Задания A23 по русскому языку
1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.
2) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом А. С. Пушкиным.
3) От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.
4) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.
2. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Для развития личности полезны и искусство и наука и жизненный опыт.
2) Грубое или даже нелюбезное поведение людей может испортить настроение окружающим.
3) Память накапливает добрый опыт и традиции и постоянно противостоит уничтожающей силе времени.
4) Хорошие манеры и правильно выработанное поведение принесут человеку как хорошее настроение так и уважение окружающих.
3. Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Прогулка или разговор с другом были одинаково приятны для меня.
2) Сумрак скрыл очертания лица и фигуры Ольги и набросил на неё как будто покрывало.
3) Ученье да труд всё перетрут.
4) В колледже он с увлечением занимался как гуманитарными так и естественноматематическими дисциплинами.
4. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.
2) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.
3) Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и усиливает образность.
4) Довольно скоро он обжился в этом районе да подружился с соседями.
5. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Некоторые акварельные произведения относятся как к живописи так и к графике.
2) Океан словно замер и рокочет тихо и вкрадчиво.
3) Ответы вы можете дать в устной или письменной форме.
4) Арбуз и спел и сахарист и очень вкусен.
6. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Из листового металла делают и корпуса машин и приборы и посуду.
2) Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.
3) Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.
4) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.
7. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Немецкий художник Дюрер много путешествовал по Италии и Нидерландам и был хорошо знаком с искусством этих стран.
2) Художник сумел передать внешность этого человека и характер и настроение.
3) Солнце - мощный источник как света и тепла так и других излучений.
4) Часть населения или пешком или на телегах или на машинах двинулась из города.
8. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) В роще невысокой липа да орешник разрослись широко.
2) Травы и цветы горячо и сладко пахли на припёке.
3) Его любили не столько за возвышенный ум сколько за какую-то трогательную наивность и способность всему удивляться.
4) Речной жемчуг беловатого или жёлтого цвета встречается в озёрах с чистой водой.
9. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Рыцари должны были уметь воевать и защищать себя и короля.
2) Крестьяне расплачивались за аренду земель деньгами или продуктами.
3) В дни праздников на городской площади устраивались как спортивные парады так и театрализованные представления.
4) Для сервировки стола не следует использовать скатерти и салфетки холодных и мрачных тонов.
10. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) В гуашевой живописи преимущество имеют плоские и круглые кисти.
2) Я вынул из ящика стола тяжёлые списки романа и черновые тетради и начал их жечь.
3) Сердце то вдруг задрожит и забьётся то безвозвратно тонет в воспоминаниях.
4) Можно любить родник или тропинку тихое озеро или густой лес синюю ночь или светлое утро.
11. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Вечером они или гуляют вдоль берега реки или ведут неспешные разговоры в беседке на вершине холма или идут на спектакль в местный драматический театр.
2) Я видел только верхушки деревьев да извилистый край берега.
3) Иней лежал на крышах домов и на листве деревьев и еще долго блестел на солнце.
4) Писательский талант равно проявляет себя как в книгах для взрослых так и в детской литературе.
12. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Некоторые виды животных могут служить индикаторами температуры воздуха воды и почвы.
2) Амбру чаще всего находили на берегах или около островов тропических морей.
3) Со вниманием и любовью написаны художником и сам дом и обстановка в нём и одежда персонажей.
4) С особенной энергией и увлечённостью действовал Стасов в качестве художественного и музыкального критика.
13. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) По поведению некоторых животных люди могут определять приближение штормов и бурь или наступление безоблачной погоды.
2) В солнечный день сквозь прозрачную воду тёплых тропических морей хорошо видны заросли одиночных и колониальных коралловых полипов.
3) Легкокрылыми стрекозами можно любоваться около озёр или прудов.
4) На портрете художники стремятся не только верно запечатлеть внешний облик человека но и передать его внутренний мир.
14. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Множество забавных и грустных привычных и неожиданных сцен отпечатывалось в цепкой памяти мальчика.
2) На песчаных отмелях реки или озера при желании можно найти двустворчатые раковины моллюсков.
3) Во время Крымской кампании Л. Н. Толстой видел героизм народа и неисчислимые беды и несчастья войны.
4) Яркостью и многоцветием актинии затмевают красоту тропических растений и порхающих над ними разноцветных птиц и бабочек.
15. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Только слышится завывание ветра в снастях да тихий гул моря.
2) Все эти звуки были странно красивы и грустны и казались началом чудесной сказки.
3) Фёдору постоянно мерещились огни то справа то слева.
4) В движениях Анны не чувствовалось волнения или страха.
16. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Солнце докатилось до края земли и растеклось по небу вишнёвым заревом.
2) Художник писал как городские так и деревенские пейзажи.
3) Пришлось ждать своей очереди и поневоле слушать скучные и уже надоевшие разговоры.
4) У волнистых попугайчиков нарост у основания клюва может быть голубого или синего цвета.
17. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Есть различные версии и гипотезы о происхождении и значении названия этого растения.
2) Долгими осенними вечерами мы читали вслух или просто сидели у камина.
