Индия история возникновения. Древняя Индия: кратко. Образование Маурийской династии и борьба с Селевкидами

Индия - страна в Южной Азии, которая всегда была известна своей высокой культурой и несметными богатствами, поскольку через неё проходило множество торговых путей. История Индии интересна и увлекательна, ведь это очень древнее государство, традиции которого практически не менялись на протяжении многих веков.

Древность

Бронзовый век

Примерно в III тысячелетии до нашей эры появилась первая индийская цивилизация, которая получила название Индской (или Хараппской).

Изначально среди ремёсел были развиты металлургия, строительство, мелкая скульптура. А вот монументальная скульптура, в отличие от Месопотамии или Египта, не получила развития. Активно велась внешняя торговля, например, со Месопотамией, Шумером или Аравией.

Буддийский период

Примерно с середины I тысячелетия до нашей эры начинаются разногласия между представителями ведийской религии, которая на то время уже значительно устарела, и между кшатриями - сословиями правителей и воинов. Вследствие этого появилось множество новых течений, наиболее популярным из которых стал буддизм. История Индии гласит, что его основателем был Будда Шакьямуни.

Классический период

В этом периоде были окончательно сформированы религиозная, экономическая и общинно-кастовая системы. Эта эпоха характеризуется многочисленными вторжениями со стороны северо-западных государств и племён, например, Греко-бактрийского царства, кочевников.

История Древней Индии заканчивается династией Гуптов, во время правления которой наступил «золотой век» индийской цивилизации. Но этот период продолжался недолго. В четвёртом веке ираноязычные кочевники эфталиты создали своё государство, в которое вошла и Индия.

История Индии в Средние века

С десятого по двенадцатый век происходило исламское вторжение из Центральной Азии, в результате которого контроль над Северной Индией получил Делийский султанат. Через некоторое время большая часть страны вошла в состав Империи Тем не менее на юге полуострова оставалось несколько туземных королевств, которые находились вне досягаемости захватчиков.

Европейские колонии в Индии

С шестнадцатого века история Индии рассказывает о борьбе влиятельных европейских стран, в том числе Нидерландов, Португалии, Великобритании и Франции, за образование колоний на территории государства, так как все они были заинтересованы в торговле с Индией. Большая часть страны оказалась под контролем Англии, а точнее, Ост-Индской компании. В конечном итоге эта компания ликвидировалась, а Индия перешла под управление Британской короны в качестве колонии.

Национально-освободительная война

В 1857 году началось восстание против Ост-Индской компании, которое получило название Первая освободительная война. Однако оно было подавлено, а установила практически над всей территорией колонии прямой административный контроль.

В первой половине ХХ века в Индии началось национально-освободительное движение, главой которого стал Махатма Ганди. С этого момента начинается история Индии как независимого государства. При этом она всё ещё входила в состав Британского содружества наций.

Современная история

В 1950 году Индия стала республикой.

В 1974 провела испытания ядерного оружия.

В 1988 году были проведены пять новых взрывов.

В 3 тыс. до н.э в долине Инда складывается так называемая Хараппская цивилизация - названная так по современному названию населенного пункта на левом берегу р. Рви в Пенджабе, где когда-то располагался один из самых больших городов этой цивилизации.

Второй известный большой город этой цивилизации - Махенджо-Даро - находится на правом берегу Инда приблизительно в 400 км. от его устья. В Калибангане вблизи границы Индии с Пакистаном в устье древней Сарасвати (сейчас почти пересохшей) найден еще один город, относящийся к это цивилизации. Известно также большое количество более мелких городов и поселений. В целом хараппская цивилизация занимала огромную даже по современным меркам территорию - протяженностью около 1500 км с севера на юг.

Мохенджо-Даро и Хараппа возникли предположительно в средине 3 тыс. до н.э. и существовали, по крайней мере, и во 2-м тыс. до н.э. Очевидно, что уже тогда эти города поддерживали связь с цивилизациями Двуречья. Хараппская цивилилизация была, скорее всего, теократической, т.е.управлялась жрецами.
Оба города были построены по сходному плану - цитадель с зубчатыми стенами и общественными зданиями внутри, вокруг которой располагался город, занимавший площадь более квадратного километра. Совершенно прямые улицы разделяли город на кварталы. Строительным материалом для построек обычно служил обожженный кирпич чрезвычайно высокого качества.
Дома высотой в 2 этажа тоже строились по одному плану - вокруг прямоугольного двора анфилада комнат. Вход в дом обычно был не с улицы, а с переулка; все окна выходили во внутренний двор.
В домах имелись комнаты для омовений - своеобразные "ванны" с системой водосточных труб, выходящими в городскую канализацию. Трубы городской канализации проходили под улицами и перекрывались специальными кирпичными плитами.
В Мохенджо-Даро открыт один из древнейших в мире бассейн для купания размером около 11 Х 7 м.
В Хараппе севернее цитадели обнаружено большое зернохранилище размером 45 Х 60 м. Как показывают исследования, основными зерновыми культурами Хараппской цивилизации были пшеница и ячмень. Уже были приручены буйволы, козы, овцы, свиньи, ослы, и различные домашные .

