Взаимная защита инвестиций. Двусторонние межправительственные соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций. Что будем делать с полученным материалом

Важное значение с точки зрения создания благоприятного инвестиционного климата имеет заключение двусторонних соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций (далее - Соглашения). Они фиксируют ключевые принципы, стандарты и нормы двустороннего инвестиционного сотрудничества, обеспечивающие для подписавших их стран стабильный либеральный режим осуществления инвестиций. Число таких соглашений в мире неуклонно увеличивается: со 181 в 1980 г. до 1856 соглашений в начале 2000 г.

Двусторонние соглашения Российской Федерации

К 2001 г. Россия заключила 53 подобных соглашения, включая 12, «унаследованных» от СССР. 24 Соглашения подписано со странами ОЭСР, 24 - с развивающимися странами и странами с переходной экономикой и пять Соглашений - со странами СНГ. 38 Соглашений были ратифицированы и вступили в силу (см. приложение З)89. Роль таких соглашений состоит в первую очередь в создании благоприятных условий для ПИИ в ситуации, когда отечественная нормативная база регулирования ПИИ страдает серьезными недостатками.

Особое значение они играют с точки зрения привлечения мелких и средних инвесторов, интересы которых, как правило, не могут получить адекватной защиты через механизм заключения соглашений между инвестором и правительством принимающей страны. В то же время, как свидетельствует мировой опыт, Соглашения не в состоянии полностью компенсировать влияние таких факторов, обусловливающих низкую инвестиционную привлекательность страны, как политические риски, нестабильность валютного курса, ограниченная емкость рынков и низкий потенциал экономического роста.

Типовой проект Соглашения был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации № 395 «О заключении соглашений между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капвложений» от И июня 1992 Г. Он стал основой ведения переговоров и заключения новых соглашений в последующие годы. Постановление Правительства Российской Федерации № 625 от 26 июня 1995 г. внесло изменения в Постановление от И июня 1992 г. и уполномочило Министерство экономики Российской Федерации быть головной организацией в переговорах о заключении Соглашений. В настоящее время эстафету приняло на себя Министерство экономической политики и торговли РФ.

Необходимость совершенствования российской практики разработки и заключения двусторонних соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций

Соглашения, заключенные СССР и Российской Федерацией, разработаны в соответствии с международными правовыми нормами и в основном базируются на типовых моделях, утвержденных правительствами СССР и Российской Федерации. Вместе с тем с июня 1992 г., когда было одобрено последнее Типовое Соглашение, и на мировой арене, и в России произошли большие изменения, обусловливающие необходимость совершенствования российской практики разработки и заключения Соглашений. К числу наиболее важных изменений относятся:

изменения в международной практике заключения Соглашений в связи с широко осуществляемой политикой либерализации привлечения иностранных инвестиций;

подписание Россией и(или) ее намерение присоединиться в ближайшее время к ряду многосторонних международных экономических организаций и соглашений, влияющих на формирование условий Соглашений;

потребность стран - членов СНГ в осуществлении мероприятий по созданию единого инвестиционного пространства;

выявление в практике недостатков, недочетов и упущений действующего Типового Соглашения и самих Соглашений (несовпадение с типовыми положениями, наличие устаревших положений, недостаточный учет специфики стран-контрагентов, отсутствие продуманной политики при выборе новых стран-контрагентов);

развитие законодательства России по инвестиционным вопросам, включая вопросы иностранных инвестиций, не нашедшее пока отражения в Соглашениях.

Проиллюстрируем, каким образом изменения в российском законодательстве повлияли на принятые двусторонние международные соглашения. Последнее Типовое Соглашение было составлено с учетом положений закона об иностранных инвестициях 1991 г. В настоящее время этот закон утратил силу в связи с принятием 9 июля 1999 г. нового Закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (№ 160-ФЗ), вступившего в силу 14 июля 1999 г. Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» содержит ряд новых определений и положений или уточнений, которых нет ни в Типовом Соглашении, но в самих Соглашениях (например, разъяснено понятие «прямые иностранные инвестиции», введены понятия «инвестиционный проект», «приоритетный инвестиционный проект» и т.д.).

С другой стороны, многие положения и условия уже заключенных Соглашений сформулированы значительно шире, чем в данном законе. Это свидетельствует о том, то при разработке закона не были в должной Мере учтены позитивные наработки в области регулирования иностранных инвестиций. Закон, в частности, не учел такие удачные положения уже заключенных и ратифицированных Соглашений, как вопрос о возмещении ущерба инвестору в связи с войной, вооруженным конфликтом, гражданскими беспорядками. В законе ничего не говорится о применении режима РНБ, исключающего дискриминацию инвесторов по страновому принципу. В нем установлены положения о режиме только в отношении инвестора и прибылей, но не выделены отдельные положения о режиме в отношении капиталовложений, как это предусмотрено в международной практике.