3) Рыцари то завоёвывали новые города то теряли все свои приобретения то снова готовились к походам.
4) Рудольф Нуриев виртуозно владел техникой как классического так и современного танца.
18. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Герой романа любил путешествия и приключения и в то же время стремился к комфорту и семейному уюту.
2) Очень многие акварели не имели авторов или приписывались тем или иным декабристам предположительно.
3) Жаргонные слова выпадают и из традиции и из сферы разумного словоупотребления и из единообразия речи.
4) Для убеждения читателя в справедливости своих оценок автор рецензии может использовать как приёмы научного анализа так и средства художественной выразительности.
19. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) И в дождь и в холодный ветер и в грозу радостно возвращаться домой с полной корзиной грибов.
2) Этот край нехоженых троп и непуганых зверей и птиц обладает большой привлекательностью.
3) Каждая осина в лесу или на меже осенью кажется мне каким-то фантастическим растением.
4) Сюжеты для произведений декабристам подсказывали как актуальные проблемы современной жизни так и события национальной истории.
20. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) В XV веке применяли как тяжёлые пушки для осады крепостей так и лёгкие орудия в полевых сражениях.
2) Слово выражает мысли и может служить для соединения и разделения людей.
3) Микеланджело изображал людей с могучим телом и сильной волей смелых и неукротимых спокойных и решительных.
4) В лукавом и озорном и необыкновенно лиричном голосе русской балалайки слышится скоморошья удаль первых музыкантов на Руси.
Задания А 23 (Цыбулько)
1.Укажите предложение, в котором нужно поставитьодну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
Некоторые виды животных могут служить индикаторами температуры воздуха воды и почвы.
Амбру чаще всего находили на берегах или около островов тропических морей.
Со вниманием и любовью написаны художником и сам дом и обстановка в нём и одежда персонажей.
2. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставл.)
По поведению некоторых животных люди могут определять приближение штормов и бурь или наступление безоблачной погоды.
В солнечный день сквозь прозрачную воду тёплых тропических морей хорошо видны заросли одиночных и колониальных коралловых полипов.
Легкокрылыми стрекозами можно любоваться около озёр или прудов.
3. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расстав.)
1)Художники и скульпторы изображали героев мифов и преданий в заученных положениях.
2)В середине 50-х годов XX века появилась необходимость выращивать не только жемчужины в моллюсках но и самих моллюсков.
3)Ни одно из живых существ наземного мира не может сравниться по красоте и яркости с коралловыми полипами.
4)Поэзия окружающей природы и жизни привлекала молодого писателя гораздо сильнее поэзии памятников старины и древних руин.
4. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну
Множество забавных и грустных привычных и неожиданных сцен отпечатывалось в цепкой памяти мальчика.
На песчаных отмелях реки или озера при желании можно найти двустворчатые раковины моллюсков.
Во время Крымской кампании JI.H. Толстой видел героизм народа и неисчислимые беды и несчастья войны.
Яркостью и многоцветием актинии затмевают красоту тропических растений и порхающих над ними разноцветных птиц и бабочек.
В неурожайный год можно пройти по тайге сотни километров и не услышать ни криков кедровки ни бормотания бурундуков.
В Приморье много закрытых бухт и заливов.
А.Х. Востоков был избран действительным и почётным членом многих русских и иностранных научных обществ.
6. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
Только слышится завывание ветра в снастях да тихий гул моря.
Все эти звуки были странно красивы и грустны и казались началом чудесной сказки.
Фёдору постоянно мерещились огни то справа то слева.
7. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставл.)
1)Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.
2)Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.
3)Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и усиливает образность.
8. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
Художник совершал поездки по Финскому заливу и Чёрному морю и отразил свои впечатления во многих полотнах.
Во взгляде автора «Слова о полку Игореве» мы угадываем и любование бесконечными просторами и доподлинное знание окружающего мира.
Солнце поднимается из-за облаков и заливает лес и поле греющим светом.
Видны были только силуэты деревьев да тёмные крыши сараев.
10. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
Обобщающие слова должны стоять перед однородными членами или после них.
Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари.
Ночью ветер злится да стучит в окно.
11. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
Для проверки правописания безударной гласной корня надо изменить слово или подобрать родственное.
В голове шумело не то от воя и свиста бури не то от радостного волнения.
Мы видели несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч.
12. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1)Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.
2)Желтоватые или розовые лепестки этого растения растут по одному или парами.
3)На клумбе были посажены яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки.
13. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
О месте собаки в жизни человека писали и пишут современные публицисты и писатели.
Желтоватые или розовые лепестки этого растения растут по одному или парами.
На клумбе были посажены яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки.
Представители интеллигенции стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка.
Огонь костра то разгорается то угасает.
На новогодних гирляндах сияли и искрились синие и красные розовые и голубые жёлтые и зелёные фонарики.
Задумайте любое число и увеличьте его на три.
15. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
В роще невысокой липа да орешник разрослись широко.
Его любили не столько за возвышенный ум сколько за какую-то трогательную наивность и способность всему удивляться.
Травы и цветы горячо и сладко пахли на припёке.
16. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
В поведении скворца много суетливого и забавного деловитого и хитрого.
В гостиной графа зеркала и картины и вазы были настоящими произведениями искусства.
Для многих книги Достоевского или Толстого интереснее любого детективного романа.
17. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
Из листового металла делают корпуса машин и приборов и посуду.
Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.
Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.
18. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
Солнце докатилось до края земли и растеклось по небу вишнёвым заревом.
Художник писал как городские так и деревенские пейзажи.
Пришлось ждать своей очереди и поневоле слушать скучные и уже надоевшие разговоры.
19. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.
Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.
Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и усиливает образность.
20. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
Есть различные версии и гипотезы о происхождении и значении названия этого растения.
Долгими осенними вечерами мы читали вслух или просто сидели у камина.
Рыцари то завоёвывали новые города то теряли все свои приобретения то снова готовились к походам.
Рудольф Нуриев виртуозно владел техникой как классического так и современного танца.
После обеда бабушка выходила на балкон с вязанием или шитьём.
В XIX веке в Европе и Америке наука и производство развивались быстрыми темпами.
За снежным туманом не видно ни поля ни телеграфных столбов ни леса.
22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
Герой романа любил путешествия и приключения и в то же время стремился к комфорту и семейному уюту.
Очень многие акварели не имели авторов или приписывались тем или иным декабристам предположительно.
Жаргонные слова выпадают и из традиции и из сферы разумного словоупотребления и из единообразия речи.
23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
И в дождь и в холодный ветер и в грозу радостно возвращаться домой с полной корзиной грибов.
Этот край нехоженых троп и непуганых зверей и птиц обладает большой привлекательностью.
Каждая осина в лесу или на меже осенью кажется мне каким-то фантастическим растением.
24. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
В XV веке применяли как тяжёлые пушки для осады крепостей так и лёгкие орудия в полевых сражениях.
Слово выражает мысли и может служить для соединения и разделения людей.
Микеланджело изображал людей с могучим телом и сильной волей смелых и неукротимых спокойных и решительных.
25. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1)Климатические условия региона влияют как на архитектуру зданий так и на планировку квартир.
2)Для разработки новых образцов техники нужны как оборудование так и высококвалифицированные рабочие как инженерно-технические кадры так и экспериментальные заводы.
3)Продукцию многих машиностроительных комбинатов сложно транспортировать из-за большого веса или крупных размеров.
4)Во время ботанических экскурсий и обследований во многих областях и районах велись наблюдения и сбор информации об использовании растений в народной медицине.
26. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
Ни на стенах ни на окнах не было никаких украшений.
Среди ремесленников были ткачи и оружейные мастера и резчики по кости.
Мощная «шуба» вокруг нашей планеты состоит из свободных протонов и электронов и разделена на два пояса.
27. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
В состав фразеологизма могут входить устаревшие слова или слова в переносном значении.
Византийское войско превосходило противника и в численности и в вооружении.
Я иду домой и по дороге ещё раз обдумываю всё от начала и до конца.
28. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
Литературе нужны как талантливые писатели так и талантливые читатели.
На уроке-зачёте или устном экзамене стремитесь построить свой ответ в форме связного высказывания.
На первом снегу в осиновых и берёзовых рощах попадаются заячьи и беличьи следы.
29 Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
Цели астрологов и алхимиков были фантастичны но их наблюдения и опыты способствовали накоплению знаний как по астрономии так и по химии.
В XII веке живописцы писали картины красками или тушью на шёлковых или бумажных свитках.
На улице весь декабрь то снег то дождь...
30. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
В гуашевой живописи преимущество имеют плоские и круглые кисти.
Я вынул из ящика стола тяжёлые списки романа и черновые тетради и начал их жечь.
Сердце то вдруг задрожит и забьётся то безвозвратно тонет в воспоминаниях.
Можно любить родник или тропинку тихое озеро или густой лес синюю ночь или светлое утро.
1) Лекарственные препараты оказывают воздействие на организм, и, чтобы это воздействие не обратилось во вред, их нужно принимать только по назначению врача: дело в том, что у разных людей реакция организма на одно и то же лекарство может быть неодинаковой. (2)______ у некоторых людей бывает аллергия на отдельные вещества, содержащиеся в лекарствах; кроме того, некоторые лекарства нельзя принимать одновременно друг с другом или с определёнными продуктами. (З)Таким образом, принимая лекарства, нужно строго следовать указаниям врача и не превышать рекомендованные им дозы.
1 В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1. Лекарства нужно принимать только по назначению врача с учётом всех его рекомендаций во избежание нежелательных реакций организма на их приём.
2. Человеку необходимо принимать лекарства, которые назначает врач.
3. У некоторых людей бывает аллергия на определённые вещества, содержащиеся в лекарствах; кроме того, ряд лекарств нельзя принимать одновременно друг с другом или с отдельными продуктами.
4. Чтобы предупредить нежелательные последствия, необходимо принимать лекарства только по назначению врача в соответствии с его рекомендациями.
5. Реакция организма на приём лекарства может быть непредсказуемой, поэтому следует воздерживаться от их приёма.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово.
