Расселение растений по планете. Растения-путешественники (распространение растений) II. Изучение нового материала

Конспект урока. Тема: «Как расселяются растения на новые места» Окружающий мир, 1 класс

Цель : 1. Познакомить учеников с особенностями распространения плодов и семян в природе. Распространение плодов и семян ветром, животными, человеком. 2. Развивать познавательные способности детей. Воспитывать навыки сотрудничества при работе в группах.

З. Учить видеть красоту осеннего леса. Оборудование: мультимедийный проектор, запись пьесы П. И. Чайковского «Осень», картинки с изображением видов растений с плодами и семенами (лопух, жёлуди, семена одуванчика, клёна). Перчаточная кукла мышка. Засушенные шарики одуванчиков.

Ход урока.

Оргмомент. Запись музыкальной пьесы П.И. Чайковского «Осень».

Слайд 2

У- ль: «Как красива осень в пёстром сарафане В чистом небе – просинь, клён горит, как пламя. Над водой - берёзка золотою свечкой, И плывут листочки вниз по тихой речке». Т. Шорыгина Игра: На доске картинки: берёза, дуб, рябина. В общей стопке картинки с листочками, семенами, плодами от этих деревьев. Поочерёдно дети берут картинку из стопки, называют её и ставят к соответствующему дереву. После окончания игры вопрос: - Что общего у растений? (Ствол, корень (стебель), листья, цветок, плод, семена).

Слайд 3 :

На экране большой раскидистый дуб. Учитель: Я часто хожу в лес и наблюдаю за жизнью растений и животных. И вот что я однажды увидела. Рассказываю сказку Н. Осипова: «На опушке леса рос дуб. Хрупкий, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. (Надеваю на руку перчаточную куклу – Мышку. Инсценирую разговор Мышки с дубом). Раз прибежала к нему Мышка - норушка и говорит: - «Разреши взять у тебя два жёлудя. Один – я съем сам, а другой жёлудь посажу вон на той дальней полянке, чтобы там дубочек вырос». А дуб на неё как набросится: «Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!» Задрожала Мышка от страха, убежала и больше не появлялась. С тех пор никто из зверушек не приближался к дубу. Так и жил он в полном одиночестве. Временами у дуба появлялись жёлуди. Созрев, они падали на землю и тут же, под могучей кроной прорастали. Дубу очень хотелось, чтобы его многочисленное семейство было при нём. Но потомству не везло. Всем росткам, появившемся их желудей, не хватало места. Они мешали друг другу, глушили один другого и погибали в малом возрасте. Прошли годы. Дуб состарился, затрухлявел, и однажды, в бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик себе смены». - Все ли слова вам были понятны? (крона, потомство). – Почему дуб не дождался себе смены, потомства? – Почему не выросли дубки под кроной старого дуба? (Под кроной дуба было мало света и мало места. Дуб был жадным, желудей никому не давал). - Какие условия необходимы для того, чтобы взошедшие семена превратились в крепкие дубки? (Много места и света). - Какой вывод можно сделать? Учитель корректирует ответ учеников: Плодам, семенам, надо странствовать, отправляться в путешествие. Это позволяет им поселиться там, где много света, тепла, пищи для молодых растений. Вот об этом мы сегодня будем говорить.

Слайд 4:

На экране одуванчики, лопух, яблоня, дуб. Какие семена, плоды у этих растений? После ответов детей на экране появляются рисунки: семена одуванчиков, «колючки» лопуха, жёлуди и яблоки. Работа в группах. У каждой группы серия картинок: птицы, звери (белка, кабан), животные (собака, кошка), ветер (образный рисунок), люди. Задание: Определить, кто может участвовать в расселении семян и плодов.

Слайд 5:

Сообщения детей: Ветер дует и разносит семена мелких растений, например, одуванчика. На экскурсии наблюдали, что семена клёна вращаясь падают с дерева, как пропеллер у вертолёта, если подует ветер, то летит далеко. Птицы клюют ягоды рябины, калины. Возможно, несут своим птенцам, могут выронить в полёте. Наблюдали, что на шерсти у собак кошек после прогулки колючки от лопуха, репейника и другие цепляющиеся семена.

Учитель: - с какой целью мы ходили на экскурсию? (Учились видеть красоту осеннего леса. Собирали природный материал: шишки, жёлуди, каштаны). Кто-то из вас, возвращаясь в школу, выбросил непонравившийся жёлудь или шишку. И на том месте может вырасти дубок или ёлочка. Я говорю: может вырасти. – Какие условия для этого необходимы? Плодородная почва и много света. Загадка: «В этот гладкий коробок бронзового цвета спрятан маленький дубок будущего лета». Отгадка? Жёлудь.

