Бунчук и анна любовь на войне. Сочинение анна погудко в романе тихий дон образ и характеристика. Несколько интересных сочинений

XX В марте Бунчук был послан на работу в Революционный трибунал при Донском ревкоме. Высокий, тусклоглазый, испитой от работы и бессонных ночей, председатель отвел его к окну своей комнаты, сказал, поглаживая ручные часы (он спешил на заседание): - С какого года в партии? Ага, дельно. Так вот, ты будешь у нас комендантом. Прошлую ночь мы отправили в "штаб Духонина" своего коменданта... за взятку. Был форменный садист, безобразник, сволочь - таких нам не надо. Эта работа грязная, но нужно и в ней сохранить целеньким сознание своей ответственности перед партией, и ты только пойми меня, как надо... - нажал он на эту фразу, - человечность сохранить. Мы по необходимости физически уничтожаем контрреволюционеров, но делать из этого цирк нельзя. Ты понимаешь меня? Ну, и хорошо. Иди, принимай дела. В эту же ночь Бунчук с командой красногвардейцев в шестнадцать человек расстрелял в полночь за городом, на третьей версте, пятерых, приговоренных к расстрелу. Из них было двое казаков Гниловской станицы, остальные - жители Ростова. Почти ежедневно в полночь вывозили за город на грузовом автомобиле приговоренных, наспех рыли им ямы, причем в работе участвовали и смертники, и часть красногвардейцев. Бунчук строил красногвардейцев, ронял чугунно-глухие слова: - По врагам революции... - и взмахивал наганом, - пли!.. За неделю он высох и почернел, словно землей подернулся. Провалами зияли глаза, нервно мигающие веки не прикрывали их тоскующего блеска. Анна видела его лишь по ночам. Она работала в ревкоме, приходила домой поздно, но всегда дожидалась, когда знакомым отрывистым стуком в окно известит он о своем приходе. Однажды Бунчук вернулся, как и всегда, за полночь. Анна открыла ему дверь, спросила: - Ужинать будешь? Бунчук не ответил: пьяно шатаясь, прошел в свою комнату и, как был в шинели, сапогах и шапке, повалился на кровать... Анна подошла к нему, заглянула в лицо: глаза его были липко зажмурены, на оскаленных плотных зубах искрилась слюна, редкие, вывалявшиеся от тифа волосы лежали на лбу мокрой прядью. Она присела рядом. Жалость и боль когтили ее сердце. Спросила шепотом: - Тебе тяжело, Илья? Он стиснул ее руку, заскрипел зубами, отвернулся к стене. Так и уснул, не сказав ни слова, а во сне что-то невнятно и жалобно бормотал, силился вскочить. Она с ужасом заметила и содрогнулась от безотчетного страха: он спал с полузакрытыми, заведенными вверх глазами, из-под век воспаленно блестела желтизна выпуклых белков. - Уйди оттуда! - просила его наутро. - Иди лучше на фронт! Ты ни на что не похож, Илья! Сгибнешь ты на этой работе. - Замолчи!.. - крикнул он, моргая побелевшими от бешенства глазами. - Не кричи. Я обидела тебя? Бунчук потух как-то сразу, словно криком выплеснул скопившееся в груди бешенство. Устало рассматривая свои ладони, сказал: - Истреблять человеческую пакость - грязное дело. Расстреливать, видишь ли, вредно для здоровья и души... Ишь ты... - в первый раз в присутствии Анны он безобразно выругался. - На грязную работу идут либо дураки и звери, либо фанатики. Так, что ли? Всем хочется ходить в цветущем саду, но ведь - черт их побери! - прежде чем садить цветики и деревца, надо грязь счистить! Удобрить надо! Руки надо измазать! - повышал он голос, несмотря на то что Анна, отвернувшись, молчала. - Грязь надо уничтожить, а этим делом брезгают!.. - уже кричал Бунчук, грохая кулаком по столу, часто мигая налитыми кровью глазами. В комнату заглянула мать Анны, и он, опомнившись, заговорил тише: - Я не уйду с этой работы! Тут я вижу, ощутимо чувствую, что приношу пользу! Сгребаю нечисть! Удобряю землю, чтоб тучней была! Плодовитей! Когда-нибудь по ней будут ходить счастливые люди... Может, сын мой будет ходить, какого нет... - Он засмеялся скрипуче и невесело. - Сколько я расстрелял этих гадов... клещей... Клещ - это насекомое такое, в тело въедается... С десяток вот этими руками убил... - Бунчук вытянул вперед сжатые, черноволосые, как у коршуна когтистые, руки; роняя их на колени, шепотом сказал: - И вообще к черту! Гореть так, чтобы искры летели, а чадить нечего... Только я, правда, устал... Еще немного, и уйду на фронт... ты права... Анна, молча слушавшая его, тихо сказала: - Уходи на фронт или на иную работу... Уходи, Илья, иначе ты... свихнешься. Бунчук повернулся к ней спиной, побарабанил в окно. - Нет, я крепок... Ты не думай, что есть люди из железа. Все мы из одного материала литы... В жизни нет таких, которые не боятся на войне, и таких, кто бы, убивая людей, не носил... не был нравственно исцарапанным. Но не о тех, с погониками, болит сердце... Те - сознательные люди, как и мы с тобой. А вот вчера пришлось в числе девяти расстреливать трех казаков... тружеников... Одного начал развязывать... - Голос Бунчука становился глуше, невнятней, словно отходил он все дальше и дальше: - Тронул его руку, а она, как подошва... черствая... Проросла сплошными мозолями... Черная ладонь, порепалась... вся в ссадинах... в буграх... Ну я пойду, - резко оборвал он рассказ и незаметно для Анны потер горло, затянутое, как волосяным арканом, жесткой спазмой. Он обулся, выпил стакан молока, пошел. В коридоре его догнала Анна. Долго держала его тяжелую руку в своих руках, потом прижала ее к пылающей щеке и выбежала во двор. Теплело. С Азова в гирла Дона стучалась весна. В конце марта в Ростов начали прибывать теснимые гайдамаками и немцами украинские красногвардейские отряды. По городу начались убийства, грабежи, бесчинные реквизиции. Некоторые, окончательно разложившиеся отряды ревкому пришлось разоружать. Дело не обходилось без столкновений и перестрелок. Под Новочеркасском пошевеливались казаки. В марте, как почки на тополях, набухали в станицах противоречия между казаками и иногородними, кое-где погромыхивали восстания, открывались контрреволюционные заговоры. А Ростов жил стремительной полнокровной жизнью, вечерами по Большой Садовой расхаживали толпы солдат, матросов, рабочих. Митинговали, лущили семечки, поплевывали в стекавшие вдоль тротуаров ручейки, забавлялись с бабами. Так же, как и раньше, работали, ели, пили, спали, умирали, рожали, любились, ненавидели, дышали солоноватым с моря ветерком, жили, одолеваемые большими страстями и малыми страстишками. К Ростову в упор подходили обсемененные грозой дни. Пахло обтаявшим черноземом, кровью близких боев пахло. В один из таких политых солнцем, пригожих дней Бунчук вернулся домой раньше обычного и удивился, застав Анну дома. - Ведь ты же поздно всегда приходишь, а сегодня почему так? - Я не совсем здорова. Она прошла за ним в его комнату. Бунчук разделся, с дрожащей радостной улыбкой сказал: - Аня, с сегодняшнего дня я не работаю в трибунале. - Да что ты? Куда же тебя? - В ревком. С Кривошлыковым сегодня говорил. Он обещает послать меня куда-нибудь в округ. Поужинали они вместе. Бунчук лег спать. Взволнованный, он долго не мог уснуть, курил, ворочался на жестковатом тюфяке, радостно вздыхал. С большим удовлетворением уходил он из трибунала, так как чувствовал, что еще немного - и не выдержит, надломится. Он докуривал четвертую папиросу, когда ему послышался легкий скрип двери. Приподняв голову, увидел Анну. Босая, в одной рубашке, скользнула она через порог, тихонько подошла к его койке. Через щель в ставне на оголенный овал ее плеча падал сумеречный зеленый свет месяца. Она нагнулась, теплую ладонь положила Бунчуку на губы. - Подвинься. Молчи... Легла рядом, нетерпеливо отвела со лба тяжелую, как кисть винограда, прядь волос, блеснула задымленным синеватым огоньком глаз, грубовато, вымученно прошептала: - Не сегодня-завтра я могу лишиться тебя... Я хочу тебя любить со всей силой! - и содрогнулась от собственной решимости: - Ну, скорей! Бунчук целовал ее и с ужасом, с великим, захлестнувшим все его сознание, стыдом чувствовал, что он бессилен. У него тряслась голова, мучительно пылали щеки. Высвободившись, Анна гневно оттолкнула его, с отвращением и брезгливостью спросила, задохнулась презирающим шепотом: - Ты... ты бессилен? Или ты... болен?.. О-о-о, как это мерзко!.. Оставь меня! Бунчук сжал ее пальцы так, что они слабо хрустнули, в расширенные, смутно черневшие, враждебные глаза врезал свой взгляд, спросил, заикаясь, паралично дергая головой: - За что? За что судишь? Да, выгорел дотла!.. Даже на это не способен сейчас... Не болен... пойми, пойми! Опустошен я... А-а-а-а... Он глухо замычал, вскочил с койки, закурил. Долго, будто избитый, сутулился у окна. Анна встала, молча обняла его и спокойно, как мать, поцеловала в лоб. А через неделю Анна, пряча под его рукой свое зажженное огневым румянцем лицо, призналась: - ...Думала, израсходовался раньше... Не знала, что до дна вычерпала тебя работа. И после этого Бунчук долго ощущал на себе не только ласку любимой, но и ее теплую, налитую вровень с краями материнскую заботливость. В провинцию его не послали. По настоянию Подтелкова он остался в Ростове. В это время Донской ревком перекипал в работе, готовился к областному съезду Советов, к схватке с ожившей за Доном контрреволюцией.

