Требования к составлению меню раскладки гигиена. Составление идеального меню. Расчёт необходимого суточного количества белков, жиров и углеводов. Что для этого потребуется

Наименования блюд меню, набор продуктов на порцию Масса, г Белки, г Жиры, г Угле-воды, г Энерге- тиче-ская цен- ность, ккал
всего В том числе живот-ные всего В том числе расти- тель- ные масла
ЗАВТРАК:
ИТОГО:
2-ой ЗАВТРАК:
ИТОГО:
ОБЕД:
ИТОГО:
УЖИН:
ИТОГО:
ВСЕГО ЗА СУТКИ:

Таблица 40

Распределение энергетической ценности

Фактического рациона питания студента по приемам пищи

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Дефиниции темы

ПИЩЕВОЙ РАЦИОН – состав и количество пищевых продуктов, используемых в течение суток.

РЕЖИМ ПИТАНИЯ – количество приемов пищи в течение суток (кратность питания), время приема пищи в течение суток, продолжительность интервалов между приемами пищи, распре­деление суточного рациона по отдельным приемам пищи.

Таблица 41

Химический состав и энергетическая ценность 100 г съедобной части

Основных пищевых продуктов

Наименование продукта Белки Жиры Углеводы Ккал
1 2 3 4 5 6
I. Химический состав продуктов, используемых в качестве основных источников белка
Баранина I категория 16,3 15,3 -
II категория 20,8 9,0 -
1 2 3 4 5 6
Говядина I категория 18,9 12,4 -
II категория 20,2 7,0 -
Свинина мясная 51,6 33,0 -
жирная 38,7 49,3 -
Куры I категория 18,2 18,4 0,7
II категория 20,8 8,8 0,6
Яйца куриные I категория 12,7 11,5 0,7
Печень говяжья 17,4 3,1 -
Лещ 17,1 4,1 -
Творог полужирный 16,7 9,0 1,3
Сельдь тихоокеанская (нежирная) 18,0 7,0 -
Судак 9,0 0,8 -
II. Химический состав продуктов, используемых в качестве основных источников жира
Масло сливочное несоленое 0,6 82,5 0,9
Масло крестьянское 1,3 72,5 0,9
Маргарин молочный 0,3 82,3 1,0
Масло подсолнечное рафинированное - 99,9 -
III. Химический состав продуктов, используемых в качестве основных источников углеводов
Сахар-песок - -
Мед натуральный 0,8 - 80,3
Крахмал картофельный 0,1 Следы 79,6
Хлеб ржаной формовой 6,5 1,0 41,2
Хлеб пшеничный 7,6 0,9 49,7
Батоны простые 7,9 1,0 51,9
Крупа манная 11,3 0,7 70,3
Гречневая 12,6 2,6 63,7
Рисовая 7,0 0,6 73,6
Пшеничная 12,0 2,9 64,8
Хлопья “Геркулес” 13,1 6,2 59,2
Макароны в/сорт 10,4 0,9 68,5
IV. Химический состав молочных продуктов V.
Молоко пастеризованное 2,8 3,2 4,7
Молоко обезжиренное 3,0 0,05 4,7
1 2 3 4 5 6
Молоко сгущенное 7,2 8,5 12,5-43,5
Кефир нежирный 3,0 0,05 4,1
Жирный 2,8 3,2 4,1
Ацидофилин 2,7 3,2 3,8-7,0
Сметана 20% 2,8 20,0 3,2
Сырки творожные детские 9,1 23,0 18,5
V. Химический состав овощей, фруктов, ягод, плодов
Горошек зеленый 5,0 0,2 13,3
Кабачки 0,6 0,3 5,7
Капуста белокочанная 1,8 - 5,4
Картофель 2,0 0,1 19,7
Лук зеленый (перо) 1,3 - 4,3
Репчатый 1,7 - 9,5
Морковь красная 1,3 0,1 7,0
Огурцы (грунтовые) 0,8 - 3,0
Перец зеленый сладкий 1,3 - 4,7
Петрушка 3,7 - 8,1
Укроп 2,5 0,5 4,1-4,5
Свекла 1,7 - 10,8
Томаты грунтовые 0,6 - 4,2
Арбуз 0,7 - 9,2
Дыня 0,6 - 9,6
Абрикосы 0,9 - 10,5
Вишня 0,8 - 11,3
Груша 0,4 - 10,7
Персик 0,9 - 10,4
Слива 0,8 - 9,9
Яблоки 0,4 - 11,3
Апельсины 0,9 - 8,4
Лимоны 0,9 - 3,6
Виноград 0,4 - 17,5
Малина 0,8 - 9,0
Смородина красная 0,6 - 8,0
VI. Вкусовые продукты
Чай черный байховый 20,0 - 4,0-6,9
Кофе жареный в зернах 13,9 14,3 2,8-4,1
растворимый 15,0 3,6 7,0

