Как получить черный фон при съемке. Белым по чёрному. Разгружаем глаза. Ситуации, в которых вы всегда можете использовать черный фон

· 04.10.2014

Текст статьи обновлён: 13.12.2018

Пару недель назад я разместил фотоотчет о поездке в старообрядческое село Нижнеиргинское в Красноуфимском районе на юге Свердловской области. Рассказал, как была снята фотография с козочками на окраине деревушки. Но, если вы думаете, что я там только гонял мелкий рогатый скот по уральским горам, то сильно ошибаетесь! Я еще думал, чем бы интересным позабавить вас, дорогие читатели… Знаю, что среди посетителей сайта значительную долю занимают новички, совсем недавно купившие свою первую зеркалку. Надеюсь, вам было бы полезно узнать какой-нибудь совет о том, как красиво фотографировать. У дороги я заметил букетик высохших цветов чертополоха – символа Шотландии. Не поленился, обколов руки, сорвал цветы и положил в багажник своего автомобиля. И все для того, чтобы подготовить бесплатный урок фотографии для владельцев зеркальных фотоаппаратов Nikon, беззеракалок Sony и, не побоюсь этого выражения – любителей «сапогов», то бишь, зеркалок Canon. Сегодня учимся вместе снимать цветы на черном фоне при естественном освещении от окна.


Для начала, нужно отметить, что цветы я снимать совсем не умею. Поэтому и говорю, что будем учиться фотографировать вместе. И уж за то, что у меня получилось, прошу помидорками и тухлыми кошками не бросаться… Может быть, прочтя мою статью, вам удастся значительно улучшить мои достижения и снять свой шедевр…

Итак, немножко теории о том, каковы общие рекомендации профессионалов по съемке цветов в любых условиях.

  • Как и во многих других случаях, строго не рекомендуется фотографировать цветы сверху. Мы все, чаще всего, смотрим на растения с такого ракурса и он – обыденность. Если же мы хотим удивить зрителя, завладеть его вниманием, нужно использовать другие точки съемки, нестандартные: на уровне глаз, снизу вверх и тому подобное. Под выражением «как и в других случаях» мы имеем ввиду, например, съемку детей, собак и кошечек. Если мы ляжем на пол и снимем любимого Тузика на свой Canon EOS 650D с уровня его глаз или снизу вверх (он – на диване, мы – на ковре) то фотка получится несколько интересней, чем у обывателей.
  • Хорошо бы использовать для съемки цветов макрообъектив или телевик. Макрик дает прекрасную детализацию, телеобъектив – хорошо размывает фон. Некоторые фотографы советуют использовать макролинзу или макрофильтр для съемки флоры. В блоге есть обзор макрофильтров Close-Up и примеры фотографий растений на них. Но, честно говоря, я не сильно преуспел в деле использования данных девайсов. Другие фотолюбители, к примеру, Екатерина Ступникова, чьи примеры фотографий, снятых на Nikon D3100 и полтинник Nikkor 50/1.8G несколько раз встречаются на страницах этого сайта, снимает просто завораживающие фото с использованием Close-Up линз.
  • Как в любом другом жанре фотографии, если мы хотим сфотографировать шедевр, нечего снимать в жестком свете. Снимаем на улице – ждем «золотой час» для пейзажной фотографии или фотографируем цветы на свой любительский фотоаппарат Canon EOS 1100D в тени какого-либо строения или затеняем их своим телом. Также, в качестве источника тени можно использовать какой-нибудь полупрозрачный материал. Например, белая сатиновая ткань, натянутая над клумбой. Шикарные фотографии получаются при съемке цветка в контровом цвете. В этом можно убедиться, посмотрев великолепные примеры фотографий, снятых на зеркальную камеру Nikon D3200 с разными объективами (Гелиос, макрообъектив Nikkor 105/2.8) фотолюбителем Юлией из Саратова.
  • Классные снимки можно снять после дождя или на рассвете. При чем, дождь можно имитировать, обрызгав цветок из брызгалки. И секрет в том, что лучше использовать не просто воду, а раствор глицерина (его можно купить в аптеке), который образует более плотную молекулярную пленку. Поэтому капли будут крупнее и стабильнее, чем у воды.
  • Когда мы пытаемся сфотографировать красиво цветы на открытом воздухе, да еще в режимное время, существует проблема шевеления из-за ветра: растения качаются. Выставлять высокое ИСО не хочется, чтобы избежать цифровых шумов, а света не достаточно и, как результат – требуется длительная выдержка. Чтобы не было смаза, нужно цветок как-то закрепить. Некоторые фотографы носят с собой прищепки, которыми они крепят растение к какому-нибудь колышку. Еще, в интервью с одним известным профессиональным фотографом он посоветовал, если мы серьезно подходим к съемке цветов, сделать складную ширму из прозрачного материала (полипропиленовая плёнка, например), которой можно будет оградить наш объект. Такое решение позволит укрыть цветочек от ветра, и не портить фон.