В романе М. А. Шолохова женщины-казачки, пожалуй, единственные, кто не поддается влиянию политических страстей. Однако в «Тихом Доне» есть и наследница «прогрессисток» Ф. Достоевского - пламенная революционерка Анна Погудко. М. Шолохов-художник не демонизирует героиню, ей свойственны человеческие слабости, любовь-жалость к Бунчуку, но духовная природа, духовная сущность этого типа личности - женщины-разрушительницы - остается неизменной. Она добровольно приходит в команду пулеметчиков-красногвардейцев, чтобы научиться убивать. М. Шолохов дает выразительную характеристику: «С острой любознательностью вникала во все Анна Погудко. Она назойливо приставала к Буныку, хватала его за рукава неуклюжего демисезона, неотступно торчала около пулемета».

Автор отмечает «неверный и теплый блеск глаз» Анны, ее пристрастие к речам, овеянным сентиментальным романтизмом. Эта жалостливость к дальним парадоксально сочетается с ненавистью к ближним. Желание убивать ради утопической мечты огромно: «неверной, спотыкающейся рысью» ведет Погудко людей в атаку. Расплата следует немедленно, ее смерть страшна, натурализм в описании агонии намеренно акцентирован автором. Из цветущей женщины героиня превращается в полутруп, она как бы заживо горит в аду: «Иссиня-желтая, с полосами застывших слез на щеках, с заострившимся носом и жутко-мучительной складкой губ», умирающая постоянно требует воды, которая не в состоянии залить ее внутреннего, всесожжигающего огня.

Страсть к победе любой ценой, в том числе и смерти, стоит выше любви, даже на свидании с Бунчуком Анна не забывала о пулеметах. Она «зачаровывает» Бунчука до окончательной духовной и физической гибели, его поведение после смерти подруги инфернально - он уподобляется зверю. Представляется символичным, что и убивает его палач-доброволец Митька Коршунов, дающий ему следующую оценку: «Гляди вот на этого черта - плечо себе до крови надкусил и помер, как волчуга, молчком».

Нереализованные женские амбиции, отсутствие смирения выливаются в желание разрушать все и вся. Люди с «новыми» идеями оказываются тут как нельзя кстати.

