Татарские буквы. Мягкий знак и твёрдый знак Есть ли в татарском языке мягкий знак

Просто и легко о татарском языке

А теперь приступаем собственно к грамматике

Все слова в татарском языке мы разделили на шесть групп: 1) слова-имена; 2) слова их заменяющие; 3) слова-действия, слова-процессы; 4) слова-числа; 5) слова-признаки; 6) служебные слова.
Слова-имена – это имена существительные. Т.е. то огромное количество слов, которые обозначают предметы, явления, абстрактные и конкретные понятия действительности. Но мы их лишь для того, чтобы меня не упрекнули в том, что я переиначиваю традиционную академическую грамматику, и оставляю при этом одну из частей речи.
Но здесь есть одна важная деталь. Дело в том, что целый класс глаголов (слов-процессов) на русский язык переводятся существительными. Это так называемые имена действия. В татарском же языке они являются начальной формой глагола, из которой легко вычленить так необходимую при изучении языка основу. Рассмотрим примеры и их перевод:
Бару – хождение; основа бар
Уйлау – размышление; основа уйла
Чыгу – выход, процесс выхода; основа чык(г)

Для того, чтобы овладеть изучаемым языком, одного знания слов, конечно, недостаточно. Необходимо овладеть правилами сочетания слов, образования словоформ, или, иначе говоря, грамматикой нового языка. Вводный курс настоящего самоучителя преследует именно эту цель: в наиболее простой и понятной форме познакомить русскоязычного читателя с основными правилами татарской грамматики. Я постоянно опирался на знание читателем русской грамматики и уделили контрастивным элементам татарского и русского языков больше внимания.
§1. ФОНЕТИКА

1.1. Графика татарского языка базируется на кириллице. Это дает некоторое преимущество для русского читателя, но с другой стороны, способствует появлению ошибок за счет разночтения некоторых букв.

Графика татарского языка в течение 1000 лет базировалась на арабской письменности, вплоть до 1927 года. С 1927 по 1939 год употреблялся латинский алфавит, на основе которого были тщательно разработаны правила орфографии. Основные принципы орфографии были использованы и при переходе на русскую графику. В современной татарской письменности употребляются все буквы русского алфавита с добавлением к ним особых знаков для специфических татарских фонем: ә, ө, ү, җ, ң, һ.
Смены двух алфавитов в течение одного столетия не могли не отразиться на состоянии орфографии языка. Фонетическая система татарского языка пополнилась русскими фонемами, – , . А в орфографии татарского языка укрепился принцип графического оформления русских и пришедших через посредство русского языка заимствований, т.е. новые русские и европейские слова в татарском языке пишутся аналогично их русскому варианту.

Татарский алфавит

А а Ж ж Н н У у Щ щ
Ә ә Җ җ ң Ү ү ъ
Б б З з О о Ф ф Ы ы
В в И и Ө ө Х х ь
Г г Й й П п І һ Э э
Д д К к Р р Ц ц Ю ю
Е е Л л С с Ч ч Я я
Ё ё М м Т т Ш ш

Произношение шести специфических букв татарского алфавита, конечно же, лучше отрабатывать под руководством опытного преподавателя. Но если Вы усвоите их приблизительное произношение при помощи указанных советов и нижеследующих упражнений, это не станет препятствием для изучения языка.

[ә] = [æ] – этот звук иначе можно обозначить как [’’а], то есть очень мягкий [а]. Он близок к русскому [’а] в словах ‘сядь’, ‘глянь’, ‘ряд’. При произнесении [’’а] опустите кончик языка к нижним зубам, и Вы получите звук [æ]. Кстати, он есть в английском языке: black, hat – , .

[ү] = [ü] – мягкий и более огубленный [’у]. Близкий к нему звук встречается в русских словах "тюк", "кювет", "лютня". Произнесите эти слова, придав [’у] еще большее огубление (сверните губы в трубочку), и Вы примерно получите искомый звук.

[ө] = [ә:°] – этот гласный звук представляет для русскоязычного читателя наибольшую трудность. Самый близкий вариант татарского [ө] можно встретить в словах "клён", "мёд", "Пётр". Но в татарском языке [ө] короткий, а русский [’о] встречается только под ударением. Попробуйте данные русские слова произнести как можно короче и с б"ольшим огублением, и Вы будете близки к нужному звуку. Он похож на частый в английском языке звук: bird , work . Но английскому звуку не хватает огубленности.

[җ] – данный звук также часто встречается в английском языке, и в заимствованиях с английского в русском языке передается буквосочетанием дж: "джемпер", "Джек". Также оформляются и татарские заимствования: джилян – җилән, Джалиль – Җәлил. Звук [ж] в русском языке всегда твердый, но образовать от него мягкий вариант для русскоязычного читателя обычно не представляет трудности. Необходимо отметить, что твердый [ж] также нехарактерен для татарского языка, как [’ж] для русского. Поэтому смешения этих звуков, как правило, не происходит.

