Биография. Г. Вернадский. Жизнь и труды Г.В. Древняя Русь. История России. Библиотека

Георгий Владимирович Вернадский (1887 - 1973) - сын В. И. Вернадского. Выдающийся русский историк. Ученик В. О. Ключевского, С. Ф. Платонова, Ю. В. Готье, А. А. Кизеветтера. С 1920 года в эмиграции. Профессор русской истории Карлова университета (Чехословакия) с 1922 г. и Йельского университета (США) с 1927 г. по 1956 г. Один из теоретиков евразийского движения. Л. Н. Гумилев называл себя последователем Г. В. Вернадского.

Эта книга о том, как образовалось, крепло, развивалось и погибло первое русское государство. Возникшее в IX веке под властью Рюриковичей, воспринявшее через Византию христианскую культуру, обретшее военную силу, в период расцвета оно занимало обширную территорию между Черным и Балтийским морями. Но амбиции удельных князей раздробили его на части, а затем монгольское нашествие подвело черту под его историей.

Книга "Ленин-красный диктатор" была издана в США в 1931 году на английском языке. В ней представлен объективный взгляд Вернадского на роль В. И. Ленина в истории развития нашего государства, взгляд ученого, не подверженного политическим устремлениям.
На русском языке издается впервые.

"Монголы и Русь" - третья книга "Истории России" Г.В.Вернадского, посвященная периоду монголо-татарского нашествия, анализу его влияния на дальнейшие судьбы развития России. На основе обширного спектра источников автор предлагает читателю собственное видение социокультурных последствий вторжения монголов в Россию.

"Московское царство" - книга, завершающая "Историю России" Г.В.Вернадского. Автор повествует о событиях отечественной истории от эпохи царствования Ивана Грозного до Смутного времени и восхождении на престол и утверждении династии Романовых. На основе обширного круга источников, читатель знакомится с определяющими тенденциями экономической, социально-политической и культурной жизни России этого периода.

"Россия в средние века" - четвертая книга "Истории России" Г.В.Вернадского, посвященная периоду XV - начала XVI веков, когда происходит становление централизованного русского государства. Обращаясь к обширному кругу источников, автор рисует панораму экономической, социально-политической и культурной истории Московского царства в эпоху обретения им независимости от татаро-монголов и постепенного роста его мощи.

"Русское масонство в царствование Екатерины II" - первая крупная работа Георгия Вернадского. Она была написана как магистерская диссертация под научным руководством В. О. Ключевского, а затем, в 1917 году, незадолго до того, как революционное лихолетье вынудило автора покинуть родину, вышла из печати.

ВЕРНАДСКИЙ, ГЕОРГИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (1887–1973), русский историк. Родился 20 августа (1 сентября) 1887 в Петербурге в семье В.И.Вернадского. Окончил московскую 5-ю гимназию и в 1905 поступил на историческое отделение историко-филологического факультета Московского университета. Среди его университетских преподавателей были В.О.Ключевский, А.А.Кизеветтер, Р.Ю.Виппер. В 1906 Вернадский побывал в Германии , где во Фрейбургском университете слушал лекции Г.Риккерта . Степень магистра получил в Петербургском университете в 1911. В 1913–1917 – приват-доцент Петербургского университета. По политическим убеждениям Вернадский был близок к партии кадетов. После Февральской революции редактировал издание министерства внутренних дел «Сельский вестник». В 1917–1918 возглавлял кафедру русской истории в Пермском университете, где им было создано «Общество исторических, философских и социальных знаний». В 1918–1920 – профессор Таврического университета в Симферополе, был назначен заведующим отделом печати в правительстве П.Н.Врангеля . После поражения войск Врангеля эвакуировался в Константинополь, затем перебрался в Грецию . В 1922–1927 – профессор Русского юридического факультета в Праге. Участвовал в работе Семинария (впоследствии Института) Н.П.Кондакова, под влиянием которого обратился к исследованию взаимосвязей степной, византийской и славянской культур. Стал одним из идеологов евразийцев, обосновал историческую теорию евразийства в ряде работ – Начертание русской истории , 1927; Опыт истории Евразии , 1934; Звенья русской культуры , 1938.

