Пушкина “Евгений Онегин” под влиянием жизненных обстоятельств? (ЕГЭ по русскому). Как меняется главный герой романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» под влиянием жизненных обстоятельств? (ЕГЭ по русскому) Как изменяется евгений онегин

Роман «Пушкина «Евгений Онегин» — это произведение, которое рассказывает нам о жизни светского юноши и о том, как изменяется Евгений Онегин на протяжении своего жизненного пути.

Как изменяется Евгений Онегин

На вопрос: «Изменился ли Онегин?», будет положительный ответ. Почему изменился Онегин? Все очень просто. В своем романе автор охватил длительный промежуток времени, который касался жизни главного героя. Сначала мы видим восемнадцатилетнего парня, а по завершении романа – это двадцатишестилетний молодой человек. За этот период времени невозможно не изменится, вот и Евгений Онегин прошел свою эволюцию и эти изменения хорошо прослеживаются.

Как именно изменяется Онегин на протяжении романа? Сразу мы видим избалованного парня, типичного повесу, который все свое время посвящает развлечениям и беседам ни о чем. Он учится, не вникая в детали, как пишет Пушкин «чему-нибудь» и «как-нибудь». Онегин одевается по последней моде и постоянно находится среди высшего общества. Вот только такая однообразная, бесцельная жизнь ему надоела, и здесь мы видим, как изменяется главный герой Онегин. Жизнь франта он меняет на жизнь в поместье и даже, находит интересное для себя занятие, правда, ненадолго.

Сельская жизнь быстро надоела и «от нечего делать» он заводит себе друга в лице Ленского, который и познакомил Онегина с Лариными. Когда он повстречал Татьяну, то не сумел пройти испытания любовью, так как он не был способен на искренние чувства. Да и была не длительной. На дуэли Ленский погибает и тут Онегин понимает, насколько страшный и ужасный поступок он совершил. Это убийство перевернуло его жизнь. Не в силах пережить данный поступок, он путешествует, а вернувшись, он стал немного другим человеком. Теперь Онегин серьезный, внимательный, ему не чужды сильные чувства, о которых ранее он и не подозревал. Так, когда он вновь встретил Татьяну на балу, которая к этому моменту была уже замужем, он по-настоящему влюбился. Теперь и ему стали известны чувства ревности, страдания.

Изменилось ли отношение Татьяны к Онегину? И да, и нет. Если говорить о чувствах, то любовь не прошла. А вот мнение об Онегине поменялось и, если сначала он ей казался героем из ее любимых романов, то, побывав в его доме, она поняла, что он обычный молодой человек. Для нее был утерян первичный его облик, он стал всего лишь подражанием ее мечтаний.

    Один из главных героев романа в стихах А.С.Пушкина – Онегин. Не случайно и произведение называется его именем. Образ Онегина – сложный и противоречивый, заключающий положительные признаки прогрессивности и резко отрицательные черты явно выраженного индивидуализма....

    Мне нравились его черты, Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий, охлажденный ум. Я был озлоблен, он угрюм; Страстей игру мы знали оба, Томила жизнь обоих нас; В обоих сердца...

    «Как он устав от суеты, С ним подружился я в то время. Мне нравились его черты» – так рассказывает А.С. Пушкин о своём знакомстве с Евгением Онегиным, героем романа, превращенным в современника автора, живого человека силой поэтического таланта автора. В...

    В творчестве Александра Сергеевича Пушкина роман "Евгений Онегин" занимает особое место. Пушкин писал его восемь лет: с 1823 по 1831 год. Это время было весьма сложным в истории России. События 14 декабря 1825 года круто повернули историю...

    Письма Татьяны и Онегина резко выделяются из общего текста пушкинского романа в стихах, помогают лучше понять героев, и Даже сам автор выделяет эти два письма: внимательный читатель сразу заметит, что они отличаются от строго организованной «онегинской...

    Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» - величайшее произведение, не имеющее аналогий по жанру в русской литературе. Это не просто роман, а роман в стихах, как писал Пушкин, - «дьявольская разница». Роман «Евгений Онегин» является реалистическим, историческим,...

В жизни, как писал Горький, всегда есть место подвигам. Многие русские мыслители справедливо говорили о том, что не среда определяет поведение человека, а он сам способен совершать над собой усилие и становиться лучше. В этом состоит свобода человека.

Большой пласт литературных произведений посвящен теме внутреннего изменения, преображения героев. Сегодня мы вспомним некоторые из них.

