Оценивание заданий по литературе егэ каждого задания. Критерии оценивания части С ЕГЭ по литературе материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе на тему. Соблюдение речевых норм

Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).

Если по Критерию 1 («Соответствие ответа заданию») ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 выставляется 0 баллов.

Если по Критерию 2 («Привлечение текста произведения для аргументации») ставится 0 баллов, то по Критерию 3 (« Логичность и соблюдение речевых норм») работа не оценивается, в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 по Критерию 3 выставляется 0 баллов.

Критерий Баллы
1. Соответствие ответа заданию
а) Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/ стихотворения 2
б) Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения 1
б) Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей 0

а) анализа важных для выполнения задания фрагментов ,

2

б) Для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании , авторская позиция не искажена , И /

1

в) Суждения не аргументированы текстом произведения , И / ИЛИ авторская позиция искажена 1 , И / ИЛИ допущено две или более фактические ошибки

0
3. Логичность и соблюдение речевых норм
а) Отсутствуют логические, речевые ошибки 2
1
0
Максимальный балл 6

Оценка выполнения заданий 9 и 16, требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений

Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).

Критерии 1 и 2 («Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом» и «Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом») являются основными. При оценивании последовательность примеров для сопоставления определяется их последовательностью в работе экзаменуемого.

Если по обоим критериям 1 и 2 ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 выставляется 0 баллов.

Если по критерию 3 («Привлечение текста произведения для аргументации») ставится 0 баллов, то по критерию 4 («Логичность и соблюдение речевых норм») работа не оценивается, в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 по критерию 4 выставляется 0 баллов.

Выполняя задание, экзаменуемый самостоятельно подбирает для контекстного сопоставления два произведения (допустимо обращение к другому произведению автора исходного текста). При указании автора инициалы необходимы только для различения однофамильцев и родственников, если это существенно для адекватного восприятия содержания ответа (например, Л.Н. Толстой и А.К. Толстой, В.Л. Пушкин и А.С. Пушкин).

Критерии Баллы
1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом

а) Названо произведение , и указан его автор , произведение направлении анализа

2

б) , произведение

убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа ,

ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно , формально 2 сопоставлено с предложенным

1
0
2. Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом

а) Названо произведение , и указан его автор , произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа

2

б) Названо только произведение без указания автора или указан только автор без указания произведения , произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа , ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно , формально сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа

1

в) Не названо произведение, и не указан его автор, и/или не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа

0

3. Привлечение текста произведения для аргументации


а) произведений , оба текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов , образов , микротем , деталей и т . п ., авторская позиция исходного и выбранных произведений не искажена , фактические ошибки отсутствуют

4

б) Для аргументации привлекаются тексты двух выбранных произведений , но текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов , микротем , деталей и т . п ., а текст другого – на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании , авторская позиция исходного и выбранных произведений не искажена , И / ИЛИ допущена одна фактическая ошибка

3

в) Для аргументации привлекаются тексты двух выбранных произведений на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов , образов , микротем , деталей и т . п .), авторская позиция исходного и выбранных произведений не искажена,

ИЛИ текст одного выбранного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов , образов , микротем , деталей и т . п ., а текст другого выбранного произведения не привлекается , авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена , И / ИЛИ допущены две фактические ошибки

2

г) Для аргументации текст единственного выбранного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), ИЛИ текст одного выбранного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), а текст другого выбранного произведения не привлекается,

И/ИЛИ допущены три фактические ошибки

1

д) Для аргументации суждений не привлекается текст ни одного из выбранных произведений , И / ИЛИ искажена авторская позиция единственного выбранного произведения , или двух выбранных произведений , или исходного и выбранного (ых ) произведений , И / ИЛИ допущено четыре или более фактические ошибки

0

4. Логичность и соблюдение речевых норм


а) Отсутствуют логические и речевые ошибки

2

б) Допущено не более одной ошибки каждого вида: логическая и/или речевая (суммарно не более двух ошибок)

1

в) Допущено две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)

0
Максимальный балл 10

2 Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.

Оценка выполнения заданий 17.1–17.4 требующих написания развёрнутого аргументированного ответа в жанре сочинения объёмом не менее 200 слов

Среди пяти критериев, по которым оценивается сочинение, первый критерий (содержательный аспект) является главным. Если при проверке работы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание части 2 считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в «Протокол проверки развернутых ответов» выставляется 0 баллов.

