Ахматова реквием вступление. Краткий анализ стихотворения "реквием" ахматовой. Сочинение по поэме Реквием Ахматовой анализ

Любить эту землю было для Ахматовой совсем не просто, потому что именно здесь, на родной земле, приходилось испытывать муки, которые не поддавались никаким сравнениям. Сама родина была тут, разумеется, ни при чем, но от осознания этого не становится легче.

Стоя в очереди у стен тюрьмы, где был заточен ее сын, Ахматова услыхала полушепотом произнесенный вопрос: «А это вы можете описать?» - и ответила: «Могу».

Так рождались стихотворения, вместе составившие «Реквием» - поэму, которая стала данью скорбной памяти о всех безвинно загубленных в годы сталинского произвола. Спустя два десятилетия после завершения ей был предпослан эпиграф, в котором позиция Ахматовой в жизни и в поэзии получила итоговую - поразительную по суровой строгости и выразительному лаконизму - характеристику:

Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, -
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.

Дважды повторяющееся слово чуждый дважды отвергается, перечеркивается словами мой народ: прочность слияния судеб народа и его поэта проверяется общим для них несчастьем.

О том, почему Ахматова не могла не написать «Реквием», сказано ею в кратком предисловии к поэме: это был ее долг перед теми, вместе с кем она провела «семнадцать месяцев в тюремных очередях Ленинграда».

В русской поэзии найдется немного стихов, где с такой же силой был бы выражен ужас потери, выражено горе, заставляющее усомниться в возможности (и необходимости) собственного существования, проникающее, кажется, во все поры тела, лишающее человека душевных сил. Подробности происходящего воспроизводятся с обычной для Ахматовой достоверностью, но оказываются столь страшными, что позволяют почувствовать леденящее дыхание смерти. «Уводили тебя на рассвете, За тобой, как на выносе, шла...», «На губах твоих холод иконки, Смертный пот на челе... He забыть!», «И прямо мне в глаза глядит, и скорой гибелью грозит Огромная звезда». Обращенная к смерти мольба: «Ты все равно придешь - зачем же не теперь? Я жду тебя - мне очень трудно» - является одной из высших точек развития лирического сюжета в поэме.

Острая боль, которой вызваны к жизни строки поэмы, не мутит зрения. Она, без преувеличения, заливает мир, и в этом - страшная правда времени, о котором идет здесь речь. Масштабы трагедии заданы уже первыми строками посвящения к поэме: «Перед этим горем гнутся горы, He течет великая река...» И раньше, чем прозвучат слова «помолитесь обо мне», возникает образ всеобщей беды: «Подымались, как к обедне ранней, По столице одичалой шли, Там встречались, мертвых бездыханней, Солнце ниже и Нева туманней, А надежда все поет вдали». Ho избранному поэтом жанру - реквиему, звучащему во время заупокойной службы, и эти вселенские рамки оказываются слишком узкими: трагедия, о которой идет речь в поэме, вызывает в памяти самое страшное из преступлений, которые знает человечество, - распятие Христа. И здесь Ахматова сумела разглядеть горе Матери, о котором даже сказать страшно: «...Туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел».

Черты создаваемого в поэме обобщенного человеческого портрета («Узнала я, как опадают лица, Как из-под век выглядывает страх, Как клинописи жесткие страницы Страдание выводит на щеках...») становятся здесь чертами облика эпохи. Ее приметы множатся, и каждая из них увидена, пережита и вместе с тем словно бы находится уже за гранью реального. Слова о безумии, которое «крылом души закрыло половину», относятся уже не только к той, кого настигла беда, но к самому времени, когда, «обезумев от муки, Шли уже осужденных полки». Правда жизни в стихах нигде не нарушается ни в большом, ни в малом. Ho при этом грань между реальностью и кошмаром размывается - уже «не разобрать теперь, кто зверь, кто человек».

Крик боли прорывается, но предпочтение отдается слову, сказанному негромко, на пределе душевных сил. Сказанному шепотом - так, как говорили в той страшной очереди. Оттуда же и особенности строя стихотворной речи, не бьющей на эффект, обращенной к «невольным подругам» пережитых поэтом «двух осатанелых лет» и сотканной «из бедных, у них же подслушанных слов».

Бедность бедности рознь, и здесь она не от ограниченности, не от замкнутости на собственном горе, а от того, что смысл жизни человека сведен к немногим понятиям и рамки ее очерчены очень жестко. Каждое из этих немногих, что еще остались в употреблении, слов наполнено огромным смысловым и эмоциональным содержанием:

Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.

Слово, которым в ту страшную пору именовали везущие осужденных машины, Русь и звезды в небе над нею оказываются здесь деталями одной картины. И кровавые сапоги вовсе не метафора, а одно из орудий тогдашнего так называемого следствия. Нужды в метафорах, в сложной образности нет там, где появляются слова: смерть, корчиться (от боли), кровавый, черный. И строка «...безвинная корчилась Русь» тоже не воспринимается здесь как метафора - это скупое и точное определение.

Устами поэта говорит народ - убежденность в этом в поэме Ахматовой реализуется впрямую: «...Мой измученный рот, Которым кричит стомильонный народ». Только этот крик едва выдавливается из сдавленного ужасом горла: он едва слышен, но от этого становится еще страшнее.

Впрочем, не только уста, продолжая кричать, онемевают: в «Реквиеме» психологически точно воссоздано состояние, когда сама жизнь становится для человека обузой. Ho здесь и смерть - желанный, но недоступный для человека способ освобождения от ужаса обрушившейся на него кары за несовершенные им грехи. Есть нечто пострашнее смерти: «...Надо память до конца убить, Надо, чтоб душа окаменела, Надо снова научиться жить».

Нигде в поэме Ахматова не бросает вызов, обвинение палачам, не грозит возмездием. Страшным обвинением эпохе беззакония звучит вся поэма, и нет необходимости специально выделять в ней обвинительные заключения - таким заключением может быть, без преувеличения, едва ли не каждая строка. «Легкие летят недели, Что случилось, не пойму. Как тебе, сынок, в тюрьму Ночи белые глядели...» И «легкие недели», и «ночи белые» - все это привычные для лирики Ахматовой образы, но здесь они переосмыслены, наполнены другим - жутким - содержанием. Нежное слово «сынок», встав рядом со словом «тюрьма», звучит не радостно, а горько. И у белых ночей, с которыми связано представление об очаровании северной столицы, неожиданно оказывается «ястребиное жаркое око»: здесь слова наполнены новым - страшным - смыслом. Белые ночи давно уже стали символом поэзии, разлитой в самом петербургском воздухе: здесь они говорят о смерти. Стоящие далее слова «крест высокий», служа напоминанием о распятии, позволяют ощутить истинный смысл (масштабность!) свершающегося.

Она апеллирует к истории, в которой закрепляется память: она надеется на поминание. Ho именно тут обнаруживается, что о смирении, о покорности и всепрощении в поэме нет и речи. Простой обычай поминания, освященный именем распятого Сына Божьего, но уже воспринимающийся в житейском плане, является буквально воплощением благодарной и неоскудевающей памяти.

«Реквием» прочитывается как заключительное обвинение по делу о страшных злодеяниях кровавой эпохи. Однако предъявляет эти обвинения не поэт, а время, которое, все расставляя на свои места, непременно воздвигнет памятник безвинно погибшим, но еще и тем, в чьих жизнях отразилась их трагическая судьба. Потому-то так эпически величаво - внешне спокойно, сдержанно - звучат заключительные строки поэмы, где сама природа, поток времени, ощутимый, как течение державной реки, выносят свой суд человеку, его судьбе и деяниям: «И голубь тюремный пусть гулит вдали, И тихо идут по Неве корабли».

