Соглашение по курильским островам. Что на деле означает компромисс по курилам. Япония и санкции

Россия и Япония пришли к единому решению по Курилам! Запоминаем эту дату, она непременно станет ключевой в истории не только нашей страны, но и геополитической ситуации в целом.

Помните, Путин говорил о том, что Россия не торгует территориями, но идет поиск решения, при котором ни одна из сторон не будет чувствовать себя ни побежденной, ни проигравшей? Так вот, эта фраза, которая, наверняка, будет вспоминать еще ни раз, в принципе, полностью соответствует принятому решению.

Сегодня Россия и Япония договорились о совместной хозяйственной деятельности на Курилах.

Как заявил «Интерфаксу» помощник президента РФ Юрий Ушаков, текст заявления несколько недель готовили эксперты, но не смогли составить такой документ, который устроит обе стороны. Путин и Абэ в течение 40 минут согласовали документ, содержание которого будет обнародовано 16 декабря. Ушаков подчеркнул, что хозяйственная деятельность будет вестись на Курилах в соответствии с российским законодательством.

Когда было объявлено о том, что на Курилах установили "Бал" и "Бастион", я писала, что подобная информация так тиражируется неспроста, а чтобы четко показать вектор, который будет выбран Путиным 15 декабря в вопросах по островам. Вектор этот был именно связан с тем, что Япония примет участие в развитии Дальнего Востока под нашим чутким руководством.

Это было очевидно, т.к. даже после новостей о "Бале" и "Бастионе" Япония все равно согласилась на переговоры.

Вот, что я писала ранее:

"Несмотря на то, что Путина выставляют жестким политиком, тактика у него мягкая, поэтому решение о том, что роль Японии будет не последней в дальнейшей судьбе Курил, уже совсем не удивит. Скорее всего, это будет либо аренда, либо какой-то другой договор"

Для того, чтобы объективно оценить произошедшее нужно смотреть шире. И учесть интересы не только Японии и России, но и других стран.

До сегодняшних дней экономического прорыва в отношениях наших стран не было, так как на пути конструктивного стратегического взаимодействия России и Японии стоял огромный камень неснимаемого курильского вопроса, который некогда установили США, чтобы как раз притормозить развитие. Сами установили, сами и помогли сейчас убрать.

Для чего?

Сейчас главный соперник США это вовсе не мы, а Китай, поэтому Америке нужно выстраивать защиту именно с это "борта". Для этого был создано Транстихоокеанское партнерство (ТТП) в противовес нарастающей экономической мощи Китая на Дальнем Востоке.

Суть ТТП - убрать барьеры для торговли между 12 странами. Китая в их числе нет, поэтому уровень торговли с Поднебесной снизится.

Для Китая ТТП означает, что его конкуренты будут беспошлинно импортировать в США. Китай выиграет от этого, только если будет инвестировать в производство в странах членах ТТП, например, во Вьетнаме. А если Китай захочет войти в ТТП, ему придется сделать экономику более прозрачной, что не пройдет мимо США.

Развитие ТТП происходит очень медленно по разным причинам. В связи с большим количеством входящих в него стран, найти выгодные для всех условия все сложнее и сложнее, т.к. должны быть защищены интересы каждой страны. На этом фоне для США намного выигрышнее выглядит партнерство с Японией, Южной Кореей и нами.

Обратите внимание на планы Трампа, который рассматривает выход США из ТТП, как первоочередную задачу для Америки.

Реакция премьер- министра Японии не заставила себя ждать, и он высказал предположение о том, что без США ТТП не имеет смысла.

Япония входит в тройку стран с сильнейшей экономикой. Ей необходимо развивать где-то свой потенциал, т.к. страна работает на опережение. Япония еще больше сможет оторваться от конкурентов, если ей предоставить ресурсы. Эти ресурсы есть у нас.

Из-за девальвации рубля производство теперь можно переносить в Россию: его себестоимость теперь ниже, чем в Китае. Верно это даже в том случае, если используются иностранное сырье и комплектующие.

Средняя месячная зарплата в России в долларовом эквиваленте, по данным Росстата, колеблется в районе 500 долларов. Официальные данные о средней зарплате в Китае – в районе $700.

Именно поэтому мы сейчас более выгодная партия для сотрудничества, что и для нас тоже несомненный плюс, т.к. появятся рабочие места.

Более того, вполне вероятно, что будут созданы новые проекты, которые смогут серьезно повлиять на расстановку сил в мире. Путин уже говорил о реализации свыше 300 инвестиционных проектов.

Премьер Японии Синдзо Абэ уже предлагал Владимиру Путину подумать о кооперации экономик двух стран и призвал начать новую эпоху межгосударственных отношений.