Вернадский выделял в русской истории различные эпохи, связанные с борьбой собственно евразийских начал («степь») и чуждых им европейских элементов («лес»). Последние побеждают в 16 в. и открывают дорогу сплошной европеизации. В русле евразийской доктрины Вернадский подчеркивал значение восточных влияний на русскую культуру и положительные моменты эпохи монгольского владычества: становление сильной государственности, национальное единение, ограничение западного влияния и формирование самобытной культурной традиции.

В 1927 Вернадский получил, благодрая рекомендации М.И.Ростовцева, приглашение в Йельский университет и переехал в США . В 1929 издал однотомную Историю России (последнее издание в 1969). С 1931 преподавал в Йельском, Гарвардском, Колумбийском и Чикагском университетах. Опубликовал ряд работ, посвященных различным периодам российской истории: Русская революция: 1917–1932 , 1936; Политическая и дипломатическая история России , 1936; пять томов Истории России : Древняя Русь (1943), Киевская Русь (1948), Монголы и Русь (1953), Россия в средние века (1958), Московское царство (1968). В 1946 получил звание профессора Йельского университета. В 1958 Колумбийский университет удостоил ученого степени почетного доктора гуманитарных наук. В 1965 Вернадский был избран почетным президентом Американской ассоциации содействия славянским исследованиям. Последней работой ученого стали Очерки по русской историографии . Умер Вернадский в Нью-Йорке 12 июня 1973.

Окончил Московский университет. Защитил в октябре 1917 года в Петроградском университете магистерскую диссертацию о масонах эпохи Екатерины II (это один из классических образцов исследования масонства). В 1917-1918 годах преподавал в Пермском университете, где получил свою первую кафедру. Осенью 1918 года в Крыму преподавал в Таврическом университете, ректором которого был избран его отец (с 1921 года). Покинул Крым вместе с остатками врангелевской армии (в 1920 году занимал в правительстве Врангеля пост начальника Главного управления по делам печати).

Через Константинополь эмигрировал в Афины, где работал библиотекарем в Русском студенческом союзе. С 1922-го по 1927 год преподавал в Русском юридическом институте Праги (его лекции вышли в 1924 году отдельной книгой "Очерки истории русского государства и права"). Тогда Прага была одним из центров русской эмиграции. Этому способствовала и так называемая "Русская акция" (финансовая поддержка чехословацким правительством беженцев из России), благодаря которой возник целый ряд научных учреждений.

Русская народная библиотека (1921), Русский институт (1922), Русский юридический факультет при Карловом университете (1922), Русское историческое общество (1925) и другие. Наиболее значительным из них был Семинар (позднее Институт) им. Н.П. Кондакова. Основанный уже после смерти выдающегося историка средневекового искусства и византиниста, семинар работал до 1945 г. Издаваемые им труды по истории русского и византийского искусства, по археологии и истории тоже получили мировую известность и признание. Идеи Кондакова о взаимосвязи степной, византийской и славянской культур оказали существенное влияние на научное мировоззрение Вернадского. Георгий Владимирович стал активным участником Семинара, и даже после своего отъезда в США не порвал с ним связи.

В Праге особенно значительным для Вернадского было влияние П.Н. Савицкого, определившее выбор нового предмета изучения или, по крайней мере, новую его формулировку: Древняя Русь и Великая Степь (взгляд на Лес со стороны Степи). Связь Вернадского с евразийством имеет сложную подоплеку и принадлежность его именно к этому течению некоторыми исследователями ставится под сомнение. Вернадским после приглашения в 1927 г. в США и его близким другом, профессором Гарвардского университета, М.М. Карповичем был задуман грандиозный по своему масштабу проект: создание многотомной "Историй России".

