Какой цветок имеет несколько плоскостей симметрии. Симметрия цветка. Разнообразие форм симметричных венчиков


Существуют два основных способа создания флористических работ - симметричная и асимметричная постановка материала.

I. Симметрия

Если основной мотив композиции помещается в ее геометрическую середину, а справа и слева образуются две стороны, имеющие одинаковую длину, мы имеем дело с симметричной композицией.

Если основной мотив расположен не в центре, и получаются разные длины сторон по его краям, то получаем асимметричную композицию.

Рассмотрим сначала симметричное построение и некоторые правила его выполнения.

Принцип образования симметричной композиции

Ось композиции - подразумеваемая вспомогательная линия - должна проходить через ее геометрическую середину. Она же является одновременно и осью симметрии.

Оптический центр тяжести должен находиться на оси, а значит и основной мотив композиции должен обязательно находиться на этой вспомогательной линии. Он и будет зрительно разделять саму композицию на две половины.

Симмметрия бывает:

* зеркальная (материал зеркально расставлен относительно оси), рис 1
* зрительная (оптическая - добиваемся при помощи схожих цветовых решений, ставим при этом различный материал), рис 4
* вертикальная, рис 1
* горизонтальная, рис 4
* радиальная или лучевая (чаще наблюдается в круглых работах, например венках), рис 2 и 3

*симметрия при постановке нескольких работ, так называемая групповая симметрия (работы расположены на одинаковом расстоянии, могут иметь похожее расположение материала)

Все, что находится на одной стороне, должно повторятся на другой стороне, иметь одинаковый цвет и вид, распространяться на равное расстояние от оси группы и быть на равной высоте и глубине.


Эта гармоничность должна быть действенна оптически. Внешний вид справа должен соответствовать внешнему виду слева, хотя фактически число цветов в цветочной композиции на разных сторонах может быть различно. Например, наше лицо, как нам кажется, имеет совершенно одинаковые половинки, но если мы присмотримся, мы обнаружим определенные различия.

Воздействие и применение симметричного построения

Симметричное построение называется еще строгим или архитектурным.

Симметричная композиция легко понимается, воздействует ясно и строго, как геометрическая фигура. Таким образом, она олицетворяет что-то ясное и измеримое, статически спокойное и архитектурное. Синонимами для нее являются: замкнутость, концентрация, спокойствие, достоинство, строгость, торжество.

Поэтому принцип симметрии является подходящим для торжественного или официального случая, украшения церковного праздника, декораций сцены для праздников.

Флористы используют следующие симметричные средства композиций: формовые деревья,гирлянды,цветочные колонны или цветочные пирамиды, декоративные аранжировки и даже цветочные стены.

Если флорист хочет смягчить строгость симметричного построения, он может использоваться более свободные отдельные мотивы, более светлые и нежные цвета, изящно свисающие формы.

Композиции, выполненные в декоративном стиле, имеют геометрически ясные очертания и отвечают требованиям ясности и простоты, даже если выполнены в декоративном стиле и имеют капле-, куполо- и конусообразную форму.

Форма-линейно- экспозиции крайне редко бывают симметричными. но в этих редких случаях они действуют необычно и притягательно.

Так как симметрия имеет правильное воздействие только в центральной перспективе, композиции должны устанавливаться соответственно.

Симметрия внутри группы

В центре — главный элемент, вспомогательные — на равном расстоянии о главного. Может получаться 2 оси симметрии.

II. Асимметрия


В отличии от строгого порядка симметрии, асимметрия называется свободным порядком. Хотя свобода и непринужденность на самом деле мнимая. Флорист должен обязательно знать правило баланса и уметь его применять, а поэтому создание асимметричных композиций оказывается более сложным, чем симметричных.

Принципы создания асимметричной композиции

Первый, и самый важный принцип - основной мотив нельзя разместить на геометрической середине композиции, иначе получится симметричная группа. В большинстве случаев основной мотив размещают в правую или левую треть основной площади.

Между геометрической серединой и основным мотивом или на самом основном мотиве лежит ось всей группы с ее центром тяжести. Она может быть установлена только чувственно, а не геометрически, как при симметричной структуре.

