Научный стиль презентация на английском. Презентация на тему "научный стиль речи". Научный стиль имеет различного рода клише

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ ЦЕЛИ: 1. ОБОЩИТЬ ЗНАНИЯ ПО ТЕМЕ 2. ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ПОНЯТИЕМ «НАУЧНЫЙ ПОДСТИЛЬ» 3. НАУЧИТЬСЯ РАСПОЗНАВАТЬ ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА К О НЪЮНКТУРА, Р ЕФЕ РЕНДУМ, ПРЕДВЫБОРНАЯ К А МПАНИЯ, ИНФЛЯЦИЯ, Д И СКР И МИНАЦИЯ, ПРОГРЕ СС ИВНЫЙ, Т О Т А ЛИТАРНЫЙ, ОКК УПАЦИЯ, ПР Е З И ДЕНТ, ИММИ ГРАЦИЯ, ЭМИГРАЦИОННЫЙ, Р Е ПАТР ИА ЦИЯ, ТОЛ Е РАНТНОСТЬ, АТТ АШЕ, Ф ЕДЕ Р А ТИВНЫЙ

ТОЛКОВАНИЕ СЛОВ КОНЪЮНКТУРА – сложившаяся обстановка, создавшееся положение, временная ситуация в какой-либо области общественной жизни; ЭМИГРАЦИЯ – переселение из какой-либо страны в другую, вызываемое различными причинами (экономическими, политическими, религиозными); РЕПАТРИАЦИЯ – возвращение на Родину военнопленных, беженцев, переселенцев; ТОЛЕРАНТНОСТЬ – терпимость к чужим мнениям, верованиям; ИММИГРАЦИЯ – въезд иностранцев в какую-либо страну на постоянное место жительства.

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ СРЕДНИЕ ВЕКА ЭПОХА ФЕОДАЛИЗМА «УЧЕНЫЙ ЯЗЫК» ЛАТЫНЬ Положительная сторона: ученые разных стран могли читать сочинения друг друга. Отрицательная сторона: это препятствовало формированию научного стиля в каждой стране.

ПЕРВЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ЖУРНАЛ УЧЕНЫХ» 5 ЯНВАРЯ 1655 г. при Французской академии В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ – более 50 тысяч научных журналов

ЯЗЫК РУССКОЙ НАУКИ ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 18 ВЕКА - ЯЗЫК НАУЧНЫХ КНИГ САМЫЙ СОВЕРШЕННЫЙ НАУЧНЫЕ ТРУДЫ: М. В. ЛОМОНОСОВ С. П. КРАШЕНИННИКОВ П. И. РАЧКОВ И. И. ЛЕПЕХИН И др.

ЗАДАЧА НАУЧНОГО СТИЛЯ ясно и четко донести до читателя сообщаемую информацию СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ НАУЧНОГО СТИЛЯ Специальная литература Повседневный обиход

ЖАНРЫ НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ Статья; Монография; Учебник; Патентное описание (описание изобретения); Реферат; Аннотация; Диссертация; Лекция; Инструкция

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ

СПИШИТЕ ТЕКСТ, РАССТАВЬТЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ, ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ. ОПРЕДЕЛИТЕ СТИЛИСТИЧЕСКУЮ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ТЕКСТА. ДОКАЖИТЕ.

Почва это особое пр..родное тело. Она образует..ся на поверхности Земли в результате взаим..действия живой (органической) и неживой (неорганической) пр..роды. В...жнейшим свойством почвы являет..ся плодородность.

1. Образуйте от данных глаголов краткие страдательные причастия прошедшего времени: а) привести - б) продолжать - в) изучить - г) сконструировать - 2. Определите синтаксический строй текста, выполнив упр. 368, ч.2 «Органическая химия как наука сформировалась сравнительно недавно....»

