Игры майнкрафт. Дорогая, майнкрафт убивает наших детей Игры майнкрафт убить человека и способы

О, этот чудный мир, где я гоняюсь за бобами Берти Боттс, убиваю пауков и летаю на машине в “Гарри Поттере”. Эта увлекательная Вселенная ГТА, где можно толкнуть ногой проститутку и в один миг на асфальте появятся мигающие пачки долларов. В конце концов, этот интеллектуальный плацдарм, где ты задумчиво выбираешь между базукой и луком, отдавая оружие червякам, ведь от этого зависит твоя жизнь в Worms.

Все эти ощущения не близки современным детям. Как бы ни старались разработчики, как бы ни крутили цвета и графику дизайнеры игр – дети XXI века все равно будут играть в Minecraft. Игра, в которой все построено на восьмибитных кубиках: ни тебе реалистичных лиц, ни радио в машине, ни даже веток на деревьях. Плоско, одноцветно и страшно затягивающе. И многие родители смогут бросить камень в меня, воспевая оды “Майнкрафту”, как вселенной со своими правилами: строишь город с нуля, добываешь дерево и камень для кирпича, ищешь воду. Но знают ли эти родители, что уже в 2015 году прохождение игры Minecraft набрало около 4 миллиардов просмотров? То есть больше половины мирового населения бездумно смотрят в экран, в то время как другая половина играет в игру из кирпичей и снимает это на видео.

Все дело в том, что от игры до ненависти действительно один шаг. Безобидная попытка отстроить свою страну из подручных средств очень быстро превращается в бесконечный просмотр туториалов, летсплеев и гонку за модами. Для родителей, кому непонятны последние слова, поясню: моды – это улучшения, которые дети добавляют в свою игру через программерские лазейки.

Другими словами, раньше мы могли ввести пароль на бесконечные деньги в “Героях меча и магии”, а теперь это делают наши дети. Только в десятки, сотни раз больше. Они закачивают миллионы нескончаемых ресурсов, добавляют новые измерения, ужасных и злых человечков, включают электричество и запускают лифты. И в итоге благородная цель «постройки с нуля» теряет свою ценность. Игра превращается в догонялки за модами.

Дети прожигают часы в YouTube, наблюдая, как другие играют, скачивают моды и обходят правила. Фантазия и терпеливое пространственное мышление летят в бездну просмотров в социальных сетях, как и родительский кошелек (ведь моды не всегда достаются бесплатно). Сюда же добавляем мат, который используют дети в видео, и агрессивное превосходство – безобидные “дітки” закачивают в пиратскую версию человечков, которых можно убивать и бездумно бить топором. И эта бесконечная карусель может длиться до тех пор, пока родители не выключат свет своим надзирательским рубильником.

Кто-то может сказать, что это все выдумки сепаратистов. На этот счет уже давно существует исследование китайской стороны, во время которого ученые наблюдали за мозгом 18 студентов (МРТ нам в помощь). Все подопытные беспрерывно играли на протяжении 10 часов. По сравнению со второй группой, которой отводилось всего 2 часа на геймерство, у первых в мозгу было обнаружено намного меньше серого вещества. То есть уменьшенная способность рассуждать и анализировать информацию.

Если углубиться в тему Minecraft, то можно заметить, что это абсолютно монотонное и не требующее особых навыков занятие (если, конечно, ты не накачал кучу пиратских модов, о которых говорилось ранее). Игра никак не связана с творчеством, как минимум потому что в ней нет четкого финала, выигрыша или Босса, которого нужно одолеть в конце игры. Именно отсутствие конкретной миссии, которую нужно выполнить, убивает всю надежду на развитие каких-либо навыков у ребенка.

Итак, с вопросом «Кто виноват?» все понятно. Остается извечный родительский вопрос «Что делать?». Тут можно выделить три типа людей – основателей семьи:

Родители, которые предпочитают не замечать проблемы и просто ограничивать время «втыка» в компьютер ради приличия. Как правило, именно тут появляются проблемы с неуравновешенностью детей, игрозависимостью и враньем (например, дети любят «случайно» оплатить новые моды с родительской карты).