1) Федор Михайлович Достоевский «Преступление и наказание»

Конечно, в первую очередь, на память приходит известный со школьной скамьи роман Достоевского «Преступление и наказание». Некоторые утверждают, что Раскольников все-таки не изменился на каторге. Эта точка зрения видится мне весьма спорной. Обратимся к эпилогу романа.

«Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого»; «Вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое», «…начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его…».

Так изменился ли Родион Романович на каторге? Перечитайте и сделайте выводы сами.

2) Лев Николаевич Толстой «Отец Сергий»

Повесть Льва Толстого «Отец Сергий» стала для меня в свое время большим открытием и с тех пор является одной из любимых книг. Меня поразило, насколько тонким знатоком души человеческой и духовных законов, по которым она развивается, был писатель. И хотя по многим вопросам Толстой противопоставлял себя Церкви, в этом произведении он говорит о вещах, о которых писали святые отцы.

Это повесть о монахе отце Сергии, который шел духовным путем, руководствуясь не любовью и смирением, а самолюбованием и гордыней. Для изменения такой мятущейся душе было необходимо особенное лекарство, и оно было дано. «Погибели предшествует гордость, и падению - надменность» (Притчи, 16:18 ). Удивительно, как отец Сергий преобразился после своего падения, хотя первые его мысли и были отчаянные, маловерные. Он нашел в себе силы идти дальше, перестал думать о себе, и «понемногу Бог стал проявляться в нем». После прочтения повести для меня стало очевидным: если человек искренне ищет Бога, даже при ошибках и падениях Господь Сам выходит ему навстречу. И это не может не радовать.

3) Виктор Гюго «Отверженные»

Удивительный роман-эпопея. В центре повествования - фигура беглого каторжника Жана Вальжана, пережившего глубочайшее преображение. Кардинально изменился он после встречи с епископом Бьенвеню, показавшего ему замечательный пример любви, милосердия и прощения. Но путь к добру и новой жизни, конечно, непрост, и герою на пути изменений приходится пережить множество трудностей и испытаний.


4) И снова Достоевский и его рассказ «Сон смешного человека»

Рассказ, который по сюжету и символике, наверное, не имеет аналогов в мировой литературе. Главный герой мучается от бессмысленности своего существования и хочет покончить с собой. В какой-то момент он засыпает, и ему снится сон, который и является сюжетной основой рассказа. Просыпается герой уже обновленным. Что с ним произошло? Если раньше он считал центром мироздания самого себя, равнодушно относясь к страданиям других, презирая их, то теперь он видит смысл жизни в христианской любви и готов проповедовать ее, даже если его не слушают.

Важно суметь прочесть в этой повести и то, что написано между строк: в ней символически изображены некоторые моменты библейской истории: райское блаженство, грехопадение, приход пророков, распятие Христа и проповеди апостолов.

Кстати, по этому рассказу художник-мультипликатор Александр Петров снял замечательный мультфильм, который можно посмотреть и обсудить вместе с детьми.


5) Сомерсет Моэм «Разрисованная вуаль» (в другом переводе - «Узорный покров»)

Сюжет построен на классической теме супружеской измены, но развивается он несколько иначе, чем, скажем, в «Госпоже Бовари» или «Анне Карениной».

Героиня учится преодолевать эгоизм, видеть других людей, их проблемы и страдания. Нельзя сказать, что она меняется кардинально - и все же она делает шаги к осознанию своей слабости, пониманию того, насколько себялюбивой была раньше.


6) Александр Сергеевич Пушкин «Капитанская дочка»

Да-да, снова школьная программа! Кто-то из исследователей назвал «Капитанскую дочку» христианнейшим произведением Пушкина. Нет смысла описывать сюжет и изменения положительных героев всем известной повести, есть смысл перечитать ее уже взрослыми глазами.

7) Антон Павлович Чехов «Студент»

Это история о том, как сочувствие преображает людей, о том, что такое настоящее счастье (как оно неразрывно связано с благом других людей), и о событиях Страстной седмицы, последней недели перед Пасхой. Построен рассказ на антитезе несчастья и счастья, одиночества и единства. Его сюжет очень прост, и акцент в нем делается на жизни и переживаниях простых людей. Но вместе с тем он очень глубок и символичен, как и многие рассказы Чехова.


8) Элинор Портер «Полианна»

Многие знают историю о неунывающей девочке Полианне, которая умела найти радость даже в самых печальных событиях. Ее открытость, искренность, доброта притягивали и преображали даже самых суровых людей. Когда Полианна попала в беду, даже враги примирились и объединились ради того, чтобы ей помочь. Роман замечательно показывает силу любви, радости и принятия.

