Открытое занятие по ритмике: «Танцуем, играем, всех приглашаем. Конспект занятия по ритмике Конспекты занятий по ритмике для детей

Среди большого разнообразия видов деятельности ребенка дошкольного возраста немаловажное значение имеет музыкально-ритмическая деятельность. На сегодняшнем этапе развития дошкольного образования ритмику зачастую выделяют в отдельный предмет в сетке занятий. Хотя, на самом деле, проводятся занятия по пластике или хореографии.

Очень важно понимать, что должна представлять музыкально-ритмическая деятельность в дошкольном возрасте. Основными, первостепенными задачами этой деятельности, как одного из видов музыкальной деятельности вообще, являются:

  • воспитание любви и интереса к музыке,
  • обогащение музыкальных впечатлений детей посредством знакомства с разнообразными музыкальными произведениями,
  • знакомство детей с простейшими музыкальными понятиями, развитие навыков в области музыкально-ритмического движения,
  • развитие эмоциональной отзывчивости, сенсорных способностей и музыкального слуха, чувства ритма, формирование выразительности движения,
  • обучение элементарным двигательным навыкам, добиваясь простоты, естественности и выразительности исполнения музыкальных произведений,
  • содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке,
  • развивать творческую активность, самостоятельность и инициативу в музыкально-ритмическом движении.

Анализируя вышеизложенное, надо отметить, что занятия по ритмике с детьми дошкольного возраста не подразумевают заучивания каких-либо движений, достижения точности и правильности их исполнения, что часто имеет место быть в реальной практике. Ритмика – это, в первую очередь, восприятие музыки, ее осмысление, а также выражение своих впечатлений от музыки посредством образного, эмоционально-насыщенного движения.

Первостепенную роль на занятиях по ритмике играет музыкальное сопровождение, а соответственно, требования, предъявляемые к нему, достаточно высоки. Музыкальные произведения, используемые для сопровождения занятия должны быть очень разнообразными: по жанру, стилю, форме, размеру, темпу и т.д. Но при всем этом, музыкальные произведения должны быть доступны пониманию детей. Кроме того, рекомендуется использование не только “живого” аккомпанемента на фортепиано или аккордеоне, но и фонограммных записей в различной аранжировке. Все это позволяет сформировать у детей наиболее полное представление о разнообразии музыкальных произведений, обогатить их эмоциональными и эстетическими переживаниями, помогает в воспитании музыкального вкуса.

Но надо помнить, что занятия, сами по себе, не являются ни ведущей, ни основной деятельностью для детей 4-7 лет. Поэтому, чтобы учебный процесс был эффективным, необходимо максимально использовать в нем игру – ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Насыщение занятия игровыми упражнениями, имитационными движениями, сюжетно-творческими зарисовками усилит эмоциональное восприятие музыки детьми, а, соответственно, поможет полнее и всестороннее решить поставленные задачи.

Отдельные игровые упражнения могут быть использованы на занятиях в качестве динамических пауз – физкультминуток – в том случае, если достаточно большая часть занятия проводится сидя на стульях; или же наоборот – для отдыха – если все занятие проводится в достаточно большом темпе и подразумевает много движений.

Комплексы игровых упражнений могут включаться в различные части занятия: могут составлять разминку или даже все занятие целиком. Для детей дошкольного возраста такие комплексы целесообразно объединять сюжетом, темой или предметом – атрибутом, с которым выполняются движения. Хорошо использовать на занятии комплексы, в которые входят различные вариации одного движения: ходьбы, наклонов, поворотов, прыжков; а также комплексы, содержащие чередование двух движений: например, прыжки и ходьба и т.п.

Для детей дошкольного возраста очень ценными являются имитационные движения, включение которых в занятие помогает работе над выразительностью движения, над пластикой, над эмоциональной насыщенностью образа.

Музыкально-ритмические игры используются на занятиях по ритмике для решения самых разных задач: развития чувства ритма, умения слышать музыкальные фразы, части музыки, для знакомства с какими-либо движениями и их комбинациями и т.д.

Для детей дошкольного возраста иногда целесообразно проводить сюжетные занятия. Эти занятия позволяют создать у детей более полное представление о той или иной стороне действительности (например, о лесе или об осени), разнообразить слуховые и двигательные впечатления, а также систематизировать знания детей на заданную тему. В такие занятия полезно включать литературные произведения (стихи, короткие прозаические зарисовки), рассматривание иллюстраций, изобразительное творчество и т.п. Сюжетная линия, связывающая отдельно взятые упражнения, помогает целостному восприятию детьми темы, увеличивает интерес детей к деятельности, а, следовательно повышает эффективность проводимого занятия в целом.

