Коммунальные платежи с января. С июля в столице начнут действовать новые тарифы ЖКХ. Изменения в оплате задолженностей

Региональная энергетическая комиссия города Москвы приняла постановление №432-в «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для потребителей акционерного общества «Мосводоканал» на 2017 год» 18 декабря 2015 года.

Тарифы на питьевую воду и водоотведение, что предоставляются жителям Москвы разделены на 4 группы потребителей:

  • Население.
  • Бюджетные организации.
  • Владельцы нежилых помещений.
  • Организации водопроводно-канализационного хозяйства области.

Тарифы на воду и водоотведение в Москве на 2017 год (за исключением Троицкого и Новомосковского округов)

Как видно из таблицы, последнее подорожание тарифов на воду было 1 июля 2016 года. Повышение цен запланировано на 1 июля 2017 года и скорректировано по программе социально-экономического развития Москвы до 2018 года.

Тарифы на воду и водоотведение в Троицком и Новомосковском округах

Наименование систем централизованного водоснабжения и водоотведения на территориях внутригородских муниципальных образований города Москвы

Наименование потребителей

Тарифы (руб./м 3)
с 01.01.2017 по 30.06.2017

Холодная вода Водоотведение
1 Городской округ Щербинка Население (с НДС) 19,59 23,80
Прочие потребители** 16,60 20,27
2 Поселения Московский, Внуковское, Воскресенское, Десеновское, Мосрентген, Сосенское, Филимонковское Население (с НДС) 34,17 34,21
Прочие потребители** 28,96 28,99
3 Поселения Щаповское, Кленовское Население (с НДС) 25,17 32,41
Прочие потребители** 21,33 27,47
4 Поселения Вороновское, Краснопахорское (за исключением поселка Минзаг), Михайлово-Ярцевское, Роговское Население (с НДС) 20,58 33,61
Прочие потребители** 17,44 28,48
5 Поселок подсобного хозяйства Минзаг поселения Краснопахорское Население (с НДС) 21,83 24,58
Прочие потребители** 18,50 20,83
6 Поселение Рязановское Население (с НДС) 18,87 24,90
Прочие потребители** 15,99 21,10
7 Городской округ Троицк Население (с НДС) 21,58 25,79
Прочие потребители** 18,29 21,86
8 Поселения Киевский, Первомайское, Новофедоровское, Кокошкино, Марушкинское Население (с НДС) 29,75 24,79

* — Постановление Региональной энергетической комиссии города Москвы от 20 декабря 2016 г. №432-в вступил в действие с 1 января 2017 года.

Тариф на горячую воду принят постановлением №545-гв «Об установлении тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение), поставляемую акционерным обществом «Главное управление жилищно- коммунального хозяйства» потребителям с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, на 2017 год»

Тарифы на горячую воду на территории города Москвы, за исключением Троицкого и Новомосковского административных округов города

Как видно из таблицы, на территории Москвы цена на горячую воду выше, чем в Троицком и Новомосковском округах. Можно заметить, что с 1 января 2017 года не произошло подорожание цен на горячую воду.

Тарифы на горячую воду в Троицком и Новомосковском округах

Наименование системы централизованного горячего водоснабжения Период Тарифы для прочих потребителей, руб./куб.м. Тарифы для населения, руб./куб.м.
Поселение «Мосрентген» (д. Мамыри) с 1.01.2017 по 30.06.2017 76,01 89,69
Поселение «Мосрентген» (поселок завода Мосрентген) с 1.01.2017 по 30.06.2017 94,85 111,92
Поселение Щаповское с 1.01.2017 по 30.06.2017 82,17 96,96
Поселение Краснопахорское с 1.01.2017 по 30.06.2017 83,84 98,93
Поселение Первомайское с 1.01.2017 по 30.06.2017 104,81 123,68
Поселение Десеновское с 1.01.2017 по 30.06.2017 75,56 89,16

Тарифы на техническую воду для потребителей АО «Мосводоканал»

* — Постановление Региональной энергетической комиссии города Москвы от 20 декабря 2016 года №432-в вступило в действие с 1 января 2017 года;

** — в тарифы не включен налог на добавленную стоимость

Изменения в Жилищном кодексе (о переходе к новым договорным отношениям между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями):

"В случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами."