И все-таки и в Анне есть женское, материнское начало, которое в разном градусе растворено почти в каждой настоящей любви женщины к мужчине: и в любви Натальи и Аксиньи к Григорию, и в любви «глубокоглазой» Анны Погудко к Бунчуку... Если для Бунчука три недели его тифозного беспамятства были неделями странствия «в ином, неосязаемом и фантастическом мире», то для идейно экзальтированной девушки стали испытанием ее первого чувства, когда «в первый раз пришлось ей так близко и так оголенно взглянуть на изнанку общения с любимым», столкнуться в «грязном уходе» с завшивевшей, безобразно истощенной, дурно пахнущей плотью и ее низовыми выделениями. «Внутренне все вставало в ней на дыбы, противилось, но грязь наружного не пятнила хранившегося глубоко и надежно чувства», «неиспытанной раньше любви и жалости», любви тут матерински-самоотверженной. Через два месяца Анна сама впервые пришла к нему в постель, а Бунчук, высохший, почерневший от расстрельной работы в ревтрибунале (хотя в этот день и ушел оттуда), оказался бессилен -- вся эротическая влага этого, пусть и идейно себя наяривавшего, палача на службе революции перегорела в жуть и надлом. Анна и тут сумела переступить через «отвращение и брезгливость» и, выслушав его заикающиеся, горячечные объяснения, «молча обняла его и спокойно, как мать, поцеловала в лоб». И только через неделю ласка, материнская заботливость Анны отогрели Бунчука, вытащили из мужского бессилия, выжженности, кошмара. Но зато когда Анна мучительно умирает на руках Бунчука от раны в бою, потеря любимой женщины обессмысливает все в нем и вокруг, приводит его в состояние полной апатии, бесстрастного автоматизма. Совсем не помогает то, чем крепился и лютовал прежде: ненависть, борьба, идеи, идеалы, исторический оптимизм... все летит в тартарары! Равнодушно-полусонно примыкает он к экспедиции Подтелкова, просто «лишь бы двигаться, лишь бы уходить от следовавшей за ним по пятам тоски». И в сцене казни подтелковцев Бунчук один все поглядывает «в серую запеленатую тучами даль», «на серую дымку неба» -- «казалось, ждал он чего-то несбыточного и отрадного», может быть, из детских давно попранных суеверий о встречах за гробом, безумно надеясь на то, что единственно могло утолить его безмерную тоску, ту тоску, которая уронила его как несгибаемого большевика и очеловечила.

Дуняша

После смерти Натальи и Ильиничны хозяйкой мелеховского куреня становится Дуняшка, ей предстоит примирить в одном доме героев-антагонистов: Мелихова и Кошевого. Дуняшка - особенно привлекательный женский образ в романе.

С младшей из Мелеховых - Дуняшей - автор знакомит нас, когда она была еще длинноруким, большеглазым подростком с тонкими косичками. Подрастая, Дуняша превращается в чернобровую, стройную и гордую казачку со строптивым и настойчивым мелеховским характером.

Полюбив Мишку Кошевого, она не желает думать ни о ком больше, несмотря на угрозы отца, матери и брата. Все трагедии с домочадцами разыгрываются у нее на глазах. Смерть брата, Дарьи, Натальи, отца, матери, племянницы очень близко принимает Дуняша к сердцу. Но, несмотря на все потери, ей нужно жить дальше. И Дуняша становится главным человеком в разоренном доме Мелеховых.

Дуняша - это новое поколение женщин-казачек, которому предстоит жить в ином мире, чем ее мать и братья, Аксинья и Наталья. Она вошла в роман звонкоголосой, вездесущей, трудолюбивой девочкой-подростком и прошла путь до красавицы казачки, не запятнав ни в чём своего достоинства. Образ пронизан лиризмом и динамичностью молодости, открытостью всему миру, непосредственностью проявления и трепетностью первого рассвета чувств, ассоциирующегося у Шолохова с зорькой - восходящей надеждой на жизнь в новых условиях. В поступке дочери, с которым вынуждена была смириться Ильинична, есть отказ от некоторых устаревших элементов традиционно казачьей (да и не только казачьей) семьи, но разрушения её основ здесь нет. Да, более «счастливым» для создания семьи Дуняше кажется личный выбор будущего супруга. Но родительское благословение тоже считает обязательным, и, несмотря на все трудности, получает его. С трудом, но всё же добивается от атеиста и «злого донельзя на себя и на всё окружающее» Михаила Кошевого церковного освящения их брака. Она сохраняет неколебимую веру во врачующую силу православных канонов семейной любви.

Возможно, ей удалось понять в новом времени нечто, не понятое многими её современниками: люди озлоблены и совершают поступки, порою мерзкие и трагические по своим последствиям, вовсе не в силу природной испорченности, а становясь жертвами обстоятельств. Их надо не только жалеть, но в меру своих сил помогать им стать самими собой.

Заключение

Итак, в результате проведенного нами исследования гипотеза, которая была выдвинута как рабочая, доказана: в женских образах, созданных М.Шолоховым в романе «Тихий Дон» отражается русская концепция женственности и традиции создания образа женщины в русской культуре.

Собственно замысел автора «Тихого Дона» вполне можно рассматривать как противостояние его героев жестоким обстоятельствам смутного времени, в котором проявляются как низменные, так и возвышенные порывы души человека. Здесь и люди, идущие на смерть во имя идеи (Бунчук, есаул Калмыков, Штокман), и готовые убить во имя ее (Подтелков, Михаил Кошевой) и мстители за близких (Дарья Мелехова). Во всей сумятице происходящего только любовь способна спасти человека и сохранить его для жизни, ненависть же губит его - главная мысль романа. И именно женские образы романа воплощают эту мысль ярче всего.

Роман «Тихий Дон» - это произведение и о жизни целого народа, соэтноса - донского казачества. Национальные черты определяют и особенности повествования, и смысл заглавия, и, конечно, средства создания образов. В Аксинье, Наталье, Ильиничне, Дуняше отражено все лучшее, что видел автор в женщинах-казачках, которые не только хранили семейный очаг, но и были настоящими помощницами и «берегинями» приграничного казачьего воинства.