При оценке выполнения заданий части 2 следует учитывать объём написанного сочинения . Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов . Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова , в том числе служебные ), то такая работа считается невыполненной

и оценивается 0 баллов*.

При объёме сочинения от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется .

Если в формулировке темы сочинения по поэзии есть указание раскрыть её на примере не менее трёх произведений (стихотворения , лирические поэмы ), то при оценке такого сочинения по критерию 2 учитывается число привлеченных лирических произведений : при привлечении только двух произведений оценка не может быть выше двух баллов , при привлечении одного произведения оценка не может быть выше одного балла .

В колонку № 20 протокола выставляется номер альтернативы.

1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие
Баллы
а) Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне 3
б) Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта поверхностно, односторонне 2
в) Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта поверхностно, односторонне 1
г) Тема не раскрыта 0

2. Привлечение текста произведения для аргументации


а) Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов , образов , микротем , деталей и т . п ., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют

3
(без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов , образов , микротем , деталей и т . п .), ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена , И / ИЛИ допущены три фактические ошибки 1

в) Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий), ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактических ошибок

0
3. Опора на теоретико-литературные понятия

а) Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют

2

б) Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий), И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий

1
в) Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, или допущено более одной ошибки в использовании понятий 0
4. Композиционная цельность и логичность

а) , его смысловые части логически связаны , внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов

3

б) Сочинение характеризуется композиционной цельностью ,

1

в) В сочинении не прослеживается композиционный замысел ; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания , существенно затрудняющие понимание смысла сочинения

0
5. Соблюдение речевых норм
а) Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка 3
б) Допущены две-три речевые ошибки 2
в) Допущены четыре речевые ошибки 1
г) Допущено пять или более речевых ошибок 0
Максимальный балл 14

*Правила подсчёта слов совпадают с правилами ЕГЭ по русскому языку: «При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).

Ежегодно около 40 тысяч выпускников выбирают ЕГЭ по литературе. Это связано с тем, что данный предмет обязателен для поступления на такие специальности как: филолог, лингвист, преподаватель гуманитарных наук. Благополучно справляются порядка 90% абитуриентов, выбравших эту аттестацию. Однако высокого результата добиваются не все.

Кто-то недостаточно хорошо знает содержание классики, другие – не доучили теорию. Но главная причина провалов заключается в незнании формата экзамена и непонимании того, что ожидают увидеть эксперты.

Ознакомьтесь с нововведениями и важнейшими требованиями к выполнению, чтобы не допустить роковую ошибку и не потерять заветные цифры.

Основное:
– В КИМе 17 заданий, из которых базового уровня сложности – 12 (краткий ответ), повышенного – 5 (развернутое объяснение).
– Порог – 8 первичных баллов (32 вторичных или тестовых).
– Использование дополнительных материалов не предусмотрено, то есть взять с собой что-либо, кроме черной гелиевой ручки и паспорта, вы не сможете.
– Работа рассчитана на 235 минут.

Структура экзамена

Тест состоит из 2-х разделов.

I часть составлена их двух сегментов. Первый включает эпические, лироэпические, драматические произведения – №1-9. Ко второму относится оценка лирической композиции – №10-16. Причем на №8, 9, 15, 16 требуется ответить в 5-10 предложение на бланке 2;

II часть представлена в формате полноценного сочинения объемом не менее 200 слов. Его тему нужно выбрать из 4-х предложенных.

Критерии оценивания

Как уже было сказано, минимально необходимо набрать 8, а максимально 57 за весь тест. Ниже подробнее разберем оценочную систему:

  • за правильные №1-7 и №10-14 дают по – 1;
  • номера восемь и пять расцениваются в – 5;
  • вопросы 9 и 16 оцениваются в – 10;
  • последний пункт самый дорогой – 15.

Здесь необходимо учитывать, что получить максимум возможно только при условии соответствия вашего ответа критериям, привлечения литературных аргументов, логичности и соблюдения речевых норм. В противном случае, ваш труд будет оценен лишь частично.

Тематика

Основная трудность состоит в том, что приходится оперировать большим количеством материала. В кодификаторе этого предмета упомянуты:

  • 9 поэм;
  • 150 стихотворений;
  • 6 пьес;
  • 11 романов;
  • 20 рассказов;
  • 4 повести.