В качестве примера вашему вниманию предлагаются следующие планы-конспекты сюжетных занятий по ритмике для детей дошкольного возраста.

Занятие 1.

Для детей 4-5 лет.

Тема: Лесная сказка.

Образовательные задачи:

  • формировать представление о различных темпах музыки (“музыка бывает быстрая и медленная”);
  • развивать чувство ритма: учить прохлопывать простой ритмический рисунок;
  • учить передавать характер музыки в движении;

Материалы и оборудование:

  • обручи по количеству детей;
  • картинки с изображением летнего леса, поляны, лесных обитателей.

Ход занятия

Вводная часть.

  • Показ иллюстраций (“посмотрите, что изображено на картинках? Конечно же это – лес”),
  • Сообщение специфики занятия (“сегодня у нас не обычное занятие – мы сегодня отправимся в гости к лесным жителям”).
  • Ходьба: обычная, на внешней стороне стопы (как медвежата), на носках (как лисичка), с высоким подниманием колена (как цапля).
  • Прыжки на двух ногах с продвижением вперед (зайчики).
  • Подскоки.

Основная часть.

  • Имитационные движения (“мы пришли в лес, оказались на полянке. А там веселятся и играют самые разные звери. Давайте попробуем угадать, какие же животные пришли на полянку?”) – дети слушают музыкальные фрагменты, отгадывают животных и имитируют их движения: мышки, зайчики, лиса, волк, медведь, лягушки; мышки, зайчики, лиса, волк, медведь, лягушки, птицы и т.п.
  • Далее можно предложить детям станцевать, “превратившись” в каких-либо лесных зверей. В качестве таких танцев можно использовать композиции А.И. Бурениной (из сборника “Ритмическая мозаика”): “Плюшевый медвежонок”, “Белочка” и т.п.
  • Игра “Птички” (“зверята устали танцевать, они хотят немножко поиграть”) – на полу раскладываются обручи по количеству детей. Под музыку (любая лирическая композиция – например, можно использовать цикл “Времена года” Вивальди) птички летают по всей полянке, клюют зернышки, чистят перышки и т.д. Когда музыка заканчивается птички прячутся в обручи (“гнездышки”). При повторении игры педагог убирает один или два обруча: птички, которым не хватило домиков, выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется 2-3 играющих.

Стихотворение с движениями:

Игра с мячом (“Зверята очень любят играть в разные игры, особенно они любят играть в мяч”) – дети под музыку передают мяч по кругу. Тот ребенок, у которого мяч останется в конце музыки – выходит в центр и танцует, остальные дети хлопают ему в ритме музыки.

Заключительная часть.

  • упражнение “быстро - медленно” (“Зверята в лесу очень любят слушать музыку и отгадывать – быстрая музыка или медленная. Давайте мы с вами тоже попробуем”) – под быструю музыку дети танцуют, медленную музыку – слушают, сидя на полу или на лавочке.

Подведение итогов занятия.

Занятие 2.

Для детей 5-6 лет.

Тема: В царстве Нептуна.

Образовательные задачи:

  • развивать чувство ритма,
  • учить двигаться в соответствии с размером музыки,
  • способствовать формированию выразительности движений, образности в исполнении.

Материалы и оборудование:

  • иллюстрации с изображением морских обитателей, жизни подводного мира,
  • фрагменты литературных произведений (например С.Я. Маршак “Синяя страница”),
  • веревка или длинная скакалка (3-3,5 м),
  • короткие ленты (по 2 на ребенка).

Ход занятия

Вводная часть.

  • беседа о море (“каких обитателей моря вы знаете, как живут они на глубине, что встречается на морском дне и т.п.”), рассматривание соответствующих иллюстраций, чтение отрывков из литературных произведений,
  • ходьба (идем к морю): обычная (по дорожке), на носках (по мостику), на пятках (по тропинке), с высоким подниманием колена (по траве),
  • подскоки,

Основная часть.

  • Игра “Море волнуется”. Под плавную музыку дети двигаются, подражая морским обитателям, в это время педагог произносит текст. На слова “Морская фигура на месте замри” - дети останавливаются и замирают в образе какого-либо морского существа. Тот ребенок, чья поза больше понравилась педагогу, исполняет движения изображаемого существа и становится ведущим. Игра повторяется 3-4 раза.
  • Танцевальная композиция с лентами на музыку Сен-Санса “Аквариум” (можно взять композицию движений А.И. Бурениной из сборника “Ритмическая мозаика”),
  • Игра “Рыбки”. На полу из веревки выкладывается “домик”. Для музыкального сопровождения подбирается плавная, неторопливая музыка с двумя ярко выраженными частями. На первую часть музыки дети-“рыбки” двигаются по залу, на вторую часть – “заплывают в домик”. При повторении игры - “домик” становится меньше.
  • Имитационные движения. Слушая музыкальные фрагменты, дети подбирают тот или иной выразительный образ морского обитателя. Ребенка, который наиболее ярко исполнил движения, педагог может попросить продемонстрировать их еще раз для всей группы.

