Что составляет содержание человеческого мышления. Мышление как высшая форма познания. виды мышления. Классификация явлений мышления

Обобщение - объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.

Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основ­ного, главного.

Абстракция - это мысленное отвлечение от каких-либо частей или свойств предмета для выделения его существенных при­знаков. Суть абстракции как мыслительной операции состоит в том, что, воспри­нимая какой-либо предмет и выделяя в нем определенную часть, мы должны рас­сматривать выделенную часть или свойство независимо от других частей и свойств данного предмета. Таким образом, с помощью абстракции мы можем выделить часть предмета или его свойства из всего потока воспринимаемой нами информа­ции, т.е. отвлечься, или абстрагироваться, от других признаков получаемой нами информации.

Абстракция широко используется нами при образовании и усвоении новых понятий, так как в понятиях отражены только существенные, общие для целого класса предметов признаки. Например, сказав «стол», мы представляем некий об­раз целого класса предметов. В этом понятии объединяются наши представления о разных столах. Для того чтобы сформировать данное понятие, нам пришлось отвлечься от целого ряда частных свойств и признаков, характерных только для определенного объекта или отдельной группы объектов, которые определяются сформированным нами понятием.

К абстрактным понятиям относятся, например, такие, как «твердость», «яркость», «горечь», «мудрость» и т. п. При образовании подобных понятий особенно важно отвлечься от других свойств, поэтому образование абст­рактных понятий представляет собой более трудный процесс, чем усвоение кон­кретных понятий.

Конкретизация является процессом, противоположным абстракции. Конкре­тизация - это представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. В конкретных представлениях мы не стремимся отвлечься от различных признаков или свойств предметов и явлений, а, наоборот, стремимся представить себе эти предметы во всем многообразии свойств и признаков, в тесном сочетании одних признаков с другими. По суще­ству, конкретизация всегда выступает как пример или как иллюстрация чего-то общего. Конкретизируя общее понятие, мы лучше его понимаем. Например, кон­кретизацией понятия «стол» являются понятия «письменный стол», «обеденный стол», «разделочный стол», «рабочий стол» и т. д.

Выделяют определенные виды мышления.

1. По форме:

Наглядно-действенное - мышление, непосредственно включенное в де­ятельность. Генетически наиболее ранний уровень. Отношения вскрываются путем непосредственного манипулирования конкретными предметами. Этот вид мышления свойственен детям раннего возраста и высшим животным.

Напр., складывание из кубиков, пирамидка и т.п.

Этот вид присутствует и у взрослых людей (приготовление пищи, вязание и т.п.). Этот вид мышления широко представлен у людей, заня­тых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.

Наглядно-образное - мышление, осуществляющееся на основе образов, представ­лений того, что человек воспринимал раньше. Человек вскрывает связи и отношения, не физически перемещая предметы, а соотнося друг с другом образы одного и того же предмета или образы различных предметов.

Словесно-логическое, понятийное, отвлеченное - мышление, совершающееся на основе отвлеченных по­нятий, которые образно не представляются. В качестве элементов, над которыми производятся перечисленные или иные операции, служат понятия, представленные словом.

2. По характеру решаемых задач:

Теоретическое - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений

Практическое - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач

3. По степени развернутости:

Дискурсивное - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия;

Интуитивное - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира;

4. По степени новизны и оригинальности:

Репродуктивное(воспроизводящее) - мышление на основе об­разов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных ис­точников;

Продуктивное(творческое) - мышление на основе творческого воображения.

Я верю в интуицию и вдохновение. Воображение важнее знания, ибо знание ограничено, воображение же охваты­вает все на свете, стимулирует прогресс и является источником эволюции. А. Эйнштейн

Фазы мыслительного процесса

1. Постановка вопроса.

2. Перебор возможных, вероятных вариантов решения задачи.

3. Выбор наилучшего варианта (исходя из необходимых критериев).

Исследования мышления

Активные исследования мышления проводятся с XVII в. Для начального пе­риода исследований мышления было характерно то, что мышление фактически отождествлялось с логикой, а в качестве единственного его вида, подлежащего изучению, рассматривалось понятийное теоретическое мышление. Сама же спо­собность к мышлению считалась врожденной и поэтому, как правило, рассматри­валась вне проблемы развития психики человека. К числу интеллектуальных спо­собностей в то время относились созерцание (как некоторый аналог абстрактного мышления), логическое рассуждение и рефлексия. Операциями мышления счи­тались обобщение, синтез, сравнение и классификация.

Позднее, с появление ассоциативной психологии мышление сводилось во всех его проявлениях к ассоциациям. В качестве механизмов мышления рассматрива­лась связь следов прошлого опыта и впечатлений, полученных в настоящем опы­те. Способность к мышлению рассматривалась как врожденная. Однако предста­вителям данного направления не удалось объяснить происхождение творческого мышления с позиций учения об ассоциациях. Поэтому способность к творчеству рассматривалась как не зависящая от ассоциаций врожденная способность разума.