[ң] – носовой звук, образующийся при помощи маленького язычка. Наиболее близким в русском языке можно считать звукосочетание [нг] в слове "гонг" при произнесении его в нос. Этот звук часто встречается во французском языке: jardin , bien , chien [тjeŋ]. Замечено, что освоение этого звука при помощи преподавателя-консультанта дело совсем нетрудное. И если у Вас есть возможность проверить свое произношение, не пренебрегайте такой возможностью.

[һ] = [һ] – фарингальный звук. Он образуется в глотке и произносится с придыханием. Близкий к нему звук есть в английском языке: hat, hand, hare. В русском языке наиболее близким звуком можно считать [х] в словах халат, холодок, если произнести его без гортанного призвука. Нужно помнить, что татарский [һ] более заднего, глоточного происхождения.

УПРАЖНЕНИЯ
а) Произнесите по несколько раз каждый ряд:
ак-әк, аз-әз, ат-әт, ар-әр, ам-әм;
ак-әк-ук-үк, аз-әз-уз-үз, укы-үке;
он-өн, ом-өм, ок-өк, ас-әс-ус-үс-ос-өс;
жи-җи, же-җе, жу-җу;
ун-уң, ан-аң, ин-иң;
хам-һәм, хас-һәс, хат-һава.

б) Прочитайте, обращая внимание на новые звукобуквы (попробуйте догадаться о смысле выделенных слов):
мәк, рәт, шәп, фән, бәлеш, тәртә, чәйнек, тәлинкә, эшләпә, кәбестә;
мүк, күк, күл, күп, бүре, күрәгә, күсәк, бүрәнә;
көн, төн, көл, төлке, өрпәк, көрәк, өстәл;
кәҗә, җен, җил, җир, җәй, җыю, җылы, җыр, рәнҗү;
соң, иң, аң, уң, таң, тәңре, бәрәңге;
һава, һич, һәр, һөнәр.

При выполнении упражнения последний слог произносите отчетливо.

1.2. Сложности звуковой системы татарского языка не исчерпываются специфическими татарскими буквами. Кроме этого существует разночтение общих букв для татарского и русского алфавитов.
а – в татарском языке этой буквой обозначается более задний, более широкий и несколько огубленный звук [аү]. При произнесении его в слове карандаш попробуйте создать во рту как можно больше пространства, и Вы примерно получите татарский [а].
о, е, ы – для этих гласных букв татарского алфавита по сравнению с русскими характерна краткость. Так как в русском языке нет смыслоразличительного противопоставления гласных по долготе, для русскоязычного читателя вначале это покажется несущественным. Но привыкнуть к данному явлению нетрудно. Важно с самого начала обучения обращать на это внимание, пока использование данных звуков не станет нормой.
в – данная буква в татарском языке служит для обозначения двух звуков: [в] и [w]. Второй звук есть в английском языке, и в заимствованиях передается двояко: Вильям - Уильям. То же самое и с региональными заимствованиями из татарского языка: авыл – аул, каравыл – караул. В самом татарском языке этот звук может обозначаться буквой у: сорау [сораw] - соравы [сораwы].
г – эта буква также обозначает два звука. Это достаточно различающиеся звуки. Этот звук, образованный при помощи маленького язычка, знаком русскоязычному читателю: он получается, когда человек картавит и не выговаривает [р].
к – аналогично букве г обозначает два звука [к] и [қ]. Звук [к] является глухой парой [ғ].
ч – русской аффрикаты, то есть сложного звука [тш’] в татарском языке практически нет. Он употребляется лишь в заимствованиях вследствие знания большинством татар русского языка, а также в некоторых диалектах. Буквой ч в татарском языке приблизительно обозначается звук [ш’], или то, что в русском языке обозначается буквой щ.

Теперь Вы практически знаете произношение всех татарских букв (есть еще несколько своеобразных моментов татарской звуковой системы, но они на начальном этапе не имеют принципиального значения). Вам же необходимо знать основополагающие законы татарской фонетики. Они есть в любом языке, и о них надо постоянно помнить во время первых занятий. В татарском языке тремя основными правилами практической фонетики являются:
– закон сингармонизма;
– стремление к открытому слогу;
– четкое произнесение последнего слога;
– фонетическое чередование.
Закон сингармонизма. В татарском языке все слова по произношению делятся на твердые и мягкие. Твердыми словами мы называем те, в которых употребляются гласные непереднего ряда: [а], [о], [у], [ы]. А мягкими – слова, в которых употребляются гласные переднего ряда: [ә], [ө], [ү], [е], [и].
Мягкие звуки: [ә], [ө], [ү], [е], [и].
Твердые звуки: [а], [о], [у], [ы].
Обратите внимание на парное противопоставление по твердости-мягкости.
Этот закон имеет большое значение, так как не только все слова, но и все суффиксы подчиняются этому закону сингармонизма. Соответственно, практически все суффиксы, частицы имеют два варианта: твердый и мягкий. Поэтому Вам необходимо научиться на слух определять мягкость или твердость татарских слов.