Таблица 42

Масса пищевых продуктов (г) в наиболее употребляемых мерах объема

Наименование продукта Ложка чайная Ложка столовая Стакан тонкий
Крупа манная
Крупа гречневая
Рис
Пшено
Горох -
Сахар-песок
Мед
Молоко
Сметана
Творог -
Масло сливочное -
Вишня - -
Малина - -
Смородина - -
Томат-пюре -
Фруктовые и овощные соки
Варенье -

Таблица 43

Масса наиболее часто употребляемых пищевых продуктов (г)

Наименование продукта Масса 1 штучного продукта, г
1 2
Хлебобулочные изделия:
Хлеб 1 кусок
Сдоба обыкновенная
Кондитерские изделия:
Карамель с начинкой
Ирис
Мармелад
Зефир
Печенье сахарное, галеты, крекеры
Печенье сдобное, пряники
Пирожное
Молочные продукты:
Сыры плавленные 35 и 100
Мороженое 50, 100, 250
1 2
Овощи и фрукты:
Картофель, огурцы
Лук репчатый, морковь
Томаты 50-100
Абрикосы
Груша
Слива
Яблоки диаметром 7,5 см
Апельсин диаметром 7,5 см
Грейпфрут
Лимон
Клубника
Мясные продукты:
Сардельки
Сосиски
Яйца куриные:

Оценка адекватности индивидуального питания состоит из 2-х этапов: первый – подсчет энерготрат всех видов деятельности человека за сутки, второй – расчет калорийности и качественного состава рациона по меню-раскладке.

Меню-раскладка - перечень блюд суточного меню (завтрак, обед и ужин) с весовой раскладкой продуктов, взятых для изготовления каждого блюда. Меню-раскладки составляются на все дни недели и являются основным документов, планирующим качественный и количественный состав пищевых рационов в условиях коллективного питания. В больницах меню-раскладки составляют диет-врачи.

Для облегчения техники подсчета состава рациона можно количество одних и тех же продуктов, входящих в равные блюда суммировать.

Пример меню:

Завтрак - каша рисовая, чай сладкий, хлеб с маслом.

Обед - борщ, котлеты с макаронами.

Ужин - колбаса, чай сладкий, хлеб с маслом.

Набор продуктов по данному меню следующий:

Масло сливочное - 50,0 г.

Рис - 50.0 г.

Сахар - 50.0 г.

Капуста свежая - 100.0 г.

Морковь - 10.0 г.

Свекла - 10.0 г.

Мясо говяжье - 50.0 г.

Макароны - 50.0 г.

Колбаса вареная - 100.0 г.

Хлеб пшеничный - 200.0 г.

Хлеб ржаной - 100.0 г.

Подсчет калорийности и химического состава рациона производится при помощи "Таблиц содержания основных пищевых веществ и энергетической ценности продуктов". Калорийность и химический состав в таблицах приведены из расчета на 100 гр. съедобной части продукта, т.е. исключая вес отходов. На шкалах обозначено: калорийность (Кал), содержание белков (Б), жиров (Ж), углеводов (У), кальция (Са), железа (Fе), витаминов: А (если обозначение витамина А обведено кружком, то указывает на содержание каротина), B 1 , B 2 , PP, C.

К - 32 кал; Б - 4.0; У - 4.3; (Б, Ж, У - в граммах).