1. Несмотря на это
4. Вопреки этому
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приведены значения слова ПРОДУКТ. Определите значение, в котором это слово использовано во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ПРОДУКТ, -а, м.
1. Предмет как результат человеческого труда (обработки, переработки, исследования). Продукты производства.
2. Перен. Следствие, результат, порождение чего-либо (книжн.). Язык - продукт исторического развития.
3. Обычно мн. Предметы питания, съестные припасы. Молочные продукты.
4. Вещество, получаемое химическим или иным путём из другого вещества. Продукт горения.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
красивЕйший
положИла
пломбировАть
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1. Девушка сорвала с головы яркую беретку и небрежным движением ВСТРЯХНУЛА её - яркие брызги дождя разлетелись вокруг, переливаясь в лучах весеннего солнца.
2. Все предприятия общественного питания обязаны ПРЕДОСТАВЛЯТЬ потребителю информацию о своей государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего её органа.
3. В том случае, если АДРЕСАТ не приходит за почтовым переводом, посылкой, заказным письмом в течение пяти суток, почтовое отделение направляет ему повторное уведомление.
4. Чтобы приобрести не только воспитанного, но и ласкового и ИГРИСТОГО щенка, нужно сначала понаблюдать, удаётся ли заводчику создавать для домашних питомцев атмосферу любви и заботы.
5. Люди никогда не должны забывать о существовании в мире непреходящих, ВЕЧНЫХ ценностей.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
намного ДЛИННЫЕ
ПЯТИДЕСЯТИ посетителям
несколько АПЕЛЬСИНОВ
ОБЕИМИ руками
ПОСПЕШИТЕ пройти
7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом | 1) В апрельских номерах журнала «Нового мира» были опубликованы стихи молодого талантливого поэта. |
Б) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм | 2) Фруктоза – это одно из веществ, получаемая из ягод и фруктов. |
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением | 3) Сразу по приезде в Юрьевец туристы обратят внимание на колокольню Георгия Победоносца. |
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым | 4) Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четыре суток. |
Д) неправильное употребление имени числительного | 5) Бабушка вяжет шарф и подарила его своему внуку. |
6) Этот камерный зал, использующийся сейчас преимущественно в учебных целях, до ноября 2007 года назывался Белым залом. | |
7) Все, кто побывал в Долине гейзеров, понимает, почему её считают одним из чудес света. | |
8) Художественная речь, которая принципиально отличается от официально-деловой и научной, по ряду признаков сближается с публицистической. |
Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков.
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
т..оретик
забл.. ставший
изб..рательный
пер. .одический
предпол..гать
9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
и..ходящий, ра..бил
пр..старелый, пр..ник
пр..коснулся, пр..зыв
на..писать, о..дал
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
затм..вать
оранж..вый
плюш..вый
удоста..вая
дешёв..нький
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
узнава..мый
прокле..нный
увер..нный
ненавид..мый
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
1. Грачи гуляли в ещё (НЕ)ПОЖЕЛТЕВШЕЙ ржи.
2. В доме, (НЕ)СМОТРЯ на вечернюю прохладу, было душно.
3. Уходя, отец (НЕ)ЗАКРЫЛ окна, и в доме стало прохладно.
4. Соня выбежала на улицу с (НЕ)ПОКРЫТОЙ платком головой.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
1. (С)НАЧАЛА поинтересуйтесь, кто видел эту книгу. (ПО)ВИДИМОМУ, никто, кроме Серёжи, не мог её взять!
3. (В)ТЕЧЕНИЕ всего утра Кирилла не покидало ощущение, (КАК)БУДТО воздух промыт родниковой водой.
4. (В)ДАЛИ возвышались стройные паруса рыбачьих лодок, и они казались розовыми, ПОТОМУ(ЧТО) их освещало заходящее солнце.
5. Многие древние произведения, которые были переписаны (В)ТЕЧЕНИЕ VIII-IXвеков, сохранялись (В)ПЛОТЬ до последних лет.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Термин «гербарий» появился в XVI веке для обозначения засуше(1)ых растений, собра(2)ых для коллекции и предназначе(3)ых для научных работ по флористике, селекции.
15 Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1. Только слышится завывание ветра в снастях да тихий гул моря.
2. Все эти звуки были странно красивы и грустны и казались началом чудесной сказки.
3. Фёдору постоянно мерещились огни то справа то слева.
4. В движениях Анны не чувствовалось волнения или страха.
5. Земля не отдаёт человеку без поклона ни колоса ни травинки.
16 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Грозовая туча (1) по временам сверкавшая молниями (2) и издававшая недовольное рокотание (3) спешила на северо-восток (4) всё более открывая тёмное звёздное небо.
17 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Петербургские гвардейцы (1) казалось бы (2) занимались исключительно организацией и проведением «дворцовых переворотов» (3) однако (4) они не были слепым орудием тех или иных группировок: выбор, который делала гвардия, почти всегда вёл страну вперёд.