Заключительная часть:

  • Игровое упражнение “Будь внимателен”. Детям дают прослушать фрагмент музыки (размер 3/4, вальс), обращают внимание на особенность музыки, показывают возможные варианты движения. Далее детям дается задание: “под музыку вальса – танцуем, остальную музыку слушаем, сидя на месте”.

Подведение итогов занятия.

Занятие 3.

Для детей 6-7 лет.

Тема: Путешествие в Танцевальную страну.

Образовательные задачи:

  • развивать чувство ритма,
  • учить различать части в музыке (на примере трехчастных произведений),
  • учить различать динамические оттенки в музыке (громко – тихо),
  • учить передавать в движении характер музыки.

Ход занятия

Вводная часть.

  • поклон (настоящие танцоры всегда приветствуют зрителей поклоном),
  • ходьба (с носка, на носочках, на пятках, хороводный шаг),
  • подскоки, галоп,

Основная часть.

  • Разминка (перед каждым выступлением или репетицией настоящие танцоры всегда делают разминку): подъем на полупальцы, полуприседания, приседания, выставление ноги вперед и в сторону на носок и на пятку, прыжки на месте.
  • Танцевальная композиция “Танцкласс” (в качестве музыкального сопровождения можно использовать минусовую фонограмму песенки “Метро” из сборника Е. Железновой “10 мышек”).
  • Игра “Найди свой кружок”. Для музыкального сопровождения выбирается любая ритмичная трехчастная мелодия. Дети делятся на несколько подгрупп по 4-5 человек. Среди каждой подгруппы выбирается ведущий. На первую часть музыки ведущие исполняют одно танцевальное движение (каждый свое), остальные дети, стоя в кружках вокруг ведущих – хлопают в такт музыке. На вторую часть дети исполняют заранее названное педагогом движение (или композицию), в это время ведущие меняют свое местоположение в зале. После второй части необходимо сделать небольшую паузу, во время которой дети каждой группы должны найти своего ведущего и выстроиться вокруг него. На третью часть музыки каждая группа вместе с ведущим исполняет то движение, которое было исполнено ведущим во время первой части. Игра повторяется 2-3 раза.
  • Танцевальная композиция “Менуэт” (в качестве музыкального сопровождения можно взять произведение В.А. Моцарта “Говорят, это любовь…”)
  • Упражнение “Громко-тихо”. Дети стоят в колонне. Под громкую музыку идут топающим шагом, под тихую – шагом с носка.

Заключительная часть.

  • Упражнение “быстро - медленно” – под быструю музыку дети танцуют, медленную музыку – слушают сидя на полу или на лавочке.
  • Поклон.

Подведение итогов занятия.

Задачи:

учить детей:

  • ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, музыкальными образами;
  • выразительно выполнять движения с предметами;
  • танцевальным движениям и совершенствовать их исполнение (подскоки, боковой галоп, бег с захлёстом, приставной шаг с приседанием);
  • действовать самостоятельно в музыкальных играх и танцах, не подражая друг другу;
  • исполнять движения в различных рисунках (круг, линии, “змейка”).

Атрибуты: 3 мяча; мягкие игрушки – лягушонок, гусеница, жучок; султанчики из полиэтилена, бумажные листочки по числу детей, крылья для бабочек по количеству детей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Музыка “Мария Мирабелла” - дети лёгким бегом на полупальцах забегают в зал, пробегают по кругу, затем бегут через середину зала вперёд, дойдя до передней линии, через одного разбегаются в стороны. Пробегая полукруг, встречаются парами и продвигаются вперёд. Дойдя до передней линии, разбегаются парами (одна пара влево, вторая вправо и т.д.). Пробегая ещё один полукруг, встречаются четвёрками, продвигаются вперёд и останавливаются в линиях по четыре человека.

Педагог: Здравствуйте, ребята (выполняется поклон – музыка Д.Шостаковича “Лирический вальс” из альбома “Танцы Кукол” - фонограмма № 1)

Педагог: Жили на свете две девочки, две сестрёнки Мария и Мирабелла. Однажды они играли на полянке в мяч.

Музыкально-ритмическая игра “Передай мяч” (приложение 2).