Са -650; Fе - 1.1 (мг).

Витамины: А - 0.4; B 1 - 0.10; B 2 - 0.20; РР - 0.50; С - 20 (мг).

Делаем перерасчет на 43 г.:

Так, в 100 г продукта - 4.0 Б

в 43 г продукта - Х г Б

Х = (4 х 43):100 – 17,2 г.

Полученные данные по фактическому рациону целесообразно представить в следующем виде:

Таблица 1. Калорийность и химический состав пищевых продуктов в фактическом рационе обследуемого человека за сутки.

Результаты дают возможность оценить фактический пищевой рацион.

Для оценки адекватности питания конкретного лица используется «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. Методические рекомендации МР 2.3.1.2432 -08».

Для определения нормального веса используется номографическая сторона диска номографа Покровского, которая разделена на две половины, где представлены кривые для мужчин и женщин в возрасте от 20 до 65 лет. На движке представлены данные веса от 40 до 100 кг. На диаметре круга даны цифры роста мужчин от 155 до 185 см, для женщин от 150 до 170 см.

Для определения нормального веса необходимо в соответствующей половинке диска номографа (мужчины-женщины) найти вертикальную линию, обозначающую возраст, и подвести к ней движок так, чтобы сторона движка с делениями совпадала с этой линией. На диаметре круга найти точку роста обследуемого лица, и от нее проследить путь номографической линии до пересечения с соответствующим делением движка. В месте пересечения номографических линий со шкалой движка снимают показатели нормального (идеального) веса, с учетом пола, возраста и роста человека. Например, нормальный рост 160 см, нормальный вес - по номографу - для женщин 25 лет составляет 58 кг. Для мужчин 49 лет при росте 175 см идеальный вес составляет 74 кг.

Для определения нормального веса на номографической строке диска отмечаем точку "30" лет, движок совмещаем с радиусом этой точки. На диаметре номографа отмечаем цифру роста 176 см и соединяем эту точку линией до пересечения шкалы веса на диске. Цифра 76 кг обозначает нормальный вес мужчины. Рассчитываем суточные энерготраты при идеальном весе: 76 кг х 44,5 ккал = 3362 ккал.

Нормативные данные заносим в протокол.

ЗАПИСЬ ПРОТОКОЛА:

Обследуемое лицо: мужчина (женщина), возраст

профессия

Нормальный (идеальный) вес _______________________

Энерготраты в сутки ккал/кг веса обследуемого;

Суточная энерготрата при фактическом или идеальном весе (подчеркнуть) ккал.

Дайте заключение по питанию обследуемого лица ответив на следующие вопросы:

1. Соответствует ли вес обследуемого идеальному?

2. Соответствует ли фактический рацион по энерготратам и нутриентам рекомендуемым стандартам?

3. Каково соотношение растительных и животных компонентов пищи по липидам?

4. Каково соотношение Б: Л: У в фактическом рационе и рекомендуемые стандарты?

6. Соблюдается ли разнообразие потребляемых продуктов.

7. Необходима ли коррекция рациона питания, если да, то ваши предложения?

Например:

1 вариант ответа. Вес обследуемого идеальный. Калорийность и качественный состав рациона соответствуют стандартам. Питание данного лица адекватно физиологическим нормам, в том числе по соотношению растительных и животных липидов, Б: Л:У

Режим питания обследуемого лица 4-х разовый, что соответствует рекомендациям.

Нет необходимости в коррекции рациона питания.

2 вариант ответа. Вес обследуемого превышает показатели идеального веса. В суточном рационе имеется увеличение содержания жиров за счет животного компонента и углеводов, повышена калорийность. Дисбаланс наблюдается по соотношению белков липидов и углеводов. Режим питания трехразовый, что допускается.

Коррекция: в рационе обследуемого необходимо уменьшить количество жиров (шпиг, баранье сало) и потребление белого хлеба.

3 вариант ответа . Вес обследуемого ниже идеального. Фактический рацион по энерготратам снижен. В рационе недостаточное количество витамина С и белков.