Скачать закон полностью

Долги в сфере ЖКХ – основная проблема в сфере предоставления коммунальных услуг. Наиболее проблемными регионами являются Москва, Камчатский край и некоторые другие. Причем основной причиной появления долгов является отнюдь не сам потребитель, а управляющие компании. Посредники в лице УК по различным причинам задерживают отчисления. Новый законопроект о прямых расчетах между потребителем и поставщиком коммунальных услуг позволит решить эту проблему.

Какие задачи решает новый закон?

Многие управляющие компании не справляются с возложенными на них задачами. Существует множество причин возникновения задержек связанных с оплатой коммунальных услуг. И основная таковая – именно коррупционная составляющая. Ранее управляющая компания (УК) являлась посредником между потребителем и ресурсоснабжающей организацией (РСО). Новый законодательный документ позволит напрямую заключать договор о поставке услуг с РСО.

23 марта 2018 года в третьем, окончательном чтении был принят законопроект, на основании которого возможно исключить из цепочки оплаты поставляемых услуг УК. Согласно новому закону собственники многоквартирного дома на собрании могут принять решение самостоятельно о заключении договора или об отказе от такового. Заключать можно соглашение с РСО поставляющими следующие коммунальные услуги:

По комментариям авторов проекта по данной схеме в РФ уже много лет работают РСО поставляющие электроэнергию и газ в жилые дома. Ещё одна причина принятия данного закона – высокий показатель собираемости долгов при наличии прямого договора.
Согласно новому законопроекту РСО имеют право с момента принятия его расторгать в одностороннем порядке соглашения с УК. Основным условием этого является наличие долга в размере двух среднемесячных начислений или более того. Многие собственники недвижимости в многоквартирных домах опасаются получения двойных квитанций. Во избежание подобного уведомляется о принятии закона орган Госжилнадзора.

Сам закон вступает в силу с 01 апреля 2018 года. Но некоторые обозначенные в нем нормы будут вводиться в действие постепенно. Основные задачи, решаемые принятым законопроектом:

  • увеличение показателя собираемости денежных средств – исключение УК из цепочки оплаты позволит уменьшить задержки по оплате;
    снижение коррупционной составляющей – многие УК создаются с целью хищения денежных средств граждан;
  • упрощение схемы расчетов между потребителем и ресурсоснабжающей организацией;
  • наведение порядка в сфере управления жилым имуществом.

Ещё до официальной публикации стало известно о серьезных штрафных санкциях в отношении УК, не выполняющих требования к расчетам. При наличии ошибок будет назначаться штраф в размере 50% от суммы неправильно обозначенной суммы. Данный законопроект предложен лично Владимиром Путиным.

Основные достоинства нового закона, минусы

Принятый законопроект разрешает множество сложных вопросов накопившихся в сфере управления ЖКХ. Он защищает интересы простых граждан, а также ресурсоснабжающих организаций. Ранее нередки были случаи отключения целых многоквартирных домов – по причине задержки выплат от УК. При этом жильцы свои долговые обязательства исполняли в срок, без каких-либо задержек.
Кроме того, жильцы теперь сами имеют право выбирать поставщика услуг. Например, вывоз мусора может осуществляться разными компаниями. Благодаря принятию нового закона сегодня сами граждане будут иметь право выбирать юридическое лицо, занимающееся работой с отходами. В данном сегменте ЖКХ присутствуют определённые проблемы. За счёт нового законопроекта будет создана здоровая конкуренция в сфере утилизации отходов.

Многие УК искусственно завышали цены на поставляемые услуги ЖКХ. Особенно часто это касалось поставки горячей воды. Многие же жилые дома вовсе были снабжены собственными котельными в подвале и оплата не требовалась. Новый закон позволит усилить контроль со стороны жильцов над УК. Предоставляет новый рычаг давления. Управляющие компании станут более ответственно относиться к выполнению своих непосредственных обязанностей.

Некоторые проблемы могут возникнуть с процессом перерасчёта за низкое качество поставляемых услуг. В то же время не составит труда разрешить этот вопрос законным путем. Ответственным за поставку услуг являются именно РСО – с которыми напрямую заключается договор.


