Проблема научного прогресса роковые яйца. Сочинение на тему М.Булгаков «Роковые яйца. Жанр и направление

Предлагаем вам познакомиться с повестью Булгакова "Роковые яйца". Краткое содержание этого произведения, впервые опубликованного в 1925 году, представлено в данной статье.

58-летний профессор Персиков был крупным ученым, всецело преданным науке. Он жил одиноко в своей квартире и проводил исследования в области зоологии, особенно его интересовали земноводные. Персиков работал в московском институте. В первой главе повести "Роковые яйца" рассказывается о жизни профессора до его рокового открытия. Говорится о том, что изменилось в жизни профессора после революции. Сначала у него отняли три комнаты из пяти, институт пришел в запустение и даже перестал отапливаться, но через некоторое время Яблочков вернул себе жилплощадь, а в институте сделали ремонт.

Действие происходит в 1928 году, то есть в недалеком будущем, так как сама повесть была написана в 1924. В апреле профессор сделал важное открытие. Он обнаружил, что красный луч, выделенный из спектра, способствует невероятно быстрому размножению амеб и появлению организмов с новыми свойствами. Они становятся более крупными, проворными и агрессивными. Персиков установил, что этот луч можно выделить только из электрического света, из солнечного он не выделяется.

Профессор вместе со своим ассистентом Ивановым заказали из-за границы особые линзы. Иванов сконструировал камеру, значительно увеличившую диаметр луча. Были проведены опыты с икрой лягушек и получены потрясающие результаты - крупные лягушки размером с кошку, размножающиеся очень быстро. Профессор приобрел известность в Москве, все говорили о нем. Вскоре была сконструирована новая камера, еще мощнее прежней.

Летом того же года в стране началась необъяснимая куриная болезнь, в результате которой погибли все куры. Персикову пришлось отвлечься на время от своих опытов и заняться куриным вопросом. Также его постоянно отвлекали журналисты и разные посетители, мешая работать. Булгаков с юмором описывает, как ему досаждал журналист, как профессор злился на то, что ему не дают работать.

Однажды к нему пришел Александр Семенович Рокк, заведующий совхозом "Красный луч". Раньше он работал в оркестре, играл на флейте, но после 1917 года оставил это занятие. Кремль поручил ему поднять куроводство в стране с помощью луча профессора Персикова. Персиков был возмущен, так как понимал, что Рокк ничего не смыслит в науке и может бог весть чего натворить, тем более свойства луча еще не вполне изучены, а на курах эксперименты и вовсе не проводились. Но профессору некуда было деваться - распоряжение из Кремля. Пришлось согласиться. Камеры Персикова увезли, оставив лишь самую маленькую.

Профессор выписал из-за границы яйца тропических животных, а Рокку в совхоз должны были прислать куриные яйца. Но по ошибке их перепутали. В результате этого вместо кур из яиц вылупились гигантские и очень агрессивные змеи, крокодилы и страусы. Они съели Рокка и всех обитателей совхоза, разрушили всю Смоленскую губернию, а затем двинулись на Москву. В столице было введено военное положение. Красная армия, вооружившись газом, отправилась на борьбу с гадами. Тем временем разъяренная толпа ворвалась в институт и убила профессора Персикова.

Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы не 18-градусный мороз, который неожиданно пришел в столицу в конце августа и продержался два дня. Этих двух дней было достаточно для того, чтобы все гигантские твари погибли, не успев дойти до столицы. Долго еще пришлось очищать землю от их трупов и яиц, восстанавливать хозяйство. Но уже к весне 1929 года столица зажила прежней жизнью. Бывший помощник профессора приват-доцент Иванов попытался сконструировать новую камеру и выделить красный луч из спектра, но луч почему-то не выделялся. Не удалось получить его и другим. Видимо, для этого требовалось не только знание технической стороны, но и что-то другое, что было только у профессора Персикова. На этом заканчивается повесть "Роковые яйца" (краткое содержание).

“Роковые яйца”, написанные, по словам М. Горького, “остроумно и ловко”, не были просто, как могло бы показаться, едкой сатирой на советское общество эпохи нэпа. Булгаков делает здесь попытку поставите, художественный диагноз последствиям гигантского эксперимента, который проделан над “прогрессивной частью человечества”. В частности, речь идет о непредсказуемости вторжения разума, науки в бесконечный мир природы и самого человеческого естества. Ho не о том ли говорил чуть раньше Булгакова, в стихотворении “Загадка Сфинкса”

(1922), умудренный Валерий Брюсов?
Об иных вселенных молча гласят нам Мировые войны под микроскопами.
Ho мы меж ними – в лесу лосята,
И легче мыслям сидеть под окнами…
Все в той же клетке морская свинка,
Все тот же опыт с курами, с гадами…
Ho пред Эдипом разгадка Сфинкса,
Простые числа не все разгаданы.
Именно опыт “с курами, с гадами”, когда под чудодейственным красным лучом, случайно открытым профессором Персиковым, вместо слоноподобных бройлеров оживают гигантские рептилии, позволяет Булгакову показать, куда ведет дорога, вымощенная самыми благими намерениями. По сути дела результатом

открытия профессора Персикова становится (говоря словами Андрея Платонова) лишь “повреждение природы”. Однако что же это за открытие?
“В красной полосе, а потом и во всем диске стало тесно, и началась неизбежная борьба. Вновь рожденные яростно набрасывались друг на друга и рвали в клочья и глотали. Среди рожденных лежали трупы погибших в борьбе за существование. Побеждали лучшие и сильные. И эти лучшие были ужасны. Во-первых, они объемом приблизительно в два раза превышали обыкновенных амеб, а во-вторых, отличались какою-то особенной злобой и резвостью”.
Красный луч, открытый Персиковым, – это некий символ, многократно повторяющийся, скажем, в названиях советских журналов и газет (“Красный огонек”, “Красный перец”, “Красный журнал”, “Красный прожектор”, “Красная вечерняя Москва” и даже орган ГПУ “Красный ворон”), сотрудники которых рвутся прославить подвиг профессора, в имени совхоза, где должен быть произведен решающий эксперимент. Булгаков попутно пародирует тут учение марксизма, которое, едва коснувшись чего-то живого, немедленно вызывает в нем кипение классовой борьбы, “злобу и резвость”. Эксперимент был обречен изначально и лопнул по воле предопределенности, рока, который в повести персонифицировался в лице коммуниста-подвижника и директора совхоза “Красный луч” Рокка. Красной армии надлежит вступить в смертельную схватку с ползущими на Москву гадами.
“- Мать… мать… – перекатывалось по рядам. Папиросы пачками прыгали в освещенном ночном воздухе, и белые зубы скалились на ошалевших людей с коней. По рядам разливалось глухое и щиплющее сердце пение:
…Ни туз, ни дама, ни валет,
Побьем мы гадов без сомненья,
Четыре сбоку – ваших нет…
Гудящие раскаты „ура” выплывали над всей этой кашей, потому что пронесся слух, что впереди шеренг на лошади, в таком же малиновом башлыке, как и все всадники, едет ставший легендарным 10 лет назад, постаревший и поседевший командир конной громады”.
Сколько соли и скрытой ярости в этом описании, безусловно возвращающем Булгакова к мучительным воспоминаниям о проигранной Гражданской войне и ее победителях! Мимоходом он – неслыханная в тех условиях дерзость! – ядовито издевается над святая святых – гимном мирового пролетариата “Интернационалом”, с его “Никто не даст нам избавленья, ни Бог, ни царь и ни герой…”. Завершается эта повесть-памфлет ударом внезапного, среди лета, мороза, от которого околевают гады, и гибелью профессора Персикова, вместе с которым потерян, навсегда угас и красный луч.