Соотношение растительных и животных компонентов пищи по липидам соблюдается

С проблемой составления меню приходится сталкиваться каждой хозяйке. Всем известно, что покупать продукты каждый день - процедура очень затратная. Параллельно легко можно набрать в супермаркете много лишнего. Конечно, это в конечном итоге скажется на бюджете.

Но прежде, чем отправляться в магазин, важно составить исчерпывающий список продуктов. Для этого нам и потребуется раскладка меню. Освоив этот навык, вы значительно облегчите задачу распределения финансов и оптимизации питания. Потратив один раз несколько часов, вы избавитесь от мучительных рассуждений на тему, что приготовить на обед. Достаточно будет открыть готовые схемы и выбрать из них один или два рецепта.

Кем используется

Раскладка меню широко применяется во всех отраслях столовые и буфеты, закусочные и детские сады. Каждая хозяйка может составлять меню на ближайшую неделю. Для этого тоже и используется раскладка меню. Еще одна сфера практического применения - это туристические походы. Крайне важно взять с собой столько продуктов, чтобы их хватило для питания группы.

Раскладка меню дает возможность спланировать блюда, которые будут готовиться. Соответственно, можно будет рассчитать количество продуктов, необходимых для каждого из них. В результате можно будет сделать общую калькуляцию.

Режим питания

Это первое, что нужно будет учитывать, когда вы составляете раскладку меню. Правильный режим питания способствует нормальному развитию ребенка и улучшению здоровья человека. Обычно рекомендуется принимать пищу 4-5 раз в день. Для маленького ребенка и больного человека эти цифры меняются. Но это не единственное требование, которое должно соблюдаться.

  • Потребность человека в пищевых веществах. В течение дня она меняется, об этом необходимо помнить в том случае, если вы составляете меню комплексных обедов или суточное меню.
  • Количество питающихся.
  • Вкусовые пристрастия.
  • Возрастные особенности.
  • Стоимость каждой трапезы.

В результате проделанной работы получится сбалансированное, оптимальное питание. Раскладка меню позволит составить список продуктов, которые вам потребуются, и расписать используемые рецепты. Хозяйки отмечают, что такая работа позволяет сильно облегчить задачу по приготовлению еды для семьи. Если это касается технолога столовой или кафе, то здесь такое планирование просто необходимо.

Составление и раскладка продуктов по упрощенному способу

Начать следует с меню. Раскладка блюд по составляющим компонентам начинается с того, что вы должны придумать, что будете готовить. Рекомендуется составлять цикл на 5-7 дней, делать больше вариантов, чтобы еще сильней разнообразить меню, нет никакого смысла. Можно сразу заложить праздничные и особенно значимые дни, меню в которые будет особенно ярким.

Теперь потребуется взять нормы продуктов на человека и умножить на количество людей. Остается посчитать, сколько раз будет повторяться один и тот же вариант меню за определенный промежуток времени. Так вы определите количество необходимых продуктов.

В результате проделанной работы у вас есть все для приготовления выбранных блюд и готовая рецептура. Значит, остается только разобрать выбранные рецепты по категориям: завтрак, обед, ужин.

Образец раскладки для завтраков

Допустим, нам предстоит готовить для небольшой группы из четырех человек. При этом меню мы будем планировать на 6 дней. Для этого необходимо запланировать на три дня раскладку блюд. Меню будет повторяться за это время дважды.

По этому принципу вы можете распланировать обед или ужин. Образец раскладки меню позволит несколько упростить этот процесс.

Проведем закупки

Теперь нужно определить, сколько продуктов нужно приготовить для питания четырех человек на протяжении шести дней. Для этого потребуется:

  • Гречка - 800 г.
  • Рис - 800 г.
  • Овсяные хлопья - 800 г.
  • Мясо - 480 г.
  • Овощи - 160 г.
  • Колбаса - 640 г.
  • Сливочное масло - 120 г.
  • Сыр - 100 г.
  • Хлеб - 1 кг.
  • Чай - 40 г.
  • Какао - 80 г.
  • Сахар - 240 г.
  • Сливки сгущенные - 320 г.
  • Соль - 80 г.
  • Специи - 16 г.