К удивлению археологов, ни одно из сооружений в Махенджо-Даро и Хараппи не удалось идентифицировать как .
Уже существовала письменность, скорее всего пиктографического характера, насчитывающая около 270 знаков. Многие из этих знаков отображены на найденных при раскопках печатях. К сожалению, не смотря на все попытки, письменность Харапской цивилизации расшифровать пока не удалось.
Около 1500 г. до н.э происходит мощное землетрясение, уничтожившее множество городов Хараппской цивилизации, а всед за этим в долину Инда вторгаюся завоеватели с запада, которые окончательно уничтожили эту культуру. До сих пор нет установившегося мнения, были ли это уже арийские , или более ранние завоеватели.

АРИИ

Существуют многочисленные теории происхожения ариев. Попытавшись обобщить наиболее обоснованные из них, можна сказать, что около 2000 г.до н.э где-то на территории современной Украины жили варварские племена: довольно высокие, светлокожие люди. Они едва ли не первыми в мире приручили лошадей и впрягли их в легкие быстроходные повозки со спицами. Племена эти занимались главным образом скотоводством и немного земледелием.
В начале 2 тыс. до н.э из-за какой-то причины(перенаселенность? ?) эти племена приходят в движение и впоследствии заселяют громадные территории от Ирландии на западе до Индии на востоке. Они покоряли местные народности и смешивались с ними, образуя правящую верхушку.
Проникновение ариев не было единовременным действием, а процессом, растянувшимся на сотни лет. Этот период в истории Индии называют арийским или ведическим. Именно в эту эпоху созданы величайшие памятники индийской и мировой культуры - поэтические эпосы " " и "Рамаяна". (Впрочем, существуют мнения, что эти древние эпосы созданы намного более раньше - около 6000 тыс. лет до н.э, т.е когда арии еще жили на своей прародине).
Арии не создали городской цивилизации, хозяйственной основой их существования было пастушество и земледелие, очень важное место в хозяйстве занимал скот. также имела в жизни ариев исключительно большое значение, но использовалась главным образом для военных целей.
Именно в ведическую эпоху складываются основные сословия (). , которая была основной единицей арийского общества - строго патриархальной, - моногамным и нерасторжимым. Многочисленные находки при раскопках игральных костей свидетельствовали об увлечении ариев азартными играми. Любили также и хмельные напитки (сому и суру).
Материальная культура ариев достигла высокого развития. Они владели искусством обработки бронзы, изготоваливали из нее оружие и орудия труда (следует отметить, что древние медные копи найдены еще на предполагаемой прародине ариев).

ПОЗДНЕВЕДИЙСКИЙ ПЕРИОД

Между вторжением ариев в долину Инда и Эпохой Будды прошло около 5-и веков. За это время арии продвигались дальше на восток вниз по Гангу, их культура приспосабливалась и изменялась к местным условиям. Именно на востоке возникают новые царства, сыгравшие позже значительную роль в индийской истории. Многие исследователи полагают,что "Махабхарата" И "Рамаяна" отражают события, происшедшие именно в этот период. Однако, здесь еще слишком много загадок - и окончательно утверждать или датировать что-либо пока нельзя.

ЭПОХА БУДДЫ. МАГАДХО-МАУРИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО.