В сложном, порой беспощадном борении нравственного и безнравственного, прекрасного и безобразного, созидательного и разрушительного в любви шолоховских героинь глубже и рельефнее развёртывается перед читателем духовно-бытовая культура уникального соэтноса русской нации -- донского казачества. Но автор не ограничивается лишь общим в женских характерах. С предельной субъективностью рисует Шолохов как самобытную притягательность женщин-казачек, так и их трагическую участь в эпоху ломки традиционно-православного уклада жизни, разрушения патриархальной казачьей семьи.

Среди казачек, понятно, тоже встречались «игреливые натуры», но не они типичны для донского этноса. Аксинья, например, вовсе не из-за мстительной хитрости изменяет мужу. Чувств, ужаснувших её саму своей «греховностью», она не скрывала. Испив до дна горькую чашу насмешек хуторян, побои Степана, Аксинья до своего трагического конца оставалась открытой и последовательной в стремлении удержать Григория. Тем более чистой и непорочной Наталье, воспитанной на православной святости семейной любви, даже на ум не приходило ответить неверностью своему «непутёвому» мужу за оскорблённую любовь.

Женщины-казачки хорошо понимали личную ответственность «за сохранение семьи на время отсутствия мужа». Мотивация преданности супругу, святости семейных уз у дончанок носила более глубинный характер, нежели у представительниц других соэтносов русской нации. Вот это «иное» и почувствовало старшее поколение хуторян, когда Аксинья на предостерегающие замечания лишь «вызывающе смеялась» да «людей не совестясь и не таясь, высоко несла свою преступную голову». Здесь вводились новые формы морали, противоречащие традиционно-православным.

Не отказывает автор «Тихого Дона» своим героиням и в женской привлекательности. Но и здесь Шолохов отступает от соблазна оставить им так называемую «фольклорность», где казачка «белым-бела, а в поясу тонка, личика беленькия, брови чёрненькие, наведённенькия <...> ровно тоненький шнурок». Примечательно, однако, что читатель, заметив несовпадение шолоховских героинь с «фольклорными сородичами», легко восполняет этот «недостаток», переключаясь на сравнение их с мифологическими персонажами других культур.

Школой или, как иногда говорят, инкубатором воспитания чувств является в первую очередь семья. Здесь индивидуальные задатки и черты наполняются нравственным и общественным содержанием, взрослеют и корректируются. В родительском доме Аксинья не смогла пройти такую школу. Родовые корни христианско-православной чистоты и святости семейных отношений были подрублены: в шестнадцатилетнем возрасте над нею надругался отец. Степан также не смог наполнить её жизнь всем тем богатством и специфической красотой взаимных чувств и отношений, которыми характеризуется счастливая семья. С первой же брачной ночи он стал избивать Аксинью, часто и жутко напиваться, но не «выбросил её за порог» (по заведённому обычаю) и никому не сказал о её девичьем позоре. Как бы в благодарность за молчание она старалась увлечь мужа накалом чувственных страстей, училась гасить его мстительную досаду в ласках, остановившись в развитии семейных отношений на низшей, лишь сексуальной их фазе. Года полтора Степан не прощал обиду, вплоть до рождения ребёнка. Но дочь умерла, не дожив до года... Понятно, всё случившееся на самом взлёте жизни не вина, а беда Аксиньи. И всё же чем бы эта остановка в развитии культуры чувств ни была вызвана, для мужа она оставалась «порченой», а с социально-этнической точки зрения (уже из-за своего поведения) - «не своей». М.А. Шолохов не увлекался говорящими именами, но в данном случае и у него просматривается некоторая близость, созвучие имени Аксинья, Ксюша с Ксенией, то есть «чужой».

Не смог и Григорий в необходимой мере пройти такое воспитание чувств. Пантелей Прокофьевич из-за слишком густой замеси восточных кровей оказался недостаточно последовательным помощником Ильиничны в воспитании сына. Не мог помочь Григорию и опыт ранней юношеской любви. При первых же размолвках с Аксиньей, когда родители потребовали прекратить отношения с «мужней женой», проявились такие черты её характера, которые не только насторожили молодого казака, но и решающим образом повлияли на его выбор.

Наталья, глубоко оскорблённая поступками и словами мужа, тяжело переживает «заплёванное своё счастье». Бесхитростный и правдивый взгляд её смелых глаз, с которым встречается Григорий во время свадебного сговора, гаснет, сменяется часто залитым слезами, скорбным и тоскующим. После жёсткого разговора с отцом Григорий с Аксиньей уходят в имение Листницких. Оказавшись духовно не подготовленной к подобному унижению, Наталья не справляется с неожиданным для неё ударом судьбы. В отчаянном порыве к небытию она нарушает одну из главных заповедей христианства -- неприкосновенность, святость дара жизни.

Итак, женские образы романа «Тихий Дон» построены на глубоком проникновении в особенности национальной культуры и традиций донского казачества, отражают не только систему ценностей, но и авторское восприятие судьбы казачества в годы революции и гражданской войны.


| | 3 |

За четыре дня он даже не разглядел ее толком. В подвале было полутемно, да и неудобно и некогда было рассматривать ее лицо. На пятый день вечером они вышли вместе. Она шла впереди; поднявшись на последнюю ступеньку, повернулась к нему с каким-то вопросом, и Бунчук внутренне ахнул, глянув на нее при вечерном свете. Она, привычным жестом оправляя волосы, ждала ответа, чуть откинув голову, скосив в его сторону глаза. Но Бунчук прослушал; медленно всходил он по ступенькам, стиснутый сладостно-болезненным чувством. У нее от напряжения (неловко было управляться с волосами, не скинув платка) чуть шевелились просвеченные низким солнцем розовые ноздри. Линии рта были мужественны и в то же время – детски нежны. На приподнятой верхней губе темнел крохотный пушок, четче оттеняя неяркую белизну кожи.

Бунчук нагнул голову, будто под ударом, – сказал с пафосной шутливостью:

– Анна Погудко… пулеметчик номер второй, ты хороша, как чье-то счастье!

– Глупости! – сказала она уверенно и улыбнулась. – Глупости, товарищ Бунчук!.. Я спрашиваю, во сколько мы пойдем на стрельбище?