Их ученик должен досконально изучить и уметь разносторонне использовать. Ведь этих книг в аудитории с вами не будет.

Сочинение 17

По праву сочинение можно назвать самой глобальной задачей из всех вышеупомянутых. Здесь от одиннадцатиклассника потребуется не только понимание смыслового контекста, но и грамотность.

Для начала предлагается сделать выбор в пользу одного направления из классификации художественных творений по временному интервалу:

  • древнерусская или XVIII - первая половины ХIХ века;
  • вторая половина ХIХ в;
  • конец ХIХ-ХХ в;
  • ХIХ - начала XXI в.

Чтобы набрать наибольшую сумму баллов, пишите с соблюдением нескольких аспектов:

  • Проблема раскрыта глубоко, авторская позиция не искажена.
  • Отсутствуют в привлекаемых теоретико-литературных понятиях.
  • Данный отрывок привлечен обоснованно на уровне анализа.
  • Изложение последовательно и логично.
  • Соблюдены правила русского языка.

Если вы написали менее 150 слов, то ваша работа не будет считаться выполненной и оцениваться.

Успешная сдача государственной проверки основана не только на том, что вы много читаете, ведь это еще не означает полное понимание мыслей автора. Качественно читать, значит – запоминать и анализировать прочитанное, уметь формулировать свое мнение, проводить параллели между книжными и историческими событиями и выстраивать причинно-следственную связь сюжетной линии.

Вся собранная информация актуальна, а, следовательно, пригодится вам на ЕГЭ. Воспользуйтесь ею, чтобы повысить свои шансы на зачисление в .

  • Критерии 8, 15
  • Критерии 9, 16
  • Критерии 17.1., 17.2., 17.3.

Оценка выполнения заданий 8 и 15

Если по критерию 1 («Соответствие ответа заданию») ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 выставляется 0 баллов. Если по критерию 2 («») ставится 0 баллов, то по критерию 3 («») работа не оценивается, в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 по критерию 3 выставляется 0 баллов.

Если по критерию 2 («Привлечение текста произведения для аргументации») ставится 0 баллов, то по критерию 3 («Логичность и соблюдение речевых норм») работа не оценивается, в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 по критерию 3 выставляется 0 баллов.

  1. Соответствие ответа заданию

    • Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, авторская позиция не искажена. - 2 балла.
    • Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, и/или авторская позиция искажена. - 1 балл.
    • Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей. - 0 баллов.
  2. Привлечение текста произведения для аргументации

    • Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют. - 2 балла.
    • Для аргументации текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка. - 1 балл.
    • Суждения не аргументированы текстом произведения, И/ИЛИ допущено две и более фактические ошибки. - 0 баллов.
  3. Логичность и соблюдение речевых норм

    • 2 балла.
    • 1 балл.
    • Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов). - 0 баллов.

Максимальный балл – 6

Оценка выполнения заданий 9 и 16 , требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений

Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).

Критерии 1 и 2 («Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом» и «Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом») являются основными. При оценивании последовательность примеров для сопоставления определяется их последовательностью в работе экзаменуемого.

Если по обоим критериям 1 и 2 ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 выставляется 0 баллов.

Если по критерию 3 («Привлечение текста произведения для аргументации») ставится 0 баллов, то по критерию 4 («Логичность и соблюдение речевых норм») работа не оценивается, в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 по критерию 4 выставляется 0 баллов.

Выполняя задание, экзаменуемый самостоятельно подбирает для контекстного сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к другому произведению автора исходного текста). При указании автора инициалы необходимы только для различения однофамильцев и родственников, если это существенно для адекватного восприятия содержания ответа (например, Л.Н. Толстой и А.К. Толстой, В.Л. Пушкин и А.С. Пушкин).