Люди, которые убирают напрочь любые виды гаджетов и устройств с интернетом. Результат один из двух: либо ваше дитя увлечется шахматами, конными прогулками и постройкой халабуд. Либо же компьютерный детокс сыграет злую шутку с ребенком, и он начнет искать любую возможность «дорваться» до запретного плода (играть у друзей, играть по ночам, обманывать и биться в истерике). Сюда же можно отнести и вариант «принесешь пятерку – дам планшет». Потому что ребенок, выполняя задание по математике, будет думать не о примерах, а об игре, в которую он сможет поиграть, как только его учебное рабство окончится. На материнских форумах я прочитала множество страшных историй о том, как ребенок бился головой о стену, когда у него не получалось выучить стих. На вопрос «Что случилось?» ребенок отвечал, что если он не выучит злосчастный стих, то не сможет поиграть. А запомнить такой длинный стих просто невозможно (тут мы вспоминаем про серое вещество).

Самый оптимальный вариант – доверительный контроль. Штука с «доверяй, но проверяй» не зря обошла все советские и постсоветские семейные советы. В конце концов, именно доверительные отношения с вашим ребенком могут обеспечить достойную старость родителям и антизависимую от игр молодость детям. Отслеживайте моды, контролируйте количество времени, проведенного в YouTube, покупайте новые игры, которые могут не только занять ваше дитя, но и научить чему-то. И помните: помимо вашей домашней игрозапрещенки, его ждет страшный и жестокий мир детей, которым все еще разрешают бесконечно играть и пользоваться гаджетами. Узнав о том, что ваше чадо «наказано», эти отпрыски игромании обязательно выстрелят в эту и без того ахиллесову пяту малыша. Нельзя отрицать присутствие электронных друзей у вашего ребенка, а вот дозировать – обязательно.

Эх, вернуть бы Sims, поженить бы соседей друг на друге и переклеить бы обои на самые дорогие – вот это счастье! А то кирпичи да кирпичи.

Читайте нас у
Telegram

Этот игрушечный мирок совсем не похож на реалистичные трёхмерные картинки, которыми балуют нас современные трёхмерные шутеры или ММОРГП. Несмотря на простоту визуального исполнения, игры Майнкрафт популярны во всём мире, и это неспроста! Ведь только игры Майнкрафт позволяют тебе почувствовать себя настоящих художником, творящим свою новую совершенную реальность. Добавь капельку фантазии, и восьмибитные квадратики оживут, а твой собственный вирутальный мирок заиграет самыми яркими красками!

Добывай и строй!

Именно так можно перевести название этой мега-популярной игрушки с английского языка, и именно эти слова отображают основную суть всего игрового процесса. Да уж, добывать и строить тебе придётся здесь больше всего! Ведь только так, и никак иначе, можно превратить безжизненную планету в уютный райский уголок, где хотелось бы работать и жить.

Игры Майнкрафт относятся к так называемому жанру “песочницы”, и, если в детстве ты обожал лепить куличики или даже строить целые замки из песка, то и к идее конструирования собственной виртуальной реальности сможешь подойти с настоящим энтузиазмом! Всё, что тебе потребуется - это твоя фантазия и здравый смысл. Фантазия - чтобы придумывать новые и новые формы организации своего мирка, а здравый смысл - чтобы немного этот полёт мысли ограничивать и направлять в нужное русло.

В данном случае, нужное русло - это защита от врагов и выработка новых ресурсов. Всё это просто необходимо для того, чтобы твой персонаж не только выжил, но и мог жить на освоенной им планете вполне счастливо. То есть, конечно же, иногда хочется почудить и понастроить золотых дворцов с ажурными стенами, но стоит всегда помнить о главном: в первую очередь следует заботиться о том, чтобы обеспечить собственное выживание.

На старт, внимание… Марш!

Итак, ты всё тщательно обдумал и решил: хочу творить и создавать. А то бегаешь всё время по мирам чужих фантазий, исполняешь чужие мечты... Баста! Теперь только свои идеи и свои желания ты будешь воплощать в своём собственном виртуальном мире.