Тема: Анна Ахматова. Поэма «Реквием». 2 урока

Цели и задачи урока:

Познакомить учащихся с поэмой А.А. Ахматовой "Реквием", а также с биографическими фактами, которые легли в основу поэмы;

Дать представление о тоталитарном режиме, сообщить о репрессиях 1935-1938 годов, проследить взаимосвязь истории и литературы;

На примере поэмы А. Ахматовой воспитывать любовь к Родине, эмоциональную отзывчивость;

Стимулировать исследовательскую деятельность учащихся при самостоятельной подготовке материалов к уроку.

Методические приемы: сообщение учащихся, работа над поэмой "Реквием" (анализ поэтического текста), рассказ учителя с элементами беседы.

Словарная работа: реквием, тоталитаризм, ежовщина, репрессии, инакомыслие.

Оборудование и наглядность: презентация

Ход урока.

Эпиграф к уроку:

Ахматова стала Ярославной XX века.

Подобно жене князя Игоря из "Слова

о полку Игореве" она оплакала своих

современников в словах, вырвавшихся

из женской страдавшей и сострадательной души.

В.С. Баевский

    Организационный момент.

II . Вступительное слово учителя.

Поэзия Ахматовой, ее судьба, ее облик - прекрасный и величественный - олицетворяют Россию в самые трудные, трагические годы ее тысячелетней истории. (слайд 1)

"Анна всея Руси" - так называла ее Марина Цветаева. Это гордость, непреклонная ни в унижениях, ни в смертельном страхе. Это смирение, именно смирение, а не кротость. Величавая скорбь и мужество. В жизни Анны Андреевны было очень много страданий, горя, боли, обусловленных не только личной жизнью, но и переживаниями за судьбу своей страны, за все, что происходило в России. А происходили страшные события. В жизнь каждого человека вошли беззаконие, несправедливость, судьбы людей вершились иногда лишь движением брови высокопоставленной особы. «Можно ли было предположить тогда, что эта хрупкая и тоненькая женщина издаст такой вопль - женский, материнский, вопль не только о себе, но и обо всех страждущих – жёнах, матерях, невестах... Откуда взялась мужская сила стиха, простота его, гром слов будто и обычных, но гудящих колокольным похоронным звоном, разящих человеческое сердце и вызывающих восхищение художническое?» слова Бориса Константиновича Зайцева.

III . Объяснение нового материала.

Мы сегодня попытаемся проникнуть в поэтический мир Ахматовой, вспомнив только один, пожалуй, самый тягостный период ее жизни.

Что же это было за время?

Словарная работа.

(На доске выписаны слова: тоталитаризм, репрессия, реквием, ежовщина, инакомыслие).(слайд 2)

Сейчас мы прослушаем сообщение, в котором нам встретятся незнакомые слова. Давайте попытаемся выяснить их смысл.

Тоталитаризм ( от лат. totaliter - целиком, во всем объеме)- это государственный режим, основанный на полном контроле над всеми сферами общества, характеризующийся на запрещении демократических прав, ликвидацией свободы, репрессиями против инакомыслящих.

Инакомы́слие - в области морали или общественной жизни, отличающееся от принятого в или ; а также открытое отстаивание данного суждения. Люди, выражающие подобного рода мнения, называются инакомыслящими. В и общественных структурах инакомыслие преследуется. Меры наказания варьируются от самых жестоких ( , ) до относительно мягких: общественного порицания, административных наказаний.

Репрессия (от лат. repressio - подавление) - это карательная мера, наказание.

Реквием (от лат. requiem )- 1) заупокойное католическое богослужение;

2) музыкальное произведение траурного характера.

Ежовщина - в истории СССР - период в 1930-х, характеризовавшийся массовыми репрессиями, организацию которых связывают с именем народного комиссара внутренних дел Н. Ежова, а также сами эти репрессии. Позже Н. Ежов сам был расстрелян по распоряжению Сталина.

Приложение 1. (слайд 3)

Эпоха правления Сталина в нашей стране стала образцом тоталитарного режима. Тоталитарные режимы стремятся к полному господству над личностью и обществом в целом. Одним из признаков тоталитарной системы является жесткий контроль над обществом с помощью разветвленного репрессивного аппарата.

Тоталитарное государство весьма активно использовало механизмы насилия. В 30-е годы крестьяне стали фактически закреплены за колхозами, вплоть до 50-х годов, им не выдавали паспортов. Государство прибегало к массовым репрессиям против инакомыслящих и даже тех, кого подозревали в инакомыслии. Жестокий контроль над обществом породил атмосферу страха и неуверенности.

Историки до сих пор не пришли к общему мнению относительно общего числа пострадавших от репрессий. Называются самые разные цифры, однако силами заключенных были построены города (Магадан, Норильск и др.), каналы (Москва - Волга, Беломорканал), железные дороги.

Поводом для репрессий 1934-1935 годов стало убийство С. Кирова. Первым итогом этого убийства стали репрессии против тех, кто уцелел в "красном терроре": бывших дворян, священнослужителей, офицеров, интеллигенции.

Анна Андреевна Ахматова сама дала характеристику этому времени: (слайд 4)

Так не зря вместе беседовали,

Даже без надежды раз вздохнуть.

И спокойно продолжали путь.

Не за то, что чистой я осталась,

Словно перед Господом свеча,

Вместе с вами я в ногах валялась

У кровавой куклы палача.

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл, -

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

Последнее четверостишие Ахматова сделала эпиграфом к своей поэме "Реквием". Эпиграф к поэме был написан уже в 1961 году, когда культ Сталина и сталинские репрессии впервые подверглись общественному осуждению. Почему же свой рассказ о событиях тех лет Ахматова назвала "Реквиемом"?

Приложение 2.

Основой поэмы стала личная трагедия Ахматовой. Её сын Лев был трижды арестован. (слайд 5) Первый раз его арестовали в 1935 году. Во второй раз был арестован в 1938г. и приговорён к 10 годам лагерей, позднее срок сократили до 5 лет. В третий раз его арестовывают в 1949г., приговаривают к расстрелу, который затем заменяют ссылкой. Вина его не была доказана, впоследствии он был реабилитирован. Сама Ахматова первые 2 ареста рассматривала, как месть властей за то, что Лев был сыном Николая Гумилёва. Арест 1949г., по мнению Ахматовой, был следствием известного Постановления ЦК ВКП(б), и теперь сын сидел уже из-за неё. Всю жизнь Лев Гумилёв будет расплачиваться за то, что он сын великих родителей.

Поэма написана в 1935- 1940гг. (слайд 6) Ахматова боялась записывать стихи и потому рассказывала новые строчки своим друзьям (в частности, Лидии Чуковской), которые затем хранили «Реквием» в памяти. Так поэма пережила долгие годы, когда её печать была невозможна.

Один из почитателей Ахматовой вспоминает, что на его вопрос: « Как же Вам удалось сохранить сквозь все тяжкие годы запись этих стихов?», она ответила: «А я их не записывала. Я пронесла их через два инфаркта в памяти».

В1962 году, (слайд 7) когда все стихи были записаны, Ахматова с гордостью сообщила: « Реквием» знали наизусть 11 человек, и никто меня не предал».

IV . Чтение поэмы «Реквием».

V . Анализ поэмы "Реквием"

История создания и публикаций поэмы непроста. (слайд 8)

«Реквием» складывался постепенно. Он состоит из отдельных стихов, написанных в разное время. Но, готовя эти стихи к изданию, Ахматова называет цикл поэмой.

Композиция поэмы трёхчастная: она состоит из пролога, основной части, эпилога, но при этом имеет сложную структуру. Поэма начинается с эпиграфа. Далее следует предисловие, написанное прозой и названное Ахматовой «Вместо предисловия».