18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Художественная деталь постепенно становится символом (1) появление (2) которого (3) в тексте романа (4) отмечает существенные для понимания.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Человек меняется с течением времени (1) и (2) чтобы понять логику поступков литературных героев или людей прошлого (3) надо представлять себе (4) как они жили, почему поступали так, а не иначе.
Прочитайте текст и выполните задания 20-25.
(1)Человек любит место своего рождения и воспитания. (2)Сия привязанность есть общая для всех людей и народов, есть дело природы и должна быть названа физической. (3)Родина мила сердцу не местными красотами, не ясным небом, не приятным климатом, а пленительными воспоминаниями, окружающими, так сказать, утро и колыбель человека. (4)В свете нет ничего милее жизни; она есть первое счастье, а начало всякого благополучия имеет для нашего воображения какую-то особенную прелесть. (5)Так друзья освящают в памяти первый день дружбы своей. (6)Лапландец, рождённый почти в гробе природы, на краю мира, несмотря ни на что, любит хладный мрак земли своей. (7)Переселите его в счастливую Италию: он взором и сердцем будет обращаться к северу, подобно магниту; яркое сияние солнца не произведёт таких сладких чувств в его душе, как день сумрачный, как свист бури, как падение снега: они напоминают ему Отечество!
(8)Недаром житель Швейцарии, удалённый от снежных гор своих, сохнет и впадает в меланхолию, а возвращаясь в дикий Унтервальден, в суровый Гларис, оживает. (9)Всякое растение имеет более силы в своём климате: закон природы и для человека не изменяется.
(10)Не говорю, чтобы естественные красоты и выгоды Отчизны не имели никакого влияния на общую любовь к ней: некоторые земли, обогащённые природою, могут быть тем милее своим жителям; говорю только, что сии красоты и выгоды не бывают главным основанием физической привязанности людей к Отечеству, ибо она не была бы тогда общею.
(11)С кем мы росли и живём, к тем и привыкаем. (12)Их душа сообразуется с нашею, делается некоторым её зеркалом, служит предметом или средством наших нравственных удовольствий и обращается в предмет склонности для сердца. (13)Эта любовь к согражданам, или к людям, с которыми мы росли, воспитывались и живём, есть вторая, или моральная, любовь к Отечеству, столь же общая, как и первая, местная или физическая, но действующая в некоторых летах сильнее, ибо время утверждает привычку.
(14)Надобно видеть двух единоземцев, которые в чужой земле находят друг друга: с каким удовольствием они обнимаются и спешат изливать душу в искренних разговорах! (15)Они видятся в первый раз, но уже знакомы и дружны, утверждая личную связь свою какими-нибудь общими связями Отечества! (16)Им кажется, что они, говоря даже иностранным языком, лучше разумеют друг друга, нежели прочих, ибо в характере единоземцев есть всегда некоторое сходство. (17) Жители одного государства образуют всегда, так сказать, электрическую цепь, передающую им одно впечатление посредством самых отдалённых колец или звеньев.
(По Н.М. Карамзину *)
* Николай Михайлович Карамзин (1766-1826 гг.) - русский историк-историограф, писатель, поэт; создатель «Истории государства Российского» - одного из первых обобщающих трудов по истории России.
20 Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1. Существует два вида любви к Отечеству - физическая и моральная.
2. С годами моральная любовь к Отечеству становится сильнее.
3. В основе физической любви к родине лежат законы природы.
4. Главным основанием привязанности к Отечеству становится красота природы.
5. Все великие люди с гордостью рассказывали о своей «малой родине».
21Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1. Предложения 6-7 подтверждают высказанные в предложениях 1, 3 суждения.
2. Предложение 10 включает повествование.
3. В предложениях 8-9 представлено рассуждение.
4. Предложения 14-16 иллюстрируют суждения, высказанные в предложениях 11-13.
5. В предложениях 11-12 представлено повествование.
22. Из предложения 6 выпишите фразеологизм.
23 Среди предложений 8-13 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
24 «Торжественность речи и особая мелодика являются определяющими в тексте Н.М. Карамзина. Кроме этого, автор использует синтаксические средства выразительности: (А) _____ (предложения 3, 7), (Б) _____ (“подобно магниту” в предложении 7) и лексические средства выразительности, например, (В) _____ (“сохнет - оживает” в предложении 8). Поэтичность речи придаёт троп - (Г) _____ (“хладный мрак”, “сладких чувств”, “дикий Унтервальден”, “суровый Гларис”)».
Список терминов:
1. анафора
2. сравнительный оборот
4. олицетворение
5. ряды однородных членов
6. диалектизм
8. парцелляция
9. контекстные антонимы
Источник задания: Решение 4050. ЕГЭ 2017. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов.
Задание 15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) А. А. Фет не только тонкий знаток и творец русской поэзии но и поэт-переводчик.
2) Темнота раннего утра скрывала и площадку на берегу и полотняный посёлок из палаток.
3) Только слышится вой ветра в снастях да тихий гул моря.
4) Правды боится человек с нечистой совестью или трус.
5) В театре времён Шекспира актёры отвечали на шутки зрителей и все женские роли исполнялись мужчинами.
Решение.