Педагог мяч упал и покатился прямо к ручью (дети бегут за мячом в глубь зала) и девочки увидели, что вода в ручье замёрзла, а посреди ручья стоял лягушонок, покрытый тоненькой корочкой льда. Ребята, давайте попробуем помочь бедному лягушонку. Встанем вокруг него, и будем делать красивые, энергичные движения. Лягушонок, запевай свою любимую песню (дети встают вокруг игрушки-лягушонка, который накрыт полиэтиленом)

Музыка “Песенка Кваки” - по кругу выполняются подскоки, галоп, бег с захлёстом.

Педагог (убирает с лягушонка полиэтилен, замотанными остаются только лапки) Кваки, что случилось?

Педагог отвечает за Кваки: Лесная фея сказала, что я приношу пользу, а я ответил, да что вы, какая от меня польза? А фея произнесла: “От неправды вода замерзает, вот она и замёрзла”. Ой, ребята, кажется, надвигается гроза.

А вы знаете, как танцуют капельки дождя?

Музыка “Дождик” - разучивание движений к танцу (приложение 3).

Педагог: Мария и Мирабелла спрятались от дождя в пещере. В темноте они увидели множество огоньков. Это были светлячки, они натирали свои туфельки так, что те светились ярко-ярко.

Музыка “Песенка светлячков” (приложение 4)упражнения на полу (вытягивание и сокращение стоп, сгибание ног в колене с оттянутым носком, “книжка”, “бабочка”, “змея”, “корзиночка”).

Педагог: (берёт игрушку светлячка) один светлячок был очень грустный, потому что у него то и дело загорались туфельки. Звали его Скипирич. Может нам отнести Кваки и Скиперича к лесной фее и пусть она их расколдует? Но что это за хруст? Это прожорливые гусеницы.

Музыка “Песенка гусениц” - дети змейкой идут по залу топающим шагом, затем переходят на лёгкий бег, перестраиваются в круг, выполняют по показу танцевальные движения в образе гусениц.

Игра “Съешь листочек” - по залу разбрасываются листочки, по количеству на один меньше, чем детей. Под музыку дети танцуют, когда музыка прекращается, каждый старается взять с пола один листочек. Кому не досталось листочка, тот садится на стул. Постепенно убираются все листочки.

Детям, которые сели на стулья, надеваются крылья бабочек.

Педагог: Ну вот, съели гусеницы последний листочек и закричали, что они ещё хотят есть. А громче всех кричала дочка гусеничного короля Омеде. Гусеницы, слушайте мою команду: “Вращайтесь, вращайтесь и превращайтесь!”

Музыка “Бабочки” - дети сначала кружатся вокруг себя, потом танцуют свободно по залу, изображая бабочек.

Педагог: Только Омеде не смогла превратиться в бабочку, отчего заплакала ещё сильней. Давайте её тоже возьмём к лесной фее, может она сможет помочь?

Музыка “Песенка лягушонка Кваки” - дети маршируют по залу, пройдя один круг, останавливаются.

Педагог: Ну вот, мы, кажется, и пришли. Посмотрите, что оставила нам фея. (Красиво оформленное письмо от феи)

Педагог: (читает письмо) Ваша доброта, отзывчивость, стремление помогать в беде сделали чудо. Посмотрите, у Кваки оттаяли лапки, у Скипирича больше не загораются туфельки, а у Омеде выросли крылья. Я приготовила вам ещё один сюрприз и прошу вас в подарок для меня нарисовать своё настроение.

Звучит музыка (отрывки из музыкальной сказки) – дети рисуют.

Тема открытого занятия:

«Разучивание элементов танца Полька»

Цель: Изучения основных движений танца «Полька».

Задачи:

Познакомиться и научить учащихся основным элементам танца «Полька».

Воспитывать внимание, тренировать мышечную память, терпения, выносливость.

Развитие навыков пластичности, выразительности, грациозности.

Обучающие: содействовать приобретению навыков обобщения и анализа материала, выделению основных элементов танца.

Воспитательные: способствовать формированию нравственной культуры личности ребенка.

Развивающие: создавать условия для развития интереса детей, развития творческих способностей и фантазии.

Планируемые результаты:

Метапредметные УУД:

Личностные результаты

Сформированность самооценки, включая осознание своих возможностей, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех, проявить себя в период обучения как яркую индивидуальность, создать неповторяемый сценический образ.

    регулятивные

    воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении танцевальных движений.

    познавательные

    самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений, руководствуясь музыкой;

    повторять любой ритм, заданный учителем;

    задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его исполнения (хлопками или притопами).

    коммуникативные

    учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

Оборудование и материалы: компьютер, колонки, проектор.

Содержание занятия

    Организационная часть : приветствие, повторение правил ТБ на уроке ритмики, проверка детей по списку.