Игры в стиле Майнкрафт предоставляют тебе неограниченные возможности для творчества и реализации твоих самых неожиданных талантов. Но, прежде чем ты почувствуешь себя полноправным хозяином нового мира, тебе придётся некоторое время повыживать - а значит, пожить по правилам, диктуемым тебе обстоятельствами.

Свои первые усилия ты должен употребить на поиск и добычу ресурсов. Ресурсы могут тебе понадобиться как для строительства дома (он будет твоим местом отдыха и убежищем от врагов), так и для возведения хозяйственных построек. Когда первоочередные задачи будут выполнены, ты можешь употреблять излишки добываемых ресурсов на благоустройство территории и красоту.

Не забывай кормить своего героя! Как и в реальной жизни, еда может быть добыта разными путями и употреблена различными способами. Ты можешь убить моба (какое-нибудь съедобное животное) и съесть его мясо - но помни, что сырое мясо лучше подвергать обжарке. Мало того, что после термической обработки оно лучше утоляет голод, так ещё и некоторые его виды (курица, например), в сыром виде вообще ядовиты, а в жареном - ничего. А также еду можно выращивать - точно также, как выращивают в наших селах зерно, из которого делают потом хлеб.

Инструменты игры Minecraft дают тебе возможность не только воздействовать на окружающий тебя рельеф, но и модифицировать материалы - совсем как в реальном мире! Сырьё в этом прекрасном симуляторе обязательно на твоих глазах проходит все стадии от добычи до завершения обработки и изготовления готового нового предмета.

Опасности и трудности

Даже в самом идеальном мире героя обязательно преследуют враги или какие-то неприятности. Согласись, если бы их не было, мир из идеального быстро превратился бы в скучный и однообразный! Именно поэтому игры Майнкрафт изобилуют различными трудностями, которые тебе придётся преодолевать на пути к собственному процветанию.

Начнём с того, что твой герой может… умереть. Неожиданно для песочницы, не так ли? Впрочем, все мы видели, как ожёсточённо могут лупить друг друга лопатками два малыша на прогулке, если не поделят любимый уголок своей маленькой стройплощадки или чудом попавшую на кучу песка шишку или ягоду. Что-то подобное происходит и здесь, только в мире, где можно достичь действительного многого, борьба за ресурсы и территорию приобретает характер настоящих военных действий.

В зависимости от стратегии игры, которую ты выбираешь в самом начале,гибель твоего персонажа может приводить к разным последствиям. В одном из вариантов после безвременной кончины ты проснёшься живым в своей постели, и игра будет отмотана ровно до того момента, когда ты засыпал последний раз. Вот только все твои вещи и инвентарь останутся на месте гибели героя - тут уж не обессудь - у тебя будет только полдня, чтобы вернуть обратно всё то, что нажито непосильным трудом.

А вот другой вариант куда менее гуманен! Творение не может пережить своего творца - именно таким принципом руководствовались разработчики режима “Хардкор”. А это значит, что со смертью героя исчезает и весь мир, который он так заботливо создал своими руками. Страшно? Выбирай более щадящие режимы, но для тру геймеров существует только одна жизнь и только Хардкор!

Бесплатные онлайн игры майнкрафт предусматривают несколько вариантов смерти игрока. Итак, что же может его убить? Да, практически, что угодно - реалистичность этого момента здесь просто шикарная. Начнём с голода. Если ты пренебрежёшь нашим советом и всё же забудешь, что персонажа нужно кормить, он умрёт. Это печально, но неизбежно, если ты совсем не будешь обращать внимания на шкалу сытости своего героя. Постепенное уменьшение значения сытости на шкале позволяет тебе своевременно покормить его - пока не стало слишком поздно.

Также причиной смерти может послужить неправильное взаимодействие с монстрами. Вообще, среди них есть не только злобные твари, которые только и мечтают напасть на твоего героя! Есть и вполне дружелюбные и даже приручаемые, но есть и те, кто не прочь атаковать тебя. Иногда агрессии с их стороны можно избежать, если хорошо знать, что может спровоцировать её проявление. Так, например, если в деревне есть сгенерированный голем, то такую деревню лучше не трогать: в обычное время мирный, каменный охранник деревни моментально оживает при любых попытках навредить его подопечным.