Серия должна была состоять из десяти томов: первые шесть - до создания Российской империи - создавал Г.В. Вернадский, следующие четыре - с начала XIX по XX век включительно - М.М. Карпович. Вернадский написал пять книг. Первый том - "Древняя Русь" - вышел в 1943 г. (ныне и в России ряд переизданий, включая тексты в Интернете), второй - "Киевская Русь" - в 1948, в 1953 г. появился третий - "Монголы и Русь", спустя 5 лет - в 1958 г. - четвертый - "Россия на пороге нового времени", и в конце шестидесятых, в 1968 г. - пятый - "Московское царство". Смерть Кароповича в 1959 году помешала завершить проект, и "История России" Вернадского и Карповича осталась "Историей" одного Вернадского.

Вернадский, впервые в зарубежной литературе, в одиночку, решился проанализировать и синтезировать результаты исследований советских историков того времени. В самом Союзе в этот период аналогов подобному проекту не существовало, а "История СССР с древнейших времен", над которой трудился весь цвет советской исторической науки, появилась гораздо позже и в незавершенном виде.

В СССР к работам Г.В. Вернадского отнеслись противоречиво. Первые отклики появились в 1946 г., когда две великие державы перешли от военного союза к соперничеству в разделе мира. Кроме того, для советской исторической школы концепция евразийства была неприемлема. Тем не менее, рецензенты благосклонно отметили многие стороны труда Вернадского и, прежде всего, масштабность его работы. Автор 1100-летия Новгорода в 1959 г. (утвержденного и принятого директивными органами) академик Тихомиров М. Н. в рецензии). Славяне в "Истории России" проф. Г. Вернадского. // В. И. 1946, N 4, с. 124" отмечал: "Проф. Вернадский, конечно, прав в том, что начинает историю России с отдаленных первобытных времен. Это внимание к отдаленным эпохам составляет, несомненно, ценную сторону труда проф. Вернадского, так как многие явления позднейших периодов уходят своими корнями в очень отдаленное прошлое". Этот отправной методологический тезис в силу ряда причин доминирующими историками и политиками России так и не усвоен.

Г.В. Вернадский в книге "Древняя Русь" дал на почти 400 страницах продуманную периодизацию равномерной и достойной всяческого внимания отечественной истории до Рюрика. Здесь и Предыстория (подход к проблеме происхождения русского народа; историографические замечания; палеолит; период неолита; медный и бронзовый века); киммерийская и скифская эра (1000-200 гг. до н.э.) и т.д. Этот подход Вернадского к истории реальной Древней Руси почти общеизвестен в десятках стран мира, кроме самой России. В учебных заведениях средне-средневековая Русь подается как "древняя", да и, при явной проблематичности этногенеза росов-русов, в средневековой Руси указывается все "древнерусским" - государство, культура, экономика и т.п. Антинаучность таких подходов несомненна.

Лучшие дня

Полномасштабность истории России с привлечением самых современных данных (особенно археологических и лингвистических; см.: Матюшин, Рыбаков, Трубачев и др.) без работ Вернадского не осмылить.

Ныне изданы на русском в России Древняя Русь, История права, История России. Древняя Русь, История России. Киевская Русь, История России. Монголы и Русь, История России. Московское царство. История России. Россия в средние века; Ленин - красный диктатор; Московское царство: Т. 1; Московское царство: Т. 2, Очерк истории права Русского государства XVIII-XIX вв., Россия в средние века, Русская историография, Русская история: Учебник, Русское масонство в царствование Екатерины II.