Мышление широко исследовалось и в рамках бихевиоризма. При этом мышле­ние представлялось как процесс формирования сложных связей между стимула­ми и реакциями. Бесспорной заслугой бихевиоризма явилось рассмотрение в рам­ках изучаемой проблемы формирования умений и навыков в процессе решения задач. Благодаря данному направлению психологии в сферу изучения мышления вошла проблема практического мышления.

Определенный вклад в развитие психологии мышления внес и психоанализ, в котором большое внимание уделялось проблеме бессознательных форм мышле­ния, а также изучению зависимости мышления от мотивов и потребностей челове­ка. Именно благодаря поиску бессознательных форм мышления в психоанализе было сформировано понятие «защитных психологических механизмов».

В отечественной психологии проблема мышления развивалась в рамках пси­хологической теории деятельности. Разработка этой проблемы связана с именами А. А. Смирнова, А. Н. Леонтьева и др. С позиций психологической теории дея­тельности мышление понимается как прижизненно формирующаяся способность к решению разнообразных задач и целесообразному преобразованию действитель­ности.

А. Н. Леонтьевым была предложена концепция мышления, согласно кото­рой между структурами внешней (составляющей поведение) и внутренней (со­ставляющей мышление) деятельности существуют аналогии. Внутренняя мысли­тельная деятельность является не только производной от внешней, практической, но и имеет принципиально то же самое строение. В ней, как и в практической дея­тельности, могут быть выделены отдельные действия и операции. При этом внут­ренние и внешние элементы деятельности являются взаимозаменяемыми. В со­став мыслительной, теоретической деятельности могут входить внешние, практи­ческие действия, и, наоборот, в структуру практической деятельности могут включаться внутренние, мыслительные операции и действия. Следовательно, мыш­ление как высший психический процесс формируется в процессе деятельности.

Следует отметить, что деятельностная теория мышления способствовала ре­шению многих практических задач, связанных с обучением и умственным разви­тием детей. На ее основе были построены известные теории обучения и развития, среди которых теории П. Я. Гальперина, Л. В. Занкова, В. В. Давыдова. Однако в последнее время, с развитием математики и кибернетики, появилась возмож­ность создать новую информационно-кибернетичскую теорию мышления. Оказа­лось, что многие специальные операции, применяемые в программах машинной обработки информации, очень похожи на операции мышления, которыми пользу­ется человек. Поэтому появилась возможность изучить операции человеческого мышления с использованием кибернетики и машинных моделей интеллекта. В на­стоящее время даже сформулирована целая научная проблема, получившая на­звание проблемы «искусственного интеллекта».

Параллельно с теоретическими поисками постоянно ведутся эксперименталь­ные исследования процесса мышления. Так, в начале XX в. французские психоло­ги А. Бине и Т. Симон предложили определять степень умственной одаренности посредством специальных тестов. Их работы положили начало широкому внедре­нию тестов в проблему исследования мышления.

Бине Альфред (1857-1911) - французский психолог, один из основателей французской экспериментальной пси­хологии, создатель тестологии. Получил образование по юриспруденции, медицине, биологии. В 1889 г. основал в Сор­бонне первую во Франции лабораторию экспериментальной психологии. С 1894 г. - директор этой лаборатории. В нача­ле XX в. совместно с Т. Симоном приступил к созданию тес­тов уровня умственного развития детей, где обобщались раз­работки по изучению памяти, внимания, мышления. Ввел по­нятие умственного возраста как уровня интеллектуального развития. Занимался разработкой таких проблем, как пато­логия сознания и личности, умственное утомление, понятийное мышление, индивидуальные различия процессов памяти. Одним из первых начал изучение высших психических про­цессов в естественных условиях.

В настоящее время имеется ог­ромное количество всевозможных тестов, предназначенных для людей разного возраста от 2 до 65 лет. Причем все тесты, предназначенные для исследования мышления, можно разделить на несколько групп. Прежде всего, это тесты дости­жения, свидетельствующие о наличии у человека определенного объема знаний в той или иной научно-практической области. Другую группу составляют интел­лектуальные тесты, предназначенные в основном для оценки соответствия интел­лектуального развития обследуемого биологическому возрасту. Еще одна груп­па - это критериально-ориентировочные тесты, предназначенные для оценки спо­собности человека решать определенные интеллектуальные задачи.

Следует отметить, что, несмотря на многочисленные теоретические поиски и экспериментальные исследования, единого мнения о структуре и природе мыш­ления нет. Бесспорным в настоящее время является то, что мышление - это один из высших познавательных психических процессов, оказывающий существенное влияние на всю деятельность человека, а также то, что в структуре мышления мож­но выделить определенные умственные операции.

Интеллект

Слово «интеллект» происходит от латинского intellectus, в переводе на русский означающего «разумение», «понимание», «постижение». Следует отметить, что единого понимания данного термина до сих пор не существует. Различные авторы связывают понятие «интеллект» с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения жизненных проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующей познавательной активности, с когнитивным сти­лем и т.д. Другой весьма распространенной точкой зрения стало мнение Ж. Пиаже о том, что интеллект - это то, что обеспечивает адаптацию человека.