  1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом

    • 2 балла.
    • ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение формально (Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления) сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, авторская позиция не искажена ИЛИ ИЛИ 1 балл.
    • И/ИЛИ 0 баллов.
  2. Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом

    • Названо произведение, и указан его автор, произведение сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, авторская позиция не искажена. - 2 балла.
    • Названо произведение, или указан его автор, произведение сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, авторская позиция не искажена ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение формально сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, авторская позиция не искажена ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, но авторская позиция искажена ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение формально сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, но авторская позиция искажена. - 1 балл.
    • Не названо произведение, и не указан его автор, И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. - 0 баллов.
  3. Привлечение текста произведения для аргументации

    • Для аргументации тексты двух выбранных произведений привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют. - 4 балла.
    • Для аргументации привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.; – на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка. - 3 балла.
    • Для аргументации тексты двух выбранных произведений привлекаются на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.) ИЛИ текст единственного выбранного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п. ИЛИ текст одного выбранного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей, а текст другого выбранного произведения не привлекается, И/ИЛИ допущены две фактические ошибки. - 2 балла.
    • Для аргументации текст единственного выбранного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.) ИЛИ текст одного выбранного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), а текст другого выбранного произведения не привлекается, И/ИЛИ допущено три фактические ошибки. - 1 балл.
    • Для аргументации суждений не привлекается текст ни одного из выбранных произведений, И/ИЛИ допущено четыре или более фактические ошибки. - 0 баллов.
  4. Логичность и соблюдение речевых норм

    • Отсутствуют логические, речевые ошибки. - 2 балла.
    • Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) – суммарно не более двух ошибок. - 1 балл.
    • Допущено две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов). - 0 баллов.

Максимальный балл – 10

Оценка выполнения заданий 17.1–17.4, требующих написания развёрнутого аргументированного ответа в жанре сочинения объёмом не менее 200 слов

Критерий 1 («Соответствие сочинения теме и её раскрытие») является главным. Если при проверке работы эксперт по критерию 1 ставит 0 баллов, задание части 2 считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 выставляется 0 баллов.

При оценке выполнения заданий части 2 следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов (Правила подсчёта слов совпадают с правилами ЕГЭ по русскому языку: «При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).

При объёме сочинения от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется.

В колонку № 20 протокола выставляется номер альтернативы.

  1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие

    • Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне, авторская позиция не искажена. - 3 балла.
    • Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта поверхностно, односторонне, авторская позиция не искажена. - 2 балла.
    • Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта поверхностно, односторонне, авторская позиция искажена. - 1 балл.
    • Тема не раскрыта. - 0 баллов.
  2. Привлечение текста произведения для аргументации

    • Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п. (в сочинении по лирике привлекается для анализа не менее трёх стихотворений), фактические ошибки отсутствуют. - 3 балла.
    • Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., но допущено одна-две фактические ошибки ИЛИ для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), фактические ошибки отсутствуют, И/ИЛИ в сочинении по лирике привлекается для анализа только два стихотворения. - 2 балла.
    • Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), допущено одна-две фактические ошибки ИЛИ для аргументации текст привлекается на уровне пересказа, фактические ошибки отсутствуют, или допущено одна-две фактические ошибки, И/ИЛИ в сочинении по лирике привлекается для анализа только одно стихотворение. - 1 балл.
    • Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий) ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущено три или более фактические ошибки. - 0 баллов.
  3. Опора на теоретико-литературные понятия

    • Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют. - 2 балла.
    • Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий), И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий. - 1 балл.
    • Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, или допущено более одной ошибки в использовании понятий. - 0 баллов.
  4. Композиционная цельность и логичность

    • Сочинение характеризуется композиционной цельностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена. - 3 балла.
    • Сочинение характеризуется композиционной цельностью и последовательностью изложения, НО допущено одна-две логические ошибки. - 2 балла.
    • В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО отсутствует композиционная цельность и последовательность изложения, И/ИЛИ допущено три-четыре логические ошибки. - 1 балл.
    • В сочинении не прослеживается композиционный замысел, грубые нарушения последовательности изложения существенно затрудняют понимание смысла, И/ИЛИ допущено более четырех логических ошибок. - 0 баллов.
  5. Соблюдение речевых норм

    • Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка. - 3 балла.
    • Допущено две-три речевые ошибки. - 2 балла.
    • Допущено четыре речевые ошибки. - 1 балл.
    • Допущено пять или более речевых ошибок. - 0 баллов.

Максимальный балл за сочинение – 14

Общефедеральная экзаменация по литературе входит в число ЕГЭ по выбору. В те времена, когда ученики и их родители не имели ни малейшего представления о такой форме выпускного испытания, как , литература входила в число обязательных выпускных экзаменов в школе. Тогда её сдавали в виде сочинения, а отметка в аттестат выставлялась сразу по двум предметам: грамотность влияла на , а стилистика – на литературу.

