Пресвятая дева мария матерь божья. Дева мария - пророчества и молитвы о помощи богоматери

Христианство – одна из самых распространенных религий на земле. Именно эта религия покорила сердца многих всепрощением, любовью, несложными законами и обещанием вечной жизни. Когда-то в средневековье христианство разделилось на три ветви, которые до сих пор остаются востребованными во всем мире. Это православие, католицизм и протестантизм. Эти три направление немного различаются друг от друга, но, как правило, имеют общие ценности и одного Бога.

Вся история христианства делится на время до прихода Сына Божьего на эту землю и на время после его ухода. Бог имел безупречный план по спасению всего человечества, который состоял в том, чтобы ниспослать на грешную обитель людскую своего единственного сына. Для своей цели он выбрал чистую и невинную девушку по имени Мария. Именно Мария должна была зачать от Святого духа непорочным способом и родить на эту землю Иисуса Христа. Мария забеременела и узнала об этом от ангела. Когда она рассказала все это своему жениху Иосифу, тот не поверил девушке, посчитав, что она попросту предала его и . Но Богу было угодно, чтобы именно Иосиф стал человеческим отцом и защитником Христа, поэтому он послал того же ангела, чтобы тот доказал ему правдивость слов Марии.

Через 9 месяцев Мария родила в хлеву на сене Божьего сына. Никому и никогда она не говорила о том, кто на самом деле ее сын. И когда Иисус в 33 года стал ходить по земле и проповедовать о царствии Божьем, то Мария зачастую была с ним. Стоит ли и говорить о том, как страдало ее материнское сердце в час избиения и убийства ее сына. И хотя у них с Иосифом были еще дети кроме Иисуса, но его они любили больше всех, отдавая дань кротости, пониманию и величайшей милости своего сына. Именно своей людской матери Спаситель явился первым после своего воскресения, чтобы утешить ее разбитое материнское сердце.

Дева Мария для многих христиан стала символом любви и беспрекословного смирения. Она всегда следовала только тем указаниям, что давались ей свыше. До конца своих дней она оставалась богобоязненной и никогда не допускала в сердце ни капли гордости за то, что именно ей выпала честь родить и воспитать Спасителя всей земли.

Католическая ветвь христианства даже создала некоторый культ Богородицы (еще одно имя девы Марии). Католики считают, что Мария была еще с самого рождения защищена даже от самой возможности грешить. Православные христиане считают, что дева Мария не совершала грехов за свою жизнь не из-за врожденной святости, а из-за правильного и благочестивого воспитания. Что же касается протестантов, то они признают деву Марию безгрешной женщиной, но создание ее культа считают просто недопустимым хотя бы из-за того, что она простой человек.

Дева Мария – девушка, которая не побоялась сложного бремени и стала примером послушания и абсолютной веры. К ней обращаются в своих молитвах матери и дети, так как она слывет покровительницей семейств и защитницей детей. Есть много картин и икон, на которых каждый художник желает передать всю силу материнской любви и светлость ее безгрешной души.

АННА

В 80 г. до н.э. родился Иоаким , отец Марии.

Анна родилась в 74 году до н.э. в многодетной семье, став четырнадцатым ребёнком. Матери Анны было тогда 45 лет. Родители Анны, были по тем временам людьми среднего достатка. Жили они в городе Назарете, занимались скотоводством и имели небольшое стадо. Помимо этого, отец Анны держал маленький постоялый двор. Во дворе были три комнатки, в которых останавливались приезжие купцы.

Назарет был расположен очень удачно, как раз на пути из Египта в Индию, и караваны постоянно посещали этот городок.
Очень часто в их доме останавливался Симеон – известный предсказатель. Это тот самый 113-летний старец Симеон, который дожидался появления новорожденного Иисуса в храме. Именно он сказал тогда: «Хвала Господу, что я дождался этого!» В те времена Симеон был ещё молод. Он занимался врачеванием, лечил травами и мог предсказывать будущее. Делал он это с помощью тринадцати камней и бараньей лопатки. Симеон подбрасывал их вверх, а потом внимательно изучал, какой расклад получался из упавших на землю камней. В этот момент ему открывалось неведомое будущее человека. Раньше люди с большим уважением и верой относились к предсказателям. Пророчества Симеона всегда сбывались, и люди часто обращались к нему за помощью.

Маленькой Анне было тогда 12 лет. Анна поражала всех своим трудолюбием, изо всех сил помогала матери в домашнем хозяйстве. В столь юном возрасте она уже умела работать по-взрослому: и корову доить, и домашнее хозяйство вести. При этом она отличалась огромным жизнелюбием, неуемной веселостью и, самое главное, недетским чувством жалости ко всему живому. Ей всех было жалко - стариков, немощных и больных странников и соседей, животных, она не могла спокойно смотреть на чьи бы то ни было страдания. У Анны было большое и доброе сердце. Предсказателя Симеона Анна просто полюбила. Он был такой необычный и загадочный. Занимался чем-то непонятным и таинственным – настоящий маг-волшебник…
Комната, в которой останавливался Симеон, была разделена занавесом на две части. Анна - ужасно любопытная девчонка - пряталась во второй половине комнаты и оттуда внимательно наблюдала со стороны за Симеоном, зачарованная его действиями. Ей страшно хотелось понять, чем же занимается их таинственный гость, и хотелось самой научиться этому. Симеон тоже обратил внимание на любопытного ребенка. Анна понравилась ему своей непосредственностью, добротой и явной, неприкрытой жаждой к новым знаниям. Он потихоньку начал обучать девочку искусству врачевания и открыл перед ней некоторые тайны медицины.
Симеон не ошибся - Анна оказалась способной ученицей и все схватывала прямо на лету. Вскоре она уже сама могла заговорить зубную боль, удалить гнойный нарыв с тела больного или успокоить боль в желудке.
Раньше врачеванием на дому занимались повсеместно. В каждой семье был человек, который мог оказать помощь заболевшим домочадцам или домашним животным. Магия, целительство и предсказания будущего никого не удивляли и не пугали, к этому относились спокойно, с верой и пониманием. Никто не делил медицину на официальную и народную.

Однажды Анна упросила Симеона, чтобы он рассказал, что будет с ней, когда она вырастет, какое будущее ее ожидает. Симеон, согласившись, раскинул камни и долго молча смотрел на получившийся расклад. Вздохнул, посмотрел на Анну и не стал ничего говорить.
Заинтригованная девочка стала настойчиво теребить его, уговаривая сказать ей правду. Симеон долго отказывался, но потом в конце концов, поддавшись ее уговорам, сказал: «Ты проживешь трудную и короткую жизнь. И умрешь, когда будешь рожать ребенка, в возрасте 54 лет. У тебя родится девочка, которую ты должна будешь назвать Марией. Это будет необыкновенная девочка. Пройдет время, и у нее родится сын по имени Иисус. Этот человек будет Мессией, он принесет людям новую веру, которая спасет мир».
После этого предсказания Симеон совсем другими глазами стал смотреть на маленькую девочку. Из древних пророчеств Симеон знал, что когда-то на земле Иудеи должен будет родиться человек, который в будущем перевернет весь мир, очистит его от скверны и порока, подарит людям новую жизнь. И вот - надо же - это пророчество сбывается прямо на его глазах!
Только об одном молил теперь Симеон - лишь бы дожить до этого светлого дня и своими глазами увидеть Спасителя мира, лишь бы хватило сил дождаться этого чуда!
Ведь получалось по пророчеству, что Богоматерь Мария родится тогда, когда Симеону будет почти сто лет! Только бы дожить до этого дня!

В 13 лет Анну выдали замуж за 19-летнего Иоакима. В те времена дети очень быстро взрослели, в 13 лет девочка считалась уже совершеннолетней и готовой к замужеству. Жили они в Святой земле, были родовиты и богаты, но детей у них не было. В обществе, окружавшем их, отсутствие детей в семье было равносильно проклятью, неблаговолению Свыше, и поэтому священник перестал пускать в храм Иоакима. Тот ушел из дома в пустыню и решил больше не возвращаться. В доме осталась одна Анна, горевавшая о своем несчастье. В годовщину свадьбы с Иоакимом она горько плакала в саду: «Горе мне, кому уподобилась я, не уподобилась я и птицам небесным, потому что и птицы небесные плодовиты перед тобою, Господи! Горе мне, не уподобилась я и зверям земным, потому что и у них есть дети! Даже волны и те родят волны, которые играют и плещут, славя Бога. И с землей не могу сравниться, потмоу что земля приносит плоды свои…» Плач Анны был услышан, небесный вестник – Ангел – заверил Анну, что скоро у нее родится девочка, которую назовут Марией.

Икона «Встреча Иоакима и Анны»
Изображения Иоакима и Анны нередки в иконописи, представляли их всегда одинаково: Иоакима – в виде старца с длинной бородой, Анну – в длинном гиматии с покрытой головой. Иногда они входили в ряд избранных святых иконы. Была и специальная композиция «Встреча Иоакима и Анны». Иоаким и Анна обнимали друг друга, встретившись после благовестия и возвращения Иоакима из пустыни в родной дом.