Прочитайте несколько раз вслух, попробуйте на слух уловить разницу между произношением разных столбцов:

Мягкие слова Твердые слова
өстәл (стол) арыш (рожь)
бүрәнә (бревно) балык (рыба)
эшләпә (шляпа) сан (число)
хәреф (буква) баш (голова)
сүз (слово) авыл (деревня)
рәсем (рисунок) алтын (золото)
бер (один) алты (шесть)
ике (два) тугыз (девять)
өч (три) сыйныф (класс)
көн (день) башмак (башмак)
тәрҗемә (перевод) кайда (где)
нәрсә (что) кайчан (когда)
ничек (как) бара (идет)
кем (кто) катык (катык, национальный напиток, напоминающий кефир)
эскәмия (скамья) торба (труба)

Для татарского языка нехарактерно соседство двух или нескольких согласных. Конечно же. они встречаются, но по сравнению с русским языком весьма малочисленны. Чаще всего соседствуют согласные с сонантами (сонанты: [р], [л], [м], [н], [й], [w]) или на стыке корня и суффикса.
Чтобы лучше понять фонетическую психологию татарского языка, можно обратиться к освоенным заимствованиям из русского: стол – өстәл, борозда – буразна, скирда – эскерт, клеть – келәт, труба – торба, смола – сумала, рожь – арыш, канава – канау.

Что касается ударения, то в татарском языке оно качественно отличается от русского. Запомните, что все слоги в татарском языке необходимо произносить отчетливо. Поэтому с самого начала обучения Вам следует делать слабое ударение на последнем слоге, так Вы избавитесь от распространенной ошибки русскоязычных, изучающих иностранные языки: «глотать окончания слов».

Еще одним важным законом татарского языка является фонетический принцип правописания, т.е. «как слышим, так и пишем». Из этого закона достаточно много исключений: в первую очередь, это заимствования из арабского и новые заимствования из русского. Но, несмотря на это, правило «как слышится, так и пишется» необходимо запомнить, так как оно в корне отличается от русского правописания.
Сравните:

Русский язык Татарский язык
колобок [калабок]колобка [калапка]молоко [малако]сверлить [свирлит’] китап [китап]китабын [китабын]колагым [қолағым]колактан [қолақтан]

УПРАЖНЕНИЕ
а) Напишите данные слова в две колонки и несколько раз перечитайте их вслух:

мягкие слова твердые слова
ишек (дверь), өстәл, урындык (стул), нәрсә, бу (это), кара (черный), бер, беренче (первый), көл (зола), кол (раб), Идел (Волга), бәрәңге (картофель), һөнәр (ремесло), карама (вяз), чәчәк (цветок), эскәмия, эскәтер (скатерть), башлык (капюшон), алтын (золото), сарык (овца), колак (ухо), авыз (рот).

При присоединении к словам, оканчивающихся на глухие звуки, притяжательных суффиксов, происходит озвончении, что отражается на письме.

б) Напишите недостающие слова:
китап – китабым, сарык – ..., урындык – урындыгым, ... – колагым, ишек – ..., балык – ..., тарак (расческа) – ... .
китап – китабың, ... – сарыгың, урындык – ..., ... – колагың, ... – ишегең, ... – балыгың, ... – ... .

Вводный курс

Для того, чтобы овладеть изучаемым языком, одного знания слов, конечно, недостаточно. Необходимо овладеть правилами сочетания слов, образования словоформ, или, иначе говоря, грамматикой нового языка. Вводный курс настоящего самоучителя преследует именно эту цель: в наиболее простой и понятной форме познакомить русскоязычного читателя с основными правилами татарской грамматики. Мы постоянно опирались на знание читателем русской грамматики и уделили контрастивным элементам татарского и русского языков больше внимания.

Вводная часть состоит из десяти параграфов и послужит Вам своеобразным справочником по грамматике при работе с Основным курсом. Кроме данного самоучителя, Вам понадобятся татарско-русский учебный словарь и терпение.

♫ аудио материал к уроку

§ 1. Фонетика

1.1. Графика татарского языка базируется на кириллице. Это дает некоторое преимущество для русского читателя, но с другой стороны, способствует появлению ошибок за счет разночтения некоторых букв.

Графика татарского языка в течение 1000 лет базировалась на арабской письменности, вплоть до 1927 года. С 1927 по 1939 год употреблялся латинский алфавит, на основе которого были тщательно разработаны правила орфографии. Основные принципы орфографии были использованы и при переходе на русскую графику. В современной татарской письменности употребляются все буквы русского алфавита с добавлением к ним особых знаков для специфических татарских фонем: ә, ө, ү, җ, ң, һ.

Смены двух алфавитов в течение одного столетия не могли не отразиться на состоянии орфографии языка. Фонетическая система татарского языка пополнилась русскими фонемами <ч>, <ц> – , . А в орфографии татарского языка укрепился принцип графического оформления русских и пришедших через посредство русского языка заимствований, т.е. новые русские и европейские слова в татарском языке пишутся аналогично их русскому варианту.