Другие работы по этой теме:

  1. История создания Повесть “Роковые яйца” была написана Булгаковым в 1924 г. Уже публикуя повесть в сокращенном виде в четырех номерах журнала “Красная панорама” , Булгаков...
  2. Глава 1. Куррикулюм витэ профессора Персикова Профессор зоологии Владимир Ипатьевич Персиков занимает должность директора Московского зоологического института. В свои 58 лет ученый все еще одинок....
  3. Эти произведения объединяет тема нравственной ответствен­ности ученого за проводимый эксперимент; сатирическое изо­бражение послереволюционной действительности; использова­ние фантастики и гротеска. Против чего направлена сатира в повестях М....
  4. (1924 г.) Действие повести происходит летом 1928 года в СССР. Профессор зоологии IV государственного университета и директор Московского зоологического института Персиков Владимир Ипатьевич неожиданно делает...
  5. Булгаков М. А. Действие происходит в СССР летом 1928 г. Владимир Ипатьевич Персиков, профессор зоологии IV государственного университета и директор Московского зооинститута, совершенно неожиданно для...
  6. Действие происходит в СССР летом 1928 г. Владимир Ипатьевич Персиков, профессор зоологии IV государственного университета и директор Московского зооинститута, совершенно неожиданно для себя делает научное...

РЕФЕРАТ

«ЭКСПЕРИМЕНТ В ПОВЕСТЯХ М.А.БУЛГАКОВА «РОКОВЫЕ ЯЙЦА» И «СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ»

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 2

1.Быт и время создания повестей «Роковые яйца» и «Собачье сердце»……. 3

2.Эксперимент профессора Персикова в повести «Роковые яйца»…………. 5

3.Эксперимент профессора Преображенского и его последствия в повести «Собачье сердце»………………………………………………………………. 8

4.Уроки, извлеченные из анализа произведений «Роковые яйца» и «Собачье сердце»…………………………………………………………………………… 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 13

Список использованных источников…………………………………………. 14

ВВЕДЕНИЕ

Творчество Булгакова - вершинное явление русской художест­венной культуры двадцатого века. Творчество Булгакова многообразно. Но особое место в нем занимает тема научного эксперимента, которая поднима­ется в социально-философских повестях сатирической фантастики «Роковые яйца» и «Собачье сердце», в которых много общего.

Данная тема актуальна и сегодня, потому что булгаковская сатирическая фантастика предуп­реждает общество о грядущих опасностях и катаклизмах. Речь идет о трагическом несоответствии достижений науки - стремлении чело­века изменить мир - и его противоречивой, несовершенной сущности, неспособности предвидеть будущее, здесь он воплощает свою убежденность в предпочтительности нормальной эволюции перед на­сильственным, революционным методом вторжения в жизнь, об от­ветственности ученого и страшной, разрушительной силе самодо­вольного агрессивного невежества. Эти темы вечны и они не утра­тили своего значения и теперь.

Задачами данного реферата являются проанализировать сюжеты в повестях М.А.Булгакова «Роковые яйца» и «Собачье сердце», место и влияние научных экспериментов главных их персонажей на развитие сюжетов в повестях, а также сделать выводы, о чем в своих произведениях писатель предупреждал своих современников, и целью данного реферата узнать, какое влияние он оказывает на нашу современную жизнь.

В данной работе использовались материалы критических статей литературоведов творчества писателя М.А.Булгаков советского и современного периодов, а также самостоятельные выводы по данной теме.

Новизна моей работы заключается в доказательстве значимости, актуальности и «живучести» литературного наследия М.А.Булгакова сегодня, об угрозе всякого бездумного эксперимента, который входит в противоречие человеческой натуре и его нравственности.

1. Быт и время создания повестей «Роковые яйца» и «Собачье сердце».

Повесть «Роковые яйца» была написана в 1924 году, а опубликована в 1925 году, вначале в сокращенном виде в журнале «Красная панорама» №19-22, 24, причем в № 19-21 она носила название «Луч жизни» и только в № 22,24 приобрела известное теперь всем название «Роковые яйца». В том же году повесть была опубликована а альманахе «Недра», в шестом выпуске, и вошла в сборник Булгакова «Дьяволиада», вышедшими двумя изданиями в 1925 и 1926 годах, причем издание сборника 1926 года стало последней прижизненной книгой Булгакова на родине.

Повесть «Собачье сердце», написанную в 1925 году автор так и не увидел напечатанной, она была изъята у автора вместе с его дневниками сотрудниками ОГПУ во время обыска 7 мая 1926 года. «Собачье сердце» - последняя сатирическая повесть Булгакова. Она избежала участи своих предшественников - не была высмеяна и растоптана лже-критиками от «советской литературы», т.к. вышла в свет лишь в 1987 году в журнале «Знамя».

Действие «Роковых яиц» приурочено к 1928 году, реалии советского быта первых пореволюционных годов узнаются в повести без труда. Самым выразительным в этом отношении становится указание на пресловутый «квартирный вопрос», который якобы был решен в 1926 году: «Подобно тому, как амфибии оживают после долгой засухи, при первом обильном дожде, ожил профессор Персиков в 1926 году, когда соединенная американо-русская компания выстроила, начав с угла Газетного переулка и Тверской, в центре Москвы 15 пятнадцатиэтажных домов, а на окраинах 300 рабочих коттеджей, каждый на 8 квартир, раз и навсегда прикончив тот страшный и смешной жилищный кризис, который так терзал москвичей в годы 1919-1925».

Герой повести профессор Преображенский пришел в булгаковскую повесть с Пречистенки, где издавна селилась потомственная мос­ковская интеллигенция. Недавний москвич, Булгаков этот район знал и любил. В Обуховом (Чистом) переулке он поселился, здесь написаны «Роковые яйца» и «Собачье сердце». Здесь жили люди, близкие ему по духу, по культуре. Прототипом профессора Филиппа Филипповича Преображенского считают родственника Булгакова по матери, профессора Н.М. Покровского. Но, в сущности, в нем отра­зился тип мышления и лучшие черты того слоя русской интеллиген­ции, который в окружении Булгакова назывался «Пречистинкой».

Булгаков считал своим долгом «упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране». Он уважитель­но-любовно относился к своему герою-ученому, в какой-то степени профессор Преображенский - воплощение уходящей русской культуры, культуры духа, аристократизма.

С 1921 года М.А. Булгаков жил в Москве, которая, как и вся страна, переходила к эпохе НЭПА – парадоксальной, острой, противоречивой. Суровая пора военного коммунизма уходила в прошлое. Эпоха бурлила. Перо Булгакова спешило запечатлеть быстро текущую невероятную, неповторимую действительность. Оно откликалось сатирическими штрихами в очерках и фельетон, целыми фантастическо-сатирическими произведениями, такими, как «Роковые яйца» и «Собачье сердце».

2. Эксперимент профессора Персикова в повести «Роковые яйца».

Апокалиптическими мотивами проникнута сатирическая повесть Булгакова – «Роковые яйца», - работа на которой, как и над «Дьяволиадой», велась во время написания «Белой гвардии».

Сюжетная канва повести «Роковые яйца» очень проста и перекликается с сюжетами многих научно-фантастических романов Г.Уэллса (о чем в повести есть прямые указания). Она поражает смелостью авторской фантазии и обилием весьма рискованных частных заявлений и сатирических выпадов.

В центре повести стоит традиционный образ чудака-ученого, теоретика, всецело погруженного в свои научные исследования, далекого от реальной действительности и не понимающего ее. Профессору Владимиру Игнатьевичу Персиковому было 58 лет, «голова замечательная, толкачом, лысая, с пучком желтоватых волос, торчащими по бокам».

Вторым по значению образом в система персонажей повести становится образ А.С.Рокка. Сам внешний облик Рокка подан в повести как олицетворение эпохи военного коммунизма, времени абсолютно чуждого и враждебного Булгаковому и олицетворяющему для него сущность пролетарской революции: «Он был страшно старомоден. В 1919 году этот человек был бы совершенно уместен на улицах столицы, он был бы терпим в 1924 году, в начале его, но в 1928 году он был странен. В то время как наиболее даже отставшая часть пролетариата – пекаря – ходили в пиджаках, когда в Москве редкостью был редкостью френч – старомодный костюм, оставленный окончательно в конце 1924 года, на вошедшем была кожаная двубортная куртка, зеленые штаны, на ногах обмотки и штиблеты, а на боку огромный старой конструкции пистолет маузер в желтой битой кобуре». Любопытно, что, по словам повествователя, этот человек был бы терпим именно в начале 1924 года. Думаю, что мы имеем недвусмысленное указание Булгакова на время смерти Ленина, и, следовательно, Рокк олицетворяет здесь ленинскую эпоху, ушедшую, как кажется автору, в безвозвратное прошлое.