Проверь себя № 1. а) приведен б) продолжен в) изучен г) сконструирован. № 2. а) сложные предложения б) причастные и деепричастные обороты в)однородные члены г) вводные слова

«НАУЧНЫЙ ПОДСТИЛЬ» собственно научный (диссертации, монографии,статьи научных журналов, ГОСТы, энциклопедии, инструкции); научно-популярный (статьи в газетах, научно-популярных журналах, научно-популярные книги; выступления по радио, телевидении на научные темы, специалистов перед массовой аудиторией); научно-учебный (учебная литература по предметам, справочники, пособия).

Прочитайте текст. Определите, к какому стилю речи он относится. Укажите особенности стиля речи: с точки зрения построения текста лексические морфологические синтаксические особенности. Назовите термины. Какую роль они играют в тексте?

А..томобиль это сам...ходное средство предназначе(н) (нн) ое для перевозки грузов людей и выполнения специальных операций. По назначению разл...чают грузовые па..ажирские и специальные а..томобили. По типу ша(с)(сс)и а..томобили подразделяют на рамные и (без)рамные. Рамные а..томобили имеют в качестве остова раму к которой крепят составные части и м..ханизмы. (Без)рамные а..томобили (не)имеют рамы а составные части и м..ханизмы м..нтируют к кузову. В этом случае кузов а..томобиля называют н..сущим.

Выберите правильный вариант ответа 1. Научный стиль речи отличается: а) обобщенностью а б) стереотипностью в) стандартизованностью 2. Сфера применения научного стиля речи: а) выступления на митингах б) личная переписка в) специальная литература в 3. Особенности лексики: а) устойчивые сочетания б) образные средства в) однозначность слова в 4 , Особенности синтаксиса: а) осложненные простые предложения б) обилие сложных предложений б


Научный стиль Главное достоинство научного языка – ясность (Д.С. Лихачёв) Кто ясно мыслит, ясно излагает (Протагор)


Научный стиль русского литературного языка – это функциональная разновидность языка, сферой применения которой является наука.

Важнейшая задача научного стиля речи - объяснить причины явлений, сообщить, описать существенные признаки, свойства предмета научного познания.



Лингвистические особенности научного стиля обусловлены внеязыковыми особенностями. К экстралингвистическим особенностям научного стиля относятся:

  • отвлеченность, абстрактность и обобщенность;
  • точность, однозначность и определенность;
  • логичность;
  • отсутствие образности и эмоциональности.

Эти особенности выражаются специализированными и стандартизованными языковыми средствами на лексическом, словообразовательном, морфологическом и синтаксическом уровнях.


Обобщенность и отвлеченность языка научной прозы диктуются спецификой научного мышления. Наука трактует о понятиях, выражает абстрактную мысль, поэтому язык ее лишен конкретности. И в этом отношении он противопоставлен языку художественной литературы.


Однако неверно было бы думать, что язык науки сух, невыразителен. Выразительность его заключает­ся не во внешних словесных украшениях - ярких ме­тафорах, броских эпитетах, разнообразных риториче­ских оборотах. Красота и выразительность языка на­учной прозы - в краткости и точности выражения мысли при максимальной информативной насыщен­ности слова, в энергии мысли.




Интеллектуальный характер научного познания обус­ловливает логичность языка науки, выражающуюся в предварительном продумывании сообщения, в моно­логическом характере и строгой последовательности изложения. В этом отношении научный стиль, как и некоторые другие книжные стили, противопоставлен разговорной речи.


«Менеджмент представляет собой сложное социально-экономическое, информационное и организационно-технологическое явление, процесс деятельности, имеющий дело со сменой состояний, качеств объекта, что предполагает наличие определенных тенденций и этапов. Отсюда он связан с закономерностями и принципами, которые составляют предмет любой науки. Здесь и генезис, и эволюция, и резкие скачки, и тупиковые ситуации, и целеполагание, и надежда. Менеджмент включает знания, навыки, умения, приемы, операции, процедуры, алгоритмы воздействия через мотивацию, т. е. все то, что входит в понятие социальных и человеческих технологий»

(Высшее образование в России. 1995. № 2).