Физминутка. С ветки на землю шлёпнулся жёлудь. Встают друг за другом. Жёлудь созревший, жёлудь тяжёлый. Он от испуга скачет и скачет Прыгают на носочках. И желудиных слёзок не прячет. Встают в круг. Что же нам делать, дуб исполин? Разводят руки в стороны. Эй, отвечай-ка, я же твой сын. Поднимают руки вверх. Что тебе делать? В землю зарыться, Приседают. Чтобы к весне в дубок превратиться. Встают, поднимают руки вверх. Предлагаю взять из коробочки жёлудь и рассмотреть его. – Похож он на «коробок бронзового цвета»? Вспомнить загадку «В этот гладкий коробок бронзового цвета спрятан маленький дубок будущего лета». Повторяем загадку. Читаю загадку: «В лесу у пня суетня, беготня: Народ рабочий весь день хлопочет» Кто это?

Слайд 6:

Муравейник и хлопотливые муравьи. – Чем заняты муравьи? Могут ли они помогать семенам путешествовать? Дети высказывают свои мнения. Учитель дополняет: «Семена богаты вкусным питательным маслом, некоторые семена муравьи запасают впрок. Из-за твёрдой оболочки не все семена муравьи съедают, часто вместе с мусором выносят подальше от муравейника. И некоторые семена прорастают уже на новом месте. Так расселяются многие травянистые растения.

Слайд 7:

Как ещё расселяются растения на новые места? Читаю рассказ «Как деревья дружат с ветром». Ученики узнают, что «Семена берёзы – замечательные летуны. Для полёта они обзавелись крылышками. Крылышки малюсенькие – размером со спичечную головку, а толщиной, как папиросная бумага. И всё же это самые настоящие крылья. Подует ветер, подхватит крылатые плоды и разнесёт по всей округе». Читаю загадку: «На зелёной хрупкой ножке вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал и развеял этот шар». – Что это? (Одуванчик). Опыт: предлагаю положить на ладошку семена одуванчика и подуть. Вывод: семена лёгкие и улетают довольно далеко. Дети делают вывод: ветер помогает расселяться растениям. Поднимаю голову вверх и говорю: «Гуси-гуси! Летят гуси!» . – Куда летят гуси? Ответы детей: В тёплые края.

Слайд 8: Дикие гуси на воде. – Учитель: Гуси решили отдохнуть, они опустились на воду, стали купаться, плескаться. А на воде могут находиться семена-путешественники. К оперенью птиц могут прилипнуть семена. Через некоторое время гуси отправятся в полёт, и унесут с собой семена. Где-то упадёт это семя и прорастёт на новом месте. Рефлексия. Вопрос: Как расселяются растения? На каждый правильный ответ на доску вывешивается осеннее деревце: с красной кроной - клён, с жёлтой – берёза, с оранжевой – кроной - осина, с коричневой - дуб.

Слайд 9 : Читаю стихотворение Бунина «Лес, точно терем расписной…»

1) Как размножаются растения?

a) Минутка синоптика - дай характеристику погоды сегодняшнего дня, назови признаки осени в живой и неживой природе.

b) Рассмотрим и выясним значение каждого органа растения.

1. Корень закрепляет растения в почве. Через него поступают из земли влага и необходимые для жизни вещества.

2. Стебель удерживает растение на поверхности почвы. По форме он бывает прямостоячим, ползучим, вьющимся и т.п. Вода с минеральными веществами по стеблю поднимается вверх от корней до листвы, а от листьев до корня двигается растительный сок с питательными веществами. Стебли разделяют на деревянистые и травянистые. Деревья имеют один главный, высокий стебель, который называется ствол. У кустарников - несколько тонких деревянистых стеблей, у трав стебель гибкий, зеленый, сочный.

3. Листья у растений разнообразные по форме, размеру и цвету. Они прикрепляются черешком к стеблю. Бывают листья и без черешков. Листья выделяют кислород, которым дышат все живые организмы, в том числе и сами растения. Через листья испаряется лишняя вода. Кроме того, в них образуются питательные вещества.

4. Цветки имеют большинство растений. Они различны по форме, размеру и цвету. Когда цветок отцветает, образуется плод , в котором содержатся семена.

5. Семена необходимы растению для размножения. Из них вырастают новые, молодые растения.

6. На с. 50 упражнение на внимание : какие органы василька забыл нарисовать художник? Что произойдет с растением без данного органа? Объясни свою мысль.

c) Формирование представлений о способах размножения растений разными органами - учебник с. 50 - 51

d) Сансевьера. Родина- Тропическая Азия и Африка. В народе называют «щучьим хвостом» за то, что ее листья с чередующимися темнымии светлыми полосами напоминают тело щуки. Интересная особенность этого растения: если разрезать лист на куски, каждый такой кусочек дасткорни. Сансевьеру надо весь год держать в теплой комнате с достаточным солнечным освещением. Она требует умеренного полива как зимой, так и летом.