Главное в повести событие – открытие ученого Персикова. Внешне и это событие не более чем шутка художника. Настраивая для работы микроскоп, Персиков случайно обнаружил, что при движении зеркала и объектива возникает какой –то красный луч, который как вскоре выясняется, оказывает удивительное воздействие на живые организмы: они становятся невероятно активными, злыми, бурно размножаются и вырастают до огромных размеров. Но гениальное изобретение Персикова в условиях большевистской России приводит к неразберихе и чертовщине, которая ассоциируется с концом света.

Началось все с бытового недоразумения. «Вечная кутерьма, вечное безобразие, «какое-то неописуемое безобразие», в результате которого перепутали адреса с яйцами: профессору вместо змеиных грудами везли «эти куриные яйца», а Рокку вместо груды куриных привезли только три ящика яиц.

События развиваются стремительно. Когда Персиков догадался об ужасной ошибке, было уже поздно: в районе Смоленска творилось «что-то чудовищное». Рокк вместо кур вывел змей, а они дали такую же самую феноменальную кладку, как лягушки». Змеи двинулись на Москву. Ничто не могло их остановить. Гибель грозила всему государству. Притихла Москва, а затем началась безумная паника, пожары, мародерство. В результате учиненного разъяренной, неуправляемой толпой погрома сгорает Институт, занимающийся лабораторным выведением «новой жизни», разбита камера, породившая злополучный красный луч, убит и растерзан толпой сам экспериментатор – профессор Персиков, а вместе с ним Панкрат и прислуга Марья Степановна. И только традиционный русский мороз, разразившийся чудесным образом «в ночь с 19-го на 20-е августа 1928 года» («морозный бог на машине» - иронизирует Булгаков в названии ХII главы повести), спасает Россию от катастрофы ужасного масштаба. Гигантские пресмыкающиеся, подобно древним динозаврам мезозойской эры, вымерзли на подходе к Москве. «Были мертвы» бесчисленные змеиные, крокодильи и страусовые яйца, покрывавшие «леса, поля, необозримые болота» Советской России.

В сюжете «Роковых яиц» множество самых невероятных событий и случайных стечений обстоятельств. Это и невесть откуда взявшийся куриный мор, и нечаянное открытие Персикова, и путаница с яйцами, и восемнадцати градусный мороз в августе, и то, что ни куриная чума, ни нашествие гадов не распространились почему-то за пределы страны, и многое другое. Автор словно специально нагнетает такие случайности, не заботясь о том, чтобы они были сколько-нибудь правдоподобны. Но за аллегорическими образами и картинами нетрудно рассмотреть события реальные или по крайней мере вполне возможные.

«Роковые яйца» – это не просто сатира, а предостережение от чрезмерного увлечения давно, в сущности открытым красным лучом, или, иначе говоря, революционным прогрессом, революционными методами строительства новой жизни. Они не всегда и не во всем идут во благо народу, утверждал писатель, а могут быть чреваты катастрофически тяжелыми последствиями, потому что пробуждают огромную энергию в людях, не только мыслящих, честных и сознающих свою ответственность перед народом, но и невежественных и бесчинных. Порою таких людей этот процесс возносит на огромную высоту, и уже от них немало зависит его дальнейший ход.

Самое горькое было в том, что Булгаков не ошибся даже в сроках. Именно в 1928 началось общенародное бедствие, которое именовалось всеобщей коллективизацией сельского хозяйства и ликвидацией кулачества как класса, и нанесло стране огромный урон.

В России действительно произошел апокалипсис, от которого предостерегал М.А.Булгаков в своей сатирической повести «Роковые яйца».

3. Эксперимент профессора Преображенского и его последствия в повести «Собачье сердце».

В основе повести лежит великий эксперимент. Профессор Преображенский, немолодой уже человек, живет уе­диненно в прекрасной комфортабельной квартире. автор любуется культурой его быта, его облика - Михаил Афанасьевич и сам любил аристократизм во всем, одно время он даже носил монокль.

Профессор, осуществляющий превращение пса в человека, носит фамилию Преображенский. А само действие происходит в канун Рож­дества. Между тем, всеми возможными средствами писатель указыва­ет на противоестественность происходящего, что это есть антитво­рение, пародия на Рождество. И по этим признакам можно сказать, что в «Собачьем сердце» уже просматриваются мотивы последнего и лучшего произведения Булгакова - романа о дьяволе.

Гордый и величественный профессор Преображенский, который так и сыплет старинными афоризмами, светило московской генетики, гениальный хирург занимается прибыльными операциями по омоложе­нию стареющих дам и бойких старцев: беспощадна авторская ирония - сарказм в отношении процветающих нэпманов.

Но профессор задумывает улучшить саму природу, он решается посоревноваться с самой Жизнью, создать нового человека, совершает главное дело своей жизни - уникальную операцию – эксперимент, пере­садив псу Шарику чело­веческий гипофиз от скончавшегося за несколько часов до операции мужчины 28 лет. Человек этот - Клим Петрович Чугункин, судился три раза. «Профессия - игра на балалайке по трактирам. Маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти - удар ножом в сердце в пивной».

В результате сложнейшей операции появилось безобразное, примитивное существо - нелюдь, целиком унаследовавшее «проле­тарскую» сущность своего «предка». Первые произнесенные им слова были ругань, первое отчетливое слова:«буржуи». А потом - слова уличные: «не толкайся!» «подлец», «слезай с подножки» и.т.п. Это был омерзительный «человек маленького роста и несимпатичной на­ружности. Волосы у него на голове росли жесткие… Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над черными ниточками бровей начиналась густая головная щетка». Так же безобраз­но-вульгарно он и «принарядился».

Усмешка жизни в том, что едва встав на задние конечности, Шариков готов утеснить, загнать в угол породившего его «папашу» - профессора.

И вот это человекообразное существо требует от профессора документ о проживании, уверенный, что в этом ему поможет домком, который «интересы защищает».

Чьи интересы, позвольте осведомиться?

Известно чьи - трудового элемента. Филипп Филиппович вы­катил глаза.

Почему же вы - труженик?

Да уж известно, не нэпман.

Из этого словесного поединка, пользуясь растерянностью про­фессора по поводу его происхождения («вы ведь, так сказать, нео­жиданно появившееся существо, лабораторное») гомункулус выходит победителем и требует присвоить ему «наследственную» фамилию Ша­риков, а имя он себе выбирает - Полиграф Полиграфович. Шариков наглеет с каждым днем. К тому же он находит союзни­ка - теоретика Швондера. Именно он, Швондер требует выдачи доку­мента Шарикову, утверждая, что документ самая важная вещь на свете.

Страшно то, что бюрократической системе наука профессора не нужна. Ей ничего не стоит кого угодно назначить человеком. Любое ничтожество, даже пустое место - взять и назначить человеком. Ну, естественно, оформив это соответствующим образом и отразить, как положено, в документах. Натравливая Шарикова на профессора, Швондер не понимает, что кто-то другой легко может натравить Ша­рикова на самого же Швондера. Человеку с собачьим сердцем доста­точно указать любого, сказать, что он враг, и Шариков его уни­зит, уничтожит и.т.д. Как это напоминает советское время и осо­бенно тридцатые годы…

Звездным часом для Полиграфа Полиграфовича явилась его «служба».

Ошара­шенному профессору он предъявляет бумагу, в которой говорится, что товарищ Шариков состоит заведующим подотделом очистки города от бродячих животных. Конечно устроил его туда Швондер. На воп­рос, почему же от него так отвратительно пахнет, монстр отвечает:

Ну, что ж, пахнет… известно: по специальности. Вчера

котов душили - душили...

Итак булгаковский Шарик совершил головокружительный прыжок: из бродячих собак - в санитары по очистке города от бродячих со­бак /и кошек, естественно/. Что ж, преследование своих - харак­терная черта всех Шариковых. Они уничтожают своих, словно заме­тая следы собственного происхождения...

Последний, заключительный аккорд шариковской деятельности ­донос-пасквиль на профессора Преображенского.

Нужно отметить, что именно тогда, в тридцатые годы донос становится одной из основ «социалистического» общества, которое правильней было бы назвать тоталитарным. Так как только тотали­тарный режим может иметь в своей основе донос.