Сегодня существуют два основных толкования ин­теллекта: более широкое и более узкое. В более широком смысле интеллект - это глобальная интегральная биопсихическая особенность человека, характеризую­щая его возможности в адаптации. Другая трактовка интеллекта, более узкая, объединяет в этом понятии обобщенную характеристику умственных способно­стей человека.

Под интеллектом мы будем понимать совокупность самых раз­нообразных умственных способностей, обеспечивающих успех познавательной дея­тельности человека.

Все наиболее известные теории, пытающиеся объяснить наличие у человека мышления и его происхождение, можно разделить на две большие группы. К пер­вой группе следует отнести теории, провозглашающие наличие у человека при­родных интеллектуальных способностей. Согласно положениям этих теорий, ин­теллектуальные способности являются врожденными и поэтому не изменяются в процессе жизни, а их формирование не зависит от жизненных условий.

Одной из наиболее известных теорий, входящих в первую группу, является теория мышления, разрабатываемая в рамках гештальтпсихологии. С позиции данного научного направления интеллектуальные способности и сам интеллект определяются как совокупность внутренних структур, обеспечивающих восприятие и переработку информации с целью получения нового знания. При этом считается, что соответствующие интеллектуальные структуры существуют у человека с рож­дения в потенциально готовом виде, постепенно проявляясь по мере взросления человека и при возникновении потребности в них. При этом способность преобра­зовывать структуры, видеть их в реальной действительности и есть основа интеллекта.

Другая группа теорий рассматривает умственные способности как развиваю­щиеся в процессе жизни человека. Они пытаются объяснить мышление исходя либо из внешних воздействий среды, либо из идеи внутреннего развития субъек­та, или же исходя из того и другого.

1. Задача о хозяине и работнике

Хозяин нанял работника на год и обещал ему дать 12 рублей и кафтан. Но тот, проработав только 7 месяцев, захотел уйти.

При расчете он получил от хозяина кафтан и 5 рублей. Сколько стоит кафтан?

Ответ на задачу о хозяине и работнике

Работник не доработал у хозяина 5 месяцев и недополучил 7 рублей. Значит, месячная его плата в деньгах составляет 7/5 рубля, или 1 рубль 40 копеек. Плата за 7 месяцев составит 7 х 7/5 = 9 и 4/5 рубля, или 9 рублей 80 копеек. Но работник за это время получил 5 рублей и кафтан. Значит, кафтан стоит 4 рубля 80 копеек.

2. Задача о покупке коня

Некто продавал коня и просил за него 1000 рублей. Купец сказал, что за коня запрошена слишком большая цена. «Хорошо, - ответил продавец, - если ты говоришь, что конь дорого стоит, то возьми его себе даром, а заплати только за одни гвозди в его подковах.

А гвоздей во всякой подкове по 6 штук. И будешь ты мне платить таким образом: за первый гвоздь – ¼ копейки, за второй гвоздь – ½ копейки, за третий – копейку, и так далее за все гвозди: за каждый в 2 раза больше, чем за предыдущий».

Купец же, думая, что заплатит намного меньше, чем 1000 рублей, согласился.

ПРОТОРГОВАЛСЯ ЛИ КУПЕЦ, И ЕСЛИ ДА, ТО НА СКОЛЬКО?

Ответ на задачу о покупке коня

Всего гвоздей 24, и заплатить за них купец должен 41 943 рубля и 4 копейки. Значит, купец переплатил 40 943 рубля и 4 копейки, пожалев купить лошадь за 1 000 рублей.

Основы мышления

Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Эти связи отражаются в нашем сознании опосредованно — во внешних признаках явлений человек распознает признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей . Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрому асфальту, был ли дождь, устанавливаем ли законы движения небесных светил — во всех этих случаях мы отражаем мир обобщенно и опосредованно — сопоставляя факты, делая умозаключения, выявляя закономерности в различных группах явлений. Человек, не видя элементарных частиц, познал их свойства и, не побывав на Марсе, многое узнал о нем.

Замечая связи между явлениями, устанавливая всеобщий характер этих связей, человек деятельностно осваивает мир, рационально организует свое взаимодействие с ним. Обобщенная и опосредованная (знаковая) ориентация в чувственно воспринимаемой обстановке позволяет археологу и следователю восстанавливать реальный ход прошедших событий, а астроному — заглядывать не только в прошлое, но и в далекое будущее. Не только в науке и профессиональной деятельности, но и во всей повседневной жизнедеятельности человек постоянно использует знания, понятия, общие представления, обобщенные схемы, выявляет объективное значение и субъективный смысл окружающих его явлений, находит выход из многообразных проблемных ситуаций, решает возникающие перед ним задачи. Во всех этих случаях он осуществляет мыслительную деятельность.

— психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для разрешения познавательных проблем.

Мышление формирует структуру индивидуального сознания, классификационно-оценочные эталоны индивида, его обобщенные оценки, характерную для него интерпретацию явлений, обеспечивает их понимание.

Понять что-либо — значит включить новое в систему имеющихся значений и смыслов.