Не только Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», но и ряд других важных законов содержат в настоящее время противоречия признанным международным нормам и правилам, которые российской стороне придется устранять в случае ее вступления в отдельные международные экономические организации или союзы. Например, Закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О соглашениях о разделе продукции”» от 8 января 1999 г., являясь в целом значительным достижением в развитии российского законодательства об иностранных инвестициях, содержит ряд положений, противоречащих условиям ТРИМС. В то же время, как отмечалось выше, в Соглашениях России с США, Японией и Кувейтом, а также в ДЭХ договаривающиеся стороны взяли на себя обязательства соблюдать эти или аналогичные нормы.

К числу задач, решение которых имеет ключевое значение для повышения эффективности заключаемых Соглашений, относятся следующие.

Обоснованный отбор стран-контрагентов. Двусторонний характер Соглашений определяет их двуединую задачу, которая состоит не только в создании благоприятных условий для притока ПИИ из соответствующих стран, но и в защите интересов российского бизнеса в этих странах. Таким образом, критерием выбора стран-контрагентов должен служить как их инвестиционный потенциал, так и интересы отечественных инвесторов применительно к вложению капитала на территории соответствующих стран и получению содействия в деле проникновения на их рынки. Это прежде всего относится к странам, в которых российские компании уже ведут инвестиционную деятельность либо осуществляют операции по созданию сбытовой сети и продвижению на рынок экспортных товаров. В перспективе новые Соглашения могут быть заключены с двумя категориями стран: 1)

страны, с территории которых в ближайшее десятилетие можно ожидать приток капиталов в российскую экономику (Австралия, Ирландия, Израиль, Сингапур, Малайзия, Бразилия, Саудовская Аравия); 2)

страны, являющиеся фактическими и потенциальными реципиентами российских ПИИ, а также представляющие интерес с точки зрения внешнеторговой экспансии российских компаний (Иран, Марокко, Тунис, Индонезия, Сирия, Иордания, Йемен, Шри-Ланка, Алгола и др.).

Разработка и принятие нового текста Типового Соглашения Российской Федерации о поощрении и взаимной защите инвестиций. Данная задача важна не только в связи с тем, что действующее Типовое Соглашение несколько устарело и не регулирует ряд важных для инвесторов вопросов, но и в связи с осуществляемой в настоящее время корректировкой уже заключенных и подготовкой новых Соглашений. Базовыми принципами разработки нового Типового Соглашения должны быть: -

соблюдение интересов России как страны - реципиента капитала и страны-инвестора, с учетом первоочередной задачи привлечения в страну ПИИ; - учет изменений в правовой базе и правоприменительной практики в России; -

анализ и учет опыта заключения Соглашений России, а также иных развивающихся стран и стран с переходной экономикой; -

учет и использование положений многосторонних (в том числе региональных) инвестиционных соглашений; -

обеспечение многовариантности при подготовке текстов Соглашений, позволяющей использовать гибкую тактику выработки компромиссных решений с учетом переговорной позиции стран-контрагентов.

Параллельно с разработкой текста Типового Соглашения целесообразно подготовить Методическое положение о порядке заключения и вступления в силу Соглашений РФ о поощрении и взаимной защите инвестиций, направленного на спецификацию и упорядочение процедур принятия решений, связанных с обеспечением реализации заключенных Соглашений.

Следует создать процедурный механизм, обеспечивающий радикальное ускорение рассмотрения и ратификации заключенных Соглашений в Государственной думе. Из 53 Соглашений, заключенных Россией по состоянию на начало 2001 г., ратифицировано было лишь 38, причем ряд Соглашений находился в Государственной думе по пять лет и более (в частности, Соглашения с США и Польшей были внесены на ратификацию еще в 1993 г.). Подобная ситуация подрывает инвестиционный имидж России и объективно препятствует созданию благоприятных условий для широкомасштабного притока ПИИ из соответствующих стран.

Должна осуществляться регулярная публикация на русском и английском языках сборника текстов заключенных и ратифицированных Соглашений.

Международные двусторонние соглашения о защите иностранных инвестиций. Совершенно очевидно, что в настоящий момент ситуация в сфере правового регулирования иностранных инвестиций такова, что невозможно игнорировать усиление внимания к международно-правовому аспекту этой проблемы.

Конституция РФ закрепила положение о том, что принципы и нормы международного права и международные договоры России являются неотъемлемой частью её правовой системы, имеют прямое действие и подлежат применению государственными органами. Закон Об иностранных инвестициях в РСФСР закрепляет приоритет международного права в РФ. В статье 5 говориться, что если международным договором, действующим на территории РСФСР, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательных актах РСФСР, применяются правила международного договора. Многие недостатки российского Закона об иностранных инвестициях могут быть компенсированы за счёт положений двусторонних международных договоров, направленных на поощрение и защиту иностранных инвестиций.