Все части, которые дополняют основной мотив, являются разными по виду, высоте и глубине. Рядом с главной частью расположена второстепенная, а на другой стороне группы - третья часть, которая изображает оптическое весовое равновесие. Здесь действует закон рычага, и поэтому чем меньше и, соответственно, легче изображен противоположный основному мотив, тем дальше он должен быть поставлен, чтобы соблюдался баланс всей группы в целом.

Баланс может регулироваться следующими способами:

* Изменением оптического веса основной или второстепенных частей
* Удалением или приближением части к групповой оси
* К трем основным элементам могут быть добавлены и другие связующие части экспозиции.

Основная фигура асимметрии - это неравносторонний треугольник, который объединяет три мотива. Во всех асимметричных структурах - от маленьких подставок до больших цветочных декораций - он играет большую роль.

Воздействие асимметричной структуры

Принцип асимметрии, как уже сказано выше, называется еще свободным порядком, так как флорист может группировать экспозицию без строгой закономерности. Ее части смотрятся вместе как собранные непринужденно.

Создать асимметричную экспозицию достаточно сложно, так как далеко не все в ней подчинено строгим правилам геометрии. Наблюдатель часто может находить ее прекрасной, не понимая, что именно вызывает такие чувства. Это делает асимметричную группу привлекательной, и фантазия имеет здесь неограниченную возможность.

Воздействие асимметричных композиций хрупкое, свободное, непринужденное, случайное. Так как каждая часть неповторима, различия становятся более видимыми и эффектными, чем в симметрии. Чувствуется движение, действие и противодействие, созвучие. Поэтому асимметрия имеет что-то общее с сущностью всего живого материала экспозиции.

Таким образом, оживленность и развитие, свобода и разнообразие цветов и растений в асимметричных группировках выражаются лучше, чем в симметричных. Это воздействие можно усилить богатством комбинаций цветов с мягкими тонами, или применением графических форм.

Смягчить асимметрию можно с помощью ясного одного- или двухцветия, или посредством симметрично оформленных отдельных частей.

Применение асимметричной структуры

Она используется для всех вегетативных, форма-линейных стилей. Асимметричные группировки позволяют взгляду свободно перемещаться по всем частям экспозиции, в то время как симметричная группа приковывает взгляд к середине.

В больших декорациях, тематических экспозициях асимметрию используют в том случае, если есть веселый, жизнерадостный или романтический повод. А в траурной композиции ее можно использовать только в том случае, если хотят подчеркнуть личность умершего.

Предыстория На явление симметрии (в биологии) в живой природе обратили ещё в Древней Греции пифагорейцы (5 в. до н. э.) в связи с развитием ими учения о гармонии. В 19 в. появились единичные работы, посвященные симметрии (в биологии) растений (французские учёные О. П. Декандоль, О. Браво), животных (немецкий Э. Геккель), биогенных молекул (французские А. Вешан, Л. Пастер и др.). В 20 в. биообъекты изучали с позиций общей теории симметрии (в биологии) (советские учёные Ю. В. Вульф, В. Н. Беклемишев, Б. К. Вайнштейн, голландский физикохимик Ф. М. Егер, английский кристаллографы во главе с Дж. Берналом) и учения о правизне и левизне (советские учёные В. И. Вернадский, В. В. Алпатов, Г. Ф. Гаузе и др.; немецкий учёный В. Людвиг). Эти работы привели к выделению в 1961 особого направления в учении о симметрии (в биологии) биосимметрики.










Зеркальная симметрия Зеркальная симметрия хорошо знакома каждому человеку из повседневного наблюдения. Как показывает само название, зеркальная симметрия связывает любой предмет и его отражение в плоском зеркале. Говорят, что одна фигура (или тело) зеркально симметрично другой, если вместе они образуют зеркально симметричную фигуру


Если одна половина объекта является зеркальным двойником к другой половине, то такой объект называется зеркально симметричным. Кленовый лист симметричен. Если перегнуть его по среднему вертикальному стебельку-прожилке, то получившиеся части совпадут друг с другом. Можно провести опыт с зеркалом; отражение в зеркале дополнит половину листа до целого. Поэтому кленовый лист обладает зеркальной симметрией.