Шарикову чужды совесть, стыд, мораль. У него отсутствуют человеческие качества кроме подлости, ненавести, злобы…

Хорошо, что на страницах повести чародею-профессору удалось обратное превращение человека-монстра в животное, в собаку. Хо­рошо, что профессор понял, что природа не терпит насилия над со­бой. Увы, в реальной жизни Шариковы победили, оказались живучи­ми, ползущими из всех щелей. Самоуверенные, наглые, уверенные в своих священных правах на все, полуграмотные люмпены довели нашу страну до глубочайшего кризиса, ибо большевистско-швондеровская теза «большого скачка социалистической революции», глумливое пренебрежение законами развития эволюции могло породить только Шариковых.

4. Уроки, извлеченные из анализа произведений «Роковые яйца» и «Собачье сердце».

Все, что проис­ходило вокруг и что именовалось строительством социализма, воспринималось Булгаковым именно как эксперимент - огромный по масш­табам и более чем опасный. К попыткам создания нового совершен­ного общества революционными, т.е. не исключающими насилия, ме­тодами, к воспитанию теми же методами нового, свободного челове­ка он относился крайне скептично. Для него это было таким вмеша­тельством в естественный ход вещей, последствия которого могли оказаться плачевными в том числе и для самих «экспериментато­ров». В дневнике М.Булгакова («Под пятой. Мой дневник») соседствует точка зрения свидетеля, иронично наблюдающего со стороны за грандиозным социальным экспериментом («Интересно было бы знать, сколько времени «Союз социалистических республик» просуществует в таком положении»), и пророческие эсхатологические интонации («Да чем-нибудь все это да кончится. Верую…»). Об этом автор своим произведениями и предупреждает читате­лей.

Повести «Роковые яйца» и «Собачье сердце», по моему мнению, отличается пре­дельно ясной авторской идеей. Коротко ее можно сформулировать так: впервые определенно проявилось неприятие Булгаковым революционных перемен, и свершившаяся в России революция явилась не результатом ес­тественного социально-экономического и духовного развития об­щества, а безответственным и преждевременным экспериментом; по­сему необходимо страну возвратить, по возможности, в ее прежнее естественное состояние.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В повести «Собачье сердце» профессор исправляет свою ошибку - Шариков снова превращается в пса. Он доволен своей судьбой и самим собой. Но в жизни подобные эксперименты необратимы. И Булгаков сумел предупредить об этом в самом начале тех разрушительных преобразований, которые начались в нашей стране в 1917-ом году после революции, когда были созданы все условия для появления огромного количества шариковых с собачьими сердца­ми. Тоталитарная система этому очень способствует. Наверное из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, что они и сейчас среди нас, Россия и переживает сейчас тяжелые вре­мена. Шариковы со своей, по истине собачьей живучестью, не смот­ря ни на что, пройдут везде по головам других. Собачье сердце в союзе с человеческим разумом - главная уг­роза нашего времени.

В ходе работы была предпринята попытка доказать, что повести, написанные в начале ХХ века остаются актуальными и в наши дни, служат предупреждением грядущим поколениям. Сегодняшний день так близок ко вчерашне­му… На первый взгляд кажется, что внешне все изменилось, что страна стала другой. Но сознание, стереотипы, образ мышления лю­дей не поменяются ни за десять, ни за двадцать лет - пройдет не одно поколение, прежде чем шариковы исчезнут из нашей жизни, прежде чем люди станут другими, прежде чем не станет пороков, описанных Булгаковым в его бессмертных произведениях. Как хочется верить, что это время настанет!...

Таковы невеселые раздумья о последствиях (с одной стороны ­возможных, с другой - совершившихся) взаимодействия трех сил: аполитичной науки, агрессивного социального хамства и сниженной до уровня домкома духовной власти.

Список использованных источников.

1. Безносов Э.Л. Лекция 4. Образ послереволюционной советской действительности в повести Булгакова «Роковые яйца» и образы «новых» людей в сатирической повести «Собачье сердце».//«Литература. – 2004.- №38.

2. Булгаков М.А. Под пятой: Мой дневник//Огонек. – 1989. - №51.

3. Булгаков М. Собачье сердце: Роман. Повести. Рассказы. –М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО – Пресс, 1999.

4. М.А.Булгаков. Собачье сердце. Справочные материалы. 11 кл./Авт.-сост. И.М. Михайлова.-М.: Дрофа, 1998.

5. Булгаков М.А. Собр. соч.: В 5 т. М., 1989-1990. Т.2.

6. Камахина Т.В. Эксперимент профессора Преображенского//Литература в школе. – 2002. - №7.

7. Киреев Руслан. Булгаков. Последний полет//Литература.-2004.- №32.

8. Петров В.Б. Михаил Булгаков смотрит в будущее./ /Литература в школе.-2002.- №7.

9. Чекалов П.К. Собачье и человеческое в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».//Литература.-2004.- №8.

10. Яблоков Е.А. Мотивы прозы Михаила Булгакова. М., 1997.

М.А. Булгаков (1891-1940 г.г.). Жизнь и судьба. Сатира писателя. Анализ сатирических произведений («Собачье сердце», «Роковые яйца»).

Вся жизнь этого беспокойного и блестящего писателя была, по существу, беспощадной схваткой с глупостью и подлостью, схваткой ради чистых человеческих помыслов, ради того, что человек должен быть и не смеет не быть разумным и благородным. К.Паустовский

Андрей Сахаров

Цели урока:

    показать сложность и трагичность жизненного и творческого пути М. А. Булгакова , вызвать интерес к личности и творчеству писателя ;

    раскрыть многоплановость проблематики повестей Булгакова, выявить принципы соединения бытовой конкретики и фантастики в творчестве писателя, показать актуальность сатирических произведений, развить умения и навыки анализа прозаического произведении , помочь понять, о чём же предупреждают нас повести Булгакова;

    развивать умение идейно-композиционного и стилистического анализа текста;

    продолжить формировать умение выбирать в развитии действия главное , излагать свои мысли ясно и последовательно, аргументировать свои высказывания, готовить доклад; развивать умение учащихся оформлять основные мысли в конспект .

Задачи урока:

Образовательные:

1.Дать краткий обзор жизненного и творческого пути М.А.Булгакова; познакомить с особенностями судьбы Булгакова-писателя и человека, отметить разнообразие творчества писателя, познакомить с авторскими приемами создания сатирических произведений; совершенствовать навык поиска информации о жизни и творчестве писателя; совершенствовать навык монологической речи.

2. Познакомить с повестями «Собачье сердце» и «Роковые яйца», понять смысл произведений, помочь разобраться в том, о чём же предупреждают нас повести Булгакова, оценить злободневность произведений; доказать, что сатирические произведения писателя современны и актуальны.

3. В процессе работы над произведениями развивать умение идейно-композиционного и стилистического анализа текста, продолжить формировать умение выбирать в развитии действия главное, излагать свои мысли ясно и последовательно, аргументировать свои высказывания; совершенствовать умения анализа литературного произведения

Развивающие: содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности, развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность; развивать умения правильно обобщать рефлексивную деятельность; развивать умения правильно обобщать данные и делать выводы.

Воспитательные: воспитывать любовь и уважение, бережное отношение к народному наследию, содействовать формированию патриотических чувств, неприятие лицемерия, жестокости, наглости и бескультурья.

Образовательные ресурсы: Литературный диктант , лекционный материал, слайд-фильмы о жизни и творчестве М.А. Булгакова, повести «Собачье сердце», «Роковые яйца», задания для групповой работы. Видеофильм В.В. Бортк О «Собачье сердце».

I.

1 этап

1 . Организационный момент.

II. Актуализация знаний .

Сегодня мы с вами приступаем к изучению творчества русского писателя, драматурга, театрального режиссёра I пол. 20 века. Автора повестей и рассказов, множества фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев, оперных либретто (Либретто- словесный текст театрализованного музыкально-вокального произведения),

познакомимся с его непростой и трагической судьбой).

Прежде чем мы начнем говорить о нем, вначале посмотрим слайд-фильм, а затем продолжим разговор. (№1Просмотр слайд - фильма о писателе с00.00 – 0.40)

Целеполагание.

Итак… какие ассоциации возникли у вас после увиденного? О ком пойдет речь? Посмотрите на доску. Вы видите портрет писателя. Внизу стоит дата -1935 год. Это практически его последние годы жизни. Через пять лет писателя не станет… Ему было всего 49 лет. (см. эпиграф), + (Кл. доска)

Итак, речь пойдет о М.А.Булгакове.