Литература:

1. Вернадский Г.В. О движении русских на Восток/Русский исторический журнал СПб., 1913, N 2;

2. Распространение Русского государства к Востоку/Русская мысль М.,1914;

3. Русское масонство в царствование Екатерины II. Пг.. 1917;

4. Русское масонство XVIII - перв. четв. XIX вв. Пг., 1916;

5. Начертания русской истории. Прага, 1927; Опыт истории Евразии. Берлин, 1934;

6. Halperin Ch. Y. 1) Russia and stepp: George Vernadcky and eurasianisiTi/Forschiingen zur osteuropaischen Geschihte. Wiesbaden, Bd. 36., 1985. Ss. 55-194 (библиография 275-ти работ - Ss. 188-194);

7. Russia and the Golden Horde: The mongol impact on the mediaval Russian History. Bloomington, 1985 (библиография: Pp. 158-174);

8. History of Russia. Vol. I-V. New Haven, 1943-1969;Исупов К., Савкин И. Русская философия собственности (XVII-XX вв.). - СПб.: СП "Ганза", 1993. - 512 с.

Георгий Владимирович Вернадский

Вернадский Георгий Владимирович (1887-1973) - российский общественный деятель, ученый, историк, культуролог, один из теоретиков евразийства , деятель культуры русского зарубежья. Сын В. И. Вернадского .

Параллельно с учебой в Московском университете (1906-1910) преподавал на рабочих курсах в Дорогомилово и в воскресной школе в Мытищах. Вступил в студенческую фракцию партии кадетов. До конца жизни оставался приверженцем либерализма и демократических ценностей. В статьях 1913- 1914 гг. сформулировал закон соотношения исторического времени и пространства в России, важный для его последующих исследований и ставший одной из центральных, смысловых категорий евразийства.

С 1914 г. - приват-доцент Петербургского университета кафедры русской истории. После защиты докторской диссертации («Русское масонство в царствование Екатерины II») занял кафедру русской истории в только что образованном Пермском университете (1917).

В 1918 г. бежал из Перми из-за угрозы ареста за политическую неблагонадежность (членство в партии кадетов; критические высказывания в адрес большевиков и т. п.). Продолжал педагогическую и научную деятельность в Симферополе. С сентября 1920 г. - начальник отдела печати в администрации генерала П. Н. Врангеля. В 1921 г. эмигрировал в Стамбул, затем - в Афины.

С февраля 1922 г. - профессор русского права на Русском юридическом факультете Карлова университета в Праге. Сблизился с культурологом, византологом, медиевистом и искусствоведом Н. П. Кондаковым. С 1925 г. возглавлял Институт имени Н. П. Кондакова в Праге. Примкнул к движению евразийства, взяв на себя разработку исторической части евразийской концепции - воплощено в книгах: «Начертание русской истории» (Прага, 1927), «Опыт истории Евразии с VI в. до настоящего времени» (Берлин, 1934) и «Звенья русской культуры» (Берлин, 1938).

В основе его взглядов лежало три тезиса: соотношение леса и степи - определяющий природный фактор русской социокультурной истории; в синтезе византийского и монголо-тюркского наследия (феномен «христианизации татарщины» на Руси) определяющими являются тюркская и монгольская составляющие; географический вектор евразийской социокультурной истории направлен «против Солнца», отталкиваясь от Запада на Восток. Важная часть его концепции - обнаружение «периодической ритмичности государственно- образующего процесса» в Евразии.

В 1927 г. уехал в США. Преподавал в Йельском и др. университетах. Написал однотомный учебник по русской истории (1929), признанный мировым научно-педагогическим сообществом как классический. К 1968 г. подготовил фундаментальный труд «История России» (в 6 т.).

Заслуженный профессор истории Йельского университета (1956); почетный доктор гуманитарных наук Колумбийского университета (1958); член Американской академии средних веков (1956); пожизненный почетный президент Американской ассоциации содействия славянским исследованиям.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 80-81.