Пролог состоит из двух частей («Посвящение» и «Вступление»).

После этого идёт основная часть, состоящая из 10 небольших глав, три из которых имеют название – это седьмая: «Приговор», восьмая: «К смерти», десятая: «Распятие», состоящая из двух частей. Остальные главы идут по названию первой строки. Поэма заканчивается Эпилогом, тоже состоящим из двух частей.

Обратите внимание на даты написания глав. Они явно соотносятся со временем арестов сына. Но Предисловие и Эпиграф обозначены гораздо более поздними годами.

Подумайте, как это может объяснить? (Эта тема, эта боль не отпускала Ахматову многие годы.)

А теперь обратимся к проблемному вопросу, на который мы с вами должны будем ответить в конце урока. (слайд 9)

А.И. Солженицын так сказал о поэме: «Это была трагедия народа, а у вас – матери и сына». Нам предстоит подтвердить или опровергнуть точку зрения Солженицына: поэма «Реквием» – трагедия народа или трагедия матери и сына?

Поэма начинается с предисловия. Прочитаем «Вместо предисловия», которое написано прозой. (слайд 10)

Как вы думаете, зачем Ахматова вводит в текст эту автобиографическую подробность? (Это ключ к пониманию поэмы. Предисловие переносит нас в тюремную очередь Ленинграда 1930 гг. Женщина, стоящая с Ахматовой в тюремной очереди, просит «это… описать». Ахматова воспринимает это как некий наказ, своеобразный долг перед теми, с кем она провела 300 часов в страшных очередях. В этой части поэмы Ахматова впервые заявляет позицию поэта.)

Какая лексика помогает представить то время? (Ахматову не узнали, а как тогда чаще говорили «опознали». Все говорят только шёпотом и только «на ухо»; свойственное всем оцепенение. В этом маленьком отрывке зримо вырисовывается эпоха.)

Следующая глава называется «Посвящение». (слайд 11)

Кому же посвящает Ахматова поэму? (Женщинам, матерям, «подругам двух осатанелых лет», с которыми 17 месяцев стояла в тюремных очередях.)

Как Ахматова описывает материнское горе? (Вся жизнь людей теперь зависит от приговора, который будет вынесен близкому человеку. В толпе женщин, которые ещё на что-то надеются, та, что услышала приговор, чувствует себя оторванной, отрезанной от всего мира с его радостями и заботами.)

Какие художественные средства помогают передать это горе? Найдите их в тексте. Какова их роль? (слайд 12)

Приложение 3.

ЭПИТЕТЫ

тюремные затворы

великая река (не течёт)

« каторжные норы»

смертельная тоска

постылый скрежет

шаги тяжёлые

невольные подруги

осатанелых лет

СРАВНЕНИЯ

подымались как к обедне ранней

мёртвых бездыханней

словно с болью жизнь из сердца вынут

словно грубо навзничь опрокинут

АНТИТЕЗА

Для кого-то веет ветер свежий…

Да шаги тяжёлые солдат.

Антитеза

С помощью этого художественного средства автор показывает, что мир как бы разделён на две части: на палачей и жертв, добро и зло, радость и горе. Ветер свежий, закат- всё это выступает своеобразным олицетворением счастья, свободы, которые ныне недоступны томящимся в тюремных очередях и тем, кто находится за решёткой.

Сравнения

Подчёркивают глубину горя, меру страданий.

Эпитеты

Создают образ страны- тюрьмы, где основное чувство, которым живут люди, - безысходность, смертная тоска, отсутствие даже малейшей надежды на изменение.

«Каторжные норы» усиливают ощущение суровости, трагичности происходящего.

Здесь получают характеристику время и пространство, в котором находится л.г. Времени больше нет, оно остановилось, онемело, стало безмолвным(«не течёт великая река». «Каторжные норы» усиливают впечатление суровости, трагичности происходящего.

Чувствуют близкие всё: «крепкие тюремные затворы» и смертельную тоску осуждённых.

Почему сочетание «каторжные норы» Ахматова берет в кавычки? Из какого произведения цитата? С какой целью Ахматова включила в свой текст цитату из Пушкина? (Она специально вызывает у нас ассоциации с декабристами, так как они страдали и гибли за высокую цель.)

А за что страдают и гибнут или идут на каторгу современники Ахматовой? (Это бессмысленное страдание, они безвинные жертвы сталинского террора. Бессмысленные страдания и гибель всегда переживаются тяжелее, поэтому и появляются в поэме слова о «смертельной тоске». Присутствие здесь пушкинской строки (слайд 13) из стихотворения «Во глубине сибирских руд…» раздвигает пространство, даёт выход в историю.)

В поэме Ахматова часто использует библейские образы и мотивы.

(слайд 14)

Уже первые строки «Посвящения» «Перед этим горем…» воссоздают образ мира, в котором сместились все привычные и устойчивые нормы. Эти строки заставляют вспомнить картины Апокалипсиса. (слайд 15)

Почему Ахматова использует апокалипсическую картину мира? (Чтобы подчеркнуть безмерность горя, сравнить его с концом света. Горы разверзлись, сдвинулись с места. Эта картина становится символом её эпохи.)

Какое местоимение использует Ахматова в Посвящении? Почему? (Местоимением «я» обозначила бы только личное горе, местоимением «мы» подчёркивает общую боль и беду. Её горе неразрывно сливается с горем каждой женщины. Великая река людского горя, захлёстывая своей болью, уничтожает границы между « я» и «мы». Это наше горе, это мы « повсюду те же», это мы слышим «тяжёлые шаги солдат», это мы идём по одичалой столице.)

С самого начала Ахматова подчёркивает, что поэма затрагивает не только её несчастья как матери, но касается общенародного горя.

Читаем «Вступление». (слайд 16)

- Какой художественный образ создаёт Ахматова в этой главе?

На уроках литературы мы говорили с вами о Петербурге Пушкина, Некрасова, Достоевского. Ахматова очень любила город, в котором она стала поэтом, который подарил ей славу, признание; город, в котором она познала счастье и разочарование. (слайд 17)

Каким же рисует она этот город сейчас? Какие художественные средства для этого использует? Найдите их в тексте.

Приложение 4.

МЕТАФОРЫ

песню разлуки паровозные пели гудки

звёзды смерти стояли над нами

безвинная корчилась Русь

СРАВНЕНИЕ

И ненужным привеском качался

Возле тюрем своих Ленинград

ЭПИТЕТЫ

безвинная Русь

под кровавыми сапогами

под шинами чёрных Марусь

Сделаем вывод об их роли в этой части поэмы. (Эти художественные средства очень точно характеризуют то время, позволяют добиться удивительной краткости и выразительности: В любимом городе Ахматовой нет не только пушкинского великолепия, он даже мрачнее того Петербурга, который описан в романе Достоевского. Перед нами город, привесок к гигантской тюрьме, раскинувшей свои корпуса над помертвевшей и неподвижной Невой. Символом времени здесь является тюрьма, полки осуждённых, уходящих в ссылку, кровавые сапоги и чёрные Маруси. И от всего этого «корчилась безвинная Русь».)

Метафора «звёзды смерти» требует комментария. (слайд 18)

Приложение 5.

Звезда смерти» - библейский образ, возникающий в Апокалипсисе.

«Пятый Ангел вострубил, и я увидел Звезду, падшую с неба на Землю, и дан был ей ключ от кладезя бездны. Она отворила кладезь бездны, и вышел дым из кладезя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладезя. Из дыма вышла саранча на Землю…»

Образ звезды является в поэме главным символом наступающего Апокалипсиса.

На то, что звезда является зловещим символом смерти, указывает контекст поэмы.

Образ звезды возникнет в «Реквиеме» ещё раз в главе «К смерти».