От улыбки стала как-то проще, доступней, земней. Бунчук остановился с ней рядом; ошалело глядя в конец улицы, где застряло солнце, затопляя все багровым половодьем, ответил тихо:

– На стрельбище? Завтра. Куда тебе идти? Где ты живешь?

Она назвала какой-то окраинный переулок. Пошли вместе. На перекрестке догнал их Беговой:

– Бунчук, слушай! Как же завтра соберемся?

Дорогой пояснил Бунчук, что собираться за Тихой рощей, туда Крутогоров и Хвылычко привезут на извозчике пулемет; сбор в восемь утра. Ботовой прошел с ними два квартала, распрощался. Бунчук и Анна Погудко шли несколько минут молча. Она спросила, скользнув боковым взглядом:

– Вы – казак?

– Офицер в прошлом?

– Ну, какой я офицер!

– Откуда вы родом?

– Новочеркасский.

– Давно в Ростове?

– Несколько дней.

– А до этого?

– В Петрограде был.

– С какого года в партии?

– С тысяча девятьсот тринадцатого.

– А семья у вас где?

– В Новочеркасске, – скороговоркой буркнул он и просяще протянул руку.

– Подожди, дай мне спросить: ты – уроженка Ростова?

– Нет, я родилась в Екатеринославщине, но последнее время жила здесь.

– Теперь я буду спрашивать… Украинка?

Она секунду колебалась, ответила твердо:

– Еврейка?

– Да. А что? Разве меня выдает язык?

– А почему догадался, что я – еврейка?

Он, стараясь попасть в ногу, уменьшая шаг, ответил:

– Это хорошо, что ты у нас.

– Почему? – заинтересовалась она.

– Видишь ли: за евреями упрочилась слава, и я знаю, что многие рабочие так думают, – я ведь сам рабочий, – вскользь заметил он, – что евреи только направляют, а сами под огонь не идут. Это ошибочно, и ты вот блестящим образом опровергаешь это ошибочное мнение. Ты училась?

– Да, я окончила в прошлом году гимназию. А у вас какое образование? Я потому это спрашиваю, что разговор изобличает ваше нерабочее происхождение.

– Я много читал.

Шли медленно. Она нарочно кружила по переулкам и, коротко рассказав о себе, продолжала расспрашивать его о корниловском выступлении, о настроении питерских рабочих, об Октябрьском перевороте.

Где-то на набережной мокро хлопнули винтовочные выстрелы, отрывисто просек тишину пулемет. Анна не преминула спросить:

– Какой системы?

– Какая часть ленты израсходована?

Бунчук не ответил, любуясь на оранжевое, посыпанное изумрудной изморозью щупальце прожектора, рукасто тянувшееся от стоявшего на якоре тральщика к вершине вечернего, погоревшего в закате неба.

Проходив часа три по безлюдному городу, они расстались у ворот дома, где жила Анна.

Бунчук возвращался домой, согретый неосознанной внутренней удовлетворенностью. «Хороший товарищ, умная девушка! Хорошо так поговорили с ней – и вот тепло на душе. Огрубел за это время, а дружеское общение с людьми необходимо, иначе зачерствеешь, как солдатский сухарь…» – думал он, обманывая самого себя и сам сознавая, что обманывает.

Абрамсон, только что пришедший с заседания Военно-революционного комитета, стал расспрашивать о подготовке пулеметчиков; между прочим спросил и об Анне Погудко:

– Как она? Если неподходящая, – мы ее можем направить на другую работу, заменить.

– Нет, что ты! – испугался Бунчук. – Очень способная девушка!

Он испытывал почти непреодолимое желание говорить о ней и сдержался лишь благодаря большому усилию воли.

VI

25 ноября в полдень к Ростову были стянуты из Новочеркасска войска Каледина. Началось наступление. Вдоль линии железной дороги, по обе стороны насыпи, шли жидкие цепи офицерского алексеевского отряда. На правом фланге погуще двигались серые фигуры юнкеров. Добровольцы отряда генерала Попова обтекали красноглинистый ярок на левом фланге. Некоторые, издали казавшиеся крохотными серыми комочками, прыгали в яр, перебираясь на эту сторону, подтягивались, останавливались, вновь текли.

В красногвардейской цепи, рассыпавшейся на окраинах Нахичевани, сказывалось суетливое беспокойство. Рабочие, многие в первый раз взявшие винтовки, испытывали боязнь, переползали, пачкая свои черные пальто осенней грязью; иные поднимали головы, рассматривали далекие, уменьшенные пространством фигуры белых.

Около пулемета в цепи Бунчук, привстав на колени, глядел в бинокль.

Накануне он променял свой несуразный демисезон на шинель, чувствовал себя в ней привычно, спокойно.

Тема урока

«Вечные» темы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон». Любовь и долг».

Цель урока : рассмотреть противопоставление «любви-страсти» и «любви семейной» в русской классической литературе. Определить, какая любовь органичней для казачьего уклада и почему; каков идеал любви по Шолохову.

Задачи:

    продолжить формирование умения анализировать художественный текст, аргументировано доказывать собственные суждения;

    проверить степень сформированности навыков глубокого прочтения художественного произведения;

    развивать творческую и речевую деятельность учащихся через выражение своего представления о героях произведения;

    совершенствовать умение доказывать, анализировать, сравнивать, формулировать обобщенные выводы;

    развивать эмоциональную восприимчивость;

    способствовать пониманию ценности семьи.

Оборудование:

Компьютер, мультимедиапроектор. слайд-презентация (как сопровождение урока).

Предварительная подготовка.

Задания по группам:

    Противопоставление «любви-страсти» и «любви семейной» в русской классической литературе.

    Проанализировать любовный треугольник Аксинья-Григорий-Наталья с точки зрения двух типов любви.

    Петр и Дарья.

    Любовь на войне: противопоставление любви и долга (Бунчук и Анна).

    «Свободная любовь Тимофея и Лизы Моховой.

    Идеал любви по Шолохову.

Ход урока.

I . Вступительное слово учителя.