Понятие центральной симметрии следующее: «Фигура называется симметричной относительно точки О, если для каждой точки фигуры симметричная ей точка относительно точки О также принадлежит этой фигуре. Точка О называется центром симметрии фигуры». Поэтому говорят, что фигура обладает центральной симметрией. Центральная симметрия










Поворотная симметрия Среди цветов наблюдаются поворотные симметрии разных порядков. Многие цветы обладают характерным свойством: цветок можно повернуть так, что каждый лепесток займёт положение соседнего, цветок же совместится с самим собой. Такой цветок обладает осью симметрии. Минимальный угол, на который нужно повернуть цветок вокруг оси симметрии, чтобы он совместился с самим собой, называется элементарным углом поворота оси. Этот угол для различных цветов не одинаков. Для ириса он равен 120º, для колокольчика – 72º, для нарцисса – 60º. Поворотную ось можно характеризовать и с помощью другой величины, называемой порядком оси и показывающей, сколько раз произойдет совмещение при повороте на 360º. Те же цветы ириса, колокольчика и нарцисса обладают осями третьего, пятого и шестого порядков соответственно. Особенно часто среди цветов встречается симметрия пятого порядка. Это такие полевые цветы как колокольчик, незабудка, зверобой, лапчатка гусиная и др.; цветы плодовых деревьев – вишня, яблоня, груша, мандарин и др., цветы плодово-ягодных растений – земляника, ежевика, малина, шиповник; садовые цветы – настурция, флокс и др.


Поворотная симметрия Цветок шиповника можно повернуть вокруг некоторой прямой на угол, равный 360º/n (или кратный ему), и он совместится сам с собой. Эту прямую называют поворотной осью 5-го порядка. Цветок анютины глазки совместится сам собой только при повороте на 360º. Значит, этот цветок обладает лишь осью первого порядка.




Поворотная симметрия 5-го порядка. «Пятерная ось является своеобразным инструментом борьбы за существование, страховкой против окаменения, против кристаллизации, первым шагом которой была «поимка» решеткой»(Н. В. Белов) Поворотная симметрия 5-го порядка встречается:у колокольчика, луговой герани, незабудки, зверобоя, вишни, груши, рябины, боярышника, шиповника.






Осевая симметрия Понятие осевой симметрии представлено следующим образом: «Фигура называется симметричной относительно прямой а, если для каждой точки фигуры симметричная ей точка относительно прямой а также принадлежит этой фигуре. Прямая a называется осью симметрии фигуры». Тогда говорят, что фигура обладает осевой симметрией.






Винтовая симметрия Тело (или фигура) обладает винтовой симметрией вращения, если при повороте на угол 360º/n, где n целое число, около некоторой прямой АВ (ось симметрии) оно полностью совмещается со своим исходным положением. Если число n равно 2, 3, 4 и т.д., то ось симметрии называется осью второго, третьего и т.д. порядка.




Стебель растения обладает винтовой осью симметрии. У подсолнечника каждый листок появляется после поворота на 72 о. Листья на стебле располагаются по спирали так, чтобы, чтобы, не мешая друг другу, воспринимать солнечный цвет. Это интересное ботаническое явление носит название филлотаксиса (буквально Устроение листа).




Симметрия конуса Симметрия конуса видна на примере фактически любого дерева. Дерево при помощи корневой системы поглощает влагу и питательные вещества из почвы, то есть снизу а, остальные жизненно важные функции выполняются кроной, то есть сверху. Наследственность- это тоже симметрия Человек передает свои наследственные признаки из поколения в поколение. Также растения переходя от одного поколения к другому, наблюдается сохранение определенных свойств. Так из семечка вырастает новый подсолнух(подсолнечник) с таким же огромным соцветием- корзинкой, также исправно поворачивается к Солнцу. Это тоже есть симметрия, ее обычно называют наследственностью.


Жизнь зародилась в симметрических формах «На Земле жизнь зародилась в сферически симметричных формах,а потом стала развиваться по двум главным линиям: образовался мир растений,обладающих симметрией конуса,и мир животных с билатеральной симметрией» (М. Гарднер)


1.Симметрия проникла в растительный мир стала там полновластной хозяйкой. 2.В растительном мире встречается билатеральная (зеркальная), лучевая, поворотная, симметрия конуса., осевая, центральная, наследственная симметрия, винтовая симметрия. 3. В любом растении можно найти какую-то его часть обладающую осевой, центральной или винтовой симметрией. 4. Центральная симметрия наиболее характерна для плодов растений и некоторых цветов. 5. Симметрия форм, окраски цветов придаёт им красоту. выводы


Использованная литература: Л. Тарасов «Этот удивительно симметричный мир». Биология. Учебное пособие для 6 класса. Картинки Microsoft Office. М. Гарднер «Этот правый, левый мир».