В процессе исторического развития человечества мыслительные акты стали подчиняться системе логических правил. Многие из этих правил приобрели аксиоматический характер. Сформировались устойчивые формы объективизации результатов мыслительной деятельности: понятия, суждения, умозаключения.

Как психическая деятельность мышление является процессом решения задач . Этот процесс имеет определенную структуру — стадии и механизмы решения познавательных задач.

Каждый человек обладает присущими ему стилем и стратегией мышления — когнитивным (от лат. cognitio — познание) стилем, познавательными установками и категориальной структурой (семантическим, смысловым пространством).

Все высшие психические функции человека формировались в процессе его общественно-трудовой практики, в неразрывном единстве с возникновением и развитием языка. Выражаемые в языке смысловые категории и образуют содержание сознания человека.

Мышление индивида опосредствуется его речью . Мысль формируется посредством ее речевого формулирования .

«На «духе» с самого начала лежит проклятие — быть «отягощенным» материей, которая выступает... в виде языка». Однако мышление и язык нельзя отождествлять. Язык — орудие мысли. Основа языка — его грамматический строй. Основа мышления — закономерности мира, его всеобщие взаимосвязи, закрепленные в понятиях.

Классификация явлений мышления

В многообразных явлениях мышления различаются:

  • мыслительная деятельность — система мыслительных действий, операций, направленных на решение определенной задачи;
  • : сравнение, обобщение, абстракция, классификация, систематизация и конкретизация;
  • формы мышления : понятие, суждение, умозаключение;
  • виды мышления : практически-действенное, наглядно-образное и теоретически-абстрактное.

Мыслительная деятельность

По операционной структуре мыслительная деятельность подразделяется на алгоритмическую , осуществляемую по заранее известным правилам, и эвристическую — творческое решение нестандартных задач.

По степени абстрагированности выделяется эмпирическое и теоретическое мышление.

Все мыслительные акты совершаются на основе взаимодействия анализа и синтеза , которые выступают как две взаимосвязанные стороны мыслительного процесса (соотносящиеся с аналитико-синтетическим механизмом высшей нервной деятельности).

При характеристике индивидуального мышления учитываются качества ума — систематичность, последовательность, доказательность, гибкость, быстрота и др., а также тип мышления индивида , его интеллектуальные особенности .

Мыслительная деятельность осуществляется в виде переходящих друг в друга мыслительных операций: сравнение, обобщение, абстракция, классификация, конкретизация. Мыслительные операции мыслительные действия , охватывающие действительность тремя взаимосвязанными универсальными формами познания: понятием, суждением и умозаключением.

Сравнение — мыслительная операция, раскрывающая тождество и различие явлений и их свойств, позволяющая произвести классификацию явлений и их обобщение. Сравнение — элементарная первичная форма познания. Первоначально тождество и различие устанавливаются как внешние отношения. Но затем, когда сравнение синтезируется с обобщением, вскрываются все более глубокие связи и отношения, существенные признаки явлений одного класса.

Сравнение лежит в основе стабильности нашего сознания, его дифференцированности (несмешиваемости понятий). На основе сравнения делаются обобщения.

Обобщение — свойство мышления и в то же время центральная мыслительная операция. Обобщение может осуществляться на двух уровнях. Первый, элементарный уровень — соединение сходных предметов по внешним признакам (генерализация). Но подлинная познавательная ценность — обобщение второго, более высокого уровня, когда в группе предметов и явлений выделяются существенные общие признаки.

Мышление человека движется от факта к обобщению, от явления к сущности. Благодаря обобщениям человек предвидит будущее, ориентируется в конкретном. Обобщение начинает возникать уже при образовании представлений, но в полной форме воплощается в понятии. При овладении понятиями мы отвлекаемся от случайных свойств объектов и выделяем лишь их существенные свойства.

Элементарные обобщения совершаются на основе сравнений, а высшая форма обобщений — на основе вычленения существенно-общего, раскрытия закономерных связей и отношений, т. с. на основе абстракции.

Абстракция (лат. abstractio — отвлечение) — операция отражения отдельных существенных в каком-либо отношении свойств явлений.

В процессе абстрагирования человек как бы очищает предмет от побочных признаков, затрудняющих его исследование в определенном направлении. Правильные научные абстракции отражают действительность глубже, полнее, чем непосредственные впечатления. На основе обобщения и абстракции осуществляются классификация и конкретизация.

Классификация — группировка объектов по существенным признакам. В отличие от классификации, основанием которой должны быть признаки, существенные в каком-либо отношении, систематизация иногда допускает выбор в качестве основания признаков малосущественных, но удобных в оперативном отношении (например, в алфавитных каталогах).

На высшем этапе познания осуществляется переход от абстрактного к конкретному.

Конкретизация (от лат. concretio — сращение) — познание целостного объекта в совокупности его существенных взаимосвязей, теоретическое воссоздание целостного объекта. Конкретизация — высший этап в познании объективного мира. Познание отталкивается от чувственного многообразия конкретного, абстрагируется от отдельных его сторон и, наконец, мысленно воссоздает конкретное в его сущностной полноте. Переход от абстрактного к конкретному — теоретическое освоение действительности. Сумма понятий дает конкретное в его полноте.