Пеларгония - экзотические пеларгонии (герани) завезли на Европейский континент из Южной Африки в 17 - 18 веках. Они крепко вошли в ассортимент зимних садов богатых предпринимателей, дворян, купцов, а со временем - и в быт простых людей. За особую форму листьев их ласково называют калачиками. Растение имеет целебные свойства, обеззараживает и освежает воздух в помещении. Нуждается в обильном, но не частом летнем поливе. Чтобы обеспечить красивое цветение, горшок должен быть немного тесноватым.

2) Как расселяются растения?

Ты уже знаешь, что семена дают начало новым растениям. Почти всегда плоды и семена дают жизнь новым растениям не там, где они созрели. Ветер, вода, животные переносят их на новые места. Если условия оказываются благоприятными, они прорастают. Растения имеют очень интересные приспособления для таких «странствий».

Многие растения лесов, степей, лугов, болот имеют разнообразные приспособления для распространения плодов ветром. Так, плоды вяза, клена, липы имеют крылатки. У липы крылышко образуется из листочка-околоцветника. Плоды-орешки липы с длинным околоцветником далеко разносятся ветром именно зимой, когда на ветвях деревьев нет листвы.

Мелкие (с маковое зернышко) семена вербы и осины снабжены пучочками волосков, которые помогают им лететь по ветру. У одуванчика, козлобородника волосистая чашечка остается возле плодов и образует хохолок - своеобразный парашютик.Ветром распространяются и семена других растений степи - ковыля , чертополоха , катрана (перекати-поля) .

Некоторые растения «стреляют» своими семенами, разбрасывая их на довольно большое расстояние. Одно из таких растений - бешеный огурец , считающийся сорняком.

Так же выстреливают семена многих бобовых растений. Например, бальзамин , или разрыв-трава - растение-недотрога. У его спелых плодов створки скручиваются, выбрасывая семена.

Среди семян встречаются даже «мореплаватели» - например, водяной орех (чилим) , кокосовые пальмы. Семена этих растений течение уносит далеко от родныхберегов.

У многих растений плоды и семена распространяются животными (это репейник, череда, лопух, чертополох), а поэтому имеют зубчики, крючочки и т.п. Такими приспособлениями удобно цепляться за одежду людей, шерсть животных, птичьи перья и втихомолку странствовать по свету.

Делая запасы, птицы и звери прячут плоды и семена к себе в гнездо или в нору. Часть их по дороге теряется.

Плодами орешника питаются белки. Они запасают их на зиму. Делая запасы, зверьки часть орехов теряют по дороге или прячут в щелях пеньков, под опавшими листьями и забывают. При благоприятных условиях эти орехи прорастают.

Муравьи относят к себе в муравейник семена многих растений: подснежников, фиалок, чистотела, василька, - и тоже рассеивают его по своей муравьиной тропе.

Плоды и ягоды, неприятные человеку на вкус или даже ядовитые, иногда бывают очень привлекательными для птиц. Но семена с твердой оболочкой в их желудке не перевариваются. Вместе с птичьим пометом такие семена переносятся на большие расстояния от места своего созревания.

3) Домашнее задание:

Работа по учебнику - с. 50 - 53. Работа в тетради - с. 38 - 41.

КАК РАСТЕНИЯ РАССЕЛЯЮТСЯ НА НОВЫЕ МЕСТА

Цели: познакомить учащихся с особенностями распространения плодов и семян в природе; выяснить отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком.

Оборудование: рисунки с изображением растений; семена растений; загадки о растениях.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

Рассмотрите рисунки на доске. Что здесь изображено? (Дерево, кустарник, травянистое растение.)

Что объединяет эти разные растения? (У всех растений есть корень, стебель, лист, цветок, плод, семена.)

А как отличить плод от других частей растения? (Плод образуется на месте цветка, внутри плодов есть семена.)

Сегодня на уроке мы узнаем, какую роль выполняют семена в жизни растений.

II. Изучение нового материала.

1. Ч т е н и е э к о л о г и ч е с к о й с к а з к и Н. Осипова.

«На опушке рос дуб - хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка-норушка и говорит: «Разреши взять у тебя два желудя. Один я съем, другой посажу на дальней полянке, чтобы и там рос дубочек».

А дуб на нее как набросится: «Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!».

Задрожала мышка от страха, убежала и больше не появлялась. С тех пор никто из зверюшек не отваживался приближаться к дубу. Так и жил он в полном одиночестве. Временами у дуба появлялись желуди. Созрев, они падали на землю и тут же, под могучей кроной, прорастали. Дубу очень хотелось, чтобы все его многочисленное потомство было при нем. Но потомству не везло.