У большинства растений части цветка образуют хорошо заметные мутовки или круги (циклы ). Наиболее распространены пяти- и четырёхкруговые, то есть пента- и тетрациклические цветки. Число частей цветка на каждом круге может быть различным. Чаще всего цветки бывают пентациклическими: два круга околоцветника (чашечка и венчик), два круга тычинок (андроцей) и один круг из плодолистиков (гинецей). Такое расположение цветков характерно для лилейных , амариллисовых , гвоздичных , гераниевых . У тетрациклических цветков - обычно развивается два круга околоцветника: один круг андроцея и один круг гинецея (ирисовые ,орхидные , крушинные , бересклетовые , норичниковые , губоцветные и др.).

Иногда наблюдается уменьшение числа кругов и членов в них (беспокровные, однополые цветки) или увеличение (особенно у садовых форм). Цветок с увеличенным числом кругов называют махровым . Махровость обычно связана либо с расщеплением лепестков в процессе онтогенеза цветка, либо с превращением в лепестки части тычинок.

В строении цветков проявляются определённые закономерности, в частности правило кратных отношений . Его сущность состоит в том, что в разных кругах цветка имеется одинаковое или кратное количество членов. У большинства однодольных растений наиболее часто встречаются трёхчленные, у двудольных - пятичленные, реже дву- или четырёхчленные (капустные , маковые ) цветки. Отступление от этого правила часто наблюдается в круге гинецея, число его членов бывает меньше, чем в остальных кругах.

У большинства покрытосеменных все части цветка расположены на цветоложе в виде концентрических кругов (цветок круговой,циклический ). В других случаях (магнолия , купальница , ветреница ) они расположены по спирали (цветок спиральный, ациклический ). Иногда одни части цветка расположены в кругах, другие по спирали (цветок полукруговой, гемициклический или спироциклический ). В последних околоцветник имеет циклическое, а тычинки и пестик - спиральное расположение (лютик ), или чашечка - спиральное, а остальные части цветка - циклическое (шиповник ). Обычно считают, что эволюционно ациклические цветки архаичнее циклических, то есть они образовались в процессе эволюции раньше последних.

В цветке спирали выражаются теми же формулами, что и листорасположение . Иногда они весьма сложны, особенно среди тычинок. В циклических цветках большей частью отчётливо видно, что члены какого-либо круга чередуются с членами соседних кругов, а не противостоят им. Отсюда выводят правило чередования кругов . Если тычинки расположены в два круга, то наружный круг бывает обычно противочашечным, а члены внутреннего круга противостоят лепесткам. Отступление от этого правила иногда возникает в результате редукции одного из кругов, то есть при переходе от пентациклического к тетрациклическому цветку, сохраняется либо наружный (крушинные ), либо внутренний круг (бересклетовые ).

[Править]Симметрия цветка

Одна из характерных черт строения цветка - его симметрия . По особенностям симметрии цветки делятся на актиноморфные , или правильные, через которые можно провести несколько плоскостей симметрии, каждая из которых делит его на две равные части (зонтичные , капустные ), - и зигоморфные , или неправильные, через которые можно провести только одну вертикальную плоскость симметрии (бобовые , злаковые ).

Если через цветок нельзя провести ни одной плоскости симметрии, его называют несимметричным, или асимметричным (валериана лекарственная , канновые ).

По аналогии с актиноморфностью, зигоморфностью и асимметричностью цветка в целом говорят и об актиноморфности, зигоморфности и асимметричности венчика .

Для краткого и условного обозначения строения цветков применяют формулы , в которых при помощи буквенных и цифровых обозначений кодируют различные морфологические признаки: пол и симметрию цветка, число кругов в цветке, а также число членов в каждом круге, срастание частей цветка и положение пестиков (верхняя или нижняя завязь ).

Диаграмма цветка. 1 - ось соцветия, 2 - прицветник, 3 - чашелистик, 4 - лепесток, 5 - тычинка, 6 - гинецей, 7 - кроющий лист.