1. А сейчас знакомство с творчеством и жизненным путем М.А. Булгакова (№2Слайд-фильм «Биография писателя» до.030; до 1.03; до 1.36; до 2.09); учебник, стр.118

- Какие факты биографии произвели на вас впечатление? Назовите известные вам произведения писателя.

(Известные произведения Булгакова : « Мастер и Маргарита », « %A%D%BE%D%B%D%B%D%87%D%C%D%B_%D%81%D%B%D%80%D%B%D%86%D%B », « %97%D%B%D%BF%D%B%D%81%D%BA%D%B_%D%E%D%BD%D%BE%D%B%D%BE_%D%B%D%80%D%B%D%87%D%B », « %A%D%B%D%B%D%82%D%80%D%B%D%BB%D%C%D%BD%D%B%D%B_%D%80%D%BE%D%BC%D%B%D », « %91%D%B%D%BB%D%B%D%F_%D%B%D%B%D%B%D%80%D%B%D%B%D%F_%28%D%80%D%BE%D%BC%D%B%D », « %98%D%B%D%B%D%BD_%D%92%D%B%D%81%D%B%D%BB%D%C%D%B%D%B%D%B%D%87_%28%D%BF%D%C%D%B%D%81%D%B », «Записки на манжетах», «Роковые яйца», «Дьяволиада»).

Рассказ (дополнение) учителя о жизни и творчестве М.А. Булгакова.

Булгаков-писатель и Булгаков-человек до сих пор во многом – загадка. Неясны его политические взгляды, отношение к религии…. Его жизнь состояла как бы из трех частей, каждая из которых чем-то примечательна.

- До 1919 года он врач, только изредка пробующий себя в литературе.

- В 20-е годы Булгаков уже профессиональный писатель и драматург

В 30-е годы Михаил Афанасьевич – театральный служащий.

Его не печатали , пьесы не ставили, не давали работать в любимом МХАТе.

Особые отношения были у него со Сталиным. Вождь критиковал многие его произведения, прямо намекая на антисоветскую агитацию в них. Но несмотря на это Михаил Афанасьевич не испытал на себе того, что называлось страшным словом ГУЛАГ (Гла́вное управле́ние лагере́й и мест заключе́ния – подразделение %D%D%B%D%80%D%BE%D%B%D%BD%D%B%D%B_%D%BA%D%BE%D%BC%D%B%D%81%D%81%D%B%D%80%D%B%D%B%D%82_%D%B%D%BD%D%83%D%82%D%80%D%B%D%BD%D%BD%D%B%D%85_%D%B%D%B%D%BB_%D%A%D%A%D%A%D%A , %C%D%B%D%BD%D%B%D%81%D%82%D%B%D%80%D%81%D%82%D%B%D%BE_%D%B%D%BD%D%83%D%82%D%80%D%B%D%BD%D%BD%D%B%D%85_%D%B%D%B%D%BB_%D%A%D%A%D%A%D%A" осуществлявшее руководство местами массового принудительного заключения и содержания в 1930-1956 годах. ). И умер не на нарах (хотя в те времена забирали за гораздо меньшие прегрешения), а в собственной постели (от нефросклероза , унаследованного от отца). (№3см. фильм с 00.51).

Ограбленный до нитки, отлуч Е нный от читателей и зрителей, «запечатанный» в своей квартире казенными печатями, смертельно больной, знавший, что его дни сочтены, Булгаков оставался самим собой: не терял чувства юмора и остроты языка. Значит, не терял свободы.

Таким был М. А. Булгаков . Врач, журналист, прозаик, драматург, режиссер, он был представителем той части интеллигенции, которая, не покинув страну в трудные годы, стремилась сохранить себя и в изменившихся условиях. Ему пришлось пройти через пристрастие к морфию (когда работал земским врачом), гражданскую войну (которую он переживал в двух ее пылавших очагах – родном городе Киеве и на Сев. Кавказе), жестокую литературную травлю и вынужденное молчание, и в этих условиях ему удалось создать такие шедевры, которыми зачитываются во всем мире.

Анна Ахматова назвала Булгакова емко и просто – гением, и посвятила памяти его стихотворение (читает ученик):

Вот это я тебе, взамен могильных роз,

Взамен кадильного куренья;

Ты так сурово жил и до конца донес

Великолепное презренье.

Ты пил вино, ты как никто шутил

И в душных стенах задыхался,

И гостью страшную ты сам к себе впустил

И с ней наедине остался.

И нет тебя, и все вокруг молчит

О скорбной и высокой жизни,

И на твоей безмолвной тризне…

2. Блиц-опрос

«Жизнь и творчество М.А. Булгакова»

    Когда и где родился М.А. Булгаков? (15.05.1891 в Киеве)

III. этап Аналитическая беседа .

2. Сатира писателя

Учитель: Сегодня в центре нашего внимания сатирические произведения писателя.

Вопрос: Давайте вспомним теорию литературы: что такое сатира и ее виды.

Сатира – вид комического.

Предмет изображения – пороки.

Источник – противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.

Виды сатиры:

    Юмор - добрый смех.

    Ирония – насмешка.

    Сарказм – едкая, язвительная насмешка, высшая степень иронии.

Средства сатиры:

    Гиперболизм - преувеличение

    Гротескность – соединение фантастического и реального

    Контраст – противопоставление

Сатирические же повести М.А. Булгакова, написанные в 1925 г ., прозвучали очень своевременно, стали отражением умонастроений целого ряда деятелей науки и культуры, почувствовавших тревогу в связи с происходившими в России переменами.

Вопрос: Что же волновало самого писателя? Вот в этом мы и будем разбираться.

Учитель: Повести сатирические и поэтому мы сегодня будем говорить о чем ? сатирическом мастерстве писателя – продолжателя лучших традиций русской сатиры 19 века в лице Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова - Щедрина).

- Какие основные проблемы ставит автор в своих произведениях? (Извечная борьба добра и зла , нравственности и аморальности , свободы и несвободы, проблема ответственности человека за свои поступки – это всё вечные, основные проблемы человеческой жизни.)

- Как называются такие произведения, в которых затронуты общечеловеческие проблемы? (Такие произведения называются философскими )

- В чем особенность творческой манеры писателя Булгакова? (В его произведениях – сочетание реального и фантастического , чудовищного гротеска и реальной нормы; стремительность сюжета; гибкость живой разговорной речи.)

Почему именно в это время Булгаков пишет сатирические произведения? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните, как Булгаков воспринял Октябрьскую революцию.
(Всё, что происходило вокруг, что именовалось строительством социализма, воспринималось писателем как опасный и огромный по масштабам эксперимент . Булгаков считал, что ситуация, сложившаяся в первые десятилетия после Октябрьской революции, трагична . Люди превращены в серую, однородную, безликую массу . Извращены понятия о вечных ценностях. Преобладают тупость, убогость, бездуховность, примитивность. Всё это вызывает у писателя чувство неприязни, возмущения. Видимо, это способствовало тому, что в первые десятилетия после Октябрьской революции появились сатирические произведения .)

Так о каких произведениях сегодня пойдет речь? ( «Роковые яйца»(1925), «Собачье сердце»(1925).
В литературе Булгаков выступил сначала как газетчик, писал фельетоны.

До середины 20-х годов он писатель-сатирик, автор повестей «Дьяволиада»(1923), «Роковые яйца»(1925), «Собачье сердце»(1925) завершают цикл сатирических произведений автора.

Учитель: Мы уже не раз убеждались в том, что писатели очень чутко реагируют на малейшие изменения в общественной жизни: отражают умонастроения людей, предугадывают ход общественного развития, пытаются предупредить о каких-либо тревожных последствиях тех или иных событий.

Вопрос: Какое событие 1 пол. 20 века можно считать определяющим для развития русского искусства, в т.ч. литературы? ( Октябрьскую революцию 1917 года ) . ( Октя́брьская револю́ция (полное официальное название в 0 1 0 1 0 1 0 0 - Вели́кая Октя́брьская социалисти́ческая револю́ция , иные названия: «октябрьский переворот» %E%D%BA%D%82%D%F%D%B%D%80%D%C%D%81%D%BA%D%B%D%F_%D%80%D%B%D%B%D%BE%D%BB%D%E%D%86%D%B%D%F" ] , «Октябрьское восстание», «большевистский переворот» ) - одно из крупнейших политических событий XX века, повлиявшее на дальнейший ход %92%D%81%D%B%D%BC%D%B%D%80%D%BD%D%B%D%F_%D%B%D%81%D%82%D%BE%D%80%D%B%D% , литературы и искусства.