Всем росткам, появившимся из желудей, не хватало места. Они мешали друг другу, глушили один другого и погибали в малом возрасте.

Прошли годы. Дуб состарился, затрухлявил и однажды, в бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик себе смены».

Почему же дуб так и не дождался себе смены? (Ответы детей.)

Семенам надо странствовать, отправляться в путешествие. Это позволяет им переселяться на новые места, где больше света, тепла и пищи для молодых растений.

2. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 22-23).

Как же растения переселяются на новые места?

Рассмотрите центральный рисунок разворота учебника. Какие растения здесь изображены? Назовите плоды, семена этих растений.

Рисунки на с. 22 подсказывают, как путешествуют семена растений. Кто (или что) им в этом помогает?

Репейник и многие другие растения расселяются в природе с помощью своих колючих плодов с крючками и зацепками. Они цепляются за каждого, кто проходит мимо (за шерсть собаки, овцы, коровы, лошади, за одежду человека), и таким образом «проезжают» немалое расстояние, прежде чем упадут на землю.

Обратите внимание на второй рисунок-подсказку. Зачем птица несет плоды? (Плоды и семена служат кормом для многих птиц.)

А помогают ли птицы расселению растений? (Птицы в полете могут уронить плоды с семенами, и они прорастут на новых местах далеко от родительского растения.)

Иногда животные прячут корм про запас, часть кладовых остается нетронутой, семена прорастают. Многие семена путешествуют прямо в желудках птиц. Птицы клюют зрелые плоды и глотают их вместе с семенами. А семена окружены крепкими толстыми оболочками и потому не перевариваются в желудках, выходят с пометом неповрежденными. А птицы за это время могут перенести их на большие расстояния. К тому же в птичьих желудках толстые оболочки семян размягчаются, и семена потом быстрее прорастают.

Что вы видите на третьем рисунке-подсказке? (Муравей тащит семя.)

Семена, которые переносят муравьи, богаты вкусным и питательным маслом. Эту лакомую пищу муравьи заготавливают впрок. Из-за твердой оболочки не все семена доступны насекомым. Часть семян муравьи поедают, а другие вместе с накопившимся мусором выносят наружу. Так расселяются в природе семена фиалки, хохлатки, чистотела, медуницы, марьянника.

Рассмотрите центральный рисунок разворота учебника (с. 22-23). Как вы думаете, почему здесь изображен ручей? (Плоды и семена некоторых растений, как крохотные лодочки, странствуют по воде.)

Некоторым растениям расселяться помогают водоплавающие птицы. Стоит утке, гусю, лебедю или другой птице поплескаться в пруду или в озере, как к их оперению прилипнут семена. Поплескавшись в одном водоеме, птица перелетит на другой, а вместе с ней переместятся и семена. Особенно далеко эти «прилипалы» разносятся во время осенних и весенних перелетов птиц.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Выросла я, липка, тоненькой и гибкой -

Не ломай меня!

Медоносным цветом зацвету я летом -

Береги меня.

В полдень подо мною спрячешься от зноя -

Вырасти меня.

Я тебя листвою от дождя укрою -

Поливай меня.

Вместе, друг мой милый, наберемся силы -

Ты люби меня.

А дождешься срока, выйдешь в мир широкий, -

Не забудь меня!

П. Воронько

3. Чтение рассказа «Как деревья с ветром дружат».

Б е с е д а п о п р о ч и т а н н о м у.

Как путешествует крылатка клена?

Учитель раздает учащимся плоды клена. Дети рассматривают их с помощью лупы.

Опишите, как выглядят семена клена. (Дети описывают.)

Да, у них один край крылышка прямой и утолщенный, другой - округлый и тонкий. Точь-в-точь как у лопасти пропеллера. И действует крылатка клена, как пропеллер. Падая с дерева, она быстро вращается. Тем самым падение замедляется, и ветер может унести семя подальше от дерева.

4. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а в п а р а х.

Учитель раздает учащимся плоды клена и ясеня. Дети рассматривают рисунок-подсказку в учебнике и показывают друг другу, как путешествуют крылатки клена и ясеня.

Для этого один ученик подбрасывает плоды вверх, а другой машет газетой, создавая воздушный поток.

III. з акрепление изученного материала.

1. О т г а д а й т е з а г а д к и.

Дети отгадывают загадки, называют растения и способ их расселения.

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал -

И развеял этот шар.

(Одуванчик, расселяется с помощью ветра.)

В этот гладкий коробок

Бронзового цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего лета.

(Желудь дуба - животными.)

Кто ни прикасается, -

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат уголки.