Татарский алфавит

А а Ж ж Н н У у Щ щ

Ә ә Җ җ ң Ү ү ъ

Б б З з О о Ф ф Ы ы

В в И и Ө ө Х х ь

Г г Й й П п Һ һ Э э

Д д К к Р р Ц ц Ю ю

Е е Л л С с Ч ч Я я

Ё ё М м Т т Ш ш

Произношение шести специфических букв татарского алфавита, конечно же, лучше отрабатывать под руководством опытного преподавателя. Но если Вы усвоите их приблизительное произношение при помощи указанных советов и нижеследующих упражнений, это не станет препятствием для изучения языка.

[ә] = [æ] – этот звук иначе можно обозначить как [’’а], то есть очень мягкий [а]. Он близок к русскому [’а] в словах ‘сядь’, ‘глянь’, ‘ряд’. При произнесении [’’а] опустите кончик языка к нижним зубам, и Вы получите звук [æ]. Кстати, он есть в английском языке: black, hat – , .

[ү] = [ü] – мягкий и более огубленный [’у]. Близкий к нему звук встречается в русских словах "тюк", "кювет", "лютня". Произнесите эти слова, придав [’у] еще большее огубление (сверните губы в трубочку), и Вы примерно получите искомый звук.

[ө] = [ә:°] – этот гласный звук представляет для русскоязычного читателя наибольшую трудность. Самый близкий вариант татарского [ө] можно встретить в словах "клён", "мёд", "Пётр". Но в татарском языке [ө] короткий, а русский [’о] встречается только под ударением. Попробуйте данные русские слова произнести как можно короче и с б"ольшим огублением, и Вы будете близки к нужному звуку. Он похож на частый в английском языке звук: bird , work . Но английскому звуку не хватает огубленности.

[җ] – данный звук также часто встречается в английском языке, и в заимствованиях с английского в русском языке передается буквосочетанием дж: "джемпер", "Джек". Также оформляются и татарские заимствования: джилян – җилән, Джалиль – Җәлил. Звук [ж] в русском языке всегда твердый, но образовать от него мягкий вариант для русскоязычного читателя обычно не представляет трудности. Необходимо отметить, что твердый [ж] также нехарактерен для татарского языка, как [’ж] для русского. Поэтому смешения этих звуков, как правило, не происходит.

[ң] – носовой звук, образующийся при помощи маленького язычка. Наиболее близким в русском языке можно считать звукосочетание [нг] в слове "гонг" при произнесении его в нос. Этот звук часто встречается во французском языке: jardin , bien , chien [òjeŋ]. Замечено, что освоение этого звука при помощи преподавателя-консультанта дело совсем нетрудное. И если у Вас есть возможность проверить свое произношение, не пренебрегайте такой возможностью.

[һ] = [һ] – фарингальный звук. Он образуется в глотке и произносится с придыханием. Близкий к нему звук есть в английском языке: hat, hand, hare. В русском языке наиболее близким звуком можно считать [х] в словах халат, холодок, если произнести его без гортанного призвука. Нужно помнить, что татарский [һ] более заднего, глоточного происхождения.

УПРАЖНЕНИЯ

а) Произнесите по несколько раз каждый ряд:

ак-әк, аз-әз, ат-әт, ар-әр, ам-әм;

ак-әк-ук-үк, аз-әз-уз-үз, укы-үке;

он-өн, ом-өм, ок-өк, ас-әс-ус-үс-ос-өс;

жи-җи, же-җе, жу-җу;

ун-уң, ан-аң, ин-иң;

хам-һәм, хас-һәс, хат-һава.

б) Прочитайте, обращая внимание на новые звукобуквы (попробуйте догадаться о смысле выделенных слов):

мәк, рәт, шәп, фән, бәлеш, тәртә, чәйнек, тәлинкә, эшләпә, кәбестә;

мүк, күк, күл, күп, бүре, күрәгә, күсәк, бүрәнә;

көн, төн, көл, төлке, өрпәк, көрәк, өстәл;

кәҗә, җен, җил, җир, җәй, җыю, җылы, җыр, рәнҗү;

соң, иң, аң, уң, таң, тәңре, бәрәңге;

һава, һич, һәр, һөнәр.

При выполнении упражнения последний слог произносите отчетливо.

1.2. Сложности звуковой системы татарского языка не исчерпываются специфическими татарскими буквами. Кроме этого существует разночтение общих букв для татарского и русского алфавитов.

а – в татарском языке этой буквой обозначается более задний, более широкий и несколько огубленный звук [аү]. При произнесении его в слове карандаш попробуйте создать во рту как можно больше пространства, и Вы примерно получите татарский [а].

о, е, ы – для этих гласных букв татарского алфавита по сравнению с русскими характерна краткость. Так как в русском языке нет смыслоразличительного противопоставления гласных по долготе, для русскоязычного читателя вначале это покажется несущественным. Но привыкнуть к данному явлению нетрудно. Важно с самого начала обучения обращать на это внимание, пока использование данных звуков не станет нормой.