А есть враги, которые всегда останутся таковыми, как их ни умасливай. Именно к этой разновидности мобов относятся зомби - отвратительного вида живые мертвецы с квадратными головами. Самое гадкое, что толку никакого нет даже в победе над ними, ведь мясо и то у них не съедобное. А вот, кстати, другие мобы после своей гибели часто оставляют после себя ресурсы, пищу или какие-то полезные артефакты - их можно брать, ты честно их заработал.

Майнкрафт и его друзья

Разумеется, какое популярное развлечение не могло остаться одиноким. Гейм-девелопмент часто сводится к тому, чтобы реализовать одну и ту же идею в как можно больших вариантах. И это оправдано, ведь не всегда, соскучившись по квадратным головам своих героев, ты хочешь запускать давно позабытый где-то в недрах компьютера установочник любимой игры. Вполне вероятно, что тебе достаточно поотстреливаться от зомби или построить какой-нибудь ну совсем маленький мирок!

Для этих целей и существуют бесплатные онлайн игры майнкрафт. Они не ребуют установки, и каждая маленькая флеш-игра содержит в себе небольшой, но очень приятный и любимый всеми настоящими поклонниками аспект. Строительство и разрушение разделены здесь для большего удовольсвтия!

Если ты и дня не можешь прожить без пиксельных миров этой популярной компьютерной забавы, ты обязательно оценишь игры в стиле Майнкрафт! Тем более что играть в игры Майнкрафт на этой странице ты можешь совершенно бесплатно. А это значит, что играть в игры Майнкрафт теперь можно когда и где угодно - лишь бы там был интернет!

Так получилось, что моё отношение к воспитанию детей (а кого ещё воспитывать, не взрослых же) всегда опиралось на гуманизм, граничащий с попустительством. Ещё в юности, преподавая английский подросткам в частной школе и своим ровесникам в медицинском колледже, каждого подопечного я воспринимала как целую вселенную со своими неповторимыми законами, жизненными обстоятельствами, возможностями и талантами. Эту особенность мировоззрения молодой учительницы ученики быстро пронюхали и, конечно, порой бессовестно ею пользовались - рассказывая удивительные истории о невыполненном домашнем задании и заставляя меня сползать от хохота под учительский стол.

Конечно, со временем моя гуманистическая горячка, не до конца осмысленная в юности, слегка поблекла - я стала понимать, что людям, помимо свободы воли и выбора необходимы правила, границы, ритуалы, стабильность и фундамент. Детям - ещё больше.

Тем не менее, я считала и по сей день считаю себя не вправе создавать вокруг ребёнка тепличные условия, стараясь не жизнь близких окружающих адаптировать под растущего человека, а растущему человеку помогать освоиться в окружающем мире. Это не вопрос дисциплины и не попытка вырастить «удобного» для социума ребёнка - тихого и всегда послушного (в чём нет, конечно, ничего плохого, но я таких только на открытках советских видела). Границы и правила нужны не для того, чтобы ребёнка не было заметно, а чтобы ему было проще освоиться в мире людей.

Скажем, правило «дослушай, что тебе говорят, а потом высказывайся сам, так всем будет удобнее» я считаю оправданным, а «я взрослый, я лучше знаю, а ты молчи» - мракобесным. Проводить границы нужно в целях обережения и предупреждения, а не в целях запрещения.

Кадр из к/ф «Стена», 1982 г.

Те же правила всегда действовали и в отношении доступной информации. Вопрос «Откуда берутся дети?» - честный ответ в доступной форме, откуда, как и почему. Вопрос «Мама, а я тоже умру?» - честный утвердительный ответ и разговор про то, что жива остаётся память в наших родных, друзьях и потомках.

В общем, моя позиция в выращивании новых людей сводилась к двум основным факторам: стремление органично вписать ребёнка в повседневную жизнь семьи и стремление не ограничивать его доступ к тому, что не представляет опасности для его жизни и комфорта окружающих.