Таковы общие рекомендации профессионалов на тему, как красиво снимать цветы. Но сейчас на дворе – осень, пасмурно, дождливо и мокро. И не очень-то хочется ложиться на землю (если вас угораздило купить фотоаппарат без поворотного экрана), чтобы на свой зеркальный фотоаппарат Nikon D3300 выбрать лучший ракурс. Серьезно, вы – такая чистюля, что боитесь замараться, фотографируя шедевры? Ну тогда – идите вы в баню!!!

А также о том, .

Конечно, в графическом редакторе, при наличии у фотографа необходимых навыков, можно пересадить объект на любой фон. Вопрос в том, сколько это займет времени. Если при съемке есть возможность получить тот или иной фон или эффект на фоне - лучше сделать это, чем тратить время на постобработку.

Если с белым фоном все понятно и логично - чтобы получить белый фон при съемке, нужно осветить его сильнее, чем объект, то получение при съемке черного фона связано с обратной задачей.

Вкратце принцип получения черного (или близкого к черному) фона можно сформулировать так: чтобы фон стал черным, нужно, чтобы снимаемый объект экспонировался нормально, а фон недоэкспонировался таким образом, чтобы не фиксироваться на сенсоре (или другом светочувствительном материале). Проще говоря, нужно освещать объект съемки, но не освещать фон.

Итак, я сделал снимок этого флакончика сначала при естественном освещении, в обычной комнате своей квартиры. Стоит флакон на черном акриле, а задний план - это светлые обои на стене, просто они не попали в глубину резкости. То есть, черного фона у меня нет.

Теперь, собственно, порядок действий:

Нужно определить экспозицию, при которой фон станет черным. Для этого устанавливаем режим М, выдержку, равную выдержке синхронизации (обычно 1/200 - 1/250 сек), ISO на минимум, затем подбираем диафрагму, чтобы полностью отсечь естественное освещение. У меня получилась диафрагма f/11, с некоторым запасом. Итак, параметры фотокамеры у меня получились следующие: ISO 100, f/11, 1/200 с. При этих значениях я гарантированно получаю черный фон.

Далее нужно подобрать мощность вспышки таким образом, чтобы нормально экспонировать объект. Должен заметить, что этот способ не подойдет для съемки со встроенной вспышкой или внешней вспышкой, которая установлена на камере.

Я использовал простую схему освещения с одним источником. Слева находится софтбокс, источником света в котором служит вспышка Canon 580 EX II, управляемая с помощью радиосинхронизатора. Очень важно расположить софтбокс как можно ближе к объекту съемки, чтобы не увеличивать без надобности мощность вспышки, а самое главное, снизить интенсивность переотражения света от стен на фон.