Можно по-разному относиться к этому событию, но отрицать, что оно стало судьбоносным не только для России, но и для других стран мира, невозможно.

Ведь М.А.Булгаков был не первый, кто обратился к теме революционных преобразований в стране .

А.Блок, С. Есенин, В. Маяковский, А. Фадеев, Е. Замятин – вот лишь некоторые имена писателей, кто пытался осмыслить происходившее каждый по-своему. Интонации были разными: и восторженными, и осторожными, и прославляющими, и пессимистическими…

IV. Анализ сатирических произведений («Собачье сердце», «Роковые яйца»).

Я не мог расстаться с мыслью о том, что я причастен к

неправедным и страшным делам. У меня было ужасное чувство бессилия.

Андрей Сахаров

Вопрос: Как вы думаете, почему эти слова академика Сахарова взяты в качестве эпиграфа к уроку о повестях «Собачье сердце» и «Роковые яйца»?

(Андре́й Дми́триевич Са́харов - %A%D%A%D%A%D%A %A%D%B%D%B%D%B%D -теоретик, академик %90%D%D_%D%A%D%A%D%A%D%A , был один из создателей первой советской %92%D%BE%D%B%D%BE%D%80%D%BE%D%B%D%BD%D%B%D%F_%D%B%D%BE%D%BC%D%B%D%B . Лауреат %D%D%BE%D%B%D%B%D%BB%D%B%D%B%D%81%D%BA%D%B%D%F_%D%BF%D%80%D%B%D%BC%D%B%D%F_%D%BC%D%B%D%80%D%B ). Открытие оружия массового уничтожения заставило его так же, как и булгаковского профессора Преображенского, задуматься об ответственности ученого и науки в целом перед обществом, перед историей.

20 век – время всевозможных революций, век мировых войн и невиданных перемен в образе жизни и образе мыслей миллиардов людей. Поиск правды, поиск истины стал основополагающим поиском для лучших представителей интеллигенции.

В «Записках на манжетах» М.А. Булгаков с горькой иронией скажет: «Только через страдания приходит истина… Это верно, будьте покойны! Но за знание истины денег не платят, ни пайка не дают. Печально, но факт.»

Находясь в центре стремительного круговорота событий, людей и мнений, Булгаков себе и своим читателям задает вечный вопрос евангельского Понтия Пилата : «Что есть истина?»

Уже в 20-е годы, трудные годы 20 века, писатель пытался ответить на этот вопрос своими сатирическими произведениями, поднимая в них следующие проблемы :

1.Беспощадное осуждение «чистой» науки ее жрецов.

2.Проблема личной ответственности человека культуры перед жизнью.

3.Проблема человеческого самоуправления.

Попробуем проследить, как раскрываются писателем эти проблемы.

А сначала давайте вспомним содержание сатирических произведений («Собачье сердце» и «Роковые яйца»)

Литературная викторина.

Повесть «Собачье сердце»

2.Какую песню играет на балалайке Шариков? («Светит месяц»)

3.Кого больше всего ненавидит главный герой? (Кошек)

4.Первое слово, которое произнёс Шариков? («Абыр» - «Рыба»)

5.На какие цели Шариков взял 7 рублей в домкоме? (На покупку учебников)

6. Как Шариков объясняет невесте наличие шрама у него на лбу? (Ранен на

на колчаковских фронтах)

Повесть «Роковые яйца»

а)Абрикосов

б)Яблочкин

в)Персиков

5. Каковы были последствия неожиданного мороза?

1. Сатирическое осуждение «чистой» науки и ее жрецов, вообразивших себя творцами новой жизни.

Учитель:

Повести М.Булгакова «Собачье сердце» и «Роковые яйца» - о профессорах старой школы, гениальных ученых, сделавших в новую, не совсем понятную им эпоху гениальные открытия. Оба они пришли в булгаковскую прозу с Пречистенки (ныне улица Кропоткинская в Москве). Булгаков этот район хорошо знал и любил его обитателей. Поэтому, наверное, он считал своим долгом «изображение интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране»

Вопрос: Почему же классические интеллигенты с Пречистенки стали вдруг объектом сатиры? ( А потому, что сатира Булгакова – это сатира умная и зрячая. Писатель видел, что талант ученого, безукоризненная честность в сочетании с одиночеством могут привести к последствиям трагическим и неожиданным. Так происходит с милым сердцу Булгакова профессором Персиковым, почти то же самое случается с профессором Преображенским).

Вопрос: Какие открытия им удалось сделать?

Итак, «Роковые яйца» (См. Презентацию «Роковые яйца»)1-4 кадр.

1 . Выступление учащегося с индивидуальным з аданием «Научное открытие профессора Владимира Ипатьевича Персикова» 5 кадр.

« В красной полосочке кипела жизнь. Серенькие амебы, выпуская ложноножки, тянулись изо всех сил в красную полоску и в ней (словно волшебным образом) оживали. Какая-то сила вдохнула в них дух жизни. Они лезли стаей и боролись друг с другом за место в луче. В нем шло бешеное, другого слова и не подобрать, размножение. Ломая и опрокидывая все законы… они почковались на его глазах с молниеносной быстротой. …В красной полоске, а потом во всем диске стало тесно, и началась неизбежная борьба. Вновь рожденные яростно набрасывались друг на друга и рвали в клочья и глотали. Среди рожденных лежали трупы погибших в борьбе за существование. Побеждали лучшие и сильные. И эти лучшие были ужасны».

Таково гениальное открытие профессора Персикова , которое принесло бы ему славу, мировую известность, которое, очевидно, можно было бы как-то использовать в народном хозяйстве. Об этом профессор не подумал, потому что должен был произвести серию опытов и экспериментов.

Учитель: А теперь повесть «Собачье сердце». С этой повестью вы познакомились еще в 9 классе. Повесть была экранизирована в 1988 году ( 1987г. напечатана ). Режиссер фильма Влади́мир Влади́мирович Бортко́ ) - российский кинорежиссёр, сценарист и продюсер. Экранизация повести принесла режиссеру признание мировой кинообщественности - фильм был удостоен Гран-при кинофестиваля в Перудже (Италия).

2. Выступление учащегося с индивидуальным заданием « Уникальная операция профессора Преображенского в его опыте по пересадке гипофиза».

( Гипо́физ - мозговой придаток в форме округлого образования, расположенного на нижней поверхности головного мозга в костном кармане, называемом турецким седлом, вырабатывает гормоны, влияющие на рост, обмен веществ и репродуктивную функцию )».

Филипп Филиппович Преображенский (60 лет) – светило в медицине. Он производит уникальный опыт по пересадке гипофиза умершего человека (Клим Чугункин) бездомному псу Шарику. Эта операция проведена профессором 22 декабря , а 2 января , записанного в дневнике доктора Борментал, встал с постели этот очеловечевшийся пес, который «… уверенно держался полчаса на задних лапах». И в тот же день, по свидетельству ассистента профессора доктора Борменталя: « В моем и Зины присутствии пес (если псом, конечно, можно назвать) обругал профессора Преображенского по матери».

Эта операция профессора – поистине научное открытие: «Вид у него странен. Шерсть осталась только на голове, на подбородке и на груди. В остальном он лыс, с дряблой кожей. В области половых органов – формирующийся мужчина. Череп увеличен значительно. Лоб скошен и низок».

Учитель: Казалось бы, научные открытия Персикова и Преображенского должны были потрясти мировую научную общественность и принести определенную пользу человечеству. Что же происходит в действительности?

- Какова же с удьба « красного луча», открытого профессором Персиковым?

К профессору явился некто Александр Семенович Рокк «с казенной бумагой из Кремля», удивительно напоминающий Полиграфа Полиграфовича Шарикова: «Маленькие глазки смотрели на весь мир изумленно и в то же время уверенно, что-то развязное было в коротких ногах с плоскими ступнями». 6 кадр.

Великое открытие талантливого ученого привело к катастрофе.

Люди вылетали из дверей, завывая:

Бей его! Убивай!..