Время-Апокалипсис. Где же происходит всё это? Только ли в Ленинграде?

Из разбросанных по всей поэме художественных деталей, а также конкретных географических названий складывается представление обо всём пространстве России: это и сибирская вьюга, и тихий Дон, и Нева, и Енисей, и кремлёвские башни, и море, и царскосельские сады. Но на этих просторах – лишь страдания, «улыбается только мёртвый, спокойствию рад». Вступление – это фон, на котором будут разворачиваться события, в нем отражено место и время действия и только после вступления начинает звучать конкретная тема реквиема – плач по сыну.

Основная часть открывается стихотворением «Уводили тебя на рассвете…». (слайд 19)

Читаем первую главу.

Какое событие описано в первой главе? Какие слова, выражения помогают ощутить тяжесть случившегося? (На выносе, плакали дети, свеча оплыла, смертный пот на челе. Сцена ареста ассоциируется с выносом тела усопшего. «Шла как на выносе» - это напоминание о похоронах. Гроб выносят из дома. За ним идут близкие, родственники, плачущие дети; оплыла свеча - все эти детали являются своеобразным дополнением к нарисованной картине.)

От чьего лица ведётся повествование в поэме? (От лица « я», т.е. лица лирической героини.) (слайд 20)

Эта глава написана в стиле, близком народному плачу. Давайте вспомним, что такое плач, как жанр УНТ. (слайд 21)

Плач - один из древних литературных жанров, характеризующийся лирико-драматической импровизацией на темы несчастий, смерти и т. п. Может оформляться как в стихах, так и в прозе. Плач получил широкое распространение в традиционной русской обрядовой и бытовой народной поэзии.

Почему Ахматова использует здесь образ «стрелецкой женки»?

(слайд 22)

«Буду я, как стрелецкие жёнки, под Кремлёвскими башнями выть» – эти строки рождают ассоциацию с петровской эпохой времён подавления стрелецкого бунта, когда последовала жестокая расправа над мятежниками, и сотни стрельцов были казнены и сосланы. Это историческое событие стало основой сюжета картины Сурикова «Утро стрелецкой казни».

.

События картины происходят в Москве на Красной площади. Стрельцы и их семьи занимают первый план картины. Страшную драму стрельцов художник раскрыл, сосредоточив внимание прежде всего на их душевном состоянии, на том, как каждый из приговоренных переживает свои последние предсмертные минуты, а также показав отчаяние и бессильные слёзы тех, кто с ними прощается, провожая в последний путь.

Я скажу лишь о некоторых из них. За спиной рыжебородого стрельца стоит сокрушённая скорбью мать, оплакивающая обречённого на смерть сына. Вот первого осуждённого уже повели к виселице. Вопль отчаяния рвется из груди молодой стрелецкой жены, мальчик, вскинув руки, прижался к матери. Невдалеке тяжело опустилась на землю старуха, вероятно, мать одного из стрельцов. Тёмные, землистые тени легли на её измождённое страданием лицо.

Так показал трагическую судьбу народа в эпоху Петра первого художник Василий Суриков.

Как эти исторические события связаны с сюжетом поэмы и ее темой? (Обращение к образу «стрелецкой женки» помогает связать времена, сказать о типичности судьбы русской женщины и подчеркнуть тяжесть конкретного страдания, а также жесточайшее подавлении стрелецкого бунта ассоциировалось с начальным этапом сталинских репрессий. Лирический герой как бы олицетворяет себя с образом русской женщины времен варварства, которое вновь вернулось в Россию. Смысл сравнения в том, что пролитую кровь оправдать ничем нельзя.)

Сразу же за сценой ареста сына, которая завершается материнским «воем», начинается тема болезни матери.

Читаем вторую главу.

Ребята, вам что-то напоминают эти строки из детства?

Давайте посмотрим, как связан плач матери в этой главе с фольклором. (слайд 23)

.

Мы знае м, что колыбельная – это жанр устного народного творчества, когда мать поёт песню, убаюкивая ребёнка.

Здесь звучит колыбельная, причём непонятно, кто и кому её может петь- то ли мать арестованному сыну, то ли нисшедший Ангел обезумевшей от безысходного горя женщине, то ли месяц опустелому дому. Незаметно колыбельная переходит в молитву, скорее, даже в просьбу о чьей-то молитве.

Появление в колыбельной образа Тихого Дона тоже не случайно. Если обратиться к русским историческим песням, обнаружим, что образ Тихого Дона встречается в них постоянно. Образ реки, неспешно льющейся, часто ассоциируется в исторических песнях с пролитыми слезами. Напевная интонация, введение традиционных для фольклора образов месяца и реки, неспешное повествование, сопутствующие тихому течению Тихого Дона - все это оттеняет трагическое, резко и неожиданно заостряет его, усиливает многократно.

Обратимся к 3 главе. (слайд 24)

- Почему третья глава состоит из сбивчивых фраз? (Нерифмованная, оборванная строка подчеркивает невыносимость страданий героини. Страдания лирического героя такие, что она почти ничего не замечает вокруг. Муж расстрелян, сын в тюрьме. Вся жизнь стала похожей на бесконечный кошмарный сон.)

Что происходит с героиней? (Происходит раздвоение личности.)

Лирический герой раздваивается: с одной стороны, сознание страдающее и не выдерживающее страдания, с другой стороны, сознание, наблюдающее за этим страданием как бы со стороны. «Нет, это не я, это кто-то другой страдает. Я бы так не могла.» Выразить невыразимое горе с помощью простых и сдержанных слов невозможно. Ясная логика и стройный стих прерывается – героиня не может говорить, спазм перехватил горло. Стих заканчивается на полуслове, на многоточии.

Прочитаем 4 главу. (слайд 25)

К кому обращены слова 4 главы? (К самой себе.)

- Почему появляются воспоминания о юности? Как в поэму входит светлая юность Ахматовой и ее страшное настоящее?

По контрасту память возвращает её в своё беззаботное прошлое. Лирический герой пробует взглянуть на свою жизнь со стороны и с ужасом замечает себя, былую «весёлую грешницу», в толпе под Крестами, где столько невинных жизней кончается. Разве когда-нибудь она могла подумать, что будет стоять трёхсотой в тюремной очереди. Но если хватает силы вспомнить прекрасную юность, улыбнуться горькой усмешкой своему беззаботному прошлому, может, в нём она найдёт силы пережить этот ужас и запечатлеть его для потомков.

Читаем 5 - 6 главы. (слайд 26)

Выделите глаголы в пятой главе. (Кричу, зову, кидалась, не разобрать, ждать, глядит, грозит.)

Что передают глаголы? (Отчаяние матери, героиня поначалу действует, старается что-то предпринять, чтобы узнать о судьбе сына, но нет больше сил сопротивляться, наступает оцепенение и покорное ожидание гибели. Всё перепуталось в её сознании, ей слышится звон кадильный, видятся пышные цветы и следы куда-то в никуда, и светящаяся звезда становится роковой и скорой гибелью грозит. Героиня находится в оцепенении, и на неё обрушивается очередной удар-приговор.)

Читаем седьмую главу. (слайд 27)

Приговор кому? Каким контекстным синонимом оно заменено в 7 главе?

7 глава – это кульминация в повествовании о судьбе сына, но на переднем плане – реакция матери. Приговор произнесён, мир не рухнул. Но сила боли такова, что голос срывается на внутренний крик, задавленный нарочито будничным, монотонным перечислением странных дел, который обрывает речь на полуслове. Приговор убивает прежде всего надежду, что помогало героине жить. Теперь жизнь не имеет смысла, более того, она становится непосильным грузом. Это подчеркивает антитеза. О сознательности выбора говорит не только отказ от жизни, но и подчёркнуто спокойная манера рассуждения.

