о приостановлении операций по счетам является решение налогового органа или суда. Решение налогового органа об отмене приостановления операций по счетам направляется в банк в бумажной форме либо по телекоммуникационным каналам связи. Порядок направления в банк этого решения в электронном виде устанавливается ЦБ РФ. В настоящее время данный порядок ЦБ РФ не утвержден, а Порядок направления в банки решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика и решения об отмене приостановления операций в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденный Приказом ФНС России от 03.11.2004 N САЭ-3-24/21@, не применим, так как утвержден не ЦБ РФ.

Согласно п. 2 Порядка направления в банк решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке и решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке на бумажном носителе <2> (далее - Порядок направления в банк решения на бумажном носителе) решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика направляется налоговым органом в банк заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или вручается налоговым органом под расписку представителю банка. Моментом получения банком решения налогового органа являются дата и время, указанные:

  • в уведомлении о вручении, если оно направлено в банк заказным почтовым отправлением;
  • в отметке о принятии решения, если оно вручено под расписку представителю банка.
<2> Приказ ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/824@.

Изменение местонахождения организации. Возможна ситуация, когда организация в период действия решения о приостановлении операций по счетам изменила место своего нахождения и встала на налоговый учет по новому месту нахождения. В Письме Минфина России от 14.12.2007 N 03-02-07/1-484 сказано, что решение об отмене приостановления таких операций принимает налоговый орган по новому месту учета налогоплательщика. На практике такая ситуация вызывает массу проблем у организации.

Судебный порядок отмены решения о приостановлении операций. Налоговым кодексом не урегулирован порядок судебной отмены такого решения. Финансисты в Письме от 14.12.2007 N 03-02-07/1-484 указали, что согласно п. 1 ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда обязательны для органов государственной власти, местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории РФ. Следовательно, с момента вступления в силу решения суда отменяется решение о приостановлении операций.

Так как данный порядок отмены решения законодательством не прописан, а официальных разъяснений фискальных ведомств нет, то возможно, что налогоплательщику необходимо будет представить решение суда как в банк, так и в налоговый орган.

Может ли организация ускорить доведение до банка решения об отмене приостановления операций?

Прежде чем решение налоговиков об отмене приостановления операций по счетам поступит в банк, пройдет время, которое драгоценно для организации, ведь она не может осуществлять расчеты. Поэтому для нее весьма важно, чтобы решение достигло банка как можно скорее. В связи с этим часто возникают вопросы о возможности представления организацией в банк копии решения на бумажном носителе, которую ей выдал налоговый орган, или представления в банк оригинала решения, когда организация действует на основании доверенности банка. По мнению финансистов, не все эти случаи действенны.

Копия решения о разблокировании счетов. В Письмах Минфина России от 31.05.2007 N 03-02-07/1-266 и от 30.03.2007 N 03-02-07/1-150 сказано, что копия решения об отмене приостановления операций по счетам организации в банке, полученная банком от клиента на бумажном носителе, не является основанием для отмены банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам организации. Действие решения налогового органа о приостановлении операций по счетам организации в банке сохраняется до момента получения банком оригинала решения об отмене приостановления операций по счетам организации в банке.

Вывод финансистов основан на следующем: из ст. 76 НК РФ и Порядка направления в банк решения на бумажном носителе следует, что налоговики отправляют в банк на бумажном носителе оригинал решения об отмене приостановления операций, а о возможности отправки копии не говорится. Поэтому организации не имеет смысла отправлять в банк полученную от налоговиков копию решения.

Доверенность. Налоговым кодексом предусмотрена возможность участия лица в налоговых правоотношениях через законного либо уполномоченного представителя. В результате возникает вопрос о том, вправе ли организация, выступая в качестве уполномоченного представителя банка, получить у налоговой инспекции решение об отмене приостановления операций на бумажном носителе и передать его в банк.

В Письме Минфина России от 16.01.2008 N 03-02-07/1-16 сказано, что поскольку НК РФ и Порядок направления в банк решения на бумажном носителе предусмотрена передача налоговым органом решения об отмене приостановления операций по счетам организации в банк посредством вручения его представителю банка, такое решение при наличии соответствующей доверенности может быть вручено организации (ее представителю), операции по счетам в банке которой были приостановлены.

Таким образом, организация может воспользоваться данным способом, чтобы ускорить разблокирование счетов.

В.В.Никитин

Редактор журнала

"Акты и комментарии