Эти два фактора повлияли на моё отношение к доступу растущего человека к цифровым развлечениям. Я, моя семья и мои друзья - современные люди, с юности активно пользующиеся и интересующиеся цифровыми технологиями, гаджетами и интернетом. Вскоре интернет стал местом моей работы; естественно, сын постоянно видел маму за экраном ноутбука, смартфона и планшета; привык к тому, что ответы на некоторые его вопросы я ищу в Google; к тому, что мультфильмы можно посмотреть на YouTube; к тому, что на смартфоне можно поиграть в Cut The Rope. Я довольна тем, как происходило постепенное погружение сына в цифровую информационную среду и уверена, что у него сложилось для его возраста адекватное представление о сети - как о месте, где получают знания, и где можно найти при желании всё, что тебя интересует.

Что-то пошло не так

Свой смартфон у сына появился лет в 5 - достался ему старый папин телефон. Играл он на нём во все части Angry Birds (отличная игра для детей, которым не суждено гулять с рогаткой во дворе) и Bad Piggies (классная инженерная головоломка - я с уровнями не справлялась, а пятилетка - запросто). В лето перед поступлением в школу у него появился в арсенале Minecraft Pocket Edition. Я была даже рада - сколько раз я писала про эту игрушку прямо здесь, на Newtonew, и всё собиралась предложить её сыну, а тут как-то само получилось.

Minecraft - игра без преувеличений классная, почти мгновенно после выхода обросшая фанатской субкультурой. Я до сих пор не в состоянии понять, что в ней настолько привлекает детей старшего детсадовского и младшего школьного возраста. Если взрослые игроки вполне могут ностальгировать по восьмибитной графике и наслаждаться квадратным майнкрафтовским миром, то детям такая ностальгия неведома. Тем не менее, школьники младших и средних классов от неё без ума - достаточно посмотреть, сколько летсплеев снято и выложено на YouTube молодыми неиспорченными душами. Я пришла к выводу, что в Minecraft соединено всё, что в принципе отличает компьютерные игры от всех остальных видов развлечений:

  • возможность построить собственный мир;
  • нелинейный способ взаимодействия с игровым миром (не так, как с книгой);
  • интерактивность (не так, как при просмотре передач и фильмов);
  • мгновенная обратная связь;
  • обширные возможности для общения и самовыражения (благодаря игровому сообществу).

Это прекрасные свойства, развивающие системное и стратегическое мышление, цифровую грамотность, навыки планирования и даже коммуникативные навыки. При нескольких условиях: вы сами знаете, как это всё работает, готовы потратить большое количество времени на познание игрового мира вместе с ребёнком и… не пользуетесь мобильной версией игры.

Именно Minecraft Pocket Edition, официальное мобильное приложение Minecraft, привело к тревожным последствиям.

Тёмная сторона Minecraft

Minecraft у нас был установлен и на домашнем свободном ноутбуке, никому толком не принадлежащем, и поэтому перешедшем во владение сына - на стареньком макбуке (в этом случае важна именно Mac OS) Антон запускал любимую игрушку, сам искал туториалы, смотрел летсплеи на YouTube. Всё, что он смотрел, я тщательно контролировала, поскольку он сёрфил через мой активный Google-аккаунт. Та версия Minecraft, в которую играл Антон на макбуке, и стиль его игры вызывали у меня только одобрение - он обучался простым командам в терминале, находил новые блоки, самостоятельно учился с ними обращаться, изучал возможности мира.

А вот стиль его игры на смартфоне я конструктивным назвать не могла. Тут нужно сказать об одной вещи: есть огромная теневая отрасль, обслуживающая Minecraft - модификации, или попросту «моды». Мод - это файл с кодом, меняющий оригинальное содержание игры. Они могут добавлять новые функции, например, дают возможность проигрывать свою музыку на фоне или добавляют в игру электричество, лифты или новые измерения; могут изменять внешний вид, например, менять текстуры; а могут серьёзно влиять на весь ход игры, давая лазейку для читов - например, давать неограниченное количество ресурсов. Моды официально не поддерживаются производителем, но есть огромное количество лаунчеров, позволяющих устанавливать и запускать моды. Очень легко это делается в Minecraft под Windows и в мобильной версии Minecraft.

Целая индустрия на этих модах построена, миллионы просмотров.

Моды при умелом обращении могут очень обогатить игровой опыт, усложнить и разнообразить игру; но, к сожалению, возможность лёгкой наживы оказывается гораздо более привлекательной. Как установить моды на Mac OS, Антон не догадался, но ведь у него была и мобильная версия!