Как вы думаете, какой выбор встает перед матерью в этих главах? (Как перенести гибель сына.)

Как вы думаете, о чём умалчивает героиня? (Она видит ещё один выход – смерть.)

Для неё неприемлема такая плата за существование - плата ценою собственного беспамятства. Такому выживанию она предпочитает смерть Альтернатива жизни – смерть.

Ты всё равно придёшь, зачем же не теперь? – так начинается следующая 8 глава . (слайд 28)

В каком виде героиня готова принять смерть? (Отравленный снаряд, гирьку бандита. Тифозный чад и даже увидеть «верх шапки голубой» – самое страшное в то время.)

Если альтернатива жизни – смерть, то что альтернатива смерти? Безумие.

Читаем 9 главу. (слайд 29)

Безумие выступает как последний предел глубочайшего отчаяния и горя, «безумие крылом души накрыло половину», «манит в чёрную долину. Ахматова подчёркивает эту мысль, используя повтор: не будет ничего, что поддерживало рассудок и жизнь матери.

Почему безумие страшнее смерти? И это страшнее, потому что, сойдя с ума, человек забывает о том, что ему дорого («И не позволит ничего оно мне унести с собой… Ни сына страшные глаза… Ни часть тюремного свидания…». Безумие – это смерть и памяти, и души. Это третий путь. Но не его выбирает героиня поэмы.

Какой путь она выбирает? (Жить, и страдать, и помнить.)

Кульминацией страданий матери в поэме является глава «Распятие». (слайд 30)

Именно в этой главе раскрывается вся боль, матери, потерявшей сына.

Прочитайте название 10 главы, с чем оно связано? (Прямое обращение к евангельской проблематике.)

А как можно объяснить появление в поэме картины Распятия Христа? (Появление в поэме картины Распятия Христа вполне объяснимо. Она возникает в сознании героини, когда та находится на грани жизни и смерти, когда «безумие крылом души накрыло половину».)

Читаем 10 главу. Каковы же библейские образы и мотивы в этой главе? (слайд 31)

.

Близость «Распятия» к своему источнику – к Священному Писанию закрепляется уже эпиграфом к главе: «Не рыдай Мене, Мати, во гробе зрящи».

Ориентация на библейский текст также видна в первых строках

главы- в описании природных катаклизмов, сопровождающих казнь Христа.

В Евангелии от Луки читаем: « …и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в Храме раздралась посередине» .

Адресованный Отцу вопрос Иисуса «Почто меня оставил?» также восходит к Евангелию, являясь почти цитатным воспроизведением слов распятого Христа.

Слова же Иисуса «О, не рыдай Мене…» в тексте Евангелия обращены не к матери, а к сопровождавшим его женщинам, «которые плакали и рыдали о Нем».

Одинаково ли звучат слова, обращённые к Отцу и Матери? (слайд 32)

В первой части описываются последние минуты Иисуса перед казнью, его обращение к матери и отцу. Его слова, обращенные к Богу, звучат как упрек, горькое сетование о своем одиночестве и покинутости. Слова же, сказанные матери, - простые слова утешения, жалости, призыв к успокоению.

С помощью какого художественного образа Ахматова показывает величайшую катастрофу, каковой является смерть Христа? (Плавящиеся в огне небеса.)

Во второй части Иисус уже мертв. (слайд 33) У подножия Распятия стоят трое: Магдалина, любимый ученик Иоанн и Дева Мария – мать Христа. В Реквиеме нет имен и фамилий, кроме имени Магдалины. Даже Христос не назван. Мария – «Мать», Иоанн – «любимый ученик».

В чем своеобразие трактовки Ахматовой евангельского сюжета? (Адресуя слова Сына непосредственно Матери, Ахматова тем самым переосмысливает Евангельский текст (переосмысливая евангельский текст, Ахматова основное внимание приковывает к Матери, ее страданиям. И смерть сына влечет за собой смерть Матери, а потому, созданное Ахматовой Распятие – это распятие не сына, а Матери, а вернее и Сына и Матери)).

Как раскрывается образ Матери в 10 главе? (Магдалина и любимый ученик как бы воплощают собой те этапы крестного пути, которые уже пройдены Матерью: Магдалина- мятежное страдание, когда героиня «выла под кремлёвскими башнями» и «кидалась в ноги палачу», Иоанн - тихое оцепенение человека, пытающегося «убить память», обезумевшего от горя и зовущего смерть. Горе матери беспредельно – в ее сторону даже невозможно смотреть, ее горе невозможно передать словами. Молчание Матери, на которую «так никто взглянуть и не посмел», разрешается плачем-реквиемом. Не только по своему сыну, но и по всем погубленным.)

Почему именно этот сюжет из библии использовала Ахматова? (слайд 34) (В поэме Ахматова соединила историю Божьего Сына с судьбой собственного, и оттого личное и общечеловеческое сливаются воедино. Страдание матери ассоциируется с горем Богородицы.)

Эпилог . Ученик читает наизусть. (слайд 35)

Вспомните, какой наказ получила Ахматова, стоя в тюремной очереди, описанной в предисловии? (Безымянная женщина просит от лица всех «Описать это». И поэт обещает: «Могу».)

Выполнила ли она это? (В Эпилоге она отчитывается перед ними в выполненном обещании. Героиня в конце своего поэтического повествования снова видит себя в тюремной очереди. В начале поэмы дан конкретный образ тюремной очереди.)

Впервые в поэме мы видим портрет, созданный с помощью развернутой метафоры.

Чей это портрет? Или чьи? (Это портрет измученных женщин, матерей.)

Это конкретный портрет или обобщенный? В Эпилоге образ тюремной очереди обобщённый. Героиня сливается с этой очередью, вбирает в себя мысли и чувства этих измученных женщин.

(слайд 36) Эпилог написан в жанре поминального плача, поминальной молитвы: «И я молюсь не о себе одной…» О ком она молится? (О тех, кто стоял в тюремных очередях с передачами, кто не отрёкся, кто добровольно разделил страдания с близкими, обо всех, кто был с нею в этих испытаниях, для кого она соткала « широкий покров».)

Какое синтаксическое средство помогает создать эту молитву? (Анафора.) (слайд 37)

.

Как из-под век выглядывает страх…

Как клинописи жёсткие страницы…

Как локоны из пепельных и чёрных …

И ту, что едва до окна довели,

И ту, что родимой не топчет земли,

И ту, что красивой тряхнув головой…

О них вспоминаю всегда и везде,

О них не забуду и в новой беде…

Ни около моря, где я родилась…

Ни в царском саду…

Забыть громыхание чёрных марусь…

Забыть, как постылая хлопала дверь…

И голубь тюремный пусть гулит вдали,

И тихо идут по Неве корабли.

Сделайте вывод, какую роль они играют? (Создают особую ритмику стиха. Придают речи трагизм, боль. Помогают выразить скорбь.)

Какая тема звучит во второй части эпилога? (слайд 38)

В творчестве каких русских поэтов вы встречали эту тему? (В творчестве Державина, Пушкина. У Пушкина есть стихотворение «Памятник», в котором он говорит, о том, что к «нерукотворному» памятнику не зарастёт «народная тропа», потому что, «чувства добрые я лирой пробуждал»; во-вторых, «в мой жестокий век восславил я свободу»; в-третьих, защитой декабристов («и милость к падшим призывал».)

Какой необычный смысл приобретает эта тема под пером Ахматовой? (Этот памятник должен стоять по желанию поэта. Ахматова не описывает сам памятник. А определяет место, где он должен стоять. Согласье на торжество по воздвижению памятника ей самой в этой стране она даёт лишь при одном условии: это будет памятник поэту у тюремной стены.)