Россия участвует в более чем десяти таких соглашениях как правопреемник СССР. Специально в отношении двусторонних соглашений о защите иностранных инвестиций МИД РФ в декабре 1991 года подписал ноту, в соответствии с которой Россия принимает на себя права и обязанности по международным договорам, заключённым СССР см. Приложение. В отношении инвесторов из стран, с которыми заключены двусторонние договоры о взаимной защите инвестиций, будут применяться положения о режиме инвестиций установленные этими соглашениями.

Гарантируя предоставление иностранным инвесторам благоприятного режима, государство обязуется обеспечивать в отношении их капиталовложений и связанной с ними деятельности справедливый и равноправный режим.

В соответствующей норме соглашений выражается стремление государства поощрять иностранные инвестиции, а также благожелательно и недискриминационно относиться к иностранным инвесторам в части их прав на владение, управление, распоряжение и ликвидацию капиталовложений. Данное обязательство содержится в тех положениях соглашений, где речь идет о предоставлении иностранным инвесторам режима наибольшего благоприятствования или национального режима. О режиме наибольшего благоприятствования говориться в большинстве соглашений с Великобританией, ФРГ, Швейцарией, Испанией, Канадой, Францией, Бельгией, Нидерландами, Италией, Австрией, Турцией, Кореей, Китаем, Финляндией. В то же время Советский Союз в ряде заключенных соглашений с Францией, Канадой, Испанией, Бельгией, Нидерландами и др. обязался в дополнение к режиму наибольшего благоприятствования предоставлять иностранным инвесторам по мере возможности и в соответствии с действующим законодательством также национальный режим.

О национальном режиме прямо говорится в соглашениях с США, Великобританией.

В соглашении с республикой Кореей стороны взаимно пре доставляют инвестору возможность выбора указанных выше двух режимов, оставляют в то же время за собой право устанавливать или сохранять в соответствии со своим действующим законодательством ограниченные изъятия из национального режима ст. 3 Соглашения от 14 декабря 1990 г. Сложнее формулировки по этому вопросу в Договоре с США. В нем под национальным понимается режим, который по крайней мере является таким же благоприятным, как лучший из наиболее благоприятного режима, предоставляемого стороной государственным предприятиям, другим компаниям или гражданам этой стороны в аналогичных обстоятельствах ст. 1 . Анализируя До говор, можно прийти к выводу, что национальный режим пре доставляется взаимно с определенными изъятиями.

Кроме то го, предусмотрено, что российским инвестициям будет предоставляться в любом штате США такой режим, который предоставляется капиталовложениям граждан США, проживающим в других штатах.

Возможность предоставления национального режима не исключает введения ограничений для иностранного инвестора заниматься определенными видами деятельности. Кроме того, для не которых видов деятельности может быть установлен разрешительный порядок. Изъятия могут вводиться в целях обеспечения национальной безопасности, общественного порядка. В соответствии с международной практикой осуществление некоторых видов деятельности может объявляться государственной монополией и тогда иностранные инвесторы не вправе будут ими заниматься. В этой связи можно привести пример из законодательной практики России.

Во исполнение Указа Президента РФ от 11 июня 1993 г. О восстановлении государственной монополии на производство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции Правительство РФ приняло 22 апреля 1994 г. соответствующее постановление. В нем было предусмотрено, что государственная монополия будет осуществляться посредством системы мер, которые распространяются на предприятия, осуществляющие соответствующие виды хозяйственной деятельности, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, включая созданные на территории РФ предприятия с иностранными инвестициями.

В то же время национальный режим не исключает создание в определенных случаях льготного режима, установление отраслей и видов производства, приоритетных для привлечения иностранного капитала.

В этих областях иностранные инвесторы могут получать дополнительные льготы. Особенностью соглашений о защите иностранных инвестиций является то, что они обеспечивают регулирование не только отношений между государствами участниками соглашения, но так же и отношений с иностранным частным инвестором одного из государств - стороны в соглашении в рамках национальной системы права. Наличие такого неоднородного субъектного состава может послужить основанием для того, чтобы при разрешении спора между государством и частным инвестором применялись общие принципы и нормы международного права. Эта позиция находит подтверждение в том, что отсылка к нормам и принципам международного права, как правило, содержится в той части двусторонних соглашений, которая касается порядка разрешения инвестиционных споров.

Здесь предусматривается рассмотрение дел в международном арбитраже, который принимает решения исходя как из положений двустороннего соглашения, так и руководствуясь нормами международного права.