Из этого уже можно вывести калькуляцию расходов, необходимых для приобретения всех компонентов меню. Теперь исключены ошибки, когда закупается избыточное количество круп или масла в ущерб действительно нужным продуктам.

Раскладка по всем правилам

Пока мы рассмотрели упрощенный вариант. Им может пользоваться каждая хозяйка у себя на кухне. Составление раскладки меню для общепита требует более детальной разборки компонентов блюд. Основное отличие в том, что в данном случае придется не только учитывать нормы продуктов, но и строго выдерживать калорийность, массу и соотношение жиров, белков и углеводов. Чаще всего для этого используются специальные программы, которые самостоятельно подгонят меню на каждый день.

Что для этого потребуется

Без специальных таблиц не обойтись, ведь вам нужны исходные данные о том, какие вещества содержатся в том или ином продукте. Поэтому вам потребуется:

  • таблица калорийности продуктов;
  • калькулятор;
  • кухонные весы;
  • блокнот.

Следовательно, для составления правильного меню требуется использовать только самые полезные продукты. Они должны заправлять организм необходимыми веществами. При этом блюда должны быть вкусными и аппетитно выглядеть. Соотношение белков, жиров и углеводов должно быть 1:1:4. Это именно то соотношение, которое необходимо для нормальной жизнедеятельности человека.

Обязательно оформите созданную вами раскладку в виде таблицы. Для этого подойдет Exel. Потребуется создать несколько колонок: блюдо, набор продуктов, калорийность и содержащиеся полезные вещества из расчета на порцию. Поскольку ею можно будет пользоваться длительное время, то лучше всего взять плотную бумагу, либо заламинировать ее.

Меню для завтрака

Он должен быть обязательно легким. Откажитесь от избыточного употребления жиров и углеводов. Они приводят к резкому повышению сахара в крови. В результате этого всплеск активности сменяется усталостью и сонливостью. Утреннею трапезу нельзя пропускать. Но не стоит есть и слишком много. В этом случае ближе к обеду проснется сильное чувство голода.

Составляя раскладку меню, нужно учитывать, что на утренний прием пищи должно приходиться около 25 % от суточного рациона. При подсчете нужно ориентироваться на свой рост и вес, а также образ жизни. Лучше всего остановить выбор на каше с фруктами и орехами. Обязательно приучите себя ко второму завтраку, в который лучше всего включать фрукты.

Меню для ужина

Диетологи предостерегают от избыточного употребления пищи вечером. Хорошо, если ужин будет состоять из низкокалорийных и легкоусвояемых блюд. Включайте в вечерний рацион птицу и рыбу, овощи и фрукты, молочные продукты невысокой жирности. Исключением является ресторан. Раскладка меню здесь строится с учетом того, что чаще всего люди приходят сюда для того, чтобы вкусно поужинать.

Как разнообразить меню

Основным инструментом будет подготовленная раскладка меню. Нужно приготовить 3-7 вариантов на сутки, чтобы можно было выбирать тот, который будет хорошо подходить на сегодняшний день. Кроме того, можно заменить рис на ячневую крупу, курицу на рыбу. Аналогичным образом можно заменять овощи и фрукты, напитки. Так вы увеличите вариативность, не переделывая полностью всю работу. Добавляя разные десерты, можно скрасить даже часто повторяющееся меню.

Вместо заключения

Сегодня есть множество программ, которые способны облегчить поставленную задачу. В специальные калькуляторы уже заложено содержание полезных веществ в том или ином продукте из расчета на 100 г. Вам остается только выбрать подходящие блюда и скомпоновать их по дням недели, а также по разным трапезам. Если программа не выполняет итоговую калькуляцию, то сделать это нужно вручную.

На кафедре общей гигиены с экологией ЯГМУ

Для студентов II и III курса

Лечебного и педиатрического факультета

На 2015-16 – 2016-17 уч.гг.

Общие положения

Настоящее положение определяет порядок оценки учебных достижений студентов 2 и 3 курса лечебного и педиатрического факультета по дисциплине «Гигиена».

Знания студентов оцениваются при текущем, рубежном контроле и промежуточной аттестации.