Почему просит поставить памятник, там, где стояла 300 часов? (Этот памятник должен стоять не в милых ее сердцу местах, где она была счастлива, потому что памятник не только поэту, но и всем матерям и женам, которые стояли в тюремных очередях в 30гг». Это памятник народному горю: «Затем, что и в смерти блаженной боюсь забыть громыхание чёрных Марусь».)

Совсем недавно такой памятник Ахматовой поставили.

.

Несколько лет назад в Петербурге напротив печально известной тюрьмы «Кресты» появился памятник Анне Ахматовой. Место его она указала сама: «Там, где стояла я триста часов и где для меня н открыли засов». Тем самым наконец-то воплощено в жизнь поэтическое завещание: «Если когда- нибудь в этой стране поставить задумают памятник мне…» Трёхметровая скульптура стоит на постаменте из тёмно-красного гранита. Застывшая в бронзе, Ахматова смотрит на «Кресты», где был заключён её сын Лев Гумилёв, с противоположного берега Невы. Внутреннее, скрытое от посторонних глаз страдание выражено в её хрупкой и тонкой фигуре, в напряжённом повороте головы.

А теперь вернемся к эпиграфу, который написан через 20 лет после поэмы. (слайд 39)

Как вы думаете, почему в эпиграфе к поэме о личном горе дважды звучит слово народ? (Ахматова уже в эпиграфе открыто заявляет о своей главной роли в жизни – роли поэта, который разделил со своем народом трагедию страны. «Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был». Она не конкретизирует, где, это «там» – в лагере, за колючей проволокой, в ссылке, в тюрьме; «там» – это значит вместе, в широком смысле слова. Таким образом, Реквием – это не только личная трагедия, но и трагедия народная.)

В чем видит Ахматова свою поэтическую и человеческую миссию? (Выразить и донести скорбь и страдание «стомиллионного» народа.)

«Реквием» стал памятником в слове современникам Ахматовой: и мёртвым и живым. «Реквием» по сыну не мог не восприниматься как реквием по целому поколению. Создав «Реквием», Ахматова отслужила панихиду по безвинно осуждённым. Панихиду по своему поколению. Панихиду по собственной жизни.

Вернемся к проблемному вопросу. (слайд 40)

Какой ответ мы на него можем дать на основе анализа поэмы? Для этого используйте записи в тетради. А.И.Солженицын: «Это была трагедия народа, а у вас – матери и сына».

V I . Домашнее задание. (Слайд 41)

Продолжить размышление: Перечитывая «Реквием», я задумался...

я понял...

я осознал...

я пересмотрел...

Анализ поэмы А.А. Ахматовой "Реквием"

Рекивем (отрывок)

И упало каменное слово На мою еще живую грудь. Ничего, ведь я была готова, Справлюсь с этим как-нибудь. У меня сегодня много дела: Надо память до конца убить, Надо, чтоб душа окаменела, Надо снова научиться жить. А не то... Горячий шелест лета, Словно праздник за моим окном. Я давно предчувствовала этот Светлый день и опустелый дом. 1939, Фонтанный Дом

Почти весь «Реквием» написан в 1935-1940 гг., раздел «Вместо Предисловия» и эпиграф помечены 1957 и 1961 г. Долгое время произведение существовало только в памяти Ахматовой и ее друзей, лишь в 1950-е гг. она решилась записать его, а первая публикация состоялась в 1988 г., через 22 года после смерти поэта.
Само слово «реквием» (в записных книжках Ахматовой — латинское Requiem) значит «заупокойная месса» — католическое богослужение по умершим, а также траурное музыкальное произведение. Латинское название поэмы, как и тот факт, что в 1930-е — 1940-е гг. Ахматова серьезно занималась изучением жизни и творчества Моцарта, в особенности его «Requiem"а», наводит на мысль о связи произведения Ахматовой с музыкальной формой реквиема. Кстати, в «Requiem"е» Моцарта — 12 частей, в поэме Ахматовой — столько же (10 главок + Посвящение и Эпилог).
Эпиграф и Вместо Предисловия — своеобразные смысловые и музыкальные ключи произведения. Эпиграф (строки из стихотворения 1961 г. «Так не зря мы вместе бедовали...») вводит лирическую тему:

Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.

Вместо Предисловия (1957), подхватывая тему «моего народа», переносит нас в «тогда» — тюремную очередь Ленинграда 30-х годов. Ахматовский «Реквием», так же как и моцартовский, написан «по заказу»; но в роли «заказчика» — «стомильонный народ». Лирическое и эпическое в поэме слито воедино: рассказывая о своем горе (аресты сына — Л.Н.Гумилева, мужа — Н.Н.Пунина), Ахматова говорит от лица миллионов «безымянных»; за ее авторским «я» стоит «мы» всех тех, чьим единственным творчеством была сама жизнь.
Посвящение продолжает тему прозаического Предисловия. Но меняется масштаб описываемых событий:

Перед этим горем гнутся горы,
Не течет великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними каторжные норы...

Первые четыре стиха поэмы как бы намечают координаты времени и пространства. Времени больше нет, оно остановилось («не течет великая река»); «веет ветер свежий» и «нежится закат» — «для кого-то», но больше не для нас. Рифма «горы — норы» образует пространственную вертикаль: «невольные подруги» оказались меж небом («горы») и преисподней («норы», где мучают их родных и близких), в земном аду.
Мотив «одичалой столицы» и «осатанелых лет» Посвящения во Вступлении воплощается в образе большой поэтической силы и точности:

И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.

Здесь же, во Вступлении, появляется библейский образ из Апокалипсиса, сопровождающий героиню на протяжении всего ее крестного пути: «звезды смерти стояли над нами...», «...и скорой гибелью грозит огромная звезда», «...звезда Полярная сияет».
Многочисленное варьирование сходных мотивов, характерное для «Реквиема», напоминает музыкальные лейтмотивы. В Посвящении и Вступлении намечены те основные мотивы и образы, которые будут развиваться в поэме дальше.
В записных книжках Ахматовой есть слова, характеризующие особую музыку этого произведения: «... траурный Requiem, единственным аккомпанементом которого может быть только Тишина и резкие отдаленные удары похоронного колокола». Но Тишина поэмы наполнена звуками: ключей постылый скрежет, песня разлуки паровозных гудков, плач детей, женский вой, громыхание черных марусь («маруси», «ворон», «воронок» — так называли в народе машины для перевозки арестованных), хлюпанье двери и вой старухи... Сквозь эти «адские» звуки еле слышны, но все-таки слышны — голос надежды, голубиное воркование, плеск воды, кадильный звон, горячий шелест лета, слова последних утешений. Из преисподней же («тюремных каторжных нор») — «ни звука — а сколько там / Неповинных жизней кончается...» Такое обилие звуков лишь усиливает трагическую Тишину, которая взрывается лишь однажды — в главе Распятие:

Хор ангелов великий час восславил,
И небеса расплавились в огне...

Распятие — смысловой и эмоциональный центр произведения; для Матери Иисуса, с которой отождествляет себя лирическая героиня Ахматовой, как и для ее сына, настал « великий час »:

Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.

Магдалина и любимый ученик как бы воплощают собой те этапы крестного пути, которые уже пройдены Матерью: Магдалина — мятежное страдание, когда лирическая героиня «выла под кремлевскими башнями» и «кидалась в ноги палачу», Иоанн — тихое оцепенение человека, пытающегося «убить память», обезумевшего от горя и зовущего смерть.
Страшная ледяная звезда, сопровождавшая героиню, в X главе исчезает — «небеса расплавились в огне». Молчание Матери, на которую «так никто взглянуть и не посмел», разрешается плачем-реквиемом, но не только по своему сыну, но и по всем, «миллионам убитых задешево, / Протоптавшим тропу в пустоте» (О.Э.Мандельштам). В этом сейчас — ее долг.
Замыкающий поэму Эпилог «переключает время» на настоящее, возвращая нас к мелодии и общему смыслу Предисловия и Посвящения: снова появляется образ тюремной очереди «под красною ослепшей стеною» (в 1-й части).
Голос лирической героини крепнет, вторая часть Эпилога звучит как торжественный хорал, сопровождаемый ударами погребального колокола:

Опять поминальный приблизился час.
Я вижу, я слышу, я чувствую вас.