Рождество Девы Марии

Шли годы. Анна давно забыла про пророчество Симеона. Дела, хозяйство, быт - жизнь шла своей обычной чередой. Иоаким и Анна считались в Назарете благополучной семейной парой среднего достатка. Они держали домашний скот - коз, коров, лошадей, быков. И большое стадо овец. Помимо этого, Иоаким владел небольшой маслобойней, на которой изготовлялись сметана, творог, масло. Несмотря на преклонный 60-летний возраст, Иоаким по-прежнему много работал, стараясь везде успеть по хозяйству.
Вдруг случилось неожиданное - его жена Анна снова забеременела. В 54 года! Просто чудо какое-то! И только сейчас Анна вспомнила про Симеона! Она рассказала всем своим близким - мужу, родственникам - о сделанном ей в детстве пророчестве: что она забеременеет в 54 года и умрет при родах, и появившегося ребенка надо назвать Марией, и эта девочка потом станет матерью Иисуса - Мессии, который будет много страдать и принесет новую веру в этот мир.

Близкие Анны оказались просто в замешательстве. Что за пророчество, откуда, какой Мессия, неужели Анна действительно умрет, как же так, а кто же тогда будет воспитывать ребенка?
Иоакиму было уже 60 лет, и он вряд ли сможет в одиночку вырастить девочку.
В те времена многодетность была обычным явлением. И никто из родственников маленькую Марию не смог взять к себе. И тогда Анна вспомнила про свою дальнюю родственницу Елизавету. Мать Елизаветы приходилась троюродной сестрой матери Анны. У Елизаветы и ее мужа Захарии не было собственных детей, поэтому они согласились взять к себе Марию.

Рано утром, в 6 часов 15 минут, 21 июля в 20 году до н. э. в доме Иоакима родилась девочка, которую назвали Марией. Анна, не перенеся тяжелых родов, умерла, как и было предсказано Симеоном.

Святые Иоаким и Анна
Изображение родителей Богоматери заказывали иконописцу обычно семьи, не имеющие детей или ожидающие первенца.

Ребенок был очень болезненным, и не было уверенности, что девочка выживет без молока матери. Поэтому Иоаким записал в семейные родословные списки свою дочь только тогда, когда опасность ранней смерти миновала, т.е. ровно два месяца спустя - 21 сентября.
Эта дата и стала считаться днем рождения Марии. В наше время в этот день, 21 сентября, справляется один из двенадцати великих церковных праздников - Рождество Пресвятой Богородицы.
Все младенцы, родившиеся за три дня до 21 июля и 21 сентября, часто бывают одаренными детьми, и все они находятся под покровительством Девы Марии.
21 июля - особенный день. Сама природа радуется и празднует рождение Девы Марии - воздух наполнен пьянящими запахами лета и солнца, у всех людей поселяется в душе легкость необыкновенная, с утра все просыпаются с хорошим настроением, предчувствуя, что сегодня должно произойти нечто необыкновенное.

Успение праведной Анны

25 июля/7 августа - успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы.


Икона Успение прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы

По преданию Святая Анна в Иерусалиме приобрела два имения: первое у Гефсиманских ворот, а второе - в долине Иосафата. Во втором поместье она устроила склеп для почивших членов семьи, где и была погребена вместе с Иоакимом. Пречистое тело Матери Божией было погребено на этом семейном кладбище. На месте погребения и был возведен храм. Существует предание, что св. равноапостольной Еленой здесь была построена базилика. В 614 г. храм был разрушен, однако гробница Богоматери сохранилась. Большая часть современного здания восходит к временам крестоносцев. Это подземный храм, в который ведут 50 ступеней, с приделами свв. Богоотцев Иоакима и Анны и Иосифа Обручника, расположенными по бокам лестницы.


Погребальный склеп Иоакима и Анны в церкви Успения Богородицы

Гробницы свв.Иоакима и Анны в церкви Успения Богородицы

В кон. X в. на Святой Афонской горе был построен скит Святой Анны - самый древний из всех Афонских скитов. Опустошаемый в течение многих лет морскими разбойниками, он в XVII в. был восстановлен Константинопольским Патриархом Дионисием, который приобрел у малоазийских христиан стопу святой праведной Анны. В 1680 г. там в память успения святой Анны воздвигнут соборный храм. С того времени скит стал носить название «Святой Анны». Он славится на Афоне высокими аскетическими подвигами монахов.
Недалеко от скита Святой Анны находится так называемый Новый скит Рождества Пресвятой Богородицы или «Малая Анна». Близость этих благодатных мест подчеркивает связь священных событий зачатия и рождества Пресвятой Богородицы.

При святом благоверном царе Иустиниане (527-565 гг.) в Девтере был выстроен в ее честь храм, а император Иустиниан II (685-695 гг.; 705-711 гг.) обновил ее храм, потому что праведная Анна явилась его беременной супруге; в то же время тело ее и мафорий (покрывало) были перенесены в Константинополь. Успение св.праведной Анны отмечается 7 августа (25 июля).

В настоящее время частицы мощей святой Анны находятся:
- в афонских монастырях (левая стопа в Большом ските праведной Анны, правая стопа в монастыре Кутлумуш, левая рука в монастыре Ставроникита);
- в различных монастырях и храмах Греции (в том числе монастыре Иоанна Богослова на Патмосе, церкви Панагии Горгоэпикоос в Салониках);
- в храм свт. Николая в Пыжах, Москва;
- 26 октября 2008 г. частица мощей св. Анны была привезена с Афона в храмовый комплекс Иверской иконы Божией Матери г. Днепропетровска, где она была помещена в ковчеге в нижнем приделе соборного храма во имя Иоакима и Анны;
- 10 июля 2011 г. частица мощей св. Анны передана в Валаамский монастырь.

Тропарь праведной Анны

Глас 4
Жизнь рождшую во чреве носила еси, Чистую Богоматерь, богомудрая Анно. Темже к приятию Небесному, идеже веселящихся жилище, в славе радующися, ныне преставилася еси, чтущим тя любовию прегрешений просящи очищение, присноблаженная.

Кондак праведной Анны

Глас 2
Прародителей Христовых память празднуем, тех верно просяще помощи, избавитися всем от всякия скорби, зовущим: Бог наш с нами, сих прославлей, якоже благоволи.

Величание на Успение праведной Анны:

Величаем тя, святая праведная Анно прамати Христа Бога нашего, и всечестное славим успение твое.



Чудотворная икона и часть мощей святой праведной Анны в скиту святой Анны на горе Афон.

17 июня 2006 года, Валаам встретил икону святой праведной Анны, праматери Христа, имеющую великую благодать от Господа исцелять от недуга бесплодия. Это список с чудотворной иконы, которая находится в Скиту святой Анны на горе Афон. Таких списков теперь в монастыре три, все являются точными копиями чудотворного образа святой Анны, и писались непосредственно в скиту Святой праведной Анны. На Афон приходило и приходит бесчисленное количество благодарственных писем от родителей, которые обрели возможность иметь детей, благодаря заступничеству святой праведной Анны.

Молитвы в супружеском бесплодии

В помощи от супружеского бесплодия обращайтесь с молитвами к праведным Богоотцам Иоакиму и Анне, пророку Захарии и Елисавете, преподобному Роману, мученице Параскеве, нареченной Пятница.

Встреча св. Праведных Иоакима и Анны. Фрагмент иконы XVII в.

Молитва праведным Богоотцам Иоакиму и Анне :
О приснославнии Христовы праведницы, святии богоотцы Иоакиме и Анно, предстоящии небесному престолу Великаго Царя и велие дерзновение к Нему имущии, яко от преблагословенныя Дщере вашея, Пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии, воплотитися изволившему!
К вам, яко многомощным предстателем и усердным о нас молитвенникам, прибегаем мы, грешнии и недостойнии (имена). Молите благость Его, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Также молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед и внезапныя смерти предстательством вашим нас избавляюще, и от всех враг видимых и невидимых защищающе, яко да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, и тако в мире временное сие житие прешедше, в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже, со Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Личное прошение праведной Анны о даровании дитяти (из Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского):
Горе мне, Господи! Кому я уподоблюсь? Ни птицам небесным, ни зверям земным: ибо и те приносят Тебе, Господи Боже, плод свой, я же одна неплодна. Увы мне, Господи! Я одна, грешная, лишена потомства. Ты, Который даровал некогда Сарре в глубокой старости сына Исаака. Ты, Который отверз утробу Анны, матери пророка Твоего Самуила, призри ныне на меня и услыши молитвы мои. Прекрати печаль сердца моего и отверзи мою утробу, и меня, неплодную, соделай плодоносною, дабы рожденное мною мы принесли Тебе в дар, благословляя, воспевая и прославляя Твое милосердие.

Целование Захарии и Елисаветы. Конец XV – начал. XVI в.

20.01.2016 5 268 0 Jadaha

Непознанное

Согласно Евангелиям Мария была еврейской девушкой из Назарета, которая родила ребенка, ставшего основателем новой религии. Для верующих это неоспоримо, а для атеистов непризна-ваемо. Но не у всех христиан существует культ Богородицы. Некоторыми её святость не признаётся.

Как только её не называют - Богородица. Богоматерь. Дева Мария, Пресвятая Дева, Мадонна... На самом деле простая еврейская девушка из Назарета по имени Мирьям - одна из самых почитаемых святых. Известна она не только в христианстве, но и в исламе под именем Сеиде Мариам, ей посвящена даже отдельная сура № 19.