В этом задании нужно поставить запятые в сложном предложении или при однородных челах предложения.
1. Определим количество грамматических основ в данных предложениях: простое предложение или сложное.
1) А. А. Фет не только тонкий знаток и творец русской поэзии но и поэт-переводчик. Простое предложение.
2) Темнота раннего утра скрывала и площадку на берегу и полотняный посёлок из палаток. Простое.
3) Только слышится вой ветра в снастях да тихий гул моря. Простое.
4) Правды боится человек с нечистой совестью или трус. Простое
5) В театре времён Шекспира актёры отвечали на шутки зрителей и все женские роли исполнялись мужчинами. Сложное.
2. Определим постановку запятых в сложных предложениях. Правило: запятая на границе частей сложного предложения ставится в случае, если простые предложения не содержат общий второстепенный член.
5) В театре времён Шекспира актёры отвечали на шутки зрителей и все женские роли исполнялись мужчинами. Сложное, есть общий второстепенный член в театре времен Шекспира, запятая не нужна.
3. Определим постановку запятых в простых предложениях. Правило: одна запятая ставится перед вторым однородным членом при отсутствии союзов, перед одиночным противительным союзом или перед второй часть сложного союза (как … так и и т.д.).
1) А. А. Фет не только тонкий знаток и творец русской поэзии,но и поэт-переводчик. – Сложный союз не только… , но и … , ОДНА запятая.
2) Темнота раннего утра скрывала и площадку на берегу и полотняный посёлок из палаток. Однородные дополнения соединены союзами И. (и площадку, и поселок) , ОДНА запятая.
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
2) В последние годы жизни Рубенс достиг удивительного совершенства как в искусстве портрета так и в пейзаже.
5) Осенней свежестью листвою и плодами благоухает сад.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание.
1) Подтвердить или опровергнуть эти предположения довольно трудно.
2) В последние годы жизни Рубенс достиг удивительного совершенства как в искусстве портрета, так и в пейзаже.
3) В конце XVI века в царских и боярских палатах и в монастырях печи стали облицовывать изразцами.
4) Медвежонок лежал на соломе у самой мачты или взбирался на неё вверх до беседки и здесь сидел или тоже лежал.
5) Осенней свежестью, листвою и плодами благоухает сад.
Правильный ответ указан под номером 2 и 5
Ответ: 25|52
Актуальность: 2016-2017
Сложность: обычная
Раздел кодификатора: Знаки препинания в ССП и предложении с однородными членами
Правило: Задание 16. Знаки препинания в ССП и в предложении с однородными членами
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ И В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
В этом задании проверяются знания двух пунктограмм:
1. Запятые в простом предложении с однородными членами.
2. Запятые в сложносочинённом предложении, части которого соединяют сочинительные союзы, в частности, союз И.
Цель : найти ДВА предложения, в которых нужно поставить ПО ОДНОЙ запятой в каждом. Не две, не три (а такое бывает!) запятых, а одну. При этом нужно указывать номера тех предложений, где была ПОСТАВЛЕНА пропущенная запятая, так как бывают такие случаи, что в предложении уже есть запятая, например, при деепричастном обороте. Её мы не считаем.
Не следует искать запятые при различных оборотах, вводных словах и в СПП: по спецификации в данном задании проверяются лишь три указанные пунктограммы. Если в предложении будут необходимы запятые на другие правила, они уже будут расставлены
Верным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой последовательности, без запятых и пробелов, например: 15, 12, 34.
Условные обозначения:
ОЧ - однородные члены.
ССП - сложносочинённое предложение.
Алгоритм выполнения задания должен быть таким:
1. Определяем количество основ.
2. Если предложение простое, то находим в нём ВСЕ ряды однородных членов и обращаемся к правилу.
3. Если основ две, то это сложное предложение, и каждая часть рассматривается отдельно (см. пункт 2).
Не забываем, что однородные подлежащие и сказуемые создают НЕ сложное, а простое осложнённое предложение.
15.1 ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ
Однородные члены предложения - это такие члены, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Однородные члены предложения (как главные, так второстепенные) всегда соединёны сочинительной связью, с союзом или без него.
Например: В «Детских годах Багрова–внука» С. Аксаков с подлинно поэтическим воодушевлением описывает и летние , и зимние картины русской природы.
В данном предложении есть один ряд ОЧ, это два однородных определения.
В одном предложении может быть несколько рядов однородных членов. Так, в предложении Вскоре ударил тяжёлый ливень и покрыл шумом дождевых потоков и порывы ветра, и стоны соснового бора рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл ; два дополнения, порывы и стоны .
Обратите внимание : в каждом ряду ОЧ действуют свои пунктуационные правила.
Рассмотрим различные схемы предложений с ОЧ и сформулируем правила постановки запятых.
15.1.1. Ряд однородных членов, соединённых ТОЛЬКО интонацией, без союзов.
Общая схема : О , О , О .
Правило: если два или несколько ОЧ соединенных только интонацией, между ними запятая ставится.
Пример : жёлтые, зелёные, красные яблоки.