В дни страшных исторических потрясений, когда вдруг рушатся все привычные устои, жизнь принимает какие-то чудовищные формы, человек так беспомощен! Как устоять, выжить, не сломаться? Что может стать той соломинкой, которая поддержит, спасет? Любовь – вот основа жизни.

Что такое истинная любовь - страсть или долг? Безумство, порыв или покой, защищенность? Какое понимание любви созвучно с народными христианскими традициями и, в частности, казачьим укладом жизни?

II . Работа над темой урока.

Учитель. Традиционно народное понимание любви – это продолжение рода, а значит выбор за семьей, долгом, в конечном итоге - детьми.

Обратимся к русской классической литературе – произведениям А.С.Пушкина, А.Н.Островского, Л.Н.Толстого, Н.А.Некрасова. Каков выбор главных героинь?

I группа обучающихся.

ТатьянаЛарина выбирает честь и долг («Но я другому отдана / И буду век ему верна»), несмотря на всю силу своей любви к Онегину. Она не может нарушить обет верности, данный в церкви.

Любовь Катерины, героини пьесы Островского «Гроза»,- стремление к свету из темноты и невежества мира Кабановых; страсть противопоставляется ханжескому укладу семьи мужа. Но порочной любовью нарушен патриархальный порядок, следовательно, трагический исход неизбежен.

Наташа Ростова (Л.Н.Толстой «Война и мир») от ложной (страстной) любви к Анатолю Курагину (готова пойти даже против семьи, опорочить имя свое и поставить под удар честь семьи) через осмысление своего долга приходит к любви истинной, приводящей человека к пониманию высшего предназначения женщины, когда уже не важно, как выглядит она, но важны дети, муж, семья.

Жены декабристов покинули родных, пожертвовали положением в обществе, благополучием ради того, чтобы облегчить участь своих мужей, поддержать в трудную минуту, выполняя данное перед Богом и людьми обещание быть рядом в горе и в радости, в болезни и здравии.

Вывод : в русской классической литературе немало примеров понимания семьи как союза мужчины и женщины, основанного на верности, уважении, взаимопомощи, главной целью которого является продолжение рода (слайд 1).

Учитель : Эта позиция наиболее близка казачьему пониманию сути семьи. Духовный мир казаков невозможно понять, не осознав семейных отношений, которые строились на основе патриархальных православных традиций, что нашло отражение и в фольклоре. Приведем в качестве примера строки лишь из некоторых песен.

Казак, выполняя свой воинский долг, мечтает поскорее вернуться домой, к жене, семье, детям (учитель цитирует строки из песни «Калинушка»):

Ой, да как один-то из них Богу молится,

Ой, да Богу молится, домой просится.

Ай, да ты, полковничек мой, отпусти домой,

Ой, да отпусти домой к нам на Тихий Дон.

Ой, да отпусти домой к нам на тихий Дон,

Ой, да к нам на Тихий Дон, к отцу с матерью.

Ой, да к нам на тихий Дон, к отцу с матерью,

Ой, да к отцу с матерью да к жене молодой.

Ой, да к жененке да молодой, к малым детушкам,

Ой, да к малым детушкам, малолетушкам.

Особое место занимали представления о казачьих традициях, среди которых следует выделить свободолюбие, преданность воинскому долгу, веротерпимость, нравственное и физическое здоровье. Все это очень важно для казака, если дома его ждет верная казачка (учитель зачитывает строки песен «Поехал казак», «При лужку»- смотри приложение). Если ж подруга неверна, жизнь без любви и верности теряет смысл («Скакал казак»).

Обратимся к роману Шолохова «Тихий Дон» и попытаемся понять отношение к любви, семье, народным традициям главных героев произведения.

Перед нами разворачивается не только социальная, но и личная трагедия.

Проанализируйте отношения Григория, Аксиньи и Натальи с точки зрения двух типов любви: «любовь – страсть» и « любовь семейная».

II группа обучающихся.

(Слайд 2:«Григорий и Аксинья»). Отношения Григория и Аксиньи - любовь – страсть, вызов патриархальному укладу казачьей жизни, разрушении нормы, невозможность покоя. «Возжелав жены ближнего своего», Григорий повинуется безрассудному влечению. Аксинья (слайд 3) прекрасна в своей страстности, готовности пойти за возлюбленным на край света, в неугасимом желании свободы. Презрев все во имя любви к Григорию, нарушив все законы и устои, она борется за свою любовь («И мужа и все кину, лишь бы ты был…», «Пеши пойду, поползу следом за тобой, а одна больше не останусь!», «Везде пойду за тобой, хоть на смерть»). Аксинья выстрадала свое право на любовь: через многое пришлось переступить, многим поступиться. Сила, гордость, прямота героини заслуживают уважения. Несомненно, она достойна счастья, но не ценой несчастья других людей.

Учитель: Мерилом истинности отношений между мужчиной и женщиной в казачьей среде, как и во всем христианском мире, являются семейный очаг и дети. Бог одарил Аксинью счастьем материнства. Почему Пантелей Прокофьевич уже не настаивал на возвращении сына на хутор после рождения дочери?

Вспомните сцену в Ягодном – попытку Натальи отстоять свою любовь и отступление перед глядящими на нее с лица ребенка «угрюмоватыми черными глазами Григория» (1-3-XIX ). (Слайд 4)

Обучающиеся: Рождение ребенка соединило Григория и Аксинью прочнее других уз, бросить своего ребенка- величайший грех.

Но Бог отнимает дочку у Аксиньи, словно карая ее за грехи.

Учитель: Какова любовь Григория к Наталье?

Любовь к Наталье (слайд 5) воплощает тягу к норме, казачьим традициям, покою, семейному очагу, оседлой жизни. Наталья, верная своему долгу, награждается рождением детей (слайд 6). Она воплощение истинной любви, о которой говорится в Писании:

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упраздниться».

Отношения Григория и Натальи полны драматизма: осознание себя как «нелюбой», робкая попытка отстоять свою любовь, материнство и гордость за детей, измены Григория, оскорбленное чувство матери и жены, смерть родных, разрыв с братом, рухнувшие надежды на сохранение семьи.

Учитель: Можно назвать Наталью идеалом женщины?