Текущий контроль

Элементами текущего контроля является: устный опрос, текущие задания в тестовой форме, лабораторные занятия по изучаемым темам; написание акта санитарно-гигиенического обследования различных объектов, составление меню-раскладки, написание «Карты здоровья», оценка индивидуального и группового физического развития детей и подростков, посещаемость и конспектирование лекций по предмету.

Оценка устного ответа:

Устный ответ включает собеседование на занятии, и/или решение ситуационной задачи. С целью объективности оценки за устный ответ баллы начисляются исходя из следующих критериев:

­ 0 баллов – отказ отвечать на поставленный вопрос или студент демонстрирует полное незнание учебного материала



­ 1 балл – очень большая часть материала не усвоена, имеются лишь отдельные представления об изучаемом материале, в ответе допускает большое количество грубейших ошибок

­ 2 балла – большая часть материала не усвоена, имеются отдельные представления об изучаемом материале, в ответе допускаются грубые ошибки

­ 3 балла – студент не может четко ответить на поставленный вопрос, испытывает трудности в самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных вопросов педагога, при этом в ответах допускает большое количество грубых ошибок

­ 4 балла – студент знает изученный материал, отвечает на вопросы без затруднений, не допускает грубых ошибок, устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов

­ 5 баллов – студент показывает полное усвоение всего объема программного материала, выявляет главные положения в изучаемом материале, не затрудняется в ответах на поставленные вопросы, свободно применяет полученные знания на практике, не допускает ошибок в воспроизведении изученного

В учебном году каждый студент должен быть опрошен не менее 30% от количества практических занятий.

Оценка посещения лекций

Посещение и наличие в журнале «отметки» об отсутствии текущей задолженности по лекциям строго обязательно для получения допуска к экзамену.

Данные фиксируются на 4 странице учебного журнала.

Оценка текущего контроля в тестовой форме

Всего проводится 4 текущих контроля в тестовой форме. Расчет рейтинговых баллов ведется соответственно таблице 1.

Таблица 1

Количество начисляемых баллов

За текущий контроль в тестовой форме

Оценка акта обследования

За время обучения студенты проводят санитарно-гигиеническую оценку лечебно-профилактического учреждения (больница), мест проживания населения (квартал) и на педиатрическом факультете – образовательного учреждения (школы), которые оформляются в письменном виде согласно требованиям к оформлению печатных документов и защищаются устно. Максимальное количество баллов за каждый акт обследования – 10 баллов (по 5 баллов за оформление и устный ответ), всего – 20 баллов на лечебном и 30 – на педиатрическом факультете. Вовремя не сданный оформленный акт санитарно-гигиенического обследования оценивается 0 баллов за письменную часть и подлежит обязательной отработке. При этом в рейтинг идут баллы, набранные с первого раза.

Оценка меню-раскладки суточного рациона питания

Меню-раскладка суточного рациона питания взрослого человека или ребенка составляется в письменном виде. Максимальное количество баллов 5. Вовремя не сданная оформленная меню-раскладка оценивается 0 баллов и подлежит обязательной отработке. При этом в рейтинг идут баллы, набранные с первого раза.

Оценка «Карты здоровья»

«Карта здоровья» пишется по результатам курации пациента Центра здоровья (в данном случае студент курирует себя после посещения Ярославского Областного Центра здоровья). Максимальное количество баллов 5. Вовремя не сданная оформленная «Карта здоровья» оценивается 0 баллов и подлежит обязательной отработке. При этом в рейтинг идут баллы, набранные с первого раза.

Рубежный контроль

Рубежный контроль – это форма оценки усвоения теоретических знаний и практических умений по завершению дисциплинарного модуля. Рубежный контроль проводится в форме контрольного тестирования.

Всего проводится 5 рубежных контрольных занятий .

К рубежному контролю не допускаются студенты, имеющие текущую задолженность за данный модуль: неотработанные пропущенные практические занятия, отсутствие оценок вообще (при закрытии всех занятий в данном модуле донорскими справками) и только неудовлетворительные оценки за текущий модуль (0, 1, 2 балла за устный ответ и 5 и менее баллов за текущий тестовый контроль).