Сегодня данный ЕГЭ вряд ли можно назвать популярным: литература нужна только тем одиннадцатиклассникам, которые поступают на филолога, лингвиста или учителя русского языка и литературы, а эти профессии, к сожалению, не считаются . Многие ученики полагают, что этот ЕГЭ можно сдать с наскока, не уделяя много времени на трудоемкую подготовку, выехав лишь на остаточных знаниях и умении связно выражать мысли.

Тем не менее, подготовка к сдаче литературы потребует значительного времени и усилий, особенно в случае, если ваша цель сдать её на отметку «четыре» или «пять». Давайте узнаем, какие новшества в КИМах 2017 года подготовили специалисты из , когда будет сдаваться литература и на что стоит обратить особое внимание при подготовке к этому ЕГЭ.

Демонстрационный вариант ЕГЭ-2017

Даты ЕГЭ по литературе

Специалистами из Рособрнадзора для данного экзамена зарезервированы такие дни:

  • Досрочный период. Досрочная экзаменация пройдет 24 марта 2017 года, а 3 апреля 2017 года выделено в качестве резервного дня. Напомним также перечень лиц, которые могут написать заявление на ЕГЭ в досрочный период. К таким ученикам отнесены: те, кто собирается выехать на учебу или ПМЖ за границу, участники международных или общероссийских смотров, конкурсов, олимпиад или спортивных соревнований, ученики, которым во время основного экзамена было предписано пройти реабилитацию, лечебные или профилактические процедуры. Сдать ЕГЭ досрочно также могут школьники, которые выпустились из общеобразовательного учреждения до 2016/2017 учебного года, ученики, обучавшиеся в вечерней школе, и юноши, которые сначала желают пройти , а уже потом поступать в ВУЗ;
  • Основной этап. Основное ЕГЭ пройдет 13 июня 2017 года.
  • Резервная дата. Резервным днем для литературы определено 20 июня 2017 года (на всякий случай есть еще один резервный день для всех предметов – 30 июня 2017 года).

Кстати, если вы относитесь к категории учеников, которые могут и желают сдать экзамен до основного срока, не забывайте, что заявление нужно будет подать до 1 марта 2017 года. В противном случае придется сдавать экзамен вместе с основной волной выпускников.

Статистическая информация

Стоит отметить, что количество ребят, которые выбирают литературу в качестве вариативного ЕГЭ, растет из года в год. Например, в 2016 году число таких экзаменующихся составило 43,5 тысячи человек, а это на 6 тысяч больше, чем в 2015 году. Статистика говорит и об увеличении количества выпускников, сумевших пройти испытание с высочайшим тестовым баллом.


Согласно статистике, большое число школьников сдает литературу успешно

Так, в 2016 году было выявлено 256 стобалльных работ, что на 26 работ больше чем в 2015 году. Минимальный порог, составляющий 32 балла, не смогли преодолеть всего 4,3% учеников, а это гораздо лучше итогов прошлых лет (5,3% и 8% в 2015 и 2014 годах соответственно). В среднем итоги 2016 года таковы:

  • от 41 до 60 баллов за работу получили 43,5% ребят;
  • от 61 до 100 баллов сумели набрать 44,3% учеников.

Как проходит сдача ЕГЭ по литературе?

Работать с экзаменационным листом вы сможете на протяжении 235 минут. Напомним, что ЕГЭ по литературе не предусматривает использование никаких дополнительных предметов или справочных материалов. Заблаговременно проверьте карманы на наличие мобильного телефона, снимите с запястья смарт-часы и ни в коем случае не пытайтесь пронести с собой шпаргалки. Любая аппаратура с подсказками будет изъята на входе в аудиторию – каждый выпускник проходит перед началом экзамена через рамку металлоискателя.

В классе ведется видеонаблюдение, а следить за порядком на российских ЕГЭ будут около 20 тысяч наблюдателей, которым даны строгие инструкции: любой нарушитель регламента экзамена должен быть удален из аудитории! Когда вы войдете в класс и займете отведенное место, не стоит заводить разговоров с соседями, вставать или покидать аудиторию без разрешения. Чтобы посетить туалетную комнату или медпункт, нужно будет обратиться к наблюдателям, которые обязаны сопроводить вас до места назначения.