Учитель: Ребята построились на середине зала, делаем поклон (шаг с правой ноги в правую сторону на счет раз, на счет два приставить левую ногу к правой, счет три – четыре кивок головой. Все тоже самое с левой ноги и вернуться в исходное положение.)

Проверка отсутствующих на занятии.

    Основная часть.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами разучим танец «Полька»;

Но для начала нам нужно сделать разминку, чтоб разогреть свои мышцы. Налево, руки на пояс

Выше голову держите

Шире плечи разведите,

Ноги выше поднимайте

И под музыку шагайте.

(дети идут под музыку из шеренги в круг)

Ходьба (с носка, на носках, на пятках, с высоким подниманием колен);

Бег (с захлестом голени назад, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка).

(Музыка затихает)

Учитель: Перестроение из одной шеренги в две, на счет 1-2. «Достаем» наши очаровательные улыбки и продолжим разминку (Презентация, идет музыка)

Разминка:

1.И.П. ноги вместе, руки на поясе

Наклоны головы вперед, назад, вправо, влево с приседанием.

2. И.П.ноги вместе

Руки к плечам, в стороны;

Руки к плечам, вверх.

3.И.П.ноги врозь, руки на пояс

Правая рука в сторону, на пояс;

Левая рука в сторону, на пояс.

4.И.П. ноги врозь, руки на пояс

Наклоны туловища вправо, влево.

5.И.П. ноги врозь, руки вверх

Наклоны туловища вниз вместе с руками, касаясь пола.

6.И.П. ноги вместе, руки на пояс

Хлопки 2 по коленям, 2 перед грудью.

7.И.П. ноги врозь, руки к плечам

Руки в стороны, правая нога в стороны и в и.п.;

Руки в стороны, левая нога в стороны и в и.п.;

Руки вперед, правая нога вперед и в и.п.;

Руки вперед, левая нога вперед и в и.п.

8.И.П. ноги врозь, руки на пояс

Наклоны туловища вперед вместе с руками.

9.И.П. ноги врозь, руки на пояс

Выпады на правую и левую ноги.

10.Прыжки (на двух ногах вправо, влево, вперед, назад, вниз, вверх).

11.Бег на месте.

Учитель: Молодцы, здорово! (перестроение в одну шеренгу)

Присядьте, пожалуйста, на стулья и послушайте музыку. (Звучит музыка И.Штрауса «Полька Анна»).

(презентация, показ картинок танца полька)

Учитель: вам нравится эта музыка?

Дети: да!

Учитель: А скажите она грустная или веселая?

Дети: веселая!

Учитель: конечно, она веселая. Это-полька зажигательный, старинный чешский танец. Однажды чешский педагог Неруда, залюбовался на крестьянскую девушку, которая танцевала и весело напевала. Он записал мелодию, движения и вскоре она стала популярной. В середине 19 века все очень полюбили эту радостную пляску, и ни одно празднество не проходило без этого танца. В России сначала танец ставили на сцене, а затем в салонах. Сегодня существуют польки разных народов: венгерская, немецкая, шведская, финская, польская, бразильская, молдавская и т.д. В каждой стране танец имеет свои особенности. Самым основным движением является шаг с подскоком, который надо исполнять легко, галоп, кружение.

И вот сейчас под эту веселую музыку, которую написал И.Штраус, мы разучим танец «полька». Но сначала я покажу вам видео танца (видео танца полька Анна). Давайте сейчас разучим основные движения танца:

Подскок с продвижением;

Легкий бег;

Хлопки одинарные.

(Учитель под музыку показывает танец.)

Разучивание танца .

Описание: дети легким бегом движутся по кругу на счет 8,затем 8 подскоков. Остановились, повернулись в круг лицом. Поклон вправо, влево, покружились вокруг себя. 4хлопка одинарных на месте. Легким бегом в центр круга, 4 хлопка одинарных на месте над головой, и вернулись в исходное положение(2 раза). Затем повторить все сначала одновременно и синхронно.

Учитель: Молодцы! Итак, какой танец мы сейчас исполнили?

Дети: полька.

Учитель: правильно, польку.

    Давайте сейчас проведем физкультминутку: Упражнение на расслабление мышц «капелька».

4. Заключительная часть:

1.Подведение итогов:

    что получилось, что не получилось;

    что далось легко, а что нет;

    какое самочувствие;

2.Поклон.