К общеупотребительной лексике относятся слова об­щего языка, которые наиболее часто встречаются в научных текстах. Например: Прибор работает как при высоких, так и при низких температурах. Здесь нет ни одного специального слова. В любом научном тексте такие слова составляют основу изложения.

Слово в научной речи обычно называет не конк­ретный, индивидуально неповторимый предмет, а класс однородных предметов. По­этому в первую очередь отбираются слова с обобщен­ным и отвлеченным значением, например:

Химия занимается только однородными телами.

Здесь почти каждое слово обозначает общее поня­тие: химия вообще, тела вообще.


Общенаучная лексика - второй значительный пласт научной речи. При помощи общенаучных слов описываются яв­ления и процессы в разных областях науки и техни­ки. Эти слова закреплены за определенными поняти­ями, но не являются терминами, например: опера­ция, вопрос, задача, явление, базироваться, поглощать, абстрактный, ускорение и др.

Так, слово вопрос как общенаучное имеет значе­ние "то или иное положение, обстоятельство как пред­мет изучения и суждения, задача, требующая реше­ния, проблема". Оно используется в разных отраслях науки в таких контекстах: к вопросу о валентности; изучить вопрос; узловые вопросы; национальный вопрос; крестьянский вопрос.


Третий пласт лексики научного стиля - термино­логия. Это ядро научного стиля. Термин можно определить как слово или словосо­четание, точно и однозначно называющее предмет, явление или понятие науки и раскрывающее его со­держание ; в основе термина лежит научно построенная дефиниция (определение, истолкование понятия).

Благодаря тому, что термин обозначает научное по­нятие, он входит в систему понятий той науки, к ко­торой он принадлежит. И нередко системность тер­минов оформляется языковыми, словообразователь­ными средствами. Так, в медицинской терминологии с помощью суффикса -ит обозначают воспалительные процессы в органах человека: аппендицит - воспале­ние аппендикса; бронхит - воспаление бронхов.


Лексические

Однозначные, неэкспрессивные термины

Лексика с абстрактным значением

Когнитивная лингвистика, метафора

Стереотипные выражения

Тенденция, закономерность

Испытывать воздействие

Преобладание существительных над глаголами, большое количество отглагольных существительных

Словосокращения

Уменьшение, преобладание

С – секунда, ЯКМ – языковая картина мира,

Нанизывание падежей

Преобладание форм 3 лица наст. вр.

Падение роста, установление признаков инфляции

Служит, выделяют

Мы установили, нами доказано

Активное использование форм глаголов несовершенного вида

Производные предлоги

Происходит снижение

В течение, ввиду,


К фразеологии научного стиля можно отнести также различного рода речевые клише : представляют собой, включает в себя, состоит из..., применяется в (для)..., заключается в..., относится к ... и т. п.


Словообразовательными особенностями научного стиля являются:

· использование значительного количества существительных, образованных от глаголов и прилагательных (измерение, деление, переменный);

· употребление в текстах аббревиатур (ПС (программные средства), ЖЦ (жизненный цикл).


  • практически не используются глаголы в 1-м и 2-м лице ед.ч.;
  • преобладание глаголов настоящего времени прогнозировании (При раздражении определенных мест коры больших полушарий регулярно наступают сокращения. Углерод составляет самую важную часть растения ); формы прошедшего времени используются при описании истории вопроса или истории возникновения и развития изучаемого предмета; формы будущего времени – при прогнозировании;
  • неупотребительность восклицательных частиц и междометий.

Значительными особенностями отличается синтаксис научной речи. Необходимость доказывать, аргументи­ровать высказываемые мысли, обнаруживать причи­ны и следствия анализируемых явлений ведет к преимущественному употреблению сложных предложений, а среди типов сложного предложения преобладает сложноподчиненное как наиболее емкая и характер­ная для научной речи языковая форма.