Сдача данного ЕГЭ не предусматривает использования справочных материалов

Структура КИМ ЕГЭ-2017 по литературе

Последняя информация, которая касается нововведений в ЕГЭ по литературе образца 2017 года, говорила о том, что этот экзамен вскоре будет состоять только из заданий творческого характера. Этот факт подтверждают и руководители образовательной сферы РФ – Ольга Васильева, занимающая пост министра образования и науки, и Сергей Зинин, осуществляющий руководство Федеральной комиссией разработчиков ЕГЭ по литературе.

Новая модель экзамена была разработана в марте 2016 года и даже успела пройти тестирование у школьников из шести десятков образовательных учреждений. В новых КИМах будут полностью исключены задания, предусматривающие короткий ответ, увеличено количество заданий, предполагающих множественный выбор, а также повысятся требования к . В структуре экзамена предположительно будут выделены три основных блока:

  • первый, в котором нужно будет продемонстрировать навыки анализа произведений;
  • второй - предполагающий, что ученик покажет свое умение пользоваться изобразительно-выразительными средствами;
  • третий – сочинение на одну из пяти тем, которые предполагают глубокий анализ произведения и его главных проблем.

Тем не менее, выпускники 2017 года могут вздохнуть спокойно. Такая модель войдет в силу лишь в 2018 году. На сегодняшний момент было принято решение, что перспективные КИМы сначала будут доработаны и размещены на портале ФИПИ для демонстрации, и только потом методсовет примет окончательное решение. В целом, структура билета 2017 года не претерпела значительных изменений. Билет состоит из 17 заданий, распределенных на две части:

  • часть 1, включающую два комплекса заданий. Первый из них объединит фрагменты эпических, лироэпических и драматических произведений с вопросами к ним. На первых 7 заданий ученики должны будут дать короткий ответ, и еще на 2 – развернутый ответ из 5-10 предложений. Второй комплекс заданий предполагает, что выпускник решит еще 5 заданий, в которых проанализирует лирическое произведение. На задания под номерами с 10 по 14 нужно будет дать короткий ответ, а номера 15-16 предполагают наличие развернутого ответа;
  • часть 2 – это сочинение в объеме не менее 200 слов на одну из трех предложенных тем.

Не недооценивайте важность сочинения - к нему нужно хорошо подготовиться!

Отметим также, что ФИПИ рекомендует грамотно распределять время, отведенное на экзаменационную работу. Для первой части билета стоит выделить не более 120 минут из всего отведенного на ЕГЭ времени, а всё оставшееся время посвятить написанию сочинения.

Оценивание ЕГЭ по литературе

В 2009 году было принято решение, что баллы, полученные за ЕГЭ, не влияют на аттестационную отметку ученика и не переводятся в привычную шкалу от двойки до пятерки. Однако с 2017 года общегосударственный экзамен может стать возможностью, которая позволит улучшить отметку, выставленную школьным учителем. При переводе системы оценивания ЕГЭ в пятибалльную картина будет выглядеть следующим образом:

  • баллы в промежутке от 0 до 31 означают, что ученик не подготовлен к экзамену и получает отметку «2»;
  • баллы в промежутке от 32 до 54 означают, что ученик готов к экзамену по литературе удовлетворительно и получает отметку «3»;
  • баллы в промежутке от 55 до 66 означают, что ученик хорошо знает литературу и получает отметку «4»;
  • баллы в промежутке от 67 до 100 означают, что ученик подготовился на отлично и получает заслуженную «5».

Ознакомиться с заработанными на ЕГЭ по литературе баллами можно будет на официальном портале ЕГЭ. Для этого школьнику нужно будет авторизоваться, введя данные из своего паспорта.

Подготовка к ЕГЭ по литературе

Чтобы грамотно подготовиться к экзамену по этому предмету, стоит начать заблаговременную проработку демо-версий КИМов, которые уже разработаны представителями ФИПИ. Скачать демонстрационный КИМ можно на нашем сайте (см. начало статьи). Такой подход сориентирует вас на примерное содержание билета, поможет выявить свои слабые места и настроит на реальный ЕГЭ психологически. Такой настрой очень важен, ведь многие ученики допускают глупые ошибки просто от стресса и напряженности.