Вернадский Георгий Владимирович (20.08,1887, Петербург - 12.06.1973, Нью-Хевен, США) - историк, активный участник евразийства. Сын В. И. Вернадского. В 1906-1910 гг. обучался в Московском ун-те. В 1914- 1917 гг. - приват-доцент Петроградского ун-та. в 1917 – 1918 гг. - проф. Пермского, в 1918-1920 гг. - Таврического ун-та (Симферополь), в 1922-1927 гг. - Русского юридического ф-та в Праге. В 1927-1956 гг. занимался исследовательской и преподавательской работой в Йельском ун-те (США). В центре научных интересов В. - рус. исторический процесс. Выдвигая на первый план пространственно-географические условия, В, рассматривал территорию Евразии как фактор, обусловивший единство исторических судеб проживающих здесь народов. В работах «Начертание русской истории» (1927) и «Опыт истории Евразии» (1934) он выделил историю Евразии как ряд попыток создания единого государства и собственно рус. историю как процесс постепенного освоения рус. народом евразийской территории. Для В., как и для др. представителей евразийства, было характерно представление об упорядоченном и ритмическом развитии культурно-исторического процесса. В свете этой установки история Евразии с VI по нач. XX в. разделялась В. на семь эпох, основой выделения которых стали события, имевшие значение для всей Евразии или для большинства ее частей. Первая русская революция (1905-1907), персидская (1906), турецкая (1908) и китайская (1911) оценивались В. как признаки коренного перелома в судьбе Евразии, а русская революция 1917 г. - как полный крах старого порядка и одновременно начало новой эпохи. Вывод об историческом единстве России-Евразии, по мнению Вернадского, подтверждал и тот факт, что, несмотря на революционные потрясения, связь центра и воет, регионов сохранилась, хотя западные области оказались связанными менее тесно. Именно благодаря естественным связям советская власть смогла в течение нескольких лет в основном восстановить страну в прежних границах. Собственно русскую историю В. также делил на периоды, главным содержанием которых была борьба «леса» и «степи», закончившаяся к концу XVI века полной победой «леса» и началом европеизации, которая привела к первым потрясениям в русской общественной жизни. К концу XIX - началу XX века русское государство заняло почти все географическое пространство Евразии, история Евразийского континента слилась с рус. историей. Но при этом продолжились разрушительные процессы в духовной жизни, связанные с усиленным развитием европейских форм культуры. Как и многие евразийцы, В. подчеркивал важную роль в формировании русско-евразийской самобытной культуры восточного влияния, видел в татаро-монгольском иге фактор политической консолидации русского народа и силу, мешавшую распространению на Русь латинского влияния. В этом же ракурсе рассматривалась реформаторская деятельность Петра I и особенно его наследников, культурные и династические интересы которых были связаны с Западом. Исторические взгляды Вернадского оказали влияние на формирование современных западных концепций истории России, в которых истоки своеобразия национальной государственной традиции усматриваются в том, что Русское государство, занимая срединную географическую позицию, соединило в себе вост. деспотизм, туземную патриархальность и византийский цезаризм, поддерживаемый православной церковью.

В. П. Кошарный

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко , А.П. Поляков. – М., 2014, с. 96-97.

Вернадский Георгий Владимирович - крупнейший историк русского зарубежья. Родился в 1887 году в Петербурге, но детские и юношеские годы провел в Москве, где его отец, выдающийся отечественный ученый Владимир Иванович Вернадский был профессором Московского университета. Благотворная семейная атмосфера помогла рано оформиться творческим интересам Вернадского - младшего. Он поступает на историко - филологический факультет Московского университета, в перерыве между занятиями, образовавшемся в 1905 году, слушает лекции в заграничных Берлинском и Фрейбургском университетах, затем возвращается в Москву и получает университетский диплом в 1910 году. Через год он переезжает в Петербург, где становится приват-доцентом на кафедре русской истории университета. Здесь он защищает магистерскую диссертацию на тему "Русское масонство в царствование Екатерины II". Его научными учителями были В.О. Ключевский (признанный лидер "московской исторической школы"), С.Ф. Платанов (глава "петербургской школы"), а также крупный историк и культуролог И.М. Гревс.