Обучающиеся: Наталья не идеал. Она, любящая жена и мать, будучи оскорбленной в своих чувствах, оказывается способной на убийство еще не родившегося ребенка, просит Бога послать смерть отцу своих детей(4-7-XVI ). Рушатся мир, семья, судьбы.

Учитель: Гибель Натальи – трагический итог жизни и расплата за насилие над естеством. Горе и отчаяние заслонили от нее простую, общечеловеческую истину: будущий ребенок ни в чем не виноват и не должен расплачиваться за грехи отца. За гибель ребенка Наталья заплатила собственной жизнью. Но перед смертью героиня, как истинная христианка и любящая женщина, простила все обиды («…любовь покрывает все грехи»).

Что побеждает в Григории: любовь – страсть или любовь – долг?

Обучающиеся: Для Григория, который не в силах сделать выбор между противоборствующими политическими силами, оказывается мучительным выбор и в любовной сфере. Два столь разных чувства одинаково сильны. Не случайно он сам сознается себе в невозможности выбирать между любимыми женщинами: «Он не прочь был бы жить с ними с обеими, любя каждую из них по-разному…» (4-7-XVIII )

Учитель: Как разрешилась эта ситуация?

Обучающиеся: Тяжело переживал Григорий смерть Натальи(4-7-XVII ). С гибелью Аксиньи для него померк дневной свет: « …увидел над собой черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца» - старый народный символ неблагополучия в мире(4-8- XVII ).

Учитель: Герой возвращается к тому, от чего ушел: к семье, к родному куреню. Правда, от семьи остались лишь младшая сестра и сынишка, да и курень уже давно чужой. На последних страницах с новой силой звучит « мысль семейная», понимание великого значения семьи, дома, очага, любви и верности. Именно они являются смыслом жизни и спасением. «Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына… Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».

Учитель: Дайте оценку с точки зрения человека патриархального уклада отношениям Дарьи и Петра Мелеховых.

III группа обучающихся.

Эти отношения нельзя считать подлинно семейными. Не дано Дарье, бесстыжей и гулящей, разрушающей цинизмом своего поведения веками складывавшиеся устои казачьей семьи, стать любящей матерью (рано умер единственный, еще не названный ребенок). Никогда не вспоминала она о ребенке, никогда не пожалела, что больше не имела детей. Нет в этой семье ни верности, ни любви.

Учитель: Обошло Дарью стороной глубокое чувство к мужчине. Она оказалась способной лишь на «собачью любовь». Всю жизнь шла она на поводу собственных плотских желаний, не зная других радостей, и это ее сгубило. Бездумно пролетела Дарья по жизни, не оставив после себя ни потомства, ни доброй памяти.

Вывод: Чуждо казачьей среде подобное отношение к браку. Попраны все устои: верность, взаимопонимание, продолжение рода. Всегда предавались осуждению порочные женщины, позорящие род, презревшие свои обязанности, уронившие свою честь и честь мужа.

Учитель: В страшные годы Гражданской войны вставал вопрос: возможна ли любовь во время социальных потрясений? Возможно, стоит отложить мечты о счастье на более подходящее время, на будущее? В эпоху революций нужно посвятить себя целиком исполнению долга. Подобная позиция присуща Бунчуку и Анне. Что отличает отношения Анны и Бунчука от любви главных героев романа?

IV группа обучающихся.

Отношения Бунчука и Анны и не любовь – страсть, как у Григория и Аксиньи, и не любовь семейная, как у Натальи. Своеобразие изначально определилось характерами и их родовой историей: Бунчук – казак, но городской, Анна - в прошлом гимназистка, потом рабочая с Асмоловской фабрики, «верный товарищ» - эпитет, лишенный полового признака. В истинно народном понимании женской сути война и женщина - понятия не совместимые, тем более женщина и убийство. А Анна – пулеметчица, поднимающая солдат - мужчин в атаку, поддерживающая Бунчука в нелегкой службе палачом ревтрибунала, т.е. в убийстве безоружных людей. Единственная естественная женская доля выпала Анне, когда ухаживала она за больным Бунчуком. Но как Бунчука выхолостила его «расстрельная» служба (невозможность оправдать чудовищные жертвы для сегодняшнего завтрашним счастьем, невозможность взрастить прекрасный сад для сына на крови казненных подтверждается фактом, что именно служба в ревтрибунале отнимает у Бунчука возможность стать отцом), так и Анна потеряла способность воплотить подлинно народный идеал любви женщины – матери. Анна служение идее ставит выше возможного материнства.

Смерть Анны (слайд 7) была для Бунчука не только потерей близкого человека, но и окончательным крушением надежд на рождение сына, что лишало смысла всю его деятельность, да и жизнь (2-5-XXV ).

Вывод: Анна Погудко и Бунчук отдают себя делу построения счастливого будущего, того «светлого завтра», в котором будет жить и их сын. Но, чтобы вырастить прекрасный сад для сына, как им кажется, сначала нужно «истреблять человеческую пакость», «грязь счистить». Однако жизнь убеждает в обратном: на крови и насилии нельзя построить человеческого счастья.

Учитель: Расскажите об истории отношений Тимофея и Лизы Моховой. Чем их «свободная любовь» отличается от любви Аксиньи и Григория? (1-3-XI )

Примечательно, что рассказ об этой любви появляется в главе, повествующей о войне, нравственно калечащей простые души своей убийственной вседозволенностью. В перечень изменений, происходящих с казаками на фронте, вдруг вставляется история из дневника убитого студента, нескромно прочитанная писарями. Поэтому и сама любовь воспринимается опошленной и безнравственно откровенной изначально. Содержание ее лишь дополняет первоначальное ощущение: были деньги у студента- подъем, кончились - спад, разрыв.

Общее у Лизы и Аксиньи лишь первоначальное описание: обе красивы и порочны. Однако к концу романа эпитет этот в описании Аксиньи исчезает, потому что она начинает думать только о Григории, забыв о себе. Лиза же остается порочной.