Алла Липская
Открытое занятие по ритмике: «Танцуем, играем, всех приглашаем»

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РИТМИКЕ

«ТАНЦУЕМ, ИГРАЕМ, ВСЕХ ПРИГЛАШАЕМ»

Цель занятия: Развитие творческого потенциала ребёнка, воспитание национального самосознания через приобщение к танцу, воспитание музыкально-двигательной культуры. Дать учащемуся необходимые двигательные навыки, увлечь, заинтересовать танцем, дать возможность почувствовать радость от ощущения своего тела, свободно двигающегося и подчиняющегося музыкальным ритмам. Способствовать гармоническому развитию души и тела ребёнка.

Ход занятия.

1. Организационный момент

Построение, поклон

2. Основная часть.

1. Педагог: Нам лениться не годится,

Помните, ребята,

Даже птицы, даже звери.

Делают зарядку.

Все движения разминки повторяйте без запинки.

Разминка это разогрев тела. Цель разминки, прежде всего, состоит в том, чтобы поднять температуру тела достаточно, чтобы создать идеальные условия для гладкой работы всех физических систем, необходимых для тренировки.

Динь-динь, динь - день

Начинаем новый день-

(Марш на месте.)

Дили, дили, дили, дили

Колокольчики будили

(Руки на поясе, повороты влево - вправо)

Всех зайчат, всех ежат

(Руки на поясе, наклоны влево - вправо)

И воробышек проснулся,

(Прыжки на месте.)

И зайчонок встрепенулся-

На зарядку, кто вприпрыжку

Кто вприсядку,

(Наклоны головы вправо-влево)

(Упражнение каблучок)

Через поле напрямик

Прыг – прыг – прыг – прыг

(Прыжки на месте.)

2. Элементы музыкальной грамоты:

Цель: Развитие у детей музыкальных способностей, чувства ритма. Развитие музыкальных способностей

Основные виды ритмических длительностей

«ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»

Жила была большая дружная семья прабабушка, две бабушки, мамы с папами и ребятишки.

Они часто все вместе ходили в парк на прогулку. И вот однажды, чтобы веселей было гулять, придумали ребята себе занятие: считать свои шаги. Аллея в парке была длинная, им приходилось делать много шагов, а считать они умели только до четырех. Думали они, думали, как им удлинить счет, и придумали: после каждой цифры решили ребята добавлять букву «и». Сказано – сделано.

По дороге идут ребятишки

И считают шаги шалунишки,

А выходит у них вот так:

"раз", "и", "два", "и", "три", "и", "четыре", "и"(восьмая длительность)

Мамы с папами их услыхали

И шаги свои сосчитали.

Вот что у них получилось:

"раз и", "два и", "три и", "четыре и"(четвертная длительность)

Ну и бабушки, чтоб не отстать,

"раз и два и", "три и четыре и"(половинная длительность)

Тут прабабушка тихо сказала:

А я тоже шаги сосчитала:

Ой, как медленно шла она!

"раз и два и три и четыре и"(целая длительность)

(Все длительности сначала прохлопываются, потом проходятся на простом шаге по кругу, потом хлопки совмещаются с шагами)

И пошли домой отдыхать.

Значит, сказку пора кончать.

«ДВА БРАТА»

Цель: Развитие у детей навыков восприятия музыки. Отличие мажорного по настроению звучания музыкального произведения от минорного.

В давние – давние времена в сказочной стране под названием Ладия, жили, были два брата – Лада. Один был веселый плясун-хохотун, другой грустный, задумчивый. Веселого звали МАЖОР, а грустного – МИНОР.

Педагог: Как вы думаете, кто из них окрашивает музыку в грустные, печальные тона?

Дети: Минор.

Педагог: А кто любит яркие, веселые, жизнерадостные краски?

Дети: Мажор.

Педагог: Ребята перед вами лежат карточки, на которых изображены мажор и минор. Сейчас мы с вами будем слушать музыкальное произведение и угадывать в какой тон окрашено данное музыкальное произведение. Как только вы догадались сразу поднимайте карточку. Хорошо? Всем понятно задание?

Педагог: Тогда приступаем.

(Концертмейстер играет разные по характеру произведения, детские песенки)

3. Гимнастические упражнения

Цель: Закрепление навыков точного выполнения движений, укрепление организма, выработка должной осанки.

Педагог: Ребята вы любите загадки? Да ну тогда давайте их отгадывать. Отгадали загадку, значит, покажем отгадку. Согласны, тогда начнем.

1. Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.

Ответ: Бабочка

(Исполнение упражнения «Бабочка»)

2. Ты беседуй чаще с ней,

Станешь вчетверо умней

Ответ: Книжка

(Исполнение упражнения «Книжка»)

3. Платья носит,

Есть не просит,

Всегда послушна,

Но с ней не скучно.

Ответ: Кукла

(Исполнение упражнения «Кукла»)

4. Шелестя, шурша травой,

Проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел:

Подходи, кто очень смел.