(Репей - животными.)

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, его клюют.

(Рябина - птицами.)

Посреди двора

Золотая голова.

(Подсолнух - ветром и птицами.)

2. И г р а «Определи, с какого растения плоды».

3. У к а ж и т е с т р е л к а м и, к какой группе относятся данные растения.

4. Ч т е н и е и а н а л и з с к а з к и Л. Толстого «Дуб и орешник».

«Старый дуб уронил с себя желудь под куст орешника. Орешник сказал дубу: «Разве мало простора под твоими сучьями? Ты бы ронял свои жёлуди на чистое место. Здесь мне самому тесно для моих отростков, и я сам не бросаю наземь своих орехов, а отдаю их людям».

«Я живу двести лет, - сказал на это дуб, - и дубок из этого жёлудя проживёт столько же».

Тогда орешник рассердился и сказал: «Так я заглушу твой дубок, и он не проживёт и трёх дней».

Дуб ничего не ответил, а велел расти своему сынку из жёлудя.

Жёлудь намок, лопнул и уцепился крючком ростка в землю, а другой росток пустил кверху.

Орешник глушил его и не давал солнца. Но дубок тянулся кверху и стал сильнее в тени орешника. Прошло сто лет. Орешник давно засох, а дуб из жёлудя поднялся до неба и раскинул шатёр на все стороны».

IV. Итог урока.

Что нового вы узнали на уроке?

Какие растения расселяются с помощью ветра?

Какие растения расселяются с помощью зверей?

Окружающий мир

Класс: 1

УМК: Перспективная начальная школа

Тип учебного занятия: Объяснение нового материала.

Тема урока: Как растения расселяются на новые места.

Задачи деятельности учителя: создать условия для ознакомления обучающихся с особенностями распространения плодов и семян растений (с помощью ветра, животных, человека, воды) в природе; выяснить отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: уметь анализировать строение семени и делать выводы о способах распространения каждого растения; составлять рассказ о путешествии плодов и семян родного края.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков.

Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в результате диалога или игровой ситуации, уметь рассуждать и делать выводы; уметь аргументировать свою точку зрения.

Личностные УУД: понимать необходимость сотрудничества с учителем.

Оборудование: Компьютер, проектор, презентационное сопровождение урока, семена, плоды растений, лупы, телевизор, DVD проигрыватель м/ф «Лунтик».

Ход урока:

I. Организационное начало.

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, отвечать –

И друг другу помогать.

II. Актуализация опорных знаний.

Сегодня мы продолжаем разговор о растениях. Вспомним, что уже знаем о них.

На какие группы делятся растения? (Деревья, кустарники, травы) СЛАЙД 1

Чем отличаются растения? (Ствол, несколько стволов, сочные мягкие стебли)

ИГРА «Деревья кустарники, травы» (сигнальные карточки + презентация + название) СЛАЙД 2

Что общего у деревьев, кустарников и трав? (Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена) СЛАЙД 3

А как отличить плод от других частей растения? (Плод образуется на месте цветка, внутри плодов есть семена)

Почему растения называют частью живой природы? (…дают потомство….)

Какая часть растения помогает размножению растений?

ВЫВОД: Все растения делятся на деревья, кустарники и травы. У каждого растения есть одинаковые части растений. Растения – это часть живой природы. Один из признаков – дают потомство, размножаются.

III. Постановка темы урока.

На какой вопрос нам предстоит ответить сегодня? Прочитайте в учебнике страница 22. (Как расселяются растения на новые места) СЛАЙД 4

Мы знаем, что, например, малину можно встретить и в лесу, и в огороде, а одуванчик растёт и в лесу на полянах, и в поле, и на лугу, и в городе! КАК эти и другие растения расселились в разных местах, ведь они не могут сами передвигаться, у растений нет ног?

Попробуем ответить с помощью фрагмента мультфильма «Лунтик».

IV. Открытие детьми новых знаний.

1. Расселение с помощью ветра

Как одуванчик оказался на новом месте?

Какая часть растения помогла расселиться одуванчику на новое место?

Что ещё было нужно, чтобы семя улетело на новое место? (Ветер)

Оказывается, ветер не только помогает одуванчику, но и другим растениям. Откройте хрестоматию страница 10. «Как деревья с ветром дружат». Я прочитаю, а вы, рассматривая рисунки внизу страницы, подготовьте ответ на вопрос: Какие деревья и как дружат с ветром? СЛАЙД 5

Найдите в тарелочке семя клёна. Какая особенность есть у семян растений, которым ветер помогает расселяться на новые места? («Крылья») А у одуванчика?

ВЫВОД: С помощью ветра семена растений, у которых есть специальные приспособления, которые похожи на «крылышки», некоторые растения расселяются на новые места.