Кроме того, японский премьер-министр предложил сделать Владивосток воротами, которые соединят Евразию и Тихий океан, что тоже является важным пунктом.

Усиление влияния Китая вытесняет США с важных экономических и политических ниш, поэтому именно Америке в первую очередь и выгодно развитие Японии, которая в свою очередь сможет осуществить его на территориях Дальнего Востока, тем самым отстроив нам его и вложившись в дальнейшее развитие региона.

На выходе мы получаем отстроенный регион, который остается за нами, а США – в союзники Японию, которая со временем подвинет Китай. Развитие экономики Японии за счет сотрудничества с Россией - самый выгодный исход для Америки - это факт.

Повлияет ли такое положение дел на российско-китайские отношения?

Во-первых, не стоит преувеличивать доброжелательность Китая. Хоть официальный Пекин не поддерживает антироссийские санкции Запада, но крупные китайские банки, которые ничего не делают без ведома руководства страны, де-факто присоединились к банковским санкциям Запада против России. Банки Поднебесной уже с мая прошлого года под любым предлогом отказываются выдавать займы российским компаниям и физическим лицам, заставляют их закрывать свои счета и выводить деньги в банки других стран.

Во-вторых, именно Китай уже поглядывает в сторону малозаселенного Дальнего Востока. Именно Китай со своим огромным и сильно растущим населением для России представляет реальную демографическую угрозу, а Япония со своим катастрофически стареющим населением - нет.

После того как правительство КНР в прошлом году отказалось от политики «одна семья - один ребенок» и разрешило китайским семьям иметь второго ребенка, демографическая угроза для России со стороны Китая резко возросла. Пекин проводит негласную политику экспансии восточных регионов России с помощью ползучей и хорошо организованной миграции китайцев в Сибирь и на российский Дальний Восток.

В-третьих, политологи высказывают предположения, что высока вероятность начала китайско-японской войны. Для начала войны с Китаем у Японии есть экономическая мотивация. Именно из-за экономического бума, начавшегося в Китае в первой половине 90-х годов, в Японии начался затяжной экономический кризис. С 90-х годов КНР с помощью слабой национальной валюты вытеснила японских товаропроизводителей из мировых рынков. На фоне дешевых товаров китайских производителей, которые автоматически копируют все научно-экономические новинки США и Японии, качественные, но относительно дорогие японские товары во многих странах мира оказались невостребованными. Из-за этого Япония в течение 15 лет не могла справиться с дефляцией. Потому с помощью войны Япония может разрушить экономику Поднебесной и вернуть прежние рынки сбыта для своих товаров.

Если начнется война, Япония перекроет Китаю танкерную нефть, которая поставляется из Саудовской Аравии и составляет основной процент получаемой нефти, поэтому Китай будет вынужден обратиться за нефтью к нам.

Более того, если война все-таки произойдет, то экономика Китая просядет, экономика США и Японии просядет, т.к. все ресурсы будут направлены на войну. На этом фоне мы сможем подняться. Это проще, чем биться в лидеры в спокойные времена.

Поэтому Россия, пойдя на сговор с Японией, практически ничего не теряет. Разделит Япония с нами тяжелую ношу подъема региона с колен? Оно и к лучшему. Не стоит сейчас ни сеять панику о сдаче Курил японцам, ни подвергаться ей самому. Судя по тому, как Путин вкладывается сейчас в развитие Дальнего Востока и по тому, какие плюсы мы можем получить от сотрудничества, торговаться территориями действительно никто не стал. Острова остались за нами, о чем и говорится в СМИ.

К вопросу о претензиях Японии на наши Курилы

Японские политики раз за разом "давят на педаль", инициируя с Москвой беседы на предмет того, что, мол, "пора возвращать Северные территории японским хозяевам".

Мы раньше не особо реагировали на эту истерику Токио, но теперь, как представляется, надо ответить.

Для начала – картинка с текстом, которая лучше всяких аналитических статей представляет реальную позицию Японии в тот час, когда она была победителем России. Это сейчас они скулят, порпошайничая , но как только силу свою почувствуют, сразу начинают играть в "царя горы":

Япония сто лет назад отняла наши русские земли – пол-Сахалина и все Курильские острова в результате поражения России в войне 1905 года. С тех времен осталась знаменитая песня «На сопках Манчжурии», которая до сих пор в России напоминает о горечи того поражения.

Однако, времена переменились, и уже Япония сама стала пораженцем во Второй Мировой войне , которую лично начала против Китая, Кореи и других стран Азии. И, переоценив свои силы, Япония даже напала на США в Пирл-Харборе в декабре 1941 года– вот после этого США вступили в войну против Японии и её союзника Гитлера. Да-да, Япония была союзником Гитлера, но про то сегодня как-то мало вспоминают. Почему? Кому История стала на Западе не по нраву?