Синтаксические

Частое использование страдательных конструкций

Стагнация характеризуется, проблема решается

Широкое использование прич. и дееприч. оборотов

Исследуя данное явление, характеризующее состояние общества

Широкое использование предложений без подлежащего (безличные, определённо-личные и т.д.)

Отметим следующее;

Широкое использование сложных предложений

В лаборатории изучают

Откроются перспективы практического применения теории – работа приобретёт ярко выраженную практическую направленность


Таким образом, научный стиль является одним из наиболее надежных источников пополнения литературного языка.

Его нормированность способствует формированию навыков точной, ясной, понятной, чистой речи, что немаловажно для становления языковой личности.

  • Слайд 1. Научный стиль. Анализ особенностей стиля. Научный стиль речи — одна из функциональных разновидностей литературного языка, обслуживающая сферу науки и производства; он реализуется в книжных специализированных текстах разных жанров.
  • Слайд 2. Наука и научные тексты. Наука — своеобразная сфера человеческой деятельности. Она призвана дать истинную информацию об окружающем мире. И хотя постигать закономерности окружающего мира можно и иными (не только научными) способами, именно наука обращена к интеллекту, к логике. Научные тексты связаны с ориентацией на читателя-профессионала. Итак, основные черты языка науки — точность и объективность.
  • Слайд 3. Композиция научного текста. Композиция типичного научного текста отражает последовательность фаз научного исследования: осознание проблемы (вопроса, задачи) и постановка цели — «введение», поиск способов решения проблемы, перебор возможных вариантов и выдвижение гипотезы, доказательство идеи (гипотезы) — «основная часть», решение исследовательской задачи, получение ответа — «заключение».
  • Слайд 4. Языковые средства. В научном тексте по любой специальности можно без труда выделить языковые средства, при помощи которых осуществляется конструирование этого логического каркаса. Это, например, глаголы: обозначим, зададим, составим, определим, найдём, выберем, рассмотрим.
  • Слайд 5. Метатекст. Научный текст имеет сложную организацию. В нём можно условно выделить два пласта с точки зрения того, какую информацию получает читатель: фактическую, непосредственно об объекте исследования; информацию о том, как автор организует эту фактическую информацию. Информацию второго типа (и элементы, которые её вводят) принято называть метатекстом. Наличие метатекста — одно из существенных свойств научного текста.
  • Слайд 6. Объективность и точность. Закономерности употребления языковых средств в научном стиле определяют факторы, о которых уже говорилось, — объективность и точность.
  • Слайд 7. Объективность. Объективность подразумевает, что информация не зависит от прихоти конкретного лица, не является результатом его чувств и эмоций. В тексте научного произведения она проявляется и в присутствии некоторых обязательных компонентов содержания, и в форме — в манере повествования.
  • Слайд 8. «Объективность формы» научного стиля. «Объективность формы» научного стиля предполагает отказ от языковых средств, которые связаны с передачей эмоций: не используются междометия и частицы, передающие эмоции и чувства, эмоционально-окрашенная лексика и экспрессивные модели предложений; явное предпочтение отдаётся нейтральному порядку слов; для научной речи не характерна восклицательная интонация, ограниченно используется вопросительная.
  • Слайд 9. Точность. Важной чертой науки является точность. Научный стиль в сознании обычного человека, безусловно, прежде всего, ассоциируется с терминами.
  • Слайд 10. Термины. Термины существуют не поодиночке: устанавливая друг с другом связи — по типу общее/частное, род/вид, вид/разновидности, целое/часть, тождество, сходство, противоположности и др. — они образуют терминологические системы.
  • Слайд 11. Вариации научного стиля. В зависимости от того, как автор определяет для себя возможности и потребности своего «собеседника», он может использовать одну из вариаций научного стиля: собственно научный, научно-учебный или научно-популярный подстиль. Главная разновидность — собственно научный подстиль. На его основе возникает облегчённая разновидность, предназначенная для тех, кто только постигает новую область знания, научно-учебный подстиль. Малая степень компетенции читатели или слушателя приводит к появлению научно-популярного текста.
  • Слайд 12. Основные письменные жанры. В области науки основными письменными жанрами являются тезисы, статья и монография, так как именно с их помощью передаётся новая научная информация, другие жанры представляют либо переработку этих сведений, которые они дают, преподнося информацию в адаптированном, сжатом виде (реферат, аннотация), либо дают ей оценку (рецензия, отзыв).
  • Слайд 13. Строгость научного стиля. Строгость научного стиля достигает своего апогея в жанрах, которые являются документом, а потому испытывают на себе влияние официально-делового стиля. Жёсткие требования предъявляются к итоговым студенческим работам: регламентирована композиция работы (деление на главы или параграфы, наличие плана (оглавления), разделов «Введение», «Заключение» (или «Выводы»), «Библиография», а часто и «Приложение»), её оформление (указание на титульном листе реквизитов «Научный руководитель «, «Жанр» (курсовая, дипломная работа и т.п.), » Год», «Учебное заведение».