15.1.2 Два однородных члена соединены союзом И, ДА (в значении И), ЛИБО, ИЛИ
Общая схема : О и/да/либо/или О .
Правило: если два ОЧ соединены одиночным союзом И/ДА, между ними запятая не ставится.
Пример 1 : На натюрморте изображены жёлтые и красные яблоки.
Пример 2 : Везде её встречали весело и дружелюбно .
Пример 3 : Только ты да я останемся жить в этом доме.
Пример 4 : Я приготовлю рис с овощами либо плов .
15.1.3 Последний ОЧ присоединён союзом И.
Общая схема : О , О и О .
Правило: Если последний однородный член присоединяется союзом и, то запятая перед ним не ставится.
Пример : На натюрморте изображены жёлтые, зелёные и красные яблоки.
15.1.4. Однородных членов больше двух и союз И повторяется хотя бы дважды
Правило: При различных комбинациях союзного (пункт 15.1.2) и бессоюзного (пункт 15.1.1) сочетания однородных членов предложения соблюдается правило: если однородных членов больше двух и союз И повторяется хотя бы дважды, то запятая ставится между всеми однородными членами
Общая схема : О , и О , и О .
Общая схема : и О , и О , иО .
Пример 1 : На натюрморте изображены жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.
Пример 2 : На натюрморте изображены и жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.
Более сложные примеры :
Пример 3 : От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи - от всего побежали далеко длинные тени.
Два союза и, четыре ОЧ. Запятая между ОЧ.
Пример 4 : Было грустно и в весеннем воздухе , и на темневшем небе , и в вагоне . Три союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.
Пример 5 : Дома, и деревья, и тротуары были укрыты снегом . Два союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.
Обратите внимание, после последнего ОЧ нет запятой , ибо это не между ОЧ, а после него.
Именно эта схема часто воспринимается за ошибочную и несуществующую, учтите это при выполнении задания.
Обратите внимание : данное правило работает лишь при условии, что союз И повторяется в одном ряду ОЧ, а не во всём предложении.
Рассмотрим примеры.
Пример 1 : По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые ; собирались и читали . Союз и не повторяется в каждом ряду, он употреблён по одному разу. Поэтому запятые НЕ ставятся по правилу 15.1.2.
Пример 2: Вечером Вадим ушёл в свою комнату и сел перечитывать письмо и писать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) перечитывать и писать.
15.1.5 Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но)
Схема: О , а/но/да О
Правило: При наличии союза А, НО, ДА(=но) запятые ставятся.
Пример 1: Ученик пишет быстро , но неаккуратно .
Пример 2: Малыш уже не хныкал , а плакал навзрыд.
Пример 3: Мал золотник, да дорог .
15.1.6 При однородных членах повторяются союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ
Схема: О , илиО , или О
Правило: при двукратном повторении других союзов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или запятая ставится всегда:
Пример 1: А старик расхаживал по комнате и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь.
Обратите внимание, что в предложении имеются также однородные обстоятельства и дополнения, но мы их не выделяем для более чёткой картины.
После сказуемого «расхаживал» запятой нет! Но если бы вместо союза И ТО, И ТО был бы просто И, запятых было целых три (по правилу 15.1.4)
15.1.7. При однородных членах имеются двойные союзы.
Правило: При двойных союзах запятая ставится перед второй его частью. Это союзы как... так и; не только... но и; не столько... сколько; насколько... настолько; хотя и... но; если не... то; не то что... но; не то чтобы... а; не только не, а, скорее... чем и другие.
Примеры: Я имею поручение как от судьи , так равно и от всех наших знакомых .
Грин был не только великолепным пейзажистом и мастером сюжета, но был еще и очень тонким психологом .
Мама не то что сердилась , но все-таки была недовольна .
Туманы в Лондоне бывают если не каждый день , то через день непременно.
Он был не столько расстроен , сколько удивлен сложившейся ситуацией.
Обратите внимание, что каждая часть двойного союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учитывать при выполнении задания 7 (тип «ошибка на однородные члены») мы уже встречались с этими союзами.
15.1.8. Часто однородные члены соединяются попарно
Общая схема: Схема: О и О , О и О
Правило: При попарном объединении второстепенных членов предложения запятая ставится между парами (союз И действует локально, только внутри групп):
Пример1: Аллеи, засаженные сиренями и липами , вязами и тополями , вели к деревянной эстраде .
Пример 2: Песни были разные: про радость и горе , день прошедший и день грядущий .
Пример 3: Книги по географии и туристские справочники , друзья и случайные знакомые твердили нам, что Ропотамо – один из самых красивых и диких уголков Болгарии.
15.1.9.Не являются однородными, поэтому не выделяются запятыми:
Ряд повторов, имеющих усилительный оттенок - это не однородные члены.
А снег шёл и шёл.
Простые осложнённые сказуемые также не являются однородными
Сказал так сказал, пойду проверю.
Фразеологизмы с повторяющимися союзами не являются однородными членами
Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь
Если в предложении есть неоднородные определения , которые стоят перед поясняемым словом и характеризуют один предмет с разных сторон, между ними нельзя вставить союз и.