в – данная буква в татарском языке служит для обозначения двух звуков: [в] и [w]. Второй звук есть в английском языке, и в заимствованиях передается двояко: Вильям - Уильям. То же самое и с региональными заимствованиями из татарского языка: авыл – аул, каравыл – караул. В самом татарском языке этот звук может обозначаться буквой у: сорау [сораw] - соравы [сораwы].

г – эта буква также обозначает два звука. Это достаточно различающиеся звуки. Этот звук, образованный при помощи маленького язычка, знаком русскоязычному читателю: он получается, когда человек картавит и не выговаривает [р].

к – аналогично букве г обозначает два звука [к] и [қ]. Звук [к] является глухой парой [ғ].

ч – русской аффрикаты, то есть сложного звука [тш’] в татарском языке практически нет. Он употребляется лишь в заимствованиях вследствие знания большинством татар русского языка, а также в некоторых диалектах. Буквой ч в татарском языке приблизительно обозначается звук [ш’], или то, что в русском языке обозначается буквой щ.

УПРАЖНЕНИЕ

Прочитайте по транскрипции:

как [кaк] – как [қaқ]; корт [кoрт] – корт [қŏрт]; сырт [сĭрт] – сорт [сoрт] – сөрт [сөрт]; без [без] – без [бĕз]; сын [сын] – сын [сĭн]; гөл [гөл] – гол [гол]; карт [карт] – карт [қарт]: кол [кол] – кол [қол]; чана [ш’aнa] – чан [тш’aн]; чык [ш’ĭқ] – щетка [ш’oтка] – четко [тш’otкa]; көч [көш’] – кочка [кoтш’кa].

1.3. Теперь Вы практически знаете произношение всех татарских букв (есть еще несколько своеобразных моментов татарской звуковой системы, но они на начальном этапе не имеют принципиального значения). Вам же необходимо знать основополагающие законы татарской фонетики. Они есть в любом языке, и о них надо постоянно помнить во время первых занятий. В татарском языке тремя основными правилами практической фонетики являются:

– закон сингармонизма;

– правило стремления к открытому слогу;

– четкое произнесение последнего слога.

В татарском языке все слова по произношению делятся на твердые и мягкие. Твердыми словами мы называем те, в которых употребляются гласные непереднего ряда: [а], [о], [у], [ы]. А мягкими – слова, в которых употребляются гласные переднего ряда: [ә], [ө], [ү], [е], [и].

Мягкие звуки: [ә], [ө], [ү], [е], [и].

Твердые звуки: [а], [о], [у], [ы].

Обратите внимание на парное противопоставление по твердости-мягкости.

Этот закон имеет большое значение, так как не только все слова, но и все суффиксы подчиняются этому закону сингармонизма. Соответственно, практически все суффиксы, частицы имеют два варианта: твердый и мягкий. Поэтому Вам необходимо научиться на слух определять мягкость или твердость татарских слов.

Прочитайте несколько раз вслух, попробуйте на слух уловить разницу между произношением разных столбцов:

Мягкие слова - Твердые слова

өстәл (стол) -арыш (рожь)

бүрәнә (бревно) -балык (рыба)

эшләпә (шляпа) -сан (число)

хәреф (буква) -баш (голова)

сүз (слово) -авыл (деревня)

рәсем (рисунок) -алтын (золото)

бер (один) -алты (шесть)

ике (два) -тугыз (девять)

өч (три) -сыйныф (класс)

көн (день) -башмак (башмак)

тәрҗемә (перевод) -кайда (где)

нәрсә (что) -кайчан (когда)

ничек (как) -бара (идет)

кем (кто) -катык (катык, национальный напиток, напоминающий кефир)

эскәмия (скамья) -торба (труба)

Для татарского языка нехарактерно соседство двух или нескольких согласных. Конечно же. они встречаются, но по сравнению с русским языком весьма малочисленны. Чаще всего соседствуют согласные с сонантами (сонанты: [р], [л], [м], [н], [й], [w]) или на стыке корня и суффикса.

Чтобы лучше понять фонетическую психологию татарского языка, можно обратиться к освоенным заимствованиям из русского: стол – өстәл, борозда – буразна, скирда – эскерт, клеть – келәт, труба – торба, смола – сумала, рожь – арыш, канава – канау.

Что касается ударения, то в татарском языке оно качественно отличается от русского. Запомните, что все слоги в татарском языке необходимо произносить отчетливо. Поэтому с самого начала обучения Вам следует делать слабое ударение на последнем слоге, так Вы избавитесь от распространенной ошибки русскоязычных, изучающих иностранные языки: «глотать окончания слов».

Еще одним важным законом татарского языка является фонетический принцип правописания, т.е. «как слышим, так и пишем». Из этого закона достаточно много исключений: в первую очередь, это заимствования из арабского и новые заимствования из русского. Но, несмотря на это, правило «как слышится, так и пишется» необходимо запомнить, так как оно в корне отличается от русского правописания.