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Научный стиль речи

Научный стиль - это система речевых средств, обслуживающих сферу науки и обучения.

Функции научного стиля: сообщение научных сведений, научное объяснение факт ов.

Характерные черты: логичность, объективность, смысловая точность, однозначность, стандартность, краткость, ясность, строгость, отвлеченность, обобщенность, безличность, некатегоричность.

Особенности стиля: Использование терминов и однозначных слов, повтор ключевых слов, прямой порядок слов, преобладание неопределенно- личных и безличных предложений, обилие сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов.

Термины – это одна из двух групп специальной лексики – слов и сочетаний слов, употребляемых преимущественно людьми определенной отрасли знания, профессии. В каждой науке существует своя система терминов, называемая терминологией.

Выделяются три подстиля: собственно-научный (монографии, статьи, диссертации, выступления в научных диспутах, научные доклады), научно-учебный (учебники, лекции), научно-популярный (научно-популярные сообщения, статьи, очерки).

Собственно-научный подстиль Иммиграция становится в наши дни одной из важнейших составляющих жизни испанского общества. С начала нового тысячелетия страна демонстрирует одни из самых высоких в мире темпов ее роста. Начиная с 2000 г. в Испанию ежегодно въезжает 500 – 600 тыс. чел. В настоящее время по притоку иммигрантов страна занимает второе место в мире (после США) и первое в Европе. По данным Министерства труда и иммиграции на начало 2008 г., численность официально зарегистрированных иммигрантов составляет 4,5 млн. чел., а общая их численность (вместе с нелегалами) оценивается в 6 млн. чел. При этом доля иммигрантов в ее населении достигла почти 10%. По этому показателю Испания также лидирует среди стран Евросоюза. К.э.н., ст.н.с. Центра Иберийских исследований И.Г Синельщикова Иммиграция и иммиграционная политика в Испании: пути решения, проблемы

Научно-учебный подстиль В фонетической литературе можно найти упоминание о 50 орфоэпических и орфофонических особенностях ленинградского произношения, относящихся к отдельным гласным и согласным, сочетаниям согласных и отдельным словам. 39 из них являются особенностями ленинградского варианта нормы и будут рассмотрены ниже, 11 - особенностями ленинградского просторечия, и потому анализироваться не будут. Л.А. Вербицкая «Давайте говорить правильно»

Научно-популярный подстиль Со времен А.М. Пешковского наша лингвистическая наука проделала огромный путь. Бурно развиваясь, она стремилась в основном к созданию строгих моделей и теорий языка, которые можно было бы применять в различных компьютерных системах переработки текстов. Но именно эта направленность на решение прикладных, не связанных напрямую с человеком целей отдалила современную лингвистику от повседневной жизни, от интересов простого человека. Эльза Флоренская «О стиле ученого»

Композиция типичного научного текста отражает последовательность фаз научного исследования:

1. Осознание проблемы (вопроса, задачи) и постановка цели - "введение" ; 2. Поиск способов решения проблемы, перебор возможных вариантов и выдвижение гипотезы, доказательство идеи (гипотезы) - "основная часть" ; 3. Решение исследовательской задачи, получение ответа - " заключение« т.е. тип речи – рассуждение.