Теперь еще один очень важный момент: расстояние между фоном и объектом должно значительно превышать расстояние между объектом и источником света! Принцип простой - закон обратных квадратов. Кто не знает - прошу воспользоваться поиском по сайту. У меня расстояние от софтбокса до флакона составило примерно 30 см, а от флакона до фона (стены) - 2,5 метра. Вот вам небольшая тренировка для мозга: посчитайте, какая будет разница в освещенности между объектом и фоном?

И, наконец, чтобы полностью исключить возможность попадания света непосредственно от софтбокса на фон, я поставил рядом с софтбоксом черный флаг. Ширмочку, проще говоря. Теперь я могу быть уверен, что при съемке получу черный или максимально близкий к черному фон.

Проще, конечно, получить черный фон, используя импульсные источники света, но и с постоянным светом это тоже возможно. Только работать желательно в затемненном помещении и тщательно контролировать распространение света.

Главный принцип - свет должен быть только там, где это необходимо. Если нам нужен черный фон - отсекаем от него свет. В результате любой фон становится черным.

Наконец-то дошли руки написать этот небольшой урок о вопросе, который мне задают очень часто - как получаются эти самые портреты на черном фоне? При чем тут гриды ?

Вообще - в чем главная фишка портативных вспышек?

На мой взгляд - преображать привычный мир, возможность делать его другим практически в любом выбранном месте. И в первую очередь это относится к портрету с "исключением" внешнего освещения, когда на фотографии получается один человек, без окружающих интерьеров и предметов. Одно дело - прийти в фотостудию, где все приспособлено для получения "качественного фото" и нет ничего лишнего - только куча большущего дорогого оборудования и однотонные фоны в специальных креплениях. А другое - в течение нескольких минут получить подобный кадр в квартире у друзей, в офисе, на пикнике, в спортивном зале, в тени деревьев... да где угодно..))

Ну, например - берем нестриженого небритого дядьку (всего-то полтора месяца назад было - как долго уламывала парикмахер не стричь все это! ;)) , спрашиваем, где его первая фотокамера, даем ее ему в руки, и в обычной комнате делаем несколько кадров с двумя маленькими вспышками:

Для получения таких портретов нужно пять минут на установку двух стоек с фотовспышками, и пять минут времени на саму съемку. Никаких походов в студию, никаких долгих уламываний - на самом деле люди спокойно относятся к подобного рода быстрым съемкам. А результат всегда вызывает одинаковую реакцию: "Ой как это! Тут же не темно!! Мне нравится..."..))

На самом деле - да, не нужно выключать свет, искать какие-то особые места. Вот чем и где были сделаны эти снимки:


Совершенно не важно, какого цвета стена сзади, что на ней висит, какие предметы расставлены вокруг - в результате-то их просто нет на фотографии, потому что свет от вспышек сосредоточен исключительно на человеке.

Но - секрет маленький все-таки есть: это вон те маленькие черные насадки на головах вспышек, которые называются "грид " или просто "сотовая насадка ". Пару месяцев назад я делал небольшой обзор модификаторов света Micnova , где рассказывал и про данные аксессуары.

Главная задача грида в такой технике - направить свет только на модель и не дать распространиться на окружающую обстановку (кстати - кадр со стойками сделан вспышкой на камере, свет ее отразился от стены - и черный фон не получился). А установки камеры, разумеется, в мануальном режиме "М", должны быть такими, чтобы свет от ламп, окна и т.п. не проявлялся на снимке. Например, выдержки 1/160-200 сек и диафрагмы f/8-11 при ISO100 вполне хватит. Попробуйте сделать снимок с такими установками в квартире с включенным светом или незадернутыми шторами - наверняка получите просто черный кадр (если только в окно не бьет прямое дневное солнце). Это и есть наш "черный фон"..))

Без тоже гридов мощно обойтись, но только в очень больших помещениях - спортивных/актовых/конференц залах - или на открытом воздухе в пасмурный день, где свету от вспышек не от чего переотражаться. Но в стандартных помещениях, типа квартир, офисов и т.п. грид становится незаменимым инструментом.