В результате применения законов формального мышления сформировалась способность людей к получению выводного знания. Возникла наука о формализованных структурах мыслей — формальная логика.

Формы мышления

Формализованные структуры мыслей — формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие — форма мышления, в которой отражаются существенные свойства однородной группы предметов и явлений. Чем более существенные признаки предметов отражены в понятии, тем эффективнее организуется деятельность человека. Так, современное понятие «строение атомного ядра» в определенной степени дало возможность практического использования атомной энергии.

Суждение — определенное знание о предмете, утверждение или отрицание каких-либо его свойств, связей и отношений. Формирование суждения происходит как формирование мысли в предложении. Суждение — такое предложение, в котором утверждается взаимосвязь объекта и его свойства. Связь вещей отражается в мышлении как связь суждений. В зависимости от содержания отражаемых в суждении предметов и их свойств различаются следующие виды суждения: частное и общее, условное и категорическое, утвердительное и отрицательное.

В суждении выражаются не только знания о предмете, но и субъективное отношение человека к этому знанию, различная степень уверенности в истинности этого знания (например, в проблематичных суждениях типа «возможно, обвиняемый Иванов не совершал преступления»).

Истинность системы суждений — предмет формальной логики. Психологическими же аспектами суждения являются мотивация и целенаправленность суждений индивида.

В психологическом отношении связь суждений индивида рассматривается как его рассудочная деятельность .

В умозаключении осуществляется оперирование тем общим, что заключено в единичном . Мышление развивается в процессе постоянных переходов от единичного к общему и от общего к единичному, т. е. на основе взаимосвязи соответственно индукции и дедукции.

Дедукция — отражение общей связанности явлений, категориальный охват конкретного явления его общими связями, анализ конкретного в системе обобщенных знаний. Профессор медицины Эдинбургского университета Дж. Белл поразил однажды А. Конан-Дойля (будущего создателя образа знаменитого сыщика) тонкой наблюдательностью. Когда в клинику вошел очередной больной, Белл спросил его:

  • Вы служили в армии?
  • Так точно! — ответил пациент.
  • В горно-стрелковом полку?
  • Так точно, господин доктор.
  • Недавно ушли в отставку?
  • Так точно!
  • Стояли на Барбадосе?
  • Так точно! — изумился отставной сержант.

Удивленным студентам Белл объяснил: этот человек, будучи учтивым, при входе в кабинет не снял шляпу — сказалась армейская привычка, что же касается Барбадоса — об этом свидетельствует его заболевание, распространенное только среди жителей этой местности (рис. 75).

Индуктивное умозаключение — вероятностное умозаключение, когда по отдельным признакам некоторых явлений делается суждение обо всех предметах данного класса. Поспешное обобщение без достаточных оснований — часто встречающаяся ошибка в индуктивных суждениях.

Итак, в мышлении моделируются объективные существенные свойства и взаимосвязи явлений, они объективируются и закрепляются в форме понятий, суждений, умозаключений.

Рис. 75. Взаимосвязь единичного и общего в системе умозаключений. Определите начальный и конечный пункты маршрута владельца этого чемодана. Проанализируйте вид умозаключений, использованный вами

Закономерности и особенности мышления

Рассмотрим основные закономерности мышления.

1. Мышление возникает в связи с решением проблемы ; условием его возникновения является проблемная ситуации - обстоятельство. при котором человек встречается с чем-то новым, непонятным с точки зрения имеющихся знаний. Эта ситуация характеризуется дефицитом исходной информации . возникновением определенного познавательного барьера, трудностей, которые предстоит преодолеть с помощью интеллектуальной активности субъекта — путем изыскания необходимых познавательных стратегий.

2. Основным механизмом мышления , его общей закономерностью является анализ через синтез: выделение новых свойств в объекте (анализ) посредством его соотнесения (синтеза) с другими объектами. В процессе мышления объект познания постоянно «включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях: из объекта, таким образом, как бы вычерпывается все новое содержание, он как бы поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выявляются все новые свойства».

Процесс познания начинается с первичного синтеза - восприятия нерасчлененного целого (явления, ситуации). Далее на основе первичного анализа осуществляется вторичный синтез.

При первичном анализе проблемной ситуации необходима ориентация на ключевые исходные данные, позволяющие раскрыть в исходной информации скрытую информацию. Обнаружение в исходной ситуации ключевого, существенного признака позволяет понять зависимость одних явлений от других. При этом существенно выявить признаки возможности — невозможности, а также необходимости.

В условиях дефицита исходной информации человек не действует методом проб и ошибок, а применяет определенную стратегию поиска - оптимальную схему достижения цели. Назначение этих стратегий состоит в том, чтобы охватить нестандартную ситуацию наиболее оптимальными общими подходами - эвристическими методами поиска. К ним относятся: временное упрощение ситуации; использование аналогий; решение вспомогательных задач; рассмотрение «крайних случаев»; переформулировка требований задачи; временное блокирование некоторых составляющих в анализируемой системе; совершение «скачков» через информационные «разрывы».