Сравните:

Русский язык Татарский язык

колобок [калабок] китап [китап]

колобка [калапка] китабын [китабын]

молоко [малако] колагым [қолагым]

сверлить [свирлит’] колактан [қолақтан]

УПРАЖНЕНИЕ

а) Напишите данные слова в две колонки и несколько раз перечитайте их вслух:

мягкие слова твердые слова

ишек (дверь), өстәл, урындык (стул), нәрсә, бу (это), кара (черный), бер, беренче (первый), көл (зола), кол (раб), Идел (Волга), бәрәңге (картофель), һөнәр (ремесло), карама (вяз), чәчәк (цветок), эскәмия, эскәтер (скатерть), башлык (капюшон), алтын (золото), сарык (овца), колак (ухо), авыз (рот).

При присоединении к словам, оканчивающихся на глухие звуки, притяжательных суффиксов, происходит озвончении, что отражается на письме.

б) Напишите недостающие слова:

китап – китабым, сарык – ..., урындык – урындыгым, ... – колагым, ишек – ..., балык – ..., тарак (расческа) – ... .

китап – китабың, ... – сарыгың, урындык – ..., ... – колагың, ... – ишегең, ... – балыгың, ... – ... .

    мягкий - ая, ое; гок, гка/, гко; мя/гче; мягча/йший см. тж. мягкость 1) а) Такой, который легко поддаётся, уступает при надавливании, прикосновении и вызывает ощущение чего л. приятного, нежного (противоп.: жёсткий) Мя/гкий мох. М ая подушка … Словарь многих выражений

    мягкий - ая, ое; гок, гка, гко; мягче; мягчайший. 1. Такой, который легко поддаётся, уступает при надавливании, прикосновении и вызывает ощущение чего л. приятного, нежного (противоп.: жёсткий). М. мох. М ая подушка. М. на ощупь. М. как пух. //… … Энциклопедический словарь

    Апостроф (орфографический знак) - У этого термина существуют и другие значения, см. Апостроф (з … Википедия

    ТВЁРДЫЙ - твёрдая, твёрдое; твёрд, тверда, твёрдо и твердо. 1. Способный сохранять неизменными свою форму и размер, не имеющий свойства течь, растекаться; противоп. жидкий (физ.). Твердое тело. Граница между твердым и жидким состоянием тела не является… … Толковый словарь Ушакова

    ТВЁРДЫЙ - ТВЁРДЫЙ, ая, ое; твёрд, тверда, твёрдо, твёрды и тверды; твёрже. 1. полн. Сохраняющий свою форму и размер в отличие от жидкого и газообразного. Твёрдые тела. 2. Не поддающийся при надавливании, жёсткий, крепкий. Т. картон. Т. грунт. Твёрдые… … Толковый словарь Ожегова

    твёрдый - ая, ое; твёрд, тверда, твёрдо, твёрды и тверды; твёрже. 1. только полн. ф. Способный сохранять свою форму и размер в отличие от жидкого и газообразного. Твердое тело. Твердые вещества. Твердое и жидкое топливо. 2. Такой, который с трудом… … Малый академический словарь

    Названия букв русского алфавита - Названия букв русского алфавита имена, которыми называются буквы русского алфавита. С течением времени названия букв претерпели изменения, названия заменялись, упрощались и изменялись в произношении. Как части речи современные названия букв … Википедия

    Очень русский детектив - Очень русский детектив … Википедия

    Akanje - Dieser Artikel befasst sich mit der Phonetik der russischen Sprache. Als Lautschrift wird im Artikel das Schriftsystem des Internationalen Phonetischen Alphabets (Abk.: IPA) verwendet. Andere sprachliche Aspekte des Russischen werden im Artikel… … Deutsch Wikipedia

    Фонетический алфавит - Не следует путать с международным фонетическим алфавитом. Фонетический алфавит стандартизированный (для данного языка и/или организации) способ прочтения букв алфавита. Применяется в радиосвязи при передаче написания сложных для воспринятия … Википедия

    Русский алфавит - (азбука) совокупность графических знаков букв в установленной последовательности, которыми создаётся письменная и печатная форма национального русского языка. Включает 33 буквы: а, б, в, г, д, е, ё, ж, з, и, й, к, л, м, н, о, п, р, с, т, у, ф,… … Лингвистический энциклопедический словарь

Книги

  • Напиши диктант без ошибок! 1-4 классы , Ушакова Ольга Дмитриевна. Это пособие предназначено в первую очередь для вас - заботливых мам и пап, помогающих своим детям в учёбе. Главное его назначение - повысить грамотность ваших детей, довести до автоматизма их… Купить за 159 руб
  • Русский язык. 2-3 классы. 200 заданий по русскому языку для тематического контроля. Разделительный мягкий знак. Разделительный твердый знак. К учебникам Л. Я. Желтовской, О. Б. Калининой "Русский язык" , О. Н. Журавлева. Пособие предназначено для организации тематического контроля при работе по учебникам Л. Я. Желтовской, О. Б. Калининой "Русский язык. 2 класс", "Русский язык. 3 класс" . Онодополняет… Купить за 85 руб
  • 200заданий по русскому языку для тематического контроля. Разделительный мягкий знак. Разделительный твёрдый знак. 2-3 классы , О. Н. Журавлева. Пособие предназначено для организации тематического контроля при работе по учебникам Л.Я. Желтовской, О.Б. Калининой «Русский язык. 2 класс», «Русский язык. 3 класс».Оно дополняет комплекты…