Для сравнения мы сделали несколько вариантов снимков в этом же месте с другими параметрами.

Вспышка на камере, направленная в потолок и вытащенной белой визиткой

Сравните этот кадр с первым в статье (дальше мы уже убрали Зенит на его законную полку - ведь речь не о нем) - как вам разница? И это с учетом, что фон однородный. А если бы это были веселенькие обои в цветочек или еще чего похуже? ;)

Свет нормальный - но скучный... Кстати, фас/профиль - это не для милицейского протокола:), а чтобы дать сравнение с первыми тремя вариантами, где есть и вид спереди, и сбоку в позе Гамлета..))

Две вспышки на стойках без сотовых насадок

Мы сняли гриды с фотовспышек (они оставались на своих местах) чтобы показать, какие кадры получатся без этих модификаторов в этом же месте.

Первая проба - зум рефлектора обеих Yongnuo YN-560 установлен широкий угол освещения - 24 мм . Само собой, свет от прямых вспышек жесткий, в отличие мягкого от потолка, но речь сейчас о рисунке и исключении фона из кадра.

В этой пробе о "профиле" забыли - но ничего, не страшно..))

Как видите, на таком широком зуме свет от вспышек попадает и на модель, и на всю окружающую обстановку - черный фон так не получить.

А что получится, если поставить самый узкий угол освещения, который позволяют сделать -ки - 105 мм - может, луч вспышек будет настолько уже, что на стены и обстановку никаких рефлексов давать не будут?

Как видите, все-равно угол освещения достаточно большой и часть света попадает на стену. Для получения черного фона в этом месте луч вспышки недостаточно узок...

Две вспышки на стойках с сотовыми насадками

Снова надеваем на вспышки гриды и получаем вот такой результат:

Думаю, теперь вам понятен механизм съемки портрета на черном фоне без самого черного фона..))

Напоследок несколько важных моментов

  • Я ни в коем случае не говорю, что только так и нужно снимать с портативными фотовспышками - это классная техника, но одна из многих!

  • Вспышек может быть одна, две, три; гриды - на всех или только на тех, которые направлены в сторону поверхностей и предметов, которые могут попасть в кадр. Такая схема расстановки света не единственная - экспериментируйте!

  • Вспышки без больших модификаторов (

Каждый фотограф, который занимается студийной съемкой, рано или поздно сталкивается с ситуацией, когда ему нужно снять черный объект на черном фоне. Сюжеты могут быть самые разные: это может быть съемка предмета, животного с черной шерстью или, например, креативного портрета с черным бодиартом. В любом из них фотографу необходимо добиться главного - избежать очевидного провала деталей и чрезмерного сливания объекта с задним планом. При грамотном техническом подходе съемка темных объектов на темном фоне позволит вам получить очень стильные кадры.

Давайте для начала разберемся, что такое черный цвет. Согласно определению, черный цвет представляет собой наиболее темный цвет, являющийся результатом отсутствия или полного поглощения видимого цвета. Для каждого из нас черный цвет символизирует полную темноту - неудивительно, что в системе RGB черный символизируется тремя нулями (0,0,0). Представьте себе ситуацию, если и фон, и непосредственно объект съемки будут абсолютно черными. Вероятно, вы уже догадываетесь, что они сольются друг с другом в одно темное пятно. Поэтому наша первоочередная задача как фотографов визуально отделить объект съемки от заднего плана. Сделать это можно несколькими способами.

1 Работа с контровым освещением

Самый простой способ визуально “отбить” черный объект от черного фона - это добавить в кадр контровое освещение, то есть создать по краям объекта видимые контуры, отделяющие его от заднего плана.В качестве примера приведу портрет черного ньюфаундленда, который я вместе с Вероникой Ершовой сделал на одном из наших мастер-классов.