В эпоху, которую впоследствии стали называть эпохой Будды, центр индийской цивилизации продвигается на восток. Здесь возникают и достигаю расцвета четыре царства: Кошала, Магадха, Ватса и Аванти, затмившие древнюю страну Куру в Пенджабе как экономически, так и политически. В средине 1 тыс. до н.э одному из них - Магадхи - удается создать по сути первую индийскую империю, владения которой включали весь бассейн и почти всю Северную Индию, за исключением Раджастхана, Синда и Пенджаба.
Около 326 г. Александр Македонский, после покорения персидской империи Ахеменидов и похода в Бактрию, преодолевает Гиндукуш и вторгается в Индию. Войска Александра переправляются через Инд и входят в Пенджаб. Александр разбивает войска пенджабского царя Пора и начинает наступление вглубь страны, однако под угрозой мятежа в своих войсках вынужден повернуть назад.
После смерти Александра одному из военачальников Александра Селевк Никатор в 305 г. до н.э вновь вторгается в Индию, однако, по-видимому, терпит поражение от императора Магадхо-Маурийсукого государства Чандрагуты.

Примерно в 269 г. до н.э. имератором становиться Ашока - впоследствии, один из величайших правителей Индии. Согласно буддийским источникам, Ашока незаконно захватил трон, убил всех возможных соперников и начал правление как тиран, однако через восемь лет после восшествия на престол царь нравственно и духовно стал совершенно инным человеком и стал проводить новую политику. Он отказался от обычной территориальной экспансии, была существенно смягчена внутренняя . Он запретил жертвоприношение животных, даже заменил традиционные забавы индийских царей - охоту - на паломничесвто к буддийским святыням.
Согласно благодаря сыну(брату?) Ашоки - Махендра (Махинда) произошло обращение Шри Ланки в .
Император Ашока умер около 232 г. до н.э, по-видимому, уже утративший к этому времени власть. Наследники Ашоки еще около 50 лет правили Индией.

ЭПОХА НАШЕСТВИЙ

В 183 г. до н.э. власть в результате дворцового переворота захватил Пушьямитра Шунга, один из военачальников последнего маурийского царя Брихадрахти. Новый царь возвращается к старой индуистской . Происходит постепенная "эррозия" Маурийского царства - от него отходят и становитятся независимыми многие княжества.
В это время на северо-западных границах Индии в результате распада империи Селевкидов образуются независимые эллинистические государства Бактрия и Парфия. Бактрийские греки начинают экспансию в серверо-западную Индию. Они захватывают большую часть долины Инда и Пенджаб и совершают набеги далеко в долину Ганга. Впоследствии это греческое государство на северо-западе Индии распадается на крошечные греко-бактрийские царства.
Во 2-м в. до н.э орды кочевников из Центральной Азии (известные из китайских источников под именем юэчжей) двинулись на запад, тесня скифов. Скифы под давлением с севера напали на Бактрию и захватили ее, а впоследствии, теснимые теми же кочевниками, разгромили Парфию и греческие царства северо-западной Индии. Власть скифов(саков, шаков) распостранилась до самой Матхуры. Самый ранний из известных нам царь скифов, правивший в Индиии, - Мауэс(80 г. до н.э.?).

В 1 в. н.э Кунджулы Кадзива из племени юэчжей кушан сосредоточил в своих руках власть над Бактрией,а а затем ему удется захватить и северо-западную Индию. Одному из его последователей - Канишке, удается сконцетрировать в своих руках власть над значительной частью Центральной Азии и северо-западной Индии (вплоть до ). При Канишке начинается проникновения буддизма в Центральную Азию и на Дальний Восток.
Приемники Канишки правили северо-западной Индией вплоть до середины 3 в., когда царь Васудэва был разбит Шапуром I, представителем новой иранской династии Сасанидов. Северо- попадает под иранское влияние.
В 1 в. до н.э - 4 в. н.э на Деканском полуострове возникают несколько новых царств ( , царство Сатаваханов) просуществавших несколько сотен лет.
На юге Индии в Тамилнаде в это период существует несколько тамильских государств. Хорошие мореплаватели, тамилы вторгаюся на о. Ланку и на некотрое время захватывают его северную часть. Тамилы имели тесные торговые отношения с Египтом и Римской империей.