2. Расселение с помощью зверей.

Возьмите и рассмотрите из тарелочки плод с семенами следующего растения. Что чувствуете? (Колется, цепляется)

Кто ни прикасается,

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат иголки. (Репейник, лопух) СЛАЙД 6

Найдите это растение в учебнике. Помогите друг другу. Найдите плод с семенами репейника на картинке слева. Кто помогает им расселяться на новые места? (Собака, лиса, человек)

Семена череды тоже прицепляются к шерсти зверей, перьям птиц.

Как пассажиры скорого поезда колючки: зацепились и поехали. Отцепились и проросли.

Какие есть приспособления у плодов и семян растений, которые переселяются на животных, как на поезде?

ВЫВОД: Действительно, сухие плоды некоторых растений снабжены различными прицепками. Стоит осенью пройти по пустырю или берегу речушки, заросшему бурьяном, обязательно вынесешь на одежде целую коллекцию цепких плодов лопуха, череды. Так же как к одежде, плоды этих растений прицепляются к шерсти животных, перьям птиц, приобретая способность переноситься на новые места.

3. Расселение с помощью человека.

ФИЗМИНУТКА:

Вот мы деревце сажали,

Семя в землю зарывали. (Выпрямиться, потопать ногами и присесть.)

Вырос тоненький росток, (Встать, потянуться (проверить осанку).

Он и строен, и высок, (Руки в стороны.)

И другие распустились,

Дружно так зашевелились. (Пальцы в стороны и пошевелить ими.)

Налетел веселый ветер

И раскачивает ветки. (Поочередные взмахи руками вверх-вниз.)

Кто помог расселению растения в физминутке? (ЧЕЛОВЕК)

Рассмотрите рисунок на странице 23. Какой длительный эксперимент предлагается? О чём он говорит?

ПОДОРОЖНИК «След белого» - так называли подорожник индейцы, потому что семена этого растения, пристав вместе с грязью к обуви переселенцев из Европы, пересекли океан и попали в Америку. Всюду, где ступала нога путешественников из Европы, вырастало это неприхотливое растение. Один экземпляр растения даёт 8-60 тысяч семян, потому-то оно и распространяется с такой быстротой! Семенная коробочка содержит слизь, и созревшие семена от сырости становятся клейкими. С наступлением осенних дождей дороги размокают и вместе с грязью семена прилипают к обуви прохожих, колёсам, и странствуют по свету. СЛАЙД 7

ВЫВОД: Человек не только специально расселяет многие растения, но и не подозревая того, переносит очень мелкие семена некоторых растений по Земле на подошве обуви.

4. Расселение с помощью птиц.

Плоды какого растения ещё лежат в тарелочке?

Весной зеленела, летом загорела,

Осень в сад пришла, красный флаг зажгла. (Рябина)

Рассмотрите на картнке учебника кто им помогает расселяться на новые места? (Птицы, дрозд)

Почему именно они? (Корм для птиц)

Яркие, вкусные плоды черёмухи, малины, калины привлекают многих птиц. В полёте птицы могут уронить плоды с семенами, и те прорастут далеко от материнского растения.

Что это за птицы? СЛАЙД 8

СОЙКА

ПОПОЛЗЕНЬ

КЕДРОВКА

ВЫВОД: Распространению плодов и семян способствуют животные (белки, бурундуки), заготавливающие их про запас. Несъеденные или потерянные семена при благоприятных условиях нередко прорастают. СЛАЙД 9

Оказывается, семена могут путешествовать и в желудках птиц. Поедая плод вместе с мякотью, они проглатывают семена. Мякоть в желудке и кишечнике переваривается, а защищённые плотной кожурой семена, проходят непереваренными и выбрасываются где-нибудь с помётом. Так семена оказываются на новом месте. СЛАЙД 10

ДРОЗД

СВИРИСТЕЛЬ

ВЫВОД: Как птицы помогают растениям расселяться? Почему именно этим растениям? ФИЗМИНУТКА «Сойка-поползень-кедровка»

5. Расселение с помощью насекомых.

Рассмотрите картинку в учебнике.

На поляне возле ёлок дом построен из иголок.

За травой не виден он, а жильцов в нём миллион. (Муравьи и муравейник)

Чем муравьёв привлекают семена? (Возможно, используют их для строительства муравейника)

Семена, которые переносят муравьи, богаты вкусным и питательным маслом. Эту лакомую пищу муравьи заготавливают впрок. Часть семян муравьи поедают, а другие вместе с накопившимся мусором выносят наружу. Так расселяются семена фиалки, чистотела, медуницы, ясеня. СЛАЙД 11

6. Расселение с помощью воды.