В результате собственной военной катастрофы Япония подписала в сентябре 1945 года «Акт о безоговорочной капитуляции »(!), где в тексте четко сказано, что «Настоящим мы даём обязательство, что Японское Правительство и его преемники будут честно выполнять условия «Потсдамской декларации ». А в той «Потсдамской декларации » уточнено, что «японский суверенитет будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и теми менее крупными островами, которые мы укажем ». И где здесь «северные территории», которые японцы требуют «назад» от Москвы ? Вообще, о каких территориальных претензиях к России может идти речь в Японии, которая сознательно пошла на агрессию в союзе с Гитлером?

– Относясь сугубо отрицательно к любой передаче каких-либо островов Японии , все же следует справедливости ради разъяснить: тактика последних лет, которая прекрасно ясна профессионалам, заключается в следующем – не отрицать наотмашь обещанного предыдущими властями, говорить только о верности Декларации 1956 года, то есть только о Хабомаи и Шикотане , исключая тем самым из проблематики Кунашир и Итуруп , которые появились под нажимом Японии в переговорах в середине 90-х годов, и, наконец, сопровождать слова о «верности » Декларации такими формулировками, которые на сегодняшний день сугубо не совпадают с позицией Японии.

– Декларация предполагала сначала заключение мирного договора и только потом «передачу» двух островов. Передача – это акт доброй воли, готовность распорядиться собственной территорией «идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства». Япония же настаивает на том, чтобы «возвращение» предшествовало мирному договору, ибо само понятие «возвращение» – это признание незаконности их принадлежности к СССР , что и является ревизией не только самих итогов Второй мировой войны, но и принципа незыблемости этих итогов .

– Удовлетворение японских претензий на «возвращение» островов означало бы прямой подрыв принципа неоспариваемости итогов Второй мировой войны и открыло бы возможность ставить под сомнение и другие аспекты территориального статус-кво.

– «Полная и безоговорочная капитуляция» Японии принципиально отличается от простой капитуляции по правовым, политическим и историческим следствиям. Простая «капитуляция» означает признание поражения в военных действиях и не затрагивает международную правосубъектность побежденной державы, какие бы потери она ни понесла. Таковое государство сохраняет свой суверенитет и правосубъектность и само в качестве юридической стороны ведет переговоры об условиях мира. «Полная и безоговорочная капитуляция» означает прекращение существования субъекта международных отношений , демонтаж прежнего государства как политического института, потеря им суверенитета и всех властных полномочий, которые переходят к державам-победительницам, которые сами определяют условия мира и послевоенного устройства и урегулирования.

– В случае "полной и безоговорочной капитуляции" с Японией, то Япония сохранила прежнего императора, что используется для утверждения, что правосубъектность Японии не прерывалась. Однако на деле источник сохранения императорской власти – иной – это воля и решение Победителей .

Государственный секретарь США Дж.Бирнс указал В.Молотову: "не выдерживает критики позиция Японии, что она не может считать себя связанной ялтинскими соглашениями, так как не являлась их участником". Нынешняя Япония – это послевоенное государство, и урегулирование может исходить единственно из послевоенной междунаpодно-пpавовой основы, тем более, что только эта основа имеет юридическую силу.

– В «Советско-японской декларации от 19 октября 1956 года», была зафиксирована готовность СССР «передать» Японии острова Хабомаи и Шикотан , но только после заключения Мирного договора. Речь идет не о «возвращении», а о «передаче» , то есть о готовности распорядиться в качестве акта доброй воли своей территорией, что не создает прецедента ревизии итогов войны.

– США оказывали в ходе советско-японских переговоров 1956 г. прямое давление на Японию и не остановились перед ультиматумом : США заявили, что в случае подписания Японией «Мирного договора» с СССР, в котором та согласится признать Южный Сахалин и Курильские острова частью территории СССР, "США навечно сохранят в своем владении острова Рюкю" (Окинава).

– Подписание «Советско-японской декларации», по опрометчивому замыслу Н.Хрущева , должно было удержать Японию от заключения договора о военном сотрудничестве с США. Однако такой договор Токио с Вашингтоном последовал 19 января 1960 года, и по нему было закреплено бессрочное пребывание американских вооруженных сил на японской теppитоpии.

– 27 января 1960 года советское правительство объявило «об изменении обстоятельств» и предупредило, что «только при условии вывода всех иностранных войск с территории Японии и подписания Мирного договора между СССР и Японией острова Хабомаи и Шикотан будут переданы Японии ».

Вот такие есть соображения поводу японских "хотелок".