ЭПОХА ГУПТОВ

В 320 г. н.э. в истории Индии появляется Чандра Гупта, потомки которого в значительной мере восстановили могущество Маурийской империи.
При его приемнике Самудрагупте (около 335-376 гг.) в Индии опять создается великая империя, простирающаяся от Ассама до границ Пенджаба. Шакам(потомкам скифов), правившими северо-западной Индией удается поколебать Гупскую империю, однако в 338 г. Чандра Гупта II окончательно побеждает шаков.
В конце правления Кумарагупты I (415-454 гг.) северо-западная Индия опять подвергается нашествию северных кочевников, известных из византийских источников под именем гуннов.
Его сыну Сканлагупте(около 455-467 гг.) удалось восстановить империю.
В конце 5 в. гунны опять двинулись на Индию и, начиная с 500 г., Западная Индия находилась в руках гуннских царей. В 530 г. Нарасинхгупта изгоняте гуннов, однако к 550 г. империя Гуптов прекращает существование.
Воследствии Харша (606-647 гг.) из боковой ветви династии Гуптов восстанавливает контроль над значительной частью империи от Гуджарата до Бенгалии.
После смерти Харши начинается великая смута. - непрекращающееся чередование распрей между местными династиями. В 812 г. арабы захватили Синд.
В 986 г. эмир из г. Ганзы в Афганистане Сабуктигин предпринял первый набег на северо-западную Индию. С 997 г. уже его сын Махмуд начал совершать систематические походы на богатые индийские царства.
Союз индийских царей, организованный для отпора Махмуду, был разбит в 1001 под Пешаваром. К 1027 г. Махмуд присоединил к своему государству все северо-западные области и Пенджаб вместе с арабским государством Синда.

ЭПОХА ВЕЛИКИХ МОГОЛОВ

Династия Махмуда в Афганистане была вытеснена новой династией, один из ее представителей, известный под именем Мухаммада Гури продолжил завоевание индуистских государств. Его военначальник Кутб уд-дин Айбак занял Дели, другой полководец Мухаммад ибн-Бахтияр двинулся вниз по Гангу и опустошил , затем, почти не встречая сопротивления, занял Бенгалию. Начиная с начало 13 в. и до 18 в. в северной Индии господствовали мусульманские завоеватели. В 1206 г. Мухаммад ибн-Бахтияр был убит и первым султаном Дели стал его полководец Кутб-уд-Дин, раб-вольноотпущеник. Именно Кутб-ун-Дин положил начало Делийскому султанату(1206-1526). За время существования Делийского султаната сменилось несколько династий: Гуламов(1206-1290), Хильджи, (1290-1320), Тугхлака (1320-1413), Сайидов(1414-1451), Лоди (1451-1526). Во время правления Мухаммеда Туглака удалось завоевать практическу всю Индию, за исключением Юга и Кашмира.
В 1398 г. на делийский султанат обрушилось нашествие Тимура, правителя Самарканда. Султанат начал распадаться на отдельные части, к концу 16 в. в него входили только Дели с ближайшими окрестностями.
В 15-16 вв. в Южной Индии существовали индуистская Виджаянагарская империя и мусульманская империя бахманидов.
В 1498 г. у берегов Индии впервые появляются португальцы и начинают закрепляться на ее западном побережье.
В начале 16 в. на обломках Делийского султаната начинает складываться новая могущественная империя, основателем которой стал выходец из Центральной Азии Бабур. В 1526 г. он вторгся в Индию. В битве при Панипате он разномил войска Ибрагима Лоди и занял делийский престол. Так было основано государство Великих Моголов.
Первоначально имерия Великих Моголов ограничивалась междуречьем Ганга и Джамны, но уже при внуке Бабура Акбаре(1556-1505) была завоевана вся Северная и и Афганистан.
Во времена правления сына Акбара Джахангира(1605-1627) в Индию прибыл первый английский посол.
Внук Акбара Шахджахан (правил 1628-1658) перенес столицу из Дели в Агру.
Последний из великих Моголов, сын Шахджахана Аурангзеб (1658-1707) взошел на трон, заточив отца в Красном форте г. . После смерти Аурангзеба империя Великих Моголов распалась.

ПРИХОД ЕВРОПЕЙЦЕВ

Васко-да Гама, первый европеец, москки путем добравшийся в Индию, высадился в районе современного города в 1498 г.
В 1600 г. была основан английская Ост-индийская компания. Первый ее корабль прибыл в Индию в 1608 г.
В 1613 г. компания по указу императора Джахангира получает право на торговлю.
В 1640 г. Компанией на Восточном побережье Индии в районе современного горда Мадраса заложен форт Святого Геогрия.
В 1668 г. на Западном побережье Индии за 10 фунтов Компания приобретает остров пересмотрела свою политику в отношении Индии. В 1858 г. Ост-Индийская компания была ликвидирована, а Индия стала владение(колонией) Британской империи.
Колониальное господство Британии продолжалось вплоть до 1947 г. Сопротивление британскому господству существовало всегда, а начиная с 20-х годов оно получает подлинный размах. В 1947 г. Британия вынуждена была принять решение о предоставлении Индии независимости. Согласно этому закону, на месте Британской Индии создаются два доминионы - Индия и Пакистан. В состав Пакистана вошли преимущественно мусульманские западные и восточне районы Индии. Позже (в 1971 г.) восточные районы отделились от Пакистана и здесь было провозглашено государство .