В общем, всё, во что превратилась игра Антона на смартфоне - это поиск, отсмотр и тестирование десятков разных модов. Оказалась забыта основная цель игры - развитие собственного мира. Не у дел остались фантазия, пространственное мышление, терпение, необходимое для сбора ресурсов.

Всё это заменилось бездумной гонкой за новыми модами, их обновлениями, короткой радостью от визуальных плюшечек и огромного количества ресурсов и быстрым разочарованием от каждого приобретения - то, чего ты не заработал сам, скоро надоедает.

И взрослому будет сложно себя остановить, если он окажется в гигантском гипермаркете, где всего много и всё бесплатно - только протяни руку и бери. Конфет? Сколько хочешь. Нежнейшего паштета? Да вот, черпай прямо отсюда. Лимонада? Круассанов? Салата «Цезарь»? Представьте себя в таком месте. Велик соблазн объесться, потом страдать от несварения, потом корить себя за слабость духа и обещать себе, что больше никогда, но… Но вот снова неоновая вывеска этого гипермаркета, и вы снова не можете сдержаться, и снова потом злитесь на самого себя.

Детям контролировать свои желания ещё труднее. И так же в них растёт раздражение от незаслуженно полученного, только не отдают они себе отчёта в причине своих негативных эмоций.

Через пару месяцев такой вот «игры» в Minecraft я получила капризного, апатичного, нервного ребёнка. Ещё немного, и он стал бы похож на вот этот каноничный пример:

Пришлось поступить резко. В зимние каникулы, после недели горных лыж и чтения книг из маминого детства в бабушкином доме, Антон не обнаружил на привычном месте своего смартфона.

Мам, а где телефон?
- Его временно нет с нами, пока мы оба с тобой не поймём, что тебе интересно, кроме модов для Minecraft.

И знаете, что? Этого объяснения, короткого и честного, оказалось достаточно. Порой мы вместе проверяем официальный сайт, чтобы посмотреть, не вышло ли обновление игры (а не модов!). Доступ к ноутбуку я не ограничивала, в десктопную версию Minecraft, которая мне нравится, он играет на выходных. Прочитана вся домашняя библиотека детских книг. Антон больше не зависит от зарядного устройства, а утро не начинается со слов «Я только ещё вот этот мод установлю, и буду одеваться».

И всё же я не теряю свою веру в видеоигры и считаю, что в школе им - самое место. Ведь игры в школе - это по умолчанию лицензионные версии без простой возможности обхода и надзор взрослого человека. Тем более, есть удачные примеры и эксперименты - , норвежский учитель, или вот даже в российских школах .

Современные родители стоят на грани совершения огромной ошибки в воспитании детей. Желая добра своим чадам, они лишают их времени и пространства для игр, тем самым ограничивая развитие воображения — навыка, являющегося основой инновационности и конкурентоспособности.

Результаты исследования, проведенного компанией игрушек Radio Flyer и ReD Associates, показали тревожные последствия излишней заботы современных родителей. Перед каждыми праздниками взрослые начинают ломать голову над тем, какая игрушка будет интересна и полезна для их ребенка. Однако, прежде чем приобрести очередной деревянный конструктор, родителям следует серьезно подумать.

Развитию воображения способствуют игры, которые детские психологи называют «произвольными» (unstructured play ) — в таковых нет четко прописанного сценария, нет конечной цели, не используются девайсы. Ребенок сам придумывает свои миры и воплощает собственные идеи.

По данным исследования, проведенного в США, наиболее развитым воображением обладают дети, которым родители предоставляют свободу действий, то есть дают возможность решать самим, когда, где и во что играть. Однако, большинство современных детей просто не могут играть сами — им нужны инструкции от взрослых или самой игрушки.

Выводы неутешительны: сегодняшних детей требуется учить играть в произвольные игры. Специалист по детскому развитию, психолог Питер Грей (Peter Gray) также отметил постоянное сокращение времени, затраченное на произвольную игру. Согласно другим данным, дети в возрасте от 8 до 18 лет в среднем проводят по 6,5 часов в компании гаджетов ежедневно, а многие даже боятся выходить на улицу без сопровождения взрослых.