Курилы: не четыре голых острова

В последнее время опять муссируется "вопрос" о Южных Курилах. Средства массовой дезинформации выполняют задание нынешней власти – внушить народу, что нам не нужны эти острова. Замалчивается очевидное: после передачи Японии Южных Курил Россия потеряет треть рыбы, наш Тихоокеанский флот будет заперт и не получит свободного выхода в Тихий океан, потребуется пересмотреть всю пограничную систему на востоке страны и т.д. Меня, геолога, проработавшего на Дальнем Востоке , Сахалине 35 лет, не раз бывавшего на Южных Курилах, особенно возмущает ложь о "четырех голых островах", якобы представляющих Южные Курилы.

Начнем с того, что Южные Курилы – не 4 острова. Они включают о. Кунашир , о. Итуруп и все острова Малой Курильской гряды . В последнюю входят о. Шикотан (182 кв. км), о. Зеленый (69 кв. км), о. Полонского (15 кв. км), о. Танфильева (8 кв. км), о. Юрий (7 кв. км), о. Анучина (3 кв. км) и много более мелких островов: о. Демина , о. Осколки , о. Сторожевой , о. Сигнальный и другие. Да и в остров Шикотан обычно включают острова Грига и Айвазовского . Общая площадь островов Малой Курильской гряды составляет около 300 кв. км, а всех островов Южных Курил – более 8500 кв. км . То, что японцы, а вслед за ними "наши" демократы и некоторые дипломаты называют островом Хабо маи , – это около 20 островов .

Недра Южных Курил содержат большой комплекс полезных ископаемых. Ведущими его элементами являются золото и серебро, месторождения которых разведаны на о. Кунашир. Здесь, на Прасоловском месторождении, на некоторых участках содержание золота достигает килограмма и более, серебра – до 5 кг на тонну породы. Прогнозные ресурсы только Северо-Кунаширского рудного узла составляют 475 т золота и 2160 т серебра (эти и многие другие цифры взяты из выпущенной в прошлом году Сахалинским книжным издательством книги "Минерально-сырьевая база Сахалина и Курильских островов на рубеже третьего тысячелетия"). А ведь, кроме о. Кунашир, на золото и серебро перспективны и другие острова Южных Курил.

На том же Кунашире известны полиметаллические руды (Валентиновское месторождение), в которых содержание цинка доходит до 14 %, меди – до 4 %, золота – до 2 г/т, серебра – до 200 г/т, бария – до 30 %, стронция – до 3 %. Запасы цинка составляют 18 тыс. т, меди – 5 тыс. т. На островах Кунашир и Итуруп имеется несколько ильменит-магнетитовых россыпей с высоким содержанием железа (до 53 %), титана (до 8 %) и повышенными концентрациями ванадия . Такое сырье годно для производства высокосортного ванадиевого чугуна. В конце 60-х годов Япония предлагала купить курильские ильменит-магнетитовые пески. Не из-за высокого ли содержания ванадия? Но в те годы не все продавалось и покупалось, существовали ценности дороже денег, а сделки далеко не всегда ускорялись взятками .

Особенно следует отметить выявленные недавно на Южных Курилах богатые скопления руды рения , который идет на детали сверхзвуковых самолетов и ракет, защищает металл от коррозии и износа. Эти руды – современные выносы вулканов. Руда продолжает накапливаться. Подсчитано, что только один вулкан Кудрявый на о. Итуруп в год выносит 2,3 тонны рения. Местами в руде содержание этого ценного металла достигает 200 г/т. Тоже отдадим японцам?

Из неметаллических полезных ископаемых выделим месторождения серы . Ныне это сырье – одно из самых дефицитных в нашей стране. На Курилах давно известны отложения вулканической серы. Японцы разрабатывали ее во многих местах. Советские геологи разведали и подготовили к разработке крупное месторождение серы Новое. Лишь на одном из его участков – Западном – промышленные запасы серы составляют более 5 млн. тонн. На островах Итуруп и Кунашир имеется много и более мелких месторождений, которые могут привлечь предпринимателей. Кроме того, некоторые геологи считают район Малой Курильской гряды перспективным на нефть и газ.

На Южных Курилах существуют очень дефицитные в стране и весьма ценные термоминеральные воды . Самые знаменитые из них – источники "Горячий пляж", в которых воды с высоким содержанием кремниевой и борной кислот имеют температуру до 100 о С. Здесь имеется водолечебница. Сходные воды – в Северо-Менделеевских и Чайкинских источниках на о. Кунашир, а также в ряде мест на о. Итуруп.