Ответ: Змея

(Исполнение упражнения «Змейка»)

5. В магазине ювелирном

Я колечко подберу

И себе колечко это

Я на память заберу.

(Исполнение упражнения «Колечко»)

6. Сначала дерево свалили,

Потом нутро ему долбили,

Потом лопатками снабдили

И по реке гулять пустили.

Ответ: Лодка

(Исполнение упражнения «Лодочка»)

7. Ходит город-великан

На работу в океан.

Ответ: Корабль

4. Танцевальный этюд «Матрешки».

Цель: Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку. Формирование навыков кружения на месте, развитие координации, чувства ритма, точности и ловкости движений, памяти и внимания.

Педагог: Вы сегодня все активно, хорошо выполняли упражнения, танцевали. Молодцы ребята. Всем спасибо за занятие.

(Поклон, уход из зала).

Наргиза Минакова
Конспект занятия по ритмике в средней группе «Поможем Царевне-лягушке»

Образовательная область : «Художественно – эстетическое развитие»

Группа : средняя

Форма организации : подгруппа .

Тема : «Поможем царевне Лягушке »

Цель занятия : ознакомление детей с элементами движений русского народного танца, развитие артистичности.

Образовательные :

Учить передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений : марш, ходьба c вытягиванием носка, на пяточках, поскоки, имитационные движение;

Разучить движения танца «Барыня» .

Развивающие :

Развитие творческих способностей, чувства ритма , потребности самовыражения в движении под музыку;

Развитие координации движений рук и ног, продолжать совершенствовать мягкость, плавность движений рук;

Развивать логическое мышление.

Воспитательные :

Воспитание нравственно-патриотических чувств через приобщение к русскому народному танцу;

Воспитывать безопасное поведение и заботливое отношение к окружающему миру природы.

Предварительная работа : просмотр сказки «Царевна Лягушка » . Беседа о поведение в природе, разучивание русских народных танцевальных движений, прослушивание музыкального репертуара «Русские народные песни и танцы» .

Материалы и оборудование : компьютер, мультимедийное оборудование, посылка, полочка, клубок ниток, ткань для имитации болото и камыш, цветы по числу детей, раскраски с изображением лягушки.

Интеграция образовательных областей : «Художественно-эстетическое развитие» (музыка, художественная литература, «Социально-коммуникативное развитие» (игра, безопасное поведение в природе, «Познание» (экология, нравственно-патриотическое воспитание)

Психологический настрой

Ход образовательной деятельности.

(Воспитатель заводит под музыку детей в группу полукругом ).

Воспитатель : Дети мы пришли с вами, что бы поиграть и потанцевать! Но прежде чем начать играть, что мы должны с вами сделать? (поздороваться) .

Воспитатель : Правильно, мы поздороваемся друг с другом. Но сделаем мы это не как обычно, а поздороваемся на языке танца (Мальчики делают поклон, а девочки пружинку) .

Мотивационно-побудительный момент

Воспитатель : Ребята сегодня я получила посылку, давайте посмотрим что здесь (флешка с видео сообщением, палочка и клубок ниток) . Давайте мы с вами посмотрим, что там за сообщение! (презентация слайд № 1)

Царевна : Здравствуйте ребята! Я Царевна , меня заколдовал кошей, надел на меня эту лягушачью шкуру, и теперь мне приходится жить на болоте. А спасти меня может только танец. Кошей любит веселые танцы, если вы постараетесь и выучите для него танец, то он раздобреет и расколдует меня. А дойти до жилища Кощея вам помогут клубок ниток и волшебная палочка.

Воспитатель : Ребятки, скажите, пожалуйста, мы можем сделать доброе дело и помочь Царевне (да) . А как мы можем помочь царевне лягушки ? (Выучить танец) .

Воспитатель : Давайте, мы отправимся на болото и поможем царевне лягушке . Но прежде чем отправиться, мы с вами должны вспомнить правило поведение на природе (надо быть аккуратными, смотреть под ноги, чтобы не растоптать насекомых и не провалиться в болото).

Воспитатель : Правильно, и мы отправимся с вами на волшебное болото. Но на пути что бы Кашей нас не заметил и не преградил путь, мы должны с вами будем перевоплощаться в разных животных и насекомых, а поможет нам в этом волшебная палочка.

Актуализация знаний

Воспитатель :

Чтобы больше не ленились,

В муравьев мы превратились (дети под музыку марша проходят к болоту, где много камышей и продолжают маршировать).