«Реквием» стал памятником в слове современникам Ахматовой — и мертвым, и живым. Всех их она оплакала своей «рыдающею лирою». Личную, лирическую тему Ахматова завершает эпически. Согласье на торжество по воздвижению памятника ей самой в этой стране она дает лишь при одном условии: что это будет Памятник Поэту у Тюремной Стены:

Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь.
Забыть, как постылая хлюпала дверь
И выла старуха, как раненый зверь.

«Реквием» можно без преувеличения назвать поэтическим подвигом Ахматовой, высоким образцом подлинной гражданской поэзии.
Человеческую и поэтическую позицию Ахматовой критик Б. Сарнов назвал «мужественным стоицизмом». Ее судьба являет собой пример смиренного и благодарного приятия жизни, со всеми ее радостями и горестями. «Царственное слово» Ахматовой гармонически соединило здешнее с нездешним:

И голос вечности зовет
С неодолимостью нездешней,
И над цветущею черешней
Сиянье легкий месяц льет.
И кажется такой нетрудной,
Белея в чаще изумрудной,
Дорога, не скажу, куда...
Там средь стволов еще светлее,
И все похоже на аллею
У царскосельского пруда.

Над своей поэмой «Реквием» поэтесса трудилась долгих восемь лет. Только ее творению было запрещено быть изданным при сталинских временах, его учили наизусть близкие и родные поэтессы, потому что даже рукописи хранить было опасно, и Анна Ахматова сжигала их. В первый раз поэму «Реквием» напечатало мюнхенское издательство в 1963 году, только спустя долгих четырнадцать лет поэму напечатали в родной стране поэтессы.

Анна Ахматова переживает трагедию эпохи как свою личную. Она болеет за будущее родной страны. Мучается в разных противоречиях, но ее позиция неизменна - она всей душой связана со своей отчизной, преданная ей всем своим сердцем. Поэтесса страдала вместе со своим народом, жила его заботами. Страшное горе коснулось крылом ее личной жизни. В году 1935 ее сыну и мужу произнесли тюремный приговор, как участникам «антисоветской террористической группы». Конечно, это было абсурдное обвинение. Вся эта драма ее жизни вылилась во что-то прекрасное, хотя и грустное - в написание гениальных стихотворений-вызовов.

Поэма «Реквием» написана отдельными стихотворениями. Все эти стихотворения разные за своей тематикой, звучанием, стихотворной структурой. Структура сочинения рождает эффект эмоционального напряжения, взволнованного монолога лирической героини, которая переживает драму в личной и общественной жизни.

В эпилоге поэмы Ахматова взывает к теме пушкинского «Памятника ». Давайте попробуем отыскать сходство и отличие между «Памятником» А. Пушкина и «Эпилогом» Ахматовой. У Пушкина памятник - это не только воплощение поэтического наследства, но и символ, духовной свободы и светлых чувств. Используя символ памятника Анна пыталась доказать, что чистота человеческой души и возрождение общества возможны только при условиях возобновления свобод, доброты, высокой моральности и библейских заповедей.

Всей своей нелегкой жизнью Анна пыталась доказать, что трагедия матери и женщины является неотъемлемой частью национальной трагедии. Невзирая на всех свои личные неурядицы, Ахматова была со своим народом, вместе с ним страдала, делила все горечи и радости. Главным признаком поэзии есть слова, которые принадлежат этой гениальной поэтессе: «создавать изысканную красоту из «мусора» реальной действительности, то есть подниматься из земли к звездам, а затем возвращаться звездопадом стихотворений опять на землю».

На долю русской поэтессы Анны Ахматовой выпали нелегкие испытания. Ее поэма «Реквием» посвящена тяжелым для страны годам сталинских репрессий, когда многие люди были безвинно арестованы и осуждены. Коснулись эти события и Ахматовой.

Она провела немало времени в тюремных очередях. Был арестован ее сын. Однако, поэма посвящена не только личным переживаниям поэтессы, но и всем матерям, которых постигло это горе. Звучат в «Реквиеме» и отголоски страданий всего русского народа и родной страны в целом.

Поэма создавалась на протяжении нескольких лет. Каждая ее часть датирована. Эпиграф к произведению написан был несколько позже его самого. В нем Ахматова, как бы возвращаясь к тем событиям и переживая их заново, подчеркивает связь свою с родиной, которая не была ей оставлена в те тяжелые годы. После эпиграфа идет «Посвящение» и «Вступление». Сама поэма состоит из десяти частей, последняя из которых называется «Распятие» и эпилога в двух частях.

«Вместо предисловия» поэмы описывает обстановку, царящую в тюремных очередях, то оцепенение, в котором были люди, находящиеся там. Все они ожидали решений об участи близких людей. В этой толпе одна женщина, узнав Ахматову, спросила ее, сможет ли она описать и это. Когда услышан был положительный ответ, какое-то подобие улыбки скользнуло по измученному лицу женщины. Этот образ, запечатленный поэтессой, хорошо передает и подчеркивает состояние несчастных жен и матерей, выражает их горе.

Первые несколько частей поэмы описывают ситуацию, которую пережили многие. Хоть поэтесса и пишет эти строки от первого лица, но относятся они ко всем, кого это коснулось. И дальше, на протяжении всего произведения, личные переживания неразрывно и тесно переплетены с общей судьбой русского народа. Ахматова подчеркивает это словами о том, что это не она, а кто-то страдает.

Смятение, граничащее с умопомрачением, томительное ожидание того, что будет дальше, неизмеримое горе, – все это звучит еще с самого вступления и продолжается на протяжении всей поэмы. Произведение можно подразделить на две смысловые части – ожидание приговора и его вынесение, то, что стало после.

Приговор характеризует поэтесса как каменное слово, упавшее на грудь, которая была еще жива, жива надеждой. А после этого удара – потеря смысла жизни.

После звучит призыв смерти. И, как пишет Ахматова, ей все равно, какой она будет, лишь бы пришла она быстрее. Такая участь была свойственна тогда многим матерям, чьи дети пострадали от репрессий. Лично им всем посвящает Ахматова строки эпилога.

Все произведение пропитано страданием. А образ матери, убитой этим страданием, является ключевым в поэме.

Вариант 2

Над «Реквиемом» Анна Ахматова трудилась восемь лет. И что самое обидное, поэма не могла быть издана во времена Сталина. Из-за этого родные и близкие Ахматовой учили поэму наизусть, а рукописи сжигались лично Ахматовой, потому что даже хранение их было опасным. Впервые «Реквием» был напечатан в Мюнхене в 1963 году, и только лишь через четырнадцать лет его опубликовали в России.

Поэма написана отдельными стихотворениями, которые различаются по своей тематике, структуре написания и звучанием. Его структура позволяет прочувствовать эффект взволнованности, напряжения в эмоциональном плане, которое прослеживается у главной героини поэмы, ведь она переживает не только драму в своей жизни, но и драму в жизни общественной.

Ахматова очень переживает за будущее родины, она переживает события той эпохи, как свою личную трагедию, мучаясь в противоречиях. Однако, она не изменила своей позиции, являясь преданной всем сердцем родной стране. Ахматова проживала жизнь вместе с народом, разделяя все горести и заботы.