У простых граждан, решивших воспользоваться новым правом, вызывает опасение вероятность появления двойных квитанций. Когда УК, несмотря на принятое солидарно решение об отказе от её услуг как от посредника, все равно выставляет счета. Если договор с РСО был заключен в рамках законодательства, все обязательные процедуры выполнены – то приходящие после даты заключения соглашения квитанции от УК уплачивать нет необходимости.

Если собственник жилого помещения обнаружил две квитанции в своем почтовом ящике, то необходимо:

  • уведомить в письменной форме УК об отказе от её услуг;
  • сохранить квитанцию об оплате (перечислять средства УК нет необходимости);
  • обратиться в региональные отделение инспекции жилищного надзора.

Госжилнадзор – специальная организация, занимающаяся инспекцией в сфере ЖКХ. При обнаружении нарушений необходимо обращаться в письменной или электронной форме. Сегодня все подразделения инспекции имеют собственные сайты. Обратиться можно по телефону, электронной почте. Новый закон вступает в силу в день его официальной публикации.

В Минстрое выразили мнение, что с рынка после принятия закона могут уйти от 30 до 40% управляющих компаний. Причем это положительно скажется в целом на отрасли. Так как её покинут в первую очередь компании, недобросовестно исполняющие свои обязательства перед РСО и потребителями коммунальных услуг. Режим заключения договора напрямую с РСО определяется законом.

Основные изменения во втором квартале 2018 года

Поставщики коммунальных ресурсов и региональные операторы по обращению с ТКО могут напрямую заключать договоры с собственниками и нанимателями жилья в многоквартирных домах. Способ управления домом значения не имеет. В этом случае оплачивать коммунальные услуги потребители будут непосредственно поставщику или региональному оператору.

Перейти на прямые договоры можно по инициативе собственников. Они вправе решить этот вопрос на общем собрании.

Ресурсоснабжающие компании и региональные операторы также могут инициировать переход, отказавшись в одностороннем порядке от исполнения договора с лицом, осуществляющим управление МКД. Подобное допустимо, если долг за коммунальные ресурсы или услуги по вывозу ТКО составляет два и более среднемесячных платежа. Задолженность должна быть признана или подтверждена вступившим в силу судебным актом.

Уже традиционно каждое лето Госдума РФ принимает по несколько федеральных законов, регулирующих жилищные отношения. Не стал исключением и 2017 год. В настоящей публикации приведен краткий обзор законопроектов, рассмотренных в июле, и федеральных законов, принятых в этом месяце. Разъяснения всех перечисленных нормативных правовых актов включены в программы предстоящих АКАТО!

Федеральный закон от 01.07.2017 № 149-ФЗ
«О внесении изменения в статью 174 Жилищного кодекса Российской Федерации»

Законом устранена несогласованность правовых норм ЖК РФ, предусматривающих установление субъектами РФ дополнительного перечня услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 2 статьи 166 Жилищного кодекса РФ общий перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленный частью 1 указанной статьи ЖК РФ, может быть дополнен нормативным правовым актом субъекта РФ. В то же время частью 1 статьи 174 ЖК РФ установлено, что за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, может осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 ЖК РФ, и работ, предусмотренных законом субъекта РФ, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.

Федеральным законом уточнено положение части 1 статьи 174 ЖК РФ, а именно предусмотрено, что за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, может осуществляться финансирование работ, предусмотренных не законом, а нормативным правовым актом субъекта РФ.

Законопроект № 113667-7

О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
(в части уточнения порядка определения расходов на оплату коммунальных услуг, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме )

Законопроектом предусмотрено внесение изменений в статьи 154 и 156 ЖК РФ и в часть 10 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 №176-ФЗ в отношении порядка определения размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Федеральный закон (законопроект № 113667-7) принят Государственной Думой РФ в третьем (окончательном) чтении 19.07.2017.

Законопроект № 386179-6

О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации
(в части регулирования отношений между организациями, осуществляющими водоснабжение и водоотведение, и их абонентами)

Законопроектом предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон 416-ФЗ), в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», в Водный кодекс РФ; ряд норм нескольких федеральных законов признаются утратившими силу.