А кто не слышал про термальные воды Южных Курил? Кроме объекта туризма, это теплоэнергетическое сырье , значение которого в последнее время усиливается в связи с непрекращающимся энергетическим кризисом на Дальнем Востоке и Курильских островах. Пока геотермальная ГЭС , использующая подземное тепло, работает только на Камчатке. Но осваивать высокопотенциальные теплоносители – вулканы и их производные – можно и нужно на Курильских островах. К настоящему времени на о. Кунашир разведано месторождение парогидротерм Горячий пляж, которое может обеспечить теплом и горячей водой город Южно-Курильск (частично пароводяная смесь используется для теплоснабжения воинской части и теплиц совхоза). На о. Итуруп разведано подобное месторождение – Океанское.

Немаловажно и то, что Южные Курилы – уникальный полигон для исследований геологических процессов, вулканизма, рудообразования, изучения гигантских волн (цунами), сейсмичности. Второго такого научного полигона в России нет. А наука, как известно, производительная сила , фундаментальная основа развития любого общества.

Да и как можно называть Южные Курилы "голыми островами", если они покрыты почти субтропической растительностью, где много целебных трав и ягод (аралия, лимонник, красника), реки богаты красной рыбой (кета, горбуша, сима), на побережье живут морские котики, сивучи, нерпы, каланы, мелководье усеяно крабами, креветками, трепангами, морским гребешком?

Разве все вышесказанное не известно в правительстве, в посольстве Российской Федерации в Японии, "нашим" демократам? Думаю, что рассуждения о возможности передачи Южных Курил Японии – не от глупости, а от подлости. Некоторые деятели типа Жириновского предлагают продать наши острова Японии и называют конкретные суммы. Россия продала Аляску по дешевке, тоже посчитав полуостров "никому не нужной землей". А теперь США получают на Аляске треть своей нефти, более половины золота и многое другое. Так что все равно продешевите, господа!

Как Россия и Япония поделят Курилы. Отвечаем на восемь наивных вопросов о спорных островах

Москва и Токио, возможно, как никогда близки к решению проблемы Южных Курильских островов – так считает премьер Японии Синдзо Абэ. Со своей стороны, Владимир Путин пояснил, что Россия готова обсуждать этот вопрос лишь на основе советско-японской декларации 1956 года – по ней СССР соглашался передать Японии лишь два самых маленьких южнокурильских острова – Шикотан и гряду Хабомаи . Но оставлял за собой крупные и обжитые острова Итуруп и Кунашир .

Пойдет ли на договор Россия и откуда вообще взялся «курильский вопрос», «Комсомолке» помогал разобраться старший научный сотрудник Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Виктор Кузьминков .

1. Почему японцы вообще претендуют на Курилы ? Ведь они отказались от них после Второй мировой войны?

– Действительно, в 1951 году был заключен Сан-Францисский мирный договор, где было прописано, что Япония отказывается от всех претензий на Курильские острова , – соглашается Кузьминков. – Но через несколько лет, чтобы обойти этот момент, японцы четыре острова – Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи – начали называть северными территориями и отрицать, что они относятся к Курильской гряде (а, напротив, относятся к острову Хоккайдо). Хотя на довоенных японских картах они были обозначены именно как Южные Курилы.

2. Все-таки сколько спорных островов – два или четыре?

– Сейчас Япония претендует на все четыре вышеназванных острова – в 1855 году по ним проходила граница между Россией и Японией. Но сразу после Второй мировой войны – и в Сан-Франциско в 1951 году, и в 1956 году при подписании советско-японской декларации – Япония оспаривала только Шикотан и Хабомаи. На тот момент Итуруп и Кунашир они признавали Южными Курилами. Именно о возвращении к позициям декларации 1956 года теперь говорят Путин и Абэ.

– Совместное хозяйствование на Курилах обсуждалось, но я считаю, что это мертворожденный проект, – прокомментировал эксперт. – Япония будет требовать себе таких преференций, которые поставят под сомнение суверенитет России на этих территориях.

Аналогично японцы не готовы согласиться на аренду островов у России (такая идея тоже озвучивалась) – они считают северные территории своей исконной землей.

По моему мнению, единственный реальный вариант на сегодня – это подписание мирного договора, который мало что значит для обеих стран. И последующее создание комиссии по делимитации границ, которая будет заседать хоть 100 лет, но ни к какому решению так и не придет.

СПРАВКА «КП»

Общее население Южных Курильских островов – около 17 тысяч человек.

Группа островов Хабомаи (более 10 островов) – необитаема.

На острове Шикотан – 2 поселка: Малокурильское и Крабозаводское. Есть консервный завод. В советские годы он был одним из крупнейших в СССР. Но сейчас от его былой мощи мало что осталось.

На острове Итуруп – город Курильск (1600 человек) и 7 поселков. В 2014 году здесь открыли международный аэропорт «Итуруп».

На острове Кунашир – поселок Южно-Курильск (7700 человек) и 6 более мелких поселков. Здесь – геотермальная электростанция и более сотни военных объектов.