НЕЗАВИСИМАЯ ИНДИЯ

  • История древней Индии

    Цивилизация древней Индии вплоть до начала ХХ века была сравнительно мало изучена археологами и историками, считалось, что основные центры цивилизации древнего мира лежали на ближнем Востоке, в междуречье Тигра и Евфрата, и в древнем Египте. Все изменилось благодаря находкам английского археолога Джеймса Брестеда, который первый открыл на территории Индии следы древнейшей Хараппской цивилизации или протоиндийской, как ее еще называют. И оказалось, что древнеиндийская цивилизация такая же древняя как и древнеегипетская, что культура древней Индии была не менее развита чем в древнем Шумере или . О древней Индии, ее истории, культуре, религии, искусстве, наша сегодняшняя статья.

    История древней Индии

    Как мы уже сказали, древнейшая индийская цивилизация, получившая название хараппской или протоиндийской была открыта археологами в начале прошлого ХХ века. Перед изумленными глазами ученых предстала яркая культура, с развитыми городами, домами, оснащенными водопроводом (это в то время когда в Европе народ еще в пещерах местами жил), развитыми ремеслами, торговлей и искусством. Первым был раскопан старинный индийский город Хараппа, который и дал название этой цивилизации, затем Мохенджо-Даро и множество других древних поселений того времени.

    Территория древней Индии того давнего периода располагаюсь по долине реки Инда и его притоков, и будто бы ожерельем охватывала восточное побережье Аравийского моря на территории современной Индии и Пакистана.

    Происхождение древней Индии до сих пор является предметом дискуссий историков и археологов. Между ними нет согласия по поводу того, имела ли древняя протоиндийская цивилизация местные корни, или же была занесена из соседней Месопотамии, с которой к слову велась интенсивная торговля.

    Так или иначе, но большинство ученых считает, что протоиндийская цивилизация сформировалась из местных ранних земледельческих культур, которые существовали в плодородной долине реки Инд. И археологические находки подкрепляют эту точку зрения, так как в долине инда археологами обнаружено много древнейших земледельческих поселений, которые датируются VI-IV тысячелетиями до н. э.

    Плодородная долина Инда, благоприятный климат, большие залежи кремния, обеспечивающие сырье для изготовления материалов, все это способствовало тому, что вскоре эти земли стали одной из первых колыбелей древнейшей цивилизации человечества.

    О самой ранней страницы древнеиндийской истории, мы, к сожалению, сказать много не может, так как с этого периода к нам не дошло никаких письменных источников, единственное, благодаря чему мы может судить о жизни древних индийцев, это археологические находки. По этой причине мы можем многое сказать о культуре древней Индии, о том каким у них был быт, хозяйство, но практически ничего не знаем, например, какие цари правили древней Индией, какие там были законы, вели ли они войны и так далее.

    Упадок индийской цивилизации

    Исторической загадкой остаются и причины упадка и заката древней протоиндийской цивилизации. Но, что мы можем сказать из археологических источников, это то, что кризис случился не стремительно, а происходил постепенно. Постепенно пустели древние города Хараппа и Мохенджо-Даро, постройки забрасывались, сокращались ремесленные производства, пришла в упадок торговля. Все реже использовался металл.

    Касательно причин такого упадка есть несколько гипотез, одна из них, говорит, что все это было вызвано изменениями в экологии, изменение русла реки Инда вследствие сильного землетрясения, повлекшего за собой наводнения, перемена в направлении муссонов, неизвестные ранее болезни и эпидемии, сильная засуха.

    И последней каплей, повлекшей падение хараппской цивилизации, стало вторжение кочевых племен – ариев, пришедших в Индию из среднеазиатских степей. Из-за внутренних неурядиц хараппские города не смогли противостоять пришельцам, и вскоре были завоеваны ими. Постепенно арии перемешались с местным населением, и их смесь образовала современный индийский народ.