Законопроектом в Закон 416-ФЗ вводится ряд новых определений, в частности определяется понятие «нормативы состава сточных вод», предусматриваются дополнительные полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения для Правительства РФ и органов местного самоуправления, устанавливаются обязанность абонента, у которого осуществляется прием сточных вод по договору водоотведения, вносить плату за нарушение нормативов и требований, обязательность включения положений о порядке осуществления контроля соблюдения таких нормативов и требований в договор водоотведения. Глава 5 Закона 416-ФЗ («Обеспечение охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения») признается утратившей силу, в Закон 416-ФЗ вводится Глава 5(1) «Регулирование сброса сточных вод в централизованные системы водоотведения (канализации)».

Вступление в силу изменений, предлагаемых законопроектом, предусмотрено с 01.01.2019.

Федеральный закон (законопроект № 386179-6) принят Государственной Думой РФ в третьем (окончательном) чтении 19.07.2017.

Законопроект № 1086603-6

О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения

Законопроектом предусмотрено внесение изменений в федеральные законы от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях», от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в КоАП РФ, в ЖК РФ.

| 20.02.2017

Оплата жилищно-коммунальных услуг – постоянная статья расходов любой семьи. Но многие, получая платежку за услуги ЖКХ, не обращают внимания на то, за какие услуги управляющая компания берет с них деньги. Хотя нередко управляющие компании завышают объем потребляемых ресурсов при расчете платы за отопление и водоснабжение и применяют завышенные ставки за содержание и ремонт общедомового имущества.

В 2016 году в Мосжилинспекцию поступило 14 тысяч обращений по оплате ЖКУ, основная часть которых касалась счетов за услуги водоснабжения, отопления, а также в целом порядка оплаты за ЖКХ. По результатам проверки подтвердилось менее 10 % жалоб на некорректность начисления счетов. Как отмечают в Мосжилинспекции, чаще всего обращения граждан по вопросам оплаты жилищно-коммунальных услуг связаны с недостатком информации о начислениях в платежных документах, задолженностях и перерасчетах, а также непрозрачностью процедуры начисления платежей.

Изменения в оплате за жилищно-коммунальные услуги

В 2017 году москвичи получили новый вид платежного документа, в котором произошли некоторые изменения. Квитанции ЖКХ с нового года изменились. Теперь в документе появился раздел «потребление при содержании общего имущества в многоквартирном доме. Строчка «общедомовые нужды» перешла из раздела «коммунальные услуги» в «жилищные». Таким образом, с 1 января расходы на оплату ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в домах, включаются в плату за содержание жилого помещения. Ранее электричество для лампочек, домофонов и лифтов в подъезде, воду для мытья лестниц жильцы оплачивали по показаниям общедомовых счетчиков, то есть все траты равномерно распределяли по квартирам. Теперь общедомовые расходы получили конкретные нормативы, а перерасход коммунальных ресурсов будут оплачивать не жильцы, а управляющие компании. Речь идет о техническом перераспределении средств и не подразумевает увеличения суммы платежей.

Второе постановление утверждает правила общественного жилищного контроля. Цель - повысить прозрачность и эффективность работы государственных структур. Так, с 1 января вводится финансовая ответственность управляющих компаний за неправильно начисленные коммунальные услуги, за это их будут наказывать штрафом в размере до 50 % от начисленной суммы.

Дополнительной гарантией добросовестной работы управляющей компании станет общественный контроль. Активисты могут регулярно публиковать результаты в интернете, чтобы все жильцы могли с ними ознакомиться и при желании присоединиться к следующей проверке.

Изменения в оплате задолженностей

Требования к должникам в 2017 году обострились. С 2017 года вступает в действие постановление, согласно которому долги за коммунальные услуги и телефонные звонки с городского номера начнут списывать с зарплатных карт. Списать деньги с зарплатной карты могут в том случае, если по вашему долгу выйдет соответствующий судебный приказ. Взыскать долг будут иметь право с любого лицевого счета любой банковской карты неплательщика в установленном законом порядке. Контролировать свою ситуацию с долгами по квартплате можно на портале госуслуг либо отслеживать информацию на официальном сайте судебных приставов. Должников будут уведомлять о выдаче судебного приказа. При этом за гражданами останется право выразить свое несогласие с заявленной суммой долга и попросить отменить судебный приказ.