В настоящий момент проблема применения норм международного права в рамках национальной системы права является предметом дискуссий, и поэтому её изучение требует тщательного анализа при участии специалистов международного права. Не менее значимым при рассмотрении вопроса об участии России в международных двусторонних соглашениях по иностранным инвестициям является определение понятий национализация и экспроприация, которые в двусторонних соглашениях носят собирательное значение, так как под этими мерами подразумевается не только сам акт национализации, но также и любые иные акты, результатом которых являются принудительное изъятие, отчуждение инвестиций, а также действия государства, которые могут рассматриваться как фактически осуществлённая национализация или экспроприация.

Например, замораживание счетов, запрет перевода инвестиций в иностранной валюте за рубеж и т.д Двусторонние соглашения запрещают совершение подобных действий. В соответствии с двусторонними соглашениями национализация инвестиций признаётся сторонами законной, то есть не рассматривается как нарушение норм и принципов международного права, если она осуществляется в общественных интересах, в соответствии с установленным законодательством порядком и на недискриминационной основе.

Последнее означает, что в качестве основания для принятия меры к иностранному инвестору не рассматривается его национальность или государственная принадлежность, если речь идёт о юридическом лице. При этом признание актов национализации законными может касаться как актов индивидуального действия национализация имущества конкретного инвестора, так и актов, принятых в порядке реструктуризации экономики, национализация целых отраслей экономики или категорий предприятий, например, банков.

Двусторонние соглашения в случае проведения такого рода национализации обязывают договаривающееся государство выплатить сумму компенсации. В соглашениях также предусматривается порядок выплаты и порядок расчета суммы компенсации.

ФОРМЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ СИСТЕМА ДОПУСКА ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА Рассматривая вопросы законодательного регулирования иностранных инвестиций, нельзя не отметить, что в настоящий момент стала актуальной необходимость принятия системы до пуска иностранного капитала, которая подтверждается успешной практикой регулирования этой сферы отношений в странах с раз витой рыночной экономикой. Закон Об иностранных инвестициях в РФ предусматривает осуществление иностранных инвестиций путём долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими лицами и гражданами РФ создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц приобретения предприятий, имущественных комплексов, зданий и сооружений, долей участия в предприятиях, паёв, акций, облигаций и других ценных бумаг, а также иного имущества, которое в соответствии с действующим на территории РФ законодательством может принадлежать иностранным инвесторам приобретения прав пользования землёй и другими природными ресурсами приобретения других имущественных прав иной деятельности по осуществлению инвестиций, не запрещённой действующим на территории РФ законодательством, включая пре доставление займов, кредитов, имущества и имущественных прав. ст. 3 . Законом предусмотрены различные формы сотрудничества с иностранными партнерами и привлечения иностранных ресурсов, но, в то же время, все регулирование иностранных инвестиций было практически сведено к установлению порядка регистрации СП. Это существенно сузило сферу применения закона и, в конечном итоге, оттолкнуло значительное число потенциальных инвесторов.

Последующее появление отдельных правовых актов Например, Распоряжение Совета Министров Правительства РФ от 7.10.93 предусматривающее привлечение на основе кредитного соглашения с Дойче Банком иностранных инвестиций для развития Тюменской области, Указ Президента РФ от 22.12.93. О вопросах соглашений о разделе продукции при пользовании недрами, практика государственных органов, осуществляющих регистрацию предприятий с иностранными инвестициями, в частности Российского Агентства международного сотрудничества и развития, ранее осуществлявшего не только регистрацию вновь учреждаемых предприятий с иностранными инвестициями, но и случаи приобретения ими акций российских акционерных обществ. свидетельствует о том, что в России существует объективная потребность в законодательном регулировании не только деятельности совместных предприятий, но также и других правовых форм осуществления иностранных инвестиций.

Определенную роль в привлечении иностранных инвестиций играет создание коммерческих организаций со 100-процентным - 17 иностранным участием.

Серьезных западных инвесторов в настоящее время интересует не столько партнерство с российскими организациями, сколько приобретение надежных элементов контроля за производством. Для российской экономики весьма полезны средние и мелкие предприятия, принадлежащие иностранному капиталу, в отраслях, не имеющих стратегического значения.

Но в ряде отраслей, имеющих ключевое значение для народного хозяйства, создание таких организаций, тем более крупных предприятий, способных взять в свои руки большую часть российского рынка, следует лицензировать Постановлением Правительства РФ N 1418 от 24.12.94 г. в ряде отраслей введена лицензионная система регулирования хозяйственной деятельности, которая распространяется и на иностранных инвесторов. В условиях увеличения объемов иностранных инвестиций в России возникает необходимость усиления антимонопольного контроля в этой сфере, прежде всего за характером слияний и поглощений.