Благодаря книге психологи даже выявили и описали «принцип Полианны», согласно которому люди склонны соглашаться, в первую очередь, с положительными утверждениями, которые относятся к ним же самим.


«Нет более просветляющего, очищающего душу чувства, как то, которое ощущает человек при знакомстве с великим художественным произведением», - писал М.Е. Салтыков-Щедрин. Преображающей вам радости чтения!

Мы знакомимся с Евгением Онегиным в начале первой главы, нам постепенно раскрываются истоки характера Е.О., а именно его воспитание и образ жизни. Об Онегине можно сказать, что он не был достаточно образован. Мы узнаем, что герой воспитывался, как и все столичные аристократы того времени. Его отец, имевший военный чин, любил жить на «широкую ногу». Поэтому со временем он разорился, пустив все свое состояние «по ветру». На воспитание Евгения отец не обращал никакого внимания – мальчика воспитывали французские гувернантки и гувернеры. «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь ». «Онегин был, по мненью многих (Судей решительных и строгих) ученый малый, но педант: имел он счастливый талант без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка, с ученым видом знатока, хранить молчанье в важном споре, и возбуждать улыбку дам Огнем нежданных эпиграмм ». Самой «любимой » наукой для героя была «наука страсти нежной ». В чем же заключалась премудрость этой науки? В том, чтобы лгать, льстить, играть, но любой ценой добиваться своей цели . Важно, что истинные чувства в этой науке совершенно не ценились, не имели никакого значения.

Светские развлечения – балы, рестораны, театры, круговертью сменявшие друг друга – так протекала жизнь Онегина. Пушкин подчеркивает, что Евгений вел типичный для его круга образ жизни , который заключался в праздном «ничегонеделанье »: «Проснется за полдень, и снова до утра жизнь его готова, однообразна и пестра ».

И в один прекрасный момент Онегину наскучило все, что его окружает – свет и то, что он может предложить. Героя одолела русская «хандра », которую тот пытался побороть самыми различными способами – чтением книг, отдалением от света, желанием путешествовать и так далее. В то время Онегина отличали «мечтам невольная преданность, неподражательная странность и резкий, охлажденный ум ».

Таким образом, в первой главе романа дается представление об Онегине как о неоднозначном человеке. С первого взгляда ясно, что герой имеет большой внутренний потенциал . И в то же время, он с самого детства является рабом света, образа жизни и мысли, навязанного им.

Герой пытается заняться какой-либо полезной деятельностью «зевая, за перо взялся». Но барское восприятие и отсутствие привычки к труду сыграли свою роль, поэтому Онегин не доводит до конца ни одно их своих начинаний. В деревне он пытается заняться устройством жизни крестьян. Но, проведя одну реформу, благополучно бросает и это занятие.
Остыв к обществу, разочаровавшись в людях, Онегин искренне привязывается к Ленскому. Но судьба героя складывается таким образом, что он убивает своего друга на дуэли, поддавшись сословным предрассудкам, испугавшись «шепота, хохота глупцов». В этот момент герой не смог возвыситься над мнением общества, которое сам в душе презирал.
Из-за собственного эгоизма отвергает Онегин и искреннюю любовь Татьяны Лариной. Но герой не лишен такого качества, как «души прямое благородство». Так, он не дает Татьяне пустых надежд, говоря ей правду, что не может ответить на ее чувство взаимностью.
В подавленном состоянии Онегин покидает деревню и начинает странствовать по России. В этих путешествиях герой переоценивает свою жизнь, свои поступки, свое отношение к окружающей действительности.

После путешествия изменился масштаб мироощущения Онегина. Теперь он стал для «света» «чужой» (а был «очень мил») . Напряженные переживания, размышления обогатили его внутренний мир. Отныне он способен не только холодно анализировать, но и глубоко чувствовать, любить. Для Пушкина любовь - это возможность "пробуждения души". После отказа Татьяны, после нравственного потрясения в финале романа Онегин должен начать новую жизнь, в прежнем направлении она развиваться уже не может.

Евгений Онегин был молодым петербуржцем, на время начала романа ему двадцать шесть лет. Автор описывает коротко его жизнь: он учился "чему-нибудь и как-нибудь", то есть был совершенно не приучен к серьёзной последовательной работе. Но так как способностями от природы он был одарён в достаточной степени, то они всё равно каким-либо образом должны были проявить себя.