Всё, что мы знаем о Марии, почерпнуто нами из Библии, Корана, Талмуда и других религиозных трудов. Никаких исторических данных о существовании этого человека не сохранилось.

Жизнеописание

Мария была родственницей Елизаветы, жены Захарии, священника Авиевой чреды, потомка Аарона, из колена Левия. Она проживала в Назарете в Галилее, предположительно со своими родителями.

Предание говорит о воспитании Марии в обстановке особой ритуальной чистоты и о «введении во храм», когда Марии было 3 года: «И вот исполнилось Ребенку три года, и сказал Иоаким: Позовите непорочных дочерей иудейских, и пусть они возьмут светильники и будут стоять с зажжёнными [светильниками], чтобы Дитя не воротилось назад, и чтобы полюбила Она в сердце своём храм Господней».

В Храме Марию встретил первосвященник (православное предание считает, что это был Захария, отец Иоанна Предтечи) со множеством священников. Родители поставили Марию на первую ступень лестницы, которая вела ко входу в Храм. Согласно Евангелию псевдо-Матфея:

«...когда Она была поставлена перед храмом Господа, Она поднялась бегом на пятнадцать ступеней, не оборачиваясь назад и не зовя родителей своих, как это обыкновенно делают дети. И все были исполнены удивления при виде этого, и священники храма были в изумлении».

Затем, по преданию, первосвященник, по внушению свыше, ввёл Деву Марию в Святая святых - внутреннюю часть храма, в которой находился Ковчег Завета. Туда из всех людей только раз в году входил первосвященник.

При храме Мария жила и воспитывалась вместе с другими детьми, изучала Священное Писание, занималась рукоделием и молилась. Однако по достижении совершеннолетия (12 лет), она не могла оставаться при храме, и для неё традиционным обрядом был избран супруг. Её мужем стал плотник Иосиф. Тогда и произошло Благовещение - посланный Богом архангел Гавриил сообщил Марии о грядущем непорочном рождении от неё Спасителя.

Библия рассказывает нам, что когда Иосиф узнал о беременности Марии, он чуть было не расторг помолвку, но тогда к нему во сне явился ангел и сказал ему: «Иосиф, сын Давида, не бойся взять в свой дом твою жену Марию, потому что она беременна от Святого Духа. Она родит сына, и ты назовёшь его Иисус, потому что он спасёт свой народ от грехов». После этого Иосиф проснулся и сделал так, как велел ему ангел. Он взял свою жену в свой дом. завершив свадебный обряд.

Интересно, что христианский догмат говорит о том, что Мария являлась девственной до, во время и даже после рождения Христа. Эта доктрина, или «post partum», отрицавшаяся Тертуллианом и Иовинианом, была защищена позднейшими ортодоксами, в результате чего был выработан термин «Приснодева», закреплённый на Пятом Вселенском соборе в Константинополе.


В год рождения Иисуса по повелению императора Августа в стране проводилась перепись. Для этого всем жителям надлежало вернуться в родные места, где б они к тому времени не жили. Иосиф с семьёй отправились в родной город Вифлеем. Когда они прибыли в Вифлеем, в гостинице места не оказалось, и им пришлось остановиться в пещере для скота, где и родился Иисус.

Через восемь дней младенец был обрезан и получил имя Иисус. Когда закончились дни их очищения по закону Моисея, они принесли ребёнка в храм Иерусалима в соответствии с требованиями для первенцев, предписанными в законе Моисея. Затем они вернулись в Вифлеем, и после посещения волхвов всё семейство, спасаясь от преследований, бежало в Египет. В Назарет они вернулись лишь после смерти царя Ирода.

При описании евангелистами событий жизни Иисуса Христа дева Мария упоминается как присутствовавшая на браке в Кане Галилейской. Некоторое время она была вместе с сыном в Капернауме.

Библия несколько противоречиво говорит об отношении Марии и Иисуса. С одной стороны они обязаны были быть хорошими, но с другой Иисус не захотел с ней увидеться и не помог во время одной из своих проповедей: «И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лука 8:19-21).

На Голгофе Богородица стояла возле креста. Умирающий Христос поручил свою мать апостолу Иоанну. Только в этих двух евангельских эпизодах (Ин. 2:4; Ин. 19:26) приводится личное обращение Иисуса к Марии, но он не называет её при этом матерью, а женщиной. Матерью он называет её лишь однажды, но не своей, а ученика (Иоанна) в Ин. 19:27: «Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!».

В Деяниях святых апостолов не указывается, была ли Дева Мария даже в день Пятидесятницы среди апостолов, когда на них сошёл Святой Дух в виде огненных языков.

Православные богословы отвечают отрицательно, считая, что Святой Дух и ранее пребывал на Деве Марии.

Как прошла её старость и где завершилась её жизнь точно неизвестно. Считается, что она умерла в Иерусалиме или Эфесе спустя 12 лет после вознесения Христа. Согласно Преданию, Мария покинула этот мир в 48 году. Традиция считает, что к смертному одру Богоматери со всех концов света успели съехаться апостолы, за исключением апостола Фомы, который прибыл на три дня позже и не застал Богородицу в живых. По его просьбе её гробница была открыта, но там были только благоухающие пелены. Христиане верят, что за смертью Марии последовало её вознесение, а за её душой в момент смерти явился сам Иисус со сонмом небесных сил.

Об этом известно из нескольких апокрифов: «Сказании об Успении Богородицы» Псевдо-Иоанна Богослова (возникло в середине V века или позднее), «Об исходе Марии Девы» Псевдо-Мелитона Сардийского (не ранее IV века), сочинении Псевдо-Дионисия Ареопагита, «Слове Иоанна, архиепископа Солунского». Все перечисленные апокрифы достаточно поздние (V-VI век) и отличаются друг от друга содержанием. Поэтому Церковью было принято не всё их содержание, а только основная мысль о том, что Дева Мария блаженно почила и её душа была принята Христом.

Почитание. Дева Мария у ранних христиан

Культ Богородицы возник не сразу. Лишь спустя несколько веков после её смерти появляются первые свидетельства её почитания. Первым из таких свидетельств является наличие её изображений в римских катакомбах, где христиане совершали богослужения, скрывались от преследований. В катакомбах были обнаружены первые фрески и изображения Девы Марии (фрески Киметерия Присциллы, «Пророк Валаам перед Марией, кормящей младенца грудью», «Поклонение волхвов» и другие). Эти фрески и изображения носят ещё античный характер.

Христиане

Православное почитание Богородицы берёт своё начало от её византийского культа, средоточием которого был Константинополь. 11 мая 330 года Константин Великий официально перенес столицу империи и посвятил Новый Рим Пресвятой Богородице. Это посвящение отражено в мозаике южного входа в храм Святой Софии, которая изображает Богородицу на престоле с Младенцем на руках, по обеим сторонам предстоят Константин Великий и Юстиниан Великий. Первый посвящает Христу и Богородице Константинополь, а второй главную церковь империи, храм Святой Софии. Окончательное решение вопроса о почитании Богородицы было принято в 431 году Третьим вселенским собором.

В католическом мире Богородица под влиянием фольклора и некоторых языческих традиций в раннем и среднем Средневековье являет из себя олицетворение природы, богини матери, первое явление райской, преображенной природы. Отсюда пошла традиция изображать Мадонну среди природы: «Мадонна смирения», где Мадонна сидит на земле среди цветов, «Мадонна на земляничной грядке» и т. д.

В легенде о Теофиле, возникшей в XIII веке в Византийской империи, но ставшей особо популярной в Западной Европе, в частности во Франции, рассказывается о юноше, состоявшем на службе у епископа. Он, устав от тягот жизни, продал свою душу дьяволу, и тем самым сделал быструю карьеру, однако раскаялся и обратился за помощью к Марии, которая отобрала расписку Теофила у дьявола.


Но не во всех христианских церквях существует культ Богородицы. Протестантские церкви считают, что почитание Девы Марии противоречит основному постулату Реформации - исключающей любых посредников между Богом и человеком. Тем не менее, Мартин Лютер еще признавал приснодевство Марии и даже возможность её заступничества перед Богом. Почитание некоторых богородичных праздников сохранялось в лютеранстве вплоть до эпохи Просвещения. Однако уже Ульрих Цвингли отвергал возможность молитвенного обращения к Богородице, самым же решительным противником её почитания стал Жан Кальвин, считавший его идолослужением, поэтому в швейцарской Реформации оно угасло достаточно быстро.

Свидетели Иеговы веруют, что Мария является матерью Иисуса Христа и что она зачала его непорочно. Поскольку они считают Иисуса Христа Сыном Божьим, но не Всемогущим Богом, поэтому они не считают Марию Богородицей. Они считают, что христиане должны молиться только Богу, но не Марии.

Мария в исламе

В исламе Мария рассматривается как девственная мать пророка Исы. О ней написано в Коране, в суре «Мариам». Это единственная сура Корана, названная женским именем. В ней излагается история Марии и Иисуса в соответствии с исламским взглядом.

Дорогой друг!

Ты пишешь: «Почему в Евангелии подчеркивается, что Иисус - первенец? Я слышал, что споры идут и по сей день - были ли дети у Марии ещё или нет?».