Воспитатель : В цаплю вас я превращаю,

И носок тянуть вас заставляю. (Идут по кругу руки на пояс ходьба с вытягиванием носка)

И на пяточках пошли,

(Идут по кругу, руки за голову на пяточках)

И комарика нашли

Стрекозу мы увидали,

И по кругу побежали (бег по кругу, руки на поясе) .

Вдруг на встречу водомер,

Ускакать от нас сумел (подскоки)

А теперь мы отдыхаем,

Нос работать заставляем (шагом по кругу при этом делают вдох и выдох) .

Восприятие и усвоение нового

Воспитатель : Вот мы и оказались с вами у жилище Кощея, вы ребятки молодцы. Ой, что это, послушайте загадку.

«Ночью спрячется оно-

Станет во дворе темно.

Утром снова к нам в оконце

Бьется радостное ….». (Солнце) .

Воспитатель : Правильно. (показ солнце в презентации слайд № 2) . А вот из-за туч выглянуло солнышко, давайте с ним поиграем. Представьте, что у вас в правой руке солнышко и нужно плавно через вверх переложить в другую руку. И. П. ноги вместе руки вытянуты по бокам, На раз и, два и, три и, четыре и, перекладываем солнышко из правой руки в левую, тоже самое делаем из с левой руки в правую. (4 раза)

С солнышком мы поиграли, и она распустила свои лучики и посмотрите какие красивые цветы выросли, теперь я предлагаю вам занять свободный цветок для того что бы мы разучили с вами танец для Кощея. А вы знаете, Кощей любит русскую пляску.

Практическая работа

И мы с вами попробуем разучить несколько элементов русской пляски. Послушайте музыку и скажите, какая она по характеру? (включается отрывок от музыки «Барыня» ответы детей).

Я буду вам показывать, а вы затем повторите. Наше первое движение. Посмотрите на меня внимательно (показ воспитателя) .

Описание танца.

А. И. П. – ноги вместе, руки в кулачках на поясе.

на счет «раз и»

на счет «два и» возвращаемся в исходное положение.

на счет «три и»

а счет «четыре и» возвращаемся в И. П. (4 раза)

на счет - поворот вокруг себя с правого плеча, руки кулачки раскрываем разведем по сторонам и возвращаемся в И. П.

Г. И. П. – ноги вместе, руки в кулачках на поясе.

на счет «раз и» выставляем правую ногу на пяточку,

на счет «два и» отводим правую ногу назад на носочек,

на счет «три, четыре» на месте топотушки.

И. П. – ноги вместе, руки в кулачках на поясе.

на счет «раз и» выставляем левую ногу на пяточку,

на счет «два и» отводим левую ногу назад на носочек,

на счет «три, четыре» на месте топотушки. (4 раза)

Б. И. П. - ноги вместе, руки в кулачках на поясе

на счет «раз и, два и, три и, четыре и» - поворот вокруг себя с правого плеча с топотушками, руки кулачки раскрываем разведем по сторонам и возвращаемся в И. П.

В. То же самое что и в Б только в другую сторону.

Д. И. П. - ноги вместе, руки в кулачках на поясе

на счет «раз и» приседаем

на счет «два и» выставляем правую ногу на пяточку,

на счет «три и» приседаем,

на счет «четыре и» выставляем правую ногу на пяточку (4 раза)

Воспитатель : А вот и сам Кощей (слайд № 3)

Кощей : Зачем пожаловали? (ответы детей) .

Воспитатель : А мы пришли не пустыми руками, мы пришли с танцем и сейчас ты его увидишь, но у нас есть к тебе условие, если тебе танец понравиться ты расколдуешь Царевну !

Кощей : Хорошо! Но если мне не понравится, вы останетесь здесь навсегда!

Воспитатель : Хорошо, ребята давайте покажем наш танец Кощею и спасем Царевну ! (Все эти движение выполняются под музыку) .

Воспитатель : Ну как Кощей? (слайд № 4)

Кощей : Да такого я не ждал, танец просто замечательный! Сдаюсь, получайте свою Царевну ! (слайд № 5)

Царевна : Спасибо мои родные, спасибо мои дорогие, вы спасли меня! А за это я вам хочу подарить мой портрет, который вы можете раскрасить, когда вернетесь в детский сад! (дети благодарят Царевну )

Релаксация.

Воспитатель :

Поплясали, садитесь в круг.

Рефлексия.

А давайте вспомним, где мы с вами были?

А что мы делали, кому помогали ?

Какую мелодию мы с вами слушали?

Что такое народная пляска?

Воспитатель : Вы сегодня справились отлично, помогли Царевне . Все активно, хорошо выполняли упражнения, танцевали. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Закрываем глаза (звучит сказочная музыка) . Молодцы ребята. Всем спасибо. Давайте попрощаемся с вами.

(Поклон, уход из зала) .