Закон РФ О внесении изменений и дополнений в закон О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках от 25.05.95 г. распространяет свое действие на все хозяйствующие субъекты, следовательно, и на операции иностранных фирм. Инвестиционное законодательство прямо предусматривает возможность участия иностранных инвесторов в приватизации ст. 37 Закона. Приобретая пакеты акций приватизируемых предприятий, принадлежащих государству, на инвестиционных конкурсах торгах, иностранные инвесторы заключают договоры купли-продажи с соответствующими фондами имущества, в которые включаются определенные гарантии инвесторов, в том числе по сохранению персонала этих предприятий, но в большинстве не оговариваются санкции российской стороны при невыполнении инвесторами данных обязательств.

Предоставление иностранным инвесторам прав на разработку и освоение природных ресурсов и проведение хозяйственной деятельности, связанной с использованием объектов, находящихся в государственной собственности, но не переданных предприятиям, учреждениям, организациям в полное хозяйственное ведение или оперативное управление, осуществляется на основе концессионных договоров ст. 40 Закона. Концессионер получает исключительное право на разведку и добычу природного - 18 ресурса на свой риск и за свой счет на выделенной ему территории.

Он владеет продукцией и может свободно продавать ее после обязательных поставок на местный рынок, размер которых оговорен в соглашении.

В соответствии с российским законодательством о недрах концессии должны предоставляться на конкурсной основе путем проведения тендеров. Соглашения о разделе продукции во многом напоминают концессионные договоры.

Различие состоит в том, что иностранная фирма, берущая на себя обязательства осваивать разработку определенного природного ресурса, расплачивается с принимающей стороной частью добытой продукции осуществляется раздел продукции. В связи с этим используется особый налоговый ре жим, предусматривающий замену налогов, пошлин и других обязательных платежей распределением произведенной продукции между инвестором и РФ, субъектами РФ. Рассмотренные отношения регулируются принятым в декабре 1995 г. Закона РФ О соглашениях о разделе продукции, который, однако, не соответствует Закону О недрах по весьма существенным вопросам 1 о природе возникающих прав контракт или разрешение 2 платы за пользование недрами 3 прекращения действия соглашений и лицензий и многом другом.

Международная практика сотрудничества с иностранными инвесторами знает и такую форму, как создание контрактных совместных предприятий, при этом российский и иностранный партнер не создают нового юридического лица. Как инвестирование капитала может рассматриваться и заключение договора о совместной деятельности contractual joint ventures, и предоставление целевых долгосрочных займов international loan, и заключение таких внешнеторговых сделок как соглашения о передаче технологии, ноу-хау, лицензионные, лизинговые соглашения и т.д. В частности, законодательство Европейского общего рынка применяет особые критерии оценок внешнеторговых соглашений на передачу технологии, соглашений, связанных со специализацией и кооперированием производства, соглашений типа joint ventures.

Применение к внешне торговым операциям оценок, связанных с определением того, является ли целью заключения соглашения переход права контроля за деятельностью лица участника сделки, его контрагенту, означает использование критерия контроля с целью принятия решения о допуске иностранного капитала.

Такая процедура предусмотрена, к примеру законом об иностранных инвестициях в Канаде. Механизм регулирования законодательства об иностранных инвестициях должен быть нацелен на оценку вклада, вносимого иностранным инвестором, и возможного влияния инвестиции на состояние рыночных отношений.

Как показывает опыт принятия законов об иностранных инвестициях в промышленно развитых странах, достижение этих целей и обеспечивается с помощью системы допуска иностранного капитала.

При реализации системы допуска иностранного капитала целесообразным представляется установление порядка регистрации инвестиций, не юридического лица - иностранного инвестора, с его субъективными правами, а непосредственно самих инвестиций.

Это может включать в себя регистрацию факта внесения вклада в имущество вновь создаваемого или уже существующего предприятия, регистрацию покупки акций, регистрацию внешнеторговой сделки по импорту оборудования, предназначенного быть вкладом в предприятие с иностранными инвестициями, лицензионного соглашения и т.д Регистрация юридических фактов, свидетельствующих о поступлениях из- за рубежа материальных ценностей, предназначенных стать капиталом, т.е. при носить прибыль, является государственным регулированием инвестиций, а критерии, согласно которым соответствующий компетентный орган государства будет принимать решения о допуске иностранного капитала должны быть чётко закреплены в законодательстве об иностранных инвестициях.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Правовое регулирование иностранных инвестиций в России

Иностранные инвесторы постоянно сетуют на то, что в России сохраняется опасность негативных перемен в политике, экономике и праве. Тревога за будущее вложенного капитала подпитывается экстремистскими лозунгами.. Имидж России так же ухудшается вследствие роста преступности, отсутствия спокойных бытовых условий для семей лиц..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Соглашения определяют все виды имущественных и интел­лектуальных ценностей, которые признаются в качестве капи­таловложений и допускаются в соответствии с действующим законодательством принимающего государства.