Итак, анализ через синтез — познавательное «развертывание» объекта познания, исследование его в различных ракурсах, нахождение его места в новых взаимосвязях, мысленное экспериментирование с ним.

3. Мышление должно быть обоснованно . Это требование обусловлено фундаментальным свойством материальной действительности: каждый факт, каждое явление подготавливаются предшествующими фактами и явлениями. Ничто не происходит без достаточного на то основания. Закон достаточного основания требует, чтобы в любом рассуждении мысли человека были внутренне взаимосвязаны, вытекали одна из другой. Каждая частная мысль должна быть обоснована более обшей мыслью.

Законы материального мира закрепились в законах формальной логики, которые также следует понимать как законы мышления, точнее, как законы взаимосвязи продуктов мышления.

4. Другая закономерность мышления — селективность (от лат. selectio — выбор, отбор) — способность интеллекта оперативно отбирать необходимые для данной ситуации знания, мобилизовать их на решение проблемы, минуя механический перебор всех возможных вариантов (что характерно для ЭВМ). Для этого знания индивида должны быть систематизированы, сведены в иерархически организованные структуры.

5. Антиципация (лат. anticipatio — предвосхищение) означает предвосхищение развития событий . Человек способен предвидеть развитие событий, прогнозировать их исход, схематически представлять наиболее вероятностное решение проблемы . Прогнозирование событий — одна из основных функций психики человека. Мышление человека основано на высоковероятностном прогнозировании.

Выявляются ключевые элементы исходной ситуации, намечается система подзадач, определяется операционная схема — система возможных действий над объектом познания.

6. Рефлексивность (от лат. reflexio — отражение) — самоотражение субъекта. Мыслящий субъект постоянно рефлексирует — отражает ход своего мышления, критически его оценивает, вырабатывает критерии самооценки.

7. Для мышления характерна постоянная взаимосвязь его подсознательных и сознательных компонентов — сознательно развернутого. вербализованного и интуитивно свернутого, невербализованного.

8. Мыслительный процесс как любой процесс обладает структурной организованностью . В нем имеются определенные структурные этапы.

Мышление - это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Процесс мышления характеризуется следующими особенностями.

1. Мышление всегда имеет опосредованный характер. Устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти.

2. Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира.

3. Мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему. Отражая связи и отношения между явлениями, мы всегда отражаем их в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для определенного, конкретно наблюдаемого явления.

4. Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Мышление и речь всегда находятся в неразрывном единстве. Благодаря тому что мышление находит отражение в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совершенно особыми раздражителями, сигнализирующими о действительности в самой обобщенной форме.

5. Мышление человека органически связано с практической деятельностью. В своем содержании оно опирается на общественную практику человека. Это отнюдь не простое «созерцание» внешнего мира, а такое его отражение, которое отвечает задачам, возникающим перед человеком в процессе труда и других видов жизнедеятельности, направленных на переустройство окружающего мира.

Выделяют определенные операции мышления.

Анализ - мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.

Синтез - мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.

Сравнение - операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении, таким образом, общности или различия между ними.

Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

Обобщение - объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.

Конкретизация - движение мысли от общего к частному.

Различают конкретные формы мышления.

Понятие - отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.

Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности.

Умозаключение - выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. Различают умозаключение индуктивное, дедуктивное, по аналогии.

Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями без достаточного исследования всех условий.

Выделяют определенные виды мышления.

Наглядно-действенное - мышление, непосредственно включенное в деятельность.

Образное - мышление, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше.

Отвлеченное - мышление, совершающееся на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются.

И, наконец, различают определенные способы мышления.

Индукция - способ мышления, при котором умозаключение идет от единичных фактов к общему выводу.

Дедукция - способ мышления, осуществляющегося в обратном порядке индукции.

Мышление – это процесс отражения существенных связей и отношений, предметов и явлений. Мыслительные операции: анализ (разложение) – синтез (восстановление целого); сравнение (сопоставление); абстрагирование (мысленное отвлечение); обобщение (объединение по признаку).

Формы мышления:

Понятие -это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.

Суждение – это основная форма мышления в процессе которой утверждается или отрицается связи между предметами или явлениями.

Умозаключение- это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения.

Виды мышления:

Наглядно - деятельностное - мышление, непосредственно включенное в деятельность, непосредственное восприятие и практическое осуществление причинно-следственных связей.

Образное- осуществляется на основе образов предметов и явлений принадлежащих опыту человека.

Отвлеченное совершается на основе отвлеченных понятий, которые не могут быть представлены образно.

Способы мышления :

Индукция - от единичных фактов к общему выводу

Дедукция – от общего суждения к частному.

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых находится человек. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. Мышление - это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера. Всякий мыслительный процесс является по своему внутреннему строению действием или актом деятельности, направленным на разрешение определенной задачи. Задача эта заключает в себе цель для мыслительной деятельности индивида. Мыслительный акт субъекта исходит из тех или иных мотивов. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация, т.е. ситуация, для которой нет готовых средств решения. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия.

Основные характеристики.

Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий, и такими - которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. посредством мышления.