Наиболее полное представление о строении цветка дают диаграммы , которые представляют схематическую проекцию цветка на плоскость, перпендикулярную оси цветка и проходящую через кроющий лист и ось соцветия или побега , на котором расположен цветок.

Здравствуйте, друзья!


В преддверии 8 марта хочется говорить о прекрасном, о женщинах, о цветах. Поздравляю с весенним праздником, пусть весна окрыляет творчеством и красотой! И каждый день будет прожит с любовью и радостью.

Продолжаю цикл статей о цветке и его строении. Речь пойдет о самой красивой части цветка - о венчике. С ботанической точки зрения, венчик - это внутренняя часть двойного околоцветника. Предлагаю посмотреть на подаренный букет на 8 марта под новым углом. А из лепестков сделать гербарий.



Почему лепесток так назвали?


Лепестки образовывались из стерильных тычинок, реже из листьев. Свое название "лепесток" получил от старинного слова "лепест", так на Руси ласково величали листочек.
Но я подозреваю, что название пошло также от слова "лепый" - красивый.

Есть еще одно редко употребляемое и трудно произносимое название - венцелистик.
Как думаете, почему ему присудили такое название?


КТО В ЦВЕТКЕ КОРОЛЬ?
(

Называют лепесток
Венцелистиком, дружок.
Носит он свою корону,
Но корона из картона.

Кто же настоящий царь?
Кто цветочный государь?
Это пестик и тычинки,
Что сидят по серединке.

Венцелистик означает венценосный, королевский, царствующий листок. Лепестки самые заметные. Они нужны для привлечения внимания опылителей. Но истинные короли в цветке - пестик и тычинки.


Строение и типы лепестков


Лепестков в венчике бывает от 1-2 до 120 и более у махровых форм. Но чаще всего количество лепестков фиксированное. Наиболее популярное число лепестков в цветках - 3, 4, 5 и 6.
Лепестки содержат в себе воздушные полости, а их клетки богаты вакуолями с пигментами, придающими окраску.

Если посмотрим лепестки на просвет, то заметим в них жилки-трубочки. По ним лепестки получают питание и воду. По серединке лепестка проходит главная жилка, она более заметная.


В классическом лепестке выделяют широкую часть - отгиб, и узкую часть - ноготок. Ноготок бывает длинным или коротким. Развитым ноготком обладают лепестки растений из семейства крестоцветных - капуста, горчица.

ЗАГАДКА О МЯТЕ
(

Сидит пряный Федул,
Сразу две губы надул.
Кто его сорвет,
Свежий запах обретет.

В некоторых венчиках лепестки настолько своеобразные, что им дают собственные названия. В венчике мяты, шалфея. базилика лепестки срослись особым образом и образовали верхнюю и нижнюю губу.

ЗАГАДКА О ВЕНЧИКЕ ГОРОХА
(

Что за лодочка такая?
Парус флагом подняла.
Слева, справа загребают,
Словно крылья, два весла.
Это лодка не плывет,
А в саду моем растет!

А у бобовых растений лепестки имеют даже по два имени (см. схему выше). Верхний большой лепесток называется парусом или флагом, боковые - веслами или крыльями, а нижний лепесток срастается, образуя лодочку или киль. Такой венчик называют мотыльковым. Кстати, раннее название семейства бобовых растений - мотыльковые.




Флаги бывают не только у мотыльковых. У ирисов венчиковый околоцветник. Его лепестки организованы в два круга - доли. Верхняя доля поднята как знамёна на параде, поэтому ее части называются флагами, или штандартами (стандартами). Три части нижней доли отогнуты вниз, их называют фолы (фолсы). Фолы имеют бородку - дорожку из волосков, которая указывает насекомым путь к нектару. Фолы - маленькие аэродромы для насекомых.

Симметрия цветка

С венчиком связывают еще одно важное понятие - симметрия цветка. С тем, сколько плоскостей симметрии мы можем провести в нём. Две и более плоскостей симметрии имеет правильный (актиноморфный) цветок. Таковы цветки гвоздики травянки, флокса, табака душистого, ночной красавицы.


Всего одну плоскость симметрии имеет неправильный (зигоморфный) цветок. Характерен для цветков фасоли, робинии, акации, мяты.

А некоторые цветки, и вовсе обходятся без симметрии (ассиметричные). Например, у канны и валерьяны.