    Культура древней Индии

    Хараппская культура древней Индии была очень продвинутой, как для того времени, о чем говорит, хотя бы наличие высоко развитых городов, имевших прямые улицы. Дома строились из сырцового кирпича и даже были оборудованы водопроводом. Среди домов древнего индийского города обязательно были общественные зернохранилища, в самом городе находились кварталы разных ремесленников. В частности древние индийцы были умелыми гончарами, их художественно расписанная глиняная посуда пользовалась спросом и далеко за пределами самой Индии.

    В окрестных деревнях выращивали ячмень и пшеницу, разводили овец и коз. Чуть позже стали садить финиковые пальмы, сеять рожь, выращивать рис и хлопок.

    Искусство древней Индии

    Древние индийцы были весьма творческими людьми, но наибольших успехов они достигли в зодчестве и скульптуре. Правда, к сожалению, до наших времен дошло гораздо больше поздних произведения индийского искусства, нежели с древнейшего периода Индии, хараппской цивилизации.

    Что же касается сравнительно более позднего индийского искусства, то оно находится под очень сильным влиянием религии древней Индии, как буддизма, так и индуизма. Изображение Будды и многих индийских божеств и по сей день сохранились на многих старинных индийских храмах, настенных росписях.

    Весьма силен в индийском искусстве и эротический мотив, самым ярким примером которого является индийский храм Кхаджурахо, где в самом прямом смысле запечатлена Камасутра в каменьях.

    Это еще самое невинное изображение из храма Кхаджурахо.

    В целом у индусов было своеобразное отношение к сексу, для них он не являлся чем-то постыдным, а наоборот, практически духовной практикой, отсюда и соседство эротики и религии в индийской культуре.

    Религия древней Индии

    Индия стала родиной для одной их трех мировых религий – буддизма, хотя как это не парадоксально, сама буддизм не приняла, оставшись верной своей исконной религии – индуизму. Буддизм же, зародившись в Индии распространился по всем окрестным странам.

    Индуизм, традиционная религия Индии, имеет глубокие корни, так как идет к нам из древнейших времен индийской истории, по сути, он представляет собой смесь верований древних индийцев хараппской цивилизации и пришельцев-ариев. Смешавшись с местным населением, арии основательно смешали и религию древней Индии.

    В основе индуизма лежит вера во множество разных богов, причем богов в индуизме так много, что даже сами индусы не могут назвать точно их количество. Так в каждой индийской деревне может быть свой местный бог-покровитель. А еще боги древней Индии делятся на две большие группировке: суров и асуров, которые в некоторых индийских мифах противостоят друг другу, в некоторых же мифах асуры и вовсе не боги, а больше демоны, противостоящие божественным сурам. В этом божественном противостоянии индуистских богов можно увидеть отголоски реального противостояния двух культур, арийской, и хараппской (протоиндийской).

    И, тем не менее, в божественном многообразии богов индуизма можно выделить несколько более главных богов, которых почитают все индусы, это:

    • Брахма – бог-творец, согласно индуизму, именно Брахма является творцом всего сущего.
    • Шива – бог-разрушитель. Если Брахма, это такой себе божественный карандаш, то Шива – ластик, ответственный за разрушение, в том числе и за разрушение всего плохого.
    • Вишну, верховный бог-наблюдатель, само слово «Вишну» переводится с санскрита как «всеобъемлющий». Является охранителем мироздания и всего сущего. Также следит за своими «божественными коллегами» Брахмой и Шивой, за тем, чтобы один из них не переусердствовал в своем творении, а второй – в своем разрушении.
    • Помимо индуизма и буддизма Индия является родиной для огромного числа различных философско-религиозных учений. Поэтому Индию порой называют «страной тысячи религий».
    • Именно из древней Индии к нам пришли шахматы, йога, чай (по легенде, индийский монах медитировал под чайным деревом, возле него лежала чаша с водой, и с дерева в чашу случайно упал листок, попробовав чашу с водой и чайным листком, монах пришел в изумление от вкусного напитка, так и появился чай).
    • Среди наук в древней Индии особое развитие получила математика, а древнеиндийские математики первыми изобрели десятичную систему счисления, цифру 0, правила извлечения квадратных и кубических корней, а также с большой точностью рассчитали число «Пи».
    • Не менее искусными были и древнеиндийские астрономы, которые умели определять фазы Луны без телескопа.
    • Индия является одним из очагов зарождения письменности, особенно популярным стал индийский санскрит, на котором писали индийские ученые и жрецы – брахманы. Однако развитие письменности в древней Индии началось уже в после хараппский период, с приходом ариев.