Памятка изучающему татарский язык

Памятка изучающему татарский язы к

ЗАПОМНИ 10 правил:

1. В татарском языке все слова бывают или только МЯГКИЕ или только ТВЁРДЫЕ. Слова содержащие гласные Ә, Ө, Ү, Е (Э), И - будут МЯГКИМИ (например: кәбестә) Слова содержащие гласные А, О, У, Ы - будут ТВЁРДЫМИ (напр.: урындык).

2. В татарском языке слово состоит из КОРНЯ и АФФИКСА. Аффиксов может быть много. Каждый аффикс что-то обозначает.

Например: кул - рука

кул+ лар - руки

кул+лар+ыбыз - наши руки

кул +лар+ыбыз+да - в наших руках

кул +лар+ыбыз+да+гы - находящиеся в наших руках

3. К МЯГКИМ словам присоединяются МЯГКИЕ АФФИКСЫ, к ТВЁРДЫМ словам присоединяются ТВЁРЫЕ АФФИКСЫ. Например: кул+лар+ыбыз+да

күл +ләр+ебез+дә

4. Образование новых слов происходит присоединением к корню различных аффиксов:

кыш - зима кыш+кы - зимний; яңа - новый яңа+лык - новость.

5. Основой (корнем) для образования всех форм глаголов являются глаголы приказы (!)- глаголы повелительного наклонения:

бар! - иди! бар +ды - ходил

көт! - жди! көт+ үче - ждущий (который ждёт)

аша! - ешь! аша+са - если поест.

6. Спрягаемой основой глаголов является форма 3лица единственного числа (3л. ед.ч .), т.е. форма “ул” - “он, она”: ул яза - он пишет

Ул язган - он написал и т.д.

При спряжении глаголов к глаголу в форме 3л. ед.ч. присоединяются аффиксы спряжения. Например, спрягаем глаголы настоящего времени:

Единств. число множеств. число

1л. мин (я) яза +м без (мы) яза +быз

2л. син (ты) яза +сың сез (вы) яза +сыз

3л. ул (он, она) яза алар (они) яза +лар

7. Вопрос в татарском языке мо жно задать 2-мя способами:

1) с помощью вопросительных слов (вопросительных местоимений): кем ?-кто?; нәрсә?- что?; нинди?- какой, какая?; нигә?- зачем, почему? и т.д.

Бу нинди китап?-Это какая книга?

2) С помощью аффиксов вопроса -мы/ме, которые присоединяются к последнему слову в предложении. Бу китап матурмы?- Эта книга красивая?

8. Порядок слов в татарском предложении отличается от русского предложения. Как правило сказуемое-глагол в татарском предложении стоит последним в предложении, а в русском языке в середине предложения.

Мин бүген дәфтәрдә язам.- Я сегодня пишу в тетради.

Слова означающие время и место располагаются в начале предложения.

9. В татарском языке существует закон приспособляемости согласных к ряду гласных, т.е. в мягких словах и согласные произносятся мягко. В тв ёрдых словах согласные произносятся твёрдо. Сравни: кул-твёрдое, күл-мягкое;

кал -твёрдое, көл-мягкое.

В мягких словах слышится «Ь», но не пишется. В татарском языке «Ь» пишется только в словах заимствованных из других языков.

10. В татарском языке есть гласные-хамелеоны , которые в мягких и твёрдых словах произносятся по-разному:

[йа] - в твёрдых словах ярата [йарата ]

[йә ] - в мягких словах яшел [йәшел ]

[йы] - в твёрдых словах ел [йыл]

[йэ ] - в мягких словах егет [йэгэт ]

[йу] - в твёрдых словах юл [йул]

[йү ] - в мягких словах юкә [юкә ].

Резеда САФИНА,
учитель начальных классов I квалификационной категории Кубянской средней школы Атнинского района

Цель: создать условия для формирования умений правописания слов с ь, образовывать форму множественного числа, различать: ь – показатель мягкости и разделительный знак.

Задачи
Личностные: способствовать проявлению интереса к изучаемой теме, осознанию собственных достижений при освоении учебного материала.

Метапредметные
Коммуникативные: способствовать умению формулировать собственное мнение и позицию; умению принимать активное участие в работе группами, допускать существование различных точек зрения.
Регулятивные: способствовать развитию умений принимать и сохранять учебную задачу, соотносить учебное действие с правилом; уметь оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные: содействовать формированию умений различать две функции ь, умений осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, выстраивать знаково-символические схемы.