Договари­вающиеся государства обязуются:

Поощрять и создавать благо­приятные условия для инвестиций и связанной с ними дея­тельности;

Обеспечивать надлежащую защиту иностранной собственности;

Предоставлять инвестору возможность беспре­пятственного перевода своих доходов в свободно конвертируе­мой валюте.

Государства соглашаются на рассмотрение споров с инвестором по вопросам капиталовложений в между­народном арбитраже.

В соглашениях содержатся также условия о предоставлении иностранному инвестору юридических га­рантий от политических и некоммерческих рисков, гарантий компенсации в случае национализации, гарантии от неконвер­тируемости валюты, от ущерба в случае войн и революций.

Международные двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения.

В подобных соглашениях обычно решаются следующие во­просы.

1. Определяются доходы и имущество, которые облагаются налогом без каких-либо ограничений в стране - источнике дохода. Это либо в стране месторасположения имущества, либо в стране постоянного местопребывания инвестора.

2. Устанавливается, какие доходы и имущество могут облагаться налогом в стране - источнике дохода с определенными ограничениями.

3. Какие доходы в стране - источнике дохода могут полностью освобождаться от налогообложения.

Иными словами, в этих соглашениях разграничиваются права на взимание налогов между договаривающимися госу­дарствами.

В соглашениях об избежании двойного налогообложения предусматривается:

а) конкретный способ достижения этой цели (в России, на­пример, применяется вычет из налогов сумм, уплаченных предприятиями или гражданами в качестве налогов за границей);

б) процедура взаимного обмена информацией между налоговыми службами;

в) территориальное действие соглашения, единая терминология.

Многосторонние конвенции.

Существо гарантий, предоставляемых странами-участниками этих соглашений своим частным предпринимателям, инвестирующим сред­ства за рубежом, заключается в следующем. Государство - родина ин­вестора берет на себя обязательство после того, как наступит предусмотренные системой гарантий обстоятельства получить надлежащую компенсацию в интересах своего инвестора от государства-реципиента капитала. Обычно система действует при наступлении политических рисков, т.е. обстоятельств, свя­занных с изменением социально-экономических условий хо­зяйствования, национализацией или экспроприацией иму­щества инвестора в результате войны, революции или восста­ния в стране-реципиенте капитала.

После возмещения ущерба государством своему экспорте­ру это государство приобретает пра­во требовать сумму компенсации у государства-реципиента капитала.

Ко второй группе документов, регулирующих деятельность иностранного капитала в России, относятся базисные нормативные акты федерального значения. Нормативные акты федерального уровня (гражданский, налоговый, таможенный и другие кодексы Российской Федерации, законы о таможенном тарифе, о приватизации, об АО и ООО, о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и др.) в основном не являются документами прямого действия. Эти акты главным образом формируют ту социально-экономическую обстановку, в которой действуют иностранные инвесторы, закрепляют общепринятую в мировой практике норму, обеспечивающую превалирование международных договоров над нормами внутреннего законодательства.

Гражданское законодательство опосредует взаимоотноше­ния предприятий с иностранным участием и их многочислен­ных контрагентов - имеются в виду различного рода сделки, договоры, вещные права, вопросы представительства, исковой давности и т.д.

К документам, прямо регулирующим деятельность иностранного инвестора в России, относятся федеральные законы, указы президента страны, постановления и распоряжения правительства, а также нормативно-правовые акты министерств и ведомств (инструкции, приказы и т.д.), разъясняющие и уточняющие статьи и положения законов, указов и постановлений.

К специальному законодательству относится, прежде всего, Федеральный закон от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инве­стициях в Российской Федерации». В настоящее время он регулирует отношения, связанные с гарантированием прав иностранных инвесторов при осуществлении инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики России. В нем дано определение термина «прямые иностранные инвестиции», введено понятие «приоритетные инвестиционные проекты», а также перечислены гарантии, на которые могут рассчитывать зарубежные инвесторы. Однако по сравнению с законом 1991 г. количество предоставляемых льгот иностранному инвестору в новом законе сократилось. Льготы предоставляются только предприятиям, осуществляющим приоритетные инвестиционные проекты, но на срок не более 7 лет со дня начала финансирования проектов.

Следует отметить, что новый Закон об иностранных инвестициях дает право субъектам РФ принимать законы и иные правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции. Первый Закон РСФСР об иностранных инвестициях такого права не давал. Конкретные правовые акты субъектов РФ в сфере регулирования иностранных инвестиций могут сводиться к предоставлению налоговых и других льгот на местном уровне и других подобных вопросов.