Светскую жизнь он начал вести лет в шестнадцать, и очень скоро она ему наскучила, потому что была предсказуема и однообразна. Вместе с тем она в значительной мере развратила Евгения, и без того не привыкшего к напряжению ("Но был ли счастлив мой Евгений?"). Лицемерие и холодный флирт убили в нём юношескую мечтательность и романтику, сделали его скучающим циником. Евгений мастерски изображал чувства, чтобы преуспеть в светском обществе ("Чем меньше женщину мы любим, / Тем легче нравимся мы ей"). Но став в этой игре виртуозом, достигнув предела, невольно он вышел за него и разочаровался ("В большом рассеянье взглянул, / Отворотился - и зевнул").

Произошло это потому, что человек может, конечно, приспособиться практически к любой системе отношений, вот только при этом такое приспособление будут сопровождать определённые реакции ("Короче: русская хандра / Им овладела понемногу"). У человека есть вполне определённая нравственная природа, человек при призванию - творец, искренне любящий других людей. Но для выявления истинного предназначения того или иного человека желательно его существование в соответствующей социальной среде, которая стимулирует именно высшее, творческое начало. Если общество построено на искажённых основаниях, то и человек искажается под его воздействием. Он может сопротивляться искривлённой среде, но тогда на его положение будет наложена печать драматизма.

Евгений Онегин не был выдающимся человеком для того, чтобы суметь справиться с разлагающим влиянием неправильно устроенного общества, но он ясно понимал его фальшь и устранился из такой жизни. При этом он не нашёл равноценной замены, потому что его затворничество было бы благом при упорном систематическом труде, но "труд упорный ему был тошен". При этом он был рачительным хозяином. Автор совершенно без иронии сообщает, что Онегин "читал Адама Смита" и "Ярем он барщины старинной / Оброком лёгким заменил".

В деревне он продолжал скучать. Познакомившись с Владимиром Ленским, он полюбил общаться с ним, потому что тот напоминал его молодые годы, когда он сам был полон энергии, кипуч и горяч, не успев ещё разочароваться в том мире, куда так страстно стремился. Онегина подкупала непосредственность и незаурядность молодого друга ("Он слушал Ленского с улыбкой", "Он охладительное слово / В устах старался удержать").

Случайное знакомство с семейством Лариных Онегина ничуть не воодушевило, однако он уже тогда выделил Татьяну:

"Неужто ты влюблён в меньшую?""А что?" - "Я выбрал бы другую,Когда б я был, как ты, поэт..."

Поразительный факт - девушек новому гостю даже не представили.

Внезапная любовь Татьяны у Онегина не вызвала ответного чувства - он был ещё слишком пресыщен, "Но обмануть он не хотел / Доверчивость души невинной" и смог достойно объясниться с Татьяной, отдав ей должное:

Когда б семейственной картинойПленился я хоть миг единый, -То верно б, кроме вас одной,Невесты не искал иной.

Евгений Онегин недаром устранился от света. Он продолжал оставаться благородным человеком, хоть его благородство и было пассивно. Ссора с Ленским была им самим целиком выдумана. Он сам это прекрасно сознавал ("На тайный суд себя призвав, / Он обвинял себя во многом..."), но оказался неспособен уйти от формальных привычек и правил света даже фактически уйдя из него. Великосветские игры и маски в его душе оказались сильнее твёрдого осознания эпизода ("Но дико светская вражда / Боится ложного стыда"). Он испугался "шёпота, хохотни глупцов" и убил своего друга, этим самым убив что-то и в себе.

Онегин уехал, потому что хотел убежать от самого себя, но душевных сил на глубокое раскаяние и перемену жизни у него не было. Встреча с Татьяной спустя несколько лет поразила его. Татьяна превратилась в богиню, сохранив свою душевную мощь, и Онегин понял, что его бегство было напрасно.

Но в возраст поздний и бесплодный,На повороте наших лет,Печален страсти мёртвой след...

Жизнь так или иначе привела Онегина к логическому завершению его молодости - это полный крах, пережить который можно, только жесточайшим образом переосмыслив предшествующую жизнь. Для усиления эффекта Пушкин заставил Онегина влюбиться именно в Татьяну, но это могла быть другая женщина. Суть в том, что внушённые с ранней юности маски и роли терпят жестокое поражение и жизнь таким образом даёт герою шанс на обновление нравственных чувств, шанс на новые смыслы существования. Известно, что в последней, зашифрованной главе, Пушкин приводит своего героя в стан декабристов.