Слово "Первенец" используется здесь потому, что для "закона" это было очень важно. Мы теперь мало придаем этому значения по отношению к своим детям, т.к. сейчас уже живем во времени действия благодати, а не закона. Для первенца же имеются определенные обетования, а также многие предписания "закона", например, чтобы он посвящен был Господу, чтобы он был наследником отцовского достояния и т.д. Чтобы подчеркнуть это, и употребляется в Евангелии этот термин по отношению к Иисусу Христу, единственному ребенку Девы Марии. Кстати, думаю, использовано это слово, возможно, и для того, чтобы указать наступление времени безверия, когда, только глядя на это слово и забывая об остальных свидетельствах слова Божьего, многие люди будут утверждать, что Божья Матерь, подобно другим еврейским женщинам, имела много детей.

Дева Мария на предложение Ей Архангела Гавриила о воплощении-рождении от Нее Бога в людской мир, недоумевая, восклицает: "Как это может быть, если я мужа не знаю?!" (Лк.1,34).
Как такое может сказать лицо женского пола, даже если бы она была еще совсем маленькой девочкой? Ведь Ангелом не сказано было, когда это должно произойти, поэтому каждая девочка согласится на то, что у нее когда-нибудь может родиться сын. Однако Пресвятая Дева утверждает, что это невозможно. Почему? Она еврейка, а у евреев здоровая женщина обязательно должна была родить детей. Случаи назорейства (обет целибата) были для мужчин, в истории же евреев не было случая принесения Богу подобной жертвы от женщины. Кроме того, к тому времени Дева Мария обручена была уже с Иосифом на замужество. Как такие слова могут исходить из уст обрученной мужу девицы? - Противоречие и закону и естественному ходу событий при сложившихся обстоятельствах!
В ближайшее время Иосиф собирался ввести «Обрученную ему Деву» (Лк.1,27), «Марию, жену свою» (Мф.1,20) в дом свой. Когда же таковое может сказать замужняя женщина? - только, когда это невозможно: например, по болезни или по какой-то причине, не позволяющей физический контакт с мужем. Первое отпадает, т.к. Дева Мария была здорова, значит остается второе. Какова могла быть причина, не позволяющая физического контакта глубоко верующих и подчиняющихся закону жены с мужем? - только обоюдный обет Богу девственной жизни в супружестве. Т.о. естественное размышление приводит нас к убеждению в том, что Пресвятая Дева еще задолго до замужества отдала Богу Cебя в жертву, посвятив Ему Свое девство. Бог принял эту жертву, т.к. Архангел Гавриил не только не перечит этому восклицанию Пресвятой Девы, но и объясняет Ей, что Бог, не нарушая Ее обета целомудрия, совершит это силой Святого Духа при Его сошествии на Нее. То, что Пресвятая Дева с уверенностью говорит таковое ведующему даже о тайных делах человека небожителю, убеждает нас в мысли, что вести бесполую супружескую жизнь решился также и Иосиф, т.е. это было обоюдным решением мужа Иосифа и жены Марии: «праведника» (Мф.1,19) и Святой Девы (Мф.1,23).

Читая внимательно Евангелия, видим, что до того, как Иисус вышел на проповедь, о Его братьях и сестрах умалчивается. Ну, а как можно было бы умолчать об этом в повествовании, что когда Иисусу было уже 12 лет, то они ежегодно ходили в Иерусалим (Лк.2,41-51): это что? - оставляя других детей, кроме Иисуса, дома?

Второе несоответствие этому ложному мнению (о том, что у Марии с Иосифом были общие дети): если в первые 12 лет у Девы Марии с Иосифом не было еще детей, а появились они потом, то значит старшему из других, как минимум, шестерых детей их (четыре сына и минимум две дочери) было не более 17 лет, когда Иисус вышел на проповедь. Из Евангелий ясно, что Мать Его последовала за Ним. А как таковое было бы возможно для матери еще шести несовершеннолетних детей?! (не говоря уже о том, что по еврейскому закону, а Дева Мария его соблюдала, таковое было бы вообще невозможно!).

Еще один существенный момент: братья с сестрами в сопровождении Девы Марии пришли забрать с собой Иисуса (Мк.3,32), о Котором говорили, "что Он вышел из Себя" (Мк.3,21). Это кому в голову бы пришло в качестве физической силы для охраны сильного взрослого мужчины брать с собой шестерых малолетних детей?

Еще один момент: иудеи в Назарете, рассуждая об Иисусе, говорили: "Не Иосиф ли это сын?" (Лк.4,22), "и сестры Его не все ли между нами?" (Мф.13,56). Ежели бы это были Его родные сестры, то старшей из них было бы не более 12 лет. Слова же "сестры Его все между нами" говорят о том, что они уже были замужем, а это для законопослушных евреев было бы невозможно в таком возрасте. Кроме того, слова «и сестры Его разве не ВСЕ между нами?» указывают, что сестер было по-меньшей мере три, т.к. о двух особах никогда не говорят «они все между нами» - скорее: «обе здесь». А если так, то младшей из сестер было бы меньше 11 лет, а значит она ни коим образом не могла быть отделена от матери, даже если и была бы обручена с кем-либо от детства. Если же допустить, что сестры были старше братьев, то старшей из них (учитывая, что их было не меньше трех) было бы было не более 17 лет, значит младшей было бы не более 14 лет, что также мало для замужества. Братьям же тогда, даже если они разнились одним годом, было бы от 13 до 9 лет. Выходит, что "Иаков младший" (Мк.15,40), как называет Евангелие старшего брата Иисуса (Мф.13,55) (чтобы отличить его от ап.Иакова, брата ап.Иоанна, среди апостолов, старшего его, как по избранию, так, возможно, и по возрасту) и брат его ап.Иуда (Деян.1,13; Иуд.1,1; Гал.1,19) не позднее, чем через 3 года, были поставлены Господом апостолами, что невозможно, т.к. им к тому времени было бы не больше 16 и 12 лет.

Еще один момент: Иисус, Который очень любил детей, как бы мог позволить Себе таскать за Собой Своих малолетних сестер и братьев в течении трех с половиной лет, подвергая их, кроме всего прочего физической опасности, ведь иудеи, чтобы навредить Ему были готовы на все.

И, наконец, совершенно необъяснимым фактом для мнения о существовании родных "братьев и сестер" Господа Иисуса Христа является препоручение Им Своей Матери в опеку ап.Иоанну. Как Господь, пришедший "не нарушить, а исполнить" (Мф.5,17) закон, данный Им когда-то Израилю через Моисея, мог его нарушить, отдав при живых братьях и сестрах их родную мать в другую семью?

Думаю, что можно и более привести аргументов против мнения о "родных" братьях и сестрах Иисуса Христа, если заняться этим серьезно. Я же здесь сообщил лишь то, что первое пришло мне на ум.

Безусловно важным аргументом является догмат Католической церкви «О Непорочном Зачатии» Пресвятой Девы Марии Богородицы.
Сама Пресвятая Дева, явившись в Лурде (25.03.1858), на вопрос девочки Бернардетты о том, каким образом она может убедить своего священника в верности явления ей Пресвятой Богородицы, ответила: «Я есть Непорочное Зачатие».
«Новая Ева», - называет Деву Марию Богородицу вся Святая Вселенская Церковь, а как можно было бы так Ее называть, если бы Божья Матерь уступала бы первозданной Еве в непорочности материализации тела? «Непорочное Зачатие» есть эквивалент имени «Новая Ева».
Кстати, и другое имя Ее есть «ПрисноДева», что значит «Никогда не нарушимые Девство, Чистота и Целомудрие», а, следовательно, - «Никогда не нарушимая Непорочность», ибо как можно было бы называть Ее ПрисноДевой, если бы Она была зачата с печатью порочности греха, вошедшего в мир через первородного человека, (называемым современной теологией "первородным грехом"), т.е. если бы существовало хоть мгновение, когда тело Ее было порочным, а значит не в полной мере девственным?.
Ну, а если Матерь Божия есть ПрисноДева, ПрисноНепорочная, то Она никоим образом не могла бы, оставаясь Таковой, давать миру детей с порочностью греха, соединяясь телесно с мужчиной, зачатым с грехом, вошедшем в природу его через первородного человека.

Самым важным, однако, аргументом в том, что Божья Матерь родила единственного ребенка, Которым есть БогоЧеловек Иисус Христос, Сын Божий и Бог, сотворивший небо и землю, есть Предание и вера Святой Церкви, выраженная в Ее догматах, а также свидетельство Святого Духа верою в сердце любящего Божью Матерь человека.
Да, есть и думающие иначе. По моему личному опыту мнение у этих людей есть ложный догмат, внедренный в их сознание их духовными авторитетами и бесконтрольно принятый ими на веру. Жаль мне их, ибо сами себе таким образом закрывают дары благодати. Да просветит их Господь!

Хочу сделать одно важное замечание относительно способа получения выводов, подобных вышеприведенным.
Однажды мой добрый друг задал мне хороший ВОПРОС: "Читая статью: <Могла ли Божья Матерь иметь детей кроме Иисуса?>, мне невольно подумалось, как одни и те же, написанные черным по белому слова, люди могут читать по разному. Фразу: <вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою> я воспринимаю так, как написано. Ты же в них видишь иной смысл и вкладываешь другие понятия".