Биологическая игра с зеркалом "Определение симметрии цветка"


В детстве у сына были книжки-игры издательства "Карапуз" про Алису в Зазеркалье и Карлике Носе. К ним прилагалось гибкое зеркало из фольги, прислоняя, которое к иллюстрациям, можно было за счет симметрии находить новые образы. Например, превратить кошку в сову. Она была построена на игре всего с одной плоскостью симметрии.

И я подумала, что также можно поиграть и с венчиками цветков. Приглашаю взять зеркальце (прямоугольной формы без ободка) и отправиться изучать цветки на клумбу в игре. Такое зеркало можно извлечь из коробочки с пудрой.

Вместо зеркала для малышей можно взять гибкую фольгу в целях безопасности. Изображение немного потеряет в четкости, но симметрию можно будет определить. У гибкой фольги есть еще один плюс - ею можно тестировать даже мелкие цветки.


ЦВЕТОЧНОЕ ЗАЗЕРКАЛЬЕ
(

Зеркальце с собой возьмем,
В сад гулять с тобой пойдем.
Прислоним зерцало чётко,
Вдоль цветочка, посерёдке.
Симметричный верный вид
Зеркальце отобразит.

Ставим поперёк зерцало.
Нет симметрии. Пропала? -
Смотрит на тебя, дружок,
Сам НЕПРАВИЛЬНЫЙ цветок.
Он большой оригинал.
И на правила плевал.




Отражение симметрично?

Встреча ждет с цветком приличным.
И в канонах знает толк,
Этот ПРАВИЛЬНЫЙ цветок.
С симметричностью на ты,
Все послушные цветы.



А у этого цветка -
Очень странные бока.
Ставим зеркало хоть как,
Нет симметрии никак.
Твоего знакомства лично
Ждет цветок АССИМЕТРИЧНЫЙ.



Задания для дневника исследования


Феечки спешат с новыми заданиями для юных исследователей - взять зеркальце и провести исследование на предмет симметрии цветков в своем саду, на подоконнике или на городской клумбе.

1. Создайте подборку фотографий правильных, неправильных и асимметричных цветков, растущих в вашем саду или в парке.

2. Проведите исследование. Подсчитайте количество правильных, неправильных и асимметричных. Подумайте, с чем могут быть связаны эти различия в количествах. Какая симметрия была первичной, а какая появилась позже?

3 . Обратите внимание на жилки лепестков, зарисуйте их расположение. Сравните жилки на листьях растения и на лепестках. Есть ли разница? Зарисуйте в свой дневник наблюдения.

4. Обратите внимание на растения, у которых на лепестках жилки выделяются цветом, или имеют дополнительные выросты, пушок, бугорки.
5. Осматривайте клумбы в саду и собирайте осыпающиеся лепестки. Из них можно сделать гербарий без ущерба для растений и использовать для дневника исследований или в творческих аппликациях.


Черная белена растение ядовитое, с ним нужно быть осторожным.


Создайте из гербария лепестков отдельную коллекцию на листе картона, подписывайте какому цветку принадлежит лепесток. Можно поместить коллекцию в рамку под стекло. Но стоит помнить, что на свету окраска выгорает, поэтому лучше поместить рамку подальше от прямых лучей.

6. Коллекцию лепестков можно собрать из свежих цветков, разместить их на странице и сфотографировать, а подписать уже в графическом редакторе. Или можно зарисовать лепестки в натуральную величину, обводя их по контуру, и раскрашивая красками или акварельными карандашами.
7. Из лепестков розы варят варенье и заваривают чай. Красный чай из лепестков цветка гибискуса (суданской розы) называют каркаде. Если добавить сахар, напиток похож на отвар шиповника и компот одновременно. Попробуйте приготовить освежающий напиток из лепестков гибискуса или розы из своего сада летом. Лепестки покупных роз для чая не годятся, поскольку их обрабатывают химикатами.

8. Когда зацветут ирисы, найдите в цветке верхнюю и нижнюю доли, флаги и фолы. Понаблюдайте какое значение имеет бородка. Выделяется ли бородка на фоне окраски фола? Соберете коллекцию посетителей ирисов.

Существенным признаком цветка является характер симметрии в расположении и форме его органов, особенно венчика .