Можно ли эти отношения назвать любовью? Думается, нет. Расчет, похоть, физиология - не более того. Подобные отношения ни к чему не обязывают, но хорошо ли это? Свобода – да. Но свобода от чего? От доброты, понимания, заботы, верности, детей…Что же остается? Пустота…

Учитель: Что такое любовь – каждый понимает по–своему. Но как бы не менялась жизнь, люди, «вечные ценности» остаются неизменными. Любовь, семья – суть жизни любого человека. Каков же идеал любви по Шолохову?

VI группа.

Идеал – «любовь семейная». Ни одна из пар не соответствует идеалу в полной мере. Ближе всего к нему отношения Григория и Натальи, потому что благодаря им не пресекся род Мелеховых. Возможность создания полноценной семьи Аксиньи и Григория, наметившаяся после их последней встречи, разрушена войной. Григорий возвращается домой, чтобы растить сына. Следовательно, идеал – дом, семья, дети.

Отрадно видеть, что в последнее время настолько возросло внимание к семье, детям. Сильное государство состоит из счастливых людей. Полноценное счастье возможно лишь в семье. Закончить хочется словами из Писания: «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства».

Домашнее задание.

Подготовиться к сочинению по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон».

Примерные темы сочинений:

    Проблема нравственного выбора в романе «Тихий Дон».

    Любовь в судьбах шолоховских героев.

    Трагическая судьба Григория Мелехова.

    Тема материнства в романе «Тихий Дон»

    Правда частная и общая (по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»).

    Смысл названия романа «Тихий Дон».

Приложение 1.

КАЛИНУШКА

Ой да ты,калинушка, размалинушка,
Ой да ты не стой, не стой на горе крутой.

Ой да ты не стой,не стой на горе крутой,
Ой да не спущай листа во синё море

Ой да не спущай листа да во сине море.

Ой да во синём морю корабель плывет,
Ой да корабель плывет, аж вода ревет.

Ай да корабель он плывет, аж вода ревет.
Ай да как на том корабле три полка солдат

Ой да на том корабле три полка солдат,
Ой да три полка солдат, молодых ребят.

Ой да три полка да солдат, молодых ребят,
Ой да как один то из них Богу молится.

Ой да как один то из них Богу молится,
Ой да Богу молится, домой просится.

Ай да ты, полковничек мой, отпусти домой
Ой да отпусти домой к нам на Тихий Дон

Ой да отпусти домой к нам на Тихий Дон,
Ой да к нам на Тихий Дон, с отцу с матерью.

Ой да к нам на Тихий Дон, с отцу с матерью,
Ой да к отцу с матерью да к жене молодой.

Ой да к женёнке да молодой, к малым детушкам,
Ой да к малым детушкам, малолетушкам.

Приложение 2.

НЕ ДЛЯ МЕНЯ

Не для меня придет весна,
Не для меня Дон разольется,
И сердце девичье забьется
С восторгом чувств - не для меня.

Не для меня цветут сады,
В долине роща расцветает.

Там соловей весну встречает,
Он будет петь не для меня.

Не для меня журчат ручьи,
Текут алмазными струями.
Там дева с черными бровями,
Она растет не для меня.

Не для меня придет Пасха,
За стол родня вся соберется,
“Христос Воскрес” из уст польется.
Пасхальный день не для меня.

Не для меня цветут цветы,
Распустит роза цвет душистый.
Сорвешь цветок, а он завянет.
Такая жизнь не для меня.

А для меня кусок свинца,
Он в тело белое вопьется,
И слезы горькие прольются.
Такая жизнь, брат, ждет меня.

Приложение 3.

ПОЕХАЛ КАЗАК

Поехал казак во чужбину далеку
На добром коне он своем вороном.
На время краину свою он покинул,
Не мог возвратиться в отеческий дом.

Напрасно казачка его молодая
И утро, и вечер на север глядит,
Все ждет-поджидает: с далекого края -
Казак ее милый, душа прилетит.

Казак умирал, и просил, и молил
Насыпать землицы курган в головах,
На том на кургане калинка б родная
Росла б, красовалась в лазурьвых цветах.

На том на кургане в далекой сторонке,
Когда на Дону разольется весна,
Быть может, родная, залетная пташка
Порой прощебечет про жизнь казака.

Давно за горами, где вьюги, метели,
Где злые морозы от ветра трещат,
Где сдвинулись грозно и сосны, и ели -
Казачии кости под снегом лежат.

Приложение 4.

ПРИ ЛУЖКУ

При лужку, лужку, лужку,
При широком поле,
При станишном табуне
Конь гулял на воле.

Конь гулял на воле,
Казак поневоле.
«Ты гуляй, гуляй, мой конь,
Пока твоя воля.

Ты гуляй, гуляй, мой конь,
Пока твоя воля.
Как поймаю, зануздаю
Шелковой уздою.

Уж я сяду на коня,
На свово гнедого.
Вдарю, вдарю под бока,
Полечу стрелою.

Ты лети, лети, конёк.
Лети, не споткнися.
Против милкнна двора
Стань, остановися.

Стань пред воротами,
Ударь копытами,
Чтобы вышла любезочка
С чёрными бровями.

А сам слезу я с коня,
Пойду во святлицу.
Разбужу я сладкий сон
Душечки девицы».

А девочка не спала,
За рученьки взяла,
За рученьки взяла,
Да поцеловала.

Приложение 5.

СКАКАЛ КАЗАК

Скакал казак через долину,
Через германские поля.
Под ним конь-ворон беспокойный,
Дрожит под конником земля.

Скакал он, всадник одинокий,
Прижавшись к седельной луке,
А мысль - о милой, о далекой -
Кольцо блестело на руке.

Кольцо казачка подарила,
Когда казак шел во поход.
Она дарила, говорила:
«Твоей я буду через год».

Вот год прошел - казак стремится
В село родное поскорей,
Увидел хату под горою -
Забилось сердце казака.

Навстречу шла ему старушка,
Шутливы речи говоря:
«Напрасно ты, казак, стремишься,
Напрасно мучаешь коня.

Тебе казачка изменила,
Другому счастье отдала».

Тут взял казак свернул налево
И в чисто поле поскакал.
Он снял с себя свою винтовку
И жизнь покончил навсегда.

Пускай казачка вспоминает
Меня, донского казака.
Меня, лихого, молодого,
Что жизнь покончил навсегда.