Тип урока: урок открытия новых знаний с применением структур Сингапурской системы обучения.
Материал и оборудование: учебник (Чуракова Н.А. Русский язык. Часть 3. − Академкнига, 2012. (ПНШ), рабочая тет­радь, карточки с заданиями, МЭНЭДЖ МЭТ, компьютер, проектор.
I. Организационный момент. (2 мин.) (Формирование личностных УДД)
II. Актуализация знаний. (5 мин.) (Индивидуальная и фронтальная работа. Формирование познавательных и коммуникативных УДД)
− Ребята, сейчас мы поработаем по структуре СИ ФИНК УАНДЭ (Посмотри – Подумай – Задайся вопросом)
1. Что ты видишь?
2. Что ты думаешь об этом?
3. Что тебе хотелось бы узнать?
(На экране рисунки: пальто, соль, морковь, платье. Ученики сообщают, что они видят, что об этом думают и что им хочется узнать.)
− А вот мне хочется узнать, можно ли разделить эти слова на группы? Если да, делим слова на группы:
ь – показатель мягкости разделительный ь
(соль, пальто, морковь) (платье)
III. Определение темы и целеполагание. (3 мин.) (Фронтальная работа. Формирование регулятивных УДД)
Определение темы урока. («Разделительный мягкий знак»)
− Чему мы сегодня будем учиться? Что мы хотим узнать?
− Узнать, когда пишется разделительный ь.
− Научиться правильно писать слова с разделительным ь.
− Уметь употреблять в речи слова с разделительным ь и т.д.

Чистописание (3 мин.)
ье ья ьё ью
Красна птица перьями, а человек уменьем.

IV. Первичное усвоение материала.
(6 мин.) (Фронтальная работа. Формирование личностных и познавательных УДД)
− Ребята, посмотрите на доску и сравните произношение буквосочетаний. Есть ли разница? Напишите транскрипцию.
лё [л’о] льё [л’й’о]
ся [с’а] сья [с’й’а]
пе [п’э] пье [п’й’э]
− Есть ли разница? (Да, во второй группе появился звук [й’])
− Какой сделаем вывод? (Если в слове после согласного слышим звук [й’], то перед я, е, ю, ё пишется мягкий знак.)
Е Ё Ю Я
пьеса польёт солью семья
[й’э] [й’о] [й’у] [й’а]

− В какой части слова пишется разделительный ь? (В корне.)
− Давайте построим схему:

ь я (е, ё, ю)
Физкультминутка. (4 мин.) (Формирование личностных УДД)
– Ребята, мы с вами очень много поработали, теперь можно и отдохнуть, потанцевать. (Применение структуры МИКС-ПЭА-ШЭА)
Вопросы:
− Сколько гласных в русском языке?
− Сколько слогов в слове муравьи?
− Сколько букв, которые обозначают два звука?
− Сколько в русском языке парных согласных?
− Сколько в русском языке букв, которые не обозначают звука?

V. Осознание и осмысление учебной информации. (6 мин.) (Работа по учебнику. Формирование познавательных и коммуникативных УДД)
− Мы с вами сделали вывод, что разделительный ь пишется …
− Мы сделали правильный вывод?
А как можно это проверить? (Прочитать правило в учебнике.)
(Применеие структуры СИНГЛ РАУНД РОБИН)
Работа по учебнику (упр. 162).
Вывод: после разделительного ь буква и обозначает два звука:
Е Ё Ю Я И
пьеса польёт солью семья муравьи
[й’э] [й’о] [й’у] [й’а] [й’а]

VI. Первичное закрепление учебного материала. (6 мин.) (Формирование регулятивных УДД)
1) Работа по слайду.
− Ребята, смотрим на экран. Там даны предметы в единственном числе и во множественном числе. Вы должны записать их названия парами. Помни: в словах множественного числа должен быть разделительный ь.
лист – листья
дерево – деревья
стул – стулья
муравей – муравьи
2) Взаимопроверка.

VII. Самостоятельная работа (по разноуровневым карточкам)
Сделать фонетический анализ слов. (5 мин.)
I уровень:
колосья – [ __ ] – __ букв (ы), __ звука (ов), __ слога
пью – [ __ ] – __ букв (ы), __ звука (ов), __ слога
конь – [ __ ] – __ букв (ы), __ звука (ов), __ слога
жильё – [ __ ] – __ букв (ы), __ звука (ов), __ слога
II уровень:
братья – [ __ ] – __ букв (ы), __ звука (ов), __ слога
вьюга – [ __ ] – __ букв (ы), __ звука (ов), __ слога
коньки – [ __ ] – __ букв (ы), __ звука (ов), __ слога
шью – [ __ ] – __ букв (ы), __ звука (ов), ___ слога
шалунья – [ __ ] – __ букв (ы), __ звука (ов), __ слога

VIII. Домашнее задание (2 мин.)
Упр. 66, стр. 49 в рабочей тетради.

IX. Рефлексия (итог урока). (3 мин.) (Формирование регулятивных УДД)
 Я научился …  Я понял …
 Я узнал …  Я расширил …
− Покажите свое настроение в смайликах.
− Спасибо всем за работу на уроке.

С образцами уроков можно ознакомиться .