Основой произведения явилась личная трагедия Анны Ахматовой. Ее сын и муж были приговорены к тюремному заключению за участие в антисоветской террористической группе. Это было абсурдное обвинение, но именно это событие подтолкнуло поэтессу на написание поэмы. На протяжении всего произведения можно прочувствовать огромную душевную боль всех матерей, жен и невест, которые испытывали эти муки не только во время «ежовщины», но и во все тягостные для России времена. Пишет Анна Ахматова о трагичных событиях тридцатых годов, о расправах над декабристами, о стрелецких казнях, и страдания и горе русских женщин – неотъемлемая составляющая этих событий.

В «Эпилоге» произведения Ахматова поднимает проблему человеческой памяти, только помня об этих страшных событиях, можно избежать в будущем повторения такого. А еще она обращается к богу, прося за всех тех, кто был с ней рядом у красной стены, пока она ожидала приговора для сына. Именно там прошли самые страшные дни ее жизни, как и тысяч людей того поколения.

Во второй части «Эпилога» Ахматова пытается определить свое место на земле и подвести итоги своей творческой деятельности. Эта часть перекликается с Пушкинским «Памятником», только Ахматова желает, чтобы памятник ей стоял не в Царском Селе, где прошло ее детство, а у стен Крестов, где она пережила страшные душевные муки с другими женщинами.

«Реквием» - это четырнадцать молитв, как сказала сама Ахматова. И не только по собственному сыну, но и по многим людям, которые были уничтожены без вины, и не только физически, но и духовно. Это поэма – вызов, обвинение тем, кто создал тоталитарный режим.

Сочинение по поэме Реквием Ахматовой анализ

Странный факт, но люди являются основным источником страдания друг друга. Наверное, так кем-то заведено, чтобы одни притесняли других. Поэтому существуют тюрьмы и, самое главное, невинно осужденные, существует несправедливость.

Анна Ахматова испытала на себе суровость власти ее поэма Реквием во многом основана на собственных страданиях поэтессы, которые она пережила из-за сына Льва Гумилева, проведшего в заключении около десяти лет. Возможно он был неудобен власти, но востоковед, переводчик и философ навряд ли был вредным обществу и таким элементом, который заслуживал этого заключения. Тем не менее, он имел судьбу жить в СССР в период, в том числе и 1937 года и последующие года, когда сажали многих и порой без разбору.

Ахматова через собственные страдания стала частью всего страдающего народа:

«И если зажмут мой измученный рот,
Которым кричит стомильонный народ».

Предисловие как раз рассказывает о том, как созданию Реквиема предшествовало общение с другими близкими заключенных, такими же безутешными и запуганными. Именно для них поэтесса «..соткала широкий покров из бедных, у них же подслушанных слов».

Примечательность этого произведения заключается в постепенном написании. Оно собрано из отрывков разных лет, каждый – запечатлел текущее положение дел, переживания Ахматовой о сыне. Через личную трагедию автора мы видим трагедию целой страны: «Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был.»

С удивительной точностью Ахматова в самом начале поэмы называет город «привеском» своих тюрем. Далее описывается картина ареста и одиночество: «Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне.»
Образ перемалывающей всех государственной махины представляется как «огромная звезда», которая, вероятно, смотрела с тюрьмы Кресты на Ахматову и всех других, кто простаивал там длительные очереди.
Поэтесса называет собственное страдание чужим, ведь она бы не смогла такое вынести, пишет о собственном безумии и коротких тюремных свиданиях, про приговор, к которому «была готова». И далее: «Надо память до конца убить».

Тем не менее, в завершение Ахматова просит если и ставить ей памятник, то только у Крестов, как ни странно, чтобы сохранить память об этом времени. Чтобы с бронзовых век как слезы струился снег. Возможно эти «слезы» памятника помогут искупить страдания оставшихся людей и уберегут народ снова от этих ошибок.

Вариант 4

Поэма «Реквием» Анны Ахматовой написана в очень тяжелые годы, в годы репрессий. Хоть поэма и написана в 1935 по 1940, Ахматова не спешила ее записывать. Она много лет хранила ее в своей памяти, потому что не хотела попасть под гнет репрессий. Когда же умер Сталин, Анна Ахматова все же решилась ее записать на бумагу, хотя это и было очень рискованно. Та информация, которая была в этой поэме, очень опасна для поэтессы. В ней рассказывается вся правда о тех тяжелых временах.

В поэме Анны Ахматовой собрана боль многих тысяч женщин, это поэма правдива от начала до конца. Прошло двадцать два года после смерти Анны Ахматовой, когда напечатали поэму «Реквием» в 1988 году.

Трагическая судьба Анны Ахматовой подтолкнула ее на написание этой поэмы. Во времена репрессий ее мужа Николая Гумилева, который был очень талантливым русским поэтом, арестовали и расстреляли в 1921 году. Сказали, что Николай Гумилев был в сговоре против новой власти большевиков. Сталинские палачи, как правило, преследовали всю семью и в итоге сына Гумилева и Ахматовой тоже арестовывают в тридцатые годы. Арестовать могли любого человека, все боялись быть арестованными и расстрелянными.

В «Реквием» Ахматова описывает, что тогда ей пришлось долгих семнадцать месяцев провести в очереди перед тюрьмой. Ене сына Льва приговорили к расстрелу, но потом его заменили на пребывание в лагерях. Ахматова была настолько подавлена, что проведенное такое количество месяцев с другими людьми, которые не понимали, за что обвинили их родственников. Люди пытались добиться от власти хоть какой-нибудь информации о родственниках, но остались неуслышанными.

В своей поэме «Реквием» Анна Ахматова хотела передать всю ту боль и разочарование, которое испытывали многочисленное тысяч людей. Народ был напуган и не мог ничего сделать против власти, люди были бессильны в этом.

Ахматова умела в небольшое количество строк вложить столько смысла и описать человеческую душу. Анна Ахматова в поэме старается посмотреть на себя со стороны, ведь ее душевная боль настолько велика, что поэтесса боится лишиться разума.

Поэтессе не пришлось даже преувеличивать, настолько проблема была велика и приносила народу одни неприятности. Весь тот ужас, что пришлось пережить миллионам граждан, оставил огромный отпечаток в судьбах людей. Заканчивается поэма радостным стихотворением о том, что наконец-то все закончилось и можно вздохнуть свободно. Анна Ахматова совершила огромный подвиг, создав поэму «Реквием».

Анализ стихотворения Реквием по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Пушкина Признание

    «Признание» Александра Пушкина - одно из стихотворений, относящихся к жанру интимной лирики. Оно написано в 1826 году и посвящено Александре Осиповой – соседке поэта по поместью в Михайловском.

  • Анализ стихотворения Пушкина К Чаадаеву 9 класс

    Это послание в стихотворной форме Пушкина своему близкому другу Петру Чаадаеву. Поэт очень дорожил его дружбой, бесконечно ему доверял и делился с ним своими тайными мыслями и желаниями. Поэтому именно ему он пишет

  • Анализ стихотворения Тютчева Чародейкою зимою 3, 5 класс

    Знаменитый поэт Федор Иванович Тютчев написал стихотворение «Чародейкою зимою» в удивительно подходящее время-накануне новогодней ночи, это был 1852 год. Тематика стихотворения как нельзя лучше подходит для именитого праздника

  • Анализ стихотворения Рождественского Мгновения

    Произведение относится к философской лирике поэта и в качестве центральной тематики стихотворения имеет авторские размышления о скоротечности жизненного пути человека.

  • Анализ стихотворения Сонеты солнца Бальмонта

    Стихотворение является частью одноименного сборника, который содержит существенное количество сонетов и, главное, сонетов весьма оригинальных. Как известно, есть такой критерий оценки искусства как наличие чего-либо качественно нового