Еще в студенческие годы, наряду с темой масонства, его интересовало изучение влияний Востока на русскую историю, чему он посвятил несколько ранних статей. В дальнейшем эта тема станет в его научном творчестве ведущей. Несмотря на свои либерально-демократические политические убеждения (он вместе с отцом был членом кадетской партии), всей логикой своих исторических изысканий Г. Вернадский подводил к идее сильной централизованной власти, которая только и способна сохранить единое геополитическое пространство России-Евразию.

Во время гражданской войны Г. Вернадский вместе со своей женой Ниной Владимировной покидает столицу и переезжает вначале в Пермь (в 1918-1920 годах он работает профессором истории во вновь открытом пермском университете), а затем в Таврическом университете в Симферополе. В течение нескольких месяцев возглавлял отдел печати в правительстве генерала Врангеля.

После эвакуации из Крыма Г. Вернадский около года прожил в Афинах, где изучал в архивах источники по византийской истории, а затем переехал в Прагу, где получил должность профессора истории русского права на русском юридическом факультете. В Праге Г. Вернадский близко сходится со знаменитым историком и археологом Н.П. Кондаковым (он принимал деятельное участие в работе так называемого "кондаковского института"), пишет многочисленные статьи и брошюры на исторические темы и начинает сближаться с евразийским движением.

В силу особенностей своего характера Г.Вернадский совершенно не участвовал в общественно-политической жизни, складывающейся вокруг евразийства, однако многие его идеи были ему весьма близки. Особенно сильное влияние оказали на него общение с П. Савицким и его идея "месторазвития", подвигнувшая Г.Вернадского на написание нескольких работ, посвященных истории Евразии. Главным вкладом ученого в евразийство можно считать концепцию борьбы начал "леса" и "степи" как стержневых осей русской истории, а также идею периодической ритмичности государственно-образующего процесса, во многом предвосхитившую многие положения теории А. Тойнби.

Основными трудами Г. Вернадского, созданными в период существования евразийского движения были такие работы, как "Начертания русской истории" (1927), "Опыт истории Евразии с половины VI века до настоящего времени" (1934), "Звенья русской культуры" (1938).

В 1927 году Г. Вернадский получает приглашение занять, должность научного сотрудника по русской истории в Йельском университете. Поскольку шумные политические процессы вокруг евразийства и диспуты, популярные в русском зарубежье, давно тяготили его, то предложение было принято и он поселился в Нью-Хэйвене, где и прожил до конца своих дней. Здесь он ведет преподавательскую и научно-исследовательскую работу, пишет труды, прославившие его имя во всем мире. К ним относится, прежде всего, его пятитомная история России с древнейших времен до конца XVII века, написанная с 1943 по 1969 год. На протяжении своей почти полувековой деятельности в США Г.Вернадский создал свою мощную историческую школу. Как показал столетний юбилей Г.Вернадского, она включает в себя немало американских и европейских учеников и последователей ученого. Проявлял огромный интерес к России, вел обширную переписку с отечественными учеными, оказал определенное влияние на Ю.Н. Рериха и Л.Н. Гумилева. Умер в 1973 году в возрасте 86 лет.

Биографическая справка с сайта История России.

Далее читайте:

Сочинения:

Начертание русской истории. Прага, 1927; М, 2002;

Опыт истории Евразии с половины VI века до настоящего времени. Берлин, 1934;

Звенья русской культуры. Ч. 1, вып. 1. Древняя Русь (до половины XV века). Берлин, 1938.

Литература:

Сухотина Л. Г. Проблемы русской революционной демократии в англо-американской буржуазной историографии. Томск, 1983. С. 26-29;

Halperin Ch. Y. Russia and stepp: George Vemadsky and eurasianism // Forschungen zur osteuropeischen Geschichte. Wiesbaden, 1985. Bd. 36. S. 55-194.