Мирового злодея!

Ты распустил гадов!

Низкий человек, на обезъянних кривых ногах, в разорванном пиджаке, в разорванной манишке , сбившейся в сторону, опережая других, дорвался до Персикова и страшным ударом палки раскроил ему голову».

Человек, удивительно похожий на Шарикова, убивает гениального ученого. 8-9 кадр.

Вывод: Так и А.Д. Сахаров увидел последствия своего изобретения, после того как предложил применять электрический заряд в плазме, помещенной в магнитное поле, для получения управляемой термоядерной реакции. Неизвестно, в чьи руки попадет научное открытие, в каких целях его будут использовать. Так, вытекая из первой, звучит вторая тема сатирической дилогии М.А.Булгакова.

2. Тема личной ответственности человека науки, культуры перед жизнью, перед историей.

- А что же случилось с действительным Шариковым?

Пес Шарик был по-своему, по-собачьи умен, наблюдателен и даже не чужд сатирического дара. Жизнь, которую он видел из подворотни, действительно была метко им схвачена. Он умел выделить в ней типичные подробности.

И вот Шарик превращается в Шарикова.

    Какие приемы использует автор?

Гротеск. Реализация метафоры : кто был ничем, тот станет всем. Использует фантастическую ситуацию. Помогает понять абсурдность идеи.

    Как изменилась жизнь Преображенского с появлением Шарикова?

Дом превращается в АД . Тема дома сквозная у Булгакова. Дом – средоточие человеческой жизни. Большевики уничтожили дом как основу семьи, основу человеческого общества.

Появление Шарикова в доме профессора – это кошмар… (№6 слайд-фильм «Кто убил кошку мадам Полосухиной…).

Учитель: Когда наступил «Звездный час» Шарикова?

оступление на службу. «Вчера котов душили, душили» - преследование своих – характерная черта всех шариковых. Уничтожают своих, заметая следы собственного происхождения . Обманул девушку. Чужды стыд, совесть, мораль. Присущи ненависть, злоба . Он действительно опасен ( №7 . См . слайд- фильм Бенефис Шарикова… ); … Котов душили, душили;+ 2мин.37.

Учитель : Профессор Преображенский, задумавший улучшить природу, взял на себя смелость соревноваться с жизнью, сотворив доносчика, алкоголика и демагога, который ему же сел на шею. Профессор понял своюошибку.

Вывод: Так человек, пусть даже гениальный, вторгшийся в законы природы, возомнивший себя Творцом, терпит фиаско.

В романе «Мастер и Маргарита», с которым мы познакомимся позже, Воланд задает вопрос двум московским литераторам Берлиозу и Ивану Бездомному, утверждающими, что Бога нет: « Если Бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?» На что Иванушка отвечает: Сам человек и управляет!»

Так ставится Булгаковым реальнейшая и острейшая в 20 веке проблема.

3. Проблема человеческого самоуправления

Это 3-я важнейшая тема повести «Собачье сердце».

20 век стал временем разрушения, распада прежнего тысячелетнего порядка человеческой жизни. Это время разрушения прежних человеческих связей, прежних способов управления человеческим поведением. Старый тип управления держался на почитании христианских заповедей, на авторитете царя, сословной морали. Теперь ведущей идеей эпохи стали слова: «Никто не даст нам избавленья: ни бог, ни царь и не герой. Добьемся мы освобожденья своею собственной рукой».

Вот откуда появилась блоковская свобода «без креста». Освободившись от прежней зависимости, человек попал в более тяжкое подчинение своему утробному, шкурному, эгоистическому интересу. Булгаков приводит нас к выводу : там, где естественный ход жизни подстегивается невежеством, корыстью, там ничего хорошего ждать не приходится.

Вопрос : Можно ли доверить управление жизнью Шариковым, Швондерам, Рокку?

Умный профессор Преображенский это понял (№8 См . слайд- фильм); 35.32-37.17.

А вот Швондеры, Шариковы, Рокки этой истины никогда не поймут.

Шариковы плодятся быстро, и с ними (в отличие от голых гадов) бороться никто не собирается. Профессор Преображенский говорит об этом (№9 . См . слайд- фильм Швондер и есть самый главный дурак… ); 38.18 – 38.51.

Интересен разговор профессора Преображенского о разрухе (№10 . См . слайд- фильм … Разруха…гл.3)+

Булгаков не раз называет опыт профессора Преображенского «преступлением». Так, автор, развивая тему Достоевского «Преступление и наказание» не верил, что в один миг можно сделать человека безгрешным и праведным, и приводит героя к знаменитому выводу: (№11 . См . слайд- фильм … На преступление не идите никогда…). 37.50-38.17

Эта мысль будет главной и в «Мастере и Маргарите».

Заключение. Пожалуй, более преступление – под видом революционного обновления совершать насилие над всем ходом истории, над судьбами людей. Профессор Преображенский говорит о таких экспериментах : « Они напрасно думают, что террор им поможет. Террор совершенно парализует нервную систему».

Не правда ли, смелая повесть! Но она не была напечатана при жизни автора. На лицо террор над литературой, культурой, Прав был Булгаков: террор над культурой привел к параличу, застою и гибели.

Вывод:

Во все времена сатира служила идеям гуманизма, просвещения и идеалам прекрасного, к которым призывали авторы сатирических трудов, вскрывая различными средствами юмора изнаночную сторону реальности и призывая к добродетели нравственности, духовности, образованности, интеллектуального развития.

Писатели – классики 19 века, в лице А. С. Грибоедова, Н.В. Гоголя (поэма «Мертвые души») А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И.А Крылова в баснях , а особенно « кусательная» сатира М. Е. Салтыкова-Щедрина , выражали отвращение к тирании, крепостному праву, прописным порядкам с помощью сатиры, ведь сатира – это тонкая грань юмористического и комического, которая дерзко обнажает суть в доступной и понятной форме, клеймя общественные пороки, дает надежду и поднимает дух даже в самые горькие моменты жизни именно потому, что она помогает перевернуть привычную картину мира, превращая ее из трагичной, в невообразимо цепкую и вдохновляющую шутку.

К таковым по праву можно отнести сатирические произведения М.А. Булгакова, о которых мы сегодня говорили на уроке.

7.Рефлексия.

Булгаков не менял своих взглядов по моде или по выгоде. Но он напряженно думал обо всем, что видел перед собой. И мысль его… была наклонна к анализу живого, не заморочена догмами или предвзятостью и подкреплена ответственностью свидетеля и летописца великих и трагических событий в жизни родины. На всех перекатах судьбы Булгаков оставался верен законам достоинства...

В.Я. Лакшин

Ресурсный материал к уроку

Литературная викторина по повести «Роковые яйца»

1. Какая фамилия у главного героя?

а)Абрикосов

б)Яблочкин

в)Персиков

2. Какое научное открытие делает профессор Персиков?

а)Он открывает «луч жизни», под воздействием которого бактерии начинают бешено размножаться

б)Он находит противоядие от рака

в)Ему удалось клонировать овцу

3. Чем отличаются особи, появившиеся при помощи «луча жизни»?

а)Они гораздо медленнее стареют

б)У них повышается выносливость

в)Они становятся невероятно агрессивны и с остервенением уничтожают более слабых сородичей

4. Что тем временем происходит в СССР?

а)Начинается повальная «куриная болезнь», и все куры на территории СССР умирают

б)На зерновых культурах поселяется какой-то грибок, и злаки начинают гибнуть в огромных количествах

в)Крупный рогатый скот начинает умирать от неизвестной болезни

5. Что происходит после того, как профессор Персиков и Рокк выписывают из-за границы яйца?

а)Рокк с помощью луча и выписанных из-за границы куриных яиц восстанавливает поголовье домашней птицы

б)Яйца змей и куриные яйца путаются при доставке, и Рокк получает змеиные яйца

в)Яйца, выписанные Рокком, разбиваются

6. Что происходит после того, как Рокк помещает яйца рептилий в камеры?

а)Все камеры одновременно выходят из строя

б)Птицы и лягушки снимаются с места, а собаки воют, предчувствуя беду

в)Хорошенько рассмотрев их, Рокк понимает, что это не куриные яйца

7. Что происходит после того, как рептилии вылупляются из яиц?