ОТВЕТ: Ты прав, когда читается нечто как повествование, то так, как это читаешь ты, читает каждый человек, в том числе и я. Но когда человек хочет исследовать некий фрагмент из прочитанного, то он читает его несколько раз вместе с сопутствующими ему местами, стараясь то, на чем заострил свое внимание, увидеть в контексте с другими частями всего повествования. Таким вот образом получаются следствия не только из самого текста, но, как говорят, и то, что сквозит между строк.
Вот, например, в указанном тобою отрывке: ведь Божья Матерь вместе с братьями и сестрами Иисуса Христа не просто так пришли, чтобы поговорить с Иисусом, а потому что люди «говорили, что Он вышел из Себя» (параллельное место в другом Евангелии). Учитывая то, что иудеи сговорились против Иисуса, легко можно понять, что интрига эта была их делом. Если бы это мнение устоялось в народе, Иисуса Христа можно было бы объявить умалишенным и насильно изолировать от общества, как это делается и сейчас повсеместно. Таким образом, выявляется мотив этого действия («пришли поговорить с Иисусом») со стороны ближайших родственников Иисуса Христа: они хотели Ему сообщить об интриге иудеев и, взяв Его в круг семьи, оградить Его от неожиданной насильственной изоляции со стороны иудейской власти.

Истинен Бог.

Рецензии

Статья абсолютно нелогичная и изобилует неадекватными рассуждениями

"Т.о. естественное размышление приводит нас к убеждению в том, что Пресвятая Дева еще задолго до замужества отдала Богу Cебя в жертву, посвятив Ему Свое девство. Бог принял эту жертву, т.к. Архангел Гавриил не только не перечит этому восклицанию Пресвятой Девы, но и объясняет Ей, что Бог, не нарушая Ее обета целомудрия, совершит это силой Святого Духа при Его сошествии на Нее. То, что Пресвятая Дева с уверенностью говорит таковое ведующему даже о тайных делах человека небожителю, убеждает нас в мысли, что вести бесполую супружескую жизнь решился также и Иосиф, т.е. это было обоюдным решением мужа Иосифа и жены Марии: «праведника» (Мф.1,19) и Святой Девы (Мф.1,23)"=================

Чушь. Как и остальные выводы статьи, притянутые за уши, причём, ослиные..Удобные для лапши...Бедный Иосиф!:))

Ув. сторонники такой идеи, подумайте вот, о чём: кто даёт обет девства, тот НИКОГДА НЕ СОЗДАЁТ семьи! Просто не вступает в брак! Брак - это сожительство, физическое сожительство мужа и жены.

Иисус "таскал" за собой мать и сестёр, и, поэтому, они не могли быть малолетними, но должны были быть взрослыми, старше Иисуса, иначе, не выдержали бы тягот "таскания"=== С чего Вы взяли?! Они просто были свидетелями его служения, того, что Он ходил взад-вперёд в период служения. С какой стати им "таскаться" за Ним по пятам, отказавшись от жизни в своём обычном доме? ....

"Сёстры его все между нами" значит, они все уже были замужем"==== Зачем собаке пятая лапа, ув.автор? Зачем делать абсолютно неоправданные выводы? "Сёстры Его все между нами" означает "мы знаем его сестёр", в контексте "откуда же у Него все его чудодейственные способности, мы же знаем его семью, почему же Он отличается от них?" - вот, что означают эти слова "сёстры его все между нами", а не то, что они все между нами замужем...

Поручил Иоанну стать сыном Марии вовсе не значит, что все его братья и сёстры на тот момент, когда Иисус это говорил на Кресте, были уже умершими, и некому было за матерью ухаживать..Нет. Но Он соединил их, Иоанна и Марию в ДУХОВНЫХ узах, как духовно мать и сына, чтобы Иоанн утешил Марию, её сердце, в сыновней любви, после скорбной потери. Кроме того, мы знаем, что Иоанн прожил долгую жизнь и пережил всех апостолов и многих христиан- первых учеников, ставших жертвами гонений церкви..Может быть к тому времени, братья и сестры по крови Иисуса тоже были бы убиты в гонениях, и только Иоанн мог бы досмотреть Его мать, когда все остальные уже были убиты, до её естественной смерти..

И прочие прочие странные измышления статьи...как и сами басни про Марию. Никакой ни логики, ни опоры на Евангельское учение.

"Синдром Девы Марии"

The Virgin Maria Карьера: Святой
Рождение: Израиль
...не могла Мария быть такою, как все! Она была избрана Богом для особенной миссии. И высокое понятие этой легендарной миссии - быть Матерью Сына Божьего донесла до самой своей кончины.Добавлю, что после успения Ее стали раздавать имущество бедным. Нашли толькогорстку серебряных монет, два платья и пояс.

Может быть я ни при каких обстоятельствах не решилась бы нацарапать эту статью- до того велика ответственность и безгранично ощущение преклонения перед Этой Женщиной, которое я испытываю сейчас(в зрелом возрасте, осознанно и осмысленно, больше, чем когда - либо), если бы не спор, возникший на днях совсем ненароком. Я, надо думать, была бы признана в нем проигравшей стороной, если присутствовал бы при этом споре, помимо меня и моей подруги ещё какой-нибудь участник православной церкви. Почему? Да оттого что на категоричное утверждение моей подруги - по вере - баптистки: "Мария, родившая Христа - Спасителя была такою, как все и не отличалась особой святостью, я отдала предпочтение - не произнести ни слова.

Конечно, нужно было дебатировать, обосновывать, припоминать апокрифы, святые легенды, предания, каноны православия, а я отчего - то вспомнила неизвестно когда и где прочитанное: "Прав тот, кто мудро молчит, сохраняя заветы в сердце своем"Кстати, и Она поступила когда -то давнехонько метко кроме того, сложив в участливый тайник слова Божьего посланца о рождении Ею Младенца, тот, что спасет Мир. Это было крайне давнехонько. С тех пор минуло два столетия.

Но споры о Таинстве этого Рождения, о тайне жизни Женщины, подарившей Миру Его, не утихают до этот поры. Хотя, казалось бы, какая секрет? Все расписано и описано давным-давно, в самой главной и известной Книге Мира и в тысячах менее известных; поэтические строчки о ней стали вершинами поэзии, музыкальные гимны в ее честь - образцовые каноны классики, лик ее знает любой, более того самый-самый мелкотравчатый обитатель Планеты

Хотя у каждого из живописцев, иконописцев он был свой, неповторимый, особый Кстати, а не это ли и доказывает непохожесть Девы на всех, Ее избранность Богом?..

Так кто же была Мария, избранная для высокой миссии рождения Искупителя? Святая, недоступная, непостижимая для других или такая, как все, обыкновенная, и молитвы к ней (по утверждению, уместно сказать, все многих и многих представителей новых религиозных течений)- ничего не стоят, потому что не обладает она более того благоволением своего избранного Сына! (Ссылаются на строчки все того же Евангелия). Я не буду дебатировать. Я нетрудно расскажу Вам о том, что знаю. Донесу до вас то, что думаю. А дальше - думайте Вы.

Сведения о ее ранних годах мы находим в книге "Сказание Иакова о житие Марии". Написана она обстоятельно и капитально и нет оснований не полагаться ей.

Род Марии славился своим высоким происхождением - от царя Давида - благочестием и ученостью. Говоря современным языком, Мария родилась в благороднейшей семье. Была долгожданным, вымоленным ребенком. Мать ее, Анна, проводила время в долгих молитвах, прося Всевышнего даровать ей дитя. Вместе с супругом, Иоакимом, Анна удалилась в пустыню и там, в многодневном посте, предавалась размышлениям и молитвам. Желание чадолюбивых и терпеливых, усердных в вере и надежде супругов, было вознаграждено ожиданием ребенка. Анна не могла не бояться за его рождение- она была уже в преклонном возрасте и дала обет Господу, что в случае благополучного разрешения посвятит близкое единственное дитя служению Ему. Иоаким же знал из пророческого видения (в то время такое случалось с благочестивыми людьми, не то, что в текущее время!),что родится у него не нетрудно обычное дитя, а особенно благостное, чудесное,которому предназначен рослый дорога. Не стал Иоаким сказывать об этом жене: до поры до времени, чтобы не тревожить, но, по-видимому, особенно ревностно, как папа следил за воспитанием желанной дочери в духе веры и смирения.

Существует сказка, что по достижении Марией шестимесячного возраста, мамаша попыталась определить ее на ноги. Дитя прошло семь шагов и вернулось на руки. Анна воскликнула, поняв, что сбывается предсказание ангела Божия: "Жив Господь Бог мой! Не будешь ты прогуливаться по земле, в то время как я не введу тебя в Храм Господень!" Ребенок все время находился рядом с матерью, а ухаживали за ним няни с безупречной репутацией: девушки из особенно верующих, известных благочестием семей. Когда ей исполнился год над нею было произнесено благословение церкви и священника, что делалось над всеми детьми в то время. Мария поражала окружающих своим добросердечием, необыкновенной для крошечного ребенка памятью и умом.

Иоаким потому хотел как не возбраняется скорее воплотить в жизнь обет дарования дочери Богу, но Анна упросила мужа не разлучать ее с нею ещё год. Мудрые родители стали загодя готовить ребенка к посвящению в собор, к служению в нем.