Из глубины цветка неожиданно поднялся сонный золотистый шмель.
15.2. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Сложносочиненными называются сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами. Части сложносочиненного предложения не зависят друг от друга и составляют одно смысловое целое.
Пример: Три раза зимовал он в Мирном, и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.
В зависимости от вида сочинительного союза, который связывает части предложения, все сложносочиненные предложения (ССП) делятся на три основных разряда:
1) ССП с соединительными союзами (и; да в значении и; ни..., ни; тоже; также; не только..., но и; как..., так и);
2) ССП с разделительными союзами (то..., то; не то..., не то; или; либо; то ли..., то ли);
3) ССП с противительными союзами (а, но, да в значении но, однако, зато, но зато, только, же).
15.2.1 Основное правило постановки запятой в ССП.
Запятая между частями сложного предложения ставится по основному правилу, то есть ВСЕГДА, за исключением особых условиях , которые ограничивают действие этого правила. Об этих условиях сказано во второй части правила. В любом случае, чтобы определить, является ли предложение сложным, необходимо найти его грамматические основы. Что нужно учитывать при этом:
а) Далеко не всегда каждое простое предложение может иметь и подлежащее, и сказуемое. Так, частотны предложения с одной безличной частью , со сказуемым в неопределённо-личном предложении . Например: Много труда предстоит ему, и он это знал .
Схема: [предстоит ], и [он знал ].
В дверь позвонили, и никто не сдвинулся с места.
Схема: [позвонили ], и [никто не сдвинулся ].
б) Подлежащее может быть выражено местоимениями, как личными, так и других разрядов: Я вдруг услышал до боли знакомый голос, и это вернуло меня к жизни.
Схема: [Я услышал ], и [это вернуло ]. Не теряйте местоимения в роли подлежащего, если оно дублирует подлежащее из первой части! Это два предложения, у каждого своя основа, например: Художник был хорошо знаком со всеми гостями, и он немного удивился , увидев незнакомое ему лицо.
Схема: [Художник был знаком], и [он удивился ]. Сравним с аналогичной конструкцией в простом предложении: Художник был хорошо знаком со всеми гостями и немного удивился , увидев незнакомое ему лицо. [О Сказ и О Сказ].
в) Поскольку сложное предложение состоит из двух простых, то вполне вероятно, что каждое из них может иметь однородные члены в своём составе. Запятые ставятся и по правилу однородных членов, и по правилу сложносочинённого предложения. Например: Листья багряные, золотые падали тихо на землю, и ветер кружил их в воздухе и подбрасывал . Схема предложения: [Листья падали], и [ветер О Сказ и О Сказ ].
15.2.2 Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложении
В школьном курсе русского языка единственным условием, при котором между частями сложного предложения не ставится запятая, есть наличие общего второстепенного члена .
Самое сложное для учащихся -это понять, есть ли общий второстепенный член предложения , который даст право не ставить запятую между частями, или его нет. Общий- значит, относящийся одновременно и к первой части, и ко второй. Если общий член есть -запятая между частями ССП не ставится . Если он есть, то во второй части не может быть аналогичного второстепенного члена , он только один, стоит в самом начале предложения. Рассмотрим простые случаи:
Пример 1 : Через год дочка пошла в школу и мама смогла выйти на работу .
Оба простых предложения в равной мере могут претендовать на обстоятельство времени «через год». Что случилось через год ? Дочка пошла в школу. Мама смогла выйти на работу.
Перестановка общего члена в конец предложения меняет смысл: Дочка пошла в школу, и мама смогла выйти на работу через год . И теперь этот второстепенный член уже не общий, а относится лишь ко второму простому предложению. Поэтому для нас так важно во-первых, место общего члена, только начало предложения , а во вторых, общий смысл предложения.
Пример 2 : К вечеру ветер утих и начало подмораживать . Что произошло к вечеру ? Ветер утих. Начало подмораживать.
Теперь более сложный пример 1 : На окраине города снег уже начал подтаивать, и здесь уже была вполне весенняя картина . В предложении два обстоятельства, у каждого простого- своё. Именно поэтому запятая поставлена . Общего второстепенного члена нет. Таким образом, наличие второго второстепенного члена такого же типа (места, времени, цели) во втором предложении даёт право поставить запятую.
Пример 2 : К ночи температура у мамы поднялась ещё больше, и мы не спали всю ночь. Нет оснований относить обстоятельство «к ночи» ко второй части сложного предложения, поэтому запятая ставится .
Необходимо отметить, что бывают и другие случаи, при которых запятая не ставится между частями сложносочинённого предложения. К ним относится наличие общего вводного слова, общей придаточной части, а также двух предложений неопределённо-личных, безличных одинаковых по структуре, восклицательных. Но эти случаи не включались в задания ЕГЭ, и в пособиях они не представлены и в школьном курсе не изучаются.
nazmardim nazmardim
03.12.2014 16:18
почему в задании рассматриваются два простых предложения (2,5)?
Татьяна Юдина
Потому что цель задания-научить отличать СПП от простого с однородными. Это не ошибка.