При подготовке к экзамену 2017 года важно проработать демо-версии ЕГЭ

Помните о важности подготовки к написанию сочинения во второй части КИМа. Ознакомьтесь с тематикой, которая была предложена выпускникам в прошлом году, и попробуйте написать сочинение по каждой из этих тем. Запаситесь рекомендованными Минобразования пособиями по литературе и прочтите критику по произведениям из рекомендованного списка литературы.

Специалисты отмечают важность общей эрудиции и начитанности, которые помогут аргументировать высказанное мнение. Тем более что в качестве аргумента нужно привести не менее двух примеров из разных произведений. В целом, при написании этой части ЕГЭ рекомендовано придерживаться следующего подхода:

  • сначала стоит прочесть все предложенные темы и определить, какая из них является самой удачной для выражения ваших мыслей;
  • попробуйте подобрать подходящий эпиграф. Он не обязателен, но знание точных и подходящих по контексту цитат делает работу выигрышнее. Помните о том, что эпиграф рекомендуется писать без применения кавычек, а фамилию автора помещать в скобки;
  • продумайте ключевые аспекты темы, основные вопросы, ответы и доказательства вашей точки зрения. Запишите тезисы на черновике;
  • запишите подходящие цитаты из произведений. Но не увлекайтесь цитированием. Желательно, чтобы каждая из цитат включала не более 2-3 небольших предложений;
  • (0 оценок)

Назначение демонстрационного варианта по литературе заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику ЕГЭ и широкой общественности составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, об их форме и уровне сложности.

Приведённые критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в этот вариант, дают представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа.

Демоверсия ЕГЭ по литературе 2018 год с ответами и критериями

Вариант заданий + ответы Скачать демоверсию 2018 год
Спецификация demo variant literatura ege
Кодификатор kodifikator

Изменения в КИМ ЕГЭ 2018 года по литературе в сравнении с 2017 годом

Усовершенствованы и сближены с ОГЭ критерии оценивания развёрнутых ответов. Упрощён алгоритм действий эксперта при оценивании развёрнутых ответов разных типов; обеспечена бóльшая прозрачность формирования оценки за отдельные задания и работу в целом (для эксперта и экзаменуемого). Изменения направлены на повышение объективности оценивания экзаменационной работы и на укрепление преемственности между формами итогового контроля на разных ступенях школьного образования. Усилен контроль за качеством речи экзаменуемого (речь оценивается в ответах на все задания).

Уточнены требования к выполнению сопоставительных заданий 9 и 16: в инструкциях к ним нет требования давать обоснование выбора примера для сопоставления, что отражено в критериях их оценивания.

Введено четвёртое задание в часть 2 (темы сочинений варьируются с учётом жанрово-родового разнообразия литературного материала и литературной эпохи).

Максимальный балл за всю работу увеличен с 42 до 57 баллов. Уточнён порядок назначения 3 эксперта.

Усовершенствованы инструкции к работе и отдельным заданиям (они более полно, последовательно и чётко отражают требования критериев, дают ясное представление о том, какие действия и в какой логике должен выполнять экзаменуемый).

Продолжительность ЕГЭ 2018 по литературе

Продолжительность ЕГЭ по литературе – 3 часа 55 минут (235 минут).

Структура КИМ ЕГЭ

В экзаменационной работе выделены две части и принята сквозная нумерация заданий. КИМ включает в себя 17 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

В части 1 предлагается выполнение заданий, содержащих вопросы к анализу литературных произведений. Проверяется умение выпускников определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений (тематика и проблематика, герои и события, художественные приёмы, различные виды тропов и т.п.), а также рассматривать конкретные литературные произведения во взаимосвязи с материалом курса.

Часть 2 работы требует от участников ЕГЭ написания полноформатного развёрнутого сочинения на литературную тему. Таким образом, к отработанному в части 1 литературному материалу добавляется ещё один содержательный компонент проверяемого курса. Выпускнику предлагаются 4 темы.

Выпускник выбирает только одну из предложенных тем и пишет по ней сочинение, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти). Написание сочинения требует большой меры познавательной самостоятельности и в наибольшей степени отвечает специфике литературы как вида искусства и учебной дисциплины, ставящей своими целями формирование квалифицированного читателя с развитым эстетическим вкусом и потребностью к духовно-нравственному и культурному развитию.