В свою третью от рождения осень(родилась Она 8 сентября) маленькая Мириам - как раз так звучит ее имя по-древнееврейски, что значит:"превознесенная" - совместно с родителями вошла в собор, независимо преодолев все 15 крутых ступенек! Вероятно, тогда же она произнесла свою первую большую молитву. Для всех родных и близких Иоакима и Анны, День введения и посвящения Марии в собор превратился в торжество, так как семейство ее пользовалась в Назарете большим уважением и любовью.

Родители Марии преодолели все трудности пути до Иерусалима, чтобы осуществить свой Обет. (Ехать надобно было три дня). После того как трехлетняя Мария вошла в собор, ей было отведено первосвященником Захарией особое местоположение для молитвы, туда как правило женщины не допускались, но для Нее было сделано изъятие.

Мария осталась существовать при храме, окруженная заботливыми попечениями старейшин и особенно почитаемых верующих женщин. Занималась рукоделиями искусно вышивала одежды, покрывала и различные украшения для церкви, в том числе - церковные облачения священников, что доверялось не каждому. Разум ее и добросердечие, усердие в молитвах, поражали и восхищали многих усердных в вере. Ее любили откровенно и сердечно, старшие подруги обучали искусному ремеслу ткачества, разбирали с нею страницы священных книг.

В 14-ть лет - к тому времени Мария уже осталась сиротою (родители ее умерли в летах преклонных) - первосвященник храма вызвал Марию к себе и сказал, что соответственно закону, принятому посреди евреев, Мария должна предпочесть себе спутника жизни, вылезти замуж, организовать жилье, семью и оставить собор.

Ей это тем больше приличествовало, по разумению духовного наставника, что происходила то Мария, как раз из рода Давида, из той самой ветви, откель должен явиться Мессия, Спаситель.

В отклик на это, постоянно почтительная и смиренная барышня, внезапно возразила священнику что посвятила свою Жизнь Господу, дала обет безбрачия и должна существовать при храме или не располагать семьи. Растерянный первосвященник некоторое время пытался уболтать Марию, но обет был для иудеев священным законом и он оставил свои попытки, приняв больше мудрое решение: передать Марию в руки, под покровительство благородного, известного праведной жизнью человека,тот, что был бы защитником Марии перед лицом Бога и людей. Собрали совет между священниками, которые уважали и саму Марию и ее род, и проявленную твердость характера. Было решено читать молитву усердно, чтобы Бог указал самое верное заключение. Мудрость вошла в сердце первосвященника Захарии - строгого и внимательного наставника Марии - и по голосу сердца своего, по велению Бога, велел он справить неженатых мужей из колена Иудова, от дома Давидова и доставить с собою посохи свои.

После того как были отобраны в храме Божием 12 благочестивых мужей из колена Давидова (полно старше Марии, вдовцов, с детьми), Захария вошел в святилище с их жезлами, долговременно молился и оставил жезлы до утра в храме. Когда вошли на следующее начало дня - изведать было ли какое - либо знамение Господа для принятия решения, - то увидели что посох Иосифа, дальнего родственника Марии, чудесным образом расцвел: на нем появились листья. Иосиф к тому времени был глубоким старцем 80-ти лет, имеющим большую семью, взрослых детей,славился своим искусным ремеслом плотника, строителя жилищ для людей, добрым и кротким нравом, сострадательным сердцем, благочестием и усердием в вере. Обычно спокойный и покойный, он стал спорить супротив воли Совета первосвященников, говоря, что стар, обременен семьей и не хочет быть тягостью для юной и цветущей девушки и посмешищем для обитателей Назарета. Захария в отклик сурово выговорил ему, напомнив участь тех, кто не покорялся воле Бога: под их ногами расступалась, проваливалась почва. Захария призвал Иосифа смирить родное сердце и принять Марию под покровительство своей семьи и дома, - как и предполагает обряд обручения (что был тут же по молитве и совершен).

Кто знает, может быть, смягчился Иосиф, увидя слезы Марии, которой негде было бы приклонить голову в случае отказа, представил своих дочерей на ее месте и- протянул руку обрученной с ним девушке, чтобы тронуться вкупе с нею в дальний город по имени Назарет.

Бедный плотник ввел в родное благородное, но без малого нищее семейство, девушку из храма, привыкшую не к тяжелой работе, а к изящному ремеслу - рукоделию, шитью золотом и бисером, чтению священных книг, к уединению. Девушку которая годилась ему не только в дочери, но и во внучки - по возрасту! Он удивлялся странным поворотам судьбы и Воли Небесной, но ещё больше удивлялся тому с каким смирением и твердостью Духа, радостью более того, приняла Мария свой жребий. Она пошла за ним покорно, но жестко, ни минуты не сомневаясь, что тот самый смиренный и кроткий, чистый сердцем дядя, будет ей лучшим защитником и покровителем.

Она по-видимому вставала спозаранку, чтобы накормить большую семью, вымолвить со всеми утреннюю молитву, готовила трапезу к обеду, ходила по воду, вышивала, ткала, встречала вечером у порога Иосифа и его усталых сыновей, грела воду, чтоб могли они смыть пот и грязища со своих лиц и рук - тяжек работа плотника! Молилась немало, усердно и горячо о самочувствие семьи, даровавшей ей кров и заботу, о благополучии, о том, чтобы скорее могла она узреть Мессию, когда придет Он в Мир.

По скромности своей, вплоть до принесения Ей благой Вести, не могла она осознать слов ещё пророка Исайи:"Се Дева во чреве зачнет,"- хотя и зачастую их перечитывала. Да и кому из смертных дано осмыслить глубочайший толк значения этих простых как бы бы слов: "И зачнешь во чреве и родишь Сына и нарекут Ему имя - Иисус.. И будет он огромный и назовется Сыном Вышнего и даст Ему Господь Бог престол Давидаи воцарится вовеки и царствию Его не будет конца"?

Она не предала сомнению этих странных слов посланца Божия Гавриила и в конце его беседы с ним только и сказала:"Я - раба Господня. Да будет мне по Слову Твоему!" Она отринула тот внешний позор, тот, что пал бы на Нее, не дай Ей Иосиф покровительства, она не задумалась, что в случае гнева Иосифа, ее могли бы закидать камнями, по древнему обычаю. Она склонила голову и смиренно, но совместно с тем и с достоинством, произнесла: Я - раба Господня.(И ничья более"! - читается между строк). Да будет мне по Слову Твоему!"(То есть- приму

поношения и унижения, во Имя исполнения слов Твоих!").

Мария не сказала Иосифу о посещении посланца Бога и получении ею особой Благодати. Она (по совету посланца) отправилась в неблизкий стезя к дальней родственнице Елизавете, чтобы у той заполучить духовную поддержку и утешение и поздравить с ожиданием ребенка. Мария сама была вымоленным чудом для родителей, вследствие этого от всего сердца радовалась за Елизавету, которая, несмотря на возраст, обретет милость Божьего дара в ребенке. "Так ты узнаешь, что нет для Бога невозможного! - вспоминала она по дороге слова Гавриила. И Мария узнала это, вследствие того что что Елизавета приветствовала ее на пороге дома словами радости и благодарности за грядущее - рождения Марией Спасителя. У нее исчезли последние сомнения в правдивости пророчеств.

У Иосифа же они оставались. В его душе было столь противоречий, что он решился было окончательно освободить Марию от себя, узнав, что она ожидает ребенка. Но предавшись молитве и размышлениям - раздумал. Предания и библейские книги говорят, что приснился Иосифу пророческий дрёма - болтовня с ангелом, где было ему указано, что Мария чиста пред ним, как горная влага и он должен оберегать и беречь ее, как святой обрученник.* (так, уместно сказать, и называет его Церковь).

Вскоре настали такие времена, что некогда было Иосифу и Марии кумекать и предаваться сомнениям: нужно было спасать будущего ребенка.Царь Ирод, также читавший священные книги пророков, но толковавший все превратно из - за страха обронить верх - так пугало его Пришествие будущего Царя Земли! - издал указ о всеобщей переписи населения, надеясь таким образом познать заблаговременно о рождении таинственного Мессии, что посягнет на его политическая элита. В Вифлееме хранились родословные списки царственного рода Давида, к которому принадлежал и Иисус..

Как законопослушные подданные, отправились Мария и Иосиф в тот самый махонький и спокойный город, так как снег на голову прославившийся в священных Книгах, в истории человечества. Когда Иосиф и Мария прибыли в Вифлеем, то не нашлось им места в гостинице, так как все места были заняты пришельцами из других городов и селений.

"Без ропота отступили они от жилищ человеческих и искали пристанища в окрестностях города" - написано в одной из книг о Иосифе и Марии.

Неподалеку от ворот, к южной стороне Вифлеема, в двухстах шагах от источника Царя Давида, посреди каменистых скал, находится пещера, в которой укрывались пастухи со своими стадами от непогоды и ветра. Внутри пещеры есть углубление служащее яслями для животных. В этой глубокой пещере, в отдалении от суеты, говора, шума и остановились передохнуть усталые путники.

К тому же Иосиф заметил, что Марии нужен не нетрудно роздых - приходит ее час становится Матерью. Иосиф с удивлением припоминал, что в книгах Ветхого Завета было пророчество и о месте рождения:" Он вселится в высокой из крепкого камня, убежище его - неприступные скалы."