В этом портрете в качестве контровых источников света были использованы сразу три импульсных моноблока Hensel Expert D500 . Один с портретной тарелкой и сотами был подвешен сверху и сзади, создавая на голове небольшую световую “шапочку”, а два других со стрипбоксами были расположены сзади по бокам для создания дополнительного контура. Помните, что черный цвет активно поглощает освещение, поэтому для создания видимого контура вам может понадобится чуть больше мощности источника, чем обычно. Обратите внимание: в тех областях, где на объект попадает освещение цвет перестает быть абсолютно черным и становится серым. На объекте появляются световые акценты и яркостные перепады, которые в конечном счете и формируют так необходимый в кадре объем. Именно в связи с этим я не стал высвечивать абсолютно все черные области на собаке, например на лбу.

В подобной схеме свет всегда следует ставить от контровиков. Таким образом, вначале с помощью контрового освещения я отбил модель от фона и создал объем по бокам, а затем досвечивал нужные мне области рисующим светом и заполнял тени отражателем.

Насадки для контрового света можно использовать самые разные. Для боковых “контровиков” фотографы нередко используют узкие стрип-боксы, для верхней подсветки решения могут варьироваться в зависимости от задачи. В работе с контровым светом следует избегать засветок на заднем плане - для этого вам пригодятся соты , которые помогут сфокусировать световой пучок, или черные флаги для отсечения ненужного света.

Приведу еще один пример работы с контровым освещением и черным фоном. На этот раз всю работу в кадре делают исключительно “контровики”. Для этого креативного образа мы с Вероникой Ершовой сделали черную шляпу с цепями, которая делает из нашей модели в кадре форму ножа. При этом модель одета в черное боди, чтобы основной акцент в кадре был на импровизированном лезвии. При съемке этого кадра я использовал черный фон и два длинных стрип-бокса практически в рост модели, чтобы создать равномерные контуры по бокам и заставить цепи светиться.

2 Создание разницы яркостей между объектом и фоном

Как уже было сказано мной выше, если объект съемки и задний план будут в кадре одинаково черными, то они сольются в одно пятно, поэтому визуально нам необходимо их отделить друг от друга. Помимо применения контрового света такое разделение может осуществляться банальным разделением яркости между вашим объектом и задним планом: иными словами, мы можем сделать ярче как фон, так и непосредственно объект. Как правило, в подобных случаях объект съемки делают несколько светлее, чем задний план. Помните, что зритель в первую очередь обращает внимание на самые яркие участки изображения, и будет очень странно, если в качестве акцента будет выбран малоинтересный фон. Тем более, яркого “задника” стоит избегать, если объект имеет текстуру, которую нужно обязательно показать в кадре. Соответственно, здесь мы немного обманываем зрителя: свет делает черный объект серым, и визуально это уже отделяет его от фона.

Посмотрите на этот снимок двух бельгийских гриффонов. В данном случае они отделены от фона именно яркостным перепадом - черный цвет на мордочках довольно сильно высветлен, что и создает на них нужный акцент. В дополнение цвет заднего плана сделан чуть светлее, что также помогает отделить от него объекты съемки.

3 Использование фонового освещения

Работа с фоновым освещением при съемке черного объекта на черном фоне - это по сути еще один вариант создания разницы яркостей. Но, как правило, при использовании фоновой подсветки мы создаем акцент на нужном нам участке фона, не затрагивая при этом задний план целиком. Например, перед вами следующая задача - нужно визуально отделить от фона лицо модели в портрете. Для этого одеваем на стандартный рефлектор соты, ставим источник позади модели и светим на задний план в необходимую нам область. При этом старайтесь не переборщить с яркостью светового пятна, иначе оно будет перетягивать на себя все внимание в вашем кадре.

Дата публикации: 31.08.2017

Эта статья продолжает цикл уроков по студийной предметной съёмке. Ранее мы изучали особенности съёмки стекла на . Сейчас же рассмотрим специфику и возможные трудности при фотосъёмке стекла на тёмном фоне.