1. Понятие научного стиля.

2. Возникновение и развитие научного стиля.

3. Языковые особенности научного стиля:

3.1. лексические;

3.2. морфологические;

3.3. синтаксические.

4. Правила текстовой композиции научного стиля.

Понятие научного стиля.

Научный стиль речи – одна из функциональных разновидностей литературного языка, цель которой – передать объективную научную информацию, доказать её истинность, а также часто новизну и ценность. Тексты этого стиля адресованы читателям или слушателям, подготовленным к восприятию научной информации.

Понятие научного стиля.

Сфера общественной деятельности, в

которой функционирует научный стиль, - это наука. Научным стилем пользуются при написании и обсуждении проектов, научных отчётов, докладов, статей, монографий, диссертаций… Научный стиль, а точнее - его учебная разновидность, используется также в высших учебных заведениях на лекционных и практических занятиях, в учебниках, дипломных работах и т. п.

Понятие научного стиля.

Научный стиль относится к так

называемым книжным стилям русского языка, используется преимущественно в письменной форме речи. Однако с развитием средств массовой коммуникации, с ростом значимости науки в современном обществе, увеличением числа различного рода научных контактов,

таких, как конференции, симпозиумы,

научные семинары, возрастает роль устной научной речи.

Понятие научного стиля

Научная речь всегда подготовлена, будь она в письменной или устной форме. Самая, казалось бы, простая, легко воспринимаемая лекция тщательно готовится преподавателем. И чем легче понимать сложную по содержанию лекцию или статью, тем, следовательно, внимательнее работал над ней автор. Великие учёные неоднократно

говорили, что о самых сложных вещах можно

рассказать просто. В этом отразилась общеизвестная истина: “Кто ясно мыслит, тот ясно излагает”.

Требования, предъявляемые к научному стилю.

Во-первых, чтобы понятно объяснить сложное явление, нужна

логичность, чёткая последовательность мысли. Во-вторых,

необходима точность - точные понятия, точные определения. Именно логичность и точность делают научное произведение ясным. Цель научного исследования – не только объяснение каких-либо единичных явлений или фактов действительности, но и выявление того общего, что объединяет его с похожими явлениями или фактами или отличает от них. Поэтому третье требование к научному стилю - обобщённость изложения. Далее, в научных работах всегда говорится о новом: или об абсолютно новом (открытия, изобретения)

или об относительно новом, т.е. новом только, например, для

учащихся (учебники). Чтобы убедить читателя или слушателя в своей правоте, учёный должен быть объективным, поэтому на первое место выдвигается изучаемый предмет, а не личность учёного. Вследствие этого в научных произведениях редко используются слова и выражения, говорящие о чувствах автора. И, наконец, научные книги, статьи, отчёты, как правило, лаконичны (лаконичность – сжатость формы при насыщенности содержания).

Языковые особенности научного стиля:

Одна из самых заметных языковых особенностей научного стиля заключается в употреблении многочисленных терминов. Благодаря быстрому распространению по всему миру достижений науки существует очень много интернациональных терминов, например: анализ, амплитуда,

контакт. В мире действует тенденция к международной

стандартизации языка науки.

В научном стиле широко используют составные термины, т.е. термины, образованные из нескольких слов. Кроме того,

в лексический состав научного стиля входит много сложных

слов, появляющихся из-за стремления их создателей к лаконичности. Часто при образовании терминов используются

особые русские и международные терминологические

элементы, соотносительные по значению, например: дву-/би-, между-/интер-, мелко-/микро- и др.

Синтаксические особенности научного стиля

Синтаксические особенности

научного стиля речи обнаруживаются уже в

словосочетании. Как и в других книжных стилях речи, в научном стиле распространены словосочетания из существительного и глагола,

частично утратившего своё

лексическое значение: оказывать

влияние, производить