Мышление - это познавательный психический процесс, представляющий собой опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Первая особенность мышления - его опосредованный характер . То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретённые теоретические знания.

Вторая особенность мышления - его обобщённость . Обобщение возможно потому, что все свойства объектов действительности связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном. Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Философские понятия материи, движения, закона, явления, качества, и т.д. - широчайшие обобщения, выраженные словом. Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям).

Мышление - это высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств в мозг поступает информация. Содержание информации перерабатывается им. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Переход от ощущения к мысли - сложный процесс, который состоит прежде всего в обособлении предмета или его конкретного признака, и установлении существенного, общего для многих предметов.

Объективной материальной формой мышления является язык . Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово. Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение.

Мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке. Деятельность человека разумна благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной действительности.

Мышление - опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности.

В мышлении устанавливается отношение условий деятельности к ее цели, осуществляется перенос знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в соответствующую обобщенную схему.

Механизмом мышления человека является скрытая, беззвучная, внутренняя речь . Она характеризуется скрытой, незаметной для человека артикуляцией слов, микродвижениями органов речи. Последние связаны с возбуждениями в речедвигательной зоне коры головного мозга. Особенностью внутренней речи является ее сокращенность, конспективность, свернутость. Но при возникновении мыслительных затруднений внутренняя речь принимает развернутую форму и нередко переходит в шепотную или громкую речь. Это позволяет лучше анализировать и закреплять абстрактный речевой материал: формулировки, условия задач и т.п.

Язык является средством абстрагирования, отвлечения существенных признаков предметов, средством фиксации и хранения знаний, средством передачи знаний другим людям. Только благодаря языку общественно-исторический опыт всего человечества становится достоянием отдельного индивидуума. Орудием мышления является значение слова .

Мышление социально обусловлено , оно возникает лишь в общественных условиях существования человека, оно основано на знаниях, т.е. на общественно-историческом опыте человечества.

Виды мышления и критерии их классификации.

Важно понимать, что мышление - качественно разнородный процесс, соотношения между разными видами мышления являются очень сложными.

В психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям как.

Мышление - это психический познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения предметов и явлений объективного мира в их существенных связях и проявлениях.

Психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира называется мышлением. Мышление носит опосредованный характер, т.е. опирается на ощущения и восприятие, на данные прошлого опыта, сохраненные в памяти. Мышление связано с речью, т.к. отражение связей и отношений между явлениями происходит в словесной форме. Оно также связано с практической деятельностью.

Мышление является высшим познавательным процессом. В процессе мышления человек отражает объективный мир иначе, чем в процессах восприятия и воображения. В восприятиях и представлениях внешние явления отражаются так, как они воздействуют на органы чувств: в красках, формах, движении предметов и т.д. Когда же человек мыслит о каких-либо предметах или явлениях, он отражает в своем сознании не эти внешние особенности, а саму сущность предметов, их взаимные связи и отношения.

Процесс мышления:

Всегда имеет опосредованный характер;

Опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества;

Исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему;

Отражает связи и отношения между предметами в словесной форме;

Всегда находится в неразрывном единстве с речью;

Органически связано с практической деятельностью.

Важнейшей особенностью мышления является то, что мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или практической деятельности. Следовательно, мышление всегда начинается с вопроса , ответ на который является целью .

Мышление - это особого рода деятельность, имеющая свою структуру и виды:

К основным видам мыслительных операций относятся: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация.

Анализ - это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.

Синтез - это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.

Сравнение - это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении, таким образом, общности или различия между ними.

Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

Обобщение - это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.


Конкретизация - это движение мысли от общего к частному.

Основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. В основе понятий лежат знания об этих предметах или явлениях. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.

Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности. Оно позволяет в словесной форме отнести предметы или явления к определенному классу.

Умозаключение - это выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. В ряде случаев умозаключение определяет истинность или ложность суждений. Умозаключения бывают индуктивные , дедуктивные , по аналогии.

По видам мышление подразделяют на наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое (отвлеченное).

Наглядно-действенное мышление - это мышление, непосредственно включенное в деятельность. (Игра в «Кубик Рубика» является примером наглядно-действенного мышления. Наглядно-действенное мышление - это мышление, опирающееся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Оно в данном примере происходит в пошаговом режиме, когда текущая цель определяется только критериями успешного окончания данного шага, а также характеризуется отсутствием законченного плана действий.).

Наглядно-образное мышление - это мышление, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше.

Отвлеченное мышление - это мышление, совершающееся на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются.

С физиологической точки зрения процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга. В осуществлении процессов мышления принимает участие вся кора головного мозга.

При принятии решений в ходе мышления образуются определенные функциональные системы, которые обеспечивают разные уровни принятия решения и наличие вызванных для них потенциалов - определенных реакций разных зон коры головного мозга на конкретное внешнее событие, которые сопоставимы с реальным психологическим процессом переработки информации. Деятельность функциональных систем психики, наличие конкретных уровней принятия решения и проявление определенных вызванных потенциалов в целом и выступают психофизиологическими механизмами мыслительной деятельности.

По С.Л. Рубинштейну , всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта, напряженное в начале и удовлетворенное в конце.