На саммите АСЕАН в Сингапуре премьер Японии планирует решить вопрос по спорным островам. Ранее Путин предлагал заключить мирный договор без предварительных условий. Насколько близок к решению 70-летний спор?

Владимир Путин и Синдзо Абэ. Фото: Grigory Dukor/Reuters

Премьер Японии уже на следующей неделе предложит Владимиру Путину подписать рамочное соглашение по Курилам и решить вопрос по спорным островам. Об этом со ссылкой на правительственные источники сообщила газета Mainichi , одно из крупнейших изданий Японии.

Синдзо Абэ планирует поговорить с Путиным в Сингапуре на саммите АСЕАН 13-15 ноября, а уже в 2019 году во время визита российского президента в Японию на саммит G20 поставить точку в 70-летнем споре между странами. В сентябре Путин на Восточном экономическом форуме неожиданно для всех предложил японскому премьеру уже до конца года заключить мирный договор:

президент Российской Федерации «Вот какая идея пришла в голову. Давайте заключим мирный договор без всяких предварительных условий [в зале слышны аплодисменты]. Вот я даже не просил поддержать аудиторию меня аплодисментами, благодарю вас за эту поддержку. А потом на основе этого мирного договора, как друзья, продолжим решать все спорные вопросы».

Однако тогда премьер-министр Японии от предложения отказался, заявив, что не будет заключать мирный договор с Россией до тех пор, пока не будет урегулирован территориальный спор. Теперь же, по данным японских СМИ, в Токио согласны подтвердить совместную декларацию от 1956 года, где сказано, что после заключения мирного договора Россия передаст Японии остров Шикотан и ряд мелких необитаемых островов Малой Курильской гряды, которые в Японии называют Хамобаи. При этом будут продолжены переговоры и по самым спорным островам — Итуруп и Кунашир. Заявление Абэ прокомментировал корреспондент ТАСС в Токио Алексей Заврачаев:

Алексей Заврачаев корреспондент ТАСС в Токио «По сути, Япония не отказывается от своих реальных позиций, потому что есть упоминание того, что они хотят продолжать и дальше переговоры вести по двум другим островам. Во-вторых, все-таки есть желание какое-то сдвинуть с мертвой точки эту проблему, потому что предыдущий подход — до этого в 2016 году был предложен сначала план развития канонических отношений из восьми пунктов — его предложил опять же Абэ. Потом поступило предложение вести совместную хозяйственную деятельность на Южных Курилах и, таким образом, выйти на подписание мирного договора. По-видимому, есть какое-то желание сдвинуть эти переговоры не с экономической точки зрения, а именно с политической. Официальных комментариев никаких пока нет. Возможно, они поступят перед самими переговорами уже на следующей неделе. Сначала предложение Путина было встречено достаточно резковато, а потом через какой-то период началась у него [Абэ] другая риторика, что предложение Путина позитивно. Возможно, здесь можно проследить какой-то переход к тому, что действительно решили его каким-то образом рассмотреть».

На самом деле сообщение в японской газете — это не утечка, а спекуляция, уверен замдиректора ИМЭМО РАН имени Примакова Василий Михеев:

Василий Михеев заместитель директора ИМЭМО РАН имени Примакова «Это вопрос из нерешаемых в принципе. Для японцев это вопрос восстановления, с их точки зрения, исторической справедливости. Поэтому это та тема, которая у нас не находится в фокусе внутриполитической борьбы, а вот в Японии она находится в фокусе внутриполитической борьбы. И сейчас Абэ имеет хорошие позиции, хорошие результаты в экономике. На этом фоне он хочет еще заработать очки. Однако как вы себе представляете, если я Абэ, вы моя оппозиция, я готов тянуть декларацию 1956 года, где арифметика такова, что два и два острова, то вы, естественно, говорите, что я предатель интересов нации, потому что таким образом историческая справедливость не восстанавливается. Поэтому я хочу сказать, что это очередная волна привлечения общественного интереса в Японии к проблеме с целью дальнейшего укрепления позиций Абэ. Поэтому мы подождем и увидим, что в очередной раз ничего не произойдет, потому что соперник Абэ скажет, что декларации недостаточно».

Больше 70 лет Япония и Россия не могут подписать мирный договор. Условием его заключения Токио называет возвращение островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Москва считает, что Южные Курилы вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны и их принадлежность не обсуждается.

Согласившись на «плюшки» и «печенки» от японцев и передав спорные острова под их управление, мы потеряем гораздо больше, нежели приобретем.

«Мы не торгуем территориями, хотя проблема заключения мирного договора с Японией является ключевой», - заявил президент России Владимир Путин 1 сентября в интервью агентству Bloomberg . Однако премьер Японии Синдзо Абэ несмотря ни на что отчаянно пытается впутать наши власти в этот самый торг. И похоже, ему удалось добиться значительных успехов на этом поприще.