Смутился Иосиф и затих, иб явление Младенца оставалось для него глубочайшей тайной духовной. Он испытал, по всей видимости, то, что испытывает всякий агент сильной половины человечества, при таком событии, как появление Ребенка. Мария была взволнована не меньше Иосифа. Но так сильно было ее владение собою, ее смирение перед волей Небес, что она нашла в себе силы не возроптать на темноту пещеры, на солому, на мороз и неизвестность в будущем! Она сумела ободрить и утихомирить Иосифа, своими руками спеленала и положила Младенца в ясли.

Рождение Иисуса прошло незамеченным, но не для всех. То, что совершилось в полночь не было неизвестностью для Небес. Тайну рождения Совершенного Сына Своего Бог открыл пастухам рядом столба Одер в долине Вифлеемской. Когда - то там пас стада ещё Давид. В этом всем есть, безусловно, основательный смысл: Царь Небесный и Спаситель Мира, пришедший "Не для Праведников, но грешников" рождается в пещере, - по старинному - вертепе -,в грязи,на соломе. И первыми узнают о нем не вельможи и цари, - простые бедные пастухи. Те, кому он пришел служить и проповедовать.

Странна порою для человеческого восприятия гармония Вселенной, в которой все взаимосвязано дружбан с другом..

Пастухи, получив такую вест все как единственный, решили сходить в Вифлеем и отвесить поклон Младенцу, рожденному для Спасения Мира. Первыми дарами для Христа были влюбленность и тепло материнских рук и сердечное восхищение и теплота тех, кто пришел порадоваться его рождению. Мария была потрясена, увидев пастухов, пришедших неведомо откель, и павших на колени перед хрупким ребенком.

На робкие ее вопросы о том, откель же они всё узнали,пастухи рассказали, что эту тайну открыл им Ангел Господень. Они были первыми, кто благодарил Марию за появление чудесного ребенка, прославил ее Материнство. Может быть тогда, в первый раз, Она начала осознавать ответственность и важность миссии, на Нее возложенной. Можно только представить сколь сомнений всколыхнулось в Её душе: а справится ли она, а сможет ли? Вскоре, следом за пастухами, явились в пещеру волхвы - мудрецы и прорицатели, читающие старинные книги, принесшие в Дар Царю Мира ладан - благовония, золото и смирну - Дары подносящиеся только великим от рождения! На вопросы изумленных Марии и Иосифа отвечали они, что привела их к ним чудесная Вифлеемская звездочка, которая давнехонько уже появилась в небе, предвещая великое диковина. Звезда эта больше была похожа на комету,если сравнить ее с современными описаниями небесных тел. Для восточных мудрецов, уместно сказать, наука наблюдения за звездными телами, была известна давнехонько, а о появлении Вифлеемской звезды они узнали из книги пророка Валлаама,написанной за 140 лет до рождения Иисуса..

А ещё сказал им об этом Царь Ирод. Он то надеялся с их помощью выследить местоположение рождения Иисуса и следом умертвить младенца. Но волхвы ушли не сказав ни слова Ироду, так как были мудры и чисты сердцем. Они вернулись в свои страны: Персию, Эфиопию, Халдею и разнесли по всему Миру долгожданную весть о том, что явился Спаситель, как стандартный джентльмен, но с промыслом Божественным.

Мария же с Иосифом, пройдя перепись, вернулись снова в свой смирный, смиренный жилье, но уже с младенцем на руках, нареченным Иисус. Они совершили над ним обряд обрезания, тот, что полагался по древнему закону Моисея, а сквозь сорок дней гладко Мария понесла его в церковь для первого благословения. Здесь ждало Её ещё одно опробование, которое она перенесла с честью. У входа встретил ее благочестивый старец Симеон, взял бережно из Её рук Сына, и сказал пророчески, что должна бы личность его возрадоваться: пришел на Землю Спаситель, но родился он" на падение и на восстание многих во Израиле,. как сказано в знамении, а Тебе самой душу пройдет клинок, когда откроются помышления многих сердец!" Возможно, многое было открыто Марии ещё во время ее беседы с посланцем Божиим и вспомнила она об этом,услышав слова Сименона, но ничем не выразила своих чувств, хотя вся похолодела изнутри. Тогда начальный раз клинок и пронзил ее душу.

А следом пришли новые испытания: взбешенный Царь Ирод, не дождавшись волхвов и тщетно пытавшийся разыскать младенца, угрожавшего его венцу и трону, издал указ об уничтожении всех младенцев - мальчиков до двух лет от роду!! В городах и селениях началась кровавая резня.

Исполняя волю римского наместника, солдаты врывались в дома,обыскивали их, и убивали маленьких детей прямо на глазах у потрясенных матерей и близких. Многие матери сходили с ума, а если пытались не дать в обиду дитя, то и их убивали тут же, на месте. Так погибли многие семьи. Мария и Иосиф в ужасе думали: как им быть, как спасти ребенка?! Обратились, как

неизменно, к молитвам, прося Господа укрепить их духовные и телесные силы. И по Божественному промыслу отправились среди глубокой ночи в Египет, надеясь укрыться там и укрыть дитя близкое от Смерти. Что чувствовала Мария под звездами, сидя на маленьком ослике и накрепко прижимая к себе младенца? Все это осталось нам неизвестным, как и многое из того, что происходило в ее душе

Должно быть беззвучно молилась, кутая Младенца теплее и умоляя Иосифа быть осторожнее: тропы были узкими и трудными, а Иосифу - полно лет! Они одним духом уставали и зачастую станавливались.

Остались следы их путешествия в Египет: источник целебных вод на месте первого привала, высокое дерево Персис, исцеляющее разные болезни, приложением кусочка коры или листика к больному месту. Оно склонило свои ветви перед Христом, когда приблизилась к нему Мария, надеясь разыскать тень и защиту от зноя.. В селении Матариэ, к северу от Каира, путники также искали прибежище.Сохранилось дерево с удивительной расщелиной - в ней укрылась Мария с Младенцем от пыли и ветра, покуда Иосиф искал ночлег в селении. До сих пор в расщелине зажигают лампаду в честь Марии, и приходят на это местоположение паломники. Нельзя с точностью обусловить, сколь прожили Мария и Иосиф в Египте. По одним преданиям: 2-3 года, по другим- от пяти до семи лет. Одно справедливо, что они

оставались там вплоть до смерти Царя Ирода и только затем решились возвратиться. (Смерть Ирода была страшной: все туловище его покрылось гнойными ранами, корпус как бы гнило заживо и никто из лучших лекарей, призванных к нему, не мог подсобить. Он умер единственный, так как придворные покинули его, брезгуя подойти к безобразному больному. И христиане и нехристиане позже рассудили, что такие муки - кара за кровь невинных младенцев. Это так, к слову.)

По возвращении Иосифа и Марии в Назарет, они без малого тридцать лет провели в безвестности, миролюбиво живя в молитвах и трудах. Иосиф продолжал близкое занятие, с 12-ти летнего возраста ему начал пособлять Иисус, причем с таким усердием и смирением, что все называли его тектоном и сыном тектона* (*тектон-плотник, искусный древодел). А Иосиф так любил Иисуса и заботился о нем, что Мария и сама называла старца отцом своего Сына!. Мария содержала здание, хлопотала по хозяйству и временами с тревогой смотрела на Сына, любящего вечерами сесть у огня и помолчать. О чем? Она могла только додумываться. Можно представить, сколь тщательного и тихого труда вложила Мария в воспитание Его, если в евангельских текстах уцелела строчка о том, что в Назарете все, без исключения, любили Сына Иосифа, хотя и считали обыкновенным юношей. Будничная Назаретская существование давала негусто поводов для ожидания чуда. После загадочного исчезновения Иисуса в храме на три дня и Его, не менее загадочного, ответа на мягкие упреки матери и отца: "Что же Вы искали меня? Не знали Вы, что Мне надлежит быть во владениях Отца Моего?"- когда, может быть, все всколыхнулось в душе Марии,- Ей вновь пришлось запрятать обетования в сердце. По тонкому замечанию Франсуа Мориака: "Ребенок рос,становился юношей, взрослым человеком.Он не был велик, его не называли сыном Всевышнего, у него не было престола, только табуретка у огня в бедной хижине. Мать могла бы усомниться, но она не сомневалась, а молчком ждала. Она хранила пророчества, но не говорила о них никому, более того своему Сыну"

Духовное натуга нарастало и Крест Марии становился все тяжелее. Спустя некоторое время после этого смерти своего названного отца, Иосифа, Иисус начал проповедовать. Жители Назарета, многочисленная родня Марии, названные братья Его, прослышав о проповеди в Капернауме, объявили Иисуса сумасшедшим, блаженным, смеялись над ним! Вот и сбылись пророческие слова Его: "Те, Кто рядом со мною, не поняли меня!" (Они, уместно сказать, не написаны в канонических текстах Евангелия.) Рядом оставалась только любящая Мать. Она ни в жизнь не

ставила под колебание слова и деяния Сына. Часто, в подтверждение духовного отдаления Марии от Сына, приводят специфический момент из Евангелия о браке в Кане Галейской, на которой присутствовал Иисус с матерью. В отклик на ее просьбу поддержать распорядителю свадьбы, так как не хватало вина-уж Мария -то знала, Что может ее благословенный Сын! - Иисус якобы грубо ответил:" Что Тебе, Женщина? !Не проломил ещё Час мой!". Но, кажется, что тот самый момент легко неверно понят.