Если через цветок можно провести несколько плоскостей симметрии - цветок называют правильным, или актиноморфным (лапчатка серебристая).

Если части одного круга цветка различны и расположены так, что плоскость симметрии только одна, - его называют неправильным, или зигоморфным (вероника лекарственная).

Очень редко встречаются цветки асимметричные, где нельзя провести ни одной плоскости симметрии (канна индийская).

Растения с раздельнополыми цветками делятся на однодомные, у которых тычиночные и пестичные цветки возникают на одном и том же растении (лещина, ольха), и двудомные, когда на одних экземплярах развиваются только пестичные цветки, на других - только тычиночные (актинидия, ясень). Есть и такие растения, у которых встречаются цветки как раздельнополые, так и обоеполые, их называют многодомными (среди древесно-кустарниковых растений средней полосы таковых нет).

Кроме перечисленных частей, в цветке часто имеются нектарники. Они возникают на цветоложе в виде диска или отдельных желёзок, а также на околоцветнике, на тычиночных нитях, на стаминодиях, на пестиках. Нектарники выделяют сахаристые вещества, которые привлекают насекомых; форма их очень разнообразна.

Формула цветка - условное обозначение его строения с помощью букв латинского алфавита, символов и цифр. При составлении формулы употребляют следующие обозначения: Я - простой околоцветник (perianthium); Ca (или K ) - чашечка (calyx); Со (или С) - венчик (corolla); А - андроцей (androeceum); G - гинецей (gynoeceum); знак *, помещаемый в начале формулы, указывает на актиноморфность цветка; знак - на его зигоморфность. Обоеполый цветок обозначается знаком мужской - ♂; женский - ♀. Знак "+" указывает на расположение частей цветка в двух или нескольких кругах либо на то, что части, разделенные этим знаком, противостоят друг другу. Скобки означают срастание частей цветка. Цифра рядом с символом указывает на количество членов данной части цветка; черта под цифрой, обозначающей число плодолистиков в гинецее, например 3, свидетельствует о том, что завязь верхняя; черта над цифрой - завязь нижняя; черта от цифры - полунижняя завязь. Большое и неопределенное число членов обозначается знаком ∞.

Например, формула цветка тюльпана * P 3 + 3 A 3 + 3 G (3) показывает, что он актиноморфен, имеет простой шестичленный околоцветник, свободные доли которого расположены по три в два круга; андроцей также шестичленный, из двух кругов тычинок, а гинецей ценокарпный из трех сросшихся плодолистиков (сложный пестик), образующих верхнюю завязь.

Формула цветка одуванчика Ca 0 Co (5) A (5) G (2) или (1) свидетельствует, что его цветки зигоморфные, обоеполые, имеют околоцветник, в котором чашечка редуцирована, венчик состоит из пяти сросшихся лепестков, андроцей - из пяти слипшихся пыльниками тычинок, а гинецей - из двух сросшихся плодолистиков, образующих нижнюю завязь. Поскольку из двух сросшихся плодолистиков развивается лишь один, т. е. гинецей псевдомонокарпный, то для формулы цветка одуванчика допустима и более рациональная запись G (1) . Формула цветка яснотки белой Сa (5) Сo (2+3) A 4 G (2) указывает на его зигоморфность, обоеполость, двойной околоцветник, в котором чашечка состоит из пяти сросшихся чашелистиков, а венчик - из пяти сросшихся лепестков, из которых два противостоят трем остальным; андроцей образован четырьмя свободными тычинками, а ценокарный гинецей - двумя сросшимися плодолистиками, образующими верхнюю завязь.

Диаграмма цветка более наглядна, чем формула. Она представляет условную схематическую проекцию частей цветка на плоскость и отражает их число, относительные размеры и взаимное расположение, а также наличие срастаний. Кроме того, на диаграмме нередко указывается расположение кроющего (прицветного) листа, прицветничков и оси соцветия или побега, несущего цветок. Прицветник, прицветнички и чашелистики чаще изображаются скобками с килем (фигурными скобками) различного размера, лепестки - круглыми скобками, тычинки в виде среза через пыльник или для упрощения в виде затушеванного эллипса, геницей - также в виде среза через завязь или завязи (для апокарпного гинецея) с прорисовкой места плацентации и семязачатков, через которые прошел срез.