Четвертую группу законов составляют нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в регионах. В последние годы в ряде субъектов федерации принято и действует региональное законодательство, способствующее улучшению местного инвестиционного климата и включающее освобождение от региональных налогов при соблюдении инвесторами определенных условий (отсрочка налоговых, арендных и иных платежей, а также предоставление беспроцентных ссуд и различных гарантий местных органов власти и др.).

Важную составляющую системы международного регулирования финансовых потоков составляет защите инвестиций и механизмы урегулирования инвестиционных споров. Самой распространенной формой такой защиты являются двусторонние инвестиционные соглашения и соглашения об избежании двойного налогообложения имущества и доходов. Важную роль также играют гарантии иностранным инвесторам, которые могут предоставляться как международными (Многостороннее агентство гарантирования инвестиций), так и национальными институтами.

Понятно, что на практике очень часто возникают противоречия между инвесторами и странами местонахождение. Для их решения создаются соответствующие процедуры и институты типа Международного центра урегулирования инвестиционных споров.

Двусторонние инвестиционные соглашения

Двусторонние инвестиционные соглашения составляют на сегодняшний день самый важный инструмент международной защиты иностранных

1 Эти и другие моменты, касающиеся Соглашения о связанных с торговлей инвестиционных мерах, луже летально описаны в учебнике Сергея Осыки и Валерия Пятниц-либо "Всемирная торговая организация" (К., 2001, гл. 20, 21).

инвестиций. Первую двустороннюю инвестиционное соглашение заключили Федеративная Республика Германия и Пакистан 25 ноября 1959 Но первой было ратифицировано соглашение между Доминиканской Республикой и Федеративной Республикой Германией.

К концу 1999 года. Насчитывалось +1857 таких соглашений, причем наиболее активно такие соглашения заключались в 1990-е годы, когда их количество выросло в 4 раза. При этом следует отметить, что 737 (40%) сделок было заключено между развитыми странами и развивающимися странами; 476 (26%) - между развивающимися странами; 253 (14%) - между развивающимися странами и странами Центральной и Восточной Европы; 104 (6%) - между странами Центральной и Восточной Европы. Следует отдельно отметить, что между развитыми странами заключено всего 11 двусторонних инвестиционных соглашений. Это объясняется тем, что отношения этой группы стран в области инвестиций регулируются различными инструментами ОЭСР.

Сначала двусторонние инвестиционные соглашения заключались между развитыми странами и развивающимися странами. При этом развитая страна-экспортер капитала подписывала соответствующее соглашение со страной, развивающейся которая импортировала капитал, чтобы обеспечить дополнительные и более высокие стандарты защиты своих инвесторов по сравнению с теми, которые определялись национальным правом. Со своей стороны развивающиеся страны, подписывали такие соглашения с целью создания более привлекательного инвестиционного климата и привлечения иностранных инвестиций.

В конце 1980-х годов схема заключения двусторонних инвестиционных соглашений начала меняться: такие соглашения стали достаточно активно заключаться между развивающимися странами и странами с переходной экономикой. Таким образом, теперь фактически размывается деление на страны-экспортеры и страны-импортеры капитала. Во многих случаях страны путем заключения двусторонних инвестиционных соглашений пытаются как защитить своих инвесторов за рубежом, так и привлечь иностранные инвестиции в национальную экономику. Конечно, в разных двусторонних инвестиционных соглашениях партнеры по-разному оценивали важность достижения каждой из двух названных целей.

Очевидно, что каждая двусторонняя инвестиционное соглашение имеет свои особенности, но, как показывает анализ всего массива таких документов, они, как правило, имеют семь базовых компонентив4.

И. Сфера применения соглашения (scope of application). Сфера применения инвестиционных соглашений зависит от определения понятий "инвестиции" и "инвестор", которые подпадают под действие данного соглашения и получают соответствующую защиту. В сделках установл ва склеиваются момент вступления в силу документа и период (время) его действия. Как правило, стороны договариваются о том, что соглашение вступает в силу через месяц с момента обмена соответствующими инструментами

* Эта методология анализа двусторонних инвестиционных соглашений была разработана Международным центром урегулирования инвестиционных споров.

ратификации и действует в течение 10 лет, причем предусматривается возможность продления срока действия соглашения в соответствии с процедурами, определенными сторонами.

Следует отдельно отметить, что, в отличие от традиционной практики, в последнее время двусторонние инвестиционные соглашения применяются не только к инвестициям, которые поступили в страну после ратификации данного соглашения, но и осуществленным ранее.

2. Положения, регулирующих право осуществления инвестиций на территории данной страны (admission clause). В данном случае речь идет о регулировании инвестиций и действий инвесторов одной стороны сделки на территории другой стороны. Действующие сегодня инвестиционные соглашения предусматривают два подхода к режима осуществления инвестиций.