Читаем далее:"Матерь Его сказала служителям: что скажет Он Вам, то сделайте! Было тут же шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского(то есть - обычая омовения рук), вмещавших по три или две меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их доверху. И говорит им: ныне почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли"*. (*Евангелие от Иоанна). Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином," - пишет дальше Иоанн, то пришел в экстаз от вкуса и укорил жениха за то что тот прятал винцо от гостей и не подал безотлагательно. "Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галейской и явил Славу Свою и уверовали в него ученики Его"- заключает Иоанн.

А мы добавим от себя: Положил начало, вняв просьбе Матери, которая ни минуты не сомневалась в том, что Он ее исполнит. Как твердо сказала Она:" Что Он скажет Вам, то делайте!" - и ни тени обиды на отклик Сына, потому что что понимала Она, что истинно не проломил Час Его и все главное- спереди. Куда бы не пошел Он, везде была она рядом, присутствовала на всех Его проповедях, слышала слова самой главной из них, Нагорной

И в прошлом всего к НЕЙ, как к самой верной и преданной исполнительнице Божьего Промысла,- потому что как никто знал Иисус слова ее ответа Гавриилу:"Да будет мне по слову Твоему, а я раба Господня"..- обращены эти слова: "Мать Моя и братья Мои те, кто будет исполнять Волю Отца Моего Небесного! " А кто ее воплотил в жизнь лучше Марии?! Но Крестный Путь Марии не был пройден до конца. Ее ещё ожидала страшная картина: лицезреть Сына на Распятии!

Мы так и не знаем, была ли она посреди учеников, апостолов, когда схватили Его в Гефсиманском Саду. Может быть, и нет. Сын щадил Мать,а ученики Его относились к ней с глубочайшим уважением, устроили почтенную Женщину на ночлег, а сами отправились с Учителем на вечернюю беседу.

Он то знал, что она будет последней.Не исключено, что знала и она По преданию, когда верный ученик Христа- Иоанн- прибежал к Матушке раньше времени поутру изречь о том, что Иисус схвачен и предстанет перед судом римского наместника Понтия Пилата, Она с рыданием упала ему на грудь:"Быть моему Сыну на Распятии!" Растерянный Иоанн нетрудно онемел от ужаса. Он сопровождал Марию в Иерусалим, Она шла в толпе провожавших Иисуса на казнь, Она видела Его несущим Голгофский Крест. Кругом кричали и рыдали женщины. Была ли она в их числе?. Неизвестно.

Вспомним библейское: "И острый клинок пронзит душу твою"Этому образному описанию под сделаться чуть-чуть только ахматовские строки: А туда, где молчаливо Мать стояла Так никто кинуть взгляд и не посмел!" Мария стояла молчком. Когда страдания Ее Сына прекратились, утихла ужасная цунами, она встала на колени перед крестом и умоляла двух учеников Иисуса-Иосифа и

Никодима выпросить разрешения у властей снять его и захоронить. Никодим, сам угробленный горем, получил это позволение. Иисуса сняли осмотрительно и положили его голову на колени Матери. Православная церковь хранит предание об отчаянном ее плаче над телом Сына. Сохранился тот самый рёв в виде прекрасной церковной песни.

Была ли Она посреди первых, кто видел воскресение Христа,- метко неизвестно, но евангелисты - Марк, Лука, Иоанн,- так достоверно изложили картину Воскрешения Иисуса, пустого гроба, что думается, что писали они под впечатлением рассказа непосредственного очевидца. А им могла быть только Мать... И эти загадочные слова в одном из Евангельских текстов: "Поутру Мария - Магдалина и другая МарияКто была эта другая Мария? Никто на ум и не идет, помимо Матери, потерявшей Сына, и идущей на прочий день отвесить поклон его гробу и праху!. Радость ее, по воскрешении Христа была великой, но не менее велика была ее тихая грусть по его Земному образу. Она жила в теплом и сердечном доме

Иоанна, которого Иисус любил больше всех учеников и которого, умирая, завещал ей, как Сына, а Её ему - как Мать. Ее окружала влюбленность и почтение учеников Христа, которых с каждым годом становилось больше и больше. Она подбадривала, давала советы, помогала в каждый нужде приходящим к ней, в особенности - больным и детям.

Детей рядом нее было непочатый край. Они радовались ее сердечной улыбке, теплу ее рук, добрым, нежным словам, которыми она оделяла каждого из них. Она вспоминала завет Сына, такие простые Его слова: "Пустите детей являться ко мне." Она всякий день шла к месту его земного успокоения - читать молитву и хлопотать Господа о скорой встрече, оттого что и тепло и влюбленность все - таки не могли излечить ее от скорби. Днем она могла отвлечься хлопотами и делами -довольно большими, - так, будучи "в летах преклонных" она посетила и освятила сообща с Иоанном греческий полуостров Афон. (Жители его без малого все приняли христианское крещение и сейчас это - одна из Святынь Христианского мира.) А вечерами было одно утешение - Молитва.

Под впечатлением ее рассказов Лука начал сочинять одно из самых красивых и, если так позволительно произнести, научных, Евангелий: в нем он как собак нерезаных уделил внимания тому, как Иисус излечивал людей, потому как Лука и сам был врачом. Дионисий Ареопагит, историк, давнехонько мечтавший узреть Марию и принять из ее рук благословение, - к этому, уместно сказать, стремились тысячи и тысячи христиан! - посетил Иерусалим и обиталище Марии на беда Сионской. Он писал об этом Апостолу Павлу:"Никто из людей не может уяснить, что узрел я при посредстве не только

душевных, но и телесных очей. Свидетельствую Богом, что если б я не содержал в памяти и ново - просвещенном уме Божественное учение твое, то я признал бы Деву Марию за стинного Бога, и воздал бы ей поклонение, подобающее единому истинному Богу". Он писал кроме того, что "ум и сердце его изнемогли при виде красоты Девы Марии", которая была только внешним отпечатком ее большущий Души и ума! А потому как в то время Марии было уже несть числа лет. Она получила весть о своей кончине гладко за три дня до нее, во время молитвы у на напасть Елеонской, где когда - то собирались ученики ее Сына. Получила в презент от вестника пальмовую ветка, которую опосля, с плачем и песнопениями, несли за ее гробом. Спокойно, с просветленным лицом, пришла домой, рассказала все Иоанну, попросила справить учеников, апостолов - все были в разных концах Земли - утешила его, названного Сына, как могла и умела только Она. Уход ее был спокойным и светлым, как дрёма. Она не страдала. Благословив всех, остающихся на Земле, спокойно ждала встречи с Сыном. Тело ее было погребено в одной из пещер, но по прошествии трех дней не было там найдено, кроме того, как когда - то и стан Христа. Апостолы свидетельствовали, все как единственный, что Она явилась им

во время вечерней их трапезы, сияющая и осязаемая, и сказала без малого те же слова, что и Христос:" Радуйтесь! Я с Вами есмь* во все дни!" Она была все той же светло-русой женщиной, "роста мерного, мало выше среднего, с ясным и проницательным взглядом, уста ее подобны были цвету розы и полны приятных речей", (Никифор Каллист), что вмиг согрели их осиротевшие сердца! Они узнали ее походку, звук, ее длинные красивые персты вышивальщицы, которыми она благословила их. Ее запрещено было не изведать! И тогда апостолы совершенно уверились в том, что смерти не существует. И что Матушка, как и в свое время, будет приступать с просьбами к Сыну своему, а Он, как и в свое время, их исполнит, потому как сейчас то уж воистину пришел Его Час, как Победителя Смерти!

ЭПИЛОГ.

Вот я и рассказала Вам то, что знала, что, по сути, должен ведать любой из нас. Можно полемизировать. Можно не полемизировать. Можно доверять, Можно опровергать. Можно раздумывать. К этому я Вас приглашаю. Но в одном я убеждена: не могла Мария быть такою, как все! Она была избрана Богом для особенной миссии. И высокое понятие этой легендарной миссии - быть Матерью Сына Божьего донесла до самой своей кончины.

Добавлю, что следом успения Ее стали раздавать добро бедным. Нашли только горстку серебряных монет, два платья и поясок. Отдали все это двум бедным вдовам. Официально культ Девы Марии в христианском Мире установился значительно позже: в 5-6 веке н.э. Чудеса от святых Ее икон и по молитвам, к Ней обращенным, продолжаются и по этот день для истинно верующих, от сердца и души христиан..

_____________________________________

*В подготовке статьи использованы материалы репринтного воспроизведения книги

Софии Снесоревой "Земная бытие Пресвятой Богородицы" Санкт - Петербург 1898 год.

(Изд. " Верхняя Волга" 1997 год), а также: канонические тексты Библии, Евангелий.

Так же читайте биографии известных людей:
Деви Савитри Devi Savitri

Величайший из бойцов после Гитлера, Гесса и Гёббельса так чилийский писатель и дипломат Мигель Серрано определял место Савитри Деви в истории..

Девид Хейр David Hare

В 1965-ом году Хаэр окончил учебное заведение в Суссексе, а после учился в колледже при Университете в Кембридже, по окончании которого был удостоен..

Девид Юм David Hume
Девин Харрис Devin Harris

Девина Харриса характеризуют как высокопрофессионального баскетболиста. Он обладает феноменальной реакцией и огромной скоростью. Так же он отлично..