а)Помещение, в котором они находятся, удается изолировать, а самих рептилий - перебить

б)В стране начинается страшный хаос, и полчища пресмыкающихся приближаются к Москве

в)Вылупившихся чудовищ начинает косить неизвестная болезнь

8. Что случилось в ночь с 19 на 20 августа?

а)Полчища монстров напали на Москву

б)Неожиданно ударил восемнадцатиградусный мороз

в)Москву удалось отбить у чудовищных рептилий

9. Каковы были последствия неожиданного мороза?

а)Мороз уничтожил всех рептилий и их зародышей в яйцах

б)Он погрузил монстров в анабиоз

в)Он ослабил животных, и люди частью вывезли их из страны, частью истребили

10. Что происходит с технологией получения волшебного луча после катастрофы?

а)Ее продают за границу за огромные деньги

б)Луч больше никому получить не удается

в)Луч начинают использовать в военных целях

Ответы:1-в; 2-а; 3-в; 4-а; 5-б; 6-в; 7-б; 8-б; 9-а; 10-б.

Литературный диктант. «Жизнь и судьба М.А. Булгакова». Повесть «Собачье сердце»

I. «Жизнь и судьба М.А. Булгакова»

    Когда и где родился М.А.Булгаков? (15.05.1891 в Киеве)

    Где учился? (Александровская гимназия, медицинский факультет Киевского университета).

    Самые известные произведения писателя (« Мастер и Маргарита», «Белая гвардия», «Бег», Белая гвардия».)

    Какую роль в жизни играли женщины? (Вдохновляли, помогали в жизненных трудностях, служили его идеалом).

    Где и когда умер Булгаков? (10.03.1940)

II. Повесть «Собачье сердце»

1.В каком году была написана повесть? (1925). Напечатана? (1987)

2.Вспомните строки любимого романса профессора Преображенского.

(«От Севильи до Гренады…», «К берегам священным Нила…»)

3.Какую песню играет на балалайке Шариков? («Светит месяц»)

4.Кого больше всего ненавидит главный герой? (Кошек)

5.Первое слово, которое произнёс Шариков? («Абыр» - «Рыба»)

6.Сколько лет профессору Преображенскому? (60)

7.Сколько денег украл Шариков у профессора? (2 червонца)

8.На какие цели Шариков взял 7 рублей в домкоме? (На покупку учебников)

9. Как Шариков объясняет невесте наличие шрама у него на лбу? (Ранен на

на колчаковских фронтах)

10. На что, по мнению Шарикова, пойдут убитые им коты? («На пОльты»).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размышления М. Булгакова в повести "Роковые яйца"

Быть человеком, иметь столь высокий статус - это значит чувствовать ответственность перед своими поступками и не отпускать мысли о последствиях. Михаил Булгаков создал антиутопию «Роковые яйца» с целью предостеречь людей от ошибок. Писатель ловко чередует в фантастическом произведении сатиру, иронию и философские выводы.

Со строк повести становится ясно, что М.Булгаков главной темой определяет ответственность. Персиков, интеллигент, образованный человек, открывает «красный луч», который способствует активному размножению организмов, а их размеры достигают гигантских. В то же время страна терпит куриный мор, уничтоживший всех кур. Правительство находит решение проблеме в эксперименте зоолога и просит его о помощи. Булгаков обращает наше внимание на то, что препараты Персикова оказываются в руках невежественных и недальновидных людей, что влечёт за собой катастрофические последствия. Из этого можно сделать следующие выводы: нельзя приниматься за дело необдуманно, а тем более вмешиваться в природу человека. Природа человека - это субстанция, в которую нельзя вторгаться. булгаков антиутопия сатира философский

Такое вторжение приводит к гибели. Необъяснимые явления в повести, главным образом восемнадцати градусный мороз в середине августа, чётко дают нам понять, что природа значительно сильнее нас, и ни красная армия, ни другие войска не спасут человечества от её сетей. Сама композиция произведения пропитана парадоксальным явлением. Герои, следуя добрым побуждениям, хотели сделать как лучше - развести кур и предоставить всей стране пропитание, однако получилось наоборот. Рокк, в руки которого попали препараты профессора, является лишь смелым экспериментатором.

Он не имеет нужных знаний, которые послужили бы достижением положительных результатов, однако это его не останавливает. Спешность эксперимента и негативные отзывы от зарубежных стран оказываются сильнее, и герой идёт наперекор природе. Из-за его невежества из яиц появляются чудовища, которые уничтожали всё вокруг. Невозможность их установить, приводит к убийству учёного. В повести присутствует ещё одна сюжетная линия. Булгаков пародийно повторяет путь наполеоновского нашествия. Змеи олицетворяют французов, которые некогда наступали на Москву. Автор в «Роковых яйцах» сумел отобразить и время, и тона, и картины, которые отпечатались на страницах истории после наполеоновских сражений.

Булгаков хочет обратить наше внимание на невозможность изменения хода эволюции. Он показывает, что планируя будущее, нам приходиться жить только в настоящем. Люди строят «новую идеальную жизнь», будучи уверенными, что она будет намного лучше, но, к сожалению, забывают о том, что светлого будущего не может быть при отсутствии здравого мышления и осмысленности всех последствий. Природа не допустит того, чтобы кто-то вершил судьбы людей, не имея на то права.

Подвести итог я хочу словами, с точностью сказанными Силованом Рамишвили: «Самую большую ошибку люди совершают тогда, когда желанное представляют реальностью». Данное высказывание как нельзя лучше отражает суть повести «Роковые яйца», ведь человек наделён разумом, который должен предостерегать от подобных трагедий.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сатира и юмор, их общее понятие. Сатирическое искусство М. Булгакова в произведениях "Роковые яйца", "Собачье сердце". Анализ художественного своеобразия творчества М. Зощенко. Интерес к творчеству Булгакова в наше время и его судьбе как писателя.

    реферат , добавлен 19.08.2011

    Ахматова как "голос стомильонного народа" в годы тотального молчания. Патетика и глубокая трагичность ее произведений. Фантастические повести Булгакова как "злая сатира на советскую страну, откровенное издевательство над ней, прямая враждебность".

    реферат , добавлен 10.11.2009

    Проблемно-тематический анализ повести Булгакова "Собачье сердце", исследование критической литературы по данной теме. Тема трагедии русского народа в творчестве автора. Отображение и значение тематики эксперимента в произведении "Собачье сердце".

    курсовая работа , добавлен 06.06.2011

    Основные понятия лингвосоционики. Лингвосоционические портреты героев повести М.А. Булгакова: профессора Преображенского, Шарика-Шарикова. Речевые и авторские характеристики, описание типов личностей персонажей. Интертипные отношения героев повести.

    реферат , добавлен 27.07.2010

    Социальные "метафоры" повести: революция и эволюция. Отражение времени в художественной канве повести. Социальный скепсис Булгакова: "диалог" с Маяковским. Нигилизм революции: "преображение" разрушением. Создание "нового человека": Homo Soveticus.

    дипломная работа , добавлен 24.06.2015

    Повесть "Собачье сердце" в ряду сатирических произведений М. А. Булгакова. Упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране. Эксперимент профессора Преображенского и социальный эксперимент начала XX века в данной повести.

    реферат , добавлен 13.01.2011

    Художественный мир повести "Собачье сердце" М.А. Булгакова: анализ критической литературы. Тема еды как отражение быта и нравов жителей Москвы 20-х годов прошлого века в повести "Собачье сердце". Словарик названий блюд, употребляемых в начале XX века.

    реферат , добавлен 27.11.2014

    Изучение эпических произведений в школе. Специфика эпоса. Особенности изучения повести. Вступительное занятие и чтение произведения. Анализ повести "Собачье сердце". Работа с литературоведческими понятиями: юмор, сатира, памфлет, фантастика.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2006

    Черты сходства и отличия юмора и сатиры в художественной литературе. Влияние сатирического творчества Н.В. Гоголя на сатиру М.А. Булгакова. Сатира Булгакова 1920-х годов: фельетон 1922-1924 гг., ранняя сатирическая проза, специфика предупреждающей сатиры.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2010

    Раскрытие темы дисгармонии, доведенной до абсурда благодаря вмешательству человека в вечные законы природы в повести Булгакова "Собачье сердце". Ознакомление с философией Преображенского. Оценка влияния воспитания Швондера на становление личности Шарика.