Первый подход заключается в том, что стороны договариваются о взаимном предоставлении национального режима (national treatment) или режима наибольшего благоприятствования (most-favored-nation treatment) как на стадии инвестирования, так и в постинвестицийний период.

Вместе с тем возможна и другая процедура, согласно которой национальный режим или режим наибольшего благоприятствования предоставляется только в постинвестицийний период.

3. Режим инвестиционной деятельности (treatment clause). Этот компонент инвестиционного соглашения определяет режим деятельности инвесторов, который применяется с момента инвестиции на территории соответствующей страны. Большинство инвестиционных соглашений предусматривают применение пяти основных стандартов в сфере регулирования инвестиционной деятельности, а именно:

Справедливое и равное отношение к инвесторам и инвестиций;

Защита и безопасность инвестиций и инвесторов;

НЕДИС Крым и нация;

Национальный режим;

Режим наибольшего благоприятствования (и возможные исключения из этих режимов) *.

Следует также отметить, что режим инвестиционной деятельности может содержать определенные требования к иностранным инвесторам (например, требование местного содержания, требование по ограничению импорта и т.д.). Однако сегодня такие требования считаются дискриминационными, и поэтому во многих двусторонних инвестиционных соглашениях содержится прямой запрет их применения в отношении инвестиций и инвесторов.

Большинство инвестиционных соглашений также предусматривает, что в случае потерь, обусловленных войной, революцией, чрезвычайными обстоятельствами, гражданскими волнениями, иностранным инвесторам гарантируется не менее благоприятный режим реституции, возмещения и компенсации таких потерь, чем тот, который предоставляется национальным инвесторам или инвесторам из третьих стран.

4. Положения, регулирующие порядок расчетов (transfer clauses). Как правило, все инвестиционные соглашения содержат положения о гарантиях инвесторам о свободе расчетов, связанных с инвестициями. При этом соглашение может содержать как перечень соответствующих операций, так и предостережения о предоставлении определенной гарантии и для других операций, не попали в список.

Что касается валюты расчетов, то большинство соглашений предусматривает использование свободно конвертируемой валюты. Вместе с тем сделки могут предусматривать соответствующие гарантии расчетов как в валюте, в которой была осуществлена инвестиция, так и в любой валюте. Такие расчеты должны проводиться на основе нормального валютного курса на день соответствующей операции и без задержек.

В этой связи следует отметить, что отдельные соглашения могут также предусматривать определенные ограничения или исключения из названных операций или содержать положение о том, что все расчеты должны осуществляться в соответствии с законодательством страны, на территории которой происходит инвестирование.

5. Экспроприация (expropriation). В соответствии с общепризнанными международно-правовых норм двусторонние инвестиционные соглашения содержат положения, которые в целом прямо запрещают экспроприацию инвестиций, но при этом четко определяют условия, при которых такая экспроприация возможна. Как правило, соглашения допускают экспроприацию инвестиций в общественных интересах в соответствии с законом и при условии выплаты компенсации.

6. Урегулирование споров между сторонами сделки. Как правило, двусторонние инвестиционные соглашения предусматривают процедуру разрешения споров между сторонами. Такая процедура обычно охватывает предварительные консультации между сторонами с целью разрешения спора, а если такая попытка окажется неудачной, стороны обращаются в третейский суд.

7. Урегулирование споров между стороной сделки и инвестором. Такие споры называются инвестиционными и подлежат решению с помощью третейского суда (арбитража), причем каждая сделка может предусматривать свою специфическую арбитражную процедуру. Во многих случаях соглашения содержат положения о решении инвестиционных споров в соответствии с Конвенцией об урегулировании инвестиционных споров между странами и гражданами других стран или в соответствии с Дополнительных правил урегулирования споров, если определенная страна не является стороной названной Конвенции.

Как и в предыдущем случае, соглашение предусматривает, что обращению в третейский суд должны предшествовать консультации с целью досудебного решения проблемы.

Важным элементом системы регулирования финансовых потоков является соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и капитала. Такие соглашения, как правило, базируются на модели Конвенции о налогообложении (OECD Model Tax Convention), разработанной ОЭСР. Сегодня между странами-членами ОЭСР заключено примерно 350 таких соглашений, а всего в мире модель Конвенции использована при разработке более 1500 соглашений и конвенций об избежании двойного налогообложения. Этот факт свидетельствует о том, что соответствующие рекомендации ОЭСР оказались достаточно удачными, и теперь они широко используются также странами-не членами этой организации.

Если говорить коротко, то модель содержит рекомендации по распределению прав, касающихся налогообложения, между соответствующей страной и инвестором-резидентом этой страны, причем страна должна сделать все возможное для того, чтобы устранить условия, которые приводят к конфликту налоговых полномочий.