Как вы помните, все стеклянные объекты обладают различной степенью прозрачности и пропускают через себя свет. В рекламной предметной фотосъёмке фотографу необходимо передать цвет содержимого (при его наличии), а также объём и форму самого стеклянного объекта.

Ранее мы выяснили следующее: чтобы содержимое стеклянного флакона заиграло, его нужно снимать «на просвет». Об этом можно прочитать в статье . В подобной съёмке не возникает практически никаких трудностей. Но что же делать, если вам необходимо снять стекло на тёмном фоне?

Иногда в имиджевых съёмках содержимое флакона является не столь значимым, на первое место выходят форма и силуэт, за счёт которых и строится композиция. Для этого вам просто необходимо разместить снимаемый объект на чёрном фоне и позади него, чуть сбоку, поставить 2 стрипбокса, которые и создадут красивые ровные блики по контуру стеклянного объекта (схема 1). Вы также можете взять один большой софтбокс и посередине заклеить его листом плотного чёрного картона (схема 2).

При съёмке фото с бокалом было достаточно всего одного стрипбокса с левой стороны, так как, благодаря светопреломляющим свойствам жидкости, вино в бокале подсветилось сочным алым бликом справа, а основной контурный блик слева на стекле бокала переотразился также и на правой стороне, подчеркнув форму.

Но как быть, если вам необходимо передать не только форму и силуэт флакона, но и его содержимое?

NIKON D800 / 85.0 mm f/1.8 УСТАНОВКИ: ISO 160, F11, 1/200 с, 85.0 мм экв.

В некоторых случаях содержимое стеклянных объектов обладает достаточной плотностью для того, чтобы осветить их только передним или боковым светом и не снимать «на просвет».

В этом случае вы можете руководствоваться теми же принципами, что и при съёмке глянцевых объектов и использовать одну из 4 схем, которые мы рассматривали с вами на прошлых уроках.

Схема №1 : два стрипбокса по бокам от снимаемого объекта позволяют создать чёткие блики с двух сторон
Схема №2 : два рефлектора, светящие через фрост-фильтры позволяют создать мягкие растушёванные блики с двух сторон
Схема №3 : стрипбокс создаёт чёткий блик с одной стороны, а рефлектор, светящий через фрост-фильтр, - мягкий растушеванный блик с другой
Схема №4 : стрипбокс создаёт чёткий блик с одной стороны, а отражатель слегка подсвечивает объект с другой

Но иногда жидкость в стекле обладает совсем небольшой плотностью, и её становится недостаточно осветить только передним и боковым светом, так как сквозь неё просвечивает чёрный фон.

Для того, чтобы на чёрном фоне заставить жидкость такого рода «заиграть» , есть один небольшой секрет.

Необходимо вырезать кусок фольги, соответствующий по форме объекту съёмки, но чуть меньший размером, и разместить его сзади. Можно попробовать приклеить фольгу прямо к стеклу, на заднюю стенку, при помощи небольшого кусочка двустороннего скотча. Либо расположить её чуть дальше, используя для этого небольшую подставку. Фольга позволит отразить передний и боковой свет и подсветить жидкость изнутри. В зависимости от расположения фольги вы можете регулировать яркость и насыщенность подсветки жидкости.

На примерах ниже можно увидеть разницу между тем, как выглядят в стекле различные жидкости, снятые на чёрном фоне без использования фольги (фото слева) и с её использованием (фото справа).

Практически во всех съёмках я неизменно использую свою полнокадровую фотокамеру Nikon D800. Она всегда радует меня превосходной чёткостью и детализацией получаемых фотографий. Высокое разрешение и хороший запас динамического диапазона дают возможность полного контроля и редактирования снимков на этапе постобработки.

Предметные фото я снимаю с объективами Nikon AF-S NIKKOR 24-120mm f/4G ED VR, Nikon AF-S NIKKOR 85mm f/1.8G и Nikon AF-S VR Micro-Nikkor 105mm f/2.8G и также очень довольна их качеством.