Начальной фазой мыслительного процесса является осознание проблемной ситуации. Сама постановка проблемы является актом мышления, часто это требует большой мыслительной работы.

Первый признак мыслящего человека - умение увидеть проблему там, где она есть. Возникновение вопросов (что характерно у детей) есть признак развивающейся работы мысли. Человек видит тем больше проблем, чем больше круг его знаний. Таким образом, мышление предполагает наличие каких-то начальных знаний.

От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению. Решение задачи осуществляется разными способами. Есть особые задачи (задачи наглядно-действенного и сенсомоторного интеллекта), для решения которых достаточно лишь по-новому соотнести исходные данные и переосмыслить ситуацию.

В большинстве случаев для решения задач необходима некоторая база теоретических обобщенных знаний. Решение задачи предполагает привлечение уже имеющихся знаний в качестве средств и методов решения.

Применение правила включает две мыслительные операции:

Определить, какое именно правило привлечь для решения;

Применение общего правила к частным условиям задачи.

Автоматизированные схемы действия можно считать навыками мышления. Важно отметить, что роль мыслительных навыков велика именно в тех областях, где имеется очень обобщенная система знаний, например, при решении математических задач.

При решении сложной проблемы обычно намечается путь решения, который осознается как гипотеза. Осознание гипотезы порождает потребность в проверке.

Критичность - признак зрелого ума. Некритический ум легко принимает любое совпадение за объяснение, первое подвернувшееся решение за окончательное.

Когда заканчивается проверка , мыслительный процесс переходит к окончательной фазе - суждению по данному вопросу.

Таким образом , мыслительный процесс - это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи), который является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами и который завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения и т.п.).

Мыслительная деятельность реализуется как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного, характеризуется сложными переходами и взаимодействиями этих уровней. В результате успешного (целенаправленного) действия достигается результат, соответствующий предварительно поставленной цели, а результат, который не был предусмотрен в сознательной цели, является по отношению к ней побочным (побочный продукт действия).

Проблема осознанного и неосознанного конкретизировалась в проблему взаимоотношения прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого) продуктов действия. Побочный продукт действия также отражается субъектом. Это отражение может участвовать в последующей регуляции действий, но оно не представлено в вербализованной форме, в форме сознания. Побочный продукт «складывается под влиянием тех конкретных свойств вещей и явлений, которые включены в действие, но не существенны с точки зрения цели».

Речь

Речью называется процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми.

В отличие от речи язык - это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. В процессе общения люди выражают с помощью языка мысли и чувства, добиваются взаимного понимания в целях осуществления совместной деятельности.

Язык и речь , как и мышление, возникают и развиваются в процессе и под вли-янием труда. Они являются достоянием только человека: у животных нет ни языка, ни речи.

Речь имеет свое содержание. Звуки, входящие в состав слов устной речи имеют сложное физическое строение; в них различают частоту, амплитуду и форму колебания воздушных звуковых волн.

Специальное значение в звуках речи имеет их тембр, в основе которого лежат обертоны, сопровождающие и дополняющие основной тон звука речи.

Речь имеет свои свойства:

- содержательность речи определяется количеством вы-раженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности;

- понятность речи достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения;

- выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью (по своей выразительности она может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной);

- бездейственность речи заключается в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Речь выполняет определенные функции:

- выражения (заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, а, с другой - выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения);

- воздействия (заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к действию);

- обозначения (состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия);

- сообщения (состоит в обмене мыслями между людьми посредством слов, фраз).

Существуют следующие виды речи:

- устная - это общение между людьми посредством произнесения слов, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух, с другой;

- письменная - это речь посредством письменных знаков;

- монологическая - это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли;

- диалогическая - это разговор, в котором участвует не менее двух собеседников;

- внешняя - речь, выполняющая функции общения;

- внутренняя - это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека;

Системы, обеспечивающие речь , могут быть разделены на две группы: периферические и центральные. К центральным относятся определенные структуры головного движения головного мозга, а к периферическим - голосовой аппарат и органы слуха. В основе речи лежит деятельность второй сигнальной системы, работа которой заключается, прежде всего, в анализе и синтезе обобщенных речевых сигналов.

Речь в то же время - сложнейшая система условных рефлексов . Ее основу составляет вторая сигнальная система, условными раздражителями которой являются слова в их звуковой (устной речи) или зрительной форме. Звуки и начертания слов, будучи вначале для отдельного человека нейтральными раздражителями, становятся условными речевыми раздражителями в процессе повторного сочетания их с первосигнальным раздражителем, вызывающим восприятия и ощущения предметов и их свойств.

В результате они приобретают смысловое значение, становятся сигналами непосредственных раздражителей, с которыми сочетались. Образовавшиеся при этом временные нервные связи в дальнейшем укрепляются путем постоянных речевых подкреплений, делаются прочными и приобретают двусторонний характер: вид предмета немедленно вызывает реакцию его называния, и, наоборот, слышимое или видимое слово сейчас же вызывает представление обозначаемого этим словом предмета.