Рубежным контролем знаний при изучении «Гигиены» служит решение заданий в тестовой форме по окончанию модуля. Используется 20 заданий, каждое из которых оценивается в 1 балл.

Тест считается несданным при наборе менее 12 баллов и подлежит обязательной пересдаче, при этом в рейтинг зачисляются баллы, набранные с первого раза и полученные на отработке.

Неявка на рубежный контроль без уважительной причины оценивается в 0 баллов и подлежит обязательной пересдаче, при этом в рейтинг зачисляются баллы, набранные с первого раза и баллы за отработку.

В случае не допуска к рубежному контролю без уважительной причины (пропуски практических занятий без справок и наличие только отрицательные оценок), рубежный контроль, написанный после отработки текущей задолженности, оценивается максимум в 12 баллов.

Баллы при отработке рубежного контроля, пропущенного по уважительной причине (включая донорскую справку), а также после ликвидации текущей задолженности по уважительной причине, начисляются на общих основаниях в полном объёме.

За списывание и попытку к списыванию, а также при обнаружении у студента устройств передачи данных, студент удаляется с зачета с оценкой «ноль» баллов с обязательной пересдачей без права получения дополнительных баллов.

Продукты Масса, г Белки, г Жиры, г Угле-воды, г Калорийность, ккал Витамины Мин. вещества, мг
всего жив. всего раст. А, мкг С, мг Са Р
Завтрак (бутерброд с сыром и маслом, чай с сахаром). Время приема 7.30. - 7.45.
Сыр голландский 4,1 54,2 0,03 0,42 81,6
Масло сливочное 0,03 0,03 4,1 0,05 37,4 0,02 1,1 0,95
Хлеб пшеничный 1,5 0,18 0,18 9,9 45,2 5,2 16,6
Чай 0,2 0,07 1,1 следы 0,1 4,95 8,25
Сахар-песок 56,1 0,3
Итого за завтрак: 5,7 4,3 8,4 0,18 0,05 0,5 167,6 107,4
Другие приемы пищи (аналогично)
Всего за сутки:
Нормы физиологических потребностей
Необходимое индивидуальное количество веществ *

* - расчет произвести, исходя из индивидуальных суточных энергозатрат (по правилу пропорций).


3. Тестовые задания:

Укажите один правильный ответ:

3.1. Коэффициент физической активности (КФА) - соотношение

а) общих энергозатрат организма и величины основного обмена

б) энерготрат на физическую и умственную деятельность

в) энерготрат на физическую деятельность и величину основного обмена

г) энерготрат на умственную деятельность и величину основного обмена

д) энерготрат на специфическое действие пищи и величину основного обмена

3.2. Из общего количества жиров в рационе растительные масла должны составлять

3.3. Оптимальное соотношение кальция и фосфора

а) завтрак 15%, обед 35%, полдник 20%, ужин 30%

б) завтрак 25%, обед 45%, полдник 15%, ужин 15%

в) завтрак 30%, обед 25%, полдник 25%, ужин 20%

г) завтрак 25%, обед 30-35%, полдник 15-20%, ужин 20%

д) завтрак 25%, обед 30-35%, полдник 15-20%, ужин 10-15%



Укажите все правильные ответы:

3.5. Общими принципами профилактики пищевых отравлений микробной природы являются:

а) изоляция источника возбудителя инфекции

б) прерывание путей обсеменения пищевых продуктов

в) предупреждение размножения микроорганизмов и токсинообразования

г) обезвреживание потенциально опасных в эпидемиологическом отношении продуктов

д) соблюдение правил сбора грибов

3.6. Симптомы, характерные для стафилококковой интоксикации:

а) тошнота и многократная рвота;

б) значительное повышение температуры

в) резкие боли в эпигастральной области

г) нитевидный пульс, падение артериального давления

3.7. Пищевые продукты, которые чаще всего могут являться причиной ботулизма:

а) грибные продукты домашнего приготовления

б) овощные консервы домашнего приготовления

в) рыба соленая домашнего приготовления

г) свинина (соленая, копченая) домашнего приготовления

д) овощные консервы в томатной заливке промышленного производства

3.8. Молочнокислые напитки применяют в лечебных целях, потому что они содержат:

а) молочную кислоту

б) молочнокислые бактерии;

в) пептонизированный белок

г) аскорбиновую кислоту

3.9. Зерновые продукты являются источником в питании

а) растительного белка

в) углеводов

г) минеральных веществ

д) витамина С

3.10. Медико-биологические требования к качеству пищевых продуктов складываются из следующих основных критериев

а) пищевой ценности

б) безопасности

в) органолептических свойств

г) устойчивости в хранении

Варианты заданий по теме 4

Варианты Номера вопросов
1.1 1.6 2.1 3.1. 3.7 3.9
1.2 1.7 2.1 3.2. 3.5 3.10
1.3 1.8 2.1 3.3 3.6 3.9
1.4 1.9 2.1 3.4 3.7 3.8
1.5 1.6 2.1 3.1 3.5 3.9
1.1 1.7 2.1 3.2 3.7 3.10
1.2 1.8 2.1 3.3 3.6 3.8
1.3 1.9 2.1 3.4 3.5 3.9
1.4 1.6 2.1 3.1 3.7 3.10
1.5 1.7 2.1 3.2 3.6 3.8

Тема 5. Основы гигиены труда и промышленной токсикологии.
Гигиена труда на предприятиях фармацевтической
промышленности.

1. Практические задания:

1.1. Дайте определения: гигиена труда как наука, профессиональные и профессионально-обусловленные заболевания; назовите цель, задачи, объект и предмет гигиены труда; классификации вредных производственных факторов и условий труда. Перечислите основные группы мероприятий по профилактике профессиональных заболеваний.

1.2. Дайте гигиеническую характеристику основных технологических процессов производства лекарственных препаратов.

1.3. Укажите профессиональные вредности, связанные с профессией врач-провизор, возможные последствия для здоровья и меры про­филактики неблагоприятного воздействия.

1.4. Перечислите вредные производственные факторы физической при­роды, связанные с трудом врача-провизора; укажите возможные неблагоприятные последствия для здоровья.

1.5. Перечислите факторы, определяющие действие производственной пыли на организм; профессиональные пылевые заболевания; особенности воздействия пыли антибиотиков на организм человека в производственных условиях, меры профилактики неблагоп­риятного воздействия.

1.6. Укажите возможные последствия неблагоприятного воздействия на организм механических колебаний (шума, ультразвука, инфразвука и вибрации), сформулируйте меры профилактики.

1.7. Дайте характеристику влияния электромагнитных излучений на здоровье человека, мер профилактики неблагоприятных эффектов.

1.8. Приведите примеры вредных производственных факторов химической при­роды, связанных с трудом врача-провизора; укажите возможные неблагоприятные последствия для здоровья.

1.9. Перечислите вредные производственные факторы биологической природы, встречающиеся на предприятиях химико-фармацевтической промышленности; возмож­ные неблагоприятные последствия для здоровья.

1.10. Укажите возможные факторы тяжести и напряженности трудового процесса, связанные с работой врача-провизора; неблагоприятные последствия для здоровья ими обусловлен­ные.

2. Ситуационные задачи:

2.1. Составьте план периодических медосмотров для рабочих подготовительного участка предприятия по производству препаратов и готовых лекарственных форм в виде таблицы в соответствии с приказом МЗМП РФ № 90 от 14.03.96 г. «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии» (См. & приложения ).

План проведения периодических медицинских осмотров

2.2. Дайте заключение о допуске к работе врача-провизора с диагнозом - язвенная болезнь желудка, кандидамикоз - с учетом общих и дополнительных медицинских противопоказаний, представленных в приказе МЗ СССР № 555 от 29.09.89 г. "О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств" (См. & приложения ).

2.3. После проведения аттестации рабочего места врача-провизора была составлена карта аттестации (строка 60), характеризующая условия труда и производственный процесс. Результаты аттестации представлены в таблице. Заполнив таблицу, определите класс условий труда по Р 2.2.2006-05 "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда" (См. & приложения ).