После сентябрьских переговоров Путина и Абэ на Восточном экономическом форуме во Владивостоке, которые, кстати, прошли в весьма дружественной, теплой атмосфере, новый этап обсуждения условий необходимого мирного договора между Россией и Японией пройдет в ноябре на саммите АТЭС в Перу. Затем в декабре состоится визит российского президента в Японию, в префектуру Ямагути. Явно, что японцы форсируют принятие нужного им решения, и так и эдак уговаривая Путина, и президент становится все более сговорчивым.

«Я хотел бы провести диалог по проблеме заключения мирного договора в тихой, спокойной атмосфере», - увещевает журналистов и наши власти премьер Японии. Очевидно, подразумевается, что на декабрьской встрече стороны должны окончательно ударить по рукам, оформить договор, сроки подписания которого тянутся с завершения Второй Мировой войны и капитуляции Японии как страны-союзницы Третьего Рейха. Тогда же может окончательно решиться судьба островов Кунашир, Итуруп, Шикотан и объединенной группы маленьких островов Хабомаи. И хотя российская сторона неоднократно заявляла о том, что заключение мира с Японией лежит не в плоскости экономического сотрудничества, факты говорят об обратном.

В последнем выпуске программы «Вести Недели с Дмитрием Киселёвым» ведущий, который, как известно, частенько озвучивает прокремлевскую позицию, рассказал о восьми предложениях Синдзо Абэ, о восьми «подарках с императорского плеча», которые ждут Россию в обмен на Южные Курилы:

1) сотрудничество в медицине, перспективы увеличения продолжительности жизни в России

2) помощь в градостроительстве

3) существенный рост оборота в сфере российско-японского малого и среднего бизнеса

4) «грандиозный энергетический проект» - морской газопровод от Сахалина вдоль Японии

5) поощрение диверсификации промышленности России

6) развитие промышленности Дальнего Востока, ориентированное на экспорт в Азиатско-Тихоокеанский регион

7) сотрудничество в передовых технологиях на основе «мудрости» Японии и России

8) рост гуманитарных обменов - больше кабуки и хокку для россиян.

При беглом взгляде ни один из этих пунктов не выглядит серьезно, несмотря на то, что Киселев также рассказал про «50 конкретно разработанных проектов». Что это за чудо-проекты такие, остается только гадать. Пока перед глазами только туманные формулировки и обещания светлого будущего, которое ждет российско-японские отношения, если…

Так чего японцы хотят от нас? Внимание, вот каков возможный предварительный вариант договора по Курилам, озвученный Киселевым. Четыре Южно-Курильских острова переходят под административное управление Японии по примеру договора о норвежском острове Шпицберген 1920 года. Напомним, в рамках этого договора остров Шпицберген и его архипелаг были объявлены демилитаризованной зоной, все страны-члены договора получали право осуществлять экономическую и научно-исследовательскую деятельность на его территории. При этом сам остров официально признавался суверенной территорией Норвегии . То есть там действовали норвежские законы, работала норвежская администрация, полиция, граница патрулировалась норвежской армией и т.д.

Ситуация со Шпицбергеном приведена Киселевым в пример не случайно, так как она связана непосредственно с Россией. Русские постоянно проживали на северном острове и занимались там добычей угля. Мы имеем возможность проследить, к каким последствиям привели соглашения по «общему пользованию» острова под норвежским суверенитетом. В 1990 году там проживало 3544 человек, из которых норвежцев - 1125, русских - 2407. К 2009 году население острова составляло 2565 человек, русских - уже всего 345. В настоящее время россияне сконцентрированы в поселке Баренцбург, куда преимущественно приезжают на сезонные научно-исследовательские работы. Добыча угля практически свернута, госкомпания «Арктикуголь» является убыточным, дотационным предприятием.

Спустя 50 лет норвежцы уже почувствовали себя полноценными хозяевами острова и прилегающей к нему территории. В 1977 г. они установили вокруг Шпицбергена рыбоохранную зону, взяли под свой контроль 200-мильную морскую территорию у его побережья. Профильное норвежское министерство запретило все рыболовные операции рядом с островом и начало отлавливать «браконьеров». Больше всего доставалось, естественно, российским рыболовным судам…

Кроме того, в апреле 1949 г. Норвегия вступила в НАТО, и силы Альянса под американским командованием получили возможность проводить военные мероприятия в районе Шпицбергена по своему усмотрению. Наконец, в 2002 г. власти Норвегии приняли закон об охране окружающей среды на острове, который фактически поставил крест на любой хозяйственной деятельности иных государств.