Отгадайте загадку. Отгадка есть на картинке в центре учебника.

Течет-течет - не вытечет; бежит-бежит - не выбежит. (Река)

Как вы думаете, река переносит семена?

Вы когда-нибудь замечали, как по реке плывут листья, пух, семена? Плоды и семена некоторых растений как крохотные лодочки странствуют по воде.

Водой распространяются семена и плоды прибрежных растений. В плодах есть воздушные полости, поэтому они лёгкие и плавучие. Так распространяются плоды осоки, ивы, ольхи. СЛАЙД 12

Плоды кокосовой пальмы, растущей по берегам океанических островов, долго могут путешествовать, пока морское течение не прибьёт их к берегу.

7. Распространяют свои плоды и семена сами.

БЕШЕНЫЙ ОГУРЕЦ СЛАЙД 13

ВЫВОД: Как же расселяются растения в природе? СЛАЙД14

V. Закрепление.

А) Логическое лото.

А сейчас мы с вами поиграем в логическое лото. У вас на парте есть большие конверты. Возьмите их. Положите перед собой полотно с картинками. Выберите карточки с плодами и семенами растений и соотнесите их со способом расселения. Посмотрите на экран, проверим ответы.

Б) Сигнальные карты. «Согласен - не согласен»

Растения расселяются на новые места, чтобы распространить свой вид.

Распространение растений в природе происходит с помощью листьев.

Распространение растений в природе происходит с помощью плодов и семян.

Дуб расселяется на новые места с помощью переноса животными его крылаток.

Дуб расселяется на новые места с помощью переноса животными его желудей.

Плоды репейника имеют крючки-прицепки, которые помогают им расселиться на новые места, прицепляясь к животным и людям.

Птицы не участвуют в расселении растений на новые места.

Дрозды, свиристели помогают расселиться рябине на новые места.

Ветер помогает всем растениям расселяться.

Ветер, животные, человек, вода помогают расселяться растениям на новые места.

VI. Рефлексия.

Молодцы ребята! Вы справились с заданием, а сейчас мои помощники прочитают стихи, в которых говорится, как расселяются растения.

Какие вопросы оказались для вас неожиданными?

Какие задания были трудными, а какие интересными?

Дома расскажите своим родителям, что вы сегодня узнали на уроке.

Спасибо всем за урок!

Чтобы выжить, растения должны путешествовать. Для этого, впрочем, достаточно, чтобы перемещались только семена. Они распространяются с помощью ветра, воды или животных.

Туристы с удовольствием фотографируют склоняющиеся над песчаными пляжами кокосовые пальмы. Но сможете ли вы точно сказать, где сделан снимок — на Антильских островах, в Африке, на Сейшельских островах, в Индонезии или Полинезии?

Ответить на этот вопрос иногда непросто, потому что кокосовые пальмы, которые стали символом безмятежного отдыха на солнечном пляже, встречаются на всех тропических побережьях. Как же удалось этому растению расселиться по миру?

По морям и рекам

В случае с кокосовой пальмой ответ — по морю. Семена растений, живущих по берегам морей, распространяются главным образом морскими течениями. Толстая волокнистая оболочка кокосового ореха хорошо удерживает его на воде и надежно защищает семя от повреждений.

Орех может плавать по морю несколько дней, месяцев и даже лет. Многие орехи гибнут в пути. Но некоторые наконец прибивает к берегу, где они пускают корни. Ольха, дерево, растущее в заболоченных поймах, доверяет свои семена реке. Они плавают на поверхности воды, потому что в них много жира. Они сохраняют способность к прорастанию, даже пробыв в воде больше года. Но у рек есть один недостаток: они текут лишь в одном направлении. Чтобы осваивать новые территории выше по течению, семенам ольхи нужна помощь ветра.

Семена-воздухоплаватели

Главное средство расселения семян — вездесущий ветер. Чтобы летать по ветру, растения обзавелись множеством хитроумных приспособлений. Одно из самых эффективных, экономичных и распространенных — парашютик. Семя одуванчика крепится к венчику из тонких волосков. Когда оно созревает, венчик разворачивается и при первом же дуновении ветра уносит с собой семя. Парашютик всегда приземляется семечком вниз, что облегчает прорастание. Конструкция парашютика у разных растений неодинакова. Иногда это просто пучок волосков, как, например, у хлопчатника. Люди делают из этих волосков вату и ткани.

Другое приспособление, облегчающее перенос семян ветром, — крылья. Крыло — это широкая, уплощенная и слегка изогнутая стенка плода. При падении оно начинает вертеться, удерживая семя в воздухе. Ветер разносит такие «вертолетики» на огромные расстояния. С помощью крыльев расселяются плоды клена — крылатки. Крылатки легко залетают на новые территории, поэтому клен распространился по свету очень широко. Семенам других растений плоские крылья позволяют легко планировать по воздуху и далеко улетать даже при слабом ветре.