Современные родители озадачены тем, как создать условия для непроизвольной игры. Исследование детей с младенческого возраста до 9-ти лет показало удивительные результаты — ни деревянные игрушки, ни их цифровые аналоги не создают условия для unstructured play. Так в чем же ошибка родителей?

Последствия игры в Minecraft

Взять, к примеру, кубики. Нынешнее поколение детей пассивно нажимает на кнопки и игрушки сами их развлекают, а когда игрушка наскучивает, они настойчиво требуют другую. У некоторых родителей даже сформировалась новая традиция: выкидывать «старые» игрушки перед праздниками, чтобы освободить место для новых. Другие родители признаются, что покупают своему чаду по новенькой игрушке в неделю, а также хранят игрушки про запас.

Привыкнув к постоянной новизне и смене развлечений, дети просто перестают играть с обычными кубиками, в результате чего теряют навыки игры с неподвижными предметами. Родители разводят руками: «Мы не хотим, чтобы наши дети скучали». Но в этом и заключается секрет: скука мотивирует детей играть с «тем, что есть». Если мы хотим развить детское воображение, нужно, чтобы дети скучали.

А что тогда можно сказать о компьютерных играх по типу Minecraft, которую один родитель описал как «кубики на стероидах»?

В этой популярной игре дети добывают ресурсы, создают предметы, строят здания и исследуют новые миры. В режиме «Творчество» игроки имеют неограниченные запасы ресурсов и инструментов, что позволяет создавать объекты повышенной сложности. Вот уж где неограниченная свобода воображения — бери и строй!

Однако, как показало исследование, после серии игр в Minecraft дети чувствовали себя издерганными и раздраженными. Многие сходятся во мнении, что вышеупомянутая играя только «убивает время» — как только ребенок начинает хорошо разбираться в механике игры, то есть играть хорошо, опыт исследования и создания превращается в бесконечное строительство с целью избежания скуки. Кто-то из взрослых верно заметил, что при таких условиях даже любимое занятие превращается в рутину.

Создание условий для unstructured play требует не только ограничения ребенка от определенных развлечений, но и предоставления ему полной свободы. Однако, как показало исследование, такая практика не всегда показывает вдохновляющие результаты — юные респонденты, оставшись без привычных игрушек, затевали драки со сверстниками (а иногда и с родителями) и испытывали раздражение, сонливость и замешательство. Очевидно, что проблема здесь в не в игрушках, а в том, что дети не привыкли играть самостоятельно.

Идея произвольных игр довольно часто обсуждается, однако способы создания условий для таковых представляются редко. Ниже приведены три выдержки из исследования детского психолога Питера Грея (Peter Gray), рекомендующего практику произвольных игр.

1. Родители должны четко понимать, что такое «произвольная игра» и что она дает

В произвольной игре нет четко обозначенного начала и конца — дети развлекают себя сами, взрослые им не помогают. Такой подход может смутить родителей, привыкших видеть в игре воспитательные и обучающие задачи, а также тех, кто считает, что участие в детской игре помогает стать ближе к ребенку.

2. Дети должны играть самостоятельно каждый день

Когда родители пытаются внедрить несколько часов произвольной игры между другими занятиями ребенка, последний испытывает рассеянность и раздражение. Чтобы эта проблема исчезла, дети должны приучиться играть самостоятельно, а не ждать, когда их начнут развлекать родители, учителя или новые игрушки.

3. В произвольной игре дети должны ориентироваться на поведение взрослых

Не секрет, что дети копируют поведение взрослых, однако последние, погрузившись с головой в работу, часто забывают об этом. Родителям следует стать примером для своих детей и показать, что проводить время без гаджетов можно очень весело.

Как эти идеи реализуются на практике? Очень просто: отец-фотограф берет свою двухлетнюю дочь на прогулки. Пока он снимает природу, ребенок самозабвенно играет с тем, что рядом — он воображает, исследует, познает мир. Взрослый не вмешивается, девочка сама руководит процессом. Однако, родитель находится поблизости — занимаясь своим делом, он приглядывает за ней, а ребенок вдохновляется действиями отца и копирует его поведение.