Мы пишем об этом довольно подробно, потому что надо отдавать себе отчет в том, что будет с российскими жителями, российским рыболовным и иным промыслом на Южных Курилах, если они станут как бы «нейтральной территорией под управлением Японии» по типу норвежского острова. И главное, о чем, между прочим, забыл упомянуть Киселёв - в случае нового статуса Курил на них, как и на Шпицбергене, не будет работать принцип экстерриториальности, то есть не будут действовать законы и Конституция РФ. Условия местным жителям будут диктовать японцы, а они, как нам известно из истории 19-20 вв., куда более жестоки и не сдержаны по сравнению с теми же скандинавами.

Предложение премьера Японии, на первый взгляд, может показаться кому-то заманчивым, но кто даст гарантию, что оно будет выполняться? К примеру, китайцы в соглашениях с Россией привычно используют расплывчатые формулировки, а потом заявляют - мол, вы нас неправильно поняли. Придет новый премьер, сменится парламент - и прощай все эти обещания и договоренности - любое сотрудничество можно легко свернуть за пару дней. Типичная восточная хитрость, хотя всем очевидно: раз вцепившись в Курилы мертвой хваткой, японцы так просто уже никогда и никому их не отдадут.

И потом, Москва же сама заявляла, что экономический аспект никак не связан с обсуждаемым мирным договором. К чему тогда нам снова рассказывают про японские инвестиции, про помощь в развитии городов и медицины? Почему, наконец, среди возможных условий изменения статуса островов нет главного - отказа Японии от американского протектората? Ведь сейчас некогда гордая Страна восходящего солнца в плане геополитики представляет из себя типичного сателлита США. После воссоединения Крыма с Россией Япония присоединилась к санкционной войне Запада против нас. Когда в Токио приезжает Барак Обама , перед ним только что на колени не падают, напрочь забыв про стирание американцами с лица земли двух крупных городов с полумиллионным гражданским населением, позволяют американским морпехам хозяйничать на базе в Окинаве… Список можно продолжать еще долго, понятно одно - менять политориентацию японцы в ближайшее время не намерены.

История не даст соврать - протекторат США уже не раз играл негативную роль в советско-российско-японском споре о Курилах. На конференции в Ялте в 1945 году мы пообещали американцам военную помощь в войне с фашистской Японией и выполнили свою часть договора сполна. В свою очередь, союзники по борьбе против Третьего Рейха пообещали не оспаривать наши территориальные претензии к Японии по Сахалину и Южным Курилам. После того, как в сентябре 1945 японцы подписали Акт о безоговорочной капитуляции, все вопросы по островам должны были быть сняты. Однако шесть лет спустя в Сан-Франциско англосаксы предложили японцам собственный мирный договор, показав, что никакой доброй памяти и благодарности за решающий вклад СССР в победе над фашизмом для них не существует. Одним росчерком пера США, Британия и их сателлиты решили, что Ялтинское соглашение носило необязательный характер.

Вторую свинью американцы подложили нам в 1956 году, когда СССР в своей декларации обозначил намерение передать Японии два наименее значимых южно-курильских острова Малой гряды - Шикотан и Хабомаи. Но сделать это мы намеревались только после крутого геополитического поворота самураев в советскую сторону. Естественно, Запад тут же направил все усилия, чтобы потепление русско-японских отношений сменилось новым длительным охлаждением - японцам недвусмысленно намекнули, что им надо в ультимативном порядке требовать у СССР все четыре спорных острова. Результат таких «хотелок» провокаторам был хорошо известен…

Американо-японский военный договор, подписанный в 1960-м году, и последующее расширение всестороннего сотрудничества Япония-НАТО не оставляют сомнений - как только нога японского солдата ступит на Кунашир или Итуруп, Россия рискует потерять контроль над акваторией Охотского моря. Эти острова, помимо всего прочего, имеют огромное военно-стратегическое значение, являясь одновременно нашим форпостом и защитным буфером в Тихом Океане. Неслучайно Киселев в своей программе ясно дал понять, что передача только двух островов Малой Курильской гряды не устраивает не столько нас, сколько японцев. Им нужны именно Кунашир и Итуруп.

Последние переговоры вокруг Курил вызывают большую тревогу у патриотических сил. Так, лидер «Общерусского национального движения» Игорь Стрелков в случае изменения статуса Курил вывести своих сторонников на улицы и требовать суда над президентом. А ведь причины для беспокойства у патриотов действительно имеются. Мы наблюдаем, как Япония под чутким руководством своего суверена втягивает наше руководство в опасную авантюру, результатом которой могут стать колоссальные территориальные, экономические, стратегические потери и, наконец, мощнейший удар по имиджу нашего президента и верховного главнокомандующего.

Иван Ваганов