С помощью животных

Растения закреплены корнями в почве и сами передвигаться не могут, зато живущие рядом звери могут бегать где угодно. Почему бы не воспользоваться таким «транспортным средством»? Задумка проста: нужно пристать к шерсти животного, а через некоторое время упасть — желательно на плодородную почву.

Возьмем для примера лопух, или репейник, растущий в природе почти по всей Евразии и Северной Америке и выращиваемый в Японии ради питательных корней. Плод, содержащий семена, представляет собой шарик с торчащими во все стороны крючками. Когда плоды созревают, они легко отламываются от стеблей и прицепляются к шерсти животных. Пытаясь освободиться от назойливого репья, животное начинает чесаться и разбрасывает семена лопуха по земле.

Некоторые растения (например, орешник и многие злаки) расселяются благодаря животным, которые уносят с собой их лакомые семена. Некоторые из семян, перетаскиваемых грызунами и муравьями в свои кладовые, теряются по дороге и прорастают. Другие семена дают ростки в хранилищах, о которых их хозяева попросту забывают.

Пернатые разносчики семян

К гладкому оперению птиц семенам и плодам прицепиться непросто. Пернатые распространяют семена на огромные расстояния иным способом. Каждый год от арктической тундры до экваториальных лесов созревает масса вкусных ягод и других сочных плодов, которыми растения расплачиваются с птицами и прочими животными за свое расселение по свету: животные поедают их, а через некоторое время выбрасывают семена наружу вместе с пометом.

В южноамериканских дождевых тропических лесах плодами дикорастущего авокадо питается птица квезал. Пернатые с удовольствием поедают плоды с сочной маслянистой мякотью, но при этом проглатывают и находящееся внутри крупное семя. На следующий день оно выходит наружу вместе с пометом и падает на землю, где через некоторое время прорастает. Квезали и авокадо не выжили бы друг без друга. Без птиц это растение не смогло бы распространять семена, а квезали вымерли бы без своего основного источника пищи.

Зеленые конструкторы

Бешеный огурец (Ecballium) выбрасывает свои семена под высоким давлением, словно из шприца. Это дикорастущее растение из семейства тыквенных с большими желтыми цветками распространено в Средиземноморье. Его мясистые щетинистые плоды напоминают по размеру и форме огурцы. По мере созревания плод наполняется жидкостью. В этой жидкости, находящейся под высоким давлением, плавают семена. От легкого сотрясения плод отрывается от плодоножки и из образовавшегося отверстия начинает бить клейкая струя, которая выбрасывает семена на расстояние до 12 м!

Полагаясь только на собственные силы, обычно растение может разбросать семена лишь на несколько метров, но для травянистых растений бывает достаточно и этого. Используемые ими для этого устройства весьма разнообразны и вполне сравнимы с самыми совершенными механизмами, изобретенными человеком.

Например, семена могут вылетать из плодов, как из катапульты, благодаря деформации тканей в результате высыхания. Род недотрога (Impatiens) семейства бальзаминовых с треском раскидывает свои семена при самом легком прикосновении к зрелым плодам. Некоторые комнатные и садовые виды этого растения многим известны под названием бальзамин.

Семена некоторых злаков, бобовых и многих других растений могут ползать по земле. Семянки (односеменные нераскрывающиеся плоды с околоплодником, не срастающимся с семенем) василька и крупины, как и одуванчика (все эти растения относятся к семейству сложноцветных), снабжены щетинистым хохолком. Он очень мал, и по воздуху такие семена летать не могут. Упав на землю, они начинают медленно отползать от материнского растения с помощью щетинок своего хохолка: во время дождя он складывается, а в сухую погоду расправляется, отталкивая семечко от поверхности почвы.

Путешественники во времени

Агростемма, или куколь, образует крупные округлые семена, которые падают на землю рядом с растением. Они не имеют никаких приспособлений для расселения. Чем же растение компенсирует недостаток подвижности своих семян? Путешествием во времени! Упавшие семена могут долго оставаться в состоянии покоя и не прорастать, до тех пор пока не ослабеет конкуренция со стороны других растений, например после паводка или вспашки земли. Семена куколя способны прорастать даже через несколько десятков лет — в условиях, отличных от тех, которые были на месте их осыпания сразу же после созревания.

Семена растений могут сохраняться даже в самом сухом песке. Вот почему через несколько дней после сильного дождя пустыни покрываются цветочным ковром. Растения прорастают, цветут, плодоносят и умирают в течение нескольких недель. Образовавшиеся при этом семена будут терпеливо дожидаться новых дождей.