Мировой суд будет рассматривать в приказном порядке заявления о задолженности, не превышающей пятиста тысяч рублей, а арбитражный - четырехсот. В случае с долевыми неплательщиками каждое заявление в суд будет рассматриваться отдельно.
Москвичам, которые уезжают праздники из города, нужно сохранять проездные билеты. По возвращении по ним можно сделать перерасчет коммунальных услуг. Для этого билеты в пункт назначения и обратно нужно предоставить в расчетный центр, написать соответствующее заявление. При перерасчете уменьшается сумма платежа в следующем месяце. Перерасчет могут сделать те граждане, которые отсутствовали дома более пяти дней подряд. К тому же их квартира не должна быть оборудована индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета. В противном случае перерасчет не делается.

Преподносит сюрпризы собственникам жилья. Оплата ЖКХ в 2017 г. вырастет. Как сообщают печатные издания, с 1 января выросли тарифы на воду и электричество для тех граждан, в домах и квартирах которых до сих пор не установлены приборы учета. Для кого сделают исключение? Кто будет платить за перерасход тепла и электричества в подъезде многоквартирного дома? Как будут наказывать должников? Постараемся дать подробный ответ на каждый вопрос.

Как изменится оплата ЖКХ?

С 1 января граждане, которые по разным причинам не установили в своих домах и квартирах приборы учета воды и электросчетчики, будут платить больше. О том, что цены вырастут власти заявляли еще весной прошлого года. В конце 2016-го стало известно, что произойдет повышение в среднем на 4%. При этом в столице - на 7%, Санкт-Петербурге, Камчатке и Якутии - на 6%, в Чечне - на 3,4%, а в Северной Осетии - на 2,5%. Нормативы установят региональные власти, и зависеть они будут от ряда факторов.

Так, на сегодняшний день счетчики потребления воды есть в 70% домов и квартир. Еще больше (95%) электросчетчиков. Но остаются жилые помещения, в которых указанных приборов нет до сих пор. Для этих граждан тарифы также повысятся. Исключение сделают лишь для жильцов аварийных домов, поскольку в таких зданиях невозможно приборы установить (да и есть ли смысл?).

Кто будет платить за перерасход?

Хорошая новость для всех жильцов многоквартирных домов: теперь за перерасход электричества и/или тепла в подъезде им платить не придется. Эта обязанность отныне возложена на Управляющие компании, а собственники квадратных метров могут вздохнуть с облегчением. Но ненадолго. Для них оплата ЖКХ в 2017 году предполагает и оплату общедомовых нужд. Иными словами, обогрев тех самых подъездов (а еще чердаков и подвальных помещений) им все же придется оплачивать. Однако местные власти обещают установить отдельный тариф для каждого МКД. Зависеть его величина будет от следующих данных:

Количество этажей;

Количество подъездов.

Свой поступок власти мотивируют тем, что желают оградить россиян от необходимости переплачивать за ЖКХ. А если найдутся несогласные и откажутся платить? Что им за это будет?

Как будут наказывать должников?

Власти страны обсуждают законопроект, согласно которому злостные неплательщики могут лишиться своего жилья, даже если оно у них единственное. Обещают не выгонять людей на улицу, а отбирать на время, с тем чтобы продать и купить взамен более дешевое. Разница пойдет на уплату долга. Напоминаем, законопроект еще не принят, и пока никто не имеет права отобрать у россиянина единственную квартиру, но это не повод расслабляться.

В регионах же эту проблему пытаются решать по-разному. Например, в Татарстане один из местных чиновников предложил у должника забирать детей, мотивируя это следующим образом: нет денег платить за ЖКХ, значит, на продукты и одежду для детей их тоже нет.

Защитники прав детей возмущены, они в один голос утверждают, что подобные манипуляции как минимум некорректны, максимум - противозаконны, ведь детей из семьи забирают лишь в крайних случаях, когда есть действенная угроза их жизни и здоровью. Чиновники Татарстана себя защищают, утверждают, что намерены забирать детей лишь у тех, кто ведет асоциальный образ жизни. Как оказалось, в регионе уже произошли пожары, повлекшие гибель детей. И каждый раз речь шла о жителях, у которых были отключены электричество и газ за неуплату. Пользовались самодельными приборами, которые и стали причиной возгорания.

Итак, тарифы ЖКХ вырастут. В разных регионах на разные величины. Новая оплата ЖКХ по новым правилам начнется только с 1 июля 2017-го, но уже сегодня есть о чем задуматься. Есть время установить приборы учета, выплатить накопившиеся долги или хотя бы уменьшить их размер.